Сочинение на тему старуха изергиль разум и чувства

15 вариантов

  1. Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.
    Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
    Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.
    “Человек” для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Ноmо 8арiепs, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. “Превосходная должность — быть на земле человеком”, — говорится в рассказе “Рождение человека”. И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий и “великие вожди и учителя” — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем “черное чудовище власти”. Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.
    Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Герои рассказа “Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и прежде всего для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
    Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдаваясь своим чувствам, не слушая голос разума. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни”. Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове “безумство”. “Расчет — вот энтузиазм мудрого” — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой. Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути. Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: “горячих” и “гниющих”. “Гниющие” — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство. И типичный представитель их образ-символ Серый “любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя. Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым”.
    Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — “горящие”. Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. “Большое это удовольствие — жить на земле!” — говорит Нил, один из главных героев пьесы “Мещане”. Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа “Мать”, и многие другие “горящие” герои Горького.
    Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо “цена человека — дело его”.
    “В жизни всегда есть место подвигу”, “Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека”.
    Бесцельно, бессмысленно “горит” жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель. Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь. Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.
    Итак, Человек, оружие которого “твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее” — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого “.. .новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!”. Человек, смысл жизни которого “…в творчестве, а творчество само довлеет и безгранично!” Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. “Все — в Человеке, все — для Человека!.. Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”

  2. В жизни… всегда есть
    место подвигам.
    М. Горький
    Алексей Максимович Горький — писатель яркий и талантливый. Не было такого жанра литературы, в котором бы не работал писатель. В молодости Горький отдал дань романтизму, создав ряд интересных и своеобразных произведений: “Макар Чудра”, “Девушка и Смерть”, “Старуха Изергиль” и другие.
    Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной.
    Алексей Максимович использует хорошо известную форму “рассказ в рассказе”, где автор — слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни.
    Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой и интересной жизни.
    В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. “Он презирал людей и думал, что может обойтись без них”. В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.
    Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам,— говорит Изергиль.— И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней”.
    В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. “Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…”
    Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных — героев.
    Рассказ Горького поражает читателей не только необычной тематикой, красивыми легендами, но и прекрасным певучим языком. Автор начинает и заканчивает рассказ описанием прекрасной южной природы. Красивость языка не заслоняет высокую идейность, которую автор старается донести до читателей.
    Романтические рассказы Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

  3. Рассказ «Старуха Изергиль», написанный Максимом Горьким в 1894 году, можно разделить на три части, две из которых противопоставляются и олицетворяют такие человеческие качества как равнодушие и отзывчивость.
    В легенде о Ларре рассказывается о юноше – сыне женщины и орла, считающим себя «выше» остальных. Он не считается ни с кем в племени, не проявляет уважения к старейшинам и абсолютно равнодушен к судьбам окружающих, потому что наделён бессмертием. Парень позволил себе убить женщину из племени, отвергнувшую его объятия. Ему было всё равно на людские законы, он не хотел принимать концепцию платы за свои действия. Поэтому люди племени нашли наказание, послужившее расплатой за его высокомерие и гордыню, – оставили его в полном одиночестве, сделав Ларру призраком, не понимающим ни человеческой речи, ни поступков, не способным ни нормально жить, ни умереть.
    В легенде о Данко повествуется о храбром юноше с горящим, в буквальном смысле, сердцем. Будучи самоотверженным, отважным и отзывчивым парнем Данко смог спасти заблудившийся в лесу народ. Он вывел их из тёмного дикого леса, осветив путь своим сверкающим сердцем, вырванным из груди. Он не думал о своей жизни, а стремился к тому, чтобы окружающие смогли выбраться оттуда. Он не мог дать им погибнуть. Юноша пожертвовал своей жизнью во благо существования этого жестокого и трусливого народца, один человек из которого раздавил сердце Данко, побоявшись его могущественной и неизвестной силы.
    Противопоставляя этих двух молодых людей, Горький показал, что гордыня, трусость и эгоизм – главные пороки человека. Нужно жить ради других людей, уметь брать ответственность за себя и окружающих. Тогда существование имеет больше смысла и ценности, чем эгоистичное и вечное скитание по миру в одиночестве, которое не приносит ни пользы людям, ни радости от жизни самому себе.

  4. Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
    1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
    2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
    3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
    Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

    Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

    Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
    Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
    Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
    1. «Разум и чувство»,
    2. «Честь и бесчестие»,
    3. «Победа и поражение»,
    4. «Опыт и ошибки»,
    5. «Дружба и вражда».
    Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

    Рекомендованная литература

    Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики.
    Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
    1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
    2. А.П. Чехов «Ионыч»,
    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
    4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
    5. В.А. Каверин «Два капитана»,
    6. В.В. Быков «Сотников»,
    7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    8. Генри Марш «Не навреди»,
    9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
    10. Джек Лондон «Белый клык»,
    11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
    12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
    13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
    14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
    17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
    18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
    19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
    20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

    Аргументы к теме “Разум и чувство”

    Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
    1. Соответствовать теме
    2. Включать в себя литературный материал
    3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
    4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
    5. Быть грамотно оформлен.
    К теме “Разум и чувство” можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.С. Грибоедова “Горе от ума”, Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».

    Примеры итоговых сочинений

    Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
    Пример сочинения на тему: “Должен ли разум брать верх над чувствами?”
    К чему прислушиваться, к разуму или чувствам – таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.
    Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.
    Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.
    Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

  5. Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» написан в 1895 году, сам автор признавался в письме к А.П. Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим про­изведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя-рассказчика. Такая манера но­сит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
    В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и веселых людей, возвращающихся с работы на виноградниках.
    Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Все вокруг напоминает сказку.
    Старуха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
    Ларра — сказочный юноша, рожденный от земной жен­щины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «гла­за его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Ее диск был велик, кроваво-красен, она каза­лась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой». Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
    За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добро­вольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бес­смертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех лю­дей мира».
    Вторая легенда посвящена Данко — человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
    Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чисто­го воздуха, промытого дождем».
    Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он вы­полнил свое заветное желание — спас людей ценой собствен­ной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры — крайности. Не случайно именно ме­жду этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила.
    Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить — надо уметь что-нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть ме­сто подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало все меньше красивых и сильных людей.
    Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем, но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в нача­ле, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно… Море шумело глухо и печально». Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
    В одном произведении писатель сопрягает реалистиче­скую и романтическую манеры повествования. Рассказ акку­мулирует горьковские представления о скоротечности челове­ческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира.

  6. Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль.
    Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии.
    …Молдаване закончили сбор винограда и шли к морю. Они были очень красивы, а их женщины «странны и сказочные». Автор и старуха Изергиль сидели на берегу. Глядя на старуху, автор думал, что она была когда-то очень красивой, а теперь «время согнуло ее пополам». Когда взошла луна, старуха сказала, что это «идет Ларра», и указала на неясную тень в степи. Затем начала рассказ о Ларе.
    …Много тысяч лет назад «в стране большой реки» жило племя могучих людей. Однажды орел унес из племени девушку. Ее искали, но безуспешно. «Но через двадцать лет она сама пришла, измученная и иссохшая». С нею был юноша, красивый, похожий на нее в молодости. Женщина рассказала, что орел жил с ней в горах, как с женой, а потом умер. А юноша – это сын орла. Люди племени с удивлением смотрели на юношу, и видели, что он ничем не лучше их, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Со всеми юноша говорил как с равными, а к старейшинам относился без нужного почтения. Юноше понравилась одна девушка из племени, и он подошел к ней и обнял ее. Она оттолкнула юношу. В ответ сын орла ударил ее, а когда она упала, поставил ей ногу на грудь. Девушка умерла, но юноша даже не смутился. Его схватили и решили казнить. Перед смертью юноша попросил разрешения сказать свое последнее слово. Он сказал, что считает себя «первым на земле». Племя решило, что будет лучше, если просто изгнать его из племени – одиночество станет самой страшной казнью для юноши. …С тех пор юношу называли Ларрой, что значит «отвергнутый». В течение многих лет Ларра похищал из племени скот и девушек; стрелы его не брали, так как на нем было проклятье. Но однажды пришел день, когда Ларра сам пришел к людям, желая быть убитым. Но люди не трогали его. Ларра попытался ударить себе ножом в грудь, но нож сломался. Ларра стал биться головой о землю, но «и земля отстранялась от него». С тех пор Ларра ходит повсюду, ожидая смерти…. Так завершается рассказа старухи о Ларра. Затем она повествует автору историю своей жизни.
    Когда-то старуха Изергиль была молодой и очень нравилась мужчинам. Первый, кому она отдала свое тело и душу, был «черноусый молодой рыбак». Но вскоре Изергиль познакомилась с «Красавцем гуцулом». Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака, и гуцула не стало. Изергиль стала девятой женой в гареме немолодого турка. Затем она сбежала от него вместе с его шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре умер, но даже в мертвом нем «горела любовь». После этого Изергиль попала в монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе с монахом, который в нее влюбился». Он, по ее словам был «подлый и хитрый». Как-то Изергиль купил один «жид». Она сама на это согласилась, потому что «работать не умела», и к ней стали ходить богатые поляки, которые «много платили». В сорок лет Изергиль вдруг полюбила молодые шляхтича, избалованного и гордого. Когда он попал в плен «русским, она даже спасла его, убив солдата». Но она ему была не нужна. Поняла Изергиль, что «перья потускнели» и стала жить одна и на одном месте». Молдавская молодежь не оставляет Изергиль, и часто слушает с интересом ее истории.
    Затем Изергиль поведала историю о Данко. Это был прекрасный юноша, пожертвовавший собой ради своего народа. Народ Данко с некоторых пор жил в страшном и темном лесу – с прежних мест его прогнали иные племена. Выжить можно было только вне леса. Но дорогу людям преграждали деревья огромной высоты. Данко повел людей сквозь лес, люди падали и гибли, но шли. Однако тоска и отчаянье вскоре завладело ими, они стали кричать и ругать Данко. А он пожалел людей, возненавидевших его, и он вырвал из своей груди сердце. Данко поднял сердце над головой, а оно засветилось ярче солнца. Юноша двинулся вперед, а зачарованные люди «бросились за ним, очарованные». Вскоре лес расступился, показалась степь. Из раны Данко била кровь, и он умер. Но никто не заметил его гибели, а один человек даже наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры. С тех пор в степи перед грозой появляются голубые огоньки – искорки сердца Данко…
    На этом старуха закончила свое повествование и задремала…
    Так завершается произведение М.Горького «Старуха Изергиль».

  7. Рассказ Горького «Старуха Изергиль» был написан в конце 19 века. Стоить отметить, что это произведение пропитано нотками романтизма, ведь Максим Горький первый из русских писателей, кто использовал элементы романтизма в своих работах.
    По своей структуре «Старуха Изергиль» представляет собой рассказ в рассказе. Произведение состоит из трех отдельных рассказов. Первый – легенда о Ларре, второй – описание жизни Старухи Изергиль, третий – легенда о Данко. Хотя эти рассказы общего произведения не связаны друг с другом, в них автор пытается ответить на вопрос о смысле жизни.
    Итак, в первой части, Горький показывает нам молодого парня. Он был сыном простой женщины и орла. Звали его Ларра. Ларра выделялся своим сложным характером. Он был самолюбивым, дерзким, эгоистичным. Именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Однажды, думая о том, что он лучше и «выше» других людей, Ларра совершает страшный поступок – убивает дочь старейшины. Наказанием для парня было изгнание из общины, бессмертие и вечное одиночество. Ларра даже обрадовался такому наказанию, со временем он понял свою ошибку, но, ничего уже не исправить. Парень остался в одиночестве, время превратило его в тень, которая не давала людям забыть про него.
    Вторую часть рассказа Максима Горького можно отнести к автобиографическому повествованию. Здесь мы знакомимся с жизнью Старухи Изергиль. Так, читая рассказ, становится понятно, что у Изергиль всегда было много поклонников, к которым она испытывала любовные чувства. Всю свою жизнь она провела в путешествиях, была во многих уголках нашей огромной страны и даже в других государствах. Старуха Изергиль играла чувствами других людей, но про свою гордость, никогда не забывала. Можно сказать, что главная героиня этой части рассказа была максималисткой. Она если что-то делала, то делала до конца, не глядя ни на какие преграды. Если любить, значит любить каждой частичкой своего сердца и души, любить полностью и без остатка. В конечном итоге, Старуха Изергиль понимает, что смысл жизни заключается не в поисках любви по всему миру, а в тихой размеренной жизни с любимым мужем и детьми.
    В третьей части рассказа мы знакомимся с Данко, смысл жизни которого заключался в помощи людям. По своей натуре Данко был лидером, он был готов повести за собой массы людей. Также его отличало бескорыстие и свободолюбие. Все эти качества помогли ему возглавить свой народ и помочь ему выйти из глухого леса. Дорога оказалась длинной и не простой и когда весь люд начал бунтовать, Данко вырвал свое, горящее от любви сердце, и освещал им дорогу. Он отдал свою жизнь для блага своего народа. Когда путь был найден и цель достигнута, никто и не вспомнил про умирающего Данко. Только искры пылающего костра напоминали о подвиге Данко.
    Своим рассказом Максим Горький заставляет каждого читателя задуматься и найти ответ на вопрос о смысле жизни.

  8. Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.
    Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.
    Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках.
    “Человек” для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Ноmо 8арiепs, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. “Превосходная должность — быть на земле человеком”, — говорится в рассказе “Рождение человека”. И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий и “великие вожди и учителя” — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем “черное чудовище власти”. Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом.
    Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Герои рассказа “Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и прежде всего для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
    Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдаваясь своим чувствам, не слушая голос разума. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни”. Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове “безумство”. “Расчет — вот энтузиазм мудрого” — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой. Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути. Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: “горячих” и “гниющих”. “Гниющие” — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство. И типичный представитель их образ-символ Серый “любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя. Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым”.
    Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — “горящие”. Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. “Большое это удовольствие — жить на земле!” — говорит Нил, один из главных героев пьесы “Мещане”. Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа “Мать”, и многие другие “горящие” герои Горького.
    Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо “цена человека — дело его”.
    “В жизни всегда есть место подвигу”, “Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека”.
    Бесцельно, бессмысленно “горит” жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель. Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь. Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.
    Итак, Человек, оружие которого “твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее” — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого “.. .новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!”. Человек, смысл жизни которого “…в творчестве, а творчество само довлеет и безгранично!” Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. “Все — в Человеке, все — для Человека!.. Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”

  9. Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»
    Сравнительная характеристика Ларры и Данко
    В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
    Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького “Старуха Изергиль” )
    Образ Данко «Старуха Изергиль»
    Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
    Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе
    Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )
    Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»
    Сочинение по произведению М. Горького “Старуха Изергиль”
    Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»
    Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
    Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
    Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”
    «Старуха Изергиль»
    Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
    Старуха Изергиль
    «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
    Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
    Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”

  10. Человек свободен, ибо он за все платит сам.
    М. Горький
    Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и о Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?
    Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”. Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
    На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в реальном — может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.
    В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел” и при этом был вольным, как птица. Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”? По-видимому, тому, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
    Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
    Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня”.
    Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “Что сделаю я для людей?” сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…” Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”
    Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?
    Легенда о Данко — это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

  11. 12
    Текст добавил: _утонувший в Рою_

    «Старуха Изергиль»
    «Старуха Изергиль» – вариант 2
    Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
    Анализ рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”
    В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
    В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
    Герои ранней романтической прозы М.Горького
    Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
    Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
    Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького “Старуха Изергиль” )
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
    Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»
    Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
    Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»
    Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
    Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
    Романтические произведения М.Горького
    С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
    Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергнль
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Сочинение по произведению М. Горького “Старуха Изергиль”
    Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького – вариант 3

  12. В жизни… всегда есть
    место подвигам.
    М. Горький
    Алексей Максимович Горький — писатель яркий и талантливый. Не было такого жанра литературы, в котором бы не работал писатель. В молодости Горький отдал дань романтизму, создав ряд интересных и своеобразных произведений: “Макар Чудра”, “Девушка и Смерть”, “Старуха Изергиль” и другие.
    Талант Горького-рассказчика поражает свежестью и новизной.
    Алексей Максимович использует хорошо известную форму “рассказ в рассказе”, где автор — слушатель, находящий интересных собеседников, простых людей, знающих сказки, легенды, умеющих мудро и просто рассказать о своей интересной и содержательной жизни.
    Такова Изергиль. Она рассказывает две необычные легенды-сказки, перемежая их повествованием о своей нелегкой и интересной жизни.
    В первой легенде рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. “Он презирал людей и думал, что может обойтись без них”. В наказание за жестокость люди обрекли его на одиночество и бессмертие. Это страшное наказание даже для гордеца Ларры, его жизнь вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.
    Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных людях, повстречавшихся ей в жизни. Свободолюбивая и независимая, она жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам против насилия и рабства. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам,— говорит Изергиль.— И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней”.
    В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за людей — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко, который пожертвовал своей жизнью, осветив людям дорогу из тьмы своим сердцем. Данко погиб, но он вывел людей к свету, к счастливой жизни. “Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…”
    Данко видит людские пороки и слабости и прощает их людям. Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать жизнью, не ожидая никакой ответной благодарности. Это удел сильных и гордых, независимых и отважных — героев.
    Рассказ Горького поражает читателей не только необычной тематикой, красивыми легендами, но и прекрасным певучим языком. Автор начинает и заканчивает рассказ описанием прекрасной южной природы. Красивость языка не заслоняет высокую идейность, которую автор старается донести до читателей.
    Романтические рассказы Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.
    ?

  13. «Старуха Изергиль»
    «Старуха Изергиль»
    Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
    Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
    Анализ рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”
    В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
    В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
    Герои ранней романтической прозы М.Горького.
    Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
    Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М.Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”)
    Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
    Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”).
    Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького “Старуха Изергиль” )
    Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
    Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
    Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
    Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»
    Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
    Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
    Размышления над рассказом М. Горького «Старуха Изергиль»
    Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
    Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
    Романтические произведения М.Горького
    С какой целью М.Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
    Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергнль
    Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
    Система образов и символика в произведении Максима Горького “Старуха Изергиль”
    Сочинение по произведению М. Горького “Старуха Изергиль”
    Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»).
    Человек в творчестве М. Горького
    Человек в творчестве М. Горького

  14. «Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу»,— так начинает свое повествование Максим Горький. В рассказе «Старуха Изергиль» отразились впечатления писателя от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Этот рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию таких рассказов, как «Макар Чудра» и «Челкаш». Но Горький считал, что «Старуха Изергиль» — одно из его лучших произведений. Он писал А. П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль».
    Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три части.
    Первая легенда рассказывает о гордеце Ларре. Это было тысячи лет назад в стране большой реки. «Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками». Одну из них похитил орел, и через двадцать лет после этого она вернулась с сыном, рожденным от орла. Он был ничем не лучше их, только глаза его были холодны, как у царя птиц. Горький показывает, что Ларра был действительно не лучше остальных людей, и лишь непомерная гордость отличала его от окружающих. Гордость его была велика настолько, что он не замечал никого вокруг и не прислушивался ни к чьему мнению. Сын орла считал себя первым на земле и кроме себя никого не видел. Сперва юноша вызывал у людей племени удивление, сменявшееся ужасом и гневом, всем даже страшно стало, когда поняли они, на какое одиночество он обрекает себя. Ларра не любил никого, и это делает его прокаженным среди людей. Поняв окончательно причины его поступков, люди придумали ему страшное наказание: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» И он получил свободу, бессмертие и имя Ларра, что значит «отверженный». И сначала он не осознает всей глубины своей трагедии: «…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его».
    В этой последней фразе кроется глубокий философский смысл: Горький осуждает жизненную позицию Ларры и показывает, к чему приводит человека индивидуалистическая мораль, оправдывающая любую жестокость.
    Второй рассказ рассказывает о жизни красавицы Изергиль. Юная Изергиль любила волю, она, как солнечный луч, живая была, наслаждалась своей молодостью, красотой и силой. Всю свою жизнь она любила, брала и отдавала поцелуи, сводила мужчин с ума, заставляла их разоряться, а порой приводила к смерти. Изергиль любила жадно, вкладывая в чувство всю себя и не оставляя ничего даже бывшим любовникам. Она любила не ради денег, ей не нужен пресыщенный, богатый пан. Изергиль восхищалась красивыми и сильными людьми. Настоящий красивый человек в ее понимании — это человек, любящий жизнь, способный на подвиг. Именно так она любит пана с из-
    Рубленным лицом. Изергиль и сама способна на подвиг. Она вызволяет из плена красавца Аркадэка. «Я никогда не была рабой, ничьей». С этим девизом Изергиль шла по жизни.
    И безусловно, повествуя о своей жизни, Изергиль искренне считает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко. Но мы, читая рассказ, сразу замечаем, с какой легкостью Изергиль расстается со своими любовниками, как быстро она их забывает.
    И в портрете, в авторских комментариях мы видим другую точку зрения на героиню. Перед нами глубокая старуха, в ее портрете Горький как будто специально нагнетает антиэстетические черты: «время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль не может себе даже представить, что ее жизнь очень похожа на жизнь Ларры. Мы находим эту общность даже в их портретах: «Он уже стал теперь как тень,— пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их». И почти эти же черты мы видим в портрете Изергиль: «Я посмотрел ей в лицо… Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами».
    Так с помощью портрета автор достигает сближения образов — Изергиль и легендарного Ларры. Третий рассказ — легенда о Данко. Веселые, смелые, сильные люди жили на краю леса. Но вот пришли тяжелые времена, и они были вынуждены уйти в леса. Леса эти — одни болота и тьма. Люди не могли жить там, они гибли в болотах. Но тут явился Данко и спас всех один. Горький не дает точного и подробного портрета Данко. Мы знаем, что он был молодым и красивым. Данко пожертвовал собой ради счастья людей. Если бессмертие обернулось для Ларры трагедией и приходит к нему как высшая кара за содеянное, то бессмертие Данко — награда за совершенный им подвиг во имя свободы и счастья народа.
    Интересно, что подвиг во имя людей Данко совершает в тот момент, когда «…не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них… и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко». Итак, черная неблагодарность и подвиг Данко во имя людей. Что же заставляет Данко пойти на подвиг? Чувство жалости, любовь к людям, сознание того, что без него они погибнут. И еще необыкновенная вера в людей, вера в их возрождение! И Данко вырвал из груди свое сердце, которое Горький называет «факелом великой любви к людям», и осветил людям путь к счастью.
    Таким образом, М. Горький показывает в своем рассказе «Старуха Изергиль» идеал человека. Если Ларра живет вне людей и для себя, Изергиль среди людей, но для себя, то жизнь Данко — среди людей и для людей. Подвиг, совершенный им во имя народа, бессмертен. Отсюда и сложенная народом легенда о голубых искрах в степи, что являются перед грозой. Само расположение частей рассказа «Старуха Изергиль», отношение собеседника Изергиль к рассказанным легендам и к ней самой помогают нам понять главную авторскую позицию в раскрытии идеала человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *