Сочинение на тему успенский эдуард

14 вариантов

  1. Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми.

    Современный детский писатель – Дж. Роулинг
    Этим летом я познакомилась с творчеством английской детской писательницы Дж.К.Роулинг. Меня просто захватили изложенные в её книгах фантазии.
    Вместе с почти моим ровесником, главным героем-Гарри Поттером я окунулась в удивительный мир чародейства и волшебства.
    Вместе с Гарри я заводила новых друзей, овладела искусством магии. Я стала участницей массы невероятных приключений, познала верность друзей и коварство врагов. Я погружалась в книгу настолько, что не замечала, как летит время. Порой очень трудно было оторваться от увлекательного чтения. Не даром эти книги захватили умы и сердца миллионов детей во всём мире, подарив им веру в то, что, может быть, и они немного волшебники…
    Насколько я знаю книги о Гарри Поттере первый творческий опыт Джоан Роулинг и у неё есть ещё детские книги. Думаю, я с удовольствие бы их прочитала.

    Мой любимый детский писатель – Агния Барто
    Детский писатель Агния Барто родилась 4 февраля в 1906 году. Её первые книги напечатали в 1925 году – это «Китайчонок Ван Ли», «Мишка воришка».
    У меня дома есть книга с её стихотворениями. Мне очень нравятся её произведения потому что, они о детях, животных, о взрослых. Эти стихи поучительные, интересные, весёлые! Когда я была маленькой, мама мне читала её стихи перед сном.
    Мне очень нравится творчество Агнии Барто. Она моя любимая современная детская писательница.
    Сочинение о Николае Николаевиче Носове
    Мне нравится книги Н.Носова. Его произведения очень смешные, фантастические, легко читаются, потому что писатель сам любил фантазировать и мечтать. Став отцом, он начал сочинять забавные и смешные истории для сына.
    Например, книги о Незнайке. В цветочном городе живут крошечные человечки. Среди них самый шустрый Незнайка. Он обижает детей и попадает в разные ситуации. Ещё есть книга о невероятной истории, произошедшей с мальчиками. В их доме вдруг ожила шляпа и напугала друзей. А под шляпой всего лишь был кот.
    Ещё у писателя очень много других смешных рассказов. Сам Н.Носов считал, что самое лучшее занятие, которое можно придумать – это писать для детей.
    Сочинение на тему «Современный детский писатель – Ю. Мориц»
    Мне очень нравится писательница Юнна Петрова Мориц. Она родилась 2 июня 1937 года. Мориц написала очень много замечательных произведений. Особенно мне нравится стишок «Дом гнома, гном дома». Это смешное и интересное стихотворение. «Баллада о фокусах шоколада».
    Забавный стишок про Николая и его шоколадку – «Баллада о фокусах шоколада». К тому же Юнна Мориц не только писательница, а ещё художница. Она рисовала картинки к своим стишкам. Я тоже очень люблю рисовать и сочинять. Мне очень хотелось познакомится с ней. И быть на неё похожей.
    Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

  2. Эдуард Николаевич Успенский родился в22декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
    Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.
    Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А.Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».
    Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым, — «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены»(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 — 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.
    Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Ее герои, Кроколил Гена и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
    Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино — Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».
    Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.
    Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

  3. Добрый юмор, весёлая игра, оригинальные персонажи, давно уже ставшие для нас родными и любимыми, забавные приключения в школе клоунов, в меховом интернате, в Простоквашино и других местах пришлись по вкусу и маленьким, и взрослым читателям. Талантливый сказочник Успенский по праву заслужил всенародную любовь.
    Желаем Эдуарду Николаевичу крепкого здоровья, творческого долголетия, исполнения заветных желаний!

    Книга Э. Успенского “Крокодил Гена и его друзья”

    Ученица 6 класса Морозова С.
    Эта книга радует всех: и детей, и взрослых! Спросишь у кого-нибудь на улице, знает ли он Крокодила Гену, Чебурашку, то, конечно же, отвечает, что это герои из любимой книги детства. Современное поколение ребят тоже охотно читает эту весёлую повесть. Никто не остаётся равнодушным! А песенка Крокодила Гены «День рождения» звучит на каждом детском  празднике.
    В этом произведении все герои очень позитивные и добрые. Несмотря на то что вредная Старуха Шапокляк далеко не положительный герой, она всё равно после каждой своей проделки мирится с Геной и  Чебурашкой. И заметьте, Шапокляк не пытается завоевать мир, устроить какую-то войну, как в многих захватывающих книгах современности. Она пакостит по мелочам, как обычный непослушный и капризный ребёнок.
    Но книга всё равно остаётся самой увлекательной детской повестью! Нет ни киборгов, ни роботов, ни других каких-то страшных героев. Здесь много интересных событий, есть крепкая дружба Гены и Чебурашки, смешные проказы Старухи Шапокляк.
    Кто не читал, ОБЯЗАТЕЛЬНО прочтите эту книгу!

    Книга Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”

    Ученик 6 класса Бессонов Т.
    Эдуард Успенский – один из моих любимых писателей. Я прочитал много его произведений, но самое глубокое впечатление оставила первая из прочитанных – «Дядя Фёдор, пёс и кот».
    Она повествует о приключениях очень самостоятельного мальчика, который ушёл из дома. А случилось это потому, что мама не разрешила ему взять в квартиру бездомного кота. Читая книгу, я подумал: «А как бы я поступил в таком случае?» Наверное, в моей семье просто не произошло бы такое, потому что мы с мамой и папой всегда можем найти выход из трудной ситуации.
    Книга Э. Успенского – это выдуманная история. Так и хочется воскликнуть: “Так не бывает!” Но автор уверен, что бывает, и рассказывает и о ребёнке, ставшем в шесть лет уж очень самостоятельным, и о практичном коте, и о легкомысленном, но добром псе. Они вместе жили-поживали, вели хозяйство и не давали друг друга в обиду.
    Конечно, нельзя забыть о почтальоне Печкине – единственном взрослом человеке, с которым общалась весёлая компания в деревне. Он, на мой взгляд, не очень похож на настоящих взрослых: постоянно мешает мирному существованию друзей. Только благодаря его вредности родители мальчика узнали, где живёт их сын и что с ним происходит.
    Это добрая сказка, поэтому и заканчивается она по-доброму. Познакомившись с Матроскиным и Шариком, мама не только изменила своё мнение, но и подружилась с котом и псом и полюбила жизнь в деревне.
    Мне очень понравилась эта книга, она очень весёлая и читается на одном дыхании. Чтение книг Эдуарда Успенского всегда доставляет мне огромное удовольствие.

    Отзыв о книге Э. Успенского

    Ученик 6 класса Титов Р.
    Я начал читать книгу “ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ” во втором классе. За день мог прочитать две книги. У меня есть вся серия, состоящая из пяти произведений. В первой книге мы знакомимся с друзьями дяди Фёдора и его семьёй. В один прекрасный момент у них поселяется корова Мурка, которая даёт вкусное-превкусное молоко.
    Вторая книга называется ” ЗИМА В ПРОСТОКВАШИНО”. Здесь все события связаны с Новым годом. Много дел ещё не сделано: нашим героям приходится испытать и радость, и горе. Зато можно встретить Новый год всей семьёй.
    Третья книга — “КАНИКУЛЫ В ПРОСТОКВАШИНО”. Наступило лето, приехал дядя Фёдор в Простоквашино и узнал,  что Шарик увлёкся поэзией и стал писал стихи.
    Четвертая книга — “ЛЮБИМАЯ ДЕВОЧКА ДЯДИ ФЁДОРА”. Этим же летом дядя Фёдор знакомится с девочкой Катей, которая приехала из Америки к профессору Сёмину со своим папой, а папа её — брат профессора. Дядя Фёдор стал немножко забывать о своих питомцах, но потом они вместе катались на “ТР-МИТЯ” и веселились.
    И, наконец, последняя часть — “ТЁТЯ ДЯДИ ФЁДОРА”. К дяде Фёдору приезжает его тётя, которую прозвали БАМБИНО. Она кардинально меняет Простоквашино. Впрочем, не буду много рассказывать, а то неинтересно читать.
    А теперь проверим наших читателей. Хорошо ли Вы помните повесть “Дядя Фёдор, кот и пёс”? Попробуйте ответить на вопросы викторины, опубликованной в журнале “Мурзилка” в № 12 за 1997 год.
    Как звали маму и папу дяди Фёдора?
    Что нужно было для счастья каждому из друзей: дяде Фёдору, Шарику и Матроскину?
    Какие слова учился произносить галчонок Хватайка и какая от этого была польза?
    Как расшифровывается «Тр-тр Митя»?
    На чём он работает и чем его смазывают?
    Как Матроскин охотился на мышей и что потом с ними делал?
    Какие имена хотели дать телёнку пёс, кот и дядя Фёдор?
    На каком имени остановились?
    Сколько деревень Простоквашино нашли на карте мама и папа дяди Фёдора?
    Если хотите, придумайте свои вопросы.
    Можно поделиться любимыми крылатыми фразами из произведений Эдуарда Успенского.

  4. Категория: Биографии и исторические личности
    Дата рождения: 22 декабря 1937 года.
    Место рождения: Егорьевск.
    Эдуард Николаевич Успенский – автор книг, Успенский Э.Н. – знаменитый писатель.
    22 декабря 1937 года в семье служащих Успенских, появился на свет Эдуард Николаевич Успенский. Произошло это в подмосковном городе Егорьевске.
    Отец Эдуарда работал в аппарате ЦК КПСС кинологом. В связи с этим фактом в доме Успенских всегда было много животных.
    Мать будущего писателя работала инженером. Сын так же приобрел специальность инженера, закончив Московский авиационный институт. Он даже успел поработать по специальности пару лет, но потом его затянула литература.
    Когда Эдуарду Успенскому было всего десять лет, умер его отец. В школе мальчик учился очень плохо, но потом взял себя в руки и к концу школы стал участником и победителем многочисленных олимпиад. Особенных успехов Эдуард добился в математике.
    Сочинять стихи Успенский начал еще в школьные годы, а учась в институте продолжил это дело. В шестидесятые годы его уже начали печатать в журналах. Работать Эдуард Успенский, как писатель, начал в юмористическом жанре с такими мэтрами как Горин, Арканов.
    Но первые его работы всегда “резала” цензура. Поэтому писатель и обратился к написанию детских произведений. Позднее Эдуард Успенский говорил, что с самого начала знал, что будет писать для детей, именно потому, что сам этого хотел.
    Но большую известность принесли Эдуарду Успенскому детские книги. Он стал известен так же и как сценарист детских мультфильмов.
    По его произведениям снимали и художественные фильмы. Он является автором известных детских передач.
    Книги Успенского переводились и издавались на разных языках, он популярен, как в России, так и за ее пределами. В Японии, к слову, существует фан – клуб Чебурашки, японские девочки и мальчики просто помешаны на этом сказочном герое, которого можно увидеть и на ручках, и на тетрадках, и даже на продуктах питания.
    А появился герой Чебурашка еще в детстве, когда у мальчика Эдика – непоседы и сорванца появилась игрушка с огромными ушами и маленьким носиком. Впоследствии автор вспомнит эту свою игрушку, назовет Чебурашкой и напишет о нем книгу.
    Эдуард Николаевич Успенский лауреат многочисленных премий и наград. Был три раза женат, имеет 3 детей.
    Достижения Эдуарда Успенского:
    • Популярный детский писатель, автор детских передач и сценарист детских мультфильмов.
    • Лауреат многочисленных премий и наград.
    Даты из биографии Эдуарда Успенского:
    • 1937 год – год рождения
    • 1960 – первая публикация
    • 1966 год – увидела свет книга про Крокодила Гену и Чебурашку
    • 2010 год – премия Корнея Чуковского

  5. 5
    Текст добавил: ПРОСТО Русик

    В России не найдешь человека, которому не было бы знакомо творчество Эдуарда Успенского. Всю свою жизнь этот человек посвятил детям и способам сделать их счастливыми. Рассказы литератора вырастили много поколений малышей, которые верят в доброту и дружбу, отвагу и честность, и поэтому способны помочь близким и родным в трудную минуту.
    И, наверняка, нет в России людей, которые бы не видели мультфильмы, созданные по мотивам книг Эдуарда Николаевича. Народное признание и любовь он заслужил благодаря прекрасным произведениям, которые показывают правильные ценности в понятной и доступной форме.

    Детство и юность

    Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря 1937 года в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к писательской стезе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС, поэтому в доме водилось много животных. Мама по образованию была инженером-машиностроителем. Кроме Эдика, в семействе воспитывались еще два сына: старший брат Игорь и младший Юрий. По национальности отец Успенского был евреем, а мать — русской.
    Когда Эдуарду исполнилось 10 лет, из жизни ушел любимый папа, дети остались с матерью. Семья жила в квартире на Кутузовском проспекте.
    В раннем возрасте Эдик рос озорным мальчишкой. Ребенок неважно учился, поэтому «навострился» срезать двойки из дневника лезвием. Сказывалась плохая финансовая поддержка: после смерти отца семья жила бедно. Но при всем при этом будущий писатель мечтал о карьере министра или академика.
    Однажды Эдуард сломал ногу и попал в больницу. Тогда мальчик попросил маму принести учебники и начал заниматься. Вскоре успеваемость Эдуарда Успенского улучшилась, а школу молодой человек заканчивал с грамотами за победы в олимпиадах. Особенно хорошо юноше давалась математика.
    Образование получил высшее в Московском авиационном институте. После учебы пошел работать инженером, а в свободное время стал сочинять сценарии и рассказы для детей. Интерес к творчеству у Успенского возник еще в юности – в школе парень был постоянным вожатым для отрядов с маленькими учащимися, для которых придумывал забавные детские стихи и песенки. Университетское образование молодой человек совмещал с созданием и проведением студенческих капустников и выступлений местного Клуба веселых и находчивых.
    Недолго проработав по специальности, Успенский стал заниматься развитием карьеры литератора. Сочинял рассказы и стихи для детей, но публиковали творчество нечасто. Гораздо более востребованными оказались юмористические зарисовки и рассказы Эдуарда для блока сатиры. Однако автору не хотелось развиваться в этом направлении.
    Неизвестно, как бы сложилась судьба лучших произведений, если бы на них не обратили внимание создатели мультфильмов. Благодаря наглядной иллюстрации сочинения Успенского получили распространение и мировую славу.

    Литература

    Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления. Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции. Произведения автора ценят такие европейские мастера детской литературы, как Астрид Линдгрен, Туве Янссон и Анна Шмидт.
    Наиболее известными для широкого круга читателей книгами этого великого автора являются истории про Простоквашино, в которых есть Дядя Федор, Пес и Кот. Еще популярными стали рассказы, в которых участвуют Крокодил Гена и Чебурашка. Большое распространение получило одно из первых сочинений автора «Вниз по волшебной реке».
    История публикации многих произведений оказалась непростой. Автора критиковали за отсутствие черт настоящего пионера в образе и поведении Чебурашки, цензура запрещала другие стихи и зарисовки автора.
    Экранизация детских историй происходила под чутким контролем автора – Эдуард Успенский самостоятельно писал сценарии к мультипликациям. По мотивам рассказов и повестей писателя создали два художественных фильма, а позже был снят один сериал.

  6. 6
    Текст добавил: *нО4НАйа бАб()4kа*

    Эдуард Успенский
    Имя при рождении:
    Эдуард Николаевич Успенский
    Дата рождения:
    22 декабря 1937 (74 года)
    Место рождения:
    Егорьевск, Московская область
    Гражданство:
    СССР >
    Россия
    Род деятельности:
    писатель и автор детских книг
    Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам, Успенский писал стихи и театральные сценки.
    Поначалу Успенский писал юмористические рассказы, но многие рассказы уходили «под нож» («зарезаны» цензурой), хотя кое-какие его произведения появлялись в юмористическом отделе «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты», поэтому писатель ушёл в детскую литературу. Сам писатель, в недавнем интервью журналу “Максим” сказал, что он всегда знал, что будет детским писателем. Потому что он хотел этого, а не потому что не давали писать “взрослую” литературу.
    Первая книга Успенского про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень самостоятельным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было сделано несколько популярных мультипликационных фильмов: «Дядя Федор, пес и кот», «Трое из Простоквашино» и др.
    Эдуард Успенский является создателем таких передач, как «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли».
    В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе»

  7. Успенский как бы дополняет действительность тем, чего ей недостает с точки зрения ребенка. Он берет за основу какой-либо человеческий тип и одним-двумя штрихами превращает его в ка­рикатуру. Прибавим к банальному бюрократизму Печкина такие черточки, как любовь к сладкому и занудство не принятого в игру, и получим совершенно нового героя — бюрократа с детскою ду­шою.
    Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитанны. Они не идеальны, а просто совершенно нормальны. Фантастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фанта­стическая вежливость плюс немного в общем-то «обычных» чу­дес — и герой Успенского готов. Остается дать ему простое, легко запоминающееся имя, подчеркнуть какую-нибудь особенность — и вот он живой и «обреченный на успех». Заметим, что подобные приемы лежат и в основе образов народных сказок.
    Герои существуют не в замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими — и нашими — повседневными заботами. Поэтому они так легко переходят из книжки в нашу жизнь. Они не совершают ничего такого, что отделяло бы их от нас непроходимой стеной, — просто строят дом, учатся и учат, расследуют происшествия, помо­гают обустроить сельское хозяйство, верят в небылицы…
    Компания героев сама выбирает для себя род занятий, и сю­жет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них. Уехали в Простоквашино дядя Федор, собака Шарик и кот Матроскин. Вдруг им срочно клад понадобился. Они тут же пошли и этот клад из земли вырыли. А за всем остальным они в магазин ездят или своим хозяйством обзаводятся, как все нормальные люди. Кому-то нравится за коровой ухаживать, кто-то готов целый день по лесу зайца гонять, кому-то не лень бегать туда-сюда с посыл­кой «для вашего мальчика» и документы спрашивать. Каждый имеет право оставаться самим собой, и при этом никому не грозит оди­ночество.
    Идея самоценности каждой личности особенно важна для сказ­ки-повести Успенского. Напрасно пытается умный, хозяйствен­ный, но душевно не тонкий кот Матроскин «пристроить к делу» Шарика: ни ездовую, ни сторожевую, ни комнатно-декоратив-ную собаку из дворняги не сделать. Шарик и так хорош.
    На первом месте для героев Успенского — преданность люби­мому делу. Иван Иванович Буре, «гарантийный мастер» старых часов, продолжает жить в часах и содержать их в порядке даже после окончания срока гарантии. Свою кукушку Машку он воспи­тывает в том же духе: «Ты кукуешь не для кого-нибудь, а потому, что так надо. Кукуй, кому говорят!» Колобок, заведующий Не­отложным Пунктом Добрых Дел, и его заместитель Булочкин не спят, не едят — расследуют загадочное исчезновение мальчика. Одна страсть владеет старухой Шапокляк — бескорыстная, само­отверженная страсть к искусству скандала. А бабушки все силы кладут на то, чтобы накормить внуков.
    Обычное для детской литературы «двоемирие» взрослых и де­тей разделено у Успенского границей решительно и четко. К безнадежно взрослым писатель относится с насмешкой: все они для него «граждане» и «гражданки», им суждено вечно быть «вне игры», существование их абсурдно. Напротив, самые экстравагантные поступки «детских» героев находят логическое оправдание. Одни герои строят и перестраивают мир по своим игровым правилам, а другие всячески им мешают — такова в самом общем виде схема конфликтов. Внимание писателя часто переходит с темы жизне-строительства на тему борьбы. Борьба ведется во имя права жить свободно, по собственной склонности и разумению.
    В целом педагогика Успенского строится на постулате личной свободы при условии: не мешать другим. Такая система воспита­ния входит в противоречие с общепринятой, построенной на идеях подчинения взрослым, общественного долга и т.п. Поэтому мно­гие книжки Успенского, при всей их популярности, трудно при­живаются в обычной школе (исключение составляют ранние его повести-сказки). Писатель остро язвит по поводу типовой школь­ной системы, предлагая строить учение по правилам, исходящим от самих учеников. Он призывает отказаться от старых привычек и открывать новые истины (вроде той, что бутерброд лучше класть колбасой на язык: так вкуснее). Однако он убежден и в безотказ­ности старых истин (например, той, что добра в мире больше, чем зла).
    Успенский легко переиначивает жанры народной сказки, де­тектива, деревенских и городских баек и даже производственной прозы. Его персонажи будто передразнивают героев «серьезной» литературы.
    Булочкин распахнул дверь, и вошла пожилая гражданка молодежно-спортивного типа с судками. Колобок посмотрел на нее пронизывающи­ми глазами:
    — Вы очень взволнованы, — сказал он.
    — Как вы догадались?
    — У вас пальто наизнанку и на голове кашпо.
    Объектами пародии для Успенского могут послужить и шедев­ры бюрократической письменности, и ставшие популярными из­речения знаменитых современников, и фрагменты школьных со­чинений. Стихия пародирования влияет на жанр и структуру его произведений: складывается некий каламбур из анекдотов, дет­ских страшилок, броских фраз, приказов, заявлений, протоколов, статей из учебников, газетных передовиц и заметок, — словом, из той «литературы», в которую реально погружен современный ребенок. В результате любое произведение Успенского превраща­ется в пародию на нашу жизнь и культуру. Эти пародии дают отча­сти решение проблемы сатиры в детской литературе.
    Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, — «Кро­кодил Гена и его друзья». Она полюбилась взрослым не меньше, чем детям, благодаря созвучности с настроениями поколения шестидесятников. Метафора города, где каждый, подобно забы­той игрушке, одинок и хотел бы найти друга, пережила свою эпоху и сохраняет очарование поныне. Заметим, что положитель­ные герои сказки — интеллигенты с хорошими манерами (хотя не все они отличаются добрым расположением к окружающим). Даже старуха Шапокляк обращается к собеседникам всегда на «вы» (ее образ восходит к типу комической старухи из взрослых водевилей и детских анекдотов). Крокодил Гена имеет свою литературную родословную: его «предки» — крокодилы Ф.Достоевского и К.Чу­ковского — комические воплощения типа русского интеллиген­та, поборника общественной справедливости.
    Автор рассказывал: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне пред­ложили написать сценарий к документальному фильму про Одес­ский порт. Я смотрел отснятые материалы, и вдруг мое внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запом­нилась… Образ… сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга… двига­лась неуклюже и все время шлепалась на землю. “Ну вот, опять чебурахнулась”, — сказал кто-то из стоящих рядом со мной. Пос­ле этого нужно было только прибавить немного фантазии».
    Мультфильм, снятый по сказке, показал, насколько близка таланту Успенского драматургия. Но и в дальнейшем многие свои идеи автор воплощал сначала в прозе и только потом в драматур­гии. А тему преодоления одиночества он развил в повестях-сказ­ках «Дядя Федор, пес и кот» и «Гарантийные человечки».
    В сказке «Вниз по волшебной реке» был поставлен творческий эксперимент: герои волшебных сказок говорят и действуют в ней как традиционно, так и по-новому. Столкновение глубокой ста­рины и новейшей эпохи дает множество забавных эффектов. Не­смотря на ряд замеченных критикой недостатков, сказка эта яви­лась этапной для писателя. Стихия эксперимента определяет все дальнейшее его творчество. Автор как бы предлагает читателю — юному или взрослому — ставить опыты и делать выводы. Позна­вать мир у него могут и отличники, к которым он питает уваже­ние, и двоечники, неудачники, пользующиеся особым авторским вниманием и симпатией.
    Выводы имеют, как правило, житейско-обиходный характер. Наиболее сложным моментом является мера их соответствия об­щепринятой этике. В «Письмах ребенку» автор делится собствен­ным детским опытом с дочерью и дает такой, например, вывод-совет: «Хочешь пугать население — пугай, но учись всегда на “от­лично”. И одевайся аккуратно всегда»; а наряду с этим —- и такой: «Прежде чем признать вину, постарайся спихнуть ее на началь­ство». Ирония в подтексте наставления рассчитана скорее на взрос­лого читателя.
    На игре в правила хорошего тона построено новое «Юности честное зерцало», «соавтором» которого Успенский сделал Петра Первого. Это произведение адресовано детям среднего и старшего школьного возраста, так как они уже ориентируются в истории и в современной политике.
    Стихи Успенского, собранные в книгах «Если бы я был дев­чонкой» (1983) и «Разноцветная семейка» (1991), по большей части игровые. В них находит продолжение веселое озорство писателя, но в несколько смягченном виде: насмешка не переходит в язви­тельность, шутка остается в рамках хорошего тона.
    Пьесы и сценарии, хотя и созданы на основе прозаических произведений, представляют собой самостоятельные художествен­ные явления. Театр Успенского главным образом кукольный, что соответствует особенностям его творческого мышления.

  8. Академик Иванов. По стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1986. Роли озвучивали: О.Табаков, С.Степченко.
    Антошка: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 1]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Носырев. СССР, 1969.
    Баба-Яга против!: вып. 1. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
    Баба-Яга против!: вып. 2. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
    Баба-Яга против!: вып. 3. Сцен. Э.Успенского, Г.Остера, А.Курляндского. Реж. В.Пекарь. Комп. Э.Артемьев. СССР, 1980. Бабу-Ягу озвучивает О.Аросева.
    День чудесный. Сцен. А.Хржановского, Э.Успенского. Реж. А.Хржановский. Комп. В.Мартынов. СССР, 1975.
    Дядюшка Ау. По сказке финского писателя Х.Мякеля. Сцен. Э.Успенского, Х.Мякеля. Реж. И.Доукша, М.Бузинова. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, Т.Решетникова, М.Лобанов, В.Ферапонтов, А.Граве.
    Дядюшка Ау в городе. Сцен. Х.Мякеля, Э.Успенского. Реж. М.Муат. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, А.Граве, Т.Решетникова, С.Крючкова.
    Дядюшка Ау: Ошибка дядюшки Ау. Сцен. Э.Успенского, Х.Мякеля. Реж. Л.Сурикова. Комп. А.Журбин. СССР, 1979. Роли озвучивали: В.Ливанов, А.Граве, Б.Левинсон, А.Щукин.
    Дядя Фёдор, пёс и кот: Матроскин и Шарик. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Сурикова, Ю.Клепацкий. Комп. А.Быканов. Текст песен И.Шаферана. СССР, 1975. Роли озвучивали: З.Андреева, Е.Хромова, В.Байков, С.Харлап, А.Горюнова, А.Вербицкий.
    Дядя Фёдор, пёс и кот: Мама и папа. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ю.Клепацкий, Л.Сурикова. Комп. А.Быканов. Текст песен (стихов) И.Шаферана. СССР, 1976.
    Дядя Фёдор, пёс и кот: Митя и Мурка. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ю.Клепацкий, Л.Сурикова. Комп. А.Быканов. Текст песен И.Шаферана. СССР, 1976.
    Загадка: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 19]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Е.Фёдорова. Комп. М.Линк, Гр.Гладков. СССР, 1988. Текст читает А.Филиппенко.
    Зачем верблюду апельсин? Сцен. А.Ватьян. Реж. Ю.Калишер. Авторы текста Э.Успенский, В.Лунин. СССР, 1986.
    Ивашка из дворца пионеров. Сцен. Г.Сокольского, Э.Успенского. Реж. Г.Сокольский. Комп. М.Меерович. СССР, 1981. Роли озвучивали: Г.Бардин, Е.Кациров, С.Харлап.
    Картина. Ехал Ваня. Сцен. Э.Успенского. Реж. Ф.Епифанова. Комп. М.Зив. СССР, 1975.
    Клякса. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Резников. СССР, 1980.
    Крокодил Гена. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. М.Зив. СССР, 1969. Роли озвучивали: В.Раутбарт, К.Румянова, Т.Дмитриева, В.Ливанов.
    Чебурашка. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1971. Роли озвучивали: К.Румянова, Т.Дмитриева, В.Ливанов, В.Ферапонтов.
    Шапокляк. Сцен. Р.Качанова, Э.Успенского. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1974. Роли озвучивали: В.Ливанов, И.Мазинг, К.Румянова, В.Ферапонтов.
    Чебурашка идёт в школу. Сцен. Э.Успенского, Р.Качанова. Реж. Р.Качанов. Комп. В.Шаинский. СССР, 1983. Роли озвучивали: К.Румянова, Г.Бурков, В.Ливанов, Ю.Андреев.
    Наследство волшебника Бахрама. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Качанов. Комп. М.Меерович. СССР, 1975. Роли озвучивали: Р.Миренкова, Г.Вицин, М.Виноградова, В.Ливанов.
    Неудачник. Сцен. Р.Качанова, Э.Успенского. Реж. В.Голиков. СССР, 1972.
    Новогодняя песенка Деда Мороза. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Татарский. Комп. А.Журбин. СССР, 1983.
    Олимпийский характер. Сцен. В.Винницкого, Э.Успенского, Ю.Шмалько. Реж. Б.Акулиничев. Комп. М.Минков. СССР, 1979.
    Осьминожки. По стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Страутмане. Комп. И.Ефремов. СССР, 1976.
    Пластилиновая ворона. Сцен. А.Татарского. Реж. А.Татарский. Комп. Гр.Гладков. Текст песен (стихов) Э.Успенского. СССР, 1981. Роли озвучивали: А.Левенбук, А.Павлов, Л.Броневой, Гр.Гладков, Л.Шимелов.
    Подводные береты: [сборник сюжетов о дельфинах-рейнджерах на основе фильмов «Секретная океанская помойка», «Надводная часть айсберга», «Озеро на дне моря» и др.]. Сцен. Э.Успенского. Реж. П.Лобанова, В.Тарасов, А.Мазаев, Р.Страутмане, А.Горленко. Комп. Э.Артемьев. Россия, 1991.
    Секретная океанская помойка: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Р.Страутмане. Комп. Ф.Кольцов, Т.Хайэн. СССР, 1989.
    Надводная часть айсберга: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Горленко. Комп. Т.Хайэн, Э.Артемьев. СССР, 1989.
    Озеро на дне моря: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Мазаев. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
    Мико — сын Павловой: [из серии о дельфинах]. Сцен. И.Марголиной, Э.Успенского. Реж. Е.Пророкова. СССР, 1989.
    Счастливый старт-1: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
    Счастливый старт-2: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
    Счастливый старт-3: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1989.
    Счастливый старт-4: [из серии о дельфинах]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Тарасов. Комп. Т.Хайэн. СССР, 1990.
    Про Веру и Анфису: [первый фильм трилогии о девочке Вере и обезьянке Анфисе]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1986. Текст читает О.Басилашвили.
    Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса тушат пожар: [второй фильм трилогии]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1987. Текст читает О.Басилашвили.
    Про Веру и Анфису: Вера и Анфиса на уроке в школе: [заключит. фильм трилогии]. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Фомин. Комп. Гр.Гладков. СССР, 1988.
    Про Сидорова Вову. По мотивам стихотворения Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского, Э.Назарова. Реж. Э.Назаров. СССР, 1985. Текст читает С.Юрский.
    Про холодильник, серых мышей и гарантийных человечков. Сцен. Э.Успенский. Реж. Л.Домнин. СССР. 1979.
    Птичий рынок. Сцен. Э.Успенского. Реж. М.Новогрудская. СССР, 1974.
    Разгром: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 3]. По одноимённому стихотворению Э.Успенского. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Угаров. Комп. Ш.Каллош. СССР, 1971. Текст читают: А.Лившиц, А.Левенбук.
    Рыжий, рыжий, конопатый: [из альманаха «Весёлая карусель»: вып. 3]. Сцен. Э.Успенского. Реж. Л.Носырев. СССР, 1971. Роли озвучивали: Г.Дудник, С.Шурхина, Ю.Юльская, Т.Дмитриева, А.Бабаева, К.Румянова, М.Корабельникова.
    Сегодня в нашем городе. Сцен. Э.Успенского. Реж. Е.Фёдорова. СССР, 1989. Текст читает А.Филиппенко.
    Следствие ведут колобки. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. Н.Богословский. СССР, 1983. Роли озвучивали: Т.Пельтцер, В.Невинный, В.Абдулов, Л.Королёва, З.Нарышкина.
    Следствие ведут колобки. Ограбление века. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. М.Меерович. СССР, 1983. Роли озвучивали: В.Абдулов, Г.Вицин, В.Невинный.
    Следствие ведут колобки. Похищение века. Сцен. Э.Успенского. Реж. А.Зябликова. Комп. Н.Богословский. СССР, 1983. Роли озвучивали: Т.Пельтцер, Г.Вицин, В.Абдулов, В.Невинный.
    Следствие ведут Колобки: [серии 1 и 2]. Сцен. Э.Успенского. Реж. И.Ковалёв, А.Татарский. Комп. Ю.Чернавский. СССР, 1986. Роли озвучивали: Л.Броневой, С.Федосов, А.Птицын.
    Следствие ведут Колобки: [серии 3 и 4]. Сцен. Э.Успенского. Реж. И.Ковалёв, А.Татарский. Комп. Ю.Чернавский. СССР, 1987.
    Слоно-дило-сёнок. Сцен. Э.Успенского. Реж. Б.Ардов. Комп. И.Катаев. СССР, 1975.
    Три типа и скрипач. По мотивам стихотворения Э.Успенского. Сцен. Н.Лернера, Э.Успенского. Реж. Н.Лернер. Комп. М.Меерович. В фильме использована музыка И.-С.Баха, А.Вивальди. Россия, 1993.
    Трое из Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Худож. Н.Ерыкалов, Л.Хачатрян. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1978. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качин, М.Виноградова, В.Талызина, О.Табаков, Л.Дуров.
    Каникулы в Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1980. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качан, М.Виноградова, Л.Дуров, В.Талызина, О.Табаков.
    Зима в Простоквашино. Сцен. Э.Успенского. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. Авторы текста Ю.Энтин, Э.Успенский. СССР, 1984. Роли озвучивали: Б.Новиков, Г.Качин, М.Виноградова, З.Нарышкина, О.Табаков, В.Талызина, Л.Дуров.

    Н.В., О.М.

  9. Эдуард Николаевич Успенский родился в 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.     Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960. Институт окончил в 1961.     Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с А.Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как юмористические, в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!».     Получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым, — «Чебурашка и его друзья» (1970); «Наследство Бахрама» (1973); «Отпуск крокодила Гены»(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980 — 90 публикует серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)» выходит в 1994.     Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Ее герои, Кроколил Гена и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий.    Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино — Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», ныне ведет передачу «В нашу гавань заходили корабли».    Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.    Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени.

  10. 7
    Дядя Фёдор идёт в школу, или Ненси из Интернета в Простоквашино. Девочка Катя, с которой очень дружил дядя Фёдор, собрала на даче своего дяди- профессора Сёмина учебный семинар по Интернету…
    8
    Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, – Крокодил Гена и его друзья – вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем Вы. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Крокодил Гена и его друзья
    9
    Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: Опять чебурахнулся! Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.
    10
    11
    Подводные береты О том, что в одной тихой бухте Тихого океана открывается новая особая диверсионно-подводная школа, мало кто знал из презренных сухопутных душ. Потому что объявление об этой школе было помещено под водой.
    12
    Про Веру и Анфису Увлекательные и очень интересные истории про любознательную девочку Веру и непоседливую обезьянку Анфису.
    13
    ЧАЙНИКОВА ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЧАЙНИКОВА “Если телевизор разобрать, человечки в нем останутся?” Услышав этот вопрос, профессор Чайников понял, что стране необходимы лекции о радиоволнах и электронике.
    14
    Меховому интернату нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из третьего-четвертого классов. Занимания будут по воскресеньям. Оплата хендриками, сколько договоримся.” Такое странное объявление висело в одном из дачных поселков. Что это? Шутка? Или всерьез? Меховой интернат
    15
    Если ваши родители привезли домой телевизор или, допустим, новый холодильник, знайте, что вместе с ним к вам приехал крошечный гарантийный человечек. Только не пытайтесь его найти. Гарантийным строго- настрого наказано детям на глаза не попадаться. Гарантийные человечки
    16
    Год хорошего ребёнка Комическая повесть Эдуарда Успенского, созданная им в соавторстве с голландской писательницей Элес де Грун. Однажды странные взрослые из ООН придумали международный конкурс на звание Хорошего Ребёнка. И что они под этим подразумевали? Ну и суматоха поднялась во всём мире! Очень многие дети хотели быть Хорошими, чтобы поехать на фестиваль. Оказалось, что это очень трудно: попробуйте сами целый год быть хорошим- учиться на одни пятёрки, помогать по дому родителям, а главное делать не то, что хочется, а то, за что хвалят взрослые. Одной голландской девочке удалось преодолеть все препятствия,а одному русскому мальчику- нет, хотя он очень старался.А когда фестиваль начался, выяснилось, что быть Хорошим Ребёнком не только трудно, но и опасно: за юными конкурсантами пристально наблюдали коварные международные преступники…
    17
    И многие другие очень интересные книги.

  11. Эдуард Успенский
    Эдуард Николаевич Успенский родился в22декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской
    области.
    Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с
    1960. Институт окончил в 1961.
    Творческий путь он начинал как юморист, у него совместно с
    А.Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать, как
    юмористические, в “Литературной газете”, они звучали в радиопередаче “С добрым утром!”.
    Получил широкую известность как автор детских книжек: “Крокодил Гена и его друзья” (1966), “Вниз по волшебной
    реке” (1972) и др. Огромную популярность приобретают его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым, – “Чебурашка и его друзья” (1970);
    “Наследство Бахрама” (1973); “Отпуск крокодила Гены”(1974) и др. Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и др. героев любят дети
    нескольких поколений. В 1976 вышел сборник стихов “Все в порядке”. В 1980 – 90 публикует серию замечательных детских книжек: “Каникулы в
    Простоквашино”, “Дядя Федор, пес и кот”, “Колобок идет по следу”, “Разноцветная семейка”, “Красная Рука, Черная
    Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)”, “Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)”
    выходит в 1994.
    Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Ее герои, Кроколил Гена
    и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
    Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из
    Простоквашино – Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение. Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской
    передачи “Радионяня”, для телепередачи “АБВГДейка”, ныне ведет передачу “В нашу гавань заходили корабли”.
    Произведнеия писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в
    организованном им издательстве “Самовар” публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.
    Недавно Эдуард Успенский заявил, что закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного
    времени.

  12. Каждый мне весел
    И каждый мне друг.
    Смотришь — и книжка
    Получится вдруг.
    22 декабря исполняется 75 лет популярному детскому писателю, сценаристу, создателю телепередач Эдуарду Николаевичу Успенскому.
    Интересные факты о Э.Н. Успенском, его творчестве и литературных персонажах мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
    Эдуард Николаевич родился 22 декабря 1937 года в г. Егорьевске Московской области. Закончил МАИ по специальности «авиационный инженер». Пристрастился к писательству в институте, в студенческом театре МАИ.

    Успенский создал такие телепередачи, как «АБВГДейка», «Радионяня» и «В нашу гавань заходили корабли», а «Спокойной ночи, малыши!» подрастающее поколение смотрит до сих пор.
    В 2010 году Эдуард Успенский был удостоен премии имени Корнея Чуковского, в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».
    Топ-лист Эдуарда Успенского (из интервью журналу Maxim):
    любимая книга – «Маленькие трагедии»;
    любимый актер – Олег Табаков;
    любимый город – Переславль-Залесский;
    любимое блюдо – суп;
    любимое животное – собака;
    любимая игрушка – печатная машинка;
    любимый сериал – «Доктор хаус»;
    любимая книга собственного сочинения – «Жаб Жабыч Сковородкин», а особенно «Жаб Жабыч метит в президенты».
    Первая книга про Дядю Фёдора «Дядя Фёдор, пёс и кот» была опубликована в 1974. Эдуард Успенский работал библиотекарем в детском лагере. Именно там он начал придумывать историю про Простоквашино.
    В восемнадцатой главе «Письмо почтальона Печкина» книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» указывается, что Печкин в своём письме подписывается так: «До свиданья. Почтальон деревни Простоквашино, Можайского района, Печкин». По-видимому, имеется в виду Можайский район Московской области. Единственный в России населённый пункт с официальным названием Простоквашино расположен в Тонкинском районе Нижегородской области.
    Успенский вспоминает: «Дядя Федор сначала был у меня взрослым, лесником, который жил с котом и собачкой. Писатель Борис Заходер посоветовал мне сделать его мальчиком. И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился».
    Мультфильм про Дядю Федора, кота Матроскина, пса Шарика и вредного Печкина стал не менее популярен, чем книга Успенского. Образ Матроскина нарисовала мультипликатор Марина Восканьянц, услышав голос Олега Табакова, а прототипом характера был друг Успенского, сценарист Анатолий Тараскин. Первоначально и кота должны были звать Тараскиным. Прототипом внешности мамы дяди Федора стала супруга художника-постановщика Левона Хачатряна, а характер мамы Успенский «списал» со своей первой супруги.
    Советские родители Дяди Федора в 1978 году очень похожи на шведских родителей Малыша из мультфильма «Малыш и Карлсон» (1968).
    Олег Табаков признается, что образ кота Матроскина — это «симбиоз сына Антона и тестя — человека «патологической» доброты и любви к своим детям».
    Эдуард Успенский стал национальным героем Японии благодаря Чебурашке, который очень полюбился японцам.
    Причину такой любви объясняет в одном из интервью художник-аниматор и режиссер Макото Накамура, который снял продолжение легендарного мультика о Чебурашке и Крокодиле Гене. «Чебурашка нравится моим соотечественникам по той же причине, что и российским зрителям: он воплощает все то, что взрослые люди со временем теряют, он трогательный и милый. К тому же в мультфильме про Чебурашку есть легкая грусть, которую навевает музыка в сочетании с образами главных героев. В японском языке есть понятие «югэн» – эстетическая категория, обозначающая прелесть недосказанности. Существует также понятие «ваби-саби» – «скромная красота»: не роскошная, не напыщенная, а утонченная. Японцы очень любят такую красоту».
    А вот как Эдуард Успенский сам рассказывает историю появления Чебурашки. Однажды в Одесском порту он увидел в ящике с бананами огромного хамелеона. Позже, когда стал писать повесть о крокодиле Гене и его друзьях, ему захотелось написать о каком-нибудь уютном, но незнакомом зверьке. А имя этому неизвестному науке зверьку помогли придумать приятели, звавшие свою дочку Чебурашкой из-за ее неуклюжих падений.
    В одном из интервью Успенского спросили, правда ли то, что старуху Шапокляк он писал со своей первой жены? Автор ответил: «Правда. Очень вредная гражданка была. Да я и сам частично на Шапокляк похож, можно сказать, с себя рисовал. Частично с жены, частично с себя». А художник Леонид Шварцман, придумавший внешний вид мультипликационных персонажей, по собственному признанию, отчасти «срисовал» Шапокляк со своей тёщи. Как все мы помним из книги, основным занятием Шапокляк было «собирать злы».
    В 1970-х годах несколько циклов детских развлекательных теле- и радиопередач с участием персонажей Чебурашки и крокодила Гены выходило в Швеции. По материалам таких передач выпускались пластинки, главные герои появлялись и в журналах. Персонажи были обязаны своим происхождением куклам Чебурашки и Гены, которых кто-то привёз из командировки в СССР. Шведы узнали их как Drutten och Gena.

    Историю про Чебурашку и крокодила Гену в Литве демонстрировали на литовском языке. Назывался мультфильм «Кулверстукас и крокодилас Генас». Лучший момент – крокодилас Генас ищет «Кулверстукаса» в словаре: «Чебуреки… Чебоксары… А Кулверстукаса-то нет!»
    С 2003 года в Москве ежегодно во вторые-третьи выходные августа проходит благотворительная акция для детей-сирот «День рождения Чебурашки». В 2005 году в связи с проведением данной акции Эдуард Успенский объявил, что день рождения Чебурашки 20 августа.
    Книга Успенского «Школа клоунов» родилась из учебной радиопередачи для детей – «Абвгдейки». Даже имена отдельных клоунов остались, например, клоун Саня. В книге клоуны узнают правила грамматики и арифметики, проходят программу первого класса.
    В 1986 году, выступая в радиопередаче «Пионерская зорька», Успенский попросил школьников присылать известные им страшные истории. Полученные письма с записанными детьми страшилками легли в основу новой повести «Красная Рука, Чёрная Простыня, Зелёные Пальцы». Писателю удалось умело спародировать поэтику фольклорной страшилки, соединить драматические темы с авторской иронией, мастерски преподнести читателям разного возраста собранную им коллекцию страшных историй.
    Эдуард Успенский в одном из телеинтервью сказал, что текст для мультфильма «Пластилиновая ворона» «А может быть ворона…» он написал всего за полчаса. Основная часть мелодии («А может, а может…») – слегка изменённый куплет ирландской народной песни Whiskey in the Jar, «бридж» в её средней части («Но тут лиса бежала, а может, не бежала…») – цитата песни Джорджа Харрисона «My Sweet Lord». Мелодия также была использована в песенке младшего министра к х/ф «Сказки старого волшебника».
    В книжке «Про Веру и Анфису» имя обезьянке дала бабушка, мотивируя тем, что она похожа на одну заведующую из Егорьевска. В городе Егорьевск, как известно, родился Эдуард Успенский. «У нас в Егорьевске была одна заведующая РОНО – вылитая эта обезьянка. Звали ее Анфисой. И назвали обезьянку Анфисой в честь одной заведующей из Егорьевска».
    Эдуард Успенский говорит, что в разных странах его книжки идут по-разному. Финны обожают дядю Федора, в Америке фаворитка — старуха Шапокляк. В нее там влюблены все! Ну а японцы просто помешаны на Чебурашке.
    Однажды макаронная фабрика «Макфа» заказала Успенскому историю про девочку с таким именем. Писатель стал думать: почему девочку зовут Макфа? Вот, что он придумал! «У одних родителей была девочка. Папа хотел красивое имя дать: Эльвира или Элеонора. А мать – старинное: Фекла, Матрена, Варвара. Полгода ребенок был без имени. Его звали то «чудовище», то «сокровище». А бабушка сказала: «Вы мне надоели. Назовем ребенка, как называют лошадей. Первый слог от имени отца, второй – от матери. Отца звали Макар, мать – Фатима». Вот так появилась Макфа. Когда готовую книжку принесли заказчикам, они сказали: «Хорошо! Только уберите то, уберите се…». Успенский ответил: «Ребята, возьмите ваши деньги обратно». Эту книжку затем издали, она называется «Девочка со странным именем». За нее Успенский получил премию Правительства РФ.
    Интересные цитаты из различных интервью с Эдуардом Успенским
    «Считаю, что дарить цветы — занятие бесполезное. Я лучше куплю мешок картошки на эти деньги. Но у женщин другое мнение на этот счёт».
    «В создании детской книжки и проектировании прибора есть много общего. Детская книжка ближе к вещи, чем к самовыражению. По-моему, человек с техническим образованием умнее. Когда ты теорию автоматического регулирования читаешь и пытаешься понять, как третья производная влияет на движение гироскопа, и у тебя ум за разум заходит, а зубрить не получается, надо все-таки понять… И бедные извилины стучат друг об друга. Это полезная нагрузка, здорово развивает мышление».
    «За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше».
    «Ощущаю я себя не сказочником, а, скорее, проповедником. В каждой сказочной истории стараюсь выразить какую-то важную, с моей точки зрения, идею, мысль. Я человек сугубо христианский. Мои произведения – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. А она требует героя. Я начинаю придумывать героя. Таким образом, все мои книжки появились. Крокодил Гена – это проповедь о том, что есть животные, и они полноправные члены сообщества на Земле. Дядя Федор – проповедь «Давайте детям больше свободы». Все проповеди очень простые: всегда должно быть уважение к матери, к родине (необязательно к государству), к учителю, ко всему живому. Их всего штук пять-шесть».

  13. №СлайдТекст
    1

    Тема: Эдуард Успенский – любимый детский писатель

    Исследовательский проект Ученицы 4 класса «А» Весниной Дарьи 2014-2015 учебный год
    2

    Аннотация к проекту

    На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем , что наши дети не читают. Это вызывает тревогу не только у учителей , но и у родителей. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес ребят к чтению. Очень хорошо подходит метод проектов. Представленный проект выполнен на тему «Творчество Э.Успенского» Творчество Успенского- неизведанная гавань для многих. Все его книги просты и понятны детям. Главное достоинство его книг – мир сказочных героев. Будь то Шапокляк, кот Матроскин – у каждого свой язык, свой характер. Из проекта учащиеся узнают много интересного о детстве писателя, о создании первых произведений. Упоминаются его лучшие произведения ,получившие широкое признание и награды писателя. Знакомство с работой показало, что она носит исследовательский характер. В ходе проекта проводятся исследования по различным источникам информации( печатные, интернет). Содержание соответствует заявленной теме. После завершения проекта были сделаны определенные выводы. Представлены фотоотчеты:выставка книг ,рисунков, проведена литературная викторина по произведениям Э Успенского.
    3

    План

    1) Введение. Цели, задачи проекта. 2) Теоретическая часть. 3) Исследовательская часть. 4) Выводы Исследовательской деятельности. 5) Литература.
    4

    Введение:

    Мы живем в очень непростое время. Современные дети все меньше читают литературу русских классиков. На их столах много книг зарубежных авторов. Поэтому очень хочется приобщить детей к творчеству русских писателей. Увидев на уроках какие эмоции и какой интерес вызвали произведения Эдуарда Успенского, я предложила ребятам познакомиться более подробно с его творчеством.
    5

    Перед собой я поставила такую цель: -Познакомиться жизнью и

    творчеством Эдуарда Николаевича Успенского. Задачей исследования является: 1) Узнать, какую роль играют произведения Эдуарда Успенского в нашей жизни. Исследовать, на основе каких повестей Эдуарда Успенского созданы мультфильмы. Шаги для достижения цели проекта: -собираю информацию -привожу примеры из жизни – провожу анкетирование среди одноклассников.
    6

    Теперь я расскажу вам немного о биографииУспенского

    Мой любимый писатель родился в г. Егорьевске Московской области. У маленького Эдика был Чебурашка Игрушка такая плюшевая. Не поймешь, – не то медведь, не то заяц. Словом, неизвестный науке зверь Когда Эдик был несмышленым ребенком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, надо было вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку, чтобы напугать ее взорвавшимся пистоном. Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. А чтобы родители не очень ругали, осваивал одно важное и нужное искусство. Как двойки из дневника срезать. Незаметно, бритвой Выручил школьника Успенского случай. Как то раз Эдуард не слишком обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут-то Успенский испугался по настоящему. Ему представилось, как из обычного плохого ученика он быстро попадает в двоечники экстра-класса. И это окажется уже навсегда…
    7

    Эдуард упросил родителей принести ему книг и, к несказанному удивлению

    окружающих, начал заниматься. Да на столько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Потому что инженер получается деятельный, но бестолковый. Эдуард подумал-подумал и… стал взрослым юмористом. А потом быстро переквалифицировался и превратился в детского писателя… помог ему как водится, случай. О Поэзии Стихи Успенского у всех на слуху: “Если был бы я девчонкой, я бы время не терял…”, “Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне…”, “А если каждый конопат, где на всех набрать лопат?!”, “Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко”… Когда я ходила в детский сад, мама читала мне стихотворения Успенского. Самое любимое – «Всё в порядке». Мы часто его вспоминаем, когда я навожу порядок в своей комнате.
    8

    Популярной стала и книга страшилок – одна из первых в нашей литературе

    “Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы”. Летом я читала «страшилки». В них всегда побеждает человек. Моя мама сказала, что и в её детстве в пионерском лагере дети любили рассказывать страшные истории у костра. Она сказала, что бояться темноты или чего-то таинственного не надо, потому что человек всегда может и должен победить свои страхи. Успенский написал много увлекательных книг: « Дядя Федор, пес и кот», « Разноцветная семейка», « Крокодил Гена и его друзья», « Колобок идет по свету», « Меховой интернат», « Школа клоунов», “25 профессий Маши Филиппенко», и других не менее любопытных книг
    9

    Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов

    Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке – старухе Шапокляк. Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Человек взрослый и остроумный делает эти книги интересными для взрослых. Вот вам и секрет популярности и долгожительства героев Успенского. Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, – подарок детям, теплый и добрый. Его герои не похожи на героев литературных сказок . У каждого свой язык ,свой характер. В его книгах они не хотят быть одинокими и всегда ищут себе друзей. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Чебурашка – главный персонаж рассказов. Характер добродушный. В связях со злыми героями не замечен. Вот кот Матроскин – бравый малый!- центральная фигура из книги «Дядя Федор, пес и кот».Находчив ,хитер и экономичен. Характер ироничный. В совершенстве владеет игрой на гитаре. Почтальон Печкин- яркий персонаж рассказов. Истинный деревенский житель. В меру скуповат и безмерно любопытен. Увлекается охотой.
    10

    Э.Н. Успенский сочиняет пьесы

    Его произведения переведены более чем на 25 языках и выходят в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США и других странах Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Пожалуй, самые знаменитые мультфильмы – про Крокодила Гену и Чебурашку, а также “Трое из Простоквашино” и продолжение. Но кроме них, есть еще много замечательных мультфильмов, в создании которых принимал участие Эдуард Успенский: « Чебурашка и крокодил Гена.» « Трое из Простоквашино.» «Про Веру и Анфису.» «Следствие ведут Колобки.» «Про Сидорова Вову.» «Пластилиновая Ворона.» «Рыжий, рыжий, конопатый.» «Веселая карусель.» «Ивашка из дворца пионеров.» «Дядюшка Ау.» «Новогодняя песенка Деда Мороза.» «Сегодня в нашем городе.» «Баба-Яга против!» И другие…
    11

    Эдуард Успенский

    Обращение к детям
    «За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки. Ребята, читайте больше и больше».
    Мои произведения – это проповеди. Каждый раз, когда я хочу что-то сказать ребятам, я начинаю придумывать повесть. Таким образом все мои книжки появились. Все проповеди очень простые: всегда должно быть уважение к матери, к родине, к учителю, ко всему живому.
    «Без книги человек становится духовным инвалидом…»
    12

    Входе проекта были проведены следующие мероприятия: Конкурс рисунков

    по творчеству Э .Успенского Интересно прошла викторина по произведениям Успенского Была собрана выставка книг автора Организован просмотр мультфильмов
    13

    Мною был составлен кроссворд по произведениям автора Ребята с

    удовольствием его разгадывали.
    По горизонтали: 1. Назовите одну из кличек теленка из книги “Дядя Федор, пес и кот” (Чайник) 2. Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Федора для опознания? (Пуговицу) 3. Назовите еще одну кличку теленка из книги “Дядя Федор, пес и кот” 4. Кто из героев имеет “связи” в научных кругах? По вертикали: 1. Какой неизвестный науке зверь водится в книге Э. Успенского? 5. Как звали корову, которую купил кот Матроскин? 6. Кто о себе сказал: “Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”?
    14

    Работая над проектом, я сделала вывод: В России в каждом доме, где

    живут дети есть книги Эдуарда Успенского. И нет такого ребёнка, который бы не любил его произведений. Мне близок каждый персонаж. Пусть дети сами выбирают, кто дорог им. Кто развлечет в скучную минуту, поможет различить пустое от полезного. Я могу сделать вывод, что творчество Успенского играет огромную роль в нашей жизни и в воспитании российских детей.
    15

    Литература Биографический словарь

    «Писатели нашего детства 100 имен.» Часть 1. М.:Либерея, 1999 г. О.Б. Корф «Детям о писателях. ХХ век. От О до Я» Издательство Стрелец. Москва. 2006г. 3 Валькова В. Г. Эдуард Николаевич Успенский : [рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников] // Начальная школа. – 2002. – № 12. – C. 10-12. 4 Власова Е. Ю. Книжкины именины Вяткина Н. В. “День рожденья только раз в году” :
    «Эдуард Успенский – любимый детский писатель»

  14. 22 декабря 1937 года в семье служащего Николая успенского произошло радостное событие – рождение сына Эдуарда. Мальчик с детства был очень добрым, заводным и ответственным – это и стало одной из основных причин назначения старшеклассника Эдика вожатым младших классов.
    Будучи прирожденным лидером, он всегда находился в центре внимания, как в школе, так и в Московском авиационном институте, куда пошел учиться по окончании школы. Именно здесь проявился талант Эдуарда Николаевича как писателя-юмориста. Активно участвуя в культурной жизни института, между лекциями о ракетостроении, Эдуард писал юмористические стихи и рассказы.
    Литература стала призванием Эдуарда Успенского, однако понял он это только после трех лет работы в конструкторском бюро. Однако, как любой успешный актер, писатель, музыкант и т.д. Эдуард Николаевич стремился развивать свой талант, выходить за привычные для его жанра рамки, он хотел быть не просто юмористом, а писать с юмором для самых маленьких читателей. К сожалению, осуществить это было не так просто, но на помощь талантливому писателю пришли мультипликаторы, которые познакомили нас с жителями древни Простоквашино, познакомили с чудным зверьком Чебурашкой и его другом крокодилом Геной, создали незабываемый образ пластелиновой вороны из одноименного рассказа Успенского.
    Помимо существенного литературного вклада, Успенский стал также одним из авторов и организаторов таких передач, как «АБВГДейка», «Радионяня» и других передач для малышей и их родителей. Сейчас Эдуард Николаевич продолжает активно писать, ведет передачи, одна из самых известных – «В нашу гавань заходили корабли».
    Все герои произведений Эдуарда Успенского так или иначе отражают самого автора. Например, известный всем главный герой в рассказе о Чебурашке, которого нашли в ящике с апельсинами, появился не просто так – это след сильного детского впечатления, которое воспроизвел на маленького тогда еще Эдика огромный хамелеон, которого ребенок увидел в Одесском порту рядом с ящиками бананов. Именно это загадочное и невиданное ранее существо побудило писателя во время написания своего рассказа ввести такого же незнакомого и диковинного, для советского ребенка, существа.
    Вопрос о том, почему же все рассказы Успенского дети встречают с таким восторгом, часто возникает у его коллег. Ответ достаточно прост – для того, что бы интересно писать для детей нужно самому в душе быть немного ребенком. Это взаимопонимание зародилось в душе автора еще со школьных времен, когда он был назначен вожатым к малышам. Затем эта любовь к детям находила свое проявление в детских рассказах и стихах, а после свадьбы Эдуард смог полностью её реализовать на своих собственных ребятишках – дочке и сыне.
    Благодаря работе писателя, дети не только обретают интерес к получению знаний и литературе в целом, но и учатся таким житейским истинам, как говорить правду, не обижать младших, обличать зло и т.д. ведь многие герои его произведений именно этим и занимаются. По признанию самого автора его любимый персонаж – это клоун. Всегда добрый, веселый, он не боится искать и находить справедливость, бороться за правду, высмеивать человеческие пороки и т.д. С помощью героев произведений Эдуарда Успенского наши дети растут добрыми и порядочными гражданами дружного и благополучного государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *