Сочинение на тему сюжеты и герои ранней романтической прозы м горького

12 вариантов

  1. Образы романтических произведений Горького написаны, как правило, крупным планом: одна, самая характерная черта определяет собой весь облик человека и его поступки. Горький почти не останавливается на их биографиях. Его не интересует процесс становления образов, он рисует уже сложившийся характер.
    Ценность и обаяние образов произведений раннего Горького заключается в их возвышенном моральном облике: это характеры цельные и сильные, натуры действенные, смелые. На этих образах лежит печать романтической исключительности и гиперболизации.
    Итак, обратимся к некоторым произведениям раннего Горького, чтобы наглядно проиллюстрировать героев этого этапа творчества писателя.
    Макар Чудра – герой одноименного рассказа – высшим идеалом считает вольную, бродяжью, цыганскую жизнь. Он яростно отвергает городской уклад жизни: «Смешные они те твои люди: сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, – он широко повел рукой на степь». Как истинное дитя природы, Чудра свободен от собственнических вожделений, от власти денег.
    Как бы в подтверждение слов цыгана о том, что превыше всего свобода, автор передает рассказ о любви прекрасной Радды и мужественного красавца Лойко Зобара. Любовь этих молодых людей вступает в конфликт с неутолимой жаждой свободы. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», – так говорит гордая Радда. И рождается в ее маленькой головке каприз: пусть гордый Лойко в ноги ей перед всем табором поклонится. Усмехнулся Лойко и на глазах изумленных цыган заколол Радду, а потом, действительно, пал к ее ногам, пронзенный ножом отца Радды. Превыше всего для них, Радды и Лойко, – свобода.
    Одно из романтических произведений М.Горького – рассказ «Старуха Изергиль». Старая женщина, много повидавшая на своем веку, поведала две старинные легенды: о сыне орла и женщины Ларре и герое Данко, который ради спасения своего народа пожертвовал собственной жизнью.
    Жестоко карает Горький людей себялюбивых, эгоистов. Индивидуалиста Ларру, убившего девушку, не пожелавшую ответить на его любовь, народ решает наказать самым страшным, что есть в жизни, – одиночеством. Вначале юноша смеялся вслед людям, которые бросили его, и только позднее понял, какая это страшная мука – быть одиноким, никем не любимым. Великое благо – жизнь – становится для героя тягостной лямкой: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»
    В проблему свободы и несвободы Горький вносит новый нюанс: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода как величайшее благо имеет ценность только тогда, когда она связана с близкими людьми, обществом, народом, дружбой, любовью.
    Но самый запоминающийся образ романтических произведений Горького, на мой взгляд, – Данко. Потрясает воображение мужество этого юноши. Его племя заблудилось в лесу, и жалкие трусливые люди возроптали на своего вождя. И тогда Данко «разорвал руками свою грудь и вырвал из нее свое сердце. Данко высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…»
    Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает, к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
    Во всех своих образах Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны. При этом он выражает свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”).
    Изображение красочных пейзажей в “Старухе Изергиль” имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает “быль” и “сказку”.
    Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными повествованиями, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.
    И хочется закончить сочинение словами героини ранней романтической прозы Горького – старухи Изергиль. Эти слова раскрывают основную суть образов Горького этого периода: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

  2. В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.
    Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.
    Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.
    Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”.Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году.
    В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”.
    Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит старуха Изергиль.
    Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..”
    Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!”
    Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был закрыт.Современник Горького А.Богданович писал: “От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности”.

  3. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького

    В
    конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов
    “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и
    оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его
    книгах.
    Растущее
    в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление
    романтических тенденций в литературе.
    Особенно
    ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких
    рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар
    Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с
    солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.
    Такой
    герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж
    против действительности, против всякого гнета ее”.Центральным образом
    романтических произведений Горького раннего периода является образ героя,
    готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого
    образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году.
    В
    образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который
    все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и
    решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в
    жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем
    желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” –
    сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из
    нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким
    светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была
    побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,
    кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и
    умер”.
    Умирает
    Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ
    героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит
    старуха Изергиль.
    Идею
    подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую
    “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца
    за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал
    бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье
    битвы!..”
    Соколу
    присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола
    Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость –
    вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет
    время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
    смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    В
    1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с
    необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал
    близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это
    смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит
    пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!”
    Буревестник
    – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и
    чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник
    реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”,
    в котором была напечатана эта песня, был закрыт.Современник Горького
    А.Богданович писал: “От большинства очерков г. Горького веет этим
    свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то
    независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов,
    касающихся того же мира нищеты и отверженности”.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

  4. С рассказа «Макар Чудра» начался длинный и плодотворный путь М. Горького. Главная тема рассказов М. Горького, особенно его ранних произведений, это вопрос о человеке. Мир показывается писателем расколотым, а человек вынужден либо примириться с гибелью своей личности, либо вынужден искать пути ее возрождения. Вопросы духа занимают многих писателей начала века, не только в среде интеллигенции, но и среди простого народа. Герои ранних рассказов М. Горького — так называемые «босяки». Эти люди чувствуют свою ответственность за всеобщее неустройство и начинают искать выход. Герои М. Горького —это сильные личности, а изображение их жизни проникнуто духом свободы. Заметное место в его творчестве принадлежит романтическому началу. М. Горький утверждает идеал сильной, свободной духом личности, способной на подвиг. Особенно его привлекают «строптивцы, озорники или счастливые грешники» — люди веселые и гордые, не знающие страха перед жизнью. Таким людям тесно в рамках, заданных судьбой, они пытаются их расширить. Изучая судьбы и характеры таких людей, Горький много путешествовал по России, объясняя это «желанием видеть — где я живу, что за народ вокруг меня». В форме легенд, сказок Горький развивает свое понимание свободы, истинной и мнимой, и пути ее достижения. Авторский поиск совершенного духовного опыта начался с обращения к памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов. Понять смысл этих горьковских сказаний можно лишь в их соотнесении с реалистическими рассказами. Романтический герой оказывается включенным в среду ограниченных или жестоких, злых соплеменников. Но чем более безрадостно и тускло его существование, тем сильнее в нем потребность яркого, неведомого. В романтических образах воплощены в бесконечно усиленном варианте горькие наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Народная мудрость обращена к явлению, глубоко взволновавшему писателя. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…». М. Горький сталкивает свободу не только с несвободой, но и с другими высшими ценностями, чтобы утвердить свободу как высшую среди этих ценностей. В рассказе «Макар Чудра» писатель сталкивает свободу и любовь. Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства.
    О цыгане Лойко Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься…». В кровавой драме, развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной человеческой судьбы.
    В основу сюжета рассказа положена поэтическая история любви. Но страсть не любовная, а страсть к свободе — вот что определяет и помыслы, и поступки персонажей. Весь рассказ проникнут духом свободы. Главный вопрос, который ставит писатель, — как разрешится конфликт между желанием любить и быть любимым и стремлением к полной свободе и независимости? Неудивительно, что финал у рассказа трагический.
    «Макар Чудра» построен по принципу «рассказ в рассказе». Перед читателем — холодная осенняя ночь, сильный влажный ветер с моря, пламя костра, песня юной цыганки и рассказ старого цыгана о страстях и чувствах не менее ярких, чем огонь, не менее сильных, чем ветер. Автор использует так называемую рамочную композицию, чтобы настроить читателя соответствующим образом, ведь историю Зоба-ра и Радды можно истолковывать по-разному. Действие происходит ночью, в густой мгле, под жалобный вой ветра: рассказчик (очевидец и косвенный участник описываемых событий), лежа в «сильной, красивой позе», пасет коней, символизирующих стремительность и свободу. Рассказ Чудры звучит осенней беззвездной ночью, а осень с ее холодными ветрами и увядающей природой — загадочный период, не поддающийся логическому объяснению, равно как и финал любовной истории Радды и Зобара, который является неожиданным для читателя, настроившегося на идиллию.

  5. В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
    Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
    Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
    В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
    В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
    Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
    Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
    Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
    Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
    В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций – стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней.
    Рассказ «Макар Чудра» – еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
    Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни– социально-политический. В образе двух антиподов – Сокола и Ужа – писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища. Сокол – храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения – свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!»
    Для Ужа все это – непонятные слова. Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать – летать не может!»
    Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.

  6. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького
    В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.
    Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.
    Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.
    Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”.Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году.
    В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”.
    Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит старуха Изергиль.
    Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..”
    Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!”
    Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был закрыт.Современник Горького А.Богданович писал: “От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности”.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  7. Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.
    В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
    В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив: герою-повествователю говорят: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». А противостоит ему мир романтических героев — красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись».
    В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой, и есть просто люди.
    Как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.
    Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи конфликтуют со средой. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры. Он открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.
    Ему противоположен герой по имени Данко. Рассказ о его деяниях — аллегорическое описание пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В образе Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот выписан по канонам романтической традиции.
    Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, ею не понят. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как ей и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками.
    «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».
    Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, овеществляет распространенную в русском языке метафору: огонь сердца, сердечный огонь. Подвиг героя перерождает людей, они устремляются вперед, к лучшему будущему, к «морю солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».
    Но от этого сам Данко не перестает быть одиночкой, его смерти не замечают, а «смелое сердце» из осторожности, «боясь чего-то», топчут ногой и гасят.
    Горьковская легенда о Данко широко использовалась в революционной пропаганде, образ героя служил примером для подражания, позднее широко привлекался официальной коммунистической идеологией, усиленно внедрялся в сознание советского молодого поколения.
    Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
    В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
    Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.
    Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, — в те годы их принято было называть босяками.
    М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».
    В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.
    Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.
    М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.

  8. К раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения («Старуха Изергиль», «Ма­кар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» и другие), рассказы «босяцкого» цикла, некоторые реалис­тические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее: обличение социального строя, его пороков, дово­дящих человека до крайней степени падения, нравствен­ной скудости, духовной и, наконец, физической гибели. В своих же романтических произведениях Горький осуществляет «поиск человека», поэтому ведущими те­мами этих произведений становятся соотношение доб­ра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Они проникнуты героическим пафосом. Стремление помочь жить красивее, ярче, возвышеннее и вызвало обращение Горького к романтике. «Нужны подвиги, подвиги, — восклицал писатель. — Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Надо было возвысить че­ловека, окрылить его, пробудить в нем бодрость и веру. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недо­статочно «гореть», недостаточно быть свободным и гор­дым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь глав­ное: цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека — дело его».
    С самого первого рассказа «Макар Чудра» Горький делает своими героями людей, которые ценят духовную свободу, людей, которых жизнь не может привязать к од­ному месту, людей независимых. Гордый Зобар не может упасть в ноги даже любимой женщине. Лойко был един­ственным человеком, которого Радда смогла полюбить, и именно за то, что он никогда не стал бы ее рабом. Но даже сильная любовь не может заставить ее расстаться со свободой, волю она любит еще сильнее Зобара. Горький поет «…мрачный и торжественный гимн гордой паре кра­савцев-цыган».
    Молодой Горький мечтает о сильных, волевых натурах, людях-борцах, которые смогут вывести Россию из тьмы, однако рядом их не находит. И поэтому его обращение к деятельному, революционному романтизму не случайно. Так возникают «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестни­ке». Трусливому и самодовольному Ужу, вполне удовлет­воренному жизнью в душном ущелье, Горький противо­поставляет смелого Сокола, рвущегося ввысь, к свободе, свету, вступающего в неравный бой с врагом. Сокол знает, что погибнет, но невозможность свободы для него сильнее
    смерти. И Горький поет славу «безумству храбрых». То же в «Песне о Буревестнике», которая стала настоящим гимном общественного движения того времени.
    Утверждение свободы, добра, человеческого досто­инства, вопрос о смысле жизни и назначении человека в ней — главные проблемы рассказа «Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна — о гордом, высокомерном Ларре, другая — о Данко, юно­ше, отдавшем сердце для спасения своего народа. Писа­тель затрагивает важную этическую проблему: человек без людей, вне своего народа — ничто. Отвергнутый со­племенниками, Ларра лишен человечности, любви и доб­роты. Одиночество, обреченность на бессмысленное и бес­плодное существование — вот самое страшное наказание. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…». В одиночестве бывший когда-то сильным человек превращается в никчемный призрак.
    Эгоизму Ларре противостоит величие подвига Данко, который жертвует собой ради спасения своего народа. Его горящее сердце, вырванное из груди, освещающее дорогу в темноте, давно уже стало символом. Противопоставляя эти образы, Горький и раскрывает основную проблему рассказа.
    Не менее романтична и сама старуха Изергиль, ут­верждающая: «В жизни… всегда есть место подвигам». Изергиль прожила жизнь, наполненную «жадной любо­вью». Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять.
    Через все раннее творчество Горького проходит меч­та о прекрасном человеке. Горький показал в литерату­ре того времени новых героев — людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств.
    Романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он — творец жизни.

  9. В
    конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов
    “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и
    оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его
    книгах.
    Растущее
    в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление
    романтических тенденций в литературе.
    Особенно
    ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких
    рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар
    Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с
    солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.
    Такой
    герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж
    против действительности, против всякого гнета ее”.Центральным образом
    романтических произведений Горького раннего периода является образ героя,
    готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого
    образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году.
    В
    образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который
    все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и
    решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в
    жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем
    желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” –
    сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из
    нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким
    светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была
    побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,
    кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и
    умер”.
    Умирает
    Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ
    героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит
    старуха Изергиль.
    Идею
    подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую
    “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца
    за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал
    бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье
    битвы!..”
    Соколу
    присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола
    Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость –
    вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет
    время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
    смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    В
    1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с
    необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал
    близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это
    смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит
    пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!”
    Буревестник
    – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и
    чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник
    реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”,
    в котором была напечатана эта песня, был закрыт.Современник Горького
    А.Богданович писал: “От большинства очерков г. Горького веет этим
    свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то
    независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов,
    касающихся того же мира нищеты и отверженности”.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

  10. План
    I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького.
    II. «Гимн свободному человеку» в произведениях писателя.
    1. Герои рассказа «Макар Чудра».
    2. Героико-легендарные и аллегорические образы в романтических произведениях Горького.
    3. Вопрос о смысле жизни в рассказе «Старуха Изергиль».
    III. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького.
    К раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» и другие), рассказы «босяцкого» цикла, некоторые реалистические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее: обличение социального строя, его пороков, доводящих человека до крайней степени падения, нравственной скудости, духовной и, наконец, физической гибели.
    В своих же романтических произведениях Горький осуществляет «поиск человека», поэтому ведущими темами этих произведений становятся соотношение добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Они проникнуты героическим пафосом. Стремление помочь жить красивее, ярче, возвышеннее и вызвало обращение Горького к романтике. «Нужны подвиги, подвиги, – восклицал писатель. – Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Надо было возвысить человека, окрылить его, пробудить в нем бодрость и веру. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное: цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека – дело его».
    С самого первого рассказа «Макар Чудра» Горький делает своими героями людей, которые ценят духовную свободу, людей, которых жизнь не может привязать к одному месту, людей независимых. Гордый Зобар не может упасть в ноги даже любимой женщине. Лойко был единственным человеком, которого Радда смогла полюбить, и именно за то, что он никогда не стал бы ее рабом. Но даже сильная любовь не может заставить ее расстаться со свободой, волю она любит еще сильнее Зобара. Горький поет «…мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган».
    Молодой Горький мечтает о сильных, волевых натурах, людях-борцах, которые смогут вывести Россию из тьмы, однако рядом их не находит. И поэтому его обращение к деятельному, революционному романтизму не случайно. Так возникают «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Трусливому и самодовольному Ужу, вполне удовлетворенному жизнью в душном ущелье, Горький противопоставляет смелого Сокола, рвущегося ввысь, к свободе, свету, вступающего в неравный бой с врагом. Сокол знает, что погибнет, но невозможность свободы для него сильнее смерти. И Горький поет славу «безумству храбрых». То же в «Песне о Буревестнике», которая стала настоящим гимном общественного движения того времени.
    Утверждение свободы, добра, человеческого достоинства, вопрос о смысле жизни и назначении человека в ней – главные проблемы рассказа «Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна – о гордом, высокомерном Ларре, другая – о Данко, юноше, отдавшем сердце для спасения своего народа. Писатель затрагивает важную этическую проблему: человек без людей, вне своего народа – ничто. Отвергнутый соплеменниками, Ларра лишен человечности, любви и доброты. Одиночество, обреченность на бессмысленное и бесплодное существование – вот самое страшное наказание. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…». В одиночестве бывший когда-то сильным человек превращается в никчемный призрак.
    Эгоизму Ларре противостоит величие подвига Данко, который жертвует собой ради спасения своего народа. Его горящее сердце, вырванное из груди, освещающее дорогу в темноте, давно уже стало символом. Противопоставляя эти образы, Горький и раскрывает основную проблему рассказа.
    Не менее романтична и сама старуха Изергиль, утверждающая: «В жизни… всегда есть место подвигам». Изергиль прожила жизнь, наполненную «жадной любовью». Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять.
    Через все раннее творчество Горького проходит мечта о прекрасном человеке. Горький показал в литературе того времени новых героев – людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств.
    Романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он – творец жизни.

  11. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького
    В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.
    Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.
    Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.
    Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”.Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году.
    В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”.
    Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит старуха Изергиль.
    Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..”
    Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”
    В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *