Сочинение на тему творчество есенина 11 класс

8 вариантов

  1. Сочинение
    Сергей Есенин – мой любимый поэт
    Я человек не новый, что скрывать,
    Остался в прошлом я одной ногою,
    Стремясь догнать «стальную рать,
    Скольжу и падаю другою.
    У каждого народа есть свои национальные ценности, гордость за которые передаётся из поколения в поколение.
    У англичан, например, этими ценностями являются великие сочинения У. Шекспира, у французов – романы А. Дюма, а у нас – это, несомненно, поэзия Сергея Есенина.
    Чтобы ощутить притяжение его стихов, «не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, … Нужно искать в нём поэтическую правду бытия.,.».
    Мне кажется, что стихи С. Есенина глубоко правдивы; читая их, невозможно оставаться замкнутыми, чёрствыми, равнодушными; они, словно тёплый луч солнца, отогревают любое сердце, словно волшебный ключ, откроют любую душу, дадут простор мыслям и чувствам любого читателя.
    Быть поэтом – это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души, –
    так философски определял поэт своё нелёгкое предназначение, объяснял необходимость исповедальности своего творчества.
    Как часто в жизни мы отворачиваемся от правды, боимся потревожить свою совесть. Пожалуй, мы вообще не любим правды, ведь она обычно горька, а порой даже страшна, как в есенинских строках:
    И сколько с войной, несчастных
    Уродов теперь и калек!
    И сколько зарыто в ямах!
    И сколько зароют ещё !
    С. А. Есенин
    Как-то поразительно по-русски звучат эти откровенные строки и, к сожалению, современно… В них скорбит душа поэта. Есенинская правда отважна и жестока – в ней жизнь. Эту его правду я не люблю, но безмерно уважаю: она не позволяет читательской душе успокоиться.
    Моя любовь к поэзии Есенина начинается со стихотворений цикла «Любовь хулигана». Думаю, не только меня привлекает некая уличная романтика, обаяние наглости и бесцеремонности, «милое» непонимание «отчего прослыл» он «шарлатаном» и «скандалистом», ведь он – «всего лишь уличный повеса, улыбающийся встречным лицам».
    Образ хулигана, созданный Есениным, симпатичен мне, потому что от него веет удалью, бесшабашной храбростью и завораживающей душевностью; этот герой, искренний и открытый, способен на глубокие, настоящие чувства. Как нам порой не хватает этого!
    Любовь, люблю… Как часто эти слова звучат в стихах С. Есенина. Искренне и естественно – так, что невозможно усомниться, поэт признаётся в своей любви к России, он не мыслим без неё. Я читаю есенинские строки и вместе с ним люблю и «этот город вязевый», и «у берёзки стан, и её золотые косы, и холщовый её сарафан».
    Всё на родимой стороне дорого поэту: и «алый свет зари», и «хаты – в ризах образа», «и старая церквушка», и ветер – «рыжий ласковый ослёнок», и «сенокос некошеный, лес да монастырь». Его Родина то кроткая, то разгульно бесшабашная, то богомольная, то безудержно грешная. Ей непостоянной и изменчивой, поэт признаётся:
    Но люблю тебя, родина кроткая!
    А за что —разгадать не могу…
    Люблю твой день и ночи темноту,
    Тебе о Родина, сложил я песню ту…
    Видя беды и недостатки своей России, Есенин не отказывается от неё, не стесняется её, а как любимый сын, жалеет и любит порочную мать.
    Люблю твои пороки,
    И пьянство, и разбой,
    И утром на востоке
    Терять тебя звездой, –
    в этих строчках звучит радушное отношение к Родине, Дальше зазвучит страсть, необузданная и дикая:
    И всю тебя, как знаю,
    Хочу измять и взять,
    И горько проклинаю
    За то, что ты мне мать.
    Это было написано в 1917 году, когда, вероятно, С. Есенину, как всякому русскому человеку, невыносимо больно было видеть, что делают с его Россией, с его деревней, с его землёй.
    В стихах навсегда молодого Есенина меня, сейчас молодого читателя, поражает спокойное философское отношение к смерти, которая рассматривается как естественное окончание жизненного пути.
    Всё встречаю, всё приемлю,
    Рад и счастлив душу вынуть.
    Я пришёл на эту землю,
    Чтоб скорей её покинуть,-
    эти строки поэт написал, когда был немного старше меня. Конечно, я тоже задумываюсь о смерти, но такого разумного отношения к ней в себе ещё не воспитала.
    Я люблю стихи Есенина, их необычайную музыкальность, ту лёгкость, с которой они ложатся на музыку. Как никого не может оставить равнодушным народная песня, так никого не минует обаяние стихов Есенина и песен, написанных на его стихи. Количество есенинских произведений, положенных на музыку, огромно. «Отговорила роща золотая…», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» – эти названия лишь капли в море. Неважно, что это будет: народная песня, романс, поп- или рок-композиция – все эти песни, острые и пронзительные, задушевные и напевные, глубоко затрагивают душу. Они звучат везде: на народных гуляниях, на радио, у костра под гитару.
    На мой взгляд, мелодичность, «певучесть» есенинских стихов придаёт дополнительную глубину их смыслу, делает более понятными и запоминающимися. Да Есенин и сам поэт. Именно поэтому его слова так искренни:
    Пел и я когда-то далеко
    И сейчас пою про то же снова,
    Потому и дышит глубоко
    Нежностью пропитанное слово.
    Есенин не только певец чувства, но и великий певец природы. Поразительно отношение поэта к природе: для него она – «вечная красота и вечная гармония мира». В его стихах мы слышим природу и видим её:
    Свет луны, таинственный и длинный,
    Плачут вербы, шепчут тополя,
    Но никто под окрик журавлиный
    Не разлюбит отчие поля.
    С. А. Есенин – поэт, навеки оставшийся молодым, а его судьба и стихи убеждают, что жизнь ценится не за длину, и мудрость далеко не всегда синоним долголетия. Один из героев В. М. Шукшина говорил: «Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…».
    Да, жизнь Есенина- песня, а его стихи – куплеты этой песни. В них, правдивых и прекрасных, простых и задушевных, пронзительных и запоминающихся, – «щедрые россыпи» души поэта.
    Стихи С. Есенина – исповедь, которую мог бы произнести, наверное, любой из его многочисленных почитателей, если бы хватило смелости признаться не только в своих достижениях и победах, но и в промахах и поражениях, открыть свою душу. В то же время, эти стихи нежные, трогательные, талантливые. Порой мне не хватает слов, умения, чтобы описать окружающую красоту. И кажется, такие разные, правдивые, мудрые и красивые произведения написаны только для меня. Я люблю его за то, что он, как хороший друг, вовремя найдёт нужное слово или фразу, за то, что в его стихах всё -правда, озарённая и печальная, всё – жизнь, радостная и трагичная. В нём самом и в его стихах нет лжи и притворства. Он очень мудрый, настоящий и близкий -этим он дорог мне.
    Выполнила – Карабанова Юлия, ученица 11Б класса

  2. 2
    Текст добавил: Урбанистическая Ирония

    Серебряный век русской поэзии пестрит громкими именами, оригинальными стихотворными формами, поэтическими стилями и направлениями. Среди множества талантливых писателей, которым удалось зарифмовать авторский почерк, только Есенин Сергей Александрович смог стать по-настоящему народным поэтом. За непродолжительную жизнь Есенину удалось талантливо украсить своим творчеством не только русскую литературу, но и обогатить духовной пищей умы многих последующих поколений.
    Есенинские строки всегда окрашены русским народным колоритом, который автор умело наделяет мелодичным звучанием, что создает неподражаемую стихотворную образность, обеспечивая узнаваемость поэта с первых строк любого произведения. Все творчество Сергея Есенина созвучно судьбе нашей Родины, поэтому строками его произведений любят подчеркивать, усиливать смысл исторических моментов России начала XX века.
    Великий русский поэт жил в сложное для страны время. Активная гражданская позиция советского гражданина Есенина прослеживается во всех его сборниках. Болея за «коммуной вздыбленную Русь», болезненно переживая тяготы деревенского населения, он признается, что «остался в прошлом я одной ногой». Болея всей душой за свою березовую Русь и понимая необходимость перемен, поэт написал тысячи строк, обнажающих боль его идеологических метаний. Особенно остро чувство родины ощущается в работах, написанных за границей.
    А Родину Есенин ощущал прежде всего в природе. Эмоционально точные смыслы он умел запечатлеть простыми словами с глубокими смыслами, которые ему помогали рисовать воспоминания о рязанских просторах. И «грусти ивовая ржавь», и «костер рябины красной», и «шелковый шум ветра», и «бусы росы», и многие другие штрихи в поэтических пейзажах Есенина позволяют любому читателю вдохновиться красотой своей страны. Родные пасторали помогают поэту раскрыть мельчайшие оттенки чувств, рассказать о радости и тоске, о нежности и печали, и, конечно, о любви.

  3. Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств. Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
    Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
    Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
    Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» – песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» – размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» – посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.

  4. 1. “Я иному покорился царству…” (“Братья меньшие” в стихах Есенина.)
    2. “Ты одна мне помощь и отрада…” (Образ матери в лирике Есенина.)
    3. “Сойди, явись нам, красный конь!..” (Цикл революционных поэм Есенина.)
    4. “Крестьянский рай” Сергея Есенина. (По поэме “Инония”.)
    5. “Из трав мы вяжем книги, / Слова трясем с двух пол…”:
    литературная судьба “новокрестьянских” поэтов (Н. Клюев, С. Клычков, П.
    Орешин.)
    6. “…Вот потому Снегурочка всегда мечта…” (Лирика о любви Сергея Есенина.)
    7. “Чую Радуницу Божью…” (Дореволюционная лирика Есенина.)
    8. Образ клена (березы, ивы) в творчестве Есенина.
    9. Фольклорные традиции в творчестве Есенина.
    10. Поэтические богатства из “ларца слов и образов” Сергея Есенина.
    11. Драматургическая поэма Есенина “Пугачев” и “Капитанская дочка” Пушкина.
    12. “Я очутился в узком промежутке…”: поэт Сергей Есенин и Русь Советская.
    13. “Тот ураган прошел…” (Диалектика восприятия революции поэтом Сергеем Есениным.)
    14. “…Так много сделано ошибок”: исповедальные мотивы лирики Есенина.
    15. Русь Советская: какой она видится поэту Сергею Есенину?
    16. Сергей Есенин – Владимир Маяковский: диалог в жизни и поэзии.
    17. “Душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник…” ваш (Цикл “Москва кабацкая” Есенина.)
    18. “Живопись словом” С. Есенина и поэзия живописи М. Нестерова, Б. Кустодиева, И. Левитана.
    19. “Отцвела моя белая липа…”: мотивы прощания с юностью в лирике Есенина.
    20. “Я готов рассказать тебе поле…” (“Персидские мотивы” Сергея Есенина.)
    21. “Я последний поэт деревни…” (Есенинская Русь уходящая.)
    22. “Большое видится на расстоянии”: поэтические прозрения Сергея Есенина.

  5. 5
    Текст добавил: Моя жизнь в твоём сердцебиении

    (1895—1925)

    Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

    «СТИХИ НАЧАЛ СЛАГАТЬ РАНО»

    Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился родительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки.
    «Стихи начал слагать рано, — напишет позже Есенин в своей автобиографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак заката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте из града неведомого», т. е. о Христе и Небесном Иерусалиме, городе праведников.
    …Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках.
    После Константинова, где его детство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Долгими вечерами засиживались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенинские отличались особой лёгкостью.
    Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.
    Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Радуница» (1916 г.), поэт пометил некоторые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг. Хотя кто знает, может быть, они в действительности написаны позже, в пору большей творческой зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чистые, уже при первом чтении захлёстывают душу своим певучим слогом.
    Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемящую жалость ко всему живому, которое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

    «Я ПРИШЁЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ, ЧТОБ СКОРЕЙ ЕЁ ПОКИНУТЬ»

    В конце 1915 — начале 1916 г. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.
    В это же время Есенин знакомится и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии. Проникнутые патриархальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой. Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем, печатаются в одних и тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин неизменно появляется «в щегольских сафьянных сапожках, голубой шёлковой рубахе, подпоясанный золотым шнурком…».
    Однако поэты были связаны своеобразными отношениями «друзей-врагов». Недаром через ряд писем и стихотворений Есенина проходят и ласка к «ладожскому дьячку», «смиренному Миколаю», как называл его Сергей Александрович, и неприятие стихов и жизненной позиции Клюева.
    И в поэзии, и в поведении Клюева Есенину порой виделись нарочитое, чуть ли не наигранное смирение, замкнутость, обособленность от современного мира. Он предельно сосредоточен на деталях древнего быта, на идеале старины с её загадочным затонувшим градом Китежем, символом сгинувшей Древней Руси. Не таков был Есенин с его стихийной, мятущейся душой — впечатлительный, пылкий и нетерпеливый. Не случайно через несколько лет Есенин будет советовать одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с её несуществующим Китежем… Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».
    …Шла Первая мировая война. Призыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале. Летом 1916 г. в Царском Селе он читал свои стихи в лазарете для раненых в присутствии императрицы. Это выступление, как и выступление несколькими месяцами раньше в Москве перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, вызвало негодование в петербургских литературных кругах, настроенных враждебно по отношению к монархии. Впрочем, о том периоде жизни Есенина трудно говорить определённо — слишком противоречивы свидетельства и воспоминания современников.
    Во всяком случае, достоверно известно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл им стихотворение, поразившее Анну Андреевну своим последним четверостишием — оно показалось ей пророческим.

     «О РУСЬ, ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ…»

    Февральскую революцию 1917г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром-птицею взлетит мужицкая Русь». Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие.
    В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее, взволнованно-серьёзнее, чем в первые годы петербургской жизни.

    «…Я РАЗЛЮБИЛ НИЩУЮ РОССИЮ»

    Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США. Заграничные впечатления поэта противоречивы. В очерке об Америке «Железный Миргород» Есенин пишет: «Да, я вернулся не тем… Вспомнил про „дым отечества”, про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами… и стал ругать всех цепляющихся за „Русь”, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию». Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «всё прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».
    «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства… — пишет Есенин в 1922 г. из Германии. — Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать…»
    И в Америке, и в Европе Есенину не хватает именно «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и щемящую грусть. В Берлине «после долгих бесед в ночи» «под гитару» своего друга поэта А. Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из цикла «Москва кабацкая».
    В августе 1923 г. он уже снова в Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным.

    «ОТГОВОРИЛА РОША ЗОЛОТАЯ…»

    В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по свидетельству одного из современников, начинает «так „крыть” большевиков, как это… не могло и в голову прийти никому в Советской России». Однако Есенина как широко известного «поэта деревни» трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу хода.
    Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и пишется… дьявольски хорошо».
    Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя, — «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», где пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую» Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёгкий путь.
    А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям искренность.
    В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма «Анна Онегина» (1925 г.). Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. Подобно блудному сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных блужданий и ошибок к тому, что «любил как бы до своего грехопадения».
    Однако между «скромным мальчишкой» «с кудрявыми волосами», влюблённым в молодую помещицу, и автором этих строк пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.
    Смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом — «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне — «прохвоста и забулдыги», которого преследует «чёрный человек». Олицетворение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей душу. Он «спать не даёт… всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге», перечисляет грехи своей жертвы. Беда же автора не только в том, что он не справился с силами хаоса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время.
    Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость «прямо к морде его, в переносицу…», но разбивает только зеркало…
    Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.
    Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице, сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:
    До свиданья, друг мой, до свиданья,
    Милый мой, ты у меня в груди:
    Предназначенное расставанье
    Обещает встречу впереди.
    До свиданья, друг мой, безруки, без слова,
    Не грусти и не печаль бровей.
    В этой жизни умирать не ново,
    Но и жить, конечно, не новей.
    «До свиданья, друг мой, до свиданья…»
    А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи… верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

    ЗЛЫЕ ЗАМЕТКИ

    Талант Есенина оценили по достоинству далеко не все его современники. К. И. Чуковский незадолго до гибели поэта записал в дневнике: «В Есенине есть… графоманская талантливость, которая не сегодня – завтра начнёт иссякать». Литературовед Ю. Н. Тынянов в статье «Промежуток» утверждал: «Всё поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для… голой эмоции. Сначала церковнославянизмы, старательно выдержанный деревенский налёт и столь же традиционный „мужицкий Христос”; потом — бранные слова из практики имажинистов, которые были таким же, в сущности, украшением для есенинской эмоции, как и церковнославянизмы».
    Но больше всего доставалось поэту от радетелей коммунистической идеологии. В советской прессе его творчество называли «психобандитизмом».
    Один из самых влиятельных большевистских вождей Н. И. Бухарин посвятил поэзии Есенина целую брошюру— «Злые заметки» (1927 г.). «Есенин талантлив?» — спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: «Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко, как серебряный ручей. И всё-таки в целом есениншина — это отвратительная напудренная и нагло раскрашенная российская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами… Причудливая смесь из „кобелей”, икон… религии и хулиганства… „любви” к животным и варварского отношения к человеку, в особенности к женщине, бессильных потуг на „широкий размах” (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принципиальной” высоты… — вот что такое есениншина… Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального характера”: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни…». Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина. Сочувственные голоса стали затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до «оттепели» Есенина издавали редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись в основном в рукописных копиях.

    Список литературы

    Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература ч.2. глав. ред. М. Д. Аксенова.

  6. Сочинение.
    Биография и творчество Сергея Есенина.
    Может, и нас отметит
    Рок, что течет лавиной,
    И на любовь ответит
    Песней соловьиной.
    Сергей Есенин
    Секрет притяжения личности и поэзии Есенина- по сей день загадка для отечественных и зарубежных исследователей. О жизни Есенина очень часто слагали легенды. Эти легенды начали рождаться еще при жизни поэта. Легендами наполнена вся жизнь, Есенин зачастую сам слагал легенды и мифы про самого себя. Он сам творил свою биографию.  Например, В. Маяковский «делал стихи», Сергей Есенин делал свою биографию. Еще пи жизни поэта окрестили «хулиганом» и он с этим был полностью согласен. Легенды о Сергее Есенине – это своеобразный диалог стихов и жизни:
    Засосал меня песенный плен
    Осужден я на каторге чувств
    Вертеть жернова поэм.
    В начале 30- х годов, лучшим поэтом России был объявлен В.В. Маяковский, С. Есенина практически забыли, даже запретили. Возвращаясь к началу карьеры С. Есенина, следует отметить, что еще в 1905 году А.А. Блок писал: « Должен появиться поэт, который принесет в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мифическими, а изумительными по своей красоте». В 1915 году состоялось знакомство А. Блока с С. Есениным. Как и предполагал поэт Есенину был обеспечен быстрый успех и огромная слава. В лице Есенина «черная, мужицкая Русь» обрела свой голос.
    Как у любого поэта мы подразделяем творческий путь на определенные этапы. Творчество Сергея Есенина тоже можно было бы разделить, но Есенин сделал это сам. Поэзия Есенина отличается целостностью, потому что в ней все о России: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины основное в моем творчестве». Однако можно сказать, что Россия Есенина родная сестра блоковской России.
    В душе Сергея Есенина уживаются две России – «земная» и «небесная». Стихотворения о России проходят через все творчество поэта. Даже после октябрьского переворота поэт остается верен теме «родина», хотя исследователи творчества Есенина отмечают, что стиль поэта время от времени меняется. В годы революции поэт всецело был на стороне Октября. Он ждал чего-то нового, ждал превращения России в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. В 1917 – 1919 годах Есенин, почти перестал писать лирику, но зато создает цикл революционных поэм. Но вскоре поэт понимает, что его ожидания не оправдались.
    В 1920 году Есенин пишет стихотворение – «Я последний деревенский поэт»:
    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дощатых мост.
    За прощальной стою обедней
    Кадящих листвою берез.
    По мнению самого Есенина и многих критиков, он действительно стал последним поэтом деревни, можно сказать также «поэтом уходящей Руси».
    20-е годы в поэзии Сергея Есенина переломные. Ранее Есенин редко обращался к теме любви. В конце 20-х годов он начинает работать над циклом стихов « Любовь хулигана». В эти годы тема любви становится центральной. Одним из ярких примеров в творчестве Есенина принято считать произведения из цикла «Персидские мотивы».
    Есенинские строки музыкальны, например, «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».
    В основном лирика поэта отличается песенно-фольклорным началом, образностью, цветовой палитрой.
    До последних дней Сергей Есенин влюбляется, в его жизни было много любви, но настоящей, наверное, так он и не встретил. Свои переживания он отобразил в последнем крупном и как сказал сам Есенин: «лучшее, что я написал», в поэме «Анна Снегина». Жанр произведения Есенин определил как лироэпическое. В поэме отмечается «многоголосие», как и во всем творчестве поэта. Композиция поэмы построена по кольцевому признаку. В этой поэме чувствуется присутствие самого Есенина, главный герой, он же лирический герой по имени Сергей. Поэт как бы пишет про самого себя. Здесь он рассказывает как бы о своей любви:
    Далекие, милые были
    Тот образ во мне не угас.
    Мы все эти годы любили
    Но мало любили нас.
    Этими словами поэт подвел как бы итог своей жизни. Поэтому, мне кажется, его жизнь и закончилась столь трагично.  Это был поэт исключительной лирической силы. Я люблю лирику Есенина. Его стихи – простые и ясные по своей форме – всегда насыщены глубоким внутренним волнением и с предельной искренностью выражают правду его жизни, в которой он предстал существом с другой планеты.
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района
    “Михайловская средняя общеобразовательная школа”
    “Великий язык великой наций”
    номинация
    “Биография и творчество Сергея Есенина”
    Фищер Кристина Олеговна,
    обучающаяся 11 класса
    МБОУ”Михайловская СОШ”
    Пшеничная Ольга Борисовна

  7. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5 — 11 КЛАСС

    Сочинения по русской литературе
    МАГИЧЕСКАЯ СИЛА ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА
    Лирика Есенина, помимо тех стихов, что становились явлениями моды нередко антиобщественного духа, несла в себе общезначимые ценности поэзии — покоряющую искренность выражения человеческих чувств: любви, утрат возраста, с особой остротой переживаемых в молодости, памяти детства, чувства природы, сыновней привязанности к родной земле.
    А. Т. Твардовский
    «Какое время на дворе — таков Мессия», — сказал Андрей Вознесенский о Владимире Высоцком. Эти слова с полным правом можно отнести и к другому поэту-бунтарю, поэту-хулигану — Сергею Есенину, о котором Максим Горький говорил, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии». Стихи Есенина — сплошная настроенность. Слово, рифма подчинены, покорены чувствам. Их часто даже не замечаешь. Есенин приучает поэзию к искренности, зовет к художественному самоопределению. «Человеческая душа, — считал поэт, — слишком сложна для того, чтобы заковать ее в определенный круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты».
    Любовь к родине, лирические чувства человека, христианские мотивы, гражданские стихотворения — о чем бы ни писал Есенин, его поэзия завораживает и манит, заставляет проникать все глубже и глубже в тайны души поэта, открывать свое сердце навстречу взволнованным поэтическим строкам.
    Приехав в 1912 году в Москву — молодым, романтически настроенным человеком, свято верящим в благородный подвиг, в святую правду, в миссию поэта-пророка, готового клеймить порочную и слепую толпу, — поэт был намерен достойно прожить жизнь, ничем не очернив свою душу. Но трагическое время постоянно гнуло, ломало и в конце концов погубило его. В лирике Есенина отразилась вся трепетная и живая натура поэта, вся его сложная и переменчивая судьба.
    Больше всего на свете Есенин любил жизнь. И считал, что продолжать жить стоит, несмотря ни на что. Об этом он откровенно и со всей уверенностью заявляет в стихотворении «Собаке Качалова»:
    Пожалуйста, голубчик, не лижись.
    Пойми со мной хоть самое простое.
    Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
    Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
    Эта великая, всеобъемлющая любовь долгое время была путеводной звездой в жизни Сергея Есенина. Стараясь «забыть ненужную тоску», любовью «тоску леча», он создает прекрасное произведение — цикл стихотворений «Персидские мотивы», где рисует образ голубой и веселой страны, образ ласкового и шафранного рая; раскрывает искусство любви, воспевает ее гармонию и красоту. Любовь предстает здесь во всем своем многообразии, во всей своей полноте: от подарков любимой, ласковых речей, обещаний, душевного чувства, ласк — до рыцарского комплекса исключительности своей возлюбленной, до любви-прощения, любви, в которой исчезает ненависть, до красоты любовного страдания, до ревности, без которой умирает всякая любовь.
    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Потому, что я с севера, что ли,
    Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.
    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий,
    Потому, что я с севера, что ли.
    Эти воспоминания одинаково волнующие и грустные, потому, вспоминая о русском поле, он просит любимую:
    Про волнистую рожь при луне
    По кудрям ты моим догадайся.
    Дорогая, шути, улыбайся,
    Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне.
    Есенин часто уходил от реальной жестокой жизни в мир грез, мир природы, мир собственной души. Но вместе с тем он раскрывал перед нами свою душу, отдавал ее людям — всю без остатка. И для того, чтобы наиболее точно передать малейшие оттенки чувств, поэт выбирал самые красивые, самые возвышенные и лирические слова, самые меткие метафоры. При этом сравнения, параллелизмы, метафоры — это не только форма, это, прежде всего, выражение есенинского мироощущения. Поэтическую высоту С. Есенина наиболее ярко выразил образ зимы, ставший не просто образом природы, а в большей степени — образом вселенского мира, душевным состоянием лирического героя: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил. », «Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг».
    Начиная изучать творчество этого прекрасного поэта, мы встречаемся с миром одухотворенной природы, с радостным отношением автора к миру как Божьему дару. Нежная и чувственная любовь к женщине, не менее страстная и глубокая любовь к родине — вот основные мотивы ранней лирики Сергея Есенина:
    Гой ты, Русь, моя родная,
    Хаты — в ризах образа.
    Не видать конца и края —
    Только синь сосет глаза.
    Пахнет яблоком и медом
    По церквам твой кроткий Спас.
    И гудит за корогодом
    На лугах веселый пляс.
    Побегу по мятой стежке
    На приволь зеленых лех,
    Мне навстречу, как сережки,
    Прозвенит девичий смех.
    Поэт восхищался церквами, колокольнями и другими религиозными атрибутами. Он чтил христианские праздники и неоднократно включал их образы в свои стихотворения. Он также искренне исповедовал христианскую веру, верил в Бога, потому что этого требовала его душа. Однако его вера была во многом своеобразной: он представлял Христа неким гением, одаренным светлым умом человека, наделенным благородной душой, являющимся образцом любви к ближнему. По глубокому убеждению поэта, Бог указал, как надо жить, но не сказал, ради чего следует жить. Его очень глубоко интересовал этот вопрос — вопрос о предназначении человека, о его роли на земле. И Есенин пришел к выводу, что истина жизни — в единстве всего мира, что «все люди — одна душа». И эта мысль неоднократно высказывалась в его произведениях. Более того, одна, единая душа — это не только люди, это и природа, и Бог, и Вселенная:
    Между сосен, между елок,
    Меж берез кудрявых бус,
    Под венком, в кольце иголок,
    Схимник-ветер шагом осторожным
    Мнет листву по выступам дорожным
    И целует на рябиновом кусту
    Язвы красные незримому Христу.
    Есенин ощущает себя частью природы, ее учеником и собеседником: «Я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья». Лирический герой раннего Есенина — это пастух в хоромах природы: «Я — пастух; мои палаты — межи зыбистых полей». Следует сказать, что природа для поэта — это не просто леса и поля, не просто ручьи и реки. Любовь к природе, к родным рязанским полям перерастает у него в огромную поэму любви к России:
    О Русь — малиновое поле
    Люблю до радости и боли
    В пейзажной лирике Есенина особенно ярко отразилась вся Русь — живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль. И здесь поэт — настоящий сын своей родины, сострадающий «стране березового ситца». А сострадая, он не может скрыть своего возмущения, своих бунтарских настроений. Так лирика С. Есенина постепенно переполняется мятежным духом:
    Я одну мечту, скрывая, нежу,
    Но и я кого-нибудь зарежу
    И меня по ветряному свею,
    Поведут с веревкою на шее
    Он действительно полюбил тоску. Точнее, жизнь заставила его впустить тоску в свое сердце и в свою лирику. Теперь уже далеко в прошлое уходит «хмельной от радости» лирический герой и появляются пригорюнившиеся «девушки-ели», метель, которая плачет, «как цыганская скрипка», черемуха, что «спит в белой накидке». Поэт переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Родина становится другой, но от того не менее любимой. И никакие разочарования не способны погубить поэзию в душе Есенина:
    Как есть, все принимаю.
    Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам.
    Хотя на самом деле он никогда так и не принял «коммуной вздыбленную Русь».
    Не принимая новую жизнь, не понимая смысла происходящих перемен, лирический герой вынужден уступить ей место. И в его стихотворениях звучит теперь скорее отчаяние, а не надежда:
    Теперь и Богу негде помолиться.
    Уж я хожу украдкой нынче в лес,
    Поэт впустил в свою душу покой. Он получил все сполна, испытал все, что хотел испытать, был «каждый день у других колен». Он прошел путь от крайностей, от мятежности к покою и примирению с жизнью. И все, что видел, что познал, что прочувствовал сердцем, высказал в своих стихах. Потому суждено было настать тому моменту, когда он сказал себе: «Стой, душа. Мы с тобой проехали через бурный положенный путь». В своей последней поэме «Черный человек», навеянной «Моцартом и Сальери» А. С. Пушкина, лирический герой С. Есенина побеждает собственные внутренние терзания, утверждает в душе согласие своих полярных «я». Он не только принимает мир таким, каков он есть, но и себя — как данность, как природное целое. Взявший свое начало в родной земле, в родной природе, он слился с ней полностью при жизни и остался с ней навсегда. А его стихи, поражающие своей красотой и искренностью, продолжают жить в памяти людей, наполняя их то спокойной радостью, то тихой грустью, то восторгом, то тревогой или протестом, то согласием и смирением, то возмущением и жаждой битвы.

  8. 11 класс
    СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
    «Россия моя! Ты понимаешь, моя!»
    (по творчеству С. О. Есенина)
    Много в России мест, которые славились исконно русскими традициями, произведениями устного народного творчества. Среди них и рязанская земля, где родился
    Есенин, где прошли его детство и юность. Позже сам поэт говорил, что он рос, «дыша атмосферой народной поэзии», «к стихам настроили» песни, сказки, частушки. О своем появлении на свет он напишет: «Родился я с песнями в травном одеяле»… Его природный поэтический дар находил силу на благородном и надежном грунте народного бытия, в поэзии Есенина ярко проявились черты национального характера народа – его «неспокойная дерзкая сила», размах, сердечность, глубокая человечность. Вот почему М. Горький, называя С. Есенина великим поэтом, подчеркивал его самобытность: «Какой чистый и какой русский поэт!»
    Тема родины – одна из главных в лирике великого русского поэта. О чем бы ни писал поэт – о своих интимных переживаниях, о крутые переломы в жизни страны, о революции – всегда перед его глазами величественный образ родной земли. С годами расширялся его взгляд на жизнь, он пытался постигнуть «коммуной вздыбленную Русь». И это происходило не легко и безболезненно, сам Есенин признавался, что любовь к родному краю его «мучила и жгла».
    Еще в ранних стихах автор предстает перед нами как пламенный патриот. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» он пишет:
    Если крикнет рать святая:
    «Брось ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».
    Что же было родиной в эти годы для поэта? Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестные села. «Рязанские поля была моя страна», – вспоминал он.
    На страницах ранней єсенінської лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: скошенные поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы:
    Край любимый! Сердцу снятся
    Скирды солнца в водах лонных.
    Я хотел бы затеряться
    В зеленях твоих стозвонных.
    Но уже и тогда в стихах поэта мы находим реальную крестьянскую Русь, выразительные детали, говорящие о мужицкую судьбу:
    Край ты мой заброшенный,
    Край ты мой, пустырь,
    Сенокос некошеный,
    Лес да монастырь.
    Здесь также и «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть». Элементы социальной жизни все чаще появляются в лирике Есенина в период Первой мировой войны. Его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба, пахари, что идут на войну: «Грустная песня, ты русская боль!» – восклицает поэт.
    И сама природа в тревоге:
    Покраснела рябина,
    Посинела вода…
    Снова выплыл из рощи
    Синим лебедем мрак.
    Чудовищные мощи
    Он принес на крылах.
    С. Есенин – поэт «большой песенной силы». «Ах, песня, песня! Есть ли что на свете чудеснее!» – так поэт воспринимал народную песню. Песенное слово входило в сердце поэта. В его творчестве звучит песня любви к Отчизне, родному краю:
    Туча кружево в роще связала,
    Закурился пахучий туман…
    Лес застыл без печали и шума,
    Виснет тень, как платок, за сосной…
    Новую, післяжовтневу Русь поэт принял не сразу. «Куда влечет нас рок событий?» – спрашивает он. С. Есенин считает, что человек, преобразуя землю, губит ее красоту:
    Я последний поэт деревни,
    Скромен в песнях дождя ый мост.
    За прощальной стою обедней,
    Кадящей листвой берез.
    В стихах поэта звучит мечта о тех временах, когда «по всей планете пройдет дружба с миром есть вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь «историк, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется».
    Все творчество поэта – это жизнь его родины, тесно связано с его жизнью:
    Жизнь входит в берега,
    Села давнишний житель,
    Я вспоминаю то,
    Что видел я в краю.
    Стихи мои,
    Спокойно расскажите
    Про жизнь мою…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *