Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.
Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.
Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса
Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.
По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.
Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.
Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.
Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.
Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады
Вариант 4
Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.
Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.
Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.
У этой повести не получился счастливый конец. Дуня так и не возвратилась домой. А Самсон на своей станции окончательно спился и умер.
7 класс. С цитатами, по плану
Сочинение
7 класс. Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести
А. С. Пушкина “Станционный смотритель”) 1 вариант
сочинения
А.
С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем.
Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об
истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе.
Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель».
Самсон Вырин — один
из главных героев повести. По должности он станционный смотритель,
а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим
чином токмо от побоев, и то не всегда». Неказисто и небогато его
жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного
сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя
дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем
успевала». Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью
своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли
ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто
не осудит».
Вот почему становится
понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего
дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший
жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут
случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя
себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой
ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского,
отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной
встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он,
в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается
вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный
и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и
вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю
ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший
дом.
Мы знаем, что недолгой
была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем
мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой «барыней»,
обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об
этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или
не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии
Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность,
может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не
поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда
был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни
человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина
«Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим
людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности,
ими занимаемые. 2 вариант
сочинения
Ни в одной стране не возникло за
такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров
художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина
мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь
говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном
поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский
характер…».
В 1830 году А. С. Пушкин создал
пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести
Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей
Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской
литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый
авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими
русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных
тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней
действительности.
Именно эта окружающая действительность
и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя
Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь — разумная
и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была
его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину,
глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально
три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика».
В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей
дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «…от беды не отбожишься;
что суждено, тому не миновать».
Его любимица с детских лет умела
кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая
свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала
от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться
с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце
его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени,
что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся
вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».
Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар
притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.
Самсон Вырин поехал в Петербург
в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал
ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял
еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок,
а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя
виновато и сословное деление общества,
позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших
чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и
даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать
на него.
Трагедия Самсона Вырина состоит
в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы
о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал
дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм
его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к
нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно
любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке.
«Прекрасная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя
маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель
умер… она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе
отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески.
Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть
и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью
тоже, забытый.
Очень простыми и
понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного
человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль
этого старика. 3 вариант
сочинения
Главным героем повести
Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая
трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие
и сопереживание к простому человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя
растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался
на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий
гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще
на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала
питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить
церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке
ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не
волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше
не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь
его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции.
Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург
икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался
в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных
покоях. Старик просит Минского отпустить с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться.
Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит
его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет.
С горя он начал пить и вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим
ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав
в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают
об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют
жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки
созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому,
говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье,
подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что
Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными
друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить
якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать
Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор
сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся
сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить
от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка
говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала
навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на
ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон
Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье
дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне
вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей
поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному
концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям,
что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного
верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина,
а пытается понять природу этих самых мыслей.
А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”.
Самсон Вырин — один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, “сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда”. Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: “ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”. Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: “Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит”.
Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.
Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой “барыней”, обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.
Главным героем повести Пушкина “Станционный смотритель” является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: “Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви”. Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон “уходит” от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о “возвращении” отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей “маленького человека”, не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.
После этой жуткой потери, смотритель сильно состарится. Рассказчик, повстречав его снова, с трудом узнает в нем прежнего Самсона. Старик буквально спивался с горя. Он, с трудом вспомнив рассказчика, поведает ему грустную историю, от которой щемило на душе. То горе от потери, и от предательства близкого человека, которое он перенес, уничтожало его изнутри.
Было понятно, что мужчина очень беспокоился за дальнейшую судьбу Дуни. Он боялся, что та, быстро надоест молодому и обольстительному гусару, и он бросит ее. Что тогда ждет бедную девушку?! Ведь от горя и безвыходности, она может переступить даже через рамки приличия.
К счастью, его опасения не подтвердились. Судя по всему, Минский до сих пор был влюблен в Дуню. Теперь он заботился и ухаживал за ней, вместо отца.
Спустя несколько лет после последнего приезда рассказчика на станцию, Самсон Вырин скончался. Он устал страдать от тоски по дочери, устал от обессмысленного своего существования. На похороны своего отца Дуня не приехала. Она не догадывалась о том, что собственным поступком практически «приговорит» родного отца к смерти. Возможно, девушка в душе надеялась на то, что родитель ее поймет и за все простит.
Она узнала цену своего безразличия лишь спустя несколько лет, когда решила навестить родной и покинутый дом и станцию, с которой все начиналось. Но вместо любящего и родного лица, ее ждала неухоженная отцовская могилка на кладбище.
Теперь пришла очередь плакать Дуне. Это были и слезы скорби, отчаяния и запоздалого раскаяния. Лежа на могиле, девушка мысленно обнимала отца, моля у него о прощении…
Сочинение
“Станционный смотритель” — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель… ”. Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… ”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников.
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» автор стремится донести до читателя образ «маленького человека» в России. Мы видим, насколько бесправен и унижен этот человек, насколько он подвержен гнёту и оскорблениям тех, кто считает себя выше его по положению или материальному достатку.
В этой повести образ такого человека представлен в лице Самсона Вырина. Это пожилой человек, станционный смотритель, который принимает у себя в избе каждого проезжего путешественника, обеспечивает ему крышу над головой, пищу, а на утро готовит лошадей в дорогу. Для Самсона эти обязанности не в тягость, напротив, он выполняет их честно и со всей ответственностью. Но благодарности старик за это не видит. Пользуясь его низким положением, каждый заезжий его унижает, срывается за свои неудачи и плохую дорогу. Несмотря на все попытки обидеть его, смотритель не разочаровывается в жизни и своей работе. Он терпеливо и безропотно сносит все тяготы и испытания. Все потому, что у него есть смысл в этой жизни, есть ради кого трудиться. Это его единственная дочь Дуня четырнадцати лет. После смерти жены это отрада его и утешение. Самсон Вырин дарит ей всю свою любовь и заботу, ведь больше у него никого нет на всём свете. Отец отдаёт себе отчёт в том, что, кроме него, некому будет заботиться о его Дуняше, и старается ради неё из всех сил.
Образ Самсона передан со слов рассказчика, проездом посетившего эту станцию. Он отмечает, что в первую встречу старик выглядит благообразно и свежо, чинно и дружно живёт себе со своей дочкой. Дуня взяла на себя все хозяйство и хорошо его ведёт, держит дом в чистоте, в опрятности. Путешественники, плохо обращающиеся с Выриным, оттаивают при виде Дуни и меняют своё отношение. Самсон горд своей дочерью.
Спустя некоторое время рассказчик, снова волей судьбы оказавшийся на этой станции, видит, как сильно изменился Вырин, постарел от горя. Его дочь, его кровиночка, убежала с богатым проезжим офицером. Старика сломил этот её поступок. Он не в силах понять, как она могла с ним так поступить, ведь он ничего никогда для неё не жалел. Даже бедность старика не сломила так, как этот позор. Дуня теперь находится в унизительном положении содержанки офицера, что для Самсона большой позор. Он знает, что случается с наивными девушками, которые вот так повелись на богатство и притворные слова богатых людей: они оказываются на улице. Он опасается, что его дочь ждёт та же участь.
Несмотря на все это, он готов простить и принять Дуню, если бы она пришла обратно. Но та и думать забыла об отце. Не зря в избе у Самсона Вырина висят картинки, изображающие сюжет из Евангелия про блудного сына. Но если блудный сын все же вернулся в отчий дом, то Самсон свою дочь так и не дождался. Потерян смысл жизни, трудиться и жить больше не для кого. Он начал выпивать от невыносимой жизни и сильно опустился. Самсон Вырин – человек чести, для которого на первом месте чистая совесть и незапятнанность, поэтому это испытание так его добило.
Автор повести жалеет главного героя и призывает читателя проникнуться его положением и понять, что маленького человека ждали в то время только тяжкий труд, грубое и бесчеловечное обращение и бесправие.
Для Вырина нет ничего важнее чести, и никакие богатства ее не заменят. Множество раз претерпевая на себе удары судьбы, он ни разу не был ею сломлен. Но в этот раз произошло нечто страшное и непоправимое, то, что заставило Вырина разлюбить жизнь, опустившись на самое дно. Поступок любимой дочери оказался для него непереносимым ударом. Даже постоянная нужда и бедность были для него ничто в сравнении с этим. Все это время смотритель ждал возвращения дочери и был готов простить ее. Больше всего его пугало то, чем обычно заканчивались подобные истории: когда молодые и глупые девушки остаются брошенными в одиночестве, нищие и никому не нужные. А вдруг та же история произошла и с его любимой Дуней? От отчаяния отец не находил себе места. В итоге несчастный отец запил от безутешного горя и вскоре умер.
Самсон Вырин олицетворяет собой образ безрадостной, наполненной горем и унижением жизни простых людей, станционных смотрителей, которых так и норовит обидеть каждый проезжий. В то время как именно такие люди и являли собой образец чести, достоинства и высоких моральных качеств.
Образ маленького человека Самсона Вырина в повести Станционный смотритель сочинение для 7 класса
Дороги, переезды. Кому приходилось ездить и менять лошадей на постоялых дворах знает, что это такое. Как обидно бывает, что нельзя продолжить путь из-за того, что на станции не оказалось лошадей. Ух и доставалось же за это станционным смотрителям. Особенно если путешественник был в больших чинах.
По долгу службы, а не из праздного любопытства мне тоже приходилось много ездить, случалось всякое. На одной из таких перевалочных пунктах судьба свела меня с одним станционным смотрителем, Самсоном Выриным. Человеком небольшого чина, ответственно относящегося к своим обязанностям. Ему в его нелегком деле помогала дочка Дуня. Многие знали постоялый двор, и даже специально заезжали посмотреть на Дуню. Смотритель понимал это и даже в душе, гордился этим.
Но так не могло продолжаться вечно. Но никто не предполагал, как может измениться жизнь. Все произошло зимним вечером, разумеется не без согласия Дуни. Молодой человек без сомнения поступил подло, отплатив за гостеприимство похищением дочери. Никто не стал считаться с чувствами старого смотрителя ни доктор, ни сам офицер, ни даже горячо любимая дочь.
Оставшись один Самсон Вырин не мог смириться с одиночеством и незнанием, взял отпуск и отправился на поиски Дуняши. В Петербурге, куда привели следы беглецов он остановился у приятеля. В незнакомом городе очень тяжело одному к тому же не имея достаточно денег и власти пришлось унижаться перед всеми у кого спрашивал, как найти ротмистра Минского.
Запугана ли была Дуня или сама не захотела общаться со своим бедным отцом, но смотрителя выгнали. После этого он вернулся к себе страшно переживая за дочь. Неужели у Дуни неосталось ни капли любви к человеку который ее воспитал. Да, он не был богат, но отдал все тепло блогородной души своей единственной девочке. А она даже не захотела дать весточку о том, что у нее все хорошо. Ему советовали подать жалобу на Минского, но гордость и самолюбие не позволило унижаться перед теми, кто обидел. Для смотрителя это было большим горем. Но он не столько переживал за оскрбление нанесенное ему, сколько за будущее своей дочки. Если бы он знал что у Дуни все хорошо он смирился бы со своим положением изгоя.
Выходит если человек бедный, не имеющий достойного чина его не ставят ни во что. Нигде ему не рады
Вариант 4
Самсон Вырин это главный герой повести Пушкина «Станционный Смотритель». Он представлен в образе «маленького человека». Он живет на своей станции и не имеет богатства. Он сильно унижен своей жизнью. Его постоянное унижали приезжавшие на станцию люди. Его принимали за нищего попрошайку. Но он был честным, добрым, а главное справедливым.
Его работа на станции не доставляла ему труда. Он принимал путников из дальней дороге и устраивал им отдых. Самсон всегда впускал людей к себе в дом. Затем поил лошадей и давал им отдых. А на следующей день, провожал путников в дорогу на следующею станцию. Он всю свою работу выполнят честно и с чистой душой. Тем, кто уезжал со станции, он всегда желал счастливого пути. Но ему некто не отвечал взаимностью. После его теплых слов он слышал лишь оскорбление и унижения. На это Самсон не как не отвечал, а лишь только тихо смеялся в ответ. Он делал это для того, чтобы не потерять работу, которая была ему нужно, чтобы вырастить свою дочь Дуню. Она помогала отцу, готовила и убиралась. Ей пришлось расти без матери. Отец все свое время тратил на свою единственную дочь и одаривал ее всей своей любовью.
Вся повесть основана на основе рассказа. Повествование идет о человека, который приехал на станцию. Самсон сделал хорошее первое впечатление о себе. Рассказчик описал его как доброго и жизнерадостно человека. Когда рассказчик прибывает на следующий год на станцию, то застает Самсона как морального разбитого человека. Он перестал бриться и начал пить много алкоголя. Также рассказчик заметил, что Самсон очень постарел. Когда рассказчик начинает расспрашивать Самсона, что в его жизни случилось, то он рассказывает свою жизненную историю. Оказывается за последний год Самсон столкнулся с предательством собственной дочери. К Самсону на станцию заезжал один богатый помещик и предложил Дуне поехать с ним и она согласилась. Этот поступок перевернул с ног на голову жизнь Самсона. Даже нищета в которой он жил раньше не тревожили его сильнее, чем этот поступок.
У этой повести не получился счастливый конец. Дуня так и не возвратилась домой. А Самсон на своей станции окончательно спился и умер.
7 класс. С цитатами, по плану
Сочинение
7 класс. Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести
А. С. Пушкина “Станционный смотритель”)
1 вариант
сочинения
А.
С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем.
Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об
истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе.
Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель».
Самсон Вырин — один
из главных героев повести. По должности он станционный смотритель,
а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим
чином токмо от побоев, и то не всегда». Неказисто и небогато его
жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного
сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя
дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем
успевала». Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью
своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли
ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто
не осудит».
Вот почему становится
понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего
дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший
жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут
случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя
себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой
ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского,
отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной
встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он,
в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается
вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный
и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и
вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю
ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший
дом.
Мы знаем, что недолгой
была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем
мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой «барыней»,
обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об
этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или
не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии
Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность,
может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не
поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда
был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни
человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина
«Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим
людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности,
ими занимаемые.
2 вариант
сочинения
Ни в одной стране не возникло за
такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров
художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина
мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь
говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном
поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский
характер…».
В 1830 году А. С. Пушкин создал
пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести
Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей
Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской
литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый
авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими
русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных
тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней
действительности.
Именно эта окружающая действительность
и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя
Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь — разумная
и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была
его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину,
глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально
три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика».
В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей
дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «…от беды не отбожишься;
что суждено, тому не миновать».
Его любимица с детских лет умела
кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая
свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала
от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться
с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце
его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени,
что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся
вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».
Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар
притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.
Самсон Вырин поехал в Петербург
в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал
ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял
еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок,
а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя
виновато и сословное деление общества,
позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших
чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и
даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать
на него.
Трагедия Самсона Вырина состоит
в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы
о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал
дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм
его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к
нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно
любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке.
«Прекрасная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя
маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель
умер… она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе
отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески.
Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть
и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью
тоже, забытый.
Очень простыми и
понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного
человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль
этого старика.
3 вариант
сочинения
Главным героем повести
Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая
трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие
и сопереживание к простому человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя
растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался
на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий
гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще
на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала
питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить
церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке
ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не
волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше
не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь
его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции.
Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург
икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался
в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных
покоях. Старик просит Минского отпустить с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться.
Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит
его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет.
С горя он начал пить и вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим
ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав
в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают
об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют
жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки
созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому,
говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье,
подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что
Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными
друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить
якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать
Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор
сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся
сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить
от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка
говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала
навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на
ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон
Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье
дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне
вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей
поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному
концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям,
что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного
верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина,
а пытается понять природу этих самых мыслей.
А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести “Станционный смотритель”.
Самсон Вырин — один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, “сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда”. Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: “ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”. Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: “Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит”.
Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.
Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой “барыней”, обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина “Станционный смотритель” учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.
Главным героем повести Пушкина “Станционный смотритель” является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.
Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: “Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви”. Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним
Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.
Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон “уходит” от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о “возвращении” отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.
Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей “маленького человека”, не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.
После этой жуткой потери, смотритель сильно состарится. Рассказчик, повстречав его снова, с трудом узнает в нем прежнего Самсона. Старик буквально спивался с горя. Он, с трудом вспомнив рассказчика, поведает ему грустную историю, от которой щемило на душе. То горе от потери, и от предательства близкого человека, которое он перенес, уничтожало его изнутри.
Было понятно, что мужчина очень беспокоился за дальнейшую судьбу Дуни. Он боялся, что та, быстро надоест молодому и обольстительному гусару, и он бросит ее. Что тогда ждет бедную девушку?! Ведь от горя и безвыходности, она может переступить даже через рамки приличия.
К счастью, его опасения не подтвердились. Судя по всему, Минский до сих пор был влюблен в Дуню. Теперь он заботился и ухаживал за ней, вместо отца.
Спустя несколько лет после последнего приезда рассказчика на станцию, Самсон Вырин скончался. Он устал страдать от тоски по дочери, устал от обессмысленного своего существования. На похороны своего отца Дуня не приехала. Она не догадывалась о том, что собственным поступком практически «приговорит» родного отца к смерти. Возможно, девушка в душе надеялась на то, что родитель ее поймет и за все простит.
Она узнала цену своего безразличия лишь спустя несколько лет, когда решила навестить родной и покинутый дом и станцию, с которой все начиналось. Но вместо любящего и родного лица, ее ждала неухоженная отцовская могилка на кладбище.
Теперь пришла очередь плакать Дуне. Это были и слезы скорби, отчаяния и запоздалого раскаяния. Лежа на могиле, девушка мысленно обнимала отца, моля у него о прощении…
Сочинение
“Станционный смотритель” — одна из повестей, вошедших в известное произведение А. С. Пушкина “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”. В “Станционном смотрителе” автор знакомит нас с тяжелой, безрадостной жизнью простых людей, а именно — станционных смотрителей, во времена крепостного права. Пушкин обращает внимание читателя на то, что во внешне бестолковом и бесхитростном исполнении своих обязанностей этими людьми кроется нелегкий, часто неблагодарный труд, полный хлопот и забот. Что только не ставят в вину станционному смотрителю? “Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель… ”. Мало кто из проезжающих принимает станционных смотрителей за людей, больше за “извергов рода человеческого”, а ведь “сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые”. Мало кто из проезжающих интересуется жизнью станционных смотрителей, а ведь, как правило, у каждого из них — непростая судьба, в которой с избытком хватает слез, страданий и горя.
Жизнь Самсона Вырина ничем не отличалась от жизни таких же, как и он, станционных смотрителей, которые, чтобы иметь самое необходимое для содержания своей семьи, готовы были молча выслушивать и так же молча сносить бесконечные оскорбления и упреки в свой адрес. Правда, семья у Самсона Вырина была небольшой: он да красавица дочка. Жена Самсона умерла. Ради Дуни (так звали дочь) и жил Самсон. В четырнадцать лет Дуня была настоящей помощницей отцу: в доме прибрать, приготовить обед, прислужить проезжему, — на все она была мастерица, все у нее в руках спорилось. Глядя на Дунину красоту, добрее и милостивее становились даже те, кто грубое обращение со станционными смотрителями взял себе за правило.
В первое наше знакомство с Самсоном Выриным он выглядел “свежим и бодрым”. Несмотря на нелегкую работу и зачастую грубое и несправедливое обращение с ним проезжающих — неозлобленного и общительного.
Однако как может изменить человека горе! Всего через несколько лет автор, встретившись с Самсоном, видит перед собой старца, неухоженного, склонного к пьянству, тускло прозябающего в заброшенном, неубранном своем жилище. Его Дуня, его надежда, та, что давала силы жить, уехала с малознакомым гусаром. Причем не с отцовского благословения, как это принято у честных людей, а тайком. Самсону было страшно подумать, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, так поступила с ним и, главное, с собой — стала не женой, а любовницей. Пушкин сочувствует своему герою и относится к нему с уважением: честь для Самсона превыше всего, превыше богатства и денег. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не заставило его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души.
На стене в доме Самсона Вырина висели картинки с изображением истории блудного сына. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской легенды. И, скорее всего, как и отец блудного сына, изображенного на картинках, станционный смотритель ждал свою дочь, готовый к прощению. Но Дуня не возвращалась. А отец не находил себе места от отчаяния, зная, чем зачастую заканчиваются подобные истории: “Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу, вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы… ”
Ничем хорошим не закончилась и попытка станционного смотрителя вернуть дочь домой. После этого, запив от отчаяния и горя еще больше, Самсон Вырин умер.
В образе этого человека Пушкин показал безрадостную, наполненную бедами и унижениями жизнь простых людей, самоотверженных тружеников.
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» автор стремится донести до читателя образ «маленького человека» в России. Мы видим, насколько бесправен и унижен этот человек, насколько он подвержен гнёту и оскорблениям тех, кто считает себя выше его по положению или материальному достатку.
В этой повести образ такого человека представлен в лице Самсона Вырина. Это пожилой человек, станционный смотритель, который принимает у себя в избе каждого проезжего путешественника, обеспечивает ему крышу над головой, пищу, а на утро готовит лошадей в дорогу. Для Самсона эти обязанности не в тягость, напротив, он выполняет их честно и со всей ответственностью. Но благодарности старик за это не видит. Пользуясь его низким положением, каждый заезжий его унижает, срывается за свои неудачи и плохую дорогу. Несмотря на все попытки обидеть его, смотритель не разочаровывается в жизни и своей работе. Он терпеливо и безропотно сносит все тяготы и испытания. Все потому, что у него есть смысл в этой жизни, есть ради кого трудиться. Это его единственная дочь Дуня четырнадцати лет. После смерти жены это отрада его и утешение. Самсон Вырин дарит ей всю свою любовь и заботу, ведь больше у него никого нет на всём свете. Отец отдаёт себе отчёт в том, что, кроме него, некому будет заботиться о его Дуняше, и старается ради неё из всех сил.
Образ Самсона передан со слов рассказчика, проездом посетившего эту станцию. Он отмечает, что в первую встречу старик выглядит благообразно и свежо, чинно и дружно живёт себе со своей дочкой. Дуня взяла на себя все хозяйство и хорошо его ведёт, держит дом в чистоте, в опрятности. Путешественники, плохо обращающиеся с Выриным, оттаивают при виде Дуни и меняют своё отношение. Самсон горд своей дочерью.
Спустя некоторое время рассказчик, снова волей судьбы оказавшийся на этой станции, видит, как сильно изменился Вырин, постарел от горя. Его дочь, его кровиночка, убежала с богатым проезжим офицером. Старика сломил этот её поступок. Он не в силах понять, как она могла с ним так поступить, ведь он ничего никогда для неё не жалел. Даже бедность старика не сломила так, как этот позор. Дуня теперь находится в унизительном положении содержанки офицера, что для Самсона большой позор. Он знает, что случается с наивными девушками, которые вот так повелись на богатство и притворные слова богатых людей: они оказываются на улице. Он опасается, что его дочь ждёт та же участь.
Несмотря на все это, он готов простить и принять Дуню, если бы она пришла обратно. Но та и думать забыла об отце. Не зря в избе у Самсона Вырина висят картинки, изображающие сюжет из Евангелия про блудного сына. Но если блудный сын все же вернулся в отчий дом, то Самсон свою дочь так и не дождался. Потерян смысл жизни, трудиться и жить больше не для кого. Он начал выпивать от невыносимой жизни и сильно опустился. Самсон Вырин – человек чести, для которого на первом месте чистая совесть и незапятнанность, поэтому это испытание так его добило.
Автор повести жалеет главного героя и призывает читателя проникнуться его положением и понять, что маленького человека ждали в то время только тяжкий труд, грубое и бесчеловечное обращение и бесправие.