Сочинение на тему трусость самый страшный порок егэ

8 вариантов

  1. В роман веков и поколений «Война и мир» также отражена трусость. Ярким примером является поведение Жеркова, которому дали приказ передать сослуживцам об отступлении с левого фронта. Он боялся пересекать боевую территорию, струсил, что может умереть. Его посылали туда дважды, и оба раза он не выполнил поручение генерала. Последствия его трусости были ужасными: многие роты не знали, что им делать и бросались в рассыпную, тем самым, были настигнуты врагом. Из-за трусости одного человека пострадали сотни, а то и тысячи. В данном примере трусость сыграла важную роль, она лишила жизней ни в чем невиновных солдат.
    Таким образом, трусость в любом своём проявлении, не доставляет благо, а порой несёт смертельный исход. Трусливый человек – неуверенный в себе, эгоистичный, неспособный преодолеть свой страх, даже если цена его поступка – другая человеческая жизнь. Нет ни одного случая, когда трусость помогала человеку в жизни. Может, инстинкт самосохранения срабатывает, но никогда нельзя забывать о последствиях.
    Напуская уверенность в себе, смелость, может быть только оболочкой, а внутри маленький трусишка, боящийся собственной тени, не говоря уже о жизненно важных поступках. С такими людьми лучше не иметь взаимоотношений, ведь трус выдаст себя и откажется от вас в самый неподходящий момент, когда помощь нужна будет по-настоящему.

  2. 2
    Текст добавил: DиkаЯ_k0шkА_РыЖеЙ_МаSтИ

    Трусость представлена также в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Есть множество примеров, но самый яркий из них был момент, когда Понтий Пилат казнил философа ни за что. А поступил он так потому, что не мог не соответствовать своему образу. Вот до чего доводит общественное мнение. Был бы Понтий смелым, не боялся своих поступков, то смог бы сберечь жизнь неповинного человека.
    Итак, трусость – самый страшный порок человеческого характера. Поступая как трус, никто не задумывается о последствиях. Неумение ежеминутно принимать верные решения, к тому же, смелые, может закончиться трагично для всех. Смелость проявляется в достаточно серьёзных ситуациях, иногда может требовать и самопожертвование, к которому нужно идти, быть готовым сделать добро другим людям, оставить о себе приятное впечатление и светлую память.
    Трусость заключается не только в решениях, касающихся чьей-то жизни, но и в любовных делах. Человеку, которому не хватает смелости, трудно подойти к понравившейся девушке, завязать первым разговор. Таким людям сложно устроить свою личную жизнь, ведь трусость совмещается с робостью, является ее высшим проявлением. Возможно, трусы не готовы к отношениям, ведь они не смогут заступиться за даму сердца, отстоять ее мнение в обществе. Такие люди думают только о себе.

  3. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
    Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая подборка аргументов.

    Страх на войне

    В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.

  4. М. Булгаков “Мастер и Маргарита”

    Понтий Пилат – трусливый человек. И именно за трусость он был наказан. Прокуратор мог спасти Иешуа Га-Ноцри от казни, но подписал смертный приговор. Понтий Пилат побоялся за незыблемость своей власти. Он не пошел против Синедриона, обеспечив свой покой ценой жизни другого человека. И все это несмотря на то, что Иешуа был симпатичен прокуратору. Трусость помешала спасти человека. Трусость – один из серьезнейших грехов (по роману “Мастер и Маргарита”).

    А.С. Пушкин “Евгений Онегин”

    Владимир Ленский вызвал Евгения Онегина на дуэль. Он мог отменить поединок, но струсил. Трусость проявилась в том, что герой считался с мнением общества. Евгений Онегин думал лишь о том, что о нем скажут люди. Итог оказался печальным: Владимир Ленский погиб. Если бы его друг не струсил, а предпочел моральные принципы общественному мнению, трагичных последствий можно было бы избежать.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

    Осада Белогорской крепости войсками самозванца Пугачева показала, кого считать героем, кого – трусом. Алексей Иванович Швабрин, спасая свою жизнь, при первой же возможности предал Родину и перешел на сторону врага. В этом случае трусость – синоним предательства. Только трусливый человек мог без зазрения совести встать в один строй с врагами. Швабрин – безнравственный человек, для которого слово “честь” не является значимым.

  5. Сочинение
    11 класс. Смелость и трусость.
    “Трусость – самый страшный порок” (М. Булгаков)

    Трусость — это отрицательное нравственное
    качество, душевное свойство, боязнь, робость, отказ от решительных
    действий по причине страха. Это личностное свойство противоположно
    смелости, мужеству Трусость человек обнаруживает и в сражении, и
    в повседневной жизни, в условиях нравственного выбора. Размышления
    об этом часто встречаются в художественной литературе.
    Например, в романе «Война и мир»
    малодушие и трусость проявляет гусарский корнет Жерков, адъютант
    Багратиона, в Шенграбенском сражении. Багратион отправляет Жеркова
    на левый фланг с приказом об отступлении. Однако Жерков, испытывая
    непреодолимое чувство страха, не передает этот приказ в войска:
    «…едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему.
    На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было
    опасно. Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где
    была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где
    их не могло быть, и потому не передал приказания…». В это время
    левый фланг атакуют французы: «…Но левый фланг, который единовременно
    был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством
    Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского
    гусарского полков, был расстроен…». В финале из-за трусости Жеркова
    в войсках возникает сумятица: пехота бежит в лес, погибает множество
    людей, батарея Тушина, подвергаясь огню противника, вынуждена держать
    оборону. Гусары идут в атаку, в Шенграбенском сражении получает
    ранение Николай Ростов. Так трусость штабного офицера оборачивается
    гибелью людей.
    О нравственном выборе человека размышляет
    М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», замечая: «Трусость —
    самый страшный порок». Проблема трусости — одна из важнейших в произведении.
    Вспомним сюжет романа, созданного Мастером. Иуда доносит на Иешуа
    Га-Ноцри, и последнего доставляют к прокуратору Иудеи. Иешуа обвиняют
    в том, что он собирается разрушить Ершалаимский храм. Он пытается
    поговорить с Понтием Пилатом: «Добрый человек! Поверь мне… рухнет
    Храм старой веры и создастся Храм истины…», «злых людей на свете
    нет, есть люди несчастливые…». И слова Иешуа заставляют прокуратора
    задуматься, пробуждая все лучшее, что было в его душе. Понтий Пилат
    поставлен перед выбором: оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав
    своим положением, благополучием, возможно, собственной жизнью, или
    обречь Га-Ноцри на гибель. И прокуратор объявляет Иешуа преступником,
    выносит смертный приговор. Но, испытывая симпатию к арестанту, он
    обращается к первосвященнику Кайфе с просьбой о помиловании
    Иешуа в честь Пасхи. Однако председатель
    Синедриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить Иешуа.
    Он требует освободить не Га-Ноцри, а разбойника и убийцу Варраввана.
    И Понтию Пилату приходится согласиться с ним, он уже не может спасти
    бродячего философа. В этой истории обнаруживается слабохарактерность
    Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои привилегии,
    расположение великого кесаря. Прокуратор идет против собственной
    совести ради сохранения привычного благополучия. Исходом этой ситуации
    становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. «Никогда
    не идите против самого себя, собственной совести» — такова позиция
    писателя.
    Таким образом, трусость — это большое
    зло, страшный порок, который может привести к трагедии, к мучительному
    душевному разладу.

  6. 6
    Текст добавил: ТвойРодственник

    Комментарий ФИПИ по направлению «Смелость и трусость» :
    “В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
    На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.”
    Рекомендации учащимся:
    В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Смелость и трусость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
    Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
    Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

    Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Смелость и трусость”

    Направление
    Примерный список литературных произведений
    Носители проблемы
    Смелость и трусость
    Л. Н. Толстой “Война и мир”
    Андрей Болконский, капитан Тушин, Кутузов – смелость и героизм на войне. Жерков – трусость, стремление оказаться в тылу.
    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
    Гринев, семья капитана Миронова, Пугачев – смелы в своих действиях и стремлениях. Швабрин – трус и предатель.
    М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
    Купец Калашников смело выходит на поединок с Кирибеевичем, защищая честь жены.
    А. П. Чехов. «О любви»
    Алехин боится быть счастливым, так как это требует смелости в преодолении общественных правил и стереотипов.
    А. П. Чехов. «Человек в футляре»
    Беликов боится жить, потому что «как бы чего не вышло».
    М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
    Сказочный герой Премудрый пескарь жизненной стратегией избрал страх. Он решил бояться и беречься, потому что только так можно перехитрить щук и не попасть в сети рыбаков.
    А. М. Горький «Старуха Изергиль»
    Данко взял на себя смелость вывести людей из леса и спасти их.
    В. В. Быков «Сотников»
    Сотников (смелость), Рыбак (трусость, предал партизан).
    В. В. Быков «Обелиск»
    Учитель Мороз мужественно выполнил долг учителя и остался со своими учениками.
    М. Шолохов. «Судьба человека»
    Андрей Соколов (воплощение смелости на всех этапах жизненного пути). Но на этом пути встречались и трусы (эпизод в церкви, когда Соколов задушил человека, намеревавшегося выдать немцам имена коммунистов).
    Б. Васильев «А зори здесь тихие»
    Девушки из взвода старшины Васкова, принявшие неравный бой с немецкими диверсантами.
    Б. Васильев. «В списках не значился»
    Николай Плужников мужественно сопротивляется немцам, даже когда он остается единственным защитником Брестской крепости.
    Тема «Смелость и трусость» предложена в числе других тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2020 года. Об этих двух явлениях рассуждали многие великие люди. «Смелость — начало победы», – сказал когда-то Плутарх. «Смелость города берет», – через много столетий соглашался с ним А.В.Суворов. А кое-кто делал даже провокационные заявления на эту тему: «Настоящая смелость редко обходится без глупости» (Ф. Бэкон). Обязательно включите подобные цитаты в свою работу – это положительно скажется на вашей оценке, как и упоминание примеров из истории, литературы или из жизни.
    О чем писать в сочинении на эту тему? Можно рассмотреть смелость и трусость в качестве абстрактных понятий в самом широком их смысле, поразмышлять о них как о двух сторонах медали одной личности, об истинности и ложности этих чувств. Напишите о том, что смелость может быть проявлением чрезмерной самоуверенности, что имеется прямая связь между эгоизмом и трусостью, а вот рациональный страх и трусость – это не одно и то же.
    Популярная тема для размышлений – трусость и смелость в экстремальных условиях, например, на войне, когда обнажаются самые главные и скрытые ранее человеческие страхи, когда человек проявляет неведомые ранее для других и самого себя черты характера. Либо наоборот: даже самые положительные люди в нештатной ситуации могут проявить малодушие. Здесь будет нелишним порассуждать о героизме, подвиге, дезертирстве и предательстве.
    В рамках этого сочинения можно написать о смелости и трусости в любви, а также в своем уме. Здесь будет уместно вспомнить силу воли, умение говорить «нет», способность или неспособность отстаивать свое мнение. Можно поговорить о поведении человека при принятии решений или знакомстве с чем-то новым, выходе из зоны комфорта, смелости признавать свои ошибки.
    Другие направления итогового сочинения:
    Верность и измена
    Человек и общество
    Равнодушие и отзывчивость
    Цели и средства

  7. Любой человек обладает множеством пороков. Эти пороки писатели старались раскрывать через призму своих героев и их жизнь. Благодаря примеру литературных героев, читатель мог видеть себя со стороны и бороться с данной отрицательной чертой характера. И вот, Булгаков не исключение. Он раскрывает проблему трусости в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита. Как раз сегодня мы и обратимся к его знаменитой работе и в сочинении по произведению Мастер и Маргарита проследим проблему трусости, которую писатель считал самым страшным пороком.

    Трусость в романе Мастер и Маргарита

    Одной из главных работ Булгакова является роман Мастер и Маргарита, где раскрываются нравственные проблемы, проблема истинной любви, добро и зло, верность и предательство. Затронул автор и тему пороков, где среди всех человеческих негативных характеристик выделяет трусость. Каждый человек может бояться и иметь страх перед чем-то, но именно трусость губительна. Она не позволяет признавать ошибки, поражает личностное Я, делая человека простым индивидом, но не личностью.
    Именно трусость является страшным пороком, и данная проблема хорошо видна в Мастере и Маргарите на примере персонажей. Например, Мастера нельзя назвать героем, он не боец, он не смог идти до конца. Отказавшись от своей рукописи, Мастер показал свою трусость, он позволил себя сломать. В отличие от Иешуа, что проявил смелость и духовную силу, Мастер оказался противоположностью.

  8. Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
    Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
    Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
    Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
    Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
    Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
    Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
    Комментарий педагога:
    Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
    Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
    В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
    Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
    Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
    Исходный текст для написания сочинения:
    (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
    (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
    (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
    (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
    (25)Мальчишка разбил стекло.
    – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
    (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
    (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
    (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
    (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
    (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
    (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
    (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
    Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
    No related posts.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *