Сочинение на тему творческая личность

9 вариантов

  1. Психология
    творчества. Эссе.
    Введение.
    Творчество – это
    важная часть жизни каждого человека, а
    творческое мышление – его уникальная
    способность, которая отличает людей от
    животных. Именно творческое мышление
    является движущей силой развития и
    совершенствования, как отдельного
    индивида, так и всего человечества.
    Главная цель и итог творческой деятельности
    человека – создание чего-то объективно
    нового, что не было создано прежде. Не
    будь у людей такой способности, как
    творческое мышление, скорее всего, мы
    до сих пор жили бы в пещерах и убивали
    камнем мамонтов. Ведь всё то привычное,
    что сейчас нас окружает в какой-то мере
    является продуктом творчества. И стол,
    и стул, и различные гаджеты были придуманы
    и созданы человечеством, и являются
    культурой, в широком смысле слова. Таким
    образом, сложно преуменьшить значение
    творческого мышления в нашей жизни. А
    психология творчества – это как раз
    тот раздел психологии, который изучает
    процесс творчества, особенности
    творческого мышления, преграды на пути
    творчества и ищет пути преодоления этих
    преград.
    Несложно объяснить,
    почему меня заинтересовала именно эта
    тема исследования. Я с ранних лет
    увлекаюсь творчеством таких знаменитых
    художников, поэтов и писателей, как Иван
    Айвазовский, Валентин Серов, Марина
    Цветаева, Анна Ахматова, Иван Бунин и
    многие другие, поэтому для меня
    исследование на тему психологии
    творчества – отличная возможность
    лучше понять, что являлось движущей
    силой этих великих людей, когда они
    создавали знаменитые работы.
    Актуальность темы
    данной работы не вызывает сомнений.
    Вопрос о творческом мышлении был актуален
    во все времена. Даже задолго до
    преобразования психологии в самостоятельную
    науку, делались попытки объяснить
    феномен творческого мышления, и до сих
    пор не прекращаются исследования в этой
    области знаний. Но, конечно, психология
    творчества не ограничивается официальными
    рамками науки. Она охватывает всю нашу
    жизнь. Ведь почти каждый день мы
    встречаемся на улице или дома, на работе
    или учебе, в музее или в интернете с
    различными произведениями искусства:
    картинами, архитектурными сооружениями,
    скульптурами, стихотворениями или
    рассказами. И психология творчества не
    только поможет обществу понять, как они
    создавались, но и объяснит, как самим
    стать создателем.
    Творческое мышление
    становится всё более ценным для личности
    в век, когда нарастает значение
    индивидуализма и уникальности. «Не быть
    как все», – девиз современного человека.
    Тогда перед человеком встаёт вопрос: А
    как преодолеть конформность и стать
    творческой личностью?
    Итак, цель
    моего исследования

    – выявить способы стимулирования
    творческого мышления.
    В своём исследовании
    ставлю следующие задачи:
    Обозначить
    особенности творческой личности.
    Рассмотреть этапы
    творческого процесса.
    Исследовать
    преграды для творчества.
    Найти решение
    преодоления этих преград.
    Объект данного
    исследования – творческое мышление.
    Предмет
    исследования – творческая личность.
    Метод
    исследования – изучение различного
    материала по данной теме: психологические
    теории, опросы, проводимые эксперименты.
    Творчество.
    Особенности творческой личности.

    В начале исследования
    необходимо определиться, что же мы
    понимаем под основными понятиями работы
    «творчество» и «творческая личность».
    Какого человека можно назвать
    действительно творческой личностью?
    Под термином
    «творчество» ученые понимают процесс
    деятельности, создающий качественно
    новые материальные и духовные ценности.
    Основной критерий, отличающий творчество
    от изготовления — уникальность его
    результата. То есть, никто, кроме автора,
    не может получить в точности такой же
    результат, если создать для него ту же
    исходную ситуацию. К примеру, в детском
    саду десяти детям дали одно и то же
    задание: нарисовать домик (исходное
    условие), но ни у кого из детей не получится
    абсолютно одинаковых рисунков
    (результатов). Таким образом, в процессе
    творчества автор вкладывает в материал
    некие личные свойства и способности.
    Именно поэтому говорят, что творец
    вкладывает душу в свои работы. Этот факт
    уникальности дает продуктам творчества
    дополнительную ценность в отличие от
    продуктов производства. Психология
    творчества выделяет следующие виды
    творчества: производственно-техническое,
    изобретательское, научное, политическое,
    философское, художественное,
    повседневно-бытовое и так далее, то есть
    виды творчества соответствуют видам
    практической и духовной деятельности.
    Исходя из
    вышеизложенного, можно сделать вывод,
    что творческая личность, в наиболее
    широком понимании, – это человек,
    обладающий творческим мышлением и
    имеющий развитые творческие способности,
    позволяющие ему создавать новое без
    особых усилий. В вопросе появления
    творческого мышления и творческих
    способностей в психологии существует
    два основных мнения: способность к
    творчеству – это врожденное свойство
    индивида или это приобретённая
    способность, которую можно развивать.
    Но есть и мнение, объединяющее две
    крайности: творческие способности
    обуславливаются задатками, но во многом
    зависят от того, как индивид будет их
    развивать. И я согласна с этим мнением.
    Если у индивида есть предрасположенность
    к какой-либо творческой деятельности,
    то, совершенствуя свои способности в
    этой сфере, он может развить их до уровня
    таланта или даже гениальности. К примеру,
    знаменитый поэт и писатель А. С. Пушкин,
    чтобы по праву называться гением русской
    литературы, немало трудился, много
    писал, постоянно развивая свой талант.
    В противном случае, личность утрачивает
    способности к творчеству и творческому
    мышлению.
    В психологии
    творчества существует множество критерий
    креативности – способности к творческому
    мышлению. Так, в гештальтпсихологии
    считались обязательными следующие
    требования к умственному складу творца:
    не быть ограниченным,
    ослепленным привычками;
    не повторять
    просто и раболепно то, чему вас учили;
    не действовать
    механически;
    не занимать
    частичную позицию;
    не действовать
    со вниманием, сосредоточенным на
    ограниченную часть проблемной структуры;
    не действовать
    частичными операциями, но свободно, с
    открытым для новых идей умом оперировать
    с ситуацией, стараясь найти ее внутренние
    соотношения.
    Иными словами,
    творческая личность должна мыслить
    самостоятельно и рассматривать ситуацию
    в целом, не выделяя отдельные элементы.
    Американский
    психолог Гилфорд Джой Пол выделяет
    такие критерии творческого мышления:
    способность к
    обнаружению и постановке проблем;
    способность к
    генерированию большого числа идей;
    гибкость –
    способность продуцировать разнообразные
    идеи;
    оригинальность
    – способность отвечать на раздражители
    нестандартно;
    способность
    усовершенствовать объект, добавляя
    детали;
    способность решать
    проблемы, т.е. способности к синтезу и
    анализу.
    Другой
    психолог А. Олах указывает на следующие
    личностные черты, присущие творческим
    людям:
    независимость
    – личностные стандарты важнее
    стандартов группы,
    неконформность
    оценок и суждений
    открытость
    ума – готовность поверить своим и
    чужим фантазиям,
    восприимчивость
    к новому и необычному;
    высокая
    толерантность к неопределенным и
    неразрешимым ситуациям,
    конструктивная
    активность в этих ситуациях;
    развитое
    эстетическое чувство, стремление к
    красоте.
    В психологии
    существует и много других классификаций
    критерий творческого мышления, но, в
    сущности, они все похожи: главное – это
    то, что творческая личность обладает
    нестандартным мышлением и не подвергается
    влиянию стереотипов.
    Творческий
    процесс и преграды для него.

    Стадии
    творческого мышления каждый психолог
    выделяет по-своему. К примеру, Анри
    Пуанкаре в своём докладе в Психологическом
    обществе в Париже (в 1908 году) описал
    процесс совершения им нескольких
    математических открытий и выявил стадии
    этого творческого процесса, которые
    впоследствии выделялись многими
    психологами:
    Подготовка
    — формулирование задачи; попытки её
    решения. Пуанкаре так описывает эту
    стадию: «Я пытался доказать, что не
    может существовать никакой функции,
    аналогичной той, которую я назвал
    впоследствии автоморфной… каждый день
    я садился за рабочий стол, проводил за
    ним час или два, исследуя большое число
    комбинаций, и не приходил ни к какому
    результату».
    Инкубация
    — временное отвлечение от задачи. В
    это время, полагает Пуанкаре, происходит
    бессознательная работа над задачей.
    Озарение
    — появление интуитивного решения. Это
    момент, когда внезапно, без непосредственно
    предшествовавших этому размышлений о
    задаче, в случайной ситуации, не имеющей
    к задаче никакого отношения, в сознании
    возникает ключ к решению.
    Проверка
    — испытание и реализация решения.
    Когда ключевая для решения идея уже
    известна, происходит завершение решения.
    П.
    М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:
    Период
    интеллектуальной готовности.
    Усмотрение
    проблемы.
    Зарождение
    идеи — формулировка задачи.
    Поиск
    решения.
    Получение
    принципа изобретения.
    Превращение
    принципа в схему.
    Техническое
    оформление и развёртывание изобретения.
    Способов
    выделения стадий немало, но и здесь
    можно выделить общие черты. В целом,
    можно сказать, что творческий процесс
    делится на теоретическую и практическую
    части: сначала идея зарождается и
    обрабатывается в сознании индивида, а
    затем она воплощается в реальность. К
    примеру, перед тем как нарисовать
    картинку, мы сначала видим её образ у
    себя в голове.
    Так
    что же мешает многим людям развивать и
    использовать свое творческое мышление?
    На этот вопрос и пытается ответить
    психология творчества. К основным
    факторам, мешающим творческому мышлению
    можно отнести конформизм, внешнюю и
    внутреннюю цензуру, ригидность и желание
    найти ответ немедленно.
    Теперь
    рассмотрим каждый фактор в отдельности.
    Конформное поведение –
    морально-политическое
    и морально-психологическое понятие,
    обозначающее приспособленчество,
    пассивное принятие существующего
    социального порядка, политического
    режима и т.д., а также готовность
    соглашаться с господствующими мнениями
    и взглядами, общими настроениями,
    распространенными в обществе. Как К.
    расценивается также непротивление
    преобладающим тенденциям, несмотря на
    их внутреннее неприятие, самоустранение
    от критики тех или иных аспектов
    социально-политической и экономической
    действительности, нежелание высказывать
    собственное мнение, отказ отличной
    ответственности за совершаемые поступки,
    слепое подчинение и следование любым
    требованиям и предписаниям, исходящим
    от гос-ва, общества, партии, лидера,
    религиозной организации, патриархальной
    общины, семьи и т.д. (подобное подчинение
    может быть обусловлено не только
    внутренними убеждениями, но и менталитетом,
    традицией).
    Феномен
    конформного поведения играет отрицательную
    роль в творчестве. Такое поведение
    вызвано как индивидуальными свойствами
    личности, так и межличностными отношениями
    в творческом коллективе, более того,
    особенностями социальной среды в широком
    смысле слова.
    В ряде
    художественных и философско-критических
    произведений социальная среда выступает
    в качестве враждебной силы по отношению
    к творчески одаренным людям. Враждебность
    общества к проявлению творческих
    способностей нашла отражение в словах
    главного героя произведения Дидро
    «Племянник Рамо», заявлявшего: «Гениальные
    люди отвратительны; и если какой-нибудь
    ребенок появляется на свет с характерными
    признаками этого опасного дара на лбу,
    его следует либо задушить, либо выбросить
    на съедение собакам». Аргентинский
    психолог Х.Инхениерос в книге
    «Посредственность» оправдывает такое
    отношение, характеризуя его как
    охранительное, а значит полезное для
    общества.
    воображение…

  2. Эссе на тему: «Я креативная личность». Кому из нас не хотелось бы прослыть творческой личностью? Или, как сейчас говорят – креативной? Креативная личность – это личность, способная к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. Скорее всего, каждый…
    More
    Эссе на тему: «Я креативная личность». Кому из нас не хотелось бы прослыть творческой личностью? Или, как сейчас говорят – креативной? Креативная личность – это личность, способная к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. Скорее всего, каждый человек способен быть креативным. У нас у всех есть эти способности, и они проявляются уже в раннем возрасте. К сожалению, под влиянием взросления и его внешнего давления мы идем в школу, устраиваемся на работу, все это тормозит развитие креативности. Без креативности наши жизни становятся предсказуемыми, скучными. Креативность – необходимое качество человека. Это свойство, потенциал к созданию чего-то нового, которое необходимо развивать уже в школьном возрасте. Условия для развития креативности необходимо создавать как в школе, так и в семейном кругу непрерывно. Креативные люди – это смелые люди. Они не боятся пробовать новое. У креативных людей отличное чувство юмора. Это те, кто делится своими мыслями и идеями с другими. Креативны
    Less

  3. Эссе на тему «Творческая индивидуальность»
    Воспитателя
    Шмелёвой Т.В. 1972 г.р.
    МАДОУ детский сад
    комбинированного вида №29
    стаж работы:10 лет
    образование: высшее
    категория: первая
    Я работаю в дошкольном учреждении с 2005 года. Быть воспитателем – это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГТ в детских учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. Я веду творческую поисковую деятельность в образовательной области «Художественное творчество». По этой теме нарабатываю опробирую на практике материал: создала папки по декоративно-прикладному искусству, провела ряд комплексных и интегрированных занятий, оформила картотеку. Неоднократно проводила открытые занятия для педагогов ДОУ по этому направлению.
    Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми. Только творческий воспитатель может развивать творческих детей. В своей профессиональной деятельности осваиваю и внедряю в практику новые технологии и методы работы с детьми, организовывая воспитательно-образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей группы. Работая творчески, использую достижения педагогики нового времени: К.К.Утробина «Рисование методом тычка», Н.В.Дубровская «Краски палитры», Г.П.Есафьева «Учимся рисовать», А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисовании в детском саду». Неоднократно принимала участие в профессиональных районных конкурсах детских работ по изобразительной деятельности. Одна из работ заняла 1-е место в районном этапе6 Всероссийского конкурса детского творчества «Разговор о правильном питании».
    Чтобы повысить интерес детей к усвоению программы создаю развивающую среду: театральный уголок, патриотический уголок, уголок художественного творчества и декоративно-прикладного искусства и т.д.
    В своей работе постоянно использую здоровьесберегающие технологии, проводила комплексные и интегрированные занятия по ЗОЖ. Ведущее направление в организации здоровьесбережения занимают нетрадиционные методики оздоровления (методика пальцевого массажа, физкультминутки, дыхательная гимнастика). Всё это способствует снижению заболеваемости и высокой посещаемости детей группы.
    В своей профессиональной деятельности работаю в тесном контакте с родителями. Чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Очень приятно, когда откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Только совместными усилиями можно воспитывать личность, которая будет уважать старших, любить родителей и не будет обижать животных. Для вовлечения родителей в деятельность ДОУ разработала и реализовала проекты по правовому воспитанию, здоровому образу жизни, речевому развитию и образовательной деятельности. Неоднократно проводились совместные выставки-конкурсы, праздники, дни открытых дверей, ярмарки.

  4. Творческая личность – это не столько характер, сколько склад ума. Ведь мы знаем множество гениев, но ни один из них не похож на другого характером. Творческая личность – скорее тип людей, умеющих смотреть на вещи под другом углом. А вот под каким – уже вопрос не в эту сторону. Творческую личность отличает от других людей способность ориентироваться в каком либо пространстве (для каждой творческой личности – своем) . Например, разве выдающихся политиков нельзя назвать творческими личностями? Ведь они могут выкрутиться почти в любой ситуации, и происходит это отнюдь не с помощью быстрого математического анализа ситуации. Эти личности настолько погружаются в свою сферу – что интуиция является чуть ли не самым используемым ими чувством. Внутреннее чутье, как поступить дальше и что будет интереснее читать или наблюдать – их главная особенность. Ну а сами творческие личности, как и все люди, делятся на две части. Тем, кто творит на благо своим мечтам, а другие, “люди из зала”, творящие что-либо таким образом, чтобы это в первую очередь нравилось публике. Но отнюдь не многие это делать умеют, так что если вы и не творческая личность – не стоит ставить между вами черту. Вы можете помочь этому человеку совершенствоваться с помощью своей критики. А при желании – самим стать творческой личностью. Ведь ими не рождаются, а становятся.

  5. СОДЕРЖАНИЕ
    Введение… 2
    1. Понятие и структура творчества… 3
    2. Особенности работы творческой личности с информацией… 7
    Заключение… 14
    Список литературы… 15
    ВВЕДЕНИЕ
    Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
    З.Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.
    А.Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод — неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
    Р.Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.
    Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу — это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
    Ситуация научно-технической революции начала ХХI века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
    Актуальность изучения психологии творчества возникла в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.
    1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСТВА
    Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
    Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
    Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.
    Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
    По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность».
    В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.
    Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).[1]
    Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества — это то, что создано; процесс творчества — как создано; процесс подготовки к творчеству — как развивать творчество.
    Продукты творчества — это не только материальные продукты — здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.
    При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
    Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические — развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
    С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
    Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
    Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
    Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:
    1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.
    2. Синтез итогов специальных исследований каждой из выделенных сторон с целью создания возможностей рационального управления ходом конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.
    В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.
    Это — процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие.
    Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.
    Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.
    Среда и условия представляют собой физическое окружение, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т.д.
    Творчество издавна делят на научное и художественное.
    Построение общей теории творчества, то есть переход от эмпирических к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.
    Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру, которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.
    Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.
    Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя свести к логическим операциям «применение решения».
    Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
    1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
    2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.
    3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).
    4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов — то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)
    5. Проверка и доработка замысла, его воплощение.
    Можно выделить также и основные звенья творческого процесса:
    — звено столкновения с новым;
    — звено творческой неопределенности;
    — звено скрытой работы;
    — звено эврика;
    — звено развития решения;
    — звено критики;
    — звено подтверждения и воплощения.
    Представленные этапы можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.[2]
    Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно решением, новизна и оригинальность, доработанность.
    Решением считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.
    Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.
    Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко — взгляд людей на мир.
    2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ С ИНФОРМАЦИЕЙ
    Культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Так как речь идет о культуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. То есть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего-либо, в связи с чем-либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Причем само приложение и совершенствование знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. А потому мотивы творчества, мотивы этой деятельности человека являются естественной психологической компонентой такой характеристики личности, как ее информационная культура.[3]
    Творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности, есть способ «личностного» существования в противоположность обезличенному действованию, которое в своем предельно «очищенном» виде убивает личность. Не существует обезличенной деятельности, это абстракция. В условиях жизни личностное и деятельностное начала взаимно обогащают друг друга, и могут развиваться только друг через друга.
    Вопрос о внешнем проявлении творческого начала личности фактически представляет собой вопрос об одной из сторон внешнего проявления креативности мышления личности. Думается, что интеллектуальная активность и есть одно из проявлений творческого начала в деятельности личности. Для возникновения и реализации творческой деятельности необходимо формировать способность к такой деятельности, что в свою очередь предполагает воспитание креативного стиля мышления, наличие которого отличает информационно-культурного человека.
    Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и обладать определенной информационной культурой.
    Информационная культура — это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
    В понятии «информационная культура» ведущим является слово «культура», именно оно заключает в себе наибольшую смысловую нагрузку. Исследования виднейших отечественных культурологов позволяют определить культуру как сложное понятие, означающее результат, процесс, способ, отношение, норму, систему деятельности, единственным субъектом и преимущественным объектом которой является человек.
    Информационная культура – это[4] :
    · новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;
    · свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;
    · новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среды черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
    Информационная культура творческой личности [Каракозов С. Д.] представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.
    Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.
    Один из важнейших элементов информационной культуры человека — знание информационных ресурсов. В нашей стране многие организации занимаются сбором, обработкой, хранением и распределением информации: библиотеки, статистические центры, информационные службы, СМИ.[5]
    Впервые понятие «информационная грамотность» было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать.
    Академик А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества».[6]
    Информационная компетентность творческой личности — это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.
    В работе Моляко В.А.[7] приводится следующее определение информационной компетентности. Это:
    · мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
    · совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
    · знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
    · способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;
    · опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
    · опыт отношений «человек — компьютер».
    Понятие информационной культуры характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Информационная культура предполагает, что человек использует информационные технологии при решении задач, которые ставит для достижения цели своей деятельности.
    При рассмотрении сущности информационной культуры необходимо учитывать представления исследователей об информационных процессах в науке. Так при рассмотрении психолого-педагогической науки в информационной парадигме как системе сбора, переработки и хранения информации, все большее значение приобретают информационные модели:
    · совокупность сигналов, несущих информацию об объекте управления и внешней среде, организованная по определенным правилам и имеющая значение для принятия решений;
    · схема потоков информации, обращающейся в процессе управления объектом (чаще всего, в форме графов, схем, планов с включением прямых и обратных информационных связей);
    · система упорядоченных по особым правилам сигналов, генерируемых средствами переноса и отображения информации и несущих информацию об объекте управления, контроля, исследования внешней среды в самой системе управления;
    · совокупность понятий и их семантических связей в информационном поле, если само понятие – информационная модель объекта, процесса, явления или системы на естественном языке.
    Основы информационной культуры творческой личности включают и самостоятельную работу с информацией. Так работа с источниками информации предполагает;
    · поиск необходимой информации (ориентация в информационных потоках и коммуникациях, умение пользоваться справочным аппаратом электронных библиотек, проведение первичного и вторичного отбора информации и т.д.);
    · знание основ библиографии в электронных библиотеках (умение пользоваться источниками библиографической информации – каталогами, картотеками, знание системы научно-вспомогательной и рекомендательной, отраслевой и межотраслевой, текущей, ретроспективной и перспективной библиографии: навыки библиографического описания документов, составления библиографических списков и т.д.);
    · умение работать с источником информации (владение различными методиками чтения, а также методиками конспектного, тезисного, реферативного изложения материала и т.д.);
    · работа с различными видами и типами литературы (справочной, учебной, методической, научной, научно-популярной, художественной, книгами, периодикой);
    · использование технических средств (в частности, компьютеров) в учебных, научных и практических целях.
    В содержание информационной культуры входит:
    · анализ и синтез полученной информации;
    · умение выделять главное из множества второстепенного;
    · переработка (осмысление) информации;
    · запоминание информационных единиц;
    · дальнейшее восстановление в памяти;
    · превращение полученной информации в собственное знание;
    · процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д.
    Формирование информационной культуры творческой личности имеет свои особенности:
    · инициативность, умение самому находить решение своих проблем;
    · интеллектуальная, технологическая, экономическая, экологическая, нравственная, политическая, социально-психологическая, организованное чтение, организаторские качества;
    · умение самостоятельного анализа информационной ситуации;
    · ориентация в информационном потоке, умение организации оптимального хранения и использования документов;
    Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин).
    Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. Следовательно, информационная культура – это новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики. Человек создал настолько сложные и совершенные машины, что стали поговаривать о возможности построения машины, которая могла бы превзойти самого человека, которая оказалась бы в состоянии мыслить и творить. Но творить, создавать новое машина не в состоянии. Способность к творчеству присуща только человеку.
    Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.
    2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.
    3. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. — М. Высшая школа, 1998.
    4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы, исследования. – Томск: Изд-во Томск. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997.
    5. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.
    6. Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. — № 11.
    7. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.
    8. Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.
    [1] Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.
    [2] Моляко В.А. Психология творческой деятельности. — М. Высшая школа, 1998.
    [3] Овчинникова К.Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию. Материалы научной конференции. – М.: МГУ, 2004.
    [4] Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 2004.
    [5] Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс, 2002. — № 11.
    [6] Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. – М.: ИНФРА-М, 2000.
    [7] Моляко В.А. Психология творческой деятельности. — М. Высшая школа, 1998.

  6. Творческих людей гораздо больше, чем принято считать.
    Например, женщина, занимающаяся вязанием или кулинарией, на самом деле занимается творчеством. Мужчина, вдохновенно делающий что-то по хозяйству или просто умеющий хорошо и к месту шутить, тоже занимается своего рода творчеством.
    Потребность вкладывать свою энергию в дело есть почти у каждого.
    Поэтому быть творческим человеком, так же, как и нетворческим, быть и прекрасно, и мучительно.
    Прекрасно потому, что получаешь немыслимое удовольствие от того, что таким образом общаешься с окружающим миром, не только берёшь от него, но и делишься с ним.
    Мучительно главным образом потому, что душа, из-за того, что открыта миру, сильнее страдает от боли и обид.
    Конкретно моё творчество проявляется во всём.
    Даже в обыденных вещах.
    Во время общения с близкими людьми от меня произвольно исходят словесные обороты и шутки, заряжающие их доброй энергией, даже когда я сам могу находиться в дурном состоянии духа. Ляпнув, например, со злости что-то такое, что развеселило присутствующих, я тем самым могу поднять настроение и себе.
    Бывает так, что занимаясь чем-то, я делаю это своим индивидуальным и непонятным для окружающих способом, достигая при этом не менее прекрасных результатов.
    Но самое главное, я испытываю потребность куда-то девать свою энергию с самого детства: от примитивных хулиганских выходок вплоть до создания отдельной реальности, в которую я вкладываю свою любовь, радость и фантазию, а также боль, горечь и страх.
    У этого есть и своя обратная сторона. Накопившуюся энергию нужно во что-то вкладывать обязательно, иначе она измучает, зацарапает изнутри. Даже если полученный результат никогда не станет полноценным произведением или продуктом.
    Так что прав был тот, кто сказал «Если можешь не творить (не писать, не снимать и т.д.), не твори».
    Потому что человек может достичь чего-то только в том случае, если он испытывает в этом необходимую потребность, если он не может иначе.

  7. Кто такая личность? Не каждого человека можно так назвать. Надо обладать определенным набором черт характера и душевных качеств, чтобы иметь право им называться. Часто можно услышать словосочетание «выдающаяся личность» на счет известного человека. Но не только известностью измеряется это понятие. На мой взгляд, личность – это искренний, целостный человек, который живет согласно своему призванию. Он сумел выявить свои наклонности, раскрыть свои таланты, преодолеть свои недостатки и благодаря этому добиться успеха в жизни и быть счастливым. При этом он с уважением относится к другим, не позволяет себе презрительного и поверхностного отношения к ним. Иногда говорят «сильная личность», но сила – не значит жесткость. По моему мнению, человеку нужна сила особенно для того, чтобы быть добрым, сочувствующим, даже уметь поступиться своими интересами ради другого человека. Что касается известных людей, то для меня ярким примером личности является Григорий Сковорода. Этот мудрый человек не только понял важные истины о жизни, но и сам жил согласно своим взглядам. Он был тем, кем хотел быть, не унижая других, и так учил делать нас, потому что только так можно быть счастливым. Я считаю, что среди нас – миллионы людей, достойных звания личности. Пусть мы о них ничего не знаем. Это люди, которые живут простой жизнью, занимаются любимым, пусть не престижным делом, которые любят и уважают близких, никому не наносят обиды. Что касается меня, я надеюсь, что нахожусь на правильном пути в развитии моей личности. Я стараюсь больше внимания уделять тому, что у меня получается, развивать свои способности. Не всегда получается, но я стремлюсь быть терпимее к людям, которые рядом со мной. Мне кажется, золотое правило «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой» работает во всех сферах жизни и помогает не сбиться с правильного пути. Следовательно, для того, чтобы сформировать свою личность, нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться, искать то, что приносит радость, быть искренним и уважать других.

  8. Жизнь человека достаточно сложная и непредсказуемая. Каждый из нас – личность, которая имеет собственные взгляды на жизнь и принципы. Все люди наделены определенным талантом, главное – найти и развить его. Это главная задача и для родителей ребенка, и для не самой. Ведь часто потом ребенок не может найти свое место в жизни, потому что не смогла раскрыть собственные способности.
    И найти свой талант – это только первая ступенька к счастливому будущему и самореализации. Необходимо беречь его и развивать, чтобы не потерять в течение жизни, а, наоборот, усовершенствовать. Для этого нужно много работать, в том числе, и над собой.
    Людей, которые имеют определенный талант, которые мыслят креативно и умеют воплощать свои мысли в жизнь, мы называем творческими личностями. В нашей жизни не так уж и много таких людей. Это они становятся известными деятелями культуры, многие м завидует. И легко ли быть творческой личностью?
    Как на меня, быть творческой личностью не просто нелегко, а очень сложно. Такие люди отличаются от других, ведь их мышление, мировосприятие совсем иначе. Творческие дети плохо сходятся с людьми, у них мало друзей. Ведь, во-первых, они не такие как все, во-вторых, слишком увлечены и интересуются преимущественно своим делом. Другие дети чаще всего не понимают этих увлечений. Творческие личности зачастую очень эмоциональные, они близко к сердцу принимают как свои поражения и успехи, так и окружающих. Именно за это с ними нелегко дружить: они быстро обижаются, слишком ярко демонстрируют собственные эмоции. Творческие люди увлеченные своим делом, они отдают ей все силы и всю энергию. Поэтому часто на все остальное у них не хватает ни сил, ни желания. При обучении это может влиять на уровень учебных достижений – часто дети не выполняют задания по тем предметам, которые их не интересуют.
    Творческим личностям необходимо время от времени находиться в одиночестве, ведь именно так к ним приходит вдохновение. Это также может обидеть близких людей. Также такие люди часто не пунктуальны и не практичны, они не всегда выполняют свои обещания. Творческие люди могут «погрузиться в себя»-на уроках в школе, в гостях, прогуливаясь с друзьями… Это тоже не всегда правильно понимают окружающие…
    Сложнее же, как на меня, творческим личностям достигать признания. Ведь довольно сложно вообще выставлять свои наработки на суд окружающих, а уж выслушивать критику может не каждый… Творческие люди – они подобны свечи. Могут ярко загореться, но через мгновение потухнути, и это зависит совсем не от них самих. Им нужно вдохновение, и они его ищут в разных вещах. Иногда вдохновение так и не появляется, вместо него появляется депрессия… Творческие личности быстро разочаровываются в людях, в своем выборе, в себе… Они очень ранимы и чувственны, все чувства переживают гораздо острее, чем обычные люди…
    Поэтому, как на меня, творческой личностью быть совсем нелегко. А самое сложное – остаться ею в течение всей жизни, развиваясь и работая над собой.

  9. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ

    Введение

    В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.
    Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Только совокупность внутренних связей и внешних условий формирует вполне определенные свойства психики.

    1. Особенности творческой личности

    Особенностями творческой личности являются:
    — нейрофизиологическая структура мозга, определяющая преобладание внутренней обусловленности над внешней (признаки самой системы);
    — психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи системы с другими системами, социумом);
    — принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой).
    Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный характер. Стоит заметить, что анализу поддаются только внешние фактические события, в которых участвует человек — глубина погружения, чувствование, причастность являются глубоко субъективными качествами и не поддаются обычным методам наблюдения и анализа. И все-таки…

    2. Социальное развитие личности и творчество

    В раннем детстве достаточно четко выделяется закономерность, которая, как нам видится, является одной из базовых в формировании творческой личности и отвечает на вопрос: «Почему более свободно?» Внешние условия не позволяют полностью и в широком спектре усвоить механизмы социального поведения, принятые нормативными для данного времени и социопсихологической культуры семьи, микромира. Известно, что нормативные механизмы поведения усваиваются ребенком без осознавания, в основном до 7 лет через подражание. В дальнейшем, в течение жизни, человек воспроизводит усвоенные нормы, которые, в случае совпадения со средой, обеспечивают максимальный психологический комфорт. Низкую вероятность совпадения несут нормы морально-психологического мира личностей, выросших в семье «воров в законе» и семье технической интеллигенции. Мужчины, выросшие в среде родо-племенного населения Чечни и, с другой стороны, в неполной семье, за спиной мамы, которая все «брала на себя», не смогут одинаково реагировать в одной и той же ситуации.
    Понятно, что процессы «социализации» уходят в подсознание само собой разумеющимися нормами, являясь ядром становящейся личности или, другими словами, неосознанными социальными нормами. Невозможность обширных и устойчивых социальных контактов в детстве проистекает из-за различных причин:
    — инвалидность или болезненность и, как следствие, ограничение устойчивых контактов;
    — углубленная самодовлеющая увлеченность, например, музыкой, рисованием, фантазиями;
    — очень ранняя и, возможно, неоднократная оторванность от семьи, с последующим перемещением в чуждую психологическую среду.
    В ряде случаев просматриваются симптомы неврозов, иногда психозов.
    Так или иначе, ребенок скорее предоставлен сам себе; сам в себе, сам для себя, чем сам для других. В широком спектре не формируются устойчивые стереотипы. Из потребности экономии сил происходит неосознаваемое стремление к устранению возникающего напряжения при общении [1, c. 151]. Это находит проявление в различных формах: от отсутствия длительных отношений, дружеских обязательств, до отсутствия семьи и сложностей в социальной адаптации. Если по ряду обстоятельств семья возникает, такой человек чаще всего не выполняет принятых в данной социальной среде обязательств.
    Такие люди несут в себе большой заряд ощущений неприкаянности, потерянности, одиночества, чужого мира вокруг и т.д. Возникают проблемы в поисках места, ниши психологического комфорта. Но не многие могут из состояния «изгнанника» перейти в состояние «странника».

    3. Самореализация и творчество

    По терминологии П.В.Симонова, существуют две разновидности потребностей (биологических, социальных, идеальных): «потребности нужды» и «потребности роста». «Эти две разновидности потребностей обусловлены диалектикой сохранения и развития, присущей процессу самодвижения живой природы, включая человека и общество. Примером нужды в сфере биологических потребностей может служить голод. Овладение уже имеющимися сведениями удовлетворит нужду познания. Потребность роста применительно к познавательной деятельности побуждает искать принципиально новое, отсутствующее в современной науке» [2, c. 153]. Это значит, что из человека с преимущественно оборонительной позицией необходимо превратиться в активного, познающего. Вероятность случайного процесса мала. Понятно, что она увеличивается, если рядом тот, кто знает технологию (как, в какой последовательности, какими средствами).
    В литературе есть указание на то, что отсутствие тождественного морально-психологического мира есть необходимое условие для реализации попытки найти себя, познать истину, увидеть реальность, т.е. стать человеком пути, человеком познающим. Заметим еще раз, что этими путями в одиночку не ходят, обязательно нужен тот, кто уже дошел.
    Очень близки по проявлениям социальный эгоизм и внутренняя обусловленность. Похоже, что шутливая шкала «Различия в конечном продукте: создал продукт (нечто) — обусловленность, не создал — эгоист», достаточно показательна. Форма проявления и у творца, и у эгоиста одинакова. Однотипна и реакция внешнего окружения. Социальное, психологическое одиночество, а точнее энергетическое одиночество — обязательное условие творчества, а не следствие таланта.
    Зрелый возраст — не помеха в формировании «свободы для» вместо «свободы от». В нейрофизиологическом плане процессы творчества скорее всего протекают по принципу «психического мутагенеза», по принципу отбора новых первичных связей, уже существующих в мозгу. «Разумеется, „психический мутагенез“ не означает чисто случайного комбинирования нервных следов. Ранее приобретенный опыт не только поставляет материал для „мутаций“, но в значительной мере предопределяет направление мутирования… Не случайно избыточность интеллекта напоминает избыточность биологического иммунитета. Чем большим числом вариантов решения задачи располагает субъект, тем шире диапазон выбора» [2, c. 179].
    Чтобы приобретенный опыт не давил на сознание, не заставлял жить прошлым, найдено два решения.
    А) «Вытащить» из подсознания, осознать то, что уже произошло. Собственно, нужно переставить прошлый опыт в новые структурные цепи сознания. Происходит частичное поднятие информации на уровень осознавания. Через осознавание можно «вытащить» социальную часть в человеке, морально-психологические механизмы в человеке. Это дает великолепные результаты, но нужен тот, кто знает.
    Б) «Отключить», как бы позволить погрузиться событию в более глубокие слои подсознания. Цель та же. По возможности убрать непосредственное влияние сигналов, т.е. ослабить, «высветлить» уже существующие в нейрофизиологическом сети связи. Однако связи возобновляются всякий раз, когда есть схожие (в энергетическом плане) условия. Те же люди (или похожие), та же обстановка (или похожая) и т.д. Результаты ничего не гарантируют. Но в данном случае все происходит естественным путем. Или, гораздо чаще, не происходит.
    Так или иначе, но творчество личности с большей вероятностью может проявляться при наименьшем количестве связей. Разрывы с родственниками, отсутствие друзей, любимых, привязанностей — шанс проявления творческих возможностей, а не следствие таланта. УСЛОВИЕ, осознайте, УСЛОВИЕ, а не следствие таланта.
    Только чтобы находиться (желательно во время решения творческих проблем) в состоянии, которое попробуем описать как нахождение между экраном «сегодня», «сейчас» и экраном «будущее», необходимо быть открытым. Открытым именно будущему, а не прошлому. Мало стать фактически одиноким, необходимо это сделать психологически, освободиться от энергетических завязок на прошлое. Потерять все и всех, в том числе и себя, отпустить все и стать «пустым и чистым». В сосуд, который заполнен — новая жидкость не вольется, в старые меха новое вино не наливают.
    Существует масса описанных в литературе исторических фактов, контекст-анализ которых свидетельствует, что основным, технологическим приемом ТВОРЦА (как искателя истины) является овладение умением свободного перемещения по информационным полям времени.
    Важное место в формировании состояния энергетической самодостаточности играет отсутствие негативного переживания относительно себя. Мудрость воспитания в любви, на позитивных примерах, на стимулировании сильных сторон ребенка — непоколебимый потенциал творческого роста.
    Достижение своей собственной самодостаточности возможно. Однако сам процесс «произрастания самого в себя», «дороги к себе», «строительства храма в своей душе», безусловно, в равной мере творческий и драматический одновременно, кто пробовал — знает, невозможен без квалифицированной помощи со стороны. Творческая личность «одержима» своей идеей, отдавая ей всего себя. Это обязательное условие — субъект не принадлежит себе, а только доминанте: скульптуре, музе, делу… Если есть фактическая отдача себя доминанте, о каком «умении держать удар» идет речь? Принадлежать можно чему-то одному, или, другими словами, «невозможно поклоняться одновременно Богу и Мамоне».
    Академик В.П.Симонов предлагает следующую гипотезу: «На вершине иерархической пирамиды потребностей мы встречаем мотивации, которые обслуживаются почти исключительно положительными эмоциями. Такова потребность познания и ее разновидность — трудно формулируемая словами потребность в создании и восприятии произведений искусства, так называемая эстетическая потребность. В отличие от голода, жажды, секса, потребности занимать определенное место в группе, ни научно-теоретическое познание, ни искусство не обладают внутримозговым аппаратом наказания. Их привлекательность обеспечивается только той радостью, которую несет постижение истины, только тем высоким наслаждением, которое человек испытывает от соприкосновения с прекрасным.
    Творчество всегда окрашено положительными эмоциями на этапе возникновения гипотез. Механизм этой закономерности хорошо объясняется информационной теорией эмоций. Ведь новая догадка, предположение, замысел субъективно повышает вероятность достижения цели, вплоть до момента, когда логическая или экспериментальная проверка установят их истинную ценность.» [3, c. 154-155].
    Исходя из вышесказанного, не нужно сокращать потребности, сводить их до минимума (упреждающий ход 18, 25 и т.д.). Это всего лишь следствие, а бороться со следствием — хороший способ нажить себе невроз. Просто «отпадает», что это не значимо и поэтому не достойно внимания.
    Возникновение доминанты, «встреча с чудом», как отмечают сами творческие личности, происходит, как правило, в детстве и постепенно поглощает все больше и больше времени и энергии. Как нам видится, «встреча с чудом» возможна в условиях определенной открытости психики.
    Необходимо, во-первых, отсутствие негативного опыта, который подавляет возникновение доминантного мотива деятельности. Как показывают исследования, отрицательное воздействие оказывают не только непосредственное содержание негативного опыта, но и отдаленно напоминающее о нем, например, такая же окружающая обстановка, состояние здоровья, запахи, словесный текст и т.д.
    Во-вторых, обязателен резонанс мотива «чуда» с потребностями в познании, что с большей легкостью происходит при доминировании исследовательского рефлекса над ориентировочным.
    В-третьих, на мощность и скорость роста доминантного мотива существенно влияет наличие (или отсутствие) «энергетической помощи» (подпитки) от взрослого при условии безусловного принятия идеи ребенка. Безусловного! Понятно, что нужны действительно доверительные отношения, состояние любви. Кто из современных детей имеет такого взрослого рядом, и кто из взрослых может сказать о себе «да, я такой человек для этого ребенка»?
    По утверждению П.В.Симонова, П.М.Ершова, «механизмы сверхсознания обслуживают потребность, главенствующую в структуре мотивов данной личности. Творческая активность порождается недостаточностью для субъекта существующей нормы удовлетворения этой потребности. Интуиция непреложно работает на доминирующую потребность, и бессмысленно ждать озарений на базе второстепенного для субъекта мотива… Тренировка „творческого мышления“, „творческого труда“, развитие так называемой „креативности“, само по себе ничуть не лучше воспитания „эмоционально богатой“ личности безотносительно к характеру ее потребностей.
    Далее. Интуиция (это чувство, и прежде всего чувство перспективы развития проблемы), сверхсознание, включается там, где мотивационная доминанта встречается с информационным дефицитом, с разрывом логической цепи мышления и действий. Вот почему игровая деятельность детей с их познавательными доминантами и чрезвычайно слабой „вооруженностью“ сознания оказывается периодом интенсивной тренировки механизмов интуиции, где озарения, догадки и открытия следуют буквально друг за другом» [1, c. 97].
    Достойная цель или нет? Для себя делание, или для других? Имеет социальную значимость или нет? «Познавательные потребности такого деления не имеют, поскольку не существует объективных истин „для себя“ и „для других“. Другое дело, что в процесс использования результатов познания вовлекаются материальные и социальные потребности во всем их многообразии и противоречивости. Преобладание идеальных (познавательно творческих) потребностей в структуре данной личности квалифицируется некоторыми исследователями как ее преимущественная ориентация „на дело“, отличная от ориентаций на себя и на других…
    Из всех потребностей человека познание и творчество наиболее гармонично объединяют личное и общественное. Любая деятельность человека тем свободнее от необходимости сочетания личного и общественного, чем больше в ней выражено творчески-познавательное начало» [1, с. 155, 157-158].
    Собственно, существенных отличий в условиях формирования доминанты ни для ребенка, ни для взрослого нет. В случае создания доминантного мотива (цели), как осознанного действия, необходимо обязательное присутствие всех трех компонентов. Только в этом случае может проявиться системный характер формирования доминанты. Итак, повторимся, и еще раз напомним аспекты: психологическое (энергетическое) одиночество, преобладание внутренней обусловленности над внешней, наличие познавательной доминантной потребности с последующим детерменированием личности.
    Собственно, это субъективно-объективные условия формирования творческого компонента в психике. Так или иначе в каждом искра творчества заложена изначально, вопрос сохранения, роста, приумножения, реализации.
    статья посвящена более осознанному подходу к формированию творческого процесса психических трансмутаций личности. Непродуманная, без четкого понимания возможных изменений структуры сознания работа с детьми, — и речь идет не только о работе тризовцев, — чревата непредсказуемыми последствиями. Любая систематическая работа, требующая интеллектуальных или эмоциональных усилий, приводит к нейрофизиологическим изменениям. Плата всегда есть. Ни в коем случае ее нельзя сводить к ходам внешних обстоятельств (ходы 9-34), т.е. к плате в социуме. Платит сам организм (физическое тело). Платит психоэмоциональная сфера отсутствием, обеднением эмоций или патологией психики. Платит само сознание за свое же собственное изменение в структуре.
    Но это уже тема другой статьи.

    Литература

    Симонов В.П., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1981.
    Симонов В.П. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1984. — С. 153
    Симонов В.П. Эмоциональный мозг. М. Наука: 1986.
    Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994. — 479с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *