Сочинение на тему светлый бунин в темных аллеях

13 вариантов

  1. Темные Аллеи Бунина — это первый рассказ, что вошел в одноименный цикл. Он стал неким прологом ко всем остальным рассказам, ставшими настоящей энциклопедией любви. А любовь в Темных аллеях Бунина встречается и высокая, и корыстная, и романтическая, и низменная. Проанализируем рассказ Темные аллеи Бунина в сочинении по литературе, останавливаясь на судьбе героев.

    Бунин: Темные аллеи

    Тема любви освещалась многими писателями, в том числе и Буниным. Так в сочинении по произведению Темные аллеи, мы видим любовь, которая зажглась между барином и крестьянкой. Это будет несчастная любовь, ведь герои не будут вместе. Однако, вместе с тем она настоящая, пусть и кратковременная. Хотя в случае с героиней, свою любовь к барину она пронесла через всю жизнь, осталась ей верна навсегда, не сумев полюбить кого-то еще и создать семью. А вот барин создал семью, имеется и ребенок, но счастлив ли он?

    Судьба героев

    Героями рассказа Темные аллеи являются Надежда — бывшая крепостная, которая на момент встречи с барином была хозяйкой постоялого двора и барин Николай Алексеевич. Герои встретились спустя 35 лет. В хозяйке Николай узнает ту самую девушку, которую он любил, но исчез бездушно бросив возлюбленную. А ведь у нее было ответное чувство. В принципе, типичная ситуация того времени. Ведь не признавались отношения между людьми разных сословий, несмотря на то, что таким образом рушилось счастье влюбленных и их жизнь. Идя на поводу общества и его мнения, разбивались судьбы. Вот и Николай Алексеевич несчастен в своей жизни. Его бросила жена, сын — негодяй. Да и героиня Надежда не создала семью, ведь очень глубокое чувство любви испытывала она к барину и не смогла его забыть, как и простить за причиненную боль.
    Герои вспоминают прошлое, Николай думает о том, как бы сложилась жизнь, если бы он не убежал от любви. Однако барин не верит в то, что все могло быть как-то иначе. Ведь не принято жениться на девушке из сословия ниже, не мог он сделать возлюбленную лицом своего дома.

  2. О счастье мы всегда лишь вспоминаем…
    И. А. Бунин. «Вечер»
    29 апреля 1945 года в Ницце проходил литературный вечер в среде русских эмигрантов: праздновали 75-летие И. А. Бунина. Неожиданно молодой, упругой походкой поднялся он на эстраду, чистым и сильным голосом прочел стихи:
    Твой труд переживет тебя, поэт.
    Переживут творца его творенья,
    Живого не утратит выраженья
    С тебя когда-то списанный портрет —
    И станешь ты незримый, бестелесный,
    Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
    Твой дальний друг перед твоим портретом
    Замедлит шаг, забудется — томим
    Какой-то сладкой завистью, тоскою
    О давней жизни, прожитой тобою.
    Аплодисментов не было. В зале люди плакали и никто своих слез не стыдился. Бунин был для них словно сияние ушедшего светлого дня, который уже никогда не повторится и имя которому — молодость, Россия.
    Мне очень понятны чувства тех, кто слушал тогда И.-А. Бунина. Читая его «Темные аллеи», действительно проникаешься «сладкой завистью» к человеку, который так чувствовал и любил Россию, оставался таким влюбленным в жизнь в свои немолодые годы.
    В «Темных аллеях» И. А. Бунин пишет о незабвенном, о том, что оставляет глубокий след в человеческой душе. Сам писатель обладал особенной, чувственной памятью, которую дает любовь, так же памятливы и его герои. Надежда из рассказа «Темные аллеи» тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила», а ее возлюбленный, прожив целую жизнь, после долгой разлуки осознает, что она — «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. А в рассказе «Речной трактир» доктор размышляет: «…Ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое».
    Большинство персонажей «Темных аллей» живет счастливыми воспоминаниями. Герой рассказа «Поздний час» специально возвращается в город, где некогда пережил «недоумение счастья». А в рассказе «Руся» путешествующий с женой герой внезапно вспоминает «удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было…», но он с такой силой вновь и вновь переживает утраченную любовь, что едва не рушится его семейная жизнь, когда он произносит по-латыни непонятную жене фразу: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!».
    Один из самых дивных рассказов этой книги — «Холодная осень». Всего пара страничек, а перед нами проходит целая историческая эпоха, история жизни героини за 30 лет (невольно приходит на память чеховское: «Краткость — сестра таланта»). Вспоминая то, что она пережила за эти годы, героиня задает себе вопрос: «А что же все-таки было в моей жизни?» И отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». Она всю жизнь хранит в душе слова убитого на войне жениха: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» «И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той любовью и молодостью, как в тот вечер», — говорит героиня. Так объединяются в этом рассказе два основных мотива «Темных аллей» — любовь и смерть. Наиболее глубоко, трепетно передал Бунин свои мучительные раздумья о противоборстве светлых и темных начал жизни в рассказах «Натали» и «Чистый понедельник ».
    «Натали» — характерное для бунинского понимания любви произведение. Это рассказ о разрыве любящих друг друга людей; герои его Натали Станкевич и студент Мещерский разлучены и одиноки. Причина — двойственность поведения героя: он совмещает «такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью. Обманчивость и бедность чисто физической близости покажет время, а через всю жизнь Мещерский пронесет свой редкий дар обожания возлюбленной, возвышенное чувство к ней. Рассказ обрывается неожиданной смертью героини, но, вопреки всему, в душе остается удивительно лучезарное, светлое чувство, поневоле соглашаешься с героиней, вопрошающей: «…Разве бывает несчастная любовь? …Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» И. А. Бунин словами своего героя отвечает: «нет несчастной любви», любовь побеждает все, даже смерть.
    Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунин считал лучшим своим рассказом. По воспоминаниям его жены В. Н. Муромцевой- Буниной, в одну из бессонных ночей он написал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Здесь утонченное мастерство Бунина проявилось в создании загадочного, противоречивого женского характера. Каждый вечер героиня и ее поклонник проводили в лучших ресторанах Москвы, посещали шумные театральные «капустники» во МХАТе, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, в Кремлевские соборы, обожает Храм Христа-Спасителя, допетровскую Русь и как-то в Чистый понедельник приводит героя рассказа в Новодевичий монастырь. А затем — внезапная развязка: разделив его страсть, утром навсегда покидает его и становится монахиней. Рассказ написан с виртуозной изобразительностью, каждый штрих, деталь, цвет играют важную роль в развитии сюжета, создают яркий, изменчивый облик героини.

  3. “ТЕМНЫХ АЛЛЕЯХ”
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем…
    “Вечер”
    прочел стихи:
    Твой труд переживет тебя, поэт.
    Переживут творца его творенья.
    Живого не утратит выраженья..
    С тебя когда-то списанный портрет
    Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
    Твой дальний друг перед твоим портретом
    О давней жизни, прожитой тобою.
    “Темные аллеи”, действительно проникаешься “сладкой завистью” к человеку, который так чувствовал и любил Россию, оставался таким влюбленным в жизнь в свои немолодые годы.
    “Темных аллеях” И. А. Бунин пишет о незабвенном, о том, что оставляет глубокий след в человеческой душе. Сам писатель обладал особенной, чувственной памятью, которую дает любовь, так же памятливы и его герои. Надежда из рассказа “Темные аллеи” тридцать лет, “сколько ни проходило времени, все одним жила”, а ее возлюбленный, прожив целую жизнь, после долгой разлуки осознает, что она – “самое дорогое, что имел в жизни” и потерял. А в рассказе “Речной трактир” доктор размышляет: “… Ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое”.
    “Темных аллей” живет счастливыми воспоминаниями. Герой рассказа “Поздний час” специально возвращается в город, где некогда пережил “недоумение счастья”. А в рассказе “Руся” путешествующий с женой герой внезапно вспоминает “удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было… “, но он с такой силой вновь и вновь переживает утраченную любовь, что едва не рушится его семейная жизнь, когда он произносит по-латыни непонятную жене фразу: “Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!”.
    Один из самых дивных рассказов этой книги – “Холодная осень”. Всего пара страничек, а перед нами проходит целая историческая эпоха, история жизни героини за 30 лет (невольно приходит на память чеховское: “Краткость – сестра таланта”). Вспоминая то, что она пережила за эти годы, героиня задает себе вопрос: “А что же все-таки было в моей жизни?” И отвечает себе: “Только тот холодный осенний вечер”. Она всю жизнь хранит в душе слова убитого на войне жениха: “Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне… ” “И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня – с той любовью и молодостью, как в тот вечер”, – говорит героиня. Так объединяются в этом рассказе два основных мотива “Темных аллей” – любовь и смерть. Наиболее глубоко, трепетно передал Бунин свои мучительные раздумья о противоборстве светлых и темных начал жизни в рассказах, “Натали” и “Чистый понедельник”.
    “Натали” – характерное для бунинского понимания любви произведение. Это рассказ о разрыве любящих друг друга людей; герои его Натали Станкевич и студент Мещерский разлучены и одиноки. Причина – двойственность поведения героя: он совмещает “такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней”. Оба переживания он вначале называет любовью. Обманчивость и бедность чисто физической близости покажет время, а через всю жизнь Мещерский пронесет свой редкий дар обожания возлюбленной, возвышенное чувство к ней. Рассказ обрывается неожиданной смертью героини, но, вопреки всему, в душе остается удивительно лучезарное, светлое чувство, поневоле соглашаешься с героиней, вопрошающей: “… Разве бывает несчастная любовь? … Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?” И. А. Бунин словами своего героя отвечает: “нет несчастной любви”, любовь побеждает все, даже смерть.
    Рассказ “Чистый понедельник” И. А. Бунин считал лучшим своим рассказом. По воспоминаниям его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, в одну из бессонных ночей он написал: “Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”. Здесь утонченное мастерство Бунина проявилось в создании загадочного, противоречивого женского характера. Каждый вечер героиня и ее поклонник проводили в лучших ресторанах Москвы, посещали шумные театральные “капустники” во МХАТе, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, в Кремлевские соборы, обожает Храм Христа-Спасителя, допетровскую Русь и как-то в Чистый понедельник приводит героя рассказа в Новодевичий монастырь. А затем – внезапная развязка: разделив его страсть, утром навсегда покидает его и становится монахиней. Рассказ написан с виртуозной изобразительностью, каждый штрих, деталь, цвет играют важную роль в развитии сюжета, создают яркий, изменчивый облик героини, о которой можно сказать словами Б. Пастернака:
    И прелести ее секрет
    Разгадке жизни равносилен.
    Да, теперь так о любви не пишут. В современных книгах, журналах, газетах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо, механистично, похотливо. И никакой любви, никакого блаженного замирания сердец. Только читая Бунина, осознаешь, что даже безответная, несчастная любовь есть величайшее счастье! Недаром об этой книге И. А. Бунин сказал: Я написал лучшую свою книгу Темные аллеи.

  4. Текст работы:
    О счастье мы всегда
    лишь вспоминаем…
    И. А, Бунин. Вечер
    29 апреля 1945 года в Ницце Данный текст предназначен только для частного использования – проходил литературный вечер в среде русских эмигрантов: праздновали 75-летие И. А. Бунина. Неожиданно молодой, упругой походкой поднялся он на эстраду, чистым и сильным голосом прочел стихи:
    Твой труд переживет тебя, поэ?, Переживу? ?ворца его ?воренья, Живого не утрати? выраженья С тебя когда-то списанный портрет И станешь ?ы незримый, бестелесный, Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
    Твой дальний друг перед ?воим портретом Замедли? шаг, забудется томим Какой-то сладкой завистью, тоскою О давней жизни, прожитой тобою.
    Аплодисментов не было. В зале люди плакали и никто своих слез не стыдился. Бунин был для них словно сияние ушедшего светлого дня, который уже никогда не повторится и имя которому молодость, Россия.
    Мне очень понятны чувства тех, кто слушал тогда И. А. Бунина. Читая его Темные аллеи, действительно проникаешься сладкой завистью к человеку, который так чувствовал и любил Россию, оставался таким влюбленным в жизнь в свои немолодые годы.
    В Темных аллеях И. А. Бунин пишет о незабвенном, о том, что оставляет глубокий след в человеческой душе. Сам писатель обладал особенной, чувственной памятью, которую дает любовь, так же памя?ливы и его герои. Надежда из рассказа Темные аллеи тридцать лет, сколько ни проходило времени, все одним жила, а ее возлюбленный, прожив целую жизнь, после долгой разлуки осознает, что она самое дорогое, что имел в жизни и потерял. А в рассказе Речной трактир доктор размышляет: …Ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое.
    Большинство персонажей Темных аллей живет счастливыми воспоминаниями. Герой рассказа Поздний час специально возвращается в город, где некогда пережил недоумение счастья. А в рассказе Руся путешествующий с женой герой внезапно вспоминает удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было…, но он с такой силой вновь и вновь переживает утраченную любовь, что едва не рушится его семейная жизнь, когда он произноси? по-ла?ыни непонятную жене фразу: Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!
    Один из самых дивных рассказов этой книги Холодная осень. Всего пара страничек, а перед нами проходи? целая историческая эпоха, история жизни героини за 30 лет (невольно приходи? на память чеховское Кра?кость сестра таланта). Вспоминая то, что она пережила за эти годы, героиня задает себе вопрос: А что же все-таки было в моей жизни? И отвечает себе: Только тот холодный осенний вечер. Она всю жизнь храни? в душе слова убитого на войне жениха: Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне… И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня с той любовью и молодостью, как в тот вечер, говори? героиня. Так объединяются в этом рассказе два основных мотива Темных аллей любовь и смерть. Наиболее глубоко, трепетно передал Бунин свои мучительные раздумья о противоборстве светлых и темных начал жизни в рассказах Натали и Чистый понедельник.
    Натали характерное для бунинского понимания любви произведение. Это рассказ о разрыве любящих друг друга людей; герои его Натали Станкевич и студен? Мещерский разлучены и одиноки. Причина двойственность поведения героя: он совмещает такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней. Оба переживания он вначале называет любовью. Обманчивость и бедность чисто физической близости покажет время, а через всю жизнь Мещерский пронесет свой редкий дар обожания возлюбленной, возвышенное чувство к ней. Рассказ обрывается неожиданной смертью героини, но, вопреки всему, в душе остается удивительно лучезарное, светлое чувство, поневоле соглашаешься с героиней, вопрошающей: …Разве бывает несчастная любовь? …Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? И. А. Бунин словами своего героя отвечает: нет несчастной любви, любовь побеждает все, даже смерть.
    Рассказ Чистый понедельник И. А. Бунин считал лучшим своим рассказом. По воспоминаниям его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, в одну из бессонных ночей он написал: Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать Чистый понедельник. Здесь утонченное мастерство Бунина проявилось в создании загадо?ного, противоречивого женского характера. Каждый вечер героиня и ее поклонник проводили в лучших ресторанах Москвы, посещали шумные театральные капустники во МХАТе, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем выяснилось, что она ходи? на Рогожское кладбище, в Кремлевские соборы, обожает Храм Христа-Спасителя, допетровскую Русь и как-то в Чистый понедельник приводи? героя рассказа в Новодевичий монастырь. А затем внезапная развязка разделив его страсть, утром навсегда покидает его и становится монахиней. Рассказ написан с вир?уозной изобразительностью, каждый штрих, деталь, цвет играю? важную роль в развитии сюжета, создаю? яркий изменчивый облик героини, о которой можно сказать словами Б. Пастернака:
    1 И прелести ее секрет
    Разгадке жизни равносилен.
    Да, теперь так о любви не пишут. В современных книгах, журналах, газетах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо, механистично, похотливо. И никакой любви, никакого блаженного замирания сердец. Только читая Бунина, осознаешь, что даже безответная, несчастная любовь есть величайшее счастье! Недаром об этой книге И. А. Бунин сказал: Я написал лучшую свою книгу Темные аллеи.
    Все интеллектуальные права на сочинение “Светлый Бунин в Темных аллеях*” принадлежат его автору. При цитировании текста сочинения необходимо обязательно указывать гиперссылку на сайт Referat7.RU

  5. мая
    11 2014

    Светлый Бунин в «Темных аллеях

    О счастье мы всегда Лишь вспоминаем… И. А, Бунин. «Вечер» 29 апреля 1945 года в Ницце Данный текст предназначен только для частного использования 2005 проходил литературный вечер в среде русских эмигрантов: праздновали 75-летие И. А. Бунина. Неожиданно молодой, упругой походкой поднялся он на эстраду, чистым и сильным голосом прочел стихи: Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет — И станешь ты незримый, бестелесный, Мечтою, мыслью, сказкою чудесной. Твой дальний друг перед твоим портретом Замедлит шаг, забудется — томим Какой-то сладкой завистью, тоскою О давней жизни, прожитой тобою. Аплодисментов не было. В зале люди плакали и никто своих слез не стыдился. Бунин был для них словно сияние ушедшего светлого дня, который уже никогда не повторится и имя которому — молодость, Россия. Мне очень понятны чувства тех, кто слушал тогда И. А. Бунина. Читая его «Темные аллеи», действительно проникаешься «сладкой завистью» к человеку, который так чувствовал и любил Россию, оставался таким влюбленным в жизнь в свои немолодые годы. В «Темных аллеях» И. А. Бунин пишет о незабвенном, о том, что оставляет глубокий след в человеческой душе. Сам писатель обладал особенной, чувственной памятью, которую дает любовь, так же памятливы и его герои. Надежда из рассказа «Темные аллеи» тридцать лет, «сколько ни проходило времени, все одним жила», а ее возлюбленный, прожив целую жизнь, после долгой разлуки осознает, что она — «самое дорогое, что имел в жизни» и потерял. А в рассказе «Речной трактир» доктор размышляет: «…Ото всего остаются в душе жестокие следы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминается что-нибудь счастливое». Большинство персонажей «Темных аллей» живет счастливыми воспоминаниями. Герой рассказа «Поздний час» специально возвращается в город, где некогда пережил «недоумение счастья». А в рассказе «Руся» путешествующий с женой герой внезапно вспоминает «удивительное лето, которое уже целых двадцать лет тому назад было…», но он с такой силой вновь и вновь переживает утраченную любовь, что едва не рушится его семейная жизнь, когда он произносит по-латыни непонятную жене фразу: «Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» Один из самых дивных рассказов этой книги — «Холодная осень». Всего пара страничек, а перед нами проходит целая историческая эпоха, история жизни героини за 30 лет (невольно приходит на память чеховское — «Краткость — сестра таланта»). Вспоминая то, что она пережила за эти годы, героиня задает себе вопрос: «А что же все-таки было в моей жизни?» И отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». Она всю жизнь хранит в душе слова убитого на войне жениха: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» «И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той любовью и молодостью, как в тот вечер», — говорит героиня. Так объединяются в этом рассказе два основных мотива «Темных аллей» — любовь и смерть. Наиболее глубоко, трепетно передал Бунин свои мучительные раздумья о противоборстве светлых и темных начал жизни в рассказах «Натали» и «Чистый понедельник». «Натали» — характерное для бунинского понимания любви произведение. Это рассказ о разрыве любящих друг друга людей; герои его Натали Станкевич и студент Мещерский разлучены и одиноки. Причина — двойственность поведения героя: он совмещает «такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью. Обманчивость и бедность чисто физической близости покажет время, а через всю жизнь Мещерский пронесет свой редкий дар обожания возлюбленной, возвышенное чувство к ней. Рассказ обрывается неожиданной смертью героини, но, вопреки всему, в душе остается удивительно лучезарное, светлое чувство, поневоле соглашаешься с героиней, вопрошающей: «…Разве бывает несчастная любовь? …Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» И. А. Бунин словами своего героя отвечает: «нет несчастной любви», любовь побеждает все, даже смерть. Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунин считал лучшим своим рассказом. По воспоминаниям его жены В. Н. Муромцевой-Буниной, в одну из бессонных ночей он написал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Здесь утонченное мастерство Бунина проявилось в создании загадочного, противоречивого женского характера. Каждый вечер героиня и ее поклонник проводили в лучших ресторанах Москвы, посещали
    шумные театральные «капустники» во МХАТе, пользуясь своим богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, в Кремлевские соборы, обожает Храм Христа-Спасителя, допетровскую Русь и как-то в Чистый понедельник приводит героя рассказа в Новодевичий монастырь. А затем — внезапная развязка — разделив его страсть, утром навсегда покидает его и становится монахиней. Рассказ написан с виртуозной изобразительностью, каждый штрих, деталь, цвет играют важную роль в развитии сюжета, создают яркий изменчивый облик героини, о которой можно сказать словами Б. Пастернака: 1 И прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен. Да, теперь так о любви не пишут. В современных книгах, журналах, газетах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо, механистично, похотливо. И никакой любви, никакого «блаженного замирания сердец». Только читая Бунина, осознаешь, что даже безответная, несчастная любовь — есть величайшее счастье! Недаром об этой книге И. А. Бунин сказал: «Я написал лучшую свою книгу «Темные аллеи».
    Предыдущие Сочинения: Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…»
    Следующие Сочинения: Образ «маленького человека» (по повести «Станционный смотритель»)
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Светлый Бунин в «Темных аллеях . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Иван Алексеевич Бунин – замечательный русский писатель, человек большой и сложной судьбы.
    Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А.Бунина “Темные аллеи”
    “Незабываемое” в цикле рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”
    Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А. Бунина “Темные аллеи”.
    “Незабываемое” в цикле рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”
    Анализ стихотворения Бунина “Змея”
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  6. 6
    Текст добавил: одноклассники

    Композиционно рассказ можно разделить на три части.
    Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.
    Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

    Жанр

    Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны считать их новеллами.
    Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.
    Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

  7. 7
    Текст добавил: Подруга Бога=)

    В трогательных рассказах И. Бунина читатель очень часто встречается с темой любовных отношений между мужчиной и женщиной. Пожалуй, это самая актуальная тема, которая встречается не только в его творчестве, а и в работах других писателей. Почему так? Да потому что любовь объединяет сердца. Каждый из нас хотя бы раз в жизни был любим и любил что есть силы. Поэтому, вчитываясь в рассказы на любовную тематику, читателю всегда интересно и увлекательно наблюдать за развитием сюжета.
    В рассказах И. Бунины мы встречаемся с различными проявлениями любви. Она может быть преданной до конца жизни, она может быть страстной, платонической, грустной и безответной.
    В одном из рассказов автора «Темные аллеи» мы знакомимся с историей одного мужчины, который когда-то давно, в молодые годы предал свою любовь. Теперь он уже старик, но, это не мешает ему выглядеть привлекательно. Он останавливается отдохнуть и пообедать на постоялом дворе и встречает ту самую женщину, которую когда–то давно любил и предал. Спустя тридцать лет она осталась такой же красивой, нажила свое хозяйство и умело ним руководила. Все в ее жизни шло ладно и хорошо, кроме личных отношений.

  8. I. Возвращение на родину. Празднование 125-летия со дня рождения И.
    А. Бунина в России. Жизнь в эмиграции. История создания книги «Темные аллеи». П. «Темные аллеи» — книга о любви, понимаемой как «некий высший напряженный момент бытия», который озаряет всю жизнь человека. 1.
    Композиция книги. (Состоит из трех частей, включает тридцать семь рассказов.) 2.
    Рассказ «Темные аллеи» — сладкая зависть, тоска о давней жизни, прожитой героями. 3. «О счастье мы всегда лишь вспоминаем…» («Поздний час», «Руся».) 4. «Холодная осень» — маленький шедевр бунинской прозы.
    Объединение в рассказе двух основных мотивов «Темных аллей» — любви и смерти. 5. «Натали» — Телесное и духовное в любви героев. «Нет несчастной любви». Гимн возвышенному, лучезарному чувству.
    6. «Чистый понедельник» — лучший рассказ И. А. Бунина. («Благодарю бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник».) Загадочный, противоречивый характер главной героини: И прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен… (Б.
    Пастернак) 7. Светлый образ Бунина на страницах «Темных аллей». Любовь писателя К; России, тоска по утраченной родине. 8. Утонченное мастерство И.
    А. Бунина в описаниях характеров героев, пейзажных зарисовках, бытовых деталях. III. «Я написал лучшую свою книгу» (И. А. Бунин), Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет.
    (И. Бунин)

  9. Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером.
    Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бедность, равнодушие издательств тягостно переносились Иваном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом: «Живу, конечно, очень и очень плохо одиночество, голод, холод и страшная бедность…» Единственное, что спасает, это работа. Да, создание цикла рассказов «Темные аллеи» было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937 1944 гг., своим высшим достижением.
    Цикл рассказов «Темные аллеи» критика определила как «энциклопедию любви» или, еще точнее, энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов («Темные аллеи», «Руся», «Антигона», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник»; сюда же можно отнести написанный до «Темных аллей» рассказ «Солнечный удар») показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души автора. «Какое удивительное время молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади», утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле.
    Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумев шей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что «осталось позади». Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком, своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. «Любовь высший судья в человеческих отношениях», утверждает Бунин.
    О книге «Темные аллеи» автор написал в апреле 1947 г.: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни».
    У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой высокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует сложным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим монологом, исповедью. То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного незыблемость и вечность России.
    Название Темные аллеи взято Буниным из стихотворения Н. Огарёва Обыкновенная повесть. Речь в нем идет о первой любви, не завершившейся соединением двух жизней. Образ темных аллей пришел оттуда, но в книге нет рассказа с таким названием, как можно было ожидать. Это всего лишь некий символ, общее настроение всех рассказов.
    Бунин считал, что истинное, высокое чувство не только никогда не имеет удачного завершения, но обладает свойством даже избегать брака. Писатель неоднократно повторял это. Он также вполне серьезно цитировал слова Байрона: Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней. Любовь это накал чувств, страстей. Человек же, увы, не может постоянно находиться на взлете. Он непременно начнет падать именно тогда, когда достиг наивысшей точки в чем бы то ни было. Ведь выше самой высокой вершины не подняться!
    В Темных аллеях мы не находим описания непреодолимого влечения двух людей, которое закончилось бы свадьбой и счастливой семейной жизнью. Даже если герои решили связать свои судьбы, в последний момент происходит катастрофа, нечто непредвиденное, что разрушает обе жизни. Часто такая катастрофа смерть. Кажется, Бунину легче представить себе гибель героя или героини в самом начале жизненного пути, чем их совместное существование в течение долгих лет. Жить до старости и умереть в один день для Бунина это вовсе не идеал счастья, скорее, напротив.Таким образом, Бунин как бы останавливает время на высшем взлете чувств. Любовь достигает своей кульминации, но она не знает падения. Никогда мы не встретим рассказа, в котором повествовалось бы о постепенном угасании страсти. Она обрывается в тот момент, когда обыденность еще не успела губительным образом повлиять на чувства.
    Однако подобные роковые исходы нисколько не исключают убедительности и правдоподобия рассказов. Утверждали, что Бунин говорил о случаях из собственной жизни. Но он не соглашался с этим ситуации полностью вымышлены. Характеры же героинь он нередко писал с реальных женщин.
    Книга Темные аллеи это целая галерея женских портретов. Здесь встречаются и рано повзрослевшие девочки, и уверенные в себе молодые женщины, и почтенные дамы, и проститутки, и натурщицы, и крестьянки. Каждый портрет, выписанный короткими штрихами, удивительно реален. Остается только удивляться таланту автора, который умел в нескольких словах представить нам столь разных женщин. Главное все характеры удивительно русские и действие практически всегда происходит в России.
    Женские образы играют в рассказах главную роль, мужские вспомогательны, второстепенны. Больше уделяется внимания мужским эмоциям, их реакции на различные ситуации, их чувствам. Сами же герои рассказов отступают на задний план, в туман.
    Рассказы поражают также огромным разнообразием оттенков любви: простодушная, но нерушимая привязанность крестьянской девушки к барину, соблазнившему ее (Таня); скоротечные дачные увлечения (Зойка и Валерия); краткий однодневный роман (Антигона, Визитные карточки); страсть, доводящая до самоубийства (Галя Ганская); простодушная исповедь малолетней проститутки (Мадрид). Словом, любовь во всевозможных проявлениях. Она является в каком угодно облике: может быть поэтическим, возвышенным чувством, мигом просветления или, наоборот, непреодолимым физическим влечением без духовной близости. Но какой бы она ни была, для Бунина это лишь краткий миг, зарница в судьбе. Героиня рассказа Холодная осень, потерявшая жениха, любит его на протяжении тридцати лет и считает, что в ее жизни только и был тот осенний вечер, а все остальное ненужный сон.
    Во многих рассказах цикла Бунин описывает женское тело. Это для него нечто святое, воплощение истинной Красоты. Никогда эти описания не опускаются до грубого натурализма. Писатель умеет найти слова, чтобы описать интимнейшие человеческие отношения без всякой пошлости. Без сомнения, это дается лишь ценой великих творческих мук, зато читается легко, на одном дыхании.
    И. А. Бунин в цикле рассказов Темные аллеи сумел отобразить множество граней человеческих отношений, создал целую плеяду женских образов. И объединяет все это разнообразие то чувство, которому Бунин посвятил большую часть своего творчества, Любовь.

  10. 10
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    Иван Алексеевич Бунин — один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы “Танька”, “На край света”, “Вести с родины” и другие. В 1898 году выходит новый сборник “Под открытым небом”. В 1901 году — “Листопад”, получивший Пушкинскую премию.
    К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы “Антоновские яблоки”, “Сосны”, “Захар Воробьев” и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб. В рассказах “Хорошая жизнь”, “Господин из Сан-Франциско” и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей.
    Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию. Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”, рассказы “Косцы”, “Лапти”, пишет цикл новелл “Темные аллеи”.
    В сборнике “Темные аллеи” главная тема — любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ. Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне — хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного. Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: “Все проходит, мой друг… Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? “Как о воде протекшей будешь вспоминать”. Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения. И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: “Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело”. Бунинский герой не верит: “Ведь не могла же ты любить меня весь век!” Однако оказывается, что могла. И Надежда “с недоброй улыбкой” укоряет своего возлюбленного: “Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем”, хотя и сознает, что “поздно теперь укорять”. Генерал как будто не испытывает раскаяния: “А! Все проходит. — Все забывается”. Но на самом деле Надежда права: “все проходит, да не все забывается”. И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: “Уходи… Уходи, пожалуйста”. И неожиданно проговаривается: “Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила”. Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: “Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя”. И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: “…Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история”.
    Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга. Когда генерал уезжает, он признается сам себе: “Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?” Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс. Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но “крута”: не отдал вовремя — пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь. И герой размышляет: “Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты… Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.

  11. Страница: [ 1 ] 2
    В школе по бунинским описаниям природы пишут диктанты, студенты филфака на примере его произведений разбирают особенности литературных приемов и композиции. Стихов у него немного, но среди них есть шедевры. “Хорошо бы собаку купить” – лучшая по попаданию в цель концовка лирического стихотворения на русском языке. Любовные рассказы Бунина давно стали классикой жанра; в стерильные советские времена их неброская, но чрезвычайно интенсивная эротика кружила голову многим юным особам обоего полу. Между тем, если вдуматься, сюжетно и композиционно бунинские рассказы на удивление однообразны. Он (изредка она), натолкнувшись на внезапное напоминание о прошлом, начинает бередить давно затянувшуюся рану, восстанавливая в памяти все детали юношеской счастливой (несчастной, несостоявшейся) влюбленности. Выныривая из омута воспоминаний, он (она) осознает, что жизнь не удалась. Вот, собственно, и все. Отступлений от этой схемы сравнительно немного.
    Фольклористы давно знают, что сюжетов на свете в принципе очень мало (но не верьте тому, кто будет называть вам точное их число). Еще ни один писатель не удостоился чести войти в историю мировой литературы благодаря одному лишь сюжетному мастерству и разнообразию. Бунину удавалось создать образ неожиданным сочетанием слов, умолчанием, намеком, передать атмосферу зыбкости, непрочности и обреченности чувства при помощи всей накопленной за несколько веков силы родного языка. Недаром так пристрастно и недоброжелательно относился к его прозе Набоков: Бунин максимально приблизился к той делянке, на которую автор “Весны в Фиальте” никого не хотел пускать.
    Бунинский мир четко делится на мужской и женский. Мужской напитан обманом, неискренностью, лицемерием, корыстью, слабоволием и трусостью. Женский полон сильных чувств, страстей, преданности, естественности. Иначе говоря, “самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека” (“Смарагд”). Сказано хотя и в шутку, но особенности бунинского восприятия описывает исчерпывающе.
    В “Темных аллеях” очень явно виден тот тип женщины, который больше всего привлекает писателя. Не внешне – тут как раз полный плюрализм: от худой, смуглой Руси (“Руся”) до высокой, крупной, большерукой Катерины Николаевны (“Антигона”) – все красавицы. А по характеру: женщины у Бунина ироничны, лишены предрассудков, своевольны и в делах любовных всегда берут инициативу на себя.
    Да видно, любовь такая материя, что ни в сильных женских, ни в неумелых мужских руках не удерживается. Оттого каждый рассказ – это рассказ о смерти любви – буквальной (“Галя Ганская”, “Дубки”) или метафорической (тут примеров приводить нет смысла – нет ни одного, который не подходил бы под это определение).
    Впрочем, есть. В рассказе “Баллада” любовный сюжет мы слышим из уст странницы Машеньки. Феодальный флер (князь так дорожил правом первой ночи, что не хотел пожалеть даже невесту сына) быстро сменяется эпической фантастикой (князь застреливает на скаку обеих пристяжных, а тройка продолжает ехать!), а затем перерастает в апокалиптическое действо: за злодеем гонится “великий, небывалый волк”, ни дать ни взять подземный Волк Фенрир из скандинавских сказаний; зверь убивает князя, а умирающий князь раскаивается и велит поставить идол волка над своей гробницей.
    Только в сказке, рассказанной блаженной старушкой, основные противоречия бунинского мира в гегелевском смысле “снимаются”: добрый молодец получает невесту неоскверненной, порок наказан, а злодей к тому же еще и раскаивается.
    В том мире, который Бунин предлагает читателю в качестве реального, все происходит ровно наоборот.
    Перед лицом любви и смерти стираются все социальные, классовые различия. Подводя итог жизни человека, смерть подчеркивает ничтожность и эфемерность могущества господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа Бунина, выявляя бессмысленность его жизненной философии, согласно которой он решает “приступить к жизни” в 58 лет. А до этого он был занят только обогащением. И теперь, когда, казалось бы, начали осуществляться мечты господина о праздной, беззаботной жизни, его настигает случайная, нелепая смерть. Она приходит как возмездие господину за его увлеченность корыстными целями и сиюминутными удовольствиями, неспособность осмыслить мелочность своих стремлений перед лицом небытия.
    Вторая важная тема творчества И.Бунина — природа. Это тонкий инструмент в руках писателя, она умеет “думать”, “разговаривать”, “грустить”, “радоваться”, “предупреждать”… Такое внимательное отношение к природе вызвано отчасти тем, что писатель “родом из деревни”.
    От зноя бледен небосклон,
    Ни облачка в лазури жаркой;
    Весь мир как будто заключен
    В песчаный круг в пустыне яркой.
    Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло & имении отца в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой и Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.
    Он гордился тем, что происходит из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди предков писателя — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.
    Мир детства Бунина ограничивался семьей, усадьбой, деревней. Он вспоминал: Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии, печальной и своеобразной”.
    Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в восемнадцать, покинув обнищавшее имение, по словам матери, “с одним крестом на груди”, он начал добывать хлеб литературным трудом.
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    В бездонном небе легким белым краем
    Встает, сияет облако. Давно
    Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
    А счастье только знающим дано.
    Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую деревню, к крестьянскому труду проникся уважением с детства и даже впитал “на редкость заманчивое желание быть мужиком”. Закономерно, что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная бедность принесла ему пользу — помогла глубоко понять натуру русского мужика.
    И в прозе Бунин продолжал традиции русской классики, используя реалистические образы, типы людей, взятых из жизни. Он не стремился к внешней занимательности или событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах присутствуют лирически окрашенные картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается, что это проза поэта. Сам же он вообще не признавал “деления художественной литературы на стихи и прозу”.
    За Буниным в дореволюционной критике закрепилась характеристика “певца оскудения и запустения дворянских гнезд”, усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его “печальные элегии” современники посчитали запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены крепостного права в 1861 году, а свое отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие русские поэты и писатели. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализировал прошлое и стремился показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый художник, Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной ему жизни, в канун первой русской революции 1905-1907 годов. В этом смысле заслуживают внимания рассказы “Золотое дно”, “Сны” с их антипомещичьей направленностью.
    Страница: [ 1 ] 2

  12. В жизни каждого человека то или иное место занимает любовь. Она может воплощаться в примитивных влечениях или страсти, в жестоких неразделённых чувствах или в обоюдном счастье взаимности.
    Весь путь от желания до переживаний исследовал И. А, Бунин в цикле рассказов «Тёмные аллеи». Годы создания сборника (1931-1952 гг.) – тяжёлое время для писателя. Его угнетала как внешняя (бедность, война), так и внутренняя (ухудшение здоровья, преклонный возраст) обстановка, и работа над рассказами стала главной радостью и утешением для писателя.
    Он интересуется отношениями между мужчиной и женщиной, описывая их с точностью психолога, и сборник «Тёмные аллеи» по праву назван «Энциклопедией любви».
    38 рассказов сборника имеют общие особенности. Каждый рассказ имеет трагический финал: один из героев умирает («В Париже», «Лёгкое дыхание»), либо герои просто расстаются навсегда («Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»). Бунин не доводит своих персонажей до брака, считая брак слишком обыденным явлением, хотя героем выбирает человека чуждого каким-либо высоким запросам – обыкновенного. Ещё одной особенностью рассказов Бунина является то, что из двух героев главную роль играет женщина, в большинстве рассказов Он устремлён к Ней.
    Писатель изображает земную любовь; она недолговечна, хрупка, как коротка и не незыблема наша жизнь.
    Особую роль в бунинских рассказах играет деталь.
    Действительно, я думаю, каждое явление неразрывно связано со светом, звуком, цветом и даже с запахом. Например, если рассматривать хорошие картины с изображением пейзажей, непроизвольно начинаешь ощущать тепло солнца, запах дождя или сырость осенних листьев. Читая Бунина, я ловлю себя на ощущениях такого же рода. Совокупность деталей рождает особое душевное состояние то сосредоточенности и печали, то лёгкости и радости жизни.
    Сам писатель говорил, что, начиная писать о чём бы то ни было, прежде всего, он «искал звук». «Найти звук» — я думаю, это означит найти ритм прозы, её своеобразную мелодию, присущую только этому рассказу. И именно поэтому каждый рассказ Бунина похож на магнит, притянувший к себе только то, что нужно, и ничего лишнего.
    Я считаю, что И. А. Бунин был непревзойдённым мастером русского языка. Он умел из необъятного числа слов выбрать наиболее живописные, сильные, скреплённые почти незримой связью с повествованием, для каждого рассказа уникальные, кА личные переживания человека, как его жизненный путь. «Энциклопедия любви» раскрывает чувства человека во всей их полноте, но в то же время она универсальна, так как каждый человек способен испытать эти чувства.
    Всё, о чём говорит Бунин в этой книге, очень осязаемо, всё это надолго радует или печалит нас, заставляя задуматься о том, какие ошибки может совершить читатель в своей жизни. Я провожу параллель между читателем и героем, прежде всего, потому что читатель в любой момент может оказаться в ситуации героя, который, в свою очередь, представлен очень и очень реалистично.
    У писателей есть термин, заимствованный у скульпторов – «лепка людей». Немногие писатели умеют так безошибочно верно и, порой, безжалостно «лепить людей», как Бунин.
    Например, в рассказе «В Париже» герои представлены так, что мы сомневаемся в том, вымышлены ли эти персонажи. Автор не «лезет в душу» героев, он описывает события таким образом, что читатель сам прекрасно понимает их моральное состояние.
    Первая встреча героев происходит спонтанно, благодаря желанию героя зайти пообедать в небольшую русскую столовую в одном из тёмных вечерних переулков Парижа. «Вдруг его угол осветился, и он увидал безучастно-вежливо подходящую женщину лет тридцати, с чёрными волосами на прямой пробор и чёрными глазами, в белом переднике с прошивками и в чёрном платье…» Голос героини сразу кажется Ему приятным, что говорит о мгновенно возникшей симпатии к Ней. Героиня, в свою очередь, держится «скромной и достойной служащей», отвечая Ему безразличием. Это рождает мысль героя «да, из году в год, изо дня в день, втайне ждёшь только одного – счастливой любовной встречи, живёшь, в сущности, только надеждой на эту встречу – и всё напрасно…». Мысль эта, безусловно, заставляет читателя задуматься, в том числе о том, напрасна или ненапрасна встреча героев. Ненапрасна. Это подтверждают последующие встречи героев, сопровождающиеся развитием чувств друг к другу.
    Однако герой внезапно умирает, и она вновь одинока. В начале рассказа героиня одета в чёрное, у неё чёрные волосы и глаза. Она одинока, и это её судьба. На ней белый передник как атрибут служащей. Вероятно, работа для неё – единственная возможность общаться с людьми, и один из них, он верит, подарит ей ту самую «счастливую любовную встречу», изменит её судьбу.
    Герой тоже был одинок и ранен до встречи с Ней, но умирает он не в одиночестве, зная, что Она ждёт его…
    …По-моему, говоря о Бунине, становишься человеком навязчивым, стремясь показать собеседнику особенно интересные места бунинских книг. Всё кажется, что вот это – последнее, но выясняется, что дальше есть ещё и ещё… Чем больше читаешь Бунина, тем яснее становится, что этот писатель неисчерпаем.
    Иван Алексеевич Бунин – поэт чистых, выразительных идей и мыслей. Всю жизнь он ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал пути к нему. Он нашёл его в своей поэзии и прозе, в любви к родине. Писатель прожил сложную, порой противоречивую жизнь. Он многое видел, знал, любил, но величайшей, нежнейшей, неизмеримой его любовью была родная страна, Россия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *