Сочинение на тему талисман пушкин

6 вариантов

  1. «Талисман» Александр Пушкин
    Там, где море вечно плещет
    На пустынные скалы,
    Где луна теплее блещет
    В сладкий час вечерней мглы,
    Где, в гаремах наслаждаясь,
    Дни проводит мусульман,
    Там волшебница, ласкаясь,
    Мне вручила талисман.
    И, ласкаясь, говорила:
    «Сохрани мой талисман:
    В нем таинственная сила!
    Он тебе любовью дан.
    От недуга, от могилы,
    В бурю, в грозный ураган,
    Головы твоей, мой милый,
    Не спасет мой талисман.
    И богатствами Востока
    Он тебя не одарит,
    И поклонников пророка
    Он тебе не покорит;
    И тебя на лоно друга,
    От печальных чуждых стран,
    В край родной на север с юга
    Не умчит мой талисман…
    Но когда коварны очи
    Очаруют вдруг тебя,
    Иль уста во мраке ночи
    Поцелуют не любя —
    Милый друг! от преступленья,
    От сердечных новых ран,
    От измены, от забвенья
    Сохранит мой талисман!»

    Анализ стихотворения Пушкина «Талисман»

    Александр Пушкин, с детства воспитанный на русских сказках и преданиях, был человеком достаточно суеверным и придавал вещам, его окружающим, довольно важное значение. Одним из таких культовых предметов в жизни поэта был перстень с сердоликом, поверхность камня которого украшала гравировка на древнееврейском языке. Пушкин не знал смысла надписи, но искренне верил в то, что этот перстень оберегает его поэтический дар. В 1827 году он посвятил этому украшению стихотворение «Талисман», в котором приоткрыл завесу тайны его происхождения.
    Согласно стихотворению, перстень был вручен ему «там, где море вечно плещет на пустынные скалы» таинственной волшебницей из гарема. Она просила поэта сохранить этот талисман, убеждая его, что он будет для Пушкина оберегом. «В нем таинственная сила, он любовью тебе дан», — позже напишет поэт.
    По словам таинственной незнакомки, которые в своем стихотворении передал Пушкин, перстень не смог бы уберечь его «от недуга и могилы». Также украшение не в состоянии сделать его обладателя богатым или же вернуть на родину «от печальных чуждых стран». Однако талисман способен защитить поэта «от сердечных новых ран, от измены и забвенья». Поэтому героиня стихотворения и обращается к поэту с просьбой: «Сохрани мой талисман!».
    Это романтическое произведение можно было бы отнести к разряду творческого вымысла поэта, если бы в своих воспоминаниях очевидцы не подтвердили – да, действительно, у Пушкина был такой перстень. Более того, сегодня доподлинно известна история этого необычного подарка, который поэт получил во время южной ссылки от супруги губернатора Новороссийского края Елизаветы Воронцовой. Пушкин был определен на службу в канцелярию губернатора и, естественно, стал вхож в дом графа Воронцова. Молодой поэт очень скоро влюбился в его очаровательную супругу, которая оказалась не только очень привлекательной, но и образованной женщиной, сумевшей по достоинству оценить поэтический дар своего нового знакомого. Согласно одной из версий, между Пушкиным и Елизаветой Воронцовой вспыхнул настолько бурный роман, что влюбленные даже не считали нужным скрывать свои чувства от губернатора. И это стало одной из причин острой неприязни графа к поэту, который всеми возможными способами попытался избавиться от человека, который решил разрушить его брак.
    Вскоре по настоянию Воронцова Пушкину разрешили вернуться в Петербург, однако из Одессы поэт увозил не только воспоминания о прекрасной графине, но и старинный перстень-печатку с сердоликом. Украшение было парным, и точно такое же кольцо в память о поэте осталось у Елизаветы Воронцовой. Позже влюбленные, обмениваясь редкими письмами, запечатывали их при помощи перстня, и это было их маленькой тайной.
    После смерти Пушкина кольцо перешло к Жуковскому, потом долгие годы хранилось в семье Тургенева и, наконец, было передано в петербургский дом-музей поэта. Однако во время революции перстень таинственным образом исчез. Вора, который его похитил, найти все же удалось, а вот сама реликвия пропала бесследно. Примерно в 30-х годах прошлого века советское правительство обратилось с просьбой к наследникам Воронцова, проживающим за границей, подарить пушкинскому дому-музею второй экземпляр украшения, и получило согласие. Однако потомки Елизаветы Воронцовой так и не смогли найти перстень, который бесследно исчез. Примечательно, что поиски этой реликвии продолжаются по сей день, однако за 80 лет никому так и не удалось напасть на след пушкинского талисмана, который считается безвозвратно утерянным.
    Метки: Пушкин

  2. Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» имеет под собой реальную основу. У поэта действительно было кольцо, подаренное ему одной из его возлюбленных. Образ талисмана можно понимать двояким образом: буквально, то есть подразумевая под талисманом некую вещь, либо символически – и тогда в виде талисмана предстает сама любовь, чувство, которое умирает и вновь возрождается и одновременно живет вечно: в воспоминаниях и в стихах. По форме стихотворение «Храни меня, мой талисман…» напоминает молитву или заклинание:
    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненъя,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.
    Особая магия этого стихотворения усиливается благодаря многочисленным повторам одной и той же фразы: «Храни меня, мой талисман». В первых трех четверостишиях ни слова не говорится о любви, и лишь в четвертом появляется некий намек, пока еще довольно туманный:
    Священный сладостный обман,
    Души волшебное светило…
    Оно сокрылось, изменило…
    Храни меня, мой талисман.
    Анализируя стих при прочтении можно догадаться, что здесь говорится о разлуке, об охлаждении чувств. Но воспоминания поэта остаются светлыми и чистыми. Ни словом не упоминается в этом стихотворении ни о том, что произошло между влюбленными, ни о самой возлюбленной; лишь ощущение уходящего чувства незримо витает в воздухе:
    Пускай же ввек сердечных ран
    Не растравит воспоминанье.
    Прощай, надежда; спи, желанье;
    Храни меня, мой талисман.
    Другим примером гениального описания чувств, владеющих человеком, пережившим разлуку, является стихотворение «Сожженное письмо». Образы пушкинской поэзии глубоко символичны: образ огня, поглощающего письмо, – это образ невосполнимой утраты, но одновременно стихия огня и очищает душу, подготавливая ее к возрождению. Былое становится пеплом, прахом, но человеческая душа, а тем более душа поэта, обновляется в огне чувств:
    Готов я: ничему душа моя не внемлет.
    Уж пламя жадное листы твои приемлет…
    Минуту!., вспыхнули… пылают… легкий дым,
    Виясъ, теряется с молением моим.
    И, как и в стихотворении «Храни меня, мой талисман…», автор ничего не рассказывает о своей любимой. В самом начале он лишь упоминает, что сжигает ее письмо по ее собственной просьбе: «Прощай, письмо любви! Она велела…» Поэт признается, что долго не хотел расстаться с дорогим ему письмом, но воля любимой для него священна. Письмо сожжено; но воспоминания о минувшем счастье навек остаются с тем, кто любил:
    …Пепел милый,
    Отрада бедная в судьбе моей унылой,
    Останься век со мной на горестной груди…
    Для любовной лирики Пушкина характерно то, что, о чем бы он ни писал – о прошедшей любви или о просыпающемся чувстве, – в его стихотворениях всегда ощущается светлое, возвышенное настроение. Наверное, в этом заключается определенная мудрость: быть благодарным судьбе за все, что она дает и давала, независимо от того, ушло ли счастье или осталось. Главное, что оно было, значит, навсегда сохранится в памяти человека.

  3. Анализ «Храни меня мой талисман» Пушкин

    Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
    Любовь пробуждает в людях все лучшее, заставляет их совершенствоваться, одаривает теплом и светом. Прекрасны даже воспоминания об ушедшем чувстве. Лучшее тому подтверждение – стихотворение Александра Пушкина «Храни меня, мой талисман».
    Любовь много значила в жизни поэта, а любовная лирика составляет значительную часть его литературного наследия. Пушкин посвящал стихотворения многим женщинам. «Храни меня, мой талисман» литературные критики относят к циклу произведений, в который входят еще несколько лирических шедевров: «Талисман», «Сожженное письмо», «Желание славы».
    Стихотворение исследовалось многими пушкиноведами, но получить ответы на все важные вопросы не удалось. Неизвестна даже точная дата создания произведения. Предположительно, оно было написано в период с осени 1824 года до лета 1825.
    В одесской ссылке Пушкин познакомился с графиней Елизаветой Воронцовой. Эта женщина была необычайно красива, образованна, наделена тонкой, возвышенной душой. Воронцова ответила на чувства поэта, но состояла в браке, поэтому влюбленным пришлось расстаться. Графиня подарила на память Александру Сергеевичу золотое кольцо с крупным сердоликом. На камне была надпись на еврейском языке. Поэт очень ценил подарок и верил в его магическую силу.
    Кольцо имело свою историю и после смерти Пушкина. С руки покойного поэта его снял Василий Жуковский. Затем реликвия перешла к Тургеневу, от него – к Полине Виардо. Певица передала перстень в музей. В 1917 году его похитили, дальнейшая судьба кольца неизвестна.
    Не все, правда, исследователи жизни и творчества Пушкина согласны с тем, что стихотворение посвящено именно этому перстню. У Пушкина было еще одно кольцо с изумрудом, которое он считал своим талисманом. Кроме того, достоверных сведений о романе поэта с Елизаветой Воронцовой нет. В тексте произведения вообще не сказано, что талисман – это кольцо.
    Стихотворение «Храни меня, мой талисман» проникнуто глубоким чувством, легкой тоской и грустью. Оно относится к жанру любовной лирики. Поэт рассказывает о чудесном подарке, который обязан уберечь его от бед и несчастий. Стихотворение похоже на магическое заклинание или молитву, оно написано в оригинальной форме обращения к самому себе.
    Общее настроение этих поэтических строк весьма безрадостное. Передает его ряд однородных членов предложения: «гоненья», «раскаянья», «сомненья», «печали». В этот период Пушкин хотел покинуть Россию, но понимал, как одиноко ему будет на чужбине. В стихотворении как раз упоминается «уединенье чуждых стран». Ощущение надвигающейся беды емко передает строка: «Когда грозою грянут тучи».
    Вера в магические свойства предмета подчеркивается многочисленными повторами фразы: «Храни меня, мой талисман». Этой строкой произведение начинается и ею же завершается. Слово «храни»выбрано поэтом не случайно. Оно перекликается со словами из христианской молитвы «спаси и сохрани», выражает главную надежду и веру в лучшее будущее. Лирический герой дает обещание всегда помнить о любви, которая постепенно покидает его, что выражено словами: «Прощай, надежда, спи желанье».
    В стихотворении не говорится о возлюбленной и о причинах разлуки. Читатель только догадывается об этом к концу произведения. Талисман здесь – главный словесный образ. Поэт мастерски изображает свое трепетное отношение к подарку любимой женщины. Этому способствует ассонанс со звуком «а» и аллитерация в некоторых четверостишиях.
    Пушкин использует ямб с кольцевой рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм, что выразительно подчеркивает значимость каждого слова. Во всех строках стихотворения, кроме одной, применен пропуск ударения. Использование инверсии придает выразительность, раскрывает глубину чувств автора, создает у читателя особое настроение. Поэт находит много ярких и оригинальных эпитетов: «души волшебное светило», «священный сладостный обман», «в тревоге пламенного боя», «на лоне скучного покоя».
    Вся любовная лирика Пушкина светла и вдохновенна, о чем бы поэт ни писал: о зарождающейся любви или об угасающем чувстве. Александр Сергеевич всегда трепетно хранил воспоминания о своих возлюбленных и благодарил судьбу за минуты сердечных волнений. Была любовь счастливой или безответной, тихо угасла или закончилась бурным разрывом отношений, – во всем Пушкин черпал вдохновение и душевные силы. Любовь и была его жизненным талисманом.

  4. Пять строф написаны четырехстопным ямбом с пиррихием (пропуском ударения). Рифма используется кольцевая с чередованием мужской, в которой выделяется последний слог, и женской – с ударением на предпоследнем слоге. Это делает произведение благозвучным.

    Художественные средства

    Не слишком много эпитетов использует поэт, но как они выразительны! Валы в океане «ревучие», и сразу представляется мощь неуправляемой стихии. Метафорой становится слово «грозою», применённое к тучам над бушующим океаном. После этого идёт горестное уединенье в «чуждых» странах, где нет любимых друзей, и покой там «скушен». В мечте он видит «пламенный» бой за свободу. Поэт хотел бороться за свободу Греции, подобно Байрону или генералу Ипсиланти, который во время сражений потерял руку. Пушкин им искренне восхищался. В конце четвёртой строфы мы читаем слова о «сладостном и священном» обмане, который для души является в виде «волшебного» светила, что, вероятно, говорит об изменчивой любви. От всего А. Пушкин просит свой талисман его охранить.

    Что произошло с перстнем поэта

    Пушкин не снимал перстня с большого пальца левой руки.
    Его с ним положили в гроб. Однако В. А. Жуковский стал его наследником. Он опечатывал им свои письма. Далее талисман был подарен И. С. Тургеневу сыном Василия Андреевича Павлом. В Британии И. Тургенев заказал расшифровку текста, но она не сохранилась. Он также делал им оттиски на своих письмах. После кончины И. Тургенева печатка стала принадлежать Полине Виардо. Она, в свою очередь, вернула ее в Россию в 1887 году. Перстень обрел свое постоянное место в музее лицея, где учился А. Пушкин. В 1917 году, в смутные апрельские дни, его похитили, и по сей день никто не знает, где он находится.
    На этом можно закончить анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…». Творческое наследие А. Пушкина постоянно изучается и переосмысливается каждым читателем, не только профессионалом. Поэтому мы видим непосредственные связи этого стихотворения с другими произведениями. В частности, сразу вспоминается «Сожженное письмо» (в нем упоминается, как плавится сургучный оттиск перстня в огне) и «Талисман», в котором есть таинственная сила. Чтение произведений поэта, историка, драматурга только сильнее утверждает нас в мысли, что А. Пушкин был величайший гений и на наше счастье творил и преобразовывал русский язык, и мы наслаждаемся его слогом в оригинале.

  5. Карина
    Стихотворение « Храни меня, мой талисман», написанное в 1825 году, относится к Михайловскому периоду(1824 – 1826г.г.). Именно в это время, по мнению критиков, гений Пушкина «достигает своей зрелости».
    При жизни автора это стихотворение не было опубликовано (поэт считал его слишком личным). А посвящено оно было Е.К. Воронцовой, его возлюбленной, которая перед отъездом в Михайловское подарила Пушкину кольцо – талисман, и с ним он никогда не расставался!
    «Храни меня, мой талисман» относится к любовной лирике. Следовательно, главная тема – это тема любви, грусти по ней и прощание с нею. Отсюда и присутствие печали по несбывшемуся («священный сладостный обман»), и прощание с надеждой на счастье с возлюбленной («прощай, надежда; спи, желанье»), и надежда на то, что талисман поможет пережить невзгоды судьбы «во дни гоненья».
    «Храни меня, мой талисман» – эта строка является лейтмотивом всего стихотворения. Она повторяется пять раз! С неё начинается стихотворение, которое написано в форме послания – обращения, и ею заканчивается. И эта же самая строка выражает основную мысль, идею стихотворения – надежду на лучшие времена в судьбе лирического героя.
    Особенностью этого произведения является еще и то, что это стихотворение не что иное, как письмо – послание к самому себе.
    «Храни меня, мой талисман…» состоит из пяти строф (четверостиший). Излюбленный поэтом ямб подчеркивает музыкальность и «весомость» каждого слова, а кольцевая рифмовка напоминает русские народные песни. Автор использует сочетание мужской (1 и 4 строки) и женской (2 и 3 строки) рифмовки.
    Основной словесный образ – это талисман. Пушкин мастерски подчеркивает трепетное, бережное к нему отношение. В этом ему помогает использование звукописи: ассонанса (очень много звука -а-) и аллитерации (например: Вокруг меня валы ревучи,
    Когда грозою грянут тучи.)
    В стихотворении присутствуют ряды однородных членов (гоненья, раскаянья, сомненья), эпитеты (пламенного боя, сладостный обман, валы ревучи (здесь еще и инверсия) и др.), олицетворение (подымет океан).
    По своему содержанию, композиции стихотворение «Храни меня, мой талисман…», безусловно, романтическое. Но в нем прослеживаются и реалистические нотки (в последней строфе – оптимистический мотив: поэт прощает и «сладостный обман», и измену любимой, и не хочет ворошить «сердечных ран». Он свято верит в силу талисмана. А вера, как известно, помогает жить.

  6. «Храни меня, мой талисман…» Александр Пушкин
    Храни меня, мой талисман,
    Храни меня во дни гоненья,
    Во дни раскаянья, волненья:
    Ты в день печали был мне дан.
    Когда подымет океан
    Вокруг меня валы ревучи,
    Когда грозою грянут тучи —
    Храни меня, мой талисман.
    В уединенье чуждых стран,
    На лоне скучного покоя,
    В тревоге пламенного боя
    Храни меня, мой талисман.
    Священный сладостный обман,
    Души волшебное светило…
    Оно сокрылось, изменило…
    Храни меня, мой талисман.
    Пускай же ввек сердечных ран
    Не растравит воспоминанье.
    Прощай, надежда; спи, желанье;
    Храни меня, мой талисман.

    Анализ стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…»

    Стихотворение «Храни меня, мой талисман…» принято связывать с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. С ней Пушкин познакомился во время пребывания в Одессе. Ее портреты долгое время украшали поля рукописей поэта. Под имением «Элиза» фигурирует она в так называемом донжуанском списке, составленном Александром Сергеевичем в 1829 году. Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова преподнесла ему подарок – перстень, сделанный из золота и украшенный крупным сердоликом. На камне была вырезана надпись на древнееврейском языке. Александр Сергеевич очень перстнем дорожил, верил в его чудодейственную силу. После смерти поэта кольцо перешло к Жуковскому. Именно Василий Андреевич снял его с руки убитого на дуэли Пушкина. Среди других владельцев драгоценности – Тургенев и Виардо. В 1917 году перстень был украден из Пушкинского музея. Местонахождение его до сих пор не выяснено.
    «Храни меня, мой талисман…» — первое стихотворение, созданное в Михайловском среди тех, что посвящены Воронцовой. Точная дата его написания неизвестна. Литературоведы указывают на промежуток от августа 1824 до первой половины 1825. В любом случае – это был сложный жизненный период для поэта, что видно по минорной тональности произведения, по царящей в нем атмосфере беспросветного горя. В то время Александр Сергеевич всерьез думал о бегстве с родины, где власти периодически подвергали его гоненьям. Вот только Пушкин прекрасно понимал, что отъезд из Российской империи повлечет за собой тотальное одиночество («в уединеньи чуждых стран»). Лирический герой предчувствует страшные кары («когда подымет океан вокруг меня валы ревучи, когда грозою грянут тучи»). В качестве варианта наказания он рассматривает испытания бездействием («на лоне скучного покоя»). Ближе к финалу стихотворения упоминается расставание с дорогой сердцу женщиной.
    И только талисман способен уберечь лирического героя от невзгод. Под ним имеется в виду как раз перстень, подаренный Пушкину Воронцовой. С помощью этого кольца Александр Сергеевич запечатывал свои письма. Драгоценность можно рассмотреть как минимум на двух портретах поэта. Один из них принадлежит кисти Василия Андреевича Тропинина, второй – Карла Петера Мазера. Упоминания о кольце встречается и в других стихотворениях Пушкина – «Сожженное письмо» («уж перстня верного утратя впечатленье») и «Талисман» («сохрани мой талисман, в нем таинственная сила»).
    Метки: Пушкин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *