Сочинение на тему трагедия григория мелехова тихий дон
10 вариантов
Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа.
Этот герой никак не может найти себя и свое место в жизни. С первых же страниц повествования мы видим противоречия в Григории, его раздвоенность. Он, полюбив жену соседа, ничего не делает, чтобы отстоять свою любовь, и отказывается ехать с Аксиньей в Шахты. Мелехов говорит, что он не может уйти от хозяйства и от семьи. По приказу отца герой женится на Наталье, дочери богатого крестьянина. Она очень полюбила Мелехова, да и всей его семье понравилась. Но Григорий несчастлив с Натальей. Он сам признавался ей в этом: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка». Вскоре после этих слов Григорий уходит с Аксиньей в Ягодное, поместье господ Лисницких.
Мы видим, что с самого начала автор показывает противоречивость своего героя. Мелехов сам не понимает, что ему нужно, он никак не может определиться. Эта черта еще больше проявится в герое во время Первой мировой войны и революции.
Призванный на действительную службу в армию, Григорий видит, как несправедливо устроена жизнь. С одной стороны, нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вечно униженные солдаты, которые вынуждены переносить издевательство командиров. Мировая война убеждает Мелехова в бессмысленности убийства. Но, несмотря на это, во время боев он держится храбро и мужественно. Во время коротких визитов домой Григорий признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Попав в госпиталь, Григорий встречается с большевиком Гаранжей, который простыми словами объяснил ему позицию красных. Мелехов говорит Гаранже: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл». Приезд в госпиталь царской семьи будит в герое чувство ненависти и злобы: «Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки!» А ведь с детских лет Григорий был воспитан в уважении к царской семье, чиновникам. Но и дома, на хуторе, Чубатый и Изварин говорили о казацких сословиях, о свободном Доне без царя и без большевиков. Григорию очень трудно было разобраться и найти истину: «Блукаю я, как метель в степи».
После победы большевиков Григорий находится на стороне красных, но, возвратившись на хутор, он опять ощущает душевный разлад: «К кому же прислониться?»
Пытаясь сделать выбор, Григорий принимает участие в Верхне-Донском восстании, хочет его оправдать. Он думал, что казачество должно отделиться от мужицкой Руси, идти собственным путем. И, если нужно будет, биться до конца. Но другой голос говорил ему, что здесь бьются не казаки с мужиками, а бедные с богатыми. И опять Мелехов оказался на распутье, и опять он не знал, чью сторону принять.
Мы видим, что уже в самом начале восстания Григория одолевают противоречивые мысли, которые еще более будут развиваться в ходе восстания.
Когда повстанцы соединились с Донской армией, Григорий еще раз убедился в пропасти, вставшей между казаками и офицерами: «Я имею офицерский чин, кровью его заслужил. А как попаду в офицерское общество – так вроде как из хаты на мороз выйду в одних подштанниках». Мелехов гордился тем, что полководцы, вышедшие из народа, разбили прославленных белых генералов во время гражданской войны. Теперь уже дело красных Мелехов считает справедливым. В Новороссийске он переходит на их сторону и мужественно сражается в коннице Буденного. Но герой чувствует, что, как бывшему белому офицеру, красные не доверяют ему. Поэтому Мелехов уходит на хутор, возвращается домой.
Здесь Григорий хотел найти успокоение, он мечтал заниматься простым крестьянским трудом. Но и в этом Мелехов не нашел своего счастья. Герою угрожает арест, Михаил Кошевой видит в нем врага. Поэтому Григорий бежит в банду Фомина, хотя и понимает, что это гибельный шаг. Он прямо говорит Фомину об этом. Вскоре герой понимает, что в банде он совершает преступления. Мелехов покидает и это свое «пристанище». Он отправляется к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и начать новую жизнь где-нибудь вдалеке.
Но и на этот раз Григорию не суждено было стать счастливым: Аксинью убивают. Погибает самый дорогой для Мелехова человек, вместе с Аксиньей погибают и мечты Мелехова на спокойную жизнь. Теперь испытания героя закончены. Кроме воспоминаний, ему больше ничего не осталось. Все метания Григория, его поиски истины, правды закончились трагедией. Мне кажется, что верного для себя пути этот герой так и не нашел. Теперь у него остался лишь сын – надежда Мелехова на светлое будущее.
Итак, трагедия Григория Мелехова – это трагедия незавершенного выбора, трагедия противоречивости его характера. Можно сказать, что это трагедия личности, оказавшейся на перепутье и не находящей себе прямого, верного, истинного пути. Кроме того, трагедия героя – это еще и сложный путь русского казачества. В начале 20 века казаки в очередной раз сделали попытку сохранить свою изолированность, свои национальные особенности. Для них и белые, и красные все равно чужие. Они не могут найти себя, не могут примкнуть ни к той, ни к другой стороне. Так же, как и Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов — главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя — трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
…Ничего я не понимаю…
Мне трудно в этом
разобраться… Блукаю я,
как метель в степи…
М. Шолохов. Тихий Дон
«Тихий Дон» — необычайно сложное и величественное произведение. Мастерство Шолохова заключается в том, что он воспроизводит события грандиозной эпохи, насыщая их характерами и судьбами, затрагивая множество тем, искусно переплетенных между собой.
Григорий Мелехов — главный герой романа, донской казак. До войны и революции он не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хоть и небогатая, жила своим трудом, в достатке и уважении. Григорий любил свой хутор, хозяйство, работу, труд был его потребностью.
В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория. Я думаю, именно из-за человеколюбия он так мучительно переживает свой первый бой, не может забыть убитого австрийца. Характеру Мелехова свойственно обостренное чувство справедливости, сознание собственного достоинства, способность к сильной и страстной любви, решительным поступкам и действиям. Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека, так он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю. Сам истинный казак, он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».
На протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, теряет в нее веру, теряет веру и в себя, в свою правоту.
Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым, и все же он к ней пришел, не убив в себе окончательно человека. Об этом говорит и добровольный приход Мелехова в конце романа в родной хутор, чтобы ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Он добровольно разоружается, бросив под мартовский лед оружие.
Сюжет романа развивается, как сюжет трагедии, и финал его тоже трагический. Война все забрала у Григория: родных, друзей, любовь, веру. Мы так и не узнаем о дальнейшей судьбе Григория Мелехова. Его будущее неизвестно, о нем можно строить лишь догадки и предположения, которые никогда уже не подтвердятся.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли». Материал с сайта //iEssay.ru
Трагедия Григория Мелехова в романе ? Тихий
Дон?
В ?
Тихом Доне?
Шолохов выступает прежде всего как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. ?
Тихий Дон?
охватывает период в десять лет –с 1912 по 1922 год.
Неотвратимо “шагает” по страницам ?
Тихого Дона?
история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре ?
Тихого Дона?
не только в том смысле, что ему уделено больше внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.
Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы образа.
Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и “с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони”. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы.
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик убитого являлся потом и во сне, вызвал “нутряную боль”. Описывая лица попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они напоминали “стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы”. Таким скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать лишала его душу нравственной опоры в жизни.
Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: ?
Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем?
.
Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял “человеческое в человеке”, его чувства и переживания – всегда искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.
Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мёртвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное сердце.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека – Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознавая трагизм своего положения, он говорит: “От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…”. В образе Григория заключёно большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героя заключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшего своего пути в жизни.
Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.
Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.
Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основы жизни.
Что еж будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоумённого существования”? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной “классовой переделке”.
Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не приемлет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельствам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто определить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), которую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Григория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови казачьи хутора.
Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зрения хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоинства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да белоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Кошевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гуманизма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечеловеческих моральных норм, потому пролетарский, социально направленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.
Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вместе с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший определить свое место в ней. И это происходило по многим причинам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанному, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых отбился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григорий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэтому в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».
По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несовпадения героя с историей. Если для других был возможен третий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на распутье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих истину и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась трагическим камертоном, определившим всю судьбу.
Григорий Мелехов – главный герой романа М.Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя – трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
Рассмотренная глава поражает стремительностью действий. Однако пафос главы – в глубоком раскрытии внутреннего мира героя: Как ни тяжело было Григорию, он не теряет самообладания, мужественно оценивает себя, трезво взвешивает шансы. Чувство суровой самокритики выступает как признак его духовного роста, благородной способности подняться над эгоистическим инстинктом. Он познал меру вещей в суровых испытаниях эпохи, и жизнь ему теперь дорога лишь своей возможностью выполнить долг отца перед детьми, труженика – перед землей. Мотив суровой самооценки и мужественного признания ответственности за свои преступления звучит все напряженнее, косвенно утверждая мысль о его социальной и нравственной ценности, о духовных возможностях, таящихся в его натуре. Насколько беспощаден был Григорий к себе, свидетельствуют исполненные иронии и трезвого реализма его размышления, своеобразно обрамляющие главу:
«В глупой, ребячьей наивности он предполагал, что достаточно вернуться домой, сменить шинель на зипун, и все пойдет как по писаному: никто ему слова не скажет, никто не упрекнет, все устроиться само собой, и будет он жить да поживать мирным хлеборобом и примерным семьянином. Нет, не так это просто выглядит на самом деле». И, «поднимаясь по каменным ступенькам двухэтажного здания политбюро, он думал: «Кончать – так поскорее, нечего тянуть! Умел, Григорий, шкодить – умей и ответ держать!».
Правда, в первом случае в эмоциональной окраске есть оттенок, идущий и от автора, зато замыкающие главу слова, исполненные горечи и презрительной иронии, – это самооценка героя в ее чистом виде…
Создается целостное представление о нравственном состоянии Григория, о возможностях его характера, о наиболее вероятной перспективе, если исходить лишь из его внутренних побуждений. Но Шолохов закрепляет представление о нем и в портрете, скупом по внешним приметам, но чрезвычайно психологически емком. Таким увидел Григория Прохор:
«Опаленное солнцем и ветрами лицо Григория горело густым, бурым румянцем, лишь у самых корней зачесанных назад волос кожа светилось матовой белизной. Он был спокоен, этот видавший виды служивший, с которым война и невзгоды сроднили Прохора. Слегка припухшие глаза его смотрели хмуро, с суровой усталостью».
Усиливается ощущение неразрешимости складывающейся трагической ситуации. Если схематично воспроизвести ход последующих событий, то впечатление предопределенности трагического исхода становится еще более отчетливым. Вернувшийся с регистрации из Вешенской Григорий окончательно убедился, что ареста ему не избежать. Созрело решение – на время скрыться, уйти. Сообщение о том, что Кошевой настаивает на его немедленном аресте перед приехавшими из станицы уполномоченными, ускоряет развязку: Григорий бежит из Татарского, скрывается по глухим углам.
По дороге в хутор Рубежный, место очередного его пристанища, Григория захватывают фоминовцы. Он попадает в банду «связанным», не разделяя ее целей и методов борьбы. При первой же возможности покидает банду и вместе с Аксиньей бежит на Кубань. Шальная пуля убивает Аксинью. Григорий в землянке дезертиров. И, наконец, сломленный, расставшийся с намерением «обороняться», если Советская власть «возьмет за хрип», он появляется у порога родного куреня. Такова схема. Если следовать только этой схеме, то легко сделать два вывода, на первый взгляд противоречащие один другому: в трагическом исходе присутствует фатальная предопределенность, авторские намерения в основном сводятся к развенчанию, осуждению героя. Эти два вывода, по существу, в упущенном виде отражают суть противостоящих научных концепций: «концепция исторического заблуждения» и «концепция отщепенства» как возмездия за индивидуализм, приведший героя к полному отрыву от народа. Простое логическое рассуждение, однако, показывает уязвимость того и другого взгляда. Если Григорий лишь «жертва исторического заблуждения», то, собственно, в чем же тогда социальная» нравственно-философская поучительность его судьбы, каковы уроки, вытекающие из его пути? Костанция факта социальной двойственности крестьянства и сложности его пути в социалистической революции едва ли может составить цель художника.
Если же Григорий – это лишь индивидуалист, ставший отщепенцем, то непонятно, чем же порожден трагический пафос финала «Тихого Дона»? Крах отщепенца не может быть основой трагедии.
Шолохов в картине жизни «дона воспроизводит соотношение классовых сил, обстановку, сложившуюся в стране, особенно в деревне, к концу гражданской войны. Ситуация, возникшая в Татарском, доносит дыхание эпохи; настроения и отливы, колебания в движении моря народной жизни.
Григорий Мелехов, при всей неповторимости своей судьбы и характера, воплощает эту массу не только в ее возможностях и перспективах. Он оказался той призмой, которая своеобразно преломляла процессы, происходившие в глубинах крестьянской жизни, в сознании и психологии человека – труженика земли. Однако события, непосредственно затронувшие Григория, проявились в таком индивидуальном варианте, в таком соотношении борющихся тенденций, что наметилась опасность трагического исхода. Кризис, возникший в связи с разорением страны, усталостью и истощением крестьянства в условиях военного коммунизма, был разрешен. противоречие, связанное с трудностями осуществления революции, было преодолено. В этом состояла общая закономерность, которая в своем конкретном жизненном проявлении порождала тысячи и тысячи форм, разновидностей, модификаций.
Резко индивидуальная судьба и подчеркнуто своеобразный характер героя «Тихого Дона» лишь расширяли возможность более глубоко познания закономерностей эпохи с ее героикой и нечеловеческими трудностями, с ее трагическими конфликтами и исторической перспективой. Григорий вновь оказался на изломе времен. Шолохов ставит его лицом к событиям, которые приобретают все более угрожающий характер. Батареец Крамсков, с его призывом «перевоевать», и настойчивое требование Кошевого немедленно арестовывать Григория, продиктованное не только обстановкой, но и неприязнью к нему – заставили оторваться от детей и от семьи, угасили на мгновение вспыхнувшее чувство ответственности и стыда «перед человеком в политбюро», который напрасно будет его ожидать на очередную явку. Григорий раздираем противоречивыми чувствами. Две возможности скрыты в субъективных свойствах его сознания, в положении, которое создалось. С одной стороны, он отчетливо понимает невозможность, нежелательность, безнадежность борьбы с Советской властью, поэтому такой резкой была его отповедь подгулявшему батарейцу (уроки Вешенского восстания не прошли даром); с другой – сам Григорий понял, насколько реальна опасность ареста и даже расстрела: напряженная обстановка в круге и непримиримая позиция Кошевого, представляющего революционную власть на местах, не оставляли ему почти никакой надежды на благополучный исход. Григорий бежит, покидая детей и Аксинью, расставаясь с последней гарантией своего гражданского права, которую предоставляла ему служба у Буденного, звание красного командира.
Тема: – Трагедия Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Из Евангелия
Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.
Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя.
На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне.
Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными
Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле:
«– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании.
– Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.
– Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!»
Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она – толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета».
Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа.
Этот герой никак не может найти себя и свое место в жизни. С первых же страниц повествования мы видим противоречия в Григории, его раздвоенность. Он, полюбив жену соседа, ничего не делает, чтобы отстоять свою любовь, и отказывается ехать с Аксиньей в Шахты. Мелехов говорит, что он не может уйти от хозяйства и от семьи. По приказу отца герой женится на Наталье, дочери богатого крестьянина. Она очень полюбила Мелехова, да и всей его семье понравилась. Но Григорий несчастлив с Натальей. Он сам признавался ей в этом: «Чужая ты какая-то… Ты – как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка». Вскоре после этих слов Григорий уходит с Аксиньей в Ягодное, поместье господ Лисницких.
Мы видим, что с самого начала автор показывает противоречивость своего героя. Мелехов сам не понимает, что ему нужно, он никак не может определиться. Эта черта еще больше проявится в герое во время Первой мировой войны и революции.
Призванный на действительную службу в армию, Григорий видит, как несправедливо устроена жизнь. С одной стороны, нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вечно униженные солдаты, которые вынуждены переносить издевательство командиров. Мировая война убеждает Мелехова в бессмысленности убийства. Но, несмотря на это, во время боев он держится храбро и мужественно. Во время коротких визитов домой Григорий признается брату: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой. Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули».
Попав в госпиталь, Григорий встречается с большевиком Гаранжей, который простыми словами объяснил ему позицию красных. Мелехов говорит Гаранже: «Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл». Приезд в госпиталь царской семьи будит в герое чувство ненависти и злобы: «Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. Ах, гадюки!» А ведь с детских лет Григорий был воспитан в уважении к царской семье, чиновникам. Но и дома, на хуторе, Чубатый и Изварин говорили о казацких сословиях, о свободном Доне без царя и без большевиков. Григорию очень трудно было разобраться и найти истину: «Блукаю я, как метель в степи».
После победы большевиков Григорий находится на стороне красных, но, возвратившись на хутор, он опять ощущает душевный разлад: «К кому же прислониться?»
Пытаясь сделать выбор, Григорий принимает участие в Верхне-Донском восстании, хочет его оправдать. Он думал, что казачество должно отделиться от мужицкой Руси, идти собственным путем. И, если нужно будет, биться до конца. Но другой голос говорил ему, что здесь бьются не казаки с мужиками, а бедные с богатыми. И опять Мелехов оказался на распутье, и опять он не знал, чью сторону принять.
Мы видим, что уже в самом начале восстания Григория одолевают противоречивые мысли, которые еще более будут развиваться в ходе восстания.
Когда повстанцы соединились с Донской армией, Григорий еще раз убедился в пропасти, вставшей между казаками и офицерами: «Я имею офицерский чин, кровью его заслужил. А как попаду в офицерское общество – так вроде как из хаты на мороз выйду в одних подштанниках». Мелехов гордился тем, что полководцы, вышедшие из народа, разбили прославленных белых генералов во время гражданской войны. Теперь уже дело красных Мелехов считает справедливым. В Новороссийске он переходит на их сторону и мужественно сражается в коннице Буденного. Но герой чувствует, что, как бывшему белому офицеру, красные не доверяют ему. Поэтому Мелехов уходит на хутор, возвращается домой.
Здесь Григорий хотел найти успокоение, он мечтал заниматься простым крестьянским трудом. Но и в этом Мелехов не нашел своего счастья. Герою угрожает арест, Михаил Кошевой видит в нем врага. Поэтому Григорий бежит в банду Фомина, хотя и понимает, что это гибельный шаг. Он прямо говорит Фомину об этом. Вскоре герой понимает, что в банде он совершает преступления. Мелехов покидает и это свое «пристанище». Он отправляется к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и начать новую жизнь где-нибудь вдалеке.
Но и на этот раз Григорию не суждено было стать счастливым: Аксинью убивают. Погибает самый дорогой для Мелехова человек, вместе с Аксиньей погибают и мечты Мелехова на спокойную жизнь. Теперь испытания героя закончены. Кроме воспоминаний, ему больше ничего не осталось. Все метания Григория, его поиски истины, правды закончились трагедией. Мне кажется, что верного для себя пути этот герой так и не нашел. Теперь у него остался лишь сын – надежда Мелехова на светлое будущее.
Итак, трагедия Григория Мелехова – это трагедия незавершенного выбора, трагедия противоречивости его характера. Можно сказать, что это трагедия личности, оказавшейся на перепутье и не находящей себе прямого, верного, истинного пути. Кроме того, трагедия героя – это еще и сложный путь русского казачества. В начале 20 века казаки в очередной раз сделали попытку сохранить свою изолированность, свои национальные особенности. Для них и белые, и красные все равно чужие. Они не могут найти себя, не могут примкнуть ни к той, ни к другой стороне. Так же, как и Григорий Мелехов.
Григорий Мелехов — главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя — трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
…Ничего я не понимаю…
Мне трудно в этом
разобраться… Блукаю я,
как метель в степи…
М. Шолохов. Тихий Дон
«Тихий Дон» — необычайно сложное и величественное произведение. Мастерство Шолохова заключается в том, что он воспроизводит события грандиозной эпохи, насыщая их характерами и судьбами, затрагивая множество тем, искусно переплетенных между собой.
Григорий Мелехов — главный герой романа, донской казак. До войны и революции он не задумывался над социальными вопросами. Семья Мелеховых, хоть и небогатая, жила своим трудом, в достатке и уважении. Григорий любил свой хутор, хозяйство, работу, труд был его потребностью.
В тяжелой семейной драме, в мелочах обыденной жизни, в испытаниях войны раскрывается глубокая человечность Григория. Я думаю, именно из-за человеколюбия он так мучительно переживает свой первый бой, не может забыть убитого австрийца. Характеру Мелехова свойственно обостренное чувство справедливости, сознание собственного достоинства, способность к сильной и страстной любви, решительным поступкам и действиям. Григорий всегда готов вступиться за попираемое достоинство человека, так он бросается на казаков, насиловавших горничную Франю. Сам истинный казак, он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли».
На протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, теряет в нее веру, теряет веру и в себя, в свою правоту.
Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым, и все же он к ней пришел, не убив в себе окончательно человека. Об этом говорит и добровольный приход Мелехова в конце романа в родной хутор, чтобы ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Он добровольно разоружается, бросив под мартовский лед оружие.
Сюжет романа развивается, как сюжет трагедии, и финал его тоже трагический. Война все забрала у Григория: родных, друзей, любовь, веру. Мы так и не узнаем о дальнейшей судьбе Григория Мелехова. Его будущее неизвестно, о нем можно строить лишь догадки и предположения, которые никогда уже не подтвердятся.
Во время империалистической войны Григорий храбро сражается, первым из хутора получает Георгиевский крест. Но он никогда не задумывался над тем, ради чего проливал кровь. Поэтому страшной показалась ему правда о ненужности войны, открытая Гаранжой. Сон уходит от Мелехова: «Ты говоришь, что на потребу богатым нас гонят на смерть, а как же народ? Аль он не понимает?» Очевидная бессмыслица войны пробуждает в нем тоску, беспокойные мысли. Тем самым писатель как бы подводит Григория к восприятию человеческой правды, от поисков которой он впоследствии откажется: великая человеческая правда столкнется в душе Мелехова со злобной, мрачной силой многовековых навыков и привычек собственнического мира, сословных чувств. И борьба против народа, против правды жизни приведет к опустошению и бесславному концу. «Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе,» — признается Григорий Наталье.
После возвращения из дома Мелехов близко сходится с Чубатым, хотя раньше между ними возникали стычки и ссоры. И влияние Чубатого сказывается на характере Мелехова: «пропала жалость к человеку», «очерствело, огрубело» сердце.
Познакомившись с Извариным, Григорий, воспитанный вековым укладом собственнической жизни, долго не может понять суждений того о казачестве как о единой, целостной массе. Так после встреч и разговоров с разными людьми в душе Мелехова надолго поселяются беспокойство и неопределенность, мучительные колебания.
К началу Вешенского восстания в сердце Григория завершилась большая внутренняя работа. Перед нами — ожесточившийся человек, яростно восставший за право собственности. Однако и теперь он ищет не личную, а общественную правду, пригодную для всех казаков. Позже он поймет свое заблуждение: «А мне думается, что заблудились мы, когда на восстание пошли». Материал с сайта //iEssay.ru
Образ Григория Мелехова – главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон» – формируется в перипетиях гражданской войны и революции, проходя трагический, тяжелый, но все же незавершенный путь.
Существуют две точки зрения на причины трагедии Григория Мелехова. Одни исследователи считают, что первооснова трагедии героя в его оторванности от народа. Другие же считают, что причиной является историческое заблуждение героя. Обе точки зрения имеют право на жизнь, несмотря на то, что они значительно сужают образ Григория, сводя его только к социальному аспекту – образ же намного глубже и богаче: он вобрал в себя формирующиеся на протяжении двух веков черты казачьего менталитета. Рассматривая образ в социально-психологическом ключе, можно утверждать, что трагедия Григория Мелехова – это, в первую очередь, трагедия личности.
Фигура Григория яркая и колоритная: он наделен статью, незаурядной красотой и неукротимым нравом. Григорий – естественный человек, он живет чувством, которое и приводит его к личной трагедии. Любовь Григория к Аксинье – это любовь-страсть, первобытное, яркое чувство; Аксинья, как и сам Григорий, наделена порывистым характером, сильной натурой и «бурлящей» кровью. «Запретная» любовь Григория к чужой жене оказывается сильнее патриархальных норм и морали – основополагающих постулатов жизни станицы. Именно это чувство и повлекло за собой множество несчастий: ссоры с родителями, Натальина попытка самоубийства, гибель ребенка, смерть Аксиньи, а после – полное переосмысление героем жизненных ценностей и нравственных приоритетов.
Григорий представлен М. Шолоховым как лучший представитель казачества. Он воплощает казачью удаль, воинскую доблесть, трудолюбие. Он горд, имеет чувство собственного достоинства, благороден. Враги не видят пощады от героя, товарищи же уважают его и воспринимают как предводителя. Григорий не заискивает перед властью, все почести и награды он добывает в бою. У Мелехова есть свой внутренний кодекс, которым он и руководствуется: ему противны предатели, он не приемлет малодушия и трусости, не терпит приспособленчества. Несмотря на всю порывистость и эмоциональность, Григорию необходимо видеть суть происходящего, знать, что все жертвы ненапрасны. Вероятно, именно поэтому он и не может определиться со своей политической принадлежностью – красные или белые. Для героя важно понимать цель революции, ее духовную «выгоду» для народа. Ни у революционеров, ни у контрреволюционеров он не понимает безудержной тяги к власти: «Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке».
Григорий является носителем общечеловеческих моральных норм, хотя и судит о многом несколько примитивно. Так, главным мерилом личности он считает труд – только физический, причем пролетарский, социально направленный гуманизм ему чужд.
Григорий стоит на границе «белые-красные»: «От белых отбился, к красным не пристал». Первые не устраивают его своей чрезмерной «интеллигентностью», оторванность от народа: Григорий – «сын хлебороба, безграмотный казак». Постоянное недоверие и контроль ощущал герой и со стороны красных, тем более, что цели революционеров и казаков не совсем совпадали: казачеству не нужно было бороться за землю. В результате – герой находится «на грани двух начал», вбирая в себя все лучшее, что было у двух общественно-политических сил.
Автор приходит к неутешительному выводу: для таких личностей, как Григорий Мелехов, революция оказалась трагическим событием, ведь в силу своего характера не влиться в это эпохальное действо они не могут.
Успешного изучения литературы!
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Трагедия Григория Мелехова в романе ? Тихий
Дон?
В ?
Тихом Доне?
Шолохов выступает прежде всего как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. ?
Тихий Дон?
охватывает период в десять лет –с 1912 по 1922 год.
Неотвратимо “шагает” по страницам ?
Тихого Дона?
история, в эпическое действие втягиваются судьбы десятков персонажей, оказавшихся на перепутьях войны. Грохочут грозы, в кровопролитных схватках сталкиваются враждующие станы, и на фоне разыгрывается трагедия душевных метаний Григория Мелехова, который оказывается заложником войны: он всегда в центре грозных событий. Действие в романе развивается в двух планах – историческом и бытовом, личном. Но оба плана даны в неразрывном единстве. Григорий Мелехов стоит в центре ?
Тихого Дона?
не только в том смысле, что ему уделено больше внимания: почти все события в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаны с ним.
Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы его показаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов правдиво рисует патриархальный строй жизни станицы. Характер Григория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений. Казачья станица воспитывает в нём с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, и вместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения к поколению. Григорий Мелехов умён и по-своему честен. Он страстно стремится к правде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет. Этот человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. Нельзя понять до конца содержание книги, не уяснив сложности пути главного героя, обобщающей художественной силы образа.
Смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюблённым во всё живое в природе. Как-то на сенокосе случайно зарезал дикого утёнка и “с внезапным чувством острой жалости глядел на мёртвый комочек, лежавший у него на ладони”. Писатель заставляет нас запомнить Григория в гармоничной слитности с миром природы.
Как трагедия пережита Григорием первая пролитая им человеческая кровь. В атаке он убил двух австрийских солдат. Одного из убийств можно было избежать. Сознание этого страшной тяжестью легло на душу. Скорбный облик убитого являлся потом и во сне, вызвал “нутряную боль”. Описывая лица попавших на фронт казаков, писатель нашёл выразительное сравнение: они напоминали “стеблинки скошенной вянущей и меняющей свой облик травы”. Таким скошенным вянущим стеблем стал и Григорий Мелехов: необходимость убивать лишала его душу нравственной опоры в жизни.
Григорию Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому лозунги классовой ненависти стали казаться ему бесплодными: ?
Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира … Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем?
.
Междоусобицы измотали Мелехова, но человеческое в нём не угасло. Чем больше втягивал Мелехова водоворот гражданской войны, тем вожделённее его мечта о мирном труде. От горя утрат, ран, метаний в поисках социальной справедливости Мелехов рано постарел, утратил былую удаль. Однако не растерял “человеческое в человеке”, его чувства и переживания – всегда искренние – не притуплялись, а пожалуй, обострялись.
Проявления его отзывчивости и сочувствия людям особенно выразительны в завершающих частях произведения. Героя потрясает зрелище убитых: “обнажив голову, стараясь не дышать, осторожно” объезжает он мёртвого старика, растянувшегося на рассыпанной золотой пшенице. Проезжая местами, где катилась колесница войны, печально останавливается перед трупом замученной женщины, поправляет на ней одежду, предлагает Прохору похоронить её. Он похоронил невинно убитого, доброго, трудолюбивого деда Сашку под тем же тополем, где в своё время последний похоронил его и Аксиньи дочь. В сцене похорон Аксиньи перед нами предстаёт убитый горем, выпивший до краёв полную чашу страданий, до срока постаревший человек, и мы понимаем: ощутить с такой глубинной силой горе утраты могло только великое, хотя и израненное сердце.
В заключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своего героя. Мелехов потерял самого любимого человека – Аксинью. Жизнь утратила в его глазах весь смысл и всё значение. Ещё раньше осознавая трагизм своего положения, он говорит: “От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю как навоз в проруби…”. В образе Григория заключёно большое типическое обобщение. Тот тупик, в котором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всём казачестве. Типичность героя заключается не в том. Трагично поучительна участь человека, не нашедшего своего пути в жизни.
Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды, и готовый принять каждую, он обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью.
Внутренний конфликт разрешается для Григория отказом от войны и оружия. Направляясь к родному хутору, он выбросил его, “тщательно вытер руки о полу шинели”.
Проявлениям классовой вражды, жестокости, кровопролития автор романа противопоставляет извечную мечту человека о счастье, о согласии между людьми. Он последовательно ведёт своего героя к той правде, в которой заключена идея единства народа как основы жизни.
Что еж будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоумённого существования”? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, труду на земле? Автор не отвечает на эти вопросы. Трагедия Мелехова, усиленная в романе трагедией всех родных и дорогих ему людей, отражает драму целого края, подвергшегося насильственной “классовой переделке”.
Мелехову противны предатели, на чьей бы стороне они ни были. Честный, прямолинейный человек, Григорий не приемлет малодушия и трусости, не желает покоряться обстоятельствам. Но в условиях борьбы двух миров герою не так просто определить свое место. В отличие от бедняков-крестьян казачеству не надо было бороться за землю и волю. «Земли у нас — хоть заглонись ею. Воли более не надо, а то на улицах будут друг дружку резать. Атаманов сами выбирали, а теперь сажают…» — говорит Григорий. Мелехову нужно ясное понимание цели революции, той конкретной выгоды (не материальной, а духовной), которую принесет с собой победа красных. Он судит обо всем не по словам, а по делам. А дела новой власти не очень-то ему по сердцу. Он видит, что не самые достойные становятся во главе других. «…Сделается от власти пьяный, и готов шкуру с другого спустить, лишь бы усидеть на этой полочке», — это слова Григория о таких, как Федор Подтелков, потопивший в крови казачьи хутора.
Мелехов о многом судит с довольно примитивной точки зрения хуторского казака. Главным мерилом человеческого достоинства он считает труд, причем признает только труд физический. Поэтому у него негативное отношение ко всем «белоликим да белоруким», хотя многие из них достойнее тех же Котлярова и Кошевого, которых с Григорием разделяет разное понимание гуманизма («кровь легла промеж нас»), Григорий — носитель общечеловеческих моральных норм, потому пролетарский, социально направленный гуманизм ему чужд, ему чуждо и обоснование целесообразности убийства ради революционных целей.
Григорий не отщепенец, так как его колебания и сомнения выражали недоверие к революции большинства казачества. Вместе с тем он и не бунтарь, не принявший революцию. Он — человек, ввергнутый в водоворот истории, не сумевший определить свое место в ней. И это происходило по многим причинам. Мелехов, который тянется как раз к новому, неизведанному, не встречает достаточного внимания и понимания в лагере красных: в нем постоянно подозревали неискренность. В то же время белые социально еще дальше для Григория — ни он их не понимает, ни они его. Герой с горечью говорит: «От белых отбился, к красным не пристал… У белых, у командования нашего я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть иначе? Сын хлебороба, безграмотный казак, — какая я им родня? Не верили они мне! А потом и у красных так же вышло. Я ить не слепой, увидал, как на меня комиссар и коммунисты в эскадроне поглядывали… В бою с меня глаз не сводили, караулили каждый шаг… Я этого недоверия терпеть не мог больше». Григорий принимает все лучшее, что есть у белых и у красных. Поэтому в отдельные моменты его жизненные позиции совпадают с целями то тех, то других. Мелехов стоит «на грани двух начал». Как характеризует его Копылов, «с одной стороны, ты — борец за старое, а с другой — какое-то, извини меня за резкость, какое-то подобие большевика».
По индивидуальным качествам своего характера Григорий Мелехов не может быть вне борьбы. Именно личностные черты, а не социальное положение предопределяют трагические несовпадения героя с историей. Если для других был возможен третий путь — неучастие в исторических событиях, то для Григория он неприемлем. В финале эпопеи Мелехов так и остается на распутье, растеряв на пути революции много дорогого для себя. Революция для таких, как Мелехов, думающих, ищущих истину и смысл, а не принимающих сторону силы, оказалась трагическим камертоном, определившим всю судьбу.
Григорий Мелехов – главный герой романа М.Шолохова «Тихий Дон». В продолжение всего произведения мы следим за тем, как взрослый мужчина не может определиться ни с политическими взглядами, ни с личной жизнью.
Мелехову выпала тяжелая доля: он прошел войну, попал в госпиталь, во время гражданской войны дослужился до белого офицера, затем перешел на сторону красных. Много крови и несправедливости пришлось ему увидеть. В итоге герой возвращается в хутор, чтобы заниматься хозяйством и быть ближе к земле-матушке. Возможно, трагедия Мелехова в том, что он не мог понять, хотя очень пытался, суть красного и белого движения, смысл Первой мировой войны, место казачества в России начала 20 века. Он просто хотел найти справедливость и обрести обычное человеческое счастье. А понятие война и справедливость вряд ли совместимы. И у красных, и у белых были какие-то принципы, но в итоге от их противостояния страдали простые люди, такие, как Мелехов.
Семейная жизнь Григория также полна противоречий. Решив не идти против семьи, он женился на нелюбимой Наталье, но оставить ее ради настоящей любви он не смог. Когда Мелехову, наконец, решился позвать Аксинью начать новую жизнь в другом месте, женщина трагически погибает. В чем здесь трагедия? В обстоятельствах? В том, что Григорий не смог вовремя уйти от Натальи? В том, что не боролся за свое личное счастье? И здесь Мелехов пытался найти простое человеческое счастье, хотел сделать так, чтобы лучше было всем. А в итоге остался ни с чем.
В конце повествования Григорий все-таки находит смысл жизни. У него не осталось никого близкого, кроме сына. Пройдя трудный путь войн, внутренних противоречий, Мелехов находит себя, свое место в жизни. Трагедия главного героя – трагедия личности в эпоху переломных исторических событий.
Рассмотренная глава поражает стремительностью действий. Однако пафос главы – в глубоком раскрытии внутреннего мира героя: Как ни тяжело было Григорию, он не теряет самообладания, мужественно оценивает себя, трезво взвешивает шансы. Чувство суровой самокритики выступает как признак его духовного роста, благородной способности подняться над эгоистическим инстинктом. Он познал меру вещей в суровых испытаниях эпохи, и жизнь ему теперь дорога лишь своей возможностью выполнить долг отца перед детьми, труженика – перед землей. Мотив суровой самооценки и мужественного признания ответственности за свои преступления звучит все напряженнее, косвенно утверждая мысль о его социальной и нравственной ценности, о духовных возможностях, таящихся в его натуре. Насколько беспощаден был Григорий к себе, свидетельствуют исполненные иронии и трезвого реализма его размышления, своеобразно обрамляющие главу:
«В глупой, ребячьей наивности он предполагал, что достаточно вернуться домой, сменить шинель на зипун, и все пойдет как по писаному: никто ему слова не скажет, никто не упрекнет, все устроиться само собой, и будет он жить да поживать мирным хлеборобом и примерным семьянином. Нет, не так это просто выглядит на самом деле». И, «поднимаясь по каменным ступенькам двухэтажного здания политбюро, он думал: «Кончать – так поскорее, нечего тянуть! Умел, Григорий, шкодить – умей и ответ держать!».
Правда, в первом случае в эмоциональной окраске есть оттенок, идущий и от автора, зато замыкающие главу слова, исполненные горечи и презрительной иронии, – это самооценка героя в ее чистом виде…
Создается целостное представление о нравственном состоянии Григория, о возможностях его характера, о наиболее вероятной перспективе, если исходить лишь из его внутренних побуждений. Но Шолохов закрепляет представление о нем и в портрете, скупом по внешним приметам, но чрезвычайно психологически емком. Таким увидел Григория Прохор:
«Опаленное солнцем и ветрами лицо Григория горело густым, бурым румянцем, лишь у самых корней зачесанных назад волос кожа светилось матовой белизной. Он был спокоен, этот видавший виды служивший, с которым война и невзгоды сроднили Прохора. Слегка припухшие глаза его смотрели хмуро, с суровой усталостью».
Усиливается ощущение неразрешимости складывающейся трагической ситуации. Если схематично воспроизвести ход последующих событий, то впечатление предопределенности трагического исхода становится еще более отчетливым. Вернувшийся с регистрации из Вешенской Григорий окончательно убедился, что ареста ему не избежать. Созрело решение – на время скрыться, уйти. Сообщение о том, что Кошевой настаивает на его немедленном аресте перед приехавшими из станицы уполномоченными, ускоряет развязку: Григорий бежит из Татарского, скрывается по глухим углам.
По дороге в хутор Рубежный, место очередного его пристанища, Григория захватывают фоминовцы. Он попадает в банду «связанным», не разделяя ее целей и методов борьбы. При первой же возможности покидает банду и вместе с Аксиньей бежит на Кубань. Шальная пуля убивает Аксинью. Григорий в землянке дезертиров. И, наконец, сломленный, расставшийся с намерением «обороняться», если Советская власть «возьмет за хрип», он появляется у порога родного куреня. Такова схема. Если следовать только этой схеме, то легко сделать два вывода, на первый взгляд противоречащие один другому: в трагическом исходе присутствует фатальная предопределенность, авторские намерения в основном сводятся к развенчанию, осуждению героя. Эти два вывода, по существу, в упущенном виде отражают суть противостоящих научных концепций: «концепция исторического заблуждения» и «концепция отщепенства» как возмездия за индивидуализм, приведший героя к полному отрыву от народа. Простое логическое рассуждение, однако, показывает уязвимость того и другого взгляда. Если Григорий лишь «жертва исторического заблуждения», то, собственно, в чем же тогда социальная» нравственно-философская поучительность его судьбы, каковы уроки, вытекающие из его пути? Костанция факта социальной двойственности крестьянства и сложности его пути в социалистической революции едва ли может составить цель художника.
Если же Григорий – это лишь индивидуалист, ставший отщепенцем, то непонятно, чем же порожден трагический пафос финала «Тихого Дона»? Крах отщепенца не может быть основой трагедии.
Шолохов в картине жизни «дона воспроизводит соотношение классовых сил, обстановку, сложившуюся в стране, особенно в деревне, к концу гражданской войны. Ситуация, возникшая в Татарском, доносит дыхание эпохи; настроения и отливы, колебания в движении моря народной жизни.
Григорий Мелехов, при всей неповторимости своей судьбы и характера, воплощает эту массу не только в ее возможностях и перспективах. Он оказался той призмой, которая своеобразно преломляла процессы, происходившие в глубинах крестьянской жизни, в сознании и психологии человека – труженика земли. Однако события, непосредственно затронувшие Григория, проявились в таком индивидуальном варианте, в таком соотношении борющихся тенденций, что наметилась опасность трагического исхода. Кризис, возникший в связи с разорением страны, усталостью и истощением крестьянства в условиях военного коммунизма, был разрешен. противоречие, связанное с трудностями осуществления революции, было преодолено. В этом состояла общая закономерность, которая в своем конкретном жизненном проявлении порождала тысячи и тысячи форм, разновидностей, модификаций.
Резко индивидуальная судьба и подчеркнуто своеобразный характер героя «Тихого Дона» лишь расширяли возможность более глубоко познания закономерностей эпохи с ее героикой и нечеловеческими трудностями, с ее трагическими конфликтами и исторической перспективой. Григорий вновь оказался на изломе времен. Шолохов ставит его лицом к событиям, которые приобретают все более угрожающий характер. Батареец Крамсков, с его призывом «перевоевать», и настойчивое требование Кошевого немедленно арестовывать Григория, продиктованное не только обстановкой, но и неприязнью к нему – заставили оторваться от детей и от семьи, угасили на мгновение вспыхнувшее чувство ответственности и стыда «перед человеком в политбюро», который напрасно будет его ожидать на очередную явку. Григорий раздираем противоречивыми чувствами. Две возможности скрыты в субъективных свойствах его сознания, в положении, которое создалось. С одной стороны, он отчетливо понимает невозможность, нежелательность, безнадежность борьбы с Советской властью, поэтому такой резкой была его отповедь подгулявшему батарейцу (уроки Вешенского восстания не прошли даром); с другой – сам Григорий понял, насколько реальна опасность ареста и даже расстрела: напряженная обстановка в круге и непримиримая позиция Кошевого, представляющего революционную власть на местах, не оставляли ему почти никакой надежды на благополучный исход. Григорий бежит, покидая детей и Аксинью, расставаясь с последней гарантией своего гражданского права, которую предоставляла ему служба у Буденного, звание красного командира.
Тема: – Трагедия Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон».
Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения… даже доныне и не будет… Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
Из Евангелия
Среди героев «Тихого Дона» именно на долю Григория Мелехова выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплотившего в себя основные черты мощного народного духа. Григорий – молодой казак, удалец, человек с большей буквы, но в то же время он человек не без слабостей, тому в подтверждение его безрассудная страсть к замужней женщине – Аксинье, которую он не в силах побороть.
Судьба Григория стала символом трагических судеб русского казачества. И потому, проследив весь жизненный путь Григория Мелехова, начиная с истории рода Мелеховых, можно не только раскрыть причины его бед и потерь, но и приблизиться к пониманию сущности той исторической эпохи, чей глубокий и верный облик мы находим на страницах «Тихого Дона», можно многое осознать в трагической судьбе казачеств и русского народа в целом.
Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу. Основное его отличие, от простых казаков, заключалось в том, что его нравственное чувство не позволяло ему ни делить свою любовь между женой и Аксиньей, ни участвовать в казачьих грабежах и расправах. Создаётся такое впечатление, что эта эпоха, посылающая Мелехову испытания, старается уничтожить, либо сломить непокорного, гордого казака.
Первым таким испытанием становится для Григория его страсть к Аксинье: он не скрывал свои чувства, готов был ответить за свой проступок в казачьей среде. На мой взгляд, было бы намного хуже, если бы он, юный казак, тайком наведывался к Аксинье. Когда же он понял, что не в состоянии порвать окончательно с прежней любовницей, оставляет хутор и уходит с Аксиньей в Ягодное, пусть не соответствуя расхожему образу казака, но всё-таки прислушавшись к своему нравственному чувству и не отказавшись от самого себя.
На войне, честно выполняя свой казачий долг, Григорий не прятался за спинами товарищей, но и не кичился безрассудной храбростью. Четыре Георгиевских креста и четыре медали – вот ценное свидетельство того, как держал себя Мелехов на войне.
Григорий Мелехов выделялся в среде прочих казаков, хотя и лишён «сверхчеловеческого» налёта, которым авторы обычно наделяют своих главных героев. Неизбежные убийства, которые Григорий совершает в бою, совершаются им холодным оружием, что значит – в равном бою. Он ещё долго себя упрекал и не мог себе простить убийство безоружного австрийца. Ему противно насилие и тем более убийство, по тому что сущность характера Григория – любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли. Всё, о чём он мечтает – вернутся в родной курень, заняться любимым хозяйством. Но он казак, удостоившийся за свою доблесть офицерского звания, который с молоком матери впитал неписанные казачьи представления о чести и долге. Это и предопределило трагическую судьбу Мелехова. Он вынужден разрываться между тягой к родной земле и долгом воина, между семьёй и Аксиньей, между белыми и красными
Разговор с Мишкой Кошевым как нельзя лучше показал трагическую безысходность того рокового круга, в который попал Мелехов вопреки своей воле:
«– Ежели б тогда на гулянке меня не собирались убить красноармейцы, я бы, может, и не участвовал бы в восстании.
– Не был бы ты офицером, никто б тебя не трогал.
– Ежели б меня не брали на службу, не был бы я офицером… Ну, это длинная песня!»
Трагедия Григория Мелехова – это трагедия русского казачества в целом. На чьей бы стороне казаки ни воевали, им хочется одного: вернуться в родной хутор, к жене и детям, пахать землю, вести своё хозяйство. Но вихрь истории ворвался к ним в курени, сорвав казаков с родных мест и бросив их в самое пекло братоубийственной войны, войны во имя идеалов, малопонятных, а то и чуждых большинству простых казаков. Однако как бы ни мотала казака война, если не омертвела его душа, то жива в ней тоска по земле, по родному хутору.
С черной выжженной пожарами степью сравнивает Шолохов жизнь Григория в конце его пути. Сильный, смелый человек стал легкой щепкой в бурном океане исторических перемен. Вот она – толстовская ничтожность личности в истории. Но как бы не был велик трагизм происходящего, надежду вселяет последняя символическая картина – отец и сын, а кругом «весело зеленеет молодая трава, трепещут над нею в голубом небе бесчисленные жаворонки, пасутся на кормовой зелёнке пролетные гуси, и вьют гнёзда, осевшие на лето стрепета».