Сочинение на тему три правды

13 вариантов

  1. Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведению Максима Горького
    Сочинения по произведению “На дне”
    Сочиненине на тему “Три правды в пьесе «На дне»”
    Сочиненине на тему “Три правды в пьесе «На дне»”
    Правда и ложь. Где граница? Трудный и мучительный вопрос для любого человека, который хоть раз в жизни задумывался над своей судьбой. Ах, как тяжело определить, сделать выбор в пользу одного понятия и одним движением перечеркнуть содержание другого определения. Этим движением становится Слово на страницах драмы Максима Горького «На дне». На дне правды или на дне лжи?
    У всех без исключения героев пьесы есть своя позиция: от жадного старика Костылева до беспечного пьяницы Алешки, который счастлив потому, что ничего не хочет. У него нет никаких желаний, никаких обязанностей. Все, и даже торговка Квашня, принимают участие в споре о правде и лжи, продолжающемся на протяжении четырех действий. Это очень серьезный спор, и мы, читатели и зрители, внимательно наблюдаем за его развитием. Интересно, кто окажется прав? Наиболее сильная позиция выражена в поступках и высказываниях Сатина, Бубнова и Луки. Сатин в споре о правде и задаче жизни первым задает тон. Кульминацией этого является монолог Сатина о человеке-правде: человек должен знать истину, ее должны знать все! Уже в первом действии мы кое-что узнаем об этом человеке – когда-то он был телеграфистом, любит непонятные слова и считает себя образованным. Кажется, что его меньше всего угнетает обстановка ночлежки. Сатин постоянно шутит, смеется и верит, что воры – это лучшие люди на свете. И вроде все идет своим чередом: задыхается от удушья чахоточная Анна, говорит о своей болезни Актер, юродствует Костылев, огрызается Клещ. Всем скучно. И вот появляется он – странник Лука. Даже Васька Пепел говорит Наташе, что она привела «занятного старикашку». А он-то готов всем предложить утешительную мудрость. Лука, как никто другой, внимателен к людям, присматривается к ним. Он видит, какие они разные. В среде ночлежников такое отношение к человеку само по себе что-то значит. Тем более что за словами Луки следуют добрые дела. Например, он помогает больной Анне.
    Жалостливость – главный козырь в руках Луки. Этот окрашивающий яркими красками жизнь странник пытается указать цель. Однако – прозрачную. И вот тут остановимся, потому что стирается грань между правдой и ложью. Да, Лука красноречив. Он доказывает, что нужно только захотеть – и праведная земля обязательно отыщется. А сам-то ведь так не думает! В его утешительных речах много неправды, иногда он сочиняет очевидные небылицы, например, мифическая лечебница для пьяниц, куда намерен отправиться Актер. Но это лишь минутное облегчение – и Лука терпит поражение. Его уход говорит об этом. И открывается новая правда. О ней теперь говорит Бубнов. Он удивляется, что же заставляет человека врать. Лука, по мнению Бубнова, «врет без всякой пользы для себя». Он понимает, для чего Настя врет. А вот для чего врет Лука – непонятно. Бубнов пытается отыскать причину этой лжи. А сам он кто?
    У Бубнова была скорняжная мастерская. Он ушел из дому и стал пропойцей. Он в жизни не ищет призрачный мир, как Лука. Поэтому он и становится основным противником «занятного старикашки» в споре о правде – лжи. Бубнова в этом споре поддерживает и Костылев, осуждая Луку как «опасного смутьяна».
    Несмотря на то, что слова Луки действуют на ночлежников «как кислота на старую монету», в споре о правде и лжи открывается скрытая сущность каждого из участников этого спора. Перед нами нитями тянутся судьбы обитателей ночлежки, однако ничто не вносит такого острого драматичного момента, как смерть Актера. Не просто смерть, а само убийство! А ведь он первым поверил Луке. Что же получается? А то, что есть ложь утешительная.
    Вот и поставлена последняя точка в важном споре. Истина находится в самом человеке, существует для человека, она же – дело рук человека. Ничто так не звучит гордо! Но в этом ли правда? Во всяком случае, она уже не ложь.

  2. Эта пьеса Максима Горького посвящена философскому размышлению о правде. Что такое правда? Правда – у каждого своя. Правда пессимиста Бубнова, это, правда атеиста, правда горькая и бессмысленная. Суть этой правды в том, что, «человек живет, чтобы умереть». Эта «правда», вполне оправдывает себя на первый взгляд, но если следовать такой правде, жизнь человека бессмысленна, а смерть естественное ее завершение. Но это сугубо личные мысли Бубнова.
    Вторая «правда» – это проповедь веры в загробную жизнь, которую приносит странник Лука. Он пришел, принеся как бы лучик света в тёмное царство, он дал надежду отчаявшимся людям, жившим в этом ночлежном доме. Он обнадёживает несчастного спившегося актёра, и других обитателей ночлежки, но при этом не хочет помочь ничем кроме молитвы. Когда он покидает ночлежку, актёр заканчивает жизнь самоубийством. «Лучик света» оказался смертельным для него.
    Третья «правда» – вера в человека. Сатин третий представитель философского спора о смысле жизни, говорит о том, что человек сам является творцом своей судьбы. Сатин говорит горькую правду о человеке, что человек ничтожен по сравнению с космосом, и жизнь бессмысленна, в этом он соглашается с Бубновым. При этом выражает явно противоположную Бубнову позицию, что надо жить для жизни, а не для смерти. Он против жалости и сострадания: «какая польза от того, что я тебя пожалею?». Сатин выражает мысль, что человек должен поднять бунт против всего мироздания, человек сам творец судьбы, и главная мысль всего философского спора. Сатин, выражает мысль, что человек не должен унижаться ложью, ложь служит своим господам, правда – освобождает человека.
    Философский спор трёх правд, имеет право на существование и в наши дни. По-прежнему есть свои Бубновы со своим пессимизмом, и проповедники вроде Луки, говорящие о жизни после смерти, и сострадании, при этом кроме проповеди ничего не предлагающие. Но звучит вызов Мирозданию брошенный в лице Сатина, Горьким через столетия: «Человек – это звучит гордо!»

  3. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
    Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.
    Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »
    Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.
    Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.
    Добавил: JuliaSweety1993
    Беру!

  4. Три правды в пьесе М. Горького «На дне»
    Пьеса «На дне» (1902) является, пожалуй, самой известной драмой М. Горького. Это произведение можно назвать социально-философской драмой, поскольку в ней остро поставлены важнейшие вопросы, касающиеся человеческого существования.
    На мой взгляд, главным среди них является вопрос о правде – ее сущности, роли в жизни человека, многогранности и неоднозначности этого явления. На протяжении всей пьесы герои мучительно решают, что для них важнее – реальность или иллюзии, правда или ложь.
    Все они «бывшие люди», которые когда-то вели «нормальный» образ жизни – имели работу, семью, друзей. Но, по разным причинам, эти герои попали на «дно жизни» – в ночлежку. Горький подчеркивает, что теперь социальные различия между его персонажами стерты, остались просто люди с их характером и мировоззрением, с их индивидуальной точкой зрения на мир и человека.
    Именно с такой позиции каждый их героев высказывает свое мнение относительно роли правды в жизни. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ предпочитают не суровую правду, а жизнь в собственных иллюзиях: «Очень против правды восставал… так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…»
    Именно иллюзии помогают им сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут этим персонажам стать более счастливыми.
    А в этом герои очень нуждаются, ведь каждый из них утратил что-то очень важное в жизни: Актер – возможность творить на сцене, слесарь Клещ – постоянную работу, молодая женщина Настя – любовь.
    Реальное положение «верующих» находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности их веры. Об этом ночлежникам постоянно напоминают «неверующие» соседи. К ним относятся скептик Бубнов (главным образом), Барон и Сатин. Эти герои с удовольствием разоблачают иллюзии страждущих спасения: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею…»
    Таким образом, с самого начала пьесы проблема правды рассматривается как конфликт правды мечты и правды реальности. Обостряется и усугубляется этот конфликт с появлением в ночлежке странника Луки.
    Этот герой отличается огромной добротой и любовью к людям, искренним уважением и состраданием к ним: «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»
    Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная в человеке. Девиз этого героя: «Во что веришь, то и есть…»
    И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам – они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением. Именно Лука помогает Анне смириться с ее убогой жизнью и скорой смертью: «Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…» Именно он возрождает в Актере надежду на выздоровление. Именно он поддерживает Настю, проявляя к ней уважение: «Уважьте человеку… не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело!»
    И мы видим, что до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги по пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в людей веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Даже циник Бубнов изменился под его воздействием – в конце пьесы он приглашает соседей разделить с ним трапезу.
    Но после ухода странника ночлежники очень быстро вновь утрачивают свою веру, а Актер, не выдержав суровой реальности, даже кончает жизнь самоубийством. Виноват ли в этом Лука? В определенной степени, да. Он не смог увидеть – ночлежники настолько слабы и забиты, что не способны самостоятельно поддерживать веру в лучшее, свою надежду. Однако в их слабости Лука не виноват – он искренне пытался облегчить жизнь своих временных соседей.
    Эту искренность чувствует в герое и Сатин: «Старик – не шарлатан! Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал…» Этот персонаж убежден (и во многом это мысли самого Горького), что самая главная ценность в жизни – человек, его душа, его чувства, его жизнь. Человек прекрасен, когда свободен в своих проявлениях, когда имеет возможность реализовать себя в полной мере. Тогда он подобен Богу: «Человек…это звучит гордо!»
    Именно из гуманистических соображений Сатин утверждает, что человека не нужно унижать ложью, он достоин лишь правды: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» И в этих его словах звучит громкий призыв к кардинальным социальным переменам в России.
    Какова же позиция самого Горького относительно проблемы правды? На мой взгляд, позиция его неоднозначна. Думаю, писатель считал, что в современных ему социальных условиях, учитывая склонность русского человека «плакаться, но ничего не делать», правда нужнее, чем сострадательная ложь. Придет другое время и сострадание станет одной из важнейших ценностей человеческого общества. Но пока, говорит Горький, перед людьми стоят другие задачи, и лжи в современной жизни не может быть места.
    Таким образом, в пьесе «На дне» автор остро поставил одну из важных социально-философских проблем – проблему правды и лжи в жизни человека. Писатель постарался раскрыть этот вопрос многосторонне – показать несколько противоположных точек зрения, две антагонистические правды – правду реальности и иллюзии. Но, кроме них, в драме присутствует и третья правда – мнение самого автора, который попытался найти компромисс между мнениями своих персонажей, выявить в них рациональное зерно и максимально приблизиться к истине.

  5. 5
    Текст добавил: ЛЬЯНА ЛОГКАЯ

    Три “правды” в пьесе М. Горького “На дне”

    Название пьесы  Максима Горького удивительно точно отражает её содержание. Герои произведения действительно находятся на самом дне жизни, причем не только в плане образа их существования (они живут в ночлежке, пьют, многие не имеют работы), но и в душевном аспекте: люди потеряли надежду и веру.
    В пьесе есть три героя-идеолога с четко выраженными позициями в отношении правды. Сатин, первый из них, видит правду в человеке, человека в качестве самой правды. Он говорит: “Что такое – правда? Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев … Правда – бог свободного человека!” По концепции Сатина люди живут для чего-то лучшего, а истина заключена в них самих. Человек свободен, он выше всего, его нужно уважать, а не унижать жалостью, несмотря на то что он вор или аферист.
    Позиция второго героя, странника Луки, во многих вопросах схожа с позицией Сатина. Для него тоже важен человек, то, во что он верит. “Человек должен уважать себя, во что веришь, то и есть”. Говорить, что Лука лжет, пожалуй, не совсем верно. Он дает героям надежду, веру, мечту, возвращает способность не сдаваться на пути к своей цели. Благодаря рассказам Луки даже Актер, несмотря все же на печальный финал, на какое-то время перестает пить и встает на путь исправления. Позицию Луки раскрывает и история “о праведной земле”, которую он рассказывает в ночлежке. Мораль её в том, что не надо искать эту праведную землю на картах и глобусах, её надо искать в себе, она есть в каждом из нас.
    Третья правда в пьесе – правда Бубнова. Его позиция – это правда факта, правда как отсутствие лжи. По его мнению, “люди все живут как щепки по реке плывут” – они не в силах что-то изменить, все люди рождены для смерти. “А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов. “Как человека ни раскрашивай все сотрется”, человек неизлечим и не стоит ему пытаться что-то в себе изменить, он полностью зависит от среды, из которой ему не выбраться- смысл убеждений Бубнова.
    Сталкиваясь и взаимодействуя друг с другом, три правды удивительно органично показывают читателю внутренний мир ночлежки. В том раскрывается и позиция самого Горького, которая является резким противником позиции непротивления злу Толстого и смирения Достоевского. “Человек – это звучит гордо”, – говорит Горький устами Сатина. Однако позиция автора сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Собственное мировоззрение М. Горького – это соединение утешительной правды Луки и правды – человека Сатина.
    Пьеса “На дне” до сих пор есть в репертуарах многих театров, потому что она актуальна во все времена, её проблемы вечны, а взгляд Горького на человека как на того, кто “сам должен стать Богом, если Бог умер” привлекает зрителей своей решительностью и мощью.

  6. Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX — начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.
    Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького — “Макар Чудра” — был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о “босяках”: “Дед Архип и Ленька” (1894), “Челкаш” (1895), “Коновалов” (1897), “Мальва” (1897). Главные герои этих рассказов — бродяги, “бывшие люди”, но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, “униженные и оскорбленные”, а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым “хоть голодно, да свободно”. “Босяки” горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.
    В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих “босяков” невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека (“Коновалов”). Но “тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума”. Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: “Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства… Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной”.
    Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе “На дне”. Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной?
    “Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты… Чего жалеть”, — в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов не способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы Луки о людях, которые верили в праведную землю: “Все выдумки… тоже! — восклицает он. — Хо! Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!” Он сводит “возвышающий обман” до “низких истин”. Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни.
    Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое — вот его единственная правда. Но что дала она ему? “Ты рассуждаешь… — говорит он Сатину, — … это, должно быть, греет сердце… У меня нет этого… я — не умею!.. Я, брат, боюсь… иногда… трушу… Потому — что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я… Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… зачем? Не помню! Учился — носил мундир дворянского института…а чему учился? Не помню… Женился — одел фрак, потом — халат… а жену взял скверную… Прожил все, что было, — носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки… а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, растратил казенные деньги — надели на меня арестантский халат… И все… как во сне… А… ведь зачем-нибудь я родился… а?” Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом — его основная трагедия.
    Подобен Бубнову и Барону Клещ, Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. “На что мне она — правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя… Вот она — правда!..” Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни была. “Работы нет… силы нет! Вот правда! Пристанища… нету! Издыхать надо… вот она, правда!.. На что мне она, правда?..”
    Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: “Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит”. Позиция Луки — идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.
    Но в представлениях Луки поражают нотки приспособленчества и двойственности, которые он облекает в форму идеи о свободе сознания человека: на вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука отвечает: “Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть…”
    Таким образом, он не обманывает людей, он искренне верит в них, верит в свою правду. Вопрос только в том, что правда эта, оказывается, может быть разной — в зависимости от самого человека. “Человек — вот правда. Он это понимал!” — так трактует идеологию Луки Сатин. И при всем различии во взглядах он восхищается стариком: “Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…” Именно под влиянием взглядов Луки, под влиянием разговоров с ним Сатин впоследствии произнес свой монолог о человеке: “Человек — свободен… он за все платит сам, и потому он — свободен!”
    Сатин доказывает, что “человек выше сытости”, что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: “Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек — выше! Человек выше сытости!”
    У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: “Дай мне пятак, — обращается он к Актеру, — и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав”. Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: “Эх… испортил песню… дурак”. Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: “Дважды убить нельзя”. Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией.
    Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: “Человек — вот правда!.. Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… А кто сам себе хозяин… кто независим и не ждет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека”. Он выражает авторскую уверенность в том, что “Человек… это звучит гордо! Надо уважать человека!”
    Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям “дна”, утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для “организмов” — выдумка Луки.
    Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины “Все — в человеке, все для человека” завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью…
    Таким образом, в пьесе “На дне” М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание будто бы разрозненных эпизодов мастерски организовано им в общую картину трагического столкновения “трех правд” о жизни. Это заставляет нас думать и делать определенные выводы. Если позиция Барона, Клеща и Бубнова для нас неприемлема, то с позициями Луки и Сатина мы можем и согласиться, и поспорить.
    Все дело в том, что в образе Сатина с его несомненной правдой — правдой человека — перед нами предстает образ человека будущего. Его высокие идеи носят пока еще только декларативный характер. Тогда как Лука, несмотря на двойственность идей, подтверждает свои убеждения делом. И потому является больше человеком настоящего. И Лука, и Сатин стремились открыть людям настоящую правду — правду человеческой личности. Но пока мир не будет готов к пониманию этой правды — человечество будет обречено на гибель.

  7. В этом произведении есть три героя, у каждого из них своя правда.
    Правда Луки заключается в том, что надо жалеть людей, надо поддерживать их, давать им надежду. Он дает надежду Анне, что на том свете ей будет легко. Актеру дает надежду, что его вылечат от алкоголизма в клинике. Пеплу дает надежду, что тот может уйти в Сибирь и начать жизнь с чистого листа. Он верит в сочувствие и бога. Он старается убедить обитателей ночлежки в том, что каждый может изменить свою жизнь к лучшему, что выход можно найти всегда.
    Правда Бубнова заключается в фактах, с которыми трудно поспорить. Он утверждает, что всякий человек рождается для того, чтобы потом умереть. Он не верит в добро, в людей, в гуманизм. Он верит в то, что человек всю свою жизнь терпит удары судьбы, смысла сопротивляться судьбе нет, конец у всех будет один.
    Последняя правда – это правда Сатина. Он начинает верить в конце пьесы в величие человека с большой буквы. Человек для него становится равен Богу. Человек, который способен изменить мир вокруг именно такой человек заслуживает уважения.
    Но две правды в произведении противопоставлены своим персонажам. Так правда Луки приводит к самоубийству Актера, к тому, что Пепел пошел на убийство и теперь отправиться в Сибирь на каторгу. Правда Луки не оправдала себя.
    Правда Сатина лишает его статуса настоящего человека. Настоящий человек по его правде горд, делает себя сам. Он же делать ничего не хочет. Следовательно, он не существует.
    Правда Бубнова противостоит правде Сатина и Луки. Ведь он провозглашает, что не надо ничего делать.

  8. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Горький Три правды, пьеса На дне

    Драматизм пьесы М. Горького «На дне» в первую очередь представлен жестокою простотой самой жизни. Три правды представлены через призму трех персонажей – бедствующих и смирившихся, верующих и верящих в «себя». Попав «на дно» они продолжают свою линию, сталкиваясь с реалиями жизни.
    Ценизм Бубнова – правда субъективного восприятия жизни для смерти. С его точки зрения «живя, чтобы умереть» — ты не присутствуешь в этом мире, тем самым ты лишний, все человечество лишнее. В нем нет веры, согбенный жестокими людскими обстоятельствами, он живет в отрицании всего сущего.
    Лука – проводник правды о божьем замысле. Утешитель для страждущих, он находит слова утешения, как профессиональный психолог, как бы сказали в современном мире. Искренно верит скорее не в слово божие, скорее в самих людей с их помыслами: «кто ищет — найдет». Добрым словом помогая, направляя на путь веры… веры в себя. Участие в жизнях случайных людей, сострадание – для него имеют целительную силу для души. Лука считает, что доброе слово и надежда способно подарить человеку веру в собственные силы, привнести свет и в ночлежку, «на дно».
    Правда Сатина – правда о человеке-боге. Он проповедует, что только человек творец себя самого, он обладает силой, и нет смысла в жалости, в сострадании нет пользы. Сатин утверждает, что перестроить мир, «творить» мироздание способен Человек.
    Три правды в симбиозе перетекают друг в друга, тем самым представляя троичность восприятия – от циника Бубнова к реалисту Луке, и до идеалиста Сатина. Монолог Сатина в его реальном облике опустившегося пьянчужки о гордом человеке, заставляет сомневаться, гордо ли звучит он – человек, облик которого «на дне».
    Людское общество перемалывает души и жизни миллионов – именно эту мысль М. Горький вложил в строки своей пьесы. Тем самым, заставляя задумываться над каждым поступком, каждого индивидуума. Сострадая, путем веры надо жить, борясь с несправедливостью, поддерживая каждого. Хотя такая позиция отнимает большее количество жизненных сил, нежели циничная безучастность или идеализация себя на фоне других личностей.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение Горький Три правды, пьеса На дне» / Январь 2016
    источник

  9. В пьесе «На дне» М. Горький стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни.
    Первая правда — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.
    Правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. « Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…» Лука несет людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать… »
    Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща..А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания, — о человеко боге.
    Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек>? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.
    Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

  10. В пьесе «На дне» М. Щемящий стремится не только к тому, чтобы изображением страшной действительности замешать внимание к участи обездоленных людей. Он создал по мнению-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание получай первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трех правд, трех представлений о жизни. Первая то верно — правда Бубнова, ее можно назвать правдой факта. Бубнов ручаюсь, что человек рождается для смерти и незачем печалиться его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…
    и твоя милость… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все на свете люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов окончатель отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием.
    К него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств. Воистину Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, некто для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто именно нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актеру о лечебнице исполнение) алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о ему посчастливилось в загробном мире.
    То, что говорит Лука, грешно назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в так, что из любой безвыходной ситуации выход убирать. « Все ищут люди, все хотят — как отличается как небо от земли, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Луня и добавляет: «Кто ищет — найдет…
    Помогать только нужно им…» Лука несет людям спасительную веру. Некто думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку имеется возможность излечить его душу, чтобы самый последний скрадыватель понял: «Лучше надо жить! Надо так стоять… чтобы самому себя можно… было уважать…
    » Третья правота — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Спирт считает, что человек может верить в самого себя и мнить на свои силы. Он не видит смысла в жалости и состра-дании.
    «Какая профит тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща.. А спустя некоторое время произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только лишь человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Из (людей!
    Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит малограмотный просто о сильной личности. Он говорит о человеке, тот или иной способен перестраивать мир по своему усмотрению, строить новые законы мироздания, — о человеко боге. Три правды в пьесе трагично сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы.
    Вопрос в том, что в каждой из правд есть глава лжи и что само понятие правды многомерно. Насыщенный пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — речуга Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит лоск(уты), опустившийся человек.
    И сразу возникает вопрос: этот (в (доску, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Обстоятельный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как а быть с тем, что «существует только человек;? Следственно, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует?
    Из чего следует, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно мало-: неграмотный видеть Сатина, облик которого — это ведь также правда. Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. А главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников до сих пор острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил помозговать о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: не грех бы и что-л. сделать жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но безвыгодный погубить в себе доброту, сострадание, милосердие.

  11. В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, безжалостно выброшенных капиталистическим обществом за борт жизни. Однако спор, который в ней идет, касается и мировоззрения наших современников, он важен для понимания и оценки социальных и нравственных проблем сегодняшнего дня.
    В сюжете пьесы есть событие, которое сказывается на жизни ночлежки в целом, нарушая привычный ход ее. Это приход Луки. С образом Луки связано развитие философского плана пьесы, постановка вопроса о возможностях и назначении человека. Что же изменилось с появлением Луки? Среди раздраженных голосов, истерических воплей, брани зазвучало ласковое, доброе слово, и потянулись к нему уставшие, во всем изверившиеся люди. С появлением Луки в ночлежке как будто становится светлее и уютнее. «Занятный старикашка» притягивает внимание ночлежников своей доброжелательностью, общительностью, естественностью поведения. Ему ничего не стоит приспособиться к новым людям, будь то «народ честный» или жулики, и к любой обстановке. Большой опыт, внутренняя уравновешенность сквозят в его складных речах. Он много странствовал, многое повидал на своем веку не раз попадал в переплет. Лука многое понимает, точно оценивает людей. Он спешит на помощь к тем, кто больше всего страдает. Лука искренне жалеет людей и хочет обласкать их, сделать им хоть что-нибудь хорошее, дать хоть каплю меда, однако доброта его не беспредельна: как только возникает опасность для него самого, «лукавый старец» предпочитает скрыться.
    Отношение Горького к Луке сквозит в обрисовке его характера, в выявлении его субъективных стремлений, в изображении объективных результатов его утешительства. Надо ли утешать человека, внушая ему иллюзии, прибегая ко лжи, или надо открывать ему правду как бы тяжела она ни была? На этот вопрос Лука и Горький дают различные ответы. Кому помогли приятные сказки Луки? Потерян веру в существование лечебницы, в возможность возрождения, повесился Актер. Настя поняла, что не было и никогда не будет никакого Гастоши. Окончательно сломленная, озлобившаяся, она близка к самоубийству. Оказывается в тюрьме Васька Пепел, не осуществиться его мечте попасть в «золотую сторону». Лука видел человека маленьким, бессильным, нуждающимся в сострадании. Его утешительство приучает человека к смирению, покорности, пассивности, уводят в сторону от действительного отношения к жизни.
    Я, как и Горький, за правду. Писатель видит правду которую он провозгласил устами Сатина. Эта правда заключается в признании силы, величия человека, его права на лучшую жизнь. «Человек… Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все в человеке, все для человека!» Сатин видел человека свободным, достойным уважения. Человек, о котором говорит Сатин, не нуждается во лжи, ибо «ложь —. религия рабов и хозяев!»
    Со спорами о правде и утешительной лжи связана проблема мнимого и подлинного гуманизма. Гуманизм Горького не исключает сочувствия, сострадания к человеку. Но Лука, жалея людей, не верит в возможность изменить их жизнь и сеет иллюзии, уводящие от горькой правды, а в сущности — примиряющие с ней. Горький верит в человека, его разум и волю, в способность активно воздействовать на ход жизни.
    Я считаю, что любая ложь во благо унижает человека. Раз человеку лгут, значит, считают его слабым, умственно и физически, неспособным совершить поступок, изменить свою жизнь к лучшему, т. е. неполноценным человеком, ущербным. И какой бы красивой и вдохновенной ни была бы эта ложь, она не принесет облегчения. Даже бедную, измученную Анну Луке не удается обмануть красивыми сказками о загробной жизни и примирить со смертью. Анна не хочет с радостью помирать: «… Пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Человека нужно уважать, а не жалеть.

  12. Потеряв веру в существование лечебницы, в возможность возрождения, повесился Актер. Настя поняла, что не было и никогда не будет никакого Гастоши. Окончательно сломленная, озлобившаяся, она близка к самоубийству. Оказывается в тюрьме Васька Пепел, не осуществиться его мечте попасть в «золотую сторону». Лука видел человека маленьким, бессильным, нуждаю­щимся в сострадании. Его утешительство приучает человека к смирению, покорности, пассивности, уводит в сторону от дей­ствительного отношения к жизни.
    Я, как и Горький, за правду. Писатель видит правду, которую он провозгласил устами Сатина. Эта правда заключается в признании силы, величия человека, его права на лучшую жизнь. «Человек… Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все в человеке, все для человека!» Сатин видел человека свободным, достойным ува­жения. Человек, о котором говорит Сатин, не нуждается во лжи, ибо «ложь — религия рабов и хозяев!»
    Со спорами о правде и утешительной лжи связана проблема мнимого и подлинного гуманизма. Гуманизм Горького не исклю­чает сочувствия, сострадания к человеку. Hо Лука, жалея людей, не верит в возможность изменить их жизнь и сеет иллюзии, уводящие от горькой правды, а в сущности — примиряющие с ней. Горький верит в человека, в его разум и волю, в способность активно воздей­ствовать на ход жизни.
    Я считаю, что любая ложь во благо унижает человека. Раз чело­веку лгут, значит, считают его слабым, умственно и физически, не­способным совершить поступок, изменить свою жизнь к лучшему, т. е. неполноценным человеком, ущербным. И какой бы красивой и вдохновенной ни была бы эта ложь, она не принесет облегчения. Даже бедную, измученную Анну Луке не удается обмануть краси­выми сказками о загробной жизни и примирить со смертью. Анна не хочет «с радостью помирать»: «…Пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Человека нуж­но уважать, а не жалеть.[/sms]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *