Сочинение на тему утро на куликовом поле бубнов

8 вариантов

  1. На картине нам чётко видно, что боя ещё нет. Утро тихое, осеннее. Воины стоят, вглядываясь в ряды противника, ждут начала битвы. А она вот-вот должна разразиться. Мы чувствуем по взглядам солдат напряжение, они уверены в своей победе. А как иначе? Нужно отстоять каждый клочок родины, не дать врагам гулять по российской земле. Один солдат уже приподнимает щит, другой уверенно сжал топор. Пока ещё спокойно на поле. И всё же через каких-то пять минут произойдёт грандиозное историческое событие, которое будут вспоминать потомки тех героев.
    Живописец показал только небольшую панораму русского войска. Но мы представляем какими огромными должны быть отряды, которые встали на защиту Отечества. Все стоят плечом к плечу, у всех наготове копья, мечи. Против монгольского ига пошла воевать вся Русь: и стар, и млад. Это мы видим на холсте Бубнова. В каждом живёт вера в победу потому, что никто не желает подчиняться вражьим законам, платить им дань. По различному оружию, которые в руках у воинов, можно понять насколько сплочён народ: в русском войске подготовленные солдаты и обычные крестьяне. Коней мало. Если оценить прошлое того времени, то невольно приходит мысль, что не все могли приобрести боевого коня и военное снаряжение.
    Предводитель Дмитрий Донской (на втором плане картины) сидит на коне и правой рукой указывает в сторону неприятеля. В руке он уверенно держит меч. Войско пристально смотрит в сторону, откуда приближаются захватчики. По историческим данным, Дмитрий Донской в этом бою был серьёзно ранен.
    Нам видно, что в нашем войске присутствуют хоругви, на которых изображены лики святых и Спасителя. Бойцы идут на праведный и кровавый бой с молитвой. Сам Бог благословляет их на защиту Руси.
    Глядя на картину, хочется самому втиснуться в ряды с этими героями и стать патриотом своего Отечества. Многие погибли в неравном бою, но они ценой жизни спасли святую Русь от захватчиков.

    Вариант №2

    Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом. Достаточно только всмотреться в их глаза. В них можно прочитать всю ненависть к неприятелю и желание поставить его на место.
    Монголо-татары пришли тогда, когда их никто не просил. Внимание монголо-татар привлекли постоянные междоусобные войны князей, которые никак не могли договориться, кто чем будет заниматься. У них были только свои желания и амбиции. Каждого интересовала власть, но мало кого волновало состояние народа. Своим поведением князья подготовили замечательную почву для неприятеля, который быстро этим воспользовался.
    Русский народ не знал, как выживать. Заплати налоги своим князьям, заплати налоги Орде, а на что жить? Народ жаждал свободы и независимости. Большой вклад в победу внёс Дмитрий Донской, который смог объединить другие княжества вокруг Москва. Также он поддерживал боевой дух армии.
    Русский народ силён и настроен на победу. Никто не мог гарантировать русским, что многолетнее бремя наконец спадёт. Но мы боролись и не сдавались. Эти качества до сих пор являются отличительной чертой русского народа.
    На картине мы видим вооруженных воинов, которые серьёзно настроены на бой. Они долго к нему готовились и наконец пришёл этот час. Враг уже на подходе. На кону стоит слишком многое: свобода и независимость народа, а также его будущее. В случае поражения, народ окажется в очень плачевном состоянии.
    Нашему взгляду предстают воины разной возрастной категории: молодые, взрослые и даже пожилые. На бой выходят все мужчины. Они вооружены копьями, топорами, мечами и ножами. Для защиты используется щит. На передней стороне строя можно заметить икону. Воин поднимает её над своей головой. Это ещё раз доказывает, что русский народ надеется не только на свои силы, но и на чудо, которое вскоре свершиться. Русский народ – православный народ. Но это не значит, что русские только верят и ничего не делают. Они борются, выкладывают все силы, но рассчитывают не на себя, что и способствует победе.
    Слева нашему вниманию предстаёт князь на белом коне, который показывает мечом на сторону неприятеля. Он говорит вступительную речь, после которой народ ринется в бой. На лицах бойцов не видно ни тени страха, все давно устали от рабства и желают свободы, даже ценой своей жизни.

  2. Разделы:
    МХК и ИЗО
    Цель: Ознакомить учащихся с одним
    из известных полотен русской живописи – сделать
    первые шаги в приобщении детей к прекрасному.
    Задачи: Развитие логического
    мышления учащихся, формирование навыков анализа
    художественного произведения; продолжить
    знакомство с выразительными средствами
    живописи; формирование способностей к
    самостоятельному суждению, правильному
    оформлению высказывания.
    Зрительный ряд: А.П. Бубнов “Утро
    на Куликовом поле”
    Вступительное слово учителя.
    Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с
    жизнью и творчеством нашего земляка-художника –
    Александра Павловича Бубнова. В этом году
    Бубнову исполняется 100 лет со дня его рождения.
    Увидеть и передать передовые явления в
    современной жизни своего народа, почувствовать
    историческую преемственность духовных
    национальных качеств русского народа – таков
    склад дарования Александра Павловича.
    Именно это чувство нового, любовь к овеянным
    народной славой и легендами страницам родной
    страны и определяют характер жизни и творчества
    художника.
    Родился А.П. Бубнов 4 марта 1908 года в Тбилиси
    (Тифлиси), где его отец проходил воинскую службу.
    А детские и юношеские годы художника протекали в
    деревне Бубновка Аткарского уезда и самом
    Аткарске Саратовской губернии. Родители его были
    уроженцами этих мест.
    В Аткарск Сашу привезли, когда ему исполнилось
    два года. Именно здесь он впервые узнал и полюбил
    на всю жизнь неброские, скромные и задушевные
    пейзажи родного Заволжья, познакомился с жизнью
    и бытом трудолюбивого русского человека,
    ставшего впоследствии основным героем его
    творчества.
    Саша очень любил рисовать. Детской неуверенной
    рукой набрасывал он на листах бумаги деревенские
    улицы, лошадь с повозкой, соседского мальчишку,
    угол сарая, – все, что могло заинтересовать и
    взволновать впечатлительное ребячье сердце. И
    сколько же было радости, когда в
    одиннадцатилетнем возрасте, мальчик поступил в
    открывшуюся в Аткарске изостудию.
    Там, в этой изостудии, возникла и окрепла мечта
    Саши Бубнова стать профессиональным живописцем.
    Талант его был впервые замечен в Аткарске
    простым учителем рисования Николаем Яковлевичем
    Федоровым. Он много сделал для того, чтобы из
    скромного паренька из маленькой деревушки
    Бубновка, что стоит на берегу тихой Аткары, вышел
    большой художник.
    Занятия живописью и рисунком, историей и
    этнографией, участие в раскопках курганов
    древнего городища, стойбища первобытного
    человека, приоткрывших частицу исторического
    прошлого народа, путешествия в глухие и
    отдаленные уголки аткарского края, пробуждавшие
    горячую любовь к истории, природе, знакомившие
    его с песнями и сказаниями (ездил по деревням в
    зимние каникулы), былинами и частушками, бережно
    хранимые памятью народа, – все это пробуждало в
    Бубнове поэтическое восприятие окружающего
    мира, способствовало укреплению уверенности в
    том, что искусство – его призвание, его подлинный
    и единственный путь.
    В 1926 году после окончания девяти классов школы
    второй ступени (ныне школа № 3) он поступает в
    Московский художественно-технический институт
    – ВХУТЕИН и оканчивает его (1930) по
    монументальному отделению. Не собираясь стать
    художником-монументалистом, Бубнов учился
    именно на этом отделении, так как преподавание
    композиции было поставлено очень серьезно.
    Первые его работы были посвящены героическим
    событиям гражданской войны. Бубнов выбирал для
    своих картин темы, которые не только имели
    общественной значение, но и волновали его лично,
    будили его воображение, были напоены романтикой
    и поэзией революции, гражданской войны,
    современной жизни: “За шахматами”, “Проводы
    делегатов на съезд колхозников”, “Яблочко”,
    “Белые в городе” и другие.
    История создания картины “Утро на
    Куликовом поле”.

    Но мы с вами сегодня поговорим о главном
    произведении Бубнова, в котором особенно полно
    воплотились яркие, сильные, героические образы –
    это картина “Утро на Куликовом поле”. Писал он
    это полотно с 1943 по 1947 год. Нет, наверное, такого
    человека, который бы не видел этой картины. Само
    полотно выставлено в Третьяковской галерее, а
    репродукции с нее отпечатаны миллионными
    тиражами на страницах школьных учебников, в
    Большой Советской Энциклопедии. В
    многочисленных книгах по искусству. За эту
    работу художник был удостоен государственной
    премией. Ему было присвоено звание члена
    Академии художеств СССР, заслуженного деятеля
    искусств. РСФСР. Давайте с вами вспомним, о каком
    событии рассказано в этой картине?
    Ученики: Это событие произошло в 1380 году.
    На Куликовом поле развернулось ожесточенное
    сражение между русским войском, которым
    командовал князь Дмитрий, и полчищем хана Мамая.
    Учитель: Да, это событие произошло
    довольно давно, но прежде чем мы перейдем к
    разговору о картине, я вам расскажу об истории ее
    создания.
    Бубнов начал писать картину в самый разгар
    войны, сами события которой, идеи, чувства,
    переживаемые народом, воодушевили художника
    создать произведение о великом подвиге русских
    воинов, освободивших страну от двухвекового ига.
    Его замысел был органично связан с тем огромным
    напряжением сил, с тем патриотическим подъемом,
    которым жила тогда вся страна. Гордость за весь
    народ русский, прошедший через все самые суровые
    испытания, одержавший величайшую победу, живое
    ощущение и “связь времен”, напоминание событий
    прошлого, в которых так явственно различимы
    черты настоящего, – вот что определило внутренний
    пафос и весь ход работы над этим полотном.
    Художник мыслил свое произведение как народную
    эпопею.
    Сложные задачи стояли перед Бубновым в его
    работе над картиной о древней жизни народа. Но
    художник воспринимал историческое событие с
    позиции сегодняшнего дня, сумел понять и
    выразить то, что волнует человека нашего времени.
    Художник изучал труды историков,
    исследователей, опыт русских исторических
    живописцев, литературные памятники, особенно
    “Задонщину”, собирал песни, легенды, сказания о
    великой победе, знакомился с бытом Руси
    четырнадцатого века – обрядами, обычаями,
    одеждой, с военным делом того времени, ходил по
    Москве, по базарам в поисках натуры, с трудом
    уговаривал подходящую модель позировать –
    тяжелое было время. Покупал подходящий реквизит
    для будущей картины, в частности одежду, оружие.
    Варежки, рубашки, веревки на пояса плели сами.
    “В одном из подвалов нашли очень странного
    человека, одержимого накопительством старины. Он
    здесь жил, спал на каком-то топчане. Повсюду были
    огарки свечей. За очень дорогую цену были куплены
    кольчуга, топорик, щит” – как вспоминает
    Соловьева Г. В. – жена Бубнова.
    Я уже сказала, что художник долго и тщательно
    изучал по книгам и музеям одежду и оружие,
    распространенные в Древней Руси, но он
    обязательно “примерял” все это к людям,
    стараясь “подсмотреть”, например, как берут
    копье, щит в том или другом одеянии. Изучение
    исторического он сочетал с жизненными
    наблюдениями. Художник подмечает бытовые детали
    в повседневной жизни и умеет их использовать в
    картине. Так появилась рукавицы, заткнутые за
    пояс у копьеносца и целый ряд характерных мелких
    черточек быта, которые в целом создают
    впечатление большой жизненности.
    После Великой Отечественной войны Бубнов
    поехал за Волгу. Там он увидел бригаду
    крестьян-рыбаков, которые поразили его: все
    кряжистые, косая сажень в плечах. Они послужили
    типажами для некоторых героев картины. Интересно
    заметить, что одного из героев к своей картине
    Бубнов написал с известнейшего теперь
    саратовского скульптора А. П. Кибальникова.
    Пожалуй, ни в одном написанном на эту тему
    произведении тема борьбы с нашествием орды, так
    не раскрывается, как в этой картине. В полотнах
    других художников то это сражение, где трудно
    различимы персонажи, то это раненный Дмитрий
    Донской в окружении приближенных.
    Но в своей картине Бубнов отказался от показа
    самого боя.
    Беседа по картине.
    Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
    Какой момент художник изобразил в картине?
    Куда так напряженно смотрят воины?
    Расскажите, что они сейчас переживают?
    С чем идут в бой воины?
    Где, как вы думаете, на картине изображен князь
    Дмитрий?
    Что вы можете рассказать о нем?
    Учитель: Художник не раскрывает перед нами
    широкую панораму битвы и не рассказывает о
    каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно
    выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного
    едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого
    верой в победу.
    Раннее утро. Густой туман еще не рассеялся.
    Русское войско стоит среди поля неподвижно и
    молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в
    первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре
    нарастает движение, оно сдержанно и
    выразительно. Напряжение ожидания, тревога и
    решимость отражены в лицах воинов. Убедительно и
    верно переданы градации этих состояний в лицах и
    позах умудренных опытом зрелых воинов,
    напряженно всматривающихся в даль, откуда должен
    появиться враг, и юношей, совсем еще мальчиков, в
    состоянии которых решимость сложить свою голову,
    перемешивается со страхом. Очень интересно
    рассматривать картину, стоя близко к ней. Тут во
    всей полноте раскрываются нюансы психологии
    отдельных воинов и настроение всей массы в целом.
    Смело и несколько даже беспечно смотрит вперед
    молодой гигант-богатырь, вышедший на поле вперед
    войска с топором и щитом.
    Нетерпеливо рвется вперед совсем еще юный
    русский парень, жадно и с любопытством
    выглядывающий из второго ряда войска.
    Уверенно и спокойно стоит бывалый воин,
    оперевшись на копье. Подобало в то время старому
    помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.
    Вот один поднимает щит, другой нетерпеливо
    сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает
    тетиву лука, кто-то молится – скоро начнется
    битва.
    Очень хорошо сказано о воинах в стихотворении
    “Ратник” аткарского поэта В.Назарова.
    (Стихи читают учащиеся, подготовившись
    заранее).
    Я горсть земли в ладонях растираю:
    Похоже, что пришел мой час.
    По сторонам с тоскою озираюсь
    В который раз.
    Нам перед боем дали выпить браги,
    Смелее чтобы шли вперед,
    Но мы и так полны и гнева и отваги,
    Во взгляде – лед.
    Сам Бог поможет справиться с врагами,
    От стрел и копий защитит.
    Я меч покрепче в кулаке сжимаю,
    Готовлю щит.
    Сейчас начнется лютый поединок,
    Ведь некуда уж отступать.
    Сойдутся в поле две великих силы:
    Орда и рать.
    С утра туман накрыл нас тишиною,
    Замолкли даже кулики.
    И мы стоим безмолвною стеною,
    Сжав кулаки.
    Я не боюсь погибнуть в этой битве
    И богу не хочу мешать.
    Выпрашиваю я в своей молитве
    Лишь благодать.
    Учитель: С усмешкой, с ненавистью, с верой в
    себя смотрят, приглядываются русские люди к
    невидимой на картине татарской рати. Тут к врагу
    направлены взоры людей, и эта устремленность
    подчеркивается и усиливается жестом князя
    Дмитрия Ивановича (еще не Донского, просто князя
    Московского), указывающего мечом в сторону
    татарского полчища.
    Словно ожили строки знаменитой “Задонщины”: “Богатыри
    русския хотят ударити на великие силы поганого
    царя Мамая… Князь Дмитрий Иванович вступив во
    златое сове стремя, и взем свой меч в правую
    руку… Солнце ему ясно на востоке сияет путь
    повевает… Воеводы у нас крепкие, а дружина
    сведома, а под собою злаченые доспехи. А шеломы
    черкасские. А щеты московские… а мечи булатные…
    Но еще хотят сильно головы свои положить за замлю
    за Русскую”.

    Пройдет еще некоторое время и князь Дмитрий
    Иванович, сняв великокняжеские одежды, в
    доспехах простого воина встанет в ряды
    сражающихся… сойдутся в поединке Пересвет с
    Челубеем… Прозвучат трубы. “И была брань
    крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И
    падало мертвых бесчисленное множество от обеих
    сторон… Не только оружием убивали, но и под
    конскими ногами умирали, от тесноты великой
    задыхались, потому что не могли вместиться на
    поле Куликовом, между доном и Мечой, такого
    множества сошедших сил”, –
    заметил летописец
    по поводу этой битвы. В картине изображено
    непосредственно: грядущая борьба и победа
    русских войск.
    – Что вы можете сказать о композиционном
    построении картина? Почему Бубнов так изобразил
    воинов на картине?
    Ученики: Ратники стоят близко друг к другу.
    Этим самым художник хотел показать силу,
    нерушимость и могущество этих воинов. Они словно
    поддерживают друг друга.
    Учитель: Композиция полотна построена с
    расчетом подчеркнуть сплоченность и
    монолитность русской рати: этих людей не
    сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит,
    что композиция статична. В вытянутом мече
    Дмитрия Ивановича, в фигуре воина,
    наклонившегося вперед и поднимающего щит с
    земли, в копьях, взятых на перевес, – во всем этом
    выражено движение, которое замыкается спокойной,
    могучей фигурой воина, снимающего топор. Часть
    фигур срезано рамой картины, войско как бы
    бесконечно и продолжается за пределами полотна.
    Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую,
    дальше видны новые и новые лица, словно могучая
    лавина надвигается из глубины… Но вот наш взгляд
    останавливается на фигуре старика, опершегося
    всем своим телом на древко копья. И создается
    ощущение, будто движение всего войска
    остановлено, сдержано, но через несколько
    мгновений, эта лавина двинется дальше.
    Так используются контрасты между теми
    элементами картины, которые создают ощущение
    неповторимого движения всей рати князя Дмитрия и
    теми, которые воспринимаются как препятствие
    этому трудно сдерживаемому движению.
    Художник достигает выразительности
    собранности композиции, подчеркивает ощущение
    сил и могущества русских воинов. Фигура Дмитрия
    четко вырисовывается на фоне черного знамени с
    золотым Спасом.
    “О крепкое и твердое дерзание мужества! О как
    он не испугался, не дрогнул от такого множества
    войск? Ведь поднялись на него три земли, три
    рати… Однако всех этих он не испугался,
    нисколько не устрашился…” –
    говорится в
    “Летописной повести о побоище на Дону” о князе
    Дмитрии. Художник дает почувствовать его роль –
    роль полководца, возглавляющего русское войско.
    В то время вся группа – Дмитрий и его
    приближенные, выделенная композиционно, –
    отодвинута на второй план. Образ Дмитрия
    трактован более отвлеченно, чем образы других
    персонажей, скорее в символическом, нежели
    конкретно-индивидуальном плане, не становится
    центральным. Фигура его не господствует в
    картине. Князь не является главным действующим
    лицом.
    – Почему, как вы думаете, художник изобразил так
    князя и кто здесь главный герой?
    Учащиеся: Князь изображен так потому, что
    главным героем здесь является все русское
    войско.
    Учитель: Да, верно, и поэтому Куликовская
    битва раскрывается как народная эпопея. Русский
    народ – вот подлинный герой произведения.
    Картине “Утро на Куликовом поле” присуще
    чрезвычайно существенное для произведения на
    историческую тему качество – люди, изображенные
    на полотне, не воспринимаются “сквозь мглу
    веков”, не кажутся архаичными – наоборот, в них
    есть сила характеров, близких современным людям,
    и эти характеры обрисованы правдиво и
    убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах
    Древней Руси живых людей и это чувство передать
    зрителю. Поэтому в суровом воине, чьи огромные
    натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом
    старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в
    белокуром воине, впервые идущем в бой, и во многих
    других персонажах картины есть та
    художественная правда, которая заставляет
    верить в них.
    Художник сумел приблизить к нам события
    далекого прошлого, заставить зрителя пережить
    его.
    И поэтому хочется обратиться к строкам стихов,
    посвященных этой картине. Эти стихи написал
    аткарский поэт В.Воробьев и называются они
    “Перед картиной “Утро на Куликовом поле”.
    (Стихотворение читают учащиеся,
    подготовившись заранее).
    Вид, ждущих Куликовской битвы
    В предельно робкой утренней тиши
    Толкает зрителя притихнуть и молитвой
    Дрожь в глубине унять своей души.
    Щиты, шеломы, копья, лица.
    Грубый
    Еще конем не тронутый ковыль,
    На холст принес
    земляк-художник Бубнов,
    Показывая боль истории чрез быль.
    Сурово-строги лица статных воинов,
    Молчит единою задумчивостью рать…
    Им предстоит под крики черных воронов
    Убитым быть, иль тоже убивать…
    Готов вот-вот и горизонт насупиться.
    Из-за того, что грудь родной земли
    Застонет, задрожит от зла и ужаса
    И… окровавятся седые ковыли…
    О, Русь моя! Увы, многострадальная.
    Оттуда, из глубин былых веков,
    Судьба твоя глядит с картин печальная,
    Тревожа рай болотных куликов.
    Побоищ после этого случалось,
    Похоже, все еще не сочтены…
    От века нашего три годика осталось,
    Пропитан он кошмарами войны.
    Двух мировых, гражданских и локальных,
    От коих ужасы так трудно передать!
    А пред картиною, уверен, не случайно,
    Душа не может не затрепетать!
    И крикнуть, побывав на поле Куликовом:
    – Стремитесь, люди, к миру повернуть!
    А автора шедевра добрым словом –
    Нам непременно надо помянуть.
    Ответьте на следующие вопросы:
    О чем говорится в стихотворении?
    Что мы ощущаем с вами, оставшись наедине с этой
    картиной?
    К чему призывает автор этого стихотворения?
    Заключительное слово учителя.
    Жизнь отпустила А.П. Бубнову небольшой срок –
    всего 56 лет. Но остались жить его полотна,
    осталась добрая память о большом, щедром
    человеке – Александре Павловиче Бубнове.
    Аткарчане гордятся им. Ведь когда-то он ходил по
    аткарским улицам, бродил по ковыльным и
    земляничным полям Емельяновского леса, что
    начинается прямо за околицей его родной деревни.
    Травы, которые видел юный Бубнов, на опушках и
    полянах леса, мы узнаем теперь на картине “Утро
    на Куликовом поле”. Именно здесь он делал первые
    свои зарисовки, учился видеть прекрасное и
    необыкновенное в обычных людях, цветах, травах,
    что его окружали, в синем небе, белых облаках,
    отражающихся в тихих водах нашей Аткары.
    В память о художнике в 1986 году улица линейная
    была переименована в улицу имени Бубнова А. П., а в
    местном педагогическом училище есть
    художественно-этнографический музей им А. П.
    Бубнова.
    Задание.
    Написать сочинение-впечатление на тему “Перед
    картиной Бубнова “Утро не Куликово поле”.
    2.02.2009

  3. http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=7943
    Холст, масло. 270×503 см
    В годы Великой Отечественной войны с особенной силой, по-новому мы ощутили связь событий прошлого и настоящего, и великие образы тех времен, когда Русь в жесточайшей борьбе отстаивала свою независимость, словно ожили перед нами.
    В советской исторической живописи появился целый ряд произведений на темы русской истории. Созданные в этот период холсты Н. П. Ульянова, М. И. Авилова, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, различные по манере и творческому методу, объединены чувством любви к русскому народу и гордости за него, за его великое прошлое.
    А. П. Бубнов в это время работал над картиной, которой суждено было стать одним из лучших произведений советской исторической живописи. Художник обратился к победоносной борьбе народа против монголо-татарского ига в XIV веке.
    У художника есть эскиз, датированный 1938 годом; он изображает воина в кольчуге на фоне вечернего зимнего пейзажа. Хотя в этом эскизе нет ни ясного замысла, ни определенного сюжета, он свидетельствует о том, что Бубнова давно волновали образы далекого прошлого; но они были аморфны, не находили еще своего воплощения в связи с конкретным историческим сюжетом.
    В 1942 году Бубнов пишет эскиз «Перед битвой на Чудском озере».
    Эскиз этот не имеет прямого отношения к картине «Утро на Куликовом поле». Образ ее здесь не вырисовывается даже приблизительно, хотя некоторыми деталями художник воспользовался впоследствии для картины. Так, мы узнаем фигуру воина со щитом, стоящего на первом плане, силуэты копий на фоне неба и т. п. Но замысел ее, видимо, появился позже. На него натолкнуло художника изучение древней русской истории и желание воплотить волновавшую его тему: героизм народа, осознавшего свое национальное достоинство, объятого готовностью сбросить иноземное иго. После чтения и изучения исторической литературы Бубнов приходит к окончательному решению писать картину о битве на Куликовом поле.
    Само время требовало монументально-эпического решения задачи, и именно в этом направлении шла полуторагодовая подготовительная работа художника.
    Многочисленные эскизы к картине показывают сложный путь художника, ищущего наиболее полное выражение идеи непобедимости русского народа, сплоченного и могущественного.
    В картине художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, ожидание, полное едва сдерживаемого нетерпения, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука–скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ.
    Художник запечатлел последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед схваткой.
    Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.
    Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Донского , в фигуре воина, наклонившегося вперед и приподнимающего щит с земли, в копьях, взятых наперевес,– во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина с топором. Часть фигур срезана рамой картины.
    Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины… Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
    Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,– отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой – все устремленное вперед, готовое к битве русское войско.
    Куликовская битва раскрыта автором как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения.
    Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.
    Очень часто в исторических картинах чувствуется увлечение художника воспроизведением подлинной обстановки, одежды, аксессуаров. Шелк, бархат, золото, богатый орнамент – все это зачастую без должного отбора, просто потому, что красиво, переносится в картину и в результате заслоняет смысл события. В картине появляется театральщина– все как будто правильно, исторически достоверно, а подлинной правды нет.
    Работая над картиной, Бубнов придавал очень большое значение тому, чтобы одежда, оружие воспринимались бы зрителем как предметы, необходимые в жизни героев картины, а не как музейные экспонаты.
    Художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в древней Руси. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник остро подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появились рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца, и целый ряд характерных, подчас мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.
    Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,– это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.
    Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,– во всех деталях чувствуется художественная достоверность.
    Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.
    При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.
    Высказываемая иногда мысль о непосредственном продолжении традиции В. М. Васнецова в этой картине, на наш взгляд, неверна. В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный.
    Стремление Васнецова создать эпически целостный образ народа несомненно созвучно Бубнову. Но образы Васнецова более лиричны и менее исторически конкретны. Драматизм картины Бубнова заставляет скорее вспомнить о В. И. Сурикове, к которому совершенно естественно обратился художник при решении исторической темы.
    В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова – художника советской эпохи.
    http://sttp.ru/master101.html

  4. Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины… Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
    Большая часть первого плана картины занята не людьми, а травами, полем. Это не только композиционный приём художника, это элемент глубоко содержательный: за Русскую землю и вышли сражаться герои картины. Без неё они ничто. Вот она, та Русская земля, которая скрылась за холмом, когда войско князя Игоря (“Слово о полку Игореве”) выступило в поход. “О Русская земля, ты уже за шеломенем еси!”
    Отрывок из пьесы А.А.Блока “Песня судьбы”: “Князь встал с дружиной на холме, земля дрожала от скрипа татарских телег, орлиный клекот грозил невзгодой. Потом поползла зловещая ночь, и Непрядва убралась туманом, как невеста фатой. Князь и воевода стали под холмом и слушали землю: лебеди и гуси мятежно плескались, рыдала вдовица, мать билась о стремя сына. Только над русским станом стояла тишина, и полыхала далекая зарница. Но ветер угнал туман, настало вот такое же осеннее утро, и так же, я помню, пахло гарью. И двинулся с холма сияющий княжеский стяг. Когда первые пали мертвыми чернец и татарин, рати сшиблись, и весь день дрались, резались, грызлись… А свежее войско весь день должно было сидеть в засаде, только смотреть, и плакать, и рваться в битву… И воевода повторял, остерегая: рано еще, не настал наш час.”

  5. Перед нами одно из самых впечатляющих творений. Живописец решил обратиться к теме борьбы народа с татаро-моголами. Сначала он сделал эскизы, которые способны рассказать нам о том сложном пути исканий, который прошел живописец. Он никак не мог понять, как лучше всего выразить идею о том, что русский народ нельзя победить.
    Мы не видим широкой панорамы всей битвы. Бубнов лишь запечатлел тот момент, когда воины ждут ее начала. Все переполнены нетерпением. Каждый верит в непременную победу.
    Мы видим русских солдат, которые стоят в широком поле. Кажется, что они полностью неподвижны. Но на самом деле это неверно. Движение постепенно растет. Оно невероятно ощутимо и при этом сдержанно.
    Мы видим, как один приподнял щит. Другой воин судорожно сжал топор. Третий уже стремительно натянул тетиву своего лука. Еще мгновение и начнется бой. Все смотрят в том, где находится враг. Жест Дмитрия донского это усиливает. Его меч направлен в сторону полчищ татар.
    Бубнову удалось запечатлеть затишье, после которого разразится буря.
    Мы можем с легкостью угадать предысторию того события, которое запечатлено. Дальнейшее действие тоже понятно.
    Художник композиционно подчеркивает монолитность и сплоченность русского войска. Кажется, что солдаты вырастают прямо из земли. Их невозможно сдвинуть или потеснить. Но это не говорит о статичности, так как во всем чувствуется движение.
    Конца у войска нет, оно продолжается где-то там за пределами полотна. Все воины стоят плотно друг к другу. Создается ощущение, что неуловимо движется лавина.
    Вся композиция выразительна и собрана. Главный герой картины сам народ Руси. Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей. Это ощущение он мастерски передает всем зрителям.
    Вся картина пронизана оптимизмом. Художник смог создать образ народа, который побеждает.

  6. Дата: 14 в., 1380 г., сентябрь, 08
    Описание:
    Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.
    Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.
    Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним — Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними — резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй — пехота.
    Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.
    Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

  7. 7
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    Куликовская битва раскрыта автором как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения.
    Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.
    Работая над картиной, Бубнов придавал очень большое значение тому, чтобы одежда, оружие воспринимались бы зрителем как предметы, необходимые в жизни героев картины, а не как музейные экспонаты.
    Художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в древней Руси. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник остро подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появились рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца, и целый ряд характерных, подчас мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.
    Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,- это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.
    Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,- во всех деталях чувствуется художественная достоверность.
    Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.
    При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.
    В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный.
    В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова – художника советской эпохи.
    В ряду подобных произведений почетное место заняла картина Авилова «Поединок на Куликовом поле», или «Пересвет и Челубей», законченная художником в 1943 году.
    Поединок Пересвета с Челубеем. (Поединок на Куликовом поле) 1943
    Холст, масло. 327 x 557
    Государственный Русский музей
    Одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), — поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям — Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.
    В основу картины было положено предание о поединке между русским и татарским богатырями, как о нем рассказывает «Задонщина», поэтическая повесть XIV века о Мамаевом побоище 1380 года. Примечательно, что Авилов избрал своим героем не вождя русского войска, московского князя Дмитрия Донского, а легендарного ратника, первым завязавшего битву с врагом.
    Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к низкому горизонту под светлым утренним небом. Вдалеке, разделенные обширным свободным пространством, стоят готовые к сражению русские и татарские полки. По старинному обычаю в поле выехал перед войском прославленный в боях татарский богатырь Челубей и, похваляясь силой, стал вызывать на поединок противника. Многие смутились, и никто не решался выйти в бой против могучего бойца. Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком. Масса русских войск представлена относительно небольшой, но плотной, устойчивой, монолитной. Масса татар крупнее, но и беспокойней, в ней мелькают, перемежаясь, темные и светлые пятна, колеблются тонкие линии копий. В этом колебании возникает ощущение неуверенности, как бы предвещающее несчастливый для татар исход битвы. Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Поэтому наше знание исторического события не мешает почувствовать драматическую остроту представленной сцены.Со страшной яростью столкнулись богатыри на середине поля. Копья ударили в щиты. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Взметнулись кверху боевые кони, развеваются по ветру их гривы и пышные хвосты, пена покрывает удила. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Приподнявшись на стременах, он старается удержаться в седле и помочь коню устоять на ногах. Челубей не менее силен и упорен в бою. Он тоже силится наклониться к шее коня, упрямо опустив голову и напрягая могучие плечи, но перевес не на его стороне. Его нога со стременем скользнула вперед, он всей тяжестью опустился на седло и уже дрогнул и начинает клониться на сторону. Монгольская шапка, опушенная мехом, свалилась с бритой головы, раскалывается щит, пробитый копьем русского витязя, и Челубей вот-вот рухнет, гремя доспехами, на твердую землю, подминая степной ковыль.
    Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.
    Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза с ненавистью впиваются во врага.
    На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка
    Таким образом, центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. В центре возникают самые сильные цветовые контрасты, усиливающие драматический характер картины. Красный щит Пересвета и развевающееся красно-золотое покрывало коня Челубея составляют резкий контраст холодной синеве доспехов, зелени травы и крупным темным массам тел вороного и гнедого коней. Поединок богатырей приобретает большое обобщающее значение, превращается в символ великого исторического конфликта, в поэтический образ подвига освобождения Руси от татарского ига.
    В этом своем произведении Авилов подчеркивает народный характер борьбы за освобождение от татарского ига, в образе героя передает свое понимание ведущей, активной роли народа в великом историческом деле. Художник обращается к народному творчеству и находит решение темы, опираясь на эпические предания, созданные и в течение многих веков отшлифованные безвестными мастерами, передававшими от поколения к поколению повесть о героических подвигах предков.

  8. Великий князь на коне объезжал перед битвой ряды воинов и говорил им: «Возлюбленные отцы и братия, Господа ради и Пречистой Богородицы и своего ради спасения подвизайтеся за православную веру и за братию нашу».
    На челе великого или главного полку стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя. Дмитрий Иванович снял с себя златотканую великокняжую приволоку; возложил ее на любимца своего боярина Михаила Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя. А сам покрылся простым плащом и пересел на другого коня. Он поехал в сторожевом полке, чтобы впереди его собственноручно ударить на врагов.
    Тщетно князья и воеводы удерживали его. «Братия моя милая, – отвечал Дмитрий. – Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду – вместе с вами».
    Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Русское воинство отличалось червлеными щитами и светлыми доспехами, сиявшими на солнце; а татарское от своих темных щитов и серых кафтанов издали походило на черную тучу. Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились. С татарской стороны выехал на Куликово поле воин огромного роста, подобный Голиафу, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных людей и назывался Челубей.
    Увидел его инок Пересвет и сказал воеводам: «Сей человек себе подобного ищет; я хочу с ним видеться». «Преподобный отец игумен Сергий, – воскликнул он, – помоги мне молитвою своею». И с копьем поскакал на врага. Татарин понесся ему навстречу. Противники ударили друг на друга с такой силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвыми поверглись на землю.

    Победа Пересвета. Художник П. Рыженко
    Тогда двинулись обе рати. Дмитрий показал пример воинской отваги. Он переменил несколько коней, сражаясь в передовом полку; когда же обе передовые рати смешались, отъехал к великому полку. Но дошел черед до этого последнего, и он опять принял личное участие в битве. А хан Мамай наблюдал сражение с вершины Красного холма.
    Скоро место Куликовской битвы сделалось до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности. Такой страшной битвы никто из русских и не помнил. «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы. В одном месте одолевали татары, в другом русские. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *