Сочинение на тему тема любви в прозе бунина

12 вариантов

  1. 1. Краткая биография Бунина.
    2. Тема любви в русской литературе.
    3. Рассказ «Грамматика любви».
    4. Философия любви в «Солнечном ударе».
    5. Гармония чувств влюбленного в «Темных аллеях».
    6. Многоликость бунинской любви.
    Счастлив я, когда ты голубые
    Очи поднимаешь на меня:
    Светят в них надежды молодые —
    Небеса безоблачного дня.
    И. А. Бунин
    И. А. Бунин родился в Воронеже в 1870 году. Почти все свое детство писатель провел в захудалом имении своего отца Бутырки, которое находилось в нынешней Орловской области. Любовь к чтению и к русской литературе юному Бунину привила мама писателя. Именно она повлияла на внутренний мир мальчика и обогатила его. Сам писатель рос мальчиком впечатлительным и с необычайно развитой фантазией. В раннем творчестве у писателя преобладающее место занимает лирика, поэзия. Постепенно лирика писателя помогает и прокладывает пути для прозы. У Бунина великолепно получались и стихотворения, и проза, короткие рассказы, а так же романы. Но особое место в творчестве писателя занимают необычайные рассказы, темой которых является — Любовь.
    Тема любви в русской литературе всегда занимала особое место у писателей. В те времена любовь в основном описывалась именно с духовной стороны. Бунин старался показать любовь во всех ее проявлениях и состояниях, особо остро эта тема проявилась у писателя, когда он находился в эмиграции, после известных октябрьских событий. Именно тогда, в годы одиночества и медленного забвенья, писатель в необычайной поэтизации описал самые нежные и лучшие человеческие чувства. Бунин проявил все свои способности как человека творческого, он смог проникнуть в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Истинная любовь для писателя схожа с вечной красотой природы. И действительно прекрасно только то, что является реальным, естественным и не придуманным чувством. Читая произведения писателя, поражаешься, с какой силой художественного изображения писатель говорит о великой Любви. Любовь, как таинственная стихия, которая способна полностью преобразить жизнь человека, придать его судьбе отличительные качества и неповторимость среди обыкновенных житейских историй. Это любовь, которая способна наполнить обыкновенную жизнь простого человека особым, теплым и незабываемым смыслом.
    Именно такая таинственная любовь раскрывается в рассказе Бунина «Грамматика любви» (1915). Герой рассказа, некто Ивлев, который заехал в дом недавно умершего помещика Хвощинского. Ивлев размышляет о любви — «любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью». Сам помещик Хвощинский когда-то страстно влюбился в горничную Лушку. Тайна здесь скрывается в самом облике героини, она была «совсем нехороша собой», но с другой стороны была необычайной девушкой. И именно поэтому на Хвощинского «вдруг свалилась эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…». Как понять такое поведение влюбленного человека — помешательство или непонимание реальности — Бунин не дает однозначного ответа. Ивлева завораживает жизнь Хвощинского. Герой понимает, что в этом человеке появилось «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Все эти переживания заставляют Ивлева купить у наследника помещика «за дорогую цену» небольшую книжечку «Грамматика любви». Эта книжечка и есть «преданье сладострастное о сердцах любивших», и именно эти рассказы и раскрывают тайну великого чувства — всепоглощающей любви к другому человеку.
    В своих произведениях Бунин не скрывает, что эта необычайная любовь порой приносит не только радость, но и очень часто приводит к мукам страдания и разочарования. Любовь и смерть, по мнению писателя, всегда стоят где-то рядом. Именно такую трагическую историю любви писатель поведал нам в своем небольшом рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение» затронуло душу главного героя. Случайное знакомство на пароходе, поручика с прекрасной незнакомкой и неизбежное расставание, после которого он потерял покой. Одна только мысль, что им никогда больше не встретиться: «…он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Сама героиня рассказа, «маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени», признается: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». В этом рассказе Бунин показывает, на сколько велики мучения любящих душ, и как тяжела горечь потерь друг друга. В итоге остается лишь сладкая боль воспоминаний о той мимолетной встрече. Писатель в этом произведении старается развить свою философию любви. Раньше у А. И. Бунина любовь была трагична, потому что она не разделена и одинока, то сейчас ее трагичность заключается в том, что она уже взаимна и так прекрасна, но все же влюбленные в силу обстоятельств не могут быть вместе. У писателя такой, порой неожиданный, обрыв отношений неизбежен и закономерен. Он, описывая влюбленных, приподнимает их как бы над всем миром, над временем, обстановкой и обстоятельствами. Любовь у Бунина как солнечный удар — она столь же внезапна и тяжела, она одурманивает сознание человека. Любовь способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Любовь — это трагедия в своей основе. Пронзенный такой любовью человек становиться одиноким, он уходит в самого себя и отворачивается от других людей.
    Цикл рассказов «Темные аллеи» (1943,1946) является уже некой энциклопедией любви. Писатель в эту книгу попытался вложить всю гамму сложных отношений между влюбленными героями. Как самого писателя, так и его героев полностью поглощают эти различные оттенки чувств влюбленного человека. Сама любовь — это огромное счастье, хотя порой оно бывает недолгим, и как мимолетное мгновение оно вспыхивает в душе человека. Именно такая, недолговечная, но яркая любовь описывается им в цикле рассказов «Темные аллеи». Героини этих рассказов — Руся, Антигона, Натали и многие другие — показывают читателю все разнообразие женских типов. Любовь меняет их жизни, делает ее значительной. Но жизнь меняется не от того, что этих героинь переполняют чувства счастья и радости, а от того, что их ведет к неизбежной собственной гибели. В сборнике писателя любовь сама по себе хоть и трагична, но все же это чувство для каждого человека является самым ярким, самым счастливым моментом в жизни. И уже неважно, каков финал этих отношение — разлука, гибель или смерть, главное — это те незабываемые переживания в судьбе влюбленных людей.
    Любовь очень сложное и многогранное человеческое чувство. Она многолика и зачастую необъяснима. В этом понятии скрываются многие человеческие загадки, и каждый читатель бунинских произведений находит собственные ответы над тайнами любви.

  2. Каждый писатель в своём творчестве затрагивает «вечные» вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала особенно интересной для писателей в начале XX века, когда люди жили в ожидании чего-то нового и по-другому стали смотреть на все казавшиеся незыблемыми ценности (природа, красота, дружба, любовь). И. А. Бунин также дал своё видение темы любви. Для него эта тема стала основой для целого цикла рассказов — «Тёмные аллеи», где представлены различные проявления и оттенки чувства любви: это и любовь как вечное ожидание чуда, на мгновение мелькнувшего в жизни и утраченного («Солнечный удар»), и чувство, балансирующее на грани соблазна и святости («Чистый понедельник»), и любовь-судьба, пожизненная к ней приговорённость («Тёмные аллеи»).
    В рассказах Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека («Холодная осень», «Тёмные аллеи»).
    Как правило, Бунин сосредоточивает своё внимание на особых, редких моментах человеческой жизни (на вспышке любовного чувства, на несчастье, на катастрофе), когда в сознании героя происходит «солнечный удар» и у него рождается «второе» зрение, он прозревает истину.
    Таков сюжет рассказа «Солнечный удар», написанного в 1927 году. В нём мы видим мгновение любви, у которой как будто нет начала и продолжения (она внезапна, как вспышка молнии), нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остаётся на всю жизнь. Любовь изображена как чудо, которое нельзя объяснить. Так, герой приписывает это силам вне его — «какому-то солнечному удару». Это сравнение любви с солнечным ударом не случайно, в нём выражено отношение Бунина к этому непростому чувству: прилагательное «солнечный» несёт в себе счастье, свет, а существительное «удар» — боль, поражение, муку. Любовь для Бунина — соединение этих двух состояний.
    В своём рассказе Бунин говорит о том, что любовь — непродолжительное чувство, радость, непременно сменяющаяся болью утраты, горьким разочарованием. Однако, даже если любовь и оборачивается отчаянием, драмой разлуки, она исполнена смысла, ибо она — начало внутреннего пробуждения личности, движения к духовной зрелости.
    Образ любви как чуда, радостного и мучительного, но не напрасного и неслучайного, способного поднять человека над бурями, над обычностью земного существования, приобщить его к чему-то высшему, представлен и в рассказе «Чистый понедельник», относящемуся к циклу «Тёмные аллеи».
    Как и все другие рассказы «Тёмных аллей», он тоже о любви. Но о любви «странной», от которой героиня отказывается. В произведении Бунин развёртывает перед читателем повествование не только о любви-страдании, но и о тайне человеческой судьбы, о счастье, о сложной природе русского национального характера, об истории, о вере в Бога и о путях к нему.
    Герой «Чистого понедельника» влюблён; он настолько ослеплён любовью, что даже и не пытается понять, какая внутренняя борьба происходит в душе любимой. Автор даёт читателю почувствовать самобытность, тонкость души героини.
    Перед тем как постричься в монахини (в Чистый понедельник), она отдаётся своему возлюбленному, тем самым совершая страшный земной грех. Однако их телесная близость не привела к разгадке героем её души. Бунин, как и И. С. Тургенев, утверждает, что женщина — загадка, которую мужчина не в силах разгадать, и что в этой тайне кроется сильная натура, становящаяся «роковой» в жизни мужчины.
    Жизнь души в изображении Бунина неизъяснима, она томится загадкой скрытого от смертных тайного смысла. Так и любовь, в представлении писателя, — неподвластное разуму человека чувство, возникающее внезапно, стихийно. Случайное «приключение», каким оно поначалу кажется («Случайное знакомство» — так вначале Бунин хотел назвать свой рассказ) поручику, оказывается чем-то неизмеримо большим («странное, непонятное чувство»).
    «Случайность» и неожиданность встреч Бунин интересно обыгрывает в своём раннем рассказе « Господин из Сан-Франциско » (1915), где под «счастливой » « случайной » встречей подразумевается не стихийное светлое чувство, а радость от знакомства с миллиардером («разглядывать фрески рядом с миллиардером» — одна из целей дочери Господина из Сан-Франциско) или человеком «необычных кровей»: «прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча с некрасивым человеком, в котором текла необычная кровь, ибо ведь и не важно, что именно пробуждает девичью душу — деньги ли, слова ли, знатность ли рода…» — иронизирует писатель над неписаными законами «отборного общества».
    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» — повествование об уродливых проявлениях любви: это и главный герой произведения, едущий в Южную Италию, чтобы насладиться «любовью молоденьких неаполетанок, пусть даже и не совсем бескорыстной», «изящная влюблённая пара», нанятая «играть в любовь» за хорошие деньги, и дочь господина из Сан-Франциско, страдающая по некрасивому принцу. В героях подчеркнуты автоматизм, фальшивость, безжизненность, а потому неспособность к любви, ибо любовь, по утверждению писателя, — чувство, освобождающее человека от всего наносного, делающее его естественным, близким к природе.
    В своей поздней прозе писатель обращался не к рациональным сторонам бытия, а к тому, что неподвластно разуму, что представляет собой неразгаданную тайну. Этой сферой для Бунина была любовь, совокупность состояний, когда все чувства (зрение, слух, вкус) предельно обострены. Любовь в произведениях писателя — радость, дарованная героям, чтобы ощутить истинное счастье земного бытия. Однако она всегда сопряжена со страданиями, муками, любовь — трагическое чувство, окрашенное тревогой.
    Эмоциональный настрой рассказов создаётся сопряжением в прозе Бунина мотивов любви, красоты и одновременно их кратковременности, трагичности исхода. Точно определил пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Г. Адамович — он назвал его «трагическим мажором». Таковым было видение писателем этого чувства.

  3. Тема любви всегда являлась и является неотъемлемой частью любого произведения. Особенно ярко ее раскрывал в своих рассказах И. А. Бунин. Писатель описывал любовь как трагичное и глубокое чувство, он пытался раскрыть перед читателем все тайные уголки этого сильного влечения.
    В произведениях Бунина, таких как «Темные аллеи», «Холодная осень», «Солнечный удар» любовь показана с нескольких сторон. С одной это чувство, способное принести великое счастье, с другой, яркое и пылкое чувство наносит душе человека глубокие раны, доставляет дни лишь страдания.
    Для автора любовь была не просто наивным чувством, оно было сильным и настоящим, часто сопровождалось трагедией, а в некоторых моментах и смертью. Тема любви, в разные годные его творческого пути, раскрывалась с разной стороны. В начале своего творчества Бунин описывал любовь между молодыми людьми, как нечто легкое, естественное и открытое. Она красива и нежна, но в то же время может принести разочарование. Например, в рассказе «Заря всю ночь» он описывает сильную влюбленность простой девушки к молодому человеку. Она готова отдать всю свою молодость и душу любимому человеку, полностью раствориться в нем. Но реальность бывает жестокой, и как часто бывает, влюбленность проходит и на многие вещи человек начинает смотреть по-другому. И в этом произведении он явно описывает разрыв отношений, принесших только боль и разочарование.
    В определенный период своего времени Бунин эмигрировал из России. Именно в это время любовь для него стала зрелым и глубоким чувством. Он начал писать о ней с грустью и тоской, вспоминая свои прошлые годы жизни. Это явно отображается в романе «Митина любовь» написанном им в 1924 году. Сначала все идет хорошо, чувства крепки и надежны, но впоследствии они же приведет главного героя к гибели. Бунин писал не только о взаимной любви двух молодых людей, но в некоторых его произведениях можно встретить и любовный треугольник: «Кавказ» и «Прекраснейшая солнца». Счастье одних неизбежно приносит душевную боль и разочарование для третьего.

  4. В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место, причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило, таким образом, что она оказывалась «полуплотью».
    В творчестве Бунина тема любви является сквозным мотивом, но, хотя он и был продолжателем традиций классической литературы в начале XX века, его понимание данной темы существенно отличается. Писатель повествует обо всех сторонах великого чувства, не обходя вниманием и его чувственную сторону.
    Таким образом, проза Бунина – это повествование о загадочной, ускользающей природе душевного огня, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит, а если и полюбит, то… исход, по Бунину, всегда трагичен.
    Образ любви в творчестве писателя – это особый синтез духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, невозможно постичь, не познав плоти. И Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У его рассказах нет понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого, нет настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н. В. Гоголю, но нет и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
    Бунинское изображение отношений между мужчиной и женщиной, по меркам целомудренной и аскетичной русской литературы, предельно откровенно и смело. Бунинского героя влечёт к противоположному полу с неимоверной силой. Это нашло отражение в сборнике рассказов «Тёмные аллеи».
    Молодой барин в «Тане» всё время целует девушку в глаза, полные слёз то от радости, то от горя: «Опять эти тёплые детские слёзы на детском горячем лице». В душе бунинских персонажей остаётся сложный комплекс всего прочувствованного. Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. Они прекрасны, поэтичны, когда рождены любовью, чистой и естественной страстью. «Эта близость, – читаем в рассказе «Таня», – обоюдная, совершилась, и уже ничем в мире расторгнута быть не может, он навеки унёс её в себе, и вот эта необыкновенная ночь принимает его в своё непостижимое светлое царства вместе с нею, с этой близостью».
    Бунин искренне верил в то, что он пытался донести до читателя в своих произведениях. И только на основе этой веры могла возникнуть подлинная жемчужина литературы на любовную тему – рассказ «Лёгкое дыхание», который затем вошёл в цикл «Тёмные аллеи».
    Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются не приёмом изображения, а важным элементом авторской концепции. С первых строк складывается
    двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и – фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской.
    Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости , и в смерти, и есть лёгкое дыхание, недумание».
    И вот оно, ключевое слово – «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. «Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему.
    Писатель раскрыл силу природного тяготения к любви, красоте, определив одновременно искажение этого дара в конкретных внешних условиях и во внутренне противоречивом бытии личности. Иначе говоря, выразил неизвестные дотоле повороты всечеловеческих чувств и состояний.
    От столкновения вечного и личностного, объективного и субъективного рождается «нерв», загадка души бунинских героев. Но писатель не торопится высказать свой взгляд на эти процессы. Оценка воплощена в сложной, часто противоречивой содержательности образов, деталей, слова, композиции. Нам как бы предлагается самим решить, что и как здесь защищается или осуждается.
    При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен бы быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, писатель, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах… глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская»). Для Бунина всё, что связано с полом, чисто и значительно, овеяно тайной и даже святостью.
    Вывод из всего сказанного таков: герои «Тёмных аллей» и других рассказов (к примеру, «Митина любовь») не противятся природе, часто их поступки совершенно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «преступна» – это переступание через нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для писателя, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и всё установленной людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

  5. В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место. Причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило, таким образом, что она оказывалась «полуплотью».
    В творчестве Бунина тема любви является сквозным мотивом. Хотя этот и был продолжателем традиций классической литературы в начале XX века, его понимание данной темы существенно отличается. Писатель повествует обо всех сторонах великого чувства, не обходя вниманием и его чувственную сторону.
    Таким образом, проза Бунина – это повествование о загадочной, ускользающей природе душевного огня, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит, а если и полюбит, то. . . исход, по Бунину, всегда трагичен.
    Образ любви в творчестве писателя – это особый синтез духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, невозможно постичь, не познав плоти. И Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У его рассказах нет понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого, нет настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н. В. Гоголю, но нет и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
    Бунинское изображение отношений между мужчиной и женщиной, по меркам целомудренной и аскетичной русской литературы, предельно откровенно и смело. Бунинского героя влечёт к противоположному полу с неимоверной силой. Это нашло отражение в сборнике рассказов «Тёмные аллеи».
    Молодой барин в «Тане» всё время целует девушку в глаза, полные слёз то от радости, то от горя: «Опять эти тёплые детские слёзы на детском горячем лице». В душе бунинских персонажей остаётся сложный комплекс всего прочувствованного. Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. Они прекрасны, поэтичны, когда рождены любовью, чистой и естественной страстью. «Эта близость, – читаем в рассказе «Таня», – обоюдная, совершилась, и уже ничем в мире расторгнута быть не может, он навеки унёс её в себе, и вот эта необыкновення ночь принимает его в своё непостижимое светлое царства вместе с нею, с этой близостью».
    Бунин искренне верил в то, что он пытался донести до читателя в своих произведениях. И только на основе этой веры могла возникнуть подлинная жемчужина литературы на любовную тему – рассказ «Лёгкое дыхание», который затем вошёл в цикл «Тёмные аллеи».
    Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются не приёмом изображения, а важным элементом авторской концепции. С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и – фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской.
    Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости , и в смерти, и есть лёгкое дыхание, недумание».
    И вот оно, ключевое слово, – «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. «Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему.
    Писатель раскрыл силу природного тяготения к любви, красоте, определив одновременно искажение этого дара в конкретных внешних условиях и во внутренне противоречивом бытии личности. Иначе говоря, выразил неизвестные дотоле повороты всечеловеческих чувств и состояний.
    От столкновения вечного и личностного, объективного и субъективного рождается «нерв», загадка души бунинских героев. Но писатель не торопится высказать свой взгляд на эти процессы. Оценка воплощена в сложной, часто противоречивой содержательности образов, деталей, слова, композиции. Нам как бы предлагается самим решить, что и как здесь защищается или осуждается.
    При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен бы быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, писатель, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах… глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская»). Для Бунина всё, что связано с полом, чисто и значительно, овеяно тайной и даже святостью.
    Вывод из всего сказанного таков: герои «Тёмных аллей» и других рассказов (к примеру, «Митина любовь») не противятся природе, часто их поступки совершенно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «преступна» – это переступание через нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для писателя, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и всё установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни. .

  6. В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место. Причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило, таким образом, что она оказывалась «полуплотью».
    В творчестве Бунина тема любви является сквозным мотивом. Хотя этот и был продолжателем традиций классической литературы в начале XX века, его понимание данной темы существенно отличается. Писатель повествует обо всех сторонах великого чувства, не обходя вниманием и его чувственную сторону.
    Таким образом, проза Бунина – это повествование о загадочной, ускользающей природе душевного огня, о тайне женской души, которая томится жаждой любить, но никогда не полюбит, а если и полюбит, то… исход, по Бунину, всегда трагичен.
    Образ любви в творчестве писателя – это особый синтез духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, невозможно постичь, не познав плоти. И Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У его рассказах нет понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого, нет настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н. В. Гоголю, но нет и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
    Бунинское изображение отношений между мужчиной и женщиной, по меркам целомудренной и аскетичной русской литературы, предельно откровенно и смело. Бунинского героя влечёт к противоположному полу с неимоверной силой. Это нашло отражение в сборнике рассказов «Тёмные аллеи».
    Молодой барин в «Тане» всё время целует девушку в глаза, полные слёз то от радости, то от горя: «Опять эти тёплые детские слёзы на детском горячем лице». В душе бунинских персонажей остаётся сложный комплекс всего прочувствованного. Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. Они прекрасны, поэтичны, когда рождены любовью, чистой и естественной страстью. «Эта близость, – читаем в рассказе «Таня», – обоюдная, совершилась, и уже ничем в мире расторгнута быть не может, он навеки унёс её в себе, и вот эта необыкновення ночь принимает его в своё непостижимое светлое царства вместе с нею, с этой близостью».
    Бунин искренне верил в то, что он пытался донести до читателя в своих произведениях. И только на основе этой веры могла возникнуть подлинная жемчужина литературы на любовную тему – рассказ «Лёгкое дыхание», который затем вошёл в цикл «Тёмные аллеи».
    Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются не приёмом изображения, а важным элементом авторской концепции. С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и – фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской.
    Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости , и в смерти, и есть лёгкое дыхание, недумание».
    И вот оно, ключевое слово, – «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. «Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему.
    Писатель раскрыл силу природного тяготения к любви, красоте, определив одновременно искажение этого дара в конкретных внешних условиях и во внутренне противоречивом бытии личности. Иначе говоря, выразил неизвестные дотоле повороты всечеловеческих чувств и состояний.
    От столкновения вечного и личностного, объективного и субъективного рождается «нерв», загадка души бунинских героев. Но писатель не торопится высказать свой взгляд на эти процессы. Оценка воплощена в сложной, часто противоречивой содержательности образов, деталей, слова, композиции. Нам как бы предлагается самим решить, что и как здесь защищается или осуждается.
    При описании рискованных подробностей, связанных с телом, когда автор должен бы быть беспристрастным, чтобы не перейти хрупкую грань, отделяющую искусство от порнографии, писатель, напротив, слишком много волнуется – до спазм в горле, до страстной дрожи: «просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах… глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись» («Галя Ганская»). Для Бунина всё, что связано с полом, чисто и значительно, овеяно тайной и даже святостью.
    Вывод из всего сказанного таков: герои «Тёмных аллей» и других рассказов (к примеру, «Митина любовь») не противятся природе, часто их поступки совершенно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «преступна» – это переступание через нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для писателя, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и всё установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни.

  7. Иван Бунин
    Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года среди российских/советских литераторов.
    Родился: 22.10.1870, Воронеж
    Умер: 08.11.1953 (83 года)
    Популярные произведения И.А. Бунина
    Забытый фонтан
    Змея
    Крещенская ночь
    Холодная осень
    Чистый понедельник
    Господин из Сан-Франциско
    Другие сочинения по произведению Бунина
    Любовь многолика и часто необъяснима (по рассказам Бунина)
    Тема любви в произведениях Бунина
    Любовь в произведениях И. А. Бунина
    Жизнь и творчество И. А. Бунина
    Описание природы в произведениях Бунина
    «История человеческой любви» в творчестве И. А. Бунина
    Тема любви в прозе И. А. Бунина
    Творчество И.А.Бунина
    Женские образы в творчестве И. А. Бунина
    Обманутая любовь в произведениях Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
    Особенности творчества И. А. Бунина
    Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
    Основные темы и идеи произведений И.А.Бунина, А.И.Куприна
    . Тема «Любви»
    Тема любви в творчестве Бунина 1
    Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)
    О жизни Бунина
    Основные мотивы произведений русских писателей-эмигрантов (по эмигрантскому творчеству И. Бунина)
    Мастер русской реалистической прозы
    Сочинение «Тема любви в прозе И.А. Бунина 2»
    Бунин – все сочинения
    Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. Но все же я ценю талант Ивана Алексеевича именно за ту его часть творчества, что можно назвать «малым» жанром. И особенно мне нравятся рассказы Бунина, основной темой которых является любовь.
    В этих произведениях наиболее ярко раскрывается дарование автора к описанию всего сокровенного, порой совсем необычному, к передаче идей и мыслей. Необыкновенная поэтичность привносит в повествование чувственность, что так необходимо для произведений с такой тематикой. Если проследить все творчество Бунина от начала до конца, то можно разбить его на периоды, основываясь на том, какой теме в своих произведениях он отдает предпочтение. Меня интересует сборник «Темные аллеи», написанный в годы второй мировой войны, ведь он полностью посвящен теме любви, после прочтения рассказов из него можно попытаться сформулировать основную идею, мысль автора. На мой взгляд основной «тезис» творчества Бунина заключается в цитате: «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена». Но в любовных драмах сборника, а именно они и составляют его основу, можно также убедиться в том, что Бунин ценит лишь естественную, чистую любовь, высокое человеческое чувство, отвергая надуманные ложные впечатления. Иван Алексеевич также в своих рассказах неразрывно связывает любовь со смертью, соединяет прекрасное и ужасное. Но это не надуманная композиция, автор таким образом пытается показать читателям, как близко граничит любовь со смертью, насколько близко друг от друга две крайности.
    Наиболее известны читателям рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и «Натали». Все они отлично подходят под описание трагичной любовной истории с печальным концом, но в каждом из них Бунин открывает нам новый аспект, новый взгляд на любовь.
    Герои «Солнечного удара» совершенно случайно знакомятся на пароходе. Но их мимолетное влечение не проходит бесследно для обоих персонажей. Она говорит поручику: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». Но это потрясение касается его, лишь когда он, проводив ее на корабль, возвращается в гостиницу. Сердце его «сжалось непонятной нежностью», и «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние», ведь он не знал ни ее имени, ни фамилии. Любовь, которую поручик осознал слишком поздно, почти губит его, он готов умереть за еще один день, проведенный с ней. Но мы убеждаемся в том, что на самом деле любовь – это благо, несмотря на то, что она обрывается так стремительно, понимаем, насколько сильно и всеобъемлюще это чувство.
    В новелле «Чистый понедельник», столь любимой автором, нам рассказывается о неразделенной любви героя к загадочной героине. Она не интересуется и даже отвергает многие вещи, принятые в их кругу, ее сложная натура не дает покоя герою. Отчужденность героини («ей ничего не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…») разъясняется в Прощеное воскресенье, когда герои отправляются вместе на кладбище. Мы узнаем о ее увлечении стариной, кремлевскими соборами и монастырями. Героиня пытается найти смысл и опору в окружающем ее мире, но не находит, даже любовь героя не приносит ей счастья. Смысл названия в том, что героиня, не найдя красоты и духовности в современном мире, очищается от предыдущей жизни и уходит в монастырь, где, как ей кажется, она будет счастлива.
    Главный герой третьего рассказа, Виталий Мещерский, оказывается сам виновным в любовной трагедии, разыгравшейся между ним, кузиной Соней и ее подругой Натали. Студент не может решить, предпочесть ли «страстное телесное упоение» к Соне или искренне и возвышенное чувство к Натали. Уход от выбора заканчивается трагическим финалом. Автор показывает нам то, что чувство Виталия к Соне напускное, а любовь к Натали истинна, доказывает ее превосходство.
    В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает, что любовь – чувство высокое и прекрасное, и человек, способный любить, высоконравственен. Несмотря на то, что любовь приносит не только радость и счастье, но и горе, страдание, – это великое чувство. И я с этим полностью согласен.

  8. Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…
    Ф. М. Достоевский
    Большое влияние на творчество И. А. Бунина оказала его судьба. Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии писателя, навсегда разорвав его связь с родной землей. Если кратко определить настроение рассказов этого периода, то можно говорить, что автором овладевало чувство одиночества, ностальгии по родине, полнейшей изоляции. Центральным событием последнего периода творчества Бунина стало создание рассказов, составивших книгу «Темные аллеи» (1943). Бунин писал об этом сборнике: «Все рассказы этой книги только о любви, о ее „темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях».
    Жизнь героев в рассказах из сборника «Темные аллеи» становится значительнее из-за глубокого чувства любви. Они переживают радостные минуты, но любовные сюжеты у Бунина чаще всего приводят к разлуке или даже смерти. В центре бунинских рассказов обыкновенно стоит женщина, причем всегда разная. Она может оказаться источником как счастья, так и трагедии. В чем же причина трагизма, сопровождающего всякую большую любовь? Иногда, как бы отвечает Бунин, это социальное неравенство людей. Большая любовь несовместима с обычной жизнью, и смерть, уносящая одного из возлюбленных, как бы подтверждает это. Но наибольший интерес представляют в книге те произведения, в которых трагическая любовь раскрывается как величайшее счастье.
    Один из рассказов сборника — «Натали» — посвящен теме большой и всеобъемлющей любви, которая захватила студента Виталия Мещерского.
    В самом начале рассказа мы погружаемся в любимую писателем атмосферу старого помещичьего быта. Бунин подробно воссоздает интерьер дворянской усадьбы (старинные картины во всю стену, бюро дедовских времен, серебряная посуда) и передает красоту благоухающего летнего сада, в котором поют соловьи. Писатель всегда был склонен поэтизировать старинную жизнь, однако в этом рассказе подробные описания имеют особый смысл: они призваны создать ту своеобразную атмосферу, на фоне которой и разворачиваются события.
    Герой рассказа Виталий Мещерский попадает в странную ситуацию: он чувствует, что любит одновременно и свою кузину Соню, и ее подругу Наташу Станкевич. И если с Соней у него завязывается нечто похожее на обычный роман (хотя он и любит ее по-настоящему), то чувство к Наташе совсем иного рода. Мещерский обожает подругу своей кузины и преклоняется перед ней. Одна лишь мысль о ней охватывает его «чистым любовным восторгом». Высшую радость видит герой рассказа даже в том, чтобы просто находиться рядом с прекрасной девушкой и смотреть на нее.
    Красота Наташи Станкевич действительно неземная. У нее золотые волосы, а глаза — «черные солнца». И даже зовут ее не просто Наташа, а Натали. Само имя ее ассоциируется с чем-то чистым, воздушным и недосягаемым.
    Ситуация, которую воссоздает Бунин в своем рассказе, не нова в литературе и искусстве. Еще древнегреческий писатель и философ Платон поведал нам о двух Афродитах: Афродите Пандемос — богине плотской любви и Афродите Урании — богине любви небесной. Этой же теме посвящена и знаменитая картина «Любовь небесная и земная» итальянского художника Тициана.
    Бунин переносит древнегреческий сюжет в русскую дворянскую усадьбу. Причем авторская позиция видна здесь достаточно ясно: он не осуждает своего героя, показывая каждое чувство как по-своему прекрасное и имеющее право на существование.
    Однако Натали случайно узнает о связи Сони и Мещерского, и идиллия рушится, ломая судьбы сразу всех троих. Умирает любовь — умирает, в сущности, и сама жизнь. Мы ничего больше не узнаем о Соне — она просто исчезает из авторского повествования, однако почему-то кажется, что и ей не досталось в жизни счастья. Что же касается Мещерского и Натали, то их жизнь складывается трагически. Она выходит замуж за его родственника, которого он когда-то, смеясь, пророчил ей в мужья. Натали не любит своего мужа, а вскоре и вовсе остается вдовой с маленькой дочкой на руках. А Мещерский ведет жизнь, похожую на тягостный сон, в которой нет места радости и счастью. Он даже и представить себе не может, что в его жизни может случиться любовь или женитьба. Часто, вспоминая Натали, Мещерский думает о том, что та «любовь до гроба», о которой насмешливо говорила ему Соня, все же существует. Со временем он вроде бы привык к потери своей любви, как привыкает человек, потерявший руку, жить без руки.
    Мещерскому суждено снова встретить Натали. Более того, она отвечает на его чувства, но счастливыми стать героям опять не удается. Натали вскоре умирает.
    Бунин убежден в трагической природе любви, видимо, и здесь следуя философии древних греков, которые считали, что Эрос и Танатос (боги любви и смерти) идут рука об руку. Герои Бунина, даже будучи влюбленными, чувствуют себя «будто над пропастью», осознавая где-то глубоко внутри себя, что счастье — слишком хрупкая и недостижимая мечта, а если вдруг и случается оно в жизни, то очень быстро проходит.
    И все же писатель славит любовь. Словами своей героини Натали он говорит: «…разве бывает несчастная любовь?.. Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?»
    Итак, Бунин, обращаясь к вечной теме, пытается ответить на вопрос: «Что же такое любовь?» По мнению писателя, это нечто непознанное и трагическое, но одновременно и самое прекрасное в жизни, это то, что он назвал «недоумением счастья».

  9. Тема любви в прозе И. А. Бунина. И. А. Бунин родился в Воронеже в 1870 году. Почти все свое детство писатель провел в захудалом имении своего отца Бутырки, которое находилось в нынешней Орловской области. Любовь к чтению и к русской литературе юному Бунину привила мама писателя.
    Именно она повлияла на внутренний мир мальчика и обогатила его. Сам писатель рос мальчиком впечатлительным и с необычайно развитой фантазией. В раннем творчестве у писателя преобладающее место занимает лирика, поэзия Постепенно лирика писателя помогает и прокладывает пути для прозы. У Бунина великолепно получались и стихотворения, и проза, короткие рассказы, а так же романы. Но особое место в творчестве писателя занимают необычайные рассказы, темой которых является — Любовь.
    Тема любви в русской литературе всегда занимала особое место у писателей. В те времена любовь в  основном описывалась именно с духовной стороны.  Бунин старался показать любовь во всех ее проявлениях и состояниях, особо остро эта тема проявилась у писателя, когда он находился в эмиграции, после известных октябрьских событий. Именно тогда, з годы одиночества и медленного забвенья, писатель в необычайной поэтизации описал самые нежные и лучшие человеческие чувства. Бунин проявил все свои способности как человека творческого, он смог проникнуть в самые закрытые и неизвестные глубины сердца. Истинная любовь для писателя схожа с вечной красотой природы. И действительно прекрасно только то, что является реальным, естественным и не придуманным чувством. Читая произведения писателя, поражаешься, с какой силой художественного изображения писатель говорит о великой Любви. Любовь, как таинственная стихия, которая способна полностью преобразить жизнь человека, придать его судьбе отличительные качества и неповторимость среди обыкновенных житейских историй. Это любовь, которая способна наполнить обыкновенную жизнь простого человека особым, теплым и незабываемым смыслом.
    Именно такая таинственная любовь раскрывается в рассказе Бунина «Грамматика любви» (1915). Герой рассказа, некто Ивлев, который заехал в дом недавно умершего помещика Хвощинского. Ивлев размышляет о любви — «любви непонятной, в какое-то экстатическое житие превратившей целую человеческую жизнь, которой, может, надлежало быть самой обыденной жизнью». Сам помещик Хвощинский когда-то страстно влюбился в горничную Лушку. Тайна здесь скрывается в самом облике героини, она была «совсем нехороша собой», но с другой стороны была необычайной девушкой. И именно поэтому на Хвощинского «вдруг свалилась эта любовь, эта Лушка, потом неожиданная смерть ее, — и все пошло прахом: он затворился в доме, в той комнате, где жила и умерла Лушка, и больше двадцати лет просидел на ее кровати…». Как понять такое поведение влюбленного человека — помешательство или непонимание реальности — Бунин не дает однозначного ответа. Ивлева завораживает жизнь Хвощинского. Герой понимает, что в этом человеке появилось «чувство сложное, похожее на то, какое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой». Все эти переживания заставляют Ивлева купить у наследника помещика за дорогую цену» небольшую книжечку «Грамматика любви». Эта книжечка и есть «преданье сладострастное о сердцах любивших», и именно эти рассказы и раскрывают тайну великого чувства — всепоглощающей любви к другому человеку.
    В своих произведениях Бунин не скрывает, что эта необычайная любовь порой приносит не только радость, но и очень часто приводит к мукам страдания и разочарования. Любовь и смерть, по мнению писателя, всегда стоят где-то рядом. Именно такую трагическую историю любви писатель поведал нам в своем небольшом рассказе «Солнечный удар» (1925). «Странное приключение» затронуло душу главного героя. Случайное знакомство на пароходе, поручика с прекрасной незнакомкой и неизбежное расставание, после которого он потерял покой. Одна только мысль, что им никогда больше не встретиться: «…он почувствовал такую боль и ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяния». Сама героиня рассказа, «маленькая безымянная женщина, так и не назвавшая своего имени», признается: «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара». В этом рассказе Бунин показывает, на сколько велики мучения любящих душ, и как тяжела горечь потерь друг друга. В итоге остается лишь сладкая боль воспоминаний о той мимолетной встрече. Писатель в этом произведении старается развить свою философию любви. Раньше у А. И. Бунина любовь была трагична, потому что она не разделена и одинока, то сейчас ее трагичность заключается в том, что она уже взаимна и так прекрасна, но все же влюбленные в силу обстоятельств не могут быть вместе. У писателя такой, порой неожиданный, обрыв отношений неизбежен и закономерен. Он, описывая влюбленных, приподнимает их как бы над всем миром, над временем, обстановкой и обстоятельствами. Любовь у Бунина как солнечный удар — она столь же внезапна и тяжела, она одурманивает сознание человека. Любовь способна внутренне перевернуть человека полностью, направить его в совсем другое направление и изменить течение его жизни. Любовь — это трагедия в своей основе. Пронзенный такой любовью человек становиться одиноким, он уходит в самого себя и отворачивается от других людей.
    Цикл рассказов «Темные аллеи» (1943,1946) является уже некой энциклопедией любви. Писатель в эту книгу попытался вложить всю гамму сложных отношений между влюбленными героями. Как самого писателя, так и его героев полностью поглощают эти различные оттенки чувств влюбленного человека. Сама любовь — это огромное счастье, хотя порой оно бывает не долгим, и как мимолетное мгновение оно вспыхивает в душе человека. Именно такая, недолговечная, но яркая любовь описывается им в цикле рассказов «Темные аллеи». Героини этих рассказов — Руся, Антигона, Натали и многие другие — показывают читателю все разнообразие женских типов. Любовь меняет их жизни, делает ее значительной. Но жизнь меняется не от того, что этих героинь переполняют чувства счастья и радости, а от того, что их ведет к неизбежной собственной гибели. В сборнике писателя любовь сама по себе хоть и трагична, но все же это чувство для каждого человека является самым ярким, самым счастливым моментом в жизни. И уже неважно, каков финал этих отношение — разлука, гибель или смерть, главное — это те незабываемые переживания в судьбе влюбленных людей.
    Любовь очень сложное и многогранное человеческое чувство. Она многолика и зачастую необъяснима. В этом понятии скрываются многие человеческие загадки, и каждый читатель бунинских произведений находит собственные ответы нами любви.

    читать похожие:

    Тема любви в творчестве И. А. Бунина
    Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина
    Тема любви в рассказе И. А. Бунина « Чистый понедельник»
    Тема любви в творчестве И. А. Бунина

  10. 10
    Текст добавил: d{рожденная в СССР}b

    В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад общественных связей – ведущая тема многих произведений писателя, и раскрывается она всегда по элегически грустно. Его творческая манера объединяет в себе и суровую выразительность гравюры, и яркий колорит живописи. Бунин тонко заметил связь человека с историей, со Вселенной, вместе с тем трезво сознавая неприкаянность и одиночество человеческого бытия.
    Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, походил из старинного, хотя и не весьма зажиточного, дворянского рода. Среди его предков были известные литераторы (в частности, поэтесса Анна Бунина, которую называли «русской Сафо», и поэт-романтик В. Жуковский, который принимал участие в освобождении Т. Шевченко из крепостничества и был одним из литературных «учителей» А. Пушкина). Детство и юность писателя прошли на хуторе Бутырки в Елецком уезде, что на Орловщине. На протяжении четырех лет он учился в Елецкой гимназии, а потом получал знания дома, под руководством старшего брата Юлия, высланного из Петербурга за участие в движении народовольцев. Бунин всегда любил Украину, ему нравилось странствовать украинскими степями, общаться с местными жителями, слушать народные песни.
    В 1889 году он побывал в Харькове и Крыму, а через год осуществил путешествие по течению Днепра, посетив могилу Т. Шевченко в Каневе. С 1891 года писатель жил в Полтаве, работал в статистическом бюро, а потом в библиотеке земской управы. Он с большим интересом следил за украинской литературой, ходил на спектакли труппы П. Саксаганского, восхищался игрой славной актрисы Марии Заньковецкой. Украинская тема со временем станет определяющей для многих прозаических («На край света», «Лирник Родион», «Суходол») и поэтических произведений писателя. Бунин рано начал писать и печататься. Его дебютная книга «Стихотворения 1887-1891» увидела мир в 1891 году. В рассказах Бунина, которые писатель создал в 90-х годах XIX ст., речь шла о актуальных проблемах жизни русского села. Этим произведениям присущи знания народной жизни, связь с традициями русской реалистической прозы. В конце XIX ст. Бунин переехал в Москву и сблизился с Максимом Горьким, который высоко ценил талант молодого писателя («красивый, как матовое серебро»), но иногда остро подвергал критике его за аполитизм и «господскую неврастению».
    Накануне революции 1905 г. Бунин был уже довольно заметной фигурой в тогдашней русской литературе. Но его популярность продолжала возрастать и в дальнейшем. Он трижды становился лауреатом высочайшей награды Русской Академии наук – премии имени Пушкина, которую получил за правдивый артистичный талант, с которым «он воссоздал в прозе типичный русский характер». В 1909 году Бунина назвали одним из двенадцати почетных членов Академии (среди которых был и Л. Толстой).
    Однако по-настоящему популярным писатель, по его собственному признанию, стал после публикации большой социально-психологической повести «Деревня» (1909-1910), в которой с суровой беспощадностью изобразил пасмурные будни русского села, убожество, невежество, замшелость быта и психологии крестьян. Эту книгу Бунин писал, живя в Италии, на острове Капри, где часто встречался с Максимом Горьким, М. Коцюбинским и другими литераторами. Накануне Первой мировой войны в творчестве Бунина появляются новые мотивы и образы, расширяется диапазон тем, обогащается новыми красками стилистическая палитра.
    В это время писателя интересуют, прежде всего так называемые «вечные темы»: быстротечность и трагичность человеческой жизни, обреченность человека на фатальное одиночество, непонимание и страдание. В атмосфере этого трагического мироощущения раскрывается и одна из центральных тем всей прозы Бунина – тема любви. Еще в 1888 г. юный писатель утверждал в одной из статей: «Любовь, как чувство вечное, всегда живое и юное, служило и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии. Оно вносит идеальное отношение и смысл в будничную прозу жизни, пробуждает благородные инстинкты души и не позволяет завязнуть в узком материализме и грубом животном эгоизме».
    К лучшим образцам прозы Бунина, написанной на эту тему, принадлежат рассказы «Грамматика любви» (1915), «Легкое дыхание» (1916), «Сны Чанга» (1916) и прочие. Первую мировую войну и революцию 1917 г. писатель воспринял как предвестие близкого и неминуемого краха России. В мае 1918 г. Бунин уехал из Москвы и на протяжении 1918-1919 годов жил в Одессе. Глубокий пессимизм и резкое непринятие революции отразились в публицистической книге «Окаянные дни» (1920), которую Бунин написал в Одессе под впечатлением от новых порядков, установленных в стране большевиками. 26 февраля 1920 года вместе с остатками разбитой Белой армии писатель покинул Россию и, через Константинополь, Болгарию, Сербию добрался до Франции. На протяжении трех лет жил в Париже, а с 1923 года перебрался в Приморские Альпы, и с того времени жил там почти постоянно.
    В эмиграции писатель создал десять новых книг. Среди самых заметных произведений этого периода – повесть «Митина любовь» (1925), автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1927-1933) и сборник «Темные аллеи» (1943), в который вошло 38 рассказов, посвященных теме любви. Литературные заслуги Бунина высоко оценила мировая общественность. В 1933 г. он первым среди русских писателей стал лауреатом Нобелевской премии. Во Франции Бунин пережил фашистскую оккупацию, режим и идеологию которой осуждал не менее резко, чем сталинизм. Сквозь всю жизнь Бунин пронес любовь к России, во время войны пристально следил за успехами советских войск и радушно приветствовал победу над нацистами, но вернуться в сталинский СССР отказался. Писатель умер в Париже 8 ноября 1953 г. от болезни легких. Признанный мастер прозы, Бунин был также выдающимся поэтом.
    Его, поэтическое творчество характеризуется выразительной связью с традициями русской классической поэзии, радостным мировосприятием, тяготением к строгой, ясной форме, к реалистическому изображению людей и явлений окружающего мира. Кроме того, Бунин был замечательным переводчиком. Непревзойденным остается его перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате», который в 1903 г. Академия наук отметила Пушкинской премией.
    Бунину принадлежат переводы таких выдающихся произведений мировой литературы, как мистерии «Каин» и «Манфред» Дж. Байрона, «Леди Годива» А. Теннисона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича. Следует также заметить, что в 1900 году были опубликованы два бунинских перевода поэзий Т. Шевченко – начало «Завещания» и первые строки стихотворения «Закуковала кукушечка». А в романе «Жизнь Арсеньева «автор назвал Шевченко «истинно гениальным поэтом».

  11. Тема глубоко затрагивает сдающих экзамены
    юношей и девушек, возможны неоднозначные оценки
    с выражением личностного отношения к теме,
    поэтому автору комментариев стоит лишь наметить
    канву для сочинения.
    Тема любви в русской литературе: её
    актуальность на протяжении всего XIX века,
    трактовка различными писателями (возможен
    краткий обзор: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин,
    И.С. Тургенев).
    Среди писателей XX века Бунин выделяется особо
    пристальным вниманием к теме любви. Ей посвящены
    рассказы «Лёгкое дыхание», «Сны Чанга», сборник
    рассказов «Тёмные аллеи», страницы повести
    «Суходол» и романа «Жизнь Арсеньева».
    Вступление закончилось. Далее необходим тезис:
    какой, на взгляд ученика, предстаёт любовь в
    произведениях Бунина? Возможно, это просто
    чувственная любовная страсть. Одухотворена ли
    она? Что движет влюблёнными? К чему приводит
    подобная любовь? Каковы финалы бунинских
    историй? Как связано изображение любви у Бунина с
    развитием психологической науки в начале XX века?
    (Позиция автора консультации отражена в статье: Ерёмина
    О.А.
    Бегство от одиночества. Любовь в рассказах
    И.А. Бунина // Литература. 2003. № 44.)
    Затем ученик привлекает к доказательству
    своего тезиса знакомые ему произведения.
    Главное, чтобы сочинение не превратилось просто
    в пересказ посвящённых любви рассказов. Ученик
    должен постоянно держать в сознании ключевую
    мысль, отражая в сочинении повороты проблемы,
    которые ставит перед своими читателями Бунин.
    Завершение: что нового внёс Бунин в трактовку
    темы любви? Есть ли в современной литературе
    писатели, которые продолжают традицию Бунина?
    Личностный мотив: как повлияли произведения
    Бунина на понимание любви автором сочинения?

  12. Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя — чувство в первую очередь духовное.
    Бунин в «Солнечном ударе* принципиально переосмысливает эту традицию. Для него чувство внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе, оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, вызывающее ассоциацию с солнечным ударом.
    Трактовка Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе — основной форме проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе. Так как переворачивает человека, резко меняет течение его жизни. Многое в этом отношении сближает Бунина с Тютчевым.
    В любви герои Бунина подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами. Что мы знаем о героях «Солнечного удара»? Ни имени, ни возраста. Только то, что он поручик, что у него «Обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз». А она отдыхала в Анапе и теперь едет к мужу и трехлетней дочери, у нее прелестный смех и одета она в легкое холстинковое платье.
    Можно сказать, что весь рассказ «Солнечный удар» посвящен описанию переживания поручика, потерявшего свою случайную возлюбленную. Это погружение во мрак, почти «умопомрачение», происходит на фоне нестерпимо душного солнечного дня. Обжигающими ощущениями буквально пропитаны все описания. Эта солнечность должна напоминать читателям о постигшем героев рассказа «солнечном ударе». Это одновременно и безмерное счастье, но это все же и удар, потеря рассудка. Поэтому вначале эпитет «солнечный» соседствует с эпитетом «счастливый», то потом в рассказе появляется «бесцельное солнце».
    Писатель рисует то страшное чувство одиночества, отторжения от других людей, какое испытал поручик, пронзенный любовью.
    Рассказ имеет кольцевую композицию. В самом его начале слышен удар о причал приставшего парохода, и в конце слышны те самые звуки. Между ними пролегли сутки. Но они в представлении героя и автора отдалены друг от друга по меньшей мере десятью годами (эта цифра дважды повторяется в рассказе), а на самом деле вечностью. Теперь едет на пароходе уже другой человек, постигнувший какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее тайнам.
    Петя Ростов в партизанском отряде (Анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
    Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» огромное эпохальное полотно. Перед читателем показаны судьбы отдельных героев и целых семей, например, семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Любой роман состоит из отдельных эпизодов, сюжетно связанных между собой. Каждый эпизод важен для раскрытия того или иного характера, сюжетной взаимосвязи, судьбы героя. Обратимся к анализу эпизода из 4 тома «Войны и мира», рассказывающего о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде.
    Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг; стать героем: «… Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».
    Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться ? И все же, приказ для военного – закон.
    Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный. И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.
    Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково ? Куда его дели ? Покормили его ? Не обидели ли ?» – внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.
    Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику». Автор иронизирует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям.
    Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренний размышления Пети читатель видит, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало, и насколько огромной была его любовь к людям. Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет, и когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: робким, доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным. В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю, хотя иногда в душе и посмеиваются над его поступками.
    Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбит любой читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. Это свойственно не только ему, но и всем Ростовым. Вспомним судьбы Наташи, Николая. Они такие же открытые, чуткие, милые, способные к состраданию люди, как и их младший брат. Родители смогли воспитать в своих детях лучшие качества, именно это и ценит Толстой в семье Ростовых. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети бы вырос благородный офицер и прекрасный человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *