Сочинение на тему типы словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова

10 вариантов

  1. 1. Атрибутивные словосочетания, в которых называется предмет и его постоянный или переменный признак: одаренный ребенок, первые занятия, вода из колодца, наша победа, мои мысли, выполненное задание, мечта путешествовать.
    Главным словом в атрибутивных словосочетаниях выступает существительное или другое субстантивоване слово, а зависимым – все остальные знаменательные части речи, а также существительное в косвенном падеже.
    2. Объектные словосочетания, в которых главное слово обозначает действие (также и опредметнену) или состояние, а зависимое – объект, на который переходит это действие: поручить дело, желать счастья, читать дочке, разговаривать с товарищем, рассказывать сказку, увлекаться игрой, одобрен правительством.
    Итак, объектные отношения выражают зависимость предмета от действия, направленного на него, или от состояния, с которым связан этот предмет.
    3. Обстоятельственные словосочетания, в которых главное слово называет действие, состояние или качество, а зависимые – различные обстоятельства, при которых реализуется действие или степень качества: написать четко, разговаривать шепотом, вернуться ночью, нагримати сгоряча, значительно лучший, с “ехать с горы, не спать от волнения.
    Главным словом в обстоятельственных словосочетаниях преимущественно выступает глагол, прилагательное, наречие и слова категории состояния.
    Много словосочетаний могут совмещать несколько значений, например: сочетаются атрибутивные и объектные значения (мечта о счастье, ваза с цветами), атрибутивные и обстоятельственные значения (путешествие в лес, теремок на лужайке), объектные и обстоятельственные значения (лететь над морем).
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
    Различают три способа подрядного связи в словосочетании: согласование, управление, прилегание.
    Согласование – это такой тип подрядного связи, при котором зависимое слово уподобляется грамматическим формам главного слова. В словосочетаниях жизнерадостная детвора, наш дом, п пятый день, написанный лист зависимые слова – прилагательное, местоимение, порядковый числительное и причастие-согласуются в роде, числе, падеже с главным словом – существительным. Изменение формы главного слова требует соответствующего изменения зависимого слова: жизнерадостной детворе, в нашем доме, пятого дня, написанного листа в Зависимости от того, полностью или частично согласуется зависимое слово с главным, различают согласование полное и неполное.
    За полного согласования все формы зависимого слова соответствуют формам объяснимого слова: далекое прошлое (согласование в роде, падеже и числе), яркие цветы (согласование в падеже и числе); замерзшие реки (согласование в числе). При неполном согласовании зависимое слово уподобляется главному только в формах падежа и числа (город Киев) или только падежа (город Суммы).
    Управление – это такой тип подрядного связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной відмінкової формы: преодолевать усталость, преодоление усталости, покупать цветы, приходить к родным, радостно детям, разговаривать с воспитателем.
    Управление может быть непосредственным (безприйменниковим) и опосредованным (прийменниковим): ценить доброту, хозяин зете, петь песню и передаю через знакомого, жить для народа, рассказывать с воодушевлением.
    Различают сильное и слабое управления. За сильного управления семантико-грамматические особенности главного слова требуют обязательного появления зависимого слова: встретил товарища, копал колодец, выполнил задание, написал на бумаге. За слабого управления семантико-грамматические особенности главного слова не нуждаются в обязательной появления зависимого слова: связь, возможен, но не обязателен. Объектное значение зависимого компонента может реализоваться после первого объекта или даже третьего. “Это так называемое двойное управление, один компонент которого находится в сильной связи с опорным словом, другой – в слабом”18: привезти учебники машиной – привезти под-
    ручники (сильное), привезти машиной (слабое). Часто слабое управление реализуется зависимым компонентом – существительным в форме орудного падежа: засеять поле пшеницей, носить воду ведром, писать письма ручкой.
    Прилегание – это такой тип подрядного связи, при котором зависимое слово является невідмінюваним (неизменным), а главное может быть как відмінюваною частью языка, так и невідмінюваною. Подчиненное слово определяет свою зависимость от главного только по смыслу и интонационно, для их связи не используются ни флексии, ни служебные слова: читать вслух, рассказывал волнуясь, готов работать, очень жаль, старательно учиться.
    Итак, связью прилегания присоединяются наречия, деепричастия и инфинитив.

  2. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного словаСловосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
    По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся: на именные (главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением).
    на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также особыми формами глагола — причастием и деепричастием).
    Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
    Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
    Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
    Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
    Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
    Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
    Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
    Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

  3. Есть три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи в сло­во­со­че­та­нии:
    согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние (СУП).
    Согласование.
    Типичные слу­чаи согла­со­ва­ния — это сло­во­со­че­та­ние из суще­стви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го (кра­си­вая тет­рад­ка). Как мы пони­ма­ем, что это согла­со­ва­ние? Когда мы глав­ное сло­во изме­ня­ем по паде­жам, зави­си­мое сло­во тоже изме­ня­ет­ся (кра­си­вая тет­рад­ка, нет кра­си­вой тет­рад­ки и так далее). Оба сло­ва оди­на­ко­во меня­ют­ся по паде­жам, у них появ­ля­ют­ся окон­ча­ния, соот­вет­ству­ю­щие этим паде­жам, зна­чит они согла­су­ют­ся меж­ду собой в паде­же, чис­ле и роде.
    Управление.
    Это такая связь, при кото­рой глав­ное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым в каком-либо паде­же. То есть у глав­но­го сло­ва нет кате­го­рии паде­жа, у зави­си­мо­го есть, и когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое сло­во оста­ет­ся в одном и том же паде­же. Например:
    читать кни­гу.
    Я читаю кни­гу.
    Он читал бы кни­гу.
    Читайте кни­гу!
    Глагол в раз­ных фор­мах упо­треб­ля­ем, а суще­стви­тель­ные в вини­тель­ном паде­же при нем сто­ит все­гда. Чем отли­ча­ет­ся от согла­со­ва­ния? Тем, что у глав­но­го сло­ва паде­жа нет. Иногда у глав­но­го сло­ва падеж тоже может быть. Допустим сло­во­со­че­та­ние из двух суще­стви­тель­ных тоже по типу управ­ле­ния: чте­ние кни­ги, но когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое вме­сте с ним не изме­ня­ет­ся по паде­жам, оно оста­ет­ся в одном и том же паде­же:
    чте­ние кни­ги,
    чте­ния кни­ги.
    Книги в роди­тель­ном паде­же как было, так и есть. Вот такое сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром падеж зави­си­мо­го сло­ва не меня­ет­ся при изме­не­нии глав­но­го, назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.
    Управления более раз­но­об­раз­но, чем согла­со­ва­ние. Главные сло­ва могут быть выра­же­ны раз­ны­ми частя­ми речи, но осо­бен­ность одна и та же: у зави­си­мо­го сло­ва обя­за­тель­но есть кате­го­рия паде­жа, и оно обя­за­тель­но в одном и том же паде­же упо­треб­ля­ет­ся.
    Примыкание.
    Это такая связь, при кото­рой у зави­си­мо­го сло­ва вооб­ще нет кате­го­рии паде­жа. Обычно так фор­му­ли­ру­ют: зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой частью речи или неиз­ме­ня­е­мой фор­мой. Типичный при­мер: сло­во­со­че­та­ние «гла­гол + наре­чие» (бежать быст­ро, учить­ся хоро­шо).
    Наречие — дей­стви­тель­но неиз­ме­ня­е­мая часть речи (почти неиз­ме­ня­е­мая, посколь­ку сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий все-таки есть), но глав­ное, что у них нет паде­жа.
    Примыкают не толь­ко наре­чия, но и дру­гие фор­мы, кото­рые не име­ют паде­жей. Например, инфи­ни­тив гла­го­ла: иду учить­ся.
    Учиться — это гла­гол, у него мно­го раз­ных форм, соот­вет­ствен­но, часть речи это в прин­ци­пе изме­ня­е­мая, но паде­жа у него нет. Если гла­гол ока­зы­ва­ет­ся зави­си­мым сло­вом (зави­си­мым сло­вом он может быть имен­но в инфи­ни­ти­ве), то он при­мы­ка­ет, то есть никак не вза­и­мо­дей­ству­ет с дру­ги­ми сло­ва­ми по паде­жу, посколь­ку паде­жа у него про­сто нет. И так же при­мы­ка­ют любые неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, что зна­ме­на­тель­ные при­ла­га­тель­ные, что место­имен­ные при­ла­га­тель­ные.
    Три това­ри­ща. Главное сло­во в этом сло­во­со­че­та­нии — это сло­во три (имя чис­ли­тель­ное). Если мы это сло­во­со­че­та­ние будем изме­нять: три това­ри­ща, трех това­ри­щей, трем това­ри­щем. Явно наблю­да­ет­ся согла­со­ва­ние в кос­вен­ных паде­жах — чис­ли­тель­ные и суще­стви­тель­ные сто­ят в одной и той же фор­ме, и глав­ным сло­вом ста­но­вит­ся суще­стви­тель­ное. А в началь­ной фор­ме глав­ное сло­во — чис­ли­тель­ное и суще­стви­тель­ное сто­ит при нем в роди­тель­ном паде­же. А само чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном. Как мы это можем понять? Составить пред­ло­же­ние с этим сло­во­со­че­та­ни­ем:
    Пришли три това­ри­ща.
    Три това­ри­ща – под­ле­жа­щее, зна­чит, глав­ное сло­во в име­ни­тель­ном паде­же, а зави­си­мое в роди­тель­ном. То есть что мы долж­ны здесь ска­зать? В име­ни­тель­ном паде­же в началь­ной фор­ме сло­во­со­че­та­ние постро­е­но по типу управ­ле­ния (чис­ли­тель­ное управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в роди­тель­ном паде­же), а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся на согла­со­ва­ние, и суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся глав­ным сло­вом, а чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с ним по паде­жу. Все сло­во­со­че­та­ния с чис­ли­тель­ны­ми име­ют такую осо­бен­ность: они меня­ют тип свя­зи при изме­не­нии сло­во­со­че­та­ния.
    А даль­ше еще хит­рее…
    Два дру­га.
    С одной сто­ро­ны это тоже самое, что и три това­ри­ща, то есть управ­ле­ние в началь­ной фор­ме. Но есть два дру­га, а есть две подру­ги. Что еще здесь про­ис­хо­дит? Частичное согла­со­ва­ние по роду. То есть полу­ча­ет­ся — это управ­ле­ние роди­тель­ным паде­жом. По паде­жу это сло­во­со­че­та­ние постро­е­но имен­но как управ­ле­ние, а по роду здесь сло­ва согла­су­ют­ся — чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Почему так про­ис­хо­дит? Потому что вооб­ще у чис­ли­тель­ных нет кате­го­рии рода и кате­го­рии чис­ла, у них есть толь­ко кате­го­рия паде­жа. Как мы это уви­де­ли на при­ме­ре чис­ли­тель­но­го три. Но у чис­ли­тель­но­го два и чис­ли­тель­но­го один есть кате­го­рия рода. А у чис­ли­тель­но­го один еще и кате­го­рия чис­ла.
    Трое бра­тьев.
    Трое бра­тьев, тро­их бра­тьев, тро­им бра­тьям. То же самое, что и три това­ри­ща. То есть соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное ведет себя так же, как и коли­че­ствен­ное, то есть меня­ет тип свя­зи.
    Склонный пре­уве­ли­чи­вать.
    Главное сло­во здесь при­ла­га­тель­ное склон­ный, зави­си­мое — гла­гол в инфи­ни­ти­ве пре­уве­ли­чи­вать. Раз гла­гол в инфи­ни­ти­ве зави­си­мое сло­во, то он при­мы­ка­ет.
    Кто-то в тол­пе.
    Здесь глав­ное сло­во — место­име­ние кто-то, зави­си­мое сло­во это предложно-падежная фор­ма — суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом. Когда зави­си­мое сло­во пред­став­ле­но какой-то падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го и оно не изме­ня­ет­ся вме­сте с изме­не­ни­ем глав­но­го (кто-то в тол­пе, кого-то в тол­пе, кому-то в тол­пе, в тол­пе не меня­ет­ся), зна­чит это управ­ле­ние. Управление, а не при­мы­ка­ние, пото­му что это суще­стви­тель­ное, а у суще­стви­тель­но­го есть падеж (в тол­пе – пред­лож­ный падеж).
    Сорок пять дней.
    Так же, как три това­ри­ща. Сорок пять дней, соро­ка пяти дней, соро­ка пяти дням. В началь­ной фор­ме – управ­ле­ние, то есть глав­ное сло­во здесь сорок пять, оно управ­ля­ет роди­тель­ным паде­жом сло­ва дней, а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся и чис­ли­тель­ное сорок пять начи­на­ет согла­со­вать­ся с суще­стви­тель­ным день.
    Чем отли­ча­ют­ся сорок пять дней и три това­ри­ща?
    Числительные от пяти и боль­ше управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа не един­ствен­но­го чис­ла, а мно­же­ствен­но­го (три дня, но сорок пять дней).
    Директива свер­ху.
    Находим глав­ное сло­во – дирек­ти­ва, зави­си­мое сло­во – свер­ху, это наре­чие. Раз зави­си­мое сло­во – наре­чие, то оно при­мы­ка­ет. В чем необыч­ность тако­го сло­во­со­че­та­ния? В том, что обыч­но наре­чие зави­сит от гла­го­ла, от суще­стви­тель­но­го крайне ред­ко. Но вот здесь имен­но такой слу­чай. Здесь про­пу­щен гла­гол, выпол­ня­ю­щий роль связ­ки: дирек­ти­ва, направ­лен­ная свер­ху (направ­лен­ная — при­ча­стие, осо­бая фор­ма гла­го­ла).
    Пойти в кафе.
    Здесь упо­треб­ле­но нескло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное. Окончания у него нет, но нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные все рав­но име­ют кате­го­рию паде­жа, пото­му что мы можем ему задать опре­де­лен­ный падеж­ный вопрос: пой­ти во что? Следовательно суще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в вини­тель­ном паде­же. И раз гла­гол зада­ет вот эту фор­му вини­тель­но­го паде­жа, то это управ­ле­ние. Глагол пой­ти управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же с пред­ло­гом – в кафе.
    Обидно до слёз.
    То же самое. Если зави­си­мое сло­во суще­стви­тель­ное, то авто­ма­ти­че­ски это управ­ле­ние.
    Далее несколь­ко сло­во­со­че­та­ний с при­тя­жа­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми. Обратите осо­бое вни­ма­ние, посколь­ку при­тя­жа­тель­ные место­име­ния могут всту­пать во все три вида свя­зи.
    Его ответ.
    Ответ чей? Его. Это место­име­ние — при­ла­га­тель­ное. Отвечает на вопрос чей? Это при­тя­жа­тель­ное место­име­ние. Его ответ, его отве­та, его отве­ту. Вроде бы при­ла­га­тель­ное, но не согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным, а засты­ло в одной и той же фор­ме. Это неиз­ме­ня­е­мая часть речи. Оно при­мы­ка­ет. Здесь нуж­но раз­гра­ни­чи­вать: нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные управ­ля­ют­ся, пото­му что у них есть падеж; неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (и место­имен­ные, и зна­ме­на­тель­ные) при­мы­ка­ют.
    Встретить его.
    Его – здесь это не при­тя­жа­тель­ное место­име­ние его, это лич­ное место­име­ние он в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа: встре­тить кого? Значит, это управ­ле­ние.
    Свои обя­зан­но­сти.
    А здесь согла­со­ва­ние, пото­му что при­тя­жа­тель­ное место­име­ние свои согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным обя­зан­ность.
    Свои обя­зан­но­сти, своя обя­зан­ность, сво­их обя­зан­но­стей.
    Еще раз: если у при­ла­га­тель­но­го есть окон­ча­ния, если оно изме­ня­ет­ся по паде­жам, то оно согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным; а если при­ла­га­тель­ное неиз­ме­ня­е­мое, то оно при­мы­ка­ет.
    Двумя рука­ми.
    Словосочетания с чис­ли­тель­ным в кос­вен­ном паде­же. Значит, это согла­со­ва­ние. В началь­ной фор­ме управ­ле­ние, а в кос­вен­ных паде­жах это согла­со­ва­ние. Если бы было две руки, то это было бы управ­ле­ние с эле­мен­том согла­со­ва­ния по роду. А дву­мя рука­ми — это уже чистое согла­со­ва­ние.
    Одна стро­ка.
    Числительное один — это един­ствен­ное чис­ли­тель­ное, кото­рое пол­но­стью согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Если мы вни­ма­тель­но пона­блю­да­ем, то все осталь­ные чис­ли­тель­ные управ­ля­ют роди­тель­ным паде­жом (одна стро­ка, но две стро­ки; стро­ка – в име­ни­тель­ном паде­же, стро­ки – в роди­тель­ном паде­же).
    Тридцать тре­тий пункт.
    Это чистое согла­со­ва­ние, пото­му что трид­цать тре­тий – это чис­ли­тель­ное поряд­ко­вое, то есть это при­ла­га­тель­ное с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем. Оно ведет себя как любое дру­гое при­ла­га­тель­ное.
    Тридцать тре­тий пункт, трид­цать тре­тье­го пунк­та, трид­цать тре­тье­му пунк­ту.
    Главная аве­ню.
    Авеню – суще­стви­тель­ное нескло­ня­е­мое. Но суще­стви­тель­ные, от того что они нескло­ня­е­мые, никак не меня­ют сво­е­го син­так­си­че­ско­го пове­де­ния. Здесь сло­во аве­ню – глав­ное. Посмотрим, как оно вли­я­ет на зави­си­мое.
    Есть глав­ная аве­ню, нет глав­ной аве­ню, при­ла­га­тель­ное с ним согла­су­ет­ся. У само­го сло­ва аве­ню окон­ча­ния нет, но при­ла­га­тель­ное под­стра­и­ва­ет свое окон­ча­ние под падеж суще­стви­тель­но­го. Так что это согла­со­ва­ние.
    Красавица доч­ка.
    А вот это осо­бый вид согла­со­ва­ния меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми. В линг­ви­сти­ке для него есть осо­бый тер­мин: аппо­зи­ция или аппо­зи­тив­ная связь. Буквально обо­зна­ча­ет при­став­ле­ние одно­го суще­стви­тель­но­го к дру­го­му. В чем его отли­чие от согла­со­ва­ния при­ла­га­тель­но­го с суще­стви­тель­ным? В том, что здесь менее чет­ко выра­же­но, какое сло­во глав­ное, а какое зави­си­мое. Но все-таки доч­ка – глав­ное, пото­му что мы можем заме­нить такое сло­во­со­че­та­ние на сло­во­со­че­та­ние с при­ла­га­тель­ным кра­си­вая доч­ка. Тем не менее это согла­со­ва­ние, пото­му что два суще­стви­тель­ных оди­на­ко­во изме­ня­ют­ся по паде­жам:
    кра­са­ви­цы доч­ки, кра­са­ви­це доч­ке, кра­са­ви­цей доч­кой.
    Пойду зани­мать­ся.
    Заниматься – инфи­ни­тив в пози­ции зави­си­мо­го сло­ва. Это при­мы­ка­ние. И как член пред­ло­же­ния – это обсто­я­тель­ство цели.
    Цвет беж.
    Тоже самое, что его ответ. Беж – это неиз­ме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное. Это при­мы­ка­ние.

  4. Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
    По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся: на именные (главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением).
    на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также особыми формами глагола — причастием и деепричастием).
    Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
    Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
    Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
    Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
    Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
    Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
    Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
    Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.
    2) Правописание омонимичных частей речи.
    Омонимы это слова, которые пишутся и читаются одинаково, но имеют разное значение. Пример омонимов в русском языке: лук ‘растение’ и лук ‘для стрельбы’, брак ‘изъян’ и брак ‘женитьба’, пол ‘настил’ и пол ‘женский или мужской’, коса ‘волосы’ и коса ‘сельскохозяйственное орудие’, ключ ‘от замка’ и ключ ‘источник’. Пример омофонов в русском языке: «пруд» и «прут», «плод» и «плот», «порог» и «порок», «столб» и «столп».Полная лексическая омонимия – это
    совпадение слов, принадлежащих к одной части речи, во всех формах. Примером
    полных омонимов могут служить слова наряд’ – ‘одежда’ и наряд –
    ‘распоряжение’, они не различаются в произношении и написании, совпадают во
    всех падежных формах единственного и множественного числа.
    При неполной (частичной) лексической омонимии совпадение в звучании и
    написании наблюдается у слов, принадлежащих к одной части речи, не во всех
    грамматических формах. Например, неполные омонимы: завод ‘ – ‘промышленное
    предприятие’ (металлургический завод) и завод ‘ – ‘приспособление для
    приведения в действие механизма’ (завод у часов). У второго слова нет форм
    множественного числа, а у первого есть. У омонимичных глаголов закалывать ‘
    (яму) и закапывать ‘ (лекарство) совпадают все формы несовершенного вида
    (закапываю, закапывал, буду закапывать); формы действительных причастий настоящего и прошедшего времени (закалывающий, закапывавший). Но нет совпадения в формах совершенного вида (закопаю – закапаю и т. д.).
    По структуре омонимы можно разделить на корневые и производные.
    Первые имеют непроизводную основу: мир ‘ – ‘отсутствие войны, согласие’
    (наступил мир) и мир ‘ – ‘вселенная’ (мир наполнен звуками); брак ‘ –
    ‘изъян в производстве’ (заводской брак) и брак ‘ – ‘супружество’
    (счастливый брак). Вторые возникли в результате словообразования, имеют,следовательно, производную основу: сборка ‘ – ‘действие по глаголу собирать’ (сборка конструкции) и сборка ‘ – ‘мелкая складка в одежде’ (сборка на юбке); строевой ‘ –. ‘относящийся к действиям в строю’ (строевая песня) и строевой ‘ – ‘годный для построек’ (строевой лес)

  5. Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
    По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся: на именные (главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением).
    на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также особыми формами глагола — причастием и деепричастием).
    Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
    Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).
    Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
    Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
    Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
    Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
    Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
    Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

  6. 6
    Текст добавил: Cмит в Трусах

    Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в
    словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим
    свойствам главного слова

    Словосочетанием называется соединение не менее двух знаменательных слов,
    связанных грамматически и по смыслу.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
    По морфологической принадлежности главного слова словосочетания делятся:
    на именные (главное слово выражено именем существительным, именем
    прилагательным, именем числительным, местоимением).
    на глагольные (главное слово выражено личными формами глагола, а также
    особыми формами глагола — причастием и деепричастием).
    Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной
    связи: согласование, управление, примыкание.
    Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово
    употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший
    цветок).
    Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово
    ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться
    искусством, находиться при сторожке).
    Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором слова в
    словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить
    войти).
    Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании
    выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога;
    неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только
    по смыслу, т. е. грамматическая
    связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из
    которых словосочетание состоит.
    Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко
    выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад
    — предмет и его признак. Несвободные словосочетания не делятся на части:
    детский сад — значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные
    словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом
    предложения.
    Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово)
    предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова,
    словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем
    словосочетание кирпичный дом, а словосочетание — точнее, так как оно не
    только называет предмет, но и указывает на его признак.
    Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для
    предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно
    выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание
    падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
    Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены
    предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у
    моря, возле моря.
    Вернуться к списку вопросов >>

  7. В зависимости от того, какое слово является главным в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему:
    Глагольные словосочетания
    Глагольные словосочетания с именем существительным:
    а) беспредложные (например: читать книгу, искать покоя, писать брату, рубить топором),
    б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).
    Глагольные словосочетания с инфинитивом (например: предложить выучить, просить принести).
    Глагольные словосочетания с наречием (например: поступать справедливо, заниматься вдвоем).
    Именные словосочетания
    I. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
    С именами существительными:
    1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);
    2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);
    С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа);
    С наречиями (например: прогулка верхом, судак по-польски);
    С инфинитивом (например: желание учиться, умение рисовать).
    II. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
    С именами существительными:
    1) беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);
    2) предложные (например: свободный от гнета, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);
    С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);
    С инфинитивом (например: способный работать, готовый услужить).
    III. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова (например: две книги, оба друга, трое в шинелях, третий из спутников).
    IV. Словосочетания с местоимением в роли главного слова (например: кто-то из студентов, нечто новое).
    Наречные словосочетания
    Словосочетания с наречием (например: очень удачно, по-прежнему хорошо).
    Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).
    Приведенная схема не касается дальнейших деталей. Так, в глагольных словосочетаниях в роли зависимого слова может выступать деепричастие (например: идти оглядываясь, говорить улыбаясь).
    Не все типы словосочетаний одинаково продуктивны в современном русском языке. Так, очень продуктивны именные словосочетания с предлогом по и дательным падежом, например: товарищ по работе, родственник по мужу, специалист по рыболовству, инспектор по кадрам, показатели неуспеваемости и т.п. Некоторые из них являются новообразованиями, стилистически не всегда полноценными (ср.: показатели успеваемости – показатели неуспеваемости).
    С другой стороны, непродуктивными следует считать в настоящее время словосочетания с дательным падежом без предлога типа корм лошадям (ср.: корм для лошадей), словосочетания с предлогом о и предложным падежом, выражающие атрибутивные отношения, типа стол о трех ножках (ср.: стол с тремя ножками) и некоторые другие.
    способы выражения синтаксических отношений в словосочетаниях следующие: 1) формы слов, 2) предлоги, 3) порядок слов, а в предложении: 1) формы слов, 2) служебные слова, 3) порядок слов, 4) интонация.

  8. «Словосочетания» – Управление Х глаг. неизм. форму Читать газету Читаем газету. Способы подчинительной связи. Говорить тихо. Словосочетания. Мамин халат. Согласование Х прил. сущ. мест. прич. числ. Не являются словосочетаниями: Примыкание Х нареч. глаг. дееприч.
    «Морфологический разбор глагола» – Часть речи. Начальная форма-неопределён. форма-инфинитив. Открыла синие ресницы изящная голубая перелеска. Работал – глагол. (Что делал?)работал. Разбор. Выучить порядок морфологического разбора глагола. Запишите текст и разберите глаголы. (Объясните знаки препинания). Нач.ф.(что делать?) работать. Ещё ярче белеет береста.
    «5 класс словосочетания» – Составьте возможные словосочетания, ОБОЗНАЧИТЬ СТРЕЛКАМИ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. Урок русского языка в 5 классе. Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. Вставить ПРОПУЩЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ.
    «Морфологический разбор прилагательного» – Прилагательное. Имя. Число. Назовите непостоянные признаки прилагательного. Н.ф. – небесный. Непост. Лазурь (какая?) небесная. Притяжательные. Пост. признаки -. Назовите постоянные морфологические признаки прилагательного? Падеж. Небесная (лазурь) – прилаг, Относительные. Признаки имени прилагательного.
    «Словосочетание» – Строение словосочетания. Словосочетание как средство выразительности речи. Пунктуация – правила постановки знаков препинания. Что изучает синтаксис и пунктуация . Увлекаться спортом. Слова и предложение. Удивительное зрелище. Главное слово в словосочетании может быть выражено- существительным или глаголом.).
    «Синтаксис словосочетания» – Пели и танцевали. Наступило утро. Словосочетаниями не являются: Словосочетание. Удачи в учебе. Очень красивый. На облучке в тулупе. Синтаксис и пунктуация. Выписать словосочетания и указать вид. – Сочетание знаменательного и служебного слов; Синтаксис. Здесь туристы располагаются на отдых. Практикум.

  9. 1. Типы словосочетаний по морфологической принадлежности главного слова
    Любое знаменательное слово сочетается с определенным кругом распространяющих его (зависимых) словоформ. Следовательно, типология словосочетаний по главному слову должна соответствовать классификации знаменательных слов как частей речи. На самом деле вопрос этот гораздо сложнее. Существуют бесспорные, общепризнанные типы словосочетаний по главному компоненту: глагольные (вербальные): заметить ошибку, уехать во Францию, тренироваться на стадионе, с главным словом существительным (субстантивные): вишневый сад, дом с мезонином, встреча выпускников, с главным словом прилагательным (адъективные): необыкновенно талантливый, темный от загара, полный решимости и с главным словом наречием (адвербиальные): очень тихо, слишком откровенно, далеко от дома. Конечно, у разных частей речи разные сочетательные свойства и возможности. Самая широкая сочетаемость у глагола и имени существительного, гораздо более ограниченная у прилагательного и наречия, в особенности сочетаемость ограниченна у слов с некачественным значением.
    Кроме бесспорных четырех основных типов словосочетаний, есть и такие, само выделение которых или причисление к тому или иному типу является проблематичным. Рассмотрим спорные случаи.
    1)   Существуют ли словосочетания на основе местоимений? На этот вопрос следует ответить отрицательно: местоимения, местоименные слова не обозначают предметов, признаков, а указывают на них. Поэтому не могут распространяться как слова личные местоимения, нельзя сказать «умный он», «несчастный я» (Правда, в художественном тексте возможно окказиональное употребление таких словосочетаний: Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня – Симонов). И тем не менее некоторые местоимения образуют словосочетания. Это неопределенные местоимения «что-то», «кто-то», «некто» и др. Например: некто в сером, что-то непонятное. Такие словосочетания семантически нечленимы, тем не менее мы можем представить их структуру как Pron + Adj. Но можно такие словосочетания объединить с субстантивными N + Adj, как это сделано в «Русской грамматике» 1980 г.
    2)   Следующий вопрос касается словосочетаний имен числительных. Не вызывает сомнений способность числительных сочетаться с формами существительных. Но известно, что сочетаемость эта необычная, единой парадигмы такие словосочетания не имеют: в именительном и винительном падежах числительное является главным словом в словосочетании с существительным Numer + N2 (три страницы), а в косвенных падежах главным становится существительное N + Numer(Adj) – трех страниц, трем страницам, тремя страницами..
    3)   Наконец, спорным является вопрос о словосочетании компаратива: особый тип словосочетания или это одно из словосочетаний наречия? Основанием для признания компаративного словосочетания отдельным типом является синтаксическая валентность, свойственная именно компаративу, – это зависимая словоформа N2, характерная не для наречия (или прилагательного), а именно для компаратива (данная словоформа выражает объект сравнения): умнее других, белее снега, стройнее тополя. Напомним, что именно характерная синтаксическая сочетаемость является одним из важнейших оснований для выделения компаратива в особую часть речи.
    2. Типы словосочетаний по составу (по количеству компонентов).
    Данная классификация представлена в «Русской грамматике» 1980 г. По этому признаку словосочетания делятся на простые, сложные и комбинированные.
    Простые словосочетания, в свою очередь, делятся на двучленные и трехчленные. Двучленные словосочетания образуются на основе одиночной сильной или слабой связи. Например: солнечный день, строить дом, идти пешком, звонок из редакции. Трехчленные словосочетания образуются на основе двойной сильной связи. Например: снабдить экспедицию снаряжением, вбить гвоздь в стену.
    Сложные словосочетания образуются на основе двух и более связей, исходящих от одного главного слова. Например: новая квартира со всеми удобствами, взять письмо со стола, лежать на диване с книгой.
    Комбинированные словосочетания образуются на основе связей. исходящих от разных стержневых слов. Например: увлеченно читать интересную книгу, удобный для работы стол, хороший друг моего отца.
    § 1.1.5. Словосочетание как синтаксическая конструкция: формальная и семантическая характеристика 1. Структура словосочетания (структурная схема, модель).
    Рассмотрим структуру простого (двукомпонентного) словосочетания. Каждый из компонентов – главный и зависимый – имеет свои релевантные признаки.
    Для главного компонента релевантна прежде всего принадлежность к части речи. Главный компонент – это слово (!), и ни в коем случае не словоформа. Соответственно он изображается в модели символом части речи: V (глагол), N или S (существительное), Adj (прилагательное), Adv (наречие). Кроме того, релевантными могут быть частные категориальные свойства слова (см. Правила образования словосочетаний): частная морфологическая особенность, семантика и др. Поэтому в записи модели словосочетания следовало бы отмечать и эти признаки, например, переходность глагола, семантические, морфемные особенности. Допустим, так: Vtrans (переходный глагол) + N4 (читать книгу), Vfaz (фазисный глагол) + inf (начать рассказывать). Но в сложившейся практике частные категориальные признаки не принято записывать. При этом мы, конечно, имеем их в виду для характеристики главного компонента.
    Для зависимого компонента релевантна словоформа. В записи модели она обозначается в соответствии с синтаксической связью: при согласовании – часть речи (Adj), поскольку эта словоформа уподобляется форме главного слова; при управлении – падежная или предложно-падежная форма; при примыкании – неизменяемая часть речи или особая неизменяемая словоформа. Например, словосочетание «мой дом» имеет модель N + Adj, словосочетание «его дом» имеет модель N + N2, словосочетание «способный понять» – Adj + Inf и т.д.
    2. Парадигма словосочетания. Словосочетание существует в парадигме. Формами словосочетания являются формы главного компонента. Таким образом, парадигма словосочетания совпадает с парадигмой главного слово. Это двенадцать форм нормального имени существительного или 6 форм существительного Singularia или Pluralia tantum, 24 формы имени прилагательного (плюс краткие формы для качественных прилагательных). Проблему составляет компаратив, который имеет характерную именно для этой формы сочетаемость. Например, прилагательное «быстрый» имеет парадигму из 24 форм положительной степени. Компаратив «быстрее» образует словосочетания, подобно всякому компаративу, с существительным в родительном падеже («быстрее ветра»), и это словосочетание уже не входит в парадигму прилагательного.
    Особым образом стоит вопрос о парадигме количественных и собирательных числительных. Числительные в сочетании с именами существительными представляют собой не одну парадигму, а совмещение двух разных парадигм: N + N 2 (три товарища) и N + Numer (Adj)/(трех товарищей, трем товарищам и т.д.).
    3. Синтаксическое значение словосочетания (типы синтаксических отношений в словосочетаниях). В словосочетании возможны только отношения субординативного типа. Синтаксические отношения и их классификации было рассмотрены в соответствующей теме. Повторим только то, что актуально для словосочетания, а именно виды субординативных отношений: определительные, объектные, обстоятельственные, восполняющие. Первые три типа проявляются в частных разновидностях.
    Определительные: признак и его носитель (определительно-субъектные): совет врача, распоряжение директора, свежесть лица, белизна снега. Такие словосочетания легко трансформируются в предложения: Врач посоветовал, Директор распорядился, Снег белый;
    – часть и целое: рукав пальто, ступенька лестницы;
    – принадлежность предмета лицу: дом отца, поэма Пушкина;
    – отношение лица к учреждению, организации: директор завода, студент университета
    и другие. Эти разновидности даны в теме «Синтаксические отношения. Виды субординативных отношений» (Глава 1.2).
    § 1.1.6. Функционирование словосочетания в предложении Словосочетание – особая синтаксическая конструкция, которая существует автономно от предложения на основе синтаксической валентности слова. Но в то же время словосочетание употребляется в предложении. В одних случаях словосочетание входит в состав предложения без изменений. Например: Темные окна дрожали от сырого восточного ветра. В предложение включены три словосочетания: «темные окна», «дрожать от ветра», «сырой восточный ветер».
    В других случаях словосочетание претерпевает те или иные изменения:
    а) Изменения могут быть связаны с коммуникативным заданием, с актуальным членением: изменяется порядок компонентов словосочетания, происходит нарушение их контактности:
    Ср.: Он пил некипяченое молоко и Молоко он пил некипяченое; Вокруг него образовалась странная компания и Странная образовалась вокруг него компания. При этом словосочетание не разрушается, его можно «восстановить», потому что сохраняются те же самые синтаксические отношения – субординативные определительные.
    б) Изменения могут носить конструктивный характер: изменяются синтаксические отношения – словосочетание разрушается. Например: Очередь, серая, каменная, была несокрушима, как греческая фаланга (Ильф и Петров). Между компонентами «очередь» и «серая, каменная» отношения уже не субординативные определительные, а полупредикативные, что выражается порядком слов и интонацией
    в) Может происходить расширение сочетаемости слова в предложении, снятие ограничений на сочетаемость. Например, в русском языке есть глаголы, выражающие адресованное действие, адресат выражается дательным падежом: вручить подарок юбиляру, написать письмо матери. В предложении адресат может появляться и у таких глаголов, значение которых не предполагает адресата: нарисовать, сшить (Мать сшила дочке платье, Нарисуй мне ёжика). Пример из стихотворения А. Твардовского: Паровозы, горячась, грохочут под уклон (ср.: мчатся под уклон).
    г) В предложении словосочетание может употребляться в неполном составе: пропускается зависимый компонент или главный компонент. В первом случае главное слово может не иметь необходимых распространителей. Например, глагол жаловаться имеет две валентности – два распространителя с объектным значением: жаловаться кому-то на что-то. Но вполне возможно такое предложение: Нужно лечиться, а не жаловаться. В других случаях возможен пропуск главного компонента: У Тани не было ручки, и я дала ей свою.
    § 1.1.7. Семантическая структура словосочетания В семантическом аспекте словосочетание выражает пропозицию, если содержит предикатное слово. Актантная структура обычно представлена не полностью. Например: вставить стекло в раму. Предикат «вставить» имеет два объектных актанта, субъектный актант в словосочетании не представлен. Посещение общежития деканом. В этом словосочетании представлены и объектный актант («общежития»), и субъектный («деканом»). Открытие Америки. Представлен только объектный актант. Если в составе словосочетания нет предикатного слова, то нет и пропозитивного значения: крыша дома, хрустальная ваза.
    Существуют словосочетания, пропозитивную семантику которых создает предлог-суперпредикат. Например, предлог «для» имеет значение предназначения: альбом для марок = ‘альбом, предназначенный для марок’. Предлог «без» соответствует по значению глаголам с отрицанием «не иметь, не быть»: дверь без замка = ’дверь, не имеющая замка‘.
    Подведем итог. Словосочетание – это номинативная синтаксическая единица, существующая на основе синтаксическое валентности слова. В грамматическом аспекте словосочетание – особая, элементарная синтаксическая конструкция, имеющая формальную модель и синтаксическое значение. Словосочетание – не коммуникативная единица, но оно включается в состав предложения и может претерпевать изменения, коммуникативно обусловленные. В семантическом плане словосочетание отражает пропозицию, если содержит предикатное слово или предлог с предикатным значением.
    Глава 1.2. Предикативная единица: основные понятия   § 1.2.1. Определение ПЕ. Понятие предикативности как грамматической категории простого предложения Предикативная единица – это центральная единица конструктивного синтаксиса. Она представляет собою синтаксическое построение, образованное словоформой или соединением словоформ, синтаксическое значение которых составляет предикативность.
    Предикативность – особое и обязательное значение предложения (ПЕ), которое связано с понятием предикации – соотнесенности сообщаемого с действительностью. Приведем пример. Дождь помешал закончить работу. Слово «дождь», употребленное в этом предложении, выполняет номинативную и денотативную функцию, оно называет определенное явление природы, которое представлено здесь как конкретный референт. В контексте: Сегодня работать в поле невозможно. Дождь – то же самое слово употребляется иначе, не только как номинативная единица. Оно является предложением, сообщающим: «дождь есть, существует в данное время», и выполняет здесь сигнификативную функцию. Это значит, что произошел акт предикации – ситуация представлена как реально существующая в настоящем.
    Предикативность – грамматическая (формально-синтаксическая) категория, которая складывается из двух обязательных частных категорий: объективной модальности и темпоральности (синтаксического времени).
    § 1.2.2. Объективная модальность и темпоральность. Понятие субъективной модальности Объективная модальность – это модальность грамматическая, имеющая грамматическое формальное выражение. Значение объективной модальности – отношение сообщаемого к действительности: сообщаемая ситуация может быть представлена как реально существующая во времени или нереальная, а желаемая, возможная, требуемая. Это значение есть в каждом предложении. Например: Я отдохнул. Скоро я отдохну. Я бы отдохнул… Отдохнуть бы! В первых двух случаях ситуация представлена как реальная, в третьем и четвертом случаях – как возможная или желательная. Ирреальность проявляется как возможность, желательность, волеизъявление и др. А.А. Потебня так характеризовал эти значения: «Ирреальное – не действительное событие, а идеальное».
    Средства выражения объективной модальности: финитные формы глагола (глагол в одном из наклонений), финитные формы глагольной связки «быть» и других связок («казаться», «слыть», «стать», «становиться»), независимый инфинитив – часто в сочетании с частицами «бы», «не», «только бы», «вот бы» и др. (Увидеться бы еще раз! Только бы не опоздать!) Надо отличать модальность грамматическую от модальности, выраженной лексическими средствами («хочу», «могу», «должен», «надо», «можно» и др.). Например, предложение Мне надо отдохнуть выражает значение необходимости благодаря лексическому значению слова «надо», но объективная модальность здесь реальная, потому что грамматическое средство ее выражения – нулевая связка, имеющая значение реальности и настоящего времени (ср. в других временных формах с вербализованной связкой: Мне надо было отдохнуть, Мне надо будет отдохнуть).
    Кроме значений объективной модальности, обязательных для каждого предложения, существуют значения субъективно-модальные – выражение отношения говорящего к содержанию высказывания. Субъективная модальность создается неграмматическими показателями – вводно-модальными словами (может быть, наверное, кажется, разумеется, скорее всего и под.), модальными частицами (вряд ли, едва ли, разве что, хотя бы, вроде бы, буквально, просто, прямо и др.), а также повторами, порядком слов и интонацией. Например, предложение Кажется, он уже приехал имеет значение реальной объективной модальности и прошедшего времени («приехал»). Вводное слово «кажется» создает значение субъективной модальности, выражает неуверенное предположение говорящего по поводу сообщаемой ситуации. Это значение относится к семантическому аспекту – к модусу предложения.
    Темпоральность – это значение синтаксического времени, которое проявляется как отношение сообщаемого к моменту речи или как отсутствие такого отношения. В соответствии с этим существует два основных значения темпоральности: временная определенность и временная неопределенность. Временная определенность – отношение сообщаемого, представляемого как реальное, к моменту речи. Это значение выражается только грамматически – временными формами глагола (Vf) или связки (cop). Временная неопределенность – отсутствие отношения к моменту речи, выражается формами ирреальных наклонений. Значения временной неопределенности имеют предложения с Vf в сослагательном и повелительном наклонениях, с теми же формами связки, а также с независимым инфинитивом. Например, в предложении Пришел бы он! нет грамматического выражения времени (хотя другими средствами его можно выразить: сейчас, вчера, завтра), поэтому оно имеет значение временной неопределенности. Такое временное значение возможно и в некоторых предложениях с реальной модальностью: Ушедший день не догонишь, Слезами горю не поможешь. Морфологическое время – будущее, а синтаксическое – вневременность.
    § 1.2.3. Парадигма ПЕ Парадигма предикативной единицы – совокупность его модально-временных форм. С точки зрения значений объективной модальности в парадигме существует противопоставление: реальная модальность (или синтаксический индикатив) – ирреальная модальность (ирреальные синтаксические наклонения). Синтаксический индикатив имеет значение временной определенности и проявляется в трех временных формах: настоящее, прошедшее и будущее. Ирреальные наклонения имеют значение временной неопределенности. Всего существует 5 форм ирреальных наклонений:
    Сослагательное – возможность в неопределенном временном плане. Например: Я бы пришел пораньше (т.е. мог бы прийти). Выражается формой сослагательного наклонения глагола.
    Условное – стимулирующая причина в неопределенном временном плане. Например: Если бы я пришел пораньше, всех бы застал. Выражается формой сослагательного наклонения в условных придаточных или формой повелительного наклонения в бессоюзных предложениях: Приди я пораньше – всех бы застал. Очевидно, что вторая форма стилистически отмечена как разговорная.
    Желательное – выражает желание действия, ситуации. Это значение создается формой сослагательного наклонения (Приходил бы ты почаще!), составными частицами, включающими «бы» (Лучше бы ты посидел дома! Хоть бы дождь пошел!), независимым инфинитивом с частицей «бы» (Съездить бы в деревню!).
    Побудительное – выражает волеизъявление в разных проявлениях: просьба, совет, приказ и др. Создается формами повелительного наклонения, частицей «пусть», а также формой глагола с суффиксом «л» в сочетании с частицей «чтоб»: Ты приходи пораньше. Пусть он придет пораньше. Чтоб больше он не приходил!
    Долженствовательное наклонение – выражает действие вынужденное. Это значение стилистически окрашено как разговорное и употребляется очень ограниченно. Например: Все в гости пошли, а я дома сиди. Создается формой повелительного наклонения глагола.
    § 1.2.4. Вопрос о категории лица как одной из предикативных категорий и включении форм лица в парадигму ПЕ Относительно этой категории существуют разные точки зрения. В семантическом аспекте такая категория, безусловно, существует (персонализация). Есть основания признать категорию лица и грамматической категорией: существуют такие предложения, в которых эти значения выражаются грамматически – личными формами глагола: Я читаю. Ты читаешь. Он читает. Но далеко не все виды предложений имеют это значение. Есть предложения, в которых значение лица специфическое – неопределенное, обобщенное (Тебя не переспоришь. Победителя не судят). Личная парадигма для таких предложений невозможна, поскольку обобщенно-личное значение создается только формой 2 лица единственного числа, а неопределенно-личное значение – только формой 3 лица множественного числа.
    Наконец, существуют предложения, в которых лицо вообще не выражено никакими средствами: предикат не соотносится с носителем предикативного признака. Например: В комнате душно. Духота. Тишина. Смеркается. Все это свидетельствует о небесспорности данной категории как категории предикативной.
    § 1.2.5. Грамматический предикат как конституирующий компонент предикативной единицы Предикативные значения (объективная модальность и синтаксическое время) воплощаются в особом компоненте – грамматическом предикате, конституирующем компоненте ПЕ. В основе грамматического предиката – предикат семантический, грамматическим он становится в результате актуализации (отнесенности ко времени и представлении его как реального или ирреального). Например: Его согласие было для всех неожиданным. – Он согласился, что было для всех неожиданным. – Если бы он согласился, все бы очень удивились. Как правило, грамматический предикат имеет предикатную семантику: физическое действие, состояние, качество и др. Но функцию предиката могут выполнять и слова с предметной семантикой – в позиции предиката. Например, в предложениях со значением тождества типа «Это дерево – ель» предикатом является слово «ель», особенностью которого в позиции предиката является сигнификативное, а не денотативное значение: «ель» в данном предложении – не предмет, а класс.
    Формы выражения грамматического предиката. Основная форма – Vf (любая спрягаемая форма глагола). Другие формы – имя или слово категории состояния в сочетании со связкой: cop N1/5, Adj 1/5, f, comp, Praed; предикативное слово Нет ( Нет времени), независимый инфинитив – Inf (Отдохнуть бы!). Инфинитив становится предикативной формой именно в синтаксически независимой позиции: он выражает значение объективной модальности (обычно ирреальность) и синтаксического времени (временная неопределенность).
    § 1.2.6. Структурная схема предикативной единицы

  10. Словосочета?ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.) .
    Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
    Типы связи слов в словосочетании
    Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.
    В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова) . Существует три типа связи между словами в словосочетании:
    Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоимением.
    Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием.
    Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.
    Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.
    Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
    Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, мальчик постарше.
    Другое определение связи «Примыкание» : связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола .
    Классификация словосочетаний по главному слову
    По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
    Глагольные
    Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
    Именные
    Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
    Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике.
    Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
    Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
    Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
    Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
    Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
    Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
    Наречные
    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
    [править]
    Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
    Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
    Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек) .
    Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
    Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
    Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания. [1]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *