Сочинение на тему в чем своеобразие любовной темы в лирике пушкина

12 вариантов

  1. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание “К Наталье”. Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – “Желание” – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”) поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее “гением чистой красоты”, “божеством”, восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью “светлой”. Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце “вновь горит и любит”. Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит “оттого, что не любить оно не может”.
    “Я вас любил…” – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение “Я вас любил…” – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825 г.) и “Сожженное письмо” (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет “Мадона”, посвященный Наталье Гончаровой. В “своей обители” поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и “важное сужденье знатоков”. Дороже всего лирическому герою образ “Пречистой Мадоны”. И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему “чистейшей прелести чистейший образец”. Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  2. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье –
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение_воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.

  3. «Только влюбленный имеет право на звание человека», – говорил Блок. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков. Даже у классицистов тема любви получает некоторое освещение, правда, в другом, менее привычном для нас ракурсе. (Достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном» Ломоносова.)
    Как мне кажется, ответом на это стихотворение Ломоносова мог быть «Гроб Анакреона» Пушкина, где поэт призывает нас «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей его лирике лицейского периода: «Жизнью дайте ж насладиться / Жизнь, увы, не вечный дар». В этот период Пушкин, занятый поисками своего собственного стиля, пишет много подражаний поэтам разных литературных стилей, будь то поэты античности, классицисты или сентименталисты. Но несмотря на подражательность его стихов, в них просматривается вполне самостоятельная линия любовных переживаний лирического героя. Любовь становится символом жизни в этот период, любить, по Пушкину, значит жить. Но со временем лирический герой не мог больше предаваться только «страсти нежной» на пирах с друзьями. Легкая, оптимистическая и жизнеутверждающая поэзия и понимание любви как легкого времяпрепровождения сменяются у Пушкина гражданскими мотивами. Пушкин постепенно начинает переосмысливать то, что он воспевал раньше, и любовь получает у поэта новое освещение. Поэт как бы примеряет два совершенно разных направления – классицизм и сентиментализм. Ярким примером этого может служить стихотворение «К Чаадаеву» 1818 года. Пушкин прощается со своими прежними увлечениями:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман.
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    Любовь как интимная эмоция в гражданской лирике Пушкина сближается с патриотическими чувствами поэта. Теперь это чувство прежде всего к родине. Пушкин преодолевает то различие, которое существовало между этими чувствами у поэтов-сентименталистов и поэтов-классицистов. В послании «К Чаадаеву» он пишет:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Сравнивая это ожидание вольности с томлением любовника, поэт соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
    В этот же период творчества Пушкин развивает и иную трактовку темы как главную в его концепции любви. Перед нами еще наброски, но уже в них мы улавливаем новую философию этого чувства. Это стихотворение «К Каверину», где Пушкин призывает своего соратника-поэта:
    Молись и Вакху и любви,
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Написанное в 1817 году, это послание – прощание с безумством лицейских лет, но не с темой любви. Здесь любовь – способ ухода поэта от окружающего его мира, ухода от черни. Любовь и свобода – вот что теперь питает вдохновение поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «К Плюсковой» (1818 г.):
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    «Любовь и тайная свобода», то есть уход от мира в глубину своих чувств, где поэт полностью независим, вот что, в понимании Пушкина, необходимо для творчества. Идеи любви и свободы пройдут через все творчество Пушкина. Но вначале они объединяются в романтической лирике поэта. Южная ссылка и отрыв поэта от общества оказывают большое влияние на творчество Пушкина, он ощущает себя изгнанником, наподобие романтических героев Байрона. Романтизируется и пушкинская любовь. Это уже не шалость юных лет и не высокое патриотическое чувство, но глубокая, драматическая страсть. Например, в стихотворении «Признанье», посвященном Осиповой, Пушкин говорит:
    Болезнь любви в душе моей,
    Я вас люблю – хоть я бешусь…
    Любовь – это болезнь, в состоянии которой человек обманывает сам себя:
    Я сам обманываться рад.
    Героиня этого стихотворения не имеет имени, это образ обобщенный, для Пушкина-романтика не столь важен адресат, сколько буря переживаний и страстей, кипящих в душе. Стихи сливаются в один невыразимый порыв страсти, когда:
    …Мои стихи, сливаясь и журча,
    Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
    «Ночь» (1823)
    Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):
    Прощай, письмо любви
    …гори, письмо любви.
    Готов я, ничему душа моя не внемлет.
    Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Этот горестный финал, думается, заставляет поэта разочароваться в романтической любви. Нужна ли такая свободная любовь поэту, которая не оставляет ничего в душе, опустошает душу? Ведь в этом случае сгорает и источник вдохновения. Пушкин начинает искать новый источник. Эти поиски побуждают поэта переосмыслить и тему любви, возвращаясь к истокам – именно к сравнению любви со свободой души и свободой чувств. Теперь Пушкин понимает, что романтическая любовь хороша лишь верой человека в нее, хотя вера эта недолговечна. И поэт создает совершенно новую философию любви.
    Я вас любил так искренно, так нежно.
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Из этого стихотворения ясно видно, что Пушкин поднимается намного выше над романтической традицией в понимании любви.
    Показательно, что романтик Лермонтов не согласился с этой мыслью, заметив, что «неестественно желать любимой женщине счастья с другим». Однако для самого Пушкина такая любовь есть долгожданное умиротворение и успокоение, а также источник внутренней свободы и гармония творчества. Любовь облагораживает душу и вдохновляет поэта, освобождает его от низменных проявлений жизни. Любовь ведет поэта к высокой цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег», – говорит Пушкин в стихотворении «Пора, мой друг, пора», обращенном к своей жене. Состояние «неги» здесь – это дружба и любовь, «труды»- творчество, в других же проявлениях жизни поэт не считает себя свободным, там он «усталый раб». Любовь у Пушкина приобретает оттенок жертвенности и рыцарственности, она так же безответна, как романтическая, возможно, так же несчастлива, но отнюдь не бесплодна. Пушкин открывает читателю самоценность любви. Любить, в понимании Пушкина, уже само по себе великое счастье («На холмах Грузии…», 1829 г.).
    И сердце вновь горит и любит – оттого,
    Что не любить оно не может.
    Возлюбленная же его сравнивается с Мадонной, она «чистейшей прелести чистейший образец», который прекрасен в своей недосягаемости. «Исполнились мои желания», – говорит Пушкин. Он счастлив в умиротворении в своем чувстве и ничего не требует взамен.
    Пушкинские традиции изображения любви во всех ее проявлениях затем были унаследованы русскими поэтами. Например, соединения любви и гражданских патриотических чувств, сравнение возлюбленной с родиной свойственны патриотической лирике Некрасова («Как женщину, ты родину любил», – говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова»), а также Блоку («Россия») и Маяковскому («Татьяне Яковлевой»), Романтическая традиция изображения любви Пушкиным являлась во многом основополагающей для творчества Лермонтова, а созданная Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

  4. В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  5. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/

  6. Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  7. Сочинение: В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
    Александр
    Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о
    смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти
    мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно
    из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это
    любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин
    использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он
    не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В
    первый раз еще, стыжуся,
    В
    женской прелести влюблен.
    Однако
    автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой
    женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В
    другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют
    горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает
    как одухотворяющее страдание:
    Мне
    дорого любви моей мученье —
    Пускай
    умру, но пусть умру, любя!
    В
    стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный
    образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением
    чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом
    стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и
    творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет
    Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с
    любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме
    любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это
    размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь
    сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая
    любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь
    горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то
    чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по
    словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я
    вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой
    литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем
    угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не
    хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но
    пусть она вас больше не тревожит;
    Я
    не хочу печалить вас ничем.
    Лирический
    герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает
    сам:
    Я
    вас любил так искренно, так нежно,
    Как
    дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение
    «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию,
    об уважении к чувствам другого человека.
    В
    Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не
    принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой
    талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это
    «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню
    «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль,
    оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел
    милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще
    одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В
    «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему
    не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего
    лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний
    ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет
    Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь
    которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким
    образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно
    нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже
    тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта
    значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.
    Список литературы
    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fictionbook.ru/

  8. Главная
    Сочинения по литературе
    В чем своеобразие любовной темы в лирике Пушкина – сочинение
    «Только влюбленный имеет право на звание человека», — говорил Блок. Особенное значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм, огромное место любовь занимает в творчестве романтиков. Даже у классицистов тема любви получает некоторое освещение, правда, в другом, менее привычном для нас ракурсе. (Достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном» Ломоносова.)
    Как мне кажется, ответом на это стихотворение Ломоносова мог быть «Гроб Анакреона» Пушкина, где поэт призывает нас «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей его лирике лицейского периода: «Жизнью дайте ж насладиться, Жизнь, увы, не вечный дар». В этот период Пушкин, занятый поисками своего собственного стиля, пишет много подражаний поэтам разных литературных стилей, будь то поэты античности, классицисты или сентименталисты. Но несмотря на подражательность его стихов, в них просматривается вполне самостоятельная линия любовных переживаний лирического героя. Любовь становится символом жизни в этот период, любить, по Пушкину, значит жить. Но со временем лирический герой не мог больше предаваться только «страсти нежной» на пирах с друзьями. Легкая, оптимистическая и жизнеутверждающая поэзия и понимание любви как легкого времяпрепровождения сменяются у Пушкина гражданскими мотивами. Пушкин постепенно начинает переосмысливать то, что он воспевал раньше, и любовь получает у поэта новое освещение. Поэт как бы примеряет два совершенно разных направления — классицизм и сентиментализм. Ярким примером этого может служить стихотворение «К Чаадаеву» 1818 года. Пушкин прощается со своими прежними увлечениями:
    Любви, надежды, тихой славы
    Недолго нежил нас обман,
    Исчезли юные забавы,
    Как сон, как утренний туман.
    Любовь как интимная эмоция в гражданской лирике Пушкина сближается с патриотическими чувствами поэта. Теперь это чувство прежде всего к родине. Пушкин преодолевает то различие, которое существовало между этими чувствами у поэтов-сентименталистов и поэтов-классицистов. В послании «К Чаадаеву» он пишет:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    Сравнивая это ожидание вольности с томлением любовника, поэт соединяет несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
    В этот же период творчества Пушкин развивает и иную трактовку темы как главную в его концепции любви. Перед нами еще наброски, но уже в них мы улавливаем новую философию этого чувства. Это стихотворение «К Каверину», где Пушкин призывает своего соратника-поэта:
    Молись и Вакху и любви,
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Написанное в 1817 году, это послание — прощание с безумством лицейских лет, но не с темой любви. Здесь любовь — способ ухода поэта от окружающего его мира, ухода от черни. Любовь и свобода — вот что теперь питает вдохновение поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «К Плюсковой» (1818 г.):
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    «Любовь и тайная свобода», то есть уход от мира в глубину своих чувств, где поэт полностью независим, вот что, в понимании Пушкина, необходимо для творчества. Идеи любви и свободы пройдут через все творчество Пушкина. Но вначале они объединяются в романтической лирике поэта. Южная ссылка и отрыв поэта от общества оказывают большое влияние на творчество Пушкина, он ощущает себя изгнанником, наподобие романтических героев Байрона. Романтизируется и пушкинская любовь. Это уже не шалость юных лет и не высокое патриотическое чувство, но глубокая, драматическая страсть. Например, в стихотворении «Признанье», посвященном Осиновой, Пушкин говорит:
    Болезнь любви в душе моей,
    Я вас люблю — хоть я бешусь…
    Любовь — это болезнь, в состоянии которой человек обманывает сам себя:
    Я сам обманываться рад.
    Героиня этого стихотворения не имеет имени, это образ обобщенный, для Пушкина-романтика не столь важен адресат, сколько буря переживаний и страстей, кипящих в душе. Стихи сливаются в один невыразимый порыв страсти, когда:
    …Мои стихи, сливаясь и журча,
    Текут, ручьи любви, текут полны тобою.
    «Ночь» (1823)
    Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении «Сожженное письмо» (1825 г.):
    Прощай, письмо любви
    …гори, письмо любви.
    Готов я, ничему душа моя не внемлет.
    Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Этот горестный финал, думается, заставляет поэта разочароваться в романтической любви. Нужна ли такая свободная любовь поэту, которая не оставляет ничего в душе, опустошает душу? Ведь в этом случае сгорает и источник вдохновения. Пушкин начинает искать новый источник. Эти поиски побуждают поэта переосмыслить и тему любви, возвращаясь к истокам — именно к сравнению любви со свободой души и свободой чувств. Теперь Пушкин понимает, что романтическая любовь хороша лишь верой человека в нее, хотя вера эта недолговечна. И поэт создает совершенно новую философию любви.
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Из этого стихотворения ясно видно, что Пушкин поднимается намного выше над романтической традицией в понимании любви.
    Показательно, что романтик Лермонтов не согласился с этой мыслью, заметив, что «неестественно желать любимой женщине счастья с другим». Однако для самого Пушкина такая любовь есть долгожданное умиротворение и успокоение, а также источник внутренней свободы и гармония творчества. Любовь облагораживает душу и вдохновляет поэта, освобождает его от низменных проявлений жизни. Любовь ведет поэта к высокой цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег», — говорит Пушкин в стихотворении «Пора, мой друг, пора», обращенном к своей жене. Состояние «неги» здесь — это дружба и любовь, «труды» — творчество, в других же проявлениях жизни поэт не считает себя свободным, там он «усталый раб». Любовь у Пушкина приобретает оттенок жертвенности и рыцарственности, она так же безответна, как романтическая, возможно, так же несчастлива, но отнюдь не бесплодна. Пушкин открывает читателю самоценность любви. Любить, в понимании Пушкина, уже само по себе великое счастье («На холмах Грузии…», 1829 г.).
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Возлюбленная же его сравнивается с Мадонной, она «чистейшей прелести чистейший образец», который прекрасен в своей недосягаемости. «Исполнились мои желания», — говорит Пушкин. Он счастлив в умиротворении в своем чувстве и ничего не требует взамен.
    Пушкинские традиции изображения любви во всех ее проявлениях затем были унаследованы русскими поэтами. Например, соединения любви и гражданских патриотических чувств, сравнение возлюбленной с родиной свойственны патриотической лирике Некрасова («Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова»), а также Блоку («Россия») и Маяковскому («Татьяне Яковлевой»). Романтическая традиция изображения любви Пушкиным являлась во многом основополагающей для творчества Лермонтова, а созданная Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

  9. Особое значение чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Любовь не только нравственно обогащала их, в ней они черпали вдохновение. На священных чувствах любви и дружбы практически целиком основывалось такое направление в литературе, как сентиментализм; огромное место любовь занимает в творчестве романтиков.
    Любовь становится символом жизни в лицейский период, любить; по Пушкину, значит жить. Но со временем лирический герой не мог больше предаваться только «страсти нежной» на пирах с друзьями. Легкая, оптимистическая и жизнеутверждающая поэзия и понимание любви как легкого времяпрепровождения сменяются у Пушкина гражданскими мотивами. Любовь как интимная эмоция в гражданской лирике Пушкина сближается с патриотическими чувствами поэта. Теперь это чувство прежде всего к родине. Пушкин преодолевает то различие, которое существовало между этими чувствами у поэтов-сентименталистов и поэтов-классицистов. В послании «К Чаадаеву» он пишет:
    Мы ждем с томленьем упованья
    Минуты вольности святой,
    Как ждет любовник молодой
    Минуты верного свиданья.
    В этот же период творчества Пушкин развивает и иную трактовку темы любви. В стихотворении «К Каверину» Пушкин призывает своего соратника-поэта:
    Молись и Вакху и любви,
    И черни презирай ревнивое роптанье.
    Это послание, написанное в 1817 году, – прощание с безумством лицейских лет, но не с темой любви. Здесь любовь — способ ухода поэта от окружающего его мира, ухода от черни. Любовь и свобода — вот что теперь питает вдохновение поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «К Плюсковой» (1818 г.):
    Любовь и тайная свобода
    Внушали сердцу гимн простой.
    «Любовь и тайная свобода», то есть уход от мира в глубину своих чувств, где поэт полностью независим, – вот что, в понимании Пушкина, необходимо для творчества. Идеи любви и свободы пройдут через все творчество Пушкина. Южная ссылка и отрыв поэта от общества оказывают большое влияние на творчество Пушкина, он ощущает себя изгнанником, наподобие романтических героев Байрона. Романтизируется и пушкинская любовь. Это уже не шалость юных лет и не высокое патриотическое чувство, но глубокая, драматическая страсть. Например, в стихотворении «Признанье», посвященном Осиповой, Пушкин говорит:
    Болезнь любви в душе моей,
    Я вас люблю — хоть я бешусь…
    Любовь, как свеча, сгорает за короткий миг, и от нее остается лишь пепел и опустошенная душа. Этот горестный финал, думается, заставляет поэта разочароваться в романтической любви. Нужна ли такая свободная любовь поэту, которая не оставляет ничего в душе, опустошает душу? Ведь в этом случае сгорает и источник вдохновения. Поиски нового источника побуждают поэта переосмыслить и тему любви, возвращаясь к истокам — к сравнению любви со свободой души и свободой чувств. Теперь Пушкин понимает, что романтическая любовь хороша лишь верой человека в нее, хотя вера эта недолговечна. И поэт создает совершенно новую философию любви.
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Для самого Пушкина такая любовь есть долгожданное умиротворение и успокоение, а также источник внутренней свободы и гармония творчества. Любовь облагораживает душу и вдохновляет поэта, освобождает его от низменных проявлений жизни. Любовь у Пушкина приобретает оттенок жертвенности, она так же безответна, как романтическая, возможно, так же несчастлива, но отнюдь не бесплодна. Любить, в понимании Пушкина, уже само по себе великое счастье («На холмах Грузии…», 1829г.).
    И сердце вновь горит и любит — оттого,
    Что не любить оно не может.
    Пушкинские традиции изображения любви во всех ее проявлениях были унаследованы русскими поэтами. Например, соединение любви и гражданских патриотических чувств, сравнение возлюбленной с родиной свойственны патриотической лирике Некрасова («Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова»), а также Блоку («Россия») и Маяковскому («Татьяне Яковлевой»). Романтическая традиция изображения любви Пушкиным являлась во многом основополагающей для творчества Лермонтова, а созданная Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и Гончаровым, Тургеневым, Толстым.

  10. Александр
    Сергеевич
    Пушкин – великий
    поэт. Его лирика
    знакомит нас
    с раздумьями
    поэта о смысле
    жизни, о счастье
    человека, о
    нравственных
    идеалах. Особенно
    ярко эти мысли
    воплощены в
    стихотворениях
    о любви.
    Одно из первых
    произведений,
    посвященных
    теме любви, –
    послание «К
    Наталье». Это
    любовная лирика
    лицейского
    периода, написанная
    в традициях
    классицизма.
    Пушкин использует
    распространенную
    форму послания,
    обращаясь к
    крепостной
    актрисе. Он не
    просто влюблен,
    он влюблен
    впервые:
    В первый раз
    еще, стыжуся,
    В женской прелести
    влюблен.
    Однако автор
    еще слишком
    молод, он преклоняется
    лишь перед
    физической
    красотой женщины,
    о внутреннем
    мире Натальи
    ничего не говорится.
    В другом раннем
    стихотворении
    – «Желание»
    – лирический
    герой тоскует,
    его волнуют
    горести несчастливой
    любви, ему тяжело.
    Любовь в этом
    стихотворении
    предстает как
    одухотворяющее
    страдание:
    Мне дорого
    любви моей
    мученье —
    Пускай умру,
    но пусть умру,
    любя!
    В стихотворении
    «К***» («Я помню
    чудное мгновенье…»)
    поэт рисует
    идеал, небесный
    образ женщины,
    чуждый всему
    земному. Лирический
    герой называет
    ее «гением
    чистой красоты»,
    «божеством»,
    восхищаясь
    ее милыми небесными
    чертами. В этом
    стихотворении
    Пушкин говорит
    о том, что для
    него любить
    – значит жить
    и творить, любовь
    – великий источник
    вдохновения.
    Любовь слезы
    – вот что заставляет
    Пушкина жить
    и творить, несмотря
    ни на какие
    невзгоды. И
    новая встреча
    с любимой
    «пробуждает»
    душу, вдохновляет
    на написание
    этого стихотворения.
    Теме любви
    посвящено
    стихотворение
    «На холмах
    Грузии лежит
    ночная мгла…».
    Это размышления
    поэта о необычайности
    и противоречивости
    его чувств.
    Любовь сопровождается
    унынием, но
    унынием легким,
    печалью «светлой».
    Это не новая
    любовь, а прежняя
    разгорелась
    в сердце лирического
    героя – его
    сердце «вновь
    горит и любит».
    Любовь – это
    неотъемлемая
    стихия человеческого
    сердца, это то
    чувство, без
    которого человек
    не может жить
    полноценной
    жизнью. Сердце,
    по словам автора,
    любит «оттого,
    что не любить
    оно не может».
    «Я вас любил…»
    – наверное,
    самое душевное
    стихотворение
    о любви во всей
    мировой литературе.
    Это стихотворение-воспоминание
    о прежней любви,
    еще не совсем
    угасшей в душе
    поэта. Он не
    хочет огорчать
    и тревожить
    предмет своей
    любви, не хочет
    причинять боль
    воспоминаниями
    о прошедшем
    чувстве:
    Но пусть она
    вас больше не
    тревожит;
    Я не хочу печалить
    вас ничем.
    Лирический
    герой желает
    любимой женщине
    такой же искренней,
    нежной любви,
    какую испытывает
    сам:
    Я вас любил так
    искренно, так
    нежно,
    Как дай вам бог
    любимой быть
    другим.
    Стихотворение
    «Я вас любил…»
    – это стихотворение
    о высоком чувстве,
    о способности
    к самопожертвованию,
    об уважении
    к чувствам
    другого человека.
    В Одессе Пушкин
    увлекся Е. К.
    Воронцовой.
    Любовь к женщине,
    которая не
    принадлежала
    ему, привела
    к созданию
    таких стихотворений,
    как «Храни
    меня, мой талисман»
    (1825 г.) и «Сожженное
    письмо» (1825 г.).
    Эти стихотворения
    проникнуты
    грустью. Единственное,
    что осталось
    в память о чувстве,
    – это «письмо
    любви», но и с
    ним надо проститься:
    «она велела».
    И поэт предает
    огню «все радости
    свои». Жадное
    пламя отняло
    последнее
    утешение, а
    печаль, оставленная
    «перстнем
    верным», превратилась
    в «растопленный
    сургуч», а «пепел
    милый» остался
    «на горестной
    груди» как
    напоминание
    о несостоявшемся
    счастье.
    Еще одно стихотворение
    о любви – сонет
    «Мадона», посвященный
    Наталье Гончаровой.
    В «своей обители»
    поэт не хочет
    видеть роскошные
    работы старинных
    мастеров. Ему
    не нужны восхищение
    посетителей
    и «важное сужденье
    знатоков».
    Дороже всего
    лирическому
    герою образ
    «Пречистой
    Мадоны». И его
    желание исполнилось.
    Всевышний
    ниспослал ему
    «чистейшей
    прелести чистейший
    образец». Именно
    так называет
    Пушкин свой
    идеал, свою
    любимую женщину,
    которая стала
    его женой, за
    честь которой
    поэт отдал свою
    жизнь.
    Таким образом,
    любовь в поэзии
    Пушкина – это
    глубокое, нравственно
    чистое, бесконечно
    нежное и самоотверженное
    чувство, облагораживающее
    и очищающее
    человека. Даже
    тогда, когда
    ей нет отклика,
    любовь – это
    дар жизни. Любовь
    в жизни поэта
    значила многое,
    ведь для него
    любить – это
    значило жить
    и, главное, творить.

  11. Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание “К Наталье”. Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении — “Желание” — лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”) поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее “гением чистой красоты”, “божеством”, восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью “светлой”. Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце “вновь горит и любит”. Любовь — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит “оттого, что не любить оно не может”.
    “Я вас любил…” — наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение “Я вас любил…” — это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825 г.) и “Сожженное письмо” (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви — сонет “Мадона”, посвященный Наталье Гончаровой. В “своей обители” поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и “важное сужденье знатоков”. Дороже всего лирическому герою образ “Пречистой Мадоны”. И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему “чистейшей прелести чистейший образец”. Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

  12. В чем своеобразие любовной темы в лирике А. С. Пушкина
    Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
    Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
    В первый раз еще, стыжуся,
    В женской прелести влюблен.
    Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, о внутреннем мире Натальи ничего не говорится.
    В другом раннем стихотворении – «Желание» – лирический герой тоскует, его волнуют горести несчастливой любви, ему тяжело. Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание:
    Мне дорого любви моей мученье —
    Пускай умру, но пусть умру, любя!
    В стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») поэт рисует идеал, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. В этом стихотворении Пушкин говорит о том, что для него любить – значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения. Любовь слезы – вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. И новая встреча с любимой «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения.
    Теме любви посвящено стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Это размышления поэта о необычайности и противоречивости его чувств. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая любовь, а прежняя разгорелась в сердце лирического героя – его сердце «вновь горит и любит». Любовь – это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Сердце, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может».
    «Я вас любил…» – наверное, самое душевное стихотворение о любви во всей мировой литературе. Это стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Стихотворение «Я вас любил…» – это стихотворение о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.
    В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825 г.) и «Сожженное письмо» (1825 г.). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, – это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печаль, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье.
    Еще одно стихотворение о любви – сонет «Мадона», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные работы старинных мастеров. Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой Мадоны». И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Пушкин свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.
    Таким образом, любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила многое, ведь для него любить – это значило жить и, главное, творить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *