Сочинение на тему тема природы в поэзии есенина

12 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Проснись и пой

    Несказанное, синее, нежное…
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя — поле безбрежное —
    Дышит запахом меда и роз.
    С. Есенин
    С. Есенин — великий русский поэт. Его стихи производят необыкновенное впечатление — так легки и естественны они. Есенинские стихи привлекают нас какой-то особой романтичностью, легкостью, одухотворенностью. С. Есенин написал много стихотворений. Его называли «певцом березового ситца», «певцом любви, грусти, скорби» и даже… «московским озорным гулякой». Но самое важное направление в его творчестве — это стихотворения о природе.
    Природа — леса, поля, реки, моря, животные, птицы и… И для С. Есенина природа — это вечная красота и вечная гармония мира.
    В своих стихотворениях о природе С. Есенин рассказывает, что можно услышать, как говорит ручей, какие необыкновенные по своей красоте песни поют птицы, и о его родном кон- стантиновском небе читаем мы в стихотворении «Небо — как колокол…», а месяц в небесной ночной синеве становится звонким его языком…
    Все стихотворения поэта написаны с огромной любовью к родному краю.
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Нежно, без какого-либо внешнего нажима, природа «врачует людские души». Именно так воспринимаем мы есенинские стихи о природе, именно так, возвышенно-просветленно, воздействуют они на нас.
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    В этом стихотворении поэт как бы говорит нам всем, что надо посмотреть вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушать шелест луговых трав, песнь ветра и…
    Все лучшие произведения Есенина связаны с отчим краем, красотой природы. К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни.
    Родился я с песнями в травном одеяле.
    Зори меня вешние в радугу свивали.
    И потом рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «на этом свете все, что душу облекает в плоть». Проводя много времени среди природы, поэт развивает в себе особенное восприятие мира, как бы ощущает себя частицей этой природы. Это чувствуешь, когда читаешь стихи поэта.
    Сыплет черемуха снегом,
    Зелень в цвету и росе.
    В поле, склоняясь к побегам,
    Ходят грачи в полосе.
    Или «Нивы сжаты…»
    Вся красота родного края отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.
    О Русь — малиновое поле
    И синь, упавшая в реку, —
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску.
    «Какой чистый и какой русский поэт», — сказал о нем М. Горький.
    Стихотворения Есенина затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы важнейших сторон современной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, мы убеждаемся, что о многих из них Думал, размышлял и С. Есенин.
    Милый, милый, смешной дуралей.
    Но куда он, куда он гонится?
    Неужель он не знает, что живых коней
    Победила стальная конница?
    В этом стихотворении С. Есенин поставил острую проблему защиты живой красоты природы — этого драгоценнейшего и святого дара Земли. Ныне она стала всемирной и касается всех и каждого. Можно сказать, что это стихи века. Они будут волновать не только наше поколение, но и будущее. Есенинские стихи не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нравственных основ нашего характера и, самое главное, нашего мировоззрения. Стихотворения Есенина проникнуты любовью и нежностью к родному краю. Поэту дороги и «свет луны, таинственный и длинный», и плач вербы, и шепот тополей. Ничто не может заставить его разлюбить «отчие поля». Природа у С. Есенина многоцветна, многокрасочна. Она переливается всеми цветами радуги. Подобно человеку, она рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Поэт мастерски это показывает, например, «туча кружево в роще вязала», «улыбнулась солнцу сонная земля».
    Тема природы является лейтмотивом в творчестве С. Есенина. Мне очень нравятся его стихи. Сегодня мы с тревогой говорим, что в погоне за материальным начинаем все больше терять человечность, милосердие. И вот Есенин… Он очищает наши души, потому что настоящая русская литература всегда была совестью народа, его душевностью и нравственной опорой. Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия ко всему живому в мире, только поэт открывает всю красоту родной земли, поэт, твердо верящий в ту неизменную истину, что «мир прекрасен», мог так почувствовать, так выразить себя в своих стихотворениях. Есенинская золотая роща, край рязанских раздолий — это все для нас родное и близкое, это живая душа, живая красота России. Стихи Сергея Есенина — на века.

  2. Природа в поэзии С. А. Есенина

    Недолгим, но сложным был жизненный путь Сергея Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость ?ворческих взлетов и боль падений. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок! с грустью признавался поэ?. Да, во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял своей любви к Родине. До последней мину?ы жизни поэ? любил воистину прекрасную русскую природу. Чувство Родины основное в моем ?ворчестве, говорил Есенин. Э?им огромным чувством проникнуто все его ?ворчество. Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была страной его детства. Здесь он впервые увидел, как березы отражаю?ся в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскую? тощие поля.
    Вся красота родного края позже отразилась в его стихотворениях, полных любви к русской земле:
    О Русь малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
    Многие ранние стихотворения навеяны религиозными представлениями и поверьями. В э?их стихотворениях природа приобретает религиозную окраску: березы большие свечки, ели монашки, а ветер схимник. Они привлекаю? своей искренностью, задушевностью. Есенинская природа представляет собой прекрасный и светлый мир. Через образы родной природы передает поэ? чувство любви к Родине: Опять передо мною голубое поле, качаю? лужи солнца рдяный лик.
    В стихотворениях Сергея Есенина природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой:
    Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
    Природа не просто живая она сама человеческая душа. С какой любовью Есенин обращается к березовым чащам:
    Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед э?им сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.
    Есенин заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты:
    О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин ?уманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш ?ишины.
    Иногда, прочитав такое стихотворение, мне хочется уехать в деревню, чтобы самой почувствовать прекрасный мир природы, наблюдать красный вечер, любоваться местным пейзажем, учиться слушать ?ишину.
    Каждая строчка есенинского стихотворения шла от души, от чистого сердца. И потому, читая его произведения, невольно представляешь себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, утреннюю зарю, вечернее небо:
    Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грези? над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос.
    Вчи?ываясь в стихотворения Есенина, я поняла, что для него природа это истинная красота и гармония мира. Его стихотворения воздействую? на нас возвышенно-просветленно:
    Спи? ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. ‘ Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
    О? его стихотворений на душе станови?ся просто и тепло. Они рождаю? в каждой человеческой душе весну:
    Несказанное, синее, нежное.
    Тих мой край после бурь, после гроз,
    И душа моя поле безбрежное
    Дыши? запахом меда и роз.
    Сергей Есенин учи? нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо, душевно: Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, копирование запрещено наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.
    Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под э?им дешевеньким си?цем Ты мила мне, родимая выть.
    Почти в каждом стихотворении Есенина прису?ствует человек, потому что его нельзя отделить от природы. Тема природы и человека составляет единое целое в его ?ворчестве:
    Не обгорят рябиновые кисти, О? жел?изны не пропадет трава. Как дерево роняет ?ихо листья, Так я роняю грустные слова.
    Я считаю, что Сергей Есенин оставил нам чудесное поэ?ическое наследие. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать оттенки самых нежнейших, самых ин?имнейших настроений: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях ?воих стозвонных.
    Не случайно М. Горький у?верждал: . Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком.
    Права на сочинение «Природа в поэзии С. А. Есенина» принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  3. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью.
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет
    Такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия.
    Сохнет стаявшая глина,
    На сугоръях гниль опенок.
    Пляшет ветер по равнинам,
    Рыжий ласковый осленок.
    Пахнет вербой и смолою.
    Синь то дремлет, то вздыхает.
    У лесного аналоя
    Воробей псалтырь читает.
    Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины природы. В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок.
    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    Но со временем появляются проблемы, жизнь показывает поэту и обратную сторону. Беззаботная юность канула в Лету. На смену яркому и безмятежному пейзажу приходят картины раннего увядания. Поэт любит сравнивать зрелость человека с осенней порой года. Еще не поблекли краски, они даже стали ярче: багряные, золотые, оранжевые, но это последняя вспышка перед долгой зимой — старостью. Есенин очень часто применяет эту метафору в своих стихах.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагипоэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам: Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

  4. «Моя лирика жива одной большой любовью — лю­бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя­зан с родной природой. Русская природа для Есени­на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра­чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы­шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра­соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер­гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на­шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че­ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо­жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:
    За темной прядью перелесиц,
    В неколебимой синеве,
    Ягненочек кудрявый — месяц
    Гуляет в голубой траве.
    Часто применяя характерный для его лирики при­ем олицетворения природы, Есенин создает свой не­повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка … загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру­стит, удивляется и огорчается.
    Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи­вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:
    А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:
    Листья падают, листья падают,
    Стонет ветер, Протяжен и глух.
    Кто же сердце порадует?
    Кто его успокоит, мой друг?
    В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред­ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:
    Выткался на озере алый свет зари.
    На бору со звонами плачут глухари.
    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется — на душе светло.
    Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет­лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе­рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо­тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Не жалеют больше ни о ком.
    И в то же время:
    Горек запах черной гари,
    Осень рощи подожгла.
    В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст­вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе­риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам:
    Кто погиб здесь? Умер?
    Уж не я ли сам?
    Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем­ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно­стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа­ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти­ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

  5. Тема природы
    в поэзии С. А. Есенина

    Сергея
    Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого
    состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно
    и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым
    художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы,
    тихие воды — все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью.
    Там, где капустные
    грядки
    Красной водой
    поливает восход,
    Клененочек
    маленький матке
    Зеленое вымя
    сосет
    Такому взгляду
    на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной
    частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он
    восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия.
    Сохнет стаявшая
    глина,
    На сугоръях
    гниль опенок.
    Пляшет ветер по
    равнинам,
    Рыжий ласковый
    осленок.
    Пахнет вербой и
    смолою.
    Синь то
    дремлет, то вздыхает.
    У лесного
    аналоя
    Воробей
    псалтырь читает.
    Мир, созданный
    творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В
    ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы
    объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души
    поэт передает через картины природы. В начале творчества окружающий мир полон
    гармонии и красок.
    Топи да болота,
    Синий плат
    небес.
    Хвойной
    позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных
    кудрей,
    Темным елям
    снится
    Гомон косарей.
    Но со временем
    появляются проблемы, жизнь показывает поэту и обратную сторону. Беззаботная
    юность канула в Лету. На смену яркому и безмятежному пейзажу приходят картины
    раннего увядания. Поэт любит сравнивать зрелость человека с осенней порой года.
    Еще не поблекли краски, они даже стали ярче: багряные, золотые, оранжевые, но
    это последняя вспышка перед долгой зимой — старостью. Есенин очень часто
    применяет эту метафору в своих стихах.
    Отговорила роща
    золотая
    Березовым,
    веселым языком,
    И журавли,
    печально пролетая,
    Уж не жалеют
    больше ни о ком.
    В поздней
    лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем
    мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и
    трагипоэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по
    утраченной молодости. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша
    сторона. И березы в белом плачут по лесам: Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли
    сам?

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  6. Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    С. Есенин
    Вся поэзия С. Есенина проникнута глубокой любовью к красоте своей Родины. Воспитанный в деревне, в семье деда, еще совсем маленьким Сережа Есенин часто сбегал из дома на несколько дней в луга, к небольшим озерам, где жил вместе с пастухами. Он любовался родной природой, словно ребенок, и в юности, в то время, когда многие погру­жаются в исследование своей души. Есенин познавал себя, наблюдая за небом, землей, водой…
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Нежным трепетом наполнены его строки, посвящен­ные лесам, озерам, лугам, солнцу, дождю. Образы и сравне­ния поэта так же ярки и точны, как и неожиданны. Ну кто еще умудрился бы сравнить осень с рыжей кобылой, закат на пруду — с красным лебедем, клен зимой — с пьяным сторожем, приморозившим ногу в сугробе, листву деревьев — с зеленым огнем?
    Синий май. Заревая теплынь.
    Не прозвякнет кольцо у калитки.
    Липким запахом веет полынь.
    Спит черемуха в белой накидке.
    Есенин очень любил полевые цветы. Его друг детства К. Цыбин вспоминал: «Весной до покоса наши луга — разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы — что живые друзья были». Левкой, резеда, васильки разговаривали с поэтом, потому что он умел слышать их тихие невнятные голоса и понимал их сердцем.
    Я не люблю цветы с кустов,
    Не называю их цветами.
    Хоть прикасаюсь к ним устами,
    Но не найду к ним нежных слов.
    Я только тот люблю цветок,
    Который врос корнями в землю,
    Его люблю я и приемлю,
    Как северный наш василек.
    Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выражена в стихотворениях Есе­нина через всю образную систему.
    Звериных стихов моих грусть
    Я кормил резедой и мятой.
    Любимый художественный прием Есенина — олицет­ворение. Именно поэтому природа в его стихах чувствует, думает, разговаривает, недоумевает, возмущается или раду­ется. Человек же, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, лугом, рекой, сливается с окружающим пейзажем, по-новому видит мир.
    …Здравствуй, мать голубая осина!
    Скоро месяц, купаясь в снегу,
    Сядет в редкие кудри сына.
    Скоро мне без листвы холодеть…
    Русская природа щедра и богата, так же как и поэзия С. Есенина. Все важные события в жизни поэта, его пере­живания, мысли, счастье и разочарование находили свое отображение в живописных образах природы, многие из которых просто невозможно забыть, настолько они емки и многозначны. Что говорить, если даже приметы своей ран­ней гибели сумел увидеть Есенин в драматической зимней картине:
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам:
    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
    Литературное наследие, которое оставил нам Есенин, пропитано любовью, корни которой — в родной земле. Поэт часто бывал за границей, многое видел, но его сердце всегда оставалось накрепко привязанным к род­ным березкам, ковылю, видам деревенских околиц. И куда бы ни заводила его судьба, Есенин всегда возвра­щался домой, в Россию.
    Спит ковыль. Равнина дорогая,
    И свинцовой свежести полынь.
    Никакая родина другая
    Не вольет мне в грудь мою теплынь.

  7. Синий май. Заревая теплынь.Не прозвякнет кольцо у калитки.Липким запахом веет полынь.Спит черемуха в белой накидке.
    Есенин очень любил полевые цветы. Его друг детства К. Цыбин вспоминал: «Весной до покоса наши луга — разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы — что живые друзья были». Левкой, резеда, васильки разговаривали с поэтом, потому что он умел слышать их тихие невнятные голоса и понимал их сердцем.
    Я не люблю цветы с кустов,Не называю их цветами.Хоть прикасаюсь к ним устами,Но не найду к ним нежных слов.
    Я только тот люблю цветок,Который врос корнями в землю,Его люблю я и приемлю,Как северный наш василек.
    Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выражена в стихотворениях Есе­нина через всю образную систему.
    Звериных стихов моих грустьЯ кормил резедой и мятой.
    Любимый художественный прием Есенина — олицет­ворение. Именно поэтому природа в его стихах чувствует, думает, разговаривает, недоумевает, возмущается или раду­ется. Человек же, в свою очередь, ощущает себя деревом, травой, лугом, рекой, сливается с окружающим пейзажем, по-новому видит мир.
    …Здравствуй, мать голубая осина!Скоро месяц, купаясь в снегу,Сядет в редкие кудри сына.Скоро мне без листвы холодеть…
    Русская природа щедра и богата, так же как и поэзия С. Есенина. Все важные события в жизни поэта, его пере­живания, мысли, счастье и разочарование находили свое отображение в живописных образах природы, многие из которых просто невозможно забыть, настолько они емки и многозначны. Что говорить, если даже приметы своей ран­ней гибели сумел увидеть Есенин в драматической зимней картине: Материал с сайта //iEssay.ru

  8. Содержание
    ВВЕДЕНИЕ.. 2
    ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.. 3
    ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА.. 7
    Образы животных и “древесные мотивы” в лирике Есенина.. 10
    ” Древесные мотивы” лирики С. Есенина
    .. 10
    Образы животных в лирике С. Есенина.
    21
    Список литературы: 32
    ВВЕДЕНИЕ
    Сергей Есенин

    – самый популярный, самый читаемый в России поэт.
    Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской, но и. мировой поэзии, в которую он вошел как тонкий, проникновенный лирик.
    Поэзия Есенина отличается необыкновенной силой искренности и непосредственности в выражении чувств, напряженностью нравственных поисков. Его стихи – это всегда чистосердечный разговор с читателем, слушателем. “Мне кажется, что я свои стихи пишу только для своих доб­рых друзей”, – говорил сам поэт.
    Вместе с тем Есенин – глубокий и самобытный мысли­тель. Сложен и противоречив мир чувств, дум и страстей лирического героя его произведений – современника не­виданной эпохи трагической ломки человеческих отношений. Сам поэт тоже видел противоречия своего творчества и так объяснял их: “Я пел тогда, когда был край мой болен.”
    Верный и горячий патриот своей Родины, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством.



    ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА
    Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно:
    Родился я с песнями в травном одеяле.
    Зори меня вешние в радугу свивали”
    (“Матушка в купальницу по лесу ходила…”, 1912);
    “Будь же ты вовек благословенно,
    что пришло процвесть и умереть”
    (“Не жалею, не зову, не плачу…”, 1921).
    Поэзия С.Есенина (после Н.Некрасова и А.Блока) – самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:
    “Синее небо, цветная дуга,

    Край мой! Любимая Русь и Мордва!”;
    “Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес”;
    “О Русь – малиновое поле
    И синь, упавшая в реку…”
    “синь сосет глаза”; “пахнет яблоком и медом”; “Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей”; “Звени, звени златая Русь…”.
    Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа.
    Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия “край”, “Русь”, “родина” (“Русь”, 1914; “Гой ты, Русь, моя родная…”, 1914; “Край любимый! Сердцу снятся…”, 1914; “Запели тесаные дроги…”, ; “О верю, верю, счастье есть…”, 1917; “О край дождей и непогоды…”, ).
    По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления – более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него – не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: “рыжий ласковый осленок”, “отрок”, “схимник”, “тонкогубый”, “пляшет трепака”. Месяц – “жеребенок”, “ворон”, “теленок” и т.п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 – очень высокий коэффициент; ср. у “звездного” Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает “месяц” (18 из 20), а в поздних – луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций – “лошадиная морда”, “ягненок”, “рог”, “колоб”, “лодка”; луна – это прежде всего свет и вызванное им настроение – “тонкий лимонный лунный свет”, “отсвет лунный, синий”, “луна хохотала, как клоун”, “неуютная жидкая лунность”. Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.
    Есенин – создатель единственного в своем роде “древесного романа”, лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают “портретными” подробностями: у березы – “стан”, “бедра”, “груди”, “ножка”, “прическа”, “подол”, у клена – “нога”, “голова” (“Клен ты мой опавший, клен заледенелый…”; “Я по первому снегу бреду…”; “Мой путь”; “Зеленая прическа…” и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха.
    Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с “братьями меньшими” (“Песнь о собаке”, “Собаке Качалова”, “Лисица”, “Корова”, “Сукин сын”, “Я обманывать себя не стану…” и др.).
    Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни – чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности (“Этой грусти теперь не рассыпать…”, 1924; “Отговорила роща золотая…”, 1924; “Какая ночь! Я не могу…”, 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е.Баратынского, – разлука с отчим домом и возвращение на свою “малую родину”: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний (“Я покинул родимый дом…”, 1918; “Исповедь хулигана”, 1920; “Эта улица мне знакома…”, ; “Низкий дом с голубыми ставнями…”, ; “Я иду долиной. На затылке кепи…”, 1925; “Анна Снегина”, 1925).
    Впервые с такой остротой – и опять же после Баратынского – поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: “живых коней победила стальная колесница”; “…сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе”; “как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон” (“Сорокоуст”, 1920; “Я последний поэт деревни…”, 1920; “Мир таинственный, мир мой древний…”, 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить “каменное и стальное”, разлюбить “бедность полей” (“Неуютная жидкая лунность”, ).
    Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл:
    “Ныне на пики звездные
    Вздыбливаю тебя земля!”;
    “Возгремлю я тогда колесами
    Солнца и луны, как гром…”.
    Есенинская поэзия природы, выразившая “любовь ко всему живому в мире и милосердие” (М.Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: “Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде…”; “не звенит лебяжьей шеей рожь”; “ягненочек кудрявый – месяц // Гуляет в голубой траве” и т.п.
    ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА
    Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при­роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го­рода с их фабриками, научно-технический прогресс, общественная и культурная жизнь не вызывают отклика в душе Есенина. Это, ко­нечно, не означает, что поэта совсем не волновали проблемы совре­менности или что он смотрит на жизнь сквозь «розовые очки». Все беды цивилизации он видит в отрыве от земли, от истоков народной жизни. «Воспрянувшая Русь» — это Русь деревенская; атрибутами жизни для Есенина выступают «краюха хлеба», «пастушеский рожок». Не случайно автор так часто обращается к форме народ­ных песен, былин, частушек, загадок, заклинаний.
    Показательно, что в поэзии Есенина человек — органическая часть природы, он растворен в ней, он радостно и безоглядно готов отдаться во власть стихиям: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», «зори меня вешние в радугу свивали».
    Многие образы, заимствованные из русского фольклора, в его стихах начинают жить своей жизнью. Природные явления предста­ют у него в образах животных, несут на себе черты повседневного деревенского быта. Такое одушевление природы роднит его поэзию с языческим мироощущением древних славян. Осень поэт сравни­вает с «рыжей кобылой», которая «чешет гриву»; месяц у него — серп; описывая столь обыденное явление, как свет солнца, поэт пишет — «льется солнечное масло на зеленые холмы». Излюблен­ным образом его поэзии становится дерево, один из центральных символов языческой мифологии.
    Поэзия Есенина, даже облеченная в традиционные образы хрис­тианской религии, не перестает быть языческой по своей сути.
    Пойду в скуфейке, светлый инок,
    Степной тропой к монастырям.
    Так начинается стихотворение, а заканчивается словами:
    С улыбкой радостного счастья
    Иду в другие берега,
    Вкусив бесплотного причастья

  9. Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение.
    В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью.
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет.
    Такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия.
    Сохнет стаявшая глина,
    На сугорьях гниль опенок.
    Пляшет ветер по равнинам,
    Рыжий ласковый осленок.
    Пахнет вербой и смолою.
    Синь то дремлет, то вздыхает.
    У лесного аналоя
    Воробей псалтырь читает.
    Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славян-скую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины природы.
    В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок.
    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    Но со временем появляются проблемы, жизнь показывает поэту и обратную сторону. Беззаботная юность канула в Лету. На смену яркому и безмятежному пейзажу приходят картины раннего увядания. Поэт любит сравнивать зрелость человека с осенней порой года. Еще не поблекли краски, они даже стали ярче: багряные, золотые, оранжевые, но это последняя вспышка перед долгой зимой — старостью. Есенин очень часто применяет эту метафору в своих стихах.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагические стихи, а предтеча смерти. Природа весной возродится, а поэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.
    Снежная равнина, белая луна,
    Саваном покрыта наша сторона.
    И березы в белом плачут по лесам:
    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

  10. Тема природы в поэзии С. А. Есенина
    Сергея Александровича Есенина часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. В стихах поэта деревья, травы, тихие воды — все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью.
    Там, где капустные грядки
    Красной водой поливает восход,
    Клененочек маленький матке
    Зеленое вымя сосет
    Такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим можно только родиться, считая себя составной частью великой матери-природы. Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, высказать радость бытия.
    Сохнет стаявшая глина,
    На сугоръях гниль опенок.
    Пляшет ветер по равнинам,
    Рыжий ласковый осленок.
    Пахнет вербой и смолою.
    Синь то дремлет, то вздыхает.
    У лесного аналоя
    Воробей псалтырь читает.
    Мир, созданный творцом, воспринимается поэтом как идеальный, лишенный каких-либо изъянов. В ранней лирике Есенин часто употребляет церковно-славянскую лексику. Он как бы объединяет землю и небо, а природа — венец их творения. Свое состояние души поэт передает через картины природы. В начале творчества окружающий мир полон гармонии и красок.
    Топи да болота,
    Синий плат небес.
    Хвойной позолотой
    Взвенивает лес.
    Тенькает синица
    Меж лесных кудрей,
    Темным елям снится
    Гомон косарей.
    Но со временем появляются проблемы, жизнь показывает поэту и обратную сторону. Беззаботная юность канула в Лету. На смену яркому и безмятежному пейзажу приходят картины раннего увядания. Поэт любит сравнивать зрелость человека с осенней порой года. Еще не поблекли краски, они даже стали ярче: багряные, золотые, оранжевые, но это последняя вспышка перед долгой зимой — старостью. Есенин очень часто применяет эту метафору в своих стихах.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагипоэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости. Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам: Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

  11. Тема родной природы в лирике С. Есенина
    Он говорил, что его лирика живёт одной большой и чистой любовью, любовью к родине. Он не разделял понятия родной земли и России – для него они были едины. Он называл Русь «страной берёзового ситца». Он был – Сергей Есенин.
    Одна из любимых и главных тем лирики С. Есенина – тема природы. Образы русской земли присутствуют почти во всех его произведениях. Так, стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная…» повествует о несказанной любви поэта к России. Уже в начале произведения, в первой строке, поэт называет её «родной», а далее создаёт образ сказочной и праведной Руси, в которой «хаты – в ризах образа», а в церквах – «кроткий Спас», то есть празднование православного Спаса.
    Понятие родины для Есенина собирается из многих слов, среди которых особо значимыми являются «народ», «вера» и «природа». Как не восхититься нежностью и бережностью, с которой созданы образы близких сердцу поэта пейзажей в этом стихотворении. Это и мятая стежка, то есть тропинка, дорожка с примятой травой, по которой пробежит лирический герой, и простор «зеленых лех» – то есть, туда, где «обмежки», края вспаханного поля, полевые полосы. Наконец, это бесконечный русский простор, «конца и края» которому «не видать».
    Отдельного внимания заслуживают художественно-изобразительные средства, при помощи которых автору удалось создать столь пронзительный образ родной земли. Это и эпитеты («зелёные лехи», «кроткий Спас»), и сравнения («как серёжки, прозвенит девичий смех», «как захожий богомолец»), и метафоры («хаты – в ризах образа»). Обращается автор и к цветописи. Единая картина родной земли оказывается сотканной из сини небес, соотносимой великим лириком со всей русской землей, и зелени полевого простора, и золота, сквозящего и в листве предчувствующих осень тополей, которые «звонно чахнут», и в угадываемом золоте свежего меда, который понесут в церковь на медовый спас.
    Это стихотворение ещё раз доказывает нам, что Родина и природа у Есенина неразделимы, и он ни за что не отречётся от дорогого ему края.
    Образ родной природы можем найти и в знаменитом стихотворении поэта «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Это произведение пропитано восхищением, с которым поэт говорит об отчем крае. Желая показать восточной девушке Шаганэ, как прекрасна его Родина, поэт находит самые точные определения для описания родной земли:
    Шаганэ, ты моя, Шаганэ!
    Потому что я с севера что-ли
    Я готов рассказать тебе, поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Поэт противопоставляет восточные пейзажи русским:
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий…
    «Рязанские раздолья» и есть та частица необъятной синей Руси, которая породила есенинское чувство родины. Ведь именно Константиново, где вырос Сергей Есенин, сыграло огромную роль в становлении творчества поэта. Рязанская природа особенно дорога сердцу поэта. Именно описание пейзажей Рязанской губернии придают неповторимость такому шедевру лирики Есенина как стихотворение «Я покинул родимый дом…». Произведение наполнено точными эпитетами («голубая Русь», «золотая лягушка»), метафорами («золотою лягушкой луна // Распласталась»), сравнениями («Словно яблонный цвет, седина // …пролилась»), с помощью которых автор создаёт образ родных мест.
    Для Есенина «святыней» является не только природа, но и крестьянский мир, неотделимый от образа родного края. Потому образы его родителей предстают словно частью дорогого сердцу пейзажа: «В три звезды березняк над прудом // Теплит матери старой грусть…», «словно яблонный цвет, седина // У отца пролилась в бороде».
    Героя печалит то, что он не скоро вернётся домой, но, сравнивая себя со старым клёном, надеется, что деревня сохранит былые черты и не потеряет свои патриархальные основы.
    Проанализировав лишь некоторые стихотворения Сергея Есенина, можем сделать вывод, что поэт безгранично любил свою родину и родную природу самой чистой и нежной любовью.
    Ученица 9 класса
    МАОУ СОШ №7
    им. Г.К. Жукова г. Армавира
    Тимошинова Екатерина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *