Сочинение на тему учитель это призвание или профессия

11 вариантов

  1. Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, – потратить жизнь на дело, которое переживет вас.
    Уильям Джеймс
    Учитель: профессия или  призвание?
    Учитель – это профессия и  призвание! Я не случайно объединяю оба эти слова. Разграничить их – это как попытаться определить, какая из сторон медали важнее.
    С давних времен профессия учителя признана одной из самых важных и нужных.  Вероника Тушнова очень верно замечает:
    Если б не было учителя,
    То и не было б, наверное,
    Ни поэта, ни мыслителя,
    Ни Шекспира, ни Коперника.
    И поныне бы, наверное,
    Если б не было учителя,
    Неоткрытые Америки
    Оставались неоткрытыми.
    И не быть бы нам Икарами,
    Никогда б не взмыли в небо мы,
    Если б в нас его стараньями
    Крылья выращены не были.
    Без его бы сердца доброго
    Не был мир так удивителен.
    Потому нам очень дорого
    Имя нашего учителя!
    Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Здесь работают большие энтузиасты своего дела. Ведь воспитать человека с современным мышлением, способного найти себя в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» вкладываются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки.
    Учитель-профессионал должен быть увлечен своим делом — только в этом случае он будет способен реально чему-то научить. Умение найти  контакт с теми, кого обучаешь, тоже обязательная черта учителя. Ну и конечно, в этой профессии очень важно врожденное спокойствие,  безграничное терпение и неиссякаемое чувство юмора. Умение и желание учиться всю жизнь – обязательное качество настоящего учителя.
    «Профессия больше всего похожа на любовь. А в любви каждый имеет то, чего он заслуживает» (Л.Я. Гинзбург).
    Учитывая важность профессии учителя, каждый, кто готовится к ней, прежде всего, должен понять, имеет ли он призвание к такого рода деятельности. Иметь призвание – значит быть призванным. Кто же нас призывает и к чему?
    На призвание учителя следует смотреть как на дар. Верным признаком дара учительства служат искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно – радость и наслаждение, которые испытывает учитель в своей деятельности.
    Другие должности и звания могут привлекать своими выгодами и удобствами. Учительское звание не обещает ни того, ни другого – это звание миссионера. Учитель не принадлежит себе. Не только свое время, но и все силы, всю энергию, свои способности, все его мысли, всего себя он посвящает школе. Учитель, имеющий призвание, сумеет преодолеть все трудности и будет вознагражден любовью детей, уважением и сердечным расположением родителей, внутренней радостью.
    Школьная жизнь…  Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой, как казарму. Время в школе – время познаний и споров, поиска истины и себя, время побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.
    Школа для ребенка – это второй дом, где он живет, проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живет. И в значительной степени от меня зависит, полюбит ли ребенок школу и будет с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа должна стать миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.
    Призвание  учителя – открывать мир.  В этом процессе учитель и ученик дополняют и учат друг друга. Дети сами идут на контакт. Поднятая рука ребёнка – это не только сигнал учителю, что «Я знаю», но и «Можно, я попробую». Эту попытку ответить следует вовремя поддержать, дать возможность ученику поверить в себя. Тогда дети раскрывают себя и свои возможности на каждом уроке.
    Школьный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. На уроке рождаются новые открытия и новые идеи; от него, словно от родника, берут начало мощные реки педагогического мастерства.
    Главное в работе, умение не только доступно преподнести свой предмет, но и поверить в каждого ребенка, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».
    Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Теплые объятия заставляют забыть обо всем, пробуждают в тебе силы и желание сделать все, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились все сильнее и ярче. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим. В нем проснется желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать все больше и больше.
    Я выбрала профессию учителя, потому что,  взяв ребенка за руку, могу увести его в интересный и увлекательный мир познания. Поднимаясь по лестнице знаний, я могу наблюдать, как растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствуюсь я. Я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок – это звездочка, которая лишь до поры сдерживает свое сияние.
    Любовь к своему делу, к детям побуждает к поиску истины и обретению мудрости, житейской, педагогической. У каждого свой путь к своей истине…
    Однажды  мудрец задал окружавшим его три вопроса:
    – Какое дело у человека самое важное?
    – Какое время у человека самое важное?
    – Какой из людей для нас самый важный?
    Люди по-разному отвечали на эти вопросы. Тогда мудрец сказал им:
    – Самое важное для нас в жизни дело – то, которое мы делаем сейчас.
    – Самое важное время – тот момент, в котором мы живем.
    – Самый важный для нас в жизни человек – тот, с которым мы имеем дело сейчас.
    Судьба каждого ребенка, с которым имеешь дело, – самое важное для меня. Каждый человек неповторим, уникален. Школа должна дать ребенку возможность самовыражения, самоутверждения. Важнейшая задача  учителя – в любом ученике увидеть хорошее, развить его, показать это хорошее всем. Подарить самого себя. Помочь поверить в свои силы, для каждого найти «слова, исполненные доброго доверия». Идти рука об руку к вершинам, воспитывая Человека, доброго, чуткого, порядочного, общительного, уверенного, самостоятельного и целеустремленного. Учиться у детей открытости, искренности, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Учиться у коллег, но помнить: скопировать и повторить чужой путь нельзя, нужно искать свой путь, свою истину.
    Я иду по своему пути и ищу свою истину…
    Трудно представить, сколько сил, терпения и души вкладываем мы в своих учеников! Пусть дети порой даже не замечают и не осознают этого сначала, но позже они всегда проникаются благодарностью.
    Но только те люди, для которых Учитель – это призвание, а ни какая-либо обязанность, вошли и навсегда останутся в их памяти. Те, что отдали им частицу своего сердца, не жалея для них ни себя, ни своего времени. Те люди, что смогли передать им большую часть своего опыта и докричаться до них в те моменты, когда они их почти не слышали.
    Ученики будут вспоминать об учителях иногда с улыбкой, иногда с удивлением, а иногда с затаенной горечью, что так часто их огорчали и расстраивали понапрасну, что не понимали истинное значение их труда. А в трудный момент они вдруг вспомнят  мудрые учительские советы.
    Есть такая легенда. Когда родился учитель, то к колыбели его слетелись три феи. «Ты будешь самым мудрым, – сказала первая фея,- потому что всю свою жизнь ты будешь учить людей». «Ты будешь самым красивым, сказала вторая фея, – потому что всю свою жизнь ты будешь окружён молодостью и красотой». «Ты будешь самым счастливым, – сказала третья фея, – потому что это великое чудо и радость делать счастливыми и мудрыми других».

  2. Эссе «Учитель – профессия или призвание»
    «Призвание – это маленький росточек таланта,
    превратившийся в крепкое, могучее дерево.
    Но без трудолюбия, без самовоспитания
    этот маленький ростов может засохнуть на корню»
    Что мы делаем, когда перед нами встаёт трудный, но интересный вопрос? Конечно, мы берём в руки книгу! С детских лет мы слышим: «Все знания в книгах!» Так давайте откроем Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.
    По оценке академика В.В. Виноградова, «как сокровищница меткого народного слова, Словарь Даля будет спутником не только литератора, филолога, но всякого образованного человека, интересующегося русским языком».
    В Словаре Даля слово профессия разъясняется как промысел, как всякое сословное занятие, а слово призвание – наклонность, дарованье, назначенье, предопределенье и дается замечательный пример с этим словом: «Счастлив человек, могущий следовать своему призванью».
    Стоит задуматься, учитель – профессия или призвание?
    Учитель – прежде всего это «профессия дальнего следования, самая главная на Земле», как метко сказал Роберт Рождественский. В современном мире  много творческих профессий, которые требуют терпения и таланта. Но есть и такие, которые трудно назвать только профессиями. К ним я отношу профессию учителя. Учитель – почётное и ответственное призвание. Разъединить эти понятия, это как нарушить связь атомов в живой клетке.
    Практика показывает, что большинство выпускников школы стоит перед выбором: где учиться, какую профессию выбрать. Для меня такой вопрос никогда не возникал! Психологи утверждают, что самые настоящие наши мечты, это мечты родом из детства. Моей мечтой была профессия учителя начальных классов. С детства  любила играть «в школу», где в роли учителя, конечно, была я. Моя мечта стала явью. Но для того, чтобы мечта сбылась надо  прилагать усилия для её осуществления. А профессия учителя требует ежедневного совершенствования. Самое важное в профессии учителя – любовь к тому, что преподаёшь, умение сделать свои занятия интересными, запоминающимися, и любовь к тем, кому преподаёшь. Мудрый учитель должен одинаково уважительно относиться ко всем ученикам: способным и не очень, уравновешенным и озорникам, опрятным и неряшливым. Надо верить в каждого ребёнка, в его творческие силы, в его успех. Ложь, равнодушие, неискренность недопустимы в учительской профессии. Дети чувствуют неправду, их не обманешь. Если педагог не может понять душу маленького создания, не обладает нужным запасом терпения, значит, это не его призвание. Не стоит тратить время и силы на то, что тебе не по душе, надо искать себя в другой профессии.
    Многие прославленные мыслители, философы, писатели имели отношение к учительскому делу. Древний мыслитель и философ Китая – Конфуций, прославился, как первый профессиональный учитель Поднебесной. В одной из легенд приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей не достаёт, учитель? – обращается к нему ученик. «Обогати её», – отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же её обогатить?» – спрашивает ученик. «Обучи её!»
    Быть настоящим учителем, это значит обогащать своих учеников. А для этого учитель сегодняшнего дня должен быть восприимчивым ко всему новому, надо уметь владеть современной техникой, быть способным к творческому поиску. Я учу своих малышей, а они учат меня! Ведь современные дети порой лучше нас разбираются с техникой, часто приходится спрашивать у них совета, консультироваться!
    Я считаю себя счастливым человеком, потому что я нашла себя в профессии, занимаюсь делом, которое мне нравится, которое мне по душе. Моя профессия для меня и работа, и призвание, образ жизни и мыслей. Даже дома, вернувшись с работы, я остаюсь учителем! Эта профессия предполагает работу 24 часа в сутки, и если нет призвания к этой профессии – вы не справитесь с эти темпом, вы сломаетесь. Этой профессией надо просто жить! Призвание в этой профессии – это дар. Не зря же говорят: «Профессия учителя – это профессия от Бога!»
    И так, напрашиваются следующие выводы: прежде чем решить стать учителем, подумай, а есть ли у тебя призвание? Любишь ли ты детей, умеешь ли ты с ними общаться, сможешь ли ты прощать им все их шалости, отдашь ли ты всё своё время им, детям? Учитель – это и профессия, и призвание. Во все времена эта профессия остаётся одной из самых важных и нужных. Ольга Нестеренкова очень верно замечает:
    Пусть будет меньше праздников, чем буден.
    Но тот, кто стал учителем, поймёт,
    Какое счастье быть полезным людям,
    Учить Его Величество Народ!
    Нести ему дар мудрости и знанья,
    И доброты своей сердечный свет.
    Нет на земле ответственней призванья,
    Почётнее и радостнее нет!

  3. Халитова Аклима Хадиятовна
    Эссе «Педагог — профессия или призвание»
    Автор: Халитова Аклима Хадиятовна, воспитатель
    МБДОУ «Подольский детский сад»
    Если вы занимаетесь своим любимым делом, значит вы «счастливый человек». С детства играли в куклы, я непроизвольно сажала их на скамеечку в один ряд и занималась ими, пытаясь научить их азам науки.
    А повзрослев я поняла, что мне нравится заниматься творчеством и доносить до глубины души детей. Мне свыше дарована судьбой талантами рисования. Этим делом я люблю заниматься, а еще больше мне хочется донести до сознания детей умение рисовать. Да, умение рисовать дано не каждому, но каждого можно научить, видеть вокруг себя много прекрасного, яркого и красочного. Наш мир прекрасен, а прекрасен тем, что он окрашен всеми цветами радуги. И если донести до сознания детей, то можно разглядеть вокруг себя огромный и безграничный мир. Мир в котором мы живем, живут наши родные, близкие и друзья. Мир, которым нужно дорожить и любить. Довести до сознания детей умение подчеркнуть своих в своих работах, красоту окружающего мира, и нести это умение через всю свою жизнь.
    Вот почему, я выбрала профессию педагога! Педагог – воспитатель, для меня это не просто профессия или работа.
    – Это призвание, состояние души, образ жизни. Я выбрала свое место, нашла мир в котором я растворяюсь вместе с детьми. Дети – это самое лучшее, то есть в нашей жизни, а как интересно работать с малышами и радоваться их успехам. Наблюдая за занятием детей, замечая их продвижение вперёд, у меня словно крылья вырастают. Ведь это я, – воспитатель, вложила свою душу в них. Ведь это мне в первую очередь они расскажут о своих трудностях, о своих неудачах и тогда мы вместе, совместными усилиями преодолеем все трудности. Работая в детском саду, я окунулась в мир творчества, которого мне так не хватает во взрослой жизни. Только в нашей профессии возможны чудеса: ежедневно путешествуем по сказкам, превращаемся в Волшебников, проводим разные исследования, опыты, летаем в космос… А разве в другой профессии бывают чудеса, а разве в другой профессии вырастают крылья.
    Только здесь работая в кругу детей, живя вместе с ними, вкладывая в каждого частичку своей души, начинаю понимать, что я занимаюсь своим любимым делом. А значит я «счастливый человек». И счастливым сделала меня – моя профессия «Воспитатель», которую я считаю своим призванием. Самое главное в профессии педагога – это любовь к детям, а это значит, помочь проявить все лучшие его качества, научить радоваться каждому дню, каждой травинке, каждой капле дождя. Какое это огромное счастье, быть нужной каждому ребёнку, научиться понимать его и стать для него второй мамой.
    Мамой с которой он играет, дружит, которая всегда поможет, научит.
    Научит не только мыть руки с мылом и пользоваться вилкой за столом. Но и воспитает достойных граждан своей Родины. Родина – наш общий дом, дом в котором живут взрослые и дети. Дом в котором мы должны жить счастливо, любить друг друга и конечно всего этого можно достичь только правильным вопитанием. Педагог – это призвание, который должен засеять в душу каждого ребёнка чувство патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к окружающему миру. Я уверена, что человек, который занимается с детьми, должен сам быть воспитанным. Я считаю себя счастливым человеком, потому что я педагог и мне позволено судьбой быть рядом с нашим будущим – нашими детьми. Думать о детях, заботиться о них, любить их – и это самое прекрасное чувство.
    У меня прекрасная миссия – дарить свою любовь к детям.
    За это я получаю высшую награду – это счастливые улыбки малышей, их доверие, признание и любовь.
    Лев Николаевич Толстой писал: «Любить – это значит жить жизнью того, кого любишь». Именно в этих словах я вижу смысл того, зачем ты ежедневно идёшь к детям. Да, современный воспитатель должен применять современные педагогические технологии, но не в ущерб лучшим человеческим качествам. Педагог на все века остаётся «наставником души». Поэтому по призванию воспитатель должен быть терпеливым и доброжелательным, должен быть всесторонне развитым работать не только с детьми, но с родителями. Воспитатель – для родителей как всесторонне развитая личность, которая умеет посоветовать, предложить. Педагог это – призвание, призвание быть счастливым. Ведь не счастливый педагог никогда не воспитает счастливого человека.
    Воспитатель – это педагог с большой буквы.
    Это призвание данные нам свыше, с прекрасной миссией – дарить свою любовь детям!

  4. Учитель – это не профессия, а больше призвание.
    Сам Менделеев говорил: “Вся гордость учителя — в учениках, в росте посеянных им семян”.
    Становление самой личности ребенка зависит не только от того, что вложат в него родители, но и именно от его первого учителя. Эти люди отдают часть себя каждому своему ученику. Они должны любить жизнь, детей, уметь найти ключ, подход к каждому своему ученику; быть очень терпеливыми, любить сам процесс обучения. Это ответственная, но и в то же время очень почетная профессия. Главной наградой для них будет именно слова благодарности от их учеников, уважение детей.
    Быть учителем – это очень тяжелый труд. Не мало людей в нашей стране имеют педагогическое образование, но не каждому дано быть Учителем с большой буквы.
    Учителя дают информацию не только по своему предмету, но и решают вопросы жизни, поведения детей, расширяют мировоззрение, помогают найти свое место в жизни.
    Не каждый учитель может добиться на своем уроке идеальной тишины. Заинтересовать темой разговора всех учеников одновременно, чтобы они смогли уловить верную мысль рассказчика и вынести для себя выводы с этого разговора.
    Ведь не просто своих первых учителей мы помним всю свою сознательную жизнь, вспоминаем с теплом, трепетом в душе. Это именно они учили нас добру, справедливости, нести в мир позитив.
    После окончания школы многие считают себя обязанными поведать о своих достижениях, успехах своим учителям. Никто из нас не может обойтись в своей жизни без учителя.
    Учитель – это очень сложная профессия.Постоянное нервное напряжение, огромная ответственность, надо уметь быстро принимать правильные решения, быстро суметь сориентироваться в сложной ситуации. Уметь достойно пройти все детские проверки и остаться авторитетом в ихних глазах.

  5. 10 февраля 2017
    Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы
    Конкурс «Педагогическое вдохновение»
    Просто так написать о работе с детьми не возможно, нужно поработать, почувствовать их душу, жить и быть с ними. Мое эссе как раз об этом.
    Многому я научился у своих наставников,
    еще большему – у своих товарищей,
    но больше всего – у своих учеников.
    Талмуд
    Ежедневно, изо дня в день, из года в год, мы спешим на работу, по разным дорогам, разным направлениям, и редко задумываемся: «С чего всё началось? Что повлияло на выбор нашего жизненного пути?»
    Я всегда знала, что моя жизнь будет связана с детьми. Еще с детства я мечтала учить детей, играть с ними, воспитывать их. В детстве я собирала вокруг себя подруг, и мы играли то в школу, то в детский сад. Не трудно догадаться, но педагогом, конечно же, была я. Кроме того, моя бабушка была 34 года учителем младших классов и оказала на мое воспитание существенное влияние, можно сказать предопределила мое будущее. И вот сейчас, имея уже образование и небольшой опыт, я могу сказать, что горжусь этой профессией.
    Педагог – это даже не профессия, это образ жизни, хобби, увлечение. Наверное, это и есть моя дорога длиною в жизнь, зовущая и ведущая к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.
    Для понимания некоторых вещей я прибегаю к народной мудрости, и вот одна из этих мудростей гласит: «Плохой врач может забрать жизнь, а плохой педагог – искалечить душу». Не могу не согласиться с этими словами. Я осознаю огромную ответственность перед обществом и государством, а прежде всего перед детьми, их родителями, которые доверили мне самое дорогое, что у них есть.
    Дети, приходящие в школу малы, доверчивы, беззащитны, и нам надо подняться до их детской философии, дотянуться до нее и прожить эту жизнь вместе с ними, ведь они уже личности, имеющие право на своё мировоззрение, своё миропонимание. Но как тяжело, а порою и невозможно это понять и принять взрослому человеку, который считает, что во всём прав он – взрослый.
    Значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя «работе» с детьми, заключается в том, чтобы снова стать ребёнком, большим ребёнком. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Взрослые тоже когда-то были детьми, но забыли об этом». Педагог должен смотреть на мир детскими глазами мудреца, раскрывать потенциал воспитанников, вводить их в окружающий мир, помогать каждому из них найти свой путь, учить преодолевать трудности и препятствия.
    Я считаю, что профессия педагога призывает «сеять разумное, доброе, вечное», и я бы добавила – «совместное». А как и что прорастёт из посеянного?
    В одной восточной мудрости говорится о том, что труд педагога можно сравнить с трудом садовника, который выращивает различные растения: «Одно растение любит солнечный свет, другое – прохладную тень. Одно растение любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину, одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своём развитии».
    Педагог должен найти подход к каждому ребёнку, с каждым подружиться, каждого понять, полюбить и принять таким, какой он есть. Только тогда откроется неповторимость и образ каждого из его воспитанников, и «зазвенят колокольчики в их душах».
    Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром, показать ему, как красив и приветлив мир, в котором мы все живём. Для этого в своей деятельности я руководствуюсь принципом «как можно больше сделать в школе вместе». Я стремлюсь воспитать в них взаимопонимание, человеколюбие, чтобы Добро, Истина, Любовь, Красота, Сострадание остались для них ценностями на всю жизнь.
    Я получаю удовольствие от совместного времяпрепровождения. На занятиях открывать им новые знания, ведь, проведение урока для меня – это некое волшебство. Чтобы оно захватило и увлекло ребёнка, заставило его быть активным, я должна наполнить его не только познавательным содержанием, но и занимательным смыслом.
    Ведущие виды деятельности сменяют другу друга по мере взросления, но неизменно приходятся по душе игра и внеклассная деятельность. Готовя детей к какому-то празднику, мы проводим много времени вместе, разрабатываем сценарии, разыгрываем их, готовим роли, костюмы. Огромное удовольствие мы получаем от подготовки к КВН, викторинам, муниципальным и республиканским конкурсам и соревнованиям.
    У детей разного возраста, я заметила интересную особенность: в совместной деятельности дети бессознательно раскрывают себя, и нашему взору сразу видны семейные проблемы, проблемы в общении, или, наоборот, мы раскрываем таланты детей: кто-то прекрасно поет, а кто-то прекрасно танцует. Чаще всего дети раскрываются во внеклассной деятельности.
    На первый взгляд может показаться, что эта работа забирает много времени и усилий, но, поверьте мне, все возвращается с избытком. Когда ты видишь, что ребенок, который еще вчера боялся сцены, сегодня превосходно декламирует стихи или ведет школьное мероприятие, а, наоборот, раскованный произвольно контролирует свое поведение, соблюдает нормы поведения, помнит правила этики, – чувствуешь себя вознагражденным самыми высокими наградами.
    Радуюсь, когда вижу, что ребенок «расправляет крылья» своих способностей, умений и делает шаг к успеху в освоении знаний. Я уже дважды классный руководитель. Мои первые воспитанники, мой первый класс, мне отплатили 5 медалями: 3 золотые и 2 серебряные. 17 учеников получают высшее образование в России и в Приднестровье на бюджетной основе.
    Нынешние мои ученики так же приносят мне радость и восхищение. Горжусь, когда они участвуют и побеждают в соревнованиях, конкурсах, когда учителя хвалят моих воспитанников. И я понимаю, что я справилась, что у меня получилось, что я действительно хороший педагог.
    Для того, чтобы достичь успеха, нужно не материальное, а совсем иное. На первом плане выходит просто человеческое: помочь, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. А еще каждый день общаться с детьми, такими разными и неугомонными.
    Находить в этом радость и удовлетворение.
    Думать о них.
    Сопереживать успехам и неудачам.
    Нести ответственность.
    Любить, потому что нельзя воспитать ребенка, не любя его.
    Все выдающиеся педагоги прошлого стали светочами педагогической культуры, человечности, прежде всего именно потому, что они любили детей. Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, Жан Жак Руссо, Лев Толстой, Крупская, Шацкий, Макаренко, Януш Корчак – эти имена всегда будут сиять нам, как вечный огонь мудрой человеческой любви.
    Я стараюсь передать детям все свои знания и умения, а знать и уметь педагог должен так много, ведь каждого надо увлечь, заинтересовать, удовлетворить в ребенке любопытство и разбудить любознательность.
    Для этого я должна быть другом, партнёром, заботливой мамой, мудрым наставником, могу понять детские заботы и проблемы. Так же я должна побеспокоиться об условиях для развития творческих и умственных способностей, человеческих качеств, ведь я – Педагог.
    Конечно же, меня ценят родители моих воспитанников. Ценят как партнёра в воспитании детей. Уважают и ценят за то, что я люблю и принимаю их детей такими, какие они есть, за то, что отношусь к их детям так, как хотела бы, чтобы относились к моим трем сыновьям, за то, что могу им профессионально помочь и дать совет в воспитании ребенка.
    Я без сомнения убеждена, что когда мои воспитанники подрастут и станут взрослыми, они тоже оценят мои старания. Даже если не станут великими и знаменитыми, не совершат новых открытий и не откроют новых законов физики, они будут жить в гармонии с окружающим миром, будут добрыми, честными, справедливыми, будут радоваться жизни – это уже счастье.
    Я буду знать, что в каждом из них есть плоды моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!
    Новый год для меня – не январь,
    Новый год для меня – сентябрь!
    Этот личный мой календарь
    Много лет для меня составлен!
    Я надежды свои и мечты
    Загадаю на этот день, без украшений, без мишуры,
    Лишь от листьев кленовых тень!
    И уже в десятый раз
    Я войду в свой любимый класс!
    Этот день в жизни очень важный,
    Он волнующий и прекрасный!
    И от детских глаз – светло,
    От улыбок детских – тепло!
    Я счастливее в сентябре,
    И красивее, чем в январе!
    Завтур Анна Валентиновна, учитель английского языка, педагог-психолог, МОУ ДР СОШ № 5, г. Дубоссары, Приднестровская Молдавская Республика.

  6. Эссе на тему: «Профессия – учитель!
    «Слово об Учителе»
    Я поэтов видел в бронзе и граните,
    И царей встречал на медных скакунах.
    Имена великих в позолоте литер
    Ярко полыхают в солнечных лучах.
    Я – за справедливость!
    Надо бы поставить
    Где-нибудь на улочке скромный пьедестал –
    Памятник Учителю…
    И на нём бы надпись:
    «Без него бы Пушкин Пушкиным не стал.
    Владимир Евплухин
    Быть учителем – это призвание. Это значит снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами.
    Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, и даже во время каникул.
    Учитель – это человек с большой буквы, с огромным, чистым и добрым сердцем. Человек, который отдает нам часть своей жизни, отдает ее каждому и при этом ни капли не жалеет. Человек, который всегда готов тебя выслушать и придти на помощь. Он вкладывает в нас свою любовь и заботу, ничего не требуя взамен. Учитель – это незаменимый человек в судьбе каждого школьника.
    Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям.
    Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.
    Всем хорошо известно, что один из важнейших выборов в жизни человека касается его профессии. Многие люди в наше время поступают в вуз, чтобы получить ту или иную специальность, и лишь по окончании высшего заведения понимают, что это – далеко не то, чем им хотелось бы заниматься. При чем тут может быть эссе “Профессия – учитель”? А при том, что данная работа направлена не только на совершенствование русского языка, но ещё и на размышления. В данном случае они могут натолкнуть школьника на мысли о будущем.
    Быть учителем очень ответственно, потому что он для учащихся образец в мышлении и поведении. Мало того, что учителю обязательно в совершенстве знать тот предмет, который он преподает, ему необходимо уметь научить. Каждый ребенок в классе должен понять материал. А дети все разные, поэтому учителю следует быть внимательным к каждому. Он должен найти подход ко всем, заинтересовать их в своем предмете, показать его важность и полезность в жизни учеников. При этом учитель обязан с уважением относиться к индивидуальности ученика.
    Я восхищаюсь людьми, которые умеют довольствоваться малым, создавать чудесную атмосферу добра, участия, гармонии. Они успевают все: и общаться с природой, и встречаться с интересными людьми, и приносить пользу своим трудом, и доставлять радость близким и друзьям. Я считаю, что жизнь у них интересная, красивая, счастливая. Это именно та категория людей, о которых всегда вспоминают только с благодарностью.
    Я считаю, что учитель — это вторая мама. Ведь учитель дает ребенку знания и определенное воспитание. А школа – это второй дом, где малыш проживает не один год, где он становится личностью. И что сделают с ребёнком в школе – очень важно. Учитель должен строить свои отношения с детьми на полном доверии, взаимопонимании и уважении, не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых.
    Я работаю учителем начальных классов уже 17 лет. Каждое утро я иду на работу с радостью, потому что знаю – они меня очень ждут. Мои школьные дети, открывающие для себя новый мир. И каким они его увидят – жестоким или милосердным, равнодушным или увлекательным – зависит во многом от меня. Моя работа приносит мне радость и чувство полноты жизни. Я даже не представляю себя в какой-то другой роли!
    В начало своего эссе я включила стихотворение Евгения Евплухина «Слово об Учителе»
    Эти строки вызывают у меня непередаваемые чувства восторга, бесконечного уважения к профессии учителя. По-настоящему Учителем может стать только тот, кто уверен, что это его призвание. Да, мой педагогический путь ещё не такой большой, но я точно знаю, что это только начало!
    Закончить свое эссе хотелось бы стихотворением о русской учительнице, которая приехала в советские годы в наш горный Дагестан…
    Памятник русской учительнице в Махачкале –это символ усилия, труда и самопожертвования русских учителей, которые навсегда останутся в памяти своих учеников.
    Она стоит словно живая
    И смотрит вдаль через года,
    Моя любимая, родная,
    Учитель строгая всегда.
    Но с добрым сердцем и душою,
    На редкость щедрая в быту,
    Что удивлялись все, не скрою,
    На доброту и прямоту.
    Твой образ узнаю в камне
    Особо в профиль, в «силуэт»
    Мой педагог святой и славный-
    Спешу к тебе сквозь толщу лет.
    Мой Дагестан тебя запомнил,
    А горы вечные вокруг,
    Как исполины там и тут
    Покой и славу берегут.

  7. Я – учитель: профессия или призвание?
    Я – учитель: профессия или призвание? Вопрос не оригинальный, но …провокационный.  Это всё равно, что спросить себя: «Кто я: профессионал или любитель?». Пожалуй, слишком грубо. Лучше так: что важнее – быть квалифицированным специалистом или творческим, увлечённым человеком? Что же, попробую разобраться.
    С одной стороны, учитель обязан быть мастером своего дела –  профессионалом. Что значит быть профессионалом? Ответ прост: соответствовать современным требованиям, прописанным в профессиональном стандарте педагога, который мы уже примеряем на себя.
    Необходимо шагать в ногу со временем. Современный урок должен быть прогрессивным, познавательным и креативным. И это тоже составляющая часть моей  профессии. Учитель, идущий в ногу со временем, становится интересен ученику. А если ты становишься интересным для своего ученика, тогда его волнует и захватывает все, чем увлечен ты сам. Ведь во многом любовь ребенка к предмету складывается из того, как он относится к учителю. Если ученик видит перед собой увлеченного педагога, умеющего грамотно и интересно преподавать свой предмет, то и сам он «заражается» этим интересом.
    Простой пример. Я учитель английского языка. И чем дольше я преподаю, тем больше мне нравится язык, хочется даже в быту с ближайшими родственниками и друзьями говорить на английском языке. Это, кстати, очень полезное занятие. Я убеждена, что только так можно добиться качественного результата. Идея не новая, но очень актуальная. В этом меня поддерживают не только родственники, но и коллеги – родители моих учеников. Этот приём способствует  погружению в английский язык. А как добиться эффекта погружения на уроке?  Здесь могут помочь, например, сюжетно-ролевые игры. Сделать язык по-настоящему живым помогают и театрализованные постановки, исполнение песен на английском языке.   Ещё один беспроигрышный вариант – мини-проекты. Особенно межпредметные: английский язык-география, английский язык-математика, английский язык-биология, английский язык-искусство и т.д. Метод проектов обеспечивают ещё и атмосферу  сотрудничества, сотворчества, сопереживания.  А это путь к осознанию, осмыслению.  Приемы «живого языка» решают ещё одну злободневную проблему – проблему живого человеческого общения.
    Самое время поговорить об учителе как о психологе. Учителю просто необходимо найти и открыть дверцу в сердце каждого ученика. Без этого нельзя: сложно чему-либо научить, если тебе не доверяют. Каждое утро я захожу в класс, дети смотрят на меня с любопытством, будто хотят о чем-то спросить. В их глазах я вижу свое отражение, вспоминаю свое детство и первую учительницу. И эта невидимая нить поколений становится тем звеном, которое связывает меня с моими учениками. И только тогда между нами возникает взаимопонимание, когда ребенок открывает мне свое сердце, когда начинает мне доверять.
    А еще учитель должен быть прилежным учеником.  Отличительные черты настоящего педагога – целенаправленное и системное  саморазвитие, расширение кругозора, совершенствование методов работы. Чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, нужно знать о постоянно меняющихся увлечениях, идеалах, интересах детей в современном мире. Любой ребенок готов идти навстречу учителю, если видит, что его помощь нужна.   И совсем не стыдно признаться в том, что твои ученики в чем-то могут разбираться гораздо лучше. Можно просто у них учиться. Ведь учиться никогда не поздно! И воспитывать себя тоже никогда не поздно. Чего только не сделаешь для любимой профессии! Даже собственные недостатки можно превратить в достоинства: упрямство – в упорство, например.
    А теперь о призвании. У каждого человека есть свое предназначение, данное свыше. Учить детей – это, я уверена, не только  профессия, это   призвание (как бы банально не звучало). Ведь в моей профессии остаются только сильнейшие. Многие после получения диплома даже не идут работать в школу. Получается: образование ради образования… Другим достаточно и года для того, чтобы понять, нужно ли идти этой дорогой дальше. Но те, кто остался в школе, идут этим путем уже всю свою жизнь. И тогда профессия становится их призванием, частью   судьбы. Профессия украшает жизнь. Профессия помогает в жизни. «Сапожник без сапог»… Это не про нас –   педагогов. Учитель остаётся учителем при любых обстоятельствах.
    В этой связи – об особой роли сельского учителя. Да простят меня городские учителя, но я уверена, что педагогом на селе быть гораздо почётнее и ответственнее. «И спрос с тебя строгий, и честь высока, и доля твоя на миру нелегка», – сказал поэт С.Осипов.   Какие могут быть доказательства этой простой истине? Это не стандарт, конечно. Но уже многие годы для меня эти слова поэта – эталон, мерило ценностей. Достоин ли ты быть Учителем? Вдумайся, сделай выводы, расти, соответствуй!
    Профессия  учителя с давних времен считалась одной из самых уважаемых, благородных, нужных и важных. И очень жаль, что мало кто понимает это.    Свою профессию я выбрала с ранних лет. В детстве  я мечтала о том, как буду учить детей. Будучи ребенком, очень любила возиться с маленькими, а позже в школе эту любовь  развили мои любимые педагоги. И вот детская мечта воплотилась в жизнь. Мне интересно работать учителем, ведь это удивительная профессия, которая ставит передо мной достаточно сложные задачи, и решать их необходимо каждый день. Это профессия, которая дает возможность творить и экспериментировать, покорять новые вершины и совершенствовать свое мастерство.
    Так всё-таки учитель – профессия или призвание? Хочется воскликнуть: так почему же ИЛИ?! Я – учитель. И это моя любимая профессия и моё истинное призвание!
    Степанова Вера Сергеевна

  8. «Моё призвание – учитель!»
    Призвание учителя есть
    призвание высокое и благородное..
    Л. Толстой
    Жизнь не стоит на месте. Меняется сам мир, люди, их взгляды и идеалы. Те профессии, которые были так актуальны вчера, сегодня могут терять свою значимость и уступают место другим. Но я  хочу говорить о такой профессии, которую  никогда не унесет ветер перемен, которая  всегда была, есть и будет наиболее востребованной в обществе. Учитель! Профессия, заслуживающая наибольшего уважения, профессия самая благородная, уникальная и одновременно самая трудная и ответственная!  Я считаю, что именно педагогу принадлежит одна из главных ролей в формировании личности и внутреннего мира человека, в закладывании духовно-нравственных основ. Действительно,  учитель – это мастер, способный научить своих учеников находить нужные знания в безбрежном океане наук, вдохновлять их на учение и приобретать опыт самообразования.  Как  врач предотвращает разрушение организма, так учитель  способствует   сохранению  и развитию индивидуальности ребенка. Он – хранитель главных сокровищ человечества – знаний.
    Окружающие  часто спрашивают: «Почему ты решила стать учителем?» У меня никогда не было однозначного ответа  на этот вопрос. Перед тем как выбрать  профессию учителя, я долго размышляла, чтобы точно осознать свое призвание и понять, чем  могу быть полезна  обществу, народу, Родине.  Однажды, читая произведения Максима Горького, я натолкнулась на высказывание: «Живи каждый день так, будто проживаешь маленькую жизнь». И тогда решила, что это высказывание будет моим девизом по жизни;  поняла, к чему мне нужно стремиться:  сделать в этой жизни как можно больше  хорошего  и  каждый день своей жизни наполнить добрым смыслом. Но  часто задавала себе вопрос: «В какой сфере деятельности можно осуществить то, к чему стремишься?» Я начала увлекаться астрономией, археологией, мечтала стать художником и даже военным.  Время шло, и вместе с ним уходили  детские мечты и мимолетные интересы. Неизменной оставалась только одна мысль: «А может стать учителем?»
    Важную роль в определении моего окончательного жизненного пути сыграли мои мама и папа, Галина Алексеевна и Юрий Николаевич,  отдавшие более четверти  века учительскому делу в  школе села Смышляевка  Кузоватовского  района.   Я  всегда с гордостью  говорю: «Мои родители – педагоги!». Именно они открыли для меня все достоинства этой профессии, своим бесценным трудом показали ее наивысшую значимость, уникальность и главное отличие от других сфер деятельности. Для них быть учителем – это уметь передать самое лучшее, что в тебе есть, искренне любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. То, что воспитал во мне папа – любовь к труду и физической культуре, – я  передам  своим ученикам. Мама развеяла, наконец,  все мои сомнения, дала мне понять, что учитель – это именно та профессия, в которой я могу достигнуть тех нравственных идеалов, к которым так стремлюсь, – сделать  жизнь   прекрасной. А достигнуть этого можно только тогда, когда умеешь жить ради других. В своей педагогической деятельности мама всегда придерживается именно такого принципа. Детям она всегда хочет подарить радость от получения знаний, оставить в их сердце как можно больше светлых воспоминаний о школьной поре,  вложить в каждого ученика частицу себя и прикладывает все усилия, чтобы вырастить из своих ребят достойных людей. Я всегда буду помнить о том, как мама иногда допоздна задерживалась в школе, часто не спала по ночам, иногда чуть больше заботилась о своих учениках, чем о нас с сестрой.  Тем не менее я хорошо понимала ее, видела, что ей  иногда бывало нелегко, и поэтому  многие вечера проводила с ней в школе, помогала «проверять» тетради, готовиться к различным праздникам и мероприятиям… Я точно знала, что мама любит свою работу, своих учеников. Вскоре  поняла, что эта любовь передалась и мне.
    Но меня мучили сомнения: действительно ли это  дело  моей жизни? Сейчас, имея за своими плечами маленький опыт  педагогической деятельности,  побывав в роли вожатого в лагере и учителя начальных классов в школе во время практики, я могу смело и с большой гордостью сказать, что профессия, которую я выбрала, которой хочу посвятить всю свою жизнь,  считается одной из самых  нужных и прекрасных на Земле!  Именно учителю  доверено  самое драгоценное, что есть в нашей жизни, – дети. Я согласна с таким высказыванием: «Дети – цветы жизни». Считаю, что они украшают нашу жизнь, расцвечивая ее яркими красками, наполняют нашу жизнь смыслом и учат нас смотреть на мир с добротой, оптимизмом и открытой душой. А педагог – это, несомненно,  садовод, усердно ухаживающий за ними.  Никому другому не дана такая великая возможность взращивать детей,  готовить для них почву – давать знания, с интересом наблюдать за их постепенным ростом и в итоге – получить прекрасный распустившийся цветок.
    Находясь среди людей, мне всегда не хватает тех навыков общения, которые необходимы для установления доверительного и положительного контакта с новыми людьми, не хватает раскрепощённости и уверенности в себе.  Дети своим добродушием и открытостью дарят мне эту уверенность и большую возможность верить в себя. В окружении детей я чувствую, что становлюсь лучше, ощущаю на себе, какой положительный и даже в какой-то степени исцеляющий эффект производят на меня их солнечные улыбки и добрые объятия.  Среди них я чувствую себя лидером и примером, ощущаю себя их другом и наставником и вижу свою значимость в их чистых искренних глазах. Именно с детьми  становлюсь тем, кем так иногда хочу быть – становлюсь собой. И я искренне верю в то, что постоянное взаимодействие с детьми поможет мне преодолеть те внутренние препятствия, которые приносят мне дискомфорт в жизни.
    В завершении  мне бы хотелось сказать, что теперь, будучи студенткой уже третьего курса Ульяновского  социально – педагогического колледжа, я не сомневаюсь в том, что выбрала правильный путь в жизни, выбрала самую лучшую и самую благородную профессию, приняла верное решение  – отдать себя педагогическому  делу  и посвятить свою жизнь детям! Да, учитель – это важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка, человек, чей благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму и почитаем во все времена. Значение этой профессии трудно переоценить, и уважение к ней в любые времена безмерно. Я всегда буду гордиться своей выбранной профессией и в будущем сделаю все возможное, чтобы стать настоящим профессионалом в своем деле.

  9. ЭССЕ
    Мое призвание – Учитель!
    Детей надо любить всем сердцем…
    Ш. А. Амонашвили
    Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Все начинается с детства. А детство – с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы  сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.
    Учитель – это работа, профессия, должность, философия или призвание?
    Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим врачом, ни летчиком, ни военным.
    Последнее время  много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Все больше иностранные педагоги завоевывают признание в современном обществе, а я считаю, что наше наследие самое богатое! Наша страна всегда славилась своими  педагогами.  Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский,
    В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили  – гордость  педагогической  науки, люди, посвятившие свою жизнь  непростому делу воспитания и обучения детей. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Может быть, иностранные педагоги и хороши, но Россия имеет свою культуру, свои ценности, свой богатый педагогический опыт.
    Л.Н. Толстой горячо отстаивал необходимость самого бережного, внимательного отношения педагога к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности, стремился  всегда учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, развивать их творческие силы, применяя самые разнообразные средства воздействия как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Именно эта часть педагогической теории и практики Толстого была особенно ценной для развития русской педагогики.
    К.Д. Ушинский доказывал, что система воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие нравственные  качества:  патриотизм,  национальную гордость, любовь к труду.
    А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
    Самым главным для  В.А.  Сухомлинского было вырастить Человека. С первых дней жизни «Школы радости» великий педагог стремился внести в коллектив дух семейной сердечности, задушевности, отзывчивости, взаимного доверия, помощи. Сухомлинский утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
    Ш. А. Амонашвили:  “Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.
    Я считаю, что современный российский учитель должен брать истины из опыта этих педагогов, потому что они – настоящие учителя, и они действительно отдавали сердце детям.  Думаю, что каждый, если хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей,  и тогда дети полюбят своего учителя и школу.
    В жизни часто слышишь, что человек стоит перед выбором: где учиться, какую выбрать профессию.  Для меня такой вопрос никогда не возникал! Свое призвание я начала понимать еще в детстве.  Я всегда знала, что буду учителем. На другом месте себя и не представляла. Уже с раннего детства моим любимым занятием была игра «в учителя».  Я играла с подругами и куклами «в школу».  В классе  я была успешна и активна на уроках,  а  после –  представляла себя в роли учителя:  возилась с малышами из подшефного класса, «подтягивала» отстающих.  Как же хорошо и весело было тогда! Это было незабываемое время! Школа для меня стала вторым домом.  Мне очень нравилось придумывать сценарии, выступать на смотрах художественной самодеятельности  и принимать участие в  классных и школьных делах. Словом, активность  моя была настолько бурной, что школьные учителя нисколько не сомневались – окончив учебу, я вернусь в школу. И через некоторое время игра превратилась в действительность. Я стала учителем.
    С большим уважением  я вспоминаю   Кораблеву  Татьяну Николаевну,  учителя математики Шацкой средней школы, которая много лет посвятила себя любимому делу. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – были ее отличительными особенностями. Добрая и серьезная, внимательная  и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая, она  в  каждом ученике видела личность и уважала ее. На уроках всегда царила атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Чувствуя доброе отношение к себе, ученики отвечали ей тем же, делились с ней своими радостями, огорчениями, мечтами и планами. А как объясняла она учебный материал! Заслушаешься! Она передавала детям не только знания, но и свою доброту, оптимизм. Могу смело сказать, что ее ученики получали в дар частичку души своего учителя. Мы были для нее родными детьми. А она была для нас настоящим учителем.
    Наверно, с того времени я уже по-настоящему влюбилась в свою профессию, которая стала смыслом моей жизни. С уважением вспоминая всех своих учителей,  теперь понимаю, что настоящим профессионалом быть непросто, сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных  вырастить вдумчивых,  стремящихся к своей цели молодых людей.
    Дорогие мои учителя,  всем вам я бесконечно благодарна. Бог дал мне дар и талант, а  вы своим примером научили меня быть учителем.
    С тех пор прошло немало времени, многое изменилось в моей жизни, за плечами уже 17 лет профессиональной деятельности, я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учили мои  учителя.
    Дети входят в класс с безграничной доверчивостью, искренней радостью.  Всматриваюсь в детские лица, выслушиваю каждого, отвечаю на вопросы… Дорогие мои ученики! Вы самые лучшие  дети  на свете. Вы активны, открыты, приветливы, верите в добро, справедливость, счастье. Звенит звонок, и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг.  И  в классе устанавливается тишина. Дети  сидят, сложив послушно ручки, готовые в любую минуту поднять их и ответить на мой вопрос.
    Стараюсь начинать учебный день всегда с приветствия. Говорю ребятам, что очень рада их снова видеть. И вижу их сияющие глаза. Теперь можно начинать урок. Приятно видеть поднятые руки. Как они стараются порадовать меня своими ответами. Милые мои ученики! Каждый из вас неповторим, каждый – личность. В вас столько искренности, наивности. Ваша душа еще так чиста и свежа.
    Мне доставляют радость детская улыбка, детский успех! Победа ребенка становится моей победой, его радость – моей радостью. Я всегда стремлюсь знать, чем живут и интересуются мои ученики. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание. Настоящая, искренняя любовь к детям подчас способна на настоящие чудеса. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, ведь всякий ребенок от природы талантлив, и задача учителя – помочь таланту раскрыться. Дети младшего школьного возраста эмоциональны и чувствительны и, чтобы школа была им в радость, нужно дарить им всю силу и любовь своей души, учиться вместе с ними, жить их интересами и мечтами. Только тогда ребенок раскроет учителю свою душу и оправдает все его надежды. Я  люблю всех одинаково, каждому стараюсь отдать частичку своей души, любовь и внимание.
    Итак, я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его малыш  будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится его школьная жизнь. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану их  хорошим другом на всю жизнь. Я знаю,  к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни…. Я – учитель!  Каждый день я открываю  школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить детей добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Порой бывает очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищу пути ее решения и продолжаю двигаться  вперед с новыми силами.  Я учу детей доброте, заботе о тех, кто рядом , уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у учеников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать
    любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны.
    Ребенок – самая главная ценность в моей деятельности.
    Конечно же, без призвания в профессии, невозможна эффективная педагогическая деятельность. Это профессия души. Она дает возможность быть в стране детства, в мире ребенка, разговаривать с детьми на одном языке, понимать их. И это так интересно и хрупко! На мой взгляд, самое страшное в профессии учителя – равнодушие к детям. Ведь ребенка обмануть нельзя. За время моей работы в школе я поняла одно – детей нельзя обманывать ни в коем случае, нельзя притворяться. Нужно с ними быть тоже искренними и открытыми. И тогда завоюешь их сердца. Они распознают фальшь, остро реагируют на невнимание, поэтому учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками,  педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, уметь сделать каждый свой урок интересным, результативным,  а главное запоминающимся. Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень. На том простом основании, что они, ученики, – дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
    Итак, что же значит  быть настоящим учителем? На этот вопрос, прежде всего, я должна ответить сама себе.
    Находить в каждодневном труде радость и удовлетворение. Сопереживать детским успехам и неудачам. Любить и  испытывать удовольствие от общения с детьми. Быть специалистом по решению проблем, по поиску путей для достижения целей. Помогать каждому ребенку учиться и расти. Искать и находить новые методы и формы работы. Осознавать огромную ответственность.  Быть учителем – значит создавать будущее.
    Я – счастливый человек. Я занимаюсь тем, что мне нравится.
    «Учитель»  для меня не профессия, не работа, не увлечение. Для меня
    « учитель» – это мое призвание, дело моей жизни, смысл моей жизни, особое состояние души, образ жизни и мыслей, это мой труд, это – жизнь.

  10. Работа на конкурс» Моя педагогическая философия»
    Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель литературы
    ОУ: ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской обл.
    Размышление: « Учитель…. Профессия или призвание?»
    Надо любить то, что ты делаешь, и тогда
    труд, даже самый грубый, возвышается
    до творчества. (М.Горький)
    Быстро промчались летние каникулы, и закончился отпуск, вновь училище начинает новый учебный год. Первый сентябрьский денек, как всегда погож: солнышко светит ярко, дует легкий осенний ветерок. Все школьники торопятся сесть за парты ; бегут, спешат прохожие; мимо проезжают автомобили… Кажется, что весь мир очнулся ото сна – засуетился, ожил. Спешат и студенты в профессиональное училище, старое учебное заведение города Бежецка Тверской области, которое ведет свою историю с далеких двадцатых годов прошлого века. Для некоторых обучающихся училище уже стало родным домом, а другие только в первый раз переступят порог этого учебного заведения. Что их там ждет, как их там примут, смогут ли они реализовать свои жизненные планы – все эти, да еще может быть, и больше переживания, сомнения таятся в сознании будущих обучающих. Действительно, для них, по сути дела, начинается новая жизнь: новые друзья, новые учителя, новые неизвестные предметы, трудности и ошибки, взлеты и падения. Волнуются ученики, ведь есть от чего волноваться: в школе они были слабыми, неуспешными учениками, с низкой культурой, с плохим поведением и дисциплиной. А что же будет здесь? Будут ли их здесь ругать, а может быть, когда-нибудь похвалят? Будут ставить неудовлетворительные отметки, а может быть они станут более успешными, чем в школе? Много можно задавать таких риторических вопросов в первый сентябрьский день, а ответы появятся позже, когда пройдет месяц, другой, и учащиеся уже смогут сравнить училище и школу, и сказать, где им лучше, комфортней, спокойнее.
    Немаловажна заслуга педагогов в том, чтобы вновь перешагнувшие порог профессионального училища почувствовали себя частичкой большого коллектива учеников и учителей. Поэтому первый день сентября также тревожный и волнительный для преподавателей: в этот осенний погожий денек они увидят своих новых учеников, встретятся с теми, кто уже перешел на второй и третий курс. Вновь будут уроки, классные часы, диалоги, беседы с учениками, споры, диспуты, много интересного, а порой и тернистого. Учителя Бежецкого профессионального училища – это дружный сплоченный коллектив. В профучилищах нет случайных людей, те, кто здесь трудится это преданные своей профессии люди. Здесь трудятся и пожилые педагоги, заслуженные работники образования, работают молодые инициативные учителя. Одинаково все заслуживают уважение и любовь своих учеников. Как же это удается педагогу, обычном рядовому человеку, со своими житейскими заботами и переживаниями.
    Профессия школьный учитель
    Прекрасна, важна и нужна!
    И каждый страны нашей житель
    Считает: почетна она!
    Учитель за руку из детства
    В мир взрослых детишек ведет,
    И дарит им знаний наследство,
    И ставит студентам “зачет”.
    На мой взгляд, толкование учителя как школьного преподавателя не совсем правильно. Любой родитель; старший брат (сестра) в многодетной семье, тренер в спорт секции, воспитатель — все они в той или иной степени учителя. Древнюю сентенцию “Уча, мы сами учимся” можно считать основной в работе педагога. Ведь подростки, которые приходят овладеть профессией, тоже многому учат нас, взрослых людей. Главное, как я полагаю, сейчас, в нашем современном бушующем мире – это проблема воспитания и обучения Человека.
    Мне кажется, что не каждый человек способен быть хорошим учителем именно в таком понимании этого слова. Ведь помимо того, что преподаватель должен любить и уважать каждого ребенка, каким бы он не был, он еще должен быть мастером своего дела. Ведь можно удивиться, каким безграничным нам кажется мир учителя. Настоящий учитель должен знать ответ на любой вопрос, который бы ни спросил у него ребенок.
    Всегда задаешься вопросом, что значит быть хорошим учителем? Какого учителя любят и уважают студенты? Можно говорить много слов о профессии учителя, о ее сложности, трудности, массу слов можно сказать о качествах педагогов-тружеников.
    Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, – это талант.
    Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. И, конечно же, каждому учителю приятно, когда именно так и происходит. Но самой главной радостью для учителя является благодарность учеников. Не случайно тверской поэт А.Дементьев писал: «Учителями славится Россия, ученики – приносят славу ей». Самое главное для учителя – педагога, чтобы его ученики хорошо устроились в жизни, овладели престижной профессией, а самое главное стали достойными порядочными людьми, высоконравственными, принципиальными, твердыми, гуманными, внимательными к людям.
    Учитель…. Создатель….. Творец…. Кузнец детских душ… Педагоги профессиональных училищ понимают, что трудность их работы в том, что работают они с подростками трудными, требующими особого внимания. Трудятся в профучилищах люди самоотверженные, верные своему делу, очень чуткие и внимательные, способные понять душу каждого ученика. Учителя, мастера, воспитатели училища всегда готовы подать руку помощи еще не вошедшим во взрослую жизнь подросткам. Выдающийся педагог-воспитатель Я.Корчак писал: «Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они распоясываются, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний».
    Ведь педагог – это не только «источник знаний и умений», но и советчик, помощник, друг. Я думаю, что современному учителю необходимо обладать качествам как терпение, внимательность, интеллигентность, тактичность, сдержанность, стрессоустойчивость, мобильность, эрудированность. Хорошо, когда педагог имеет чувство стиля, меры, юмора, владеет техническими средствами и технологиями.
    Труд учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до детей.
    Сейчас много пишут и говорят о необходимости превратить каждый урок в процесс активного и творческого познания, во время которого дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Это удается подлинным мастерам, педагогам, которые обладают не только обширными знаниями, но и чувствуют психологию ребенка.
    Учитель несет добро, вселяет в души учащихся уверенность в завтрашнем дне. Учитель – это пример, образец, эталон. Конечно, учитель должен быть, в первую очередь, быть требовательным к себе, к своим поступкам и помыслам, ежедневно, ежечасно заниматься самообразованием, продумывать свой диалог с учениками. Каждый ученик по-разному относится к своим учителям: кто-то для них строгий, но справедливый, кто-то добрый, но требовательный, кто-то объясняет интересно и понятно…
    Учитель – кто это такой?
    Наставник или назидатель?
    А может, он творец и душ ваятель?
    А может, просто человек,
    След оставляющий навек?
    И простотой и глубиной души
    Способный в жизни выстроить «мосты»,
    Дарить всем знанья и уменья,
    Делиться добрым настроеньем!
    Учитель – кто это такой?
    Кто может дать ответ простой?
    Он- друг, Он- брат, путеводитель,
    И это все – слово УЧИТЕЛЬ!
    И вот новые ученики сидят в классе. Вглядываешься в глаза каждого и думаешь, ведь у каждого из них есть мечты, надежды, тревоги, а ты, как педагог- наставник должен быть рядом, помогать, учить. В первый учебный день ученики испуганно оглядывают незнакомую обстановку, боязливо поглядывают друг на друга и учителей, начинают знакомиться. Наступают самые трудные сентябрьские дни адаптации к незнакомым условиям, да и нам, учителям, будет сложно, ведь из года в год приходят новые ученики, меняются лица, но души учеников всегда требуют внимания, доброты, сочувствия, а порой и поддержки, которой им не хватает дома в семье. Все педагоги училища любят всей душой свое училище, они сроднились с ним, и не представляют своей жизни без него.
    Вот переворачиваются листы календаря, время неумолимо мчится вперед: на смену осени придет зима, наступят зимние каникулы. Смотришь, а те ученики, которые с тревогой шли первого сентября, потом нарушали дисциплину на уроках, тем самым привлекая к себе внимание, получали двойки, стали вдруг родными, самыми лучшими. И именно учитель смог заронить в их души частичку доброты, понимания, гуманности, воспитанности, любви. Обучающиеся с удовольствием вовлекаются в учебно-воспитательный процесс: принимают участие в различных внеклассных мероприятиях, становятся помощниками учителя на уроках. Традиции, которые существуют в училище, ежегодные внеклассные мероприятия: литературные композиции, спортивные игры, походы, посещение музеев и библиотек – не только расширяет кругозор обучающихся, а привлекают их самих стать инициаторами новых идей и свершений.
    Напрашивается ответ на вопрос – как стать любимым учителем, чтобы тебя уважали ученики – надо просто любить свою профессию и детей, принимать их такими , какие они есть на самом деле, а также своим личным примером делать их лучше, чище, обогащать их знаниями и культурой. Учителя профессионального училища, действительно, кузнецы человеческих душ, они не только открывают дорогу в жизнь для подростков, но и обогащают его израненную душу духовными, нравственными понятиями.
    Бирюкова Наталья Николаевна ГОУ НПО «Профессиональное училище№17» г.Бежецка Тверской области

  11. Учитель – профессия или призвание?

    Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира. Примеры нам известны из истории: учителем, например, Александра Македонского был древнегреческий ученый и философ Аристотель. И кто знает, стал бы Александр настолько великим воином и царем, если бы не уроки его наставника.
    Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Даже не профессия — призвание. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное — любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель — это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.
    С юных лет нас окружают учителя. Они раскрывают перед нами секреты чисел, объясняют законы природы, знакомят с шедеврами мировой культуры. Они открывают перед нами двери в этот прекрасный мир, наполненный радостью узнавания. Настоящие учителя учат нас не столько науке, сколько умению учится, самим находить источник знаний. Они пробуждают в нас тягу к доброму, светлому. Именно такие преподаватели и вдохновляют.
    Как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. Так, древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик — это факел, который нужно зажечь. И сделать это может только настоящий Учитель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *