В чем трагедия Гамлета?Пьесой «Гамлет» в творчестве Шекспира приоткрывается новый период, отмеченный созданиям четырех больших трагедий: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и «Макбет» (1605). Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто «встревоженных» трагедий, в которых мы часто видим героя – жертву несправедливости, который протестует, горько осуждает порок и взывает о мести. В этих пьесах отобразилась пасмурная, тревожная атмосфера тех лет – с заговорами и смертными казнями, волнениями буржуазии и простого люда. По традиции, которая существовала в том времени в английской драматургии, Шекспир переносит действие своей пьесы в другую страну и другую эпоху – старинную Данию, хотя, как всегда, пишет о современной Англии, о ее проблемах. Шекспир в своем произведении отобразил общечеловеческую трагедию – вечный разлад между мечтой и реальностью и бессилие одного человека, даже такой неординарной, как Гамлет, преодолеть это разногласие. «Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его», – такая сверхчеловеческая задача стоит перед героем Шекспира.Но сначала он должны восстановить справедливость и законность в своем родовом замке, где произошло подлое убийство его отца и, вопреки закону и морали, убийцу посев место короля, а иметь Гамлета стала женой убийцы своего мужа. «Помстись за мерзостное убийство», – взывает к Гамлету Призрак убитого отца. У Гамлета нет доказательств вины Клавдия, он не может быть откровенным ни с матерью, ни с единым другом, ему ни с кем посоветоваться, ниоткуда ждать помощи, когда всюду вранье, измена, лесть и беззаконие.Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете! Все мерзость! в отчаянии выкрикивает принц Датский.Гамлет видит три пути перед собой: смириться, «чтоб охать и потеть под нужной жизнью», умереть и таким образом решить для себя все проблемы или же бороться со всем светом.Быть или не быть – таков вопрос;Что благородней духом – покорят Пращам и стрелам яростной судьбыИль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?Умереть, уснуть – И только: и сказать, что сном кончаешь Тоскуи тысячу естественных мучений…Проблема выбора удручает Гамлета, обрекает его на мучительную бездеятельность.Так трусами нас делает раздумье,И так решимости естественный цвет Хиреет под налетом мысли бледной…Гамлет не трус. Единое, чего он боится – возможной ошибки, которая породит новое зло, продолжит цепь несправедливости и своеволие. Лишь убедившись в вине Клавдия, он решает помотаться и начинает неравный поединок с королем и его помощниками. Как и принадлежит трагедии, пьеса заканчивается гибелью главного героя. И целый ряд «смертей, в нужде подстроеннмх лукавством», «случайных наказаний, неожиданных убийств» заполняют последние акты пьесы. Тем не менее, остается верный Гамлету Гораций, которого умирающий принц просит: «Поведай правду обо мне неутоленном». В Данию входит с барабанным боем и флагами законный наследник престола Фортинбрас. Сила Гамлета не в том, что ценой кровавых жертв и собственной жизни разрешил мучительный вопрос, а в том, что он поставил вопрос о несправедливости окружающего мира и, как мог и умел, разоблачал этот мир.Гамлет в Дании уважал толпу и простой люд. В шекспировских времена «Гамлета» играли не только на сценах профессиональных театров; эту пьесу выполняли студенты университетов, моряки на палубе корабля. А за наших дней Гамлет дорогой всем честным людям, которые, как и раньше, не хотят мириться со злом и бесчестием в нашем несовершенном миру.
Что такое нравственный выбор? Мне кажется, многие люди задумывались об этом. Для себя я это вижу как выбор между правильным и неправильным, хорошим и плохим. С этим выбором, скорее всего, сталкивались все, и, наверное, он не из очень-то лёгких. Ведь бывают ситуации, когда правильным кажется и то, и то, а последствия наш выбор влечёт за собой разные, и порой они бывают весьма серьёзные.
Нравственный выбор может решить вопрос жизни и смерти. Например спасти друга или другого человека ценой собственной жизни. Бывает и наоборот – выбор малький, кажущийся совсем неважным, но он тоже показывает, каков человек на самом деле. Банальная помощь другу на контрольной. Ты можешь помочь ему, но не успеть сам, или же наоборот отказать ему и получить свою пятёрку.
В трагедии Уильяма Шекспира “Гамлет” примеров морального выбора очень много. Почти все герои пьесы решают, как правильно поступить в каких-то важных для них ситуациях. Это и Гамлет, и Лаэрт, и Офелия, и Розенкранц и Гильденстерн, Клавдий и Гертруда.
Например, выбор Лаэрта заключался в том, отравлять свою шпагу перед поединком с Гамлетом или нет? От этого зависил исход сражения, а также зависела и честность проходящего боя, честь самого Лаэрта. Розенкранц и Гильденстерн могли не предавать своего друга и помочь Гамлету отомстить за смерть своего отца Клавдию.
Однако самые главные решения для себя принимает Гамлет. На протяжении всех действий он пытается понять, как же ему поступить в той или иной ситуации, что это за собой повлечёт и что после этого может произойти. Нужно ли ему было мстить за своего отца собственному дяде и собственному матери?
Гамлет способен на решительные действия, но всё-таки он много обо всём думает, что могло бы стать с королевством после убийства нынешнего короля, что случилось бы с его матерью, если бы он хладнокровно убил своего дядю. Он устраивает спектакль, проверяет тем самым подлинность слов призрака отца насчёт своей смерти и только потом твёрдо принимает решение мстить. Однако Гамлет хочет не просто исправить преступление своего дяди, а в принципе изменить людей: “Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!”
Гамлет постоянно выбирает – “быть или не быть”, то есть действовать или нет. Благодаря трагедии Шекспира в мировой литературе появился герой, который совершает самый главный в своей жизни нравственный выбор.
Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политические деятели.
Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
Шекспировский герой стал пламенным выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание искусства древнего мира, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощь неба.
Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в «потусторонний мир», и обратились к человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями.
Трагедия “Гамлет” – “зеркало”, “летопись века”. В ней отпечаток времени, в которое не только отдельные личности – целые народы оказались как бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, – феодальные отношения, уже в настоящем и впереди – буржуазные отношения; там – суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но и всемогущество золота. Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду куда свободнее, но и произволу стало вольготней.
Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принц Датский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
“Гамлет” наполнен столь глубоким философским содержанием, в трагедии дана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такие грандиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя, заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки и созвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох.
Вот уже четыре столетия со сцен театров всего мира не сходит трагедия «Гамлет», написанная одним из лучших драматургов всех времён – Уильямом Шекспиром. Этот факт может показаться странным, почти невозможным, но, прочитав это произведение, я без труда поняла, что именно заставляет людей вновь и вновь возвращаться к этому сюжету, раскрывать в нём общеизвестный смысл, а иногда – даже искать новый.
Прежде всего, на мой взгляд, это произведение все считают важной, нестареющей классикой благодаря его проблематике. Главные вопросы «Гамлета» возникли из-за столкновения старого и нового миров, жестокой феодальной тьмы и просвещённого, гуманистического света, но несмотря на это, они не теряют своей актуальности и в наше время. Нельзя сказать, что проблемы выбора, борьбы добра со злом и другие поднимаемые в трагедии Шекспира вопросы перестали или скоро перестанут терзать людей, ведь наш мир всё ещё не идеален. В нём до сих пор слишком много жестокости и несправедливости, с которыми так самоотверженно, но, к сожалению, безрезультатно боролся Гамлет.
Конечно же, нельзя забывать и об образах персонажей, которые с первых страниц притягивают читателя, заставляют искренне сопереживать положительным и осуждать отрицательных. Главный герой трагедии – принц Гамлет, чьего отца убил Клавдий. Почти сразу я прониклась симпатией и сочувствием к этому человеку. Ему противна любая ложь и несправедливость, он готов в одиночку бороться против мирового зла. Гамлет честен и благороден: прежде, чем отомстить дяде, он всеми силами пытается узнать истинные обстоятельства гибели отца. Этот также факт свидетельствует о его рассудительности (он не поверил на слово призраку, пытался разобраться во всём сам) и некоей склонности идеализировать людей (он не может поверить, что его дядя оказался таким подлецом).
Но несмотря на то, что Гамлет – персонаж положительный и многими считается одним из ярчайших примеров гуманизма, с некоторыми его поступками, например, с решением убить Клавдия, я совершенно не согласна. Я уверена, что истинный гуманист не может позволить себе убить человека, даже такого злодея, как Клавдий, ведь убийство приносит лишь ещё больше зла в этот мир. Конечно же, в те времена месть считалась нормой, но бороться со злом его же методами, на мой взгляд – не выход. Также важно помнить, что из-за своего рвения убить Клавдия любой ценой Гамлет оказывается косвенно виновен в смерти отца своей возлюбленной, Офелии. В целом, горячность Гамлета не только в этом помешала их отношениям: он слишком резко и скоро сделал выводы обо всех женщинах, исходя только из проступка его матери. Ведь если бы Гамлет повнимательнее присмотрелся к Офелии, то увидел бы, что она – чиста душой, и даже её главный, на мой взгляд, недостаток (наивная вера всем словам Полония) происходит из благодетели (искренняя любовь к отцу). Я считаю, что если бы Гамлет не убил Полония и не делал столь поспешные выводы о женщинах, его с Офелией любовь могла бы иметь счастливое продолжение.
Образ главного злодея – Клавдия, дяди Гамлета, также даёт читателю немало тем для размышлений. Во всей мировой литературе найдётся очень немного людей, сравнимых с ним по подлости. Сохраняя маску честного человека, мудрого правителя и нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» на самом деле являлся абсолютно аморальным негодяем. Несмотря на все усилия «гамлетов», подобные люди, к сожалению, и сейчас живут вокруг нас, а это значит, что всем нам нужно усердней стараться сделать этот мир лучше.
Итак, благодаря вечной проблематике и нестареющим образам, трагедия «Гамлет» стала не только одним из самых известных произведений Шекспира, но и попала в список лучших драматургических сюжетов мировой литературы. Эта пьеса дала мне немало тем для раздумий, и я уверена, что не раз ещё вернусь к ним в своей жизни. Добавил: kapibarabanka
Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, чем популярность шекспировского «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия относится на сценах театров всего мира. И каждое поколение, люди разных национальностей ищут в ней ответа на вопрос, которые их беспокоят. Секрет такого постоянного интереса к трагедии – в философской глубине и гуманистическом воодушевлении этого произведения, в мастерстве Шекспира- Драматурга, который воплотил общечеловеческие проблемы в художественные образы.
Образ Гамлета – центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя – месть за убийство отца. Соответственно средневековым представлением – это его обязанность, но Гам-Лет – человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Чтобы принять решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварность (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу, Гамлета предают наивернейшие друзья и помогают убийце). Он разочаровывает даже в своей любви и остается одиноким. Его раздумья о назначении человека приобретают трагическую окраску (сцена на кладбище). Зло, считает он, имеет чуть ли не космический характер, и человек – очень слабое существо, чтобы противодействовать ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Гамлет не может смирится с этим, но и не находит в себе сил противодействовать. Если он станет убийцей, то перейдет на сторону зла и тем усилит его. Шекспир дает Гамлету несколько возможностей убить Клавдия: Гамлет видит, как король в одиночестве молится, и ему выпадает благоприятная возможность. И герой не делает решительного шага. В молитве Клавдий заслужит прощение свои грехи, смерть в такую минуту воспринималась современниками Шекспира как извинение грехов, а душа человека, считалось, отлетала в рай. Убить в такой миг Клавдия означало простить ему причиненное зло. Именно этого Гамлет и не может сделать. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями, эта борьба приводит к печальному выводу: весь мир – тюрьма, где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.
Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую ведет с собой герой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве, но и здесь раздумья о том, или не ждут на него такие же проблемы в потустороннем мире, останавливают его («Быть или не быть?»). Обязанность приказывает ему «быть» и действовать. Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. В финале трагедии убийце король наказан, но произошло это вследствие стечения обстоятельств, а не из воли героя. Гамлет не случайно притворяется сумасшедшим: понять то, что понял Гам-Лет, и не сойти с ума может лишь очень сильный человек. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей. Чему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческой жизни, можно ли побороть зло – вот лишь основные философские проблемы, которое поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверно, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности создавать добро, противостоять злу – путь к ответу на них. Человеком он был весь, во всем. На него похожих уже я не увижу, – эти слова Гамлета о своем отце короля можно было бы взять эпиграфом и к разговору о Гамлете, принце Датского.
Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего преобразования героя из мальчика, который некогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, на мыслителя, философа, готового к действиям юноши. Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, которым Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы. Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченная жизнь, учился в наилучшему университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI столетие». Гамлет не только был знаком с научной мысленным взором в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихи, знал правила сценического действа. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владеет и мечом. Гамлет – настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.
Как сын своего отца, Гамлет должны отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, а и виновный в грехе. Братоубийцу плодит вокруг себя именно зло. Беда Гамлета в потому, что он не хочет быть продолжателем зла – ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла». Гамлет старается вывести зло, как это говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он спектакль: «Пьеса – это петля, Она совесть уловит короля». Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но сам – на – сам, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла. Гамлет умеет быть решительным – убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно насмерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией отмечая, что «Жизнь для человека – это промолвит: «Раз». Чему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть наказанию его?
Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за вбитого отца думает Гамлет – душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:
* Свихнулось время… В доля зла моя! Пусть буду я жестоким – и не зверем, Пусть ранит острое слово – не кинжал,- так думает иногда Гамлет.
Он – человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек – венцов всего живого, украшение природы; с другого – убеждается, что человек недалеко пошел от животных, она обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готовый к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не имели бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек – это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасные для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенной – «homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос по вопросам: «Быть или не быть?».
Сочинения на свободную темуТрагедия «Гамлет» – средневековая легенда Шекспира, что описывает поломанную судьбу главного героя Гамлета, внутренний мир которого потерпел сокрушительные удары судьбы. Эта глубокая, философская натура, отличалась своими гуманистическими взглядами на мир была разочарована в жизни, ведь после подлого убийства отца не оставалось ничего, кроме отчаяния и жажды мести.
Кроме этого Гамлету приходится признать измену матери, которая снова вышла замуж, и он не может ей простить этого низкого поступка. Отношения с Офелией так и не сложились. Возможно потому, что судьба так решила, а возможно потому, что все те переживания, которые захватывали душу юноши негативно отразились на его отношении к любимой.
Если рассматривать личность Гамлета с психологической точки зрения, надо сказать, что он отличался определенным благородством, пониманием и уважением к другим в не зависимости от того, к какому социальному звену входит личность. Это видно не только по его поведению, но и из того, что лучшим его другом был простой студент. Гамлет в эпоху Возрождения относился к высоконравственным и утонченным людям, для которых неприемлемы любые проявления зла, особенно если это касается измены в середине семьи.
Жажда мести за отца развивает в Гамлете еще больше философских мыслей. Он все больше признает свою незначительность в контексте мира, свое безсилие в сравнении с общественным злом. Он не мог поверить в то, что высокие человеческие чувства теряют свою значимость, что все меньше места остается правде, дружбе, любви, верности и справедливости. Казалось, что мир перевернулся. Но нет, на самом деле его мир просто исчез, он сломался. Сломался потому, что с самого начала он не хотел видеть негативных моментов, которые и так были в обществе, а со временем стали только усиливаться.
В данном случае суть трагедии заключается в том, что Гамлет ставит себе высокие цели. Дело не в том, что у него слабый характер, как считают некоторые, и если разобраться то это далеко не так. Дело в том, что он пытается воевать с очень масштабными и непреодолимыми проблемами. Ему неизвестны и чужие понятия норм, нравоучений и ценности окружающих, его гнетут особенности общества, которое для него оказывается злыми, жестокими, несправедливыми, аморальными и лживыми.
Борьба внутренних принципов, измена, переоценка ценностей и необходимость мириться с новыми обстоятельствами делают судьбу Гамлета невыносимой. В его положении трудно что-то изменить, а любые его философские размышления только больше угнетают его. Это настоящая трагедия, только на этот раз не о несчастной любви, не о нереализованных потребностях, а о поломанной судьбе и разрушенной картине мира личности, так стремилась к развитию высоких эстетических и моральных норм и ценностей.
Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет – человек слабохарактерный, для других – мужественный борец.
В трагедии датского принца главное – не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное – то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
Можно сказать, что трагедия Гамлета – это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее – стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
Раньше Гамлет считал, что человек – центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух – «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь – дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
Полная противоположность ему – нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий – убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло – не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался – и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое – сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.
Торчит затычкою в щели.
Вобравший в себя традиции гуманизма, молодой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испорченность света. Однако под силу ли одному человеку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой понимает это, но в его сердце живет страстное желание отомстить за смерть отца. Он не может оставить все так как есть, смириться с несправедливостью, злом, обманом. Гамлета не страшит путешествие в «страну, откуда ни один не возвращался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достойным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с собственной совестью, которую ведут Клавдий, Полоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости:
О, мысль моя, отныне будь в крови.
Живи грозой иль вовсе не живи!
К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его заветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей. Глубокие противоречия между стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия составляют основу его душевной трагедии.
Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гамлет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит
На двадцать тысяч обреченных,
Готовых лечь в могилу, как в постель,
За обладанье спорною полоской…
Видя великие масштабы зла и порока, чувствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение расстаться с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство.
В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гамлета еще и в том, что он не понимал «толпы». Он не видел этой силы, потому что не в том направлении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел изменить, — и, конечно, не находил. Потому что это общество чувствовало себя вполне комфортно в существующих, веками сложившихся условиях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия историческая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом.
По глубокому убеждению Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят попытки в одиночку исправить мир, каким губительным может оказаться влияние общества, среды, принадлежность к тому или иному сословию.
В чем трагедия Гамлета?Пьесой «Гамлет» в творчестве Шекспира приоткрывается новый период, отмеченный созданиям четырех больших трагедий: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и «Макбет» (1605). Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто «встревоженных» трагедий, в которых мы часто видим героя – жертву несправедливости, который протестует, горько осуждает порок и взывает о мести. В этих пьесах отобразилась пасмурная, тревожная атмосфера тех лет – с заговорами и смертными казнями, волнениями буржуазии и простого люда. По традиции, которая существовала в том времени в английской драматургии, Шекспир переносит действие своей пьесы в другую страну и другую эпоху – старинную Данию, хотя, как всегда, пишет о современной Англии, о ее проблемах. Шекспир в своем произведении отобразил общечеловеческую трагедию – вечный разлад между мечтой и реальностью и бессилие одного человека, даже такой неординарной, как Гамлет, преодолеть это разногласие. «Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его», – такая сверхчеловеческая задача стоит перед героем Шекспира.Но сначала он должны восстановить справедливость и законность в своем родовом замке, где произошло подлое убийство его отца и, вопреки закону и морали, убийцу посев место короля, а иметь Гамлета стала женой убийцы своего мужа. «Помстись за мерзостное убийство», – взывает к Гамлету Призрак убитого отца. У Гамлета нет доказательств вины Клавдия, он не может быть откровенным ни с матерью, ни с единым другом, ему ни с кем посоветоваться, ниоткуда ждать помощи, когда всюду вранье, измена, лесть и беззаконие.Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете! Все мерзость! в отчаянии выкрикивает принц Датский.Гамлет видит три пути перед собой: смириться, «чтоб охать и потеть под нужной жизнью», умереть и таким образом решить для себя все проблемы или же бороться со всем светом.Быть или не быть – таков вопрос;Что благородней духом – покорят Пращам и стрелам яростной судьбыИль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?Умереть, уснуть – И только: и сказать, что сном кончаешь Тоскуи тысячу естественных мучений… Проблема выбора удручает Гамлета, обрекает его на мучительную бездеятельность.Так трусами нас делает раздумье,И так решимости естественный цвет Хиреет под налетом мысли бледной… Гамлет не трус. Единое, чего он боится – возможной ошибки, которая породит новое зло, продолжит цепь несправедливости и своеволие. Лишь убедившись в вине Клавдия, он решает помотаться и начинает неравный поединок с королем и его помощниками. Как и принадлежит трагедии, пьеса заканчивается гибелью главного героя. И целый ряд «смертей, в нужде подстроеннмх лукавством», «случайных наказаний, неожиданных убийств» заполняют последние акты пьесы. Тем не менее, остается верный Гамлету Гораций, которого умирающий принц просит: «Поведай правду обо мне неутоленном». В Данию входит с барабанным боем и флагами законный наследник престола Фортинбрас. Сила Гамлета не в том, что ценой кровавых жертв и собственной жизни разрешил мучительный вопрос, а в том, что он поставил вопрос о несправедливости окружающего мира и, как мог и умел, разоблачал этот мир.Гамлет в Дании уважал толпу и простой люд. В шекспировских времена «Гамлета» играли не только на сценах профессиональных театров; эту пьесу выполняли студенты университетов, моряки на палубе корабля. А за наших дней Гамлет дорогой всем честным людям, которые, как и раньше, не хотят мириться со злом и бесчестием в нашем несовершенном миру.
В чем трагедия Гамлета?Пьесой «Гамлет» в творчестве Шекспира приоткрывается новый период, отмеченный созданиям четырех больших трагедий: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и «Макбет» (1605). Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто «встревоженных» трагедий, в которых мы часто видим героя – жертву несправедливости, который протестует, горько осуждает порок и взывает о мести. В этих пьесах отобразилась пасмурная, тревожная атмосфера тех лет – с заговорами и смертными казнями, волнениями буржуазии и простого люда. По традиции, которая существовала в том времени в английской драматургии, Шекспир переносит действие своей пьесы в другую страну и другую эпоху – старинную Данию, хотя, как всегда, пишет о современной Англии, о ее проблемах. Шекспир в своем произведении отобразил общечеловеческую трагедию – вечный разлад между мечтой и реальностью и бессилие одного человека, даже такой неординарной, как Гамлет, преодолеть это разногласие. «Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его», – такая сверхчеловеческая задача стоит перед героем Шекспира.Но сначала он должны восстановить справедливость и законность в своем родовом замке, где произошло подлое убийство его отца и, вопреки закону и морали, убийцу посев место короля, а иметь Гамлета стала женой убийцы своего мужа. «Помстись за мерзостное убийство», – взывает к Гамлету Призрак убитого отца. У Гамлета нет доказательств вины Клавдия, он не может быть откровенным ни с матерью, ни с единым другом, ему ни с кем посоветоваться, ниоткуда ждать помощи, когда всюду вранье, измена, лесть и беззаконие.Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете! Все мерзость! в отчаянии выкрикивает принц Датский.Гамлет видит три пути перед собой: смириться, «чтоб охать и потеть под нужной жизнью», умереть и таким образом решить для себя все проблемы или же бороться со всем светом.Быть или не быть – таков вопрос;Что благородней духом – покорят Пращам и стрелам яростной судьбыИль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?Умереть, уснуть – И только: и сказать, что сном кончаешь Тоскуи тысячу естественных мучений…Проблема выбора удручает Гамлета, обрекает его на мучительную бездеятельность.Так трусами нас делает раздумье,И так решимости естественный цвет Хиреет под налетом мысли бледной…Гамлет не трус. Единое, чего он боится – возможной ошибки, которая породит новое зло, продолжит цепь несправедливости и своеволие. Лишь убедившись в вине Клавдия, он решает помотаться и начинает неравный поединок с королем и его помощниками. Как и принадлежит трагедии, пьеса заканчивается гибелью главного героя. И целый ряд «смертей, в нужде подстроеннмх лукавством», «случайных наказаний, неожиданных убийств» заполняют последние акты пьесы. Тем не менее, остается верный Гамлету Гораций, которого умирающий принц просит: «Поведай правду обо мне неутоленном». В Данию входит с барабанным боем и флагами законный наследник престола Фортинбрас. Сила Гамлета не в том, что ценой кровавых жертв и собственной жизни разрешил мучительный вопрос, а в том, что он поставил вопрос о несправедливости окружающего мира и, как мог и умел, разоблачал этот мир.Гамлет в Дании уважал толпу и простой люд. В шекспировских времена «Гамлета» играли не только на сценах профессиональных театров; эту пьесу выполняли студенты университетов, моряки на палубе корабля. А за наших дней Гамлет дорогой всем честным людям, которые, как и раньше, не хотят мириться со злом и бесчестием в нашем несовершенном миру.
Что такое нравственный выбор? Мне кажется, многие люди задумывались об этом. Для себя я это вижу как выбор между правильным и неправильным, хорошим и плохим. С этим выбором, скорее всего, сталкивались все, и, наверное, он не из очень-то лёгких. Ведь бывают ситуации, когда правильным кажется и то, и то, а последствия наш выбор влечёт за собой разные, и порой они бывают весьма серьёзные.
Нравственный выбор может решить вопрос жизни и смерти. Например спасти друга или другого человека ценой собственной жизни. Бывает и наоборот – выбор малький, кажущийся совсем неважным, но он тоже показывает, каков человек на самом деле. Банальная помощь другу на контрольной. Ты можешь помочь ему, но не успеть сам, или же наоборот отказать ему и получить свою пятёрку.
В трагедии Уильяма Шекспира “Гамлет” примеров морального выбора очень много. Почти все герои пьесы решают, как правильно поступить в каких-то важных для них ситуациях. Это и Гамлет, и Лаэрт, и Офелия, и Розенкранц и Гильденстерн, Клавдий и Гертруда.
Например, выбор Лаэрта заключался в том, отравлять свою шпагу перед поединком с Гамлетом или нет? От этого зависил исход сражения, а также зависела и честность проходящего боя, честь самого Лаэрта. Розенкранц и Гильденстерн могли не предавать своего друга и помочь Гамлету отомстить за смерть своего отца Клавдию.
Однако самые главные решения для себя принимает Гамлет. На протяжении всех действий он пытается понять, как же ему поступить в той или иной ситуации, что это за собой повлечёт и что после этого может произойти. Нужно ли ему было мстить за своего отца собственному дяде и собственному матери?
Гамлет способен на решительные действия, но всё-таки он много обо всём думает, что могло бы стать с королевством после убийства нынешнего короля, что случилось бы с его матерью, если бы он хладнокровно убил своего дядю. Он устраивает спектакль, проверяет тем самым подлинность слов призрака отца насчёт своей смерти и только потом твёрдо принимает решение мстить. Однако Гамлет хочет не просто исправить преступление своего дяди, а в принципе изменить людей: “Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его!”
Гамлет постоянно выбирает – “быть или не быть”, то есть действовать или нет. Благодаря трагедии Шекспира в мировой литературе появился герой, который совершает самый главный в своей жизни нравственный выбор.
Среди пьес Вильяма Шекспира “Гамлет” – одна из самых известных. Героем этой драмы вдохновлялись поэты и композиторы, философы и политические деятели.
Огромный круг философских и этических вопросов переплетается в трагедии с вопросами общественными и политическими, характеризующими неповторимую грань XVI и XVII веков.
Шекспировский герой стал пламенным выразителем тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы человечества стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание искусства древнего мира, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощь неба.
Общественная мысль, литература, искусство эпохи Возрождения решительно отбросили средневековые догмы о необходимости ежечасного смирения духа и плоти, отрешенности от всего реального, покорного ожидания того часа, когда человек перейдет в «потусторонний мир», и обратились к человеку с его мыслями, чувствами и страстями, к его земной жизни с ее радостями и страданиями.
Трагедия “Гамлет” – “зеркало”, “летопись века”. В ней отпечаток времени, в которое не только отдельные личности – целые народы оказались как бы между молотом и наковальней: позади, да и в настоящем, – феодальные отношения, уже в настоящем и впереди – буржуазные отношения; там – суеверие, фанатизм, здесь – вольнодумство, но и всемогущество золота. Общество стало гораздо богаче, но и нищеты стало больше; индивиду куда свободнее, но и произволу стало вольготней.
Государство, в котором живет, изнывая от язв его и пороков, принц Датский, это вымышленная Дания. Писал же Шекспир о современной ему Англии. Все в его пьесе – герои, мысли, проблемы, характеры – принадлежит обществу, в котором жил Шекспир.
“Гамлет” наполнен столь глубоким философским содержанием, в трагедии дана такая широкая картина современной Шекспиру жизни, в ней созданы такие грандиозные человеческие характеры, что мысли и чувства писателя, заключенные в этом шедевре шекспировской драматургии, стали близки и созвучны не только его современникам, но и людям иных исторических эпох.
Вот уже четыре столетия со сцен театров всего мира не сходит трагедия «Гамлет», написанная одним из лучших драматургов всех времён – Уильямом Шекспиром. Этот факт может показаться странным, почти невозможным, но, прочитав это произведение, я без труда поняла, что именно заставляет людей вновь и вновь возвращаться к этому сюжету, раскрывать в нём общеизвестный смысл, а иногда – даже искать новый.
Прежде всего, на мой взгляд, это произведение все считают важной, нестареющей классикой благодаря его проблематике. Главные вопросы «Гамлета» возникли из-за столкновения старого и нового миров, жестокой феодальной тьмы и просвещённого, гуманистического света, но несмотря на это, они не теряют своей актуальности и в наше время. Нельзя сказать, что проблемы выбора, борьбы добра со злом и другие поднимаемые в трагедии Шекспира вопросы перестали или скоро перестанут терзать людей, ведь наш мир всё ещё не идеален. В нём до сих пор слишком много жестокости и несправедливости, с которыми так самоотверженно, но, к сожалению, безрезультатно боролся Гамлет.
Конечно же, нельзя забывать и об образах персонажей, которые с первых страниц притягивают читателя, заставляют искренне сопереживать положительным и осуждать отрицательных. Главный герой трагедии – принц Гамлет, чьего отца убил Клавдий. Почти сразу я прониклась симпатией и сочувствием к этому человеку. Ему противна любая ложь и несправедливость, он готов в одиночку бороться против мирового зла. Гамлет честен и благороден: прежде, чем отомстить дяде, он всеми силами пытается узнать истинные обстоятельства гибели отца. Этот также факт свидетельствует о его рассудительности (он не поверил на слово призраку, пытался разобраться во всём сам) и некоей склонности идеализировать людей (он не может поверить, что его дядя оказался таким подлецом).
Но несмотря на то, что Гамлет – персонаж положительный и многими считается одним из ярчайших примеров гуманизма, с некоторыми его поступками, например, с решением убить Клавдия, я совершенно не согласна. Я уверена, что истинный гуманист не может позволить себе убить человека, даже такого злодея, как Клавдий, ведь убийство приносит лишь ещё больше зла в этот мир. Конечно же, в те времена месть считалась нормой, но бороться со злом его же методами, на мой взгляд – не выход. Также важно помнить, что из-за своего рвения убить Клавдия любой ценой Гамлет оказывается косвенно виновен в смерти отца своей возлюбленной, Офелии. В целом, горячность Гамлета не только в этом помешала их отношениям: он слишком резко и скоро сделал выводы обо всех женщинах, исходя только из проступка его матери. Ведь если бы Гамлет повнимательнее присмотрелся к Офелии, то увидел бы, что она – чиста душой, и даже её главный, на мой взгляд, недостаток (наивная вера всем словам Полония) происходит из благодетели (искренняя любовь к отцу). Я считаю, что если бы Гамлет не убил Полония и не делал столь поспешные выводы о женщинах, его с Офелией любовь могла бы иметь счастливое продолжение.
Образ главного злодея – Клавдия, дяди Гамлета, также даёт читателю немало тем для размышлений. Во всей мировой литературе найдётся очень немного людей, сравнимых с ним по подлости. Сохраняя маску честного человека, мудрого правителя и нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» на самом деле являлся абсолютно аморальным негодяем. Несмотря на все усилия «гамлетов», подобные люди, к сожалению, и сейчас живут вокруг нас, а это значит, что всем нам нужно усердней стараться сделать этот мир лучше.
Итак, благодаря вечной проблематике и нестареющим образам, трагедия «Гамлет» стала не только одним из самых известных произведений Шекспира, но и попала в список лучших драматургических сюжетов мировой литературы. Эта пьеса дала мне немало тем для раздумий, и я уверена, что не раз ещё вернусь к ним в своей жизни.
Добавил: kapibarabanka
Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, чем популярность шекспировского «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия относится на сценах театров всего мира. И каждое поколение, люди разных национальностей ищут в ней ответа на вопрос, которые их беспокоят. Секрет такого постоянного интереса к трагедии – в философской глубине и гуманистическом воодушевлении этого произведения, в мастерстве Шекспира- Драматурга, который воплотил общечеловеческие проблемы в художественные образы.
Образ Гамлета – центральный в трагедии Шекспира. Уже в начале пьесы определяется главная цель этого героя – месть за убийство отца. Соответственно средневековым представлением – это его обязанность, но Гам-Лет – человек нового времени, он гуманист, и жестокая месть противоречит его натуре. Чтобы принять решение, ему нужно хорошо взвесить, изменит ли что-нибудь в мире смерть Клавдия. Вокруг себя он видит лишь измену и коварность (мать предала отца и вышла замуж за его убийцу, Гамлета предают наивернейшие друзья и помогают убийце). Он разочаровывает даже в своей любви и остается одиноким. Его раздумья о назначении человека приобретают трагическую окраску (сцена на кладбище). Зло, считает он, имеет чуть ли не космический характер, и человек – очень слабое существо, чтобы противодействовать ему. События трагедии будто подтверждают эти соображения героя: без вины гибнет Офелия, а зло остается ненаказанным. Гамлет не может смирится с этим, но и не находит в себе сил противодействовать. Если он станет убийцей, то перейдет на сторону зла и тем усилит его. Шекспир дает Гамлету несколько возможностей убить Клавдия: Гамлет видит, как король в одиночестве молится, и ему выпадает благоприятная возможность. И герой не делает решительного шага. В молитве Клавдий заслужит прощение свои грехи, смерть в такую минуту воспринималась современниками Шекспира как извинение грехов, а душа человека, считалось, отлетала в рай. Убить в такой миг Клавдия означало простить ему причиненное зло. Именно этого Гамлет и не может сделать. На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями, эта борьба приводит к печальному выводу: весь мир – тюрьма, где нет места человеческим добродетелям, где каждый человек обречен на одинокость.
Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую ведет с собой герой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве, но и здесь раздумья о том, или не ждут на него такие же проблемы в потустороннем мире, останавливают его («Быть или не быть?»). Обязанность приказывает ему «быть» и действовать. Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. В финале трагедии убийце король наказан, но произошло это вследствие стечения обстоятельств, а не из воли героя. Гамлет не случайно притворяется сумасшедшим: понять то, что понял Гам-Лет, и не сойти с ума может лишь очень сильный человек. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей. Чему человек не может достичь счастья и гармонии, в чем смысл человеческой жизни, можно ли побороть зло – вот лишь основные философские проблемы, которое поднимает Шекспир в своей трагедии. Он не дает на них окончательного ответа, наверно, это и невозможно. Но его вера в человека, в ее возможности создавать добро, противостоять злу – путь к ответу на них. Человеком он был весь, во всем. На него похожих уже я не увижу, – эти слова Гамлета о своем отце короля можно было бы взять эпиграфом и к разговору о Гамлете, принце Датского.
Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего преобразования героя из мальчика, который некогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, на мыслителя, философа, готового к действиям юноши. Несколько штрихов Шекспир подает для изображения того, которым Гамлет был до того, как возникли в его жизни сложные вопросы. Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченная жизнь, учился в наилучшему университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI столетие». Гамлет не только был знаком с научной мысленным взором в свое время, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихи, знал правила сценического действа. Как настоящий человек в свое время, Гамлет владеет и мечом. Гамлет – настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки в свое время и мог бы быть мудрым правителем.
Как сын своего отца, Гамлет должны отомстить за честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, а и виновный в грехе. Братоубийцу плодит вокруг себя именно зло. Беда Гамлета в потому, что он не хочет быть продолжателем зла – ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла». Гамлет старается вывести зло, как это говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он спектакль: «Пьеса – это петля, Она совесть уловит короля». Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но сам – на – сам, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла. Гамлет умеет быть решительным – убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно насмерть Гильденстерна и Розенкранца, с горькой иронией отмечая, что «Жизнь для человека – это промолвит: «Раз». Чему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть наказанию его?
Не только об отплате за личную несправедливость или только месть за вбитого отца думает Гамлет – душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:
* Свихнулось время… В доля зла моя! Пусть буду я жестоким – и не зверем, Пусть ранит острое слово – не кинжал,- так думает иногда Гамлет.
Он – человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек – венцов всего живого, украшение природы; с другого – убеждается, что человек недалеко пошел от животных, она обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует. Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готовый к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не имели бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек – это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасные для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные. Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенной – «homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос по вопросам: «Быть или не быть?».
Сочинения на свободную темуТрагедия «Гамлет» – средневековая легенда Шекспира, что описывает поломанную судьбу главного героя Гамлета, внутренний мир которого потерпел сокрушительные удары судьбы. Эта глубокая, философская натура, отличалась своими гуманистическими взглядами на мир была разочарована в жизни, ведь после подлого убийства отца не оставалось ничего, кроме отчаяния и жажды мести.
Кроме этого Гамлету приходится признать измену матери, которая снова вышла замуж, и он не может ей простить этого низкого поступка. Отношения с Офелией так и не сложились. Возможно потому, что судьба так решила, а возможно потому, что все те переживания, которые захватывали душу юноши негативно отразились на его отношении к любимой.
Если рассматривать личность Гамлета с психологической точки зрения, надо сказать, что он отличался определенным благородством, пониманием и уважением к другим в не зависимости от того, к какому социальному звену входит личность. Это видно не только по его поведению, но и из того, что лучшим его другом был простой студент. Гамлет в эпоху Возрождения относился к высоконравственным и утонченным людям, для которых неприемлемы любые проявления зла, особенно если это касается измены в середине семьи.
Жажда мести за отца развивает в Гамлете еще больше философских мыслей. Он все больше признает свою незначительность в контексте мира, свое безсилие в сравнении с общественным злом. Он не мог поверить в то, что высокие человеческие чувства теряют свою значимость, что все меньше места остается правде, дружбе, любви, верности и справедливости. Казалось, что мир перевернулся. Но нет, на самом деле его мир просто исчез, он сломался. Сломался потому, что с самого начала он не хотел видеть негативных моментов, которые и так были в обществе, а со временем стали только усиливаться.
В данном случае суть трагедии заключается в том, что Гамлет ставит себе высокие цели. Дело не в том, что у него слабый характер, как считают некоторые, и если разобраться то это далеко не так. Дело в том, что он пытается воевать с очень масштабными и непреодолимыми проблемами. Ему неизвестны и чужие понятия норм, нравоучений и ценности окружающих, его гнетут особенности общества, которое для него оказывается злыми, жестокими, несправедливыми, аморальными и лживыми.
Борьба внутренних принципов, измена, переоценка ценностей и необходимость мириться с новыми обстоятельствами делают судьбу Гамлета невыносимой. В его положении трудно что-то изменить, а любые его философские размышления только больше угнетают его. Это настоящая трагедия, только на этот раз не о несчастной любви, не о нереализованных потребностях, а о поломанной судьбе и разрушенной картине мира личности, так стремилась к развитию высоких эстетических и моральных норм и ценностей.
Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть просто персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим читателям. Но этот близкий многим герой оказался не столь прост. В нем, как и во всей пьесе, много загадочного, неясного. Для одних Гамлет – человек слабохарактерный, для других – мужественный борец.
В трагедии датского принца главное – не во внешних событиях, не в исключительных по грандиозности и кровавости происшествиях. Главное – то, что происходит все это время в сознании героя. В душе Гамлета разыгрываются драмы не менее мучительные и ужасные, чем те, которые происходят в жизни других действующих лиц пьесы.
Можно сказать, что трагедия Гамлета – это трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование героя было безмятежным. Он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей и сам полюбил и испытывал взаимность от прелестной девушки. У Гамлета были верные друзья. Герой увлеченно занимался науками, любил театр, писал стихи. Впереди его ждало великое будущее – стать государем и править своим народом. Но вдруг все стало рушиться. В расцвете лет умирает отец Гамлета. Не успел герой пережить это горе, как его постиг второй удар: мать меньше, чем через два месяца, вышла замуж за дядю Гамлета. Больше того, она разделила с ним трон. И вот наступает время третьего удара: Гамлет узнает, что его отца убил собственный брат, чтобы завладеть его короной и женой.
Удивительно ли, что герой находился на грани отчаяния. На его глазах рухнуло все, что делало его жизнь ценной. Гамлет никогда не был столь наивен, чтобы думать, что в жизни не бывает несчастий. Но он имел об этом очень приблизительное представление. Беды, обрушившиеся на героя, заставили его по-новому посмотреть на все. В сознании Гамлета с небывалой остротой начали возникать вопросы: чего стоит жизнь? что такое смерть? можно ли верить в любовь и дружбу? можно ли быть счастливым? можно ли уничтожить зло?
Раньше Гамлет считал, что человек – центр Вселенной. Но под влиянием несчастий его взгляд на жизнь и природу резко изменился. Герой признается Розенкранцу и Гильденстерну, что «утратил всю свою веселость, забросил привычные занятия». На душе у него тяжело, земля ему кажется «пустынным местом», воздух – «мутным и чумным скоплением паров». Еще раньше мы слышали от Гамлета горестное восклицание о том, что жизнь – дикий сад, в котором растут только сорняки и повсюду царит зло. Честность в этом мире исчезла: «быть честным при том, каков этот мир, – это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч». В знаменитом монологе «Быть или не быть?» Гамлет перечисляет беды жизни: «гнет сильного», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбления, чинимые безропотной заслуге». И хуже всего его страна, где он живет: «Дания – тюрьма… И превосходная со множеством затворов, темниц и подземелий…».
Полная противоположность ему – нынешний король Клавдий и его окружение. Клавдий – убийца, вор, «король из пестрых тряпок».
С самого начала трагедии мы видим Гамлета потрясенным. Чем дальше развивается действие, тем явственнее становится душевный разлад, переживаемый героем. Клавдий и вся мерзость, окружавшая его, ненавистны Гамлету. Он принимает решение мстить. При этом герой понимает, что зло – не в одном Клавдии. Весь мир поддался порче. Гамлет ощущает свое предназначение: «Век расшатался – и скверней всего, /Что я рожден восстановить его».
Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после своего появления он выдает затаенную мысль: жизнь стала ему настолько отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. Героя волнует сама тайна смерти. Что она такое – сон или продолжение мук земной жизни? Страх перед неизвестностью, перед страной, откуда еще никто не возвращался, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы, бояться смерти.
Созерцательность натуры Гамлета, его ум сочетаются со стремлением к физическому совершенству. Он ревниво относится к своей славе лучшего фехтовальщика. Гамлет считает, что человек должен представлять собой гармоничное слияние разнообразных достоинств: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как беспределен и чуден в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чуден в действии!… Краса вселенной! Венец всего живущего!»
Влюбленность в идеал человека делает для Гамлета особенно болезненным разочарование в окружающем и самом себе: «Из людей меня не радует ни один…», «О, что за дрянь я, что за жалкий раб». Такими словами Гамлет беспощадно осуждает человеческое несовершенство, в ком бы оно не проявлялось.
На протяжении всей пьесы Гамлета мучит противоречие между собственным крайним смятением и острым ощущением возможностей человека. Именно оптимизм и неистощимая энергия Гамлета придают его пессимизму и страданиям ту необыкновенную силу, которая потрясает нас.
Торчит затычкою в щели.
Вобравший в себя традиции гуманизма, молодой человек решает исправить этот мир, так как чувствует и свою долю ответственности за испорченность света. Однако под силу ли одному человеку, пусть даже такому образованному, умному, решительному, смелому, как Гамлет, «вправить» вывихнутый век? Безусловно, нет! И герой понимает это, но в его сердце живет страстное желание отомстить за смерть отца. Он не может оставить все так как есть, смириться с несправедливостью, злом, обманом. Гамлета не страшит путешествие в «страну, откуда ни один не возвращался», он не желает терпеть «униженья века, неправду угнетателя, вельмож заносчивость… и более всего насмешек недостойных над достойным». Ему не приемлема жизнь в борьбе с собственной совестью, которую ведут Клавдий, Полоний и Гертруда. В его мучительных терзаниях побеждает стремление к истине, справедливости:
О, мысль моя, отныне будь в крови.
Живи грозой иль вовсе не живи!
К тому же все вокруг «торопит ускорить месть», ведь «что значит человек, когда его заветные желанья — еда да сон?..». Но вместе с тем Гамлет понимает, что смерть одного ничтожного человека не решит проблему всего света. Порок уже принял вселенские, глобальные масштабы, он завладел душами даже чистых и прекрасных в прошлом людей. Глубокие противоречия между стремлением шекспировского героя к заветной цели и сознанием собственного бессилия составляют основу его душевной трагедии.
Эта трагедия усугубляется еще и тем, что Гамлет осознает свое одиночество на пути к цели. Ни в ком из окружающих не находит он поддержки и понимания — даже в своей любимой Офелии. Герой чувствует, как весь мир рушится вокруг него. Его сердце «пышет злобой», он со стыдом смотрит
На двадцать тысяч обреченных,
Готовых лечь в могилу, как в постель,
За обладанье спорною полоской…
Видя великие масштабы зла и порока, чувствуя, что не сможет выполнить своего высокого предназначения, Гамлет принимает решение расстаться с жизнью. Решая проблему «быть или не быть», герой Шекспира делает выбор в пользу «не быть». И это осознанный шаг, серьезный выбор, а не безрассудство.
В своем гениальном произведении Вильям Шекспир показывает нам, что силы, способные противостоять злу, существуют в обществе. Это — народ. Он готов к борьбе и нуждается лишь в вожде, который объединит и укрепит эту силу, направив ее по верному пути. Но трагедия Гамлета еще и в том, что он не понимал «толпы». Он не видел этой силы, потому что не в том направлении устремлял свой взгляд. Трагедия Гамлета — в принадлежности к высшему свету, который не воспринимал всерьез народные массы. Герой искал поддержки в обществе, которое хотел изменить, — и, конечно, не находил. Потому что это общество чувствовало себя вполне комфортно в существующих, веками сложившихся условиях. Но трагедия шекспировского героя — это не только его личная трагедия, это трагедия историческая, которая была характерна для эпохи Возрождения в целом.
По глубокому убеждению Шекспира, участь каждого человека является результатом взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. В своих произведениях он показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил, к каким трагическим последствиям приводят попытки в одиночку исправить мир, каким губительным может оказаться влияние общества, среды, принадлежность к тому или иному сословию.
В чем трагедия Гамлета?Пьесой «Гамлет» в творчестве Шекспира приоткрывается новый период, отмеченный созданиям четырех больших трагедий: «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605) и «Макбет» (1605). Переход к трагическим сюжетам был в те года судьбой не только Шекспира. На английской сцене появляется много пасмурных, будто «встревоженных» трагедий, в которых мы часто видим героя – жертву несправедливости, который протестует, горько осуждает порок и взывает о мести. В этих пьесах отобразилась пасмурная, тревожная атмосфера тех лет – с заговорами и смертными казнями, волнениями буржуазии и простого люда. По традиции, которая существовала в том времени в английской драматургии, Шекспир переносит действие своей пьесы в другую страну и другую эпоху – старинную Данию, хотя, как всегда, пишет о современной Англии, о ее проблемах. Шекспир в своем произведении отобразил общечеловеческую трагедию – вечный разлад между мечтой и реальностью и бессилие одного человека, даже такой неординарной, как Гамлет, преодолеть это разногласие. «Век расшатался – и скверней всего, что я рожден восстановить его», – такая сверхчеловеческая задача стоит перед героем Шекспира.Но сначала он должны восстановить справедливость и законность в своем родовом замке, где произошло подлое убийство его отца и, вопреки закону и морали, убийцу посев место короля, а иметь Гамлета стала женой убийцы своего мужа. «Помстись за мерзостное убийство», – взывает к Гамлету Призрак убитого отца. У Гамлета нет доказательств вины Клавдия, он не может быть откровенным ни с матерью, ни с единым другом, ему ни с кем посоветоваться, ниоткуда ждать помощи, когда всюду вранье, измена, лесть и беззаконие.Каким докучным, тусклым и ненужным Мне кажется все, что ни есть на свете! Все мерзость! в отчаянии выкрикивает принц Датский.Гамлет видит три пути перед собой: смириться, «чтоб охать и потеть под нужной жизнью», умереть и таким образом решить для себя все проблемы или же бороться со всем светом.Быть или не быть – таков вопрос;Что благородней духом – покорят Пращам и стрелам яростной судьбыИль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?Умереть, уснуть – И только: и сказать, что сном кончаешь Тоскуи тысячу естественных мучений… Проблема выбора удручает Гамлета, обрекает его на мучительную бездеятельность.Так трусами нас делает раздумье,И так решимости естественный цвет Хиреет под налетом мысли бледной… Гамлет не трус. Единое, чего он боится – возможной ошибки, которая породит новое зло, продолжит цепь несправедливости и своеволие. Лишь убедившись в вине Клавдия, он решает помотаться и начинает неравный поединок с королем и его помощниками. Как и принадлежит трагедии, пьеса заканчивается гибелью главного героя. И целый ряд «смертей, в нужде подстроеннмх лукавством», «случайных наказаний, неожиданных убийств» заполняют последние акты пьесы. Тем не менее, остается верный Гамлету Гораций, которого умирающий принц просит: «Поведай правду обо мне неутоленном». В Данию входит с барабанным боем и флагами законный наследник престола Фортинбрас. Сила Гамлета не в том, что ценой кровавых жертв и собственной жизни разрешил мучительный вопрос, а в том, что он поставил вопрос о несправедливости окружающего мира и, как мог и умел, разоблачал этот мир.Гамлет в Дании уважал толпу и простой люд. В шекспировских времена «Гамлета» играли не только на сценах профессиональных театров; эту пьесу выполняли студенты университетов, моряки на палубе корабля. А за наших дней Гамлет дорогой всем честным людям, которые, как и раньше, не хотят мириться со злом и бесчестием в нашем несовершенном миру.