Сочинение на тему свободолюбивая лирика пушкина 10 класс

13 вариантов

  1. Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»
    Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман…
    Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.
    В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона – великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:
    Как я любил твои отзывы,
    Глухие звуки, бездны глас,
    И тишину в вечерний час,
    И своенравные порывы!
    Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии».
    К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
    Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

  2. Посмотрите эти сочинения

    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:
    Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
    И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
    Хорошие стихи не так легко писать…
    Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
    Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
    В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
    Философские мотивы лирики Пушкина Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой?то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
    Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
    Лирика петербургского периода Пушкина Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии.
    Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
    …хвалят все, питают – лишь журналы;
    Катится мимо их фортуны колесо…
    Их жизнь – ряд горестей, […]
    Своеобразие любовной лирики Пушкина (сочинение) Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, […]
    Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение “Не дай мне бог сойти с ума…”, и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя.
    В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве.
    Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
    Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
    Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии.
    Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых
    …хвалят все, питают — лишь журналы;
    Катится мимо их Фортуны колесо…
    Их жизнь – ряд […]
    Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение
    Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты.
    А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих.
    Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества.
    Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»:
    Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и […]
    Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.
    Что […]
    Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин – человек широких, либеральных, “подцензурных” взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от “мегаполиса” 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя “потомок арапов” гораздо свободнее и “в своей тарелке”. Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные “народу” дышат уважением и […]
    Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей.
    Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина “Пиковая дама” лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл.
    Главное лицо повести – Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]

  3. Таким образом, Пушкин подчеркнул значение темы сво­боды и воли в своей поэзии.
    В раннем творчестве поэт понимает свободу как внеш­нюю — свободу в государстве. Постепенно Пушкин изменяет свои взгляды и приходит к выводу, что ценность представля­ет только внутренняя свобода, которая ограничивается нрав­ственным идеалом самого человека. В конце жизни поэт вос­принимает вольность как философскую категорию.
    В начале своего творческого пути Пушкин высказывает взгляды «государственного человека». Он рассуждает о внешней свободе человека, о свободе, которую ему дает госу­дарство. Александр Сергеевич Пушкин пишет оду «Воль­ность», в которой поучает царей и воспевает свободу и воль­ность. Для поэта свобода возможна в государстве, в котором Закон един для всех:
    Лишь там над царскою главой
    Народов не легло страданье,
    Где крепко с Вольностью святой
    Законов мощных сочетанье;
    Где всем простерт их твердый щит,
    Где сжатый верными руками
    Граждан над равными главами
    Их меч без выбора скользит…
    [sms]
    Царь должен первым подчиниться Закону, потому что власть в стране принадлежит государю, значит, он должен показывать пример своим подданным:
    Владыки! Вам венец и трон
    Дает Закон — а не природа;
    Стоите выше вы народа,
    Но вечный выше вас Закон.
    Пушкин в оде «Вольность» приводит исторические при­меры, доказывая, что любое нарушение Закона приводит к необратимым последствиям и не может быть оправдано. Поэт вспоминает Великую французскую революцию 1789 года и убийство Павла I в Михайловском Замке.
    В конце стихотворения автор преподносит урок правите­лям, призывая их обратиться к Закону, так как считает, что это единственный возможный путь для установления спра­ведливости:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Своими идеалами Пушкин делится с близким другом Чаадаевым. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) лириче­ский герой выбирает путь борьбы с самовластием. Он готов умереть за то, чтобы восторжествовала свобода:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Более глубокое понимание свободы поэт выражает в сти­хотворении «Деревня». Важную роль играет композиция произведения: оно состоит из двух частей, противопостав­ленных друг другу, то есть Пушкин использует прием анти­тезы. Первая часть представляет собой описание природы, что характерно уже для раннего творчества поэта, так как в природе он видит образец и пример для подражания. Приро­да живет по своим законам, которые никто не нарушает, и поэтому в ней есть гармония. Люди должны ориентироваться на природу и учиться у нее следовать Закону:
    Я здесь, от суетных оков освобожденный,
    Учуся в Истине блаженство находить,
    Свободною душой Закон боготворить…
    Однако гармонии первой части противоречит «мысль ужасная», которая возникает, когда лирический герой пере­водит взгляд от природы к обществу. Пушкин осуждает и «барство дикое, без чувства, без закона», и «рабство тощее», так как обе стороны нарушают Закон.

  4. А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810— 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей. Талант его мыслился “средством” политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными.
    Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820 годы), по сути, стали программой и манифестом декабристской этики. Но “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.
    На первом этапе своего творческого пути Пушкин присягает на верность общественному идеалу —жертвенному служению. В оде “Вольность” (1817 год) он отказывается от любви (Афродиты — “Цитеры слабой царицы”) и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”.
    В стихотворении “Деревня” (1819 год), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Поэтический “жар”, обращенный на красоты природы и уединенные “размышления”, назван “бесплодным”:
    О, если б голос мой умел сердца тревожить!
    Почто в груди моей горит бесплодный жар,
    И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
    В послании “К Чаадаеву” (1818 год) — все тот же “отказ”, но на этот раз от всего круга “частных” поэтических тем, от всего “личного” и “тихого”:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман…
    Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту первого свиданья.
    В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года — теряет былую силу. Надежда поэта “на тронах поразить порок” не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы — надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года — через шесть лет — в стихотворении “Чаадаеву”:
    Чадаев, помнишь ли былое?
    Давно ль с восторгом молодым
    Я мыслил имя роковое
    Придать развалинам иным?
    Но в сердце, бурями смиренном,
    Теперь и лень, и тишина.
    И в умиленьи вдохновенном,
    На камне, дружбой освященном,
    Пишу я наши имена.
    После перелома 1823—1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики переходит в стихотворения о назначении поэта и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен — и от “властей”, и от “народа”:
    Иная, лучшая потребна мне свобода:
    Зависеть от властей, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться тут и там,
    Дивясь божественным природы красотам
    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    Вот счастье! Вот права…
    (“Из Пиндемонти”, 1836 год)
    Поэт — “царь” и.должен “жить один”, он “сам свой высший суд” (“Поэт! не дорожи любовию народной”, 1830 год). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон — загадка.
    Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и об исторической необходимости. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное — остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам — политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя — к милосердию (“милость к падшим призывал”), жертв — к “гордому терпенью”.

  5. Пушкин – великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.
    В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.
    Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит.  Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).
    В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

  6. Категория: Сочинения по русской литературе
    А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность».
    В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
    В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
    В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тро­нах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетен­ных восстать:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.
    Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующи­еся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем рево­люций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравни­вает с убийством Павла I . Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет сти­хотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское посла­ние — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гне­том власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый отте­нок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много поли­тической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революцион­ным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.
    В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотво­рении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» — это выступле­ние поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молоде­жи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борь­ба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко уга­дываются окрестности Михайловского.
    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбаря белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крилаты;
    Везде следы довольства и труда…
    Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    (…)
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…
    Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» — это обоб­щенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение за­канчивает риторическим вопросом:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели измене­ния. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонял­ся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значе­ние. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет сти­хи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «воль­ные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свобод­ной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных дви­жениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное по­нятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».
    События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения вос­стания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзь­ям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свобо­ды победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вих­ря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинствен­ный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеа­лам и помыслам:
    Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.
    В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независи­мость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).
    Поэт! Не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум,
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:
    Иная, лучшая потребна мне свобода…
    …себе лишь самому
    Служить и угождать.
    По прихоте своей скитаться здесь и там.
    Дивясь божественным природы красотам.
    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) яв­ляется в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протя­жении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пуш­кин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

  7. Тема: – Свободолюбивая лирика Пушкина

    Свобода – ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменяет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмосфера Лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Под влиянием этих идей в 1815 году П пишет стихотворение “Лицинию”. Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития человечества. В этом произведении П пишет: “Свободой Рим возрос, а рабством погублен”. Очень важна для понимания творчества раннего П-на ода “Вольность” (1817 г). В этом произведении П говорит о том, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга. В 1818 году П пишет стихотворение “К Н.Я. Плюсковой”, в котором изложит своё политическое кредо тех лет: “Свободу лишь учася славить… я не рожден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа”. В творчестве юного П-на определяющими являются гражданские мотивы. Он часто размышляет о России, о её исторической судьбе, о русском народе. В 1819 году под впечатлением от поездки в Михайловское П пишет стихотворение “Деревня”, которое делится на две части. В первой он описывает красоту природы, её гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения “Деревня” поэт показывает, как человек разрушает гармоничность природы, нарушая её закон – каждый человек рождается свободным. Перед ним возникают картины “рабства тощего” и “барства дикого”: Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея. Поэтому стихотворение заканчивается мучительным вопросом: “Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…” В 1823 году П переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихотворении “Свободы сеятель пустынный…”. В отличие от декабристов, П понял всю преждевеременность своих призывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом: Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды… Поэт осознал безнадежность устремлений будущих декабристов и отошел от образной системы их поэтики. Исчерпав её возможности, он перестал интересоваться прежним, более узким понятием свободы. Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего “я”, то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. П-ну нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем. Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые произошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне переживал за своих друзей и поддерживал их в своих произведеиях. В 1827 году он пишет стихотворение “Арион”. В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая уберегла его от каторги и смерти, ибо он – поэт. Погибли все (“и кормщик и пловец”), лишь он, “таинственный певец, на берег выброшен грозою” и “гимны прежние” поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда. Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философскими. Из них исчезает прямая социальная и политическая окраска. Стихотворение “Анчар” (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который “послушно в путь потек” и покорно умер “у ног непобедимого владыки”, мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: “Невозможно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри”. И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы. Особенно это ярко выражено в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духовная проблематика заключается в размышлениях над темой политической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмысленна в обществе, где отсутствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации моральн
    ого зла, господствующего в обществе, оказывается смешной. Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью “по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…”. “Вот счастье! вот права…” – восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.

  8. С юных лет заветной мечтой, главной жизненной ценностью А.С. Пушкина была свобода. Она лежит в основе дружбы и является необходимым условием для творчества. К этой желанной «звезде пленительного счастья» был устремлен поэт со своими друзьями-единомышленниками. Не случайно тема вольности занимает важное место в его творчестве.
    Взгляд думавших о будущем России просвещенных дворян нашел отражение в оде «Вольность». Пушкин с негодованием говорит в ней о неправедной власти, скорбит о лишенном счастья и блага мире, в котором отсутствует свобода. Глашатай вечных истин, автор страстно желает быть услышанным, хочет, чтобы жизнь устроилась по законам свободы. Протестуя против насилия, он обращается к разуму монархов:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную Закона.
    В «Деревне» поэт правдиво нарисовал образ русской крепостной деревни. Идиллические картины деревенских пейзажей, изображенных художником слова, — лишь иллюзия счастливой жизни. «Здесь барство дикое…присвоило себе…и труд, и собственность, и время земледельца», «…покорствуя бичам, здесь рабство тощее влачится…». Автор показывает, что проявление тирании – типичное для крепостной России явление.
    Каждая строчка написанного во время южной ссылки стихотворения «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу в произведении не встречается. Увидев однажды прикованного к цепи орла, поэт представил себя томящимся в темнице пленником. Чем выразительнее в стихотворении описывается неволя, тем ярче ощущается желание вырваться на свободу: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»
    Предметом глубоких размышлений А.С. Пушкина были итоги движения декабристов. Стихотворным посланием «Во глубине сибирских руд», в котором отражена вера в будущее торжество гуманных идей декабризма, поэт стремится укрепить дух своих товарищей:
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье.
    Судьба выступивших в защиту свободы декабристов в аллегорической форме передана в стихотворении «Арион». Выброшенный грозою на берег «таинственный певец» хранит верность своим друзьям и убеждениям: «Я гимны прежние пою».
    Совершенным воплощением идеала свободы и гуманного устройства общества является стихотворение «Анчар», созданное в период творческой зрелости поэта. В нем автор хочет показать, как разрушительно влияет рабство на развитие жизни. Смерть раба, гибель соседей – трагические и бессмысленные последствия неограниченной власти человека над человеком. Гуманист Пушкин дает понять: если зло в природе – только угроза, то, обусловленное произволом «непобедимого владыки», оно всесильно.
    Вольнолюбивая лирика характеризует А.С. Пушкина как борца за справедливость и свободу. Она разоблачала самодержавие и крепостничество, призывала современников бороться за свободу России и народа.
    Стремясь показать свои заслуги перед Родиной, в одном из последних произведений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» поэт написал:
    …в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  9. Сочинение.

    Свободолюбивая лирика Пушкина.

    Свобода — ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись.
    На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмо-сфера Лицея. Там внушали высокие принципы, пропо-ведовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков.
    Под влиянием этих идей в 1815 году П пишет стихо-творение «Лицинию». Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития челове-чества. В этом произведении П пишет: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
    Очень важна для понимания творчества раннего П-на ода «Вольность» (1817 г). В этом произведении П говорит о том, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга.
    В 1818 году П пишет стихо-творение «К Н.Я. Плюсковой», в котором изложит своё полити-ческое кредо тех лет: «Свободу лишь учася славить… я не рож-ден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа».
    В творчестве юного П-на определяющими являются граж-данские мотивы. Он часто раз-мышляет о России, о её истори-ческой судьбе, о русском наро-де. В 1819 году под впечатле-нием от поездки в Михай-ловское П пишет стихотворение «Деревня», которое делится на две части. В первой он описывает красоту природы, её гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения «Деревня» поэт показывает, как человек разрушает гармонич-ность природы, нарушая её закон — каждый человек рож-дается свободным. Перед ним возникают картины «рабства тощего» и «барства дикого»:
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
    Надежд и склонностей в душе питать не смея,
    Здесь девы юные цветут
    Для прихоти бесчувствен-ной злодея.
    Поэтому стихотворение закан-чивается мучительным вопрос-ом: «Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…»
    В 1823 году П переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихо-творении «Свободы сеятель пустынный…». В отличие от декабристов, П понял всю преждевеременность своих при-зывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом:
    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды…
    Поэт осознал безнадежность устремлений будущих декабрис-тов и отошел от образной систе-мы их поэтики. Исчерпав её воз-можности, он перестал интере-соваться прежним, более узким понятием свободы. Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего «я», то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. П-ну нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем.
    Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые про-изошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне пере-живал за своих друзей и поддер-живал их в своих произведе-ниях. В 1827 году он пишет стихотво-рение «Арион». В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая убе-регла его от каторги и смерти, ибо он — поэт. Погибли все («и кормщик и пловец»), лишь он, «таинственный певец, на берег выброшен грозою» и «гимны прежние» поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда.
    Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философски-ми. Из них исчезает прямая социальная и политическая ок-раска. Стихотворение «Анчар» (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который «послушно в путь потек» и покорно умер «у ног непобедимого владыки», мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: «Невоз-можно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри». И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы.
    Особенно это ярко выражено в стихотворении «Из Пинде-монти» (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духов-ная проблематика заключается в размышлениях над темой поли-тической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмыс-ленна в обществе, где отсут-ствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной.
    Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью «по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…». «Вот счастье! вот права…» — восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.

  10. 10
    Текст добавил: МОЯ ЖИЗНЬ МОИ ПРАВИЛА

    Русская литература на протяжении всей своей истории была самой демократичной и передовой литературой в мире. Она всегда отстаивала интересы народа и отражала прогрессивные идеи своего времени.
    Пушкин жил и творил, когда на арене освободиельного движения появились первые русские революционеры, дворяне-декабристы. Их вольнолюбивые мысли и нашли свое отражение в творчестве великого поэта.
    В начале девятнадцатого века в России возникают тайные политические общества. В них объединяются передовые дворяне, которые своей главной задачей провозласили борьбу с самодержавием и крепостным правом.
    Пушкин встречался с декабристами, со многими из них он был дружен. Свободолюбивые стихи Александра Сергеевича находили отклик в сердцах людей. Почти у каждого декабриста после ареста были найдены вольнодумные произведения поэта, Конечно, стихотворения Пушкина о свободе не могли быть напечатаны, но они расходились в рукописях и заучивались наизусть.
    Одним из первых свободолюбивых стихотворений молодого Пушкина явилось стихотворение «Лицинию», написанное в 1815 году. Уже в столь раннем возрасте поэт привнес в творчество политические мотивы. В этом стихотворении Пушкин выступает против рабства и тирании. Изобразив древний Рим, он подразумевал Россию. Современники поэта хорошо понимали, что означает знаменитая строка: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». В ней содержится грозное предупреждение тиранам.
    Призывом к борьбе звучат строки из оды «Вольность» (1817). Вопреки установившимся традициям, поэт прославляет не царя, а свободу:
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Ужасна атмосфера, царившая тогда в стране:
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы…
    Звучат здесь и прямые угрозы самодержавию:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Обращаясь к французскому королю, Пушкин восклицает:
    Самовластительный Злодей!
    Тебя, твой трон я ненавижу,
    Твою погибель, смерть детей
    С жестокой радостию вижу.
    Эти слова ненависти, конечно же, были обращены не к Людовику, а к Александру. Хотя владыки и стоят высоко над народом, но есть закон, который выше их, и горе тем, кто этот закон справедливости не соблюдает.
    В 1818 году Пушкин пишет стихотворение «К Чаадаеву» (1818), посвященное своему близкому другу, связь с которым скрепилась общностью политических убеждений, В начале стихотворения поэт говорит, что рухнули надежды на улучшение жизни народа, лучшие люди страны теперь ждут «вольности святой», которой Пушкин призывает отдать все свои силы:
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Пушкин предвещает бесславный конец самодержавию:
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!
    Горячей любовью к русскому народу проникнуто стихотворение «Деревня» (1819), в котором Пушкин обращается к теме крепостного права, «барства дикоо» и «рабства тощего». Поэт задает вопрос:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Пушкин знает, что отмены крепостного права от царя ждать нечего, и вопрос его звучит скорее как призыв к борьбе за освобождение народа.
    С ненавистью поэт говорит о поработителях народа в стихотворении «На Аракчеева» (1820):
    Полон злобы, полон мести,
    Без ума,без чувств, без чести…
    Казнь декабристов глубоко потрясла Пушкина и в то же время укрепила веру в торжество их идеалов. В годовщину казни декабристов в 1827 году поэт пишет стихотворение «Арион». В основу его положен миф о певце, который был сброшен разбойниками в море, а дельфин, очарованный песней Ариона, вынес его на берег.
    Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою,
    — утверждает Пушкин устами лирического героя. Как и прежде, поэт больше всего в жизни ценит свободу. За нее многие декабристы отдали свои жизни.
    Всем известно стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827), которое Пушкин передал с женой декабриста Муравьева своим ссыльным друзьям. Поэт призывает их к мужеству и стойкости, говорит о своем уважении к ним, верит, что «придет желанная пора», когда «оковы тяжкие падут, // Темницы рухнут», и свобода радостно встретит героев.
    В 1828 году Пушкин пишет еще одно стихотворение о ненавистном ему самодержавии. Это «Анчар». Так называется древо яда:
    К нему и птица не летит,
    И тигр нейдет…
    Но туда, куда не осмеливается подойти ни одно живое существо, «…человека человек // Послал к анару властным взглядом…». Поэт говорит о деспотизме власти правителя, обрекающего раба на гибель, чтобы добыть яд, с помощью которого тиран будет нести смерть другим людям.
    В 1836 году Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором он подводит итог своей творческой деятельности, обращаясь не только к современникам, но и к последующим поколениям:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробежал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Свободолюбивая лирика Пушкина явилась выражением единомыслия его и друзей-декабристов. Ее праву можно считать значительным явлением в общественной жизни страны. Политические стихотворения Пушкина — это взволнованная реакция мыслящего человека на ужасы и позор самодержавного деспотизма и крепостного рабства. Его дерзкое свободомыслие, позиция независимо действующего человека, высокая нравственная чистота дают ему право быть и оставаться «неподкупным голосом» и «эхом русского народа». Творческий путь Александра Сергеевича был гражданским подвигом, не уступавшим революционному подвигу декабристов.

  11. Лирика А.С. Пушкина. Сочинение.

    Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе. Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна». Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире.
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил. »). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна.
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово.

  12. А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди десятых — двадцатых годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую — увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории — их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия.
    Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
    А здесь он — офицер гусарский, —
    писал Пушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитыми афинским демократом и римским республиканцем. Такими сравнениями те, кого потом назовут декабристами, задавали своим делам и словам исторический масштаб.
    При этом особые надежды возлагались на Пушкина — как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать «рупором», «провозвестником» свободолюбивых идей. Талант его мыслился «средством» политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. «Любовь ли петь, где брызжет кровь», — обращался к нему В. Ф. Раевский из заключения. Великий дар должен быть достоин великой цели, ради этой цели должно отказаться от «легкой» поэзии, от «частных» тем — любви, «разгульной дружбы» и меланхолического уединения. Оправдывает ли поэт эти надежды? И да, и нет.
    Да, потому что никто лучше Пушкина не выразил аскетического идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от «малого» ради «великого». Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817—1820) по сути стали программой и манифестом декабристской этики. Нет, потому что «муза» Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли «Протеем» (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.
    На первом этапе своего творчества Пушкин присягает на верность общественному идеалу — жертвенного служения. В оде «Вольность» (1817) он отказывается от любви (Афродиты — «Цитеры слабой царицы») и посвященных ей «венка» с «изнеженной лирой»:
    Беги, сокройся от очей,
    Цитеры слабая царица!
    Где ты, где ты, гроза царей,
    Свободы смелая певица? —
    Приди, сорви с меня венок,
    Разбей изнеженную лиру…
    Хочу воспеть свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    В стихотворении «Деревня» (1819), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:
    Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
    Среди цветущих нив и гор
    Друг человечества печально замечает
    Везде невежества убийственный позор.
    Поэтический «жар», обращенный на красоты природы и уединенные «размышления», назван «бесплодным»:
    О, если б голос мой умел сердца тревожить!
    Почто в груди моей горит бесплодный жар,
    И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
    В послании «К Чаадаеву» (1818) — все тот же «отказ» — на этот раз от всего круга «частных» поэтических тем, от всего «личного» и «тихого»:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман…
    Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуту первого свиданья.
    В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года — теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворении «Свободы сеятель пустынный»:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.
    Если «чести клич» не может «разбудить» народы, тогда к чему он? Надежда поэта «на тронах поразить порок» не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы — надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года — через шесть лет, в стихотворении «Чаадаеву»:
    Чадаев, помнишь ли былое?
    Давно ль с восторгом молодым
    Я мыслил имя роковое
    Придать развалинам иным?
    Но в сердце, бурями смиренном,
    Теперь и лень, и тишина.
    И в умиленьи вдохновенном,
    На камне, дружбой освященном,
    Пишу я наши имена.
    После перелома 1823—1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики уходит в стихотворения о поэте и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен — и от «властей», и от «народа»:
    Иная, лучшая потребна мне свобода:
    Зависеть от властей, зависеть от народа —
    Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
    Отчета не давать, себе лишь самому
    Служить и угождать; для власти, для ливреи
    Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
    По прихоти своей скитаться тут и там,
    Дивясь божественным природы красотам,
    И пред созданьями искусств и вдохновенья
    Трепеща радостно в восторгах умиленья.
    Вот счастье! Вот права…
    («Из Пиндемонти», 1836)
    Поэт — «царь» и должен «жить один», он «сам свой высший суд» («Поэт! не дорожи любовию народной», 1830). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон — загадка:
    Зачем крутится ветр в овраге,
    Подъемлет лист и пыль несет,
    Когда корабль в недвижной влаге
    Его дыханья жадно ждет?
    Зачем от гор и мирных башен
    Летит орел, тяжел и страшен,
    На черный пень? Спроси его.
    Зачем арапа своего
    Младая любит Дездемона,
    Как месяц любит ночи мглу?
    Затем, что ветру и орлу,
    И сердцу девы нет закона.
    Гордись: таков и ты, поэт,
    И для тебя условий нет.
    ( «Езерский» )
    Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и исторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческих чувств в истории, но от чего далека, так это от вольнолюбивых мечтаний. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное — остаться человеком. Поэтому поэт.
    обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам — политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя — к милосердию («милость к падшим призывал»), жертв — к «гордому терпенью». Сам же поднимается над схваткой: у истории — свой суд, а какой — трудно сказать.

  13. А. С. Пушкин — великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность».
    В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
    В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
    В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тро­нах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетен­ных восстать:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.
    Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI — «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующи­еся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем рево­люций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравни­вает с убийством Павла I . Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:
    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.
    Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет сти­хотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское посла­ние — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гне­том власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый отте­нок — соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много поли­тической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революцион­ным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.
    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.
    В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотво­рении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» — это выступле­ние поэта по одному из важнейших вопросов того времени — вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молоде­жи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борь­ба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко уга­дываются окрестности Михайловского.
    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбаря белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крилаты;
    Везде следы довольства и труда…
    Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:
    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    (…)
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут…
    Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» — это обоб­щенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение за­канчивает риторическим вопросом:
    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?
    Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели измене­ния. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонял­ся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значе­ние. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет сти­хи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «воль­ные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свобод­ной стихией — океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:
    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.
    В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных дви­жениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:
    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное по­нятие свободы — свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».
    События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения вос­стания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзь­ям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свобо­ды победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вих­ря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинствен­ный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеа­лам и помыслам:
    Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.
    В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода — это независи­мость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).
    Поэт! Не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум,
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы — свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», — пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:
    Иная, лучшая потребна мне свобода…
    …себе лишь самому
    Служить и угождать.
    По прихоте своей скитаться здесь и там.
    Дивясь божественным природы красотам.
    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) яв­ляется в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протя­жении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пуш­кин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *