Сочинение на тему тебя ж как первую любовь россии сердце не забудет

9 вариантов

  1. Оформление вечера:
    книга-альбом “По следам пушкинского наследия”;
    портреты А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой, друзей и
    современников поэта;
    фотографии памятников Пушкину; виды
    Петровского, Михайловского, Тригорского,
    Болдина;
    репродукции картин “Пушкин с женой перед
    зеркалом на придворном балу” Н.Ульянова;
    “Дуэль Пушкина с Дантесом” А.Наумова; музыка:
    “Реквием” В.-А.Моцарта, “Манфред”
    П.И.Чайковского
    Действующие лица:
    ведущие,
    чтецы,
    участники, исполняющие роли Онегина и Татьяны
    Бессмертен тот, чья муза
    до конца
    Добру и красоте не изменяла.

    А. Плещеев
    (Эпиграф проецируется на экран)
    Под звуки фанфар выходят ведущие.
    Ведущий 1.
    Друзья! Мы снова открываем
    Врата святые в Просвещенья храм.
    И, словно руки, души простираем
    К познанию божественным дарам.
    Мы, как молитву, обращаем слово
    К России и великим именам.
    Ведущий 2. Александр Сергеевич Пушкин: Имя это
    бессмертно. Оно приходит к нам в раннем детстве и
    идет с нами по жизни до глубокой старости. Для
    нас, его потомков и соотечественников,
    Пушкин-это целый мир, это начало всех начал, это
    солнце русской поэзии.
    Ведущий 1. Как много говорят и сегодня вечно
    живые пушкинские строки:
    1-й чтец
    Мой друг, отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы
    2-й чтец
    Москва… как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось
    3-й чтец
    Служенье муз не терпит суеты,
    Прекрасное должно быть величаво
    Ведущий 1. Каждый год 6 июня в Михайловское, на
    Псковщину, со всех концов России съезжаются
    поэты, писатели, деятели литературы и искусства,
    все, кому дорога Поэзия. 6 июня – день рождения
    А.С.Пушкина.
    Ведущий 2. За два века необыкновенно много
    написано о поэте. В символической книге под
    названием “По следам пушкинского наследия”
    множество страниц: это научные исследования и
    воспоминания, лирические стихотворения и эссе,
    письма, романы, драматические произведения.
    Читая эту книгу, мы слышим голоса друзей и
    недругов поэта, его почитателей, холодных
    наблюдателей и горячих поклонников. Мы открываем
    эту книгу сегодня, в день памяти поэта.
    1-й чтец:
    Когда мы том заветный раскрываем
    волшебных, вечных пушкинских стихов,
    Когда мы вновь и вновь переживаем
    великий смысл неугасимых слов,
    Когда мы слышим в каждой песне милой
    и гнев поэта, и его любовь,
    С какой непостижимой ясной силой
    Мы ощущаем с ним свое родство!
    (На экран проецируются слайды с изображением
    пушкинских мест: Петровского, Михайловского,
    Тригорского).
    Ведущий 1.Свое путешествие по пушкинским местам
    мы начинаем с Петровского. Петровское – начало
    родословной Ганнибалов, предков А.С.Пушкина. Поэт
    очень гордился своим прадедом Абрамом
    Ганнибалом.
    Ведущий 2. Если выйти из Петровского и пройти
    вокруг живописного озера Кучане, мы попадем под
    сень Михайловских рощ. Здесь Пушкин бывал
    ребенком, веселым юношей, ссыльным поэтом.
    Ведущий 1. Ступаешь на эту священную землю с
    особым трепетом. Замирает сердце, когда
    проходишь мимо вековых елей, которые видели
    Пушкина, слышали шорох его шагов, скрип колес его
    кареты, когда он приезжал в Михайловское. Все в
    этой усадьбе напоминает о поэте.
    Ведущий 2. Няня Арина Родионовна была верным
    другом поэта в пору Михайловской ссылки. Это о
    ней Пушкин писал:
    2-й чтец: :
    Ах! умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, в старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, о подвигах Бовы:
    Ведущий 1. Рассказывая о Михайловском, нельзя не
    вспомнить Михайловский парк с его аллеями, одна
    из которых – аллея Керн, связанная с посещением
    А.П.Керн села Михайловского в июне 1825 года.
    Встреча с Анной Петровной оставила в сердце
    Пушкина глубокое светлое чувство.
    Звучит романс М.И.Глинки “Я помню чудное
    мгновенье “.
    Ведущий 2. Из Михайловского мы отправляемся в
    Тригорское, имение друзей Пушкина -Осиповых –
    Вульф. От главного входа в дом узкая аллейка
    ведет к группе огромных двухсотлетних лип и
    дубов, под сенью которых стоит белая садовая
    скамья. Это “скамья Онегина”. Именно здесь
    состоялось свидание Татьяны и Онегина.
    Юноша и девушка инсценируют первое свидание
    Онегина и Татьяны, героев романа “Евгений
    Онегин”
    Ведущий 1. Говоря о разных периодах жизни
    Пушкина, нельзя не упомянуть о Болдино-родовом
    имении отца поэта в Нижегородской губернии.
    Осень 1830 года вошла в историю русской литературы
    под названиием “болдинская осень”.
    Ведущий 2. “Здесь, в Болдино, сошлось все
    воедино: деревня, осень, любовь, озарение”.
    1-й чтец:
    Не множеством картин старинных мастеров
    Украсить я всегда желал свою обитель,
    Чтоб суеверно им дивился посетитель,
    Внимая важному сужденью знатоков.
    В простом углу моем, средь медленных трудов,
    Одной картины я желал быть вечно зритель,
    Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
    Пречистая и наш Божественный Спаситель.
    Она с величием, он с разумом в очах-
    Взирали, кроткие, во славе и лучах,
    Один, без ангелов, под пальмою Сиона
    Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    2-й чтец (стихотворение Н. Доризо ” Наталья
    Пушкина”):
    Как девочка, тонка, бледна,
    Едва достигнув совершеннолетья,
    В день свдьбы знала ли она,
    Что вышла замуж за бессмертье?
    Что сохранится на века
    Там, за супружеским порогом,
    Все то, к чему ее рука
    В быту коснется ненароком.
    И даже строки письмеца,
    Что он писал, о ней вздыхая,
    Похитит из ее ларца
    Его вдова. Вдова другая.
    Непогрешимая вдова-
    Святая пушкинская слава,
    Одна на все его слова
    Теперь имеющая право.
    И перед этою вдовой
    Ей, Натали, Наташе, Таше,
    Нет оправдания живой,
    Нет оправданья мертвой даже.
    За то, что рок смертельный был,
    Был рок родиться ей красивой:
    А он такой ее любил,
    Домашней, доброй, нешумливой.
    Поэзия и красота-
    Естественней союза нету.
    Но как ты ненавистна свету,
    Гармония живая та!
    Ведущий 1. Враги поэта не смогли сломить дух
    Пушкина, согнуть его волю, перестроить
    непреклонную лиру. И тогда они нанесли свой
    смертельный удар “по душе поэта” — по его
    домашнему очагу, по его с таким трудом
    завоеванному и так бережно охраняемому
    семейному счастью.
    Ведущий 2. И подлая травля, развязанная
    “великосветской чернью”, привела в конце концов
    к гибели величайшего русского поэта.
    Ведущий 1. Старинные часы в кабинете последней
    квартиры Пушкина показывают 2 часа 45 минут. В эти
    минуты 10 февраля 1837 года остановилось сердце
    поэта.
    (Звучит “Реквием” Моцарта)
    Ведущий 2. Солнце русской поэзии закатилось!
    Около трех часов дня 10 февраля 1837 года Жуковский
    вышел на набережную и со слезами сообщил:
    “Пушкин умер!” – “Убит!”- раздалось из
    огромной толпы и, как эхо, отозвалось со всех
    сторон:
    Ведущий 1. Это было одно из самых страшных в
    мировой истории политических убийств.
    (Звучит музыка П.И.Чайковского “Манфред”, 4-я
    часть).
    2-й чтец (стихотворение М.Ю.Лермонтова “Смерть
    поэта”) :
    Погиб поэт, невольник чести –
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!..
    Не вынесла душа поэта
    Позора мелочных обид,
    Восстал он против мнений света
    Один, как прежде:и убит!
    Убит!.. К чему теперь рыданья,
    Пустых похвал ненужный хор,
    И жалкий лепет оправданья?
    Судьбы свершился приговор!
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Что ж? Веселитесь:он мучений
    Последних выдержать не мог:
    Угас, как светоч, дивный гений
    Увял торжественный венок.
    3-й чтец (стихотворение Ф.И.Тютчева ” 29-е января
    1837″):
    Из чьей руки свинец смертельный
    Поэту сердце растерзал?
    Кто сей божественный фиал
    Разрушил, как сосуд скудельный?
    Будь прав или виновен он
    Пред нашей правдою земною,
    Навек он высшею рукою
    В цареубийцы заклеймен.
    Но ты, в безвременную тьму
    Вдруг поглощенная со света,
    Мир, мир тебе, о тень поэта,
    Мир светлый праху твоему!..
    Назло людскому суесловью,
    Велик и свят был жребий твой!..
    Ты был богов орган живой,
    Но с кровью в жилах:знойной кровью.
    И сею кровью благородной
    Ты жажду чести утолил –
    И осененный опочил
    Хоругвью гордости народной.
    Вражду твою пусть тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь:
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!..
    Ведущий 1. Более двухсот лет отделяет нас от
    даты рождения А.С.Пушкина. Но сколько бы ни прошло
    еще десятилетий или столетий, пока стоит земля и
    есть мы, бессмертна муза Пушкина, бессмертен его
    гений.
    Ведущий 2. Отдав А.С.Пушкину дань немеркнущей
    любви и глубочайшего уважения, мы обращаемся к
    нему со словами русского поэта Ф.И.Тютчева:
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет.

  2. 2
    Текст добавил: модель_для_сборки

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
    села Новая Кука
    Исследовательская работа
    «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!..»
    Пушкин в музыке
    11 класс,
    Павлова Елизавета.
    Руководитель:
    Абакумова Галина Геннадьевна.

    Новая Кука, 2017 год
    Оглавление:
    Вступление…………………………………………………………….3
    А. С. Пушкин в музыке……………………………………………….4
    2.1.Устное народное творчество – основа пушкинских произведений…………………………………………………………4-7
    2.2. Воплощение пушкинских произведений в музыке…………….7
    2.2.1. Романсы. Анализ музыки романсов на стихотворения А.С. Пушкина……………………………………………………………….7-9
    2.2.2. Оперы…………………………………………………………9-12
    2.2.3. Музыка в кинофильмах………………………………………12-13
    3. Заключение……………………………………………………………..14
    4. Список литературы…………………………………………………….15
    Вступление.
    В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так широко отразилось в музыке, как творчество Александра Сергеевича Пушкина. Художественный мир поэта – явление многогранное, стабильное. А в стихотворениях не только мудрость, но и гармония. Поэзия, проза и драматургия поэта неслучайно стали литературной основой для создания не менее гениальных опер и романсов.
    Ещё в лицейские годы его стихи были переложены на музыку лицейскими композиторами, далее круг музыкантов, обращающихся к поэзии поэта, постепенно расширялся. С тех пор процесс не прекращался.
    Почему же произведения именно Александра Сергеевича Пушкина оказали настолько сильное впечатление на композиторов, заставившее их отразить свои чувства в музыке? Объектом исследования стали произведения русских музыкальных классиков, которые использовали пушкинскую тематику. Нами была выдвинута гипотеза о том, что близость пушкинских произведений к музыке заложена в истоках его творчества. В работе была поставлена цель: доказать единство произведений А.С. Пушкина и музыки русских композиторов.
    Цель реализовывалась через поставленные задачи:
    – найти истоки музыкальности творений А.С. Пушкина;
    – выяснить, творчество каких композиторов связано с именем великого поэта;
    – найти и проанализировать тексты и музыкальные композиции, написанные на стихи поэта;
    – изучить историю создания музыкальных композиций по мотивам произведений Пушкина и средства воплощения пушкинских героев в музыке.
    3
    2. Пушкин в музыке
    2.1. Устное народное творчество – основа пушкинских произведений.
    В развитии русской музыкальной культуры роль творчества Пушкина велика, а какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта. Сила воздействия музыки на Пушкина была тоже очень велика.
    Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней нужно говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука. Известно, что няня будущего поэта не только знала множество сказок, поговорок, былин, но и пела много русских песен. Вспоминая юношеские годы, Пушкин писал, обращаясь к Арине Родионовне:
    …Наперсница волшебной старины…….
    Ты, детскую качая колыбель,
    Мой юный слух напевами пленила
    И меж пелен оставила свирель,
    Которую сама заворожила.
    Народное искусство питало и творчество великого поэта. Пушкин неоднократно обращался к сюжетам народных сказок, преданий. Язык пушкинских произведений близок к народной речи. Отсюда и лёгкость, напевность, музыкальность.
    Попробуем рассмотреть это на замечательном произведении «Руслан и Людмила». Уже здесь мы встречаемся с одним из излюбленных приёмов поэта – введением в стихотворную ткань нить песни. Этот приём весьма характерен для многих его произведений. Песни эти, как правило, несут весомую смысловую нагрузку, являясь порой ключом для раскрытия внутреннего содержания.
    4
    Ратмир, юный хан, как и другие витязи, отправился на поиски исчезнувшей Людмилы. Но его страсть не сравнится с верной любовью Руслана. Его манит песня девы, тихая, полная неги, томления.
    Ложится в поле мрак ночной, Здесь ночью нега и покой,
    От волн поднялся ветер хладный. А днём и шум, и пированье.
    Уж поздно, путник молодой! Приди на дружное призванье,
    Укройся в терем наш отрадный. Приди, о путник молодой!
    Тебе мы с утренней зарёй Ложится в поле мрак ночной,
    Наполним кубок на прощанье. От волн поднялся ветер хладный.
    Приди на мирное призванье, Уж поздно, путник молодой!
    Приди, о путник молодой! Укройся в терем наш отрадный.
    Какое изумительное владение формой демонстрирует здесь молодой Пушкин. Насколько органична кольцевая композиция песни, когда последняя строфа повторяет первую.
    А в «Евгении Онегине»… Третья глава романа. Татьяна уже отправила письмо Евгению. Но нет ответа. Наконец, скачут… Татьяна бежит, нет, не бежит, а летит навстречу своему герою. Задыхаясь, упала на скамью, ждёт… И тут Пушкин делает необычную модуляцию. От напряжения, взволнованности – к тонкой, не без социального смысла, иронии:
    В саду служанки на грядах,
    Сбирали ягоды в кустах
    И хором по наказу пели
    (Наказ, основанный на том,
    Чтоб барской ягоды тайком
    Уста лукавые не ели,
    И пеньем были заняты:
    Затея сельской остроты!)
    5
    А далее – как передышка, как привольный вздох – Песня девушек. Гениальный композиционный приём. В черновом варианте Пушкин остановился на своеобразном перепеве народного подлинника. Однако, поэт приходит к выводу, что необходим контраст. Он великолепно стилизует весёлую, беззаботную народную песню. Впоследствии собиратель фольклора Даниил Кашин назовёт эти стихи «народной русской песнью».
    Девицы, красавицы,
    Душеньки, подруженьки,
    Разыграйтесь, девицы.
    Разгуляйтесь, милые!
    Затяните песенку,
    Песенку заветную,
    Заманите молодца
    К хороводу нашему. И т.д.
    Великолепный дар проникновения в разные национальные стихии позволял Пушкину создавать убедительные стилизации, которые по своим достоинствам не уступали первоисточникам. Такова «Черкесская песня» из «Кавказского пленника». А «Бахчисарайский фонтан»! В стихотворное полотно поэт включает песню, на сей раз татарскую.
    В единственную драму «Сцены из рыцарских времён» поэт тоже включает песенные эпизоды. Песни различны в жанровом плане, по настроению и характеру. Например, трудовая песня вложена в уста косарей, свадебная песня, которую Пушкин записал в Михайловском, песни русалок, в которых причудливо сочетается фантастическое и реальное.
    Весёлой толпою
    С глубокого дна
    Мы ночью всплываем,
    Нас греет луна.
    Любо нам порой ночною
    6
    Дно речное покидать,
    Любо вольной головою
    Высь речную разрезать,
    Подавать друг дружке голос,
    Воздух звонкий раздражать,
    И зелёный влажный волос,
    В нём сушить и отряхать.
    Проанализировав лирику и прозу А.С. Пушкина, можно сделать вывод о том, что его произведения, действительно, имеют своей основой устное народное творчество – фольклор. Талант поэта возник не сам по себе, а впитывал в себя всё лучшее, что было в фольклоре: разговорную речь, яркие эпитеты, образы природы, рефрены. Всё это позволяет говорить о народных истоках пушкинской поэзии. Сказки Арины Родионовны Яковлевой, песни болдинских крестьян, предания народов Кавказа – вот на чём строилось творчество Пушкина. Поэт настолько сильно любил Родину, что его речь близка народной и стихи зачастую трудно отличить от русских песен.
    2.2. Воплощение пушкинских произведений в музыке.
    Многие композиторы оказались вдохновлёнными произведениями А.С. Пушкина. Среди них можно назвать такие известные имена: М.И. Глинка,
    А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский – Корсаков, П.И. Чайковский, Г.В. Свиридов, Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейн.
    С 1823 года по 1837 год русскими композиторами написана музыка более чем к 70 лирическим произведениям Пушкина.
    Композиторы 20 века создали более 500 романсов, большое количество опер, балетов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий.
    2.2.1. Романсы. Анализ музыки романсов на стихотворения А.С. Пушкина.
    Мир строк стихотворения «Я помню чудное мгновенье» идеален. Это
    7
    гимн – высокому и светлому чувству – любви! А музыка, написанные на эти стихи является жемчужиной камерной вокальной классики. В нём Глинка выразил свои глубокие чувства к Е. Керн, дочери А.П. Керн, в своё время вдохновившей Пушкина на создание великолепного произведения. С удивительной и прекрасной поэзией Пушкина гармонично слились музыкальные образы, созданные Глинкой. Это выражено, прежде всего, в мелодии – по-русски пластичной и задушевной, певучей. В романсе, как и в стихах, ясно обозначены зарождение поэтического чувства любви, томительная скорбь разлуки и радость свидания. Поэтический смысл каждого нового душевного состояния лирического героя раскрывается в яркой и выразительной музыке. В начале романса господствует настроение светлой поэтической озарённости – под впечатлением «чудного мгновенья».
    Первая же тема фортепианного вступления представляет собой обобщённый образ и горячо любящего, поэтически настроенного человека, и воплощённую мечту его – «гений чистой красоты». При упоминании о «томленьях грусти безнадёжной» лёгкая грусть слегка затуманивает повествование, но ненадолго, – чарующе прекрасная мелодия возвращается, утверждая вновь настроение тихой созерцательности. Плавная, гибкая мелодия голоса и идиллически-спокойная, словно «струящаяся» фортепианная партия дополняют друг друга, создавая законченный образ высокой одухотворённости. Но вот движение быстро меняется, становится то взволнованным, патетическим – «Шли годы. Бурь порыв мятежный…», то наоборот, заторможенным – «В глуши, во мраке заточенья..». Музыка теряет мягкую округлённость, спокойную размеренность ритма и становится более напряжённой. Под стать ей и фортепианная партия: в ней слышен то «бурь порыв мятежный», о котором поёт голос, то горестное оцепенение чувств. Светлой радостью полнится музыка, заключающая повествование. Внешне мелодия сохраняет прежние очертания, но внутренняя её наполненность становится иной – трепетной, восторженно-счастливой. Впечатления
    8
    усиливает и фортепианная партия – взволнованная, подвижная.
    В этом романс наиболее ярко проявилась общность творческих натур и устремлений двух великих современников – Пушкина и Глинки: типичная для обоих цельность, гармоничность восприятия, светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую её ценность.
    Романс на стихи Пушкина «Я Вас любил» – это романс – раздумье. В нём нет элементов картинной описательности – элегически напевная мелодия полна душевной красоты, благородства и выражает сдержанную скорбь. Мелодия сочетает в себе и широкие напевные интонации, и элементы декламационности – паузы разрывают широкие закруглённые фразы на отдельные выразительные реплики. Это приближает музыку к разговорной речи и придаёт ей характер монолога, полного глубоких, сосредоточенных размышлений. Первые романсы Даргомыжского на стихи Пушкина интересны не только своими художественными достоинствами. В них – своеобразие творческого метода Даргомыжского: стремление к конкретности музыкального языка, точное следование за поэтическим текстом, красочная картинность. Пушкинская поэзия питает музыку композитора на протяжении всей его творческой жизни.
    2.2.2. Оперы.
    Творения Пушкина вдохновили композиторов на создание более масштабных произведений, таких, как оперы. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии А.С. Пушкина Мусоргскому подал его друг, историк В.В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остроактуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить её в опере».
    Опера «Борис Годунов» имела для композитора особое значение: она
    9
    явилась итогом почти десятилетнего периода его творчества. И одновременно – началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения.
    В трагедии Пушкина отражены далёкие исторические события эпохи «смутного времени». В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание; идея несовместимости интересов народа и царского самодержавия была особенно подчёркнута композитором. Ибо монарх, даже наделённый умом и душой, – именно таким представляют Бориса Годунова и поэт и композитор, – не может, да и не хочет давать свободу и счастье и уничтожить пропасть между ним и правящими классами. Эта идея звучала остро и занимала передовые русские умы во второй половине 19 века. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», – так определил сам композитор свои творческие устремления.
    Составляя либретто, Мусоргский кое – что изменил в пушкинской трагедии – некоторые линии развил, подчеркнул, укрупнил, а кое – что убрал совсем, исключил, как не отвечающее его замыслам.
    Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причём отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым. Таким образом, главную мысль – о решающей роли народа – он особенно подчеркнул. И потому изменил её конец. Если у Пушкина «народ безмолвствует», то у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, является едва ли не главной.
    Немногим больше года понадобилось М.П. Мусоргскому для создания этой оперы – так велико было его воодушевление. «Я жил «Борисом», в «Борисе», и в мозгах моих прожитое время в «Борисе» отмечено дорогими метками, неизгладимыми», – писал композитор. И действительно, каждая
    10
    картина, каждое действие оперы говорят о высоком порыве вдохновения, необыкновенном подъёме творческих сил. Постановка оперы стала событием, которое разделило петербургскую публику на два непримиримых враждебных лагеря. Равнодушных не было…
    В середине 70 – х годов творчество Чайковского достигает небывалого расцвета. Наибольшей популярностью пользуется опера «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку входит новый тип оперы. «Лирическими сценами» назвал её автор. Уже сам подзаголовок определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство.
    В основу либретто легли отдельные главы гениального пушкинского романа в стихах. Поэтому в опере прослеживаются только основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому, их ближайшему окружению.
    Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большей искренности и увлечённости. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина.
    «Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдиво, искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», – писал Чайковский.
    Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Также лиричен образ Ленского. Оба эти образы в чём – то близки друг другу – и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны.
    Им противопоставляется образ Онегина – то спокойно холодного, то глубоко страдающего, любящего. Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее. 11
    В трёх актах оперы чётко прослеживается жизнь главных героев – Татьяны, Онегина, Ленского – на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни.
    Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным бытовым романсам. Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен.
    Большое значение имеют здесь и танцевальные ритмы мазурки, экосеза, полонеза. Особенно часто звучит вальс – он пронизывает своим ритмом не только танцевальные, но и лирические сцены оперы, передающие внутренние переживания героев.
    Опера Римского – Корсакова «Золотой петушок» написана на сюжет сказки Пушкина. В этой «небылице в лицах» композитор стремился нарисовать средствами музыки злую карикатуру на царское самодержавие. Сюжет «Пиковой дамы» не сразу заинтересовал П.И. Чайковского. Но со временем этот сюжет всё более овладевал его воображением. Глубокий драматизм захватил композитора, вызвал горячее желание написать оперу. В «Пиковой даме» Чайковский предстаёт не только гениальным драматургом, тонко чувствующим законы сцены, но и великим симфонистом, строящим действие по законам симфонического развития. Опера многопланова. Основная идея оперы – столкновение мрака и света, любви и роковой обречённости. В семи картинах оперы последовательно излагаются полные драматизма события.
    2.2.3. Музыка в кинофильмах.
    Композиторы не ограничились только операми и романсами. Они писали музыку и к кинофильмам, снятым по мотивам произведений А.С. Пушкина.
    На протяжении всей творческой жизни Свиридов обращался к поэзии Пушкина. Цельность, гармоничность музы Пушкина, его гениальный пророческий дар, преклонение перед красотой, упоение радостью жизни –
    12
    всё это близко Свиридову. У композитора есть «Музыкальные иллюстрации» к повести «Метель», в которых он использовал сочинённую им ранее музыку к одноимённому кинофильму.
    В 1979 году Георгий Васильевич Свиридов создал хоровой концерт «Пушкинский венок». Вся пушкинская философия жизни воплотилась в этом произведении, весь творческий опыт композитора. Показав в прежних сочинениях самые значительные стороны русской жизни, воссоздав образы различных героев, Свиридов сливает их в один образ, имя которому – Пушкин.
    Таким образом, разные по тематике и идейному содержанию произведения (историческая драма, сказки, лирическая поэма) в равной степени стали доступны всем возрастам: сказки, читаемые обычно детям, увлекают и взрослых, а пафосом серьёзных исторических произведений смогли проникнуться дети.
    13
    Заключение.
    Пушкинская поэзия на все времена. Любовь и тяготение композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, весь строй его произведений ярок и эмоционально насыщен. Бесконечное разнообразие тем и образов позволяет каждому находить у поэта родное, близкое своей индивидуальности, вдохновляться поэтическим даром. Недаром сказал А. Н. Серов: «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки».
    Все дальше уходит время, а неумолкающая лира поэта по-прежнему волнует и вдохновляет, пробуждая добрые чувства. Совершенно справедливо мнение Георгия Свиридова о том, что «великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему», и молодые музыканты современности так же, как их предшественники отдают и будут отдавать дань его бессмертной музе.
    14
    Список литературы:
    1. Благой Д.Д. А. С. Пушкин: Собрание сочинений в десяти томах, М: Художественная литература,1974.
    2. Гафонова Л, Семенцова Г. Не уходи, побудь со мной: Русские романсы, М.: Профиздат, 1996.
    3. Домрина Е. «Беседы о музыке», М., «Просвещение», 2002.
    4. КёнигсбергА., Михеева Л. «Сто одиннадцать опер», С-Пб, Культ-информ-пресс, 2002.
    5. Предания и песни Болдинской стороны, М., 1989.
    6. Третьякова Л. «Русская музыка XIX века, М.: «Просвещение», 1982.
    15

  3. 7
    Александр Сергеевич Пушкин Почему именно Александр Сергеевич Пушкин – первый поэт России? Почему Пушкин так любим не только в России?
    8
    Пушкин Прослушайте стихотворения. Запишите слова, которые запоминаются, бросаются в глаза, привлекают ваше внимание.
    9
    Выпишите слова, отражающие мироощущение Пушкина Борьба, счастье, гордость, разочарование, радость, любовь, безразличие, искренность, тоска, обречённость, равнодушие, песня, лёгкость, тревога, торжество, фантазия, безнадёжность, одиночество, патриотизм, гармония, свет, гуманизм – Выберите только одно слово и попробуйте расшифровать, почему это слово у вас соотносится с именем Пушкина.
    10
    Общий колорит его поэзии – внутренняя красота и лелеющая душу гуманность…Есть всегда что-то благородное, нежное, благоуханное и грациозное во всяком его чувстве Его обвиняли в клевете на современное общество. И надо было обладать талантом Белинского, чтобы увидеть в «охлаждённом и озлобленном взгляде на жизнь» веру его в достоинства жизни.
    11
    Александр Сергеевич Пушкин «Приступая к изучению поэта, прежде всего должно уловить, в многооразличии и разнообразии произведений, тайну его личности, то есть особенности его духа, которые принадлежат только ему одному» В. Г. Белинский
    12
    В чём же «тайна его личности»? Любовь Свет Гармония Искренность Гуманизм
    13
    Ю. Айхенвальд. «…мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где обновляется наше воодушевление и сила жизни, где мы почерпаем всё новые и новые возможности мыслить и чувствовать…»
    14
    Александр Блок «Пушкин вошёл в русскую литературу не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах…»
    15
    Александр Васильевич Дружинин «…из другого, лучшего мира доносится к нам голос Пушкина… из неё всякий человек станет почерпать правила о том, как надо жить, любить, исправлять заблуждения своей жизни, трудиться, любить свой труд и свою родину»

  4. Цель: систематизация и углубление знаний о
    жизни и творчестве Пушкина

    Задачи:

    Образовательные:
    создать условия для расширения и закрепления
    знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина;

    Развивающие:

    создать условия для самостоятельного развития
    личности: умение работать на ПК, с СD, умения
    анализировать, сравнивать, синтезировать,
    обобщать, делать выводы;
    способствовать развитию творческих
    способностей и эстетического вкуса;

    Воспитывающие:

    создать условия для воспитания
    информационно-коммуникативной культуры,
    самостоятельности, умения принимать решения,
    брать ответственность на себя, познавательного
    интереса к предмету.

    Форма урока:
    урок – конкурс

    Технология:
    Информационно-образовательная
    технология.

    Методы:
    частично поисковый,
    иллюстративно-объяснительный

    Предварительная подготовка класса:

    формирование команд, выбор капитанов, 2 вопроса
    команде-сопернице, подбор материала по темам:
    “Пушкин в литературе, живописи, музыке,
    скульптуре”, “Родословная”, “Друзья и
    наставники”.

    Организация деятельности учащихся:

    обсуждение вопросов, анализ своих знаний и
    ответов учащихся, выполнение тестовой работы на
    ПК, составление творческой работы “Ода
    Пушкину”.

    Оборудование для учителя:
    мультимедийный
    компьютер, мультимедийный проектор, web – сайт
    “Тебя, как первую любовь, России сердце не
    забудет”

    для учащихся:
    компьютерный класс, CD :
    “Литература. Тестовый комплекс”, тест в пр.
    “Ревизор”

    Ход урока

    Этапы:

    1. Индукция (лирическое начало, мотивирующее
    познавательную деятельность учащихся)
    2. Тестовая разминка для команд “Знаешь ли ты
    Пушкина?”
    3. Конкурсные этапы:
    “Родом из детства”
    “Друзья мои! Прекрасен наш союз!”
    “Парнасские отцы”
    “Пушкин в искусстве”
    4. Конкурс капитанов
    5. Конкурс болельщиков
    6. “Ода Пушкину” (творческий конкурс)
    7. Рефлексия

    I. Индукция

    Есть имена, как солнце! Имена –
    Как музыка! Как яблоня в рассвете!
    Я говорю о Пушкине: поэте,
    Действительном в любые времена!
    И.Северянин
    Ни об одном из русских поэтов не написано
    столько, сколько О Пушкине. И всё-таки о Пушкине
    всё ещё недоговорено, быть может, более, чем о
    ком-нибудь другом. Как это ни парадоксально, но
    Пушкин, пожалуй, самый неизвестный поэт. По
    словам Достоевского, “Пушкин умер в полном
    развитии сил и унёс с собою в гроб некоторую
    великую тайну.
    Каким он был внешне? Как выглядел? Проживи
    Пушкин ещё несколько лет, и мы имели бы его
    фотографическое изображение. Художники
    увековечили поэта, но, как пишет жена друга В.А.
    Нащокина, “ни один из портретов не передал и
    сотой доли духовной красоты его облика”.
    Одни мемуаристы пишут:”лицом настоящая
    обезьяна”, другие – “необыкновенно
    красив”, третьи замечают, что, некрасивое само
    по себе, лицо поэта преображается,
    одухотворённое мыслью и сильным чувством. Он
    весь соткан из противоречий – некрасивый и
    прекрасный, легкомысленный и мудрый, озорной и
    тоскующий -, но вся эта пёстрая ткань составляет
    то гармоническое целое, чем была его личность,
    его жизнь , как выражение этого – его поэзия. И,
    может быть, сегодня каждому из вас предстоит
    открыть для себя нового Пушкина. Итак, в путь!

    II. Тестовая компьютерная разминка для команд
    “Знаешь ли ты Пушкина?”

    1. Пушкин родился
    в Москве
    в Петербурге
    в Михайловском
    в Болдино
    2. Кто из императоров открывал Лицей?
    Александр I
    Александр II
    Николай I
    Николай II
    3. Имя первого директора Царскосельского Лицея
    В.Ф. Малиновский
    Е.А.Энгельгардт
    4. Комнату под каким номером занимал А. Пушкин?
    12
    13
    14
    15
    5. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз
    встречается в произведениях Пушкина?
    16 апреля
    5 мая
    21 октября
    19 октября
    6. Первое опубликованное стихотворение Пушкина?
    “Товарищам”
    “Воспоминания в Царском Селе”
    “Другу стихотворцу”
    “Лицинию”
    7. Кому принадлежат строки:
    Пушкин! Он и в лесах не укроется,
    Лира выдаст его громким пением.
    Пущин
    Кюхельбекер
    Дельвиг
    Языков
    8. В марте 1816 года Пушкин заочно был принят в
    неофициальное литературное общество, где
    получил прозвище Сверчок. Это
    Общество любителей русской словесности
    Арзамас
    Зелёная лампа

    III. Конкурсные этапы ( web-сайт)
    1. Родословная поэта

    1. В “Начале автобиографии” А.С.Пушкин пишет об
    одном из своих предков: “Он пошёл в военную
    службу вопреки воле родителя, отличился и, ползая
    на коленях, выпросил отцовское прощение. Под
    Чесмою он распоряжался брандерами и был одним из
    тех, которые спаслись с корабля, взлетевшего на
    воздух. В 1770 он взял Наварин; в 1779 выстроил Херсон.
    Его постановления доныне уважаются в полуденном
    краю России, где в 1821 я видел стариков, живо
    хранивших его память. Он поссорился с Потёмкиным.
    Государыня оправдала … и надела на него
    Александровскую ленту; но он оставил службу и с
    тех пор жил по большей части в Суйде, уважаемый
    всеми замечательными людьми славного века, между
    прочими Суворовым, который при нём оставлял свои
    проказы и которого принимал он, не завешивая
    зеркал и не наблюдая никаких тому подобных
    церемоний”. О ком? (Иван Абрамович Ганнибал)
    2. “Женщина не глупая и не дурная, имела однако ж
    множество странностей, между которыми
    вспыльчивость, вечная рассеянность и, особенно,
    дурное хозяйничанье стояли на первом месте. Дом
    их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая
    старинная мебель, в другой – пустые стены или
    соломенный стул; многочисленная, но оборванная и
    пьяная дворня с баснословною неопрятностью;
    ветхие рыдваны с тощими клячами и вечный
    недостаток во всём, начиная от денег до
    последнего стакана. Когда у них обедывало
    человека два – три лишних, то всегда присылали к
    нам, по соседству, за приборами” – так пишет
    М.Корф в “Записке о Пушкине”. О ком?

    2. “Друзья мои! Прекрасен наш союз!”

    1. Директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт,
    давая характеристики ученикам, напротив имени
    этого напишет: “Читал все на свете книги обо
    всех на свете вещах, имеет много таланта, много
    прилежания, много доброй воли, много сердца и
    много чувства, но, к сожалению, во всём этом не
    хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели…
    При этом он в большинстве случаев видит всё в
    чёрном свете, бесится на самого себя… и не
    находит тогда ни в чём утешения, разве только в
    каком-нибудь гигантском проекте”. Он будет на
    Сенатской площади 14 декабря 1825 года. В кандалах
    пройдёт через царские казематы, карцеры и умрёт в
    далёкой сибирской ссылке. Имя этого человека?
    (В.К.Кюхельбекер)
    2. С Пушкиным его объединяли общие литературные
    симпатии и антипатии, они понимали друг друга с
    полуслова. К его мнению о достоинствах и
    недостатках своих произведений Пушкин всегда
    прислушивался. В 1822 году будет написано:
    Я Пушкина младенцем полюбил,
    С ним разделял и грусть, и наслажденье,
    И первый я его услышал пенье. . .

    Кому
    принадлежат эти слова? (А.А.Дельвиг)
    3. “Парнасские отцы”


    1.Это был выдающийся государственный деятель,
    честный, бескомпромиссный, отказавшийся быть
    “карманным поэтом ея величества”, так как
    был “горяч и в правде чёрт”. Именно этому
    человеку удаётся разглядеть того, кто в
    ближайшем будущем станет гордостью русской
    литературы. И когда на экзамене в Лицее министр
    просвещения скажет отцу Пушкина, что он “желал
    бы, однако же, образовывать юного поэта и в
    прозе”, этот писатель воскликнет: “Оставьте
    его поэтом”. (Г.Р.Державин)
    2. “Парнасский мой отец” – так называл его
    Пушкин
    . Поэт, автор поэмы “Опасный сосед” и
    сборника стихотворений, член литературного
    общества “Арзамазас”, приверженец “партии
    Карамзина”. В декабре 1816 года А.С.Пушкин пишет
    ему: “В письме Вашем Вы называли меня братом; но я
    не осмелился назвать Вас этим именем, слишком для
    меня лестным
    Я не совсем ещё рассудок потерял,
    От рифм бахических шатаясь на Пегасе.
    Я знаю сам себя , хоть рад, хотя не рад,
    Нет, нет вы мне совсем не брат,
    Вы… мне и на Парнасе.
    О ком так отзывался поэт? (В.Л.Пушкин)

    4. “Пушкин в искусстве”

    живопись (кто быстрее)
    1. Перед вами два самых известных портрета
    Пушкина. Назовите авторов. О каком из этих
    портретов поэт сказал:
    Себя как в зеркале я вижу,
    Но это зеркало мне льстит. (2, о портрете
    О.Кипренского)

    – музыка

    1. Всем известно произведение “Я помню чудное
    мгновенье..”. Кому посвящены стихи, а кому музыка
    этого романса, кто её автор?( Стихи – А.П.Керн,
    музыка Глинки – дочери Керн)
    2. Кто из известных русских композиторов, в
    каком произведении использовал эти строки:
    “Мой дядя самых честных правил, когда
    не в шутку занемог, он уважать себя заставил и
    лучше выдумать не мог”? ( П.И.Чайковский, опера
    “Евгений Онегин”)

    – скульптура

    1. Вы видите фотографии самых известных
    памятников Пушкину. Где они установлены, кто
    авторы, который из них установлен раньше.
    ( Опекушин, Москва, 1880. Аникушин, Ленинград, 1957)

    – литература

    Кто из русских поэтов посвятил посвятил
    А.С.Пушкину следующие строки?
    1. Пушкин – весёлое имя.
    Пушкин, тайную свободу
    Пели мы вослед тебе.
    Дай мне руку в непогоду,
    Помоги в святой борьбе.(А.Блок)
    2. Кто знает, что такое слава!
    Какой ценой купил он право,
    Возможность или благодать
    Над всем так мудро и лукаво
    Шутить, таинственно молчать
    И ногу ножкой называть?.. (А.Ахматова)

    4. “Ода Пушкину”(творческий конкурс)

    О Пушкине сказано много. “Пушкин – наше всё.
    Пушкин – представитель всего нашего душевного,
    особенного…”(А.Григорьев)
    “Пушкин есть пророчество и указание… Не было
    поэта с такою всемерной отзывчивостью, как
    Пушкин” (Достоевский Ф.М.)
    И только вашего слова о Пушкине нет. Составьте
    его.

    5. Конкурс болельщиков

    В то время, как команды заняты своим творческим
    заданием , выполните тест (см. СД “Литература.
    Тестовый комплекс. А.С.Пушкин. 1 вариант)

    6. Рефлексия

  5. Организаторы конкурса – Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина, Фонд поддержки образования и Информационно-методический центр Приморского района – приглашают учащихся 5–11 классов индивидуально или в составе творческих групп  принять участие во Всероссийском конкурсе «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…», посвященном жизни и творчеству А. С. Пушкина.
    Обязательное условие – использование электронного контента Президентской библиотеки при написании проекта.
    На конкурс могут быть представлены исследовательские и проектные  работы, выполненные учащимися самостоятельно или под руководством педагога.
    Сроки проведения конкурса: февраль – май  2018 года.
    Работы присылаются до 5 апреля 2018 года в оргкомитет по адресу: [email protected]
    В каждой номинации жюри конкурса определяет победителей, которые награждаются дипломами. Награждение производится по двум номинациям: «Исследовательская работа», «Проектная работа».
    Направления исследования:
    Творчество А. С. Пушкина в контексте русской культуры
    А. С. Пушкин – историк Российского государства
    Творчество А. С. Пушкина в контексте мировой культуры
    Основные темы творчества А. С. Пушкина
    Поэты пушкинской поры
    А. С. Пушкин и Отечественная война 1812 года
    Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина
    Восточные мотивы в творчестве А. С. Пушкина
    Пушкин и музыка
    А. С. Пушкин и театр
    А. С. Пушкин и киноискусство
    Традиции А. С. Пушкина в современной прозе
    Традиции А. С. Пушкина в современной поэзии
    Изображение национального характера в творчестве А. С. Пушкина
    Женские образы в творчестве А. С. Пушкина
    Пушкинские адреса Петербурга и Москвы
    Памятные места России, связанные с именем А. С. Пушкина
    Изображение провинциальной России в творчестве А. С. Пушкина
    Мой Пушкин
    Лицейское братство в жизни и творчестве А. С. Пушкина
    Пушкин и изобразительное искусство
    Язык Пушкина
    Стилевые особенности прозы А. С. Пушкина
    Вклад А. С. Пушкина в развитие русского литературного языка
    Уникальные факты биографии А. С. Пушкина
    Пушкин и Крым: «… земли полуденной волшебные края»
    Приглашаем к участию!
    ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ посвященном жизни и творчеству А. С. Пушкина

  6. Тема урока: «Тебя, как первую любовь,
    России сердце не забудет…». 6класс, 1час.
    (оформление: на столе портрет А.С. Пушкина (работа художника Кипренского) ; собрание сочинений поэта, чернила, ручка- перо;
    на доске «Кара путешествий Пушкина», фотографии кабинета на Мойке 12, Москвы, Санкт-Петербурга 19 века; икона с лампадой, зажжённые свечи;
    отдельно оформлен стенд с портретами близких поэту людей: А.П. Ганнибала, В.А. Жуковского, П.Я. Чаадаева, И.И. Пущина, Н.Н. Пушкиной).
    Музыкальное сопровождение: (отрывки из произведений) Г.Свиридов «Метель», Л.Бетховен «Героическая симфония», романс «Тройка» на слова П.А.Вяземского.
    Цели и задачи урока:
    Проследить взаимосвязь отдельных эпизодов жизни А.С.Пушкина (его трагической гибели) через его поэтическое творчество; отношение поэта через поэзию к близким ему людям (родным и друзьям); отношение современников к поэту;
    Способствовать развитию культуры диалогической и монологической речи; развитию памяти, воображения; развитию творческой инициативы.
    Воспитывать чувства «добрые»: интерес и уважение к тем литературно-мемориальным местам, связанных с именем А.С.пушкина.
    Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа, пересказы (сжатые) по теме урока учащихся, выразительное чтение и наизусть стихотворений А.С.Пушкина(метод деятельности-репродуктивный).
    Ход урока:
    Звучит музыка Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», ученица под музыку рассказывает отрывок из повести:
    «…На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали…Метель не утихала…»
    Учитель: Потрясённые гибелью поэта, многие, кто был в эти творческие дни 27,28,29 января рядом с поэтом, оставили свои воспоминания об этом печальном событии.
    (звучат строки из записок доктора Спасского о последних часах и минутах А.С. Пушкина).
    На часах 14-45, в это мгновение остановилось сердце поэта.
    Звучит музыка Л. Бетховена «Героическая симфония». Ученица  читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта».
    (перед учащимися репродукция с картин А.А. Козлова «Пушкин в гробу»)
    Молчание.
    Учитель: На следующий день в газете «Литературные прибавления» появился некролог, написанный князем В.Ф. Одоевским:
    «Солнце нашей Поэзии закатилось! Пушкин скончался…»
    « Прострелено солнце!» – словно прокричал вслед за Одоевским  А.Кольцов.
    Ученик: «Что смолкнул веселия глас?
    Да здравствуют музы, да здравствует разум!
    Как это лампада бледнеет
    Пред ясным восходом зари,
    Так ложная мудрость мерцает и тлеет
    Пред солнцем бессмертным ума.
    Да здравствует солнце, да скроется тьма!
    Учитель: В 1825 году в Михайловском Пушкин, узнав о восстании декабристов, задумался над их участью. Думал он и о своей судьбе.
    Именно тогда из-под его пера появились строчки:
    « Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
    Храните рукопись, о други для себя!
    Когда гроза пройдёт, толпою суеверной
    Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
    И долго слушая, скажите: это он;
    Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
    Взойду невидимо и сяду между вами,
    И сам заслушаюсь…
    1 Ученик: Мы храним, Пушкин твои рукописи.
    Мы читаем, изучаем твои произведения.
    2 Ученик: Прав оказался поэт, когда сказал:
    «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживёт и тленья убежит.
    И славен, буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит…»
    Пушкин будет жить до тех пор, пока будет Россия, будет русский язык.
    «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»…
    Учитель: И в день памяти (смерти) поэта мы не можем, не хотим говорить слова прощания, а наоборот «Здравствуй, Пушкин.» А он через столетия отзывается: «Здравствуй, племя, младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст …
    …Но пусть мой внук…
    С приятельской беседы возвращаясь,
    Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
    И обо мне вспомянет…»
    Учитель: В тридцатых годах прошлого века Г.Г. Чернецов написал картину «Парад на Царицыном лугу». На первом плане живописец изобразил толпу зрителей. Их более двухсот. В этой толпе не сразу находишь скромную фигуру Пушкина. В Петербурге в пёстрой толпе поэт нередко заслонён людьми в блестящих мундирах, пышных нарядах. Но в исторической перспективе невысокая фигура поэта заслонила собой всё прочее. И вся эта эпоха с середины 1810-х до середины 1830-х  годов именуется пушкинской эпохой. Здесь в классе создана небольшая картинная галерея, в которой можно увидеть лица людей, связанных с Пушкиным родством, дружеским узами.
    Учащиеся рассказывают о людях, изображениях на портретах, читают строки из стихотворений, посвящённых или (домашнее задание).
    1Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал «Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории». (Начало автобиографии). «Моя родословная»
    2В.А. Жуковский («гений-хранитель» поэта; история портрета «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»)
    3П.Я. Чаадаев и стихотворение « Пока свободою горим , Пока сердца для чести живы…»
    4И.И. Пущин (№ 13, « Мой первый друг, мой друг бесценный!…)
    5Н.Н. Пушкина («…моя Мадонна, Чистейший прелести чистейший образец…»
    Учитель: На рубеже тысячелетий стремительно менялся мир, но время не властно над судьбой великого человека и гражданина. Его чтут во всех уголках земли. Пушкин не знает границ, он принадлежит всем нам, где бы мы не жили…Мы с тобой перед необычной картой путешествий Пушкина. Поэт много путешествовал, так он писал об этом:
    Долго ль мне гулять на свете
    То в коляске, то верхом,
    То в кибитке, то в карете,
    То в телеге, то пешком!
    У меня в руках колокольчик. Наверное, такие звенели под дугой русской тройки. Русская тройка! Многие поэты и писатели воспели её в своих произведениях.
    (звучит романс «Тройка» на слова П.Я. Вяземского). Подсчитано, что только по почтовым трактатам  Пушкин проехал свыше тридцати тысяч вёрст. Это немало и по нашим меркам. Для начала 19 века это необычайно много.
    Мы сейчас побываем в тех местах ( некоторых), где жил, творил или бывал поэт, всегда удивительно чувствовавший дух местности, в которой он писал, и очень тонко передавший его в своих произведениях.
    Учащиеся проводят экскурсии по определённому маршруту (домашнее задание):
    1.Москва-родина поэта.
    «В изгнанье, в горести, в разлуке,
    Москва! Как я любил тебя,
    Святая родина моя!»
    2.Царское Село (г. Пушкин, Лицей)
    «отечество нам Царское Село»
    3.Места Гатчинского района Ленинградской области
    а). Суйда – поместье Ганнибалов
    «Два чувства дивно близки нам,
    В них обретает сердца пишу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам»
    б). Кобрино – домик няни Арины Родионовны:
    «Подруга дней моих суровых»
    в).Выра – «Станционный Смотритель»-  единственный в нашей стране музей литературных героев Пушкина.
    4.Санкт-Петербург «Люблю тебя, Петра творенье…»
    5. Михайловское, Святогорский монастырь.
    «…И хоть бесчувственному телу
    равно повсюду истлевать,
    Но ближе к милому пределу
    Мне б всё ж хотелось почевать..»
    Учитель: Целый мир предстанет перед нами, когда мы откроем для себя историю личности, историю обитателей, историю произведений, написанных здесь Пушкиным.
    И.И. Пущин очень верно заметил о поэте: «Характеристическая черта гения Пушкина-разнообразие. Не было почти явления в природе, события в обыденной общественной жизни, которые прошли мимо него, не вызвав дивных и неподражаемых звуков его лиры..».
    Домашнее задание:
    Подумайте над вопросом: почему в нашей стране сохранено и воссоздано столько литературных памятных мест, музеев,связанных с именем А.С.Пушкина? Какие музеи вы знаете?
    Подготовьте устное сообщение по вопросам или выучите стихотворение (отрывок), посвященное Пушкинскому памятному месту.

  7. Смотреть что такое “Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет” в других словарях:

    Последняя дуэль и смерть А. С. Пушкина — Координаты: 59°59?42? с. ш. 30°18?07? в. д.? / ?59.995° с. ш. 30.301944° в. д.  … Википедия
    Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия
    Пушкин — Пушкин, Александр Сергеевич Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы … Википедия
    А. С. Пушкин — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
    А. С. Пушкин — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
    А. С. Пушкин — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
    А.С. Пушкин — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
    А.С.Пушкин — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
    Иван Петрович Белкин — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия
    Пушкин, А. С. — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия

  8. 8
    Текст добавил: Хейли Маршалл

    Из стихотворения «29-е января 1837» (1837) Федора Ивановича Тютчева  (1803—1873), написанного поэтом на смерть А. С. Пушкина:
    Вражду твою пусть Тот рассудит,
    Кто слышит пролитую кровь…
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!..
    Темна вода во облацех
    Из Библии  (церковно-славянский текст). В Ветхом Завете, Псалтыре (пс. 17, ст. 12) сказано о Боге: «И положи тму закров свой, окрест его селение его, темна вода во облацех воздушных».
    Русский перевод: «И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных».
    Иносказательно: нечто непонятное (ирон.).
    Темнее всего перед рассветом
    Слова английского писателя и государственного деятеля, премьер-министра Великобритании (1868; 1874—1880) Бенджамина Дизраэли  (1804-1881).
    Употребляется как формула утешения в тяжкий момент испытаний (шутл.). Особенно часто встречается в переводной (с англ.) литературе.
    Темное царство
    Название статьи (1859) критика и публициста Николая Александровича Добролюбова  (1836—1861), посвященная разбору пьесы А. Н. Островского «Гроза».
    Воспользовавшись картинами купеческого самодурства, изображенными драматургом, как поводом, Н. А. Добролюбов уподобляет всю крепостническую Россию с ее невежеством и грубыми нравами «темному царству», «смрадной темнице», «миру тупой ноющей боли, миру тюремного, гробового безмолвия». Критик пишет: «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда».

  9. Нашу жизнь невозможно представить без Пушкина. Он вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как творец души человеческой. Он действовал самым редким инструментом — стихом, но в нем были все оттенки пушкинских переживаний, настроений, мыслей. Его стихи — остановившееся вдохновение, замершее для
    того, чтобы, перелившись в нас, ожить снова. Такую магическую, особенную силу имеет
    любовная лирика Пушкина.
    Этому жанру поэт отдал дань еще в лицейские годы. Стихи его в этот период наивны, отличаются большой долей книжности, лишь в редком прозвенит настоящая слеза, настоящее, а не придуманное чувство “певца любви, певца своей печали”. И только когда души поэта коснулось настоящее чувство, когда он познал его глубину, стихи зазвучали
    правдиво и человечно.
    Любовная лирика Пушкина всегда была высокой лирикой. Земная в своей основе, она выражает очень чистое чувство, поистине духовное. Поэт считал, что поэзия унижается низкими описаниями, горячащими воображение.
    Лишь юности и красоты Поклонником быть должен гений,—пишет он.
    Весь строй жизни пушкинского времени был таков, что любовь занимала исключительное место в поэзии. “Науке страницы нежной” отдал дань и Пушкин, но он отличался от прочих ем, что поэтизировал предмет своей любви, выводил его на пьедестал:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Эти стихи, как известно, посвящены А.П. Керн, реальные отношения с которой были у Пушкина неровными, не такими возвышенными, но стихи увековечили навсегда ее “небесные черты”, “голос нежный” — его божество и вдохновенье. Такая любовь воскрешала желание жить, творить, желать славы, “чтоб именем моим твой слух был поражен всечастно…” Но за этими строчками уже другая
    История любви, другая женщина.
    Расставшись с Е.К. Воронцовой, Пушкин с нетерпением ждал писем, а получив, медлил расстаться с ними:
    Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
    Как долго медлил я! как долго не хотела
    Рука предать огню все радости любви.
    Здесь каждая строчка дышит чувством, передано ощущение каждой минуты: “…вспыхнули пылают — легкий дым, ( Виясь, теряется с молением моим”. Ничего не остается, лишь пепел напоминает о былом, но и он отрада в разлуке.
    Для любящего сердца все важно. Даже ненароком вырвавшееся слово. Когда А.А. Оленина ошиблась, говоря Пушкину “ты”, на другое утро он привез ей стихи:
    Пустое “вы” сердечным “ты”
    Она, обмолвясь, заменила;
    И все счастливые мечты
    В душе влюбленной возбудила.
    Позже, в стихотворении “Признание”, полушутливом объяснении в любви, он разовьет эту тему:
    Ах, обмануть меня не трудно!
    Я сам обманываться рад.
    Пушкин очень точно передает болезненное состояние безответной любви, муки ревности и резкий переход от радости к огорчению из-за малейшего пустяка.
    Совсем по-другому написано стихотворение “Мадона”. Оно не так легко и игриво, поэт придал ему форму сонета, потому что это не просто признание в любви. Наконец-то Пушкин надеется обрести дом и выбрал себе невесту, Наталью Гончарову. Она отличалась нежной, акварельной красотой и напоминала Мадонну.
    Исполнились мои желания.
    Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
    Чистейшей прелести чистейший образец.
    Став женой Пушкина, Наталья Николаевна достойно исполняла свою роль”, и он действительно любил ее: лицо, которое считал ни с чем не сравнимым, но больше всего душу своей Мадонны.
    После женитьбы тема любви в лирике Пушкина звучит приглушенней, он не смеет, не может “волнениям любви бездумно предаваться”, но любуется красотой и юностью по-прежнему.
    Пушкину не удалось исчерпать себя, свой могучий дар. Но то, что он написал, живет в каждом из нас, заставляя быть искренним, чутким, каким был он, когда душой начертал: “Я вас любил…” Может быть, эти строчки помнил Тютчев, сказав:
    Тебя ж, как первую любовь,
    России сердце не забудет!
    Другие сочинения на тему Дружеская и любовная лирика Пушкина
    ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *