Сочинение на тему трагизм базарова

11 вариантов

  1. Только то и можно узнать, что в будущем идеальном мире Базарова не будет злых и глупых, потому что это будет не важно. Злость и глупость, по мнению Базаро­ва, — болезни, поэтому надо вылечить общество: «Исправьте общество, и болезней не будет». Следуя логике героя, все люди одинаковы, как деревья в лесу. И если он, Евгений Ба­заров, сильная личность, может быть хозяином судьбы, то таковыми должны стать и все остальные. Столь высокие тре­бования к человечеству парадоксальным образом оборачива­ются делением на «богов» и «олухов», причем лично себя Ба­заров причисляет к первым.
    Отрицание Базарова направлено не просто против автори­тетов, принципов, суеверий, но против веры вообще, против всего, что не исходило бы из собственных потребностей чело­века, из его собственного опыта. И это неотъемлемое качест­во его мышления. Любой порок, любое несовершенство мо­ментально восстанавливают Базарова против себя, и никакие положительные качества не могут его компенсировать. Лю­бовь как чувство Базаров отрицает в силу его бесполезности. Он признает лишь физическую потребность, в отношении к женщинам он прост: нравится — «добивайся толку», нет — и не надо. Тем ощутимее внутренне сопротивление героя, соз­нающего, что и он подвержен этому «бесполезному чувству».
    Ранее вопрос правоты для Базарова решался просто: кто сила — тот и прав. Однако, чувствуя огромную силу за собой, Базаров не смог завоевать любовь женщины, и тем больнее это поражение отозвалось в герое, ведь он не смог победить этого чувства и в себе.
    Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой стала своеобраз­ной проверкой на прочность той философии отрицания, ко­торой придерживался Базаров. В начале романа он казался невозмутимо спокойным, ничто не могло вызвать в нем эмо­ционального взрыва. Но едва Аркадий представляет его Одинцовой, «сконфуженность» появляется на лице Базаро­ва. И чем настойчивей в нем чувство любви, тем яростней ге­рой нападает на столь ненавистный ему «романтизм».
    Во второй части романа герой переживает духовный кри­зис. Любовь, приносящая счастье, дарующая жизнь, для Ба­зарова стала силой разрушительной, враждебной его внут- реннему миру. Страсть огромной силы принесла герою страдание, она лишила его уверенности, зародила сомнения. Герой впервые почувствовал собственную уязвимость. Имен­но «человеческое», индивидуальное, страдающее оказалось вдруг единственно возможным, несмотря на всю силу база-ровского отрицания.
    Любовь к Одинцовой опровергала все законы парадок­сальной логики Евгения Базарова. Анна Сергеевна — жен­щина из другого мира, она достойна Базарова по многим при­чинам: она в той же мере, но по-другому горда, по-особому умна, по-своему независима. Возможно, стремление к Один­цовой в Базарове есть лишь желание восполнить себя, собст­венную односторонность. В одном лишь Одинцова ему усту­пает: в умении страстно увлекаться.
    Сила любви Базарова пугает Анну Сергеевну. А для Евге­ния очевидность неудачи становится болезненным ударом. Он впервые ничего не может сделать, ничего не может изме­нить. Собственное страдание становится толчком к понима­нию страдания других, к примирению с возможностью пра­воты других, а не только своей собственной. Он учится прощать эту слабость «отцам», одновременно признавая их право на ту жизнь, которую они ведут, на возможность этой жизни как единственно правильной и мудрой. Проявление индивидуальности Базаров рассматривает как слабость, по­ражение, только себе он не в состоянии этого простить. Не­способность справиться с чувствами приводит к безразли­чию, а та, в свою очередь, к закономерной, но тем не менее трагической смерти.
    Случайность, вызвавшая смерть, была предопределена ситуацией, в которой сильный духом герой пал перед неиз­бежностью некоей высшей силы. Перед смертью Базаров пы­тается примириться с окружающей его жизнью. Он прини­мает суеверие родителей и не противится собственным чувствам. Евгений как будто вновь обретает прежнюю цело­стность в желании умереть, но эта целостность приходит к нему вместе с осознанием, что отрицание и человечность не мешают друг другу. Базаров уступает собственным чувствам, но это поражение становится своеобразным торжеством.
    Образ Базарова столь же типичен, сколько и уникален. Можно сказать, что вечный конфликт чувственного и разум­ного начал этот герой испытал много острее, чем следовало, но такова природа героя, и силы, заложенные в нем, при столкновении вызвали взрыв. Потеряв прежнюю уверен­ность, Базаров не смог бы больше продолжать жить. Смерть стала закономерным итогом. Бескомпромиссный максима­лизм его отрицания был заранее обречен на гибель.[/sms]

  2. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений – консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» – нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.
    Базаров – именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому», впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.
    Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Автор не случайно показывает картины запустения в российской крепостной деревне, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что паразитизм господствующих классов очевиден. Но он не может принять разрушительные принципы базаровского мировоззрения. Поэтому Тургенев оставляет героя в одиночестве. Ему не с кем «драться» с «барчуками», не с кем «расчищать место». Аркадий переходит в лагерь «отцов», Ситников и Кукшина – псевдонигилисты. Портреты учеников и последователей Базарова становятся одним из средств разоблачения нигилизма.
    Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит», загадочный женский взгляд – «чепуха, гниль, художество». Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.
    Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость… Он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздражительная свежесть ночи», он слышал ее «таинственное шептание».
    Перед героем открылись две бездны. Одна – загадка собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая – загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки – естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который после смерти останется единственным «памятником» ему.
    Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фенечкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич – олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу»: «Излагай мне свои воззрения на жизнь… ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории…»
    Роковой удар судьбы ученый-физиолог и врач Базаров получает именно от мужика. Он заразился тифом, когда вскрывал труп крестьянина. Базаров совершил трагическую ошибку еще и потому, что потерял самообладание. В родительском доме «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством».
    С особой силой Базаров как «лицо трагическое» раскрывается в главе, рисующей его смерть. Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью, поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество. Герой в последние минуты осознал, как дороги ему родители: «… таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Базаров умирает внезапно. Смерть не щадит самобытного, сильного человека, и делает его образ поистине трагическим.
    Тургенев считал, что Базаров – «лишний человек», что гибель Базарова неизбежна, что его время еще не пришло. Показав крупную, масштабную личность, способную оказывать влияние на других, автор невольно выразил свое уважение к нигилисту. Евгений достойно прошел через жизненные испытания, а крайности своих воззрений искупил трагической гибелью.

  3. 3
    Текст добавил: люби меня малышка

    В романе «Отцы и дети» образ нового человека Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя как прошлого века, так и нашего современника.
    С момента выхода романа в свет на автора и его главного героя обрушилось море критики, вокруг образа Базарова развернулась ожесточенная полемика. Консервативные круги дворянства, ужаснувшись его силе и мощи, чувствуя в нем угрозу своему укладу, возненавидели главного героя. Но в то же самое время Базарова не приняли и в революционно-демократическом лагере, к которому он сам и принадлежал. Его образ сочли карикатурой на молодое поколение.
    Во многом такая оценка главного героя — заслуга самого автора. И.С. Тургенев сам не определился в отношении к Базарову. С одной стороны, он оправдывает и оценивает Базарова по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого; наделяет этот образ чертами, которыми не обладает сам. Но, с другой стороны, читатель чувствует (прямо указания на это нет в тексте, но это проскальзывает само собой, помимо воли автора), что Базаров чужд автору, непонятен — Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, «загореться» его идеей, но безрезультатно. Автор и его главный герой так и остаются по разные стороны.
    Именно это и наталкивает на мысль о чудовищном одиночестве Базарова. Он титаничен, недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен и одинок. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, «настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение и пародирование, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые «висят в воздухе» и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П.П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему сил в схватке с титаном, который может противопоставить в этой схватке только себя, свою могучую личность. Но, несмотря на очевидность того, что Базаров не прав, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
    Автор как бы все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Одинцова же ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны (хотя он и мучается от их отсутствия, не отдавая себе в этом отчета), так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать.
    И тут получается какой-то замкнутый круг. Базаров мечется в этом круге одинокий, отчаявшийся. Он противоречив до абсурда. Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от родителей, от «глупой жизни отцов», но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним, он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: «Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен». Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной и независимой личности, как Базаров. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически («Я умру, и из меня лопух расти будет», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Перед лицом природы, перед лицом вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он остается по-прежнему одинок.

  4. Бывают среди нас такие люди, которые существуют почти в единственном экземпляре, они, сознательно или нет, а может и от скуки, постоянно находятся в поисках «себе подобных». Так и Евгений Базаров ищет себе единомышленников, а находит – в лице богатой помещицы Одинцовой. При этом замечает, что его теория, с которой он пришел в мир, не так прочна, как ему казалось. Евгением овладевает страсть, и он обнаруживает себя настоящего, пугается, отрицает свои чувства… Но поздно – он осознает, что влюблен. А Человек, как известно, меняется под влиянием романтики, что и оправдывает его дальнейшее поведение, иногда неконтролируемое, как в случае с нашим героем. Это то, что способно изменить взгляд человека на жизнь, к его счастью или несчастью. Для нашего героя это не только изменение, это еще и поражение, проигрыш. Теперь он знал, что никогда больше не будет таким уверенным в устройстве этого мира.
    Базаров не пытался поддерживать отношений в обществе с людьми, если они, например, высказывают точку зрения, не подчиняющуюся его теории. В беседах он был неосторожен и часто ввязывался в конфликты. Неумение договариваться с людьми сыграло здесь свою роль, что для такой утвердившейся личности является настоящей трагедией. Евгений отрицал такие вещи, как искусство, нравственность, любовь, семью, но не способен был дать что-то взамен. Он с глубоким потрясением переживал испытание любовью, после чего осознал свою ошибку и был в бешенстве. Нигилист не признавал романтизма, но поддался его влиянию. Так, после всех разочарований состояние Евгения не могло больше оставаться прежним.
    Судьбу Базарова можно сравнить с судьбой героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, гнавшийся за ответами на свои жизненные вопросы, совершает убийства. Постепенно он осознаёт ценность обычной жизни. Несмотря на свою гордость, он готов смириться с тем, что он обычный, как и все, человек. Концом всех жизненных поисков Раскольникова становится признание в своём преступлении. Так и Евгению, в конце концов, приходится признавать свою неправоту.
    Чтобы узнать настоящую сущность Евгения Базарова, чтобы увидеть всю трагедию судьбы нигилиста, ему было необходимо такое средство, которое затмило бы его разум и вместе с ним все его понятия и предубеждения. Возможно, Тургенев хотел тем самым способом указать, где именно герой всё-таки не прав, даже если его теория покажется нам понятной. Базаров не смог отрицать любовь, не стал спорить со смертью. А это две вечные вещи, которые, наверное, существуют назло всем нигилистам. Евгений смирился с тем, что мир отрицает его, как некое инородное тело, вторгшееся в чужое пространство и нарушившее устоявшиеся порядки. Но все же доказал, что его принципы были для него важнее всего, поскольку он не стал бороться за любовь, и как только осознал крах своей теории, ушел из жизни так и не понятым. В этом и заключается трагизм судьбы Евгения Базарова.
    Добавил: grimogoroth

  5. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю свою творческую жизнь провел в поисках “своего” героя. Эти поиски – самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе “Отцы и дети” такой герой им был найден. Это никто другой, как Евгений Васильевич Базаров.
    Да, это реально фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что “при сочинении Базарова… не только не сердился на него, но и чувствовал к нему “влечение*”, род недуга”. Может показаться странным последнее сочетание: “влечение” и “род недуга”. Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает бессмысленно, нелепо, хотя вообще-то, смерть в столь раннем возрасте вечно нелепа. Трагична фигура Базаров в большей степени из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть Базарова представляется полностью закономерной.
    Базаров – сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его свобода автора. Сам Базаров заявляет, что он “нигилист”, т. е. отрицатель. Отрицает он все: авторитеты, принципы, идеализм, поэзию, музыку и проч. и проч. В своем бесконечном отрицании он изредка доходит до нелепости, абсурда. И может быть, что одна из причин его трагичности как раз в том и состоит, что как он ни отрицает все вышеперечисленное, не считаться с этим, обойтись без этого всего нельзя. Базаров и сам это понимает, что в силу какого-то упрямства не признает очевидного.
    Чтобы не быть голословным, приведем пример. Тургенев обожает проводит своих героев через опробование любовью. Не составил изъятие и роман “Отцы и дети”.
    Базаров называет любовь, нежность, вообще любые чувства “романтизмом”, “вздором”, короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям, а к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишаясь простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.
    Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен “слабостям”, т. е. и он способен полюбить. Но более того поняв это, он продолжает ругать себя за такое проявление своей души: “он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем вечно трунил, что возмущало всю его гордость”.
    Эта раздвоенность, поселившаяся в его душе, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, вероятно, и делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, вечно больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.
    Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.
    Базаров одинок. Он одинок изначально, потому как не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним.
    Аркадия Кирсанова уж конечно нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.
    Даже в доме своем он одинок. Родители благоговеют перед ним, и в некоторой степени боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество – самое тяжелое опробование, не все его выдерживают. Конечно, Базаров, как сильный человек, справится с ним, но кто знает, какой ценой ему это удастся.
    Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет смекнуть об этом. И выходит, что смерть – наилучший выход из положения. Это отмечал и Писарев Д. И., весьма положительно отозвавшийся на роман в своей статье “Базаров”.
    Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное час. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной. Поэтому можно уверенно сообщить, что фигура Базарова – фигура трагическая. И трагизм тот самый содержится прежде всего внутри самого героя. Когда человек не может существовать в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам от души жаль Базарова.

  6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стоит в одном ряду с лучшими русскими и мировыми произведениями литературы. Главный герой произведения, Евгений Базаров, – личность выдающаяся и, в то же время, трагическая. Его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал.
    Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода. Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
    Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.
    Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши – нигилист. Что же это значит? «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией. Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
    Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
    На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству. Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
    Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает. Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
    Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам. Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
    Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным. Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
    Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
    С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает. Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»
    Герой умирает. Таким образом, Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

  7. 7
    Текст добавил: СкользкийПАРКЕТ

    «Базаров — лицо трагическое», — утверждал сам автор.
    В чем же трагизм Базарова?
    В основу романа И. С. Тургенев положил социальный конфликт между дворянами-либералами и революционерами-демократами. На первый взгляд может показаться, что фактическая победа на стороне Евгения Базарова — представителя молодого поколения.
    Но чем внимательнее вглядываешься в этот образ, тем острее чувствуешь его трагичность: автор не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Евгений Базаров — цельная натура, сильный по характеру человек, достаточно образованный, жаждущий изменить себя и жизнь. И он нигилист, отрицающий все нормы и принципы, разрушающий все основы жизни. Евгений не признает опыта предыдущих поколений. Отсюда, наверное, и его пренебрежительное отношение к Кирсановым — Николаю Петровичу и Павлу Петровичу («аристократишко») и внешнее равнодушие по отношению к своим родителям. И хотя Базаров любит их, ему с ними скучно.
    Ближе всех ему Аркадий Кирсанов. Он ровесник Евгения и первоначально его единомышленник. Но Базаров считает его «размазней». «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!» — говорит он. В конце концов, Аркадий выбирает жизненные принципы своего отца.
    Несмотря на желание Базарова «возиться с людьми», он трагически одинок. Его мнимые ученики и последователи не являются единомышленниками: их позиция зависит от обстоятельств. Такие «нигилисты», как Ситников и Кукшина, — пародия на шестидесятников, опошляющая их идеи.
    Одинок Базаров и в любви. Он — отрицавший любовь, называвший ее «художеством», сам влюбился в Анну Одинцову. Не просто влюбился, а признался ей в любви. И оказалось, что есть чувства, над которыми не властен человек.
    Драматично непонимание, которое возникает между Базаровым и крестьянами. Казалось бы, простые люди тянутся к нему, но, когда он в разговоре с мужиком начинает, как обычно, презрительно подтрунивать над ним, тот говорит о нем: «Известно, барин, разве он понимает?»
    И, конечно же, трагична смерть Базарова, ведь он умирает от нелепой случайности, умирает молодым, по сути, не успев ничего сделать.
    И. С. Тургенев утверждал, что время Базаровых еще не пришло. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего», — писал он. Именно такая «трагическая фигура» и получилась у автора.

  8. В романе “Отцы и дети” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника.
    И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову. С одной стороны, он оценивает героя по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен — Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, “загореться” его идеей, но безрезультатно.
    Этим вызвано глубокое одиночество Базарова. Он недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, “настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть”. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решается противостоять этому бурному натиску, — Павел Петрович Кирсанов. В своих спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои исторические корни, духовные ценности, жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему силы в “схватке” с противником, который может противопоставить ему только свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров неправ, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
    Всякие убеждения нуждаются в проверке, и Тургенев вводит в жизнь своего героя испытание любовью.
    Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю1 силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек— это не бездушная “лягушка”. Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.
    В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно По этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства: душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания: страсть бурная и неконтролируемая била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил.
    После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым, озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за предательство своих же принципов. Он стал отдаляться от Аркадия, или, вернее сказать, Аркадий стал отдаляться от него, так как с тех пор, как Кирсанов полюбил Катю, он стал постепенно отказываться от принципов Базарова, становиться мягче, добрее, романтичнее. Базаров оказался один на один со своей бунтующей душой и подавляющим ее сознанием. Он еще более ожесточенно принимается отрицать все авторитеты и чувства: доходит до того, что он отрицает любовь своих родителей и относится к ним так равнодушно или даже с раздражением, что родители впадают в отчаяние, пытаясь вернуть себе сына.
    И тут образуется замкнутый круг. Базаров мечется в нем, одинокий, отчаявшийся. Он противоречив: Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от “глупой жизни отцов”, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним. Он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: “Нужен ли я России? Нет, видимо, не нужен”. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной личности, как Базаров. Как тяжело, умирая, осознавать бесплодность прожитой жизни! Ведь исправить уже ничего нельзя.
    А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (“Я умру, и из меня лопух расти будет”, “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”). Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество. Он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая могилу, как бы отделяет его от мира. Он жил “могучим богатырем, которому негде было развернуться, некуда деть исполинские силы, некого любить настоящей любовью”. С этой точки зрения смерть его была неизбежной.

  9. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” по праву считают одним из лучших произведений писателя. И не только за художественное мастерство, с которым он написан. Тургенев всю творческую жизнь провел в поисках “своего” героя. Эти поиски – самое важное, но и самое трудное в работе писателя. И можно признать, что в романе “Отцы и дети” такой герой был найден. Это никто иной, как Евгений Васильевич Базаров.
    Да, это действительно фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что “при сочинении Базарова… не только не сердился на него, но и чувствовал к нему “влечение”, род недуга”. Может показаться странным последнее сочетание: “влечение” и “род недуга”. Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает глупо, нелепо… Впрочем, смерть в столь раннем возрасте всегда нелепа. Трагична фигура Базарова, в большей степени, из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть героя представляется вполне закономерной.
    Базаров – сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его воля автора. Сам Базаров заявляет, что он “нигилист”, т. е. отрицатель. Отрицает он все: авторитеты, принципы, идеализм, поэзию, музыку и проч. и проч. В своем бесконечном отрицании герой иногда доходит до нелепости, абсурда. И возможно, что одна из причин его трагичности как раз в том и состоит, что как он ни отрицает все вышеперечисленное, не считаться с этим, обойтись без этого всего нельзя. Базаров и сам это понимает, но в силу какого-то упрямства не признает очевидного.
    Чтобы не быть голословным, приведем следующий пример. Тургенев обожает проводить своих героев через испытание любовью. Не составил исключение и роман “Отцы и дети”. Базаров называет любовь, нежность, вообще, любые чувства “романтизмом”, “вздором”, короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям. А к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишает простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.
    Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен “слабостям”. Он понял, что способен полюбить. Но, даже поняв это, герой продолжает ругать себя за такое проявление своей души: “Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.
    Эта раздвоенность, поселившаяся в душе Базарова, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, всегда больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.
    Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.
    Базаров одинок. Он одинок изначально, ибо не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним. Аркадия Кирсанова, конечно, нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.
    Даже в своем доме Базаров одинок. Родители благоговеют перед ним и, в некоторой степени, боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество – самое тяжелое испытание, не все его выдерживают.
    Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет догадаться об этом. И выходит, что смерть – наилучший выход из положения. Это отмечал и Д.И. Писарев, весьма положительно отозвавшийся на роман в своей статье “Базаров”.
    Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное время. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной.
    Поэтому можно уверенно заявить, что фигура Базарова – фигура трагическая. И трагизм этот заключен, прежде всего, внутри самого героя. Когда человек не может жить в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам искренне жаль Базарова.

  10. Сочинение
    по литературе
    «Трагизм
    образа Базарова»
    В романе «Отцы
    и дети» образ Евгения Васильевича
    Базарова получился сложным, противоречивым
    и, безусловно, очень интересным. Он
    не может оставить равнодушным читателя,
    как прошлого века, так и нашего
    современника. В романе показан новый тип передового
    деятеля-разночинца — демократа Базарова,
    “человека дела, а не фразы”. Базаров
    — человек из иного мира, из иной среды,
    чем сам писатель. Тургенева привлекает
    в своем герое отсутствие барской изнеженности,
    презрение к прекраснодушной фразе, порыв
    к живому практическому делу. Увлечение
    науками, стремление докопаться до сути,
    широкий кругозор, критическое отношение
    к действительности и чувство собственного
    достоинства — вот характерные черты
    Евгения Базарова.
    Базаров, человек
    сильный по уму и характеру, составляет
    центр романа. Он представитель нового
    молодого поколения. Он практик, идеалов
    и авторитетов для него не существует,
    потому что он не встречает себе равных
    и на все имеет свои собственные убеждения.
    “Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею
    свои”, — полупрезрительно заявляет
    Базаров. По своим умственным запросам
    Базаров выше окружающей его среды. Единственно,
    кто решается противостоять этому бурному
    натиску, это Павел Петрович Кирсанов,
    но вовсе не потому, что он такой же титан,
    а потому, что его принципы, в отличие от
    базаровских, которые «висят в воздухе»
    и питаются исключительно энергией их
    автора, врастают в века. Эти духовные
    ценности, исторические корни, уклад которых
    Павел Петрович воспринял еще в детстве.
    Базаров силен в критике консерватизма
    Павла Петровича, в обличении пустословия
    русских либералов, в отрицании эстетского
    преклонения «барчуков» перед искусством,
    в критике дворянского культа любви. Но,
    бросая вызов отживающему строю, герой
    в ненависти к «барчукам проклятым» заходит
    слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства
    перерастает у него в отрицание всякого
    искусства, отрицание «вашей» любви –
    в утверждение, что любовь – «чувство
    напускное»: все в ней легко объясняется
    физиологическим влечением. Отрицание
    «ваших» сословных принципов переходит
    в уничтожение любых принципов и авторитетов,
    отрицание сентиментально-дворянской
    любви к народу – в пренебрежение к мужику
    вообще. Порывая с «барчуками», Базаров
    бросает вызов непреходящим ценностям
    культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.
    Базаров — нигилист, но дальше этого он
    не пошел. Он считал, что на этом его функция
    кончена. Он говорит: “Сначала нужно
    место расчистить, а строить будут другие”.
    По мнению Тургенева, Базаров рано пришел
    в жизнь, он бы мог сделать многое, но “умирает,
    не сделав ничего”.
    Автор все
    время напоминает читателю, что Базаров
    не чудовище, не злой гений, а прежде
    всего несчастный человек, одинокий и
    беззащитный перед самыми простыми человеческими
    чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется
    его уязвимость. Любовь для Евгения —
    это всего лишь физиологическая потребность.
    Подсознательно Базаров ищет любви, но
    настоящая, высокая любовь ему недоступна,
    потому что он бездуховен и безнравствен.
    Он не понимает, что непременным условием
    достижения духовных и нравственных идеалов
    является стабильность. А эти идеалы для
    него недоступны, так как, будучи прагматиком,
    он должен все прощупать, потрогать.
    В прощальных
    словах умирающего Базарова заключен
    главный смысл его жизненного
    финала: “Я нужен России?.. Нет,
    видно, не нужен…” Истоки страданий
    Базарова — преждевременность появления,
    отсутствие союзников, мучительное одиночество.
    Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность,
    бессмысленность, ненужность прожитой
    жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя.
    А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен,
    чтобы, пусть на смертном одре, осознать
    свои ошибки. Он признает свое бессилие
    перед смертью, значит, не все можно преодолеть
    с помощью силы. Базаров возвращается
    к природе, которую при жизни он воспринимал
    так материалистически. Перед лицом природы,
    перед лицом вселенной даже такой титан,
    как Базаров, кажется жалкой песчинкой.
    В этом и есть его трагическое одиночество,
    он не ощущает себя частью этого мира,
    даже после смерти железная ограда, окружающая
    его могилу, отделяет его от мира. После
    смерти он,по-прежнему,остается одиноким.

  11. Роман И. С. Тургенева отцы и дети был написан в 1862 г. Это было время, когда обнаружился кризис крепостнической системы, в эти годы обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В своем романе Тургенев придал широкое гуманистическое освещение этой политической борьбе. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим. Тургенев увидел опасность в разрыве связи времен. Ведь возникший раскол коснулся не только политических, социальных, но и непреходящих, вечных культурных ценностей. Евгений Базаров, главный герой романа, — типичный демократ-разночинец 60-х годов. Тургенева привлекает в своем герое отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения барчуков перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к барчукам проклятым заходит слишком далеко. Отрицание вашего искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание вашей любви в утверждение, что любовь чувство напускное: все в ней легко объясняется физиологическим влечением. Отрицание ваших сословных принципов переходит в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с барчуками, Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Но очень не прост с виду самоуверенный и резкий тургеневский разночинец. Тревожное и уязвимое сердце бьется в его груди. Крайняя резкость его нападок на поэзию, на любовь, на философию заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некая двойственность, которая перейдет в надлом и надрыв к финалу романа. В тургеневском нигилисте скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и романтизм, и народное начало, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию. Базаров держит в своих руках богатырскую палицу — естественнонаучные знания, которые он боготворит и считает надежным оружием в борьбе с идеализмом отцов, здоровым противоядием барской мечтательности и крестьянскому суеверию. Ему кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все загадки, все тайны бытия. Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания, сводит сущность сложных духовных и психических явлений к элементарным, физиологическим. Кирсановых он презирает не только за то, что они барчуки, но и за то, что они старички, люди отставные, их песенка спета. Он и к своим родителям подходит к той же меркой. Все это результат узкобиологического взгляда на природу человека. Для Базарова не существует качественных различий между физиологической и социальной психологией. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой начало трагического возмездия заносчивому Базарову. Дорогие его уму естественнонаучные убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всяких принципов, теперь служит. И служба эта слепа жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней физиологи. Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, но и потому, что этот нигилист, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Она не знает, где та грань, которая отделяет базаровскую любовь от ненависти. Уроки любви повели за собой тяжелые последствия в душе Базарова. Они привели к трагическому кризису его односторонние, материалистические взгляды на жизнь. Смятенный Базаров пробивается к глубоким вопросам о смысле жизни, о таинстве смерти, о драматизме любви. И в то же время он стремится уйти от них, презрительно оценивает их как чепуху и гниль, пытается втиснуть себя и окружающее в узкие рамки научных закономерностей. Базаров упрекает себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге. Но в этих упреках скрывается другое: и любовь, и поэзия, и сердечное воображение, которые прочно живут в его душе. В этой противоречивости, двойственности и заключается трагизм героя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *