Сочинение на тему творчество пушкина и лермонтова 10 класс

10 вариантов

  1. ЛЕРМОНТОВ И ПУШКИН

    Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
    Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
    Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:
    За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
    Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
    С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».
    Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий,
    Ты червь земли, не сын небес…
    Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
    В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
    Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
    Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
    И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
    Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
    А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:
    А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда — все молчи!..
    Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
    Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:
    И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
    Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

  2. Эти два имени стоят рядом в русской литературе. Они современники и вместе с тем – люди разных поколений. Пушкин – поэт эпохи расцвета передовой мысли, Лермонтов же сформировался как поэт в эпоху тирании и реакции, наступившей после восстания декабристов. И все же есть что-то, сближающее эти имена. Это люди, искренне тревожившиеся о судьбах Родины, люди-борцы, страстно любившие свободу и ненавидевшие рабство во всех его проявлениях, люди, ставшие гордостью и совестью своего народа. Это люди похожей судьбы.
    Александр Сергеевич Пушкин. Это имя известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Оно входит в нашу жизнь еще в детстве, входит, чтобы остаться навсегда. Стихотворения Пушкина обладают волшебством: нас волнуют образы и видения, слагаемые из слов, и мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
    Я в дальнем детстве речь России
    По книжке Пушкина учил.
    Мне в душу вольные, святые
    Мечты навеки он вселил.
    Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и мужество, простота и верность. Читая Пушкина, мы учимся жить. 29 января 1837 года “солнце нашей поэзии закатилось”. Причиной смерти стала дуэль между ним и Дантесом. В Пушкина стрелял и убил иностранец, явившийся “к нам по воле рока”. Дантес презирал наши нравы, язык, все русское. Для него не было ничего святого, основной целью жизни было получение чинов, наград, блистательный взлет карьеры. И разве мог он понять “в сей миг кровавый, на что он руку поднимал”? Стреляя в Пушкина, он стрелял в Поэзию, стрелял в Россию, стрелял в русский народ, стрелял во все живое и прекрасное.
    Пушкин – гений поэтический, народный. Он был дан миру “на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт…” С его именем связано развитие всей русской культуры XIX в. От Пушкина ведет отсчет современный русский литературный язык. Пушкин для России – это начало национального самосознания. Пушкин постоянно был с народом. Да почему был? Он и сейчас с нами. Он из тех, кто делает нас народом и возвышает нас как нацию.
    Ему не надо ни похвал, ни лести,
    Ему скучна тщеславья круговерть.
    Поэт во все века – невольник чести,
    За честь земли своей ~ идет па смерть.
    Исполнилось 164 года со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. Но он не умер! Пушкин обрел бессмертие, в душе каждого из нас живут его удивительные строки, его безграничная любовь к Отчизне, верив добро, красоту и справедливость. Мертвым оказался Дантес, а в его лице “весь высший свет”, который так жаждал смерти поэта. И все-таки есть нечто в этом мире, что несет возмездие за зло. Родная дочь Дантеса страдала душевной болезнью от сознания, что ее отец – убийца великого Пушкина.
    В суровые и скорбные дни прощания со своим национальным гением Россия услышала имя Лермонтова и запомнила его навсегда. Убийство на дуэли Пушкина глубоко потрясло и взволновало юного поэта:
    Погиб Поэт! – невольник чести
    Пал, оклеветанный молвой,
    С свинцом в груди и жаждой мести,
    Поникнув гордой головой!
    Стихотворение “Смерть Поэта” написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона.
    “На что он руку поднимал!” – негодует Лермонтов.
    Он, этот человек, который
    На ловлю счастья и чинов
    Заброшен к нам по воле рока.
    Мог ли он, “подобный сотням беглецов”, презиравший “земли чужой язык и нравы”, осмыслить, понять, на что он замахнулся? Гений России, ее свобода и слава оказались в тот “миг кровавый” перед дулом пистолета. Но Лермонтов понимает, что Дантес явился лишь случайным исполнителем жестокого покушения на честь и совесть России. Он срывает маски лжи и лицемерия и называет всех виновных в смерти поэта:
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – все молчи!..
    Мятежные лермонтовские строки полны гнева и презрения не только к палачам гения, но и к мироустройству, их породившему.
    Чтобы написать такое стихотворение, нужно было иметь большую смелость. Лермонтов не побоялся последствий. Написав это стихотворение – обвинительный акт самодержавию, – он исполнил свой человеческий и гражданский долг. “К несчастью слишком большой проницательности, – писал о нем Герцен, – он прибавил другое – смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. Существа слабые, оскорбленные никогда не прощают такой искренности”. Заключительные 16 строк стихотворения, где содержались слова “И вы не смоете всей вашей черной кровью /Поэта праведную кровь”, были восприняты при дворе как “призыв к революции”. Лермонтов был арестован, началось политическое дело о “непозволительных стихах”. А в биографических записках о жизни и творческой деятельности Лермонтова обращает на себя внимание неприязненное отношение к нему царя Николая I. Известно, что поэт был неугоден государю, правителю, который несколько раз высылал его на Кавказ и который перед последней ссылкой Лермонтова с иронией пожелал ему “счастливого пути”.
    Предчувствовать и знать – эти понятия были для Лермонтова равнозначны. В стихотворении “Не смейся над моей пророческой тоскою”, которое во многом перекликается со “Смертью Поэта” – предчувствие, пророчество и собственной скорой гибели – в тех же условиях и по той же причине:
    ..Я знал: удар судьбы меня не обойдет;
    Я знал, что голова, любимая тобою,
    С твоей груди на плаху перейдет;
    Я говорил тебе: ни счастия, ни славы
    Мне в мире не найти; настанет час кровавый,
    И я паду, и хитрая вражда
    С улыбкой очернит мой недоцветший гений;
    И я погибну без следа
    Моих надежд, моих мучений.
    Но я без страха жду довременный конец.
    Давно пора мне мир увидеть новый;
    Пускай толпа растопчет мой венец:
    Венец певца, венец терновый!..
    Пускай! Я им не дорожил.
    15 июля 1841 г. поэт был убит на дуэли. Ему было неполных 27 лет. Смерть Лермонтова – невосполнимая утрата для русской литературы. Современники Лермонтова восприняли ее как убийство. Поэт явился жертвой той общественной атмосферы, которой он был враждебен самим направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась всего 13 лет, но за это время он достиг вершин художественного мастерства и занял одно из выдающихся мест в русской и мировой литературе.

  3. Пушкин и Лермонтов — великие русские поэты. В своем творчестве каждый из них достиг вершин мастерства. Поэтому так интересны и важны их мысли о поэте и поэзии, о месте писателя в обществе. Мысли эти выстраданы, подчеркнуто независимы от мнений “светской черни” (стихотворения Пушкина “Разговор книгопродавца с поэтом”, “Поэт и толпа”, “Поэту” и др.).
    Кто же такой поэт в представлении Пушкина и Лермонтова? Поэт — это избранник неба (Лермонтов о себе: “Нет, я не Байрон, я другой / Еще неведомый избранник…”), наперсник богов (вспомним стихотворение “Дельвигу” Пушкина: “”наперснику богов” не страшны бури злые…”), обладающий рядом качеств, которые отличают его от обычных людей. Поэт наделен всечеловеческой, вселенской отзывчивостью, способностью видеть мир таким, каков он есть,— “чувством правды”.
    Есть чувство правды в сердце человека,
    Святое вечности зерно:
    Пространство без границ, теченье века
    Объемлет в краткий миг оно,—
    писал Лермонтов в стихотворении “Мой дом”.
    Высшая художественная правда достигается ценой больших лишений, ценой жертвенного служения добру. Пушкин вообще считал, что
    Пока не требует поэта
    К священной жертве Аполлон,
    В заботах суетного света
    Он малодушно погружен…
    (“Поэт”)
    Поэтическое служение —: всегда жертва, связанная с отречением от многих мирских благ. В послании “К другу стихотворцу” Пушкиным сказаны горькие слова о судьбе русских поэтов:
    Лачужка под землей, высоки чердаки —
    Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
    Поэтов — хвалят все, читают —лишь журналы;
    Катится мимо их Фортуны колесо…
    К идее жертвенности поэтического служения подводили Пушкина и Лермонтова раздумья об их собственных судьбах, сама историческая действительность. Перед глазами Пушкина был пример поэтов-декабристов, в ушах Лермонтова словно бы звучал еще преступный выстрел Дантеса. Показательно, что “глагол смерти” дважды используется уже в самом начале стихотворения “Смерть Поэта”:
    Погиб поэт! — невольник чести —
    Пал, оклеветанный молвой…
    Мотив жертвенности чувствуется в стихотворении Пушкина “Пророк” и одноименном произведении Лермонтова. Пушкинский пророк дан в развитии, динамике, движении. Кульминация стихотворения заключается в словах:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Но принесенная жертва не напрасна. Энергия находит выход в повелительном “жги” последней строки стихотворения:
    И Бога глас ко мне воззвал:
    “Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей”.
    Стихотворение Лермонтова “Пророк” создано совсем в другую эпоху. Усиление консервативных тенденций в обществе оказало влияние и на поэзию. Лермонтовского пророка забрасывают камнями. Он бежит от “ближних”, бежит, но остается пророком. Жертва принесена, но это бесполезная жертва. В этом и заключается трагизм лермонтовского героя. Пророку внемлет лишь безгрешная природа:
    Завет предвечного храня,
    Мне тварь покорна там земная;
    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.
    Самолюбивые старцы пугают им детей:
    Смотрите ж, дети, на него:
    Как он угрюм, и худ, и бледен!
    Смотрите, как он наг и беден,
    Как презирают все его!
    Сходные мотивы находим и во многих других лермонтовских стихотворениях периода политической реакции в стране (“Поэт”, “Не верь себе”, “Журналист, читатель и писатель”), а также в лирике 30-х годов Пушкина. Достаточно вспомнить стихотворение “Эхо”:
    Ревет ли зверь в лесу глухом,
    Трубит ли рог, гремит ли гром,
    Поет ли дева за холмом —
    На всякий звук
    Свой отклик в воздухе пустом
    Родить ты вдруг.
    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури и валов,
    И крику сельских пастухов —
    И шлешь ответ;
    Тебе ж нет отзыва…
    Таков И ты, поэт!
    Печальные, горькие слова! Трагическое признание гения, обреченного на непонимание современников! И все-таки время расставило все на свои места. Поэзия Пушкина и Лермонтова заняла достойное место в русской классической литературе. Сбылись пророческие слова Пушкина:
    Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит —
    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

  4. Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.
    Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».
    Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).
    Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.
    Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.
    В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

  5. Детство и юность
    Герой не того времени
    Жизнь писателя в большей или в меньшей степени определяет его творчество. Однако, этот тезис нельзя в полной мере отнести к одному из известнейших русских поэтов эпохи романтизма. Можно сказать, что само творчество Лермонтова определило его биографию.

    Детство и юность

    Как известно, на формирование мировоззрения влияет множество факторов, например, воспитание, круг общения, общественно-политическая обстановка, интересы. Михаил Юрьевич Лермонтов воспитывался своей бабушкой: ранняя смерть матери, ссора отца с другими родственниками были сильным ударом для юного поэта. Лермонтов получил прекрасное домашнее образование: обучался иностранным языкам, в частности английскому, немецкому и французскому, рисованию и музыке. На формирование личности поэта сильно повлияли семейные конфликты, легенда о предках из Шотландии и путешествия на Кавказ.
    С 1828 года Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Университете на политическом и словесных отделениях. Первые поэтические опыты поэта говорят об увлечении западной романтической и предромантической литературой.
    Для юного Лермонтова были одинаково важны Байрон, Пушкин, Батюшков, философски труды Шиллера и Канта. Поэт экспериментирует с жанрами и формами выражения мыслей. В ученический период появляются баллады, отсылающие читателей к произведениям Жуковского, элегии, переводы стихотворений Байрона, несколько стихотворений о любви, написанных под впечатлением от отношений с Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной.
    «Любил с начала жизни я
    Угрюмое уединенье,
    Где укрывался весь в себя,
    Бояся, грусть не утая,
    Будить людское сожаленье;
    Счастливцы, мнил я, не поймут
    Того, что сам не разберу я,
    И чёрных дум не унесут
    Ни радость дружеских минут,
    Ни страстный пламень поцелуя.
    Но пылкий, но суровый нрав
    Меня грызёт от колыбели….
    И в жизни зло лишь испытав,
    Умру я, сердцем не познав
    Печальных дум печальной цели».
    «Н. Ф. И….вой», 1830.
    Уже в ранней поэзии можно заметить «эскизы» мотивов, которые будут звучать и в дальнейших произведениях писателя: одиночество и непримиримый конфликт. В приведённом выше стихотворении интересно то, что о самой любви говориться мало. Поднимается тема противостояния героя толпе, говорится о богатстве внутреннего мира лирического героя. Финальные строки, оканчивая одно стихотворение, задают настроение последующим текстам.
    Жизнь Лермонтова была полна неожиданных поворотов. Так, в 1832 году, бросив учёбу в университете, он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Эти годы принято условно называть «юнкерским периодом». Лёгкость, ирония и бытовые подробности – вот, что было в поэзии того времени.
    «Царю небесный!
    Спаси меня
    От куртки тесной,
    Как от огня.
    От маршировки
    Меня избавь,
    В парадировки
    Меня не ставь».
    «Юнкерская молитва», 1833.
    Однако Лермонтов не был бы собой, если бы вовсе забросил образ демона, появившийся в его поэзии в стихотворении «Демон» (1828). Эта линия продолжается в неоконченном романе «Княгиня Лиговская» и драме «Маскарад». На этом стоит остановиться подробнее, так как при анализе жизни и творчества Лермонтова этим произведениям не уделяется достаточно внимания.«Княгиня Лиговская» (1836) – роман, конфликт которого состоит в несоответствии реальной жизни и идеалов. Впервые в этом тексте появляется Печорин, но здесь он лишён каких-либо иллюзий. Другой герой, Красинский, хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но вовсе не хочет рисковать жизнью. В этих двух образах Лермонтов воплотил раздвоенность романтической личности, что было характерно для второй волны романтизма.Драма «Маскарад» подвергалась двум существенным правкам, но трижды не прошла цензуру. Главный герой – Арбенин, одновременно связан с Отелло, но в отличие от последнего наделён аналитическим умом и уверен в своей правоте. С Чацким из «Горя от ума» Арбенина связывает странность и безумие, которое проявляется в результате столкновения героя с миром и разоблачения общественных пороков. Но Чацкий не чувствует конфликта долгое время, Арбенин же противопоставляет себя миру в целом. Он эгоцентричен в поисках возрождения любви, ставит себя над законами общества, нарушая при этом общечеловеческие. Возникает мотив маскарада и игры как символическое обозначение жизни. Светское общество оказывается не в состоянии познать глубинную сущность героя (это же тема появляется и в лирике писателя). Маска становится единственной возможностью освободиться и быть настоящим. В этой драме отражена бездонность внутреннего потенциала личности, мотив одиночества, возрождения через любовь, холод души. Это всё тот же герой Лермонтова, неизменный вечный бунтарь, но для которого самохарактеристика оказывается страшнее, чем уподобление демону (игрок равен демону).Писатель подводит некий итог: жизнь предстаёт шире субъективной сферы, не всё совпадает с индивидуальной волей, а у человека нет права судить и распоряжаться другими.

    Герой не того времени

    Слава пришла к Лермонтову в 1837 году после стихотворения «Смерть поэта», которое появилось как отклик на гибель Пушкина. Произведение было хорошо принято и критиками, и поэтами пушкинского круга. Но финальные строки не пришлись по нраву Николаю I, за что Лермонтов был сослан на Кавказ.
    «Пятою рабскою поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!
    Таитесь вы под сению закона,
    Пред вами суд и правда – всё молчи!….
    Но есть, есть божий суд, наперсники разврата!»
    Тут Лермонтов знакомится с декабристами, которые так же, как и он, были сосланы на Кавказ. Тогда же, в 1837 году, печатается «Бородино», и слава поэта окончательно закрепляется за Лермонтовым.
    Основной темой творчества Лермонтова, если рассматривать зрелую лирику поэта, становится тема общества, влачащего жалкое, бесцельное существование. Лирический герой постепенно теряет романтические черты, а сама лирика наполняется реалистическими тенденциями. Он больше не противостоит поколению, а является его частью (например, в «думе», 1838, где на место «я» приходит всеобъемлющее «мы»). Само существование творчества и поэзии ставится под сомнение («Пророк», «Журналист, читатель и писатель») – не нужно больше публике пространных размышлений о горестях и страданиях, о личных драмах и философских размышлениях. Поэт должен лишь потакать требованиям общества, прекращая быть Поэтом – избранником Небес. В стихотворении «Не верь себе» автор и вовсе уговаривает поэта отказаться от вдохновения, называя дар сочинительства ненужной глупостью:
    «Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,
    Как язвы бойся вдохновенья…
    Оно – тяжёлый бред души твоей больной,
    Иль пленной мысли раздраженье.
    В нём признака небес напрасно не ищи:
    – То кровь кипит, то сил избыток!
    Скорее жизнь свою в заботах истощи,
    Разлей отравленный напиток!»
    «Не верь себе», 1838.
    Получилось так, что у Лермонтова биография и творчество тесно взаимосвязаны. Это видно и в этом стихотворении: ирония автора направлена не только на тех, кто пытается сочинять, но и на самого себя. Он будто «подтрунивает» над собой, но за таким отношением к своему таланту прослеживается настоящая личная драма: получается, что творчество самого Лермонтова оказалось ненужным и непризнанным. В строках М. Ю. Лермонтова всё чаще звучат скепсис, пессимизм, упаднические настроения.
    «Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
    Чужды вам страсти и чужды страдания;
    Вечно-холодные, вечно-свободные,
    Нет у вас родины, нет вам изгнания».
    «Тучи», 1839.
    «И скучно и грустно! – и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды…
    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
    Такая пустая и глупая шутка!»
    «И скучно и грустно», 1840.
    Лермонтов пытается найти спокойствие в различных сферах. В поршлом – « Песня про купца Калашникова». В этом произведении отражён интерес Лермонтова к фольклору (написано в форме исторической песни с балладными элементами). Представлены два героя антагониста: Кирибеич – романтик, и Калашников – активный и мстительный человек. Причём, положительным героем оказывается последний. В образе Ивана Грозного отражены народные представления о деспотичном, но справедливом царе. В этой песни прослеживается важная для понимания всего творчества писателя мысль: человек не свободен от судьбы, но свободен в выборе добра и зла. В культуре народа:
    «Дам тебе я на дорогу
    Образок святой:
    Ты его, моляся богу,
    Ставь перед собой;
    Да готовясь в бой опасный,
    Помни мать свою…
    Спи, младенец мой прекрасный,
    Баюшки-баю».
    «Казачья колыбельная песня», 1838.
    В дружбе («Памяти А. И. Одоевского»), в мировоззрении человека, который сохранил детский взгляд на мир («М. А. Щербатовой»). Но поиски Лермонтова не увенчались успехом. Писатель колеблется от любви ко всему земному и одновременно отрицанием жизни, его лирический герой постоянно мечется меж двух огней, и ни один из вариантов решения его не устраивает. Мотив вечной свободы прослеживается в поэме «Мцыри». В поэме «Демон» роковая обречённость демона оборачивается ненавистью к Небесам, открытием зла и добра в Боге. Любовь Демона к Тамаре – единственная связь героя-бунтаря с миром. В образе Демона отражен процесс становления личности, которая переходит от гармонии к разладу с миром, а ранее утверждённое торжество индивидуализма перерастает в эгоизм.
    В 1840 годах появляется итоговый роман лермонтовского творчества – «Герой нашего времени». Романтизм в этом романе представляется не методом, а объектом изображения (отражено в образе Грушницкого). Сам текст представляет собой цикл новелл, расставленных, на первый взгляд, в случайном, не хронологическом порядке. Это история о человеке, который обречён на бездействие, хоть и пытается противостоять предначертанной ему участи. Жизнь Печорина дана фрагментарно. Каждый шаг Печорина – будто издевательская насмешка судьбы, доказательство того, что свобода человека невозможна без полноты чувства. А Печорин смеётся над всем, он ищет присутствие зла, не верит в добродетель, ничто и никто не заслуживает уважения и доверия. Скепсис Печорина исключает возможность идиллии, а его мизантропические отрицания препятствуют получению удовольствия от жизни. Печорину не суждено понять внутренний голос человеческой природы, он остаётся пленником своих убеждений. Лермонтов показывает, что путь индивидуализма противоречит природе человека. В романе дан ответ на ещё один важный вопрос: человек, даже такой, как Печорин, может обрести спокойствие, почувствовать подлинную полноту жизни, но только там, где связь и отношения между людьми строятся по законам справедливости, благородства и гуманизма.
    Жизнь и творчество Лермонтова кратко описать невозможно. Он слишком многогранная и сложная личность, опередившее своё время.
    Описанная история жизни и творчества поэта может быть полезна ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Жизнь и творчество Лермонтова».
    Жизнь и творчество Лермонтова, материалы к реферату или сочинению по теме | источник

  6. В истории русской литературы М. Ю. Лермонтов по праву считается продолжателем дела Пушкина, создателя русского литературного языка и основоположника классической литературы в России.
    Одним из первых, кто сопоставил творчество Лермонтова и Пушкина, был В. Г. Белинский. Критик отмечал, что в своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником идеи человечности, пророком высоких общественных идеалов, но «эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии». В произведениях Лермонтова также виден избыток несокрушимой силы духа, но «в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Подытоживая свои наблюдения, Белинский утверждает: «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи», а его поэзия —  «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Лермонтов страдал, когда видел, как попусту растрачиваются силы лучших людей его поколения, обреченных на вынужденное бездействие. Осознать эту трагедию своего времени и смело высказать ее мог только мужественный поэт, мыслитель и гражданин.
    Нельзя не отметить, какое огромное влияние оказал Пушкин на творчество и мироощущение Лермонтова. Ранние поэмы Лермонтова «Черкесы» и «Кавказский пленник» навеяны романтическими, так называемыми «южными» поэмами Пушкина, прежде всего его «Кавказским пленником». Обращение юного поэта к Пушкину не было случайным. В годы, когда Лермонтов только начинал писать, слава Пушкина была в зените. В журналах и альманахах одно за другим появлялись пушкинские стихотворения, отрывки из поэм, отдельными изданиями вышли романтические поэмы, его главы из «Евгения Онегина», сцены из «Бориса Годунова».
    В это время Лермонтов мог встречать Пушкина на улице, в театре, на балах, в книжных лавках, в домах их общих знакомых. И, несомненно, в Москве юный поэт находился в сфере оживленных читательских и просто обывательских разговоров о Пушкине. О нем он мог слышать от людей, которые близко общались с поэтом или были тесно связаны с его литературным и бытовым окружением.
    Исследователями точно не установлено, когда Лермонтов познакомился с пушкинским «Кавказским пленником». Скорее всего, это произошло во время лечения кавказскими минеральными водами в 1825 году. Романтические поэмы Пушкина очень нравились юному поэту, однако он хотел бы видеть в них более напряженную борьбу страстей. Поэтому в своем «Кавказском пленнике», во многом следуя за Пушкиным и развертывая повествование почти в той же последовательности, Лермонтов осложняет развитие сюжета, как бы вступает в единоборство с учителем. Так, у Лермонтова, «романтизирующего» сюжетное развитие эпизодов, кавказский пленник убит отцом влюбленной черкешенки; девушка в порыве отчаяния бросается в холодные воды Терека, таким образом, на отца ложится двойная вина — за убийство пленника и самоубийство дочери:
    — Отец! Убийца ты ее;
    Где упование твое?
    Терзайся век! Живи уныло!
    Ее уж нет. И за тобой
    Повсюду призрак роковой.
    Следует сказать, что до Пушкина в русской литературе кавказские мотивы звучали редко. Именно с легкий руки поэта «Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний… и Кавказ — эта колыбель поэзии Пушкина — сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова».
    Творчество поэтов сближала тема человеческой личности, поднятая, в частности, в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени».
    Появлению лермонтовского Печорина предшествовало трагическое событие — 27 января 1837 года на дуэли Пушкин был смертельно ранен. От доктора Н.Ф. Арендта, навещавшего умирающего гения, Лермонтов узнал о предсмертных страданиях Пушкина.
    Под впечатлением от произошедшего он написал стихотворение «Смерть поэта», которое произвело огромное впечатление на всю читающую Россию, ведь в нем Лермонтов точно указал, кто был истинным виновником убийства великого русского поэта:
    Есть грозный суд: он ждет;
    Он не доступен звону злата,
    И мысли и дела он знает наперед.
    Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
    Оно вам не поможет вновь,
    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!
    В целом концепция этих строк опирается на пушкинские представления о «новой аристократии» , захватившей ключевые позиции в обществе и оттеснившей «старое дворянство», с судьбой которого Пушкин связывал национальную историческую и культурную традицию.
    В контексте европейской литературы, отмеченном зарождением реализма, одной из важнейших задач литературы этого периода было создание образа героя своего времени, передового молодого человека, и рассказ об отношении этого героя к породившему его обществу. Так возник первый реалистический роман в стихах «Евгений Онегин», а затем первый русский реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». В образе Печорина, состоящего из «пороков всего нашего времени в полном их развитии», в действительности отразилась трагедия целого поколения. Быть непонятым и неупрощенным — удел великих людей. Серая посредственность находит маски и одеяния для того, чтобы прикрыть свою ветреную и злую глупость. Об этом же твердил и Пушкин, находя невыносимую грусть в том, что напрасно «была нам молодость дана». Свежие мечтания, лучшие желания истлели, как осенние листья. Несносно
    Глядеть на жизнь, как на обряд,
    И вслед за чинною толпою
    Идти, не разделяя с ней
    Ни общих мнений, ни страстей.
    Да и в жизни поэты не стремились разделять чужие мнения и страсти. Они шли своей трудной, извилистой дорогой к Вечности. И каждое их слово было ими пережито и выстрадано. Они выражали великие чувства, высказывали высокие мысли в полной уверенности, что не сказали ничего особенного. И тот факт, что мы, читатели, отделенные двумя веками от жизненных реалий того времени, находим истину в гениальных строках, свидетельствует о том, что и Пушкин, и Лермонтов вышли за пределы своего времени.

  7. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.
    Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме историческая повесть “Капитанская дочка”. Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
    Рассмотрим повесть “Капитанская дочка” в качестве исторического произведения. Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести и долга, совести, “Капитанская дочка” покроена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев дворянин, Пугачев для него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
    Построение повести традиционно для исторического произведения.
    Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события в роли фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, “Капитанская дочка” не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И “Полтаву”, и “Медный всадник”, и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
    Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: “Да, были люди в наше .время, не то, что нынешнее племя: богатыри не вы” (“Бородино”).
    Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое чувство горечи в стихотворении “Бородино” по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что “в бездействии состарится оно”.
    История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях “Новгород”, “Приветствую тебя воинственный славян” звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с людьми прошлого, “БОГАТЫРЯМИ”. Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение “Два великана”. Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение-Москвы с великаном “в шапке золота литого”! О противнике “старого русского великана” Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его “трехнедельным удальцом”. Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.
    В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над “простыми смертными”, которым их наделили многие писатели.
    При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты! “Евгений Онегин” роман, в котором отразился век Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
    Роман в стихах “Евгений Онегин” писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра 1. В романе переплетены история и современные поэту события.
    Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми.
    Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И. виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинам этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало эпоху…
    Какова же главная мысль, главная идея “Евгения Онегина”? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному.
    Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.
    Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.
    Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

    Список литературы

  8. Михаил Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на русскую литературу
    Родился: 15.10.1814, Москва
    Умер: 27.07.1841 (26 лет)
    Популярные произведения М.Ю. Лермонтова
    Бородино
    Вадим
    Выхожу один я на дорогу
    Когда волнуется желтеющая нива…
    Парус
    Пророк
    Демон
    Мцыри
    Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Герой нашего времени
    Другие сочинения по произведению Лермонтова
    «Мой Лермонтов» (1)
    «Мой Лермонтов» (2)
    Биография М.Ю. Лермонтова
    Поэт и гражданин: Михаил Юрьевич Лермонтов
    Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова
    Образ лирического героя в творчествве Лермонтова
    Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова.
    Тема любви в лирике Лермонтова
    Лирика Лермонтова
    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – единство творчества
    Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова
    Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю.Лермонтова
    Читая стихотворения М. Ю. Лермонтова
    «Что такое Родина» (2)
    Что такое для нас Лермонтов
    Произведения Лермонтова
    ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
    Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
    Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
    Поэт Лермонтова

  9. А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.
    Пушкин и Лермонтов — почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30-е годы. “Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым”, — писал А. И. Герцен. Поэтому у двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
    В своих ранних стихотворениях, написанных до декабристского восстания (“Лицинию”, “Вольность”, “Андрей Шенье”), Пушкин видит назначение поэта как вдохновителя идей “вольности святой”, прославляющего “свободу мыслей”, чувств и творчества:
    Хочу воспеть Свободу миру,
    На тронах поразить порок.
    Но после поражения восстания декабристов Пушкин почувствовал себя одиноким и вместе с тем лично ответственным за судьбу народа и Родины. Он переосмысляет свои воззрения на то, какими особыми свойствами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. В стихотворении “Пророк” показано, как посланник Бога преобразует человека, всю его природу, чтобы сделать из него истинного поэта, пророка:
    И он мне грудь рассек мечом,
    И сердце трепетное вынул,
    И угль, пылающий огнем,
    Во грудь отверстую водвинул.
    Но этого недостаточно: только пройдя через мучения и страдания, обретя цель, к которой призывает “Бога глас”, человек становится поэтом-пророком и может нести людям свое вещее слово:
    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей,
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей.
    По убеждению Пушкина, душу поэта пробуждает глас Бога, который наполняет ее вдохновением, высокими и благородными чувствами. Только тогда поэт становится несравненно выше обычных людей, он ищет уединения, общения с природой. Об этом Пушкин говорит в стихотворении “Поэт”:
    Но лишь божественный глагол
    До слуха чуткого коснется,
    Душа поэта встрепенется,
    Как пробудившийся орел.
    Тоскует он в забавах мира,
    Людской чуждается молвы,
    К ногам народного кумира
    Не клонит гордой головы…
    Стихотворения молодого Пушкина пользовались успехом у читателей. Но после восстания 1825 года отношение к творчеству поэта изменилось. Массовому читателю, запуганному жестокой реакцией, пушкинская поэзия стала чуждой и непонятной. Критики ругали каждое новое произведение великого поэта. Пушкин это глубоко переживал. В стихотворении “Эхо” он сравнивает поэта с эхом, которое чутко откликается на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзывается:
    Ты внемлешь грохоту громов,
    И гласу бури и волов,
    И крику сельских пастухов —
    И шлешь ответ;
    Тебе же нет отзыва… Таков
    И ты, поэт!
    Обида на читателя, чувство непонятости звучит и в стихотворении “Ответ анониму”. Поэта огорчает, что “толпа” видит в нем лишь шута, развлекающего ее:
    Холодная толпа взирает на поэта,
    Как на заезжего фигляра…
    Но тем не менее Пушкин не призывал поэта порвать с читателем, жить в одиночестве. По убеждению Пушкина, поэт не должен поддаваться соблазну восторженных похвал, изменять своим убеждениям, своему высокому предназначению. Об этом он писал в стихотворении “Поэту”:
    Поэт! не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Пушкин говорит, что поэт должен идти “дорогою свободной”, бескорыстно трудиться, “усовершенствуя плоды любимых дум”, относиться к своему творчеству самым строгим образом, обнародовать такие произведения, которыми он сам остался бы доволен. И тогда его творчество будет благородным подвигом во имя человечества.
    Пушкин в стихотворении “Поэт и толпа” спорит с реакционными обывателями, критикой, называя их “чернью”. Пушкин обрушивается с упреками на “толпу”, которая понимает “пользу” только как материальную выгоду, не умеет ценить красоту:
    Молчи, бессмысленный народ,
    Поденщик, раб нужды, забот!
    Несносен мне твой ропот дерзкий,
    Ты червь земли, не сын небес;
    Тебе бы пользы все — на вес
    Кумир ты ценишь Бельведерский,
    Ты пользы, пользы в нем не зришь.
    Но мрамор сей ведь Бог!..
    Пушкин считает, что поэт должен стоять выше такой толпы, что он рожден “для вдохновенья, для звуков сладких и молитв”, а “не для житейского волненья, не для корысти, не для битв”.
    В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, написанном незадолго до трагической гибели, Пушкин подводит итог своей поэтической деятельности. Он видит свою заслугу перед Россией в том, что его поэзия пробуждала и воспитывала в людях “добрые чувства”, что она всегда была связана с идеалами свободы:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Великое дело гениального Пушкина продолжал Лермонтов, его достойный преемник. “Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова”, — писал А. И. Герцен.
    В один день стихотворение “Смерть Поэта” сделало Лермонтова знаменитым. Разнообразные чувства, отраженные в этом произведении, волновали душу Лермонтова: любовь к Пушкину, восхищение его гениальным даром, глубокая скорбь о его гибели и ненависть к подлым убийцам. Пушкин — это гений (“…угас, как светоч, дивный гений…”), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с “гордой головой”, с “сердцем вольным и пламенными страстями”. А погубили его “жадною толпой стоящие у трона надменные потомки известной подлостью прославленных отцов”, которые направляли пистолет Дантеса:
    Не вы ль сперва так злобно гнали
    Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
    Чуть затаившийся пожар?
    Это они таятся “под сенью закона”, перед ними “суд и правда — все молчи”. Но Лермонтов грозит им суровым судом небес и потомков: “Есть грозный судия: он ждет…”.
    В стихотворении “Поэт” Лермонтов ратует за возрождение лучших традиций русской поэзии. Он сравнивает поэзию с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, кинжал теперь превратился в золотую игрушку, бесславную и безвредную. С такой судьбой сопоставляет Лермонтов и судьбу поэта в современном ему обществе:
    В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
    Лермонтов вспоминает прошлое, времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, которая звала и вдохновляла, указывала цели борьбы:
    Твой стих, как божий дух, носился над толпой
    И, отзыв мыслей благородных,
    Звучал, как колокол на башне вечевой
    Во дни торжеств и бед народных.
    Такого поэта не видит Лермонтов среди своих современников. Новые поэты разобщены с народом, замкнуты в своих личных переживаниях; они пишут исполненные внешней красивости, бессодержательные стихи. В конце стихотворения Лермонтов призывает современников возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:
    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк”!
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?
    Лермонтов пишет стихотворение “Памяти А. И. Одоевского”, узнав о его гибели на Кавказе. Самое ценное для Лермонтова в друге — вера в людей и в будущее. Его судьба как поэта и гражданина трагична:
    Из детских рано вырвался одежд
    И сердце бросил в море жизни шумной,
    И свет не пощадил — и Бог не спас!
    И все же Одоевский до конца остался настоящим человеком, поэтом, гражданином:
    Он сохранил и блеск лазурных глаз,
    И звонкий детский смех, и речь живую,
    И веру гордую в людей и жизнь иную.
    Как и Пушкин, Лермонтов обращается в своем стихотворении “Не верь себе” к теме “поэт и толпа”, но с далеко не традиционным подходом. Лермонтов сочувствует “молодому мечтателю”, ценит его способность открывать в своей душе “родник простых и сладких звуков”. Поэт не склонен презрительно отталкиваться от “толпы”, которая предстает здесь не только как безликая масса, но и в скрытых драмах, трагедиях отдельных людей:
    А между тем из них едва ли есть один,
    Тяжелой пыткой не измятый,
    До преждевременных добравшийся морщин
    Без преступленья иль утраты!..
    “Пророк” завершает тему “поэт и общество”. Лермонтовский поэт, наделенный “всевиденьем пророка”, начинает с того, чем пушкинский заканчивает: он идет к людям, но обречен на одиночество.
    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.
    Поэт-гражданин вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди любви и правды с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии. Это была драма и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова.
    Пушкин и Лермонтов при всех имеющихся между ними различиями решали вопрос о назначении поэта и его поэзии, исходя из взглядов на поэта как на гражданина, борца за общественное благо, выразителя высоких идеалов и “добрых чувств”.

  10. Впервые я познакомилась с творчеством великого русского поэта драматурга и прозаика Александра Сергеевича Пушкина в раннем детстве, когда услышала от мамы «Сказку о рыбаке и рыбке». Удивительные приключения старика запали мне в душу, и когда я стала постарше, я сама с увлечением стала читать другие творения этого замечательного автора.
    За свою жизнь я уже успела прочитать почти все произведения Александра Сергеевича, но до сих пор, погружаясь в его неповторимые творения, я узнаю что-то новое и интересное для себя. Его произведения помогают мне понять, чем жил поэт и писатель в то время, а также узнать многое об истории нашей великой страны, о её традициях, существовавших в русских семьях, посмотреть на всё происходящее в наше время «другими глазами».
    Больше всего мне нравится поэзия писателя. Пушкин писал обо всём, у него есть стихотворения и о дружбе, и о любви, и о подвигах, и, конечно, о чести, встречаются и стихотворения о природе.
    Произведения этого автора очень глубокие и искренние. Читая стихи Пушкина, мы невольно ловим себя на мысли, что поэт говорит с нами, будто бы обращаясь к лучшим друзьям. Описания переживаний героев позволяют нам не только понять их чувства, но и на некоторое время представить себя героями стихотворения, увидеть своими глазами всё, о чём рассказывает автор.
    Манера повествования у Пушкина особенная, узнаваемая, автор не просто пишет о том, что хочет донести до людей, но и призывает в свидетели своих читателей, заставляет их задуматься и сделать соответствующие выводы. На такое способен лишь истинный гений!
    Пушкин был таким же человеком, как и каждый из нас, имел свои достоинства и недостатки, но не найдётся ни одного человека, которому безразлично его творчество! Оставаясь романтиком в душе, он честно говорил о том, что его беспокоит, что у него в душе: «…Я смело чувства выражаю, языком сердца говорю»…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *