Сочинение на тему сравнительная характеристика аркадия и базарова

13 вариантов

  1. Свое произведение “Отцы и дети” Тургенев И.С. создал в то время, когда поднялись вопросы об упразднении крепостного права, в то время, когда начались споры между демократами и либералами. Он угадал те временные настроения, как настоящий творец , когда типаж демократии сменил дворянскую интеллигенцию.
    Автор в романе раскрывает двустороннюю проблему, которая сразу просматривается и в названии произведения. Проблемы поколения, это первая сторона, а вторая, это противоречивость либерализма и демократии. Базаров и Кирсанов герои романа, по идеи обязаны быть на одной стороне, однако так не случилось.
    При составлении характеристики приятелей в своем романе, Тургенев пользуется портретом и диалогом. Сущность философии и политики в спорах особенно передается в диалогах. Главный конфликт Базарова с Кирсановым, как раз просматривается именно в острейшем диалоге. Главное расхождение во мнении Евгения с Аркадием, это было значимость человека. Так как между этими людьми не было взаимопонимания, то дружбой их отношения не назовешь. Подчиненность одного человека другому – это не дружба. Аркадий более слабый человек по своей натуре, поэтому в течении всего произведения видно его подчинение Базарову. Однако, со временем Кирсанов перестает беспрекословно повторять, поддерживать мысли и стремления нигилиста и приобретя собственное мнение начинает выдавать свои мысли.
    Характерное отличие между участниками романа просматривается в поведении, когда они прибывали в поместье Аркадия и его семьи. Базаров изучает природу, лучшее занятие для него, это работа. Он всецело за науку, которая должна быть доступна обычному народу. Научный трудяга, постоянно экспериментирует, он просто утонут в профессии. Аркадий же, в отличии от Базарова — бездельник. Он вовсе другой — слабый, апатичный, вялый. В его образе просматривается либеральная настоятельность. Любое важное дело ни чем его не завлекает за что бы не взялся. Для Кирсанова главное, чтобы был покой и конечно уют.

  2. Окончательную точку в развитии нигилизма в душе Аркадия поставила Катерина, с которой у молодого Кирсанова завязалась любовь. Он понял, что не имеет ничего общего со своим другом и что он совершенно не поддерживает его мыслей и высказываний.
    Литературные критики сравнили персону Аркадия с мягким воском. Вот кто примется его обрабатывать, тот и достигнет результата. При смене оппонента, Аркадий подстраивался и всегда менял свои взгляды.
    В отличие от Кирсанова, Евгений был самоуверенным и целеустремленным человеком. Он до последнего верил в свои жизненные убеждения, придерживался правилам нигилистов. Герой отрицал все эмоциональное, чувственное. Возможно, именно поэтому, он не смог разглядеть в Аркаше его истинную сущность. Базаров любил поспорить, вступить в конфликт со старшим поколением. Он держал себя в руках, всегда был с высоко поднятой головой. Он умел довести спор до конца и выиграть конфликтное соревнование.
    Именно поэтому, Евгений и Аркадий не могли быть настоящими друзьями. Их товарищеские отношения были наигранными. Ведь, как могут дружить люди разных классов.
    Обладая более сильным характером, Евгений постоянно подавлял Аркадия. А тот, в свое время, не имея собственной точки зрения, постоянно волочился сзади товарища. Как же такие отношения можно назвать дружбой!

  3. В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными  лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
    На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.
    Аркадий не готов к этому, так как он «мяконький либеральный барич». В «молодом задоре» либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это — «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».
    Аркадий ценит  Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.» Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд — необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.
    Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа — объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.
    Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.
    Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает , когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и говорить он об этом не хочет.
    Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе», то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий — «ручной».
    Базаров близок к крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он «свой». Аркадий для людей остается барином, хозяином.
    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю, Аркадий!». Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.
    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.». Он считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликтность романа, выраженная приемом контраста.
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной жизни» демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

  4. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика.

    Автор: Тургенев И.С.
    Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.
    Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек.
    Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.
    Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

  5. Базаров и
    Аркадий. Сравнительная характеристика.

    Роман “Отцы и
    дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного
    права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода
    романа на него обрушился шквал критических статей.
    Как настоящий
    художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление
    нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской
    интеллигенции.
    Главная
    проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”.
    Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений,
    вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух
    социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века:
    либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями
    являются Базаров и Аркадий Кирсанов.
    Действующие
    лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических
    группировок мы их отнесем.
    Но дело в том,
    что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем
    лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном
    лагере. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые
    “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен
    своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем
    демократической идеологии.
    К политическому
    лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда,
    он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя
    за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем
    “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”.
    Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить
    Базарова, что Павел Петрович — “хороший человек”, а Николай Петрович — “золотой
    человек”.
    Базаров — враг
    отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна
    народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от
    жизни. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело
    поглощен любимой профессией.
    Аркадий —
    совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный.
    В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает
    свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.
    Тургенев при
    характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее
    подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров,
    происходящих в романе.
    В необыкновенно
    остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым.
    “Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения
    или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не
    деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”.
    С Аркадием он
    расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека. Их
    взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без
    взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На
    протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной:
    Аркадия — Базарову.
    Со временем
    Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым
    суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.
    Разница между
    героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается
    работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в
    любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками,
    изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет
    в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему
    ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Совершенно
    разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает
    Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта.
    Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические
    манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь
    важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках,
    манерах, речах, внешнем виде.
    Крупное
    разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни
    человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно
    “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия
    нет врагов. “Ты — нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что
    Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без
    принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.
    Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    “Отношение Базарова
    к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет
    друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед
    ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее
    почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) — вот главное в
    разногласиях героев.
    Аркадий хочет
    быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.
    Базаров умирает
    в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже
    дряхлые старичка — муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его
    взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.
    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
    Версия для печати

  6. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
    На протяжении всего романа рядом с Базаровым находится его друг Аркадий. Они вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья — деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.
    Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.
    Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.
    По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.
    Идеал же Аркадия — как раз в семье, в имении, в чем он еще больше убеждается после знакомства с Катей.
    Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян всегда остается барином, хозяином.
    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”
    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит…”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать — “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это — крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликт романа, выраженный приемом контраста.
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их —для Базарова романтизм.
    Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

  7. В 1862 году Тургенев описывает роман “Отцы и дети”. В тот самый срок намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
    На протяжении всего романа рядом с Базаровым пребывает его приятель Аркадий. Они совместно учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он от всего сердца разделяет его взгляды.
    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко потом от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья — дело на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же биться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось глядеться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он вечно оставался “либеральным баричем”.
    Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И в этом месте, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.
    Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.
    По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только глупец может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.
    Идеал же Аркадия — как раз в семье, в имении, в чем он ещё больше убеждается после знакомства с Катей.
    Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян вечно остается барином, хозяином.
    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова более того по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”
    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит…”. Он полагает, что “в 44 года игрывать на виолончели глупо”, а Пушкина читать — “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это — крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает важность ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят приятель другу, и в этом — конфликт романа, явленный приемом контраста.
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но выложить их —для Базарова романтизм.
    Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

  8. 8
    Текст добавил: Рожкова Анна

    (Скачать оригинал реферата)
    Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.
    В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В этот период
    намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями:
    либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал
    человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
    На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий.
    По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным
    классам. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Друзья
    вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает
    несколько лет дружбы.
    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он
    искренне разделяет его взгляды.
    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой
    задор». Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся
    органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них
    откажется. Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь
    тебя замарает.». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыльной
    жизни» революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и
    не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает
    яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-
    демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа,
    несмотря на личные невзгоды.
    Аркадий не готов к этому, так как он «мяконький либеральный барич». В
    «молодом задоре» либералы не идет дальше благородного кипения, а для
    Базарова это — «пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя
    молодцами; революционеры же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров
    отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в
    дворянской усадьбе, Аркадий «невольно любуется собою», ему приятно «самого
    себя бранить». Базарову это скучно, ему «других ломать надо». Аркадию
    только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского
    подерства, а в душе он всегда оставался «либеральным баричем».
    Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В
    имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных
    позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не
    вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в
    их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает
    работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: «Аркадий
    сибаритствовал, Базаров работал.» Базаров проводит опыты читает специальные
    книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах
    революционеров труд — необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не
    видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к
    природе, и к народу.
    Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней —
    работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа — объект
    любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает
    против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой.
    Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как
    заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного
    вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся,
    хотя Аркадий об этом не говорит.
    Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.
    Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной
    только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой
    меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление
    красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к
    ней возникает , когда начинается духовное общение. Она умна, способна
    понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и
    эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой
    женщине. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего.
    Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров
    держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание
    о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в «сломанности», и
    говорить он об этом не хочет.
    Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал «ближе», то есть в
    семье, в имении. Он сам говорит, что он «уже не тот заносчивый мальчик»,
    что он до сих пор «задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть
    Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя
    говорит, что Базаров «хищный», а Аркадий — «ручной».
    Базаров близок к крепостным людям. Он для них «свой брат, не барин».
    Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и
    поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову
    как к барину, во всем романе для народа он «свой». Аркадий для людей
    остается барином, хозяином.
    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый
    человек сам себя воспитать должен». Его нигилизм приводит к тому, что он
    начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить
    в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже к близким ему людям.
    Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто
    и искренне: «Люблю, Аркадий!». Но родители Базарова безнадежно отстали от
    него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже
    любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику
    родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает
    точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать
    свои чувства.
    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства.
    Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.». Он
    считает, что «в 44 года играть на виолончели глупо», а Пушкина читать
    «никуда не годится». Искусство он считает формой наживы денег. Для него
    «порядочный химик полезней всякого поэта», а искусство не способно что-то
    изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров
    подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда
    отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не
    Базаров.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом —
    конфликтность романа, выраженная приемом контраста.
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к
    «терпкой, горькой бобыльной жизни» демократа. Базаров и Аркадий прощаются
    навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского
    слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать
    их — для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров
    умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью
    проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не
    привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него.
    Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем».

  9. Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.
    Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.
    Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.
    Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере. Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.
    К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович — “хороший человек”, а Николай Петрович — “золотой человек”.
    Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.
    Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.
    Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.
    В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, — говорит Базаров Аркадию, — дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”.
    С Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову.
    Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.
    Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом — естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
    Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты — нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    “Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) — вот главное в разногласиях героев.
    Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.
    Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка — муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

  10. В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
    На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров “демократ до конца ногтей”. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: “Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.”. То есть Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.
    Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.
    Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.” Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд — необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.
    Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа — объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.
    Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.
    Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает , когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в “сломанности”, и говорить он об этом не хочет.
    Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал “ближе”, то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он “уже не тот заносчивый мальчик”, что он до сих пор “задавал себе задачи, которые ему не по силам”, то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров “хищный”, а Аркадий — “ручной”.
    Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он “свой”. Аркадий для людей остается барином, хозяином.
    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”. Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.
    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.”. Он считает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы денег. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликтность романа, выраженная приемом контраста.
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

  11. Базаров и Аркадий – сравнительная характеристика
    В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
    На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров “демократ до конца ногтей”. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
    Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
    Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: “Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.”. То есть Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” революционера. Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.
    Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это — “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.
    Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.” Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков. В глазах революционеров труд — необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.
    Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа — объект любования, созерцания. Для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.
    Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.
    Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает , когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова — барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в “сломанности”, и говорить он об этом не хочет.
    Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал “ближе”, то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он “уже не тот заносчивый мальчик”, что он до сих пор “задавал себе задачи, которые ему не по силам”, то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров “хищный”, а Аркадий — “ручной”.
    Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он “свой”. Аркадий для людей остается барином, хозяином.
    Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда — сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”. Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.
    Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.”. Он считает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы денег. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.
    Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом — конфликтность романа, выраженная приемом контраста.
    Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их — для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

  12. Автор: Тургенев И.С.
    Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда обострились противоречия между либералами и демократами. Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.
    Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XiX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так.
    Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он — за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. А вот Аркадий по своим взглядам на жизнь безусловно относится к “отцам”, хотя искренне увлекается необычными взглядами своего “учителя”, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело защищает их, пытаясь убедить Базарова, что Павел Петрович — хороший, а Николай Петрович — “золотой” человек.
    Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог — наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе. В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. С Аркадием он расходится в главном — в представлениях о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Со временем Аркадий приобретает свое мнение, перестает повторять слепо суждения и мнения нигилиста и выражает свои мысли.
    Разница между героями видна в их поведении в поместье Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров — враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Базаров — труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Аркадий — совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное — уют и покой.
    Тургенев постепенно раскрывает нам разницу в мировоззрениях приятелей — во взглядах на основополагающие жизненные ценности: любовь, поэзию, природу. Очевидно сопротивление Аркадия взглядам Базарова: постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Суть различий между ними, по-моему, — в отношении к людям. Базаров (по его собственному признанию) ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Один — чересчур резок, безапелляционен, второй — чересчур мягок, “бесхребетен”. “Ты нежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.
    Я далек от того, чтобы выносить нравственные оценки “отцам” и “детям”: слишком много в каждом поколении хорошего и плохого, много противоречивого. Суть моего сочинения в другом: являясь представителями одного поколения, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в итоге не могут найти общего языка. Переломный момент эпохи проходит сложно, делит людей на “отцов” и “детей” независимо от возраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *