Сочинение на тему вишневый сад чехов

11 вариантов

  1. А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность. Описание прислуги вызывает жалость, их неустроенность и бедность показывают беспросветность бытия простого народа.
    В центр всего произведения вынесен образ вишневого сада. Сад не живой герой, он является объединяющим ядром и родственников, и случайных людей, которые должны решить судьбу когда-то красивого и величественного сада.
    Раневская и Гаев – сестра и брат, владельцы имения. Усадьба некогда была красивой, прямой тополиной аллеей, с красивым вишневым садом, который во время весеннего цветения сводил с ума всю округу.
    Оторванность от реальной жизни, легкомысленность главных героев доводят усадьбу до банкротства. Имение нужно продавать. Крепкий купец Лопахин видит выход из ситуации и даже предлагает проекты по спасению усадьбы.  Но хозяева как все слабые, безвольные люди, только льют слезы о потере «дорого их сердцу сада», внушают всем окружающим, что их жизнь закончится после продажи вишневого сада.
    Мучительные торги для хозяев усадьбы состоялись, имение отходит Лопахину. Вишневый сад, как нечто не приносящее доход, пойдет под топор. Лопахин доволен покупкой. Его дед и отец были рабами в этом имении, а теперь он хозяин. Ермолай Лопахин в пьесе представляется порядочным человеком, но его звериное нутро раскрывает Петя Трофимов. Он сравнивает его с хищным зверем, который для обмена веществ, способен съесть все. И он прав. Лопахин съедает сад. У него есть проекты на эту усадьбу, а остальные должны уйти. И тут выясняется, для Гаева и Раневской нет никакой трагедии. Раневская покидает родину, уезжает в Париж, Гаев тоже успокаивается.
    Чехов вводит персонажей пьесы, которые являются отражением хозяев усадьбы. Нелепость и ненужность этих героев подчеркивают слабость главных героев. Приживалка Шарлотта похожа на свою хозяйку Раневскую. Епиходов – карикатурная фигура, похож одновременно и на помещика Симеонова – Пищика, и на Гаева. Ни один из них не может сделать ни одного конкретного дела, только беготня и разговоры.

  2. «Вишневый сад» – драма, комедия или трагедия?
    «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем
    «Вишневый сад» А. П. Чехова – пьеса о несчастных людях и деревьях
    «Вишневый сад» как пример чеховской пьесы
    «Вишневый сад» цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова)
    «Вишневый сад» — драма, комедия или трагедия? – вариант 2
    «Вся Россия – наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Вся Россия – наш сад!» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой)
    Автор в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Анализ финальной сцены пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
    Будущее в пьесе “Вишневый сад”
    Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Взгляд А.П. Чехова на судьбу России
    Время и память в пьесе «Вишневый сад»
    Герои «Вишневого сада»
    Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего
    Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)
    Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Значение образа Пети Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Идейное и художественно свообразие пьесы “Вишнёвый сад”
    Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»
    Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад»
    Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Комическое и трагическое в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Кто виновен в гибели вишневого сада?
    Лопахин – новый хозяин жизни?
    Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы «Вишневый сад»
    Мечты и реальность – основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
    Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
    Настоящее, прошлое, будущее в пьесе «Вишневый сад»
    Нежная душа или хищный зверь?
    Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова «Вишневый сад
    Новаторство А. П. Чехова
    Новый хозяин вишневого сада
    О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”?
    Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”
    Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Отношение автора к своим героям в пьесе «Вишневый сад»
    Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад» – «комедия, местами даже фарс»
    Почему слова Фирса – «Жизнь-то прошла, словно и не жил» – имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?
    Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены 1-го действия)
    Прошлое и настоящее дворянской усадьбы
    Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада»
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Разговор о будущем во втором действии пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.)
    Раневская, Гаев, Лопахин – кто лучше?
    Рецензия на пьесу А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова
    Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова
    Символика пьесы «Вишневый сад»
    Символом чего является вишневый сад?
    Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы Чехова “Вишневый сад”
    Старые и новые хозяева вишневого сада
    Старый мир и новые хозяева жизни
    Тема прошлого и настоящего России
    Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова
    Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
    Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад»
    Чем мне понравилась пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Чеховский «Вишневый сад»

  3. В пьесе Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» повествуется о жизни 3-х поколений. Один из главных героев – сам сад воплотил в себе красоту прошлого, особенно в восприятии Гаева с Раневской, которые провели в нём годы детства. Они гуляли по этому саду, играли в нём, наблюдали за ним из окон дома.
    Другие герои пьесы, к примеру, Лопахин относятся к нему несколько иначе – как к предмету торговли, вызывающим предпринимательский интерес. Он считает нужным вырубить вишни и устроить на этом участке поле мака. По окончанию произведения, сад всё же постигает эта участь – раздаются стук топора и падание деревьев.
    Достаточно равнодушно к нему относится и вечный студент Пётр Трофимов, выискивая за каждой вишней искалеченные судьбы крепостных крестьян.
    Одна лишь Анна – нежное создание смотрит на сад с восторгом, мечтающая воссоздать его на новом месте. Только она искренне понимает всю красоту этого необычайного вишнёвого сада.
    Герои пьесы Чехова обитают совершенно в разных мирах и не понимают друг друга. Раневская мечтает, фантазирует, любит и всеми мыслями пребывает во Франции. В то же время она очень добрая, способна любить и обладает рядом иных, положительных качеств.
    Лопахин же, как представитель другого мира, смотрит на жизнь более реально и материалистично.
    Обозначив жанр пьесы как комедия, автор хотел показать, насколько печальна судьба страны. Чехов с симпатией относится к владельцам сада – брату и сестре. Это произведение стало последним в творчестве великого писателя, который воплотил в образ сада всё прекрасное и вечное и свою мечту – чтобы вся наша страна была таким же прекрасным и неувядающим садом…

  4. Сочинения: Чехов А.П.

    Сочинение по произведению на тему: Будущее в пьесе А.П.Чехова “Вишневый сад”.

    Пьеса “Вишневый сад” написана Чеховым в 1904 г. – на последнем году жизни писателя. Она была воспринята читателем, как творческое завещание талантливого сатирика и
    даматурга. Одной из главных тем этой пьесы является тема будущего России, связанная в
    ней с образами Пети Трофимова и Ани – дочери Раневской. Освещая эту тему, Чехов
    одновременно поднимает в пьесе ряд других проблем, характерных для всей русской
    литературы в целом. Это проблемы отцов и детей, человека-деятеля, любви и страданий.
    Все эти проблемы переплетаются в содержании “Вишневого сада”, которое заключается в прощании новой, молодой России со своим прошлым, в устремленности ее к завтрашнему Я, светлому дню. Образ России воплотился в самом названии пьесы “Вишневый сад”. “Вся Россия — наш сад,” — говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти.
    Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: “..л люблю этот дом, без
    вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом. “. Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.
    Другой герой — деятельный Лопахин смотрит на сад только с практической стороны. Он видит в нем возможность получить большой доход, и с методами в этом не церемонится. Ермолай Лопахин, новый купец-промышленник, символизирующий собой настоящее России, ее переход на капиталистические рельсы развития. Будущее процветание России Чехов связывает с молодым поколением, представленным в пьесе Петей Трофимовым и Аней. Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады. Петя Трофимов – сын аптекаря, разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Он беден и знаком с тяжелой жизнью народа. Когда бывает зима, Петя встревожен, часто голоден, потому что ему приходится жить в дворянской усадьбе, хозяев которой он осуждает за бездействие и паразитизм. Он верит, что только непрерывным трудом можно изменить угнетенное положение народа и достичь светлого будущего своей страны. Трофимов умен, горд и честен в свою помыслах. Он живет верой в прекрасное будущее России и с восторгом делится этой верой с окружающими: “Вперед! Не отставайте, друзья!”. Его речь светла, убедительна, полна патриотизма. Иногда, конечно, Трофимов бывает неправ или излишне категоричен, как это свойственно молодости. Однажды он заявляет Раневской: “Мы выше любви!”. Такие случайности в его поведении позволяют старшему поколению считать его недотепой или “облезлым барином”, как назвала его Варя. Но светлая и искренняя вера в счастливое будущее своей Родины, его энергия и готовность действовать вызывают симпатию у читателей и доверие у Ани — дочери Раневской. Аня — молодая, образованная девушка. Ее душа отличается непосредственностью и красотою чувств. Она совсем по-детски может радоваться развлекательному полету на воздушном шаре, и в то же время она, в отличие от матери, проявляет интерес и заботу о хозяйственных делах в усадьбе. Трофимов сумел разбудить в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка хочет порвать со скучным и бесполезным своим прежним существованием, Она решает сдать экзамен за курс гимназии и начать новую деятельную жизнь, принося реальную пользу Родине и людям.
    Такие горячие движения души и благородные порывы сближают между собой эти два образа. Они символизируют надежду и лучшее будущее. Именно с их жизнью связываем Чехов будущее России, именно им в уста вкладывает он свои собственные мысли. Несмотря на то, что имение продано, и в саду уже стучат топоры, автор верит, ‘ что придут новые люди и посадят новые сады, “прекраснее которых нет ничего на свете”.
    “Вишневый сад” — великое создание Чехова, поставившего комедию в один ряд с драмой и
    трагедией, поднявшего ее на недосягаемую высоту.

  5. «Вишневый сад» – драма, комедия или трагедия?
    «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем
    «Вишневый сад» А. П. Чехова – пьеса о несчастных людях и деревьях
    «Вишневый сад» как пример чеховской пьесы.
    «Вишневый сад» цветет для человечества (по творчеству А. П. Чехова)
    «ВИШНЕВЫЙ САД» — ДРАМА, КОМЕДИЯ ИЛИ ТРАГЕДИЯ?
    «Вся Россия – наш сад» (в чем заключается оптимизм пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    «Вся Россия – наш сад!» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»).
    «Недотепы» в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой) (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» или «Три сестры»)
    «Чехов странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н.Толстой) (по рассказам А.П. Чехова)
    Автор в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Анализ пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Анализ финальной сцены пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
    Анализ финальной сцены пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад»
    Будущее в пьесе “Вишневый сад”
    Будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Взгляд А.П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад»)
    Время и память в пьесе «Вишневый сад»
    Герои «Вишневого сада»
    Герои пьесы А. Чехова «Вишневый сад» как представители прошлого, настоящего и будущего
    Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)
    Дворянство в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»
    Драматичны или комичны герои «Вишневого сада»? (по пьесе А.Н. Островского “Гроза”)
    Жанровое своеобразие пьесы А. Чехова «Вишневый сад».
    Значение образа Пети Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Идейное и художественно свообразие пьесы “Вишнёвый сад”
    Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»
    Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Идейное содержание пьесы А. Чехова «Вишневый сад»
    Изображение А. П. Чеховым новой жизни в пьесе «Вишневый сад»
    Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Комические образы и ситуации в пьесе А. Чехова “Вишневый сад”
    Комическое и трагическое в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Лопахин – новый хозяин жизни? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Место образа Лопахина в комедии А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Мечта А. П. Чехова о новой жизни на страницах пьесы «Вишневый сад»
    Мечты и реальность – основной конфликт пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
    Могут ли герои Антона Павловича Чехова быть победителями в жизненной борьбе?
    Молодое поколение в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Нежная душа или хищный зверь?
    Необычность сословно-классового подхода в пьесе А. Чехова «Вишневый сад
    Новаторство А. П. Чехова
    Новаторство А. П. Чехова-драматурга в пьесе “Вишнёвый сад”
    Новый хозяин вишневого сада
    О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”?
    Образ “вечного студента” Трофимова в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”.
    Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
    Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Образ Раневской в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Отношение автора к своим героям в пьесе «Вишневый сад»
    Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад» – «комедия, местами даже фарс»
    Почему слова Фирса – «Жизнь-то прошла, словно и не жил» – имеют отношение к содержанию всей пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?
    Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены 1-го действия пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”.)
    Проблема счастья в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
    Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Прошлое, настоящее и будущее «Вишневого сада».
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Разговор о будущем во втором действии пьесы А.П.Чехова “Вишневый сад”. (Анализ сцены.)
    Раневская, Гаев, Лопахин – кто лучше (Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»)
    Рецензия на пьесу А.П.Чехова “Вишневый сад”
    Россия в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде»
    Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе А. Чехова «Вишневый сад
    Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова
    Символика вишневого сада в одноименной пьесе А. Чехова
    Символика пьесы «Вишневый сад»
    Символом чего является вишневый сад? (по комедии Чехова «Вишневый сад»)
    Смешное и серьезное в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл заглавия пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Смысл названия пьесы Чехова “Вишневый сад”
    Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)
    Старые и новые хозяева вишневого сада (По пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)
    Старый мир и новые хозяева жизни
    Тема прошлого и настоящего России в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Тема русского дворянства в драматургии А.П.Чехова (“Вишневый сад”)
    Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад»
    Хищный зверь или человек (Лопахин в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)
    Ход времени в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Ход времени в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    Художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
    Художественные функции пейзажа в пьесах А. Островского «Гроза» и А. Чехова «Вишневый сад»
    Чем мне понравилась пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад»
    Чеховский «Вишневый сад»

  6. Прекрасно по­нимая, что решается не только судьба имения и вишнево­го сада, с которым у них связано все самое лучшее в жиз­ни, но и их судьба, безответственно бездействуют, ничего не предпринимая ни для спасения сада, ни для увеличения своего все уменьшающегося состояния. Напротив, не же­лая замечать бедственного положения своей семьи, того, что Варя экономит даже на еде, Раневская продолжает сорить деньгами. Гаев, торжественно обещая спасти виш­невый сад, на самом деле даже не предпринимает никаких практических попыток, а лишь строит радужные, но не­сбыточные планы. Так, в своей беспомощности перед ударами судьбы, эти герои обнаруживают свою полную нежиз­неспособность и вызывают по отношению к себе смех и жалость.
    Среднее поколение, или настоящее время, представлено в пьесе в лице купца Ермолая Лопахина. Этот образ неодно­значен и поэтому получает столь противоречивые оценки в свой адрес со стороны других героев: он и “тонкая, нежная душа”, и “хищный зверь”. Деятельный и активный, Лопахин предлагает выход, спасение от разорения горячо уважа­емым им Раневской и Гаеву: нужно вырубить сад, а землю раздать в аренду дачникам. Но дворянам этот проект ка­жется кощунственным. Лопахин же привык всего в жизни добиваться собственным тяжелым трудом. Так он нако­пил достаточный капитал, чтобы сделаться новым владель­цем имения, своей мечты, которая воплощает в себе образ жизни, недоступный ни его деду, ни его отцу — крепостным. Сад для Лопахина — не символ красоты, а источник дохода, поэтому он готов безжалостно вырубить цветущие деревья, а с этим никак невозможно согласиться.
    Молодое поколение представлено образами Пети Тро­фимова — разночинца, и Ани — дочери Раневской. Для Пети вишневый сад является символом ужасного крепос­тного прошлого: “Неужели с каждой вишни в саду, с каж­дого листика … не глядят на вас человеческие существа… Владеть чужими душами — ведь это переродило вас всех… вы живете в долг, на чужой счет…” Однако, отвергая про­шлое и не соглашаясь с настоящим, Петя не может пред­ложить ничего конкретного для построения того “прекрас­ного далека”, в которое он так неудержимо стремится. А до тех пор он так и останется “недотепой”, “облезлым барином”.
    Аня же еще слишком молода и неопытна, но она полна жизненных сил и надежд, готова к труду и борьбе за свое будущее. Именно она находит слова утешения для мате­ри: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого…” Так мо­жет быть, именно Ане суждено стать строителем новой России, России будущего, светлой и прекрасной страны, где люди будут счастливы? Чехов не дает ответа на этот воп­рос, давая его на откуп времени и мыслящим читателям.[/sms]

  7. Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса перерастает свое время, оказываясь близкой и понятной читателям другой исторической эпохи. В чеховской драматургии вообще и в пьесе «Вишневый сад» в частности на первый план выступают общечеловеческие проблемы, объясняющие их широкую популярность во всем мире.
    В последней пьесе Чехова появляется чрезвычайно важный для драматурга мотив железной дороги. Именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен. Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом. Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить. Железная дорога у Чехова означает объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом. Однако в двигающихся событиях есть и личная вина Раневской, Гаева и других героев.
    Сложность образа Раневской, парадоксальное сочетание в ней хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма, даже жестокости есть следствие как объективных, так и субъективных причин, в силу которых ее нежность, бескорыстие, мягкость, доброжелательность неуловимо преобразуются в легкомыслие и безответственность. Существуют диаметрально противоположные оценки чеховской героини. В ней видели воплощение «нежной любви к России и ее прошлому» (артист И. В. Ильинский), но ее же называли «очаровательной паразиткой» (литературовед В. В. Ермилов). В Раневской, действительно, ощущаются отзвуки прекрасных традиций духовной культуры, но с высоты этих традиций Чехов как раз и судит ее, причем судит суровым судом. Гибель вишневого сада и на ее совести. Чеховская идея о личной ответственности человека за выбор жизненной позиции, за судьбы красоты в мире является одной из главных в пьесе; она определяет авторское отношение ко всем действующим лицам.
    В раскрытии авторского замысла «Вишневого сада» особо важная роль принадлежит Лопахину. Среди русского купечества были уже люди, явно «выламывающиеся» из своего класса, как, например, у М. Горького Фома Гордеев, а потом и Егор Булычев. Противоречивость, внутренняя неустойчивость подобных людей были убедительно переданы Чеховым в образе Лопахина. Истоки его противоречивости в двойственности его социального положения. Ермо-лай Лопахин, став очень богатым человеком, не может забыть своего мужицкого происхождения. Уничтожение вишневого сада вызывается у него, в первую очередь, не столько страстью к наживе, сколько местью за недавнее унижение.
    В Лопахине живут и борются два человека: «тонкая и нежная душа» и «хищный зверь» (и то, и другое определения принадлежат Пете Трофимову). В нем отражается противоречие между объективным смыслом его действий и субъективными намерениями. Драматизм Лопахина состоит в том, что сам-то он не осознает в себе никакого «звериного начала». Ему кажется, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Он думает о себе как о строителе не просто дачных участков, но какого-то счастливого будущего, новой жизни. Но даже в момент торжества у Лопахина чувствуется щемящая нота безнадежности, разочарования. Его постоянно мучает какая-то внутренняя неудовлетворительность. Есть у него искренняя жажда духовности: он уже не может жить по-старому, только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, он и вовсе не представляет. Отсюда и трагический отсвет, который лежит на Лопахине, отсюда его ущербность, надорванность, странное сочетание мягкости и грубости, невоспитанности и интеллигентности, что проявляется не только в его поступках, но и в речи. Обреченность этого странного купца совершенно ясно ощущается к концу пьесы.
    В критике и литературоведении давно идет полемика вокруг образа Пети Трофимова. М. Горький назвал его дрянненьким студентом, а критик-большевик В. В. Воровский увидел в Трофимове передового представителя молодого поколения, способного на борьбу с враждебной средой . В мыслях, поступках, в жизни Пети Трофимова есть своя внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, когда он с горечью говорит о тяжелой жизни рабочих.
    В гневных упреках «вечного студента» по адресу бездействующей интеллигенции слышатся чеховские мысли и настроения. Казалось бы, в задачу драматурга входило вызвать у зрителей чувство симпатии к студенту-демократу, неоднократно подвергавшемуся преследованиям за свои убеждения, гордого в своей бедности, честного и принципиального в обличении прошлого, провозвестника лучших времен. Но странным образом сочетаются в Пете призывы к труду и его собственное безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, безудержный оптимизм и мрачная констатация всеобщей испорченности, а отсюда и неверие в человека. И, казалось бы, неожиданные в его устах анархические фразы об абсолютной свободе его, «гордого и сильного», от окружающего мира, от общества («без вас», «мимо вас»), о презрении не только к богатым, но и к нищим, оказываются логичными для человека с гипертрофированным самосознанием («Я в первых рядах!»), наделенного уверенностью в собственной непогрешимости.
    В изображении представителей молодого поколения (Пети и Ани) Чехов прежде всего подчеркивает два момента: во-первых, они не знают жизни, а во-вторых, им свойственна враждебность к вишневому саду как признаку чужой культуры. По мнению Пети, это то прошлое, с которым необходимо покончить, уничтожив его. И наивная Аня доверчиво принимает логику Трофимова: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде…» Уже в одном этом, с точки зрения автора, проявляется ограниченность и даже ущербность молодых героев.
    Авторское отношение почти ко всем персонажам пьесы (за исключением лакея Яши) неоднозначно. Свою долю сочувствия заслуживает Раневская. Жалко пропадающей напрасно энергии делового человека Лопахина. Грустную улыбку вызывает «вечный студент» — он же «облезлый барин» Трофимов с его пламенными речами. Можно рассматривать систему образов в пьесе как выражение определенных временных категорий: прошлое, настоящее, будущее. Можно добавить к этому градацию персонажей в социальном плане: дворянин, купец, представитель демократической интеллигенции. Однако в иерархии образов высшее место занимает вишневый сад, символизирующий красоту, счастье, Родину, те культурные ценности, которые нужно сохранить и приумножить. Все виноваты перед вишневым садом, который они не сумели сохранить, передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин.
    Таким образом, конфликт в пьесе «Вишневый сад» возникает прежде всего не между различными поколениями или социальными группами, а между всеми действующими лицами, с одной стороны, и вишневым садом — с другой. Персонажи пьесы во многом отличны друг от друга, но по отношению к вишневому саду они — по различным причинам и поводам — выступают как единая сила, губящая красоту (в гибели Фирса также повинны все, начиная с Ани). Так раскрывается мысль драматурга об ответственности людей за все, что совершается на земле — и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.

  8. Основными темами пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», написанной в 1904 году, являются гибель «дворянского гнезда», победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, молодой России с прошлым, с отживающим, устремленность к завтрашнему дню – в этом заключается содержание «Вишневого сада». Россия прошлого, отживающего представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как воспоминание о детстве, молодости, благополучии, легкой и изящной жизни. Они плачут о потере сада, но именно они и загубили его, отдали под топор. При этом они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они так ничтожны и смешны. Раневская – в прошлом богатая дворянка, имевшая дачу даже на юге Франции, в Ментоке, обладательница имения, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но своим непониманием жизни, своей неприспособленностью к ней, своим безволием и легкомыслием она довела имение до полного разорения, до того, что предстоит продажа его с торгов!
    Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, предлагает владельцам имения путь спасения усадьбы. Для этого нужно лишь разбить вишневый сад на дачные участки и продать или сдать в аренду. Но хотя Раневская проливает потоки слез-по поводу потери своего сада, уверяет, что жить без него не может, она отказывается от предложения Лопахина, которое кажется ей недопустимым и оскорбительным. Но проходят торги, и Лопахин сам покупает имение. И тут оказалось, что никакой драмы для хозяйки вишневого сада нет. Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова о том, что она не может жить без родины. Драма, касающаяся продажи вишневого сада, вовсе не является для его владельца драмой.
    И объясняется все это тем, что Раневская не способна на серьезные переживания. Она легко может переходить из состояния озабоченности, беспокойства к веселому оживлению. Так произошло и на этот раз. Она быстро успокоилась и даже заявила всем: «Нервы мои лучше, это правда».
    Ее брат, Леонид Андреевич Гаев гораздо мельче своей сестры. Недостатки Гаева доходят до карикатурных размеров. Вспоминая о прошлом, Раневская целует свой любимый шкаф. Гаев же произносит перед ним речь. Гаев – жалкий аристократ, проевший свое состояние на леденцах. На протяжении всей пьесы Раневская и Гаев переживают душевное потрясение, они «ничего не видят вокруг себя, ничего не понимают. Они – паразиты, лишенные сил снова войти в эту жизнь.
    Гаев – представитель заключительного этапа эволюции таких героев Чехова, как Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский и им подобные герои «своего времени», не сумевшие воплотить свои идеалы. Несостоятельность дворянской либеральной интеллигенции в прошлом определила приход им на смену людей типа Лопахина, Но на самом деле Чехов связывает будущее процветание с молодым поколением (Петей Трофимовым и Аней). Именно им предстоит строить новую Россию, сажать новые вишневые сады.
    «Вишневый сад» – великое творение Чехова-драматурга, продолжившего традиции русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов мечтали поставить комедию в один ряд с драмой и трагедией, осуждали пренебрежительное отношение к ней как к «низкому» жанру. Следуя их традициям, Чехов поднял жанр комедии на недосягаемую высоту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *