Сочинение на тему урок мужества

8 вариантов

  1. Каждый из нас порой сталкивается с неприятными ситуациями. В такие моменты мы не знаем что делать, кто-то в итоге струсит, возложив ответственность на чужие плечи, а кто-то возьмёт всё в свои руки. Именно благодаря таким непростым ситуациям проявляются лучшие человеческие качества, такие как выносливость, мужество и стойкость.
    Что такое мужество?- наверное, каждый понимает это слово по-своему. Нередко в разговорах о войне можно услышать «солдат дал урок мужества» или «мужественно повёл себя на поле боя». Но ведь далеко не всегда мужество неотъемлемо связано с войной и боевыми действиями.
    Мужество может проявляться у человека как в бытовых, так и в экстремальных ситуациях. Например, оно может проявиться во время пожара, когда случайный прохожий спасает ребёнка, вынося его из объятого огнём дома. Но это экстремальная ситуация, на самом деле мужество может проявляться даже в, казалось бы, совсем незначительных поступках.
    Это качество человек воспитывает в себе на протяжении всей жизни. В основе мужества лежит, прежде всего, самопожертвование. Когда ты побеждаешь собственные страхи, помогая другим – это и есть мужество. Совсем необязательно быть сильным физически, чтобы быть мужественным. Мужество основывается на храбрости, смелости, умении в нужный момент принимать правильные решения.
    Во многих профессиях не обойтись без мужества. К примеру, профессия врача невозможна без этого качества. Врачи спасают жизни, не требуя взамен особых наград, они это делают просто потому, что так надо. Они считают это своим долгом!
    Мужество – это важнейшее качество! Оно показывает истинную душу человека, его благородство, открывает богатый внутренний мир и достоинство. Без этого качества не обойтись в военное время, но и в мирное оно – бесценный дар, который нужно хранить и беречь.

  2. В жизни каждый человек периодически сталкивается с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в таких непростых ситуациях проявляется настоящий характер человека, его выносливость, мужество и стойкость.
    Но что же подразумевается под этим громким словом Мужество? Зачастую в разговорах о войне можно услышать «солдат дал урок мужества» или «мужественно повёл себя на поле боя». Но всегда ли мужество связано с войной и боевыми действиями?
    Я считаю, что мужество может проявляться в абсолютно любых ситуациях, как бытовых, так и экстремальных. К примеру, без сомнения по-настоящему мужественным человеком можно назвать случайного прохожего, который вынес ребёнка из горящего дома. Но подобные случаи редки, это экстремальная ситуация. В действительности же мужество сквозит во всех словах и поступках, даже в самых незначительных.
    Это качество не появляется у человека с рождения, он воспитывает его в себе на протяжении всей жизни. В первую очередь это важнейшее качество основывается на самопожертвовании. Мужественный человек, преодолевая свой страх, стремится помочь тому, кто попал в беду. Не обязательно быть физически сильным или умным, чтобы быть мужественным. Мужество требует от человека храбрости, смелости, умения в нужный момент принимать правильные решения.
    Без проявления мужества невозможны и многие профессии. Мужественным должен быть врач, спасающий умирающего пациента, пожарные, спасатели – все эти профессии невозможны без мужества.
    Мужество – это важнейшее качество человека. Оно поможет ему в трудных ситуациях, покажет его истинное благородство, откроет другим его богатый внутренний мир и достоинство. Это качество важно и на войне, и в мирное время.

  3. В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с неприятными, неожиданными и сложными ситуациями. Именно в них проявляется настоящий характер человека, качества его души, выносливость, мужество и стойкость.
    Но что же это такое – мужество? Часто, разговаривая о войне, мы говорим, что «солдат дал урок мужества» или «мужественно повёл себя на поле боя». Но разве всегда мужество неотъемлемо связано с войной и боевыми действиями?
    Прежде всего, мужество может проявляться у человека в любых, как бытовых, так и экстремальных ситуациях. Например, яркий пример мужества – случайный прохожий вынес ребёнка из горящего дома. Но подобное – экстремальная ситуация, а мужество сквозит во всех словах и поступках, даже в самых маленьких.
    Это качество у человека появляются далеко не с самого рождения, он воспитывает их в себе на протяжении жизни. Мужество – это качество, которое основывается в первую очередь на самопожертвовании. Это умение идти через страх, чтобы не сломаться самому и помочь другим. Не обязательно быть физически сильным или умным, чтобы быт мужественным. Мужество требует от человека храбрости, смелости, умения принимать мгновенные решения в нужном ракурсе.
    Мужества требуют и многие профессии, не обязательно связанные с военным делом. Например, профессия врача в принципе невозможна без этого качества, ведь хирург отдаёт всего себя, стоя над умирающим пациентом за операционным столом, а медсёстры таскают на себе тех, кто выжил в аварии.
    Мужество – очень важное качество характера человека. Оно поможет ему в трудных ситуациях, покажет его благородство, настоящий богатый внутренний мир и достоинство. Это качество важно как на войне, так и в мирное время. Возможно, профессия, выбранная человеком, будет требовать наличия данного качества.

    Сочинение на тему Мужество

    Мужество – что же это? У каждого свои понятия. Но кто из всех прав? Наверное, по какой-то мере все в этом роде правы! Ведь мужество – это сильная черта характера, которая делится на много качеств человека, таких как: отсутствия страха, принятие сложных решений, держать удары жизни… много всего можно перечислять вечно, но что самое главное в этом заключается?

  4. «Уроки мужества»
    А  Вы когда – нибудь задумывались над этими словами?
    «…героически пал , защищая своих товарищей…», « …погиб при исполнении воинского долга…» , « … спас товарищей ценой своей жизни…» . Почему мы всё реже слышим эти слова? Слова , которые являются самыми « воспитывающими » для подрастающего поколения .Конечно, воспитывать должна школа .Поэтому именно мы, учителя , и должны проводить «уроки мужества».
    В нашей школе прошёл такой урок. На него пригласили шестиклассников, – моих учеников. Неизгладимое впечатление произвели на ребят рассказы учителей об Алексее Михайловиче Прилуцких,- герое нашей школы, погибшем в Чеченской Республике. Своими воспоминаниями о нём поделились учителя – ветераны педагогического труда : Стрелкова Н. В.,  Наздрачёва Г. Н. и его одноклассница и заместитель по воспитательной работе в школе – Глыбочко С. В.Ребята – девятиклассники рассказали о его жизненном пути . « Настоящий »-говорят о нём однополчане .« Офицер от Бога »- решили мы с ребятами. Большое спасибо хочется сказать Артамоновой А .А . ,– учителю истории, -за то , что она эту историю хранит. Ведь пока мы помним – наши герои живы. Трудно переоценить воспитательное значение таких мероприятий в школе. В продолжение месячника патриотического воспитания мы с классом посетили районный музей, где Л.А. Динер рассказала о воинах – интернационалистах, погибших в локальных войнах. Также ребятам были продемонстрированы фильмы о солдатских буднях в Чечне .Больше всего ребят поразил порядок в воинской части : дорожки , размеченные побеленными камнями, цветы !Гордость за « своих » переполняет ребят :  «Наши молодцы !», « Красиво у них !», « Какие они все сильные !»
    Перечитываю строки из сочинений ребят , которые они написали после проведённой  беседы :
    « …Я думаю , что долг – это в первую очередь всё для своей Родины и его надо выполнить несмотря ни на что…»
    « Мне кажется , что честь – это не только когда «отдал честь», но это как честное слово…»
    «…Мужественный человек – это сильный и смелый , готовый помочь всем …»
    « Для меня …слова мужество, честь , долг – не просто слова , …их нужно произносить …чётко и громко ,с гордостью  .»
    «…я хочу , чтобы таких людей было как можно больше.»
    А в сердце притаилась радость : растут патриоты нашей страны , защитники нашей Родины ! Они точно будут знать цену словам : ДОЛГ , ЧЕСТЬ , МУЖЕСТВО .
    Классный руководитель   6 класса: Гусятникова Л.П .
    С. Берёзовка

  5. Классный час на тему «Есть ли герои у нашего времени?»
    Цели:
    – дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя;
    – развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
    – воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
    План мероприятия
    1. Организационный момент;
    2. Подготовка к восприятию темы: слово учителя;
    3. Восприятие темы:
    – работа с понятием;
    – составление портрета героя;
    – герои всех времен (развитие понятия «герой»)
    • богатыри земли русской;
    • героизм во время Великой Отечественной войны;
    • героизм в наши дни;
    4. Итоги мероприятия
    Ход мероприятия
    1.Организационный момент
    Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составим портрет героя, определим качества, необходимые для совершения подвига.
    2. Подготовка к восприятию темы:
    Учитель: Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, трудолюбие, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Зло не может совершить добрые дела. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня.
    3.Восприятие темы
    Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.
    Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.
    2. Главное действующее лицо литературного произведения.
    3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
    4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
    Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?
    Как вы понимаете слово «подвиг»? ( Мнения учащихся)
    А вот такое определение даётся в словаре: Подвиг – самоотверженный героический поступок.
    Учитель: А теперь составим портрет героя
    Портрет героя
    – внешность;
    – возраст;
    – профессия;
    – воспитание;
    – место рождения;
    – качества характера;
    Обсуждение по вопросам: Каков внешне должен быть герой? Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг? Герои – это люди особой профессии? Может, как-то особенно надо воспитывать героя? Герои живут в каком–то особом месте? ( Мнения учащихся)
    Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Как вы думаете, какие черты характера присущи героям?
    Учитель: Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше»
    Герои всех времен.
    Учитель: С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Былинные герои Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович остаются примером мощи, силы и справедливости.
    Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. А как вы думаете, герои появлялись только на войне?
    Всем известен подвиг Ю.А.Гагарина, а в чем он заключался?
    Евгений Чернышев, главный пожарный Москвы, лично вывел из огня несколько человек. Затем он вернулся в здание. Чернышев погиб при обрушении кровли.
    Учитель:  Подвиги совершаются и в мирное время. И возраста нет у подвига. Иногда герои живут рядом с нами, даже сидят за одной партой.
    Вот так произошло с жителем одного из городов России, учеником 2 класса «А» Евгением Табаковым.
    Учитель: Женя был самым маленьким среди учеников 2 класса. 8 лет должно было ему исполниться только в марте.
    Учитель:  –    Эта история произошла в ноябре 2009 года. Когда в квартире Табаковых раздался злополучный звонок, дети были одни. Пошла открывать 12-летняя Яна. Брат играл в комнате. Незнакомец набросился на девочку с ножом: “Гони деньги!” Яна заплакала, и тогда грабитель приказал искать деньги ее брату. А сам принялся раздевать девочку. Женя схватил на кухне нож и с разбегу всадил его в поясницу грабителю. Тот упал и выпустил Яну. Но тут же накинулся на Женю. Потом на спине ребенка насчитают восемь колотых ран. А Женя от полученных ран  погиб. Посмертно Евгений Табаков представлен к награде – Ордену Мужества. Эту награду вручили его маме – Галине Петровне.
    Давайте теперь познакомимся с героями нашего времени, нашими выпускниками.
    ШАПОВАЛ АЛЕКСЕЙ Выпускник 9 класса 1996 г. Проходит службу в г.Хабаровск, отряд специального назначения в звании сержант. Командир гранатометного отделения АГС-17.  Неоднократно принимал участие по уничтожению незаконных вооруженных банд формирований на территории Дагестана, Осетии, Северного Кавказа. Участвовал во второй чеченской компании, где получил легкое ранение. Имеет гос. награду «медаль Суворова» за прикрытие отхода отряда во время боя в Аргунском ущелье, Чеченской республики, где был контужен. Также имеет 11 ведомственных наград.
    ШАЛМИН МАКСИМ Выпускник 1995 г. Участник боевых действий на территории Чеченской республики.
    СТЕПАН ИЛЬЯ Выпускник 2002 г. Служил в Самаре, в р.Таджикистан город Куляб (на границе с Афганистаном), потом в Екатеринбурге, затем в Ростовской области, сейчас проходит службу в г. Алейск, Алтайского края. Прошел должности командира отделения, заместителя командира взвода (в училище), командира мотострелкового взвода, гранатометного взвода, командира мотострелковой роты, офицером управления армии, начальник штаба мотострелкового батальона. Дошёл от звания младшего сержанта до капитана, (а в этом году получит майора). Имеет  гос.награду “за заслуги перед отечеством 3 степени”, именные часы от президента Таджикистана.
    ПАНАЕВ ВЛАДИМИР Выпускник 2002 г. Начал службу в учебной развед роте в 2006 году, через пол года по распределению попал на Кавказ в развед-десантную роту, не однократно принимал участие по уничтожению незаконных вооруженных банд формирований (боевиков) на территории Ингушетии, в 2008 году 8 августа принимал участие в миротворческой операции по принуждению Грузии к миру. С 2011 г. служил в г.Свободном, в 2014 г. перевелся в г.Белогорск в развед батальон. Имеет награды: медаль «за службу на Северном Кавказе», медаль «участник контр-террористической операции на Северном Кавказе».
    Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? ( Герой – это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине.)

  6. Перед этим горем гнутся горы,
    Не течет великая река…
    А. Ахматова
    К 30-м годам XX века Россия уже пережила два Апокалипсиса — революции и гражданскую войну. Людям казалось, что страшнее этих событий, страшнее пережитых страданий уже ничего не может случиться, но судьба распорядилась по-своему. Тоталитаризм, диктатура Сталина, пришедшие им на смену, заставили людей жить, “под собой не чуя страны”, боясь не только поступков и слов, но даже мыслей своих. И все-таки даже в эти времена оставались люди, имевшие смелость говорить правду. Одной из них была поэтесса Анна Ахматова, воспринимавшая свое призвание поэта как пророка своей страны. Огромная боль за все страдания, выпавшие на долю России, наиболее полно выразилась в поэме “Реквием”, написанной в 1935-1940 годах. Создание поэмы во многом связано с личными переживаниями автора (“Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне”). Железный круг все с большим ожесточением сжимался вокруг поэтессы, и в ее сознании невольно начали возникать строки будущей поэмы. В лирической героине мы узнаем саму Ахматову:
    Эта женщина больна. Эта женщина одна.
    Муж в могиле, сын в тюрьме. Помолитесь обо мне.
    Показать бы тебе, насмешнице
    И любимице всех друзей,
    Царскосельской веселой грешнице,
    Что случится с жизнью твоей.
    И в то же время героиня Ахматовой стала выразителем боли и страданий, выпавших на долю миллионов русских людей. Голосом лирической героини говорит каждая из матерей, жен, стоящих в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих близких, ее голосом говорит каждый, кто переживал эту страшную трагедию:
    И та, что сегодня прощается с милым, —
    Пусть боль свою в силу она переплавит.
    Мы детям клянемся, клянемся могилам,
    Что нас покориться никто не заставит!
    Произведение Ахматовой — это плач Поэта и Матери по убиенным, оклеветанным, поруганным соотечественникам. Наследуя традиции русской литературы, Анна Ахматова обращается к евангельским мотивам, к Апокалипсису:
    И прямо мне в глаза глядит
    И скорой гибелью грозит
    Огромная звезда.
    Над Россией взошла звезда Полынь, символ Страшного суда, которая уже предвещала гибель Петрополя в лирике О. Мандельштама (“На страшной высоте земные сны горят, зеленая звезда летает”).
    Автор сопоставляет жертву Иисуса Христа с безвинными жертвами Советской России. Этих жертв было так много, что списки превращались в бесконечные ленты.
    Хотелось бы всех поименно назвать,
    Да отняли список и негде узнать.
    Для них я соткала широкий покров
    Из бедных, у них же подслушанных слов.
    О них вспоминаю всегда и везде,
    О них не забуду и в новой беде…
    Таким же символическим образом, воплощающим в себе образ всех русских матерей, становится Богородица. Потому и эпиграфом к главе “Распятие” стали слова: “Не рыдай мене, Мати, во гробе зрящи”. Героиня “Реквиема” ищет утешения у смерти и поддается безумию. Однако ее великая скорбь делает ее как бы новой Богоматерью, необычайно возвышает и ее, и испытываемое ею горе. Это горе значительнее и величественнее, чем рыдания или даже “окаменение” других:
    Магдалина билась и рыдала,
    Ученик любимый каменел,
    А туда, где молча Мать стояла,
    Так никто взглянуть и не посмел.
    Постепенно в поэме начинает все яснее прослеживаться христианская идея памяти как способа победить смерть. Утрата памяти видится автором как самая страшная беда, а долг сохранения памяти — как самый жизненно важный долг. И сознание этого долга поднимает русских матерей с колен, заставляет стойко переносить все страдания и мучения, выстаивать в бесконечных очередях, чтобы только узнать хоть какую-то весть о своих родных. Мужественные и гордые русские женщины не могли позволить себе отчаяние, не могли позволить себе показать страх, опустить руки, забыть и забыться. Горе изменило их облик:
    Узнала я, как опадают лица,
    Как из-под век выглядывает страх,
    Как клинописи жесткие страницы
    Страдание выводит на щеках,
    Как локоны из пепельных и черных
    Серебряными делаются вдруг,
    Улыбка вянет на губах покорных,
    И в сухоньком смешке дрожит испуг.
    Но это горе не способно было изменить их мужественную русскую душу. Вся поэма пронизана атмосферой смертельного горя: слова “мертвый”, “смертельный”, “могила”, “гибель”, “погребальный” передают и тяжелую атмосферу в стране, и тяжесть, лежащую на сердце каждой матери.
    Жесточайшая трагедия, семнадцать месяцев, проведенных “в страшные годы ежовщины” в тюремных очередях, неизбывное материнское горе, “смертельная тоска”, “окаменелое страданье” — разве может человек вынести все это? Анна Ахматова утверждает; что может. Может, если он не замкнулся в своем одиночестве, не утратил веры в конечное торжество справедливости, в победу жизни над смертью.
    Связь с миром, с людьми, ощущение конечной правды истории дает русским женщинам эту силу. “Надо снова научиться жить” — эта строка стихотворения “Приговор” становится ключевой в поэме. С ней словно перекликаются строки “Посвящения”: “А надежда все поет вдали…” и “Эпилога”:
    И пусть с неподвижных и бронзовых век,
    Как слезы, струится подтаявший снег,
    И голубь тюремный пусть гулит вдали,
    И тихо идут по Неве корабли.
    Эти строки передают убеждение поэтессы в том, что страдания народа не могут быть бесконечными, как не могут они быть напрасными. Но они не имеют права пройти бесследно.
    Героиня Ахматовой боится забыть происходящее — этого нельзя забыть “и в смерти блаженной”, оттого и памятник ее необычен, это словно живой памятник, постоянно напоминающий людям о горе, которое выпало на долю страны:
    А если когда-нибудь в этой стране
    Воздвигнуть задумают памятник мне,
    Согласье на это даю торжество,
    Но только с условьем — не ставить его
    Ни около моря, где я родилась:
    Последняя с морем разорвана связь,
    Ни в царском саду у заветного пня.
    Где тень безутешная ищет меня,
    А здесь, где стояла я триста часов
    И где для меня не открыли засов.
    Затем, что и в смерти блаженной боюсь
    Забыть громыхание черных “марусъ”.
    Взгляд Ахматовой на события, пережитые в те годы, — это своего рода взгляд из будущего на мужественно преодоленные жестокие испытания. Читая строки “Реквиема”, мы не устаем поражаться безмерной стойкости и мужеству женщины, которая не только сумела выстоять, не сломаться, но при этом смогла остаться поэтом, донести до потомков трагизм эпохи, в которой ей довелось жить:
    Семнадцать месяцев кричу,
    Зову тебя домой,
    Кидалась в ноги палачу.
    Ты сын и ужас мой…
    Поэма “Реквием” не только открыла нам прошлое нашей страны. Она научила русских людей — и современников Ахматовой, и потомков — быть выше любого горя, сохранять свою душу, сохранять стойкость и мужество перед лицом любых испытаний. А сама поэтесса, ее творчество, бескомпромиссная правда, искренность, звучащие в ее произведениях, глубокое проникновение автора в судьбы своего народа, непоколебимая вера в его силу и стойкость, независимость от чужих суждений стали примером для последующих поколений поэтов.

  7. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак Муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
    Разработка урока мужества в восьмом классе по теме
    «Мужество и героизм русского народа»
    Выполнила: классный руководитель 8 класса
    Ахметшина И.Р.
    Рятамак, 2018 год
    «Мужество и героизм русского народа»
    Цели:
    Познакомить учащихся с подвигом русского народа во время ВОВ и Курской битвы;
    Воспитание уважения к защитникам Отечества;
    Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
    Содействовать формированию патриотизма детей и подростков на основе исторических событий.
    Ход урока
    Добрый день дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся далекое прошлое.
    Послушайте небольшое стихотворение.
    Мужество – это не мода,
    Скорая, быстротечная,
    Мужество – суть мужчины,
    Прочная, долгая, вечная.
    Если зернышко смелости
    С почвой подружится,
    Вызреет в пору спелости
    Зернышко колосом мужества.
    – Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (ответ учащихся)
    – Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое «мужество»?
    Какого человека можно назвать мужественным?
    (ответ учащихся)
    – Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве.
    И тема  сегодняшнего урока:  «Мужество и героизм русского народа»
    – Ребята, назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными. (ответы учащихся)
    – Правильно, во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
    – Давайте вспомним об этих войнах и сегодняшний урок
    это – дань памяти и уважения всем, кто зовется защитником Отечества, кто причастен к героической и трагической Великой Отечественной войне, Афганской войне, кто участвовал в боевых действиях в чеченской войне, и тем, кто сегодня стоит на страже нашей Родины.
    – Мужество – это страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишён мужества, вряд ли может быть твёрдым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека.
    – С древних времен славился русский народ храбростью, героизмом, любовью к своей Родине. Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Мы помним, и всегда будем помнить о мужестве и героизме наших солдат в годы Великой Отечественной войне, помнить и о войне в Афганистане и боевых действиях в Чечне.
    – Ребята, а что такое война? (Ответы учащихся)
    – Да. Война – это всегда трагедия. Любая война, даже пусть она будет продолжаться всего неделю – это кровь, слезы, раны.
    – Что же вы знаете об этих войнах?
    Великая Отечественная война
    Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.
    В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
    Афганская война
    После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.
    Война в Чечне
    Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»
    – Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры? (ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)
    – Что же позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Каким же образом мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными.
    (Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке);
    Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление);
    Организация встреч ветеранов;
    Создание школьного музея «Никто не забыт, ничто не забыто!».)
    – Послушайте одно стихотворение:
    Пламя ударило в небо –
    Ты помнишь, Родина?
    Тихо сказала:
    «Вставайте на помощь…» – Родина.
    Славы никто у тебя не выпрашивал,
    Родина.
    Просто был выбор у каждого:
    Я или Родина.
    – О чем это стихотворение? (Ответы учащихся)
    – А вы знали, что люди завтракали, когда в густой медовый полдень лета вмешался взволнованный голос диктора.
    (Фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»)
    – В первый же день войны добровольцами уходили на фронт совсем юные девчонки и мальчишки. Самым молодым солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей….  Когда наступит мир, думали все и вставали на бой с фашизмом, ради мира на земле. Во время Великой Отечественной войны сопротивлялись фашистским захватчикам не только воины на фронтах. Во время войны на защиту поднимались тысячи совсем юных мальчиков и девочек. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.
    – В каких же местах произошло величайшие сражения?
    (В июле 1943 года в районе села Прохоровка произошло одно из величайших танковых сражений Великой Отечественной войны)
    – Именно победа на Курской дуге окончательно переломила ход войны. 5 августа 1943 года впервые в городе Москве был произведен салют в честь освобождения городов Орла и Белгорода.
    – О потерях в ходе Курской битвы сообщает «Русский архив». За 50 дней сражений безвозвратные потери составили 250 тысяч человек (в среднем пять тысяч в сутки), 500 тысяч раненых (десять тысяч в сутки). Только в ходе оборонительной операции (4-22 июля 43 года) Воронежский фронт потерял убитыми – 18097, ранеными – 47272, без вести пропавшими – 24851.
    – Эта война принесла большие потери для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн. человек, погибло около 27 млн. человек.
    – В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем заканчивается Великая Отечественная война.
    (Фонограмма «Сообщение Левитана о победе»)
    –  Казалось бы настали мирные дни, но наши воины – солдаты вновь втянуты  в региональные конфликты, которые были вызваны “холодной войной”.
    – Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”.
    Что означают эти слова?
    Когда была война в Афганистане?
    Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз?
    Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?
    Кому нужна была эта война?
    – Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга»
    От Афганской до Чеченской.
    Звуки сдержанного крика
    Пыль дорожная клубится
    Возле райвоенкоматов
    Для солдатской службы честной
    Будут мальчики рождаться
    От Афганской до Чеченской,
    От Чеченской до Гражданской
    – Чечня… Это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
    – Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота, интернационалиста.
    – В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм при оказании помощи в Афганистане, Чечне… Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: «За Россию, за народ и за все на свете!».
    – Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?
    – Молодцы!
    – Сейчас мы с вами, проверим, насколько вы знаете о войнах.
    Отгадайте загадки:
    1. Стоят три старушки:
    Вздохнут да охнут,
    Вблизи все люди глохнут. (Пушки)
    2. Летит ворон, весь окован, кого клюнет, тому смерть. (Пуля)
    3. Не пчела, не шмель, а жужжит,
    Неподвижно крыло, а летит. (Самолет)
    4. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
    5. На пушку не похоже,
    А палит, дай боже. (Миномет)
    6. Ползет черепаха – стальная рубаха.
    Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк)
    7. Летит – лается,
    Упадет – рассыпается. (Снаряд)
    – А сейчас ответьте на вопросы:
    1. Что обозначают цвета «Георгиевской ленточки»? (черный и оранжевый – означают „дым и пламя“ и являются знаком личной доблести солдата на поле боя).
    2. Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)
    3. Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)
    4. Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)
    5. Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР))
    6. Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)
    7. За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)
    8. Назовите города-герои, которые вы знаете. (Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Сталинград (ныне Волгоград, Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)
    9. Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург.)
    10. Чем отличается орден от медали? (медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде звезды)
    11. Как называется самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны К. Симонова? («Жди меня, и я вернусь…»)
    12. Кто такой «Сталинградский Данко»? (матрос-тихоокеанец М. А. Паниках)
    13. Какое звание носил К.Г. Жуков – маршал или генерал? (Маршал)
    14. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны? (Три. 7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года проведён Парад Победы.)
    15. В каком городе России в годы ВОВ блокада длилась 900 дней? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург)
    16. Назовите памятники ВОВ, посвященные Великой Победе, в Москве. («Могила Неизвестного солдата», «Поклонная гора», «Защитникам Москвы»)
    17. Высший «солдатский орден» во время ВОВ – это что? (Орден Славы)
    18. Сколько дней длилась ВОВ? (1418 дней)
    19. Какой советский танк стал легендой ВОВ? (Т-34)
    20. В каком городе располагается Мамаев Курган? (Волгоград)
    21. Кто исполняет песню «День Победы» композитора Д. Тухманова?
    (Л. Лещенко)
    Подведение итогов викторины.
    – Молодцы! Вы все сегодня проявили себя храбрыми, отважными людьми.
    Ребятам, для которых служба ещё впереди, хотелось бы пожелать, чтобы Армия стала для них школой мужества, а не страшной бойней, уносящей молодые жизни, чтобы о ней оставались самые хорошие и добрые воспоминания, чтобы возвращались ребята закаленными, сильными – настоящими мужчинами!

  8. 8
    Текст добавил: вежливая зеленца

    УРОК МУЖЕСТВА  « ЖИВАЯ ПАМЯТЬ».
    Цели и задачи:
    Воспитание у школьников общечеловеческих и          нравственных ценностей, чувства патриотизма и гражданственности, духа патриотизма и любви к Родине, чувство долга и ответственности перед ней и народом, подготовка мальчиков к службе в армии.
    Воспитывать уважительное отношение к представителям мужской половины человечества; культуру отношений между мальчиками и девочками.
    Способствовать развитию творческих способностей и талантов учащихся, развитию эстетического вкуса.
    Способствовать формированию человеколюбия, доброты, умения радовать других и радоваться самим.
    Прививать навыки коллективного труда. Способствовать сплочению детского коллектива.
    ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
    Вступление. Звучит музыка песни « непобедимая и легендарная».Выход под музыку участников.
    Ученик: Мне скажут – Армия.
    Я вспомню день зимой,
    Январский день 42 года.
    Моя подруга шла с детьми домой-
    Они несли с реки в бутылках воду.
    Их путь был страшен, хоть и недалек.
    И подошел к ним человек в шинели.
    Взглянул – и вынул хлебный свой паек,
    Трехсотграммовый, весь обледенелый,
    И разломил, и детям дал чужим,
    И постоял, пока они поели.
    И мать рукою серою, как дым,
    Дотронулась до рукава шинели.
    Дотронулась, не посветлев в лице…
    Не ведал мир движенья благодарней,
    Мы знали все о жизни наших армий,
    Стоявших с нами в городе, в кольце.
    …Они расстались. Мать пошла направо,
    Боец вперед- по снегу и по льду.
    Он шел на фронт, за Нарвскую заставу,
    От голода качаясь на ходу.
    Он шел на фронт, мучительно палим
    Стыдом Отца, Мужчины и Солдата:
    Огромный город умирал за ним
    В седых лучах январского заката.
    Он шел на фронт, одолевая бред,
    Все время помня, нет, не помня- зная,
    Что женщина глядит ему вослед,
    Благодаря его, не укоряя.
    Он снег глотал, он чувствовал с досадой,
    Что слишком тяжелеет автомат,
    Добрел до фронта и пополз в засаду
    На истребленье вражеский солдат…
    Теперь ты понимаешь, почему
    Нет Армии на всей земле любимей,
    Нет преданней ее народу своему,
    Великодушней и непобедимей!  ( О. Бергольц)
    Песня звучит громче и заканчивается.
    Ученик: Среди февральских холодов
    Мы поздравляем в этот час
    Тебя,-  всегда ты в бой готов,-
    Защитник Родины и нас!
    Твой разговор с врагами прост,
    Что могут развязать войну:
    В свой богатырский встанешь рост –
    Закроешь грудью всю страну!
    Ты не отдашь ни пяди им
    Земли великой и святой,
    И мы за то благодарим
    Тебя, любимый наш герой!
    Вступительное слово учителя:
    Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, дорогие гости! Сегодня не просто февральский день, сегодня особенный день, День защитника Отечества!
    День защитника Отечества – это профессиональный праздник военных. Впрочем, Этот праздник давно перестал быть просто профессиональным. Он превратился у нас в праздник всех мужчин.
    Мужчина должен быть всегда сильным, мужественным, способным защитить свою семью и Родину вне зависимости от того, военный он или нет.
    Ребята, а знаете ли вы, почему именно 23 февраля отмечают день защитника Отечества? Какова история этого праздника?
    (ответы детей)
    Сегодня вашему вниманию мы представляем устный журнал  «Живая память». Сегодня мы славим защитников Отечества!
    1-я страница нашего журнала .
    « Любовь к Родине начинается с семьи» Ф. Бэкон.
    На фоне слайда плаката «Родина-Мать».  Инсцинирование стихотворения: 3 бойца пишут письма домой.
    Учитель: В лихую годину жизни своей Родины, в тяжелые минуты люди вспоминают Родину-Мать и вместе с ней преодолевают все трудности и лишения. Любовь к Родине-Матери сродни любвик женщине-матери, ей все добрые дела, ей – сердечный жар и нежность.
    1. Мама, тебе эти строки пишу я,
    Тебе посылаю сыновний привет,
    Тебя вспоминаю, такую родную,
    Такую хорошую – слов даже нет!…
    Мы были беспечными, глупыми были,
    Мы все, что имели не очень ценили,
    А поняли, может, лишь тут, на войне:
    Приятели, книжки, дискуссии, споры –
    Все сказка, все в дымке, как снежные горы…
    Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!
    2. Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
    Застыли орудия, как стадо слонов.
    И где-то по-мирному в гуще лесов,
    Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
    За жизнь, за тебя, за родные края
    Иду я навстречу свинцовому ветру,
    И пусть между нами сейчас километры –
    Ты здесь, ты со мною, родная моя!
    И вместе со мною к далеким победам
    Солдатской дорогой незримо идешь.
    3. И чем бы в пути мне война не грозила,
    Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!
    Я знаю, что ты меня благословила,
    И утром, не дрогнув, я в бой ухожу…
    Словарная работа.
    Словом можно  убить, словом  можно  спасти,
    Словом можно полки за собой повести,
    Словом можно продать, и предать, и купить.
    Словом можно в разящий свинец перелить.
    Но слова всем словам в языке у нас есть:
    СЛАВА, РОДИНА,ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ.
    Учитель: Говоря о любви к Родине, самые первые мысли связываются со словами « патриот» и « патриотизм». Ребята, скажите мне , что же означают эти слова ?
    «Патриотизм»- преданность и любовь к Родине, к своему народу.
    «Патриот»- человек воодушевленный патриотизмом
    ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ВРАГУ – ЭТО НЕИССЯКАЕМЫЙ И ПО СУЩЕСТВУ ЕДИНСТВЕННЫЙ РОДНИК ДУШИ.
    2-ястраница. «Героями не рождаются,
    Героями становятся».
    Звучит фонограмма песни « Священная война».
    Учитель: Война… Страшное слово, за которым кровь, смерть, страдания, искалеченные судьбы, разрушенные семьи…
    Война… Даже от этого слова веет чем-то холодным, нагоняющим тоску и ужас. Война всегда была суровым  испытанием не только для всего народа, но и для каждого человека в отдельности, потому что победа или поражение всегда зависели от суммы усилий и веры человека. Именно здесь и раскрываются героические характеры людей бесконечно любящих свою Родину, сохраняющих преданность ей до последнего вздоха, завоевавших победу не только для себя, но и для своих детей и внуков, а значит и для нас.
    Жители и нашей солнечной Калмыкии  отстаивали независимость нашей Родины в годы Великой отечественной войны.
    Мы гордимся своими земляками, которые , несмотря на голод, холод, ужасы войны показали стойкость и преданность Родине.
    2   человека удостоены высшей награды – звания Героя Совесткого Союза.
    3-я страница. « Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?»
    Учитель: Нашему поколению суждено жить в 3-ем тысячелетии, осознав свое место среди других поколений.
    Каким был 20 век?
    Какой груз несет он в век грядущий?
    Каждая эпоха оставляет память о себе. В памяти поколений останутся навсегда трагические годы прошлого столетия! В вечной памяти останутся:
    Великая отечественная война, Унесшая 20 миллионов человеческих жизней.
    Афганская война, которая длилась 10 лет .
    Вдумайтесь в эти цифры!
    – более 12 тысяч солдат погибли.
    – более 6 тысяч стали инвалидами.
    По Республике Калмыкия:
    Служило 500 человек, 15_ погибли, 16 стали инвалидами.
    По Целинному району:
    41 воин-афганец,
    1 воин погиб – Слизский Иван, уроженец села Троицкое, выпускник ТСШ№1, был призван в армию в 1981 году, а погиб 11 ноября 1982 года. Указом Президиума Верховного совета СССР от 13 марта 1983 года посмертно был награжден орденом Красной Звезды.
    Кажется, что всему пора одуматься, но снова и снова вспыхивают горячие точки:
    -Таджикистан
    -Чечня
    -Дагестан
    -Осетия
    -Бессчисленные жертвы кровавого террора в городах России.
    Чеченская война:
    – участвовало более 1000 человек, погибли 34 человека, ранено 32 человека, 10 – стали инвалидами.
    Целинный район: участвовало 148 чел.,2 человека погибли: Свинарев Виктор и Халзрынов Валерий.
    Это всего лишь цифры. А если вдуматься! Война… Сколько горя несет она людям, сколько искалеченных , искореженных судеб, голод, разруха…
    И сегодня, проводя это мероприятие, мы отдаем дань уважения тем, кто с честью и достоинством выполнил свой воинский долг перед Родиной. Низко склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся к своим родным и близким.
    Застыли на курганах обелиски,
    Застыли, охраняя тишину.
    Они нам не заменят близких,
    Отдавших жизнь в прошедшую войну.
    Они нам не заменят близких,
    Отдавших жизнь в афганскую, чеченскую войну.
    Мы на лицо холодного гранита
    Кладем цветы, но плачем не навзрыд.
    Неугасима память поколений.
    И память тех, кого так свято чтим.
    Давайте, люди, встанем на мгновенье
    И в скорби постоим и помолчим!
    МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Слышны удары метронома.
    4-я страница. «Святое дело – Родине служить!»
    На фоне песни «Офицеры» идут картинки.
    Получают мальчики повестки.
    И уходят мальчики служить.
    Есть обязанность у них такая
    От врагов Отчизну защитить.
    Матери сынов провожают
    И наказы им дают.
    Расцелуют крепко, перекрестят
    И по-бабьи жалобно всплакнут.
    А отцы, махнув по рюмке горькой
    Говорят, сжимая крепко руку:
    «Ты, сынок, писать не позабудь»,
    Юноши России присягают,
    Клятву перед знаменем дают!
    Учитель: Вот и сегодня, продолжая традиции своих братьев, отцов и дедов многие наши выпускники успешно проходят службу в рядах нашей доблестной российской армии.
    Слайды: фотографии наших выпускников.
    Давайте от всей души пожелаем нашим воинам с честью и достоинством выполнить свой высокий долг перед Родиной и вернуться домой к своим родным и близким живыми и здоровыми, возмужавшими, окрепшими, настоящими мужчинами.
    Вот и близится к завершению наш устный журнал «Живая память». Мы очень надеемся на то, что каждый из присутствующих здесь почерпнул для себя что-то полезное, сделал какие-то выводы.
    Готовясь к мероприятию, мы в группе провели конкурсы рисунков и мини-сочинений «Дети об Армии».
    Отрадно отметить, что все мальчики понимают: служба в армии – долг каждого мужчины перед Родиной и народом, готовиться к ней надо уже сейчас со школьной скамьи. (зачитать сочинения)
    Мы еще раз от всей души поздравляем всех мальчиков с праздником!
    Пусть ты не служил пока.
    Ты стойкий, сильный, не капризны.
    Глаз зорок и тверда рука
    Защитник будущий Отчизны!
    Ведь если предстоит войне
    Внести в наш дом огонь, разруху,
    Стоять не будешь в стороне –
    Мать защитишь, сестру, подругу.
    А чтобы победить опять
    Ты будь здоровым, умным, бодрым:
    Учись старательно на «5»
    И занимайся больше спортом!
    Вас сегодня поздравляем
    С днем защитника страны
    От души мы вам желаем
    Силы духа, пацаны!
    И еще пускай крепчает
    Сила в теле молодом,
    Чтобы нас вы защищали
    И сегодня, и потом!
    С ПРАЗДНИКОМ!!!
    На фоне песни «Офицеры» идут слайды о солдатской службе.
    СТО ЛЕТ ПРОЙДЕТ И СТО МЕТЕЛИЦ,
    А МЫ ПРЕД НИМИ ВСЕ В ДОЛГУ.
    ФЕВРАЛЬ. ФЕВРАЛЬ СОЛДАТСКИЙ МЕСЯЦ –
    ГОРЯТ ГВОЗДИКИ НА СНЕГУ.
    Е. Долматовский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *