Сочинение на тему теория раскольникова и ее крушение

13 вариантов

  1. Согласно данной теории человечество делится на простых людей, так называемый материал для продолжения рода, и необыкновенных сверхлюдей, наделенных талантами и способными двигать человечество вперед, развивать и улучшать его. Теория эта антигуманна по своей сути, потому что дает право «необыкновенному» человеку переступать через закон для общего блага.
    Раскольников и сам задается вопросом: «…вошь ли я, как все, или человек?». Чтобы раз и навсегда причислить себя к тому или иному типу, он решает убить человека. Для этой цели он выбирает Алену Ивановну, зловредную старуху процентщицу. С помощью этого так называемого «убийства по совести» Раскольников хочет доказать себе, что он сверхчеловек и избавить мир от «вши»: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую…».
    Однако этот поступок имел для молодого человека неожиданные последствия. Душа его стала мучиться угрызениями совести, страхом и одиночеством. Совершив непоправимое, Раскольников словно отрезал себя от окружающих. Он запятнал себя убийством и стал изгоем. Оказалось, что убивать людей не так уж и просто. Соня уговаривает его сдаться с повинной.
    Хоть он и не знал раскаяния и винил только себя за малодушие и слабость, когда отправлялся на каторгу, там ему все же открылась истина. Во сне Родион увидел свою теорию в действии. Она уподобилась моровой язве, которая свела с лица земли все человечество. Так случился крах античеловеческой теории.

  2. Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.
    Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.
    В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге. Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри. Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала!

    Сочинение 2

    Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.
    Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.
    Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.
    После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.
    Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.
    Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.
    Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

  3. Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.
    После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к “тварям дрожащим”, а преступление было абсолютно бессмысленным.

    3 вариант

    Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.
    В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.
    Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.
    10 класс

  4. Произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» наглядный пример того, как совесть может повлиять на решение человека и его судьбу. В произведении раскрываются все стороны человека, и порой каждый человек задумывается на тему «Тварь ли я дрожащая, или право имею».
    На данную тему многие люди имеют неоднозначное мнение. В каком бы возрасте человек не читал «Преступление и наказание» мнение никогда не совпадает, даже если читает это один и тот же человек. На самом деле Достоевский очень глубоко затронул тему психологии человека, показывая людям то, какими могут быть последствия совершенных действий.
    Родион Раскольников – обычный человек со своими проблемами и мыслями. Однако его действия, мысли и чувства приводят к неоднозначному убийству, после чего герой романа сам же себя и наказывает вечными муками по поводу совершенного преступления.
    По ходу романа писатель описывает состояние Раскольникова, которое приводит бедного студента к теории. Постепенно теория героя убивает его изнутри и толкает на ужасное преступление. Однако Родион не подозревает, что совершенное деяние сможет настолько искалечить его жизнь.
    Достоевский описывает имущественное положение Раскольникова, как бы оправдывая молодого человека. Условия жизни студента не то, что плохи, они просто невыносимы, и именно это породило в нем некую теорию.
    По роману не только Раскольников находится в состоянии полного разрушения, но и другие герои, такие как Мармеладов и Сонечка. Их жизни также лишены какого-либо смысла, поэтому им приходится нарушать моральные нормы: Мармеладов спивается, а Сонечка вынуждена идти на панель.
    Крах теории Родиона Раскольникова случается в тот момент, когда он сам понимает, что переступил порог. Совесть мучает молодого человека настолько, что он буквально сходит с ума. Достоевский пытается поведением Раскольникова донести до читателя мысль о том, что любая человеческая жизнь важна, и никто не вправе решать судьбу человека за него самого.

  5. Не раз жизненные тяготы бросали отчаявшихся людей на необдуманные действия. Часто ли они приводили к улучшению качества жизни? Скорее к осознанию краха не столь материального, сколько духовного.
    Теория Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского возникла на почве внутреннего бунта. Разделяя людей по двум категориям, молодой студент решается на отчаянный шаг, предполагая, что он может больше, чем жалко существовать. Писатель создал своего героя красивым, стройным молодым человеком. Это подобие многих, в те времена не живших, а существовавших, едва сводя концы с концами, людей. Но они из тех, по мнению Родиона Раскольникова, кто был чем-то низшим. Как он сам воздвигает – «твари дрожащие», которые живут смиренно и тихо. Жить с таким низким статусом он решительно отказывался, превознося себя до тех, кто сильнее, то бишь «право имеющих». Недостаток денег вынуждает его бросить учебу, жить в «клетушке», одеваться в лохмотья… Внутри него закипает «так не должно быть!» Он может больше, поскольку считает себя сильным мира сего и готов переступить эту грань между нищенствованием и процветанием. Во имя своих любимых, по крайней мере.
    Действия происходят в Петербурге девятнадцатого века. Автор, в силу событий, наделил город унынием, грязью и скудостью живых красок. Чтобы выбраться из нищеты, ему нужен план, идея. На свою беду, в одном из городских трактиров Родион случайно становится свидетелем разговора студента и офицера о некой старухе-процентщице, жадной и противной бабке, но весьма богатой. «Той самой». Старуха желчная и мелочная, и не жаль ее, дряхлую, было бы убить, а может ограбить, чтоб нажитые ею средства пустить на благо людей, живущих высокой целью… Но сам незнакомец на такое не решится.

  6. Теория
    Раскольникова и ее крушение

    Примерный
    текст сочинения

    “Преступление
    и наказание” — это идеологический роман, в котором сталкивается
    нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток
    психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в
    современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в
    то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических
    теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился
    показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству,
    пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
    Главная идея
    романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и
    одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в
    университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя
    жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает,
    как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его
    помыслами, толкая на убийство.
    Значит, идеи
    Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме
    того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую
    индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической
    памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо
    нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу
    видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно
    прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а
    его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если
    невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов,
    значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во
    внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его
    воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество
    на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности,
    “сверх-человеки” типа Магомета и Наполеона, а с другой — серая,
    безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием
    — “тварь дрожащая” и “муравейник”.
    Обладая
    изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне
    естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно,
    ему хочется думать, что он — сильная личность, которая, по его теории, имеет
    моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта
    цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет
    зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях.
    Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху,
    воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли
    Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной
    демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма,
    допускающей “кровь по совести”, нарушение моральных норм, принятых
    большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без
    жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими
    историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли
    властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к
    людям несовместима с насилием и презрением к ним.
    Правильность
    всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает
    и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает
    проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства
    значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников
    убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру
    Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной,
    забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ
    прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как
    нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода
    есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие
    неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором,
    очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще
    после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный
    способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.
    Достоевский детально
    исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством
    страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в
    полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается
    болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство
    одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное
    выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он “как
    будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего”. Казалось бы, улик
    против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи
    деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает
    Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не
    раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался
    переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо
    кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже
    такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но,
    несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой,
    нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он
    разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль
    властелина, а значит, увы, относится к “твари дрожащей”.
    Когда мучения
    Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой,
    признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой,
    невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой
    жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней
    союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает
    она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в
    самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской
    любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается
    своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает
    теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь
    не смиренная жертва обстоятельств и не “тварь дрожащая”. В страшных,
    казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и
    высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по
    мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются
    единственным путем к преобразованию общества.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.kostyor.ru/

  7. “Преступление и наказание” &#151 это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
    Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.
    Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, “сверх-человеки” типа Магомета и Наполеона, а с другой &#151 серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием &#151 “тварь дрожащая” и “муравейник”.
    Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он &#151 сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей “кровь по совести”, нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.
    Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.
    Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он “как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего”. Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к “твари дрожащей”.
    Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не “тварь дрожащая”. В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

    Ф. М. Достоевский

    Теория Раскольникова и ее крушение. Сочинение
    Мир униженных м оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Сочинение
    По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Материалы к сочинению
    Смысл названия романа “Преступление и наказание”. Сочинение
    Преступление и наказание Родиона Раскольникова. Сочинение
    Петербург Достоевского. Сочинение
    Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского. Сочинение

  8. Федор Михайлович Достоевский. Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый ряд ассоциативных образов: писатель, философ, гений; желтый, унылый  Петербург; преступление, нищий интеллигент, страдание. И ассоциации эти, прежде всего, связаны с романом Достоевского «Преступление и наказание». Еще при жизни писателя это произведение стало настоящим бестселлером своего времени: так журнал «Русский вестник», опубликовав роман, приобрел огромное количество читателей. Что же привлекло внимание читателей в романе? Можно по-разному ответить на этот вопрос: детективный сюжет, нравственно-философские аспекты жизни общества XIX века… Но мне кажется, больше всего привлекает читателей осмысление теории Родиона Раскольникова, главного героя вышеназванного романа Достоевского.
    Суть теории такова: Родион Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета, в поисках своего места в жизни изобретает теорию, которая делит людей на две группы: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Кто такие «право имеющие»? Люди, которым разрешено переступать через нравственные и физические законы, им позволяется воровство, ложь, лицемерие, и даже убийство! По отношение к кому это позволено? Конечно, по отношению к представителям второй группы, «тварям дрожащим». И вот главный герой мучительно ищет ответ на вопрос: к какой группе людей относится он сам?
    Теория по сути своей безнравственна, поэтому терпит крах. Во-первых, герой взваливает на себя непосильную ношу. Кто позволяет человеку, творению Бога, брать на себя роль Создателя и определять, какой человек хороший, какой плохой? Мы, люди, несовершенны, не можем видеть, что заложено в сердце человека. До конца не понимаем, может тот или иной человек исправиться, раскаяться. Только Богу это подвластно. Таково основное учение христианства. Следовательно, Раскольников нарушает закон Бога.
    Во-вторых, Родион не принял во внимание, что правильно воспитанный с точки зрения нравственности человек не сможет в полной мере совершить неправомерный поступок. Совесть ему не позволит. А главный герой романа Достоевского оказался именно таким человеком. После содеянного он не смог воспользоваться ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, мало того, с этого момента жизнь его превратилась в тяжкое существование. Он перестал спать, душевная болезнь не заставила себя ждать, муки совести поглотили его. Это подтверждает и Соня Мармеладова, восклицая: «Разве ты старушонку убил?! Ты себя убил!». И тут проявляется многозначность названия романа: совершив преступление, Раскольников сразу же получает первый вид наказания – душевное, психологическое. Второе, физическое наказание, ссылку на каторгу в Сибирь, герой получает  позже.
    Роман Федора Михайловича Достоевского и по сей день остается актуальным. Несовершенство управляет нашими поступками. Если ты понимаешь это, стараешься бороться с ним, то ты сможешь выиграть борьбу. Важно воспитывать в себе положительные нравственные качества: гуманизм, сострадание, милосердие, справедливость. Если эти черты будут преобладать в сердце человека, то не останется там места для создания деструктивных теорий, которые мешают жить.

  9. Сочинение
    по роману Ф.М. Достоевского «Преступление
    и наказание» на тему: « Теория Раскольникова
    и её крушение».
    Одной из главных проблем данного
    романа является противостояние нечеловеческой
    теории Раскольникова  жизни с настоящими,
    человеческими чувствами. Но ведь жизнь
    течет своим чередом, её нельзя выразить
    формулой или подчинить плану, а потому
    она не может проходить по определенной
    теории.
    Главный герой романа, творец этой
    самой идеи – Родион Раскольников,
    бедный, но умный и одаренный студент,
    не имеющий средств на жизнь, на продолжение
    образования  в университете. Деньги
    ему присылают сестра и мать, безумно любящие
    его. Ради этих денег они сами вынуждены
    ограничивать себя, влезать в долги. Шаг
    за шагом, жизнь подводит Раскольникова
    к кажущемуся, на первый взгляд, безвыходному
    положению, к ничтожности и бессмысленности
    его существования, унизительному положению
    в обществе, необходимости «свежего воздуха»,
    новой, иной жизни.
    В то же время в обществе возникают
    перемены и грядут изменения. Общество
    утрачивает культурные традиции, моральные
    принципы, запреты, перестает следовать
    им. Раскольников видит несправедливость,
    страдания, видит, что честным трудом невозможно
    достойно жить и содержать семью, поэтому
    мелкий чиновник Мармеладов спивается,
    а его несчастная, кроткая дочь Соня вынуждена
    получить пошлую и всеми презираемую профессию,
    чтобы прокормить свою семью. Если жизнь
    толкает скромную, кроткую девушку на
    отказ от общественных принципов ради
    самой жизни, а любящего и нежного отца
    на пьянство, значит они ошибочны, значит
    их можно отвергнуть и не принимать во
    внимание.
    Примерно такие идеи возникают
    в голове Раскольникова при
    виде всего, что его окружает.
    Именно в этот момент ему рисуется новая,
    отличная от предыдущих теория жизни,
    по которой люди делятся на два класса.
    Первый, это обычная, серая, безликая масса,
    «тварь дрожащая», это люди, от которых
    ничего не зависит, они не создают нового,
    а подчиняются старому. Второй, это люди
    необычные, способные повести за собой
    массы, изменить мир, это «сверх-люди»,
    такие, как Наполеон, например. Этим людям
    подчиняется мир, им дозволено все.
    Обладая умом и начитанностью, а так же
    чрезмерным самолюбием, подогреваемым
    преданностью и любовью Дуни и Пульхерии  Александровны, а
    так же устав от грязи и нищеты, Раскольников решает отнести
    себя ко второй группе, считая, что он имеет
    право на моральное преступление ради
    общего блага. Благо же это, по его мнению,
    заключается в спасении общества от эксплуататоров.
    К ним, эксплуататорам, он относит и старуху
    – процентщицу, нажившуюся, по его мнению,
    на человеческих страданиях. Так он решает
    её убить.
    На самом же деле,
    убийство это было задумано
    как проверка своей теории
    на частном примере, проверка себя
    на вшивость, проверка, правда ли он относится
    к этим «особенным» людям, сможет ли он
    перешагнуть через принципы, сделать запрещенное.
    А что же показывает проверка? Уже с самого
    начала все идет не по плану: он поздно
    выходит, старуха не пускает его на порог,
    да и после убийства Алены Ивановны в комнате
    неизвестно откуда появляется ее безобидная,
    униженная сестра Лизавета, которую он
    тоже убивает. Её-то за что? Ведь именно
    жалких и убогих он собирался защищать,
    ведь именно таких он выбирает и любит
    по жизни (его первая любовь, Лизавета,
    Мармеладов, Соня). Странно, не правда ли?
    Обычно сильные люди любят и уважают сильных,
    равных, а слабые стремятся выделиться
    среди слабых.
    Еще один «брак» в теории Раскольникова
    – невозможность нормального
    существования после убийства. Ведь
    он особенный, значит и не должен отвечать
    за свои действия, а тут его преследуют,
    мучают и издеваются…угрызения его
    же собственной совести! Это не раскаяние
    в содеянном, не жалость к убитым. Нет.
    Это невозможность переступить через
    свою собственную натуру, ведь нормальному
    человеку не свойственно убийство. Раскольников
    замыкается в себе, ограждаясь от мира,
    от близких ему людей, становится скрытный,
    но пугливый и подозрительный. Он! Этот
    великий, как ему казалось, человек!
    Когда Раскольников придумывал эту
    теорию,  он предполагал, что его не
    будет мучить совесть.  Но неожиданно
    он испытывает муки и оттого, что не сумел
    стать над всем муравейником, и оттого,
    что не может смотреть матери в глаза,
    разговаривать с сестрой, начинает их
    ненавидеть. Чувствует кровь на своих
    руках, видит перед собой чистых людей
    и как бы не хочет к ним прикасаться, отдаляется,
    избегает и ненавидит их.
    Когда страдания, мучения
    и обмороки Родиона достигают
    высшей  степени, он сам признаётся
    Соне, открывает  ей истинную цель убийства:  «Не для того я убил, чтобы матери помочь.
    Вздор! Не для того я убил, чтобы, получив
    средства и власть, сделаться благодетелем
    человечества. Вздор! Я просто убил, для
    себя убил, для себя одного… Мне надо было
    узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли
    я, как все, или человек? Смогу ли я переступить
    или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или
    право имею?»
    Его поступок очень подлый, жестокий
    и низкий, этот еще не окрепший ум,
    лишь последовавший настроениям
    общества и шуткам пьяных мужиков, решил,
    что он может вершить людские
    судьбы, управлять ими. «Свобода и власть,
    а главное власть! Над всей дрожащей тварью,
    над всем муравейником!», – вот его цель!
    Вот тут и начинает рушиться теория Раскольникова.
    Как же это! Разве он не в высшем классе,
    разве нужно что-то кому-то доказывать!
    Впоследствии он объясняет Соне: «Я хотел
    Наполеоном сделаться, оттого и убил».
    Он только жаждал попасть в число тех,
    кому «все позволено», «кто много посмеет»,
    а не был в их числе на самом деле.
    Но почему он изливает душу именно
    Соне, этой почти незнакомой, необразованной
    , обладающей самой презираемой профессией
    девушке? Возможно потому, что видел в
    ней родную душу, напарника по преступлению.
    «Я не старуху убил, я себя бил»,- признается
    Раскольников. И Соня убивает, себя, ежесекундно
    убивает свою жизнь, личность, свободу
    и надежду на светлое будущее. Но, в отличие
    от Раскольникова, она это делает  не
    для себя, а для своей бедной, страдающей
    и голодающей  семьи, отказывая  себе
    даже в роскоши самоубийства. Значит, Соня
    сильнее и выше его, она убивает, но себя,
    она распоряжается своей жизнью, а не чужой.
    Эта девушка, способная жертвовать собой,
    способная на искреннею христианскую
    любовь, сопереживание даже после признания
    Раскольникова в содеянном. Она окончательно
    рушит его теорию. Она открывает Раскольникову
    глаза на настоящий мир, не подчиняющийся
    теории. Ведь Соня не вошь, а чистый, смелый,
    высоконравственный человек, способный
    жертвовать собой ради других.
    Автор не призирает Раскольникова,
    но осуждает и возмущается такими
    помыслами и действиями. В глазах
    автора поднятое оружие, для чего бы оно
    не было поднято, это признак насилия,
    угрозы. Он не показывает нравственного
    излечения своего героя, искупления его
    вины. Задача романа в другом: показать,
    насколько может овладеть человеком идея,
    насколько она может быть ужасна и преступна.
    Был ли выход у Раскольникова, и
    настолько ли ужасно было его существование?
    Я думаю, был. Дело в том, что с
    самого начала и во все время чтения
    книги меня интересовал лишь один
    вопрос : «Почему он не работает?» Почему
    этот взрослый, самостоятельный и красивый
    мужчина не трудится, не зарабатывает
    деньги хотя бы на свое жалкое существование
    (я не говорю уже о материальной помощи
    для матери и сестры)? Почему Соня, скромная
    и кроткая Соня предает свои нравственные
    принципы, свою чистоту и невинность и
    идет на панель, чтобы прокормить семью
    и не умереть с голоду? Почему Катерина
    Ивановна, чахоточная женщина, ночами
    не спит, а стирает, чтобы её дети одели
    чистое белье утром? Почему Дуняша готова
    выйти замуж за подлого, но богатого человека,
    чтобы её мать и брат не нуждались в деньгах?
    Как этот самый брат, ради счастья которого
    она готова отдать жизнь и свободу, любую
    просьбу которого она вмиг исполнит, смеет
    её осуждать и ненавидеть, усмехаться,
    что она строит из себя жертву? Как смеет
    это тело лежать на диване, страдать и
    винить в этом кого-то!
    Причина всех его несчастий –
    лень, свободное время, безделье и
    абсолютный, тотальный эгоизм. Возможно,
    не малую роль в формирование этого
    эгоизма сыграла чрезмерная родительская
    и сестринская бескорыстная, безразмерная
    любовь. Все беды Раскольникова от безделья,
    нежелания трудиться и массы свободного
    времени. Поэтому естественно, что в его
    голове появляются странные, безумные
    мысли. А если вся его жизнь – это сплошное
    свободное время, то голова наполняется
    чепухой, абсурдом и мусором, и в романе
    наглядно показано, как этот мусор гниет
    и разлагается в нечто мерзкое и недостойное.
    Зачем Раскольников размышлял о
    классе, к которому он относится, пытался
    что-то доказать и проверить? Ведь ответ
    очевиден уже с первых страниц, когда
    он считал шаги до дома и шел, куда глаза
    глядят, он «вошь», самая настоящая
    бесполезная «вошь»! Благородные
    поступки? Я не знаю, можно ли считать
    отданные семье Мармеладова деньги благородным
    поступком… Он ведь их не заработал, он
    не влезал весь год в долги и не экономил
    на всем подряд, как его мама. Ещё не известно,
    как бы он поступил, будь это им накопленная
    сумма.
    Таким образом, можно сделать вывод
    о том, что теория Раскольникова была
    с самого начала провальная. Ведь это теория,
    созданная человеком, не способным трезво
    оценивать жизнь, помогать близким и уж
    тем более обществу. Его теория рухнула,
    потому что была создана ленью, эгоизмом
    и бездельем. Жизнь вообще нельзя подчинить
    какой-либо теории, а тем более такой жалкой
    и нереалистичной. По мнению автора честность,
    самопожертвование и любовь, христианская
    любовь, искренняя любовь человека к человеку
    правит этим миром.
    Щербинина Даша, 10 «Г» класс.

  10. Теория
    Родиона Раскольникова и ее крушение.

    Роман
    “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге.
    Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа
    трансформировался в “психологический отчет одного преступления”.
    Сам Достоевский
    в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения:
    “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в
    крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…,
    решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну
    старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет
    употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и
    сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым,
    неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”.
    В этом
    высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент,
    живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным
    неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания
    причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение
    героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся
    причиной ужасного положения Раскольникова.
    Достоевский в
    своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению
    писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает,
    делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую
    преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская
    мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений,
    а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными
    процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей
    основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство
    старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой
    способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию:
    преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки
    зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою
    человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников
    вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. “Я не
    старуху убил, я себя убил,” признался он Соне Мармеладовой. Эта
    отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.
    Человеческая
    натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не
    может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников.
    Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет
    по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему
    верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность;
    то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности
    общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об
    убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то
    непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к
    какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к
    “низшему” разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может
    обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны.
    Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает.
    Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого
    пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и
    Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. “Мать,
    сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура
    его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория
    победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре
    своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова:
    тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит
    преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния
    Раскольникова.
    Достоевский не
    показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о
    том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком
    может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.
    Идея героя о
    праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

  11. 11
    Текст добавил: Телохранитель Ангела

    Достоевский, Фёдор Михайлович –
    Преступление и наказание

    Примерный текст сочинения

    “Преступление и наказание” — это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.
    Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.
    Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, “сверх-человеки” типа Магомета и Наполеона, а с другой — серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием — “тварь дрожащая” и “муравейник”.
    Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он — сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей “кровь по совести”, нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.
    Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.
    Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он “как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего”. Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к “твари дрожащей”.
    Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не “тварь дрожащая”. В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.

    Список литературы

  12. 12
    Текст добавил: -АМ:)фи:(там->инка,

    Достоевский, Фёдор Михайлович –
    Преступление и наказание
    Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”.
    Сам Достоевский в письме издателю М.Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, …поддавшись некоторым странным неоконченным идеям…, решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху…” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”.
    В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент, живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным неоконченным идеям”. Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова.
    Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. “Я не старуху убил, я себя убил,” признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить.
    Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к “низшему” разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. “Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
    Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной.
    Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

    Список литературы

  13. Влияние современных идеологических течений, которые отрицали веру во все духовное и культурное, также имели немаловажное значение в его дальнейших поступках. Человек, в таком грязном и несправедливом мире не может жить честно и правильно. Ежедневно Раскольников наблюдает за нарушением всех человеческих принципов. Люди грабят, пропивают, идут на панель лишь для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Если окружающие могут переступить через все установленные принципы, почему бы и Раскольникову не сделать что-то подобное?
    Популярная теория о «сверх-человеке» и «тварях дрожащих», то есть великих и нищих, толкает главного героя на раздумья о том, что и он может совершить великие дела. Он может стать этим сверх-человеком. Он может решать судьбы других людей. Он может расправляться с вредителями. По его мнению, именно старуха–процентщица, которая наживалась на страданиях других, не имела право на дальнейшее существование. Раскольников решил избавить мир от такой никчемной и ненужной личности. Но, в момент убийства, ему приходится совершить двойное преступление и убрать из жизни сестру Лизавету, которая случайный образом застала Раскольникова. И здесь действуют уже совершенно другие мотивы. Лизавету преступник убивает не из-за ее ненужности, а для того чтобы скрыть следы своего деяния.
    Читая сюжет убийства, мы видим, что Раскольников стоит с высоко поднятым топором, он готов убить любого, кто войдет. Вот и потерпела его теория о добром деянии сверх-человека полный крах.
    Дальнейшая жизнь главного героя превращается в ад. Он постоянно испытывает чувство страха, он может избежать наказания, но его внутренние терзания не дают нормально жить. Он считает, что сделал все правильно, но что-то внутри грызло и разрушало его. Такие душевные мучения и привели Раскольникова к раскаянию. Его поступок был неоправданным, он потерпел крах и привел к жесточайшему убийству, которое никому не помогло и ничего не спасло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *