Сочинение на тему в поисках прекрасного

8 вариантов

  1. Мы часто говорим о красоте, но видим ее как бы поверхностно, восхищаясь прелестью зари, леса, подаренного нам цветка. Но не менее важна красота другая, от глаза скрытая, но составляющая суть человека. Красота, которая излучает свет и тепло, творит и возвышает.
    Именно такую красоту искал во всем Ефим Честняков. Как начало созидающее, активно преобразующее. «Красота — свет, созидание… творчество… жизнь… Красота — созидательное целомудрие…» Красота, по утверждению художника, совершенствует, украшает все вокруг, подымает к свету. Но человек должен быть настроен на эту красоту, уметь увидеть ее, услышать ее музыку, почувствовать поэзию во всем, что его окружает, «иметь запрос к прекрасному», а не довольствоваться унылой жизнью, бессодержательной духовно.
    Ефиму Васильевичу было уже семьдесят лет, когда он писал племяннице: «Люби поэзию — душевный хлеб. Без поэзии жизнь скучна, материальна, как у животных».
    И, наконец, главное, как кульминация, как самый высокий порыв: «Гляди вперед и покажи свои грезы… и по красоте твоих грез ты займешь свое место…» От того, насколько велик духовный взлет человека, зависит, что сможет он Сделать в жизни, как украсит ее. В совершенствовании мира путь красоты…
    Таков он был, крылатый человек Ефим Васильевич Честняков… Человек, которому открывалась несказанная красота жизни. И хотел он, чтобы люди всегда жили в этой красоте, и сами были красивы, и чтобы всего у них было в изобилии, труд стал праздником, и не знали они ни в чем нужды и горя.
    Был ли он счастлив? — прямого ответа на этот вопрос в записях художника, к сожалению, нет. Но однажды, листая Л. Толстого, который, кстати, был одним из любимых писателей Честнякова, я прочла: «В мечте есть сторона, которая выше действительности. В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого».
    Если судить по этой записи, Честняков был очень счастливым. А мы должны ощущать счастье оттого, что узнали о нем, можем приобщиться к его искусству, к мысли его и душе. Все, что он сделал для нас, чему учил, так свежо и живо сегодня, что кажется, и сам он живет по-прежнему в своем Шаблове, в доме, построенном из двух овинов, с волоковым оконцем, глядящим вдоль улицы. И как прежде, до поздней ночи и с раннего утра, горит в нем огонек, и ложатся на холст изумрудные краски северного леса, голубоватые тона речной воды и розовые блики солнечной зари.
    Разлетелись по свету его ученики — и молва о художнике разнеслась по земле. Свет благодарности рождает огонь памяти — лучший памятник человеку.

  2. Национальное прошлое служит нам как бы для проверки того, кто мы есть, и для того, чтобы знать, кем мы станем в будущем. А обществу нужно, чтобы мы выросли достойными своих отцов, дедов и прадедов.
    Прекрасное в жизни нас окружает отовсюду. Надо только его заметить, распознать, выхватить из течения времени.
    Прежде всего — это природа, которая окружает нас ежедневно. Она завораживает людей своими тайнами. На протяжении всего исторического развития человек стремился охватить своим сознанием как можно более широкую картину мира, объяснить, познать природу, чтобы применить ее для своих нужд. А природа не всегда повиновалась.
    Она живет своей жизнью. Прекрасно видеть синее небо, яркое солнышко, радугу. А как это прекрасно — четыре времени года! Разве не прекрасно побывать за один год во всех четырех?
    А мир искусства? Разве это не прекрасное в моей жизни? Я слушаю музыку, смотрю кино, посещает театр или какую-то выставку, окунаюсь в мир прекрасного, вынося оттуда жемчужины.
    Наш учитель говорит, что прекрасное наиболее полно проявляется в художественном творчестве одаренного человека в условиях творческой свободы. Пожалуй, он прав, потому что иначе я бы не мог наслаждаться музыкой, которую я очень люблю, без которой себя не представляю. Непостижимая власть музыки над человеком. Она заставляет радоваться и плакать, может помочь пережить горе, снять душевный стресс, вылечить сердечные раны. Музыка Чайковского, Баха, Бетховена… От нее светлеет пасмурный день, исчезает усталость, появляется желание творить добро, любить людей и весь мир…
    Многие виды искусства существует в мире, каждый из них — источник эстетического наслаждения. Но музыка — это всегда встреча с радостью, возможность мечтать и надеяться.
    Прекрасное в моей жизни то, что я могу общаться с друзьями, делить радость и горе. Народная мудрость говорит: «Горе, разделенное с другом — полгоря, а радость, разделенная с другом — две радости».
    У меня хорошие родители, замечательный дедушка, мудрые учителя, верные друзья, а значит — прекрасное настроение (чаще!).

  3. ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ
    ( сочинения-миниатюры )
    I вариант
    Как прекрасно в жаркий солнечный день очутиться у про­хладного сине-зеленого водопада. Поток воды звучит, как пес­ня. Как он красив на фоне леса! Самые обычные деревья такие красивые, во много раз прекраснее любых алмазов! Даже бес­форменные камни на фоне водопада смотрятся, как маленькие островки. И над всем этим — чистое голубое небо. Никакие тучи не повредят такой красоте.
    II вариант
    Солнечный зимний день. Прошёл снег, и на деревьях и кус­тах ещё остались снежинки. Летают птицы и, приземляясь, тонут лапками в снегу. Ветер сдувает снег с верхушек деревьев. Морозно… Под ногами приятно скрипит снег. Но здесь еще ник­то не был, и поэтому снег чистый, блестящий, он переливается всеми цветами радуги на солнце. Солнце ослепляет, в это зим­нее утро оно особенно щедро дарит свои лучи. Чародейка Зима одела лес в белые одежды, и от этого он стал ещё красивее. Как замечательно красиво вокруг!
    III вариант
    Зима. Морозный, играющий в сине-зеленом небе вечер. Тихо, еле слышно шумит он и слегка колышет сосны, одетые в белые воздушные платья. В околдованном лесу слышится где-то очень далеко глухой стук. Но вот послышался шелест веток, и из кустов высунулось несколько мордочек. Конечно, это олени, которые, разгуливая по лесу, любовались зимним вечером и искали корм. Вот появилась яркая и пленительная Полярная звезда. На минуту у меня замерло сердце от красоты и прелести вечера. Вокруг всё было очарованным и спящим. И только чуть-чуть страшно от таинственности зимнего леса.

  4. Сочинение

    Мигель де Сервантес однажды заметил, что «красота обладает силой и даром вносить мир в сердца». Думается, автор «Дон-Кихота» был абсолютно прав в этом высказывании. Сердце человеческое необыкновенно чутко отзывается на все проявления прекрасного — в природе, в живописи, в музыке, в архитектуре. Но как постичь все это не умом, но самой душою? Именно об размышляет в своем тексте В. Солоухин. Основная проблема, поставленная писателем, — проблема постижения человеком прекрасного.
    Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни с ее неуемным ритмом, суетой, бытовыми заботами. Порой у нас просто нет времени на то, чтобы полюбоваться красивым закатом или ночными звездами, испытать радость от первого выпавшего снега.
    В. Солоухин в своем тексте размышляет о восприятии человеком искусства. Он пишет о том, что, пробежав по картинной галерее, можно увидеть лишь внешние сюжеты картин. Но, чтобы открыть для себя душу художника и полностью погрузиться в эту атмосферу, нужно время, спокойствие, созерцательность. Только в этом случае произведения искусства — картины, старинные соборы и церкви — становятся частичкой нашей души, помогают нам по-новому взглянуть на мир.
    Этот текст очень яркий, образный, эмоциональный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: риторические вопросы («Что же можно увидеть, что же можно постичь? Названия картин? Рамы? Внешний сюжет?»), ряды однородных членов («В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению»), фразеологизм («поставили галочку в уме»).
    Я полностью разделяю точку зрения писателя. Восприятие человеком прекрасного — это особый процесс, тонкий, одухотворенный, требующий от человека особой сосредоточенности. Только в этом случае мы способны испытать нравственное просветление, очищение, катарсис. И тогда мы изменяемся, становимся добрее, терпимее к окружающим, по-новому смотрим порой на собственную жизнь. Когда-то наш гениальный поэт писал: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво…». Вот, думается, таким же должно быть и наше постижение мира красоты — неторопливым, умиротворенным.
    Об этом размышляет С. Львов в своем публицистическом сборнике «Быть или казаться?». Он рассказывает о выставке шедевров из знаменитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престижно и модно, для галочки. Однако автор надеется, что когда-нибудь привычка посещения престижных выставок перейдет у людей в истинный интерес к искусству. А он способен возникнуть лишь при особом постижении этого мира, отрешении человека от суеты.
    О восприятии музыки пишет Б.Ш. Окуджава в стихотворении «Музыкант». «Пенье скрипки» наставляет героя на путь, вселяет в него надежду, дарует ему высшую радость. Гениальный музыкант у Окуджавы счастлив, потому что смог проникнуть в человеческую душу:
    Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
    Музыкант, соорудивший из души моей костер.
    А душа, уж это точно, ежели обожжена,
    Справедливей, милосерднее и праведней она.
    Таким образом, процесс постижения нами красоты — это загадка, священнодействие, таинство. Это всегда новое открытие себя и мира вокруг.

  5. Природа неистощима на сюрпризы. Нужно только уметь их увидеть, почувствовать, понять. Мы часто пробегаем мимо удивительного и не замечаем настоящей сущей красоты.
    Так было и со мной. Рядом с моим домом сохранили лес – настоящий островок первозданной природы. Я часто бывала там в поисках грибов и ягод, отправлялась с друзьями на пикник. Делала красивые фото: ёлочки, похожие на свечки, берёзки, растущие дружной семейкой по три-пять сразу, важный боровик под осинкой… Но это было привычно и восторга не вызывало.
    Однажды осенним утром я подошла к окну, взглянула на лес и остолбенела. Лимонно-жёлтый фон берёзовой листвы взрывался ярко-красными и багровыми “букетами” из рябин и осин, прочерчивался строгими полосками сочной зелени хвойных деревьев. Яркое солнце усиливало эффект от этого зрелища, а венчал картину купол голубого неба! Я несколько минут стояла, боясь пошевелиться и спугнуть эту красоту. Хотелось читать стихи и кричать от восторга, смеяться и плакать, остановить мгновение навечно.
    следующим утром я спешила увидеть чудо снова. Это превратилось в ритуал: поздороваться с лесом, заряжаться от него позитивом…. А потом лес стал редеть, голые ветки почти спрятали даже зелень хвои. Но очарования картина не теряла: она словно просила остановиться, подумать, отдохнуть от буйства красок. Наступила зима и припорошила мой любимый пейзаж белым. И однажды утром подарила новое чудо: лес укутала пушистым куржаком, каждому деревцу подарила мохнатую белую шубку. Весной я видела, как лес просыпается от сна, покрывается зелёной дымкой, а потом и вовсе превратился в изумрудное поле. Май восхитил прекрасными соловьиными трелями.
    Трудно представить, как я жила без этого очарования?! Каждый день мой лес – маленький изумительный уголок природы – наполняет меня любовью к жизни.

  6. Зайцева Мария из 8«А» класса
    гимназии №1 г.Кирово-Чепецка Кировской
    области и ее сочинение-размышление

    Моими глазами

    Резкий и неприятный звонок будильника прервал чудесный, сказочный и
    очень короткий сон.…Всего 7 часов утра, обыкновенная человеческая лень
    не дает встать с кровати после первого сигнала будильника, но все-таки
    пора в школу. Еще один новый день начался. Времени как всегда не
    хватает, тороплюсь, пытаюсь собрать вещи, очень быстро одеваюсь,
    понимаю, что наверняка что-нибудь забыла. В зеркало смотреться не
    хочется, так как знаю, что существо, смотрящее на меня оттуда по утрам,
    очень отличается от меня настоящей.
    Стрелки часов с бешеной скоростью идут вперед, а за стрелками иду я, но
    только моя скорость меньше, и иду я не по кругу, а по аллее, ведущей в
    школу. На улице туман, я всегда радуюсь туману, он у меня вызывает
    ассоциации с Англией. Здание администрации в тумане напоминает корабль
    «Титаник», борт которого так величественно выплывает из тумана. Мимо
    едут машины и автобусы, мигая красными и желтыми фарами. Туман всегда
    меняет реальность, сегодня он преобразил неприглядный старенький
    автобус, стоящий у светофора и с нетерпением ждущий зеленого сигнала.
    Сегодня даже этот, изъездивший город вдоль и поперек, автобус выглядит
    как-то по-английски. А я иду дальше, восхищаясь туманом.
    Аллея, через которую лежит мой путь в школу, сегодня тоже другая,
    совсем не такая, какой все привыкли ее видеть. Тополя над головой стоят
    еще без листвы, сквозь густую белую пелену тумана видны темные ветви на
    фоне серого неба. Кто-то может подумать, что такой пейзаж не
    представляет собой ничего интересного, но я не согласна с этими
    предрассудками, вы просто не замечаете красоты такой погоды. Конечно,
    серое небо, темные деревья и стаи птиц над ними нельзя назвать
    символами весны, которая сейчас в самом разгаре, но для меня это не
    главное, меня гораздо больше привлекает мечтательное очарование
    туманной погоды. Влажный воздух окутывает волосы, оставляет на них
    мелкие капельки, завивает в тонкие локоны, в этом прохладном влажном
    воздухе чувствуются ритмы музыки вдохновения, музыки задумчивости.
    Сегодня явно будет необычный день, не похожий на другие дни, совершено
    особенный, ведь сегодня я, как никогда раньше, тонко чувствую
    присутствие музы, она сопровождает меня, ведет по еще не проснувшимся
    улицам моего маленького города. А улицы сегодня, видимо, правда, еще не
    успели проснуться, около домов пустынно, пешеходов мало, одни только
    машины нарушают тишину дремлющего под одеялом тумана города.
    Постепенно туман начинает рассеиваться, а мне так хочется попросить его
    задержаться еще хоть ненадолго! Какое-то странное тоскливое чувство на
    душе, очень жалко прощаться с туманом, но солнце уже перестает быть
    белым пятном, приобретает все более яркий окрас, поднимается выше над
    городом. Вместе с уходящим туманом вдаль уезжают «английские» автобусы,
    воздух перестает быть таким влажным, прохлада меняется на тепло
    весеннего дня. Мечтательное настроение ушло вместе с туманом. Такая
    быстрая метаморфоза в погоде не может ни отразится на настроении
    человека, последние отголоски сладких мечтаний о будущем все еще
    кружатся где-то рядом. Но вот уже грезы о будущем и о путешествиях в
    Туманный Альбион сменились думами о дне сегодняшнем. Безусловно,
    гораздо приятнее согревать душу мечтаниями, фантазиями, но муза
    прекрасных грез ушла, немного жаль возвращаться в реальность, но солнце
    поднимается все выше, до школы идти уже немного. Перед глазами
    все еще утренний туман, но в голове мысли уже не о поэтических вещах,
    проза жизни заставляет думать о школе, уроках, успеваемости.
    Смотрю на солнце, понимая, что моя изменчивая муза сменила свои одежды,
    сейчас мне уже совсем расхотелось думать о тумане, он ушел из мыслей,
    желание вернуть эту белую пелену ушло в глубины души. А в голову
    приходят другие мысли, словно ветер их так быстро меняет, а они
    кружатся внутри меня, путают сознание, и снова уносят далеко от
    реального мира в мой собственный мир.
    Странное дело, вроде бы дорога до школы вовсе не длинная, но столько
    мыслей за эту дорогу посещают меня, кажется, будто мысли меняются со
    скоростью света, все-таки удивительная вещь мысль.
    Вот уже до гимназии остается несколько метров, я приоткрываю калитку,
    вхожу во двор школы, сразу становится как-то радостно на душе от
    переливающихся звонких голосов детей, спешащих в школу, так же, как я.
    Школьный двор не знает тишины. До звонка 10 минут, я быстро поднимаюсь
    по лестнице, к школе движется непрерывный поток учеников, они все такие
    разные. Кто-то с радостью идет в родную школу, а кто-то с явным
    нежеланием учиться в такой замечательный весенний день. Смех,
    разговоры, учителя, ученики, родители, малыши, старшеклассники. Школа,
    как вздымающая волна, гремит, шумит сотнями разных голосов. До звонка
    осталась всего 1 минута, я уже в своем классе, стало значительно тише,
    все разошлись по классам.
    Звонок громко оповещает о начале урока. Алгебра, биология, химия,
    английский, история, русский…школьный день пролетел быстро, снова
    дорога домой. После уроков мое настроение ушло совсем далеко от
    утренних мечтаний, иду и думаю о том, как быстро летит время.
    За чередой уроков я не замечаю, как пролетает день за днем,
    перелистывая календарные страницы, удивляюсь, что с бешеной скоростью
    проходят месяцы…март, апрель, май, а дальше лето. А потом? Потом
    сентябрь, снова в школу, так год за годом, все движется по кругу, мы не
    замечаем этого беспрерывного движения. Стрелки часов отмеряют секунды,
    оставляя в прошлом сегодняшний день, пролетевший как одно мгновение.
    Иногда так хочется остановить стрелки, с каждой секундой уносящие мое
    детство, взрослая жизнь мало привлекает меня, ведь с возрастом часто
    уходит умение замечать не только повседневные проблемы. Только у
    творческих личностей не исчезает детский взгляд на мир, они не
    перестают удивляться истинной красоте мира, в котором мы живем. Все же
    можно встретить людей, умеющих радоваться простым вещам. Дети всегда
    более внимательны к тому, что происходит вокруг, вряд ли кто-то из
    взрослых сегодня заметил красоту тумана. Конечно, есть люди, которые
    давно попрощались со своим детством, но все, же не утратили
    наблюдательность, обычно это художники, писатели, музыканты. Я очень
    люблю общаться с людьми, сохранившими в своей душе островок детства,
    они не восклицают о дурных нравах молодого поколения, не кричат о
    безнравственности и невоспитанности, такие люди просто живут в своем
    мире, в котором всегда есть место для новых впечатлений и простых
    радостей. Кто-то, также как я, сегодня не хотел прощаться с туманом,
    любовался серой дымкой, а потом с радостью смотрел на чистое небо и
    солнце, удивляясь быстрой смене погоды. Это удивительное чувство,
    привычное, но каждый раз с новыми нотками, поэзия души, рвущаяся на
    свободу. Смотрю на мир и каждый раз вижу что-то новое в привычных
    вещах, вглядываюсь в лица прохожих и замечаю в чьих-то глазах огонек
    детства. В погоне за счастьем мы сами затаптываем этот огонек, а потом
    горько жалеем об ушедших радужных годах. Люди бегут к далеким
    горизонтам, за которыми надеются найти богатства, любовь, обрести то, о
    чем давно мечтали, но обретая, они теряют былую мечтательность,
    разбивая ее о камни реальности. Трудно сохранить в себе
    непосредственность, искренность, трудно не разучиться верить в чудеса,
    а вернее видеть чудеса. Детство как туман уходит, а за ним наступает
    взрослая жизнь, подобно солнцу, разрушая загадочность и удивительность
    всего окружающего нас.

  7. Окт
    06 2010

    Фауст и Рафаэль: странствования жизнью в поисках прекрасного

    «Фауст» – одно из главнейших произведений не только немецкого философа и писателя Гете. «Фауст» есть одно из важнейших произведений мировой литературы. Центральная проблема этого произведения – проблема единства идеала и реальной жизни – для многих людей стала отправной точкой раздумий над судьбой мира, общества. Герой Гете, ученый Фауст, ищет счастье в мире земных страстей и в вихре идей. Содержание «Фауста» универсально: он рассказывает о молодости и старости, жизни и смерти, войне и мире, быту, политике, науке и искусстве. Каждый, кто читает эту книгу, найдет в ней свои, обращенные только к нему, строки.
    Устав от научных поисков, главный герой Гете, ученый Фауст, понимает, что жизнь идет мимо него, а он сам остается извне. Он даже думает покончить жизнь самоубийством и скоро отбрасывает эту идею. Но у него больше нет стимула продолжать научные поиски, нет стимула искать истину. Фауст будет искать такого стимула от наслаждений, но не найдет его.
    Вот здесь возле него и возникнет соблазнитель Рафаэль, который долго уже бегал вокруг в виде черного пуделя. Они заключают сделку, содержанием которой есть продажа Фаустовой души Рафаэлю за один-единственный миг, который сам Фауст провозгласит прекрасным. Пока что Фауст ни разу не переживал такого в жизни и уверен, что это невозможно. Рафаэль же должен был предоставить ученому все возможности быть довольным жизнью. Так начинаются эти поиски смысла бытия, в которых каждый из них должен получить свое.
    Рафаэль – «дух возражения», скептик, который сам о себе говорит: «Я – часть той силы, которая всегда делает благо, желая всему зла…». Он – проводник Фауста в человеческом мире, которого кабинетный ученый совсем не знает. Сперва Рафаэля воспринимают как нечистую силу, такого себе «черта». Тем не менее очень скоро мы видим его человеческие качества. Умный, смелый, находчивый, с острым умом, он вместе с тем безжалостный и беспощадный. Рафаэль ни злой, ни добрый, он – дух, сверхчеловеческое существо, которое видит мир людей «сверху» и хочет показать, что этот мир ничего не достоин.
    Начав поиски прекрасного с виновного погрібка, эта фантастическая пара увидит много всего: любовь и ненависть, войну и мир, власть и рабство, бедность и богатство. Показывая приманки человеческого мира, Фауст вместе с тем насмехается с людей, которых ведут неудержимая злость, злость, ненависть.
    Искушение Фауста Рафаэлем заканчивается смертью Фауста, который в конце концов словно увидел прекрасный расцвет родного края, не зная, что это лишь мечтание. Хитрый Рафаэль будет стараться забрать душу, но ее отнимут у него ангелы: «Чья жизнь прошла в поиске, того мы можем спасти…». Завершенный круг жизни, заканчивается рассказом о Фаусте, который начался с «Пролога на небе». Фаустова душа поворачивается к Богу. Закончены поиски, закончено длинное странствие в поисках прекрасного. Оно найдено – но в будущем, в мире идей. «Цель бесконечная здесь, в достижении», – говорит Гете. Он утверждает: человек величественней природы, ничто не может уничтожить человечность, любовь, свободу ума. Возможно, поэтому и мы будем ставить Фаусту вопрос всю жизнь и всегда будем искать Истину.
    Предыдущие Сочинения: История любви Фауста и Гретхен в трагедии И. Гете «Фауст»
    Следующие Сочинения: Моральные принципы в повести Вольтера «Простак»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Фауст и Рафаэль: странствования жизнью в поисках прекрасного . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Образ великого искателя в трагедии Гете «Фауст»
    И. В. Гете. “Фауст”, часть 1
    Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» под редакцией В. Г. Маранцмана – часть 7
    Трагедия «Фауст»: замысел создания
    Сравнение образов Фауста и Рафаэля в трагедии Гете «Фауст»
    Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии “Фауст” И. В. Гете)
    Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии “Фауст” И. В. Гете)
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  8. Сочинение
    Мигель де Сервантес однажды заметил, что «красота обла­дает силой и даром вносить мир в сердца». Думается, автор «Дон-Кихота» был абсолютно прав в этом высказывании. Сердце человеческое необыкновенно чутко отзывается на все проявления прекрасного — в природе, в живописи, в музыке, в архитектуре. Но как постичь все это не умом, но самой ду­шою? Именно об размышляет в своем тексте В. Солоухин. Основная проблема, поставленная писателем, — проблема по­стижения человеком прекрасного.
    Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни с ее неуемным ритмом, суетой, бытовыми заботами. Порой у нас просто нет времени на то, чтобы полюбоваться красивым закатом или ночными звездами, испытать радость от первого выпавшего снега.
    В. Солоухин в своем тексте размышляет о восприятии че­ловеком искусства. Он пишет о том, что, пробежав по кар­тинной галерее, можно увидеть лишь внешние сюжеты кар­тин. Но, чтобы открыть для себя душу художника и полнос­тью погрузиться в эту атмосферу, нужно время, спокойствие, созерцательность. Только в этом случае произведения искус­ства — картины, старинные соборы и церкви — становятся частичкой нашей души, помогают нам по-новому взглянуть на мир.
    Этот текст очень яркий, образный, эмоциональный. Пи­сатель использует разнообразные средства художественной выразительности: риторические вопросы («Что же можно уви­деть, что же можно постичь? Названия картин? Рамы? Вне­шний сюжет?»), ряды однородных членов («В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению»), фра­зеологизм («поставили галочку в уме»),
    Я полностью разделяю точку зрения писателя. Восприятие человеком прекрасного — это особый процесс, тонкий, оду­
    хотворенный, требующий от человека особой сосредоточен­ности. Только в этом случае мы способны испытать нравствен­ное просветление, очищение, катарсис. И тогда мы изменя­емся, становимся добрее, терпимее к окружающим, по-ново­му смотрим порой на собственную жизнь. Когда-то наш ге­ниальный поэт писал: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво…». Вот, думается, таким же должно быть и наше постижение мира красоты — нетороп­ливым, умиротворенным.
    Об этом размышляет С. Львов в своем публицистическом сборнике «Быть или казаться?». Он рассказывает о выставке шедевров из знаменитого мадридского музея Прадо. И с горе­чью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престижно и модно, для галочки. Однако автор надеется, что когда-нибудь привычка посещения престижных выста­вок перейдет у людей в истинный интерес к искусству. А он способен возникнуть лишь при особом постижении этого мира, отрешении человека от суеты.
    О восприятии музыки пишет Б.Ш. Окуджава в стихотво­рении «Музыкант». «Пенье скрипки» наставляет героя на путь, вселяет в него надежду, дарует ему высшую радость. Гениаль­ный музыкант у Окуджавы счастлив, потому что смог про­никнуть в человеческую душу:
    Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
    Музыкант, соорудивший из души моей костер.
    А душа, урс это точно, ежели обожжена,
    Справедливей, милосерднее и праведней она.
    Таким образом, процесс постижения нами красоты — это загадка, священнодействие, таинство. Это всегда новое от­крытие себя и мира вокруг.
    Текст
    С удивлением смотрю я на толпы туристов, поспешно и в тесноте пробегающих по залам картинной галереи. Что же можно увидеть, что же можно постичь? Названия картин? Рамы? Внешний сюжет? Суриков часами сидел в одиночестве перед грандиозным полотном А. Иванова в Третьяковской галерее. Павел Дмитриевич Корин проводил в неподвижнос­ти часы перед полотнами Сурикова, в частности перед «Боя­рыней Морозовой», а также перед мастерами Возрождения Италии.
    Однажды, будучи еще студентами, мы с товарищем (теперь известным писателем) провели эксперимент, уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над вечным по­коем», хоть и до этого знали ее наизусть. В конце концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению. В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах сле­зы. А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили: «Да, здорово»— и бежали дальше?
    Сергей Никитин, писатель, живший во Владимире, рас­сказывал мне о его, так сказать, отношениях со знаменитой церковкой Покрова на Нерли. «Первый раз мы приехали к ней человек пять: Сергей Ларин, Никифоров, другие наши писатели. Расположились на травке, отдохнули. Ну, друзья, поглядели, хватит, поехали домой. Поставили галочку в уме: видели Покров на Нерли. А теперь я приезжаю один. Поси­дишь часа три-четыре напротив нее на бережке, чтобы и отра­жение ее тоже видеть, и словно светлой водой омоешься. Я постепенно к этому Пришел, а сперва все наскоком. Приве­зешь гостя какого-нибудь показать, обойдем вокруг нее с раз­ных сторон, взглянем, и делать больше нечего — обратно в город. А теперь как на свидание к ней езжу, когда на душе тяжело или тревога какая, или неудача…
    (По В. Солоухину)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *