Сочинение на тему судьба маргариты в романе мастер и маргарита

18 вариантов

  1. Маргарита отождествляется с символом верности и преданности. Не смотря на то, что она изменила своему законному мужу, девушка никогда не предавала настоящую любовь и веру в творческие способности возлюбленного. Именно Маргарита помогла Мастеру найти редакцию, которая с опасением напечатала несколько глав романа.
    После этого начались высмеивания творца, гонения и насмешки над его работой. Такая реакция общества сводит Мастера с ума, и он отрекается от своей работы. Он отправляется в клинику для душевнобольных. Он не признает даже Маргариту, чтобы не втянуть возлюбленную в еще большие неприятностей. Девушка в отчаяние, она несчастна, она хранит остатки романа, как память о любимом.
    В главе романа «Полет», Маргарита становится ведьмой. После встречи с мистическим Воландом, она решается обрести свободу и выйти из рамок реальности. Девушка идет на сделку с Сатаной, она становится его королевой, а все лишь для того, чтобы узнать хоть небольшую весточку о любимом Мастере, для того, чтобы освободить его из клиники.
    После такого поступка, читатель действительно понимает, насколько она любила Мастера, насколько была предана и верна своим чувствам. Такой поступок удивил самого Сатану. Он вознаграждает Маргариту за храбрость и возвращает жизнь сгоревшему роману Мастера. Автору романа Воланд подарил вечный покой, а Маргарита заслуживала только на Свет. Именно ее образ стал символом преданности и верности своим чувствам. И он прошел сквозь века, он перенесся и в неше время.

  2. М. А. Булгаков довольно мало внимания уделяет внешности Маргариты, неизвестна и ее фамилия. Автор хотел показать, что важными являются внутренние качества человека.
    Героиня была умна, очень образованна. Это отметил даже Воланд, который иронизировал над московским обществом 30-х годов: «Чем дальше я говорю с вами, тем больше убеждаюсь в том, что вы очень умны».
    Маргарита очень добра и милосердна к другим людям, она старалась помочь им. Здесь же видно еще одно качество героини – щедрость. Ей совершенно не жалко материальных вещей: она дарит своей домработнице Наташе свои вещи, в том числе флакон одеколона.
    Милосердие Маргариты наиболее ярко проявляется в эпизоде с Фридой, которую она встречает на балу у Сатаны. Героиня просит, чтобы Фриде больше не приносили платок, которым она задушила собственного ребенка. В этой же сцене проявляется и другое качество Маргариты – она всегда выполняет свои обещания.
    Героиня обладала «тактом, обаянием и шармом».
    Маргарита – девушка, которая не боится бороться за свое счастье. Решительность – вот главная чертахарактера героини. Она готова даже заключить сделку с самим дьяволом ради спасения своего любимого человека – Мастера.
    Но несмотря на решительность, героиня – гордая женщина. Она не готова просить чего-то, что может ущемить ее гордость.

    Любовь к Мастеру

    Маргарита на страницах романа «Мастер и Маргарита» представлена как женщина любящая. После 10 лет несчастливого брака она наконец встретила того, кого смогла полюбить всем сердцем. Любовь была спонтанная и внезапная, однако полностью заполнила сердце героини. Ради своего счастья с Мастером Маргарита была согласна на все: «согласна проделать эту комедию с натиранием мазью, согласна идти к черту на куличики».

  3. Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.
    Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.
    Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж – прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
    Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба – судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер. Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»
    Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.
    Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя – Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.
    С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.
    Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение. Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера. Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.
    Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.
    Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».
    Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»
    Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.
    Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».
    Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой. А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.

  4. В романе М.Булгакова два главных действующих лица, если судить по названию, – Мастер и Маргарита. Тем не менее в первых главах романа ни о Мастере, ни о его возлюбленной нет ни слова. Первый раз Мастер появляется перед читателем только в самом конце 11 главы, а в главе 13, практически в монологической форме, он представляет Ивану Бездомному сразу всю свою историю.
    Из этого рассказа соседа по сумасшедшему дому поэт узнает об обстоятельствах, которые привели того на больничную койку. Мастер отказывается называть свое имя и сразу говорит, что он уже ничего не ждет от жизни: после этого его исповедь получает особое трагическое звучание.
    Мастер относится к людям, интересы которых далеки от материальной жизни. К написанию романа он пришел, пройдя уже довольно солидный жизненный путь – на момент рассказа он выглядит лет на 38, по мнению Ивана Бездомного. И до этого он занимался тоже работой интеллектуального характера – работал в музее. О прошлой жизни Мастер говорит неохотно. Выиграв сто тысяч по облигации, Мастер начал новую жизнь. Историк по образованию, а также переводчик, благодаря счастливому, как ему тогда казалось, случаю, получил возможность уйти со службы и отдать все свои силы и время написанию романа о Понтии Пилате. Главной ценностью для Мастера было творчество: дни, проведенные за написанием романа, стали счастливейшими днями его жизни.
    При том, что выглядит Мастер человеком не от мира сего, из его рассказа становится понятно, что ничто человеческое ему все-таки не чуждо: он упоминает и «прекрасный серый костюм», в котором он ходил на прогулку, и ресторан, где обедал, и уютную обстановку, которую создал в своем подвальчике. Мастер не был замкнут в себе, хотя и жил до встречи с Маргаритой одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. Общение ему заменяли книги и окружающий мир, который он воспринимал во всех звуках, запахах и красках: он любил розы, необыкновенный запах сирени и зелень ее кустов, липу и клен у дома.
    Чувство прекрасного, которое было ему свойственно, давало ему возможность получать от жизни много радости и приятных минут. И это чувство не позволило пройти мимо Маргариты, хотя, как он признается, его поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. Встреча с Маргаритой стала для Мастера подарком судьбы: она изменила его жизнь и, можно сказать, его смерть. Именно благодаря Маргарите Мастер получил покой в вечности, который так жаждала его душа, истерзанная земными страданиями последних месяцев жизни. Тайная жена Мастера отомстила за него и критикам, которые за «пилатчину» стали его преследовать после публикации глав романа: превратившись в ведьму, она разгромила квартиру критика Латунского.
    Сам Мастер не очень хорошо разбирается в людях. В мире литературы он не ждет подвоха и, написав роман, выходит в жизнь, не ожидая ничего плохого. Он даже не догадывается о том, что Алоизий Могарыч, с которым он подружился незадолго до ареста, стал причиной его удаления из подвальчика. Не верит он и в силу любви к нему Маргариты: он признается Ивану в том, что надеется, что она забыла его. Как человек гениальный, Мастер простодушен и доверчив, его легко напугать, вывести из состояния равновесия. Он не способен бороться за свои права.
    История Мастера во многом автобиографична: Булгакова также преследовали советские критики, заставляя писать в стол и уничтожать свои произведения. Ставшая крылатой фраза «Рукописи не горят», сказанная Воландом при возвращении Мастеру романа, который он в приступе отчаяния сжег в печке, может быть отнесена и к судьбе «Мастера и Маргариты». Роман, при жизни Булгакова неопубликованный, после его смерти пришел к читателю и стал одной из самых читаемых книг современности.

  5. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе „Мастер и Маргарита“, пока ни одному критику не удалось — у каждого критика — „свой“ Булгаков, как и каждого читателя».
    Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие «мастер» намного шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере. Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: «Вы художник?» он отвечает: «Я — мастер».
    Мастер — это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер — человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность. В мастере Булгакова соединились конкретность (прототипом выступает сам Михаил Афанасьевич Булгаков) и доходящая до символа обобщенность (мастер как Творец вообще и знаток библейских текстов).
    Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, — тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, «целителями уставших наших душ». Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.
    Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты — красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного — не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.
    Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, — «Роковые яйца», «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Белая гвардия».
    Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное. Более того — самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан. Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации.
    «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит герой Воланду, — ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище — роман о Понтии Пилате.
    В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: «Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом говорил Левий». Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места «в свете»? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам. В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой — чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.
    И все-таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина — Маргарита.

  6. Роман «Мастер и Маргарита» – один из последних романов М.А Булгакова. Он явился итогом жизни самого автора, чья судьба была похожа на судьбу его героя. В своем произведении Булгаков органично совместил трагико-патетическую историю об Иешуа и сатирическое повествование жизни Москвы 20–30-х годов. Булгаков понимал, что роман не будет напечатан, но упорно продолжал над ним работать. Однажды, уподобившись своему герою, даже сжег рукопись, но потом восстановил ее по памяти. Роман писателя о всепобеждающей силе любви и творчества впервые был опубликован лишь в 1966–1967 гг. с большими сокращениями, а полный текст романа появился лишь в 1973 г .
    Кто такой Мастер, главный герой романа? Он появляется не в начале повествования, а лишь в 13-й главе. Из истории, рассказанной в психиатрической клинике им самим Ивану Бездомному, читатель узнает о судьбе этого человека. В их диалоге впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в заглавие романа. «Вы – писатель?» – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: «Я – мастер…» «Мастер», а не писатель, потому что писатели, претендующие на звание «инженеров человеческих душ», стремились не к творчеству, а к извлечению личных выгод, обладая членскими билетами МАССОЛИТа, которые давали привилегии: посещение ресторана «Грибоедов», получение дач и квартир. Для этого они готовы приберегать к злобным взаимным разоблачениям и писать все, что требовали от них вышестоящие инстанция. В психбольнице читатель видит Мастера сломленным, примирившимся со своей судьбой, подавленным, отказавшимся от своего творчества и от любви. Что же произошло с ним? Призванием Мастера была деятельность художника. По образованию он был историком, но, не имея средств к существованию, «он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев и, кроме того, занимался переводами». Мастер знал пять языков, в том числе греческий и латинский. И вот судьба дала ему шанс изменить свою жизнь: он выиграл по облигации сто тысяч рублей. Теперь он мог оставить службу, чтобы приступить к созданию большого произведения, в котором мог бы выразить самого себя и свое время. Свой выигрыш он употребил на то, чтобы создать себе условия для творчества. Купил книги, о которых упоминает в своем рассказе Ивану Бездомному: «во второй совсем маленькой комнате… книги, книги и печка». Неудивительно, что такая серьезность подготовки Мастера к созданию романа о Понтии Пилате поражает малообразованного Ивана Бездомного и что в нем происходит перелом: он решает больше не писать стишков. Для своего романа Мастер выбрал историческую тему – распятие Христа. В событиях прошлого Мастер искал аналог той эпохи, в которой ему выпало жить. Рассказывая о закате античной культуры, он хотел указать своим современникам на недостатки и пороки общественной жизни 30-х годов. По словам Мастера, «и я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогда моя жизнь кончилась». Критика не только осудила роман, но начала гонения на автора. Не выдержав клеветы, унижений, Мастер сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Теперь его уже ничто не радовало. Он был так подавлен, что говорил Маргарите: «Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую – оставь меня. Ты пропадешь со мной». После нескольких месяцев ареста в таком угнетенном состоянии он добровольно пришел в психиатрическую больницу. Он ничего больше не хотел: ни писать, ни любить. Полная разочарованность и апатия овладели им. Он изолировал себя от жизни, проявив малодушие и слабость. Его можно понять, ведь не все люди борцы. Мастер во всем разуверился и покорился обстоятельствам. А без веры, по Булгакову, человек никогда не добьется справедливости и не будет счастлив. Вот Маргарита верила в Мастера, в его роман, в любовь, поэтому нашла в себе силы вернуть любимого человека и убедить его не отрекаться от жизни. Веря в добро и справедливость, Маргарита поняла, что Воланд ей поможет спасти Мастера: «Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной». И вот Маргарита вознаграждена. Она со своим возлюбленным снова в той самой квартире, где была счастлива с Мастером. А Воланд возвратил Мастеру сожженный экземпляр рукописи. Словами героя романа Булгаков утверждал, что «рукописи не горят». Это выражение как нельзя лучше объяснил Б. Сарнов: «…рукопись романа, написанного Мастером, – это лишь внешняя оболочка созданного им произведения, его тело… Но помимо тела у рукописи есть еще душа. И она – бессмертна». Поэтому Воланд дал возможность Мастеру закончить свое произведение, чтобы освободить героя, Понтия Пилата, от мук совести, так как он видит одно и то же – лунную дорожку, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что «… он чего-то не договорил тогда… четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…». И Мастер, крикнув одно слово «свободен», завершил свой роман и свою историю. Воланд подарил Мастеру с Маргаритой вечный покой, к которому так стремился художник. Мастер со своей подругой направился по песчаной дороге «к вечному их дому…

  7. Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.
    Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.
    Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.
    Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

    Милосердие и сострадание в любви героев

    Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.
    Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.
    Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.
    Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

    Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

    Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.
    Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.
    Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.
    Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.
    Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
    Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

  8. Мастер и Маргарита — великолепное произведение Булгакова, где раскрыто множество тем, среди которых можно выделить отдельно тему любви. Через призму отношений Мастера и Маргариты тема любви наиболее полно раскрывает образ Маргариты, и придает роману определенную душевность. До встречи с Маргаритой, Мастер был измученным писателем, которого принимали за сумасшедшего. Но вот судьба дарит ему встречу с ней, с главной героиней романа, чью характеристику мы рассмотрим сегодня в нашем сочинении.

    Образ и характеристика Маргариты

    Встреча с Маргаритой была судьбоносной в жизни главного героя, ведь именно она сыграла важную роль в судьбе Мастера, сумев изменить положение дел. Образ Маргариты очень важен в произведении, ведь она стала Музой для главного персонажа. В ее образе заключалась разрушительная сила красоты, которая могла вдохновить на творчество любого, а также внести в жизнь писателя бурю чувств и эмоций. В образе Маргариты одновременно сочетаются нежность, решительность, любовь, страсть и справедливость, а ее характер воплощает мятежность духа, человеческую многогранность, сложность выбора приоритетов и жизненного пути.
    С главной героиней романа мы знакомимся не сразу. Сначала мы видим Мастера, который пытался отыскать чистую любовь, и лишь спустя несколько глав мы встречаем Маргариту.

    Образ Маргариты до встречи с Мастером

    До встречи с Мастером Маргарита вышла замуж за обеспеченного и известного инженера. Ее окружала роскошь и богатство. С супругом, который пользовался у всех уважением, они жили в красивом особняке и занимали достойное положение в обществе. Маргарита живет в хороших условиях, которым бы позавидовали многие. Но такая жизнь ее не радовала. Другая женщина была бы счастлива, но не Маргарита, которая не видела своего счастья без любви. А этих чувств муж ей подарить не сумел. Она не жила, а существовала. Ее жизнь была пуста, и она не понимала, в чем ее предназначение. Маргарите было скучно, а дом для нее был настоящей клеткой. Жизнь в роли обывателя была не для нее. Ее душа требует духовного развития, хочет любви и тепла. До встречи с Мастером, Маргарита была очень одинокой.

  9. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением писателя. Справедливо заметил В. Петелин: «Но выявить подлинный творческий замысел М. Булгакова, воплощенный в романе «Мастер и Маргарита», пока ни одному критику не удалось – у каждого критика – «свой» Булгаков, как и каждого читателя».
    Слово «мастер» не случайно вынесено Булгаковым в заглавие романа. Он действительно является одной из центральных фигур произведения. Этимологически понятие «мастер» намного шире, чем только писатель, хотя в художественной ткани романа оно трактуется, в первую очередь, именно в таком значении. Речь у Булгакова идет не только писателе, о художнике слова, а о художнике вообще, о Мастере. Вспомним, на вопрос Ивана Бездомного в психиатрической клинике: «Вы художник?» он отвечает: «Я – мастер».
    Мастер – это человек, достигший высокого мастерства в какой-либо области человеческой деятельности. Есть и еще одно значение. Мастер – человек, досконально разбирающийся в библейских текстах. Осмысливая образ мастера, нужно иметь в виду его обобщающую сущность. В мастере Булгакова соединились конкретность (прототипом выступает сам Михаил Афанасьевич Булгаков) и доходящая до символа обобщенность (мастер как Творец вообще и знаток библейских текстов).
    Стара, как мир, проблема, нашедшая отражение в романе, – тема трагического непонимания, одиночества, так часто выпадающая на долю Художников, Творцов, тех, кто является, говоря словами И. Талькова, «целителями уставших наших душ». Одинок мастер в романе Булгакова. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, чего так не хватает людям во все времена. Однако такая Правда расходилась с правдой государственной, и потому творец стал неугоден.
    Трагедия, постигшая булгаковского Мастера, чувствовалась бы сильнее, не окажись рядом с ним Маргариты – красивой, сильной, умной женщины. У нее, казалось бы, было все: богатый дом, любящий муж, положение в обществе. Не было только одного – не было любви. И Маргарита обрела эту любовь в лице мастера, отдав ему всю себя без остатка.
    Мастер во многом автобиографический герой. Его возраст во время действия романа («человек примерно тридцати восьми лет») – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против произведений Булгакова, – «Роковые яйца», «Дни Турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Белая гвардия».
    Произведения мастера, как и Булгакова, оказались под запретом как нечто опасное. Более того – самого мастера решили уничтожить. А художник, так далекий от житейских забот, в реальности к этому не готов. Его угнетают ненависть, злоба. Мастер отчаялся, и, в принципе, это естественно, ведь он Творец и для борьбы не создан. Неприспособленность и слабость не дают ему возможности бороться, поэтому он, ощутив свою ненужность, приходит по собственной воле в клинику для душевнобольных. Вправе ли мы осуждать мастера за слабость? Скорее всего, такого права у нас нет и не быть может. Неизвестно, как мы сами поступили бы в такой ситуации.
    «У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, – говорит герой Воланду, – ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». Мастеру стало ненавистно даже любимое его детище – роман о Понтии Пилате.
    В итоге, на высшем суде, мастер удостаивается не света, а лишь покоя: «Он не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом говорил Левий». Почему же мастеру, единственному в Москве человеку, избравшему верный творческий путь, нет места «в свете»? Ведь он лучше многих: во сто крат талантливее, правдивее, добрее. Скорее всего, суд над ним происходит по самым высшим меркам. В вину мастера ставятся инертность, пассивность, слабость. Так получается, что Маргарита, его возлюбленная, хоть и женщина, но сильнее мастера: она делает осознанный выбор в пользу любви, сопряженной с опасностями, материальным неблагополучием, и оставляет роскошный особняк, обеспеченного мужа. Ради любимого Маргарита становится ведьмой – чтобы быть с ним, чтобы отомстить его обидчикам. Мастер же сдается без борьбы. Хотя трудно бороться с системой.
    И все таки, после встречи с Воландом, автор дает шанс герою завершить дело своей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Там, где окажется мастер, не будет непонимания, зависти, зла, будет только Покой, Свет, Творчество, любимый роман и любимая женщина – Маргарита.

  10. В романе «Мастер и Маргарита» любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.
    Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.
    Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово «пламя». Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.
    Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга. Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

    Выводы

    На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

  11. Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.
    Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча — герой встречает свою музу.
    Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж — прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.
    Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба — судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер. Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»
    Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.
    Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя — Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.
    С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.
    Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение. Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера. Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.
    Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.
    Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «…старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».
    Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»
    Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.
    Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».
    Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой. А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.

  12. Маргарита играет очень важную роль в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Она является главной героиней произведения, с помощью образа которой автор затрагивает серьезные темы верности и любви.
    Сперва Маргарита не принимает участия в сюжете, так как читателю рассказывают о Мастере и его надеждах найти настоящую любовь. Происходит встреча всей его жизни: он встречает Маргариту. Она была обеспеченной девушкой и ни в чем себе не отказывала благодаря мужу, который любил ее и не жалел для нее ничего. Хоть многие и завидовали Маргарите, сама она была несчастна в глубине души из-за недостатка внимания, любви и отсутствия смысла жизни. Встреча главных героев носит некий магический характер: они впервые видят друг друга в переулке и понимают, что влюблены.
    Девушка становится для Мастера идеалом и источником вдохновения. Именно она называет его таким образом, впервые ознакомившись со страницами его романа. Маргарита проявляет свое терпение и упорство, которых не было даже у Мастера, во время публикации произведения. Молодой человек отправлял роман в различные издания, но все отказывались печатать его. В свою очередь, Маргарита находит одно издательство, которое принимает роман и соглашается отправить в печать несколько глав. С тех пор начинаются беспрерывные обсуждения Мастера и его творения с негативной стороны. Не выдержав критики и унижений, Мастер сжигает роман и добровольно отправляется на лечение в клинику, где отрекается от Маргариты из-за опасений принести ей страдания.
    Маргарита чувствует себя ужасно и подавленно, жизнь проходит мимо нее. Она не выдерживает и обращается с темным силам, с помощью которых превращается в ведьму. Теперь для нее нет рамок и запретов, существующих в реальном мире. Она связывается с нечистой силой, чтобы узнать судьбу своего любимого. Такой поступок поражает даже Сатану, который в знак уважения возвращает сожженные страницы романа. Влюбленные продолжили быть рядом друг с другом, но уже на том свете.

  13. Очень интересно, что, читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита», читатель долгое время не может понять, почему произведение названо именно так. Ведь эти герои появляются лишь ближе к середине романа. Впервые образ Маргариты вырисовывается из рассказа мастера о своей возлюбленной.
    Иван Бездомный встретился с мастером в сумасшедшем доме. Всю ночь герои пробеседовали, и мастер рассказал историю своей жизни. Неожиданно в его рассказе появилась «Она»: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто… И меня поразило не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!».
    Маргарита была невероятно одинока до встречи с мастером. И именно в тот день она вышла с желтыми цветами, чтобы мастер, наконец, нашел ее. Между героями сразу же вспыхивают сильные, страстные чувства. Но их любовь несет на себе печать тревоги, обреченности. Желтые цветы Маргариты как бы сигнализируют об опасности. Об этом же говорят и ощущения мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».
    Маргарита вдохновила мастера на продолжение работы над романом. Героиня создавала в подвальчике своего возлюбленного уют, читала и перечитывала готовые отрывки романа. Именно она и назвала героя «мастером». Здесь явно чувствуется, что в образе Маргариты есть черты жены Булгакова — Елены Сергеевны. Она также вдохновляла писателя на работу над его великими произведениями, была с ним всегда рядом, разделяла горести и радости.
    Маргарита убеждала мастера, что свет должен увидеть его роман, и произведение, в конце концов, было напечатано. Тогда и начались все несчастья. Критика безжалостно нападала на автора романа о Понтии Пилате. Не выдержав этого, мастер начал сходить с ума. Но и в эти тяжелейшие моменты Маргарита была рядом со своим возлюбленным. Она переживала каждую «хулительную» статью с такой же болью, как и мастер, жаждала отравить самого безжалостного критика — Латунского.
    Позднее Маргарита никак не могла простить себе, что посмела в одну ночь оставить мастера одного. Именно тогда он сжег свой роман и попал в клинику. Для героини мастер был утерян, по ее мыслям, навсегда. Маргарита не могла смириться и просто забыть своего возлюбленного. Она была верна ему и себе. Об этом говорит сам автор: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви… За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
    В главе 19 мы более подробно узнаем о возлюбленной мастера. Героиня вышла замуж в девятнадцать лет за человека хорошего, богатого, порядочного, обожающего свою жену. Но ни одного дня Маргарита не была счастлива. Автор восхищается и удивляется своей героине: «Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весной мимозами?» В дальнейшем, тема ведьмовства образа Маргариты получит свое развитие.
    Героиня готова на все, чтобы вернуть своего мастера. Так, Маргарита после знакомства с Азазелло становится настоящей ведьмой и оказывается королевой на балу у Сатаны. Воланд, видящий насквозь всех и каждого, недаром выбрал хозяйкой своего бала именно Маргариту. Оказывается, что она являлась потомком одной известной королевы. И королевская кровь дает о себе знать: героиня очень горда, честна, благородна. Она не стала просить после бала законной награды, а затем, получив шанс загадать любое желание, просит за детоубийцу Фриду.
    Возвратив благодаря Воланду своего мастера, Маргарита готова быть с ним до конца, не смотря на то, что душевная болезнь сильно изменила ее любимого. Героиня вновь готова идти за мастером, быть с ним каждую минуту жизни.
    Очень интересно, что в Маргарите сочетаются черты святой и ведьмы. С одной стороны, ее самоотверженная любовь, верность мастеру восхищают. Ситуация с Фридой говорит о добром сердце Маргариты, ее отзывчивости на чужую боль. Но, с другой стороны, она согласилась стать ведьмой, то есть оказаться частью нечистой силы. Героиня безжалостна к врагам мастера. Я думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что она убила бы критика Латунского, если бы тот оказался дома в момент разгрома его квартиры.
    После смерти, освободившей героев, ведьмовское косоглазие Маргариты исчезло, лицо ее посветлело. Она больше не была ведьмой, но, как и мастер, не заслужила света, а лишь вечного покоя вместе со своим возлюбленным.
    Образ Маргариты, без сомнения, является одним из главных в романе. Он отличается большой сложностью, неоднозначностью и, вместе с тем, удивительной красотой.

  14. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” в некоторой степени автобиографичен. Судьба Мастера во многом повторяет судьбу самого Булгакова. Хотя он и начинал писать свой роман в 1928 году, но основной творческий период начался после его бракосочетания с Еленой Сергеевной Шиловской. В Елене можно сразу же заметить Маргариту — главную героиню романа, которая, как муза, явилась к Мастеру и способствовала написанию романа. Так же, как и у Булгакова, явилась на свет “главная книга” Мастера — произведение, в которое он смог вложить свою душу и сердце. Этой книгой для Булгакова стал его роман “Мастер и Маргарита”, который он писал в течение 12 лет — с 1928-го по 1940 год. Условия, в которых он создавался, были тяжелыми, но предназначение художника состоит не в борьбе за судьбу и благополучие, а в творчестве! Булгаков поступал абсолютно правильно, когда творил, исправляя и переписывая роман, чтобы добиться наивысшего результата и послужить своему же принципу: “Дописать раньше, чем умереть”. Булгаков не боролся за свой роман, а просто благородно творил и воплощал его в жизнь.
    Все, что пережил Михаил Булгаков на своем веку — и счастливое, и тяжелое, — все свои самые главные мысли он отдал роману “Мастер и Маргарита”. И на свет появилось необыкновенное творение настоящего свободного художника.
    В своем романе Булгаков противопоставляет Мастера, художника, творца и литературное общество Москвы. Мастер появляется не в начале романа, а только в 13 главе. В разговоре двух пациентов психиатрической больницы впервые звучит слово, заменившее имя героя и вынесенное в начало романа:
    — Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.
    Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:
    — Я — мастер…
    “Мастер”, потому что слово “писатель” на страницах романа скомпрометировано обладателями членских билетов МАССОЛИТа.
    Впервые с многочисленными представителями этого общества мы знакомимся в Доме Грибоедова, где проходило собрание их главенствующего состава, решая вопросы, никоим образом не относящиеся к творчеству или искусству. Их деятельность в этом органе управления заключалась в том, чтобы выпросить себе дачу для отдыха, путевочку в Ялту.
    Как впоследствии выразился Воланд: “…их испортил квартирный вопрос…” Когда же в этом “логове” литераторов начинается бал, то все больше и больше это напоминает “ад”, в котором все кипит и бурлит пустыми и бессмысленными речами. Булгаков ни разу не показывает нам это общество в работе или творчестве, они могут только бороться за место или деньги. И за все эти грехи, а самое главное, за безверие расплачивается Берлиоз, стоявший во главе этого общества, — ему отрезало голову трамваем! Мы видим, что это действительно ужасное и прогнившее общество, которое должно было стать “светом в конце тоннеля” для непросвещенных слоев населения, но на самом деле просто бездействовало и набивало себе карманы. Мастер не считает себя писателем. Он лишь создатель романа о Понтии Пилате. Действительно, кроме этого романа, он не написал ни одной строчки, у него не было других творений. Рассказ о Понтии Пилате и Иешуа тоже не придуман, он “угадан”. Это подтверждает Воланд, который лично присутствовал при событиях, описанных в рукописи.
    Мастер пишет в своем подвале на Арбате. Маргарита помогает ему, поддерживает, не дает остановиться. В еще не оконченном романе заключена вся их жизнь, они существуют ради него. Маргарите рукопись принадлежит не в меньшей степени, чем Мастеру, составляя неотъемлемую часть ее бытия. Роман еще не завершен, но концовка уже известна: “Жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”.
    Это означает, что роман уже существует независимо от автора и ждет только своего воплощения на бумаге. Мастер не может еще предсказать, что будет в рукописи, но совершенно точно знает, что она будет завершена. И это случилось. Дело жизни наконец-то было осуществлено, и оставалось только сдать рукопись в печать. И тогда разражается катастрофа. Талантливый человек создал то, к чему шел долгие годы. Пока он писал в своем подвале, на пути его не было никаких преград. Теперь, когда труд завершен, Мастер шокирован тем, как воспринимается редакторами его творение. Он и помыслить не мог обо всех закулисных интригах издательского мира.
    И вот один из редакторов решается напечатать большой отрывок из романа. Теперь уже все зависит от критиков. Но их обвинения глупы, бессмысленны и, по большому счету, не имеют никакого отношения к сути романа. Происходит все это в те времена, когда в Советской стране повсеместно насаждался атеизм, взрывались церкви, расстреливались священнослужители. Поэтому реакция на “попытку протащить в печать апологию Христа” была закономерна. Никому не хватило бы храбрости поддержать “антисоветский” роман. Осмелиться публиковать роман об Иисусе мог человек либо очень смелый, либо очень наивный.
    Сам Мастер говорил, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, что думают. Невольно возникает ассоциация с Понтием Пилатом, не осмелившимся признаться, что он поверил Иешуа. Мастер же подобен Га-Ноцри — невинный беззащитный человек, пытающийся сказать то, что не может не сказать, за что его посылают на казнь.
    “Роман о Мастере” — это история разрушения идиллии, пришедшей в столкновение с внешним миром, и ее восстановление в области потусторонней. Мир, противостоящий миру Мастера, — мир корыстной, косной, невежественной толпы, в которой с полным правом хозяйничают представители нечистой силы. Характер толпы остается неизменным на протяжении столетий. Воланд, наблюдая за толпой в театре Варьете, говорит Коровьеву: “Ну что же… они — люди как люди. Любят деньги, но это всегда было… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…”
    Роман пронизывает противостояние истинной свободы и несвободы во всех ее проявлениях. Ведь именно свобода — слова, мысли, чувства, действия — характеризует настоящую творческую свободную личность.
    Иешуа Га-Ноцри, арестованный, зверски избитый, приговоренный к смерти, несмотря ни на что остается свободным. Отнять у него свободу мысли и духа невозможно. Он не герой и не невольник чести. Когда Пилат намекает ему, как отвечать на вопросы, чтобы спасти свою жизнь, он не отвергает его тайных предложений, он просто не слышит их, настолько чужды они самой его духовной сущности. Иешуа совершает подвиг нравственный, оставаясь перед лицом мучительной смерти твердым в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате — творческий подвиг. И учение Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым направлено действие “Мастера и Маргариты”.
    Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи, но свободы он не знает. Он — раб кесаря, своей должности, своей карьеры. И хотя Понтий Пилат очень хочет спасти Иешуа, разорвать цепи этого рабства выше его сил.
    В московских главах подавляющее большинство персонажей — люди несвободные, связанные путами инструкций, правил, догм, постановлений или оковами собственного изготовления. Все эти герои — дети своего времени, исповедующего четкие правила и рамки. Булгаков и его “пособники” из свиты Сатаны довольно снисходительны к тем, кто лишился свободы не по своей воле, и совершенно безжалостны к тем, кто сам себя затопил в темницу, независимо от их положения.
    Для Булгакова Берлиоз — самая отталкивающая фигура: человек начитанный, эрудированный, но неисправимый догматик. Берлиоз — писатель, при встрече с необычайным бегущий за милицией, редактор и наставник литературной молодежи, отучающий эту самую молодежь мыслить свободно и самостоятельно.
    Всем этим несвободам противостоит внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа. Роман Мастера хорош, прежде всего, тем, что это — плод свободного труда, вольного творческого полета, в котором нет места ни малейшему насилию автора над собой. Он ведь не сочинял того, о чем рассказывает в своем “Пилате”, а “угадывал “, не принимая во внимание никаких руководящих установок. Поэтому ярость критиков романа — это ярость тех, кто продал свою свободу, против тех, кто сохранил ее в себе.
    Маргарита тоже вольная птица. До встречи с Мастером у нее было все, что есть у счастливой женщины: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. “Она была счастлива? Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?.. ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги”. Маргарита “угадала” Мастера среди тысяч людей так же, как и он угадал ее. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь.
    Разрушено это счастье было именно тогда, когда “ближние” уличили Мастера в том, что он не похож на них: не так мыслит, не то чувствует. И вот рукопись романа сожжена, и Мастеру ничего другого не остается, как идти сдаваться в сумасшедший дом. Несвобода победила свободу, но, победив, она оказалась бессильна уничтожить, растоптать то, чем были полны души Мастера и Маргариты. На поклон к своим душителям они не пошли, пощады не попросили, предпочли другое.
    “Когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, — говорит Мастер, — они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там”. Эта потусторонняя сила и позволяет героям романа не только сохранить свою свободу, но и ощутить ее с особенной, недоступной в реальной жизни полнотой.
    Есть в “Мастере и Маргарите” глубоко печальные строки, есть озорные, смешные эпизоды и сцены. Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, “запечатанный” в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка, а значит, не терял свободы художника. В истории русской и мировой литературы этот роман не только свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова, не только гимн нравственному и бесстрашному человеку — Иешуа Га-Ноцри, но и человеку творческому — Мастеру.

  15. (340 слов) В романе М. А. Булгакова образ Маргариты имеет большое значение. Это образ сильной, отчаянной и смелой женщины, которая не побоялась стать королевой на балу у Воланда ради любви к Мастеру. Она поняла и полюбила его талант, ведь сама обладала не менее важным даром – любить до умопомрачения.
    В 30-е годы XX века многие люди, даже не имевшие психических отклонений, попадали в дома для душевнобольных и никогда больше не выходили оттуда — так власть избавлялась от инакомыслия. Несчастному Мастеру была уготована такая же участь, однако благодаря Марго и сатане, всё удалось изменить. Героиня сыграла огромную роль в судьбе творца, именно в ее образе заключена сущность музы, без которой искусство невозможно. Она несет в себе разрушительную силу красоты, способную не только вдохновить художника, но и перевернуть вверх дном существующий уклад жизни. В её характере сочетаются отчаяние и решительность, страстная любовь,  нежность и справедливость — именно она, Маргарита, избавляет невинную Фриду от вечного, незаслуженного, по сути, страдания, она успокаивает маленького мальчика, который испугался звона бьющихся стёкол — и она же мстит тому, кто погубил мастера. Придавая героине инфернальную власть, автор выводит ее за рамки человека: теперь она уже символ творческой свободы, карающей раболепство Латунских и ему подобных.

  16. Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жил и творил в стра­не, где творец, непризнанный при жизни, не признавался и после смерти.
    В письме, адресованном Михаилом Булгаковым пра­вительству СССР, читаешь не раскаяние, а желание от­стоять свои гражданские права, потому что писатель не может кривить душой даже перед теми, кто обрекал его на гонения, нищету и гибель.
    Тема судьбы интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя ста­ло последнее его произведение — роман «Мастер и Маргарита». Образ Мастера большая часть современников воспринимала как образ самого Булгакова, а иногда как образ Иешуа. В своих ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму «власти». В «Мастере и Маргарите» пи­сатель приходит к другой мысли. Человек, в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участво­вать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляция для Булгакова неприемлема.
    Мастер талантлив и бескорыстен. Он выигрывает сто тысяч рублей и тратит их совсем не так, как можно было ожидать от обыкновенного человека. Он покупает кни­ги, съезжает с ненавистной коммунальной квартиры, где слишком часто приходится сталкиваться с грубостью, с тем, что ранит чуткую душу романтика. Своим «золо­тым веком» он называет время, когда жил в этом подва­ле, рядом были любимая женщина, книги и работа. Огонь в камине и листики рукописи создавали уют и счастье, которое Мастер и Маргарита наконец нашли. Мастер пишет роман в сталинское время и рассуждает о Боге, о насилии власти над личностью, о том, что идейный спор между Пилатом и Иешуа был прерван силой, о трусости власти перед свободой мысли. Мастер мечтает о том вре­мени, когда все люди будут добры, когда настанет царство истины и справедливости. Мастер выполняет свой долг творца, пишет абсолютную правду, не колеблясь, не при­меняясь к действительности, не оглядываясь на цензуру, не думая о последствиях. Он говорит людям правду, ведь «правду говорить легко и приятно».
    Но от действительности никуда не денешься. Она вор­валась в их мир вместе с газетными статьями, где убий­ственными приговорами типа: «враг под крылом редакто­ра», «ударим по пилатчине» было разрушено все, чем до этого жил Мастер. И хотя Мастер понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен.
    Мастер выбрал свой путь сознательно, он переходит крестный путь, как и Иешуа. Он выбрал страдания. С октября по январь он находится в заключении; вероят­но, над ним издевались. Об этом говорит пальто с оборванными пуговицами. Мастер, не желая обременять Мар­гариту своими проблемами, идет в единственное место в Москве, где можно говорить то, что думаешь, — в су­масшедший дом. Мастер признается Воланду: «У меня нет больше мечтаний и вдохновений тоже нет. Ничто вокруг меня не интересует, кроме нее. Меня сломали, мне скуч­но, и я хочу опять в подвал». Недаром Воланд иронично замечает: «…человек, сочинивший историю Понтия Пи­лата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать? ».
    М. Булгаков осуждает своего героя. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но человек не должен отступать. Мастер выпал из цепи непрерывной челове­ческой борьбы за совершенствование жизни. Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остают­ся тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, «вне света». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».

  17. Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за это высокую цену и приблизиться к счастью, либо оставаться несчастным. В романе “Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков показывает читателю возможный исход таких событий.
    Маргарита Николаевна, главная героиня романа, оказалась перед выбором: забыть своего возлюбленного, Мастера, или ждать и надеяться, что они когда-нибудь встретятся. Сила любви Маргариты придает ей терпение, и она ждет Мастера. С каждым днем ожидание становится все мучительнее. Однажды, сидя на скамейке под кремлевской стеной, она подумала о том, что отдала бы все что угодно, даже душу свою, дьяволу, лишь бы узнать – жив ли Мастер. В этот момент определилась судьба Маргариты. С ней неожиданно заговорил подсевший к ней на ту же скамейку Азазелло, посланник Воланда (дьявола). Почувствовав недоброе, Маргарта решила уйти, но слова Азазелло заставили ее остаться. Маргарита поняла, что у нее может появиться возможность узнать хоть что-то о Мастере.
    Маргарита оказалась перед трудным выбором. Осознававая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы — так безгранична ее любовь к Мастеру. “Я погибаю из-за любви!” — говорит Маргарита.
    Выбор, сделанный Маргаритой, может показаться странным, ведь у Маргариты есть “прекрасный муж, которого ей не за что упрекнуть, отличный дом, она никогда не прикасалась к примусу, не знала ужасов житья в совместной квартире”. Однако ни одной минуты она не была счастлива. Счастьем для нее был только Мастер.
    Кто же такой Мастер? Мастер – писатель. Смыслом его жизни стал написанный им роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в который он вложил всю свою душу. Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа, он сдается. Его нервы, бывшие на пределе, не выдерживают, даже любовь ему теперь не помогает. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь роман, бывший смыслом его жизни. Мастер хочет, чтобы этот роман не приносил больше страданий никому. Возненавидев свое произведение, он уходит в клинику для душевнобольных, подчиняясь страху, страху перед всем (он боится теперь даже темноты). Свой поступок он оправдывает тем, что не хочет, чтобы из-за него страдала Маргарита. То есть, по сути, он убегает от всего. Но мог ли он поступить по-другому? Безусловно. Мастер мог продолжить свою борьбу, или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры. Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света.
    Маргарите предоставляется возможность заключить договор с Волан-дом, чтобы встретиться с возлюбленным. Ее намерения чисты, ей некого и нечего бояться — за это Воланд и его свита уважают ее. Только ради Мастера она становится ведьмой и присутствует в качестве хозяйки на “балу ста королей” в расширенной до гигантских размеров квартире № 50 дома 302-бис на Садовой. После бала Воланд испытывает ее, предлагая сделать еще один выбор. И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, Маргарита просит не за себя, а за Фриду, которая задушила платком своего ребенка и отвечала за это мучениями: ей подавали все время тот самый платок. Маргарита оказалась человечной ведьмой, она простила Фриду. Сама Маргарита тоже заслужила награду: Иешуа отпускает на свободу Мастера. В образе Маргариты автор показывает нам настоящую, вечную любовь. Ради любви Маргарита готова отказаться от благополучия, от всего, что у нее есть. И она получила то, что хотела: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.
    Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь. Их страдания и несчастья заканчиваются там, где они будут “днем гулять под вишнями…, а вечером слушать музыку Шуберта”. Они будут счастливы, и ничто не сможет нарушить их спокойную, полную любви и покоя жизнь. Они сделали свой выбор.

  18. Маргарита – она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что нашла свою судьбу. Она способна на глубокую любовь бросает своего мужа, когда понимает что нужна Мастеру, что он пропадает без неё.
    Именно Маргарита назвала героя мастером, прочитав его роман. Герои были счастливы вместе пока Мастер не опубликовал отрывок своего романа. Критики отравили им жизнь. Когда оставляет Мастера одного, он сжигает роман и сбегает в психатрическую лечебницу. Долгое время Маргарита корит себя за то, что оставила любимого одного в самую трудную для него минуту. Она плачет и сильно страдает, пока не встречает Азазелло. Он ей говорит, что знает где находится Мастер. За это сведения она соглашается быть коралевой на великом балу у Сатаны. Маргарита становиться ведьмой. Обнажённая принимает гостей Воланда на балу, После бала у Сатаны герония в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственным желанин вернуть Мастера.Продав свою душу она получает Мастера. В конце романа она и Мастер заслуживают покоя. Маргарита это сильна и идущая своим собственным путём женщина. Это женский идеал для Булгакова.
    Она готова продать свою душу дяволу и это делает. Маргарита остается идеалом вечной, непреходящей любви, у неё сила чувства. В конце она покидает мир и в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его покоя.
    Многие считают что прототипом образа Маргариты послужила жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *