Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.
Проблема
Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.
Тезис №1
Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.
Аргументация
Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.
Вывод
Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.
Тезис №2
Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.
Аргументация
В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.
Вывод
Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.
Тезис №3
Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.
Аргументация
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.
Вывод
Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.
Общий вывод (заключение)
С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.
(381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.
Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.
Начинаем писать… 1. Определяем только самые важные (ключевые слова) и смысл темы в целом. 2. Определяем свой замысел (цель). Я хочу доказать 3. Думаем, какие аргументы приводим (при условии, что читали(!!!) произведение, хорошо знаем содержание и можем его частично или полностью проанализировать
1. Произведение (автор, жанр)_________________________________________________
2. Произведение (автор, жанр)_________________________________________________
В сочинение должно быть не менее 1 произведения (лучше 2-3)! 4. Начинаем писать…. Помним про четкую структуру! 3 части!
А) Вступление ( общие фразы), относящиеся к теме в целом (1-2 предложения). Далее прямо к теме (прямо соглашаетесь или нет с автором цитаты, объясняете, как вы понимаете высказывание или формулировку) – своими словами.(1-2 предложения)
Б) Основная часть. С помощью слов «Рассуждая на тему……. нельзя не обратиться к произведениям мировой литературы», «Немало классических произведений отражает тему…….», «Настоящая литература всегда отражает жизнь. Многие писатели и поэты говорили и говорят о ……. Например…….».
– приводим аргументы по схеме (примерной): Т – доказательство – мини- вывод), ориентируясь на ваш замысел (я хочу доказать).
В) Вывод. Обращаемся к вступлению, немного другими словами делаем вывод.
ВСЕ! Помним, что в основной части – несколько микротем, каждая закончена по смыслу. Помним о выразительности! Не боимся выражать свои чувства!!! Не боимся выражать свое мнение!!! Помним, что к аргументам вы можете добавить свои знания из жизни (история, обществознание, политика, социальные обсуждения и эксперименты и т.д.), но при условии, что они четко отражают замысел вашего сочинения.
Автор: Ямпольская Светлана Владимировна.
Все зависит от того, какое произведение будет взято вами. Конечно наиболее ярким и определяющим в данной тематике, будет роман “Война и Мир”, так как там в силу боевых действий, главные герои продемонстрировали свое можество и отвагу.
К примеру у Андрея Болконского, смелость в начале романа была сопряжена с тщеславием, так именно оно двигало им и подталкивало к тому что бы рисковать с жизнью. В последствии он увидя тяготы войны размышлял о смерти и ее страшился, но его сильная натура, всегда перебарывала это страх, но в итоге это не спасло ему жизнь и герой гибнет.
Другой центральный персонаж данного произведения, это Пьер Безухов, который в начале романа вообще предстал как могло показаться человеком робким и пугливым, но в последствии, именно он проявил подлинное бесстрашие во время когда французы захватили Москву. При этом и его тяготили мысли о смерти, когда к примеру его едва не расстреляли.
Из жизни этих двух героев, можно сделать вывод о том, что смелость это как правило всегда преодоление трусости, так как все мы в той или иной мере боимся, так как страх это инстинкт самосохранения и не бояться полностью, может только безумец.
Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.
В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.
Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.
А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.
О смелости любят поговорить. По мнению большинства, наличие смелости (равно как и решительности) положительно характеризуют личность. Но, так ли это? Чтобы совершить поступок, бесчестный по своей сути, например – предательство, тоже ведь нужна смелость. Получается, что сама по себе, смелость, как черта характера, нейтральна – важен вектор духовных устремлений личности, которая применит эту свою особенность характера во благо или, наоборот – во вред обществу. Так что возможен и такой парадокс, когда трусость будет лучше иной “смелости”.
Однако, никто не считает трусость чем-то приемлемым, она всегда порицается и отвергается людьми, по крайней мере – на словах. Трус не сможет реализовать себя в личностном плане, он наверняка поступится нравственностью, когда нужно будет сохранить себе жизнь, становясь предателем. Но и излишняя смелость тоже граничит с полным безрассудством, когда ради личной бравады не учитываются и попираются общественные интересы.
Поэтому, важно различать истинную по своей природе смелость, когда человек берет ответственность за свои поступки и корысть не является главным двигателем его действий. И истинная трусость – это попросту отказ личности от самостоятельности, это предательство прежде всего самого себя, неверие в свои силы и возможности. Но, на путь самурая никогда не поздно встать и развитие духовных качеств человека часто дает трансформацию от трусости к смелости.
Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?
Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979
До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.
Комментарий ФИПИ:
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Словарная работа
По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость. Синонимы Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость. Трусость – малодушие, нерешительность.
В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?
В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)
Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.
Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.
В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной».
Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же — на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.
Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу — не высовывайтесь!» — дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие — обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.
От Глебова требуется только одно — решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь — тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».
Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх — совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, — страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор». Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».
«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.
«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание — предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» — обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.
Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», — говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.
Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», — пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга», — говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.
Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов — трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».
Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.
Афоризмы и высказывания известных людей
Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
Испуган — наполовину побежден. (А. В. Суворов)
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
Бояться любви — значит бояться жизни, а бояться жизни — значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)
Над какими вопросами стоит задуматься?
Что значит быть смелым в повседневной жизни?
На что толкает человека трусость?
Как страх связан с бесчестием?
Какие поступки можно назвать смелыми?
В чем разница между наглостью и смелостью?
Кого можно назвать трусом?
Можно ли воспитать в себе смелость?
Каковы причины возникновения страха?
Может ли смелый человек бояться чего-либо?
Чем отличается страх от трусости?
Почему важно иметь смелость при принятии решений?
Почему люди боятся высказать свое мнение?
Почему творчество требует смелости?
Нужна ли смелость в любви?
Может ли трус быть счастливым?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
А. П. Чехов «Человек в футляре», «О любви»
М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
В. Быков «Сотников»
М. Шолохов «Судьба человека»
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
В. Распутин «Живи и помни»
Ю. Трифонов «Дом на набережной»
Ссылки по теме:
Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
21.11.2017
Вступление
Смелость и трусость зарождаются глубоко внутри человека еще в детстве. Осознание собственной духовной силы – это результат воспитания и условий существования растущего человека. Именно эти два понятия отвечают за то, насколько сильным станет человек, настолько он будет подготовлен к предстоящей жизни.
Проблема
Проблема смелости и трусости, являющихся показателями внутренней духовной силы человека и силы его характера, особенно актуальна в наше время.
Тезис №1
Сегодня, как и несколько веков назад, есть люди, которые находят в себе смелость противостоять условиям окружающей среды. Трусость других не позволяет им менять что-то в жизни, они настолько цепенеют от страха перед действительностью, что готовы с легкостью отказаться от того, что у них есть.
Аргументация
Так в пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим два типа людей на примере Тихона Кабанова и его жены Катерины. Тихон слаб, он труслив, не в состоянии бороться с деспотизмом своей матери. Он ничего не может изменить в своей жизни, хотя она его полностью не устраивает. Катерина же находит в себе силу и смелость противостоять сложившимся обстоятельствам, пусть и ценой собственной жизни. По крайней мере, уважения к Катерине читатель испытывает гораздо больше, чем к ее супругу.
Вывод
Мы должны быть сильными, чтобы в моменты, когда это необходимо, держать удар жизни или принимать жизненно-важные решения. Наша внутренняя смелость позволит преодолеть любые трудности. Нельзя позволять трусости брать верх над своими желаниями и устремлениями.
Тезис №2
Попытки переступить через себя, борясь с собственной трусостью или взращивая смелость внутри, могут привести человека к полнейшему краху. Как бы то ни было, очень важно жить в гармонии с самим собой.
Аргументация
В романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников пытался наделить себя не теми качествами, которые были присущи ему. Он подменил понятия, посчитал трусостью то, что на самом деле было силой его характера. В попытках изменить себя он разрушил жизни многих людей, в том числе и свою.
Вывод
Принимать себя нужно таким, какой ты есть. Если же что-то сильно не устраивает, к примеру, не достает смелости характера, то бороться с духовной трусостью нужно постепенно, желательно при поддержке близких людей.
Тезис №3
Духовная смелость неизменно порождает смелость в поступках. Эмоциональная трусость предвещает и трусость в действиях.
Аргументация
В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы встречается с двумя героями, близкими по возрасту и воспитанию – Петром Гриневым и Швабриным. Только вот Гринев является воплощением смелости и духовной силы, позволившей ему достойно преодолеть все жизненные испытания. А Швабрин – трус и подлец, готовый пожертвовать всеми вокруг ради собственного благополучия.
Вывод
Человек, который держит себя достойно, благородно и стойко, несомненно обладает смелостью, особым внутренним стержнем, помогающим решать вновь возникающие проблемы. Тот, кто труслив, тот беспомощен перед справедливостью жизни.
Общий вывод (заключение)
С детства в ребенке нужно воспитывать смелость, умение противостоять жизненным сложностям. Чем старше человек становится, тем сложнее ему перестроиться. Поэтому внутреннее умение справляться с трудностями нужно взращивать чуть ли не с рождения.
(381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.
Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.
Начинаем писать…
1. Определяем только самые важные (ключевые слова) и смысл темы в целом.
2. Определяем свой замысел (цель). Я хочу доказать
3. Думаем, какие аргументы приводим (при условии, что читали(!!!) произведение, хорошо знаем содержание и можем его частично или полностью проанализировать
1. Произведение (автор, жанр)_________________________________________________
2. Произведение (автор, жанр)_________________________________________________
В сочинение должно быть не менее 1 произведения (лучше 2-3)!
4. Начинаем писать…. Помним про четкую структуру! 3 части!
А) Вступление ( общие фразы), относящиеся к теме в целом (1-2 предложения). Далее прямо к теме (прямо соглашаетесь или нет с автором цитаты, объясняете, как вы понимаете высказывание или формулировку) – своими словами.(1-2 предложения)
Б) Основная часть. С помощью слов «Рассуждая на тему……. нельзя не обратиться к произведениям мировой литературы», «Немало классических произведений отражает тему…….», «Настоящая литература всегда отражает жизнь. Многие писатели и поэты говорили и говорят о ……. Например…….».
– приводим аргументы по схеме (примерной): Т – доказательство – мини- вывод), ориентируясь на ваш замысел (я хочу доказать).
В) Вывод. Обращаемся к вступлению, немного другими словами делаем вывод.
ВСЕ! Помним, что в основной части – несколько микротем, каждая закончена по смыслу. Помним о выразительности! Не боимся выражать свои чувства!!! Не боимся выражать свое мнение!!! Помним, что к аргументам вы можете добавить свои знания из жизни (история, обществознание, политика, социальные обсуждения и эксперименты и т.д.), но при условии, что они четко отражают замысел вашего сочинения.
Автор: Ямпольская Светлана Владимировна.
Все зависит от того, какое произведение будет взято вами. Конечно наиболее ярким и определяющим в данной тематике, будет роман “Война и Мир”, так как там в силу боевых действий, главные герои продемонстрировали свое можество и отвагу.
К примеру у Андрея Болконского, смелость в начале романа была сопряжена с тщеславием, так именно оно двигало им и подталкивало к тому что бы рисковать с жизнью. В последствии он увидя тяготы войны размышлял о смерти и ее страшился, но его сильная натура, всегда перебарывала это страх, но в итоге это не спасло ему жизнь и герой гибнет.
Другой центральный персонаж данного произведения, это Пьер Безухов, который в начале романа вообще предстал как могло показаться человеком робким и пугливым, но в последствии, именно он проявил подлинное бесстрашие во время когда французы захватили Москву. При этом и его тяготили мысли о смерти, когда к примеру его едва не расстреляли.
Из жизни этих двух героев, можно сделать вывод о том, что смелость это как правило всегда преодоление трусости, так как все мы в той или иной мере боимся, так как страх это инстинкт самосохранения и не бояться полностью, может только безумец.
Проблема смелости и трусости – это извечная проблема двух противоположных человеческих качеств, которые тесно могут переплетаться в одном человеке. К примеру, в быту превозносится смелость: ведь с трусливым человеком, который боится жизненных трудностей и не может выйти из собственной зоны комфорта, мало кто хочет общаться. Но на войне как нельзя ярко проявляются свойства человеческого характера: когда над человеком нависает страх смерти, с виду отважный человек может проявить малодушие, а у “тихони” неизвестно откуда возьмутся силы противостоять врагу.
В литературе немало произведений, поднимающих “проблему смелости и трусости”. К примеру, в произведении “Капитанская дочка” поначалу малодушный дворянский сынок Петруша Гринев становится настоящим мужчиной, не раз рискуя своей жизнью в опасной ситуации, и не боящийся вступиться за свою возлюбленную Машу перед бандой Емельяна Пугачева. А вот с виду компанейский и “разбитной” поручик Алексей Швабрин тут же перебегает на сторону врага, боясь лишиться своей жизни.
Несомненный пример смелости показывает нам и Алексей Мересьев в произведении Бориса Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Алексей вновь и вновь перебарывал свои страхи, чтобы не попасть в плен к немцам, не выглядеть смешным, пытаясь безногим инвалидом танцевать вальс и заново сесть за штурвал самолета.
А вот в повести Куприна “Гранатовый браслет” чиновник Желтков показывает пример хоть и “несомненной любви”, но в то же время и трусости, предпочитая покончить жизнь самоубийством, чем начать борьбу за сердце замужней княгини Веры Шеиной.
О смелости любят поговорить. По мнению большинства, наличие смелости (равно как и решительности) положительно характеризуют личность. Но, так ли это? Чтобы совершить поступок, бесчестный по своей сути, например – предательство, тоже ведь нужна смелость. Получается, что сама по себе, смелость, как черта характера, нейтральна – важен вектор духовных устремлений личности, которая применит эту свою особенность характера во благо или, наоборот – во вред обществу. Так что возможен и такой парадокс, когда трусость будет лучше иной “смелости”.
Однако, никто не считает трусость чем-то приемлемым, она всегда порицается и отвергается людьми, по крайней мере – на словах. Трус не сможет реализовать себя в личностном плане, он наверняка поступится нравственностью, когда нужно будет сохранить себе жизнь, становясь предателем. Но и излишняя смелость тоже граничит с полным безрассудством, когда ради личной бравады не учитываются и попираются общественные интересы.
Поэтому, важно различать истинную по своей природе смелость, когда человек берет ответственность за свои поступки и корысть не является главным двигателем его действий. И истинная трусость – это попросту отказ личности от самостоятельности, это предательство прежде всего самого себя, неверие в свои силы и возможности. Но, на путь самурая никогда не поздно встать и развитие духовных качеств человека часто дает трансформацию от трусости к смелости.
Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?
Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979
До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.
Комментарий ФИПИ:
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Словарная работа
По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.
Синонимы
Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
Трусость – малодушие, нерешительность.
В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?
В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)
Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.
Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.
В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной».
Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же — на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.
Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу — не высовывайтесь!» — дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие — обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.
От Глебова требуется только одно — решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь — тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».
Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх — совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, — страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор». Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».
«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.
«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание — предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» — обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.
Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», — говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.
Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», — пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга», — говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.
Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов — трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».
Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.
Афоризмы и высказывания известных людей
Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
Испуган — наполовину побежден. (А. В. Суворов)
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
Бояться любви — значит бояться жизни, а бояться жизни — значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)
Над какими вопросами стоит задуматься?
Что значит быть смелым в повседневной жизни?
На что толкает человека трусость?
Как страх связан с бесчестием?
Какие поступки можно назвать смелыми?
В чем разница между наглостью и смелостью?
Кого можно назвать трусом?
Можно ли воспитать в себе смелость?
Каковы причины возникновения страха?
Может ли смелый человек бояться чего-либо?
Чем отличается страх от трусости?
Почему важно иметь смелость при принятии решений?
Почему люди боятся высказать свое мнение?
Почему творчество требует смелости?
Нужна ли смелость в любви?
Может ли трус быть счастливым?
Список рекомендуемых произведений:
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы»
А. П. Чехов «Человек в футляре», «О любви»
М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
В. Быков «Сотников»
М. Шолохов «Судьба человека»
К. Воробьев «Убиты под Москвой»
Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился»
В. Распутин «Живи и помни»
Ю. Трифонов «Дом на набережной»
Ссылки по теме:
Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
21.11.2017