Сочинение на тему свободную тему 9 класс по русскому языку

7 вариантов

  1. “Нет тебя дороже…” (Сочинение о маме)
    “Традиции моей семьи”
    Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте»
    «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (сочинение-рассуждение)
    Азиада в Казахстане (сочинение-отзыв)
    Алтай – красота, которую нужно беречь.
    Были ли в гражданской войне герои?
    В жизни всегда есть место подвигу
    В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение)
    В чём различие интересов и ценностей?
    Взрослый мир для тебя (сочинение-рассуждение)
    Влияние книг на наше развитие
    Выбор жизненного пути (мини-сочинение)
    Выбор профессии
    Выбор профессии
    Выбор профессии
    Главные слова
    Говорят, о вкусах не спорят. Но иногда, видимо, необходимо спорить…
    Демон в творчестве Михаила Врубеля
    Для чего нужно изучать русский язык?
    Доблесть, честь и достоинство
    Дождик (свободная тема)
    Емельян Иванович Пугачев
    Зачем нужно любить читать
    Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич в наши дни
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провел лето
    Как я провела летние каникулы
    Какую роль играет сельское хозяйство в жизни человека
    Кем бы я хотела стать?
    Книга – мой друг и советчик
    Когда моя мама училась в университете
    Легко ли быть добрым?
    Легко ли быть молодым?
    Легко ли быть молодым?
    Люди в белых халатах (сочинение-рассуждение)
    Милосердие – черта русского характера
    Моё детство
    Моё детство
    Моё лето
    Мое отношение к пессимистам, фаталистам и оптимистам
    Мое Подмосковье
    Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
    Мои летние каникулы!
    Мои размышления о б издании “Капричос” Франциско Гойи
    Мои размышления о счастье
    Мои увлечения
    Мой любимый учитель.
    Мой родной край
    Молитва матери
    Моя классная – самая “классная”!
    Моя любимая книга (сочинение-рассуждение)
    Моя семья и наша победа
    Моя школа
    Моя школа
    Мы болем за своих (репортаж)
    Наш сосед – Украина
    Неодушевленный этюд (от имени елки)
    Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н.Толстой)
    Нужно беречь лес
    О маме
    О маме
    Образование – дорога в будущее
    Общественно-политическая тема (общество)
    Овеянный славой флаг наш и герб
    Очерк о школьной жизни
    Памятник искусства “Капля нефти”
    Письмо президенту
    Почему мы восхищаемся параолимпийцами?
    Поэзия родной природы
    Права ли пословица “Добро должно быть с кулаками”?
    Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
    Проблема выбора книги для чтения (По статье В.Иванова)
    Путевые заметки (9 класс)
    Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
    Ранне утро
    Родина моя Кабардино-Балкария!
    Родословная Ивана Алексеевича Куратова.
    Роль знаний в жизни человека
    Роль прилагательных в тексте
    Семейная реликвия
    Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала
    Софийский Собор в Великом Новгороде
    Сочинение на летнюю тему (воспоминания об одной поездке)
    Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”
    Сочинение-рассуждение о родном крае
    Стоит ли читать книги?
    Судьба России в 30е годы
    Тема революции в творчестве русских писателей
    Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне ( по рассказу К.Воробьева «Это мы, Господи»)
    Трудовые традиции моей семьи
    Удивительное рядом
    Хочу, чтобы меня понимали (сочинение-рассуждение)
    Цена хлеба
    Человек, цивилизация, земля
    Чтение. Что это в наши дни?
    Что лучше: кем быть или каким быть?
    Что такое опера?
    Что такое счастье, добро и зло?
    Что такое счастье? (сочинение-рассуждение)
    Экология русского языка
    Я люблю тебя, Россия
    “Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам.” (Ф. Энгельс)
    “Прогресс науки и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” (Э. Флайано)

  2. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  3. ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОВЕСТЬ. По В. Дроганову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДОБРОТА. По А. Лиханову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРИРОДА. По А. Приставкину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СОСТРАДАНИЕ. По Л. Куклину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МИЛОСЕРДИЕ. По А. Приставкину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДРУЖБА. По Б. Раевскому
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Подвиг. По Б. Кремневу
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По Б. Васильеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕСТЬ. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ГЕРОИЗМ. По А. Приставкину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. По А. Алексину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ТАЛАНТ. По Б. Кремневу
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЖЕСТОКОСТЬ. По Е. Габовой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По С. Георгиеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ. По Л. Куклину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СЧАСТЬЕ. По А. Драбкиной
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ДЕТСТВО. По Г. Горину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему Эгоизм. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ПРЕДАТЕЛЬСТВО. По А. Лиханову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему МЕЧТА. По В. Железникову
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. По Ю. Яковлеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ВЕЛИКОДУШИЕ. По В. Астафьеву
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СМЕЛОСТЬ. По Л. Воронковой
    Сочинение ОГЭ по русскому на тему БЕЗДУШИЕ. По А. Алексину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему СИЛА ВОЛИ. По Б. Раевскому
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ФАНТАЗИЯ. По А Драбкиной
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ОБИДА. По В. Солоухину
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему ХАРАКТЕР. По О. Павловой
    ОГЭ 15.3. 9 класс. Сочинение на тему подлость. По Л. Рубинштейну

  4. Образцы сочинений на лингвистическую тему С2.1.
    Образец 1.
    Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б. Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
    Автор и сам переживает за своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла» из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32.  Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
    Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент написания своего произведения, а в выборе грамматических форм отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.
    Образец 2.
    Язык – это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.
    Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
    Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают”.
    Образец 3.
    На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, которую используют люди при общении. Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к «высокой лексике»: « В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу…” Буквально через несколько предложений И.Бунин прибегает к экспрессивно окрашенному слову: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи.
    Чтобы понять смысл второй части высказывания, вспоминаю значение слова «грамматика», раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте И. Бунин, рассуждая о сущности таланта, говорил горячо, образно. В этом поэту помогла экспрессия неполных предложений. В предложениях 10-12 он говорит: «Опишите дерево. Море. Скамейку». В подобных синтаксических конструкциях природой заложены огромные изобразительные возможности: называя предметы, Бунин более четко и ярко обрисовывает то, о чем надо писать молодому поэту.
    Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.   ( 177слов)
    Образец 4.
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
    Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу…”  Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
    Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка “свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  (129 слов)
    Образец 5.
    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.
    Прежде всего, мальчик в рассказе Б.Васильева, вероятно, любит читать, так как в его лексикон входит книжное слово «почин» (предложение 5). Кроме того, этот же герой нарушает грамматические нормы, неправильно строит предложения. Например, он соединяет категорическое требование «должны передать» и вежливое обращение «пожалуйста» (предложение 19, 20).
    На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
    Образец 6.
    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Высказывание ученого Г.Степанова, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробуем доказать это.
    Во-первых, разговорно-просторечные слова «большой девочки» из текста Б.Васильева – показатель примитивности ее мышления, грубости и бессердечия по отношению к своему товарищу: «трус несчастный»… (34), «только пикни у нас» (35), «мы тебе такое устроим, что наплачешься» (38).
    Во-вторых, серьезный мальчик, герой текста, нарушает грамматические нормы связей между предложениями. Правильно было бы поменять местами предложения 5 и 6. Такая речь характеризует бедность словарного запаса героя и незнание грамматики.
    Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, это и имел в виду ученый Г.Степанов.
    Образец 7.
    «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Суждение лингвиста Г.Степанова вполне понятно, потому что лексика и грамматика  связаны друг с другом. В тексте Б.Васильева мы видим как богатство лексики, так и разнообразие грамматики. Докажем это.
    Прежде всего, чтобы передать свое отношение к героине, автор использует разного рода синонимы «разговор… обеспокоил ее, удивил и обидел» (33), «она ждала…, вся была сосредоточена на этом скрипе» (40), «горечь и… обида скоро оставили Анну Федотовну» (44), «он угас, погиб, умер вторично» (52). Кроме того, описывая душевное состояние героини, автор использует сложные синтаксические конструкции. Например, сложноподчиненные предложения (14, 24, 30, 32).
    Таким образом, лексика и грамматика текста Б.Васильева – показатель художественного мастерства известного писателя.
    Образец 8.
    Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
    «Словарь языка» – это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
    В качестве примера возьмём слово «пикни» (предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму повелительного наклонения глагола «пикнуть».
    Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.(104сл.)
    Образец 9.
    Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
    «Словарь языка» – это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
    В качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать» (предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать», т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род глагола.
    Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
    Образец 10.
    Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно понять это высказывание?
    «Словарь языка» – это лексика. Все слова имеют собственное лексическое значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических значений.
    В качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена» (предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика». Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
    Мы убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.          (99 слов)
    Образец 11.
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», –  утверждает известный лингвист Г. Степанов. Я полностью согласен (согласна) с этим высказыванием.
    Все слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно выражать наши мысли.
    Возьмём предложение №45. С помощью лексических значений слов мы понимаем, что предметом речи являются два события. Во-первых, внучка читала письмо; во-вторых, Анна Федотовна проговорила. Эти события противопоставлены друг другу и в тексте передаются с помощью сложносочинённого предложения. Оно состоит из двух простых предложений, связанных между собой противительным союзом «но».
    Г. Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
    Образец 12.
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», –  утверждает известный лингвист Г. Степанов. Я полностью согласен (согласна) с этим высказыванием.
    Все слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно выражать наши мысли.
    Возьмём предложение №33. С помощью лексических значений слов мы понимаем, что предметом речи являются два события. Во-первых, она [Анна Федотовна] слышала плохо; во-вторых, разговор обеспокоил, удивил и обидел её. В тексте эти события переданы с помощью сложноподчинённого предложения. Придаточное указывает на причину того, о чём говорится в главном предложении. Это значение передаётся вопросом (почему?) и подчинительным союзом «потому что».
    Г. Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
    Образец 13.
    Известный лингвист Г.Степанов утверждал: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Я понимаю эти слова так: лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические – придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
    К примеру, использование контекстуальных синонимов (“мужчина лет тридцати” и “приезжий” из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии.
    А однородные сказуемые показывают последовательность действий героя (предложение 40).
    Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свойзамысе.
    Образец 14.
    Лексика языка – свидетельство размышлений людей, а грамматика – процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Во-первых, словарь языка, то есть лексика, фиксирует мысль человека. Например, антонимы образно акцентируют внимание читателя на контрасте явлений (“хорошо” и “плохо” из предложений 23-24).
    Во-вторых, грамматика демонстрирует логику размышлений. К примеру, эти же антонимы с точки зрения грамматической структуры являются разнокорневыми (“хорошо” и “плохо” из предложений 23-24).
    Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.
    Образец 15.
    Мне созвучны слова Г.Степанова о том, что “словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  Попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
    К примеру, использование контекстуальных синонимов (“мужчина лет тридцати” и “приезжий” из предложений 14, 15) позволяет избежать тавтологии.
    А, например, использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику (предложение 22).
    Итак, лексика и грамматика помогают пишущему совместно: первая – семантически, вторая – синтаксически.
    Образец 16.
    Лексика языка – свидетельство размышлений людей, а грамматика – процесс этих размышлений. Именно об этом высказывание Г.Степанова, который утверждал: “Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Так, например, синонимы служат для характеристики разных оттенков явления, разнообразия его проявлений (предложения 10, 22), что придаёт тексту яркость и образность.
    К примеру, использование обращений в речи позволяет указать не только на адресность, но и выразить отношение говорящего к собеседнику (предложение 16).
    Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.

  5. УЧИМСЯ  ПИСАТЬ ЭССЕ
    Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.
    Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
    На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.
    Что же такое эссе как жанр литературного произведения?
    Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.
    Стиль эссе отличается:
    образностью
    афористичностью
    парадоксальностью
    Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе
    привлекает многочисленные примеры
    проводит параллели
    подбирает аналогии
    использует всевозможные ассоциации.
    Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
    метафоры
    аллегорические и притчевые образы
    символы
    сравнения
    Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
    непредсказуемые выводы
    неожиданные повороты
    интересные сцепления
    По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.
    Специфика жанра эссе
    Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
    Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
    Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
    Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.
    Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе — это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

  6. Урок русского языка в 9 классе.
    Тема « Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
    Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
    Ход занятия
    Организационный момент.  Приветствие
    Объявление темы и постановка целей
    Разделяю класс на три группы.
    Третья часть экзаменационной работы в 9 классе предполагает творческое задание – сочинение на лингвистическую тему.
    – Давайте разберёмся , КАКАЯ ТЕМА ЯВЛЯЕТСЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ?
    Тему можно назвать лингвистической , если она посвящена языкознанию , изучению какого – либо раздела науки о языке.
    Сегодня предлагаю вам побыть исследователями  и объяснить высказывание Н.Шанского: ( объяснить постановку знаков препинания)
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Выделите ключевые слова .
    Какие ключевые понятия непонятны вам и требуют дополнительного разъяснения?
    Послушаем уч-ся , которые подготовили нам сообщения «Фламандская школа живописи» и «Характерные черты творческой манеры Н.В.Гоголя»
    ( каждая группа получает экземпляр сообщений)
    Заполним таблицу
    Фламандская живопись
    «Словесная» живопись Н.В.Гоголя
    роскошь
    Богатство языка (синонимы , антонимы , изобразительно – выразительные средства)
    хотели вместить в одно произведение все, что попадалось им на глаза.
    . Объединение слов разных стилевых пластов ; соединить
    несоединимое
    Перегруженность деталями
    Обильные перечни ( однородные члены, лексические повторы)
    тонкости в изображении мимики, жестов, движений .
    Обилие однородных членов , особенно выраженных глаголами и глагольными формами ;
    Продолжить работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три  вопроса: что  хочу  написать,   как  написать   и   для  чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
    III.   Актуализация знаний.
    1. Повторение теоретического материала .
    – Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать?                           (Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)
    – Какова структура сочинения- рассуждения?
    ( У доски 2 ученика восстанавливают схему- у каждого набор дидактического материала )
    Остальные записывают в тетрадях.
    Взаимопроверка
    Следующий вопрос , который задаёт Горький : КАК написать?
    Как начать сочинение?  С чего начинается сочинение. Со вступления.
    В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении?
    Работа  по группам : Пишем вступление.
    в виде прямой речи
    в виде косвенной речи
    с помощью вводного слова
    (Один у доски)
    Прочитайте свои варианты вступления.
    –  Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
    Как писать основную часть?
    О чем мы должны написать в основной части?
    В основной части вы должны  привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста.
    Итак , его величество – текст .( аудиозапись)
    1)И какой же русский не любит быстрой езды? 2)Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее? 3) Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? 4)Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. 5) Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? 6)знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. 7) …Кони вихрем , спицы в колёсах смешались в один гладкий круг , только дрогнула дорога , да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. 8)И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.                              ( по Н.В.Гоголю)
    Справка.
    Какие языковые средства позволяют автору в данном фрагменте
    выразить свое отношение к Руси и русскому народу ?
    С помощью каких средств словесной изобразительности создается образ «живой Руси» ?В финале главы 11 с помощью развернутой метафоры создан образ
    Руси – птицы     тройки,    передающий       авторское   видение     родины .
    Стремительность движения тройки передает лексика: глаголы (…) ;
    прилагательные (…) ; сравнение, выраженное существительным в
    творительном падеже (…) ; многочисленные лексические повторы (повтор однокоренных слов, форм слова)….; контекстуальных синонимов ….
    На уровне синтаксиса  можно отметить многочисленные ряды однородных
    членов ; риторические вопросы, выделяющие смысловые центры авторской речи, и восклицания, отмечающие подъем интонации, «накал» эмоций.
    У: Перед вами текст Гоголя ( отрывок из «Мёртвых душ»). Мастерство писателя необъятно , неисчерпаемо : говорить о разных сторонах его мастерства на одном уроке просто невозможно , поэтому мы будем работать сейчас лишь над некоторыми : живопись словом ( или использование выразительных средств языка – эпитетов , сравнений , фразеологизмов) и использование однородных членов , выраженных глаголами и глагольными формами ).
    Если вы чувствуете , что можете самостоятельно рассмотреть другие стороны мастерства писателя , ДЕРЗАЙТЕ!
    Работа с тестом
    В тексте можно найти множество примеров, иллюстрирующих теоретический материал.
    Конечно же,  мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и  отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
    Работа по группам:
    Найти эпитеты и определить их роль в тексте;
    сравнения и определить их роль;
    ряды однородных членов.
    Используя материалы сообщений запишите РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ и приведите примеры.
    Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному  примеру лексического и грамматического явлений.
    (шаблоны в справочниках ГИА)
    – Как можно оформлять примеры. ?
    1) В предложении … (« … ») автор использует  ……
    2) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    3) Обратим внимание на предложение …  , в котором автор использует …
    4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    5)  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    .Прочитайте свои работы ( 3 человека)
    О чем писать в заключении? ( ответы уч-ся)
    Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.
    3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
    4. Таким образом, смысл высказывания …..я вижу в том, что ….
    5. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания……
    Запишите свой вариант заключения.
    Несколько советов в заключение:
    1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
    – 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
    3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
    Домашняя работа :
    . Используя все материалы, подготовить чистовик сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
    ВНИМАНИЕ продолжите , не повторяя ответ товарища
    До этого урока я не знал … , а теперь….
    Я  не умел …., а …..
    Забыл…….
    Шаблон сочинения- рассуждения.
    Тезис.
    Н. М. Шанский , известный лингвист , утверждал:
    « В этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Н. М. Шанский , известный лингвист ,  утверждал , что  « в этой фламандской роскоши щепного двора – свой особенный стиль , который Гоголь осуществляет , развёртывая обильные перечни и неожиданные детали….»
    Попробуем разобраться в этом  высказывании . ( или  С  лингвистом трудно не согласиться , так как…)
    Рассуждение на теоретическом  уровне
    С данным высказыванием нельзя не согласиться, если понимать его шире: « словесная» живопись Гоголя неповторима.  В богатстве языковых средств и заключается  «особенный стиль» писателя.  Разнообразие проявляется в его лексических и грамматических особенностях.
    Это текст художественного стиля , в котором  слово несёт  не только определённую информацию , но и воздействует на читателя при помощи художественных образов.
    Примеры
    1) Так, например, использование …   («…»)  в предложении …
    Синтаксический строй текста разнообразен. Благодаря использованию предложений с однородными членами , бессоюзных сложных предложений , сложносочиненные предложения прозаический текст приобретает определенный ритм, что способствует созданию художественного образа.
    2) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.  В нем автор прибегает к использованию …
    Заключение-вывод
    1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был…, утверждавший, что «….».
    2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение  …..является справедливым.

  7. 1.Вступление
    Варианты  вступления
    Вариант 1. Известный лингвист  Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, словарь языка — это  «зеркало внутреннего мира человека»; содержание и форма языка всегда остаются единым целым. Попробую разобраться в смысле данного высказывания с точки зрения  лексики и грамматики на примерах из текста ….(автор).
    Вариант 2. Я согласна с высказыванием  Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём  думают люди, а грамматика – как они думают». Безусловно, культура мышления и культура речи связаны друг с другом.  Попробую разобраться в смысле данного утверждения с точки зрения  лексических и грамматических явлений, которые можно проследить в тексте …..(автор).
    Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Бесспорно, известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Постараюсь доказать эту мысль благодаря  лексическим  и грамматическим  явлениям  в  тексте ….(автор).
    Вариант 4. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – писал ученый Г.Степанов. Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом и свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека. Попробую  доказать это суждение на конкретных примерах из текста ….(автор) с точки  зрения  лексики и грамматики.
    Синонимы и речевые клише во вступлении:
    1.Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог, Г.Степанов.
    2. Утверждал, считал, писал, рассуждал.
    3.Высказывание,а форизм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение.
    4.Справедливо,верно,неоспоримо,бесспорно,понятно,
    5.Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я вынужден согласиться с …
    Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение …
    6.Автор убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна. Бесспорно  мнение автора о том, что…
    7.Докажем, покажем, продемонстрируем, подтвердим, проиллюстрируем,
    разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма
    8.Я думаю, …Я считаю, …По моему  мнению, …На мой взгляд, …Мне кажется, …
    Я полагаю,… По-моему, ….
    9.Безусловно, …Разумеется, …Конечно, …Бесспорно,…
    2.Основная часть
    Как писать основную часть?
    Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. Вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста,
    привести два примера, иллюстрирующих   лексические и грамматические явления языка.
    Сначала  аргумент о лексике, потом о грамматике.
    Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей.
    Лексика определяет форму  мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения.
    Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис.
    В переводе с греческого языка  – «письменное искусство» Грамматика позволяет создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.
    Варианты основной части
    Вариант 1. Чтобы подтвердить справедливость сказанное, обратимся к предложению №  текста (автор). Здесь автор использует ……..   С точки зрения лексики , данное явление помогает выразить………Пример грамматического явления можно найти в предложении № …- это….., который  …….
    Вариант 2.  Проиллюстрировать, во-первых, лексическое  явление  можно на примере  предложения №.. ,где  автор использует………….., которые …….позволяют…….
    Во-вторых, такой грамматический уровень как ………. в предложении №…..помогает…..
    Вариант 3.  В подтверждение данной мысли  приведу примеры, демонстрирующие лексическое и  грамматическое явление. В предложении №……….использованы…………Они позволяют……..
    .А вот в предложении №..автор  употребляет………., который………..
    Вариант 4.  Рассмотрим , к примеру, предложение №….. В нем  использовано такое лексическое  явление, как … . Это подтверждает  мысль о том, что … . Благодаря ………..в предложении №.. можно проследить,  как надо правильно…………
    Вариант 5. Возьмём, к примеру, такое лексическое явление как ……………..из предложения №…  Благодаря …… можно  проследить………А вот с точки зрения грамматики примером  является предложение №…, где точно прослеживается, как необходимо выстраивать……..
    Вариант 6. Например, в предложении №.. автор использует ……..Такое лексическое явление способствует.(помогает, позволяет)………. В предложении №….можно рассмотреть грамматический уровень. Благодаря……. мы видим, как надо правильно………
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ И ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ  ЧАСТИ
    1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ)
    1.Слово с уменишительно-ласкательным суффиксом, синонимы,  антонимы, диалектизмы, разговорная  лексика, фразеологизмы
    2.Тропы: метафора, гипербола, олицетворение, эпитет
    3.Стилистические фигуры: градация, антитеза, лексический повтор
    2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС)
    (Морфология – раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.)
    1.Части речи:
    а) самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное,имя числительное,
    местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие
    б) служебные: предлог, союз, частица
    Синтаксические понятия:
    2.Синтаксис:
    (Синтаксис – раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.)
    Восклицательные и невосклицательные предложения, неполные предложения,
    обращения, однородные члены, вводные слова, прямая речь, диалог,
    ————————————————————————————————
    Вариант 1
    Например, используя в репликах (предложения  34, 35, 38) разговорные слова (“……”, “…….”), автор текста подчёркивает (грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.)
    Рассмотрим предложения 19 и 20. Все знают, что слово “пожалуйста” употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. (Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.)
    ————————————————————————————————
    Вариант 2
    Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом`бабуля`. Оно выражает доброе и  ласковое отношение (внучки Тани к своей бабушке.)
    Примером, иллюстрирующим грамматическое явление, является предложение № … Здесь разговор оформлен автором в виде диалога, использование которого  помогает более точно воспроизвести живую  разговорную речь. Точнее представить харектер героя, его внутринний мир.
    ————————————————————————————————-
    Вариант 2
    Обратимся к предложениям № 17 и 19. (Для Анны Федотовны письма сына – это “бесценные листочки”, то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. ) Чтобы усилить значимость (писем в жизни пожилой женщины), автор употребляет эпитет (“бесценные”) и , тем самым,  указывает нам на ……. и демонстрирует…………
    Примером, иллюстрирующим грамматическое явление, являются предложения № … , которые  представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию. Автор подчёркивает здесь не только …….. , но и …………
    ————————————————————————————————–
    Образец 6
    Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово “делегация”, относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
    Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
    —————————————————————————————————
    Образец 7
    Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 – 53 обращает на себя внимание обилие метафор (“душа молчала”, “голос сына более не звучал в ней”, “он угас, умер, погиб вторично”, “письма вынули из её души”, “ослепла и оглохла … её душа”). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
    Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения “молчи”, что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику. ————————————————————————————————–
    3. Заключение
    В заключение(итоге) хотелось бы ещё раз  подчеркнуть (заметить, сказать) : ……..
    Таким образом, в итоге напрашивается вывод: ……..
    Итак, в заключение всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что……..
    1.Наш язык не механический набор слов. Чтобы быть понятным, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме. Стать успешным  в обществе невозможно без знания родного языка!
    2.Знание грамматических и лексических норм  языка помогает человеку  не только правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Чтобы русский язык стал верным другом и помощником, необходимо уметь им пользоваться.
    3.И словарный запас, и знание основ грамматики помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь. Стремление овладеть богатством русского языка — на мой взгляд, должно быть одной из главных целей каждого человека !
    4.”Не важно, что человек говорит и пишет, а важно – на сколько правильно”, то есть грамматика более «правдива», тогда как лексика позволяет затенять истинные мысли говорящего. Выражать свои мысли плохо- это значит, на мой взгляд, не знать языка вообще!
    5. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист (………..).
    6. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед  Г.Степанов. Безусловно, истинная любовь к своей Родине невозможна без любви к своему языку!
    7. Лексика – это словарный запас языка. Она отражает мысли людей, их словарный запас. Но без знания правил грамматики  невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.На мой взгляд, каждый человек обязан  знать и постоянно изучать свой родной  язык!
    8. Постоянное  изуение основ лексики и грамматики  помогает нам  овладеть искусством правильно говорить, писать и быть понятым окружающими. Быть востребованным  в обществе человеком  невозможно без знания языка. Да, справедливо сказал (автор): « ………»
    9.  Владеть культурой мышления и культурой  речи ,значит,  достичь единства содержания и формы  языка, стать по-настоящему  грамотным и уважаемым  в обществе.  Глубоко убеждена  в том,что стремиться  к совершенству должен каждый человек!
    10. Несомненно, язык — часть общей культуры человека! По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его развития и образованности.
    11. Если человек будет грамотно говорит и писать, то сможет познать радость и удовлетворение от своего родного языка.
    12.  Трудно, пожалуй, подобрать рецепт познания русского языка, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания.
    13. Целиком познать русский язык — для человека сложное и трудное искусство, но овладеть, на мой взгляд, хотя бы основами его способен каждый.
    14.  Чем правильнее и грамотнее составлена мысль, тем больше у человека силы, уверенности и уважения среди окружающих.
    15. Подлинная красота языка и его сила заключается в точности, ясности и грамотности слов, из которых мы создаем картины жизни и характеры людей.
    16. Чтобы русский язык стал верным другом и помощником, необходимо уметь им пользоваться.
    17. Истинная любовь к своей Родине не мыслима без любви к своему языку.
    18. Русский язык — это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.
    19.  Как всякое живое не может смириться с предательством и равнодушием, так и русский язык не может смириться с его безграмотным употреблением и «засорением».
    РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ
    лингвистических терминов и языковых явлений в тексте
    1
    Запятая
    1.Помогает разделить синтаксические конструкции разных видов.
    2.Повышает внимание читателя и интерес к содержанию текста.
    3.Нацеливает на соблюдение правильной интонации и понимание смысла письменной речи.
    2
    Тире
    1.Позволяет не допустить речевых повторов и оформить мысль кратко и понятно.
    2.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.
    3
    Двоеточие
    1.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.
    2.Помогает правильно оформить предложения с однородными членами и прямой речью
    4
    Точка
    1.Употребляется в качестве главного знака, обозначающего конец предложения, мысли.
    2.Используется в качестве знака для сокращения слов.
    Скобки
    1. Отделяют слова и предложения , приводимые в качестве каких-либо замечаний.
    2. Выделяют различные пояснения или дополнения высказываемой мысли.
    5
    Восклицательный знак
    1.Выражает значение восклицания либо восхищения авторской мысли.
    2.Указывает на восклицательную интонацию и часто основную мысль в отдельной части или абзаце текста.
    6
    Вопроситель-ный знак
    1. Является главным знаком при постановке вопроса.
    2. Выполняет функцию отличия от повествования и восклицания.
    3. Нацеливает читателя на создание правильной интонации.
    7
    Кавычки
    1.Служат для обозначения в тексте предложения с прямой речью.
    2.Помогают выделить имена собственные, цитаты, просторечные и стилистически не подходящие тексту слова.
    8
    Многоточие
    1. Обозначает незаконченную мысль в конце предложения.
    2. Способствует передать переживания и волнения автора или героя в середине текста.
    9
    Антонимы
    1. Выражают значение противоположности качественного признака.
    2. Используются как художественное средство создания контраста.
    10
    Синонимы
    1.Выражают одно и то же понятие , но разное написание
    2.Используются в качестве взаимозаменяемых элементов высказывания с целью сохранения речевой грамотности.
    3. Помогают избежать повторов и расширить свой словарный запас.
    11
    Устаревшие слова
    1.Позволяют более достоверно создать историческую картину чего-либо.
    2.Употребляются для речевой характеристики образа, героя, человека другой эпохи.
    3.Способствует внести в текст исторический колорит времени.
    12
    Диалектные слова
    1.Раскрывают особенности говора конкретной местности,традиции и обычаи людей.
    2.Придают тексту или отдельной мысли индивидуальность и неповторимость.
    13
    Фразеологиз-мы
    1.Употребляются как неделимое и устойчивое сочетание слов для выражения отношения говорящего к кому или чему-либо.
    2.Играют роль нравоучения в краткой и выразительной форме.
    14
    Разговорныеи просторечные  слова
    1.Употребляются в разговорно-бытовых ситуациях и придают речи непринуждённый характер общения.
    2. Допускают нарушение норм литературного языка, что позволяет автору текста создать более достоверный образ героя, его подлинный характер общения.
    15
    Лексический повтор
    1.Используется в качестве намеренного повтора важного слова или словосочетания.
    2. Помогает придать художественному тексту экспрессивность.
    16
    Новые слова (неологизмы)
    1.Служат для обозначения новых предметов, явлений, отношений, открытий.
    2.Вносят новый эмоциональный оттенок в уже существующие предметы и явления.
    17
    Матафора
    1.Помогает свойства одного предмета перенести на другой, чем-то похожий,благодаря чему образное выражение превращается в реальную картину.
    2.Привлекает внимание читателя и заставляет его вдумчивее и внимательнее относиться к тексту.
    18
    Антитеза
    1. Способствует усилению выразительности речи в тексте
    2. Употребляется в качестве резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
    19
    Гипербола
    1.Усиливает нужное впечатление о чем-либо
    2. Содержит непомерное преувеличение
    20
    Олицетворе-ние
    1.Позволяет наделить неодушевленный предмет качествами человека.
    2. Способствует усилению выразительность и образности речи.
    21
    Эпитет
    1.Помогает зримо представить предмет.
    2.Используется для образного определения с целью создания выразительности мысли.
    22
    Сравнения
    1.Помогает точнее определить качество конкретного предмета.
    2. Делает зримым отвлечённое понятие.
    3. Используется для сравнения одного предмета или явления с другим.
    23
    Выразитель-ные средства
    1.Способствуют  восприятию художественной образности текста.
    2.Делают речь ярче, богаче.
    3.Позволяют передать самые тонкие чувства высказывания.
    24
    Цитата
    1.Является разновидностью прямой речи с целью подтверждения  мысли текста.
    2.Представляет собой дословную выдержку из высказывания или сочинения, делая речь яркой и выразительной.
    3.Помогает познакомить читателя с чьим-либо авторитетным мнением.
    25
    Графические средства
    1.Выполняют функцию зрительного вспомогательного средства выделения слова в тексте с тем, чтобы подчеркнуть его значимость.
    2.Способствуют правильному прочтению авторской мысли.
    26
    Союзы
    1.Служат для соединения однородных членов предложения.
    2. Помогают связать простые предложения в составе сложного.
    3. Разграничивает сочинительные и подчинительные связи.
    27
    Предлоги
    1.Служат для выражения зависимости одних слов от других в словосочетании и предложении.
    2.Выражают различные отношения по значению(временные, причинные, пространственные, целевые…)
    28
    Междометие
    1.Является характерной принадлежностью устной речи и в тексте используется в диалогах.
    2.Выражает разнообразные авторские чувства, настроения и побуждения.
    29
    Прилагатель-ное
    1.Помогает обозначить в речи признак предмета.
    2.Способствует более точно описать свойства и значения предмета или явления.
    30
    Существите-льное
    1.Служит для обозначения предмета.
    2.Выполняет центральную функцию, называя одушевленные и неодушевленные предметы, о которых говорится в тексте.
    31
    Глагол
    1.Служит для обозначения действия и состояния предмета.
    2.Образует грамматическую основу предложения в сочетании с подлежащим.
    3.Указывает на вид, время, наклонение, лицо, число, род.
    32
    Частицы
    1.Служат для образования повелительного и сослагательного наклонения глагола.
    2.Вносит в предложение различные оттенки значения(отрицание, вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение, усиление)
    33
    Местоимение
    1.Указывают на предметы, признаки, количество, но не называя их.
    2.Позволяют избежать повторов и не допустить речевых ошибок.
    Наречие
    1.Помогают обозначить в речи признак предмета по действию.
    2.Способствуют выразить различные оттенки значений (образ действия, время, место, причину, цель, меру, степень)
    34
    Обратный порядок слов
    1.Позволяет выделить важные члены предложения путем их перестановки.
    2.Приводит к грамматической ошибке в языковом выражении.
    35
    Вводные слова
    1.Имеют характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли.
    2.Выражают различное отношение говорящего к тому, о чем он сообщает(уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовательность явлений и связь между ними)
    3.Могут указывать на способ выражения и оформления мыслей.
    4.Придают тексту авторскую индивидуальность.
    36
    Обращение
    1. Называет лицо, к которому обращаются с речью.
    2. Вносит в содержание текста значимость авторских высказываний, обращенных к конкретному лицу.
    3.Выражает отношение автора к лицу,  которое он называет.
    37
    Однородные члены
    1.Используются для перечисления действий, явлений,признаков…
    2.Помогают создать мысль более точной, выразительной  и эмоциональной.
    38
    Бессоюзная связь
    1. Усиливает выразительность и значимость мысли в тексте.
    2. Демонстрирует  динамику и одновременность событий.
    39
    Основа предложения
    1.Указывает главный предмет, явление или лицо предложения и его действие.
    2.Является центральной частью, без которой не может существовать предложение.
    40
    Неполные предложения
    1.Допускают отсутствие некоторых членов предложения в соответствии с контекстом или обстановкой.
    2.Находят свое применение чаще всего в диалоге.
    41
    Прямая речь
    1. Используется в качестве точной передачи чужой речи с целью сохранения её индивидуальности и особенностей.
    2.Вносит в содержание текста достоверность и значимость высказывания другого лица.
    3. Придает тексту выразительность и эмоциональность.
    42
    Обособленные члены предложения
    1.Второстепенные члены, которые выделяются на письме запятыми и служат для уточнения, дополнения, определения и распространения чего-либо.
    2.Увеличивают смысловую нагрузку предложения.
    43
    Словосочета-ние
    1.Употребляется в качестве сочетания слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
    2.Служит  основным  звеном для построения предложения.
    44
    Сложные предложения
    1.Состоят из нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу, союзной и бессоюзной связью.
    2.Позволяют выразить несколько событий в сложной синтаксической конструкции.
    45
    Диалог
    1.Помогает точно оформить разговор двух или более лиц, сохраняя  его индивидуальность и достоверность.
    2.Придает тексту выразительность и эмоциональность.
    46
    Орфография
    1.Служит для единообразия написания слов и грамматических форм речи на письме.
    2.Определяет принципы правописания орфограмм в слове (морфологический, фонетический, традиционный)
    47
    Пунктуация
    1.Помогает изучить систему знаков препинания в частях письменной речи.
    2. Создает правила постановки знаков препинания на письме.
    48
    Лексика
    1.Помогает пополнить словарный запас человека.
    2.Способствует правильно определить значение слова, его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением.
    49
    Фонетика
    1. Изучает звуковую сторону речи.
    2. Способствует познать тайну звуков речи, их произношение и правописание.
    Морфология
    1.Помогает изучить слово как часть речи.
    2.Позволяет правильно выделять смысловое значение конкретной части речи, её морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте.
    50
    Публицистиче-ский стиль
    1.Помогает сделать речь убедительной и доходчивой благодаря  использованию образных выражений, обращений и вопросов к читателям.
    2.Выполняет функцию воздействия на читателя, вовлечения в полемику, побуждения его к поступкам, действиям.
    3.Информирует читателя, передает значимую информацию.
    51
    Художествен-
    ный стиль
    1.Отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
    2.Выполняет функцию эмоционально-эстетического воздействия, создания художественных и поэтических образов.
    3. Является “ключом” к душе человека, позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.
    52
    Слова с уменьшитель-ными суффиксами
    1. Способствуют создать образ  с уменьшительно-ласкательным значением с целью подчеркнуть его качества в большей или меньшей степени.
    2. Позволяют выразить эмоциональные чувства и отношение автора к тому, о чем идет речь.
    53
    Многосоюзие
    1. Позволяет подчёркнуть однородность высказывания.
    2. Придаёт выразительность и значимость мысли.
    54
    Умолчание
    1.Побуждает  к самостоятельным размышлениям и творчеству совместно с автором.
    2. Употребляется с целью сознательной недосказанности, чтобы читатель дорисовал картину событий.
    55
    Абзац
    1. Служит для выделения основной микротемы и перехода  к другой.
    2.Отражает тот или иной этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или характеристике героя, мысль в рассуждении, доказательстве.
    3.Помогает правильно понять текст, отделять одну  его часть от другой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *