Сочинение на тему язык окно в новый мир

7 вариантов

  1. Воистину, благодаря языку мы познаем себя и окружающую нас среду, мы открываем целый мир, мы учимся жить в нем. Язык – это неотъемлимая часть человечества, без него немыслимо само существование людей. Вспомним, что отличает человека от животного? Правильно, – это способность мыслить абстрактно, которая наделяет нас высоким разумом, и единственный способ выразить нашу развитость – несоменно, язык. Саморазвитие, в частности самосовершенствование любого индивида, я считаю, просто невозможно без улучшения своей речи. Ведь, кому неприятно слушать красивый, грамотный, интересный монолог? Но, для того, чтобы достичь высоких результатов в этом славном деле, для начала нужно и просто необходимо знать в совершенстве язык, в первую очередь – свой родной язык. Без уважения, любви к нему невозможно постичь иностранные говоры.
    Язык – это окно в новый мир. Для начала, в мир наш собственный, то есть, попросту говоря, ключ к разгадке тайн нашей души. Начиная с того, что с ранних лет нас учат простым словам, обозначающие предметы ежедневного быта и явления матушки природы, простым словам, которые для маленького ребенка представляют собой открытие целойВселенной, мы постепенно поднимаемся на новые, высшие ступени, где на школьной скамье прилежно изучаем родной и другие языки, а дома, в уютном кресле под лампой, читаем художественную литературу, для полнейшего развития речевой культуры в нашем сознании. Выполняя со всей ответственностью и отдачей сей алгоритм, ты можешь ясно определить, что происходит в твоей душе, так как осязание чувств внутренних, наполняющих сердце, происходит непосредственно чрез разум, который затем отдает тебе отчет в виде мыслей, переходящих в слова. Таким образом, благодаря великому и могучему языку, мы можем дать имя каждому трепетанию нашего внутреннего мира, мы в состоянии передать наши эмоции с помощью слов, донести свою точку зрения и просто излить душу другу. О, это, вправду, просто потрясающе! Язык дает нам столько возможностей, столько свободы выражения, что начинаешь чувствовать: он – самое лучшее человеческое изобретение.
    Невежество – это прежде всего незнание языка. Недостаточно лишь уметь разговаривать, так и попугаи могут, нужна теория, нужна письменность. Приведем один литературный пример: наверняка, многие читали великий роман Виктора Гюго «Отверженные»? Думаю, да. Так вот, вспомните Жан Вальжана: он, грубо говоря, неуч и человек глубоко безграмотный. Конечно, в этом нет его вины, сами посудите, когда живешь в нищете, а потом вдобавок тебя на каторгу, на целых девятнадцать лет отсылают, как-то не до учености становится. Но это уже другая история, а квинтэссенция в том, что из-за своего вынужденного невежества ЖанВальжан не в силах разобраться в себе, в своих ощушениях, он не понимает, что происходит внутри него при сильных душевных потрясениях, так как Жан не можетпроведя через анализ разума,дать всему название – это неумение мыслить и есть самый страшный бич безграмотности, что включает в себя также незнание языка. Одним словом, господа, язык – прежде всего, ключ к познанию себя и просторов своего внутреннего мира.
    С помощью потрясающего знания и правильного употребления языка, человек без усилий в состоянии влиться даже в общество закоренелых снобов. Если из вас слова льются как из божественного, богатого фонтана, то поверьте, толпа не помедлит идти вслед за вами хоть на край света. История нам ясно показывает, что великие ораторы играли большую роль в преобразование людских мировоззрений и облика целого мира. Достаточно вспомнить Демосфена, Цицерона, Платона, Лисия, Исократа, да Гитлера, в конце-концов, чтобы убедиться в великой силе слова, основанного на благороднейшей грамотности языка. Действительно, пышная речь, изобилующая эпитетами, метафорами, сравнениями и искусными оборотами не оставит никого равнодушным. Она, откроет вам еще одно окно, окно в признание и уважение других себе подобных индивидов. Говорят, чтобы узнать каков человек, достаточно лишь прислушаться к его речи. Оно и правда, это проверенное средство с потрохами выдает уровень знания какого-либо языка. Задумайтесь, как со стороны звучат ваши разговоры? Пытаясь сделать сие усилие, затем попытайтесь определить насколько вам нужно развить ваш язык, речь. Однако, это не тренинг лингвиста, а всего-навсего сочинение- рассуждение, так, что давайте дальше в том же духе рассуждать.
    Я все утверждаю, что язык – это окно в какой-нибудь мир. Но, ежели глубже вдуматься в заглавие сочинения, то можно отсюда начать еще одну тему, суть, которой заключается в том, что язык – сам по себе отдельный мир, полный всевозможных сокровищ и спорных дилемм. Сколькими его богатствами мы пользуемся, сколькими пренебрегаем, а сколько еще сокровенных тайн лежат в недрах его! Каждый язык богат по-своему, каждый язык прекрасен, надо лишь немного глубже обратить внимание. Подумать только, насколько по-разному можно интерпретировать один словесный оборот, сколько разнообразных интонаций возложить на единственное выражение; продолжая в таком же духе этот список, невольно придешь к выводу, что язык – это просто источник одной большой неиссякаемой энергии, дарованной нам. Так, что необходимо использовать ее с максимальной пользой.
    Знаете, какое самое главное окно можно открыть с помощью великого и могучего? Я считаю, что это окно в другую страну, со своими нравами, обычаями и интересным народом. Право, преодолеть языковой барьер, значит жить свободно и с преимуществами в современном мире: ты можешь поехать куда угодно, то есть безмятежно путешествовать по нашей огромной планете, ты вправе поселиться в другой стране, запросто общаться с иностранцами, тем самым расширяя свой круг знакомых и друзей. Познать другой язык – значит узнать много нового, увеличивать свой интеллектуальный потенциал. Для меня «полиглот» – очень почетное «звание», которого добиться, конечно, весьма сложно, но зато, как говорится, плоды сладки.
    Одна из важных привилегий знания иностранного языка, допустим английского, французского или же немецкого – возможность читать произведения великих писателей и поэтов в оригинале, потому что, как ни крути, не один перевод неспособен заменить первоисточник. Было бы замечательно познакомиться с произведениями Шекспира, Оскара Уайльда, Эдгара По, Роберта Стивенсона, Данте, Гете, Вольтера, Гюго, Мартина Лютера Кинга и других прелестных авторов в подлинно родном их языке.
    О, грех не отметить пользу изучения русского языка для чужестранцев, которые являются в А.С.Пушкине. Да, да, именно в нем: доказано, что его произведения невозможно перевести на другие языки, иначе теряется вся прелесть чудесного образа сложения стихов Пушкиным. И это далеко не единственное преимущество. Еще одна дилемма, весьма меня интересующая: роман нашего великого МухтараАуэзова «Абай жолы», а именно то, что многие мои соотечественники читают сие произведение в переводе. К чему, спрашивается? Зачем, когда есть наш богатый родной, казахский язык? Во-первых, это стыдно, господа. Во- вторых, только оригинал способен окунуть вас в самую суть романа, в быт того времени, понять всю сложность и своеобразность Абая. Хотя, впрочем, все выше сказанное следует заметить лишь в скобках, как говорится, к слову.
    Как однажды Петр І открыл «окно» в Европу, так и язык открывает нам окно в новый, чудесный, лучший мир. Отличное знание родного языка означает патриотизм и уважение к своему народу, предкам и земле. Прекрасное освоение других языков: и есть показатель эрудированности, образованности человека, которое открывает многие двери в нашем веке, давая свободу к самовыражению и утверждению личности. Более глубокий смысл можно найти в том, что мы становимся духовно чистыми и нравственно опрятными, так как невозможно изучение какого-либо языка без книг, что открывает путь к выше сказанным человеческим достоинствам. Одним словом, изучая и совершенствуя язык, вы тем самым улучшаете себя.

  2. 2
    Текст добавил: я ютубер кто неверет таму в клас

    Язык существует на планете столько, сколько живут люди. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно, человек существует в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. И общаются люди при помощи языка -передают свои мысли, желания, чувства.
    22 сентября был объявлен Днем языков народа Казахстана Указом Президента РК от 20 января 1998 г. и стал общим праздником всех казахстанцев. Исторически сложилось так, что Казахстан является многонациональным государством, здесь проживают представители более 100 наций и народностей. Все они говорят на разных языках, и в то же время дружат между собой. У каждого языка своя история, своя судьба, связанная с судьбами других языков. Через язык люди находят друг друга и учатся понимать духовную культуру, обычаи и обряды народа.
    Язык – это окно в новый мир, это посредник дружбы «Язык – душа народа». – эти слова принадлежат великому поэту – просветителю, реформатору казахского языка Абаю Кунанбаеву, который проводил политику дружбы между казахским и русским языками. Перевел немало трудов Пушкина, Лермонтова на казахский язык, тем самым, развивал и сближал языковую культуру двух дружественных народов.
    На сегодняшний день в РК распространены русский, корейский, немецкий, польский, идиш, украинский, турецкий, узбекский и уйгурский языки. Язык является одним из основных средств коммуникации. Роль языков для Казахстана, как полиэтнического государства, с каждым годом возрастает.
    Казахстанская модель межнационального мира и согласия не случайно стала визитной карточкой нашей страны. Эта модель сформирована целенаправленной и взвешенной государственной политикой в течение всего периода суверенного развития Казахстана.
    Одним из определяющих факторов для сохранения межэтнических отношений, основанных на взаимоуважении, на создании условий для развития культуры всех этносов, населяющих республику, является языковая политика государства.
    Каждый гражданин имеет право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Для этого создаются все условия. К примеру, в стране действуют национальные школы, в том числе, с узбекским, уйгурским, таджикским, немецким и украинским языками обучения.
    В нашей стране, наряду с сохранением национальных ценностей и развитием духовной культуры различных этносов, особое внимание уделяется также и внедрению полиязычного образования. Глава государства также указал на важность владения, в современном мире, английским языком и отметил, что трехъязычие должно поощряться на государственном уровне, в образовательных учреждениях страны внедряется преподавание на казахском, русском и английском языках.
    В целом, как отмечает Президент, уникальность нашей страны заключается в том, что здесь объединились и взаимно дополняют друг друга самые разные культурные элементы.
    В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, государственным языком является казахский язык. Известно, что до обретения независимости основным языком делопроизводства, образования, науки и других сфер был русский язык. При этом, казахский язык был оттеснен в сферу быта и национальной литературы. После того, как Казахстан стал суверенным государством, историческая справедливость была восстановлена, и казахский язык начал уверенно развиваться, неуклонно расширяется сфера его применения, все большее число граждан активно используют его в повседневной жизни и в профессиональной деятельности, именно он должен в итоге стать общим языком всех проживающих здесь народов. Всеобщее знание государственного языка должно быть тем объединяющим началом, которое свяжет представителей всех проживающих здесь народов, поможет лучше понять культуру и душу Казахстана, привьёт патриотизм и любовь к нашей общей земле.
    В своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» Президент Н.А.Назарбаев подчеркнул: «Казахский язык – это наш духовный стержень. Наша задача – развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек».
    Образование и развитие национального языка — сложный, длительный процесс. Тысячелетиями создавался этот язык, для того, чтобы в настоящем превратиться в главное богатство казахского народа.
    Казахский язык отличается особой певучестью и неповторимой душевностью. В казахском языке огромный запас слов (более двух миллионов!), разнообразие синонимов и оттенков речи. Все это свидетельствует о мощи и богатстве языка литературы, народных песен, преданий и легенд. Земля Казахстана богата литературными талантами: поэтами, писателями, драматургами.
    Родной язык – самый важный в жизни каждого человека, это язык, на котором ты произнес свои первые слова; язык на котором ты читаешь, пишешь, думаешь; язык, который роднит тебя с твоим народом и страной. С самого рождения и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с родным языком. Но, пожалуй, самая удивительная вещь нас свете – это слово. Словом можно излечить, ранить, успокоить, заставить поверить и воодушевить. Особенно если это слово сказано на родном языке. Слово открывает перед человеком необозримые возможности, целые миры и вселенные. Сквозь страницы книг и живые беседы узнает человек то, что еще не видел на самом деле. Зримыми становятся далекие берега, чужие страны и неизведанные места. И все это благодаря языку.
    Канат АПСАДЫКОВА
    Пікір:

  3. Нет одинаковых профессий и одинаковых требований к профессиональным качествам
    1. Профессия- это та деятельность, которой человек занимается как специалист, которой обучается в определенном учебном заведении. В мире много разных профессий, которые отражают огромное многообразие видов человеческой деятельности.
    2. Конечно, говорить о том, что нет одинаковых требований к профессиональным качествам, я думаю, не совсем правильно, потому что есть общепринятые требования к выполнению какой- либо работы: в любой работе требуются профессионализм, трудолюбие, ответственность, обязательность.
    3. Но есть профессиональные качества, которые нельзя применить сразу ко всем профессиям. И очень важно, перед тем как выбрать себе специальность, будущую профессию, проверить, а есть ли необходимые качества в человеке, собирающемся стать специалистом в той или иной сфере. Может ли, например, стать учителем любой человек? Что особенного есть в профессии учителя? Наверное, прежде всего, это любовь к детям, желание поделиться тем, что знаешь сам, с учеником, стремление найти любые пути передать ему знания, терпение, доброжелательность и др.
    Врачом может стать человек, не только сострадающий больному, но и деятельно стремящийся вылечить его, терпеливый, снисходительный к таким человеческим слабостям, как физическая немощь, характер и др. И конечно, врачом может стать человек, умеющий брать на себя ответственность за здоровье пациента.
    4. И так можно говорить о каждой профессии. Свою профессию я выбрал потому, что считаю, что у меня есть такие качества, как…, которые необходимы будущему ….
    5. Таким образом, один из важных выборов, который человек совершает в своей жизни,- выбор профессии- должен быть сделан грамотно, продуманно, чтобы впоследствии работа доставляла только радость.
    Язык- это окно в новый мир, это дорога к другим людям
    1. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Роль, которую выполняет язык в обществе, чрезвычайно высока. Язык выполняет несколько функций: прежде всего, коммуникативную; познавательную- то есть человек познает мир главным образом с помощью языка; накопительную – то есть язык – это хранилище знаний человечества о мире; эмоциональную – язык выражает не только мысли, но и огромное многообразие человеческих эмоций, чувств.
    2. Изучая чужой язык, человек открывает для себя новый мир. Прежде всего, через язык он знакомится с тем знанием, которое накоплено в этом новом языке, а следовательно, глубже знакомится «с другими людьми». Известно ведь, что устное народное творчество, в том числе пословицы, поговорки, фразеология, наиболее сильно отражают менталитет народа, его историю, культуру. Например, такие русские фразеологизмы, как тянуть канитель, отложить дела в долгий ящик, без сучка и задоринки, бить баклуши- отражают особенности профессий, существовавших в Древней Руси, и отношение людей к ним.
    3. Владение чужим языком позволяет в оригинале прочитать художественные произведения, что намного лучше, убедительней, точнее, чем читать в переводе.
    4. Изучая другой язык, можно избежать многих неудобств в общении с носителем этого другого языка, например, во время учебы, путешествий, деловых отношений.
    Таким образом, изучение языков – это, действительно, окно в новый мир. Изучение языков актуально в наше время, когда усилились разнообразные связи с внешним миром, открылись дороги к другим мирам.
    Труд в наше время – это великое право и великая обязанность ( В.Гюго)
    Труд – это то, чем человек отличается от животных. Именно труд сделал человека человеком.
    В Конституции каждой страны прописано право человека на труд. Однако сегодня не всегда и не везде это право предоставляется. Существует проблема безработицы, которая обусловливает социальное неблагополучие людей в обществе. Ведь мы пока живем в обществе, в котором платят за труд, а если нет работы – нет и оплаты. А если нет оплаты, то нечего есть, не на что купить одежду, не на что лечиться, обучаться и т.д. Именно потому, что с правом на труд связано столько сторон жизни человека, можно назвать право на труд великим. В труде человек растет как личность, реализует все свои возможности , весь свой потенциал. Никто не должен препятствовать человеку в его праве на труд.
    В то же время труд – великая обязанность. Здоровый, работоспособный человек должен работать, чтобы обеспечить себя, семью, чтобы помочь родной стране развиваться, процветать. Человеческие ресурсы, а именно работоспособные люди, созидающие во имя Родины, составляют конкуренцию человеческим ресурсам других стран. В обществе, в котором все равны, не должно быть господ и рабов. В нашей стране, как и во многих других, всегда было и есть нетерпимое отношение к тунеядцам – людям, не желающим работать.
    Таким образом, любой человек, особенно в современном обществе, может не только хотеть работать, но и должен работать.
    Пустая молодость – беда (Абай)
    В жизни человека есть период, когда закладываются основы его как личности. Это молодость. Именно в молодости человек принимает самые серьезные решения: выбор профессии, выбор спутника жизни, определение принципов своей жизни вообще. В молодости люди постоянно находятся в поисках своего жизненного пути, встречают новых людей, остаются с ними на долгие годы, или расстаются, получают образование, квалификацию, учатся работать в трудовом коллективе.
    А если вместо всего этого заниматься менее беспокойным? Например, не учиться, а жить на деньги родителей? Не жениться или выходить замуж, а каждый день проводить время с разными людьми? Не работать, а каждый день развлекаться, употреблять алкоголь, наркотики, играть в азартные игры, собираться в компании, чтобы выпить, потанцевать, посплетничать, подраться?
    Именно про второй случай великий Абая сказал: « Пустая молодость- беда». Не невинные забавы, а именно беда, потому что человек теряет время, не готовит себя к жизни. Не понимает свое предназначение в жизни. Когда очнется- поздно будет: возможности остались в молодости. У каждого периода жизни- свои задачи.

  4. 4
    Текст добавил: Спасибо за внимание

    Инструкция
    Укажите термин-эпоним
    Д)Кривая Валера
    Укажите термин
    Б)Энтальпия
    16.Укажите литерные термины
    А)В-излучение
    Корпус словаря-это
    Д)совокупность всех словарных статей
    20.Укажите односоставные предложения,наиболее употрибительные.
    С)Неопределенные-личные
    2- вариант
    1985,,,
    Научно – техническое повествование
    Термин не должен быть
    Эмоционально окрашенным
    13- По способу раскрытия понятия определение термина в предложении : Проницаемость – это свойство пород быть проводником при движение жидкостей или газов представляет:
    функциональное определение
    14- Укажите способ образование данных терминов: Т-антенна, А- образная опора, IT- технологии
    Литерные термины
    15- Раздел языкознания , занимающийся практикой и теорией составления соварей :
    Лекскография
    16- Не является нормативным требованием к термину:
    Благозвучность
    17- Термингазоконденсат образован способом:
    Словосложнения
    18- По способу образования термины – эпонимы рентген, ом, вольт, ампер, относятся к группе
    Термины – слова собствественно эпонимической природы
    19- Термин с интернациональным терминоэлементом:
    Многеосинклиналь
    20- Дефиниция это –
    Краткая идентификационная характеристика понятия, обозначенного термином
    4-вариант

    Какие аспекты включает Заключение как структурная часть научных текстов
    Выводы, результаты, преимущества, рекомендации
    9- К какому виду метоинформативных фрагментов относятся данные выражения :Экспериментально доказано, что …, Опыт показал.
    Маркеры
    10- К какому виду метоинформативных фрагментов относятся данные выражения : Данная статья посвящена …, Ниже описывается (приводится ,характерезуется…,) Далее будет расмотрен вопрос о …, Важно заметить , что …, таким образом , следовательно.
    Коннекторы
    Техническая инсрукция
    17- Разделите термины с учетом содержания понятия :звук – ………
    Определение физическихобьектов
    18- Разделите термины с учетом сожержания понятия : компетентность – наличие …….
    Определение абстрактных понятий
    19- Распределите термины с учетом содержания понятия:Буровой инструмент – инстурумент ……
    Определение обьекта (приспособления, инструменты )
    20- К какому виду терминов относятся термины : коллектор впускной, свечи факельные, картер масляный
    Составные

    Монологическое высказывание
    1- Высокие технологии – будущее всего человечества

    2- Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество

    3- Изучение языков – средство приобщения к духовным ценностям других народов

    4- Язык – лучший посредник для установления деловых отношений

    Аргументы
    Нет одинаковых профессий и одинаковых требований к профессиональным качествам
    1. Профессия- это та деятельность, которой человек занимается как специалист, которой обучается в определенном учебном заведении. В мире много разных профессий, которые отражают огромное многообразие видов человеческой деятельности.
    2. Конечно, говорить о том, что нет одинаковых требований к профессиональным качествам, я думаю, не совсем правильно, потому что есть общепринятые требования к выполнению какой- либо работы: в любой работе требуются профессионализм, трудолюбие, ответственность, обязательность.
    3. Но есть профессиональные качества, которые нельзя применить сразу ко всем профессиям. И очень важно, перед тем как выбрать себе специальность, будущую профессию, проверить, а есть ли необходимые качества в человеке, собирающемся стать специалистом в той или иной сфере. Может ли, например, стать учителем любой человек? Что особенного есть в профессии учителя? Наверное, прежде всего, это любовь к детям, желание поделиться тем, что знаешь сам, с учеником, стремление найти любые пути передать ему знания, терпение, доброжелательность и др.
    Врачом может стать человек, не только сострадающий больному, но и деятельно стремящийся вылечить его, терпеливый, снисходительный к таким человеческим слабостям, как физическая немощь, характер и др. И конечно, врачом может стать человек, умеющий брать на себя ответственность за здоровье пациента.
    4. И так можно говорить о каждой профессии. Свою профессию я выбрал потому, что считаю, что у меня есть такие качества, как…, которые необходимы будущему ….
    5. Таким образом, один из важных выборов, который человек совершает в своей жизни,- выбор профессии- должен быть сделан грамотно, продуманно, чтобы впоследствии работа доставляла только радость.
    Язык- это окно в новый мир, это дорога к другим людям
    1. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Роль, которую выполняет язык в обществе, чрезвычайно высока. Язык выполняет несколько функций: прежде всего, коммуникативную; познавательную- то есть человек познает мир главным образом с помощью языка; накопительную – то есть язык – это хранилище знаний человечества о мире; эмоциональную – язык выражает не только мысли, но и огромное многообразие человеческих эмоций, чувств.
    2. Изучая чужой язык, человек открывает для себя новый мир. Прежде всего, через язык он знакомится с тем знанием, которое накоплено в этом новом языке, а следовательно, глубже знакомится «с другими людьми». Известно ведь, что устное народное творчество, в том числе пословицы, поговорки, фразеология, наиболее сильно отражают менталитет народа, его историю, культуру. Например, такие русские фразеологизмы, как тянуть канитель, отложить дела в долгий ящик, без сучка и задоринки, бить баклуши- отражают особенности профессий, существовавших в Древней Руси, и отношение людей к ним.
    3. Владение чужим языком позволяет в оригинале прочитать художественные произведения, что намного лучше, убедительней, точнее, чем читать в переводе.
    4. Изучая другой язык, можно избежать многих неудобств в общении с носителем этого другого языка, например, во время учебы, путешествий, деловых отношений.
    Таким образом, изучение языков – это, действительно, окно в новый мир. Изучение языков актуально в наше время, когда усилились разнообразные связи с внешним миром, открылись дороги к другим мирам.

  5. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку.
    Величайшее богатство народа – его язык!
    Чтобы уметь выражать свои мысли ясно, точно и образно, нужно этому учиться. Писатель Л. Н. Толстой говорил: «обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
    Членораздельная речь – аны? с?з
    Общественный опыт – ?о?амды? т?жірибе
    Сокровенные мысли- асыл ойлар
    Мыслить – ойлану
    Как вы понимаете слово “общение”?
    Почему язык считается удивительным и мудрым изобретением человечества?
    Почему без языка невозможны жизнь людей, развитие науки, техники и искусства?
    Как вы понимаете мысли Л. Н. Толстого о языке?
    Подберите однокоренные слова к существительным язык, общество, человек. Какой частью речи они являются? Обоснуйте свой ответ.
    2. Слово преподавателя
    Каждое слово имеет своё звучание и своё лексическое значение. Лексическое значение слов объясняется в толковых словарях. Лексикография – наука о словарях, теории и практике их составления.
    Словари как хранители словарного богатства, накапливающие вековые национальные ценности, заслуженно пользуются почётом у всех народов…
    Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги…
    Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за всё то, что есть в них прекрасного и величественного. Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные…»
    Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации.
    Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях даётся характеристика предметов, явлений, событий, людей, а в лингвистических – объясняются слова и их значения.
    Слово как важнейшая составная единица языка – объект лингвистических словарей.
    Ознакомьтесь со словарными статьями омонимов из школьного словаря русского языка под ред. М.И. Махмутова, Н. М. Шанского.
    Язык 1. Подвижный орган в полости рта. Длинный язык. Стенка языка. 2. Орган речи. Не спеши языком – торопись делом (посл.)
    Язык 1. Средство выражения мыслей и орудие общения.
    Происхождение языка. Изучать языки. 2. Речь, способность говорить.
    Говорить на родном языке. Говорить по-русски. Разновидность речи, обладающая теми или иными особенностями. 3. Литературный язык. Разговорный язык. Язык Пушкина. 4. То, что выражает, объясняет что–либо. Язык формул. Язык цифр. Язык жестов. Язык музыки. 5. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Добыть языка
    3. Слово преподавателя
    Республика Казахстан – многонациональное государство. Законом о языках определены статусы языков: казахский язык является государственным языком, русский язык официально употребляется наравне с казахским языком в государственных организациях и в органах местного самоуправления.
    Законом утверждается, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.
    Для ведения документации в системе государственных органов, в государственных и негосударственных организациях используются казахский и русский языки.
    4. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Выпишите все прилагательные, которые сочетаются с существительным язык. Объясните значение полученных словосочетаний. Назовите способ связи слов в словосочетаниях.
    Образец: государственный язык, международный язык.
    По подсчетам ученых, на земле около трех тысяч языков. Есть языки, обслуживающие узкий круг говорящих (языки племен Африки, индейцев Америки); есть языки, обслуживающие нации и народности; есть языки международные, которые используются в качестве рабочих языков в ООН – Организации Объединенных Наций (английский, арабский, китайский, русский, испанский, французский), в других международных объединениях.
    На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой научной литературы и технической документации. Он открывает доступ не только духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.
    По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».
    Современные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.
    Олжас Сулейменов пишет: «При помощи русского языка к нам приходит вся мировая культура. Я пишу на русском, но я казахский писатель, об этом говорят и содержание, и большинство стилевых признаков моих писаний”. Известный лингвист В. Г. Костомаров отмечает: “Знание русского или английского языков открывает доступ к 70-80% всей информации, существующей в мире».
    5. Составить диалог на тему «Почему я хочу знать русский язык?»
    6. Спишите. Как вы понимаете основную мысль высказывания писателя А. Куприна. Объясните постановку тире в предложениях. Найдите фразеологизм и переведите его на родной язык.
    Язык – это не история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

  6. Макамбаева Раиля
    Талгатовна- учитель русского языка и
    литературы МОУ Соснинская СОШ Балтасинского
    района РТ (урок в рамках элективного
    курса «Словари наши друзья», 9 класс)
    Тема:
    «Язык
    – это окно в новый мир».

    Цель. Донести
    до учащихся величие слова, роль и его
    значение в нашей речи и общении. Развитие
    навыков культуры речи учащихся.
    Совершенствование
    навыков и умений учащихся работать
    со справочной
    литературой.
    Интерес и любовь
    учащихся к русскому языку.
    Оборудование:
    эпиграфы.
    «Язык всем знаниям и всей природе ключ»
    Г. Р.Державин.
    «Язык- инструмент,
    необходимо хорошо знать его, хорошо им
    владеть.» А. М.Горький.
    « Обращайтесь
    почтительно с этим могущественным
    орудием, в руках умелых оно в состоянии
    совершать чудеса» И.С.Тургенев, стенд
    «Занимательная грамматика».
    Словарь:
    каламбур , тавтограмма, палиндромы,
    жаргон, сленг, арго, путаница,
    перевертыши. Справочная литература:
    разные словари.
    План урока.
    I. Оргмомент.
    Учитель.

    Пусть
    каждый день и каждый час Вам
    новое добудет .
    Пусть будет добрым
    ум у вас,
    А сердце умным
    будет.
    II. Поэтическая
    минутка.

    Словом можно убить
    , словом можно спасти, Словом можно полки
    за собой повести. Словом можно продать,
    и предать и купить, Слово можно в разящий
    свинец перелить, (эти
    строки В.Шефнера читает ученик наизусть)
    III. Слово
    учителя.

    Да велика сила
    слова. Оно может вселить радость и
    надежду, а может привести в отчаяние.
    Слово создает и разрушает, утверждает
    и опровергает, слово возвышает и унижает.
    Слово дает и отнимает. Еще древнегреческий
    баснописец. Эзоп говорил: «Язык – самое
    лучшее, что есть
    на свете и язык- самое худшее, что есть
    на свете.» Ребята, ответьте на
    вопрос: «Как понять это противоречие?
    (ответы учащихся) Работа со справочной
    литературой.
    Определить значение
    слов по словарю Ожегова СИ., словарю
    иностранных слов, этимологическому
    словарю: каламбур, тавтограмма, палиндромы,
    жаргон, сленг, арго, путаница, перевертыши.
    Задание 1.Игра в
    лото (Найди вторую половину.)
    Не
    спеши языком- (
    торопись делом)
    Язык
    – это самое человечное, (что
    есть на свете)
    Язык до Киева (доведет)
    Язык
    твой- (враг
    твой)
    От
    одного слова- (да
    навек ссора)
    Слово
    пуще (стрелы
    разит)
    Ласковое
    слово- (что
    вешний день)
    Рана
    от сабли заживет, (а
    от языка – нет)
    Задание 2.
    А
    сейчас, ребята, докажем, что слово может
    развеселить нас. Ехала
    деревня мимо мужика. Вдруг из-под собаки
    лают ворота. Выхватил телегу конь из-под
    кнута. И давай дубасить ею ворота. Крыши
    испугались, сели на ворон. Избы убежали
    из деревни вон. (это веселые стихи-перевертыши)
    Ребята, попробуйте угадать стихотворные
    перевертыши: Недруг ночей наших
    нежных.(Подруга дней моих суровых) Жара
    и луна! Ночь ужасная!
    (Мороз и солнце!
    День чудесный) Умер малыш с чужой малышкой
    (Жил старик со своей старухой). Стою на
    свободе в светлице сухой (Сижу за решеткой
    в темнице сырой)
    Враги твои, ужасен
    наш разрыв. (Друзья мои, прекрасен наш
    союз) Лето, помещик, огорчаясь… (Зима,
    крестьяне, торжествуя…) Твой последний
    враг, твой враг дешевый. (Мой первый
    друг, мой друг бесценный)
    Ты
    забываешь ужасную бесконечность (Я
    помню чудное мгновение). Ребята,
    как составлены перевертыши? (использовали
    антонимы).
    Продолжаем, ребята,
    веселиться. Угадайте, почему так объяснил
    эти слова один находчивый человек.
    Непутевый – тот,
    который не имеет путевки.
    Непоседливый – еще
    не ставший седым.
    Недельный – тот,
    который ничего не делает.
    Недалекий человек
    – тот, который живет недалеко.
    Застенчивый- сосед,
    живущий за стеной.
    Баранка-жена
    барана.
    Слепень-скульптор.(от
    лепить)
    Свинец-детеныш
    свиньи
    Леденец – холодильник
    (лёд) Строгая – столяр (строгать) Сметана
    – дворничиха (сметать) Кузница – жена
    кузнеца Кузнечик – сын кузнеца Прислониться
    – стоять около слона.
    Что юмористического
    в этих словах ? (ответы учащихся: значение
    слова по корню)
    Диалог.
    Здравствуй!
    Привет
    Что это ты несешь?
    Несу разные вещи.
    Несуразные? Почему
    они несуразные?
    Сам ты несуразный,
    как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные!
    Понял! Вот несу
    мел.
    Что не сумел?
    Отстань!
    Да ведь ты говоришь
    «Не сумел»
    Мел несу!!! Слушать
    надо! Несу мел Мишке. Ему же надо будет.
    Ну, если ему жена
    добудет, так зачем ты несешь?
    Какая жена? Это у
    Мишки – то жена? А ты шутник. Я сказал:
    «Ему
    же надо будет,
    понадобится, значит.
    Учитель: Это
    диалог, ребята, яркий пример каламбура
    в котором использованы сходно звучащие
    слова. Вы и сами можете привести
    примеры таких слов
    На медведя вы
    ,сосна, Шишку бросили со сна, А на нас ,
    а на нас Уроните ананас. Поэты
    использовали используют такие каламбуры
    в своих стихах. А
    теперь прочитайте задание
    Задание 3
    В
    четверг, четвертого числа, В
    четыре четверти часа
    Четыре
    черненьких чумазеньких чертенка Чертили
    черными чернилами чертеж –
    Чрезвычайно чисто!
    Петр Петрович
    пошел погулять.
    Поймал попугая –
    понес продавать.
    Просил полтину –
    получил половину. Чем интересна эта
    задание? (ответы учащихся- тавтограмма
    ) Выполнение задания 4
    Задание 4
    Ослышки
    Травительство.
    Попировальная бумага. Заманчивое
    бредложение. Кабальное телевидение.
    Низкий поклеп вам. Гербокайф Премудрый
    фискал. Зверопой. Шарфоньер.
    Налогоплакальщик. Василиса принудная.
    Добромолец. Воокруженные силы.
    Зуборвачебный кабинет. Замучество.
    Древнивый муж. Срамовар.Блохматая
    собака. Дуля правды. Акционервное
    общество. Капитан дальнего плакания.
    Бомжественный вид. Мудонна (Учащиеся
    объясняют, как одна буква может изменить
    значение слова).
    Физпауза.
    (под музыку
    исполняются танцевальные движения)
    Задание 5
    Палиндромы
    Я ем змея
    Мыло – голым
    Лилипут сома на
    мосту пилил
    Сенсация ! Поп яйца
    снес.
    Я не мил – и не
    женили меня.
    Мастер жрет сам.
    Лапоть топал. А собака боса Я не стар
    брат Сеня. (Учащиеся
    доказывают, что это палиндромы)
    Учитель:
    Все найдешь в языке
    богатом: юмор, нежность и гневный меч.
    Так зачем же
    чугунным матом уснащать человеческую
    речь? – говорил Э.Асадов.
    Ребята, но в нашей
    речи еще ведь звучат слова, от которых
    заливаешься краской стыда, говорят: уши
    вянут от таких слов. По нормам литературного
    языка ими желательно не засорять свою
    речь.
    Алло !
    Хело, Как житейка?
    Кайфово.
    Слышь, айда в
    киношку сваляем!
    А чё за кадр?
    Да беспонтовый
    какой-то. Просто сходни, ходули разомнём.
    Ну, если не
    прикольная киношка, лучше я телек
    поглазею.
    Ну, валяй! А я
    смотаюсь.
    О
    кей, пока! (Другой
    диалог)
    Здорово, брат!
    О, кореш! Да ты
    выглядишь супер, просто классно! Я
    балдею.
    Браток, ты идешь
    сегодня на тусовку?
    Нет, брат, у меня
    работа.
    На тачку что ли
    зарабатываешь?
    Не шуми, без базара.
    Ну, я покатил.
    Да, ребята такую
    речь мы слышим везде и всюду
    сейчас. Это
    молодежный сленг,
    жаргон. А все – таки юношеский максимализм
    допускает такую
    речь, но до поры до времени.
    А наша речь должна
    быть выразительной, свободной от таких
    сленгов,
    жаргонов.
    Как можно заменить
    слова – сленги?
    вау
    (ой,
    ах, чудо, прекрасно, но молодежь еще

    говорит
    потрясно),
    балдеть
    (нравится)
    тусовка
    (вечер,
    дискотека)

    блеск
    (красота)
    круто
    (хорошо)
    фантастика
    (чудо)
    Ребята, культура
    речи человека – прямое отражение его
    внутренней культуры, его мыслей, чувств,
    отношения к людям. Между языком писателей
    и современным русским языком газет и
    журналов огромная разница. Богатую
    лексику не все могут освоить, а вот такая
    ненормированная речь осваивается легко.
    Послушайте, что говорили великие А.П.
    Чехов, И.С. Тургенев, А.И. Куприн о языке,
    (чтение учащимися их высказываний).
    Выразительное
    чтение стихотворения В.Солоухина
    «Слово»
    Когда
    ты хочешь молвить слово, Мой
    друг , подумай – не спеши. Оно бывает то
    сурово, То рождено теплом души. Оно то
    жаворонком вьется, То медью траурной
    поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не
    выпускай его в полет. Им можно радости
    прибавить, И радость людям отравить. Им
    можно лед зимой расплавить И
    камень в крошку раздолбить. Оно одарит
    иль ограбит, Пусть ненароком, пусть
    шутя. Подумай, как бы им не ранить Того,
    кто слушает тебя.
    IV.
    Итог – обобщение.
    Библия, Коран учат:
    «То, что испортишь словом, уже не
    поправишь мечом».
    Доброе слово может
    делать чудеса. Велика сила и власть
    слова. Языку мы учимся и должны учиться
    непрерывно.
    Помните что в
    человеке все должно быть прекрасно. И
    язык тоже. Хорошее слово так же к лицу,
    как и улыбка или нарядный костюм. Слово
    -удивительный дар, которым обладает
    только человек.

  7. В преддверии празднования Дня языков народов Казахстана в районном Доме культуры  прошло мероприятие «Тіл ултты? белгі, халы?ты? м?ра». Целью данного мероприятия стало привитие интереса к знанию государственного языка, изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана, воспитание интереса к языкам разных народов, ведь истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Методисты РДК, одетые в национальные костюмы, читали стихи и исполняли песни на казахском, русском, украинском, татарском, узбекском языках. Рассказывали о национальных традициях и обычаях, чтимых в наших многонациональных семьях, делились рецептами приготовленных национальных блюд.
    Директор районного Дома культуры Н.А. Синдякина  рассказала о языках, которые развиваются и действуют на территории нашей республики. Язык — это окно в новый мир, это посредник дружбы.
    Неслучайно 22 сентября в стране отмечается День языков народов Казахстана, так как это общий праздник для всех жителей нашей страны. Родной язык — это ключ к духовной жизни народа, показатель уровня культуры, искусства, и нельзя забывать, что он сохраняет наши корни.
    В Казахстане живет более 130 народов и язык каждого уникален, но знание государственного языка есть обязанность каждого гражданина страны. В нашем учреждении большое внимание уделяется проводимым мероприятиям, воздействие на зрителя посредством слова, песни- наше главное оружие. А значит, оно должно быть четким, метким, емким!
    В ходе мероприятия, которое началось с традиционного приветствия «Арнау» в исполнении Ж.Д. Батырбаева, все участники прошли в юрту- национальное жилище казахского народа, где дорогих гостей встречали Г.К. Кулманова, Б.С. Жантасова и Ж.Ж. Омербекова с рассказами о быте татарского и армянского народов. Н.А. Ремезова пригласила гостей в русскую избу и поведала историю о жизни  и быте славянских народов. А.О. Кобжасаров исполнил русские народные частушки, в сопровождении игры на балалайке, под звуки которой лихо отплясывал Б.М. Саукимов.
    Художественный руководитель С.Ю. Котельник поведала о жизни кавказского народа и завершила свое выступление национальным танцем в паре с Д.Г. Жулдузбековым.
    В целом мероприятие прошло насыщенно и познавательно.
    Н.СИНДЯКИНА,
    депутат районного маслихата, директор районного Дома культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *