Описание картины Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Сочинение для 4 класса «Как красива осенняя берёзка»
Сочинение «Забавы осеннего ветра», 4 класс
Сочинение «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус»
Сочинение «Моя семья»
Сочинение на тему «Будущее России»
Сочинение на тему «Вид из окна», 4 класс
Сочинение на тему «День моей мамы», 4 класс
Сочинение на тему «Зимние каникулы»
Сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»
Сочинение на тему «Кем я хочу стать?», 4 класс
Сочинение на тему «Листопад», 4 класс
Сочинение на тему «Любовь к Родине»
Сочинение на тему «Мама», 4 класс
Сочинение на тему «Мой лучший друг»
Сочинение на тему «Мой любимый вид спорта»
Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
Сочинение на тему «Моя любимая игрушка», 4 класс
Сочинение на тему «Осень – моё любимое время года», 4 класс
Сочинение на тему «Приметы золотой осени», 4 класс
Сочинение на тему «Прогулка в лесу»
Сочинение на тему «Родина»
Сочинение на тему «Родина», 4 класс
Сочинение на тему «Родина начинается с семьи», 4 класс
Сочинение на тему «Россия – родина моя»
Сочинение на тему «Россия, устремлённая в будущее»
Сочинение на тему «Самые дорогие слова», 4 класс
Сочинение на тему «Сперва подумай, а потом скажи», 4 класс
Сочинение на тему «Спорт»
Сочинение на тему «Только у здоровой нации есть будущее», 4 класс
Сочинение на тему: Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»
Сочинение на тему «Что на уме, то и на языке», 4 класс
Сочинение на тему «Что я люблю»
Сочинение о маме, 4 класс (по чтению)
Сочинение «Осень – моё любимое время года», 4 класс
Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка», 4 класс
Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», 4 класс
Сочинение по картине «Весна. Большая вода» (Левитан), 4 класс
Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь», 4 класс
Сочинение по картине «Грачи прилетели», А.К. Саврасов
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Сочинение по картине Левитана «Берёзовая роща»
Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода», 4 класс
Сочинение по картине Левитана «Золотая осень», 4 класс
Сочинение по картине Левитана «Март», 4 класс
Сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» для 4 класса
Сочинение по картине Перова «Тройка», 4 класс
Сочинение по картине Пластова «Первый снег», 4 класс
Сочинение по картине Пластова «Сенокос»
Сочинение по картине Поленова «Московский дворик»
Сочинение по картине Рериха «Заморские гости», 4 класс
Сочинение по картине «Рожь» (Шишкин), 4 класс
Сочинение по картине Тропинина «Кружевница», 4 класс
Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» для 4 класса
Сочинение по картине «Царевна-Лебедь», М.А. Врубель
Сочинение по картине Шишкина «Рожь», 4 класс
Сочинение по русскому языку по картине Левитана «Золотая осень», 4 класс
Сочинение «Приметы золотой осени», 4 класс
Сочинение про маму, 4 класс
Сочинение про папу
Сочинение «С чего начинается Родина»
Сочинение «Семейные традиции» Поделиться:
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.). Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке. Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств. Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном. Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ. Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения. Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость. Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам. 2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное. Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства. Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы. Описание – речь идёт об одновременных признаках. Повествование – последовательность действий. Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Привет
Приметы золотой осени
1. Первый месяц осени.
2. В осеннем лесу.
3. Скоро зима.
Повествование, описание, рассказ.
Вот и наступил сентябрь — первый осенний месяц. Днем еще по-летнему припекает солнце, но ночи уже прохладные. Многие деревья постепенно меняют свой наряд с зеленого на желтый, оранжевый и пурпурный, трава еще радует своей зеленью, но кое-где уже потускнела. Это приметы золотой осени.
В середине сентября почти все деревья сменили свой наряд на золотой, ночи стали еще холоднее, а многие птицы улетели на юг. Дожди еще не начались и золотая осень вступила в свои права.
Особенно красив в это время осенний лес. Листья на березках, кленах и липах пожелтели и лишь листики осин побагровели. Окрасился в пурпур и дикий виноград. Но вот подул легкий ветерок и с тихим шорохом на землю начали падать листья. Начался листопад. Желтые листья ковром усыпали еще зеленую траву и тропинки. Хорошо гулять в осеннем лесу, наполненном звуками. Вот где-то зашуршала палая листва — это пробежала мышка, стрелой по стволу дерева метнулась белка, где-то далеко застучал дятел…
Но уже скоро золотая пора закончится, начнутся дожди, солнечных дней станет меньше, а деревья растеряют свой золотой наряд. Лес будет серым и неприглядным, стихнут звуки, ведь скоро зима.
Проблемная ситуация
– О чём будет писать сочинение?
Сочинение-рассуждение
«Почему надо читать книги?» Задорожная Ирина Андреевна учитель начальных классов МБОО НОШ №16 г. Ейска МО Ейский район
Эпиграф Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Л.Н.Толстой Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. Цицерон Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай! М. Горький
ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание или в самом сочинении. Хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф
СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:
Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
Слова должны быть употреблены в правильном значении.
Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
???
Типы текста: Текст-повествование (что? где? когда? с кем произошло?) Текст-описание (какой? какая? какое? какие?) Текст-рассуждение (как? зачем? почему?)
План текста -рассуждения
Тезис (вступление) – утверждение, которое нужно доказать. Почему? – потому что так.
2. Доказательство (основная часть) (привести примеры). Во-первых, … Например, … Во-вторых, … К примеру, … В – третьих, … Допустим, …
3. Вывод (заключение)
ВСТУПЛЕНИЕ Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО. Начать вступление можно по-разному:
С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?)
С определения (Книга – это…)
С обычного утверждения
(Я хочу вам рассказать о…)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль. Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания: «НЕ ТОЛЬКО, НО И» «ПОЭТОМУ» « ПОТОМУ ЧТО» « ТАК КАК» «ЭТИМ ОН МНЕ И» «МОЖЕТ БЫТЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК
В СОЧИНЕНИИ
1) Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.
2) Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
3) Следи за правильным употреблением слов.
4) Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
5) Учись заменять слова синонимами.
6) Используй средства выразительной речи (сравнение, олицетворение, метафора).
7) Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
8) Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
I. Тезис (вступление) Докажем это.
Это можно доказать так…
Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.
II. Доказательство (основная часть) 1. Во-первых, … Например, …
2. Во-вторых, … К примеру, …
3. В – третьих, … Допустим, …
III. Вывод (заключение). Итак, …
Обобщу всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, … Пятнадцатое сентября. Сочинение-рассуждение. Почему надо читать книги?
Практическая работа
Рефлексия
-Какие типы текста мы сегодня вспомнили?
-Какие из них вам больше нравятся? Почему?
-Когда вам понадобятся рассуждения?
Задание на дом.
Дописать сочинение на заданную тему и оформить в чистовике. http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки http://www.wisdoms.ru/68.html Цитаты Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Описание картины Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»
Сочинение для 4 класса «Как красива осенняя берёзка»
Сочинение «Забавы осеннего ветра», 4 класс
Сочинение «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус»
Сочинение «Моя семья»
Сочинение на тему «Будущее России»
Сочинение на тему «Вид из окна», 4 класс
Сочинение на тему «День моей мамы», 4 класс
Сочинение на тему «Зимние каникулы»
Сочинение на тему «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту»
Сочинение на тему «Кем я хочу стать?», 4 класс
Сочинение на тему «Листопад», 4 класс
Сочинение на тему «Любовь к Родине»
Сочинение на тему «Мама», 4 класс
Сочинение на тему «Мой лучший друг»
Сочинение на тему «Мой любимый вид спорта»
Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
Сочинение на тему «Моя любимая игрушка», 4 класс
Сочинение на тему «Осень – моё любимое время года», 4 класс
Сочинение на тему «Приметы золотой осени», 4 класс
Сочинение на тему «Прогулка в лесу»
Сочинение на тему «Родина»
Сочинение на тему «Родина», 4 класс
Сочинение на тему «Родина начинается с семьи», 4 класс
Сочинение на тему «Россия – родина моя»
Сочинение на тему «Россия, устремлённая в будущее»
Сочинение на тему «Самые дорогие слова», 4 класс
Сочинение на тему «Сперва подумай, а потом скажи», 4 класс
Сочинение на тему «Спорт»
Сочинение на тему «Только у здоровой нации есть будущее», 4 класс
Сочинение на тему: Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»
Сочинение на тему «Что на уме, то и на языке», 4 класс
Сочинение на тему «Что я люблю»
Сочинение о маме, 4 класс (по чтению)
Сочинение «Осень – моё любимое время года», 4 класс
Сочинение по картине В. Г. Перова «Тройка», 4 класс
Сочинение по картине Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», 4 класс
Сочинение по картине «Весна. Большая вода» (Левитан), 4 класс
Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь», 4 класс
Сочинение по картине «Грачи прилетели», А.К. Саврасов
Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода»
Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Сочинение по картине Левитана «Берёзовая роща»
Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода», 4 класс
Сочинение по картине Левитана «Золотая осень», 4 класс
Сочинение по картине Левитана «Март», 4 класс
Сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» для 4 класса
Сочинение по картине Перова «Тройка», 4 класс
Сочинение по картине Пластова «Первый снег», 4 класс
Сочинение по картине Пластова «Сенокос»
Сочинение по картине Поленова «Московский дворик»
Сочинение по картине Рериха «Заморские гости», 4 класс
Сочинение по картине «Рожь» (Шишкин), 4 класс
Сочинение по картине Тропинина «Кружевница», 4 класс
Сочинение по картине Тропинина «Кружевница» для 4 класса
Сочинение по картине «Царевна-Лебедь», М.А. Врубель
Сочинение по картине Шишкина «Рожь», 4 класс
Сочинение по русскому языку по картине Левитана «Золотая осень», 4 класс
Сочинение «Приметы золотой осени», 4 класс
Сочинение про маму, 4 класс
Сочинение про папу
Сочинение «С чего начинается Родина»
Сочинение «Семейные традиции»
Поделиться:
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
· Точным
· Доказательным + термины.
· Обобщенным (о группе предметов)
· Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
· Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
· Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает :
· Официальным
· Точным
· Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи:
· Сообщить информацию
· Воздействовать на массы
· Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
· Злободневными по теме
· Яркими, страстными, призывными
· Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста :
· Прямое обращение к читателю
· Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
· Экспрессивный повтор и стандартная лексика
· Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
· Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
· Параллелизм в построении этих неполных предложений
· Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
· Сочетание книжной и разговорной речи
· Прямые обращения к собеседнику
· Обратный порядок слов (инверсия)
· Риторические вопросы
Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
· Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
· Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
· Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
· Сообщение о каком-либо процессе как процессе
· Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
· Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
· Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
· лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
· темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
3. Статья – «объясняющий» жанр
· задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
· Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
· Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
· НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
· Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
· Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк .
· Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
· Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
· Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
· Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.
Привет
Приметы золотой осени
1. Первый месяц осени.
2. В осеннем лесу.
3. Скоро зима.
Повествование, описание, рассказ.
Вот и наступил сентябрь — первый осенний месяц. Днем еще по-летнему припекает солнце, но ночи уже прохладные. Многие деревья постепенно меняют свой наряд с зеленого на желтый, оранжевый и пурпурный, трава еще радует своей зеленью, но кое-где уже потускнела. Это приметы золотой осени.
В середине сентября почти все деревья сменили свой наряд на золотой, ночи стали еще холоднее, а многие птицы улетели на юг. Дожди еще не начались и золотая осень вступила в свои права.
Особенно красив в это время осенний лес. Листья на березках, кленах и липах пожелтели и лишь листики осин побагровели. Окрасился в пурпур и дикий виноград. Но вот подул легкий ветерок и с тихим шорохом на землю начали падать листья. Начался листопад. Желтые листья ковром усыпали еще зеленую траву и тропинки. Хорошо гулять в осеннем лесу, наполненном звуками. Вот где-то зашуршала палая листва — это пробежала мышка, стрелой по стволу дерева метнулась белка, где-то далеко застучал дятел…
Но уже скоро золотая пора закончится, начнутся дожди, солнечных дней станет меньше, а деревья растеряют свой золотой наряд. Лес будет серым и неприглядным, стихнут звуки, ведь скоро зима.
Проблемная ситуация
– О чём будет писать сочинение?
Сочинение-рассуждение
«Почему надо читать книги?»
Задорожная Ирина Андреевна
учитель начальных классов
МБОО НОШ №16
г. Ейска МО Ейский район
Эпиграф
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком.
Л.Н.Толстой
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Цицерон
Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!
М. Горький
ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание или в самом сочинении.
Хорошо, если тебе удастся подобрать
к сочинению эпиграф
СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:
Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле.
Слова должны быть употреблены в правильном значении.
Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
???
Типы текста:
Текст-повествование
(что? где? когда? с кем произошло?)
Текст-описание
(какой? какая? какое? какие?)
Текст-рассуждение
(как? зачем? почему?)
План текста -рассуждения
Тезис (вступление) – утверждение, которое нужно доказать.
Почему? – потому что так.
2. Доказательство (основная часть) (привести примеры).
Во-первых, … Например, …
Во-вторых, … К примеру, …
В – третьих, … Допустим, …
3. Вывод (заключение)
ВСТУПЛЕНИЕ
Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий.
Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО.
Начать вступление можно по-разному:
С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?)
С определения (Книга – это…)
С обычного утверждения
(Я хочу вам рассказать о…)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль.
Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания:
«НЕ ТОЛЬКО, НО И»
«ПОЭТОМУ»
« ПОТОМУ ЧТО»
« ТАК КАК»
«ЭТИМ ОН МНЕ И»
«МОЖЕТ БЫТЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК
В СОЧИНЕНИИ
1) Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись.
2) Переход от одной части сочинения к другой делай плавным.
3) Следи за правильным употреблением слов.
4) Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь.
5) Учись заменять слова синонимами.
6) Используй средства выразительной речи (сравнение, олицетворение, метафора).
7) Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки).
8) Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ
I. Тезис (вступление)
Докажем это.
Это можно доказать так…
Почему. И вот почему.
Это объясняется следующим.
II. Доказательство (основная часть)
1. Во-первых, … Например, …
2. Во-вторых, … К примеру, …
3. В – третьих, … Допустим, …
III. Вывод (заключение).
Итак, …
Обобщу всё сказанное.
Таким образом, …
Следовательно, …
Пятнадцатое сентября.
Сочинение-рассуждение.
Почему надо читать книги?
Практическая работа
Рефлексия
-Какие типы текста мы сегодня вспомнили?
-Какие из них вам больше нравятся? Почему?
-Когда вам понадобятся рассуждения?
Задание на дом.
Дописать сочинение на заданную тему и оформить в чистовике.
http://s3.uploads.ru/BdO9t.png
рамка
http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg
перо, чернильница
http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png
книги
http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png
открытая книга с пером
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png
Свитки
http://www.wisdoms.ru/68.html
Цитаты
Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов
МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы: