Сочинение на тему связь прошлого и настоящего в слове о полку игореве

12 вариантов

  1. “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник литературы Древней Руси XII века. Интерес к этому удивительному произвединею не исчезает и в наши дни. Оно известно не только в России. “Слово о полку Игореве” переведено на многие языки мира, причем по несколько раз. Россиянам же оно дорого прежде всего потому, что пронизано глубокой любовью к русской земле. Интересен памятник еще и потому, что в нем отражена богатая и высоко духовная культура Древней Руси. Несмотря на то, что поэма посвящена историческому событию 1185 года ( походу князя Игоря Святославича на половцев), она полна разнообразных и ярких чувств автора. Повествование о начале похода он называет тревожным, предвещая печальное окончание этого события. С первых строк автор пытается довести до читателя патриотическую идею летописи, которая заключается в единении князей в борьбе за Русь. Горестно ему, что невелики силы Игоря Святославича Новгород-Северского, что не сговорился он с киевским князем Святославом и ” навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую “. Но  отчетливо чувствуется и гордость за то, что князь Игорь ” …построил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа”, чтобы дойти до берега Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива.  Не пожалел князь и своих сыновей ради спасения родины. Они тоже участвовали в далеком походе. Не остановила Игоря и грозная предзнаменование, которое тьмую покрыло всех его воинов. Он сам понимал и дружине своей объяснил, что больше чести быть зарубленным в битве, чем бесславно дожидаться половецкого похода у себя дома. Не хотел князь Игорь прятаться за чужие спины, а жаждил сам вступить в бой и с сынами русскими или голову сложить, или на Дону половцев победить.
    В наши дни этот поход воспринимается как легенда или как исторический факт, что в XII веке князь Игорь Святославич Новгород-Северский совершил неудачный поход на половцев и был пленен ими. Но, задумавшись над этим фактом, понимаешь, что половцы были хорошо обученными воинами. Совершать набеги и грабить было их профессией, которая кормила и обогащала. Русские же жили мирной жизнью, но, если приходила беда, вставали на защиту своей земли, бились не на жизнь, а на смерть. Вот и тогда поднялись все, хотя и не хотелось, вероятно, но долг перед родиной все перевешивал.
    Невольно вспоминаются стихт Александра Блока из цикла “На поле Куликовом”:
    Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
    Не вернуться, не взглянуть назад.
    За Непрядвой лебеди кричали,
    И опять, опять они кричат…
    На пути – горючий белый камень.
    За рекой – поганая орда.
    Светлый стяг над нашими полками
    Не взыграет больше никогда.
    Та же тревога, что и в “Слове…”. Белый камень – символ выбора пути: прямо пойдешь – убитому быть. Ясно, какой выбор сделан, ясно, что выбрана смерть, а не бесславный плен.
    Так и в “Слове…” трубы еще только трубили, созывая войско в Новгороде, а в пути уже стяги развевались над построенными войсками.
    Одобрял поход Игоря его брат, буйный тур Всеволод. Он тоже был готов в битве с врагом за русскую землю и заранее оседлал коней у Курска. Его опытные воины не раз бывали в бою и прекрасно знают, что можно погибнуть, но готовы биться, “ища себе чести, а князю – славы”.
    Автор “Слова…” передает тревожное настроение воинов перед предстоящей битвой, которая усиливается по мере удаления от родных границ. Птицы ждут добычи, орлы клекотом зовут зверей на кости, но русские сыны собой заслонили свои поля, не желая уронить честь свою, а князю найти славу. Автор “Слова…” не упускает возможности подчеркнуть, что Игорю важно было защитить землю русскую, а не присвоить богатую добычу после битвы.
    Золото, ткани, всякие драгоценности достались войску Игореву, ему же – боевые знаки врагов.
    Ощущение радости победы проходит уже ранним утром следующего дня : зори – кровавые, тучи – черные, в которых сверкают синие молнии. Все предрекает беду, а четыре солнца (Игоря, Всеволода, Олега и Святослава) могут прикрыть эти тучи, полные смертельных стрел. Ждать помощи неоткуда: ” Русская земля! Уже ты за холмом”.
    В эом сетовании автора сожаление о том, что не обратился Игорь-князь князю Киевскому.
    Но как отважно сражаются князья. Ярый тур Всеволод на переднем краю битвы, не помня о своих княжеских обязоннастей, о любви к жене, бьется вместе со своей дружиной, срубая поганые половецкие головы. Он не чувствует даже ран своих в пылу битвы. Такой ожесточенной рати не помнила Русская земля. С раннего утра до вечера билось войско Игорево. От коленых стрел, от копий булатных среди поля половецкого черная земля была зесяна костями павших, кровью полита, а взошли горем эти кости на Русской земле.
    Автор горюет от поражения Игорева, о его и Всеволода пленении. Плачет природа, “никнет трава от жалости, дерево с тоской к земле приклонилось”.
    Виною проигранной битвы автор считает корысть русских князей. “Это мое, и то тоже мое”. Поганые враги в это время не упускали момента и приходили с победой на землю Русскую. Горе пришла страшное:князья русские “сами на себя крамолу ковали”, а половцы поганые брали дань с каждого двора. Вот так ” ударило насилие половецкое на свободу русских”, и наступило время зависимости от врагов. И все это произошло потому, что Игорь и Всеволод не захотели сражаться вместе с другими князьями против поганых иноземцев.
    Осудил их за то великий Святослав, заявив, что без чести для себя они кровь поганую пролили. Обвиняет храбрых, мужественных воинов за то, что будущую славу победы хотели поделить только между собой, забыв о главной цели: любыми силами защитить свою землю.
    Для автора “Слова…” понятно и близко “золотое слово” Святослава. Он слышит призыв его к князьм на защиту Руси, просит выступить в поход за обиду этого времени, отомстить за землю Русскую, за раны Игоревы. Веские доводы приводит автор, призывая к объединению. Не один князь погиб, защищая свои границы от врагов Руси, действуя в одиночестве. Именно из-за междоусобиц пришло насилие от земли Половецкой.
    Заканчивает автор повествование радостными  словами: ” Солнце светиться на небе, а Игорь – князь в Русской земле”. Рады города и села возвращению Игоря, и это дает надежду, что горькие уроки не пройдут даром.
    “Слово о полку Игореве” не забывается уже столько лет. Ведь то, что происходило тогда, неразрывно связано с тем, что происходит в наше время. И сейчас, и тогда люди не хотели умирать, они дорожили своей жизнью. Эта связь показывает, насколько важна и ценна жизнь в любое время. Никто не хотел идти на верную смерть, но русские люди всегда способны забыть о себе, борясь за свободу своей Родины.

  2. Шульгин Антон
    Слово о полку Игореве
    “Слово о полку Игореве” – величайший художественный памятник древней Руси. Оно свидетельствует о творческом гении восточных славян XII века – в период татаро-монгольского завоевания. Возникшее на почве общей культуры русских, украинцев и белорусов, ”Слово” служит как бы символом братства этих народов. Открытое в конце XVIII века, „Слово” поразило поэтов, композиторов, художников своей замечательной силой и красотой.
    Каждый из нас хранит в своей памяти прекрасный образ Ярославны: на крепостной стене, увенчивающей высокий берег Сейма, стоит русская женщина, перед ней расстилается необъятная степная равнина, на другом конце которой томятся в плену побежденные русские воины. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к далекому мужу, это олицетворенная Русь, призывающая к себе своих защитников.
    Побег Игоря как бы ответ на призыв Ярославны. Через всю степь, спасаясь от погони, рискуя жизнью, мчится Игорь к своей Руси. Но печально его возвращение: опустевшим, выжженным, беззащитным нашел он свое княжество. Обугленные стены Путивля были живым укором самонадеянному князю.
    Просителем поехал он по русским городам ему нужна была немедленная помощь. А князья спорили, ссорились, уклонялись от борьбы с половцами, поворачивали коней в разгар сражения.
    Слово о полку Игореве это одновременно и поэтическое произведение”. Это итог событий грозного 1185 года и программа ближайших действий, начертанная рукой такого автора, который находился где-то высоко над всеми феодальными перегородками, выше династических споров и мелких обид. С большим достоинством он обращается от имени великого князя к четырнадцати князьям самых различных областей Руси, от Карпат и Дуная до таежного Заволжья, от литовских болот до черниговских степей, с призывом помочь Игорю, помочь Русской земле против общего врага.
    АВТОР СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
    Кто же он, создатель Слова…? Загадка его личности веками притягивает человечество. Стремление узнать о нем неодолимо.
    Безусловно, автор в Слове… многое внес от себя, и сделал это, потому что сильно любил свою Родину и так же, как и все, надеялся, что Игорь-князь соберет дружину ратную и прогонит с земли русской врагов. На протяжении всего Слова… меняется отношение автора к князю Игорю. Он то осуждает, то восхищается, то воспевает его как храброго воина, борющегося за Родину, то упрекает в безрассудстве. Автор рассматривает побег как смелый шаг, делающий Игоря достойным сопоставления с соколом. Отношение поэта к его герою полнее всего выражено в знаменитом Златом слове Святослава. Автор, несмотря на лаконизм, описывает не только весь двенадцатый век, но и захватывает еще и домонгольскую Русь.
    Временные отступления играют здесь художественную роль, они дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Наверное, автору важнее не сами исторические факты, а художественная сторона тогдашних событий. Именно поэтому мы Слово… рассматриваем не как исторический документ, а как художественное произведение.
    И главное это бессмертная заслуга автора в том, что он сумел в привычные образы и картины вдохнуть ощущение жизни. Слово… содержало в себе ростки будущей русской литературы.
    ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
    Памятник Древней Руси Слово о полку Игореве был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В Слове… рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем Слова… является не единственный персонаж, а вся Русская земля. Автор на первое место ставит не какого-либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через все произведение. Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который повел полки родного края, половецким землям угрожая. Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается остановить его. Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря. Описание природы в Слове… тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя.
    Автор наделяет птиц и зверей человеческими качествами. Даже река Донец разговаривает с князем. Ярославна обращается к Солнцу, Ветру, Днепру как к живым существам. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути. Автор показывает, как необъятны просторы Русской земли. Он описывает события, происходящие в разных ее уголках.
    Памятник Древней Руси Слово о полку Игореве останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет. В произведении описывается мужество русских воинов, поэтизирована красота русской природы, здесь все наполнено чувством печали и радости. Ни одно древнерусское произведение не может сравниться со Словом… по поэтической мощи, красоте, мудрости.
    ПОХОД ИГОРЯ СВЯТОСЛАВИЧД НА ПОЛОВЦЕВ
    Слово о полку Игореве рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича.
    С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославнч Новгород-Северский, очертя голову отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
    Поход состоялся раннею весною 1185 года. Кроме самого Игоря Святославича, в нем участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский. В походе у берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не повернул назад. У Оскола к войску Игоря присоединился его брат Всеволод Буй-тур князь Курский и Трубчевский. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские разведчики донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Разведчики советовали возвратиться. Но вернуться домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти. Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных. На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу, стали наступать на русских. Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе и конной княжеской дружине и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою Игорь был ранен. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. На рассвете утром вспомогательные полки дрогнули. Игорь поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, в расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело несчастные последствия для всей Русской земли. Никогда еще до того русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества.
    В плену Игорь пользовался относительною свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился половецкий хан Кончак. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти не славным путем, но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Ярославль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать. Время для бегства было выбрано вечернее при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки.
    СОДЕРЖАНИЕ СЛОВА И ЕГО ИДЕИ
    В Слове о полку Игореве нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска. Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину добычей хищных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей. Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как грустно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше. Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех. Поражение Игоря н его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Автор Слова напоминает русским князьям, как они сильны, как сильна их дружина, и просит их 1 ступить в стремя за землю Русскую, за раны Игоревы. Обращаясь к Ярославу Галицкому, автор говорит, что он подпер горы венгерские своими железными полками, загородив путь венгерскому королю, затворив ворота Дунаю. Автор Слова видит русских князей могущественными и славными.
    &nbs

  3. Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание “великого князя”. Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.
    В это время половцы близко подошли к
    южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь
    Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их
    дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в
    степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Север-
    ский, собравший небольшое войско, пошел в поход на
    половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам
    князь был взят в плен. Благодаря этому событию, по-
    ловцы, почувствовавшие разобщенность русских кня-
    зей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим
    походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.
    “Слово о полку Игореве” является историческим
    памятником древнерусской литературы. Это величайшее
    произведение своего времени. “Словом о полку Игоре-
    ве” нам с дольшой точностью передан образ Древней
    Руси. В него входят характеры русских людей, описа-
    ния природы, мирного труда. Главным чувством, вол-
    новавшим автора “Слова о полку Игореве”, была лю-
    бовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор
    скорбит о разъеденении Великой Руси. Он-великий
    русский мыслитель- рисует разные слои народа XII
    века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и
    трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие
    дружиннники, куряне им описаны как “сведоми къме-
    ти”, воины-богатыри черниговцы “бес щитовъ съ заса-
    пожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра-
    деднюю славу”. В “Слове о полку Игореве” описаны
    страдания простого народа от набегов половцев.
    В первой части произведения описывается выступ-
    ление князя Игоря Новгород-Северского в поход про-
    тив половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хо-
    чет избавить Русь от ее давних врагов. В день выс-
    тупления происходит солнечное затмение. Несмотря на
    это зловещее предзнаменование, несмотря на все
    опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не
    изменяет своего решения. Он остается тверд в своей
    воле.
    В Путивле к князю Игорю присоединяется князь
    Черниговский Буй-Тур Всеволод. В “Слове о полку
    Игореве” он описывается как великий воин:”Куда ты,
    Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом,
    там лежат поганые половецкие головы”.
    С объединенными силами своего войска и Буй-Тур
    Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю.
    Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери.
    Но Игорь решителен, как и его войско. Они, “к слав-
    ной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами
    князю славы, почестей себе”, идут дальше, на битву
    с половцами.
    В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в тума-
    нах”, русское войско побеждает половцев, взяв много
    золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает,
    что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает
    идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли
    в степь и собирают новое войско, больше прежшего.
    Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он
    остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод
    предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте
    отступил, но они решают сразиться с половцами, во
    много раз превосходящей их силой.
    На утро сама природа предвещает тяжелую развяз-
    ку:
    “Ночь прошла, и кровяные зори
    Возвещают бедствие с утра.
    Туча надвигается от моря
    На четыре княжеских шатра.”
    Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не
    было. С огромным мужеством и отвагой сражались рус-
    ские войска. Во время боя проявляется ратная доб-
    лесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял
    в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена.
    Половцы одолели русское войско своим несметным коли-
    чеством. Много русских воинов полегло в той битве.
    Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли
    в плен. После описания неудачного похода Игоря и его
    дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль,
    горе всего русского народа, русской земли. Разгром
    русского войска приободрили половцев. Их набеги на
    Русь стали бусчисленными. Остановленные Святославом,
    отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь.
    Разлилась печаль по русской земле:”…стонет Киев
    над горою, тяжела Чернигову напасть”. Половцы стали
    собирать дань с городов ” по белке со двора”.
    Вторая часть произведения посвящена Святославу
    Великому. Он описывается как умный, рассудительный
    правитель и полководец. Он не одобряет поступков
    Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это при-
    вело к учащению набегов половцев на Русь.
    Святославу снится сон. Он воспринимает его как
    предзнаменование. Великий киевский князь собирает
    бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают
    ему, что главный смысл сна в том, что два сына Свя-
    тослава с небольшим войском, отправившись на полов-
    цев, потерпели неудачу.
    Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к
    мысли , что половцев можно победить только общими
    силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В
    него вложен призав объединить свои силы ко всем
    князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суз-
    дальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав
    призывает прекратить все распри между собой, иначе
    половцев не победить, призывает защитить Русь от вра-
    гов, отомстить за Игоря и Всеволода.
    Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Нов-
    город-Северского из половецкого плена. В Путивле го-
    рюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру,
    Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из
    половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает
    всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев.
    И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура
    вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он до-
    бирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к не-
    му, как к великой реке:”О река. Немало в тебе величья!”.
    Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с
    Русью, которая представляется ему единой, неделимой
    Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но
    она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца
    и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается
    ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвра-
    щения князя Игоря.
    Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся
    Русь должна быть единой, а не разделенной на множество
    мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приво-
    дит сильное государство к неминуемой гибели. На примере
    князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке
    крупного врага не победить. Это можно сделать только об-
    щими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророчес-
    ким произведением.Оно предсказало дальнеийшее историчес-
    кое развитие России в последующую эпоху.

  4. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – вариант 4
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 2
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы – вариант 3
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 2
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”) -вариант 3
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  5. «Слово о полку Игореве» — произведение, способное удивить исследователя и читателя своей глубиной и эмоциональностью. Именно поэтому ученые долгое время не могли решить, является ли памятник оригинальным образцом древнерусского искусства или же это подделка. Исследование других письменных источни­ков позволило доказать истинность произведения, высокий худо­жественный уровень которого объясняется необычайной талант­ливостью автора.
    Эпическое повествование «Слова» перекликается с книжной литературой Киевской Руси —летописанием, красноречием, агио­графией (житиями святых), переводными повестями. Лирические рассуждения, авторские отступления, народно-поэтическая сим­волика «Слова» коренятся в фольклоре, в языческих верованиях в силы природы и языческих богов Хорса, Стрибога, Велеса, Даждь-бога, а также в дружинной поэзии.
    Наиболее поэтическим местом в «Слове о полку Игореве» по праву считается «Плач Ярославны». Ярославна оплакивает не толь­ко пленение своего мужа Игоря, но и поражение его войска. Она обращается к могущественным силам природы, чтобы они помог­ли Игорю и его воинам. Поэтические образы верной жены Игоря Ярославны, которая «кукушкой кличет» на валу в Путивле, доб­рой и нежной жены Всеволода красавицы Глебовны — яркие жен­ские образы, которые выделяются не только на фоне древнерус­ской, но и мировой средневековой литературы.
    Ярким образом в поэме выступает полулегендарный древнерус­ский певец Боян. Автор с уважением относится к таланту предше­ственника, «внука Велеса», который был языческим покровите­лем поэтов и поэзии, однако творит «Слово» по «своему замыслу», следуя стилю былин своего времени.
    Поражает в произведении также изображение сил природы, которая является живой, деятельной, она словно радуется успехам и печалится из-за неудач русичей, предупреждает их об опасности и помогает. Так, затмение солнца перед походом вещует Игорю неудачу, звери предостерегают войско; звезды будто наливаются кровавым светом, чернеют тучи перед второй битвой, Ярославна обращается к силам природы как к защитникам, Игорь разгова­ривает с Доном.
    «Слово о полку Игореве» действительно является высоко­художественным произведением древнерусской литературы, насто­ящей жемчужиной нашей культуры. Художественная безукориз­ненность, гуманистическая и патриотическая направленность, глу­бокая народность памятника нашли отображение как в древней, так и в новой литературе восточнославянских народов.[/sms]

  6. 1.чем интересно Слово о полку Игореве современному читателю?
    Это произведение о вечных, непреходящих ценностях, главная из них – любовь к Родине, которая пронизывает всё произведение: она находит своё выражение в стремлении Игоря освободить Русскую землю от “поганых” половцев, она – в сцене прощания дружинников с родной землёй.
    Единение людей, что особенно актуально в наши дни. Разве не могут жить в дружбе и мире люди разных национальностей, почему гибнут люди из- за национальной ненависти? Может быть, нам, живущим в XXI веке, надо внимательней прислушаться к этому голосу из глубины веков? Люди должны жить в едином мире, тогда они сильны, тогда они смогут защитить свою землю. Сила – в единении.
    Посмотрите, какие прекрасные чувства воспевает автор: милость сердца, верность, истинную любовь, надежду. Наверное, поэтому плач Ярославны – верной, любящей жены Игоря- никого не оставляет равнодушным
    Четвёртая идея это любовь к родной земле: картины природы, нарисованные автором: тёплые туманы, уронившая свет заря, соловьиный щекот- образны и проникнуты любовью к русской земле. . Мы разучились присматриваться и прислушиваться, мы забыли, что мы дети природы. А ” Слово… ” нам напоминает об этом.
    Таким образом, русская земля, любовь к ней, забота об её будущем связала автора и нас, современных читателей.
    “”Слово о полку Игореве ” – уникальное произведение ещё и с точки зрения количества исследовательских работ о нём. Их около 700. Это произведение изучалось литературоведами и лингвистами, филологами и историками, поэтами, музыкантами, художниками. Лихачев и Дмитриев, Виноградова и Рыбаков, Барсов и Приселков – это ученые-историки и литературоведы. Виноградова – составитель специального словаря по терминологии “Слова… “. Жуковский, Майков, Мей, Заболоцкий – поэты, которые переводили текст произведения. Художники Фаворский, Блинов, Бисти иллюстрировали “Слово… “. Композитор А. Бородин написал оперу “Князь Игорь”.
    Вот примерно так можно ответить

  7. Неизвестный автор –
    Слово о полку Игореве
    Слово о полку Игореве Любимые книги в мире те, с которыми сожгут: “Илиада”, “Набелунги”. ‘Слово о полку Игореве”.
    Марина Цветаева
    Немного найдется в мировой литературе произведений, которые влекли бы к себе с такой неодолимой силой, как “Слово о полку Игореве” – замечательный памятник древнерусской литературы XII в. Словно могучий магнит, притягивает оно великой правдой идеи и трепетным лиризмом сердца многих и многих людей во всем мире. “Слово…” читают и перечитывают, почти два столетия ведется изучение его конкретно-исторического содержания, поэтики, традиций, функционирования во времени. На разных языках о нем написано более 5 тысяч книг, сделаны сотни переводов, переложений, и большая их часть приходится на последние десятилетия. Но, подобно “Граду-Китежу”, произведение остается еще не разгаданным, “дорога к “Слову…”бесконечна”.
    “Слово о полку Игореве” было открыто в начале 90-х годов XVIII в. в одной древней рукописи знатоком старинной книги, историком и археологом графом А.И. Мусиным-Пушкиным. Высокую оценку поэтических достоинств древнего произведения сразу же дали М.М. Херасков, Н.М. Карамзин. А в 1800 г. “Слово…” было издано под заглавием “Ироическая песнь о походе удельного князя Новагорода- Северского Игоря Святославича. писанная старинным русским языком в конце XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие”. Ближайшими помощниками А.И. Мусина-Пушкина в осуществлении этого издания были А.Ф. Малиновский и Н.Н. Бантыш- Каменский. Они же были первыми исследователями “Слова…”, открытие которого было большим событием в культурной и литературной жизни России, оно заставило пересмотреть отношение к нашей древней литературе и истории Древней Руси.
    В 1812 г. рукопись “Слова о полку Игореве” трагически погибла во время московского пожара вместе со всем собранием рукописей А.И. Мусина-Пушкина. Этот факт стал поводом для появления сомнений в подлинности и древности “Слова…”. Подделку приписывали то самому А.И. Мусину-Пушкину, то Н.М. Карамзину, то архимандриту Спасо-Ярославского монастыря (место храпения рукописи “Слова…”в XVIII в.) Йолю Быковскому. В защиту произведения выступили многие ученые, поэты, историки (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер и др.). В XX в. скептическое отношение к “Слову…” вновь возродилось, несмотря на то, что еще во второй половине XIX в. были открыты произведения XIV-XV вв., в которых налицо влияние “Слова…” (“Задон – щина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Дальнейшие исследования показали не только языковое и стилистическое соответствие “Слова…” его времени и сходство со многими памятниками русской литературы XI – XIII вв. (“Слово о князьях”, “Слово о погибели русской земли”, “Ипатьевская летопись”), отражающими такую же озабоченность за свой век, но и типологическую общность со средневековым героическим эпосом европейских (“Песньо Роланде”, “Песнь о Нибелунгах”, “Песньо моемСиде”) и азиатских народов (“Витязь в тигровой шкуре” Шота Руставели, “Манас”, “Давид Сасунский”). Однако точная дата написания “Слова…” не установлена до сих пор. Исследователи относят время его создания на период 1 185- 1 197 гг. Кто же он, Автор бессмертного произведения? Подобно многим древнерусским произведениям, “Слово о полку Игореве” анонимно. Многочисленные попытки разгадать тайну авторства успехов не принесли: высказы – вались и предлагаются до сих пор совершенно противоположные мнения. Автором называли то премудрого книжника Тимофея, то новгородского посадника Романа, то певца Митусу, а писатель В. Чивилихин в романе-эссе “Память” попытался доказать, что Автором “Слова…” был сам князь Игорь. К настоящему времени существует более 20 гипотез по проблеме авторства “Слова…”. Наиболее аргументированной является гипотеза Б.А. Рыбакова, согласно которой создателем “Слова…” был киевский тысяцкий Петр Вориславич, составивший и летописный рассказе походе Игоря. Гипотезу поддержали многие ученые, но говорить о том, что поиск завершен, еще рано. Как считает акад. Д.С. Лихачев, исходя из текста самого “Слова…”, можно представить портрет Автора. ‘
    Безусловно, это человек светский, независимый от родовых княжеских симпатий и антипатий, но близкий к княжеской среде. Прекрасное знание истории, политики, культуры, фольклора, географии, княжеского быта указывает на принадлежность к интеллектуальной элите, а литературная одаренность высочайшей степени, истинная боль за Русскую землю выдают гениального художника, горячего патриота, думающего и страдающего вместе со своим народом. Ярче всего личность Автора “Слова о полку Игореве” проявляется в центральных идеях произведения, в отношении к главным героям, в жизненной позиции и, разумеются, в художественной форме выражения собственных взглядов.
    В основе сюжета “Слова…” исторический факт: поход на половцев в 1185 г. Новгорода-Северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына .Владимира, описанный в Киевской летописи. И “Слово…” очень напоминает летописный рассказ, что и дало Б.А. Рыбакову основание утверждать, что автор “Слова…” и летописного рассказа – одно лицо: те же мотивы поступков, та же последовательность событий. Но, в отличие от летописца, Автор не ставил своей задачей изложение исторических событий, воспроизведения всего похода Игоря, его судьбы. Он стремился дать их политическую и эмоциональную оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение, страшнее которого не знала Русь XII в., – это лишь повод поговорить о злосчастном положении Русской земли, оказавшейся в плену междоусобных распрей князей. Таким образом, хотя речь и идет о князе Игоре, главным героем “Слова…” является не он, а вся Русская земля. Все помыслы создателя “Слова…”, его истинная привязанность, его боль – Русская земля. Судьба Руси, ее народа, князей “от старого Владимира до нынешнего Игоря” – вот основная тема “Слова…”.
    В соответствии с принципами изображения в средневековой литературе тема определила художественные средства изображения. По определению Д.С. Лихачева, “Слово…” принадлежит к стилю монументального историзма XI – XIII вв., признаками которого являются стремление судить обо всем с точки зрения целей человеческого существования. эпический размах и динамизм повествования, масштабность дистанций: пространственных, временных, иерархических. В “Слове…” все это есть.
    Место действия в произведении – вся Русская земля, от Новгорода на Севере доТмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Более того, Автор заставляет прислушиваться к событиям на Руси немцев, греков, моравов и т.д., тем самым включая Русь в состав окружающих ее народов. Интересно используется перечисление названий городов, рек, гор, народов как способ гиперболизации. Едва ли в мировой литературе найдется произведение, в которое одновременно были бы “втянуты” такие географические пространства. И эти огромные пространства герои “Слова…” преодолевают в мгновение ока, так что читатель забывает о трудностях переходов. Художественное пространство непосредственно связано с художественным временем, оно динамично. Динамичность увеличивается оттого, что не описываются подробности (что также является свойством монументального историзма), а все воспринимается как бы с высоты птичьего полета, отсюда и возможность одновременного показа событий, происходящих в разных местах. Основное средство изображения – гипербола: “Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступает он’в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал уши в Чернигове”.
    Автор гиперболизирует силу и скорость звуков, использует звукоподражания, давая возможность услышать и топот сотен коней, и скрежет оружия на поле битвы, и посвист стрел, и звон колоколов:
    “Тому в Полоцке позвонили заутреню рано у святой Софии в Колокола, А ОН в Киеве звОН слышал”.
    Благодаря этому пространственно-временной портрет Русской земли дополняется звуковым.
    Эпичностью и масштабностью отличается изображение природы, которая составляет как бы необыкновенно широкий ‘ фон, на котором разворачивается действие “Слова…”. Ветер,. солнце, грозовые тучи, молнии, туманы, вечерние зори, птицы, звери передают ощущение бескрайности просторов Руси. Но природа не столько фон. сколько действующий герой “Слова…”. Она проявляет себя в унисон историческим событиям, между миром людей и природы нет четких границ. Автор, используя олицетворения, сближает действительность с богатым фольклорным миром: солнце предостерегает отнесчастья, деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игоря об опасности: “Но уже беду его подстерегают птицы по дубравам; волки грозу навывают по оврагам; орлы клектом на кости зверей зовут: лисицы лают на алые щиты”. Природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Нет статического пейзажа, как в других произведениях древнерусской литературы; окружающий мир в движении, в явлениях, в процессах. Исследователи подсчитали, что в “Слове о полку Игореве” существительных – 387, глаголов -297 (^.прилагательных-141, числительных и местоимений – 20, союзов – 18, междометий – 2. То есть “Слово…” буквально набито глаголами действия, поэтому так много динамики в произведении, а это тоже примета эпохи XII в., примета Руси.
    Перемещения, перелеты характерны и для людей в “Слове…”, которые очень часто “перевоплощаются” в зверей и птиц: великий князь киевский может обернуться то соколом, защищающим свое гнездо, то волком, чтобы в одну ночь доскакать до.Тмутаракани. А “Всеслав – князь простым людям суд правил, князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал, из Киева, рыща, забегал до петухов в Тмутаракань, великого Хорса, волком рыща, в пути перегонял”. Главное же, для того чтобы ярче раскрыть беды Русской земли. Автор соединяет горе человека и природы. Он с тревогой и болью показывает последствия усобиц и войн не только для человека, но и для природы: “кровавые зори свет возвещают”, “черные тучи с моря идут”, “земля гудит, реки мутно текут, пыль степь застилает”. При этом одну метафору Автор разворачивает до целого описания, до эпизода. Например, в описании битвы на Каяле и на Немиге он использует картины земледельческого труда – посева, жатвы, молотьбы: “Черна земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита: горем взошли они по Русской земле!” Или в рассказе о битве на Немиге: “На Немиге из голов снопы стелют, молотят цепами булатными, кладут жизнь на току, веют душу от тела. Немиги кровавые берега не добром были засеяны – засеяны костями русских сынов)” В метафорическом плане воспроизведенный процесс уборки хлебана поле усиливает драматизм повествования, подчеркивает противоестественность происходящего, вводит сравнение земле – устроительной деятельности пахаря и разрушительной деятельности князей.
    Чем шире Автор “Слова…” охватывает своим взором русскую природу, тем конкретнее становится образ Русской земли. В нем оживают все стихии природы, что наиболее ярко представлено в Плаче Ярославны, образ которой становится как бы символом Русской земли: “На Дунае Ярославнин голос слышится, одинокою кукушкою рано поутру кличет: Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле – реке, оботру князю кровавые его раны на могучем его теле!”
    Таким образом, пространству в “Слове…” соответствует и человечность окружающей природы. Это становится еще более очевидным при контрастном сопоставлении необъятных просторов Русской земли с пустынной Половецкой степью, с фантастическим миром, враждебным русичам: “Див кличет с вершины дерева, велит послушать земле незнаемой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуни, и тебе, Тмута – раканскиЙ истукан. А половцы неторенными дорогами побежали к Дону великому: галдят телеги в полуночи, словно лебеди распуганные”. Противопоставление дано и на уровне образов-метафор: “солнце”, “свет”, “соколы” – символы Русской земли даны в резком контрасте с “тьмой”, “тучами”, “черными воронами”, “галками” – символами Половецкой земли. “На реке на Каяле Тьма Свет покрыла: на Русскую землю накинулись половцы, словно выводок рысей. Уже налетело Бесчестье на Славу, уже ударило Насилье на Волю, уже ринулся Див на нашу землюГ’
    Однако Русская земля для Автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. жители городов и сел – словом, “внуки Даждьбога”. Автор ощущает Русь как огромное живое существо. Поэтому, естественно, основным критерием оценки деятельности князей является участие в судьбе Русской земли, русского народа. Это обусловило своеобразный композиционный прием: конкретный поход Игоря как бы наложен на историческую канву несчастий Русской земли. От этого и переходы Автора от настоящего к прошлому, размышления о будущем. Вся русская история, а не только поход Игоря, в поле его зрения. В крупном плане “Слово…”, обрамленное зачином и славой, построено по принципу зеркальной симметрии.
    В первой части этой симметрии Игорь идет в похода Поле Незнаемое. Главная историческая параллель походу Игоря здесь – судьба деда Игоря Олега “Гориславича”. С именем родоначальника Ольговичей Автор связывает целую эпоху в жизни Руси, причем мрачную и трагическую, ибо “тот Олет мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял”. “Тогда, при Олеге Гориславиче. засевались и прорастали усобицами, погибали владения Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах век людской сокращался”.
    Во второй части Игорь возвращается из плена, с Поля Незнаемого. Главная параллель походу Игоря здесь – родоначальник Всеславичей – Всеслав Полоцкий, прозванный народом “князем-оборотнем”: “Он, обманом подпершись на коней, скакнул ко граду Киеву и коснулся палицей золотого престола Киевского. Скакнул от них лютым зверем в полночь из Белгорода, завесился синею мглой, а наутро вонзил секиры: отворил ворота Новгорода – разбил славу Ярославову”.
    В Олеге Гориславиче и Всеславе Полоцком обобщены два крупнейших исторических явления той эпохи: усобицы Ольговичей и Мономаховичей, и усобицы Всеславичей с Ярославичами. Вот почему характеристики этих князей занимают важное и определенное место в композиции “Слова…”: они служат средством художественного обобщения. В коНтексте этой исторической параллели и Игорь Святославич характеризуется не сам по себе, как личность, а оцениваются его дела, поступки, их последствия для Русской земли. И хотя Автор с сочувствием относится к Игорю, его брату Всеволоду, отмечает их мужество, благородство, преданность Русской .земле, семье, .но он осуждает их за безрассудную смелость и самоуверенность, за желание добыть себе “чести и славы” любой ценой. “Распалило ум князя желание, и жажда испить Дона великого знамение ему заслонила”. “Те два храбрые Святославича, Игорь и Всеволод. пробудили нечисть раздором… Тут немцы и венецианцы, тут греки и моравы поют славу Святославу, упрекают князя Игоря, что добро потопил на дне Каялы, реки Половецкой. Русского злата насыпали”. Автор не против Игоря, нс за него Он не приверженец ни одной из соперничавших княжеских группировок – Ольговичей, Мономаховичей и т.д. Автор “Слова о полку Игореве” над ними в осмыслении самого понятия “Русь” и в попытке показать, как пагубно отразилось на Руси отсутствие единства, стремление поставить личные интересы выше .интересов Родины: “Уж, братья, невеселое время настало, уже Пустыня Силу прикрыла) Поднялась обида средь полков Даждьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыльями на синем море у Дона, плещучи. прогнала обильные времена) Борьба князей с погаными безуспешна, ибо сказал брат брату: “Это мое, и то мое же1” И начали князья про малое “это великое” молвить и сами на себя измену ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на Землю русскую)” Призыв князей к единению для совместной защиты Руси и составляет основную идею произведения.
    Призыв к единению наиболее ярко высказан Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря и Всеволода. Не случайно Сон Святослава и “Златое слово” его составляют как бы центр (ось) зеркальной симметрии, а сам Святослав, слабый киевский князь, вопреки исторической достоверности, предстает “могущественным”, “грозным”, как и положено было главе русских князей. Можно сказать, что для Автора Святослав – носитель объединительной политики, а это на пользу Руси.
    Привело ли мощное, как набатный звон, “Слово. ” к практическим результатам? По летописям историки установили степень эффективности призыва Автора 1 186 г. – оказался мирным, в 1187-1189 гг. между многими князьями были заключены союзы, скрепленные браками детей, и целых пять лtт идеи Автора “Слова…” торжествовали и оберегали Русь.
    Причина такого воздействия на умы и чувства людей той эпохи, конечно, не только в высоком гражданском пафосе, но и в необычайной поэтичности “Слова…” Автор, писатель большой литературной культуры, работая над произведением, воспользовался едва ли не всеми изобразительными средствами как письменной, так и устной народной словесности. Так, например, в “Слове…” широко использована военная терминологическая лексика, как в прямом, так и в переносном значении: “испить шеломом Дону” – победить врага у Дона, “вступить в златое стремя” – выступить в поход, “главу свою приложить” – пасть в бою,
    С народной поэтической традицией связаны яркие сравнения, параллелизмы (“Гзак бежит серым волком”, “Не буря соколов занесла через поля широкие, галок стада бегут к Дону великому”); символика (“4 солнца”, “молодые месяцы”, “соколы” – князья, “жемчуг” – слезы); эпитеты (“красные девки”, “Златое слово”, “серебряная седина”, “зеленая трава”, “синее вино”, “сизые орлы” и др.). Большое место в стилистическом строе занимают разного рода повторения как прием объединения текста В единое целое. Каждый из видов повторений имеет общее эстетическое значение и частные цели. Так, рефрен “О русская земля, уже за шеломянем еси!” усиливает напряженность повествования. Рефрен “За землю Русскую, за раны Игоревы!” в авторском обращении выражает основную идею произведения, Чередование одинаковых синтаксических конструкций (“Тут братья разлучились на берегу быстрой Каялы, тут кровавого вина недостало, туг пир окончили храбрые русичи”), повторение образов и слов (“Были века Трояни…”, “Погасли вечерние зори”) создают ощущение неторопливости, длительности действия. Весь стилистический строй свидетельствует, что Автор прежде всего стремился утвердить в сознании читателя свое понимание событий, свою печаль и радость. И именно Автор вносит в “Слово,..”и ту страстную лиричность, и тот высокий общественный пафос, которые •гак характерны для этого произведения.
    Созданное восемь веков назад “Слово о полку Игореве” излучает гуманный свет добра, и сегодня оставаясь живым и современным. Как отмечает Б. Олейник, “Слово…” стало тем неиссякаемым кладезем, из которого черпали и черпают живую воду вдохновения литературы всех народов. Для нас же, славян, и прежде всего русских, украинцев, белорусов. – это, по сути, то начало, из которого родились наши литературы. “Слово…” присутствует в самой формуле нашего духовного генетического кода. Поэтому часто, сами того не подозревая, мы пользуемся даже интонационным ключом “Слова…” (3, с. 543).
    Список литературы
    1. Булахов М. Г. “Слово о полку Игорева” в литературе, искусстве, науке// Краткий энциклопедический словарь.-Минск, 1989.
    2. Лихачев Д. С. Слово б полку Игореве: Историке- литературный очерк. – М„ 1982. Слово о полку Игореве. 800 лет. – М., 1986.

  8. “Слово о полку Игореве” — самая выдающаяся достопримечательность Киевской Руси
    Мировая литература знает немного таких произведений, которые бы захватывали новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, приобретали все более широкую и громче славу. И именно к таким памятников принадлежит бессмертное «Слово о полку Игореве» — героический, исполненный горячей любви к родине, к своему народу произведение.
    «Слово» не рассказывает о всех подробностях похода и поражения Игоря, как это сделали летописцы. Неудачный поход Новгород-Северского князя — это для автора только повод, чтобы высказать свои мучительные раздумья, свое переживание за судьбу родной земли и ее народа, чтобы осудить княжеские междоусобицы и несогласия, Главная идея «Слова …» — это призыв русских князей к единению и защиты родных земель.
    Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска. О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни: «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами злелияни, концом копья згодовани …», они знают свое дело и всегда готовы к бою, чтобы искать себе чести, а князю славы. И сам Всеволод предстает как былинный богатырь, как мощный буй-тур. В «Слове …» ему нет равного среди мужественных. Храбрым изображено и предводителя похода Игоря. Его мужество и решительность проявляются в том, что он ведет на врага полки, несмотря на дикие и страшные предсказания — затмение солнца, грозовую ночь, вой волков, брехання лис и зловещее кружение орлов, сопровождающие войско, ожидая его гибели. Игорь видит себя и свою судьбу рядом с судьбой всех русских воинов, готов разделить с ними и славу победы, и горечь поражения, «с вами, русичи; хочу голову положить либо напиться шлемом с Дона» Настоящий рыцарь, человек чести, он считает , что когда случится несчастье — русичей разобьют, то лучше умереть от меча, чем попасть в плен: «Братья и дружина! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть ». Мужество, героизм, слава и честь стоят в «Слове …» очень высоко. О первой победную схватку с половцами автор говорит кратко, лишь сообщая, захватившие русские воины добычи великое множество. Но главная цель Игоря — освободить Русь от лютого врага и снискать себе славы.
    Но эта первая схватка решили судьбу похода. Решающая битва была впереди. Приближение ее обрисована мощными и тревожными образами стихий природы. Возвращение короля предвещают кровавые звезды, из моря надвигаются черные тучи, чтобы затмить четыре солнца — четырех князей, а в тучах трепещут синие молнии. «Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого? »Появление неисчислимого половецкого войска разворачивается в огромную панораму:« Земля гудит. Реки мутно текут. ПОЗИЦИЯред земли половецкой.
    Не выдержав натиска вражеского войска, погиб Игорева жена, а сам князь попал в плен.
    «Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность литературы Киевской Руси. Мировая литература знает немного произведений, которые, подобно этому, захватывают все новые и новые поколения, пересекают океаны и языковые границы, завоевывая новых поклонников. «Слово» относится именно к таким произведениям, ибо оно полно горячей любви к родине, к своему народу, потому что поднимает общечеловеческие проблемы ответственности за свои поступки, мира и войны, единства.

    Образ князя Игоря

    Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославич. Это гордый и отважный, готовый отдать жизнь за родину рыцарь. Он презирает смерть, плен для него — величайший позор: «Лучше ведь убитым быть, — говорит он, — чем пленным …»
    Игорь — волевая натура: он один сумел вернуть тысячу отступающих воинов назад, выступив на помощь Всеволоду, что изнемогал, окруженный половцами.
    Все эти свойства вызывают симпатию к князьям Вместе с тем автор осуждает Игоря за неосмотрительность, недальновидность, славолюбие. Он слишком горяч, поэтому способен твердо оценить ситуацию. Его поспешность привела к трагедии: жена полностью разгромлена, сотни женщин стали вдовами, сотни детей — сиротами, князья «пересели из седла золотого и в седло невольничу», а главное — открылись настежь ворота для новых нападений половецких орд. Поэтому «тоска разлилась по русской земле», печаль буйная течет среди земли Русской », даже« никнет трава жалостью, а дерево с тоской к земле приклонилося ».
    В неволе «Игорь не спит, Игорь мыслью поля мерит от великого Дона до маленького Донца» и детально обдумывает план побега, ибо только следующими мудрыми действиями он может искупить свою вину перед родным краем. Этого хотят все, даже природа.
    Рассказывая о походе Игорева войска, автор не остается сторонним наблюдателем, он мучительно переживает ход событий и не может удержаться от комментирования поступков Игоря, от осуждения князей за распри, которые превращают родную страну в огромное кладбище, и умоляет русичей объединиться.
    «Слово о полку Игореве» составило на меня очень большое впечатление. Я научилась понимать и любить литературу того времени и узнала много нового и интересного из истории Русской земли.

  9. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова…» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.
    Автор «Слова…» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей – «страны незнаемой».
    Обширность русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, – вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова…» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.
    В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: Галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.
    Не менее грандиозен и пейзаж «Слова…». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.
    Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.
    Так в образе Русской земли объединяется для автора «Слова…» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» – пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
    Войско Игоря – это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
    Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово…», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
    Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А та любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

  10. “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством
    «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Золотое слово русской литературы» (о “Слове о полку Игореве”)
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве»
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы
    «Слово о полку Игореве» – призыв к единению русской земли
    «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
    Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
    Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»
    Изображение природы автором “Слова о полку Игореве”
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве”
    Историческая основа «Слова о полку Игореве»
    Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве»
    Каким я представляю себе автора “Слово о полку Игореве”
    Каким я представляю себе автора «Слова…»
    Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве»
    Композиция “Слова о полку Игореве”
    Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве»
    О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве»)
    Образ защитника Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве»
    Образ Родины в “Слове о полку Игореве”
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ русской земли (по “Слову о полку Игореве”)
    Образ Русской Земли на страницах «Слова о полку Игореве»
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве”
    Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
    Образы князей в «Слове о полку Игореве»
    Основная идея «Слова о полку Игореве»
    Отзыв на «Слово о полку Игореве»
    Патриотическая идея «Слова о полку Игореве»
    Рассуждение о значении «Слова о полку Игореве»
    Русская земля в «Слове о полку Игореве»
    Русская земля, родная природа в «Слове о полку Игореве»
    Слово о полку Игореве – уникальный памятник древнерусской литературы.
    Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве»
    Художественные средства изображения в “Слове о полку Игореве”
    Человечность “Слова о полку Игореве”

  11. Одно из самых значимых произведений литературы древней Руси – это, конечно же, «Слово о полку Игореве», в котором повествуется о том, как проходил поход войска князя Игоря против половцев в 1185-ом году. При этом повествование выглядит совсем не последовательным, тут происходит некий анализ событий тех дней. Анализ, естественно, поэтический. «Слово о полку Игореве» писалось незадолго после событий, описываемых в нём, поэтому его очень сложно назвать «лёгким» для прочтения. В самой форме «Слова…» чувствуется патриотический призыв к современникам. При этом, это произведение очень тесно связано с культурой России, её языком, взглядами на жизнь, менталитетом.
    «Слово о полку Игореве» — это не летопись, не трактат, это поэтический крик патриота, который правдиво и беспристрастно описывает трагические события того времени. Само повествование этого произведения начинается с размышлений поэта о том, что перед нами импровизация автора, отошедшая от Боянова письма. При этом манера повествования льётся очень искренне.
    На протяжении всего «Слова о полку Игореве», поэт уходит от описания происходящего, применяя при этом различные отступления с описанием природы и пр. При этом складывается впечатление, что автор вместе с князем Игорем Святославовичем проходит весь его путь. Он оплакивает гибель князя вместе с Ярославной.
    По форме и содержанию повествования «Слово о полку Игореве» очень близко к такому фольклорному жанру, как плач и слава. Поэт очень эмоционален и патриотичен – он воспевает отвагу русских воинов, проклинает половцев.
    «Слово о полку Игореве» — это уникальное произведение, причём не только литературное, но и историческое.

  12. Слово о полку игореве — слово о полку игореве

    Восемь веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу князя Игоря Святославовича на половцев
    В 1184 году под предводительством Святослава объединенными усилиями русских князей половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в походе, потому что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску приехать вовремя. Игорь очень тяжело переживал эту неудачу, поэтому в 1185 году он бросается в поход против половцев, не спросив разрешения у Святослава. Этим он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.
    Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.
    После поражения половцы, собрав весь свой народ, стали разорять Русскую землю, а князья были заняты ссорами.
    «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению против половцев. Автор «Слова» смотрит в глаза опасности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и набегов половцев. Хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния.
    «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Писатель сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Князь Святослав представляется ему как сильный и грозный властитель. В «Слове» мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти.
    Свой призыв к единению, свое чувство единства родины писатель воплотил в конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ. К ней обращены все чувства автора.
    Образ родины противопоставлен образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «грязевым» местам.
    Русская земля для автора — это не только «земля», не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Создатель «Слова» рассказывает труде пахарей, о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, он говорит о горе всего русского народа после поражения.
    В этой поэме писатель охватывает события русской жизни за полтора столетия, постоянно обращаясь к новым источникам.
    Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он окинул взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, людей, историю. В своей поэме он объял большие пространства Русской земли: Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, Курск, Киев, Чернигов.
    Любовь к родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве». Она же сделала его произведение бессмертным. «Слово о полку Игореве» проникнуто глубоким чувством, теплым и нежным и сильным чувством любви к родине.
    Подлинный смысл «Слова о полку Игореве» заключался в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей. Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.
    Древнерусская поэма “Слово о полку Игореве”. созданная в конце XII века, дошла до нас в XVI веке в единственном списке, судьба которого трагична: в 1812 году этот единственный список сгорел вместе со всеми другими ценнейшими рукописями собрания А. И. Мусина-Пушкина в московском пожаре. По счастью, в 1800 году он успел его издать.
    Небольшой литературный памятник, посвященный горестному поражению русских в походе против половцев в 1185 году, оказался одной из самых больших побед русского слова.
    Покоряет сила любви к родине, к земле Русской, которая пронизывает все произведение, проступает в каждой строке. Чувство это наполняет сердце жгучим горем от поражения русского войска; гордостью за свою родину, когда мы узнаем о силе и смелости ее князей; острой ненавистью к врагам, разорявшим Русскую землю.
    Величайшая патриотическая поэма Древней Руси рассказывает нам не об одной из побед, которых немало знало русское оружие, а о страшном поражении, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался плененным, а войско почти совсем уничтоженным! Автор “Слова…” смотрит в глаза опасности, суровой действительности, видит перед собою Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов половцев. Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к oiBcry и напоминая им об их долге перед родиной:
    Где же ваши золотые шлемы
    и копья польские и щиты?
    Загородите полю ворота
    своими острыми стрелами за землю
    Русскую, за раны Игоревы
    буйного Святославича!
    Поэма состоит из вступления, трех основных частей и концовки. Изображение событий неоднократно прерывается авторскими размышлениями о дне настоящем и о прошлом Русской земли.
    Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна. прославлявшего воинские подвиг” русских князей. Его поэтическая манера поражала слушателей свободным полетом фантазии. Отдавая дань уважения блестящему мастерству своего предшественника, создатель “Слова…” вместе с тем не хочет быть его подражателем. Он решает творить “не по замышлению Бояна”. а по действительным событиям своего времени.
    Поэт рассказывает о сборах в поход и двух битвах Игоревой дружины. Вначале русские разбили половцев, но радость храбрых русичей преждевременна. Зловещей тучей надвигаются на Игореву дружину главные силы половцев. Стойко сражаются воины, но под натиском многочисленного половецкого войска гибнет -Игорево войско, а князей кочевники уводят в плен. Это кульминация “Слова…”.
    А в Киеве князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, узнав о поражении Игоря и Всеволода, горько упрекает этих храбрых, но безрассудных военачальников: “Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать”. По мысли Святослава, великое горе принес родине необдуманный поход этих князей. И вот уже “кричат под саблями половецкими” ни в чем не повинные русские люди.
    К “золотому слову” Святослава, к его размышлениям о судьбах Руси присоединяет свой голос создатель поэмы. Обращаясь к князьям Всеволоду Суздальскому, Ярославу Галицкому и другим властителям обширных и могучих, но разрозненных княжеств, поэт страстно призывает их сообща выступить против половцев, отстоять землю Русскую, отомстить “за раны Игоря, храброго Святославича”. Это одно из центральных мест произведения.
    Будто услышав мольбы Ярославны, князь-пленник совершает побег из плена. Пренебрегая опасностью вражеской погони, он находит ту единственную дорогу, которая приводит его в родные края. Осознав свою вину перед Русской землей. Игорь устремляется в Киев, к князю Святославу. Соотечественники приветствуют прощенного родиной героя. Развязка поэмы отражает желание автора видеть русских князей объединившимися для отпора общему врагу.
    Итак, композиция “Слова…” строго продумана и полностью соответствует основной авторской идее- идее объединения Руси.
    Страстность, с которой написано “Слово…”, поразительна. Оно полно сильных и волнующих чувств. Рассказывая о походе русского войска, автор преисполнен такой сильной скорби, что прерывает самого себя горестными восклицаниями: “О. далеко залетел сокол, птиц избивая,- к морю! Л Игорева храброго полка уже не воскресить!”. “О. стонать Русской земле, поминая прежнее время и прежних князей!”
    Автор “Слова…” одухотворяет природу, заставляет ее отзываться на все происходящее среди людей. Чувства его так велики, понимание чужого горя и чужих радостей так остро, что ему кажется, что этими же чувствами, этими же переживаниями наделена и вся окружающая природа. Слияние автора и природы усиливает значительность и драматизм происходящего.
    Очень живо рисует автор “Слова…” удаление войска и дважды восклицает: “О Русская земля уже ты за холмом!” Только побывавший в походах мог с такой точностью передать душевные переживания воинов, уходящих за пределы родной земли, прощающихся с родиной.
    Автор поэмы как бы слышит издалека шум битвы, но в сильном душевном волнении не хочет и не может осознать внезапно надвинувшееся поражение, несмотря на всю его очевидность. С исключительной глубиной проникает он и в душевные переживания своих героев. Во всей сложности предстают перед нами противоречивые чувства Святослава Всеволодовича Киевского при известии о поражении Игоря и Всеволода. Он отечески любит их и упрекает за безрассудную затею похода без других русских князей.
    Автор “Слова…” понимает молодецкое презрение к роскоши воинов Игоря, которые, потоптав “поганые” полки половецкие, “помчали красных девок половецких, а с ними золото, и паволоки, и дорогие оксамиты”.
    Одновременно с пониманием удали воинов он с ласковой чуткостью приоткрывает нам душевные переживания жены Игоря — Ярославны, плачущей по своему мужу. Нежность Ярославны и суровость воинов понятны и близки ему в равной мере.
    С удивительной человечностью изображена в поэме одинокая смерть Изяслава Васильковича на поле битвы, на кровавой траве: не было с ним его братьев, в одиночестве “изронил он свою жемчужную душу через золотое ожерелье”.
    Но истинным, главным героем произведения является Русская земля; ее образ автор создает с необыкновенным темпераментом, с чувством страстной любви к ней.
    Отличается своей грандиозностью динамичный пейчаж “Слова…”: перед битвой с половцами “кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…”, быть грому великому, идти дождю стрелами с Дона Великого. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. После поражения Игоря в глубокую печаль погружена Русь. Широкий фон. на котором развертывается действие, передает ощущение бескрайних просторов родины. Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему над облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи своп на русских воинов, жаждою мм луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
    Это небольшое, но исключительно богатое по форме и содержанию произведение пронизано контрастом книжных элементов стиля с народно-поэтическими, которые, переплетаясь, создают его своеобразие. Но ближе всего “Слово…” к народной поэзии. Народны образы дерева, преклоняющегося до земли от горя, никнущей от жалости травы, сравнения битвы с пиром, жатвой. Близок к народному и плач Ярославны.
    Контрастно в поэме сочетание прозы с ритмически организованными строками. Автор очень точно и метко подбирает слова и выражения: соловьиное пение уснуло; синие молнии трепещут; трава никнет. Прекрасны и такие эпитеты: жемчужная душа, живые струны Бояна.
    Созданное вскоре после описываемых событий “Слово о полку Игореве”, по выражению академика А. С. Орлова, “не затерялось,- на границе дикого поля”. Во все эпохи “Слово…” было живым явлением русской литературы, всегда сохраняло свою идейную и эстетическую действенность.
    Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о нем. Для автора битва со степным врагом еще не закончилась, поражение для него — это только начало битвы. Поражение должно объединить русских.
    Имя поэта, создавшего “Слово о полку Игореве”. затерялось в веках.
    Мы не знаем, был ли он княжеским певцом или принадлежал к дружинной (военной) среде. Во всяком случае, это был один из умнейших и образованнейших людей своей эпохи, патриот и гуманист, отстаивавший идею единства Русской земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *