Сочинение на тему становление личности

8 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки_

    По пути в крепость он прошёл через огромное количество испытаний. На новом месте его приключения продолжились, и еще он встретил свою любовь. Он благодарен армии за то, что она сделала из него настоящего мужчину. Здесь он обрел смысл жизни.
    Петр познакомился с офицером Алексеем Швабриным. Он считал его своим хорошим другом, но потом он увидел его  лживую натуру. Швабрин оказался лицемером готовым на все ради выгоды.
    Петру понравилась девушка Маша (дочь коменданта). Алексей так же имел на нее виды, но она отвергала его. После этого  обиженный Алексей начал распускать про Машу нехорошие сплетни. Петр, что бы отстоять честь любимой вызвал бывшего друга на дуэль.
    Петр хотел взять девушку в жёны, но против были ее родители. Гринев сильно страдал. После на их крепость напали враги, но Петру повезло, и он спасся.
    Гринев прошёл сложный и длинный и не потерял честь и достоинство. Он превратился из балованного мальчика в достойного мужчину.

    Становление личности Петра Гринева

    В 8 классе учащиеся знакомятся с одной из интереснейших повестей великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина, которая получила название «Капитанская дочка». Рассказ идёт от лица главного героя, которому Пушкин дал имя Пётр Гринёв.
    О его становлении личности можно сказать, что он сформировался как человек разумный только после того, как прошёл все испытания, которые ему встретились в крепости. До 16-ти лет он растёт в дворянской семье и ведёт разгульную жизнь, он ничего и не хочет думать о каких-либо заботах. И, вроде и дальше всё должно было быть замечательно, нужно было только его отцу отправить его на службу в Петербург, где от него бы ничего не требовалось. Но его отец решает отправить его в далёкую Белогорскую крепость. Нельзя назвать тогда Гринёва уже юношей, он был совершенно ребёнком. Возможно это из-за его матери, которая так избаловала его. Это было особо заметно в том, как она его называла – «Петруша».
    И вот, Петруша отправляется в далёкий путь вместе со своей нянькой Савельичем. По пути Гринёв проигрывает и пропивает все деньги и накричал на Савельича за то, что тот уговаривал его не играть и с неохотой отдаёт долг. Но после он извиняется перед стариком, что говорит о том, что он в ответе за свои проступки.
    После мы видим сцену с бураном, в котором они заблудились. Но, к счастью, им встретился человек, который помог им, за что Гринёв подарил ему свой заячий тулуп, ведь он видел, как легко одет мужик и нужно было все равно как-то отблагодарить его. Это говорит о его щедрости и благодарности. Так может не все потеряно и это не Митрофанушка из «Недоросли» Гоголя?
    По прибытию в Белогорскую крепость, Гринёв, безусловно, разочаровался в своих апартаментах, но не капризничает. Первый, с кем он знакомится – это двуликий и мерзкий Швабрин, на фоне его отрицательных качеств, всё больше подчёркиваются лучшие, ещё не до конца раскрытые, качества характера Петра.
    После он знакомится с капитаном Мироновым, его хозяйственной женой и прекрасной дочкой – Машей, к которой Гринёв питает тёплые чувства не смотря, на тогдашние погодные условия.
    В отличие от Швабрина, Гринёв любит бескорыстно и благородно, он готов жертвовать собой ради возлюбленной и ни в коем случае не позволит себе как-то оскорблять её чувства или обмануть её.
    Также в нём проявляется и воинская честь. Это можно наблюдать в части, когда самозванец Пугачёв пытался захватить власть. Петру грозила смертная казнь, но он не собирался переходить на сторону проходимца.
    Я считаю Пушкина действительно умелым писателем, который показал нам те качества, которые должны преобладать у всех и то, как они проявляются под действием внешних факторов.
    8 класс

  2. Надо отметить, что в душе у Петруши заложены прекрасные качества, которым суждено вскоре раскрыться. Герой пройдет немало испытаний, но под влиянием благих потрясений покажет себя добрым, честным и справедливым человеком. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец отправляет его на службу не в Петербург, где сын будет вести разгульную жизнь, а в захолустную крепость, чтобы он потянул лямку и понюхал пороху.
    По дороге Петр с непривычки напивается и проигрывает деньги. Он приказывает Савельичу отдать долг. Позже юноша просит за это прощения, что говорит о его способности признавать свои ошибки. А когда они заблудились в буране, он подарил проводнику заячий тулуп в благодарность за помощь.
    В крепости Петр знакомится и заводит дружбу со Швабриным, отрицательные качества которого лишний раз подчеркивают достоинства Петра в глазах читателя. Также он знакомится с Мироновыми – отцом и дочерью. В его душе возникает чувство к Маше Мироновой.
    В любви Гринев тоже проявляет себя как честный и благородный человек. Он любит самоотверженно и бескорыстно, готов пожертвовать собой ради возлюбленной. Даже тяжелые испытания не могут сбить его с пути.
    Ярче всего дворянская честь, характер и верность долгу проявляются в Петре когда их крепость захватывают повстанцы Пугачева. Понимая, что ему грозит казнь, он отказывается присягнуть самозванцу и сохраняет воинскую честь. Его жизнь спасает ранее подаренный заячий тулуп. Пугачев проникается к Петру и отпускает его, а позже даже помогает ему обрести возлюбленную.
    Пушкин описал лучшие качества, которые, по его мнению, должны быть присущи дворянину, и показал, как эти качества постепенно раскрываются в молодом человеке под влиянием тяжелых жизненных ситуаций.

  3. Центральным героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» является Петр Гринев – молодой дворянин семнадцати лет, от лица которого и ведется повествование. Гринев сочетает в себе качества русского национального характера, которому присущи такие черты как благородство, верность, честность и доброта. Сложные жизненные обстоятельства, описанные в повести, приводят к тому, что Петр становится именно таким, каким мы видим его в финале.
    Детство Петра прошло в Симбирской губернии, где отец юноши, Андрей Петрович Гринев, стремился воспитать из мальчика истинного дворянина и слугу Отечества. Образование маленький Петруша получал дома, где им занимался французский гувернер – Бопре, который на самом деле был парикмахером. Француз не особо стремился исполнять свой долг, но мальчик изучил французский, а затем стал заниматься переводами текстов с этого языка. Вторым наставником мальчика стал крепостной Савельич, который старался вырастить из Гринева порядочного человека.
    Мечтам Петра о службе в столице не было суждено сбыться – отец отправил его в далекую Оренбургскую губернию, напутствовав словами: «Береги честь смолоду…». Впоследствии юноша будет придерживаться этих правил до конца своей жизни.
    При первом знакомстве с этим персонажем создается впечатление, будто Гринев был создан как исключительно положительный персонаж, но это не так. В «Капитанской дочке» он проходит через различные физические и моральные испытания, становясь лучше и раскрывая свои исключительные качества.
    Особую роль играет испытание любовью – именно тогда Петр Гринев проявляет себя как честный и благородный человек. Готовый пожертвовать чем угодно, и даже своей жизнью, он не останавливается ни перед чем, чтобы спасти свою возлюбленную.
    Подводя итог, можно сказать, что А.С.Пушкин описал наиболее подходящие, по его мнению, качества дворянина, и показал, как они могут раскрыться в молодом человеке, находящимся под натиском тяжелых жизненных испытаний.

  4. Эссе 28/ Пользователь: Дарья/ г.Воронеж/ дата загрузки 29.01.2018
    Тема:

    «Процесс развития есть процесс становления личности»
    (А. Маслоу)

    Данная проблема актуальна в условиях глобализации общественных отношений.
    Смысл данного высказывания состоит в том, что человеком рождаются, а вот личностью становятся в процессе социализации.
    Я полностью согласна с мнением автора, так как личностью не рождаются, а личностью становится. Личность – это индивид, который обладает совокупностью значимых черт, с помощью которых он реализуется в обществе. Личность состоит из социального статуса и социальных ролей. В формировании личности огромное влияние оказывает воспитание и деятельность человека.Воспитание подразумевает под собой передачу определенных навыков и умений от родителей к ребенку. Еще не мало важное значение в становлении личности играет семья и окружающий её мир.
    Например, в произведении Д.Фонвизина «Недоросль» мы видим, что действительно в семье начинается формирование личности. С самого детства мама говори Митрофанушке, что ему не обязательно учиться, что к людям ниже их статуса надо относиться с презрением, как с рабами. Всё это закладывалось у ребенка с детства. Мама повлияла на формирование отрицательных качеств личности.
    В истории Росси много выдающихся личностей, например, Кутузов. Он был отличным полководцем, хорошим товарищем для своих солдат. Кутузов был близок к простому народу, понимал его, сопереживал ему. Этим он заслужил уважение в обществе. Он воевал наравне со своими солдатами, а не отсиживался в штабе. Интересовался не только русской, но и зарубежной литературой. Все это оказало огромное влияние на становление такой великой личности.
    Подводя общую черту, хотелось бы сказать, что человек, как личность играет важную роль в обществе, государстве. Человек должен всегда развиваться, тогда он сможет лучше адаптироваться в обществе. Становление личности не возможно без процесса развития.
    Автор: Дарья

    Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2018

    Критерий
    Балл
    Комментарий
    К 1.
    1
    Смысл высказвания раскрыт: верно выделена одна основная идея, связанная с содержанием обществоведческого курса.
    К 2.
    1
    В контексте одной выделенной идеи приведены отдельные, не связанные между собой рассуждениями понятия и положения.
    К 3.
    В ответе имеются ошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
    К 4.
    1
    Приведен только один корректный факт, явно связанный с иллюстрируемой идеей.

    Общий балл: 3
    Положительные стороны работы:
    Формально автор мини-сочинения следует экзаменационным требованиям. Есть попытка тезисно раскрыть смысл высказывания. Представлена теоретическая часть, высказана собственная позиция, приведены два факта общественной жизни.
    Дается определение личности и ее структура.
    Первый факт общественной жизни иллюстрирует личностное становление.
    Рекомендации:
    Необходимо пояснять тезисы.
    Автор эссе в самом начале делает высказывание:
    “Данная проблема актуальна в условиях глобализации общественных отношений”.
    Однако связь этого положения с проблемой личности не очевидна.
    Можно было бы уточнить, например, что от уровня личностного развития (нравственного, эстетического, интеллектуального) индивидов зависит степень развитости сообщества.
    Следовательно, в эпоху глобализации, когда все сообщества взаимосвязаны, проблема личностного совершенствования становится общечеловеческим фактором.
    Первое и второе положения мини-сочинения не связаны.
    Рекомендуется обратить внимание на употребление термина “человек” во втором предложении.
    В общеизвестном тезисе звучит слово “индивид”.
    “Индивидом рождаются, а личностью становятся”.
    Человек в обществоведческих дисциплинах определяется как биопсихосоциальное существо.
    В данном контексте некорректно высказывание: “…человеком рождаются, а вот личностью становятся…”
    Третье предложение повторяет второе и не является информативным.
    Теоретические положения,
    а также факты общественной жизни не раскрывают в полной мере связь процесса
    развития со становлением личности.
    Автор эссе рассуждает только о становлении личности.
    Но необходимо было указать, что по мысли А. Маслоу становление личности – это движение от высшего к низшему.
    Например, личность ребенка неустойчива.
    Его желания сиюминутны, потребности не осознанны, интересы постоянно меняются.
    С возрастом появляется устойчивость личности.
    Взрослый человек ранжирует свои потребности, управляет своими желаниями, имеет сложившиеся интересы.
    Данный недостаток эссе может быть интерпретирован как отсутствие понимания смысла высказывания!
    Читать другие эссе…

  5. Содержание
    Введение
    1. Социализация личности
    2. Роль социума в формировании личности
    Заключение
    Список использованной литературы
    Введение
    Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. Личность – это социальная характеристика человека. Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем — такое определение личности дал в свое время Гегель.
    Анализ факторов развитияначат еще античными учеными. Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?
    Древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности. В течение всей жизни он связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, воздействуя на них и являясь объектом социальных воздействий.
    Формирование личности — сложный процесс, находящийся под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных. Ученые утверждают, что в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает социальное влияние в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.)
    Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
    Цель данной работы: проанализировать влияние социума на формирование личности.
    Работа состоит из ведения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
    1. Социализация личности
    Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Однако практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.
    Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
    Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
    Формирование личности характеризуется последовательностью и поступательностью изменений, происходящих в сознании и поведении личности.
    Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит.
    С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.
    По своему содержанию социализация – это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их постепенное усвоение индивидом.
    Исключительно большое значение ранней социализации для всего процесса формирования личности отмечали З. Фрейд, Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже и многие другие ученые. Именно на этом этапе дети получают первые элементарные знания, овладевают навыками мышления, познания, действия, общения, осваивают правила доведения, знакомятся с простейшими культурными ценностями и нормами и учатся следовать им. Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях – поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я».
    Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве – таковы основные стадии в осознании своего «Я».
    Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же, как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки.
    Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.
    Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д.
    Выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации.
    Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.
    Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т. д.
    Социальное развитие ребенка происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации и индивидуализации.
    Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой – вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум. При этом происходит взаимная трансформация и личности, и среды. Эти процессы проявляются на всех уровнях социума, в том числе и при вхождении ребенка в какую-либо конкретную группу, общность людей, и оказывают влияние на формирование его определенных личностных качеств.
    Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка — воспитанием.
    Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т.е. его социализация.
    При этом чем значительнее и многообразнее влияние социума на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.
    2. Роль социума в формировании личности
    Социум (от лат. Socium – общее) — большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей и общностью культуры, культурного наследия и традиций. Мы рассматриваем социум, прежде всего, с точки зрения процесса включения человека в нее через ближайшую социальную среду, в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни, его жизни в социуме имеют характер взаимодействия.
    Среда – это не просто улица, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно.
    Формирование личности очень сложный процесс, который происходит:
    — под влиянием семьи, школы, внешкольных учреждений;
    — под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение, в последнее время Интернета);
    — в результате живого, непосредственного общения с окружающими людьми.
    В разные возрастные периоды личностного развития количество социальные институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны.
    В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. Положительное воздействие на личность ребенка в семье состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.Начиная с подросткового возраста, большую роль в формировании личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.
    По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, особенно сильной она является в первые годы жизни ребенка. В младенчестве преимущественное влияние на ребенка оказывает мать или тот человек, который ее заменяет, кто непосредственно ухаживает за ребенком и постоянно общается с ним. В целом семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и получает возможность вступать в разнообразные контакты с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам.
    В детском возрасте к описанным семейным воздействиям добавляются те, которые направлены на воспитание у ребенка любознательности, настойчивости, адекватной самооценки, стремления к отзывчивости, общительности, доброты, а также нравственного становления личности, которые, прежде всего, проявляются в отношениях к людям: порядочность, честность и др. Здесь участие в воспитании ребенка начинают принимать не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерных для детей старшего дошкольного возраста.
    С поступлением в школу воспитательное влияние семьи несколько ослабевает за счет того, что с ней успешно начинает конкурировать школа. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями.
    Значительную часть времени ребенок теперь проводит вне семьи, среди учителей и сверстников, общаясь с ними в различных ситуациях и по разным поводам. Воздействие семьи на личностное развитие ребенка становится не только относительно меньшим, меняется качественно. Взрослые члены семьи сознательно сосредотачивают свое внимание на воспитании у ребенка таких качеств личности, которые необходимы для успешного учения и общения с различными людьми в школе и вне дома. За время обучения в младших классах влияние школы и семьи, тем не менее, остается еще одинаковым.
    В подростковом возрасте ситуация радикальным образом меняется. Личностно-развивающее влияние школы и внешкольного общения по сравнению с воздействием внутрисемейного общения усиливается, и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть детей подросткового возраста по-прежнему остается под сильным и доминирующим влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных особенностей как раз этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся с должным пониманием, если между подростком и его родителями (дедушками, бабушками, братьями, сестрами и др.) установятся добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических взаимоотношений.
    С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внешних институтов воспитания начинает преобладать над семьей для абсолютного большинства детей. Дальнейший процесс формирования личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общаются юноша или девушка, а также от ситуаций, в которые поворачивается общение, и от его характера.
    В целом влияние школы на развитие ребенка как личности, эпизодично, хотя хронологически оно занимает период времени до 10 лет (от 6-7 до 16-17 лет). Непосредственно в школе дети проводят не так уж много времени, и, кроме того, значительная часть уходит на учение, а не на воспитание, т.е. связана в основном с развитием познавательной сферы, а не личности. И, тем не менее, есть определенный период в жизни ребенка, связанный со школой, когда она играет существенную роль в его личностном формировании. Это — младший школьный и начало подросткового возраста, когда дети психологически еще находятся в сфере значительного влияния со стороны авторитетных для них взрослых людей, в данном случае учителей. Именно к этому времени должны быть приурочены главные воспитательные воздействия со стороны школы.
    Ранний юношеский возраст — это время относительной стабилизации личности, ее практической подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Однако, учитывая совокупность всех факторов, влияющих на формирование личности, необходимо отметить решающую роль активности самой личности. Именно она трансформирует в себе все факторы: что-то принимает в них, а что-то нет.
    К возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Те изменения, которые с человеком происходят в процессе его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты и далее остаются уже практически неизменными.
    Особенно важен и труден период после окончания школы, когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, систем ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. Все большую и большую роль для формирования личности начинают играть различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации и т.д.
    Заключение
    Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, становится носителем социальных отношений.
    В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием: биологическое и социальное. По мнению ряда ученых, в качестве основного фактора в процессе формирования личности выступает именно влияние социума.
    Итак, формирование личности – это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум), в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т.е. усвоение индивидом требований социума.
    При рождении ребенок развивается в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые социальные среды – дошкольные учреждения, школы, вузы, различные организации, компании друзей, дискотеки и т.д., в которых он формируется как личность.
    Наиболее интенсивно этот процесс протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ориентации.
    Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.
    Список использованной литературы
    1. Бокачев И.А. Формирования личности в процессе социализации. / Вестник СевКавГТУ. Серия Гуманитарные науки. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. — №1 (11). – С.42-47.
    2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. — 4-е изд. Кн.2. Психология образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 496 с.
    3. Общая психология: учеб. для студентов пед.институтов./Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
    4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. — М.: Психологический центр ПЛАНЕЙ, 2000.- 432 с.
    5. Фролов С.С. Социология: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2002. — 344 с.

  6. Духовное становление личности
    Русская литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его сокровенные мысли и чувства.
    Лев Николаевич Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное Чернышевским умением передавать “диалектику души”. “Люди, как реки…” говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и сложность человеческой личности, изменчивость и непрерывное движение, развитие, “текучесть” внутренней жизни людей.
    По Толстому, всякий результат человеческой жизни непреднамерен, стихиен. В событии всегда участвует множество разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и сталкиваются между собой. Итак, есть ли внутренняя, необходимая мера в человеческой жизни, между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или связь эта хаотична, случайна?
    В чем смысл активности человека, жизненных усилий его? Вопросы эти решаются всем романом “Война и мир”, каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе главные герои, это поиски не одним разумом, а жизнью, судьбой ответов на главные эти вопросы.
    Очень разные Пьер Безухов и Андрей Болконский, но каждому из них, каждому по-своему, приходится на своем пути пройти через тяжелые моральные испытания, когда нужно заново решать вопрос о смысле собственной жизни и ее связи с жизнью других людей, с объективным порядком вещей, и вопрос этот оказывается так запутан и осложнен, что уже, кажется, невозможно решить его положительно. В стихию человеческой жизни со всей ее видимой пестротой и запутанностью отношений, позиций, точек зрения, целей, как в пучину, погружается мыслью и душой
    Пьер Безухов, чтобы узнать: есть ли объединяющее начало, есть ли закон и цель в этом видимом хаосе? Нестройность, несогласованность этой картины мира составляет страдание, с которым проходит по жизни Андрей Болконский. Из разговоров Пьера и Андрея на первых страницах романа “Война и мир” уже заметны те линии, по которым пойдет жизнь одного и другого.
    Рядом со старшим другом Пьер расплывчат и рыхл со своим, по-видимому, бесцельным философствованием, со своими вопросами: кто виноват, кто прав. Князь Андрей разговаривает с Пьером, как человек действия; он объясняет, зачем идет на войну: “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне!” Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в пустом светском существовании.
    Князь Андрей не хочет допустить, чтобы случайности жизни распоряжались его судьбой. Он верит в свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о целесообразности миропорядка и человеческой жизни главный вопрос, который исследуется и выясняется каждой строчкой романа Л. Н. Толстого. Князь Андрей верит в свою звезду; он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то, что рожден для подвига и величия. Но ему предстоит пережить столкновение этих иллюзий, воспринятых из примеров других времен, с реальностью его времени, усложнившего и запутавшего человеческие отношения и все, казавшиеся недавно ясными, понятия о величии, о подвиге, славе, о смысле людских усилий.
    Князь Андрей скажет позднее о себе во время свидания с Пьером в Богучарове, что он жил для славы, то есть жил для других. “Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы”. Князь Андрей вначале ориентируется на этот героический канон; в его мечтах армия попадает в безвыходное положение, и он один спадает ее и выигрывает войну совсем как в древних преданиях. Но в действительности история имеет более прозаический вид. Болконскому откроется, что мировая слава Наполена венчает эгоистический произвол, а действительный подвиг скромного капитана Тушина не будет увенчан славой и останется неизвестен.
    Жизнь предстанет ему в несовпадении видимого и настоящего, и его собственное героическое стремление в своем реальном значении и по настоящим своим последствиям окажется чем-то не тем, что мечталось ему. Оно окажется гордой обособленностью, отделяющей его от общей судьбы людей, вместо того, чтобы эту судьбу решать, как подобает герою.
    В критические дни кампании 1805 года, пробираясь к штабу своей армии, уже обреченной на поражение, Болконский с презрением смотрит на царящий кругом хаос, на смещавшиеся повозки, утопающие в грязи, на картину беспорядка, паники, охвативших войска. Ему оскорбительна эта картина, такой она являет контраст его собственной героической настроенности: он едет, чтобы спасти армию. Когда наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит впереди со знаменем и, раненный, падает вместе с ним. Потом его видит лежащим на поле битвы с древком Наполеон и произносит: “Какая прекрасная смерть!” Однако слова Наполеона доносятся до затуманенного слуха князя Андрея, словно жужжание мухи, и похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не нужна ему. И вот он, поверженный навзничь, Уже не видит ничего вокруг, он видит только высокое небо над собой и в нем одном находит величие и значительность, которых он ищет в жизни, но которых не было в его вожделенном Тулоне.
    Героическая минута оказалась наполнена той самой мелочной суетой, которая ему была оскорбительна в жизни. Честолюбивые планы, мечты о Тулоне и славе сами были такой суетой небо Аустерлица сейчас говорит Андрею об этом. Призрачность официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится очевидна рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, значения которых князь Андрей раньше не понимал, обольщаясь в истории ее поверхностной стороной.
    Однако простое и такое глубокое для автора “Войны и мира” семейное счастье то самое, которое знают Ростовы, “мирное” счастье не будет дано Андрею Болконскому. Почти на его глазах, в тот самый момент, когда он вернулся домой, умирает от родов жена; он ею пренебрегал, этой маленькой женщиной, презирал в ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал и был высокомерен к обычным, невыдающимся людям.
    Позже он скажет Пьеру, что был виноват перед женой и надеялся оправдаться. Жизнь не дает оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью маленькой княгини она обвиняет гордость Болконского, отвлеченность его высоких стремлений. Андрей наказан страданием в тихой домашней жизни, которой он живет после смерти жены и которой он впервые пожелал на поле Аустерлица. Но простая жизнь непросто дается Андрею. Она дается ему со страданием, тайная ее глубина и значительность для него не открыты.
    Князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Навсегда непереходим для него разрыв “небо” и земная реальность. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв трагическая тема образа Андрея Болконского. Князя Андрея навещает в его деревенском уединении Пьер Безухов. Между друзьями идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще человеческой жизни. Однако перед нами не отвлеченная дискуссия, а диалог очень неодинаковых личностей. Страницы, посвященные свиданию в Богучарове, одни из самых философски глубоких и вместе с тем художественно обаятельных в романе Толстого. Вот к чему непрестанно возвращается разговор как к своему центру, главному содержанию: что такое добро, справедливость, правда не в относительном, личном смысле, а в абсолютном, объединяющем, общем для всех? И существует ли это общее? Своя мечта, своя правда у каждого человека при отсутствии общей правды, необходимость и разумность меры добра и зла, того нравственного закона, что именно и является смыслом и целью всех жизненных поисков Андрея и Пьера. Однако восторженно-отвлеченные речи Пьера не действуют на Болконского.
    Князь Андрей строг в своем отношении к жизни, он не хочет больше самообманов, гонит прочь утешения, он нарочито сухологичен, ему нужна только истина. Но какое-то нелогическое чувство, скрытое от себя, осталось в нем, и оно говорит, что истины, к которым он пришел, не абсолютные истины. “Зачем?” вот великий вопрос, вопрос о цели, о назначении человека, его жизни, событиях, истории. Человеку недостаточно факта события, он хочет узнать: зачем? Жизнь не проста, и этот вопрос мучает толстовского героя в самые критические моменты жизни. Свидание с Пьером было для князя Андрея вехой, с которой началась его новая жизнь во внутреннем мире. Приехав по делам в Отрадное, князь Андрей впервые встречается с Наташей. Она пробудила в Болконском потребность простого контакта с другим человеком она была прежде закрыта князю Андрею, решавшему для себя одного всеобщие проблемы человеческого бытия. До Аустерлица Болконский стремился жить для других, отделяя себя от них, теперь же жить вместе с другими. “Чтобы не для одного меня шла моя жизнь”, вот постоянная тема размышлений князя Андрея, главный, ведущий их мотив. В Петербурге Андрей во второй раз встречает Наташу Ростову на балу.
    Он покинул свое уединение и предался общественной деятельности; он занят службой в центре подготовки гражданских реформ, близок к Сперанскому новому “великому человеку”, которым он теперь увлечен; опять общественное стремление его незаметно приняло форму прежних иллюзий; снова влечет его во внешние сферы, “туда, где готовилось будущее”. Но одна встреча с Наташей разрушает все это. Разрыв с Наташей возобновляет страдание Болконского, то страдание от неидеальности жизни, которое он знал всегда. Наташа могла променять его на пустого хлыща Курагина это для князя Андрея последнее разоблачение всяких идеальных иллюзий.
    Ощущение краха соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром Смоленска, разорением Лысых Гор, его родного гнезда. Грубое насилие, то же, что сломало его судьбу, теперь играет свою пагубную роль в общей жизни людей. В роковую минуту смертельного ранения, когда дымящаяся граната, готовая тотчас взорваться, вертитс

  7. На, держи!
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
    И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
    Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.
    Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря.
    Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.
    Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.

  8. Сочинение на тему: “Становление личности Петра Гринева под влиянием “благих потрясений”
    1. Детство и юность, среда, воспитание героя.
    2. Проявление характера при первом вступление в самостоятельную жизнь.
    3. Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости.
    4. Истории любви к Маше.
    5. <> потрясения.
    6. История отношения с Пугачёвым (характер развития и определение взгляды в жизнь).
    7. основные черты героя, типичность образа.
    Береги платье снову а честь с молоду- эта пословица является моралью произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» где одним из главных героев является Петр Андреевич Гринев .Произведение знакомит нас с приключениями в жизни Гринева во время пугачевского бунта характер Гринева меняется под влиянием событий проследим это.
    Детство Петруши Гринева ничем особенным не отличалось от детства других поместных дворян. Пять лет у мальчику был приставлен дядька Савельич-дворовый человек, которому такое доверие было оказано «за трезвое повеление» благодаря Савельичу к двенадцати годам Петруша освоил грамоту. Следующей ступенькой в обучении стал выписанный из Москвы француз мосье Бопре. Он должен был учить мальчика всем наукам но он предпочел наскоро выучиться от Петруши кое-как болтать по русский. Мальчик был предоставлен самому себе. По достижениям сына 16 лет отец исполненный чувства долга отправляет Петра служить на благо родины -это было началом взрослой жизни.
    По приезде в Симбирск в трактире он знакомится с с ротмистром Зуриным и тот учит его играть на биллиарде и выигрывает у него 100 рублей. Наутро Зурин требует деньги Гринев вел себя как «мальчишка выбравшийся на волю» и он показывает свой характер Савельичу и заставляет его не смотря на его протесты выдать деньги и пристыженный уезжает из Симбирска. Из несмышленого мальчишки Гринев превращается в самостоятельного человека осознавая свою ошибку он раскаивается перед Савельичем
    В Белогорский крепости куда Петр Гринев прибыл для прохождения службы он полюбил дочь капитана крепости Машу Миронову. Благородство и честь не позволяют ему пропустить мимо ушей клевету на его возлюбленную со стороны другого дворянина Алексея Швабрина результат этого-дуэль, которая могла стоить Гриневу жизни он не боится умереть за честь другого человека- это показатель взросления
    Встречи с Пугачевым повлияли на характер Гринева он не становится на сторону Пугачева долг и честь для него главное
    меняется и отношение Гринева к Савельичу. Савельич теперь не обуза – а близкий родной человек Гринев спасает Савельича, когда его поймали люди Пугачева он вернулся за ним жертвуя своей жизни
    Маша и Петр Гринев полюбили друг друга чувство Маши к Петру сильно и глубоко маша теперь для него родной и близкий человек
    Повесть «Капитанская дочка» показывает нам сложный и трудный «путь» взросления героя из недоросли Петр Андреевич Гринев превращается во взрослого серьезного порядочного человека патриота своей родины для которого самым важным является честь и умение держать слово

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *