Сочинение на тему темы и мотивы поэзии серебряного века

14 вариантов

  1. Русская литература Серебряного века как художественный феномен.
    Литература серебряного века относится к числу мировых читательских приоритетов. 20 век не похож на век 19. Быстро развивается наука, прежде всего естественные дисциплины, меняется представление человека об окружающем мире и другим становится мироощущение человека, оно становится трагическим, окружающий мир часто воспринимают как катастрофу, а слово кризис становится ключевым словом эпохи.
    Александр Амфитеатров «Закат старого века»
    Михаил Арцыбашев «У последней черты»
    Викентий Версаев «Без дороги», «На повороте».
    Пограничная эпоха. Все понимают отличие 20в. от 19в. Блок: «Уже январь стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900».
    Литература 20 века отличается от литература 19 века. В 19 веке – четко сложивашаяся иерархия писательских имен, в 20 веке – сложнейшее созвездие имен и нет деления на первостепенных и второстепенных.
    В 19 веке худ-эстет (?) последовательно сменяли друг друга, а 20 век – многоярусная художественная реальность, где одновременно есть и реализм, и модернизм, огромное число литературных направлений, групп, школ.
    Неореализм – характеризуется тремя основными признаками:
    1. Отход от натурализма
    2. Обоновление реалистических традиций.
    3. Открытость модернистскому опыту.
    В конце 19 в появляется понятие «Серебряный век», сначала носит расширительный характер, только на рубеже веков входит в литературоведческий обиход. («Платиновый век» Омри Ронен, «Серебряный век как умысел и вымысел» Амст’97, Москва’00)
    Периодизация.
    1. 1890е – 1917 г.
    Начало 3 пролетарское освободительное движение – октябрьский переворот.
    В.Ходасевич «1917 г показал воочию, что мы присутствуем при смене двух эпох»
    2. 1917 – 1922.
    Высылка философов, литераторов – «Философский пароход»
    Советское литвед-е выделяло 3 направления:
    1. Критический реализм
    2. Социалистический реализм (*)
    3. Модернизм.
    Западное литвед-е выделяло 2 направления:
    1. Реализм.
    2. Модернизм (*)
    К началу 90-х гг. западными словистами литература серебряного века была изучена лучше. Доскональнее всего изучили Вячеслава Иванова и Александра Белого (символизм). Convivium- общество, изучавшее идеи Иванова.
    Русская литература рубежа веков включает в себя понятие литература серебряного века. Писателя Серебряного века можно назвать писателем рубежа веков, но не каждого писателя можно отнести к Серебряному веку.
    4 необходимых условия для отнесения писателя к литературе Серебряного века.
    1. Интерес к сложной, многообразной человеческой личности.
    2. Идея жизнестроительства (жизнетворчества)
    3. Религиозно-философские искания.
    4. Конфликт с «железным веком» (опр. В.Крейда)
    К.Бальмонт – Дионисийство и либертизм
    Н.Гумилев – Апологетика сильной личности»
    З.Гиппиус – Описание снов
    Д.Мережковский – Описание галлюц. состояний.
    Гумилев: любимые герои – сильные личности.
    Текст – поэтическая декларация.
    Худ.программа – «Мои читатели» – белые стихи, общий размер.
    Театрализованность эпохи.
    Шекспир «Как вам это понравится»: «Весь мир театр и люди в нем актеры».
    Пронизаны мистификациями (поэтесса Елена Дмитриева, поэт Николай Клюев).
    Поэты выглядят театрализовано (К. Бальмонт «Хамы, расступитесь! Идет сын солнца…», Игорь Северянин)
    Кафейный период русской литературы.
    «Бродячая собака»(акмеисты) Мандельштам, Ахматова, Потемкин Популярно.
    «Бим Бом»
    «Питтореск»
    «Красный петух»
    «Стойло пегаса»
    «Кафе поэтов»
    «Калоша»
    Религиозно-философские искания есть в творчестве каждого.
    1903 СПБ Религиозно-философское собрание, одобрено представителями духовенства.
    Основатели: Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Философов.
    Увлечены идеями Хилиазма – Царство Божье на Земле.
    В иммиграции Мережковский Гиппиус окажутся близки к католицизму, а Иванов открыто перейдет и будет главным хранителем Ватиканской библиотеки.
    В христианстве – секстантские идеи – хлыстовство. Символист Добролюбов бросает семью и организовывает секстантскую общину. В.Брюсов
    Конфликт с «железным веком». Большинство русских поэтов уходят в 37 лет.
    Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века.
    В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин «У прозы есть предел». Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия – это непременно тайна, загадка.
    Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.
    Главный закон поэзии: «Так я хочу!» А. Блок.
    «Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл» (приписка из письма Шершеневичу Блока)
    Основные темы и мотивы.
    1. Трагическая тема эмиграции.
    2. Назначение поэта и поэзии.
    3. Тема вины и покаяния.
    Трагическая тема эмиграции.
    Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.
    А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:
    Здесь труд мой был и будет впредь,
    Как мох в скале.
    Не дай мне, Боже, умереть
    В чужой земле.
    Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции.
    Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.
    Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.
    Петр Потемкин. Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа «между творчеством психически больных и модернистов нет разницы» потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество – эстетический примитивизм. («Черная Молли»)
    Мигрировал в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.
    Георгий Иванов. Акмеист. Жизнь в эмиграции – инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. «Мы не молоды, но и не стары»
    Мы не молоды. Но и не стары.
    Мы не мертвые. И не живые.
    Вот мы слушаем рокот гитары
    И романса “слова роковые”.
    О беспамятном счастье цыганском,
    Об угарной любви и разлуке,
    И – как вызов бокалы – с шампанским
    Подымают дрожащие руки.
    За бессмыслицу! За неудачи!
    За потерю всего дорого!
    И за то, что могло быть иначе,
    И за то – что не надо другого!
    Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. «имя тебе непонятное дали». Крупный поэт русского западного зарубежья.
    Хорошо, что нет Царя.
    Хорошо, что нет России.
    Хорошо, что Бога нет.
    Только желтая заря,
    Только звезды ледяные,
    Только миллионы лет.
    Хорошо – что никого,
    Хорошо – что ничего,
    Так черно и так мертво,
    Что мертвее быть не может
    И чернее не бывать,
    Что никто нам не поможет
    И не надо помогать
    Тема вины и покаяния.
    Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.
    Достоевский: «Всяк за всех виноват».
    Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране. « В годы гражданской войны».
    Владимир Корнилов «40 лет спустя». Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. «В поселке под Москвою».
    Борис Чичибабин «Плач по утраченной Родине» диссидент, боролся с социалистическим государством.
    Тема поэта и поэзии.
    Ахматова: Стихи родятся из сора.
    Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда,
    Как желтый одуванчик у забора,
    Как лопухи и лебеда.
    Пастернак: Поэзия – это творчество, самоотдача.
    Самойлов: Стихи из яды.
    Ермаков «Генезис»
    Маяковский: Поэзия – тяжелый труд.
    12345678910Следующая ⇒
    Date: 2016-05-23; view: 4675; Нарушение авторских прав

  2. Главная
    Учебники – Литература
    Лекции по литературе, сочинения – часть 5
    поиск по сайту правообладателям
    Темы и мотивы поэзии Серебряного века (сочинение)
    Темы и мотивы поэзии Серебряного века (сочинение)
    Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве, но жил с отцом и матерью в Петербурге. Учился он в Тенишевском коммерческом училище, считавшемся одним из лучших учебных заведений в России. Затем было недолгое увлечение политикой, поездки в Западную Европу, обогатившие его знания о мире и искусстве.
    О Мандельштаме как о поэте узнали в 1910 году, когда в журнале «Аполлон» были опубликованы его стихи. В них сразу был виден самобытный поэт, начавший не подражательными стихами, а стихами зрелыми с точки зрения психологических и интеллектуальных наблюдений.
    Жизнь ему представляется «злой и вязкой», и он среди всех кажется тростинкой, которая растет «и страстно, и томно, и ласково запретною жизнью дыша».
    Я счастлив жестокой обидою,
    И в жизни, похожей на сон,
    Я каждому тайно завидую
    И в каждого тайно влюблен, –
    пишет он. В ранних стихах часто слышатся ощущение тоски, печали и мотивы поиска смысла своего существования, но в них мы видим и радость бытия, духовного сопряжения с миром.
    Дано мне тело – что мне делать с ним,
    Таким единым и таким моим?
    За радость тихую дышать и жить
    Кого, скажите, мне благодарить?
    Я и садовник, я же и цветок,
    В темнице мира я не одинок.
    Лирический герой ощущает, что его дыханье уже легло узором на стекла вечности, и теперь «узора милого» не зачеркнуть.
    Слияние лирического героя с миром ясно выражено и в пейзажной лирике, наполненной красками и чувствами. В стихотворении «На бледно-голубой эмали…» перед нами апрель, напоминающий бледно-голубую эмаль с отточенным и мелким рисунком берез, как на фарфоровой тарелке, которую вырисовал умелый художник. Так описание природы наполняется конкретным, вещественным образом-метафорой – предметом, сделанным рукой человека.
    В это время выделяется и центральная тема творчества О. Мандельштама – тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и общечеловеческой культуры.
    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – одно из красивейших стихотворений поэта. Оно навеяно поэмой Гомера «Илиада». Лирический герой приходит к выводу, что все в мире «движется любовью», ведь если бы не Елена, разве отправился бы «журавлиный клин» кораблей на Трою?
    И море, и Гомер – все движется любовью.
    Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
    И море черное, витийствуя, шумит
    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
    В годы Первой мировой войны мысль о взаимопроникновении разных культур приобретает особое значение. В 1916 году Мандельштам создает антивоенное стихотворение «Зверинец». Мир (спокойствие) представляется ему светильником, горным воздухом – эфиром, которым не захотели дышать люди, развернувшие войну. Они похожи на зверей: орла, льва, петуха.
    Мы для войны построим клеть,
    Звериные пригреем шкуры! –
    говорит лирический герой. Он верит в то, что если запереть воинствующих зверей, то
    Мы успокоимся надолго,
    И станет полноводней Волга,
    И рейнская струя светлей, –
    И умудренный человек
    Почтит невольно чужестранца,
    Как полубога, буйством танца
    На берегах великих рек.
    Второй этап творчества поэта открывается 1917 годом, когда ломаются все привычные устои жизни, и кажется, что корабль «ко дну идет». В стихотворении «Проспавши, братья, сумерки свободы!», написанном в 1918 году, оксюмороном звучит словосочетание «сумерки свободы», ведь мы привыкли воспринимать свободу самым светлым, что есть в человеческой жизни. Сумерки – это тень огромного движения «легионов боевых». И все же революционный народ воспринимается как солнце и судия. Мандельштам прославляет бремя власти, которое «в слезах народный вождь берет». Корабль жизни, потерявший курс, все же плывет.
    Ну что ж, попробуем, – огромный неуклюжий.
    Скрипучий поворот руля.
    Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
    Как плугом океан деля…
    Трагичность событий и в то же время вера в будущее России отразились в стихотворении «Век» 1922 года. Век представляется поэту зверем, у которого сломаны «столетий позвонки», из горла его хлещет «кровь-строительница». Темя жизни принесли в жертву твари, старающейся донести свой хребет. Чтобы спасти, начать новый мир, необходимо, по мнению лирического героя, соединить «узловатых дней колена». Он верит, что еще набухнут почки, появятся побеги зелени, но разбит позвоночник «прекрасного жалкого века». Рефреном звучат строки о «крови-строительнице», но пугает безразличие, льющееся с небесных высот на «смертельный ушиб века». Автор понимает, что все опоры века разрушены, и хотя идет строительство нового мира, но оно никогда не вернет прежних основ и принципов жизни.
    С 1926 по 1929 год Мандельштам почти не пишет стихотворений, занимаясь переводами и прозой, но в тридцатые годы открывается новый период его творчества, полный ощущения трагедии народа и судьбы страны.
    Появляются стихотворения «Я с дымящей лучиной вхожу…», «На высоком перевале», «Старый Крым» и другие, ставшие одновременно и подвигом поэта, не умеющего молчать, и приговором гражданину, живущему в страшные годы террора.
    О. Мандельштам был арестован в мае 1934 года. Сталин распорядился: «Изолировать, но сохранить». Таким образом, поэту была сохранена жизнь и предложено поселиться в любом из городов, кроме двенадцати ему запрещенных. С весны 1935 года начинается воронежский период творчества поэта. Он пишет обо всем: о природе, о человеке, об исторических образах, которые по-прежнему его волнуют. Но может создаться впечатление, что циклом стихов о Сталине Мандельштам решает «большеветь» вместе с народом и таким образом загладить свою вину перед вождем. Да, он хотел не отстать от истории, шагать в ногу со своим народом. Но никогда душой он не смог принять новой власти и нового мира, заставляя себя думать так, как думает вся страна.
    В мае 1937 года закончился срок высылки, но уже в 1938 году О. Мандельштам снова арестован. Он умер в лагере под Владивостоком в декабре того же года.
    Лирика О.Э. Мандельштама – явление в русской поэзии начала века. Ему удалось совместить в своих стихах историю и современность, ненависть и любовь к миру, показать красоту своей земли и век-волкодав, разрушивший жизнь не одного поколения людей.

  3. (Анна Ахматова)
    Тематика акмеизма полностью соответствовала этим принципам, основными были: тема земной красоты, тема духовного мира человека (его переживаний, чувств, эмоций). Акмеисты нередко обращались к библейским и мифологическим образам и сюжетам.
    (Владимир Маяковский)
    Следующее течение – футуризм – особенно полюбилось современникам. Это было авангардное направление, которое заявляло: «Границ не существует!» Основными образами футуризма были образ своего высшего «я», мотив поклонения разрушению, образ презренной буржуазии и образ человека тонкой душевной организации. Поскольку футуризм тяготел к живописи, то поэты (Маяковский, Северянин, Хлебников, Крученых, Каменский) придавали большое значение форме: появлялись авторские неологизмы, устаревшая система построения фраз и рифмы жестко критиковались.
    (Сергей Есенин)
    Новокрестьянская поэзия в качестве направления заняла одну из лидирующих позиций в литературе Серебряного века. Поэты этого направления (Есенин, Клюев, Клычков) особое внимание уделяли образам и тематике, а именно теме деревенской России, образу матери-природы, фольклорным образам и мотивам.
    Серебряный век русской поэзии по праву можно назвать выразительным и ослепительным временем. Этот период подарил литературе чувственного, смелого и яркого лирического героя в условиях неспокойной атмосферы. На поэзию Серебряного века оказали большое внимание революция, война, кризис личности. Поэзия этого времени неординарная, непредсказуемая, главный образ Серебряного века – человек, лишившийся всего, но с гордо поднятой головой преодолевающий невзгоды.

  4. Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве, но жил с отцом и матерью в Петербурге. Учился он в Тенишевском коммерческом училище, считавшемся одним из лучших учебных заведений в России. Затем было недолгое увлечение политикой, поездки в Западную Европу, обогатившие его знания о мире и искусстве.
    О Мандельштаме как о поэте узнали в 1910 году, когда в журнале «Аполлон» были опубликованы его стихи. В них сразу был виден самобытный поэт, начавший не подражательными стихами, а стихами зрелыми с точки зрения психологических и интеллектуальных наблюдений.
    Жизнь ему представляется «злой и вязкой», и он среди всех кажется тростинкой, которая растет «и страстно, и томно, и ласково запретною жизнью дыша».
    Я счастлив жестокой обидою,
    И в жизни, похожей на сон,
    Я каждому тайно завидую
    И в каждого тайно влюблен, –
    пишет он. В ранних стихах часто слышатся ощущение тоски, печали и мотивы поиска смысла своего существования, но в них мы видим и радость бытия, духовного сопряжения с миром.
    Дано мне тело – что мне делать с ним,
    Таким единым и таким моим?
    За радость тихую дышать и жить
    Кого, скажите, мне благодарить?
    Я и садовник, я же и цветок,
    В темнице мира я не одинок.
    Лирический герой ощущает, что его дыханье уже легло узором на стекла вечности, и теперь «узора милого» не зачеркнуть.
    Слияние лирического героя с миром ясно выражено и в пейзажной лирике, наполненной красками и чувствами. В стихотворении «На бледно-голубой эмали…» перед нами апрель, напоминающий бледно-голубую эмаль с отточенным и мелким рисунком берез, как на фарфоровой тарелке, которую вырисовал умелый художник. Так описание природы наполняется конкретным, вещественным образом-метафорой – предметом, сделанным рукой человека.
    В это время выделяется и центральная тема творчества О. Мандельштама – тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и общечеловеческой культуры.
    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – одно из красивейших стихотворений поэта. Оно навеяно поэмой Гомера «Илиада». Лирический герой приходит к выводу, что все в мире «движется любовью», ведь если бы не Елена, разве отправился бы «журавлиный клин» кораблей на Трою?
    И море, и Гомер – все движется любовью.
    Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
    И море черное, витийствуя, шумит
    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
    В годы Первой мировой войны мысль о взаимопроникновении разных культур приобретает особое значение. В 1916 году Мандельштам создает антивоенное стихотворение «Зверинец». Мир (спокойствие) представляется ему светильником, горным воздухом – эфиром, которым не захотели дышать люди, развернувшие войну. Они похожи на зверей: орла, льва, петуха.
    Мы для войны построим клеть,
    Звериные пригреем шкуры! –
    говорит лирический герой. Он верит в то, что если запереть воинствующих зверей, то
    Мы успокоимся надолго,
    И станет полноводней Волга,
    И рейнская струя светлей, –
    И умудренный человек
    Почтит невольно чужестранца,
    Как полубога, буйством танца
    На берегах великих рек.
    Второй этап творчества поэта открывается 1917 годом, когда ломаются все привычные устои жизни, и кажется, что корабль «ко дну идет». В стихотворении «Проспавши, братья, сумерки свободы!», написанном в 1918 году, оксюмороном звучит словосочетание «сумерки свободы», ведь мы привыкли воспринимать свободу самым светлым, что есть в человеческой жизни. Сумерки – это тень огромного движения «легионов боевых». И все же революционный народ воспринимается как солнце и судия. Мандельштам прославляет бремя власти, которое «в слезах народный вождь берет». Корабль жизни, потерявший курс, все же плывет.
    Ну что ж, попробуем, – огромный неуклюжий.
    Скрипучий поворот руля.
    Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
    Как плугом океан деля…
    Трагичность событий и в то же время вера в будущее России отразились в стихотворении «Век» 1922 года. Век представляется поэту зверем, у которого сломаны «столетий позвонки», из горла его хлещет «кровь-строительница». Темя жизни принесли в жертву твари, старающейся донести свой хребет. Чтобы спасти, начать новый мир, необходимо, по мнению лирического героя, соединить «узловатых дней колена». Он верит, что еще набухнут почки, появятся побеги зелени, но разбит позвоночник «прекрасного жалкого века». Рефреном звучат строки о «крови-строительнице», но пугает безразличие, льющееся с небесных высот на «смертельный ушиб века». Автор понимает, что все опоры века разрушены, и хотя идет строительство нового мира, но оно никогда не вернет прежних основ и принципов жизни.
    С 1926 по 1929 год Мандельштам почти не пишет стихотворений, занимаясь переводами и прозой, но в тридцатые годы открывается новый период его творчества, полный ощущения трагедии народа и судьбы страны.
    Появляются стихотворения «Я с дымящей лучиной вхожу…», «На высоком перевале», «Старый Крым» и другие, ставшие одновременно и подвигом поэта, не умеющего молчать, и приговором гражданину, живущему в страшные годы террора.
    О. Мандельштам был арестован в мае 1934 года. Сталин распорядился: «Изолировать, но сохранить». Таким образом, поэту была сохранена жизнь и предложено поселиться в любом из городов, кроме двенадцати ему запрещенных. С весны 1935 года начинается воронежский период творчества поэта. Он пишет обо всем: о природе, о человеке, об исторических образах, которые по-прежнему его волнуют. Но может создаться впечатление, что циклом стихов о Сталине Мандельштам решает «большеветь» вместе с народом и таким образом загладить свою вину перед вождем. Да, он хотел не отстать от истории, шагать в ногу со своим народом. Но никогда душой он не смог принять новой власти и нового мира, заставляя себя думать так, как думает вся страна.
    В мае 1937 года закончился срок высылки, но уже в 1938 году О. Мандельштам снова арестован. Он умер в лагере под Владивостоком в декабре того же года.
    Лирика О.Э. Мандельштама – явление в русской поэзии начала века. Ему удалось совместить в своих стихах историю и современность, ненависть и любовь к миру, показать красоту своей земли и век-волкодав, разрушивший жизнь не одного поколения людей.

  5. Нет ничего удивительного в том, что в этот непростой переломный период русская земля стала рожать огромное количество выдающихся поэтов, настоящих творцов. В эти годы творили Блок, Гумилев, Соловьев, Гиппиус, Есенин, Ахматова, Цветаева, Белый, Дягилев, Бердяев, Брюсов, Маяковский и многие другие. Ощущение надвигающейся бури очень хорошо передал Блок в своем произведении «Возмездие». Творчество всех поэтов «серебряного века» содержит в себе нравственные искания и посыл к духовному совершенствованию личности в преддверии грядущих перемен.
    Именно в период «серебряного века» в русской литературе появляются такие направления, как символизм, футуризм и акмеизм. Поэты-символисты в основу своего творчества вложили образ-символ (Блок, Гиппиус). Сильнейшее влияние на них оказала философия Соловьева о вечной Женственности в качестве спасительного начала. В акмеизме же заложена наивысшая степень чего-либо (Мандельштам, Ахматова). Его приверженцы принимают реальный мир и возводят в абсолют простые, обыденные вещи. Самым эпатажным из этих направлений считается футуризм (Маяковский). Это неоднозначное и очень интересное направление.
    «Серебряный век», несомненно, обогатил русскую литературу. Он подарил миру массу бессмертных имен, произведения которых звучат до сих пор и все так же трогают сердца. Для себя я тоже нашел в этой эпохе поэтов, творчество которых оказалось мне близко.

  6. То явление, которое мы окрестили “серебряным веком”, возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оно охватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год. Им принято обозначать особое, новое, по сравнению с предыдущим, состояние отечественной поэзии. Открывает длинный ряд имен русский религиозный философ и поэт Владимир Соловьев. В своих мистических стихах он звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Эта идея о двух мирах – “двоеми-рие” – была глубоко усвоена всей последующей поэтической традицией. Среди литераторов, воспринявших соловьевские идеи, утвердилось представление о поэте как теурге, маге, “тайновидце и тайнотворце жизни”. Они утверждают в своей среде не всем доступный, достаточно элитарный “беглый язык намеков, недосказов”, который стал истинным- языком поэзии XX века. ‘ Литература этого периода явление неоднородное, яркое и разнообразное. В нем русская поэзия прошла большой путь в очень сжатые сроки. Теории и доктрины различных групп, школы, течения зачастую противоречили друг другу, расходясь с живым творческим мастерством. Одно только перечисление имен, каждое из которых составляет честь и гордость отечественной словесности, может занять не одну страницу. Кроме Соловьева это Брюсов и Аннен-ский, Вяч. Иванов и Дм. Мережковский, Блок и Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова, Бунин и Волошин, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Пастернак, Маяковский, Хлебников и так почти до бесконечности, до невнятного бормотания Алексея Крученых, до кубофутуристов Бурдюков. Кажется, все то, что могло случиться в поэзии, что в ней могло произойти, – все уже произошло и случилось в серебряном веке. Тесно было на поэтическом Парнасе. Мыслили на башне Вячеслава Иванова символисты: Что лист упавший – дар червонный; Что взгляд окрест – багряный стих. . . А над парчою похоронной Так облик смерти ясно-тих. И месяц белый расцветает На тверди призрачной – так чист!. . И, как молитва, отлетает С немых дерев горящий лист. И пока Бальмонт и Сологуб искали вдохновения в традициях прошедшего века, хулиганили футуристы, молодые провинциалы Маяковский и Хлебников выдумывали фокусы и веселили народ. “Мы будем таскать Пушкина за его обледенелые усы”, – констатировали они свою задачу в культуре. Однако и у них – бездна таланта и поэтического совершенства: Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. / Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зизевер. О, Лебедиво! О, озари! На глазах изумленной публики создается поэзия будущего. Из ничего возникают слова, строфы, образы, которые до этого нельзя было даже помыслить. Усилиями сотен поэтов они вводятся в обиход культуры, становятся ее плотью, нетленным серебром ее генов: Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. Б. Пастернак Только так можно сейчас выразить чудо музыки и чудо музыканта. Поэты серебряного века говорят абсолютно современным, живым, удобным русским языком. Они нашли для него какую-то новую, несвойственную ему роль. Если раньше предметом поэзии были чувства “шепот, нежное дыханье”, что называлось лирикой, или те же чувства, но уже направленные вовне, к Родине, к народу, что называлось тоже лирикой, но уже гражданской, то в поэзии серебряного века поэзия направлена на саму себя. Ее объектом, предметом описания стал сам русский язык. Произошло невероятное – словно на прекрасный, совершенно ограненный бриллиант упал луч света. Все осветилось, заиграло, и миру явилась некая новая, неведомая доселе красота, – совершенство языка. Поэтов ошеломила возможность сказать на нем любое потаенное чувство, переживание. Намеком, знаком, а иногда просто молчанием, одной строкой дать символ мира, состояние души – выразить невыразимое.
    Возможности эти серебряный век использовал полной мерой. Так были посеяны семена будущего. Хочется верить, что нить преданий и ^ традиций не оборвется и энергия излучения будет не только согревать наши души и питать наши умы, но сохранит себя и в следующем тысячелетии. Пью горечь тубероз, небес осенних горечь И в них твоих измен горящую струю. Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы сырую горечь пью. Борис Пастернак
    .

  7. В основном представлен поэзией. Б.Чичибабин «У прозы есть предел». Поэзия устремлена в будущее, ввысь. Поэзия – это непременно тайна, загадка.
    Поэзия – невероятная свобода дыхания, поэзия не подчиняется законам, выбивается из рамок, не подчиняется нормам. (напр, Василиск Гнедов – поэма конца – без слов, только жест – новаторская. Основоположник перфоманса). Видимый тупик оборачивается невидимым новаторством.
    Главный закон поэзии: «Так я хочу!» А. Блок.
    «Для меня все преимущество и проклятье современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать в нее свой смысл» (приписка из письма Шершеневичу Блока)
    Основные темы и мотивы.
    1. Трагическая тема эмиграции.
    2. Назначение поэта и поэзии.
    3. Тема вины и покаяния.
    Трагическая тема эмиграции.
    Эмигранты надеялись вернуться. Страны русского рассеяния: Китай (Харбин, Шанхай), Франция, Сербия, Чехия, Югославия, Болгария.
    А.Федоров эмигрировал в Болгарию. Текст в жанре молитвы:
    Здесь труд мой был и будет впредь,
    Как мох в скале.
    Не дай мне, Боже, умереть
    В чужой земле.
    Текст построен на антонимах, мох на скале – писатель в эмиграции.
    Лирика не имеет названия. Выплеск эмоций. Прием строфического кольца.
    Эмиграция изменила тональность творчества многих авторов.
    Петр Потемкин.
    Примитивист, учился в военно-хирургической академии, на 4м курсе курсовая работа «между творчеством психически больных и модернистов нет разницы» потом бросил институт и стал модернистом. Его творчество – эстетический примитивизм. («Черная Молли»)
    Мигрировал  в Париж. Тональность творчества приобретает трагическую окраску.
    Георгий Иванов.
    Акмеист. Жизнь в эмиграции – инобытие, жизнь после смерти. Поэзия парадоксальна, построена не противном. «Мы не молоды, но и не стары»
    Мы не молоды. Но и не стары.
    Мы не мертвые. И не живые.
    Вот мы слушаем рокот гитары
    И романса “слова роковые”.
    О беспамятном счастье цыганском,
    Об угарной любви и разлуке,
    И – как вызов бокалы – с шампанским
    Подымают дрожащие руки.
    За бессмыслицу! За неудачи!
    За потерю всего дорого!
    И за то, что могло быть иначе,
    И за то – что не надо другого!
    Аллитерация на р подчеркивает холодность, неуютность пространста. В качестве эпиграфа у Иванова Адамович. Были друзьями. «имя тебе непонятное дали». Крупный поэт русского западного зарубежья.
    Хорошо, что нет Царя.
     Хорошо, что нет России.
     Хорошо, что Бога нет.
     Только желтая заря,
     Только звезды ледяные,
     Только миллионы лет.
     Хорошо – что никого,
     Хорошо – что ничего,
     Так черно и так мертво,
     Что мертвее быть не может
     И чернее не бывать,
     Что никто нам не поможет
     И не надо помогать
    Тема вины и покаяния.
    Бердяев говорит, что все люди и народы делятся на два типа: одни культивируют чувство обиды, а другие живут с постоянным чувством вины.
    Достоевский: «Всяк за всех виноват».
    Тема вины появляется в творчестве Максимилиана Волошина. Он был над схваткой, помогал и белым, и красным. Мотив личной ответственности каждого за происходящее в стране.  « В годы гражданской войны».
    Владимир Корнилов «40 лет спустя». Считает, что автор должен простить своего врага, принять несимпатичного ему персонажа. «В поселке под Москвою».
    Борис Чичибабин «Плач по утраченной Родине» диссидент, боролся с социалистическим государством.
    Тема поэта и поэзии.
    Ахматова: Стихи родятся из сора.
    Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда,
    Как желтый одуванчик у забора,
    Как лопухи и лебеда.
    Пастернак: Поэзия – это творчество, самоотдача.
    Самойлов: Стихи из яды.
    Ермаков «Генезис»
    Маяковский: Поэзия – тяжелый труд.

  8. Особенности поэзии Серебряного века.
    Творчество Андрея Белого.
    Анализ сборника стихов «Пепел».
    Творчество Андрея Белого после 1916 года.
    Серебряный век — век расцвета поэзии, наступивший после длительного затишья. Лирика серебряного века очень разнообразна и необыкновенно музыкальна. В этой поэзии не было ни одного лишнего звука, ни одной лишней запятой, все слова были подобраны друг к другу, как бусинки на ниточке. В целом поэзия Серебряного века являет собой богатейпг/ю палитру стихотворных произведений. Несмотря на всю их разноплановость, эти произведения объединяются не только временным периодом, в который творили поэты Серебряного века, есть у этой поэзии и некие иные особенности. Ведь поэзия Серебряного века создавалась в особую, переломную, эпоху, эпоху стыка двух кардинально различных миров.
    Одним из ярких представителей серебряного века являлся поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему полнее отразить впечатление об окружающем мире. И в то же время это не конкретное, а скорее аморфное впечатление и состояние самого поэта, отражающее его субъективное восприятие, а не реально существующий мир.
    Для раннего периода творчества А. Белого характерен поиск новых форм. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии. Первая из четырех — «Северная» или «Героическая». Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями. Для него симфония была символом законченности и музыкальности.
    Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Главным лейтмотивом сборника является солнце — предмет языческого поклонения.
    Солнцем сердце зажжено.
    Солнце – к вечному стремительность.
    Солнце – вечное окно
    В золотую ослепительность
    В стихотворном сборнике «Золотое руно» А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетий.
    Новый период творческого расцвета А. Белого начинается в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока — Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Эта несчастная любовь перевернула всю жизнь поэта, образовался роковой «любовный треугольник». Он тяжело переживает разрыв со своей возлюбленной, страдает и уезжает из Петербурга за границу. В его поэзии этого периода звучат крестьянские мотивы, большое влияние оказывает на А. Белого творчество Некрасова. Некрасову он посвящает сборник стихотворений «Пепел». Стихи в сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем». Принцип построения сборника — это система вписанных друг в друга кругов, уменьшающихся по мере приближения к центру. Первый круг самый большой и наполнен темными картинами и темными мыслями, насыщен пессимизмом и хаосом. Вообще, тема хаоса проходит через весь сборник. Естественная реакция человека при встрече с хаосом — это ужас. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи, смерти.
    От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы… Там Смерть протрубила вдали Влеса, города и деревни…
    Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны — красный высунутый язык висельника, стаи мух, кровь:
    Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, -В грудь, в живот и в бок.
    В следующем разделе — «Город» пространство еще конкретнее. Это «пир во время чумы», происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире. Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт — арлекин, знает об ужасе за окнами.
    В разделе «Безумие» звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из «колючей крапивы», и «бегущая в чела кровавая струя». Лишь в последнем стихотворении раздела, названного «Друзьям», слабо забрезжит надежда и просветление. Надежда укрепляется в последнем разделе «Просветы».
    Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта.
    В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов «Урна» и «Путевые заметки» -самое светлое произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила.
    В 1916 году А. Белый возвращается в Россию, он переживает самое трагическое
    для страны время. Самое знаменитое стихотворение Белого «Родина» написано в
    августе 1917 года. В нем звучит отношение поэта ко всему происходящему. В поэме
    «Первое свидание» звучат мотивы сожаления о сгоревшем в стихии революции
    мире, о молодости и о гибнущей культуре России. Эта поэма – вершина творчества поэта.
    А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в поэзии. Очевидно, что поэтическое творчество А Белого – наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое.

  9. 26.11.2012, 11:50
    Каждый из поэтов Серебряного века уникален.
    Поэтому трудно обозначить такие темы и мотивы
    поэзии этого периода развития литературы,
    которые были бы общими для представителей разных
    литературных направлений. Однако есть ряд
    оснований, определяемых как у старших и младших
    символистов, так и у акмеистов и футуристов.
    Во-первых, это отношение к реальности,
    которую не принимали старшие символисты, творя
    ирреальный мир, а младосимволисты принимали
    через преодоление разрыва между реальным и
    ирреальным мирами. Акмеисты, напротив,
    безоговорочно принимали реальную
    действительность, а футуристы стремились к её
    революционному преображению. Во-вторых,
    представителей разных литературных направлений
    различало отношение к роли поэта в мире, в
    обществе. Так, для старших символистов поэт — это
    маг, заклинатель, мистик, демиург, а для младших —
    пророк, медиум, теург. Акмеисты видели в поэте
    ремесленника, постепенно становящегося
    мастером, а футуристы — бунтаря, творящего новый
    мир. В-третьих, в разных литературных течениях
    различным было отношение к предшествующим
    культурам.
    Старшие символисты интересовались
    экзотическими древними и средневековыми
    культурами, младосимволисты расценивали
    культуру прошлого лишь как путь к символизму,
    являющемуся вершиной культуры. Все великие
    предшественники младосимволистов считались
    “предсимволистами”. Акмеисты проявляли интерес
    к “лицу” предшествующей культуры, её формам и
    традициям, а футуристы демонстративно с ней
    порывали, стремясь к разрушению старых форм и
    революционному новаторству. В-четвёртых, поэтов
    Серебряного века отличали взгляды на историю. Для
    старших символистов она — порочный замкнутый
    круг, для младших — эволюционный
    целенаправленный процесс. Акмеисты
    популяризировали идею золотого века, а футуристы
    видели в истории вечный прогресс, перманентную
    революцию, отрицая прошлое во имя настоящего, а
    настоящее во имя будущего. В-пятых, близким
    родом искусства
    для символистов стала музыка,
    для акмеистов — архитектура, для футуристов —
    живопись. В-шестых, особую важность приобретало отношение
    к слову
    . Старших символистов отличала
    намеренная размытость, зыбкость конкретных
    смыслов. Важно было не называть предмет, а
    выразить его ощущение. Младосимволисты
    стремились к символизации, к познанию бесконечно
    многозначного образа-символа, часть смыслов
    которого уводит в метафизические, сакральные,
    интуитивные сферы. Акмеисты стремились к
    “вещности” слова, для постижения имени вещи в
    культурном контексте “пучок смыслов”
    обеспечивался историей слова. Футуристы
    сталкивали называние и показ вещи, стремились к
    метафоризации действительности.
    Основные темы и мотивы поэзии Серебряного века
    будут связаны с характерными особенностями
    каждого из литературных направлений. Мы покажем
    это на творчестве Н.С. Гумилёва.
    Поэзия Серебряного века немыслима без Николая
    Гумилёва. Он, мастер поэтического слова,
    высокохудожественной поэтической формы, умел
    заворожить магией слова, придавая ему особое
    звучание и значение. Гумилёв известен в истории
    литературы и как теоретик искусства. В 1911 году он
    становится одним из организаторов нового
    поэтического союза «Цех поэтов», куда кроме него
    вошли А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам,
    И.Н. Одоевцева, С.А. Городецкий и другие. Они
    провозгласили себя основателями нового
    литературного направления, носившего звучное
    название — акмеизм, которое пришло на смену
    символизму. Одной из деклараций акмеизма стала
    статья Н.С. Гумилёва «Наследие символизма и
    акмеизм», появившаяся в журнале «Аполлон» в 1913
    году. В позднем творчестве Гумилёв остаётся
    только автором акмеистской теории, преодолевая в
    своём творчестве его узкие рамки.
    А.А. Ахматова дала Н.С. Гумилёву такую
    поэтическую характеристику: “Он любил три вещи
    на свете: // За вечерней пение, белых павлинов // И
    стёртые карты Америки…” Действительно,
    характерные черты Гумилёва-поэта — это любовь к
    возвышенному (“за вечерней пение”),
    экзотическому (“белых павлинов”), страсть к
    путешествиям, озарённая музой дальних
    странствий (“стёртые карты Америки”). Названия
    десяти поэтических сборников созвучны основным
    темам и мотивам его поэзии.
    Раннее творчество Н.С. Гумилёва связано с
    философией Ф.Ницше. Гумилёв воспринимал мир в
    постоянном историческом развитии и представлял
    современного человека как ступень на пути к
    сверхчеловеку. Следуя своему учителю
    В.Я. Брюсову, Гумилёв и поэзию осознаёт как
    некую магию, связывающую прошлое и будущее, как
    форму сверхчувственного познания
    действительности. Поэтому конквистадоры,
    капитаны, рыцари и другие романтические
    персонажи его ранней лирики обладают
    сверхъестественной силой, волей, страстью. Так
    герой стихотворения «Старый конквистадор»
    способен долго обходиться без пищи, выжить после
    гибели своего коня, быть дерзким и спокойным и не
    знать “ни ужаса, ни злости”. Даже пришедшей
    смерти он предлагает “поиграть в изломанные
    кости”. Ощущая преемственность с символистским
    мировосприятием Брюсова, Гумилёв посвящает ему
    стихотворение «Волшебная скрипка», открывающее
    сборник «Жемчуга». Именно из рук Брюсова готов он
    принять “волшебную скрипку” поэзии и погибнуть
    “славной смертью, страшной смертью скрипача”.
    Однако вскоре Гумилёв отрекается от своего
    символистского прошлого, чтобы стать главой
    нового литературного направления — акмеизма.
    Собственная жизнь поэта строилась по канонам
    литературы. В ней были и попытки самоубийства, и
    дуэль, и путешествия в дальние страны. Они и
    определили тематику его стихов. Он отказывается
    от реальностей потустороннего мира в пользу
    реальности повседневной, но этот процесс для
    него мучителен, неоднозначен, конфликтен, так как
    поэт отдал символизму значительную дань.
    Гумилёв-акмеист стремился вобрать в свою
    поэзию всё богатство окружающего мира, соединить
    мифологию с реальной жизнью, наполнить поэзию
    историко-культурными мотивами. Так,
    стихотворение «Современность» наполнено
    мифологическими и античными образами. Его
    лирический субъект встречает “Одиссеев во мгле
    пароходных контор, // Агамемнонов между
    трактирных маркеров”, а “гимназист с
    гимназисткой” идут по аллее, “как Дафнис и
    Хлоя”.
    Три путешествия в Африку определили темы и
    мотивы его сборников «Романтические цветы»,
    «Жемчуга» и «Чужое небо». Наряду с африканскими
    впечатлениями стихи этих лет заполняют образы
    мировой литературы: Дон Жуан, Беатриче, Одиссей,
    Лаэрт и другие. В поэтическом сборнике «Чужое
    небо» впервые начинают звучать социальные
    мотивы, хотя и окрашенные африканским колоритом
    и экзотикой. В Африке Гумилёв записывает
    эфиопские и сомалийские песни, собирает и дарит
    друзьям картины африканских мастеров.
    Впоследствии Гумилёв вспоминал, что раздарил всё
    собранное в Африке, а себе “оставил только
    тропическую лихорадку”. Лучшим документом,
    повествующим об этих событиях, стал африканский
    дневник Н.С. Гумилёва «В огненном столпе»,
    который долгое время считался утерянным, а
    теперь найден и опубликован.
    Одна из интереснейших страниц юности
    Н.С. Гумилёва — его учение в Царскосельской
    гимназии, директором которой был
    И.Ф. Анненский, “последний из царскосельских
    лебедей”. Стихотворением «Памяти Анненского»
    открывается сборник «Колчан», вобравший в себя
    впечатления от пребывания Гумилёва на фронтах
    Первой мировой войны. Любимый учитель в
    восприятии Гумилёва предстаёт величественным,
    “спокойным и учтивым”, “читающим стихи” и
    вбрасывающим своего юного собеседника в
    “пространства безымянных мечтаний”.
    В первые дни Первой мировой войны Николай
    Гумилёв уходит добровольцем на фронт. За отвагу,
    храбрость и солдатскую доблесть он был дважды
    награждён Георгиевским крестом. Исследователи
    не раз обвиняли поэта в воспевании войны. Но это
    кажется только на первый взгляд. Он видел в войне
    способ самоутвердиться, преодолеть внутреннюю
    слабость, победить самого себя. Поэтому его
    военный герой романтичен. В сборнике «Колчан»
    впервые появляются стихотворения о войне:
    «Война», «Наступление». Вместе с тем, живя рядом
    со смертью, Гумилёв невольно начинает думать и о
    собственном конце. В сборнике «Костёр» его
    романтическое восприятие смерти постепенно
    окрашивается во вполне реальные тона. Если в
    стихотворении «Я и Вы» герой жаждет
    романтической смерти: “И умру я не на постели, //
    При нотариусе и враче, // А в какой-нибудь дикой
    щели, // Утонувшей в густом плюще”, — то в
    стихотворении «Рабочий» предчувствие скорой
    гибели до того ощутимо и приземлено, что
    лирическому герою даже видится реальный человек,
    рабочий, который изготовит пулю, способную
    разлучить поэта с жизнью: “Пуля, им отлитая,
    просвищет // Над седою, вспененной Двиной, // Пуля,
    им отлитая, отыщет // Грудь мою, она пришла за
    мной”.
    В зрелом творчестве Н.С. Гумилёва
    преобразилось его Слово, оно обрело новую
    глубину и значимость и стало важной темой
    творчества. В 1918–1921 годах Гумилёв по приглашению
    М.Горького работает в издательстве «Всемирная
    литература». Он далёк от политики и считает, что и
    при советской власти каждый должен заниматься
    своим делом, причём профессионально. “Своим
    делом” он считал литературу, будучи
    непревзойдённым мастером поэтического слова.
    Слова — Бога. Слова, которое может всё. Слова,
    которое всеобъемлюще, которое шире и глубже
    самой жизни, которым можно жить и наслаждаться,
    которое обладает силой воздействия на мир и
    человека. Таков поэтический смысл стихотворения
    «Слово». Поэтическим завещанием стало
    стихотворение «Мои читатели», осмыслением
    собственного жизненного пути — стихотворение
    «Память», разгадкой тайн рождения стиха —
    стихотворение «Шестое чувство».
    Особенностью поэтического творчества Гумилёва
    стал романтический характер большинства
    произведений, обусловивший выбор определённой
    системы художественных средств: образной
    структуры, композиции, сюжета, поэтической речи.
    Для его стихов характерно презрение к миру денег,
    мещанскому благополучию, отрицание духовной
    пустоты. Его герои созданы по контрасту с
    современниками, они одухотворены идеями
    дерзкими, рискованными, они идут к победе над
    внешним миром, даже если победа достигается
    ценой их жизни. В творчестве поэта видно
    пристрастие к экзотике, африканской мифологии и
    фольклору, яркой и буйной растительности
    экваториального леса, необычным животным. Стихам
    Гумилёва присуща отточенность, филигранность
    формы, изысканность рифм, гармония и
    благозвучность звуковых повторов, возвышенность
    и благородство поэтической интонации. Таким
    образом, особенности поэтического творчества
    Н.С. Гумилёва созвучны той характеристике,
    которую даёт ему А.А. Ахматова.

  10. Главная
    Сочинения по литературе
    Темы и мотивы поэзии Серебряного века – сочинение
    Осип Эмильевич Мандельштам родился в 1891 году в Варшаве, но жил с отцом и матерью в Петербурге. Учился он в Тенишевском коммерческом училище, считавшемся одним из лучших учебных заведений в России. Затем было недолгое увлечение политикой, поездки в Западную Европу, обогатившие его знания о мире и искусстве.
    О Мандельштаме как о поэте узнали в 1910 году, когда в журнале «Аполлон» были опубликованы его стихи. В них сразу был виден самобытный поэт, начавший не подражательными стихами, а стихами зрелыми с точки зрения психологических и интеллектуальных наблюдений.
    Жизнь ему представляется «злой и вязкой», и он среди всех кажется тростинкой, которая растет «и страстно, и томно, и ласково запретною жизнью дыша».
    Я счастлив жестокой обидою,
    И в жизни, похожей на сон,
    Я каждому тайно завидую
    И в каждого тайно влюблен, –
    пишет он. В ранних стихах часто слышатся ощущение тоски, печали и мотивы поиска смысла своего существования, но в них мы видим и радость бытия, духовного сопряжения с миром.
    Дано мне тело – что мне делать с ним,
    Таким единым и таким моим?
    За радость тихую дышать и жить
    Кого, скажите, мне благодарить?
    Я и садовник, я же и цветок,
    В темнице мира я не одинок.
    Лирический герой ощущает, что его дыханье уже легло узором на стекла вечности, и теперь «узора милого» не зачеркнуть.
    Слияние лирического героя с миром ясно выражено и в пейзажной лирике, наполненной красками и чувствами. В стихотворении «На бледно-голубой эмали…» перед нами апрель, напоминающий бледно-голубую эмаль с отточенным и мелким рисунком берез, как на фарфоровой тарелке, которую вырисовал умелый художник. Так описание природы наполняется конкретным, вещественным образом-метафорой – предметом, сделанным рукой человека.
    В это время выделяется и центральная тема творчества О. Мандельштама – тема культуры, ее истории и современности, взаимосвязь мировой и общечеловеческой культуры.
    «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» – одно из красивейших стихотворений поэта. Оно навеяно поэмой Гомера «Илиада». Лирический герой приходит к выводу, что все в мире «движется любовью», ведь если бы не Елена, разве отправился бы «журавлиный клин» кораблей на Трою?
    И море, и Гомер – все движется любовью.
    Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
    И море черное, витийствуя, шумит
    И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
    В годы Первой мировой войны мысль о взаимопроникновении разных культур приобретает особое значение. В 1916 году Мандельштам создает антивоенное стихотворение «Зверинец». Мир (спокойствие) представляется ему светильником, горным воздухом – эфиром, которым не захотели дышать люди, развернувшие войну. Они похожи на зверей: орла, льва, петуха.
    Мы для войны построим клеть,
    Звериные пригреем шкуры! –
    говорит лирический герой. Он верит в то, что если запереть воинствующих зверей, то
    Мы успокоимся надолго,
    И станет полноводней Волга,
    И рейнская струя светлей, –
    И умудренный человек
    Почтит невольно чужестранца,
    Как полубога, буйством танца
    На берегах великих рек.
    Второй этап творчества поэта открывается 1917 годом, когда ломаются все привычные устои жизни, и кажется, что корабль «ко дну идет». В стихотворении «Проспавши, братья, сумерки свободы!», написанном в 1918 году, оксюмороном звучит словосочетание «сумерки свободы», ведь мы привыкли воспринимать свободу самым светлым, что есть в человеческой жизни. Сумерки – это тень огромного движения «легионов боевых». И все же революционный народ воспринимается как солнце и судия. Мандельштам прославляет бремя власти, которое «в слезах народный вождь берет». Корабль жизни, потерявший курс, все же плывет.
    Ну что ж, попробуем, – огромный неуклюжий.
    Скрипучий поворот руля.
    Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
    Как плугом океан деля…
    Трагичность событий и в то же время вера в будущее России отразились в стихотворении «Век» 1922 года. Век представляется поэту зверем, у которого сломаны «столетий позвонки», из горла его хлещет «кровь-строительница». Темя жизни принесли в жертву твари, старающейся донести свой хребет. Чтобы спасти, начать новый мир, необходимо, по мнению лирического героя, соединить «узловатых дней колена». Он верит, что еще набухнут почки, появятся побеги зелени, но разбит позвоночник «прекрасного жалкого века». Рефреном звучат строки о «крови-строительнице», но пугает безразличие, льющееся с небесных высот на «смертельный ушиб века». Автор понимает, что все опоры века разрушены, и хотя идет строительство нового мира, но оно никогда не вернет прежних основ и принципов жизни.
    С 1926 по 1929 год Мандельштам почти не пишет стихотворений, занимаясь переводами и прозой, но в тридцатые годы открывается новый период его творчества, полный ощущения трагедии народа и судьбы страны.
    Появляются стихотворения «Я с дымящей лучиной вхожу…», «На высоком перевале», «Старый Крым» и другие, ставшие одновременно и подвигом поэта, не умеющего молчать, и приговором гражданину, живущему в страшные годы террора.
    О. Мандельштам был арестован в мае 1934 года. Сталин распорядился: «Изолировать, но сохранить». Таким образом, поэту была сохранена жизнь и предложено поселиться в любом из городов, кроме двенадцати ему запрещенных. С весны 1935 года начинается воронежский период творчества поэта. Он пишет обо всем: о природе, о человеке, об исторических образах, которые по-прежнему его волнуют. Но может создаться впечатление, что циклом стихов о Сталине Мандельштам решает «большеветь» вместе с народом и таким образом загладить свою вину перед вождем. Да, он хотел не отстать от истории, шагать в ногу со своим народом. Но никогда душой он не смог принять новой власти и нового мира, заставляя себя думать так, как думает вся страна.
    В мае 1937 года закончился срок высылки, но уже в 1938 году О. Мандельштам снова арестован. Он умер в лагере под Владивостоком в декабре того же года.
    Лирика О.Э. Мандельштама – явление в русской поэзии начала века. Ему удалось совместить в своих стихах историю и современность, ненависть и любовь к миру, показать красоту своей земли и век-волкодав, разрушивший жизнь не одного поколения людей.

  11. Темы и мотивы поэзии Серебряного века (На примере творчества одного из поэтов.)
    То явление, которое мы окрестили “серебряным веком”, возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оноохватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год. Им принято обозначать особое, новое, по сравнению с предыдущим, состояние отечественной поэзии. Открывает длинный ряд именрусский религиозный философ и поэт Владимир Соловьев. В своих мистических стихах он звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Эта идеяо двух мирах – “двоеми-рие” – была глубоко усвоена всей последующей поэтической традицией. Среди литераторов, воспринявших соловьевские идеи, утвердилось представление о поэте как теурге, маге,”тайновидце и тайнотворце жизни”. Они утверждают в своей среде не всем доступный, достаточно элитарный “беглый язык намеков, недосказов”, который стал истинным- языком поэзии XX века. ‘ Литература этого периодаявление неоднородное, яркое и разнообразное. В нем русская поэзия прошла большой путь в очень сжатые сроки. Теории и доктрины различных групп, школы, течения зачастую противоречили друг другу,расходясь с живым творческим мастерством. Одно только перечисление имен, каждое из которых составляет честь и гордость отечественной словесности, может занять не одну страницу. Кроме Соловьева это Брюсов иАннен-ский, Вяч. Иванов и Дм. Мережковский, Блок и Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова, Бунин и Волошин, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Пастернак, Маяковский, Хлебников и так почти до бесконечности, доневнятного бормотания Алексея Крученых, до кубофутуристов Бурдюков. Кажется, все то, что могло случиться в поэзии, что в ней могло произойти, – все уже произошло и случилось в серебряном веке. Тесно было напоэтическом Парнасе. Мыслили на башне Вячеслава Иванова символисты: Что лист упавший – дар червонный; Что взгляд окрест – багряный стих… А над парчою похоронной Так облик…

  12. Страница: [ 1 ] 2
    То явление, которое мы окрестили “серебряным веком”, возникло на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий. Оно охватывает сравнительно небольшой исторический период, примерно с 1870 по 1917 год. Им принято обозначать особое, новое, по сравнению с предыдущим, состояние отечественной поэзии. Открывает длинный ряд имен русский религиозный философ и поэт Владимир Соловьев. В своих мистических стихах он звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему – вечному и прекрасному миру. Эта идея о двух мирах – “двоеми-рие” – была глубоко усвоена всей последующей поэтической традицией. Среди литераторов, воспринявших соловьевские идеи, утвердилось представление о поэте как теурге, маге, “тайновидце и тайнотворце жизни”. Они утверждают в своей среде не всем доступный, достаточно элитарный “беглый язык намеков, недосказов”, который стал истинным- языком поэзии XX века. ‘ Литература этого периода явление неоднородное, яркое и разнообразное. В нем русская поэзия прошла большой путь в очень сжатые сроки. Теории и доктрины различных групп, школы, течения зачастую противоречили друг другу, расходясь с живым творческим мастерством. Одно только перечисление имен, каждое из которых составляет честь и гордость отечественной словесности, может занять не одну страницу. Кроме Соловьева это Брюсов и Аннен-ский, Вяч. Иванов и Дм. Мережковский, Блок и Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова, Бунин и Волошин, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Пастернак, Маяковский, Хлебников и так почти до бесконечности, до невнятного бормотания Алексея Крученых, до кубофутуристов Бурдюков. Кажется, все то, что могло случиться в поэзии, что в ней могло произойти, – все уже произошло и случилось в серебряном веке. Тесно было на поэтическом Парнасе. Мыслили на башне Вячеслава Иванова символисты: Что лист упавший – дар червонный; Что взгляд окрест – багряный стих… А над парчою похоронной Так облик смерти ясно-тих. И месяц белый расцветает На тверди призрачной – так чист!.. И, как молитва, отлетает С немых дерев горящий лист. И пока Бальмонт и Сологуб искали вдохновения в традициях прошедшего века, хулиганили футуристы, молодые провинциалы Маяковский и Хлебников выдумывали фокусы и веселили народ. “Мы будем таскать Пушкина за его обледенелые усы”, – констатировали они свою задачу в культуре. Однако и у них – бездна таланта и поэтического совершенства: Крылышкуя золотописьмом тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. / Пинь, пинь, пинь! Тарарахнул зизевер. О, Лебедиво! О, озари! На глазах изумленной публики создается поэзия будущего. Из ничего возникают слова, строфы, образы, которые до этого нельзя было даже помыслить. Усилиями сотен поэтов они вводятся в обиход культуры, становятся ее плотью, нетленным серебром ее генов: Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. Б. Пастернак Только так можно сейчас выразить чудо музыки и чудо музыканта.
    Страница: [ 1 ] 2

  13. ?1.Темы и мотивы поэзии Серебряного века.
    Серебряный век – умысел и вымысел. О.Ронен
    Серебряный век — век расцвета поэзии, наступивший после длительного затишья. Лирика серебряного векаочень разнообразна и необыкновенно музыкальна. В этой поэзии не было ни одного лишнего звука, ни одной лишней запятой, все слова были подобраны друг к другу, как бусинки на ниточке. В целом поэзияСеребряного века являет собой богатую палитру стихотворных произведений. Несмотря на разные планы, эти произведения объединяются не только временным периодом, в который творили поэты Серебряного века, естьу этой поэзии и некие иные особенности. Ведь поэзия Серебряного века создавалась в особую, переломную, эпоху, эпоху стыка двух кардинально различных миров.
    Одно из ведущих мест в общейпоэтической картине занимают размышления поэтов о судьбе России, о дальнейшем пути ее развития. Это было вполне естественно для авторов, живших на изломе времен. Часто эта судьба представлялась высокой и трагической,много говорилось об особой миссии России в судьбе человечества, о том, что она должна спасти мир, но часто это спасение связывали с ее жертвенным путем. Так, Андрей Белый, поэт-символист,близкий к Александру Блоку, писал:
    Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня!Россия, Россия, Россия, – Безумствуй, сжигая меня!
    Предчувствиягрядущих катастроф, осознание трагичности жизни нередко наполняли поэзию рубежа веков мотивами мрачных предчувствий, жизнь воспринималась как нечто находящееся во власти рока, дьявола, как путь кнеизбежной смерти, владычице всего. Наиболее ярко эти мотивы нашли отражение в стихотворениях поэта-символиста Федора Сологуба:
    О смерть! Я твой. Повсюду вижу….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *