Сочинение на тему святая наука услышать друг друга

8 вариантов

  1. Известные строки Окуджавы не случайно послужили названием этих заметок. Слишком многое вокруг свидетельствует о нарастании радикализации общественных настроений, нежелании и неумении вступать в конструктивный диалог. Что в равной степени относится ко всем без исключения политическим оппонентам. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Политический я пока не вижу, но педагогический — ясен.
    Много лет назад Булат Шалвович рассказал мне историю, которая о многом заставила задуматься. Поэт камерный, далекий от политики, он никогда не был в чести у властей, но и не вызывал с их стороны особой агрессии. По большей части в критических статьях его атаковали завистливые собратья по литературному цеху. И вдруг — разгромная статья одного из секретарей Ленинградского горкома партии (это была женщина) в «Московской правде», где поэту вменялись в вину безыдейность, абстрактный гуманизм и нравственное растление молодежи. Набор обвинений не отличался оригинальностью. Удивляло другое: страстность автора и сам факт публикации статьи ленинградского партфункционера в московской газете.
    По тогдашним неписаным правилам спланированная государственная травля обычно начиналась в центральной партийной печати, дающей сигнал остальным изданиям. И лишь затем спускалась на региональный уровень, где каждый гонитель, действуя в своей вотчине, дублировал на разные лады генеральную линию. Ничего подобного не предшествовало появлению злополучной статьи, да и времена были достаточно вегетарианскими (конец 70-х годов). По всему выходило, что работа не заказная, а написана по велению души.
    Далее предоставляю слово поэту:
    — Я написал ей письмо, где рассказал о том, как расстреляли отца, посадили мать, как мальчишкой ушел на фронт… Завязалась переписка. Кончилось тем, что она пригласила меня к себе в Питер…
    Имея представление о чувстве собственного достоинства и кавказской гордости Окуджавы, я сначала онемел, а потом промолвил:
    — Как вы, с вашим умом и талантом, метали бисер перед этой…
    — Но она же человек! — последовал мудрый, спокойный ответ.
    Позже судьба подарила мне счастье знакомства с отцом Александром Менем. Он, постоянно находившийся на линии огня (доносы, клевета, угрозы), со смехом реагировал на облыжные обвинения в газете «Труд», но обстоятельно, на нескольких десятках страниц, ответил одной-единственной женщине, усомнившейся в его верности церковным традициям.
    Письмо это теперь опубликовано. В нем поражает не столько убедительность аргументов, сколько тональность: «Я сознаю, что полон слабостей, недостатков, грехов, разумеется, не чужд и ошибкам, но, сколько помню себя, всегда был верен учению Церкви…» Далее следует исповедальный рассказ о детстве, семье, служении в церкви и лишь потом подробный разбор доводов оппонента.
    Результат — тот же, что и в истории с Окуджавой: после получения этого письма женщина прислала отцу Александру новое послание, где она снимает все свои обвинения, раскаивается в своем поступке и сообщает, что осознала истинно христианскую суть его книги и пастырского служения.
    Два таких разных человека — атеист и православный священник, — но в сходных обстоятельствах они ведут себя одинаково и добиваются главного результата: врага превращают в друга. Эти примеры наталкивают на серьезные педагогические размышления о культуре и действенности диалога как средства решения труднейших проблем. Прошел не один десяток лет, прежде чем мне открылся подлинный смысл поначалу показавшейся спорной мысли Григория Померанца: «Стиль полемики — важнее предмета полемики».
    Разумеется, никто не призывает к безответственному благодушию. Каждый раз, встречаясь с проповедью человеконенавистнических идей, подлогом, подтасовкой, фальсификацией, необходимо давать жесткую отповедь подстрекателям, прекрасно осознающим, что они творят. Но сейчас речь не о них. В публичной схватке даже с самым злобным и недобросовестным оппонентом, которого бессмысленно пытаться переубедить, всегда подразумевается третья, колеблющаяся сторона, которая до поры молчаливо наблюдает поединок, оценивая не только убедительность аргументов, но и стиль их подачи.
    В наших обстоятельствах одним из действенных способов обучения юношества диалогу мне представляется развертывание перед учащимися выдающихся образцов достойной полемики в сопоставлении с нынешней жалкой пародией на нее.
    Трудно представить славянофила Аксакова, занятого поисками компромата на западника Грановского. При самой глубокой искренней озабоченности поисками исторических путей развития отечества они добросовестно искали истину, а не стремились любой ценой повергнуть в прах оппонента. Так, например, даже тогда, когда назревал полный идейный разрыв и возникла угроза вражды между Хомяковым и Одоевским, они стремились «вопреки всему достичь взаимопонимания или, на худой конец, избежать публичных столкновений». Недаром, вспоминая атмосферу тех давних дискуссий, их непосредственный участник Герцен великодушно писал о своих оппонентах: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
    Едва ли кто-то специально обучал этих людей тому, что сегодня принято называть толерантностью. Воспитание, сам уклад жизни с неписаным, но неукоснительно соблюдаемым кодексом чести предопределяли корректность и добросовестность в самых жарких спорах.
    Мне посчастливилось прочитать книгу православного философа С.И.Поварнина «Искусство спора. О теории и практике спора» (Петроград, 1923). Примечательно, что книга, выдержавшая за короткий срок четыре издания (1917, 1918, 1922, 1923), вскоре, как только единственными аргументами в спорах стали кулак и пуля, оказалась забытой на долгие десятилетия. Сегодня же — как никогда нуждается в широком массовом переиздании. Ограниченные рамки статьи не позволяют подробно рассмотреть этот бесценный источник знаний о цивилизованных способах полемики, но показательна даже сама типология споров по их мотивам и целям, приведенная автором:
    «1. Спор для разъяснения истины.
    В чистом, выдержанном до конца виде этот тип спора встречается крайне редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми.
    …Кроме несомненной пользы он доставляет истинное наслаждение и удовлетворение, является поистине „умственным пиром“. Тут и сознание расширения кругозора на данный предмет, и сознание, что выяснение истины продвинулось вперед, и тонкое, спокойное возбуждение умственной борьбы, и какое-то особое, эстетическое, интеллектуальное наслаждение, после такого спора чувствуешь себя настроенным выше и лучше, чем до него. Даже если нам приходится „сдать позиции“, отказаться от защищаемой мысли и т.д., некоторое неприятное сознание этого совершенно может отойти на задний план по сравнению с другими впечатлениями. Такой спор по существу совместное расследование истины. Это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная.
    2. Следующий тип спора: не проверка истины, а убеждение в ней противника. Здесь важна не истина, а противник. И во славу истины часто пускаются в ход уловки.
    3. Еще ниже часто стоит спор, когда цель его не исследование, не убеждение, а просто победа. Победа любой ценой даже при таком жалком приеме, как оставить за собой последнее слово. С доводами в таком споре не церемонятся. Спорщики руководствуются не столько доводами рассудка, сколько средствами ораторской убедительности, внушительностью тона, острыми словами, красотой выражения, возбуждением нужных чувствований и т.п.». (Цит. с сокращениями по изданию 1923 года.)
    Увы, сейчас и в политике, и по телевидению, и в быту мы наблюдаем лишь последний вид спора. А вступающее в жизнь поколение, в свою очередь, не церемонится с инакомыслящими в Интернете. Начинать размыкать этот замкнутый круг, конечно, надлежит школе. Но одной ей не справиться. Сумеют ли взрослые осознать свою ответственность перед юношеством? Не уверен. Хотя альтернатива диалогу — кровь.

  2. Давно известно, что способность слушать собеседника относится к числу тех, которые имеют особую цену. И совсем не зря говорят, что это – настоящее искусство. Оно включает в себя и умение услышать мысли собеседника, и способность вникнуть в то, что стоит за его словами. Это искусство построить диалог таким образом, чтобы расположить оппонента к себе, искренне заинтересоваться его мыслями, а при необходимости – направить разговор в нужное русло.
    Практика показывает, что нет некоей единой формулы хорошего слушателя. Как именно следует воспринимать слова собеседника, зависит от множества факторов. Например, от его психотипа. Если разговор протекает в деловом ключе, то основной акцент делается на запоминании ключевой информации и периодическом повторе основных моментов беседы. И совсем другое дело – беседы личного характера. Здесь есть место и более непосредственному общению, и дружеским шуткам, и эмоционально окрашенным моментам, встречающимся в подобном разговоре.
    Главное – внимание
    Когда дело касается умения вести разговор, это действительно так. Искренний интерес к каждому слову собеседника, к тому, что он хочет выразить трудно переоценить. Способность внимать мыслям собеседника, умение пропускать через себя его мысли гораздо важнее, чем собственное красноречие. В том случае, когда вы на протяжении всей беседы не говорили сами излишне много, а переспрашивали собеседника, уточняли важные тезисы диалога, при необходимости повторяя их, то можете быть уверены: ваш оппонент, скорее всего, посчитал вас человеком, приятным во всех отношениях.
    В процессе беседы самой правильной стратегией будет не беседовать о собственной персоне, а искренне интересоваться собеседником: его вкусами, предпочтениями, взглядами на те или иные аспекты жизни. Разумеется, можно и нужно вплетать в разговор и фрагменты о себе. Но уместно это делать для того, чтобы выстроить с собеседником начало устойчивого диалога.
    Еще одна неотъемлемая часть хорошего слушателя – это так называемая подстройка под собеседника. Вы можете подстраиваться под темп его речи, мимику, под выражение лица и непроизвольные жесты, которыми сопровождается беседа. Такое «отзеркаливание» как бы подсказывает вашему оппоненту, что вы единомышленники и вам можно доверять. Как только у вас появится привычка «чувствовать» другого участника разговора, то все необходимые «подстройки» будут даваться вам достаточно легко.
    Если говорить о зрительном контакте с собеседником, то здесь также есть свои тонкости. Важным моментом здесь является то, как именно вы смотрите на того, с кем говорите. Вы можете встретить огромное количество людей, которые в процессе разговора избегают смотреть в глаза своему собеседнику. Есть и такие, чей взгляд выражает недоверие, критическое восприятие сказанного другим, настрой на негативную оценку происходящего. Разумеется, это вряд ли будет способствовать пониманию и появлению взаимного доверия.
    Отсюда можно сделать вывод, что умение смотреть в глаза также является очень важным моментом построения диалога. Позитивный, ободряющий, доброжелательный взгляд наверняка поможет установить в разговоре устойчивый контакт.
    Портрет хорошего собеседника
    Для того чтобы стать собеседником, с которым интересно общаться, следует иметь понятие о таком термине как конфликтогены. Под ними понимают элементы диалога –слова или жесты – которые могут привести к негативному развитию беседы и возникновению конфликта. Разумеется, о них следует знать для того, чтобы в разговоре, по возможности, избегать. Резкие и негативные суждения и оценки, возражения, различного характера жалобы, обвинения и нелицеприятные отзывы о людях или обстоятельствах могут выстроить непреодолимый барьер на пути к действительно плодотворному общению.
    В противовес конфликтогенам следует освоить и закрепить навык так называемого «тотального «Да». Его применение даст собеседнику уверенность в том, что он услышан и понят правильно. Те, кто в совершенстве овладел искусством слушать собеседника, повторяют вслух узловые моменты беседы. Если есть необходимость уточнить мысль, то уместно повторить ее своими словами, давая собеседнику понять, что вы не просто слушаете, а внимательно переосмысливаете сказанное им. Также могут оказаться полезными и знаки слушания, которыми сопровождается беседа. Кивание головой в процессе изложения того или иного тезиса, одобрительные междометия, реагирование глазами на важные моменты разговора – все это поможет собеседнику понять, что вы искренне интересуетесь происходящим.
    Приемов грамотного слушания много, и начинать тренировать свое умение можно с любого из них. Однако специалисты сходятся во мнении, что одной из основных задач в этой области является приобретение навыков так называемого нерефлексивного слушания. Суть его состоит в том, что вы учитесь вникать в слова другого участника разговора, но при этом ваше собственное внешнее участие сводится к минимуму. Как только вы освоите этот навык, можно переходить к освоению активного слушания, позволяющего превратить обычный разговор в живой и конструктивный диалог.
    Очень помогает в общении с женщинами и любыми другими взрослыми, которые находятся во власти чувств эмпатическое слушание. А также этот способ слушания помогает разговорить молчаливую обиду.

  3. «Святая наука-расслышать друг друга»
    Литературный обзор-беседа по рассказам В.М. Шукшина и Б.Екимова
    Цели обзора-беседы
    -учить вникать в науку человеческого общения; убеждать в силе хорошего ,доброго слова; расширять читательский кругозор ; закрепление языковой компетенции; отрабатывать коммуникативные навыки ; воспитание личности.
    О роли языка
    Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать,и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить . В Шефнер.
    Единственная роскошь на свете-это роскошь человеческого общения (А. де Сент-Экзюпери)
    Человек совершенствуется в общении (восточная мудрость)
    Умеем ли мы общаться? Комфортно ли с нами окружающим?
    Какой главный урок можно почерпнуть из притчи ? Всегда ли мы задумываемся о том, что говорим и как говорим?Почему?
    Притча о мудром Эзопе
    Эзоп и Ксанф(язык)
    В,Шефнер о роли языка в нашей жизни
    Словом можно убить,словом можно спасти…
    Культура общения героев рассказа В.Шукшина « Чудик»
    Как же писатель показывает культуру общения своих героев? Приведите примеры из текста
    ?????
    Почему происходят недоразумения между людьми? Чего им не хватает?
    Культура общения в рассказе В.Шукшина «Срезал»
    Почему было тяжело общаться с Глебом Капустиным? Как вы думаете,почему умные и интеллигентные люди теряются в разговоре с таким напористым человеком?
    Будь щедрым! П. Бровка
    Будь щедрым!Время не забудет Хорошим словом помянуть Того, кто сердце отдал людям. Запомни это : щедрым будь!
    Д.И.Писарев
    «Чтобы понимать человека. надо уметь поставить себя в его положение , надо прочувствовать его горе и радость». Часто ли мы ставим себя на место другого?
    Б.Екимов рассказ «Ночь исцеления»
    Обратим внимание на то, как общается внук со своей бабушкой? Чем мотивировалось его отношение к родному человеку? Можно ли было поступить иначе?
    Сила слова беспредельна…
    На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово ,что дать напиться.Со словом обидным нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Н. Рыленков
    Домашнее задание :
    Создайте сочинение-рассуждение на одну из тем: 1.Роскошь человеческого общения. 2. «Заговори , чтоб я тебя увидел»(Сократ) 3.Язык мой-враг мой.

  4. Науку человеческого общения мы постигаем всю жизнь, где бы мы ни находились: в школе, дома, на работе, в гостях, на улице. Как важно знать, когда слово молвить, а когда промолчать, как быть ненавязчивым в разговоре, как уметь выслушать собеседника и как стать приятным собеседником! Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «единственная роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». А восточная мудрость гласит: «Человек совершенствуется в общении».Давайте подумаем: умеем ли мы общаться? Комфортно ли с нами окружающим? Что нужно сделать, чтобы быть приятным в общении? Предлагаемые книги покажут нам особенности общения между подростками и взрослыми, окружающим миром.
    Автора Екатерину Мурашову многие считают одной из лучших современных писателей России. Писатель она – совершенно необыкновенный для нашего времени. Не похожий ни на кого. В книгах Екатерины Мурашовой неожиданные взгляды на мир, мысли и чувства. Герои её книг, посмеявшись и наигравшись, однажды начинают думать про себя и про жизнь всех людей. И с книгами Екатерины Мурашовой случаются неожиданные истории. Например, самую первую, «Полосу отчуждения», издали сначала не в России, а в Австрии и Германии. В этих странах автор сразу стала знаменитой современной русской детской писательницей. В России же о той книге знали немногие. И лишь спустя несколько лет её смогли прочитать на родине.
    Мурашова Екатерина Класс коррекции : повесть. – 3-е изд. – М.: Самокат, 2008. – 192 с. Повесть «Класс коррекции», наоборот, ещё до появления на свет была награждена Национальной премией по детской литературе. Это самая обсуждаемая книга последних лет о современной российской школе, о педагогах и о «проблемных» подростках. Книги Екатерины Мурашовой читают и обсуждают и взрослые и дети. Они помогают нам вглядываться в жизнь. Они показывают, что каждый человек, даже самый неказистый и невезучий с виду, всё равно сохраняет свет в своей душе и необходим остальным людям. Он тоже может совершать добрые и отважные поступки.
    Мурашова Екатерина Гвардия тревоги: повесть. – М.: Самокат, 2008. – 368 с. И герои книги «Гвардия тревоги» совершают эти поступки, хотя, казалось бы, им не так уж много лет. Попав в 8 «А» из других школ, Тая, Дима и Тимка оказываются «в стороне» от одноклассников, словно объединенных некой общей таинственной целью. В новом классе нет «дедовщины», никого не травят, ни на ком не «ездят». Но откуда же у новичков странное чувство обособленности, изолированности, паники? Герои повести решили раскрыть тайну одноклассников и оказались на пути понимания себя и других, встали перед необходимостью сделать выбор. В 2008 г. Книга «Гвардия тревоги» стала лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».
    Мурашова Екатерина Одно чудо на всю жизнь: повесть. – М.: Центр «Нарния», 2012. – 368 с. Повесть о столкновении двух подростковых компаний – благополучных питерских гимназистов и пригородных беспризорников в 90-е годы ХХ века. В повесть вписан фантастический сюжет в современные реалии. Но талант автора вовсе не в этом, и фантастическая линия в книге вовсе не главная. А главное – наш обычный мир, время детства. 90-е годы, благополучные гимназисты и “трудные” одинокие подростки. У каждого из них свой жизненный опыт, свои отношения с взрослым миром, где слишком много непонимания и равнодушия. Между ребятами пропасть: математическая гимназия, компьютеры и спокойная жизнь у одних, а с другой стороны – одиночество, подростковые стаи, наркотики.
    Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак 52-е февраля: повесть. – М. : Время, 2016. – 128 с. Атмосфера небывалой ночи, когда на страну выпали за сутки три месячные нормы снега. Пурга, сбивающая все планы и привычные стереотипы, придумана совершенно гениально и очень достоверно. Главные герои здесь – дети и родители, которые искренне, хоть и немного стесняясь, разговаривают на откровенные, но так волнующие всех темы: первые романтические чувства, первая близость. Родительская растерянность, когда приходится обсуждать ЭТУ тему – такое же точно стихийное бедствие… Мама героини правильно замечает: “с нами родители об этом даже не молчали”.
    Сергей Вольф Глупо как-то получилось: рассказы. – М.:Самокат, 2012. – 136 с. В одном из предисловий к сборнику своих рассказов С.Вольф, русский поэт и прозаик писал: «Когда я был мальчишкой, школьником, я был очень застенчивым и тихим. Может быть самым застенчивым и тихим в классе. Наверное, поэтому я так завидовал ребятам, которые, в отличие от меня, были бойкими и весёлыми, выдумщиками и проказниками. Если бы не они, я так и остался бы застенчивым и тихим… Вот почему я написал про них рассказы». Так что главные герои здесь – мальчишки-фантазёры, дети-выдумщики, и события с ними происходят часто нелепые или смешные. С ними все время происходят необычные приключения. Но это вовсе не фантастика и волшебство. Просто они видят, вместе с автором, необычное в самых обычных явлениях и встречах. Ну, например, мальчик в свитере и теплых штанах, с ластами и маской забирается дома в полную воды ванну. Ничего особенного, просто он готовится к летним каникулам. А что свитер и штаны одел, так это для тепла — вода-то в ванне постепенно остывает. Так, ничего особенного, обычное дело… Рассказы Сергея Вольфа — веселые и занимательные. И еще поучительные. Автор говорит о важности мелочей. Хотя для детей мелочей не бывает. Завершается книга на печальной ноте, историями, которые уже не смешат, а заставляют сделать серьёзное лицо и задуматься, прежде всего, о людях и о том, как они иногда добры и понятливы по отношению друг к другу.
    Тамара Крюкова Литературные критики называют детскую писательницу Тамару Крюкову российской Астрид Линдгрен. Наверное, это потому, что она хорошо знает современных детей, часто встречается с ними, разделяет их заботы и тревоги. Умеет заставить задуматься над собственными недостатками.
    В 2004 году становится лауреатом Международного театрального фестиваля «Счастливые дети». В 2005 году – лауреатом первой премии Международного общественного фонда «Русская культура» за возрождение литературы для подростков России. В 2006 – становится лауреатом первой премии конкурса на лучшую книгу о подростках, проводимого Издательским советом Русской православной церкви. В 2007 – лауреатом первой премии IY Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса», проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. В 2007 году Тамара Крюкова представляла Россию на Международном фестивале «БиблиОбраз» в программе «Открывая друг друга», цель которой познакомить читателей разных стран с современными авторами, пишущими для подростков. В 2008 стала лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области образования. Эта награда получена за работу над комплектом учебников «Русский язык», который получил статус федерального. Она является председателем Оргкомитета Международного молодежного проекта «Мы пишем Книгу Мира», инициированного Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества.
    Крюкова Т. Единожды солгавший : повесть и рассказы. – М.: Аквилегия, 2009. – 352 с. Тамара Шамильевна Крюкова – одна из самых популярных современных писательниц. Она пишет книги и для малышей, и для тех, кто вступает во взрослую жизнь. Ее книги, адресованные подросткам, отличаются знанием детской психологии, хорошим языком, яркая событийность и увлекательность – постоянные величины в книгах Т. Крюковой. В сборник «Единожды солгавший» вошли повесть и несколько рассказов не связанных между собой. Темы очень современные, понятные подросткам: любовь, дружба, зависть, жестокость, взаимоотношения с родителями. Книга не простая, порой ранящая, наполнена отрицательными эмоциями, но несет в себе поучительный смысл. Отзыв в интернете : «Эта книга для тех, кому исполнилось 14. Раньше я бы все же читать не советовала.
    Михаил Самарский «Радуга для друга». Повесть.- Москва: «Эксмо»,2013.- 256 с.- (Лучшие книги для подростков) Михаил Самарский – обычный подросток… ну почти обычный. Если не считать того, что он пишет книги, которыми зачитываются не только его сверстники, но и взрослые. Тринадцатилетний мальчик смог показать мир глазами лучшего друга человека лабрадора Трисона. Эта повесть учит самому важному – добру и человечности, ведь в современном мире нам все чаще не хватает внимания и сострадания. Замечательная история про лабрадора-поводыря, у которого каждый день миссия – быть глазами Сашки. А помощь Сашке нужна: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака – поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретенный в специальной школе навык – не нападать на людей – сыграл с псом злую щутку…Его похитили! Но верный друг не будет сидеть сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Тристон должен вернуться к нему! Удивительная история дружбы. Она о тяжелой доле людей, которые не могут видеть. И в то же время это книга о теплой крепкой дружбе между собакой и человеком.
    Елена Габова Двойка по поведению : рассказы, повесть. – М.: Аквилегия, 2015. – 256 с. Елена Габова является автором 19 книг для детей и подростков. Многие из них переведены на английский, немецкий языки. Родилась и живет Елена Габова в Сыктывкаре. Является лауреатом многих литературных премий России, в том числе лауреат Международной премии Владислава Крапивина (2006г.) Представляя свою новую книгу о старшеклассниках, Елена Габова пишет: «Твоя школа – самая лучшая в мире. Твой класс – самый родной. Твои одноклассники останутся друзьями на всю жизнь. Всю жизнь: как много, как длинно… Всю жизнь будут помниться школьные вечера, школьные походы, школьная (первая) любовь… И пусть не гаснет свет за школьными окнами всю твою длинную жизнь».
    Комментарии

  5. Не так давно у меня состоялся
    разговор с директором школы — обычный разговор о
    том, что нужно сделать в ближайшее время, на каких
    детей стоит обратить внимание, на уроках каких
    учителей желательно побывать. Однако было в этом
    разговоре нечто, что навело на размышления о
    положении психолога в школе, в частности — о
    возможных формах его участия в школьной жизни.

    Я верю в безупречно точную
    случайность.

    Станислав Ежи Лец

    Общие задачи

    Не скрою, в ходе беседы было приятно осознавать,
    что наши планы во многом совпадают и даже более
    того: кое-что удалось сделать еще в прошлой
    четверти. А это означает, что мы, несмотря на
    разные профессиональные установки, смогли
    услышать друг друга и оказались в состоянии по
    крайней мере поставить общие задачи.
    В завершение разговора директор произнесла
    слова, которые не просто определили стиль нашего
    дальнейшего взаимодействия, но, по сути дела,
    придали ему смысл. По мнению директора школы, не
    педагоги должны обращаться к психологам с
    запросом, а наоборот: от психологов ждут
    подробного рассказа о детях педагоги, школьная
    администрация, родители. Это, конечно, не
    означает, что следует вовсе отказаться от работы
    по запросу, но психологи в силу специфики
    профессионального взгляда на детей могут
    выявить те особенности их психического развития
    и (как следствие) усвоения школьных знаний,
    которые не всегда оказываются в поле внимания
    учителя или оказываются слишком поздно.
    Доверие. Директор школы доверяет психологу. Так
    было не всегда. Верно и обратное: так будет не
    всегда, если не приложить соответствующих
    усилий. И дело тут не столько в количестве
    проведенных обследований и развивающих занятий,
    сколько в их содержании. Каких результатов ждут
    от психолога, как построить свою работу с учетом
    особенностей образовательного процесса? Ответы
    на эти вопросы составляют предмет специального
    большого обсуждения с участием как практиков,
    так и теоретиков психологии.
    А сейчас поговорим о том, что можно сделать
    прямо сейчас.

    Единство личности

    Школьный психолог сталкивается в своей
    ежедневной работе с большим количеством
    объективных трудностей. Одна из них
    принципиального характера — в школьном
    расписании для него нет места. С одной стороны,
    конечно, обидно, что на такую важную задачу, как
    оказание психологической помощи детям и
    учителям, не остается времени, а с другой —
    может стать еще обиднее, если окажется, что
    отведенное время нечем занять. Психологи —
    каждый по-своему — находят выход из этой
    ситуации. Однако существует возможность
    психологического включения в образовательный
    процесс без какого-либо ущерба для хода обучения.
    Ошибочно сводить работу психолога к проведению
    специальных психологических мероприятий, как-то:
    диагностика познавательного или эмоционального
    уровня развития детей с использованием
    коллективных или индивидуальных методик,
    организация психологических игр, направленных
    на сплочение классного коллектива или обучение
    детей навыкам общения и т.п. Специфика пребывания
    психолога в школе состоит в том, что он решает
    свои профессиональные задачи все то время, пока
    находится в школе, а не только в ходе специально
    организованных занятий.
    Про известного российского психиатра С.С.
    Корсакова рассказывали, что он мог поставить
    диагноз пациенту, посмотрев, как тот входит в
    кабинет. Так же и от профессионального взора
    психолога ничто не должно ускользать, так как в
    поведении человека — его манере
    передвигаться и говорить, вступать в общение и
    реагировать на внешние обстоятельства — нет
    мелочей, а точнее, все они между собой связаны и
    взимообусловлены.
    У А. Адлера есть мало известная российскому
    читателю работа «Воспитание детей». Она
    небезынтересна для психологов образования. В
    частности, Адлер писал о единстве личности:
    «Психологическая жизнь ребенка удивительная
    вещь, поражающая всякий раз, когда с нею
    сталкиваешься. Но самым интересным во всем этом,
    вероятно, является то, что для того чтобы понять
    какой-то эпизод биографии ребенка, нужно
    развернуть весь свиток его жизни. Каждое
    действие ребенка способно отразить в целом как
    его жизненный путь, так и личность, и поэтому
    трудно понять его поведение без осмысления этой
    скрытой подоплеки прошедшей жизни. Это явление
    мы называем единством личности».
    Описанное Адлером единство личности ребенка
    проявляется в каждом его поступке, что может и
    должен заметить профессиональный психолог.
    В этой связи остановимся на тех методах работы
    психолога в школе, которые доступны каждому из
    нас, — к ним можно обратиться в любой момент,
    независимо от школьного расписания уроков или
    наличия банка методик.

    Психолог на уроке

    Даже если у учителей нет никаких жалоб на
    учеников своего класса и, по их мнению, все дети
    понимают учебный материал, справляются с
    домашними заданиями и даже неплохо пишут
    контрольные работы, посидеть на уроках для
    психолога никогда бывает лишним.
    Психологический анализ урока, согласно
    классикам отечественной психологии,
    предполагает определение того, какое отношение
    этот урок имеет к психическому развитию ребенка.
    Для этого необходимо вникать в содержание
    учебной программы и изучать те методические
    приемы, к которым прибегает учитель. понятно, что
    это требует большой предварительной подготовки
    психолога, причем прежде всего теоретической, а
    пока что в вузах этому учат недостаточно. Однако
    для психолога профессиональный интерес
    представляет не только определение качества
    усвоения учебного материала, но и анализ
    поведения ребенка. Некоторые особенности
    поведения детей на уроках настолько бросаются в
    глаза, что мимо них не пройдет даже начинающий
    психолог.
    Звенит звонок. На один урок дети спешат, со
    звонком сидят за партами, всем своим видом
    демонстрируя готовность начать работать. Другой
    урок нередко начинается спустя три-пять минут
    после звонка: ребята собираются медленно, нехотя
    достают тетрадки, переговариваются друг с
    другом. О чем это говорит? Очевидно, об отношении
    учеников к данному уроку.
    По ходу урока версия о разном отношении к
    разным учебным предметам подтверждается. В
    первом случае ребята активны и внимательны,
    заняты выполнением заданий учителя. Во втором
    случае картина иная: либо в классе настолько
    шумно, что учитель вынужден постоянно делать
    замечания, либо, будучи не в состоянии справиться
    с дисциплиной, он общается с несколькими,
    наиболее ответственными учениками, как правило
    сидящими на первых партах. Иногда, в случае если в
    классе совсем немного детей, что характерно,
    например, для уроков иностранного языка, ребята
    не особенно нарушают тишину, но при этом каждый
    занимается своим делом, не имеющим отношения к
    данному уроку.
    Прежде чем поддерживать на педсовете гневные
    обвинения учителя в адрес распустившихся детей,
    нелишне разобраться в причинах именно такого их
    поведения. Нередко вина за поведение учеников в
    значительной степени лежит на учителе. Плохая
    подготовка к уроку, неумение преподнести
    материал, пересказ учебника вместо объяснения —
    даже совсем маленькие дети чувствительны к такой
    педагогической халтуре. И еще небольшая деталь:
    дети, которые опаздывают на урок, получили на это
    право не от кого иного, как от самого учителя, и
    они опаздывают тогда, когда это же позволяет себе
    учитель. Мне приходилось в тактичной форме
    объяснять педагогу, что звонок звенит не только
    для ученика и, опаздывая на урок, он тем самым
    показывает свое отношение к уроку, что сразу же
    передается и детям. В школе нет важных и неважных
    уроков, таковыми их делаем мы — взрослые.
    Идет урок, и тут выясняется, что у кого-то, как
    всегда, нет тетради. Причем объяснения могут
    варьироваться: «забыл», «потерял», «отдал
    однокласснику, а тот не вернул», но суть дела от
    этого не меняется. Посмотрите, а готов ли этот
    ребенок к другим урокам. Если ситуация
    аналогичная, то пора бить тревогу: что-то с
    ребенком не в порядке.
    Успеваемость — очень важный, хотя и не
    единственный, показатель благополучия ученика. О
    чем говорит тот факт, что ребенок справляется с
    заданиями по одному предмету и оказывается
    неуспешным в другом? Или стала ярко выраженной
    тенденция снижения успеваемости по всем
    предметам — так ли это неожиданно? Анализ
    поведения школьников на уроках может приблизить
    к пониманию причин происходящего.
    Что касается опоздания на урок, то это тоже
    нуждается в очень тщательном отслеживании. Как
    правило, в классе есть один-два ученика, которые с
    упорным постоянством опаздывают как на первый
    («проспал», «не разбудила мама»), так и на все
    последующие уроки («не успел переодеться после
    физкультуры», «был в буфете»). Почему ребенок
    демонстрирует явное нежелание учиться? Это может
    быть и обычная неорганизованность, и отражение
    больших проблем и переживаний личного характера,
    и простое желание привлечь внимание к своей
    персоне, потому как других способов он не знает.

    Право на ошибку

    Школьные тетради — неиссякаемый источник
    информации для психолога. Если вы держите в руках
    тетради или прописи совсем маленьких школьников,
    то считайте, что владеете бесценной информацией
    об особенностях моторики ребенка. А если дети
    постарше, то нужно особое внимание обратить на
    допускаемые ими ошибки.
    Одной из важных задач, к решению которых, как
    правило, подключают психолога, является
    определение психологической готовности
    девятиклассников к обучению в 10-м классе, а
    теперь еще и к сдаче ЕГЭ.
    Передо мной тетради с контрольными работами по
    русскому языку. Административный диктант —
    довольно небольшой по объему и, судя по
    значительному проценту пятерок и четверок,
    несложный. Однако ошибки все-таки встречаются.
    Они почти одинаковые: в словосочетании «в глубь
    леса» первые два слова дети пишут слитно; наречие
    «чересчур» с буквой «з»; причастие «смешанный» с
    одним «н». В данном случае учителю придется еще
    раз обратиться к правилам правописания. Один
    девятиклассник в слове «дощаник» заменил «щ» на
    «сч» — в словарях Ушакова и Даля допускается и
    то, и другое написание. И нужно ли в этом случае
    снижать оценку? Это — еще один повод для
    разговора с учителем словесности. В случае
    правильно выбранного стиля беседы с педагогом
    (не навязывание своей точки зрения, а попытка
    взглянуть на ситуацию с другой стороны) не
    исключено, что педагог найдет в себе смелость
    признать собственную неправоту или сможет
    доказать верность первоначальной позиции.
    Последней в стопке оказывается тетрадь
    ученика, в течение долгого времени находившегося
    на индивидуальном обучении. Он, что называется,
    имеет право на ошибку, но ошибка ошибке рознь.
    Девятиклассник словосочетание «оттененные
    чернотой» заменяет на «оттеленные чернотой», «с
    большой дороги» в последнем слове пишет
    окончание «е», а «невдалеке» через «о». Все
    перечисленные выше общие ошибки также
    присутствуют в его работе. Даже этого перечня
    достаточно, чтобы заподозрить неблагополучие.
    Другие работы, к сожалению, подтверждают это
    предположение. Вот лишь некоторые примеры:
    «опростоволоситься» оканчивается на «ица»,
    «тяжело» написано через «и», в слове «диалог»
    третья буква «о» и т.д.
    Мальчик нуждается в квалифицированной
    комплексной медико-психологической помощи, и ни
    педагогу, ни школьному психологу в одиночку с
    имеющимися проблемами не справиться. Вопрос о
    возможности обучения в 10-м классе также остается
    открытым, так как очевидно, что девятиклассник не
    усвоил программу основной школы по русскому
    языку.
    Самостоятельное значение имеет знакомство с
    работами ребят по литературе, при чтении которых
    следует не упустить из виду ни одного из
    возможных направлений их анализа. В результате
    можно определить, насколько ребенок знаком с
    текстом произведения, увидеть, на что он обратил
    внимание при его прочтении, как смог изложить
    свои мысли, допустил ли грамматические ошибки.
    Современные дети, как правило, при подготовке
    письменных заданий обращаются к Интернету —
    умение само по себе, безусловно, позитивное, но не
    при написании сочинений.

    Метод беседы

    Приведенные примеры несоблюдения детьми
    дисциплины на уроке, большого числа ошибок в
    школьных тетрадях — хороший повод для беседы с
    учителями. Этот один из самых главных методов
    работы психолога — метод беседы — почему-то
    уходит из практики, и ни психолог, ни педагог не
    предпринимают шагов в направлении друг к другу.
    Причем носителем достаточно ценной в
    психологическом отношении информации нередко
    выступает учитель, так как он значительно больше
    времени проводит с детьми, чем психолог.
    Пятиклассник проявляет повышенный интерес к
    девочкам, а вы могли этого и не заметить. Классный
    руководитель обращается в этом случае к вам за
    психологической помощью, и даже если вы не
    представляете, с чего начать, то постарайтесь
    использовать вопрос учителя как хороший повод
    для начала разговора и об этом мальчике, и, может
    быть, о других детях тоже. Установление контакта
    с классным руководителем — необходимое условие
    вашего вхождения в детский коллектив.
    Если директор сделает замечание регулярно
    опаздывающему на уроки учителю, то это не будет
    иметь такого эффекта, как доверительный разговор
    с психологом, который владеет средствами,
    меняющими не только поведение в данной
    конкретной ситуации, но и профессиональное
    мировоззрение в целом.
    То же самое относится и к психологическому
    анализу ошибок. Школьная администрация ждет от
    учителя повышения качества его работы, которая
    выражается в количественных показателях
    школьной успеваемости. Наказание учителя за
    ошибки ученика и тем более самого ученика, как
    правило, ожидаемых результатов не приносит.
    Участие психолога в решении этой проблемы,
    которое предполагает прежде всего проведение
    соответствующих бесед и с преподавателем
    русского языка, и с завучем по учебной работе,
    может не только изменить ситуацию в лучшую
    сторону, но и способствовать росту доверия к
    психологии и психологам.

    Все случайное закономерно

    Наивно предполагать, что изменение положения
    психолога в школе может произойти молниеносно,
    словно по взмаху волшебной палочки. Еще более
    наивно думать, что психолог может стать главным
    действующим лицом школы или хотя бы одним из
    главных, мнение которого будет решающим в
    принятии судьбоносных для школы решений. Задача,
    стоящая перед ним, значительно скромнее: не стать
    бездействующим лицом, появление которого в школе
    осталось незамеченным и детьми, и учителями.
    Порой и сам психолог не отдает себе отчета в
    том, а чем же он занимается в школе. Для того чтобы
    ощутить собственную пользу, не нужно ничего
    специально предпринимать, пытаться проводить
    какие-то особые мероприятия сродни театральному
    действию. Надо использовать все имеющиеся
    возможности для наблюдения над детьми, в
    поведении которых нет ничего случайного. Тогда
    от несущественных на первый взгляд деталей можно
    проложить дорогу к пониманию особенностей
    развития ребенка.
    А. Адлер писал: «Отвращение ребенка к школе, его
    неумение справиться со школьными проблемами
    проявляется в каждом его жесте и каждом движении.
    Он никогда не будет носить все учебники, будет
    забывать или терять их. И если у ребенка
    появилась подобная привычка, можно быть
    уверенным, что он не в ладах со своей школой».
    Наше общее дело — во-первых, заметить такого
    ребенка и, во-вторых, по возможности помочь ему
    изменить отношение и к школе, и к конкретному
    учителю, и к получению знаний в целом. В конечном
    счете это пойдет на пользу и самому психологу,
    который почувствует свою принадлежность школе,
    профессиональную близость педагогического и
    психологического труда.

  6. Практика показывает, что нет некоей единой формулы хорошего слушателя. Как именно следует воспринимать слова собеседника, зависит от множества факторов. Например, от его психотипа. Если разговор протекает в деловом ключе, то основной акцент делается на запоминании ключевой информации и периодическом повторе основных моментов беседы. И совсем другое дело – беседы личного характера. Здесь есть место и более непосредственному общению, и дружеским шуткам, и эмоционально окрашенным моментам, встречающимся в подобном разговоре.
    Главное – внимание
    Когда дело касается умения вести разговор, это действительно так. Искренний интерес к каждому слову собеседника, к тому, что он хочет выразить трудно переоценить. Способность внимать мыслям собеседника, умение пропускать через себя его мысли гораздо важнее, чем собственное красноречие. В том случае, когда вы на протяжении всей беседы не говорили сами излишне много, а переспрашивали собеседника, уточняли важные тезисы диалога, при необходимости повторяя их, то можете быть уверены: ваш оппонент, скорее всего, посчитал вас человеком, приятным во всех отношениях.
    В процессе беседы самой правильной стратегией будет не беседовать о собственной персоне, а искренне интересоваться собеседником: его вкусами, предпочтениями, взглядами на те или иные аспекты жизни. Разумеется, можно и нужно вплетать в разговор и фрагменты о себе. Но уместно это делать для того, чтобы выстроить с собеседником начало устойчивого диалога.
    Еще одна неотъемлемая часть хорошего слушателя – это так называемая подстройка под собеседника. Вы можете подстраиваться под темп его речи, мимику, под выражение лица и непроизвольные жесты, которыми сопровождается беседа. Такое «отзеркаливание» как бы подсказывает вашему оппоненту, что вы единомышленники и вам можно доверять. Как только у вас появится привычка «чувствовать» другого участника разговора, то все необходимые «подстройки» будут даваться вам достаточно легко.
    Если говорить о зрительном контакте с собеседником, то здесь также есть свои тонкости. Важным моментом здесь является то, как именно вы смотрите на того, с кем говорите. Вы можете встретить огромное количество людей, которые в процессе разговора избегают смотреть в глаза своему собеседнику. Есть и такие, чей взгляд выражает недоверие, критическое восприятие сказанного другим, настрой на негативную оценку происходящего. Разумеется, это вряд ли будет способствовать пониманию и появлению взаимного доверия.
    Отсюда можно сделать вывод, что умение смотреть в глаза также является очень важным моментом построения диалога. Позитивный, ободряющий, доброжелательный взгляд наверняка поможет установить в разговоре устойчивый контакт.
    Портрет хорошего собеседника
    Для того чтобы стать собеседником, с которым интересно общаться, следует иметь понятие о таком термине как конфликтогены. Под ними понимают элементы диалога –слова или жесты – которые могут привести к негативному развитию беседы и возникновению конфликта. Разумеется, о них следует знать для того, чтобы в разговоре, по возможности, избегать. Резкие и негативные суждения и оценки, возражения, различного характера жалобы, обвинения и нелицеприятные отзывы о людях или обстоятельствах могут выстроить непреодолимый барьер на пути к действительно плодотворному общению.
    В противовес конфликтогенам следует освоить и закрепить навык так называемого «тотального «Да». Его применение даст собеседнику уверенность в том, что он услышан и понят правильно. Те, кто в совершенстве овладел искусством слушать собеседника, повторяют вслух узловые моменты беседы. Если есть необходимость уточнить мысль, то уместно повторить ее своими словами, давая собеседнику понять, что вы не просто слушаете, а внимательно переосмысливаете сказанное им. Также могут оказаться полезными и знаки слушания, которыми сопровождается беседа. Кивание головой в процессе изложения того или иного тезиса, одобрительные междометия, реагирование глазами на важные моменты разговора – все это поможет собеседнику понять, что вы искренне интересуетесь происходящим.
    Приемов грамотного слушания много, и начинать тренировать свое умение можно с любого из них. Однако специалисты сходятся во мнении, что одной из основных задач в этой области является приобретение навыков так называемого нерефлексивного слушания. Суть его состоит в том, что вы учитесь вникать в слова другого участника разговора, но при этом ваше собственное внешнее участие сводится к минимуму. Как только вы освоите этот навык, можно переходить к освоению активного слушания, позволяющего превратить обычный разговор в живой и конструктивный диалог.
    Рефлексивное слушание
    Под этим понятием подразумевают способ активного слушания по мужскому типу, которое ориентировано на такие базовые элементы разговора как логика и разум. Такое слушание уместно в деловых беседах и обсуждениях, так как его основная цель – переработка и усвоение получаемой информации. Допускается задавать уточняющие и наводящие вопросы, вроде таких: «где, сколько, кому, когда» и тому подобных. Подсказки, конструктивная критика и анализ ситуации при таком способе общения – вещи вполне допустимые. Один из главных моментов такого слушания – вдумчивое отслеживание диалога. И если вдобавок к этому овладеть техникой под условным названием «повтори, согласись, добавь», то можно считать, что рефлексивный стиль слушания вами освоен в достаточной степени.
    Навыки рефлексивного слушания нуждаются в постоянном развитии. Впрочем, как и остальные навыки коммуникации. Есть любопытный тезис, гласящий о том, что в нашей жизни мы слышим лишь половину сказанного нам, при этом слушаем половину от того, что услышали и поняли половину того, что слушали. Весьма распространенная ситуация: на заданный вами вопрос собеседник отвечает, думая о своем. Это означает, что он вас попросту не услышал. Для того чтобы воспринимать слова оппонента максимально внимательно, есть смысл овладеть навыком дословного воспроизводства его речи. В качестве примера можно рассмотреть следующий. Обращенный к вам вопрос или утверждение вы повторяете в форме своего вопроса, направленного на подтверждение смысла сказанного. Например: «Я правильно понял, что вы хотите сказать то-то…?» Ниже приведен пример того, как можно организовать тренировку по методу дословного повтора.
    Первое. Пять раз в неделю по полчаса смотреть какую-нибудь передачу по телевизору и повторять за экранными персонажами каждую фразу с задержкой в одну-две секунды.
    Второе. При вычитке любого текста проговаривать одну фразу, а затем повторять ее вслух. Упражнение проводится по полчаса два раза в неделю.
    Третье. Читать текст по одной строке, затем переписывать прочитанное на бумагу. Объем – десять предложений. Упражнение повторяется раз в неделю.
    По окончании занятий может быть достигнут результат, при котором обращенный к вам вопрос или просьба собеседника могут быть воспроизведены вами практически дословно.
    Эмпатическое слушание
    В тех случаях, когда слушание собеседника ориентировано на чувства и эмоции, его называют эмпатическим. Другое название – слушание по женскому типу. Как можно понять из названия, такой вид общения уместен как с представительницами прекрасного пола, так и с мужчинами, которые находятся под влиянием чувственных впечатлений. Можно привести пример, что эмпатическое слушание помогает «разговорить» человека, погруженного молчание из-за какой-либо обиды.
    Это может выглядеть следующим образом. Ваш собеседник погружен в глухую обиду, молчит и не хочет разговаривать. Если вы мягко спросите его, не обиделся ли он на что-нибудь, в ответ наверняка получите раздраженное «нет». В этом случае уместными будут реплики вроде «Ты сердишься? Извини, возможно, я была неправа» или что-то в этом же роде.
    Можно повторить после паузы его слова «нет» или «не обиделся» с понимающей интонацией, вернув тем самым вашему оппоненту инициативу в разговоре. В том случае, если в вашем голосе будет звучать мягкость и искреннее желание поговорить, беседа почти наверняка состоится.
    Также бывает полезно применять эмпатический метод и при общении с маленькими собеседниками. Дети при таком общении гораздо лучше выражают свои чувства и эмоции, что позволяет взрослому человеку найти в общении с ребенком доверительный и верный тон. Но следует помнить и о том, что общение с детьми – совсем непростое дело. В разговорах с ними то и дело приходиться применять навыки активного слушания. Это связано с тем, что дети, выражая свои мысли, очень часто «выдают» нечто, на первый взгляд лишенное смысла. Тем не менее, задача собеседника – перевести эти эмоции на язык взрослого общения и попытаться понять ребенка.
    Характерный пример по теме. Мама приходит вечером забирать ребенка из детского сада. Вместо радости от встречи малыш, нахмурившись, произносит: «Я не хочу уходить отсюда. Ты плохая мама». Почему он произнес это? Неужели он и в самом деле может так подумать? Едва ли. Попробуйте понять, что же хотел сказать этим маленький человек. Возможно, его настроение испортилось из-за того, что приход мамы прервал интересную игру со сверстниками? В этой ситуации есть смысл ответить: «Видишь, твоя мама забирает тебя прямо из игры, не дав тебе стать первым». Очень вероятно, что после этой реплики ребенок начнет вспоминать игры прошедшего дня, и дальнейшее общение с ним будет веселым и приятным.
    Очень хорошо, когда для усвоения эмпатического слушания у человека имеются природные способности. К ним, в первую очередь, относят способность чувственного вникания в слова собеседника и способность грамотно перефразировать его слова для их лучшего восприятия. Вместе с тем будет неверным полагать, что эмпатический способ слушать собеседника основан только на эмоциях. Развитый здравый смысл, логика, богатый опыт жизненных ситуаций позволяют сделать эмпатическое слушание еще более эффективным. Здесь срабатывает эффект того, что многие чувства при более глубоком изучении могут оказаться конструкциями интеллектуального порядка.
    Учимся слушать активно
    Разумеется, навыки активного слушания можно и нужно постоянно развивать и совершенствовать. Если это внутренняя активность, то ее развитие идет через вдумчивое и прочувствованное отношение к словам собеседника. Внешняя же совершенствуется посредством освоения уже упоминавшихся знаков слушания. Вместе с этим следует понимать и то обстоятельство, что эмпатическое слушание имеет определенные ограничения.
    Например, если учесть то обстоятельство, что женщины чаще, чем мужчины, обращаются к психологам, специалисты в общении с ними стараются применять активное слушание женского типа. То же самое будет работать и в тех случаях, когда речь идет об установлении контактов между родителями и детьми. Однако применение навыков эмпатического слушания при разговоре с представителями сильного пола не будет столь же эффективным, как в предыдущих случаях. Привнесение в деловую сферу эмоциональной составляющей может вызвать эффект, обратный желаемому.
    Еще один важный момент. Эмпатическое слушание может быть эффективным инструментом, когда речь идет о решении оперативных проблем эмоционального толка. Однако делать его панацеей на все случаи жизни стоит вряд ли. То, что эффективно как психотерапевтический инструмент, едва ли применимо в повседневном общении обычных людей.
    Вы общаетесь с пожилым человеком, имеющим сформировавшуюся жизненную позицию? Эмпатическое слушание поможет найти общий язык. Общаетесь с ребенком, пытаясь погасить внезапный конфликт? И в этом случае активное слушание может стать эффективным инструментом. Однако вряд ли есть резон формировать у близких привычку к постоянным жалобам и обидам. В этом случае вполне справедлива старая поговорка, гласящая о том, что все хорошо в меру.

  7. В мире считается, если ты верующий, значит слабак, малодушный и неполноценный человек. Всегда кто-то старается унизить и оскорбить. Люди не понимают, что Бог обязательно заступится за Своих детей. А верующие не должны бояться наглых людей. Нужно им открыто заявлять – «за меня заступится Бог». Есть много свидетельств, когда обижали верующих и за них вступался Господь, потом обидчики приходили и просили прощения и даже каялись перед Богом.
    Кто может устоять против Бога? Предупреждайте людей об ответственности и, когда Бог прикоснётся к их телу, они будут иметь личное свидетельство, что Он на самом деле есть. Тогда они поменяют своё отношение к вам и к своей вере.(с.)
    Молитвы предназначены для получения тех благ, которые Бог в Своем предвидении решил излить на всякого, кто будет молиться о них. Августин,
    “Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных” (Пс.144:14)
    Представь себе самую темную ночь, самый черный мрамор и самого черного муравья. Бог и в такую беззвездную ночь на таком мраморе не только видит этого муравья, но и слышит топот его ног.
    © Арабская народная мудрость
    Истинно смиренный всех как себя любит, никого даже мысленно не осуждает, всех жалеет, всем желает спастись, в себе же видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием; но не предается отчаянию или унынию, а твердо надеется на Спасителя своего. Преподобный Симеон Псково-Печерский.
    Тот, кто выходит из себя, потом нигде не находит себе места.
    Когда у человека трудности, он сосредоточива­ется на них, подолгу размышляет о своих неуда­чах, о всех заботах, волнениях, печалях. Устрем­лять свой взгляд вниз — это неблагодарное заня­тие, надо стараться смотреть ввысь — туда, где свет, мудрость, красота, — все то, что может побу­дить вашу душу найти средства для преодоления трудностей.
    Заботы, печали существуют всегда, и мы от них не защищены. Чтобы их преодолеть, надо защи­щаться. От дождя вы защищаетесь зонтиком, в хо­лод одеваетесь потеплей. А в борьбе с трудностями надо смотреть ввысь, чтобы черпать там свет и силу.Мать Тереза.
    Наш враг широко использует три вещи: шум, спешку и толпу. Если ему удается занять нас этими “множествами”, он может быть собой доволен.
    © Ричард Дж. Фостер
    Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
    © Аврелий Августин
    Ненавидеть – проще, чем любить.
    Презирать – проще, чем уважать.
    Осудить – проще, чем понять.
    Поссориться – проще, чем помириться.
    Разозлиться – проще, чем успокоиться.

    Пожалуйста, не ищите легких путей.©

  8. Булат Окуджава был первым из тех, кто в конце 50-ых годов взял в руки гитару, чтобы под ее аккомпанемент напевать собственные стихи на собственную мелодию. Владимир Высоцкий считал его своим духовным отцом и всегда повторял, что именно творчество Окуджава подтолкнуло его к песне. Они не были близкими друзьями из-за разницы в возрасте и темпераменте, если, конечно, близость друзей оценивать по частоте встреч. Но духовными друзьями они были определенно. Очень любили творчество друг друга и глубоко друг друга уважали.
    Булат и Высоцкий познакомились в 1961 году. У них была общая фотография, которую Окуджава бережно хранил до конца своих дней. В 1977 году в Париже они единственный раз вместе выступали на концерте, и зритель обоих встретил с восхищением. Между тем, эмоциональный Высоцкий, как всегда, взорвал зал. А скромный Булат свой успех на этом фоне оценил следующим образом: “Это была заслуга не моя, а гитары”…
    Их последняя встреча произошла случайно, в июле 1980 года. Оба были за рулем, увидев друг друга в центре Москвы. Помахали друг другу рукой и разъехались по своим делам… На следующий день Булат уехал отдыхать и, прибыв на место, узнал о смерти Высоцкого. Владимиру Семеновичу он посвятил замечательную песню:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *