Сочинение на тему великолепная шестерка

10 вариантов

  1. Известно каждому, что добро, в его высоком и истинном понятии – это
    именно тот ориентир, к которому обязано стремиться человечество, это
    маяк, дарящий свой свет заблудившимся в нашем непростом мире путникам,
    это подлинная мораль, мир и гармония.
    Человек, чьи помыслы и поступки направлены на добро, живет
    по-настоящему полной жизнью. Он, помещая свой посильный вклад в добрые
    дела, тем самым делает мир лучше, светлее и перспективнее, даря надежду
    на возрождение.
    Того, кому неведомы бескорыстно добрые поступки, стоит пожалеть, ведь
    он лишен необычайно радостного и теплого чувства, наполняющего все
    существо настоящего дарителя. Тот, кто не совершает хороших дел, чьи
    мысли ограничены лишь собственными эгоистичными интересами, никогда не
    ощутит щедрости собственной души, в своей скудости прячась за
    соображения мелочного практицизма.
    И если временами кажется, что жизнь – как бесконечно длинная дорога, и
    можно всегда успеть обратить свои мысли к добру, то подобные впечатления
    весьма обманчивы. Поэтому нужно спешить делать добрые дела, наполнять
    свою жизнь особенным смыслом, чтобы после горько не сожалеть об
    утраченных возможностях. Ведь не зря говорят, что любой хороший поступок
    возвращается сторицей, и того, кто с готовностью отдает людям тепло
    своего сердца, кто не равнодушен к горестям и бедам, кто делает добро,
    не требуя взамен оплаты, щедро награждает сама судьба.
    Неправы и те, кто полагают, что человек способен растратить себя,
    совершая добрые дела и отдавая этому все свои силы. Напротив, добротой и
    искренностью человек обогащает самого себя, он становится мудрее и
    прозорливее. Он видит мир в ином, более чистом и прекрасном свете, и
    счастлив лишь тем, что может подарить кусочек своей пылкой и отзывчивой
    души ближнему.

  2. Kони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго надувал рубашки. И никакие автомашины, никакие скутера, никакие мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог.
    — Хелло, Вэл!
    — Хелло, Стас!
    Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня, погоня! У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, вперед, только вперед! Вперед, Вит, вперед, Эдди! Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны уйти от шерифа!
    Что может быть лучше топота копыт и бешеной скачки в никуда? И что из того, что худым мальчишеским задам больно биться о костлявые хребты неоседланных лошадей? Что из того, что лошадиный галоп тяжел и неуверен? Что из того, что лошадиные сердца выламывают ребра, из пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови? Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
    — Стой! Да стой же, мустанг, тпру!.. Ребята, отсюда — через овраг. Дырка за читалкой, и мы — дома.
    — Ты молодец, Роки.
    — Да, клевое дельце.
    — А что делать с лошадьми?
    — Завтра еще покатаемся.
    — Завтра — конец смены, Эдди.
    — Ну так что? Автобусы наверняка придут после обеда!
    Автобусы из города пришли за второй лагерной сменой после завтрака. Водители торопили со сборами, демонстративно сигналя. Вожатые отрядов нервничали, ругались, пересчитывали детей. И с огромным облегчением вздохнули, когда автобусы, рявкнув клаксонами, тронулись в путь.
    — Прекрасная смена, — отметила начальник лагеря Кира Сергеевна. — Теперь можно и отдохнуть. Как там у нас с шашлыками?
    Кира Сергеевна не говорила, а отмечала, не улыбалась, а выражала одобрение, не ругала, а воспитывала. Она была опытным руководителем: умела подбирать работников, сносно кормить детей и избегать неприятностей. И всегда боролась. Боролась за первое место, за лучшую самодеятельность, за наглядную агитацию, за чистоту лагеря, чистоту помыслов и чистоту тел. Она была устремлена на борьбу, как обломок кирпича в нацеленной рогатке, и, кроме борьбы, ни о чем не желала думать: это был смысл всей ее жизни, ее реальный, лично ощутимый вклад в общенародное дело. Она не щадила ни себя, ни людей, требовала и убеждала, настаивала и утверждала и высшей наградой считала право отчитаться на бюро райкома как лучший руководитель пионерского лагеря минувшего сезона. Трижды она добивалась этой чести и не без оснований полагала, что и этот год не обманет ее надежд. И оценка «прекрасная смена» означала, что дети ничего не сломали, ничего не натворили, ничего не испортили, не разбежались и не подцепили заболеваний, из-за которых могли бы снизиться показатели ее лагеря. И она тут же выбросила из головы эту «прекрасную смену», потому что прибыла новая, третья смена и ее лагерь вступил в последний круг испытаний.
    Через неделю после начала этого завершающего этапа в лагерь приехала милиция. Кира Сергеевна проверяла пищеблок, когда доложили. И это было настолько невероятно, настолько дико и нелепо применительно к ее лагерю, что Кира Сергеевна рассердилась.
    — Наверняка из-за каких-то пустяков, — говорила она по пути в собственный кабинет. — А потом будут целый год упоминать, что наш лагерь посещала милиция. Вот так, мимоходом беспокоят людей, сеют слухи, кладут пятно.
    — Да, да, — преданно поддакивала старшая пионервожатая с бюстом, самой природой предназначенным для наград, а пока носившим алый галстук параллельно земле. — Вы абсолютно правы, абсолютно. Врываться в детское учреждение…
    — Пригласите физрука, — распорядилась Кира Сергеевна. — На всякий случай.
    Покачивая галстуком, «бюст» бросился исполнять, а Кира Сергеевна остановилась перед собственным кабинетом, сочиняя отповедь в адрес бестактных блюстителей порядка. Подготовив тезисы, оправила идеально закрытое, напоминающее форму темное платье и решительно распахнула дверь.
    — В чем дело, товарищи? — строго начала она. — Без телефонного предупреждения врываетесь в детское учреждение…
    — Извините.
    У окна стоял милицейский лейтенант настолько юного вида, что Кира Сергеевна не удивилась бы, увидев его в составе первого звена старшего отряда. Лейтенант неуверенно поклонился, глянув при этом на диван. Кира Сергеевна посмотрела туда же и с недоумением обнаружила маленького, худого, облезлого старичка в синтетической, застегнутой на все пуговицы рубашке. Тяжелый орден Отечественной войны выглядел на этой рубашке столь нелепо, что Кира Сергеевна зажмурилась и потрясла головой в надежде все же увидеть на старике пиджак, а не только мятые штаны да легкую рубаху с увесистым боевым орденом. Но и при вторичном взгляде ничего в старике не изменилось, и начальник лагеря поспешно уселась в собственное кресло, дабы обрести вдруг утраченное равновесие духа.
    — Вы — Кира Сергеевна? — спросил лейтенант. — Я участковый инспектор, решил познакомиться. Конечно, раньше следовало, да все откладывал, а теперь…

  3. Цели:
    1. Довести до сознания учеников уроки
    нравственности и толерантности, заложенные в
    идейном содержании произведения.
    2. Принятие детьми вечной истины – каждый в
    ответе за свои поступки.
    3. Развитие искренности, честности, великодушия,
    гуманизма, т.е. качеств толерантной личности.
    Предварительная работа:
    1. Знакомство с текстом рассказа.
    2. Словарная работа: «пионерский лагерь», «бюро
    райкома», «знамя соц.соревнования», «круп»,
    «каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый».
    3. Познакомить с понятиями «толерантность»,
    «конформность».
    4. Подготовить иллюстрации к рассказу.
    Оборудование:
    1. Иллюстрации к рассказу
    «Великолепная шестерка».
    2. Ксерокопии текста рассказа на партах.
    3. Портрет Б.Васильева.
    4. Музыкальное сопровождение урока.
    ХОД УРОКА:
    1. Вступительное слово учителя:
    Произведение
    искусства, как говорил Паустовский, «прозрачный,
    сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как
    сталь, кристалл». Создатель этого кристалла –
    автор. Как писатель, Борис Васильев очень
    своеобразен и самобытен. Рассказ «Великолепная
    шестерка» дает замечательную возможность
    проследить за емкостью слова писателя,
    проявляющейся во всем: в композиции, в выборе
    названия рассказа, в отборе и внутреннем
    сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров,
    в речи персонажей, специфике деталей и других
    художественных средствах. Постижение авторской
    позиции – дело нелегкое, особенно, если голос
    автора, как в «Великолепной шестерке», почти не
    слышен. Наша задача на уроке – проникнуть в тайну
    мысли писателя, задуматься над тем, что человек
    несет ответственность за мир, в котором он живет,
    и поэтому он должен всегда оценивать последствия
    своих поступков…
    2. Чтение по ролям экспозиции
    рассказа:

    Звучит на фоне музыки звук топота
    лошадей.

    «Кони мчались в густом сумраке. Ветви
    хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд
    капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго
    надувал рубашки. И никакие автомашины, скутера,
    мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с
    этой ночной скачкой без дорог.
    – Хелло, Вэл!
    – Хелло, Стас!
    – Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня,
    погоня!
    – У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, только
    вперед!
    – Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны
    уйти от шерифа!
    Что может быть лучше топота копыт и бешеной
    скачки в никуда? И что из того, что худым
    мальчишеским задам больно биться о костлявые
    хребты неоседланных лошадей? Что из того, что
    лошадиный галоп тяжел и неуверен, что их сердца
    выламывают ребра, из пересохших глоток рвется
    надсадный хрип, а пена стала розовой от крови?
    Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
    – Стой! Да стой же, мустанг, тпру!… Ребята, отсюда
    – через овраг. Дырка за читалкой, и мы – дома.
    – Ты молодец, Роки!
    – Да, клевое дельце!
    – А что делать с лошадьми?
    – Завтра еще покатаемся.
    – Завтра – конец смены, Эдди.
    – Ну, так что? Автобусы, наверняка, придут после
    обеда…»
    – Обратимся к названию рассказа:
    «Великолепная шестерка». Кто такие истинные Вэл,
    Роки, Дэн, Эдди…? (Это отчаянные парни Дикого
    Запада, ковбои, которые обладали настоящими
    мужскими качествами: смелостью, мужеством,
    бесшабашностью, между ними была крепкая мужская
    дружба и т.д.) И герои рассказа – обыкновенные
    мальчишки, такие же, как вы – стремятся во всем
    быть на них похожими. Они даже называют себя их
    именами. А разве плохо иметь кумиров?
    – Об их характерах мы поговорим позже,
    когда наша инициативная группа справится со
    своим заданием. (Отдельной группе детей дается
    ЛИСТ-ОПРОСНИК);
    – Но кроме них главной героиней
    рассказа является начальник пионерского лагеря
    Кира Сергеевна. Что это за человек? Каковы ее
    принципы? Какие детали говорят нам о ней больше,
    чем ее «высокие стремления»? Что насторожило вас
    в этой, казалось бы, со всех сторон положительной
    героине?
    – В чем она видела смысл жизни? («…в
    борьбе: за первое место, за лучшую
    самодеятельность, за наглядную агитацию, за
    чистоту лагеря и чистоту тел…».)
    – Что было для нее высшей наградой?
    («…право отчитаться на бюро райкома как лучший
    руководитель пионерского лагеря минувшего
    сезона».)
    – Хотелось бы вам отдыхать под началом
    Киры Сергеевны?
    – Ее подчиненные – подстать
    руководителю: старшую пионервожатую автор
    называет «бюст», подчеркивая этим самым ее
    безликость и бессловесность.
    – Кто еще составляет «свиту»
    начальника лагеря? (Физрук.)
    – Ему противопоставлен другой молодой
    человек – участковый милиционер. Они
    принадлежат одному поколению, но это совершенно
    противоположные личности. Давайте попробуем
    дать им сравнительную характеристику.
    ( Лейтенант – стеснительный, скромный
    человек, пришедший разобраться в беде совершенно
    чужого человека; он неравнодушен, терпелив,
    вежлив. Некоторые его фразы говорят о
    несвойственной молодежи мудрости («Старики да
    дети – всем родня…».) Ему противопоставлен
    физрук – напористый, грубоватый парень,
    уверенный в своей безусловной правоте и силе,
    «рубящий сплеча»).
    – Кого из них можно назвать
    толерантным? Почему? ( Лейтенанта, потому что он
    думает не о себе, а о других, и умеет отстаивать
    свою точку зрения, он гуманен.)
    – Кого из героев рассказа можно еще
    назвать толерантным? (Старика-инвалида.)
    – Нарисуйте словесный портрет этого
    человека, может ли этот портрет вызвать
    отвращение?(«…маленький, худой, облезлый
    старичок в синтетической, застегнутой на все
    пуговицы рубашке, на которой очень нелепо
    выглядел тяжелый орден Отечественной войны…» Не
    может, ибо оценивать человека по его внешности –
    глупо; он вызывает отвращение и недоумение лишь у
    Киры Сергеевны, для которой важна только внешняя
    сторона дела.)
    – Для чего лейтенант и старик пришли в
    пионерский лагерь? ( Хотели поговорить и
    поставить в известность людей, ответственных за
    воспитание душевных качеств в детях (совести,
    сострадания, ответственности), в том, что их
    подопечные абсолютно лишены этих качеств, – по их
    вине погибло шесть лошадей, ради которых е щ е жил
    Петр Дементьевич Прокудов…).
    – Почему диалога не получилось? (Потому
    что герои рассказа мыслят разными нравственными
    категориями, у них слишком разные ценности.)
    – В чем видит проблему Кира Сергеевна и
    в чем видит проблему лейтенант? (Для Киры
    Сергеевны трагедия в том, что на лагере теперь
    будет пятно, а для лейтенанта важна судьба никому
    не нужного старика, потерявшего смысл жизни.)
    – А почему для инвалида вместе со
    смертью коней померк свет? Кем для него были эти
    кони? ( Они спасли ему жизнь; лошади, по мнению
    старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо
    сострадание и самоотверженность.)
    Читаю стихотворение Н. Заболоцкого
    «Лицо коня»:

    Животные не спят. Они во тьме ночной
    Стоят над миром каменной стеной.
    Лицо коня прекрасней и умней.
    Он слышит голос листьев и камней.
    Внимательный! Он знает крик звериный
    И в ветхой роще рокот соловьиный.
    И, зная все, кому расскажет он
    Свои чудесные виденья?
    Ночь глубока. На темный небосклон
    Восходят звезд соединения.
    И конь стоит, как рыцарь на часах,
    Играет ветер в легких волосах,
    Глаза горят, как два огромных мира,
    И грива стелется, как царская порфира…
    Предлагается составить ассоциативный
    ряд, который возникает при слове «лошадь».
    (Тепло, понимание, незаменимая помощь,
    жеребенок, хороший собеседник, надежный друг,
    красота, душистое сено, грустные глаза и т.д.) –
    примеры читаются на фоне «Песенки летающих
    лошадей» Ю. Мориц.
    – А у Васильева мы читаем: «Женщины и
    физрук с ужасом смотрели на оскаленные,
    задранные к небу мертвые лошадиные морды.
    Дрожащий корявый палец влез на фотографию,
    ласково по ней провел:
    – Это – Сивый. Старый был, больной, а
    глянь, только справа все обглодал. А почему? А
    потому, что слева Пулька была привязана, так он ей
    оставлял. Кони, они жалеть умеют…»
    – Вот теперь настал момент поговорить о
    той самой великолепной шестерке.
    Выступление инициативной группы (
    характеристика мальчиков):

  4. Уроки нравственности по рассказу Б.Л.Васильева «Великолепная шестерка»
    Урок разработала Слюйменова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, МБОУ « Лицей № 200»
    Цели:
    1.Довести до сознания учеников уроки нравственности, заложенные в идейном содержании произведения.
    2.Принятие детьми вечной истины: каждый в ответе за свои поступки.
    3.Развитие честности, великодушия, гуманизма, искренности.
    Предварительная работа:
    1.Знакомство с текстом рассказа.
    2.Опрос родителей об их пионерской юности.
    3.Словарная работа: «пионерский лагерь», «бюро райкома», «знамя соцсоревнования», «круп», «каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый».
    К.Г.Паустовский сравнивал произведения искусства со сверкающим и крепким кристаллом. Создатель нашего кристалла- писатель Б.Л.Васильев.
    Он очень своеобразен и самобытен.
    Сегодня мы поговорим о его рассказе «Великолепная шестерка», он дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, проявляющейся во всем: в композиции, в выборе названия рассказа, в сопоставлении характеров, в речи персонажей. Голос автора здесь почти не слышен. Наша задача- проникнуть в тайну мысли писателя, понять, какие проблемы его волновали, что хотел Борис Васильев сказать нам, читателям.
    Основную проблему, которую поднимает автор, можно сформулировать так: «Какого человека можно назвать великолепным?»
    Так как это имя для вас новое, сейчас мы познакомимся с этим писателем.
    (Один из учеников представляет презентацию о Б.Л.Васильеве)
    -Ребята, читая произведение, первое, с чем мы встречаемся, -это название . Название отражает тему произведения или проблему, мы уже чего-то ждем , что-то предполагаем.
    -Скажите, когда вы прочитали название рассказа, о чем вы подумали?
    Оправдались ли ваши ожидания?Почему?
    -Обратимся к рассказу. .Это наше первое знакомство с героями. Кто они? В какой момент мы их видим? (Мальчишки представляются нам ковбоями с Дикого Запада, они уходят от погони. Таким образом, начало рассказа как бы соответствует нашим ожиданиям, мы ждем каких-то необычайных событий, приключений).
    Вы прочитали рассказ. Попробуйте определить ваше настроение после прочтения рассказа. Перед вами лежит листок-словарь настроений. Отметьте в нем слова, передающие ваше настроение. Этих слов может быть несколько.
    (Беспокойное, веселое, восторженное, грустное, жуткое, ликующее, мрачное, печальное, сердитое, солнечное, спокойное, теплое, торжественное, тревожное, бодрое, возмущение, грустной радости, добродушное, загадочное, мечтательное, нежное, светлое, сказочное, сочувствующее, таинственное, тихое, тоскливое, хмурое).
    -Объясните, почему именно такое настроение вызвал у вас этот рассказ.
    Если настроение плохое, то почему?
    Ребята, человек формируется в определенное время, в определенную эпоху, и она накладывает свой отпечаток на характер человека.
    В какое время происходят описываемые события? Что вы узнали о пионерской юности ваших родителей?
    Один учащийся представляет презентацию о пионерской организации.
    Итак, герои рассказа- пионеры, которые отдыхали в летнем лагере. Покатавшись на лошадях, они привязали их к дереву, а на следующий день уехали домой-закончилась смена.
    Кто они? Какую характеристику дают им работники лагеря? (Прочитайте)
    Валера-прекрасные математические способности, победитель математических олимпиад.
    Славик- второй Карпов, надежда области, а возможно, и всего Союза.
    Игорек– поразительное техническое чутье.
    Дениска- уже овладел 3 языками.
    Давая характеристику детям, работники лагеря обращают внимание прежде всего на их интеллектуальные качества. Можно ли судить о человеке только по его способностям?
    -Кира Сергеевна называет всю вторую лагерную смену «прекрасная смена», прочитайте, что она вкладывает в это определение.
    Кроме этих ребят, с кем еще мы знакомимся в рассказе? (Кира Сергеевна, старшая пионервожатая, физрук, молодой лейтенант, ветеран войны- Петр Дементьевич Прокудов).
    -Давайте попробуем с вами составить систему образов, разделив этих героев на группы. Что у вас получилось? По какому принципу вы их разделили?(Это два противоположных лагеря. Противоположных по жизненной позиции: для 1 группы важно доказать свою непричастность к происшедшему, сохранить переходящее знамя соцсоревнования. Они напористы, грубы, неискренни, отказываются даже от очевидных фактов. Другая группа- они ничего не требуют, их по-настоящему заботит судьба молодого поколения, отсюда горечь, боль в их словах). Кира Сергеевна « тут же выбросила из головы «прекрасную смену», потому что прибыла новая, третья смена и ее лагерь вступил в последний круг испытаний». Лейтенант приезжает в пионерский лагерь , потому что его волнует судьба и ветерана войны, и этих ребят, которые совершили этот проступок не со зла, просто в их воспитании были какие-то пробелы, чему-то важному их не научили, и об этом надо было поговорить.
    Кира Сергеевна лейтенант
    Пионервожатая Петр Дементьевич Прокудов
    Физрук
    Почему во главе первой группы вы поставили Киру Сергеевну? (Она директор лагеря, от нее исходят приказы, она проявляет инициативу).
    Что нас настораживает в ее описании? Прочитайте. ( …не говорила, а отмечала; не улыбалась, а выражала одобрение; не ругала, а воспитывала; и всегда боролась). В ней не чувствуется искренности, сердечности, она как какой-то механизм.
    Какое необычное сравнение использует автор, описывая Киру Сергеевну? Как здесь проявляется авторское отношение?( «Она была устремлена на борьбу, как обломок кирпича в нацеленной рогатке, и , кроме борьбы, ни о чем не желала думать»).
    (Кирпич в рогатке-это причиненная кому-то боль, страдание, невозможность предугадать и остановить, запретное, нечестное оружие. Наверное, и Кира Сергеевна использовала в своей борьбе не всегда честные приемы. Человек, который всю жизнь проводит в борьбе, скорей всего, большинство людей воспринимает как своих врагов, а не единомышленников.
    Хотя, может быть, ее единомышленниками являются пионервожатая и физрук?)
    Почему у них нет имен? (Имя индивидуализирует человека, они подобие своего директора, у них нет своего мнения, они только поддакивают, они такие же напористые, агрессивные, как Кира Сергеевна).
    Чем лейтенант отличается от этих людей? С какой целью он приехал? Ведь смена закончилась, ребята разъехались по домам.
    (Он говорит негромко, смущается, ведет себя спокойно, уважительно, иногда теряется от чужой наглости; когда нужно, проявляет твердость; его волнует судьба чужого для него человека, потому что еще бабка учила : «Старики да дети-всем родня…». Он приехал не для того, чтобы ребят строго наказали, он хочет, чтобы люди, которые занимаются воспитанием детей, обратили внимание на то, что дети растут равнодушными и безответственными.)
    -Ребята, как вы считаете, а отношение человека к миру природы, к братьям нашим меньшим важно при оценке героя?
    Чтение учащимися стихотворения Н.Заболоцкого «Лицо коня».
    Животные не спят .Они во тьме ночной
    Стоят над миром каменной стеной.
    Лицо коня прекрасней и умней.
    Он слышит голос листьев и камней.
    Внимательный! Он знает крик звериный
    И в ветхой роще рокот соловьиный.
    И ,зная все, кому расскажет он
    Свои чудесные виденья?
    Ночь глубока. На темный небосклон
    Восходят звезд соединенья.
    И конь стоит, как рыцарь на часах,
    Играет ветер в легких волосах,
    Глаза горят, как два огромных мира,
    И грива стелется, как царская порфира…
    Откуда в русском человеке такое трепетное отношение к лошади? Крестьянская семья, имевшая лошадь, считалась уже зажиточной; лошадь берегли, отдавали последний кусок хлеба. Первая игрушка-деревянный конек, конек на крыше дома, подкова на двери- к счастью; сказочный Сивка-бурка и слова «Полцарства за коня!»
    Как к лошадям относится Петр Дементьевич Прокудов? (любит, заботится, испытывает благодарность, ведь Кучум во время войны спас ему жизнь,это в его «зимней конюшне так замечательно пахло лошадьми».)
    Что можно сказать об отношении лейтенанта?(Он тоже переживает, он описывает гибель коней так, как будто сам был свидетелем . В его словах слышится непритворная боль и страдание.)
    А как наши пионеры отнеслись к лошадям?(Они наигрались, накатались, потешили свое самолюбие и обрекли коней на мучительную , голодную смерть.)
    Охарактеризуйте этих ребят, используя качества, записанные на доске. Можно использовать не все перечисленные качества.
    Качества
    Умные Гуманные Ответственные
    Целеустремленные Отзывчивые Понимающие
    Увлеченные Милосердные Рассудительные
    Начитанные Добросердечные Предусмотрительные
    Одаренные Скромные
    Талантливые Сочувствующие
    Упорные Доброжелательные
    Итак, какие же качества из перечисленных вы использовали? Почему? Теперь добавьте те качества, которых нет в списке. Выберите их из другой группы: смелые, бессердечные, равнодушные, уважительные, воспитанные, безответственные, бездушные, изобретательные, непримиримые.)
    -Какие качества перевешивают? Что в человеке должно быть на первом месте? ( Прежде всего душевные качества: милосердие, сочувствие, сострадание .)
    -Почему ребята такие? От чего это зависит? С кого они берут пример? (Это прежде всего работники лагеря : Кира Сергеевна, ее помощники. Они , сами лишенные человечности, не замечают за способностями и талантами своих воспитанников их душевной черствости.)
    Молодой лейтенант приехал, чтобы бить в набат. Услышали его, поняли?(Нет. Все заняты тем, чтобы снять с себя вину, оправдаться, изменить формулировку, свалить вину на другого.)
    И мы понимаем, что по-настоящему судьба детей, их воспитание заботит именно лейтенанта и заслуженного ветерана.
    -Ребята, представляя нам Петра Дементьевича Прокудова, о чем еще размышляет автор? (О судьбе ветеранов войны, которых остается все меньше и меньше. )
    Помнят ли о них, заботятся? ( Вроде бы да. Торжественные линейки у обелиска Славы, парады, салюты, цветы. )
    Почему же лейтенант говорит об этом с горечью? ( Потому что это память о тех, кто погиб. А где забота о больных, контуженных, бессильных стариках, которые еще живы?)
    А наши пионеры? Что они? О ком-то из ветеранов позаботились, согрели заботой и вниманием? (Нет. Мы только узнаем, что они приходили к ветерану и брали у него покататься лошадей. А однажды забыли вернуть и лишили старого человека единственной привязанности в его жизни.)
    Какие же проблемы волнуют Б. Васильева? О чем он размышляет? (О бездуховности, равнодушии и безответственности молодого поколения, о тех людях, которые растят и воспитывают это поколение, о том, что забота о ветеранах выливается в какие-то формальные традиции.)
    -Непонятые и неуслышанные , лейтенант и ветеран уходят. Но этим рассказ не заканчивается .
    Прочитайте эпилог. В чем его значение?( Эпилог усиливает трагическое звучание рассказа. Попустительство руководства лагеря привело к гибели коней. Желание скрыть правду, откупиться, равнодушие к живому человеку привели к гибели старого заслуженного человека.)
    В чем смысл названия рассказа? (Это название нужно понимать не буквально. В нем чувствуется боль и горькая ирония. Людей нужно оценивать прежде всего по их человеческим, душевным качествам. Да, у этих детей много способностей и талантов, в этом смысле они великолепны, но они лишены милосердия, не приучены отвечать за свои поступки.)
    -Можно ли наших героев назвать великолепными?
    Какого же человека вы бы назвали великолепным, замечательным?
    Именно благодаря таким людям жизнь на земле продолжается. Одним из таких людей была мать Тереза. Она организовала Орден милосердия и пыталась противостоять человеческим бедам , помогать страждущим. Ей дарили драгоценности, машины, она обращала все это в деньги и строила больницы, приюты. Ей были открыты двери и хижин, и дворцов, она беседовала с бедняками и с королями. В 1997г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия, и эти средства тоже были потрачены во имя « нежеланных, нелюбимых и необласканных».
    -Мы заканчиваем наш урок. Какие мысли вызвал у вас этот рассказ? (Человек в ответе за свои поступки. Человека надо ценить не за его интеллектуальные способности, а прежде всего за душевные качества. Надо помнить о героях войны, которых осталось так мало, быть с ними рядом, сочувствуя, помогая. Если человек совершил проступок, он должен признать свою вину и попытаться исправить.)
    Я уверена, что этот рассказ никого из вас не оставил равнодушным. Проблемы, которые поднял автор в рассказе, нашли и в ваших сердцах отклик и понимание. И , наверное, чтобы лучше понять произведение, нужно будет обратиться к нему еще не один раз. Мы не слышим здесь голоса автора, но мы чувствуем его присутствие. Как вы думаете, если бы Б.Васильев в конце рассказа хотел напрямую обратиться к вам, молодому поколению, какие слова он сказал бы вам?
    Д/з : сочинение-миниатюра на тему «Мои размышления после прочтения рассказа Б.Васильева «Великолепная шестерка».

  5. 5
    Текст добавил: Аццкий Талпайоп
  6. Кони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго надувал рубашки. И никакие автомашины, никакие скутера, никакие мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог.
    — Хэлло, Вэл!
    — Хелло, Стас!
    — Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня, погоня! У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, вперед, только вперед! Вперед, Вит, вперед, Эдди! Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны уйти от шерифа!
    Что может быть лучше топота копыт и бешеной скачки в никуда? И что из того, что худым мальчишеским задам больно биться о костлявые хребты неоседланных лошадей? Что из того, что лошадиный галоп тяжел и неуверен? Что из того, что лошадиные сердца выламывают ребра, из пересохших глоток рвется надсадный хрип, а пена стала розовой от крови? Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
    — Стой! Да стой же, мустанг, тпру!.. Ребята, отсюда — через овраг. Дырка за читалкой, и мы—дома.
    — Ты молодец, Роки.
    — Да, клевое дельце.
    — А что делать с лошадьми?
    — Завтра еще покатаемся.
    — Завтра — конец смены, Эдди.
    — Ну, так что? Автобусы наверняка придут после обеда!
    Автобусы из города пришли за второй лагерной сменой после завтрака. Водители торопили со сборами, демонстративно сигналя. Вожатые отрядов нервничали, ругались, пересчитывали детей. И с огромным облегчением вздохнули, когда автобусы, рявкнув клаксонами, тронулись в путь.
    — Прекрасная смена, — отметила начальник лагеря Кира Сергеевна. — Теперь можно и отдохнуть.
    Через неделю после начала этого завершающего этапа в лагерь приехала милиция. Кира Сергеевна проверяла пищеблок, когда доложили. И это было настолько невероятно, настолько дико и нелепо применительно к ее лагерю, что Кира Сергеевна рассердилась.
    — Наверняка из-за каких-то пустяков, — говорила она по пути в собственный кабинет. — А потом будут целый год упоминать, что наш лагерь посещала милиция. Все так мимоходом беспокоят людей, сеют слухи, кладут пятно.
    — Пригласите физрука, — распорядилась Кира Сергеевна. — На всякий случай. Она встала перед своим кабинетом, сочиняя отповедь в адрес бестактных блюстителей порядка. Подготовив тезисы, оправила идеально закрытое, напоминающее форму, темное платье и решительно распахнула дверь.
    — В чем дело, товарищи? — строго начала она. — Без телефонного предупреждения врываетесь в детское учреждение…
    У окна стоял милицейский лейтенант настолько юного вида, что Кира Сергеевна не удивилась бы, увидев его в составе первого звена старшего отряда. Лейтенант неуверенно поклонился, глянув при этом на диван. Кира Сергеевна посмотрела туда же и с недоумением обнаружила маленького, худого, облезлого старичка в синтетической, застегнутой на все пуговицы рубашке. Тяжелый орден Отечественной войны выглядел на этой рубашке столь нелепо, что Кира Сергеевна зажмурилась и потрясла головой в надежде все же увидеть на старике пиджак, а не только мятые брюки да легкую рубаху с увесистым орденом. Но и при вторичном взгляде ничего в старике не изменилось, и начальник лагеря поспешно уселась в собственное кресло, дабы обрести вдруг утраченное равновесие духа.
    — Вы Кира Сергеевна? — спросил лейтенант. — Я участковый инспектор, решил познакомиться. Конечно, раньше следовало, да все откладывал, а теперь…
    Лейтенант старательно и негромко излагал причины своего появления, а Кира Сергеевна, слыша его, улавливала лишь отдельные слова: заслуженный фронтовик, списанное имущество, воспитание, лошади. Она смотрела на старого инвалида с орденом на рубашке, не понимала, зачем он тут, и чувствовала, что старик этот, в упор глядя беспрестанно моргающими глазками, не видит ее, точно так же, как она сама не слышит милиционера. И это раздражало ее, выбивало из колеи, а потому пугало. И она боялась сейчас не чего-то определенного—не милиции, не старика, не новостей, а того, что испугалась. Страх нарастал от сознания, что он возник, и Кира Сергеевна растерялась и даже хотела спросить, что это за старик, зачем он здесь и почему так смотрит. Но эти вопросы прозвучали бы слишком по-женски, и Кира Сергеевна тут же подавила робко трепыхнувшиеся в ней слова. И с облегчением расслабилась, когда в кабинет вошли старшая пионервожатая и физрук.
    — Повторите, — строго сказала она, заставив себя отвести глаза от свисающего с нейлоновой рубашки ордена. — Самую суть, коротко и доступно,
    Лейтенант смешался. Достал платок, вытер лоб, повертел форменную фуражку.
    — Собственно говоря, инвалид войны, — растерянно сказал он.
    Кира Сергеевна сразу почувствовала эту растерянность, этот чужой страх, и ее собственная боязнь, ее собственная растерянность тут же исчезли без всякого следа. Все отныне встало на место, и разговором теперь управляла она.
    — Скудно выражаете мысли. Милиционер посмотрел на нее, усмехнулся.
    — Сейчас богаче изложу. У почетного колхозного пенсионера героя войны Петра Дементьевича Прокудова угнали шестерых лошадей. И по всем данным угнали пионеры вашего лагеря.
    Он замолчал, и молчали все. Новость была ошарашивающей, грозила нешуточными осложнениями, даже неприятностями, и руководители лагеря думали сейчас, как бы увернуться, отвести обвинение, доказать чужую ошибку.
    — Конечно, кони теперь без надобности, — вдруг забормотал старик, при каждом слове двигая большими ступнями. — Машины теперь по шаше, по воздуху и по телевизору. Конечно, отвыкли. Раньше, вон, мальчонка собственный кусок не доедал — коню нес. Он твой хлебушко хрумкает, а у тебя в животе урчит. С голодухи. А как же? Все есть хотят. Это машины не хотят, а кони хотят. А где же возьмут? Что дашь, то и едят.
    Лейтенант невозмутимо выслушал это бормотание, но женщинам стало не по себе: даже физрук заметил. А был он человеком веселым, твердо знал, что дважды два четыре, а потому и сохранял в здоровом теле здоровый дух. И всегда рвался защищать женщин.
    — Чего мелешь-то, старина? — добродушно улыбнувшись, сказал он. — «Шаше», «шаше»! Говорить бы сперва выучился.
    — Он контуженный, — глядя в сторону, тихо пояснил лейтенант.
    — А мы не медкомиссия, товарищ лейтенант. Мы — детский оздоровительный комплекс, — внушительно сказал физрук. — Почему считаете, что наши ребята угнали лошадей? У нас современные дети, интересуются спортом, электроникой, машинами, а совсем не вашими одрами.
    — Шестеро к деду ходили неоднократно. Называли друг друга иностранными именами, которые я записал со слов колхозных ребят. — Лейтенант достал блокнот, полистал. — Роки, Вел, Эдди. Есть такие?
    — В первый раз… — внушительно заговорил физрук.
    — Есть, — тихо прервала вожатая, начав буйно краснеть. — Игорек, Валера, Андрей. Это же великолепная шестерка наша, Кира Сергеевна.
    — Этого быть не может, — твердо определила начальница.
    — Конечно, бред! — тотчас подхватил физрук, адресуясь непосредственно к колхозному пенсионеру. — С похмелюги, отец, поблазнилось? Так с нас, где сядешь, там и слезешь, понял?
    — Перестаньте кричать на него, — негромко сказал лейтенант.
    — Поди, пропил коняг, а на нас отыграться хочешь? Я тебя сразу раскусил!
    Старик вдруг затрясся, засучил ногами. Милиционер бросился к нему, не очень вежливо оттолкнув пионервожатую.
    — Где у вас уборная? Уборная где, спрашиваю, спазмы у него.
    — В коридоре, — сказала Кира Сергеевна. — Возьмите ключ, это мой личный туалет.
    Лейтенант взял ключ, помог старику подняться, повел к дверям.
    Старик дрожал и повторял одно и то же:
    — Дай три рубля на помин, и господь с ними. Дай три рубля на помин.
    — Не дам! — сурово сказал милиционер, и оба вышли.
    — Он алкоголик, — брезгливо сказала вожатая. — Конечно, прежде был герой, никто не умаляет, но теперь… — Она сокрушенно вздохнула. — Теперь алкоголик.
    — А ребята и вправду лошадей брали, — тихо сказал физрук. — Мне перед отъездом Валера сообщил. Что-то он еще тогда говорил, да отозвали меня. Шашлыки готовить.
    — Может быть, признаемся? — ледяным тоном поинтересовалась Кира Сергеевна. — Провалим соревнование, потеряем знамя. — Подчиненные примолкли, и она сочла необходимым пояснить: — Поймите, иное дело, если мальчики украли бы общественную собственность, но они же не украли ее, не так ли? Они покатались и отпустили, следовательно, это всего лишь шалость. Обычная мальчишеская шалость, а пятно с коллектива не смоешь. И прощай, знамя.
    — Ясно, Кира Сергеевна, — вздохнул физрук. — И не докажешь, что не верблюд.
    — Надо объяснить им, что это за ребята, — сказала вожатая. — Вы же недаром называли их великолепной шестеркой, Кира Сергеевна.
    — Хорошая мысль. Достаньте отзывы, протоколы, почетные грамоты. Быстренько систематизируйте.
    Когда лейтенант вместе с притихшим инвалидом вернулись в кабинет, письменный стол ломился от раскрытых папок.
    — Извините деда, — виновато сказал лейтенант, — контузия у него тяжелая.
    — Ничего, — великодушно улыбнулась Кира Сергеевна. — Мы тут обменялись пока. И считаем, что вы, товарищи, просто не в курсе, какие у нас ребята. Можно смело сказать: они надежда двадцать первого века. И, в частности, те, которые по абсолютному недоразумению попали в ваш позорный список, товарищ лейтенант.
    Кира Сергеевна сделала паузу, дабы работник милиции и непонятно для чего привезенный им инвалид с так раздражающим ее орденом могли полностью уяснить, что главное — в прекрасном будущем, а не в тех досадных исключениях, которые пока еще кое-где встречаются у отдельных граждан. Но лейтенант терпеливо ждал, что последует далее, а старик, усевшись, вновь вперил тоскливый взор свой куда-то сквозь начальницу, сквозь стены и, кажется, сквозь само время. Это было досадно, и Кира Сергеевна позволила себе пошутить:
    — Бывают, знаете, пятна и на мраморе. Но ведь благородный мрамор остается благородным мрамором и тогда, когда на него падает тень. Сейчас мы покажем вам, товарищи, на кого пытаются бросить тень. — Она зашуршала бумагами. — Вот, например, Валера. Прекрасные математ

  7. Основная проблема урока:
    взаимоотношение человека и природы;
    вопрос о совести, спор совести и равнодушия.
    Основные ценности, входящие в тему урока:    
    понимать, что отношение к животным – один из критериев нравственности; равнодушие, жестокость по отношению к окружающим – это прямой путь бездуховности.
    Цели и задачи урока:
    формирование устойчивой мотивации к чтению;
    постижение нравственных проблем;
    формирование умения выражать собственную позицию;
    создание на уроке теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
    Структура урока:
    Индукция. Адаптация к теме урока, вхождение в проблему.
    Проблемный вопрос.
    Социоконструкция. Работа в группах.
    Социализация. Предоставление учащимися своих работ.
    Разрыв. Новое видение поступков героев.
    Рефлексия. Подведение итогов.
    Оборудование урока:
    Портрет Б.Васильева.
    Тексты рассказа «Великолепная шестерка».
    Видеоролики о лошадях.

    Ход урока

    I. Индукция.

    – Продолжаем изучение рассказа «Великолепная шестерка». На уроке мы попытаемся осмыслить и понять поступки детей и поведение взрослых из пионерского лагеря.
    – Какие проблемы поднимаются автором в рассказе «Великолепная шестерка»?
    Учащиеся записывают на доске:
    равнодушия и бережного отношения к окружающим;
    ответственности за тех, кого мы приручили;
    вопрос о совести, о равнодушии.

    II. Проблемный вопрос.

    – Это серьезные нравственные проблемы.
    Я сорвал цветок – и он увял.
    Я поймал мотылька – и он умер я у меня на ладони.
    И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
    Можно только сердцем.
    – Кто из героев рассказа может прикоснуться к окружающей красоте сердцем?
    – Кто растопчет эту красоту?

    III. Социоконструкция. Видеоролик «Лошадки».

    – Какие ассоциации у вас возникают при слове «лошадь»?
    – красивое животное, тепло, иппотерапия, гармония, отвага, стойкость, сила и гордость, любовь, нежность, одиночество, мощь, смелость, свобода, полет, русское поле, удивительные глаза…
    – Можно ли быть равнодушным к такому животному?
    – Что скрывается за названием «Великолепная шестерка»?
    Задания по группам.
    1 группа. Дети.
    – Как чувствовали себя верхом на лошадях мальчишки?
    – Почему они так странно себя называли?
    – Какую характеристику дает детям Кира Сергеевна?
    – Как вы оцениваете их поступок? Можно ли их оправдать?
    – Какими они вырастут?
    2 группа. Взрослые из пионерского лагеря.
    – Какие чувства вызывают эти взрослые?
    – Что их более всего тревожило в посещении милиционера и Петра Дементьевича?
    – Почему они так отнеслись к старому человеку?
    – Что для них главное в жизни?
    3 группа. Взрослые (милиционер и Петр Дементьевич).
    – Нарисуйте портрет молодого лейтенанта.
    – Почему инвалид так раздражал Киру Петровну?
    – Зачем они пришли в пионерский лагерь?
    – Как ветеран относился к своим лошадкам? Почему он умер?
    – Нашел ли понимание у Киры Сергеевны милиционер? Охарактеризуйте его поведение.
    4 группа. Лошади.
    – Что чувствовали лошади во время бешеной скачки?
    – Как выглядели лошади?
    – Почему милиционер поправил Киру Сергеевну: не умерли, а пали?
    – Какие качества отмечает ветеран у лошадей?
    – В каких известных вам рассказах звучит боль за лошадей?

    IV. Социализация. Группы представляют свои наработки.

    Примерные ответы:
    1 группа.
    – Клевое дельце – скачка. Вперед, вперед, только вперед!
    – Подражают настоящим ковбоям.
    – Надежда 21 века, «великолепная шестерка»: Валера – математик, неоднократный победитель олимпиад; Игорек – техническое чутье, по телевизору показывали; Славик – второй Карпов, надежда области, а возможно, и всего Союза; Дениска – полиглот, овладел тремя языками.
    – Отзывы, протоколы, почетные грамоты – письменный стол ломился от них.
    Но! «Вонзи шпоры в бока». Нет в характеристике душевных качеств.
    – Равнодушные, беспечные, оставили лошадей на привязи, хотя деревенские отпускают их на ночь в поле пастись. Поступили не по-человечески. Так и не узнали о своей беспечной халатности.
    2 группа.
    – Работники лагеря вызывают чувство негодования.
    – Их испугал приход милиционера, а инвалид раздражал.
    – Кира Сергеевна думает о переходящем знамени, о том, чтобы не запятнать честь лагеря, о своей карьере.
    – Дико звучат ее слова: «Никто не забыт и ничто не забыто».
    – Проводят патриотическое воспитание для галочки: возложение цветов к мраморному памятнику погибшим.
    – Живой инвалид с тяжелым орденом их раздражает. Физрук ведет себя по отношению к ветерану оскорбительно, развязно, цинично; указывает ему на неправильную речь, а у самого речь примитивна.
    – Вожатая брезгливо: он алкоголик. Конечно, прежде был героем. (Как будто не замечает увесистого ордена на впалой груди. Похоже, на ее пышной груди место только галстуку).
    – Бессердечные, бездушные, карикатурные. Только, увидев фотографии мертвых лошадей, растерялись. Смотрели с ужасом. В этом есть и их вина: физрук не дослушал ребят перед их отъездом, ушел готовить шашлыки.
    – Кира Сергеевна изорвала фотографии и смыла в унитазе их клочки. Дала деньги старику, хотя знала, что пить ему нельзя, главное, чтобы не рассказывал о случившемся.
    – Черствые, не чувствуют чужой боли, не понимают, что никакие льготы не заменят простое человеческое участие, тепло человеческого сердца. Они не заслуживают звания «человек».
    3 группа.
    – Юный лейтенант, как из старшего отряда.
    – Старательно и негромко изложил причины появления; очень спокойно, уверенно.
    – Старики да дети всем родня: этому меня бабка еще в зыбке учила.
    – Оберегает инвалида, ухаживает за ним.
    – Понимает, что работники лагеря – бессердечные люди, поэтому понимания у них не найдешь.
    – Петр Дементьевич – маленький, худой, облезлый старичок, в сентетической, застегнутой на все пуговицы рубашке; мятые брюки; большие ступни; беспрестанно моргающие глазки.
    – Почетный колхозный пенсионер, герой войны, бывший разведчик – за шестого языка получил орден; весомый орден качнулся на впалой груди, отразив позолоченный лучик, как будто крикнув: я живой, я здесь.
    – Благодарно уткнулся в плечо; большие лошадиные слезы; вздохнул, будто старая, уставшая лошадь; умер от тоски.
    – Очень любил лошадей – они для него смысл жизни.
    – Он всем дедом приходится, это колхозный дедушка. Но у работников пионерского лагеря живой герой никаких чувств не пробудил, уж очень неказистый на вид, даже весомый орден не помог.
    4 группа.
    – Лошадиный галоп тяжел и неуверен; лошадиные сердца выламывают ребра; из лошадиных глоток рвется надсадный хрип.
    – Теперь машины ласкают, а коней бьют. Все никак до добра дожить не могут. Не успевают. Кони, коники.
    – Кучум – гнедой, статный, спас старика. Сивый Старик, больной, жалел Пульку, древнюю кобылку.
    – Животные оказались заботливее и человечнее людей. Кони погибали по-человечьи.
    – Они похожи с Петром Дементьевичем – они сжились: старые, беспомощные, костлявые, так и не дожившие до хорошей жизни.

    V. Этап. Разрыв.

    – «Бывают пятна и на мраморе. Но ведь благородный мрамор остается благородным и тогда, когда на него падает тень», – говорит Кира Сергеевна о мальчишках, гордости коллектива, уверенно защищая их.
    – Просто забыли про лошадей, которых накануне отъезда привязали к деревьям!
    – Просто оказались чуть беспечны!
    – А так ли безобидны эти качества?
    Равнодушный – безразличный, безучастный.
    Беспечный – беззаботный, то есть без заботы о ком-либо, о чем-либо.
    Великолепная шестерка коней преподала урок человечности «великолепной» (по мнению работников лагеря) шестерке мальчишек, только жаль, что они так и не узнают об этом. Кира Сергеевна смоет это позорное пятно в унитазе.
    Люди, которых ничего не волнует, отвратительны.
    Финал рассказа трагичен вдвойне: мальчишки так и ничего не узнали о том, что по их беспечности погибли лошади, а вслед за ними умер и старик Прокудов. Не почувствовали своей вины и взрослые из пионерского лагеря. Их холодные сердца не смогли растопить даже фотографии мертвых лошадей.

    VI. Рефлексия.

    Б. Васильев – художник трагического, он выбирает ситуации экстремальные, порой жестокие, пишет страдания сквозь собственную боль (А. Дементьев).
    – Какой урок вынесли из чтения этого рассказа?
    – Как надо относиться к тем, кто живет рядом с нами?
    Примерные ответы.
    – Сегодня на уроке я понял, что природа тоже живое существо, которое способно любить, страдать, жалеть, как человек.
    – Рассказ учит быть чутким и внимательным к чужой боли.
    – Через отношение к лошади выявляется характер человека, что он за существо.
    – В рассказе я почувствовал боль писателя за утрату веры в высокие идеалы, тревогу за человека и окружающую среду.
    – Кони не просто очеловечены. Они наделены той высокой нравственной силой, благородством, каких начисто лишены люди из пионерского лагеря.

    VII. Домашнее задание.

    Эссе «Равнодушие – преступная болезнь души».

  8. “Кони, они жалеть умеют…”
    Еще одна замечательная смена в передовом и отличном лагере закончилась, заведующая лагерем надеется и мечтает об очередных наградах, но мечты прерывает сообщение о приходе милиционера. Входя в кабинет, она видит молодого лейтенанта и старика с медалью. О чем же пойдет речь и почему эти личности пришли именно в этот лагерь?
    Разбираясь в ситуации – кто прав, а кто виноват и есть ли доказательства, читатель наблюдает со стороны за развитием событий – и здесь не только речь о лошадях и великолепной шестерке, но и о понятии слова “патриотизм”. “Никто не забыт, ничто не забыто. Мы каждую смену проводим торжественную линейку у обелиска павшим, — поспешно пояснила вожатая. — Возлагаем цветы”. Цветы и почести умершим и нет дела до живых. С каким пренебрежением работники отзываются о старичке и обзывают его пьяницей.
    А итог? Восторжествовала ли справедливость? Рассказ нагоняет слезы на глаза и щемящее чувство тоски – почему именно так сложились обстоятельства, почему такой итог из-за глупых игр мальчишек. Жестокость и желание прикрыть свою пятую точку, стать “лучшими”, скрывая что-то позорное, и насколько гнилыми оказались патриоты, помнящие о войне.
    Печальный, но нужный рассказ для размышлений. 10 из 10 +избранное.
    #алфавитный_марафон В

  9. История начинается с того, что компания молодых людей из шести человек мчится на лошадях. Это были ребята из пионерского лагеря, в котором закончилась смена. Им так понравилось кататься, что друзья запланировали такую же прогулку и на следующий день. Но вскоре приехали автобусы, чтобы развести ребят по домам. Началась суматоха. Все торопились поскорее уехать.
    Ответственность за порядок в лагере и в целом за все, что происходило в нем, лежала на Кире Сергеевне, управляющей. Ей очень нравилась ее работа, и она всякий раз использовала любой повод, чтобы показать, как гордится своим занятием.
    Через неделю в лагерь пожаловал лейтенант милиции с одним важным вопросом. Данный визит очень рассердил управляющую, так как она боялась, что весть об этом скоро разлетится по округе, и репутация лагеря будет испорчена. К тому же Кира Сергеевна абсолютно не понимала цели этого посещения.
    Блюститель закона оказался совсем еще молодым человеком. Он пришел в сопровождении старика. Как только они зашли внутрь, старик сразу же уселся на диван – силы оставляли его. Он был очень худой, и даже скорее немощный. Одет он был в штаны и рубашку, поверх которой висел боевой орден – им ветерана наградили за проявленный во время Великой Отечественной войны героизм.
    Кира Сергеевна никак не могла уловить смысл происходящего. В ее глазах ситуация выглядела нелепой и абсурдной, и все, о чем говорил лейтенант милиции, казалось ей какой-то ошибкой, клеветой или чей-то глупой шуткой.
    Смысл всей истории заключался в следующем. Выяснилось, что у старика неделю назад украли шесть лошадей. Лейтенант высказал подозрения о том, что к делу причастны молодые люди из лагеря, поскольку их часто видели в деревне, где жил герой войны.  К тому же было замечено, что ребята называли друг друга иностранными именами.

  10. Без доброты и сострадания нет человека. 6 класс.
    (по р. Б Л Васильева «Великолепная шестерка»).
    Эпиграф: Зачем мы над бездной повисли,
    Зачем поперек естества
    Изводим высокие мысли
    И дышащие существа?
    Т. Жирмунская.
    Цели:
    Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения.
    Ввести учеников в процесс познания.
    Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, формировать умение отстаивать свою позицию.
    Включить эмоциональную сферу ребенка, обратиться к его чувствам, пробудить заинтересованность каждого в изучении данного произведения.
    Подвести ребят к сознанию того, что природа и человек едины, показать необходимость для человека осознанного отношения к своим поступкам и действиям, осмыслить понятие «милосердие».
    Развивать искренность, честность, великодушие, гуманизм, т.е. качества толерантной личности.
    Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
    Предварительная работа:
    Знакомство с текстом рассказа.
    Словарная работа : «пионерский лагерь», «бюро райкома», «знамя соц. соревнования», «круп», « каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый».
    Познакомить с понятиями «толерантность», «комфортность».
    Подготовить иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка».
    Оборудование :
    Иллюстрации к рассказу «Великолепная шестерка»
    Ксерокопии рассказа
    Портрет Б. Васильева
    Музыкальное сопровождение урока
    Ход урока:
    Оргмомент.
    Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого «Лицо коня».
    Животные не спят. Они во тьме ночной
    Стоят над миром каменной стеной.
    Лицо коня прекрасней и умней
    Он слышит голос листьев и камней.
    Внимательный! Он знает крик звериный.
    И в ветхой роще рокот соловьиный.
    И зная все, кому расскажет он
    Свои чудесные виденья?
    Ночь глубока. На темный небосклон
    Восходят звезд соединенья.
    И конь стоит, как рыцарь на часах,
    Играет ветер в легких волосах,
    Глаза горят, как два огромных мира,
    И грива стелется, как царская порфира.
    Работа в группах.
    Напишите слова – ассоциации, которые возникают у вас при слове «лошадь». Подберите к данным словам определения (или другие слова), чтобы получились словосочетания.
    Выберите лучшие работы в группе, прочитайте их вслух.
    (Доброе тепло, нежное животное, большое понимание, незаменимая помощь, умный жеребенок, восхитительная красота и т.п.).
    Работа с иллюстрациями. Выберите любую иллюстрацию. Обоснуйте свой выбор.
    Словарная работа.
    Дайте определение к слову милосердие.
    Высказывает свое мнение ученик от каждой группы.
    (Милосердие- это понимание, умение чувствовать чужую боль. Слово «милосердие» образовалось из двух других слов : милый и сердце. Милосердный человек, который способен чувствовать чужое горе и радость. Он всегда вас выслушает, успокоит, разделит с вами и горе, и радость, и даст хороший совет).
    Работа по карточке.
    Сравните ваши высказывания с определением этого слова.
    «Милосердие- готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванное такими чувствами; милосердие – способность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия».
    ( Словарь Ожегова)
    От каждой группы прослушать выступление ученика.
    К сожалению, мы не так уж часто употребляем это слово в нашей речи. Я прошу вас продолжить предложения, включив в них это замечательное слово:
    В милосердии я чувствую… (способность сострадать чужому горю и радости)
    В милосердии я слышу… ( два слова: милый и сердце)
    Услышав слово милосердие я представляю… ( способность понимать, умение чувствовать чужую боль и радость).
    Быть милосердным значит… (способность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия.)
    Актуализация знаний.
    – Кто из вас умеет ездить верхом на лошади? Нравится ли вам верховая езда?
    Внимательно прослушайте отрывок.
    Чтение по ролям экспозиции рассказа: звучит на фоне музыки (звук топота лошадей)
    – Из какого произведения взят этот отрывок? Кто его автор?
    VI.Работа над новым материалом.
    Тема нашего урока «Без доброты и сострадания нет человека» (по рассказу Б. Васильева «Великолепная шестерка»).
    Наша цель – проникнуть в тайну мысли писателя, задуматься над тем, что человек несет ответственность за мир, в котором он живет, и поэтому он должен всегда оценивать последствия своих поступков.
    Чтобы достичь цели нашего урока, мы продолжим работать в группах. Каждая группа получит задание.
    Группы получают задание.
    Iгруппа – нарисуйте обложку к рассказу Б.Васильева «Великолепная шестерка».
    II группа- напишите отзыв на рассказ Б.Васильева «Великолепная шестерка».
    III группа- заполните лист-опросник ( вставка №1)
    IV группа – напишите сочинение-рассуждение по теме «Мои размышления после прочитанного» .
    V группа- ответьте на вопросы.
    Какое чувство вызывают у вас начальник лагеря, физрук, вожатая?
    ( Чувство негодования, за их внешним благополучием скрывается равнодушие).
    Участковый милиционер и физрук принадлежат одному поколению, но это совершенно противоположные личности. Дайте им сравнительную характеристику.
    (Лейтенант – стеснительный молодой человек, скромный, пришедший разобраться в беде совершенно чужого человека; он не равнодушен, терпелив, вежлив. Ему противопоставлен физрук – напористый грубоватый парень, уверенный в своей силе ).
    Кого из них можно назвать толерантным? Почему?
    (Лейтенанта, потому что он думает не о себе, а о других. Он умеет отстаивать свою точку зрения, он гуманен).
    Для чего лейтенант и Петр Дементьевич Прокудов пришли в лагерь?
    (Хотели поставить в известность людей, ответственных за воспитание душевных качеств в детях ( совести, сострадания, ответственности), что их подопечные полностью лишены этих качеств, – по их вине погибло шесть лошадей, ради которых еще жил П. Д. Прокудов.)
    А почему для инвалида вместе со смертью коней померк свет? Кем для него были кони?
    (Они спасли ему жизнь: лошади, по мнению старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо сострадание и самоотверженность)
    Нравственная проблематика рассказа Б.Васильева «Великолепная шестерка».
    Настал момент поговорить о той самой великолепной шестерке.
    Выступает III группа, которая работая с листом- опросником, давала характеристику мальчикам.
    Познакомьтесь с афоризмами (у каждой группы лежат на столе). Какой из них вы могли бы использовать для оценки поступка детей?
    Афоризмы :
    «Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев».
    (Чарльз Бакстон, английский писатель)
    «Мы есть плод наших собственных деяний».
    (Мигель Сервантес де Сааведра, испанский писатель).
    «Смерть – зло для всех».
    (Иоганн Вольфгант Гете, немецкий поэт и мыслитель).
    Кто все-таки виноват в случившемся?
    (Те, кто воспитал мальчишек – умных, всесторонне развитых, начитанных, смелых – равнодушными, безответственными и бессердечными).
    Заранее подготовленный ученик читает эпилог рассказа.
    Кто виноват в смерти П.Д. Прокудова?
    Автор поднимает в рассказе важную проблему Памяти. Человеческой памяти. Речь идет не о государстве и о льготах ветеранам Великой Отечественной войны, а о молодежи, которая, не зная тягот войны и цены Победы, не проявляет уважения к тем, кто выстоял в страшные сороковые.
    Рассказ закончился трагично. Что-нибудь или кого-нибудь изменила эта трагедия?
    ( Самое страшное, что нет. Кира Сергеевна выбросила фото и выкинула из головы окончившуюся смену; лошадей списали, дед умер; мальчики так ни о чем и не узнали).
    Представитель I группы показывает обложку, обосновывает.
    Представитель II группы читает отзыв.
    А обобщит нашу работу группа, которая писала сочинение на тему «Мои размышления после прочитанного» .
    Итог урока.
    Прочитайте эпиграф к уроку. Подходит он к нашему уроку? Как вы его поняли?
    Рефлексия
    Какие виды работ вам понравились?
    Какое открытие вы сделали сегодня?
    Какой нравственный опыт приобрели? (Без доброты и сострадания нет человека).
    Подошел к концу наш разговор, но не закончилось для вас детство. Пусть оно будет наполнено трепетным отношением к душе своей и других людей, пусть поступками вашими руководит Любовь, Добро и Сострадание.
    Домашнее задание.
    1). Выберите карточку (на обратной стороне напечатаны стихотворные строчки разных авторов, призывающие беречь природу), которая своим цветом будет отражать ваши чувства. Выучить строчки наизусть.
    2). Сочинение – миниатюра (тема на выбор):
    а) «Человек в ответе за тех, кого приручил».
    б) «Мог бы я оказаться в подобной ситуации?»
    вставка №1
    Черты героев
    Цитаты
    Возраст и социальная принадлежность
    Портреты героев. Чьими глазами он дается
    Образование , любимое занятие
    Черты характера героев
    Оценка психологического состояния героя в ключевых моментах
    Поступки
    Оценка, данная другими персонажами
    Авторская оценка
    8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *