Сочинение на тему университет будущего

11 вариантов

  1. The world is rapidly changing and nothing remains stable for a long time. The same is true for colleges. They will definitely be different in 2025.
    Can you imagine a small town with libraries, theatres, shops and supermarkets and various other amenities? This is how a university campus will look like. You`ll be able to find almost everything on its territory. You`ll keep getting lost for the first time, but after getting a map the problem will be solved.
    There won`t be any problems with accomodation for students. Everyone will like in youth hostels and halls of residence to avoid commuting problems as well as problems with money. Besides while living on the territory of the university students won`t be distructed by outside problems so they`ll be totally devoted to their studies and student life.
    As for the education, it`ll be absolutely free and highly talanted and gifted students will get scholarships for their outstanding results. But there will be great problems for applicants to enter a university due to strict entrance exams anв few available places.
    But those, who won`t be able to enter a university, will have an opportunity to study via the Internet. They`ll have a chance to attand lectures, tutorials ans seminars using webcams. Besides, students will be able to get education at several universities at the same time with the help of the Internet. E-books will be also of the great use.
    Though the education won`t be available to almost everyone, it will be easier to get. During the digital era it will be totally based on the access to the Internet and Internet resourses. So this ishow I imagine colleges of the future.
    Copyright © Russian centres of City and Guilds

  2. С приходом новых технологий меняется вся наша жизнь. Вот и за дипломом Оксфорда теперь не обязательно ехать в Англию – достаточно открыть онлайн-уроки, где профессора расскажут любому желающему то же самое, что и своим обычным студентам.
    Высшее образование меняется не только за рубежом, но и в России. Год назад крупнейшие вузы записали свои самые популярные курсы на видео и выложили в Сеть в открытом доступе на сайте openedu.ru. А сегодня таких курсов уже 107, и количество слушателей перевалило за 150 тысяч. Причем это не только студенты и школьники – лекции слушают и взрослые, и пенсионеры.
    И это не единственные перемены. Современные технологии выворачивают наизнанку саму концепцию обучения. Вот раньше человек шел в университет, чтобы получить знания. Но сейчас эта информация открыто лежит в интернете – бери не хочу! Зачем тогда нужны вузы – дипломы выдавать? Не получится ли так, что все корочки и сертификаты, которые старшие поколения получали в поте лица, в будущем обесценятся?
    Мы решили с помощью экспертов предположить, как изменится высшее образование в ближайшие 5, 15 и 25 лет.
    ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ
    Университет на диване
    Уже сейчас ведущие вузы экспериментируют с так называемым смешанным обучением. То есть студент может получить знания не только напрямую от преподавателя или зарывшись в книжки в библиотеке, но и в онлайн-форме.
    Например, видеолекцию по основам физики можно послушать в исполнении известных ученых – как российских, так и зарубежных. Причем в любое удобное время! Вузу тоже польза: нагрузка на преподавателей снизится, а значит, сотрудники смогут больше времени посвятить научной и проектной работе.
    – Такая смешанная модель обучения позволяет сделать образование более персонализированным, расширяет возможности учащихся, позволяет учитывать особенности каждого и меняет роль педагога, – уверен создатель крупнейшей системы онлайн-обучения EdX Анант Агарвал. – Нужно сделать так, чтобы учитель стал гидом и помощником в получении знаний. Тогда студенты получают информацию онлайн, а педагог помогает с ней работать.
    Такие занятия чем-то напоминают урок литературы в школе: читать книжку надо дома, а в классе уже идет обсуждение. Так и тут: основной массив информации студенты будут усваивать сами, а преподаватель помогает ее упорядочить и дает практические советы. Так что компьютером учителей не заменить:
    – Присутствие человека, который направляет тебя, замечает твои ошибки и помогает их исправить, очень важно, – считает основатель Википедии Джимми Уэйлс. – Я не знаю, чем это можно заменить. Технологии помогают нам действовать быстрее, но если вы хотите научиться думать, это уже интерактивный процесс. Он может проходить в онлайн-формате, но и тут необходимо взаимодействовать с педагогом, который присматривает за вами.

  3. Сеть университетов Laureate International Universities совместно с Zogby Analytics, ведущей международной исследовательской компанией, провели опрос среди своих студентов. Более 20 800 человек отвечали на вопросы о том, каким они видят “университет будущего”.
    Студенты уверены, что
    “Университет будущего” будет доступным, гибким, инновационным и сфокусированным на профессиональных навыках.
    Доступность
    Почти половина студентов – 43% опрошенных – уверена, что университеты будут выкладывать большинство своих курсов в общий доступ бесплатно, и больше половины опрошенных (59%) представляют, что обучение будет происходить на специальных социально-медийных площадках, где учащиеся смогут учиться сами и помогать в обучении другим.
    Больше двух третей опрошенных надеются пользоваться онлайн-версиями университетских библиотек, где будут выложены материалы курсов, книги и другие полезные материалы.
    Гибкость
    Возможность обучаться где угодно и когда угодно высоко оценивают 52% опрошенных. Возможность открыть онлайн-курс в любое время суток, отсутствие фиксированного расписания уроков и краткосрочные курсы для повышения квалификации – это важные элементы образования будущего.
    Инновационность
    Более половины студентов уверены, что будущее стоит за групповыми проектами требующими сотрудничество между учениками. 43% опрошенных добавляют, что хотели бы иметь доступ к лекциям онлайн, а не сидеть в аудитории и слушать лектора.
    Сфокусированность на будущей работе
    Современные студенты видят “университет будущего” как место, где можно учиться по-настоящему прикладным вещам. 6% опрошенных уверены, что большинство обучающих курсов будет написано ведущими специалистами в индустрии, а 64% видят, что образовательные курсы будут доступны сразу на нескольких языках.
    Самостоятельно с результатами опроса можно ознакомиться по ссылкам: краткий отчет, детальный отчет.
    Laureate International Universities – это сеть университетов в 29 странах мира. Основатели видят своей миссией сделать качественное высшее образование более доступным для людей всего мира и помочь студентам добиваться своих целей.
    По материалам Laureate International Universities.

  4. Реферат книги: Barnett, R. (ed.) The Future University: Ideas and Possibilities. — New York and London: Routledge, 2012. — 233p.
    Сборник «Университет будущего» входит в серию «Международные исследования высшего образования» (International Studies in Higher Education), которая насчитывает уже шестнадцать книг. Каждая из них посвящена тем или иным специфическим особенностям высшей школы, но в целом серия остается в рамках одной и той же темы, рассматриваемой под разными углами зрения. Методологической основой для авторов серии являются концепции Зигмунда Баумана, Мануэля Кастельса, Люка Болтански и других известных социологов, идеи креативной экономики, сетевой экономики, экономики знаний.
    Основной предмет реферируемого сборника — трансформация университетского образования в условиях глобальных экономических изменений, вызванных информационной революцией. Когда в обществе главным продуктом производства и потребления становится информация, благодаря компьютерным технологиям мгновенно распространяющаяся по всему земному шару, положение университета принципиально меняется: столетиями остававшийся ведущим производителем и транслятором знаний, он начинает играть новую роль. В пятнадцати статьях, вошедших в сборник, анализируются формы существования вузов на различных континентах — от Австралии до Латинской Америки; рассмотрены различные представления об университете — немецкая традиция, восходящая к Гумбольдту, метафора университета как шута и трикстера и т. д., а также предложено несколько вариантов желательного развития системы высшего образования в современном мире.
    Сборник издан под редакцией Рональда Барнетта, известного своими работами о высшем образовании и его организации[1]. Идеи составителя служат для авторов статей исходным пунктом: они отчасти переосмысляют и дополняют, а иногда и оспаривают его теоретические построения. Открывается сборник вступлением, написанным самим Барнеттом, а основная его часть содержит четыре раздела: «На пороге будущего», «Глобальные перспективы», «Представления об университете» и «Университет для общества». В первом разделе исследуются общие тенденции, характерные для университета в его теперешнем состоянии. Статьи, собранные во втором разделе, раскрывают своеобразие высшего образования в Австралии, Китае, Латинской Америке и Южной Африке. Третий раздел посвящен роли университета как общественного института. Наконец, в четвертом разделе обсуждается миссия университета в будущем. В целом сборник производит впечатление продуманного и единого проекта; этому не мешает разнообразие индивидуальных подходов и даже полемика между авторами, которая отражается на его страницах.
    1. Американский профессор Шелдон Ротблатт, автор статьи «Будущее не ждет»[2], полагает, что дальнейшее развитие университетов можно предугадать на основе трендов, наблюдаемых в настоящем времени. Основной тенденцией, которая сохранится в ХХ! веке, станет распространение массового высшего образования. Еще век назад высшая школа была элитарной, и только после Второй мировой войны университеты открылись для широкой публики. Обучение студентов приобрело сходство с обслуживанием клиентов в ресторане быстрого питания: требовалось обучить как можно больше студентов в установленные сроки и при этом минимизировать издержки, связанные с их обучением. Массовое высшее образование опирается на новые образовательные форматы, в последние годы распространившиеся очень широко. В частности, было внедрено онлайн-обучение, которое сделало ненужным личный контакт студента и профессора. Несмотря на очевидные недостатки, у онлайн-обучения есть и ряд преимуществ, на что указывают его апологеты, — в частности, оно менее подвержено рутине и оттого может быть более занимательным и разнообразным, чем традиционные формы учебного процесса. Однако основная цель онлайн-обучения заключается вовсе не в новых формах образования, а в том, чтобы охватить им максимальное количество учащихся.
    Поскольку в XX веке важным критерием оценивания университетов стал спрос работодателей на выпускников, лежащий в основе существующих рейтингов, знание приобретает более инструментальный характер, а прикладные специальности ценятся выше теоретических.
    Еще одна особенность университета в настоящее время — национальная пестрота аудитории. Пройдя первые ступени вуза, многие выпускники уезжают в другие города и страны, чтобы получить более разностороннее образование вдали от alma mater; в то же время в университет приезжают студенты из других стран или других вузов страны. Профессорско-преподавательский состав также постоянно меняется. Аудиторией высшей школы перестала быть одна нация, и потому университет уже не является инструментом формирования национального сознания и легитимизации власти. Из-за постоянной ротации и возросшей мобильности студентов и преподавателей представление о задачах университета все больше размывается. В настоящее время сосуществуют различные, порой противоположные мнения о назначении высшего образования и его будущем: прогнозы варьируются от беззаботно-оптимистических до мрачно-тревожных. Сам автор настроен на мажорный лад: «Студенты все еще хотят учиться, а образование для взрослых процветает» (с. 25).
    Ротблатту вторит Луиза Морли (статья «Образ университета будущего»)[3]. Указывая на радикальные изменения, которые произошли в последние годы в системе высшего образования из-за экономического кризиса и динамичных социальных трансформаций, она приходит к выводу, что сейчас эта система находится на перепутье между гипермодернизмом и архаизацией. С одной стороны, так на зываемая сверхмобильность породила новые формы общественной коммуникации, что повлекло за собой появление и новых форм обучения. Морли приводит характерный вопрос современного студента: «Зачем при таком ускорении темпа жизни читать книги, если можно узнать их краткое содержание из “Википедии?”» (с. 32). С другой стороны, университет, будучи одним из старейших институтов общества, тяготеет к традиционным ценностям и зачастую склоняется не к новым, а к архаичным формам. Несмотря на распространение «Википедии», традиционное образование еще далеко не порвало с книгой. В будущем университету предстоит найти баланс между традицией и современностью.
    Морли перечисляет тенденции, которые наблюдаются в последнее время. Во-первых, это постепенное убывание государственной поддержки образования. Образование теперь признается не столько общественным, сколько частным благом, и потому не входит в число приоритетов для власти. Во-вторых, это гендерное неравенство: в студенческой среде наметилось преобладание девушек. По данным ЮНЕСКО, с 1970 по 2007 год их численность в мире выросла с 10,8 до 77,3 млн, тогда как для юношей этот показатель изменился с 17,7 до 75,1 млн (с. 30). Кроме того, несмотря на массовость высшего образования, оно остается социальной привилегией. Лишь считанные представители бедных слоев населения поступают в престижные университеты, которые дают пропуск в элиту и позволяют занять высшие должности в крупных компаниях и органах власти.
    Морли также обсуждает противоречивый характер современного университета. Действительно, вузовская наука активно занимается исследованиями изменений климата планеты, но можно было бы упрекнуть студентов и преподавателей в том, что они сами вносят немалый вклад в глобальное потепление, поскольку постоянно перемещаются из страны в страну. Университеты будущего должны найти равновесие между процессом глобализации, стремительно разрушающим всякую локальную замкнутость, и необходимостью поддерживать устойчивость личности и окружающей среды.
    Сейчас, по мнению автора, возможны два направления развития: возникновение мегауниверситетов с разбросанными по всему свету многочисленными филиалами и кампусами, где студенты учатся по стандартизованным программам, или, наоборот, появление небольших частных элитарных заведений, которые работают по индивидуальным программам и дистанцируются от образовательных гигантов.
    Морли основывает свои выводы на сведениях о системе образования Великобритании, однако распространяет эти заключения на всю планету — так же как и Ротблатт, который анализирует положение американских вузов, но считает свои выводы универсальными, внося в них коррективы лишь для некоторых европейских стран.
    2. Второй раздел посвящен вопросу о том, как информационная революция сказывается на университетах за пределами Европы и США. Системы высшего образования в каждом государстве имеют свои особенности, но в большинстве из них наблюдаются схожие сдвиги, переход к тому, что Барнетт называет «производительностью» — понятию, сочетающему в себе эффективность обучения и количество учащихся. Везде высшая школа уделяет повышенное внимание демонстрации собственных успехов, везде наблюдаются переориентация на прикладные науки и отход от широкого общегуманитарного образования.
    Лииса Уилахан в статье «Доступ к знанию в университете будущего: уроки Австралии»[4] отмечает, что университеты играют важную роль в обществе, по скольку формируют коллективные представления о мире. Ссылаясь на Мартина Троу, который описывает переход от элитарности к массовости образования, Уилахан анализирует ситуацию в Австралии, в значительной степени компилируя уже существующие работы на эту тему. Поскольку теоретическое знание в ряде австралийских вузов было маргинализовано и акцент перенесен на прикладные специальности и профессиональную подготовку, наметился разрыв между «старыми» и «новыми» университетами: первые все еще заботятся о том, чтобы дать студентам солидную теоретическую базу, которая должна послужить их дальнейшей самореализации, вторые же переориентировались на узкопрофессиональную подготовку, позволяющую немедленно приступить к работе. Автор выступает за скорейшее наращивание объемов теоретического знания: именно оно формирует в студентах полноценные представления о мире и о человеке, открывая путь к продолжению образования.
    Чжуан-же Чен и Лесли Н. К. Ло в статье «Прошлое и будущее концепции университета в Китае»[5] также отмечают постепенное сокращение объема теоретических знаний, преподаваемых студентам. В последнее столетие под влиянием государства, рынка и международного научного сообщества высшая школа Китая радикально изменилась. Сосуществуют две традиции понимания высшего образования: китайская, делающая упор прежде всего на воспитании человека, и западная, видящая в университете важнейший социальный институт. Две соответствующие концепции знания ценят за разное: первую — за ее укорененность в отечественной философии, вторую — за инструментальный и прикладной характер (впрочем, она по-прежнему, хотя и вполне прижилась на китайской почве, воспринимается здесь как нечто чужеродное).
    Статья содержит ценное описание истории реформирования научных и образовательных учреждений в Китае. Первый современный китайский вуз появился в 1895 году, но уже спустя полвека университеты, не успев толком окрепнуть, были полностью реорганизованы Коммунистической партией Китая. Авторы рассказывают о возникновении массового образования в Китае, о многообразии идеологий, оказывающих воздействие на представления об университете в наше время, о растущей академической свободе. Анализ этих процессов, пожалуй, грешит чрезмерной обобщенностью: большинство выводов можно предвидеть заранее.
    Марио Диаз Вилла в статье «Представления об университете в Латинской Америке XXI века»[6] рассказывает об изменениях системы высшего образования на этом континенте. Картина дана «с птичьего полета»: без дифференциации применительно к стране, размерам учебного заведения и т. п. Здесь вузы также вовлечены в процесс технократической модернизации, вынуждены подстраиваться под требования рынка труда и, что еще хуже, не имеют четких представлений о собственной миссии или концептуальных рамках, которые бы ее определяли. Словом, речь идет о вовлеченности Южной и Центральной Америки в глобальные трансформации, не раз описанные теоретиками креативной экономики, общества потребления и высокой мобильности. Основной тезис автора заключается в том, что в XXI веке университет на его континенте должен отражать богатую культурную и социальную жизнь Латинской Америки, избавиться от влияния чисто экономических сил, которые разрушают и искажают это историческое наследие.
    Вообще в этом разделе своеобразие вузов различных стран представлено фрагментарно, при этом акцент делается на сходствах, а не на различиях. Между тем именно различия в траекториях развития высшего образования представляются существенными для ответа на вопрос о его будущем. Ведь сейчас системы университетского образования во многих странах отличаются друг от друга, и это прямо влияет на судьбы студентов. Например, выпускник российского или британского вуза уже к 26-летнему возрасту может получить PhD, докторскую степень, в то время как немец в 27 лет успевает лишь обзавестись дипломами, необходимыми для поступления в докторантуру.
    Статья декана факультета образования в Университете Стелленбос Юсефа Вагида «Упадок университета в Южной Африке: как восстановить пространство здравого смысла»[7] представляет собой крайне занимательный рассказ об изменениях в академической среде, разительно отличающийся от суховатого стиля других авторов сборника. Вагид излагает собственные наблюдения, а не данные реферативных обзоров, но при этом умеет включить свой материал в контекст социальных трансформаций последнего времени. Он не просто фиксирует влияние, которое оказывают на университет социальные перемены, описываемое многими теоретиками образования, но и аргументированно возражает некоторым их выводам и прогнозам. Так, массовое образование и демократизация знания, вопреки распространенному мнению, не приживаются в Африке — по причине нестабильности экономической и общественной ситуации в постколониальную эпоху. В университетах ЮАР наметились две тенденции: многие из них ориентируются на Западную Европу и следуют образовательным методам, внедренным колонизаторами; другие, наоборот, после обретения долгожданной свободы сделали упор на исконные ценности, в связи с чем учебные планы и программы претерпели стремительную африканизацию и не были приведены к единым стандартам. И хотя полностью переход к массовому образованию здесь так и не состоялся, университеты начали точно так же адаптироваться к потребностям государства, как в других странах. В частности, это сказывается на подготовке технических специалистов.
    3. В статье «Двигаясь к сетевому университету» Никола Стандар[8] анализирует трансформацию организационной модели вуза. Фактически он применяет к организации высшего образования принцип сетевой экономики. Автор показывает, как постепенно разрушалась иерархическая пирамидальная структура дисциплин средневекового университета. Секуляризация общества, возникновение различных политических, религиозных и общественных течений — все это привело к разветвлению знания и автономии отдельных его отраслей. Сейчас организация науки и образования приобретает сходство с сетевой фирмой, которая отдает значительные объемы работы на аутсорсинг и постоянно взаимодействует с другими компаниями. Как дизайнер, решивший наладить выпуск подушек, украшенных его принтом, отсылает свой эскиз в Китай, где эти подушки изготавливают, а после получения товара организует при помощи специальной службы его доставку покупателям, — примерно так же ученый в настоящее время использует социологические методы для исследования политологической проблемы в определенном историческом контексте. Число исследований в интердисциплинарном поле растет, так что смежные или даже весьма отдаленные дисциплины теперь оказываются взаимосвязанными. Используя терминологию Мануэля Кастельса и его теорию пространства потоков, автор вводит понятие «промежуточного положения» и утверждает, что вся суть университета заключается в обеспечении такого интердисциплинарного взаимодействия.
    Доннча Каванаг в статье «Университет в роли шута»[9] создает образ высшего учебного заведения, близкий к художественному. По его мнению, университет играет в государстве ту же роль, какую классический шут играл при дворе средневекового короля: он меняет маски, он хамелеон, трикстер, плут, озорник. В роли Государя, при котором состоит Шут, могут выступать разные властные инстанции: церковь, государство, нация, профессиональные сообщества, деловая корпорация. За ироничной метафорой, предложенной автором, просматривается предложенная в начале XX века Карлом Мангеймом концепция творческой, «свободно парящей» интеллигенции, предназначение которой — транслировать в общество идеалы правящего класса, выступая между массами и властью в качестве своеобразного посредника, не имеющего собственных ценностей.
    Статья Глории Далл’Альбы «Переосмысляя университет: от производительности к заботе»[10] также посвящена роли университета как общественной институции. Используя хайдеггеровское понятие «заботы», автор выражает обеспокоенность технизацией и инструментализацией образования и настаивает на том, что университет должен не столько давать знания и навыки, сколько формировать активное отношение к жизни, приучать студентов к ответственному поведению и в свою очередь брать на себя ответственность за судьбу своих воспитанников. Именно в этом и заключается социальная функция университета. Она не исчерпывается тем, чтобы готовить профессиональных работников для какой-либо отрасли экономики; главная задача высшей школы — выпускать из своих стен людей, способных проявлять заботу по отношению к другим людям и миру в целом.
    Николас Максвелл в статье «Делая мир лучше: на пути к университету мудрости»[11] противопоставляет знание (knowledge) и мудрость (wisdom). В поиске знания превалирует, как он пишет, «обычный эмпиризм», а в поиске мудрости — «целеориентированный эмпиризм». Исходя из опыта университетов США автор отмечает, что в последние 10—20 лет наблюдается некоторая эволюция в сторону «поиска мудрости», синтезирующего в его представлении традиционный просвещенческий рационализм и наследие романтизма. Академическое сообщество все чаще не хочет удовлетворяться слепым накоплением знаний и служением техническому прогрессу, особенно в тех его формах, которые отвечают интересам лишь небольшой группы толстосумов.
    4. Джон Никсон в статье «Университеты и общественное благо»[12] утверждает, что университет будет приносить пользу обществу лишь в том случае, если заново продумает смысл обучения как такового и трансформирует образовательное пространство. Высшая школа все еще следует привычной инерции, давно заданным стандартам, в то время как сегодня главное — это изменчивость, подвижность, гибкость образования. Никсон полагает, что для успешного реформирования университета необходимы четыре условия. Это, во-первых, новая практика обучения, позволяющая студентам работать в малочисленных группах, реализовать собственные интересы и не платить за учебу; во-вторых, академическая идентичность: университет должен не просто давать знания и навыки, но и включать молодых людей в академическое сообщество; в-третьих, разделение ответственности: профессорско-преподавательский состав должен быть вовлечен в принятие административных решений, чтобы видеть в университете не просто место работы, а общее дело, зависящее от его действий; и, наконец, кросс-институциональные отношения: нужно по возможности устранить барьеры, препятствующие межуниверситетской мобильности студентов. Таким образом, предлагается создать такую систему университетского образования, которая гарантирует любому индивиду, стоит ему только переступить ее порог, полноценную личностную самореализацию. Вопрос экономического обеспечения подобной идеальной институции Никсон обходит стороной.
    Статья Пола Стэндиша «Преподавание в послезавтрашнем университете»[13] использует как отправную точку роман «Историческая личность» Малкольма Брэдбери, где показано, что строгие рамки сегодняшней конструкции университета фактически лишают любую образовательную инициативу, исходящую от студентов, малейшего шанса на реализацию. Привлекая к анализу ряд других художественных текстов, Стэндиш констатирует, что в литературе сложился определенный образ современной системы образования. Его характерные черты: некорректное поведение преподавателей, неспособность студентов к саморазвитию и отсутствие возможностей для публичной дискуссии. Все это весьма симптоматично и наводит на мысль, что систему нужно решительно перестраивать. Следует поддерживать в студентах свободомыслие, а не подавлять его.
    Ян Машеляйн и Маартен Симонс начинают свою статью «Университет: общественная проблема»[14] с отсылки к лозунгу студенческих демонстраций в Германии: «Не считайте нас человеческим капиталом!» Они также придают очень большое значение характеру взаимодействия профессора и студентов. Нельзя возводить между ними нечто вроде «четвертой стены»: лекция так же немыслима без аудитории, как и аудитория без лекции. В процессе обучения участвуют обе стороны, и он нужен не для формального продвижения учащихся к диплому, а для того, чтобы каждая лекция или семинар становились подлинной встречей преподавателя и студента. Сейчас университетское образование во многом профанируется — преподаватели только играют роль преподавателей, на деле не передавая ученикам каких-либо знаний, а студенты, нисколько не интересующиеся учебой, лишь занимают места учащихся. Университет стал формальной институцией и не выполняет своей главной задачи: прививать навык и вкус к размышлению. Вновь актуальным становится известное изречение Гумбольдта о том, что профессор приходит в университет не ради студента, как и студент — не ради профессора, оба они находятся в нем ради истины.
    Статья «Будущее университетской науки в Африке»[15] Берте ван Вик и Филипа Хигса возвращает читателя к теме, затронутой Юсефом Вагидом. Здесь подробнее описана африканская традиция образования и ее взаимодействие с западными практиками. Два ключевых понятия этой традиции: убунту, идея, лежащая в основе южноафриканской гуманистической философии и подразумевающая верность и уважение по отношению к другому человеку, а также общинное начало, соединяющее людей. В будущем эти два понятия выдвинутся на первый план в высшем образовании: тогда учебные планы будут полностью африканизированы, хотя сохранят в себе нечто и от индивидуалистических принципов западного образования.
    Последняя статья сборника, написанная Михаэлом А. Питерсом, Гареттом Гиетзеном и Давидом Дж. Ондерсином — «Социализм знания: общедоступность интеллектуальных благ и принцип открытости в университете»[16]. Благодаря новейшим технологиям, предоставляющим открытый доступ к курсам и учебным программам, вскоре, как считают авторы, можно будет создать уникальный проект: Открытый Университет 3.0. Он продолжит традиции Открытого Университета, учрежденного в 1969 году королевой Великобритании и предлагающего дистанционное образование. Кроме того, новый проект станет следующим этапом развития Открытого Университета 2.0. — под этим названием авторы объединяют многочисленные онлайн-курсы, которые в последние годы предоставляются широкой аудитории ведущими мировыми университетами. Информация о ряде порталов, дающих возможность веб-обучения у известных профессоров, может оказаться ценной для читателей, хотя некоторые крупные образовательные инициативы, в частности Coursera, в статье не упомянуты.
    В кратком послесловии Рональд Барнетт, обобщая материалы сборника, замечает, что «возможности, открывающиеся перед университетом XXI века, требуют ответственного анархизма». Это сочетание свободы и взыскательности в поиске адекватных форм высшего образования он уподобляет работе поэта. «Сейчас нужна, ни больше ни меньше, новая поэзия университета. Такое творчество не из легких: оно предъявляет к нам высочайшие требования, поскольку поэзия имеет свои правила и условности. На определенном уровне поэзия обязана быть понятной. Даже поэты должны жить в реальном мире» (с. 204).
    Мария Рикитянская

  5. уровне бакалавриата, должно быть широким и многоплановым. Они почувствовали, что узкая профессиональная подготовка при известных плюсах все-таки немножко ловушка. Об этом говорил и ректор Академии Владимир Александрович Мау, что современное образование в значительной степени возвращается к моделям Liberal Arts, когда сначала ребята получают очень разнообразную, универсальную подготовку, и самим студентам это очень нравится.
    Вторая важная идея, которая присутствовала во всех проектах, а в некоторых была даже основной, – это элемент игры в образовании. Ребята даже предлагали полностью построить образование по модели и логике компьютерной игры, когда ты переходишь с уровня на уровень, набираешь очки и так далее. Конечно, игровые элементы и сейчас внедряются, но ребята это видят как важную линию для себя.
    Еще интересная вещь – во всех проектах много говорилось о техническом оснащении университета, о виртуализации образования, что должно быть много технологий. Но все модели предполагали, подчеркну, прямое общение с преподавателем. Более того, они все настаивали на том, что это общение должно становиться все более индивидуальным, менее стандартизированным, тьюторским.
    И два из четырех проектов, один из которых победил, предлагали модель полной интеграции мегаполиса и университета. Когда само пространство большого города становится пространством обучения.

  6. My University

    Мой университет

    Education is an important part of the life. People go to schools and universities, attend different courses and workshops. Many people think that the most eventful and interesting period of life is studying at school and at university.
    Образование является важной частью жизни. Люди ходят в школы и университеты, посещают разные курсы и семинары. Многие люди думают, что самый насыщенный и интересный период жизни – учеба в школе и в университете.
    I agree that studying at university is full of events. At university I have found many friends and learnt new things. My university is located in a small city in Russia. Though my city is small, my university is very popular. Many scientists and professors work here. My university has a long history. Next year will mark the centenary from the date of foundation.
    Я согласна, что учеба в университете полна событий. В университете я нашла много друзей и узнала что-то новое. Мой университет расположен в небольшом городе в России. Хотя мой город маленький, мой университет очень популярен. Здесь работают многие ученые и профессора. Мой университет имеет долгую историю. В следующем году ему исполнится сто лет со дня основания.
    The life of my university is full of different events. As I have already mentioned, many scientists work here. Different conferences, seminars and meetings are held every year. Every student can take part in them. Besides, my university cooperates with the universities of Germany, England and China. So every year professors from these universities visit my university, meet students and share experience.
    Жизнь моего университета полна различных событий. Как я уже говорила, здесь работают многие ученые. Ежегодно проводятся различные конференции, семинары и совещания. Каждый студент может принять в них участие. Кроме того, мой университет сотрудничает с университетами Германии, Англии и Китая. Поэтому каждый год профессора из этих университетов посещают мой университет, встречаются со студентами и обмениваются опытом.
    The students of my university achieve high results not only in science but also in sport. Our sport teams win many university and local sport competitions. They achieve high results in volleyball and speed skating.
    Студенты моего университета достигают высоких результатов не только в науке, но и в спорте. Наши спортивные команды выигрывают многие университетские и региональные спортивные соревнования. Они достигают высоких результатов в волейболе и конькобежном спорте.
    Besides, our students achieve high results in literature and music. There are a lot of musicians and poets among our students. My university encourages active students.
    Кроме того, наши студенты достигают высоких результатов в литературе и музыке. Среди студентов много музыкантов и поэтов. Мой университет поощряет активных студентов.
    I am very glad that I have chosen this university. I do my best to make my university better and more popular.
    Я очень рада, что выбрала этот университет. Я делаю все возможное, чтобы сделать мой университет лучше и популярнее.

  7. The world is rapidly changing and nothing remains stable for a long time. The same is true for colleges. They will definitely be different in 2025.
    Can you imagine a small town with libraries, theatres, shops and supermarkets and various other amenities? This is how a university campus will look like. You`ll be able to find almost everything on its territory. You`ll keep getting lost for the first time, but after getting a map the problem will be solved.
    There won`t be any problems with accomodation for students. Everyone will like in youth hostels and halls of residence to avoid commuting problems as well as problems with money. Besides while living on the territory of the university students won`t be distructed by outside problems so they`ll be totally devoted to their studies and student life.
    As for the education, it`ll be absolutely free and highly talanted and gifted students will get scholarships for their outstanding results. But there will be great problems for applicants to enter a university due to strict entrance exams anв few available places.
    But those, who won`t be able to enter a university, will have an opportunity to study via the Internet. They`ll have a chance to attand lectures, tutorials ans seminars using webcams. Besides, students will be able to get education at several universities at the same time with the help of the Internet. E-books will be also of the great use.
    Though the education won`t be available to almost everyone, it will be easier to get. During the digital era it will be totally based on the access to the Internet and Internet resourses. So this ishow I imagine colleges of the future.

  8. Студенты Университета Дуйсбурга-Эссена (Universitat Duisburg-Essen) поделились с Deutsche Welle своими представлениями о том, как в будущем будет выглядеть немецкий университет.
    Много техники и мало людей
    Татьяна, 24 года


    Неужели обычным книгам в будущем нет места?
    – Для меня университет будущего – это вуз, в котором много техники и мало людей. Уже сейчас организация учебного процесса во многом автоматизирована. Можно зачислиться в университет, перечислить плату за обучение и распечатать студенческий билет по интернету. Также можно выбрать нужную книгу на сайте библиотеки, оформить и сдать ее с помощью специальных автоматов.
    В некоторых вузах появились лекции, которые можно скачать из интернета и слушать в своем плеере, попивая кофе на лужайке. Появляться в университете студентам не обязательно. Профессорам впрочем тоже.
    С одной стороны, это все хорошо и удобно. Но мы не должны забывать о том, что в любой системе бывают сбои, и это может привести к катастрофе. Недавно в нашей библиотеке пропал интернет и локальная сеть не функционировала. Работа была практически парализована. Люди не могли ни взять, ни сдать книгу, ни заниматься поиском информации в Сети.
    Вузы для масс и элиты
    Флориан, 24 года, и Михаэль, 23 года



    Флориан и Михаэль с интересом смотрят в будущее
    Флориан: Я думаю, что плата за обучение будет такой высокой, что только элита сможет позволить себе высшее образование.
    Михаэль: А что же будет с обычными студентами, как ты и я?
    – Не знаю, наверное, мы будем простыми рабочими…
    – Или мы будем учиться в каком-нибудь вузе для масс. Две, три, пять тысяч человек в огромной аудитории. Мы будем предоставлены сами себе. Но те, у кого много денег, смогут позволить себе обучение в престижных университетах с индивидуальным подходом к обучению. А еще в университете будущего все чаще будет звучать английский язык…
    – Появятся огромные вузы с широкими специализациями. В них будут учиться студенты из разных стран на английском языке.
    – Ну да, рынок труда становится глобальным. Естественно, и система образования будет под него подстраиваться. Вот только хорошо ли это? Не знаю.
    – А вообще, я думаю, что студентов станет меньше. Тут еще финансовый кризис. Ситуация напряженная.
    Студенты-конкуренты
    Кристина, 23 года


    Кристину настораживает изменения в вузах Германии
    – Я думаю, что в перспективе в вузах появятся специальности, которые будут узко направлены на будущую профессию, и что общие предметы, расширяющие кругозор, вовсе исчезнут. На смену классическому образованию придет бизнес. Уже сейчас можно проследить эту тенденцию. С введением системы “бакалавр-магистр” в университете царит конкуренция. Новые студенты думают только о том, как бы получить хорошие оценки, набрать нужное количество кредитных пунктов, получить желаемую профессию. Я рада, что еще учусь по старой программе Magister Artium и могу самостоятельно составлять свой учебный план в соответствии с личными интересами.
    Автор: Ольга Капустина
    Редактор: Юлия Сеткова

  9. 7
    Технические средства обучения CAPEX, млн. руб. Учебно-лабораторные комплексы EDIBON: Термодинамика и Термотехника Химические технологии Управление процессом 4,76 Итого4,76 Современные учебно-лабораторные комплексы включают в себя мобильные модули для выполнения лабораторных работ, локальную SCADA-систему, компьютерное оборудование и программное обеспечение для контроля и оценки работы студентов.
    8
    Мультимедийные технологии Интерактивный стол Интерактивные планшеты CAPEX, млн. руб. Интерактивный стол0,35 Графический планшет0,32 Система интерактивного опроса (32 пульта пользователя + 1 для преподавателя) 0,07 Итого0,74 Система интерактивного опроса
    9
    Fab Lab Fab Lab – лаборатория для изготовления как объемных прототипов разрабатываемых конструкций любого назначения, так и готовых изделий из мягких материалов (пластик, алюминий, дерево и др.) с целью эффективного продвижения технических и креативных идей на рынке и стимулирования нестандартного изобретательского мышления. CAPEX, млн. руб. Базовый комплект оборудования Fab Lab2,6 Итого2,62,6
    10
    Дополнительные курсы Чтобы у студентов была возможность развиваться и получить дополнительные знания, необходимо открыть курсы по техническим специальностям и иностранным языкам. Наличие оборудованных аудиторий и прекрасных преподавателей позволяет открыть в нашем филиале дополнительные курсы. Наименование курсаСтоимость обучения, руб. (период обучения) Переработка нефти и газа19800 (5 дней) Нефтепереработка91300 (43 дня) Экономическое моделирование и анализ в нефтяной промышленности (4 дня) Нефтяной рынок и торговля11978 (3 дня) Статья дохода филиала
    11
    CAPEX, млн. руб. Баскетбольная площадка1,65 Футбольное поле0,24 Волейбольная площадка0,43 Беговые дорожки3,46 Ограждение территории0,51 Итого6,29 2 Этап. Организация спортивной площадки
    12
    CAPEX, млн. руб. Установка купола10,49 Земельно – строительные работы5,99 Открытие мини – кафе0,43 Создание зимнего сада0,07 Отопление и освещение купола0,75 Благоустройство уровней0,63 Итого18,36 2 Этап. Реконструкция внутреннего двора
    13
    CAPEX, млн. руб. Земельные работы (устройство дорожной плитки)1,15 Установка фонтана0,20 Озеленение и ограждение территории0,13 Итого1, 48 2 Этап. Облагораживание территории
    14
    Этапы реализации и финансирование Организация спортивной площадки Модернизация внутреннего двора в виде купола Благоустройство территории перед институтом Методы обучения, основанные на создании виртуальных сред Современные учебно-лабораторные комплексы Мультимедийные технологии Fab Lab Центр подготовки к международным экзаменам по английскому языку Международные программы по студенческому обмену Дополнительные курсы II этап Реконструкция университета I этап Включение новых образовательных программ CAPEX: 26,13 млн. руб. CAPEX: 19,41 млн. руб. TOTAL CAPEX: 45,54 млн. руб.
    15
    Высокое качество образования Инновационные технологии Современная информационная и компьютерная база Университет для студентов: комфорт во всём Высококвалифицированные выпускники Лучший университет в Республике Перспектива развития университета к 2015 году

  10. На сегодняшний день от образования зависит очень многое в жизни человека. Высшее образование имеет довольно большое социальное значение для каждого человека. Учеба в университете – это путь к светлому будущему.
    Университет – это, прежде всего, место, где человек имеет возможность реализовать себя. В университете студенты развиваются с разных сторон. Также университет выступает ведущим фактором социализации личности, что тоже немало важно. Вузы оказывают большое влияние на развитие и совершенствование личности человека, поэтому университеты должны создавать хорошие условия для учебы студентов и совершенствовать свое функционирование
    Я считаю, что обучение университете должно развивать у студентов стремление к учебе, прежде всего, не в обязательство, а в удовольствие. То есть нужно создать условия, при которых у студентов было бы реальное желание учиться чему -то новому, пользоваться знаниями, тем самым, развивая себя.
    Университет будущего должен предоставить студентам свободу выбора в плане предметов изучения. То есть студенты будут выбирать те предметы и направления, которые больше их интересуют. Такой способ будет способствовать стремлению к учебе, потому что каждый будет изучать именно то, что ему больше всего по душе. Но, не смотря на это, должно быть несколько профильных предметов обязательных для всех.
    Также, я считаю, что университет будущего в Украине должен быть высокоразвитым на технологическом и техническом уровне. К сожалению, на сегодняшний день наши университеты в этой плане, оснащены недостаточно хорошо. Поэтому университет будущего должен быть обеспечен различной техникой, это усовершенствует процесс обучения и сделает его более быстрым и удобным. В университете будущего должны внедряться и развиваться новые и эффективные технологии.
    Важным фактором является организация учебного процесса и деятельность преподавателей университета. Преподавательский состав должен давать студентам полный комплекс знаний и навыков, которые необходимы для развития их перспектив в будущем. Что касается системы оценивания, то накопительная система, наиболее удобная и подходящая. Каждый преподаватель должен придерживается общеустановленной системы оценивания в университете и не уклонятся от нее.
    Мне кажется, что в университете будущего нужно развивать систему студенческого самоуправления и делать ее более эффективной. Это будет способствовать, как развитию университета , так и студентов. Непосредственно, студенты должны активно принимать участи в научной деятельности различного рода. А также исследовать сферу современных инновационных технологий.

    Видео обзор

    Все(5)

  11. На Западном фронте в 1940 году немецкие войска, выбив англичан из Дюнкерка, буквально сметая все на своем пути, захватили Париж.
    Весь советский народ, наша интеллигенция, студенты Москвы всегда знали и знают, что МГУ является цитаделью русской культуры и просвещения. Поэтому с первых дней войны все делалось для того, чтобы Московский университет не постигла участь университетов Праги, Варшавы, Сорбонны и других просветительских центров Европы. Газеты писали о том, как в 1812 году на борьбу с наполеоновскими захватчиками встала вся Россия, а с ней и питомцы Московского университета. В годы гражданской войны, вскоре после Октябрьской революции, сотни студентов и преподавателей нашего университета на передовых рубежах отстаивали молодую Советскую республику, боролись за ее независимость. Эти славные традиции Московский университет продолжил и развил в суровые годы Великой Отечественной войны. Значительная часть коллектива — преподаватели и студенты старших курсов ушли в ряды Красной Армии и народного ополчения. Оставшиеся подчинили себя законам военного времени, борьбе за освобождение Родины.
    Во время второй мировой войны по так называемой «мобилизации» японских студентов тоже призывали в армию и отправляли на фронт, но мы, японцы, живущие на островах, и представить себе не можем, что такое отбивать атаки превосходящих сил противника, наступающих по широкому фронту на суше.
    Самое тяжелое время в Москве, как известно, пришлось на октябрь 1941 года. 13 октября гитлеровцы повели основное наступление на Москву. В середине месяца начались ожесточенные бои на подступах к столице. Нависла смертельная опасность. Москва была объявлена на осадном положении.
    Условия войны потребовали эвакуации значительного научного и педагогического состава, большей части студентов, учебного оборудования и библиотечного фонда. Правительство приняло решение эвакуировать университет в город Ашхабад. Эвакуация была проведена, однако в Москве жизнь университета не прекратилась ни на минуту. Оставшиеся преподаватели и студенты несли охрану зданий, организовали штаб по тушению пожаров во время вражеских бомбардировок, проводили лекции и занятия.
    29 октября 1941 года фашистской авиации удалось сбросить на здание университета 200-килограммовую бомбу, которая причинила ущерб аудиторному корпусу, библиотеке им. А.М. Горького, клубу и зданию отделения психологии. Ночью этого же дня немецкий бомбардировщик прорвался к Манежной площади. Взрывом бомбы была сорвана крыша здания библиотеки, выбиты окна и двери. Преподаватели и студенты из-под снега и обломков извлекали книги, оборудование, каталоги, освобождали здание от обломков, делали все, чтобы сохранить книжный фонд. В здании пылал пожар, было опасно ходить из-за обвалов, была повреждена канализация, водопровод, электрооборудование. Но люди не сдавались. Так, с первых дней войны ковалось наше сопротивление, ковалась наша трудная Победа над силами варварства и человеконенавистничества.
    Токио и другие крупнейшие японские города во время войны также подвергались ужасным бомбардировкам. Всем известно о трагедии Хиросимы и Нагасаки, но разрушения и количество жертв в Токио и Осаке были не меньшими. Однако Токийский университет, который можно сравнить с Московским университетом, был исключен из списка объектов, по которым американская авиация наносила бомбовые удары по японской столице. Из крупных городов не подверглись бомбардировке только Киото и Нара. Здесь я хотел бы отдать должное правительству США, проявившему гуманность к этим древнейшим культурным памятникам Японии.
    Следует сказать, что в эти грозные для нас годы основную массу студентов составляли девушки. Оставшиеся в Москве преподаватели на десяти факультетах продолжали вести занятия. Были созданы филиалы кафедр, находившихся в Ашхабаде, ими руководили ученые, вызванные в Москву из эвакуации.
    5—6 декабря 1941 года советские войска перешли в наступление на линиях фронта под Москвой. Сокрушительным ударом наши войска отогнали врага далеко за пределы столицы и ее окрестностей. Красная Армия продолжала наступление. С февраля 1942 года было принято специальное правительственное решение возобновить регулярные занятия в Московском университете, которые уже не прекращались до нашей полной Победы в мае 1945 года.
    За весь военный период преподаватели и студенты МГУ покрыли себя неувядаемой славой, память о них всегда будет жива.
    Университет может и должен быть оплотом защиты Родины, из его стен не должны выходить люди, пропагандирующие войну, он не должен превращаться в исследовательский центр, разрабатывающий оружие.
    Именно поэтому для Университета Сока я предложил девиз—«Быть оплотом мира», и призываю всех студентов защищать мир. И именно поэтому Университет Сока поддерживает широкие связи, в том числе ведет обмен студентами и преподавателями, с Аризонским университетом в США, с Пекинским и Уханьским университетами в Китае, с Софийским университетом в Болгарии.
    Исходя из этого, мы считаем, что научное сотрудничество между МГУ и Университетом Сока помогает нам воспитывать людей, на плечи которых ляжет ответственность за будущее планеты. Таким образом, нам предоставлена возможность строить «мост мира», который уже создан между нашими двумя университетами. Теперь задача — чтобы по главному «мосту мира» прошло больше людей с глубоким осознанием интернационального долга, с глобальным гуманистическим мировоззрением.
    В стенах университетов студенты разных стран, обучаясь вместе, могут осознать и прочувствовать различия в национальных характерах, тонкости истории других стран, что позволит им глубоко понять друг друга и заложит основу для того, чтобы в будущем плечом к плечу строить мир на Земле.
    Господин ректор, вам, вероятно, приходилось встречаться со многими иностранными студентами, обучающимися в вашей стране. Я думаю, что вы также встречались со многими специалистами в вашей области. По всей вероятности, с иностранными студентами и учеными вы обсуждали вопрос, каким они представляют себе университет будущего. Поэтому мне бы хотелось, чтобы вы поделились опытом этих встреч.
    Я разделяю ваши мысли относительно того, что университетское образование должно составлять основу развития науки, просвещения и культуры в каждой стране. Я глубоко уверен в том, что роль университетов в жизни общества будет постоянно возрастать. Это прежде всего связано с растущим влиянием науки буквально на все стороны жизни человека. Уже сегодня мы видим, что наука является основой промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, без науки невозможно накапливать и передавать информацию, охранять здоровье человека. Даже в сфере искусства сейчас трудно обойтись без научных достижений.
    В этой связи растет потребность общества во всестороннем и широко образованном человеке, в его общекультурном, гуманистически направленном развитии. И здесь особенно велика роль университетских центров. Она определяется тем, что непрерывно возрастает роль фундаментальных наук в научно-техническом прогрессе, происходит интенсивное взаимодействие различных областей науки в процессе их развития; все большее число проблем, которые призвана решать современная наука, приобретает комплексный характер.
    В процессе развития науки наблюдается тенденция к ее дроблению на узкие специальности. До сегодняшнего дня наука развивалась именно в таком направлении, но в наше время без комплексного развития, о чем вы говорите, в науке невозможно достичь успеха. Имеется точка зрения, что развитие наук стимулировалось войной. Но нам не нужны такие стимулы. В наши дни, мне кажется, объединяющим началом для развития наук является разрушение экологической среды.
    В этой связи людям нужны универсальные знания, которые можно получить только в университетах.
    Задача университета как научного и учебного центра заключается прежде всего в том, чтобы осуществлять систематическую подготовку всесторонне развитых людей, способных к широкому мышлению, сочетающих глубокую теоретическую подготовку с умением видеть перспективу практического использования результатов научных исследований. Подготовка таких специалистов должна проводиться целенаправленно при обучении студентов, аспирантов, а также в системе повышения квалификации преподавательского состава, которая приобретает все большее значение в наше время. Я думаю, что повышение роли университетов в будущем связано с возрастанием их влияния в целом на жизнь общества.
    Господин ректор, я хотел бы кратко рассказать о том, как обстоит дело с образованием в Японии на уровне университетов. Среди учебных заведений имеются университеты, которые относятся к разряду престижных. Поэтому и появился термин «мир престижного образования». В японском обществе раздаются голоса, требующие учреждения такой системы высшего образования, которая бы способствовала приобщению членов общества к «действительным знаниям». Это требование связано со стремлением к учебе на протяжении всей жизни. Одним словом, университеты должны стать открытыми учебными заведениями. Что вы можете сказать об этом?
    Университеты должны влиять на научно-методический уровень школьного образования, вести активную деятельность по пропаганде научных знаний среди широких масс. Влияние университетов должно определяться активным и систематическим участием его профессоров и преподавателей в публичных дискуссиях, их выступлениями по текущим вопросам по радио и телевидению, участием в разработках фундаментальных социально-политических, экономических и других проблем.
    Расширение и углубление гуманистических функций университета будущего должно идти не только по линии совершенствования процесса обучения, но и путем превращения университетов, как вы заметили, в «открытые» учебные заведения, в центры самообразования, самоусовершенствования.
    По-видимому, «открытые» университеты должны быть «открыты» не только для молодежи страны, в которой расположен университет, но и для студентов из других стран. Университеты не должны замыкаться государственными границами. Университет — это лаборатория, в которой происходит процесс познания истины. Истина, как известно, не имеет границ, национальных и идеологических преград. Оксфорд, Кэмбридж, Парижский университет, университеты Германии, Италии, других стран еще в средние века были наднациональными центрами науки и мысли. Мне кажется, что развитие университетов в будущем должно идти в соответствии с этими принципами.
    Я разделяю вашу точку зрения, когда вы говорите о роли университетов в развитии контактов между различными странами с целью укрепления взаимопонимания и доверия между народами. Университеты должны решать вопросы подготовки кадров для любых стран. Для углубления взаимопонимания большое значение имеет изучение в университетах культурного наследия разных народов, изучение иностранных языков, знакомство с духовными историческими ценностями. Это единственно правильный путь к сближению: культурные ценности всех наций должны быть достоянием человечества.
    Университеты всегда должны быть носителями гуманистических традиций, хранителями духовных ценностей, накопленных народами. Их деятельность должна быть направлена на развитие общества, устранение любых форм дискриминации.
    Господин ректор, мне кажется, что в последнее время роль университетов как научно-исследовательских центров стала снижаться. В связи с развитием науки и техники такие исследования стали проводиться непосредственно в сфере производства. Мне кажется, что это нестрашно: вероятно, основная задача университетов — в воспитании человека, в привитии ему высокой культуры, гуманистических принципов. Что вы могли бы сказать о совершенствовании функции университетов?
    Какие основные направления совершенствования деятельности университетов можно уже сейчас выделить? Это в первую очередь совершенствование процесса обучения. Очевидно, что перед университетами должна стоять задача по обеспечению фундаментального образования. Для этого нужно, чтобы университеты были обеспечены хорошими преподавателями, чтобы к учебному процессу больше привлекались ведущие специалисты различных областей. Актуальна задача и по обеспечению фундаментального образования, опирающегося на достижения в разных областях науки, особенно на стыках наук.
    Я полагаю, что в университетах будущего станут готовить специалистов, которые смогут на практике применять фундаментальные знания всех областей — естествознания, общественных, гуманитарных и технических наук. Такие задачи стоят перед современным обществом.
    Все познать невозможно, но выпускник университета должен иметь такую подготовку, которая бы помогала ему осваивать любую область знаний. Вероятно, особое внимание должно быть направлено на изучение математики, на выработку умения формировать целостное представление в отношении любой конкретной научной дисциплины. При современных темпах роста научной информации и бурных перестройках в науке важно вырабатывать умение свободно ориентироваться в новых областях научных знаний.
    В связи с этим в Московском университете уже ведется большая работа; в частности, она проводится в рамках многочисленных семинаров по различным направлениям науки.
    Программы обучения в университетах должны обеспечивать возможность вовлечения каждого учащегося в процесс научных исследований, проводимых как в лабораториях университетов, так и в других научных учреждениях. Учащиеся университетов должны использовать самое совершенное научное оборудование, что позволит активнее осваивать теоретические знания. В учебном процессе должно резко возрасти использование различных технических средств, особенно ЭВМ, что оказывает радикальное влияние на характер обучения. Это обеспечит быстрое получение необходимой информации, повысит возможность самостоятельного получения знаний и приобретения навыков в решении учебных задач.
    В Советском Союзе вопросу совершенствования системы высшего образования уделяется самое пристальное внимание. Мы сейчас стремимся к кардинальной перестройке этой системы. Предстоит решить много вопросов. Здесь их все раскрыть просто невозможно. Скажу только о некоторых намечаемых направлениях. Сейчас идет разработка новых учебных планов и программ, предусматривающих сокращение объема лекций, увеличение роли самостоятельной работы студентов, усиление практической направленности обучения. Планируется участие предприятий в сфере научных разработок вузовских профессоров; одновременно наиболее опытные работники промышленности привлекаются к учебному процессу в вузах. Жизнь постоянно будет вносить новое в процесс совершенствования учебной системы. Это естественно.
    В настоящее время учебный процесс, научные исследования страдают формализмом. Это сказывается на преподавателях, ученых, сковывает их творческую инициативу. У работников сферы высшего образования — преподавателей и ученых — нередко возникает депрессия, чувство растерянности. Разумеется, в таком состоянии не может быть и речи о том, чтобы воспитывать студентов, учить их. Что бы вы могли сказать о роли преподавателей в процессе совершенствования системы обучения?
    Естественным образом все процессы в сфере образования связаны с существенным изменением и характера деятельности преподавателей. Последние должны уделять большое внимание проблеме разработки эффективных программ обучения с широким использованием технических средств. При этом личные контакты преподавателя с учащимися должны носить творческий характер. Здесь роль преподавателей университетов неизмеримо возрастает. Они должны быть людьми с яркой индивидуальностью, высоким уровнем профессиональных знаний. Таких преподавателей нужно готовить, обращая внимание на их различные человеческие качества, вплоть до таких, как организаторские способности, уровень общей культуры, моральные устои и т. д.
    Чтобы университеты разных стран решали такие задачи, уже сейчас необходимо сближение учебных планов и программ основных фундаментальных дисциплин, написание совместных учебников и учебных пособий, обмен профессорами с целью чтения лекций. Московский университет проводит такую работу в содружестве со многими университетами других стран. База для этого имеется, так как каждый университет является методическим центром по распространению фундаментальных знаний. Постановка перечисленных задач не означает, что следует забывать старые, апробированные формы обучения. В первую очередь предполагается органическое соединение учебного процесса с высоким уровнем научных исследований. Университеты в силу самой направленности университетского образования на универсальность способны наиболее эффективно решать проблемы, связанные с взаимодействием наук.
    В заключение мне хотелось бы остановиться на важнейшей задаче, которая всегда стоит перед университетом.
    При различных формах работы с учащимися следует стремиться воспитывать у них любовь к труду, высокие моральные качества, уважение прав личности и понимание общественных интересов, любовь к Родине, уважение к другим народам, их культурным традициям. Мы должны оказать учащимся помощь в формировании широких жизненных интересов, в выработке активной жизненной позиции. Мы должны научить их любить и понимать литературу, музыку, живопись, архитектуру, искусство.
    Сегодня, когда во многом благодаря научно-техническому прогрессу история человечества становится подлинно всемирной, когда интенсивно взаимодействуют все народы мира, во всех сферах как материальной, так и духовной, университетское образование, раскрывающее взаимосвязь между различными видами человеческой деятельности, несомненно, будет способствовать тому, чтобы человечество нашло оптимальные пути обеспечения полноценной жизни каждому человеку на Земле. В этом наша главная задача.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *