Сочинение на тему так знать и любить природу как умеет бунин мало кто умеет

11 вариантов

  1. И. А. Бунин справедливо считается певцом русской природы. Его влечет беспредельность и изменчивость природного мира, его вечное движение.
    В лирике И. А. Бунина природа раскрывается многообразно — в цвете, звуках, запахах. Осень и весна, зима и лето — все времена года оживают в стихах И. А. Бунина. И у каждого времени — свое дыхание, свои краски не только на земле, но и на небе. Зимняя ночь. На земле: «Белеет снега мшистая постель, в сугробах стынут траурные ели». Вверху: «Ночное небо низко и черно, — лишь в глубине, где Млечный Путь белеет, сквозит его таинственное дно и холодом созвездий пламенеет». Взгляд поэта охватывает землю и небо во всей их осязаемости. Его мир раздвинут до космических высот, но не разъят, а слит в единое целое.
    В результате возникает целостное ощущение красоты земли: «Вверху идет холодный шум. Внизу — молчанье увяданья… Вся молодость моя — скитанья да радость одиноких дум». И. А. Бунин говорит о природе как о средоточии желанной гармонии. Быть естественным, как сама природа, — вот идеал поэта. Не только восторг перед природой, но и страстная жажда соединения с ней — эта тема классической поэзии звучит уже в самых ранних его стихах: «Ты раскрой мне, природа, объятья, чтоб я слился с красою твоей!»
    В лирике И. А. Бунина образ природы неразрывно слит с чувством родины. В ряде стихотворений он мужественно говорит о родной страннице, голодной, но любимой. Чувство родины — это печаль, грусть, однако эта печаль, которую мы вслед за А. С. Пушкиным называем светлой, — печаль очищающая. В одном из ранних стихотворений И. А. Бунин говорит об отчизне: «…я вернулся к ней, усталый от скитаний одиноких, и понял красоту ее печали и счастие — в печальной красоте».
    В прозе И. А. Бунина образ природы так же поэтичен, как и в лирике. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» подлинный герой — великолепная русская осень со всеми ее красками, звуками и запахами — земли, крестьянской жизни, труда: «тонкий аромат опавшей листвы», «запах меда и осенней свежести». Главное в рассказе — ощущение гармонии во взаимоотношениях человека и природы.
    Любуясь родной природой, писатель не может не тревожиться о ее судьбе. В рассказе «Новая дорога» грохочущий по рельсам поезд представлен «гигантским драконом», который воюет с вечной природой, неохотно уступающей ему свое пространство. Две силы, два начала в мире, как живые существа, ведут символический диалог. Невнятному, торопливому «разговору» колес вторят столетние сосны: «Болтайте, болтайте! Мы расступимся, но что-то несете вы в наш тихий край?» Тревога в этом рассказе высказана предельно ясно: «Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы?»
    Важной особенностью бунинской прозы является то, что картины природы предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими сквозь их души и сердца. Малейшее колебание в их настроении сказывается на окружающем пейзаже. Характерный пример — рассказ «Митина любовь»: «Митя… глянул на крышку гроба, обитую золотой парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду…» Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо бунинского героя только что прошествовала смерть, и потому весна совсем иная: «Все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!»
    Действительно, И. А. Бунин, как никто, любил и понимал природу, остро чувствовал и точно изображал ее. Она стала для писателя той целительной и благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение единения со своим народом.

  2. 2
    Текст добавил: Писающий мальчик

    Природа здесь на первый взгляд не явля­ется лейтмотивом повествования или основным предметом изображения. Но тем не менее пейзаж оказывается очень важной составляющей в создании атмосферы рассказа, он является здесь одновременно и неким предзнаменованием одинокого и трудного будущего, которое ожидает героиню после того, как она расстанется с женихом — как окажется, навсегда. В последний вечер они гуляют вдвоем по саду, ко­торый уже почти отцвел. И таким образом, природа стано­вится своеобразным хранителем того, что безвозвратно ушло в прошлое, как уже почти полностью ушло из природы лето. Природа хранит следы невозвратимого, в то же самое время свидетельствуя о надвигающихся фатальных изменениях.
    Примечательно и то, что в названии главного цикла рас­сказов — «Темные аллеи» — также присутствует элемент значения, связанный и с природой, и с человеком (именно че­ловек может дать деревьям форму — так возникают аллеи). Прилагательное же темный указывает также на угасание природы, приближение осени, ухода жизни.
    В рассказе «Антоновские яблоки» описания пейзажей становятся важным элементом всего смыслового комплекса. Бунин открывает природу как воплощение красоты и мимо­летности жизни и одновременно как исключительно емкий резервуар для самых широких философских обобщений. Природа — это и воплощение полноты жизни, мгновенно преходящей, длящейся недолго, но исполненной яркой кра­соты и изначальной обреченности: Так разворачивается тема природы и в этом рассказе, наполненном светом и томитель­ной грустью.
    Атмосфера рассказа — кисловатый осенний запах анто­новских яблок, сухие листья, легкая грусть ясного, погоже­го, но уже короткого дня: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце и не утер­пишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побе­жишь умываться на пруд…» Увядающая природа олицетво­ряет здесь саму жизнь, ежесекундно и непоправимо тающую, уходящую в прошлое всю дворянскую Россию с ее усадьба­ми, парками, охотой. И единственным способом хоть как-то остановить эти изменения становится слово, которое задер­живает в себе неповторимую глубину и красоту русской при- роды, располагающей к философским размышлениям, как ее тонко понимал и ощущал Бунин и запечатлел в своих рас­сказах.
    Совсем другой предстает природа в рассказах, посвящен­ных Италии, Цейлону и другим экзотическим странам, где довелось побывать Бунину. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» природа — это то реальное и подлинное, что противопоставлено всей искусственности и иллюзорности той жизни, которой живет и главный герой рассказа, и мно­гие другие, фигурирующие в нем персонажи. Но и господин, и другие «хозяева жизни» оказываются совершенно не в со­стоянии увидеть эту природу, она от них совершенно отчуж-дена и далека.

  3. …Природа есть наставница и
    вдохновительница
    В.Г. Белинский
    Весна. За окном щебечут птицы, лучи солнца проникают в окна и освещают всю комнату. На душе так легко и спокойно. Возникает желание окунуться в атмосферу гармонии окружающего мира. В голове тут же всплывают строки: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной». Эти строки принадлежат великому русскому поэту и прозаику И.А. Бунину.
    Излюбленными темами его творчества являются темы природы, взаимоотношений человека и окружающего мира, любви. Многие писатели обращались к теме природы, но в отличие от своих предшественников, Бунин рассматривает ее по-новому. Его особенное восприятие природы переплетается с томлением по неведомой красоте, по добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. Совершенно справедливо высказывание Ф.Д. Батюшкова о том, что «Бунин живет ощущениями природы». Действительно, в бунинской поэзии родным картинам отведено главенствующее место. Любовь Бунина к природе – любовь нежная и мучительная. Это любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно красивые и трогательные пейзажи. С неисчерпаемым разнообразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
    Рассматривая лирику, следует отметить, что русская природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов:
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Мы видим, с какой любовью, с каким наслаждением автор описывает все то, что его окружает. Любовь к природе вылилась у него в культ прекрасного. Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, слагаются в прекрасную живопись.
    Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. Бунин не любит ярких красок, как и мощных голосов природы.
    Великолепные картины природы мы находим и в прозе И.А. Бунина. В «Эпитафии» он живописует осень так: «Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотистом ковре… А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье…» Из этого отрывка видно, что Бунин щедро черпает краски для создания уникальных в своем роде картин. В осеннем ландшафте разлит ничем и никем нетревожимый покой. Самая яркая краска передает цвет позолоченного осенью листа, желтеющего жнива. Осенний пейзаж у Бунина преимущественно чистый, ясный, кроткий.
    В рассказе «Сны» осенний пейзаж как-то особенно безотраден. Видимо, потому, что даже «световое пятно» в нем производит удручающее впечатление: вокруг станции, олицетворения провинциальной глуши, лежит холодное поле, над которым стелется туман и гуляет ветер.
    Человек в рассказах Бунина неотделим от природы. Указывая на мещанина, ожидающего поезд, герой говорит: «У него жена в родах помирает… У всякого, значит, свое горе…» Его переживания, мысли определяются взаимоотношением с окружающей средой.
    Но порой его покой нарушается буйными порывами ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба, гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения всей прелести ясного покоя осени, когда природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд.
    Писатель, влюбленный в природу, видит, что ее красота и гармония нарушаются уродством жизни, горем и нищетой. Вот строчки из рассказа «Кастрюк»: «В Риге было прохладно и уютно. В мягкую темноту ее из глубины ясного весеннего неба взлетали ласточки… Утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней». А далее: «В пустой избе стоял горячий спертый воздух. Солнце сквозь маленькие, склеенные из кусочков, мутные стекла било жаркими лучами на покоробленную доску стола, которую, вместе с крошками хлеба и большой ложкой, черным роем облепили мухи».
    В описании природы Бунин часто прибегает к художественно-изобразительным средствам. Излюбленный прием заключается в том, что к привычному сочетанию эпитетов, еще не наделенных образной объемностью, пластичной завершенностью, добавляется штрих, магически создающий целостность образа. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» мы читаем: «Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе…» Образ еще не завершен, мы чувственно не представляем себе парящую птицу. Но вот Бунин дорисовывает: «…и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками», и картина зримо возникает перед нами.
    А вот другой пример: «…в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба…» Изящно сказано, но образа еще нет, и серебряные струны проводов по ясному небу не очень выделяются. Однако это лишь подготовительная часть. Бунин добавляет: «На них сидят кобчики, – совсем черные значки на нотной бумаге». В силу того, что образ метафоричен, мы ясно можем представить себе картину, нарисованную писателем.
    На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.

  4. «ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ, КАК УМЕЕТ БУНИН, — МАЛО КТО УМЕЕТ» . Да, образ хрупкого, почти прозрачного ландыша глубоко проник в сердце молодого Ивана Бунина. Но не только этот, пахнущий влаж­ной свежестью, посланец весны тревожил душу писателя. Все образы родной природы, все ее запахи, звуки и краски словно слились воедино с естеством Бунина. Лирика родных мест, тонкая живопись природы не случайно являются самой яркой, самой волнующей ча­стью как поэтического, так и прозаического наследия великого ма­стера слова. Бунин с ранних лет живет в мире сладчайших своих ощущений и воспоминаний — в мире беззаботного детства, осенен­ного «старыми липами», освещенного «ласковым солнцем» и ове­янного «мягким ветром».
    Бунин, как многие другие писатели, склонен одушевлять при­роду, отождествлять ее с человеком. Но у него это не простое оли­цетворение окружающего мира — он сам полностью растворяется, сливается с этим миром. Человек и природа совершенно неразде­лимы, внутренняя жизнь человека отражается во внутренней жиз­ни природы. И это ощущается в каждой строчке, в каждом слове поэта:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду.
    Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Только полностью окунувшись в мир природы, растворившись в сияющем облаке, в бездонном небе, в «безднах голубых» океана, Бунин может быть счастлив — счастлив оттого, что «видит, слы­шит», живет. Да, писатель не просто любуется природой, не просто проникается любовью к ней, он живет, дышит, чувствует вместе с этим миром. И потому может так тонко передать каждую, даже самую маленькую, его деталь.
    Читая стихотворения Бунина, невольно начинаешь испытывать трогательную любовь к игольчатой зелени весенней травки, восхи­щаться пением соловья. Хочется блаженно улыбаться, вдыхая аро­мат черемухи, беспечно радоваться первозданной прелести весны, отдаваться ее теплу, впитывать всем своим существом все запахи и звуки природы, наслаждаться нежностью ее красок. И в душе лю­бого человека возникает чувство трепетной любви к родной стороне, где нет заморских птиц, роскошных экзотических растений, где по утрам кричат грачи и петухи и «солнце ласковое греет». Горячо любя родную природу, Бунин открывает для нас красоту привычно­го, заставляя по-новому взглянуть на знакомый мир, пройти вместе с поэтом «тропами потаенными» и попытаться проникнуть в безмол­вную тайну природы:
    Тропами потаенными, глухими,
    В лесные чащи сумерки идут.
    Засыпанные листьями сухими,
    JIecaмолчат — осенней ночи ждут.
    Вот крикнул сыч в пустынном буераке…
    Вот темный лист свалился, чуть шурша…
    Ночь близится: уж реет в полумраке
    Ее немая, скорбная душа.
    Внимательный и чуткий глаз поэта-художника постоянно откры­вает вокруг то, чего не заметит простой человек: солнечных зайчи­ков, что трепещут по стенам комнаты, отраженныеобыкновенной лу­жей; тепло и свет, растворенные в утреннем тумане; «гулкий и про­тяжный» шумводы.СамБунин писал: «…зрениеуменябылотакое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша…» И дейст- нительно, только обладая такими обостренными чувствами, а еще всем сердцем любя природу в ее самых обычных проявлениях, мож­но было создавать такие неповторимые произведения, как, напри­мер, элегический рассказ «Антоновские яблоки», который был не­посредственно навеян запахом этих плодов осеннего сада, лежащих в ящике письменного стола.
    Писатель умеет так тонко передать все нюансы окружающего мира, что даже морозным зимним днем мы начинаем ощущать яблочный запах «меда и осенней свежести», запах весенней воды, цветов, тра­вы, листьев, сена, хлебов, огородов…
    Бунин, как никто из русских писателей, знал и любил природу родного Подстепья, видел, слышал, чувствовал во всех неуловимых переходах и изменениях времен года и сад, и поле, и пруд, и реку, и лес, и овраг, заросший кустами дубняка и орешника. Он знал все травы, цветы, он в мельчайших подробностях, с вцсоким художе­ственным мастерством мог передать красоту оленя или лошади, придав их фигурам, их нраву краткие, но точные и запоминающи­еся черты:
    Она взмахнула легкой гривой
    И, ноздри к ветру обратив,
    С тоскою нежной и счастливой
    Кому-то страстный шлет призыв.
    И как, читая подобные строки, можно не проникнуться глубо­кой и чистой любовью ко всему этому неповторимому миру, к «бар­хатному шмелю» с «золотым оплечьем», гудящему «певучей стру­ной», к белокрылому голубю, что «пернатой стрелою несется из-за волн», к «стеклянному» звону шипов, к птице, что «в испуге бьется средь ветвей».
    Речь Бунина одинаково красива как в стихах, так и в прозе. Причем сила выразительности достигается не только прямым опи­санием (без изощренных метафор и эпитетов), но и звукописью и ритмикой.
    Слова звучат хрустальным звоном и переливаются дивными красками, а перед нашим мысленным взором оживают великолеп­ные картины: «На ранней заре… распахнешь бывало окно в прохлад­ный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко бле­стит кое-где утреннее солнце… Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья скользят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…» («Ан­тоновские яблоки»). А описание грозы в рассказе «Заря всю ночь» настолько ярко, что картина по-настоящему звучит громовыми рас­катами: «Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском». Но природа никогда не была для Бунина исключительно пред­метом любования и преклонения. В его произведениях картины окружающего мира предстают перед нами увиденными глазами ге­роев, прошедшими через их души и сердца: «Катя! Белые цветы на меже мгновенно связывались с мыслью о ее белых перчатках, синие медвежьи ушки — с цветом ее вуали… А когда он, при захо­дящем солнце, въезжал в Шаховское, сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему такое острое чувство лета и чьей- то старинной летней жизни в этой богатой и Прекрасной усадьбе, что, взглянув на красно-золотой вечерний свет в аллее, на дом, стоящий в ее глубине, в вечереющей тени, он вдруг увидел Катю…» («Митина любовь»). Малейшее колебание настроения отражается в окружа­ющем пейзаже: «Митя… глянул на… крышку гроба, обитую золо­той парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду». Обыч­но весна ассоциируется с возрождением, но мимо героя Бунина толь­ко что прошла смерть, и даже весна стала какой-то не такой: «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!» Такую же зависимость вос­приятия окружающей природы от состояния человека мы видим и в рассказе «Солнечный удар».
    Возвратившись в гостиницу, где были проведены самые лучшие, незабываемые минуты с возлюбленной, поручик сел возле открыто­го окна, «в которое несло жаром, но все-таки веяло воздухом… Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах».
    Но вот приходит осознание потери, и солнце, «жаркое, пламен­ное и радостное », которое совсем недавно радовало и « освещало » сча­стливые мгновения, теперь слепит и кажется «бесцельным».
    Краски при описании любимой женщины светлы и легки, как и любовь к ней: «Уехала — и теперь уже далеко, сидит, вероятно… и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор». Но мир рпустел без любимой, и краски поблекли: «Темная летняя заря потухла далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где све­тившейся дрожащей рябью вдали по ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг».
    Подобные примеры можно найти в каждом произведении писате­ля, потому что сила и непреходящее значение творчества И. А. Бу­нина — в глубоко задушевном выражении чувств. В созданных им картинах природы заключеноощущение глубокой взаимосвязи всего живого на земле, потому что для него «нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни».

  5. В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира, природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томленье по неведомой красоте, истине, добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. С неисчерпаемым своеобразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
    В своего рода поэтической декларации он утверждает:
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски я стремлюсь подметить,
    А то, что в этих красках светит, —
    Любовь и радость бытия.
    Она повсюду разлита —
    В лазури неба, в птичьем пеньи,
    В снегах и вещем дуновеньи, —
    Она везде, где красота.
    Бунин живет ощущениями природы, для него образ не служит только формой выражения.
    В бунинской поэзии картинам природы отведено главенствующее место. В стихотворении «Одиночество» с их помощью выражаются глубоко личные, интимные переживания. В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно здесь природа становится символом надежды, залогом обновления жизни. В природе герой всюду видит восхищающую его красоту. Особенное место занимает здесь описание тишины как символа мировой гармонии, которая, по Бунину, заключена именно в природе: «и только звезды и курганы слушали мертвую тишину…» («На край света»)
    Пейзаж в творчестве Бунина — это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки.
    Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали его эпитетами «тишайший, умиротворенный». Но в его творчестве можно найти огромное количество примеров, в которых писатель воплотил всю свою сложность, противоречивость, остроту восприятия жизни. Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Писатель видит, что красота и гармония природы нарушается уродствами жизни. Из сопоставления жизни дворянских усадеб, деревни с удивительными по красоте пейзажами возникли контрасты, которые обостряют социальную проблематику его произведений.
    В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой».
    В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах. Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое.
    Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» — описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства. Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор».
    Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы.
    В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции — стремление человека к вселенской гармонии.
    В своем творчестве И. А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор. По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.

  6. В голых рощах веял холод…
    Ты светился меж сухих,
    Мертвых листьев…
    Я был молод,
    Я слагал свой первый стих —
    И навек сроднился с чистой
    Молодой моей душой
    Влажно-свежий, водянистый,
    Кисловатый запах твой.
    И. Бунин
    Да, образ хрупкого, почти прозрачного ландыша глубоко проник в сердце молодого Ивана Бунина. Но не только этот, пахнущий влажной свежестью, посланец весны тревожил душу писателя. Все образы родной природы, все ее запахи, звуки и краски словно слились воедино с естеством Бунина. Лирика родных мест, тонкая живопись природы не случайно являются самой яркой, самой волнующей частью как поэтического, так и прозаического наследия великого мастера слова. Бунин с ранних лет живет в мире сладчайших своих ощущений и воспоминаний — в мире беззаботного детства, осененного “старыми липами”, освещенного “ласковым солнцем” и овеянного “мягким ветром”.
    Бунин, как многие другие писатели, склонен одушевлять природу, отождествлять ее с человеком. Но у него это не простое олицетворение окружающего мира — он сам полностью растворяется, сливается с этим миром. Человек и природа совершенно неразделимы, внутренняя жизнь человека отражается во внутренней жизни природы. И это ощущается в каждой строчке, в каждом слове поэта:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Только полностью окунувшись в мир природы, растворившись в сияющем облаке, в бездонном небе, в “безднах голубых” океана, Бунин может быть счастлив — счастлив оттого, что “видит, слышит”, живет. Да, писатель не просто любуется природой, не просто проникается любовью к ней, он живет, дышит, чувствует вместе с этим миром. И потому может так тонко передать каждую, даже самую маленькую, его деталь.
    Читая стихотворения Бунина, невольно начинаешь испытывать трогательную любовь к игольчатой зелени весенней травки, восхищаться пением соловья. Хочется блаженно улыбаться, вдыхая аромат черемухи, беспечно радоваться первозданной прелести весны, отдаваться ее теплу, впитывать всем своим существом все запахи и звуки природы, наслаждаться нежностью ее красок. И в душе любого человека возникает чувство трепетной любви к родной стороне, где нет заморских птиц, роскошных экзотических растений, где по утрам кричат грачи и петухи и “солнце ласковое греет”. Горячо любя родную природу, Бунин открывает для нас красоту привычного, заставляя по-новому взглянуть на знакомый мир, пройти вместе с поэтом “тропами потаенными” и попытаться проникнуть в безмолвную тайну природы:
    Тропами потаенными, глухими,
    В лесные чащи сумерки идут.
    Засыпанные листьями сухими,
    Леса молчат — осенней ночи ждут.
    Вот крикнул сыч в пустынном буераке…
    Вот темный лист свалился, чуть шурша…
    Ночь близится: уж реет в полумраке
    Ее немая, скорбная душа.
    Внимательный и чуткий глаз поэта-художника постоянно открывает вокруг то, чего не заметит простой человек: солнечных зайчиков, что трепещут по стенам комнаты, отраженные обыкновенной лужей; тепло и свет, растворенные в утреннем тумане; “гулкий и протяжный” шум воды. Сам Бунин писал: “…зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша…” И действительно, только обладая такими обостренными чувствами, а еще всем сердцем любя природу в ее самых обычных проявлениях, можно было создавать такие неповторимые произведения, как, например, элегический рассказ “Антоновские яблоки”, который был непосредственно навеян запахом этих плодов осеннего сада, лежащих в ящике письменного стола.
    Писатель умеет так тонко передать все нюансы окружающего мира, что даже морозным зимним днем мы начинаем ощущать яблочный запах “меда и осенней свежести”, запах весенней воды, цветов, травы, листьев, сена, хлебов, огородов…
    Бунин, как никто из русских писателей, знал и любил природу родного Подстепья, видел, слышал, чувствовал во всех неуловимых переходах и изменениях времен года и сад, и поле, и пруд, и реку, и лес, и овраг, заросший кустами дубняка и орешника. Он знал все травы, цветы, он в мельчайших подробностях, с высоким художественным мастерством мог передать красоту оленя или лошади, придав их фигурам, их нраву краткие, но точные и запоминающиеся черты:
    Она взмахнула легкой гривой
    И, ноздри к ветру обратив,
    С тоскою нежной и счастливой
    Кому-то страстный шлет призыв.
    И как, читая подобные строки, можно не проникнуться глубокой и чистой любовью ко всему этому неповторимому миру, к “бархатному шмелю” с “золотым оплечьем”, гудящему “певучей струной”, к белокрылому голубю, что “пернатой стрелою несется из-за волн”, к “стеклянному” звону шипов, к птице, что “в испуге бьется средь ветвей”.
    Речь Бунина одинаково красива как в стихах, так и в прозе. Причем сила выразительности достигается не только прямым описанием (без изощренных метафор и эпитетов), но и звукописью и ритмикой.
    Слова звучат хрустальным звоном и переливаются дивными красками, а перед нашим мысленным взором оживают великолепные картины: “На ранней заре… распахнешь бывало окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья скользят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…” (“Антоновские яблоки”). А описание грозы в рассказе “Заря всю ночь” настолько ярко, что картина по-настоящему звучит громовыми раскатами: “Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском”.
    Но природа никогда не была для Бунина исключительно предметом любования и преклонения. В его произведениях картины окружающего мира предстают перед нами увиденными глазами героев, прошедшими через их души и сердца: “Катя! Белые цветы на меже мгновенно связывались с мыслью о ее белых перчатках, синие медвежьи ушки — с цветом ее вуали… А когда он, при заходящем солнце, въезжал в Шаховское, сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему такое острое чувство лета и чьей-то старинной летней жизни в этой богатой и прекрасной усадьбе, что, взглянув на красно-золотой вечерний свет в аллее, на дом, стоящий в ее глубине, в вечереющей тени, он вдруг увидел Катю…” (“Митина любовь “). Малейшее колебание настроения отражается в окружающем пейзаже: “Митя… глянул на… крышку гроба, обитую золотой парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, в саду”. Обычно весна ассоциируется с возрождением, но мимо героя Бунина только что прошла смерть, и даже весна стала какой-то не такой: “все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!” Такую же зависимость восприятия окружающей природы от состояния человека мы видим и в рассказе “Солнечный удар”.
    Возвратившись в гостиницу, где были проведены самые лучшие, незабываемые минуты с возлюбленной, поручик сел возле открытого окна, “в которое несло жаром, но все-таки веяло воздухом… Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах”.
    Но вот приходит осознание потери, и солнце, “жаркое, пламенное и радостное”, которое совсем недавно радовало и “освещало” счастливые мгновения, теперь слепит и кажется “бесцельным”.
    Краски при описании любимой женщины светлы и легки, как и любовь к ней: “Уехала — и теперь уже далеко, сидит, вероятно… и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор”. Но мир опустел без любимой, и краски поблекли: “Темная летняя заря потухла далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, ещё кое-где светившейся дрожащей рябью вдали по ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг”.
    Подобные примеры можно найти в каждом произведении писателя, потому что сила и непреходящее значение творчества И. А. Бунина — в глубоко задушевном выражении чувств. В созданных им картинах природы заключено ощущение глубокой взаимосвязи всего живого на земле, потому что для него “нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни”.

  7. «ТАК ЗНАТЬ И ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ. Да, образ хрупкого, почти прозрачного ландыша глубоко проник в сердце молодого Ивана Бунина. Но не только этот, пахнущий влаж­ной свежестью, посланец весны тревожил душу писателя. Все обра­зы родной природы, все ее запахи, звуки и краски словно слились воедино с естеством Бунина. Лирика родных мест, тонкая живопись природы не случайно являются самой яркой, самой волнующей ча­стью как поэтического, так и прозаического наследия великого ма­стера слова. Бунин с ранних лет живет в мире сладчайших своих ощущений и воспоминаний — в мире беззаботного детства, осенен­ного «старыми липами», освещенного «ласковым солнцем» и ове­янного «мягким ветром».
    Бунин, как многие другие писатели, склонен одушевлять при­роду, отождествлять ее с человеком. Но у него это не простое ОЛИ­цетворение окружающего мира — он сам полностью растворяется, сливается с этим миром. Человек и природа совершенно неразде­лимы, внутренняя жизнь человека отражается во внутренней жиз­ни природы. И это ощущается в каждой строчке, в каждом слове поэта:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Только полностью окунувшись в мир природы, растворившись в сияющем облаке, в бездонном небе, в «безднах голубых* океана, Бунин может быть счастлив — счастлив оттого, что «видит, слы­шит», живет. Да, писатель не просто любуется природой, не просто проникается любовью к ней, он живет, дышит, чувствует вместе с этим миром. И потому может так тонко передать каждую, даже самую маленькую, его деталь.
    Читая стихотворения Бунина, невольно начинаешь испытывать трогательную любовь к игольчатой зелени весенней травки, восхи­щаться пением соловья. Хочется блаженно улыбаться, вдыхая аро­мат черемухи, беспечно радоваться первозданной прелести весны, отдаваться ее теплу, впитывать всем своим существом все запахи и звуки природы, наслаждаться нежностью ее красок. И в душе лю­бого человека возникает чувство трепетной любви к родной стороне, где нет заморских птиц, роскошных экзотических растений, где по утрам кричат грачи и петухи и «солнце ласковое греет». Горячо любя родную природу, Бунин открывает для нас красоту привычно­го, заставляя по-новому взглянуть на знакомый мир, пройти вместе с поэтом «тропами потаенными» и попытаться проникнуть в безмол­вную тайну природы:
    Тропами потаенными, глухими,
    В лесные чащи сумерки идут.
    Засыпанные листьями сухими,
    Леса молчат — осенней ночи ждут.
    Вот крикнул сыч в пустынном буераке…
    Вот темный лист свалился, чуть шурша…
    Ночь близится: уж реет в полумраке
    Ее немая, скорбная душа.
    Внимательный и чуткий глаз поэта-художника постоянно откры­вает вокруг то, чего не заметит простой человек: солнечных зайчи­ков, что трепещут по стенам комнаты, отраженные обыкновенной лу­жей; тепло и свет, растворенные в утреннем тумане; «гулкий и про­тяжный» шум воды. Сам Бунин писал: «„.зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша…» И дейст­вительно, только обладая такими обостренными чувствами, а еще всем сердцем любя природу в ее самых обычных проявлениях, мож­но было создавать такие неповторимые произведения, как, напри­мер, элегический рассказ «Антоновские яблоки», который был не­посредственно навеян запахом этих плодов осеннего сада, лежащих в ящике письменного стола.
    Писатель умеет так тонко передать все нюансы окружающего мира, что даже морозным зимним днем мы начинаем ощущать яблочный запах «меда и осенней свежести», запах весенней воды, цветов, тра­вы, листьев, сена, хлебов, огородов…
    Бунин, как никто из русских писателей, знал и любил природу родного Подстепья, видел, слышал, чувствовал во всех неуловимых переходах и изменениях времен года и сад, и поле, и пруд, и реку, и лес, и овраг, заросший кустами дубняка и орешника. Он знал все травы, цветы, он в мельчайших подробностях, с высоким художе­ственным мастерством мог передать красоту оленя или лошади, придав их фигурам, их нраву краткие, но точные и запоминающи­еся черты:
    Она взмахнула легкой гривой И, ноздри к ветру обратив,
    С тоскою нежной и счастливой Кому-то страстный шлет призыв.
    И как, читая подобные строки, можно не проникнуться глубо­кой и чистой любовью ко всему этому неповторимому миру, к «бар­хатному шмелю» с «золотым оплечьем», гудящему «певучей стру­ной», к белокрылому голубю, что «пернатой стрелою несется из-за волн», к «стеклянному» звону шипов, к птице, что «в испуге бьется средь ветвей».
    Речь Бунина одинаково красива как в стихах, так и в прозе. Причем сила выразительности достигается не только прямым опи­санием (без изощренных метафор и эпитетов), но и звукописью и ритмикой.
    Слова звучат хрустальным звоном и переливаются дивными красками, а перед нашим мысленным взором оживают великолеп­ные картины: «На ранней заре… распахнешь бывало окно в прохлад­ный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко бле­стит кое-где утреннее солнце… Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья скользят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая…» («Ан­тоновские яблоки»). А описание грозы в рассказе «Заря всю ночь» настолько ярко, что картина по-настоящему звучит громовыми рас­катами: «Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском».
    Но природа никогда не была для Бунина исключительно пред­метом любования и преклонения. В его произведениях картины ок­ружающего мира предстают перед нами увиденными глазами ге­роев, прошедшими через их души и сердца: «Катя! Белые цветы на меже мгновенно связывались с мыслью о ее белых перчатках, синие медвежьи ушки — с цветом ее вуали… А когда он, при захо­дящем солнце, въезжал в Шаховское, сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему такое острое чувство лета и чьей- то старинной летней жизни в этой богатой и прекрасной усадьбе, что, взглянув на красно-золотой вечерний свет в аллее, на дом, стоящий в ее глубине, в вечереющей тени, он вдруг увидел Катю…* («Мити­на любовь»). Малейшее колебание настроения отражается в окружа­ющем пейзаже: «Митя… глянул на… крышку гроба, обитую золо­той парчой, — и вдруг почувствовал: в мире смерть! Она была во всем: в солнечном свете, в весенней траве на дворе, в небе, ъ саду». Обыч­но весна ассоциируется с возрождением, но мимо героя Бунина толь­ко что прошла смерть, и даже весна стала какой-то не такой: «все преобразилось как бы от близости конца мира, и жалка, горестна стала прелесть весны, ее вечной юности!» Такую же зависимость вос­приятия окружающей природы от состояния человека мы видим и в рассказе «Солнечный удар».
    Возвратившись в гостиницу, где были проведены самые лучшие, незабываемые минуты с возлюбленной, поручик сел возле открыто­го окна, «в которое несло жаром, но все-таки веяло воздухом… Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах».
    Но вот приходит осознание потери, и солнце, «жаркое, пламен­ное и радостное », которое совсем недавно радовало и « освещало » сча­стливые мгновения, теперь слепит и кажется «бесцельным».
    Краски при описании любимой женщины светлы и легки, как и любовь к ней: «Уехала — и теперь уже далеко, сидит, вероятно… и смотрит на огромную, блестящую под солнцем реку, на встречные плоты, на желтые отмели, на сияющую даль воды и неба, на весь этот безмерный волжский простор». Но мир опустел без любимой, и краски поблекли: «Темная летняя заря потухла далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где све­тившейся дрожащей рябью вдали по ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг».
    Подобные примеры можно найти в каждом произведении писате­ля, потому что сила и непреходящее значение творчества И. А. Бу­нина — в глубоко задушевном выражении чувств. В созданных им картинах природы заключено ощущение глубокой взаимосвязи всего живого на земле, потому что для него « нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни*.

  8. В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей особенной индивидуальностью. Чувства и переживания, выразившиеся в его творчестве, сложны и нередко проти-воречивы. В его ощущениях вещного мира, природы причудливо переплетаются радость бытия и тоска, томленье по неведомой красоте, истине, добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. С неисчерпаемым своеобразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
    В своего рода поэтической декларации он утверждает:
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски я стремлюсь подметить,
    А то, что в этих красках светит, –
    Любовь и радость бытия.
    Она повсюду разлита –
    В лазури неба, в птичьем пеньи,
    В снегах и вещем дуновеньи, –
    Она везде, где красота.
    Бунин живет ощущениями природы, для него образ не служит только формой выражения.
    В бунинской поэзии картинам природы отведено главенствующее место. В стихотворении «Одиночество» с их помощью выражаются глубоко личные, интимные переживания. В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно здесь природа становится символом надежды, залогом обновления жизни. В природе герой всюду видит восхищающую его красоту. Особенное место занимает здесь описание тишины как символа мировой гармонии, которая, по Бунину, заключена именно в природе: «и только звезды и курганы слушали мертвую тишину…» («На край света»)
    Пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки.
    Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали его эпитетами «тишайший, умиротворенный». Но в его творчестве можно найти огромное количество примеров, в которых писатель воплотил всю свою сложность, противоречивость, остроту восприятия жизни. Любовь Бунина к природе была любовью нежной и мучительной. Писатель видит, что красота и гармония природы нарушается уродствами жизни. Из сопоставления жизни дворянских усадеб, деревни с удивительными по красоте пейзажами возникли контрасты, которые обостряют социальную проблематику его произведений.
    В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой».
    В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах. Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое.
    Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» – описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства. Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор».
    Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы.
    В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции – стремление человека к вселенской гармонии.
    В своем творчестве И.А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор. По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.

  9. …Природа есть наставница и
    вдохновительница
    В. Г. Белинский
    Весна. За окном щебечут птицы, лучи солнца проникают в окна и освещают всю комнату. На душе так легко и спокойно. Возникает желание окунуться в атмосферу гармонии окружающего мира. В голове тут же всплывают строки: «Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою стеной / Стоит над светлою поляной». Эти строки принадлежат великому русскому поэту и прозаику И. А. Бунину.
    Излюбленными темами его творчества являются темы природы, взаимоотношений человека и окружающего мира, любви. Многие писатели обращались к теме природы, но в отличие от своих предшественников, Бунин рассматривает ее по-новому. Его особенное восприятие природы переплетается с томлением по неведомой красоте, по добру, которого так мало на земле. Не найдя красоты в людях, поэт ищет ее в природе. Совершенно справедливо высказывание Ф. Д. Батюшкова о том, что «Бунин живет ощущениями природы». Действительно, в бунинской поэзии родным картинам отведено главенствующее место. Любовь Бунина к природе — любовь нежная и мучительная. Это любовь к миру, бесконечно близкому его душе. Он не может не любоваться нежнейшими красками русской природы, не рисовать изумительные и бесконечно красивые и трогательные пейзажи. С неисчерпаемым разнообразием поэтически своеобразного и всегда точного рисунка создает Бунин в прозе и стихах бесчисленные картины природы.
    Рассматривая лирику, следует отметить, что русская природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов:
    Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой,
    Как вышки, елочки темнеют,
    А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца.
    Мы видим, с какой любовью, с каким наслаждением автор описывает все то, что его окружает. Любовь к природе вылилась у него в культ прекрасного. Та изящная простота, совершенная точность рисунка, каждой его детали, слагаются в прекрасную живопись.
    Осень не случайно является любимым временем года Бунина. Время увядания наиболее подходит к светло-грустным воспоминаниям о безвозвратно ушедшем. Бунин не любит ярких красок, как и мощных голосов природы.
    Великолепные картины природы мы находим и в прозе И. А. Бунина. В «Эпитафии» он живописует осень так: «Осень убирала и березу в золотой убор. А береза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не осталась вся раздетая на его золотистом ковре… А радужные паутинки тихо летали возле нее в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивье…» Из этого отрывка видно, что Бунин щедро черпает краски для создания уникальных в своем роде картин. В осеннем ландшафте разлит ничем и никем нетревожимый покой. Самая яркая краска передает цвет позолоченного осенью листа, желтеющего жнива. Осенний пейзаж у Бунина преимущественно чистый, ясный, кроткий.
    В рассказе «Сны» осенний пейзаж как-то особенно безотраден. Видимо, потому, что даже «световое пятно» в нем производит удручающее впечатление: вокруг станции, олицетворения провинциальной глуши, лежит холодное поле, над которым стелется туман и гуляет ветер.
    Человек в рассказах Бунина неотделим от природы. Указывая на мещанина, ожидающего поезд, герой говорит: «У него жена в родах помирает… У всякого, значит, свое горе…» Его переживания, мысли определяются взаимоотношением с окружающей средой.
    Но порой его покой нарушается буйными порывами ветра, дождем, и мрачная пелена непогоды спускается с потемневшего неба, гася золотистую окраску осени. Картины этой перемены нужны писателю для контрастного выделения всей прелести ясного покоя осени, когда природа выходит омытой, обновленной и надевает затем новый, зимний наряд.
    Писатель, влюбленный в природу, видит, что ее красота и гармония нарушаются уродством жизни, горем и нищетой. Вот строчки из рассказа «Кастрюк»: «В Риге было прохладно и уютно. В мягкую темноту ее из глубины ясного весеннего неба взлетали ласточки… Утреннее солнце мягко пригрело землю, и по-весеннему дрожал вдали тонкий пар над ней». А далее: «В пустой избе стоял горячий спертый воздух. Солнце сквозь маленькие, склеенные из кусочков, мутные стекла било жаркими лучами на покоробленную доску стола, которую, вместе с крошками хлеба и большой ложкой, черным роем облепили мухи».
    В описании природы Бунин часто прибегает к художественно-изобразительным средствам. Излюбленный прием заключается в том, что к привычному сочетанию эпитетов, еще не наделенных образной объемностью, пластичной завершенностью, добавляется штрих, магически создающий целостность образа. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» мы читаем: «Взовьется откуда-нибудь ястребок в прозрачном воздухе…» Образ еще не завершен, мы чувственно не представляем себе парящую птицу. Но вот Бунин дорисовывает: «…и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками», и картина зримо возникает перед нами.
    А вот другой пример: «…в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба…» Изящно сказано, но образа еще нет, и серебряные струны проводов по ясному небу не очень выделяются. Однако это лишь подготовительная часть. Бунин добавляет: «На них сидят кобчики, — совсем черные значки на нотной бумаге». В силу того, что образ метафоричен, мы ясно можем представить себе картину, нарисованную писателем.
    На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина — это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях.

  10. Аварийное вскрытие дверных замков mchs-zamok.ru.
    Традиции и новаторство в лирике Бунина.
    Пейзажная лирика в раннем творчестве.
    Интерес к философии в зрелом творчестве Бунина.
    Картины природы в прозе автора.
    В творчестве Ивана Андреевича Бунина талантливо сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов-предшественников, он в начале двадцатого века создает свою, неповторимую, поэзию. Но и проза Бунина так же лирична, как и его стихи.
    Большое место в творчестве Бунина-поэта занимает пейзажная лирика. Если на рубеже века эта тема была в творчестве Бунина одной из главных, то с середины 1900-х годов Бунин все больше обращается к лирике философской, которая продолжает тютчевскую проблематику. Любимое время суток Бунина-поэта — ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно неповторимые ночные впечатления.
    В изображении природы Бунин близок к таким поэтам, как Фет и Жуковский. И Фету, и Бунину ближе ночная природа, с помощью ярких выразительных средств они изображают ее живой и одновременно застывшей, уснувшей. А тайна, недосказанность, причудливые образы роднят поэзию Бунина с поэтами-романтиками XIX века.
    Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. Все они красочные, наполненные звуками, запахами, насыщенные красками, движением. Так в стихотворении «Раскрылось небо голубое…» он рисует нам великолепный пейзаж:
    Раскрылось небо голубое
    Меж облаков в апрельский день…
    Перед нами сразу встает прекрасная картина солнечного весеннего дня. В воздухе растворен «запах пряный», «атласный блеск березняка», сверкание «лиловой, пятнистой» змеиной кожи радует глаз. Обилие запахов и красок, нежных и простых, переносит нас в этот лес. Бунин рисует нам яркую, красочную, живую картину. Именно живую, потому что в лесу «сером и сухом» идет жизнь.
    Змея, шурша листвой дубовой, Зашевелилася в дупле И в лес пошла…
    Стихотворение «Крещенская ночь» наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи.
    Природа в его изображении живая, поэт часто использует олицетворения, чтобы подчеркнуть это.
    Лесная сказка замерла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Месяц, как живое существо, как божество, наблюдает за этой застывшей картиной.
    В 1880—90-х гг. любимой темой стихов у Бунина была природа. Чудесный пейзаж нарисован в стихотворении «Листопад». Это образ осени, «тихой вдовой» вступающей в лесные хоромы:
    Лес, точно терем распитой, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
    Но есть в стихотворении место и другой картине, тусклой и мрачной, печальной и угрюмой.
    Не жди: наутро не проглянет На небе солнце. Дождь и мгла Холодным дымом лес туманят.
    Краски здесь уже другие: лес «весь пожелтел и полинял», и «теперь уж тишина другая». Казалось бы, как можно услышать оттенки тишины. Но удивление проходит после того, как Бунин нам рисует картины мертвой и живой тишины. Также поражает умение подобрать слово и сравнение так, чтобы предмет ожил.
    Бунин, очень тонко подбирая слова, словно рисуя маленькими четкими штрихами, создает нам очаровательные картины природы. Стихотворения его музыкальны и красочны.
    Примерно с середины 90-х годов XIX века в творчестве Бунина нарастает «звездная тема». Для поэта звезды — это воплощение «предвечной красоты и правды неземной», они противопоставляются «заблудшей земле».
    Одно только звездное небо,
    Один небосвод недвижим,
    Спсгкойный и благостный, чуждый
    Всему, что так мрачно под ним.
    Поэт сумел связать воедино образ природы и родины.
    Проза Бунина также отличается точностью слова и красотой описания. Бунин уже использует образ природы не для воспевания ее самой, а для того, чтобы усилить впечатление, например, от процесса вымирания дворянского гнезда в «Антоновских яблоках». Лейтмотивом звучит запах антоновских яблок. Кажется, что он растворен в воздухе, мы ощущаем его. Образ осени Бунин использует и для того, чтобы показать нищету в произведении «Деревня». «Бури и ледяные ливни, дни, похожие на сумерки, грязь в усадьбе, усеянная мелкой, желтой листвой акаций, необозримые пашни и озими вокруг Дурновки и без конца идущие над ними тучи опять томили ненавистью к этой проклятой стране, где восемь месяцев метели, а четыре дожди». Мрачная, дождливая, холодная осень вызывает ненависть. Но Бунин и любит осень одновременно, иначе не было бы таких живописных сравнений . осеннего леса с «чертогом из янтаря», с «теремом расписным».
    Природа у Бунина обворожительна, гармонична, ее красота безупречна и жива. Особую прелесть Бунин находит как в тишине и недвижимости природы,, так и в ее жизни, движении.

  11. В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
    Над родником старинный голубец
    С лубочной почерневшею иконкой,
    А в роднике березовый корец.
    Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
    Тысячелетней рабской нищеты,
    Но этот крест, но этот ковшик белый…
    Смиренные, родимые черты!
    И.А. Бунин
    И.А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь способность человека видеть вокруг себя прекрасное вносит в его душу покой и ощущение единения с природой, помогает лучше понять себя и других людей.
    Мы видим, что не многим героям произведений Бунина дано ощутить гармонию окружающего мира. Чаще всего это простые люди, уже умудренные жизненным опытом. Ведь только с возрастом мир открывается человеку во всей его полноте и многообразии. Да и то не всякий может его постичь. Старый батрак Аверкий из рассказа «Худая трава» принадлежит к числу тех героев Бунина, которые достигли духовной гармонии.
    Этот уже давно не молодой человек, много повидавший на своем веку, не испытывает ужаса от сознания приближающейся смерти. Он ждет ее безропотно и смиренно, потому что воспринимает ее как вечный покой, избавление от суетности. Память постоянно возвращает Аверкия в «далекие сумерки на реке», когда он встретился «с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Этот человек пронес свою любовь через всю жизнь. Думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой виднеется девичий стан.
    Мы видим, как природа участвует в жизни этого героя Бунина. Сумерки на реке сменяются теперь, когда Аверкий близок к смерти, осенним увяданием: «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно». Наступление зимы вызвало в герое «Худой травы» прилив жизни, ощущение радости бытия. «Ах, в зиме было давно знакомое, всегда радовавшее зимнее чувство! Первый снег, первая метель! Забелели поля, потонули в ней – забивайся на полгода в избу! В белых снежных полях, в метели – глушь, дичь, а в избе – уют, покой. Чисто выметут ухабистые земляные полы, выскребут, вымоют стол, тепло вытопят печь свежей соломой – хорошо!» Всего в нескольких предложениях Бунин создал великолепную живую картину зимы.
    Как и его любимые герои, писатель считает, что в мире природы заключено то вечное и прекрасное, что не подвластно человеку с его земными страстями. Законы жизни человеческого общества, напротив, приводят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир неустойчив, он лишен гармонии. Это видно на примере жизни крестьянства накануне первой русской революции в повести Бунина «Деревня». В этом произведении автор наряду с нравственно-эстетическими проблемами затрагивает проблемы социальные, вызванные действительностью начала XX века.
    События первой русской революции, отразившиеся в деревне в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты, вносят разлад в привычный ритм жизни деревни. В повести много действующих лиц. Ее герои пытаются разобраться в окружающем, найти для себя какую-либо точку опоры. Так, Тихон Красов нашел ее в деньгах, решив, что они дают уверенность в будущем. Всю свою жизнь он посвящает накоплению богатства, даже женится из-за выгоды. Но Тихон так и не находит счастья, тем более что у него нет наследников, которым он мог бы передать свое богатство. Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пытается найти правду, глубоко переживая беды своей деревни. Кузьма Красов не может спокойно смотреть на нищету, отсталость и забитость крестьян, их неумение разумно организовать свою жизнь. А события революции еще больше обостряют социальные проблемы деревни, разрушают нормальные человеческие отношения, ставят перед героями повести неразрешимые проблемы.
    Братья Красовы – незаурядные личности, ищущие свое место в жизни и пути ее улучшения не только для себя, но и для всего русского крестьянства. Они оба приходят к критике негативных сторон крестьянской жизни. Тихона поражает, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяина!» – думает он. Кузьма же считает причиной такого положения крестьян их глубочайшее невежество, забитость, в чем он винит не только самих крестьян, но и правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ».
    Проблема человеческих взаимоотношений и связи человека с окружающим его миром раскрывается и в повести «Суходол». В центре повествования в этом произведении – жизнь обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. Судьба Хрущевых трагична. Барышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович погибает под копытами коня, слабоумный дедушка Петр Кириллович умирает от руки крепостного. Бунин показывает в этой повести, до какой степени странными и ненормальными могут быть человеческие взаимоотношения. Так говорит об отношениях господ и слуг бывшая крепостная няня Хрущевых Наталья: «Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной – барышня. Барчук – а, по правде-то сказать, и сами дедушка – в Герваське души не чаяли, а я в ней». А к чему приводит в «Суходоле» такое светлое чувство, как любовь? К слабоумию, позору и опустошенности. Нелепости человеческих взаимоотношений противопоставлена красота Суходола, его широкие степные просторы с их запахами, красками и звуками. Окружающий мир прекрасен в рассказах Натальи, в заговорах и заклинаниях юродивых, колдунов, странников, кочующих по родной земле.
    «Нет никакой отдельной от нас природы, каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной души», – писал Бунин. В своих произведениях, проникнутых глубокой любовью к России и ее людям, писатель сумел доказать это. Для самого писателя природа России была той благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение целостности мира:
    Нет, не пейзаж влечет меня,
    Не краски я стремлюсь подметить,
    А то, что в этих красках светит, –
    Любовь и радость бытия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *