Сочинение на тему в чем современность поэмы медный всадник

8 вариантов

  1. Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
    В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
    Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить:
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
    В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
    Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
    …Узнать не может. Вид ужасный!
    Все перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено…
    Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
    Вот место, где их дом стоит;
    Вот ива. Были здесь ворота,
    Снесло их, видно. Где же дом?
    Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
    Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Так завершается поэма А.С.Пушкина Медный Всадник.

  2. 2
    Текст добавил: В Объятиях Тьмы

    Филиал  муниципального бюджетного образовательного учреждения
    Валгусской основной общеобразовательной школы «Социокультурный центр» –
    Большебакалдская основная общеобразовательная школа.
    РАЙОННЫЙ КОНКУРС РЕФЕРАТОВ
    «ПОД ЗНАКОМ ПУШКИНА».
    Реферат.
    ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК».
    Работу выполнил:
    Нарышкин Александр,
    ученик 8 класса
    филиала МБОУ Валгусской
    ООШ «СКЦ» –
    Большебакалдской ООШ, Бутурлинского района Нижегородской области.
    Руководитель:
    Светова Елена Николаевна – учитель русского языка и литературы
    филиала МБОУ Валгусской ООШ «СКЦ» –  Большебакалдской ООШ.
    Адрес:
    607452
    Нижегородская область,
    Бутурлинский район,
    село  Большие Бакалды,
    улица Первомайская, д. 63
    Телефон:                                                                (8 831 72)55-1-34
    2013 год.
    СОДЕРЖАНИЕ.
    Введение…………………………………………………………………… 3
    Глава 1. История и современность в поэме «Медный всадник»
    История создания поэмы «Медный всадник»…………………… 5
    Образ Петербурга – история и современность ……..…………… 6
    Заключение………………………………………………………………. ..9
    Список использованной литературы…………………………………. 10
    Введение.
    Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.
    Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Фантастический взлет вдохновения, которым было отмечено пребывание великого поэта в нижегородской вотчине, уникален. Никогда и нигде больше за такое короткое время им не написано столько гениальных строк.  Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдине не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «болдинской осени». И не случайно словосочетание «болдинская осень» стало понятием нарицательным для любой сферы творчества.
    Время создания поэмы, как и других значительных произведений, охватывает разные годы, даже разные периоды творчества Пушкина, но опять-таки она завершилась в  Болдине, осенью 1833 года.[1]
    У каждого возраста – свой Пушкин. Для маленьких читателей – это сказки. Для десятилетних – «Руслан и Людмила». В двенадцать – тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, поэмы. В юношеские годы – лирика. А потом – и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи,   и дневники, и письма… И это уж навсегда!
    С Пушкиным мы не расстанемся до старости, до конца жизни. Только в зрелом возрасте мы постигнем удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем, как подарок, всю ценность которого узнаешь только с годами.
    Помню, первые книжки, которые читали мне мама и бабушка, были сказки Пушкина. Помню, как думал, что всё рассказанное мамой существует в действительности. Я сам был то отважным Гвидоном, то Елисеем, то видел перед собой загадочные следы, примятую траву, на которой еще сохранилась утренняя роса.
    Сейчас я восьмиклассник, читая произведения Пушкина,  познакомился с различными жанрами, которые так щедро предлагает нам, читателям, великий писатель. Необычная мощь творчества и жизненная сила, которой писатель делится с нами, великолепны. Но сейчас самым интересным мне  показалась поэма «Медный всадник», потому что  мир, шагнувший со страниц произведений Пушкина, учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям. А еще мне стало интересно, как в одном произведении можно так искусно переплести историю и современность, как автор противопоставил две силы: государство и простого человека.
    Именно поэтому проблемы, поднятые автором в «Медном всаднике», являются актуальными и в настоящее время,  и поэтому тема реферата  «История и современность в поэме «Медный всадник» показалась мне интересной.
    Целью моей работы является исследование изображения истории и современности в поэме «Медный всадник».
    Достижение её будет осуществляться через решение следующих задач:
    1. Изучить исследования пушкинистов по данному вопросу,
    2. Систематизировать и дать наиболее полную характеристику поэмы «Медный всадник».
    3. Подвести итоги по выполненной работе.
    Я изучил некоторое количество справочной и научной литературы по данной теме, перечитал еще раз более внимательно поэму «Медный всадник». С мнением некоторых исследователей я полностью согласен.  Всё это и нашло отражение в моей работе.
    Глава 1.  История и современность в поэме «Медный всадник».
    История создания поэмы «Медный всадник».
    Осенью 1833 года Пушкин А.С. вторично побывал в своем имении Болдино. И вновь болдинская осень была удивительно плодотворной. За шесть недель, проведенных в имении, Пушкин написал две сказки, «Историю Пугачева», множество лирических стихотворений и одно из величайших своих созданий – поэму «Медный всадник».
    Пушкинские творения  в эту осень  почти равняются творчеству первой болдинской осени, 1830 г., особенно если иметь в виду, что первая осень занимает три месяца, а вторая – лишь один полный месяц (октябрь) и одну неделю ноября.[2]
    Поэма писалась легко. Она была готова за три недели. Поэт начал её 9 октября, а 31 была дописана последняя строка. Но легкость эта была обманчивой… Ведь замысел своей поэмы Пушкин вынашивал много лет. Его давно привлекала фигура Петра Великого.
    Форма поэмы отливалась медленно… Мысль о создании поэмы была навеяна беседами с Адамом Мицкевичем в часы их прогулок по Петербургу. Петр! Россия! Петербург! Эти мысли наполняли гордостью сердце поэта, рождали грандиозные замыслы. Тема близости Петра и России – одна из главнейших в поэме.
    В этой поэме в обобщённой образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворённое в образе Петра I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника») и простой человек в его личных, частичных интересах и переживаниях.
    Уже почти двести лет исследователи и читатели в России и за рубежом пытаются проникнуть в тайну авторского замысла поэмы. До сих пор идут споры над решением проблемного вопроса «Прославляет или обвиняет Пушкин в своей поэме Перта Великого?».
    Например, А. Н. Архангельский выделил три подхода к интерпретации поэмы: государственный (обоснование трагического права государства властвовать над жизнью и смертью частного лица); гуманистический (обоснование права  на личное счастье и приговор самодержца); трагической неразрешимости конфликта (Пушкин, самоустраняясь, предоставляет истории делать выбор между «равновеликими  величинами»).[3] Я с его мнением полностью согласен.
    В своем осознании сложности и противоречивости последствий государственной политики Петра, соотношении цели и избираемых им средств Пушкин расходится с официальной оценкой, и это отражается в царской цензуре.
    Завершенная в 1833 году в Болдино поэма, состоящая из вступления и двух глав,  не пройдет царскую цензуру и будет опубликована с купюрами после  гибели поэта. Сохранились цензурные пометы (их девять), сделанные Николаем I, которые так и не были в полном объеме переработаны А.С.Пушкиным. Эти пометы требовали искажения авторского замысла, поэтому первоначально Пушкин просто отказывался печатать поэму, хотя очень нуждается в деньгах.
    Поэма – уникальное создание даже в творчестве Пушкина:  петербургская повесть (первая романтическая поэма тоже определена была этим жанром). Где один главный герой – «маленький человек»  бедный Евгений. Против него стихия воды и ветра, мощь самодержавной власти. Идеалы Евгения подчеркнуто личные, бытовые. Вновь великая пушкинская мысль – государство определяется личным счастьем (или несчастьем) его граждан. Что делать теперь  маленькому человеку, если смысл жизни исчез, его Параша погибла?
    Образ Петербурга – история и современность.
    Поэма «Медный всадник» – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом. И о каждом из них можно говорить до бесконечности.  Мне хочется остановить своё внимание на образе Петербурга, потому что поэт историю и современность объясняет именно через этот ёмкий и символический образ.
    Поэма открывается «Вступлением», в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей. Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями. Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:
    Люблю тебя, Петра творенье…[4]
    Здесь автор восхваляет «Строгий, стройный вид» Петербурга. Сравнивает со старой столицей России – Москвой. Пишет что: «Перед младшею столицей померкла старая Москва».
    Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Всё в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. «Человечность» города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:
    …Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады…[5]
    В дальнейшем описании мне открываются все новые и новые стороны города. Передо мной предстает славный город, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает меня своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.
    Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит «спящие громады пустынных улиц», слышит «шипенье пенистых бокалов», но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.
    Пушкин стихотворными стихами говорит об исторической важности «Юного града». Петербург имеет военно-стратегическое значение для России: «Отсель грозить мы будем шведу»; экономическое значение «Сюда  по новым им волнам все флаги в гости будут к нам»; культурно-историческое «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Поэт восхваляет великое дело Петра I.
    Думы, замыслы Петра воплотились в жизнь. «Прошло сто лет, и юный град.… из тьмы лесов и топи блат вознёсся пышно, горделиво;…  по оживлённым берегам громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли… к богатым пристаням стремятся… в гранит оделася Нева… тёмно-зелёными садами её покрылись острова».
    Петербург стал столицей «Пышных балов» и военным островом на северных границах России.
    Все государственные задачи Петра по укрепления государства воплотились в жизнь. Во вступлении слышны  патриотические нотки. Пушкин желает своему любимому городу: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия…»
    Во «Вступлении» намечен главный принцип изображения города,  реализованный в двух частях «петербургской повести», – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград». Город превращается в  крепость, осажденную Невой. Нева – это тоже часть города, и это я отмечаю особо. Беда приходит как бы  изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием праздности:
    Лотки под мокрой пеленой,
    Обломки хижин, брёвны, кровли,
    Товар запасливой торговки,
    Пожитки бедной нищеты,
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    Плывут по улицам![6]
    Таким образом, автор плавно переходит к событиям 1824 года.
    «Дышал ноябрь осенним хладом». И только теперь появляется на улицах народ, «теснится кучами» на берегах Невы. Будущая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, «как больной в своей постеле беспокойной», то рвется «к морю против бури» и, встретив преграду, бунтует, то ропщет «пени … как челобитчик у дверей».
    Появляется герой поэмы Евгений – мелкий чиновник из обедневшего рода «Стряхнул шинель, служил два года». Автор решил познакомить читателя с размышлениями Евгения. «О чём он думает? О том, что был он беден, что трудом он должен был себе доставить и независимость и честь».
    Жизнь его проста и не замысловата. Евгений влюблён. Он мечтает о своей будущей жизни: «Жениться? мне? зачем же нет? Я молод и здоров, трудиться день и ночь готов» для создания будущей семьи со своей Парашей. «Параше препоручу семейство наше… и так до гроба рука с рукой дойдём мы оба, и внуки нас похоронят…». Но в его жизнь ворвалась беда. Случилось наводнение.
    «Погода не унималась…, что река всё пребывала».
    «Прегражденная Нева обратно шла,… и вдруг как зверь остервенясь на город кинулась».
    «И всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён».
    Перед стихией все были равны. Простые люди со своими «пожитками бедной нищеты». Были беспомощны, что-либо изменить перед «злыми волнами». Купцы и простые люди торговли потеряли свой товар, который плавал по волнам или был намочен. По волнам плывут «Увы! всё гибнет: кров и пища!». И даже царь, вышедший на балкон, промолвил: «С божьей стихией Царям не совладать».
    Наш герой Евгений во время наводнения оказывается «На звере мраморном верхом». Он бессилен перед разбушевавшейся природой: « Как будто к мрамору прикован сойти не может!».
    Сидя верхом на мраморном льве Евгений, думает о своей возлюбленной Параше, чей домик находится «Почти у самого залива». С оседланного Евгением льва был виден остров, где проживала Параша, а между Евгением и островом, среди бушующих волн, возвышался памятник Петру I «Над возмущённою Невою, стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне».
    Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура «кумира на бронзовом коне», который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.
    Памятник Петру I всем своим гордым видом и повелительным жестом, словно усмиряющим стихию, вселял надежду в душу Евгения. Евгений верил, что его Параша смогла пережить стихию. Во второй части поэмы Александр Сергеевич Пушкин передаёт душевные страдания Евгения, когда он не смог найти домик своей невесты. Стихия отступила «Нева обратно повлеклась». Евгений спешит к домику невесты.
    Его мысли сменяют друг друга. Он тоскует по своей невесте, его одолевает страх от неизвестности того, как Параша с матерью пережили эту стихию. Он надеется на удачный исход происходящего. Перебравшись через Неву он «знакомой улицей бежит… туда, где ждёт его судьба с неведомым известьем». Евгений «полон сумрачной заботы». Он не находит свою возлюбленную и её дом. Здесь Евгений понял, что человек бессилен перед природой (стихией). Что все его надежды, которые вселял образ всадника на коне, рухнули. «Державец полумира» был безучастен к переживаниям и опасениям Евгения. И судьба обычного человека не имеет никакого значения в исторической эпохе.
    «Против ужасных потрясений не устоял» Евгений. «Ужасных дум безмолвно полон, он скитался». «Он скоро свету стал чужд». «Он оглушён был шумом внутренней тревоги».
    Образ Петра, основателя города, снижается в глазах героя. Раньше Пётр виделся Евгению противостоящим стихиям, защищающим свой город и народ. А после смерти невесты  Пётр предстаёт перед Евгением «отгородившемся от всех безучастно».
    Евгению открываются думы о равнодушии Петра, о его виновности, как основателя города, в смерти Параши. Ему открывается образ «того, чьей волей роковой под морем город основался».
    После наводнения городские противоречия не просто не исчезли, но еще более усилились. Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает «поле боевое», смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро всё возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения.
    В завершающем эпизоде поэмы, в сцене погони, «кумир на бронзовом коне» превращается во «Всадника Медного».
    За Евгением скачет «мифическое» существо,  ставшее воплощением власти.
    Наш герой погибает рядом с домом своей невесты, который он нашёл, блуждая в безумии по городу.
    Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека. Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы. А природа тогда, в свою очередь, пойдет против человека.
    Пушкин в поэме «Медный Всадник» отразил подлинную сложность политики Петра I. Для автора Пётр был великим монархом, потому что делал много нужного и важного для России, потому что понял потребности её развития. Но при этом Пётр оставался самодержцем, власть которого была направлена против народа.
    В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.
    Заключение.
    Таким образом, в поэме «Медный всадник» Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петербурга подчеркивает величие Петра блестящей реализацией его смелых планов. Пушкин любит творение Петра, любит Петербург со всеми его противоречиями. Поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии
    Александр Сергеевич Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.
    Данное исследование мне показалось очень интересным, увлекло меня.
    Часто приходится слышать, особенно в последнее время, что пушкиноведение является самой развитой отраслью отечественного литературоведения. Подобное утверждение, как мне кажется, не отражает, или лучше сказать, не исчерпывает того интереса к личности и творчеству величайшего Поэта земли Русской, который дал свои обильные «всходы» в третьем тысячелетии.
    Я убежден, что русская культура обращена в вечность, даже не в будущее… Границ и обычных перспектив для России не существует. А ее духовный облик запечатлен в русском гении – Пушкине.
    Как же насущны для меня  сегодня пророческие слова В.Розанова, произнесенные в самом начале ушедшего ХХ века, которыми   хочется  подвести итог моей работе: «. . .Пушкин поставлен на свое место,- и место это, первого русского поэта, утверждено за ним. Но это всероссийское признание, торжественное и национальное, почти государственное, – наконец, признание литературное и ученое, – не то, о чем мечтается и что нужно; нужно не ему, а нам. Хочется, чтобы он вошел другом в каждую русскую семью, стал дядькою сказочником для русских детей, благородным другом-джентльменом молодых матерей, собеседником старцев. Все это возможно.., К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!..» .
    Список использованной литературы.
    1. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник»: Учебное пособие для филол.спец.вузов/А.Н.Архангельский. – М.: Высшая школа, 1990 г. – 95 с.
    2. Измайлов Н.В. «Медный всадник» А.С.Пушкина. История замысла и создания, публикации и изучения. – В кн.: Пушкин А.С. Медный всадник. Л.: Наука, 1978г., с.188
    3. Краснов Г.В. Пушкин. Болдинские страницы. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.
    4. Литературное краеведение в школах Нижегородского края. Вып.2. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Методическое пособие для учителей и студентов историко – филологических факультетов. Автор – составитель и научный редактор кандидат филологических наук, заслуженный учитель России Г.А.Пучкова. – Издательство АГПИ  им. А.П.Гайдара, 1996.
    5. Пушкин А.С. Поэмы. М.: Детская Литература, 1970 г.,190 с.
    6. Чулков. Жизнь Пушкина. М.: Художественная литература, 1938.

  3. 3
    Текст добавил: александровна

    Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А. С. Пушкину, написана в стихотворной форме.
    В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
    Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить:
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
    В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
    Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
    …Узнать не может. Вид ужасный!
    Все перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено…
    Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
    Вот место, где их дом стоит;
    Вот ива. Были здесь ворота,
    Снесло их, видно. Где же дом?
    Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
    Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Так завершается поэма А. С. Пушкина Медный Всадник.

  4. А. С. Пушкин, как и многие писатели, неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.
    Раздумья автора над историческими судьбами России отражены в поэме “Медный всадник”, написанной в 1833 году. Это творение относится к циклу произведений о Петре I, о его преобразовательской деятельности наряду с такими, как поэма “Полтава”, “Стансы”, “Арап Петра Великого”.
    Поэма “Медный всадник” – это историческое, социальное и философское произведение. Ее можно назвать гимном самодержавию. Одни утверждают, что в поэме осуждается жестокая политика царя, другие – что Петр совершил великое национальное дело – вывел Россию из “тьмы лесов и топи блат”.
    Петр предстает в поэме как вершитель великих национально-исторических деяний, могучий преобразователь, смелый созидатель “юного града”, “прорубивший окно в Европу”:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен.. .
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам.
    Но вместе с тем сооружение города “под морем” таит в себе постоянную угрозу бедствия для простого народа, который больше всего страдает от наводнения. На конкретном примере автор показывает всю беспощадную жестокость петровских преобразований, столь дорого обошедшихся народу.
    Сложная диалектика петровских преобразований глубоко познана и выражена Пушкиным в контрасте двух Петербургов, показанных в “Медном всаднике”. Петербург во вступлении – это “полнощных стран краса и диво”, с его башнями, дворцами, садами, столица Российского государства. В то же время – это город “бедного Евгения”, бедных окраин, ветхих домиков, чердаков, “пожитков бедной нищеты”. Отсюда – двойственность образа Петра. С одной стороны, это великий исторический деятель, “мощный властелин судьбы”, “повелитель стихий”, с другой – это “грозный царь”, “горделивый истукан”, “беспощадный и ужасный”.
    Это исторически обусловленное единство противоречий в облике и делах Петра I выражено в заключительной формуле-обращении к Медному Всаднику:
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной,
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы?
    Петр I поднял Россию “над бездной” с помощью “железной узды”. Этим Пушкин хотел сказать, что цена петровских преобразований была слишком велика для простого народа, все тяготы нововведений легли на его плечи. Евгений, маленький человек, протестует против великого чудотворца, “держателя полумира”, но его протест: “Ужо тебе! ” – слаб, он ничего решить не может. Автор ставит в поэме вопрос: что же важнее -интересы государства или интересы маленького человека, песчинки, лежащей в основе великого государства, созданного гением Петра? Автора также волнует вопрос: по какому пути развиваться дальше России, куда поведет ее будущее?
    Пушкин философски осмысливает проблему истории Отечества, рисует в своем произведении противоречивый сложный образ, с одной стороны, гения-преобразователя, а с другой – “злого гения”, нарушителя естественного хода исторического развития России.

  5. Отношение к Петру I было неоднозначным, так как реформы его вели к кардинальным переменам. Он требовал от людей немалых усилий, это вызывало недовольство и ропот. Петербург же стал символом величия империи и одновременно рабства ее народа. Прекрасный город с монументами, дворцами и позолотой поражал нищетой быта и высокой смертностью.
    Главные герои поэмы: олицетворяющий государство Петр I и мелкий чиновник Евгений, который происходит из обедневшего знатного рода. Трудолюбивый молодой человек старается своими руками построить свое счастье. Он мечтает получить хорошее место и жениться.
    К несчастью, мечтам его не суждено сбыться, потому что невеста Евгения гибнет вместе со своей матерью во время страшного наводнения. Такое потрясение не могло пройти для молодого человека даром. Он сходит с ума и бродит по городу, а оказавшись возле Медного всадника, решает, что виновником его бед является именно царь, построивший город на болоте. Тогда Евгений бросает вызов Петру и ему кажется, что тот сходит со скалы и гонится за ним. После этого герой старается обходить это место. Конец у поэмы печальный, Евгения находят мертвым возле разрушенного дома его невесты.
    Так Пушкин показал подавление маленького человека государством, которое представлено в образе Петра I. Герой стал одной из жертв великого дела царя. Автор сочувствует ему, но конец произведения утверждает мощь государственности и является гимном Петру I, как могучему самодержцу.
    Впервые в русской литературе поэт решил обнажить конфликт между государством и отдельной личностью, показав его безнадежность и неразрешимость. В наше время, к сожалению, эта проблема остается неизжитой. Хоть мы давно ушли от самодержавия, интересы государства почти всегда стоят выше интересов отдельного человека.

  6. Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, достояние России и всего мира. Свое превосходство и мастерство он неоднократно демонстрировал в различных
    литературных жанрах. Поэма “Медный всадник” не является исключением. Небольшая по размеру, она несет в себе глубокий смысл, психологизм, настроение, нерв.
    Ей присущ, помимо исторического, также и социально-философский аспект.
    Основу поэмы составляют две образных линии: первая принадлежит памятнику Петру I (“Медный всадник”), а вторая молодому человеку по имени Евгений. Что
    касается образа царя, то Петр I (Медный всадник) предстает в поэме в двух противоположных ипостасях. Говоря точнее, автор показывает читателям великого
    человека, прорубившего “окно в Европу”. Человека, поднявшего с колен и выведшего Россию на мировую арену из “тьмы лесов и топи блат”.
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен…
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам.
    С другой стороны, Александру Сергеевичу удалось мастерски показать все беспощадную жестокость преобразований Петра I, которые весьма плачевно и дорого
    обошлись народу. Безусловно, одной из ключевых проблем считается заложение города на воде, точнее, в устье Невы и на побережье Финского залива.
    Что касается Евгения, то автор показывает нам бедного, но весьма трудолюбивого молодого человека. Возвратившись домой, он думает о своей возлюбленной
    Параше, с которой не виделся несколько дней. Евгений размышляет, а не жениться ли ему? Не начать ли взрослую жизнь.
    «Жениться? Мне? зачем же нет?
    Оно и тяжело, конечно;
    Но что ж, я молод и здоров,
    Трудиться день и ночь готов;
    Уж кое-как себе устрою
    Приют смиренный и простой
    И в нем Парашу успокою.
    Пройдет, быть может, год-другой —
    Местечко получу, Параше
    Препоручу семейство наше
    И воспитание ребят…
    И станем жить, и так до гроба
    Рука с рукой дойдем мы оба,
    И внуки нас похоронят…»
    К большому сожалению, у автора было свое мнение насчет дальнейшего продолжения поэмы. После страшного наводнения, которое случилось ночью, Евгению
    удалось найти спасение, взобравшись на мраморного льва, на котором он думал только о Параше. Примечательно то, как Пушкину удалось блестяще показать
    состояние прошедшей ночи…
    Обломки хижин, бревны, кровли,
    Товар запасливой торговли,
    Пожитки бледной нищеты,
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    Плывут по улицам!
    Ключевым моментом в поэме являются события, которые начинают происходить после наводнения. Узнав о том, что возлюбленная Параша и ее мама погибли,
    Евгений теряет рассудок. При этом, автору на фоне разочарований Евгения удается блестяще показать состояние народа, пережившего наводнение.
    В порядок прежний всё вошло.
    Уже по улицам свободным
    С своим бесчувствием холодным
    Ходил народ. Чиновный люд,
    Покинув свой ночной приют,
    На службу шел. Торгаш отважный,
    Не унывая, открывал
    Невой ограбленный подвал,
    Сбираясь свой убыток важный
    На ближнем выместить. С дворов
    Свозили лодки.
    Евгению не удалось отойти от потрясения. Покинув дом, он начинает жить на пристани, питаться тем, что подадут. Со временем он направляется к Медному
    всаднику, в котором видит главную причину всех произошедших событий. Примечательно то, что Евгений не побоялся поставить себя наравне с Медным всадником.
    Обращаясь к памятнику Петра I, Евгений чувствует и осознает свою значимость, он уверен, что правда за ним. Увы, Пушкин рисует героя, сошедшего с ума,
    которому начинает казаться, что памятник начинает его преследовать, что топот копыт повсюду.
    Мгновенно гневом возгоря,
    Лицо тихонько обращалось…
    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой —
    Как будто грома грохотанье —
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне…
    В скором времени, Евгений старался как можно быстрее проходить мимо памятника, не замечая его.
    И с той поры, когда случалось
    Идти той площадью ему,
    В его лице изображалось
    Смятенье. К сердцу своему
    Он прижимал поспешно руку,
    Как бы его смиряя муку,
    Картуз изношенный сымал,
    Смущенных глаз не подымал
    И шел сторонкой.
    Остров малый…
    А чуть позже, Евгения не стало в общем.
    У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Подводя итог, хочется отметить, что поэма “Медный всадник” является произведением для многочисленных споров и рассуждений. Одни защищают Петра I, его
    реформы и политическую деятельность, другие выступают категорически против. Александру Сергеевичу удалось показать Петра I с обеих сторон. Историю
    творит каждый из нас. Ошибки совершаем мы все.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *