Сочинение на тему стихотворения а блока как отражение его души

18 вариантов

  1. Блок – все сочинения
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    Сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.

  2. Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    Сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.

  3. Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей и состояния в момент создания очередного произведения. Ведь любое стихотворение настоящего поэта — это шедевр, который трудно написать так, чтобы он не соответствовал состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает душу, и быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Но человек, обладающий даром писать стихи, не может иначе. Чем больше читаешь книги поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека.
    Александр Блок — чуткий и честный художник, искренне поведавший миру свои мечты, надежды, заблуждения:
    Как тяжело ходить среди людей
    И притворяться непогибшим,
    И об игре трагической страстей
    Повествовать еще не жившим.
    И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
    Строй находить в нестройном вихре чувства,
    Чтобы по бледным заревам искусства
    Узнали жизни гибельный пожар!
    Лирика Блока воспринимается как дневник одной замечательной жизни. Хотя он начал свой творческий путь в рядах символистов, высокие требования, предъявляемые Блоком к жизни, к людям, его стремление к идеалам добра, красоты и справедливости были чужды символистам.
    В начале творчества поэта преобладает любовная тема. Написанное им в этот период объединено в первой поэтической книге Блока — сборнике “Стихи о Прекрасной Даме” — отклике на увлечение поэтом воззрениями символистского учения, созданного В. Соловьевым, о наступлении конца света и спасении его Новым Мессией. В книге отразились напряженные, трагические переживания личной жизни поэта, его отношения с Л. Д.”Менделеевой. Это был своеобразный “роман в стихах”, события которого наполнены мистическими предчувствиями прибытия Вечной Женственности, которая озарит и преобразует мир. Стихи эти мечтательны, проникнуты настроением обреченности, отчужденности от жизни.
    “Стихи о Прекрасной Даме” посвящены женщине как воплощению любви и нежности. В этом цикле Блок создает несколько мифический образ женственности, выдуманная поэтом героиня — идеальна, поэтому она является для него мечтой, своеобразным богом. Творец создал розовую сказку и пытается претворить ее в действительность:
    Мне цветы и пчелы влюбленные
    Рассказали не сказку — быль…
    Но воздушный замок, выстроенный лишь несбывающимися грезами, невозможно воплотить в жизнь и сделать материальным, ощутимым. Особенность блоковских “Стихов о Прекрасной Даме” — в нераздельности двух планов: личного, реального и космически-универсального мифа о путях земного воплощения Души мира.
    З. Г. Минц пишет о характере этого единства: “… психологические, любовные, пейзажные, мистические и мистико-утопические планы повествования неразрывно связаны. Любые прямо названные лица, предметы, события неизбежно оказываются и символическими “ознаменованиями” происходящего в иных “мирах”. Космическое “знаменует” пейзажное и интимное, интимное — символ мистического… ” Двойственность взгляда раннего Блока на мир отразилась на особенностях художественной формы его поэзии — параллелизме образов, антитезах словосочетаний, противопоставленияхсвета и тьмы, дня и ночи. Сфера мистических чаяний — в ореоле света, горизонт ее — в заревах солнца и огня. Центральный образ стихов сборника — образ Вечной Жены, Царицы. Стихи Блока наполнены страстностью, напряженным субъективным чувством возможного обновления жизни, проникнуты эмоциональной силой, разрывающей оболочку мистической образности:
    Мы встречались с тобой на закате.
    Ты веслом рассекала залив.
    Я любил твое белое платье,
    Утонченность мечты разлюбив.
    Поэт напряженно пытается создать иную, мистически окрашенную действительность. Воспитанный на традициях русской классической поэзии, Блок противопоставляет ее идеалам мир Прекрасной Дамы, общественно значимому искусству — искусство, чуждое “суетным интересам толпы”. Блок переживает настроения крайнего индивидуализма, в его стихах постоянно звучит тема одиночества, отрешенности от людей и жизни:
    Все духом сильные, — одни.
    Толпы нестройной убегают,
    Одни на холмах жгут огни,
    Завесы мрака разрывают.
    Любовные переживания поэта полны трепетного ожидания Прекрасной Дамы в храмах, при свете лампад, мерцания бледных восковых свечей, мистических предчувствий крушения надежд, разочарований. В стихотворениях Блока чувствуется обожание той женщины, о которой идет речь, и немного тоски по тому, что ушло и уже не вернешь:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    Любовь — это жертвенное служение Прекрасной Даме. Но поэт начинает сомневаться в исповедуемой “правде”, внутренне раздваивается. В любовной лирике Блок раскрывается как человек чувствительный, нежный, осторожный и романтичный. Романтика присутствует почти во всех стихотворениях любовной лирики поэта.
    Более поздний цикл стихотворений, посвященных любви, — цикл “Кармен”. Чувствуется романтичность Блока и в его стихотворениях, посвященных Венеции, Флоренции. Даже то, что он выбрал эти города, говорит о любви поэта к прекрасному, необычному.
    Если в своей ранней поэзии Блок выступает как человек пассивный, поддающийся окружающей обстановке и не пытающийся изменить ее:
    Среди толпы блуждаю я
    С одной лишь думою заветной:
    Пусть светит месяц — ночь темна.
    Пусть жизнь приносит людям счастье, —
    В моей душе любви весна
    Не сменит бурного ненастья,
    то позже, после Февральской революции, Блок меняется как человек: в нем появляется активность, желание что-то изменить, чем-то помочь:
    О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    Появляется много оптимистических ноток, в душе поэта происходит что-то очаровательно-прекрасное, создается ощущение полета, жизнь меняется:
    Забудь, забудь о страшном мире,
    Взмахни крылом, лети туда…
    Блок отличался огромной любовью к людям, какими бы они ни были. Не бывает плохих людей, бывают люди, испорченные обществом, но в каждом можно найти много хорошего и доброго. В поэте нет злости, в нем есть здравый ум, и именно поэтому он пишет так:
    Земное сердце стынет вновь,
    Но стужу я встречаю грудью.
    Храню я к людям на безлюдьи
    Неразделенную любовь.
    Жизнь не ждет, продолжается, и эта жизнь — и прошлая, и настоящая — дорога поэту. Все, что пережил человек в прошлом, что осталось в его памяти, всегда будет жить в сердце поэта. А особенно — самые сильные, самые искренние и светлые чувства:
    Но верю — не пройдет бесследно
    Все, что так страстно я любил.
    Александр Блок — непростой поэт. Его произведения невозможно воспринимать “с ходу”, мимолетом, не напрягая своего ума, не раскрывая навстречу им всю свою душу. В стихотворениях поэта воплощено немало тяжелых переживаний. В них — сложное и часто противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, возможно, даже некоторая душевная раздвоенность.
    В этом своеобразие лирики Блока. Но в этом — своеобразие всей его жизни. Будучи настоящим, талантливым поэтом, он всегда писал так же, как жил, — ненавидя, кляня и… любя.

  4. Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    Сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.
    Понравилось сочинение » Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах, тогда жми кнопку Put this script tag to the of your page

  5. “Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах”
    Блок – все сочинения
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    Сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.
    .

  6. Темы и настроения стихотворений Блока

    В творчестве Л. А. Блока наиболее ярко выражена тема само­го Блока, потому что все его стихи в конечном итоге имеют зна­чение как средства разобраться в самом себе и так или иначе вы­разить волнующие и будоражащие душу вопросы. Неправильно будет сказать, что поэт пишет стихи о любви, — это всегда стихи о слишком сложных мистических переживаниях, для которых тот или иной человек послужил случайным прообразом. Пожалуй, только развивая тему родины, Руси (стихи о которой мы рассмат­ривали в 8-м классе), поэту в наибольшей степени удаётся выйти за пределы мира своей души.
    Стихотворения поэта, включённые в учебник, интересны тем же, чем интересны вообще все стихотворения Блока. То есть уди­вительной музыкой стиха, необычайной образностью, позволяв­шей увидеть мир по-новому, и — несмотря ни на какие катаклиз­мы — идеей принятия мира, торжества жизни.
    Три стихотворения («Ушла. Но гиацинты ждали…», «В рес­торане», «О доблестях, о подвигах, о славе…») — о сложных, противоречивых чувствах, испытываемых лирическим героем к некоему женскому образу, иногда — к конкретной женщине, которая всё равно овеяна флёром тайны и недоговорённости. Другие три стихотворения («О, весна без конца и без краю…», «Как тяжело ходить среди людей…», «О, я хочу безумно жить…») — о попытке выразить свои чувства, как-то отразить происходящую внутри души борьбу страстей и смены мощных, увлекающих настроений. К ним примыкает стихотворение «Ве­тер принёс издалёка…». Все они пронизаны чувствами опреде­лённого излома и незаконченности, даже те из них, что говорят о полном приятии окружающего («О, весна без конца и без краю…»), оставляют впечатление выражения более желаемого, нежели действительного.

  7. Категория: Творчество
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    Сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.

  8. Блоку — верьте. Это настоящий — волею
    божией — поэт и человек бесстрашной искренности.
    М. Горький
    Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок.
    Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее.
    В литературу начала первого десятилетия XX века Блок входит как певец “туманной” любви, неземной и возвышенной. Его лирический герой не отдается непосредственному чувству, а совершает обряд — поклоняется Ей, Прекрасной Даме.
    Строй поэтической речи в самых туманных, зашифрованных картинах передает “неизъяснимую прелесть” интимного чувства:
    Я скрыл лицо, и проходили годы.
    Я пребывал в служеньи много лет.
    Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе:
    Погружался я в море клевера,
    Окруженный сказками пчел,
    Но ветер, зовущий с севера,
    Мое детское сердце нашел.
    Подлинной же выразительности поэт достиг, когда полностью отказался от заранее заданных теоретических установок. Радость бытия врывается в его стих “Встану я в утро туманное…”:
    Настежь ворота тяжелые!
    Ветром пахнуло в окно!
    Песни такие веселые
    Не раздавались давно!
    Нас пленяет гармоничность стихотворной речи, одухотворенность и изысканность чувств в ранней лирике Блока. Мы входим в новый для нас мир, где герои живут светлой любовью и искренностью. Для своего времени Блок стал таким же певцом интимного чувства, каким для своего был Пушкин. Но в этот духовно устойчивый, полный гармонии мир поэтичной души врывается социально-трагическая тема. Так, в стихотворении “Из газет” говорится о смерти женщины, оставившей сиротами детей (“Мамочке хорошо. Мама умерла”). У Блока восприятие построено во многом на контрастах — от напряженного ощущения счастья, веры в любовь, до совершенных провалов на дно, в “страшный мир”.
    А какое прекрасное стихотворение “Незнакомка”. В драматическом столкновении с пошлым буржуазным дачным бытом возникает романтически возвышенное любовное переживание, рождающееся в душе лирического героя. Одухотворенность героини Блока воспринимается как протест против мира пьяниц, котелков, испытанных остряков.
    Драматизм ситуации здесь не столько в непримиримости возникшего в душе героя конфликта, сколько в несовместимости мира “пьяниц с глазами кроликов” и женского облика, несущего в себе “древние поверья” и очарование “дальних берегов”.
    Исторически конфликт может быть разрешен, поэтическую несовместимость преодолеть невозможно. И в этом сложном духовном столкновении в стихотворении возникает мотив глухой и заветной, доверенной герою тайны (“Глухие тайны мне поручены, мне чье-то солнце вручено…”).
    Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” можно поставить в один ряд с шедеврами русской и мировой лирики. Интимные переживания лирического героя становятся значительно сложнее: поэт с удивительной нравственной чистотой показывает состояние человека, охваченного всеобъемлющим чувством любви. Поэтический миг, схваченный в стихотворении, — это как бы вся жизнь: прошлое и будущее в настоящем. Здесь и воспоминание о промелькнувшем счастье (“Летели дни, крутясь проклятым роем…”), и безнадежность будущего (“Уж не мечтать о нежности, о славе…”), и горькая мимолетность сиюминутного состояния (“…Мне снится плащ твой синий, в котором ты в сырую ночь ушла…”).
    Противоречие лирического героя с любимой непреодолимо, утрата неизбежна, но в конфликте нет трагизма отречения (“…Я слезы лил, но ты не снизошла…”). Вековая культура изображения человеческого переживания, восходящая к светлой пушкинской лирике, делает эти стихи непревзойденными по нравственно-эстетической силе.
    Чувством любви и сострадания к ближнему исполнено стихотворение “На железной дороге”. Тема страданий личности, раздавленной “железной действительностью”, навеяна поэту толстовским “Воскресением”. Трагедия одинокой, отвергнутой души, история оскорбленной девушки приобретает обобщенное социальное содержание, превращаясь в трагедию поколения, народа.
    В стихотворении “На железной дороге”, сочувствуя униженному и оскорбленному человеку, поэт утверждает свою , любовь к России.
    Блок создал особенный поэтический образ Родины. Это образ красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!..
    И нет конца.
    Она никогда не пропадет и не сгинет, с нею “невозможное возможно”, она “ведет на вечный бой”, перед ней лежит долгий путь вперед, в будущее. Лирический герой чувствует себя неотделимым от красоты, тишины. Пусть он только путник, затерявшийся на ее гибельных, но всегда любимых просторах, но с Россией ничего не страшно.
    Да, поэзия Блока прекрасна. Творческий гений поэта, его бессонная тревога, обостренная совестливость, честность перед жизнью обеспечили ему бессмертие. До нас дошел его обличающий голос:
    Испепеляющие годы!
    Безумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы,
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.
    Страстной правдой горевшее слово
    Он от пламени сердца зажег.
    И народ не забудет простого,
    Благородного имени — Блок.
    Р. Рождественский

  9. Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    Сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.
    < Предыдущая Следующая >

  10. Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях.
    Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое произведение (так утверждал сам поэт). Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось самим Блоком многие годы. По этой “Трилогии вочеловечения” (как называл ее автор) нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный.
    Стихи юного Блока поражают своей чистотой, нежностью, даже святостью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников, и в большей мере современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое, истинно блоковское.
    Ранний Блок — это прежде всего “Стихи о Прекрасной Даме”. Она предстает символом Вечной Женщины, Вечной Жены, Святой, Ясной. Ее образ не омрачен земными реалиями, хотя известен тот факт, что Блока вдохновляла в эти годы реальная, из плоти и крови, женщина — Л. Д. Менделеева, ставшая впоследствии его женой. Но вполне земное, пусть возвышенное и чистое, чувство чудесным образом преломлялось в стихах и превращалось в нечто мистически-романтичное. Это, несомненно, влияние учения о Мировой Душе — Вечной Женственности, которым поэт увлекался в те годы.
    Блок в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в келью своих дум. В эти годы ему свойственна отрешенная созерцательность. Однако изредка даже у раннего Блока просыпается предчувствие грядущего обновления мира. “Будет день — и свершится великое, чую в будущем подвиг души”,— так он писал еще в 1901 году.
    Поэт уходил от увлечения мистикой постепенно, медленно. Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века. Надо заметить, что в ряду этих событий присутствовала и личная драма — расставание с женой. Блок отходит от бесплодных мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности.
    Вырвала же Блока из философского мистицизма революция 1905 года. Его внутренняя перестройка отражается в стихах. Социальные, революционные мотивы звучат все чаще. Так, довольно широко известное стихотворение “Сытые” неприкрыто направлено против господствующего класса. “Сытые” здесь настолько беспощадно сравниваются со свиньями, что удивляешься: неужели тот же автор несколько лет назад обращался к Прекрасной Даме? Блок решительно рвет с прошлым, не отказываясь от него.
    Поэт много размышлял в эти годы о красивом и о прекрасном. “Смертельно скучно не прекрасное, а только красивое…” — говорит он. Красивое — не более чем яркая упаковка, форма, прикрывающая пустоту содержания. Искусство должно быть подчинено прекрасному. Для этого нужно в первую очередь обращаться к человеку, считает Блок.
    Революция тогда уже прочно вошла в сознание народа. Отрешиться, отвернуться, не замечать ее было невозможно. Блок пишет:
    Мы — дети страшных лет России —
    Забыть не в силах ничего.
    На смену юношеской мечтательности пришло сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Влияние революции чувствуется теперь | во всех блоковских стихах, будь это любовная лирика или же, посвященные России. Как итог размышлений о мире, революции, о судьбе Родины рождается позже поэма “Двенадцать”, в которой странным образом перемешались мистика и реальность, а также проявился в полной мере Блок-символист.
    Но, невзирая на переоценку ценностей, налет романтизма никогда не исчезал из лирики Блока. Точно так же его творчество всегда имело гуманистическую направленность и никогда не изменяло ей.
    Вновь и вновь поэт возвращается к своей Незнакомке. Однако эпитет “Вечная Жена” навсегда отошел для него в прошлое. Теперь Незнакомка, пусть окутанная туманом, — вполне земная женщина. Раньше женский образ виделся Блоку “в мерцании красных лампад”, сейчас — за столиком в дешевом ресторане.
    Но не женскому образу отдает Блок свой гений в эти годы. Все чаще в его стихах звучит мотив “страшного мира”. Это для него не одна лишь буржуазная действительность. равной мере это мир, где царят осознание своей греховности, безверие, опустошенность. Любви здесь нет, только низкая страсть, образ Вечной Женственности безвозвратно утерян, стерт. Безысходность живо воплотилась в стихотворении “Ночь, улица, фонарь, аптека…” Вечный роковой круговорот… Блока одолевают тяжкие, горестные размышления. Он со свойственной ему в этот период безнадежностью утверждает: “Но счастья не было — и нет”. Блок всю жизнь искал, колебался, поддавался влияниям, совершал ошибки. Его нельзя с полной уверенностью назвать ни мистиком, ни реалистом. Но, невзирая на взлеты и падения, он сумел сказать свое слово в литературе, и не будет преувеличением сказать, что это один из лучших русских поэтов.

  11. Поэт Александр Блок.
    Отражение чувств и мыслей Блока в его стихах.
    Блок — романтический поэт.
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он — наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени».
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от так называемого романсово-элеги-ческого до куплетно-частушечного. И все стихи Блока отражают его сложную и глубокую натуру. В них проявляются основные черты Блока-поэта и Блока-человека.
    Блок — патриот, он всегда любил свою Родину, и даже в сложные революционные годы надеялся на лучшее. И эта любовь к России выражается во многих его стихах:
    Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые -Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках ощущается пронизывающая любовь к родной стране, но любовь открытая, не идеализирующая Родину. «Нищая Россия» дорога поэту своими «серыми избами», пронзительны строки Блока, сравнивающие страну с первой любовью. Память о первой любви, как подчеркивалось многими писателями и поэтами, остается на всю жизнь. И любовь к Родине — столь же постоянное чувство для Блока.
    Образ Блока угадывается и за строчками стихотворения «О, весна без конца и без краю…»:
    Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха – позорного нет!
    Здесь звучат оптимизм и жизнелюбие Блока, его способность все понять и принять в этой жизни. За строчками этого стихотворения можно увидеть сам образ Блока — красивый, мужественный и сильный, человек, которого не сломят неудачи, и гениальный поэт.
    Блок — романтический поэт не только по отображению жизни в стихах, но и по духу ее восприятия. Все стихотворные строчки прошли через душу Блока. Он пропускал через себя жизнь и отображал ее в своих стихах. Лирический герой его произведений, вслед за поэтом, заблуждался и радовался, отрицал и любил, разгадывал тайны бытия.
    Тоска и безысходность в строчках:
    Ночь, улица, фонарь, аптека. Таинственный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века, Все будет так… Исхода нет…
    («Ночь, улица, фонарь, аптека…») —
    сменяется тревогой:
    И вечный бой! Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль…
    Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль…
    («На поле Куликовом»)
    Каждое стихотворение отражает душевное состояние Блока. Автор не исчезает за своими образами. Такой поэт, как Блок, и не способен раствориться в собственных стихах — он дополняет их собой самим, в каждое произведение вкладывает частицу своей души. Пожалуй, в этом и заключается истинный талант.

  12. 1. Поэт А. А. Блок.
    2. Основные темы в творчестве Блока.
    3. Любовь в поэзии поэта.
    …Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
    А. А. Блок
    А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.
    Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.
    Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.
    Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.
    Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.
    В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:
    Она стройна и высока,
    Всегда надменна и сурова.
    С другой стороны, это мистический образ.
    То же относится и к герою.
    История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
    Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:
    Над печалью нив твоих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав
    В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века —
    Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь — начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.
    Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.
    Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:
    Пропуская дней гнетущих
    Кратковременный обман,
    Прозревали дней грядущих
    Сине-розовый туман.
    Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.
    В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

  13. О, я хочу безумно жить:
    Все сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!
    Александр Блок
    Александр Блок — великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха”. В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
    Испепеляющие годы!
    Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
    От дней войны, от дней свободы
    Кровавый отсвет в лицах есть.
    Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
    Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая “тревоги своего времени”.
    На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.
    И черная земная кровь
    Сулит нам, раздувая вены,
    Все разрушая рубежи,
    Неслыханные перемены,
    Невиданные мятежи.
    В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два “магических” слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях “Прекрасная Дама”, “Незнакомка”, “Нечаянная радость”. Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
    Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в “Незнакомке” перед нами один символический ряд: “шляпа с траурными перьями”, “перья страуса склоненные”, скрывающаяся “в туманном… окне”, за “темной вуалью”, “незнакомка”. В позднем стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
    Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: “твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: “и бросил в ночь заветное кольцо”, “синий плащ”, “летели дни, крутясь проклятым роем”. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — “синий плащ”. Его не просто надевает любимая — в него “она печалью завернулась”. Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. “… В сырую ночь ты из дому ушла”, — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
    Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
    Закат в крови!
    Из сердца кровь струится!
    Плачь, сердце, плачь…
    Покоя нет! Степная кобылица
    Несется вскачь.
    (“На поле Куликовом”)
    Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто “цыганщины”, а большого литературного стиля:
    Вешний трепет, и лепет, и шелест,
    Непробудные, дикие сны,
    И твоя одичалая прелесть
    Как гитара, как бубен весны!
    (“Ты — как отзвук забытого гимна…”)
    Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
    Отложила молодица
    Зимнюю кудель…
    Поглядеть, как веселится
    В улице апрель!
    Раскрутился над рекою
    Красный сарафан,
    Счастьем, удалью, тоскою
    Задышал туман.
    (Из цикла “Ненужная весна”)
    Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме “Возмездие” целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай…” Или: “Он, утверждая, отрицал, И утверждал он, отрицая…”
    В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
    Вагоны шли привычной линией,
    Подрагивали и скрипели;
    Молчали желтые и синие;
    В зеленых плакали и пели.
    (“На железной дороге”)
    Мастерски поэт использует цветовые метафоры: “желтые и синие” (вагоны I и II классов), “зеленые” (вагоны III класса). Здесь “желтые и синие” олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
    Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: “Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир”.
    Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
    Быть может, юноша веселый
    В грядущем скажет обо мне:
    Простим угрюмство — разве это
    Сокрытый двигатель его?
    Он весь — дитя добра и света,
    Он весь — свободы торжество!
    Тема Родины в поэзии Блока
    Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”. Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости — в виде женщины с весами в руках и завязанными глазами, чтобы подчеркнуть ее беспристрастие.
    Образ Родины в поэзии Александра Блока вырисовывается иначе. Блок, будучи поэтом-символистом, не мог опуститься до уровня дешевой аллегории. Символист всегда указывал на высшую реальность, более реальную, чем та, с которой мы сталкиваемся повседневно.
    Вот его стихотворение “Россия” из цикла “Родина”: “А ты все та же — лес да поле,/Да плат узорный до бровей…” Сначала это как будто земля, страна, пространство — лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению — “плат узорный до бровей”. Перед нами женщина — и в то же время страна, это земля — и возлюбленная, это мать — и жена.
    Она защищает и нуждается в защите. Она униженная и беспробудно распутная. Она разная — и всегда узнаваемая: светлая жена — и чаровница, ожидающая — и призываемая. Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений. И та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
    В густой траве пропадешь с головой.
    В тихий дом войдешь не стучась…
    Обнимет рукой, оплетет косой
    И, статная, скажет: “Здравствуй, князь”.
    Родина Блока также и та, что сражается вместе с витязем в цикле “На поле Куликовом”:
    О Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Наш путь — стрелой татарской древней воли
    Пронзил нам грудь.
    Она — соратница и заступница:
    И с туманом над Непрядвой спящей,
    Прямо на меня
    Ты сошла, в одежде, свет струящей,
    Не спугнув коня.
    Серебром волны блеснула другу
    На стальном мече,
    Освежила пыльную кольчугу
    На моем плече.
    Она — нищая царевна, зачарованная и вольная, она — “разбойная краса”, но она же и чудовищная маска из стихотворения “Русь моя, жизнь моя…”. “Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…” Образ ее иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение “На железной дороге” тоже включено в цикл “Родина”, но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
    Стихотворение “Грешить бесстыдно, беспробудно…” написано отчасти в полемике со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Люблю Отчизну я, но странною любовью…”. Блок как бы отпускает те грехи, от которых отвращает свое лицо Лермонтов. Или, вернее, Лермонтов любит вопреки “славе, купленной кровью”, вопреки грехам родной страны. А Блок любит за самые грехи. Он любую ее любит больше всего на свете, она для него — единственная.
    И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
    Явись, мое дивное диво!
    Быть светлым меня научи!
    Блок взывал до тех пор, пока любимый лик не был искажен окончательно. Тогда поэт умер. Да, была минута, когда Блок в большевистской революции пытался увидеть начало космического преображения и Прекрасную Даму. Потом он с ужасом оттолкнулся от ее уродства.
    Русский философ и публицист Николай Бердяев писал, что Александр Блок “…принадлежит вечной, преображенной России, России нового неба и новой земли, как и Пушкин. Её уготовляют не только святые, подвижники, очистившиеся, увидавшие Божественный свет, но и тосковавшие, мучившиеся, прельщавшиеся и падавшие, но устремленные к высоте, к жизни, преображенной в красоте”.

  14. В стихотворении Блока видно, что в каждой строке передаётся окружение героя, безысходность и суета. Незнакомка нужна здесь для того, чтобы выразить насколько всё плохо. Люди погрязли в своей городской суете, им нет дела не до чего, кроме как выпить.
    Почему она каждый день садиться в наряде с траурными перьями? Она поминает человечество.Главный герой стиха испытывает одиночество, которое он старается запить. Он не такой, как все, он не желает скрасить одиночество в компании пьяниц, а ему больше по душе быть одному. Никто не понимает его печали и нравственных, духовных страданий. Хоть и больше по душе быть одному, но от этого одиночества он страдает и постепенно теряет наслаждение от жизни.
    Прочитав это стихотворение, на ум не приходит ничего хорошего. Тут описывалось то, что происходит из дня в день, словно это какая-то замкнутая череда событий.И вот по вечерам он видит даму, с траурными перьями, которая каждый вечер в одно и в то же время всегда гуляет одна. Она манит главного героя. Он думает, что у него есть надежда на то, что она такая же, как и главный герой. Он чувствует к ней близость и ему кажется, что именно она его может понять и понимает. Но после этого всего он каждый раз возвращается к пошлой деятельности, где он утопает в одиночестве и алкоголе.

  15. 1. Поэт А. А. Блок.
    2. Основные темы в творчестве Блока.
    3. Любовь в поэзии поэта.
    …Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею…
    А. А. Блок
    А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.
    Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.
    Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.
    Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»:
    Вхожу я в темные храмы,
    Совершаю бедный обряд.
    Там жду я Прекрасной Дамы
    В мерцаньи красных лампад.
    В тени у высокой колонны
    Дрожу от скрипа дверей.
    А в лицо мне глядит, озаренный,
    Только образ, лишь сон о Ней.
    Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.
    В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:
    Она стройна и высока,
    Всегда надменна и сурова.
    С другой стороны, это мистический образ.
    То же относится и к герою.
    История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.
    Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:
    И медленно, пройдя меж пьяными,
    Всегда без спутников, одна,
    Дыша духами и туманами,
    Она садится у окна.
    Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:
    И каждый вечер друг единственный
    В моем стакане отражен…
    Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:
    О, Русь моя! Жена моя! До боли
    Нам ясен долгий путь!
    Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:
    Над печалью нив твоих заплачу,
    Твой простор навеки полюблю…
    Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:
    И вдали, вдали призывно машет
    Твой узорный, твой цветной рукав
    В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века —
    Все будет так. Исхода нет.
    Умрешь — начнешь опять сначала,
    И повторится все, как встарь:
    Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь.
    Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.
    Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:
    Пропуская дней гнетущих
    Кратковременный обман,
    Прозревали дней грядущих
    Сине-розовый туман.
    Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.
    В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины…». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *