Сочинение на тему существительное 5 класс

5 вариантов

  1. Одна из основных частей речи – это имя существительное. Оно имеет большую важность, ведь обозначает практически все названия предметов, веществ, явлений, действия и процессы, свойства, имена. К примеру, гроза, дорога, кошка, Елена, холод – все это имена существительные. Примеры можно приводить бесконечно, потому что человек склонен всему давать названия.
    Так как все объекты делятся на одушевленные и неодушевленные (живые и неживые), то и существительные, соответственно, отвечают на вопрос: «кто?» или «что?». Допустим, к слову «человек» применим вопрос «кто?», потому что он живой, а значит – одушевленный. А существительное «автобус» отвечает на вопрос «что», потому что он неодушевленный.
    Также эта часть речи изменяется в зависимости от рода, падежа или числа. Как мы видим, она очень разнообразна и имеет центральное значение в любом предложении. Не зря изучение русского языка начинают именно с существительных. Все вопросы, которые задаются предложению, так или иначе отталкиваются от объекта. Вокруг него формируется смысл повествования, а все остальные слова находятся в прямой зависимости от имени существительного. Иногда целое предложение можно составить только из существительного, смысл его все равно будет понятен.
    Даже людям, не очень глубоко изучающим язык, понятно, что существительное – это важнейшая часть речи. Без него невозможно полноценно построить предложение, выразить свою мысль. Речь без существительных будет невнятной и бессвязной. Поэтому очень важно все время пополнять и расширять свой словарный запас.

  2. Такая самостоятельная часть речи, как имя существительное в русском языке играет очень важную и незаменимую роль. Благодаря данной части речи можно не только выражать, обозначать имя предмета, его явление и свойства, но и с уверенностью сказать, что без него не было бы и других частей речи. К примеру, имени прилагательного. Так как многие слова образовываются от имени существительного. Например: свет (существительное) – светлый (прилагательное).
    Вообще по своей сути, имя существительное является значимой лексемой русского языка. Как сказал один русский лингвист Владимир Ветвицкий: «Имя существительное – это главный руководитель всего грамматического оркестра», а писатель Л. В. Успенский, утверждал: «Имя существительное – хлеб языка».
    Еще существительное обладает незаменимыми свойствами:
    Род (средний, мужской, женский);
    Число (множественное или единственное);
    Падеж (именительный, винительный, дательный, родительный, творительный, предложный);
    Склонение (первое, второе и третье);
    Одушевленность (название животного, птицы, растения).

    Грамматика имени существительного

    Имя существительное всегда отвечает на вопрос: “кто?” или “что?”. Его лексическая часть часто выступает в роли сказуемого, подлежащего, дополнения или обстоятельства. Существительные бывают и собственные. Это, к примеру: имена, фамилии, отчества и прозвища людей (Гриша Сидоров, Ольга Александровна, тимуровец).
    К собственным существительным также относятся названия планет, городов и стран. Пример: Земля, Солнце, Китай, Ярославль, Байкал.
    Также это такие наименования, как: газета «События», журнал «Леди», аптека «Здоровье», духи «Шипр» и другие.
    Такой ограниченный круг лексических слов медленно, но пополняется.
    Кроме этого, есть еще один собственный вид существительных – это вещественный вид. К ним относятся: продукты питания, различные материалы, медицинские лекарства. Пример: гречка, просо, аспирин, водород.
    В целом можно сказать, что имя существительное широко используется в разговорной речи, в предложениях, и тем самым делает русский язык богаче, ярче и шире.

  3. Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся. Но если обратить на это внимание, становится понятно, как важны имена существительные в нашей жизне.
    Имя существительное, в отличии от имени прилагательного или глагола, указывает на сам предмет, не называя его характеристик или действий, которые он выполняет. Примерами им служат самые обычные слова, так часто употребляемые в нашей речи: “солнце”, “дерево”, “яблоко”, “саксофон” и т.д. Поскольку имя существительное можно охарактеризовать как важнейшую часть русского языка, школьники с начальных классов начинают изучать эту часть речи сразу же после завершения изучения алфавита.
    Имя существительное – это грамматическая единица речи в русском языке, которая отвечает на вопросы кто?, что? и является наиболее распространенной и важнейшей. В предложении эта часть языка наиболее часто представляет собой подлежащее либо же дополнения, однако часто встречается и в роли сказуемого, а в редких случаях – и других частей предложения. Имя существительное может быть как составляющей большого предложения, так и само составлять целое предложение.
    Имя существительное имеет определенные персональные характеристики, например, число, исчисление – оно может быть единственным и множественным. Например, слово “стол” принадлежит к единственному числу, а “столы” – ко множественному. Также эта часть речи подразделяется на роды: мужской (он), женский (она) и средний (оно). Все слова, принадлежащие к имени существительному подразделяются на шесть падежей.
    Стоит отметить, что имена существительные имеют 3 склонения. К самому первому, как правило, причисляются абсолютно все существительные мужского и женского рода, завершающиеся на окончание “-а” или “-я”. Второе включает в себя слова мужского рода сочетающиеся с нулевым окончанием, а также мужские и средние роды существительных, завершающихся на “-о” и “-е”. Третье склонение состоит из существительных, относящихся к женскому роду, сочетающихся с нулевым окончанием либо мягким знаком на конце.
    Слова, принадлежащие к разряду имен существительных разделяются на одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые обозначают живых существ, имеющих душу, а неодушевлённые – обычные неживые предметы. Все вышеперечисленные признаки, а конкретно – способность изменяться по родам, числу, склонению и одушевлённость являются обязательными морфологическими признаками имени существительного. Наличие рода и числа также могу являться морфологическими признаками и грамматических единиц в русском языке. Я считаю имя существительное главной и господствующей грамматической единицей в русском языке, без которой невозможна наша речь и общение.

  4. Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название.
    Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство.
    Можно привести много других примеров. Названия всего, к чему можно прикоснуться в нашем окружении, — это имена существительные.
    Предметы могут быть одушевленными или неодушевленными. Другими словами: живыми или неживыми. А существительные могут отвечать на вопрос: «кто?» или «что?». Например: существительное «собака» отвечает на вопрос «кто?», потому что она живая. Собака – одушевленный предмет. Иначе обстоит дело со словом «стол». Стол – предмет неодушевленный, поэтому существительное «стол» отвечает на вопрос «что?».
    Существительные могут изменяться по родам, числам и падежам. Они бывают мужского, среднего или женского рода, множественного и единственного числа. Например: пятиклассник – существительное мужского рода в единственном числе. А «пятиклассники» — то же самое слово, но во множественном числе. Еще пример: школа – это существительное женского рода в единственном числе, а школы (их несколько) – множественное число. Средний род отличается от предыдущих примеров. Чаще всего такие слова заканчиваются на буку «о». Например: окно, стекло, лето. Некоторые из них могут не иметь множественного числа (лето). А есть и такие, которые не бывают в единственном числе, например, «ножницы».
    Еще существительные изменяются по падежам. Самый главный падеж – именительный. Начальная (не измененная) форма любого существительного: слово в именительном падеже единственного числа.

  5. 5
    Текст добавил: oooМанящий_ароматooo

    Разделы:
    Русский язык
    Класс:
    Цели:
    образовательные:
    обобщить и систематизировать
    знания о существительном как части речи (уметь определять общее
    грамматическое  значение, морфологические признаки, синтаксическую роль;
    роль в речи);
    совершенствовать навыки
    морфологического разбора;
    повторить орфограммы, связанные
    с правописанием существительных;
    развивающие:
    развитие памяти и  мышления
    (уметь выделять общие  и единичные признаки, делать обобщающие выводы);
    развитие умения аргументировать
    свои высказывания;
    развитие умения грамотно
    выражать мысли в устной и письменной форме;
    развитие умения работать в
    заданном темпе;
    воспитывающие:
    воспитание интереса к предмету
    (через систему специально подобранных заданий);
    воспитание положительного
    отношения к знаниям;
    воспитание патриотизма.
    Тип урока: повторение и
    систематизация знаний.
    Форма урока: на диалоговой
    основе с элементами игровой технологии.
    Оборудование к уроку:
    кроссворд «Спрятанное слово», фотографии с видами городка.
    Ход урока
    1. Приветствие
    – Посмотрите, пожалуйста, друг на
    друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда
    мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.
    2. Беседа с классом
    – С давних времен существует
    страна под названием Речь. Она поделена на части, каждая из которых имеет свое
    название. Что это за части? (Части речи)
    – А кто правит этой страной?
    (Морфология)
    – Почему ей дано такое право?
    (Морфология – раздел грамматики, изучающий слово как часть речи; образовано от
    греч. слов – «форма» и «учение».)
    3. Объявление темы и целей
    урока

    – В самой древней части этой
    страны живут имена существительные. В гости к существительным мы и отправимся.  Запишите
    тему нашего урока: «Имя существительное – часть речи удивительная».
    – Кто поможет мне объяснить цель
    нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы
    доказать, что это удивительная часть речи).
    – Все задания, которые вы
    выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру  на
    тему: «Чем меня удивило имя существительное?» или выполнить задание по
    карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор.
    4. Игра «Спрятанное слово»
    – Для чего необходимы имена
    существительные? (Дают названия различным предметам).
    Первое задание: узнайте
    слово-существительное  по его значению и объясните, к какой группе названий
    предметов его можно отнести. (При необходимости учащиеся объясняют орфограммы.)

    1) Синий цвет, синеватая окраска
    (есть у неба, у воды, может быть под глазами)
    синева (обозначает признак как
    предмет)

    2) рыба, название которой в
    славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и
    острые – есть даже на языке и небе)
    щука (название живого
    существа)

    3) синоним слова
    бескорыстие
    щедрость (признак как предмет)
    4) это слово имеет значение
    «соединение заметок, группа записей»
    блокнот (название вещей)
    5) в переводе с индоевропейского
    слово означает «жизненная сила рода»
    человек (живое существо)
    6) войсковое подразделение,
    состоящее первоначально из ста человек
    сотня (название количества)
    7) синоним слов «работа, занятие»
    труд (действие как предмет)
    8) часть суток от захода до
    восхода солнца
    ночь (явление природы)
    – Какие словари помогли
    мне подготовить данное задание? (Толковый, орфографический, словарь синонимов)
    – Какое «спрятанное» слово
    получилось? (Сущность)
    – Какое оно имеет отношение к
    существительному? (Сущность – это главное, объективное. Существительное
    называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит,
    слышит, чувствует).
    5. Проверка домашнего задания:
    защита рисунков (мини-проектов)

    – Того, к кому мы идем в гости,
    нужно обязательно знать в лицо. В качестве домашнего задания вам было
    предложено представить себе имя существительное и нарисовать его портрет.
    У кого получилось? (Защита рисунков)
    – Значит, можно сказать о
    существительном словами Анатолия Шибаева:
    Всему название дано:
    И зверю, и предмету,
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных – нету!
    Эти слова и будут эпиграфом к
    нашему уроку (записаны на доске).
    6. Определение роли
    существительных в речи

    – Имена существительные активно
    используются в нашей речи.
    – Ваша одноклассница, Юля,
    сочинила стихотворение и сейчас вам его прочитает. (Стихотворение заранее
    записано на доске.)
    Море. Солнце.
    Песок. Ветерок.
    Чайка летает.
    Волна играет.
    Купанье. Веселье.
    Смех. Умиротворенье.
    – Выпишите имена существительные.
    Для чего они необходимы в данном стихотворении? (Помогают
    нарисовать картину природы и передать состояние, настроение человека).
    – В художественной литературе
    часто встречается олицетворение. В нашем стихотворении оно встретилось? Для
    чего, какова его роль?
    – Какое из записанных вами
    существительных можно исключить и по какому признаку? (Чайка, так как
    одушевленное, отвечает на вопрос кто? и обозначает живое существо).
    – А что еще помогает разграничить
    одушевленные и неодушевленные существительные? (Система окончаний)
    7. Прием «Докажи»: как
    различить одушевленные и неодушевленные существительные?

    – Четыре ученика (представители
    каждой группы) работают у доски, определяют, какими являются существительные
    снеговик, кукла, мертвец, труп – одушевленными или неодушевленными. Остальные
    учащиеся – в тетрадях. (Проверяем окончания в именительном, родительном и
    винительном падежах, выясняем, что все существительные одушевленные, кроме
    слова «труп».)
    – Скажите, по системе окончаний
    снеговик и кукла – существительные одушевленные, но ведь это игрушки, вроде бы
    как и не живые предметы? (Вспоминаем, что ребенок воспринимает куклу и
    снеговика именно как живых существ. С куклой играют, ее одевают, кормят, учат
    говорить.)
    – А вспомните страшные истории,
    которые вы любите рассказывать друг другу (собиратели фольклора называют их
    страшилками). Кто в них вылезает из могил и пугает прохожих? (Мертвецы, они-то
    и воспринимаются как одушевленные существа,  но никогда вы не скажете – трупы.).
    8. Творческая работа:
    составление коллективного сочинения. Определение синтаксической роли
    существительных

    – Существительные помогают найти нужные учреждения,
    магазины, выбрать книгу, правильно написать адрес. Какие это существительные?
    (Собственные)
    – А какие еще есть
    существительные? (Нарицательные).
    – А в чем между ними разница?
    – Перед вами несколько фотографий
    с видами нашего поселка. Сделаем под ними подписи. Составляя предложения, не
    забывайте употреблять имена собственные. (Каждая группа работает со своими
    фотографиями.)
    – Какие имена собственные
    употребили? Для чего?
    – В нашем коллективном сочинении
    есть вступление, основная часть, но нет заключения. Давайте вместе придумает
    концовку. Существительные подчеркнем как члены предложения.
    Чкаловский – это наш родной
    поселок. Мы гордимся теми людьми, которые прославили его. С любви к родным
    местам начинается любовь к Родине.

    – Сделаем вывод: каким членом
    предложения может быть имя существительное?
    9. Игра  «Четвертый лишний»
    – Объясните, по каким морфологическим
    признакам объединены существительные и что можно исключить?
    а) О смелост…, о
    храброст…, о неустрашимост…, о трусост… .

    Общее: это существительные
    женского рода, 3 склонения, предложного падежа.
    Тема – качества человека.
    Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы.
    б) Умница, работяга,
    молодчина, зараза.

    Общее: существительные общего
    рода.
    Исключить: слово «зараза»
    характеризует   отрицательное  качество человека. (НО: 200 лет назад это слово
    имело значение «прелесть, очарование»). Какой словарь помог мне об этом узнать?
    (Этимологический)
    в) Осло, кофе, кенгуру, пони.
    Общее: неизменяемые
    существительные мужского рода. Исключить: кофе – современный  словарь допускает
    употребление слова кофе и как существительное  среднего рода.
    г) Песни, ножницы, кони, бури.
    Общее: все во множественном  числе.
    Исключить: ножницы –
    употребляется  только во множественном  числе; кони – одушевленное
    существительное.
    д) Грач…, печ…, ноч…,
    доч… .

    Общее: существительные с шипящей
    на конце.
    Исключить: грач – существительное
    2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом.
    (Учащиеся приводят примеры.)
     С какой целью мы выполняли
    данное задание?

    Оно помогло вспомнить
    морфологические признаки существительных.
    10. Обобщим наши знания, выполнив
    морфологический разбор

    – У людей есть документы. Даже у
    предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними
    обращаться. Существительные являются жителями страны Речь, а у каждого жителя
    этой страны есть свой документ – морфологический разбор.
    – Разбор слова «Поселок»
    (Предложение взято из коллективного сочинения).
    Морфологический разбор существительного (паспорт)
    Я, ____________, – имя
    существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
    1. Моя начальная форма:
    ____________________.
    2. Мои морфологические признаки:
    а) постоянные: по разряду я
    существительное – _______________, ______________
    (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
    б) непостоянные: стою в форме
    ______________ (числа), ______________ (падежа).
    3. Работаю в соседнем государстве
    Синтаксисе.
    Сегодня я играю роль
    _____________________ .
    11. Подведение итогов урока.
    Объявление и комментирование отметок

    – У кого в гостях мы сегодня
    побывали?
    – Удалось ли нам доказать, что
    существительное – удивительная часть речи?
    – Что нового вы узнали для
    себя на уроке?
    – Довольны ли своей работой?
    – Спасибо за урок.
    7.08.2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *