Сочинение на тему владимир святославович

11 вариантов

  1. 980-1015 гг. – время княжения знаменитого князя Владимира Святославовича, которого в народе прозвали Владимир Красное Солнышко.
    Владимир был незаконным сыном Святослава, поэтому не мог претендовать на великое княжение. Сначала его выбрали своим князем новгородцы. В 980 г. Владимир Святославович, опираясь на варягов, начал открытую борьбу со своим старшим братом – Ярополком. Киев был взят в осаду. После того как в городе начался голод, Ярополк согласился на мирные переговоры. Он прибыл в стан Владимира, но был предательски убит. Владимир Святославович завладел киевским престолом.
    Первым серьезным действием Владимира стала попытка создания общегосударственной религии. Языческие верования славян разительно отличались в зависимости от региона. Владимир повелел установить в Киеве идолы самых почитаемых славянских богов во главе с Перуном, которые образовали официальный пантеон.
    Тем не менее, Владимир понимал, что язычество уже отходит в прошлое. Окружающие Древнюю Русь государства постепенно переходят к монотеистическим религиям. Хазарский каганат принимает иудаизм, Волжская Булгария – ислам, Рим и Западная Европа становятся оплотом католичества, Византия исповедует свой вариант христианства – православие.
    Владимир отправляет полулегендарные посольства в крупнейшие государства с целью выбрать наиболее подходящую религию. Также к нему прибывают миссионеры. В конце концов, русский князь делает выбор в пользу византийского православия.
    Принятие православия обусловлено рядом причин. Во-первых, Византия была ближайшим и самым могущественным соседом Киевской Руси. Славянские земли находились под мощным культурным влиянием Византийской империи. Во-вторых, православие уже давно проникло на Русь. Христианкой была бабка Владимира – княгиня Ольга. Многие представители славянской знати также были христианами. В-третьих, большое значение имели особенности православной веры.
    Владимир практически сразу отверг иудаизм и ислам, отдав предпочтение христианству. Католичество утверждало непререкаемое превосходство папы Римского над светской властью, а в Византии церковь была подчинена государству. Эта особенность православия полностью отвечала характеру жестокого языческого князя.
    Общепризнанной датой принятия христианства на Руси считается 988 г. Это знаменательное событие также “обросло” легендами. В 988 г. Владимир осадил византийский город Корсунь (Херсон) и потребовал в жены византийскую царевну Анну. Императоры согласились с одним условием: русский князь должен был креститься. После взятия города Владимир ослеп и смог избавиться от недуга только после крещения. Это “чудо” способствовало быстрому распространению христианства среди славян.
    Вернувшись в Киев, Владимир приказал уничтожить языческий пантеон богов. На следующий день состоялось массовое крещение киевлян в Днепре.
    Принятие христианства оказало большое влияние на дальнейшее развитие Киевской Руси. Упрочились культурные, дипломатические и торговые контакты с Византией. Русь становилась непосредственной преемницей наследия великой империи. Начался стремительный подъем древнерусской культуры в различных областях: литературе, архитектуре, иконописной живописи.
    Дальнейшее правление Владимира стало одним из самых благоприятных периодов в истории Древней Руси: строились новые города, бурно развивались ремесла и торговля.
    Лишь в конце жизни княжение Владимира было омрачено. В 1014 г. его сын, князь новгородский Ярослав (названый впоследствии Мудрым), отказался выплачивать дань Киеву. Это событие стало первым признаком будущих кровавых междоусобиц.
    Владимир начал собираться в поход против сына, но в 1015 г. произошло очередное нападение печенегов. Вдобавок великий князь разболелся и летом 1015 г. умер.
    Главной заслугой Владимира Святославовича стало введение христианства на Руси, предопределившее дальнейший путь ее развития. За время правления Владимира значительно повысился авторитет Киевской Руси. На смену языческому раннегосударственному образованию пришло мощное централизованное государство, пользующееся поддержкой Византийской империи.

  2. Здравствуйте, дорогие читатели сайта! В этом посте мы продолжим тему князей Древней Руси, о которых мы начали разговор здесь.
    Без лишних слов предлагаю два варианта исторического портрета князя Владимира Святого: первый написан учеником средней общеобразовательной школы Иваном Некрасовым, второй мной ?? К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи, чтобы ничего интересного не пропустить.
    Владимир I Святославович ( Святой )
    Время жизни: 3 четверть X века — первая половина XI века (~ 960-1015 гг.);
    Годы правления: 980-1015 гг.
    Основные направления деятельности:
    1. Внутренняя политика:
    1.1. Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.
    1.2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.
    1.3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.
    2. Внешняя политика:
    2.1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.
    2.2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.
    Результаты деятельности:
    1. Внутренняя политика:
    1.1. Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.
    1.2. Реформа упорядочила языческий пантеон. Побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.
    1.3. Укрепление княжеской власти, поднятие авторитета страны на мировой арене, заимствование Византийской культуры: фреска,зодчество,иконопись, произвелся перевод Библии на славянский язык…
    2. Внешняя политика:
    2.1. Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения помогала быстро оповестить центр о пересечении границы, а соответственно о нападении, что Руси приемущество.
    2.2. Расширение границ Руси путем активной внешней политики князя Владимира Святого.
     ©  Иван Некрасов 2014
    ——————————————————————————————————
    Князь Владимир Святославович (Красное Солнышко)
    Жил во второй трети X — первой четверти XI столетия. В его правление можно выделить следующие направления деятельности. Правил в с 979 по 1015 гг.
    Внутренняя политика. Князь Владимир укрепил княжескую власть, победив в междоусобной войне со своим старшим братом Ярополком, а также  провел две религиозные реформы. Первая такая реформа заключалась в создании единого пантеона языческих богов, который однако не был принят большинством населения Руси, так как каждое племя из покон веков верило в своего верховного бога.
    Поэтому Владимир решил принять монотеистическую религию. Выбор пал на христианство в его византийском варианте, так как с Византией Русь связывали давние экономические и военные связи.  Благодаря этому, Владимир был канонизирован русской православной церковью как святой.
    В области внешней политики, князь Владимир подчинил Киеву ряд племен восточных славян, наладил единую систему оповещения русских земель от набегов кочевников: теперь была расширена сеть сигнальных башен, строились острожки для своевременного оповещения Киева о очередном набеге кочевников.
    Кроме этого, князь Владимир добился брака с византийской принцессой Анной, принадлежащей к династии Багрянородных (Порфирогенетов). Этим браком Владимир породнился с византийскими императорами, упрочив свое положение среди других русских князей.
    В результате своей деятельности, Владимир создал предпосылки для расцвета Древней Руси, укрепил киевскую княжескую власть, упрочил связи с Византией, защищал Русь от набегов кочевников. В результате крещения Руси, которое произошло в 988 году, власть киевского князя окрепла, на Руси началось книжное дело, каменное зодчество, появилось начальное образование. Однако вопрос о наследовании княжеской власти решен не был. Владимир разделил Русь между своими сыновьями также, как это сделал его отец Святослав Игоревич. В результате Русь окунулась в новую междоусобную войну.
    ©  Андрей Пучков 2014
    Кстати о том, как научиться писать исторический портрет (С6) мной детально рассказано вот тут

  3. По свидетельству летописца, Владимир был незаконным сыном Святослава, прижитым им от рабыни, ключницы Ольгиной Малуши. Дядькой Владимира был брат Малуши Добрыня.
    В 969 году Святослав, только что схоронивший мать и собиравшийся в новый длительный поход в Болгарию, посадил старшего сына Ярополка князем в Киеве, а другого сына – Олега – князем у древлян. В то время пришли новгородцы, прося и себе князя. Узнав, что старшие сыновья Святослава уже получили княжения, они сказали: “Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя”. Святослав спросил: “Но кто пойдет к вам?”, и стал уговариваться он о том со старшими сыновьями, но те отказались. Тогда Добрыня сказал новгородцам: “Просите Владимира себе в князья”. Новгородцы стали просить Владимира, и Святослав согласился с тем, чтобы тот был у них князем. В том же году Владимир вместе с Добрыней отправился в Новгород, а Святослав отплыл в Переяславец на Дунай. Из этого похода он уже не вернулся, так как в 972 году погиб у днепровских порогов. После смерти Святослава его сыновья стали править Русью, сидя каждый в своем городе. Владимир был еще мал годами и всеми делами за него распоряжался Добрыня. В Полоцке тогда княжил Рогволод, варяг, пришедший из-за моря и утвердивший власть свою среди полочан. Добрыня стал сватать Владимиру Рогнеду, дочь Рогволода. И спросил Рогволод у дочери: “Хочешь пойти за Владимира?” Но та отвечала: “Не хочу разуть робичича. За Ярополка хочу”. Владимир прослышал об этом ответе и сильно разгневался, так как обидно ему было от того, что его назвали робичичем. И пожаловался князь своему дяде, а тот, распалясь яростью, собрал воинов и пошел на Полоцк. И побежден был Рогволод в битве, и затворился в городе. Новгородцы же, подступив к Полоцку, взяли его и захватили Рогволода с женой и его дочерью. Добрыня, насмехаясь над Рогнедой, нарек ее рабыней и велел Владимиру обесчестить ее на глазах отца и матери. После Рогволода убили, а Рогнеда сделалась женой Владимира и родила ему сына Изяслава.
    В 975 году Ярополк поссорился с братом Олегом. Через два года он пошел на него войной. Олег погиб в бою, а Ярополк захватил его волость. Когда Владимир в Новгороде услыхал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. Ярополк же посадил своих посадников в Новгороде и стал один владеть Русской землею.
    В 980 году Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: “Идите к брату моему и скажите ему: “Владимир идет на тебя, готовься с ним биться”, – и пошел на Ярополка. Дойдя до Киева с большим войском, Владимир осадил его, а Ярополк заперся в городе вместе с своим воеводой Блудом. Когда осада затянулась, Владимир стал тайно сговариваться с Блудом, говоря ему: “Будь мне другом. Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него”. Блуд ответил послам Владимировым: “Буду с князем вашим в любви и дружбе”. И стал с тех пор Блуд пересылаться с Владимиром, призывая его идти приступом на город. Блуд хотел убить Ярополка, однако опасался мести горожан. И тогда Блуд придумал такую хитрость. Он стал говорить Ярополку, будто киевляне вошли в сговор с Владимиром и надо-де бежать из города. Ярополк поверил ему и, выбежав из Киева, затворился в городе Родне, в устье реки Роси. Владимир вошел в Киев, а после осадил Ярополка в Родне. Среди осажденных вскоре начался жестокий голод. И сказал Блуд Ярополку: “Видишь, сколько воинов у брата твоего. Нам не победить их. Заключай мир с братом твоим”. Ярополк согласился. Блуд же послал к Владимиру с такими словами: “Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка, приготовься убить его”.
    Владимир, услышав это, вошел в отчий терем и сел там с воинами и дружиной своей. Когда Ярополк пришел к Владимиру и входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуху. Блуд тем временем затворил двери и не дал войти своим. Так убит был Ярополк, и с этого времени Владимир стал княжить в Киеве один.
    Утвердившись у власти, Владимир поставил на холме за теремным двором кумиров языческих богов: деревянного Перуна с серебряной головой и золотым усом, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили киевляне им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и осквернялась кровью земля русская и холм тот, пишет летописец. Владимир посадил в Новгороде своего дядю Добрыню, а сам жил в Киеве и был одержим плотским вожделением. У Владимира было несколько жен и, среди прочих, вдова Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монахиней. В свое время Святослав привел ее на Русь как пленницу и выдал за Ярополка ради ее красоты. Когда Владимир сошелся с ней, она была уже беременна от Ярополка и вскоре родил сына – Святополка. Кроме Рогнеды и гречанки Владимир имел еще трех законных жен и 800 наложниц 300 было у него в Вышгороде, 300 – в Белгороде и 200 – в селе Берестове. Кроме того, он имел связи со многими замужними женщинами и девушками.
    Увлечение Владимира языческой религией продолжалось недолго. В 986 году приходили в Киев посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили своего Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи – иудейство.
    Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева – грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: “Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева”. “Если хочешь с праведными справа стать, то крестись”, – сказал грек. Но Владимир отвечал: “Подожду еще немного”, желая разузнать подробнее о всех верах.
    В 987 году князь созвал бояр своих и старцев градских и сказал им: “Приходили ко мне болгары, говоря: “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. Затем пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и много говорили, рассказывая о начале мира и о бытии всего. Мудрено говорят они, и чудесно слушать их. Рассказывали они и о другом свете. Если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова воскреснет и не умереть ему во веки, если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы мне посоветуете? Как им ответить?” Бояре и старцы отвечали: “Знай, князь, что своего никто не бранит, но всегда хвалит. Если хочешь обо всем разузнать, то пошли от себя мужей посмотреть, кто и как служит Богу”. Понравилась та речь князю и всем людям. Избрали десять мужей, славных и умных, и сказали им: “Идите сперва к болгарам и испытайте веру их”. Они отправились и, придя к ним, наблюдали их скверные дела и поклонение в мечети. Когда вернулись послы в землю свою, сказал им Владимир: “Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю”. Послы пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пошли в Царьград. Когда же они вернулись, князь Владимир созвал бояр своих и старцев и сказал им: “Вот, пришли посланные нами мужи, послушаем же обо всем, бывшем с ними”. И обратился к послам: “Говорите перед дружиной”. Те сказали: “Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети. Стоят они там без пояса; сделав поклон, сидят и глядят туда и сюда, как бешеные. И нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой. И не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве”. Выслушав послов, Владимир обратился за советом к боярам, и те сказали: “Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшая из всех людей”. И спросил Владимир: “Где примем крещение?” Они же сказали: “Где тебе любо”.
    Владимир совсем уже было собирался креститься, но тут началась война между ним и Греками. В 988 году Владимир пошел с войском к Корсуни (Херсону), и затворились корсуняне. Русские встали на той стороне города, что против пристани, и начала осаду. Однако горожане защищались крепко, и не было видно конца осаде. Но тут один из корсунян по имени Анастас пустил в лагерь Владимира стрелу с письмом. В том письме говорилось: “Перекопайте и переймите воду, она идет по трубам из колодцев, которые за лагерем вашим с востока”. Владимир, услыхав об этом, посмотрел на небо и сказал: “Если сбудется это – крещусь”. И тотчас же велел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиной своей и послал к царям Василию и Константину: “Вот, взял уже ваш город славный. Слышал, что имеете вы сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Цари отвечали на это: “Не пристало христианам выдавать жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя”. Владимир ответил на это посланцам царей: “Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи”. Цари были рады услышать такой ответ и стали упрашивать сестру свою Анну стать женой Владимира. Но та не хотела уезжать на Русь, говоря: “Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть”. Братья отвечали ей: “Может быть, обратит тобой Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от ужасов войны. Видишь, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают у нас то же, что в Корсуни”. И едва принудили ее дать согласие. Анна села в корабль, попрощавшись с ближними своими, и с плачем отправилась через море. Вместе с ней плыли сановники и пресвитеры. Когда прибыла она в Корсунь, вышли корсунцы ей навстречу с поклоном, ввели ее в город и посадили в палатках. Царевна спросила: “Крестился ли Владимир?” Но ей отвечали, что пока нет, ибо разболелся глазами и не видит ничего. Тогда Анна послала к своему жениху сказать: “Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорей, а если не крестишься, то не избавишься от недуга своего”. “Если вправду исполниться это, – сказал Владимир, – то поистине велик Бог христианский”. И повелел он крестить себя. Епископ корсунский с царицыными попами, огласив, крестили Владимира. И когда возложили руку на него, тотчас прозрел Владимир и, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога. Многие из дружинников, увидев это чудо, тоже крестились. Случилось это в церкви св. Василия, что стояла посреди Корсуни.
    После этого Владимир взял царевну, и Анастаса, и священников корсунских с мощами св. Климента. Взял он также церковные сосуды и иконы и со всем этим отправился в Киев. Возвратившись вето-лицу, Владимир повелел опрокинуть идолов, – одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: “Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!” Услышав это, пришли люди к Днепру без числа. Одни стояли в воде до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая их, плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера. Таким образом история крещения Руси описана в “Повести временных лет”. В XIX – XX веках многие историки так или иначе выражали свое недоверие к летописному рассказу. Сомнению подвергались как сами обстоятельства крещения, так во многом время и место официального принятия христианства. Не входя здесь в детали научной полемики, сошлемся только на книгу О.М. Рапова, где любой желающий может найти богатую историю вопроса.
    На основании многих источников Рапов так реконструирует ход событий конца 80-х – начала 90-х годов Х столетия. В сентябре 987 года в Малой Азии вспыхнуло восстание Варды Фоки, размах которого сильно напугал императора Василия II. В конце 987 (или в первой половине 988) года он обратился за помощью к Владимиру Святославичу. После этого между двумя правительствами начался дипломатический торг, подробности которого нам неизвестны. Владимир согласился послать в Малую Азию свое войско, но требовал при этом, чтобы ему в жены отдали царевну Анну. Василий не возражал прямо против этого брака, но указывал на то, что никак не может выдать сестру за язычника. Владимир отвечал, что согласен креститься и, как видно, действительно крестился в начале 988 года в Киеве. Летом 988 года, как об этом однозначно свидетельствуют греческие и арабские источники, отряд русских воинов прибыл в Византию и оказал императору большую помощь в сражениях под Хрисополем и Авидосом. Летом 989 года, как видно из Жития Владимира, он ходил к днепровским порогам, ожидая невесту, но она так и не приехала. Тогда Владимир понял, что его обманули и в конце лета 989 году осадил Херсонес, который после 9-месячной осады в апреле-мае 990 года был взят. Летом того же года, после еще одного обмена посольствами, Анна наконец приплыла в Херсонес, и здесь была сыграна свадьба. Затем княжеская чета отправилась в Киев. В конце лета 990 года (1 августа (?)) были крещены и киевляне.
    Крестившись, Владимир обратился к государственным делам. От шести жен у него было 12 сыновей, и всех он рассадил их по городам, дав каждому свой удел. И сказал Владимир: “Нехорошо, что мало городов около Киева”. И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. Набрав лучших мужей от славян, кривичей, чуди, вятичей, Владимир населил ими города, так как была война с печенегами. В Киеве, призвав греческих мастеров, Владимир поставил церковь Пресвятой Богородицы и поручил ее Анастасу Корсунянину. В 996 году церковь была освящена, и даровал ей Владимир от всех своих богатств десятую часть. Вскоре затем Владимиру пришлось биться с печенегами. Он потерпел поражение. Спасаясь от погони, Владимир спрятался под мостом вблизи Васильева и так спасся. В память об этом Владимир поставил в Васильеве церковь Преображения Господня и устроил по этому случаю великий пир. Созвано было на него, кроме бояр, посадников и старейшин, еще и людей множество из разных городов. И праздновал князь восемь дней, а потом приехал в Киев и здесь еще устроил великое празднование, созвав бесчисленное множество народа. И так стал Владимир поступать постоянно, собирая по праздникам в своем дворце чуть не весь город. Щедростью своею Владимир старался превзойти самого Соломона, замечает летописец. Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно: питье, и пищу, и деньги. А для больных, которые сами ходить не могли, повелел нагружать разной снедью телеги и развозить еду по городу, чтобы оделять всех желающих.
    Кроме того, каждое воскресенье князь устраивал во дворце и в гриднице пир, разрешив приходить на него всем боярам, гридням, и сотским и десятским, и лучшим мужам; и бывало на этих пирах всяких яств в изобилии. Когда Владимир услышал, что дружинники корят его за прижимистость, он повелел выковать каждому серебряную ложку, говоря так: “Серебром и золотом не найду себе дружины, ас дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиной доискались золота и серебра”. Так любил Владимир дружину и всегда совещался с ней об устройстве страны и о войне, и о законах; и была ему всегда удача во всем.
    О смерти его летописец сообщает следующее. В 1015 году пошли на Русь войной печенеги. Владимир, уже больной, послал против них своего любимого сына Бориса со своей дружиной, а сам разболелся еще сильнее. От этой болезни он и умер 15 июля в своем селе Берестове. Смерть его, по приказу Святополка, его пасынка, утаили от народа. Ночью разобрали помост между двумя клетями, завернули тело Владимира в ковер и опустили на землю. Затем, возложив его на сани, отвезли в Киев и поставили в церкви св. Богородицы.
    Народ, однако, прознал о смерти князя. И сошлись люди без числа, и плакали о нем – бояре как о заступнике страны, бедные же как о своем заступнике. И положили Владимира в мраморный гроб, и похоронили его с плачем.

  4. Сочинение.
    Князь Владимир – Солнце Руси.
    Меня очень интересует история, развитие и становление нашего государства. Недавнее прошлое я могу узнать из свидетельств очевидцев, а вот о том, что было несколько веков и тысячелетий тому назад только из книг, летописей.
    Прочитав «Повесть временных лет», я узнал, что Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега.
    Владимир оказался мудрым и дальновидным правителем. Большое внимание, в отличие от своего отца Святослава, он уделял укреплению государственности, международного авторитета Руси, централизации княжеской власти, объединению земель соседствующих племенных в одно сильное и могучее государство — самое большое в Европе.
    Для дальнейшего становления Киевской Руси как державы потребовались преобразования в религиозной сфере. Нужна была новая государственная религия. Владимир долго и мучительно выбирал религию, которую планировал сделать государственной. Об этом свидетельствуют летописи. В записях «Повести временных лет», соответствующих 986 году, упоминается о том, как к князю приходили болгары магометанской веры, иноземцы из Рима и хозарские евреи. Всех внимательно выслушал князь, ведь ему предстояло сделать важнейший выбор. Но тронул его сердце рассказ о государственной религии Византии. Мудрый князь послал своих бояр в разные земли, чтобы они внимательно изучили вероисповедания разных государств.
    Вернувшись, послы рассказали о том, что увидели. Самым впечатляющим оказался рассказ о греческой вере, насколько пышно и помпезно проводится там богослужение. Повествование поразило русского князя. Вспомнив свою бабушку, великую княгиню Ольгу, Владимир принял окончательное решение: «Быть христианству на Руси!»
    В былинах Владимир — идеальный князь и правитель, собравший вокруг себя всё лучшее. Он организует защиту Руси от внешней угрозы : татар – кочевников или чудовищных существ – Змея Горыныча, Тугарина, Идолища. В былинах Киев, двор князя — положительный центр, которому противопоставлены и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые реки, которые ассоциируются у читателя с угрозой, вызывает неосознанное чувство тревоги, страха.
    Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи для их осуществления. Не зря в былинах он – «красное солнышко» и «ласковый князь», ведь такими характеристиками наделяли героев гостеприимных, приветливых, заботливых, щедро дарящих своё душевное тепло людям.
    Владимир, несомненно, оказал большое влияние на культурное развитие Киевской Руси. Введение христианства имело огромное значение для бурного развития архитектуры, строительства каменных храмов, распространения других видов искусства.
    Крещение Руси имело и политическое значение. Христианство стало той идеей, которая многие века объединяла русские земли. Выбор Владимира определил развитие не только Киевской Руси, но всех славянских государств в будущем их духовном развитии.

  5. Автор – Потапов Александр Сергеевич.
    Ученик 9 класса МКОУ «Бережковская ООШ»
    Учитель – куратор – Живцова Наталья Николаевна
    Сочинение
    Крещение Руси. Князь Владимир.
    Князь Владимир был сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. Он сыграл в судьбе русского народа совершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христианство Древнюю Русь и сделать Православие государственной религией.
    Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Этот путь был для него очень долог и тяжел. Но вера после крещения совершенно преобразили этого человека. Народ прозвал своего великого правителя Владимиром Красное Солнышко.
    Будучи сыном ключницы,  он был среди княжеских сыновей на второстепенном положении.  Находясь в Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой волей. Уходя в поход, его отец Святослав оставил в качестве наместников своих сыновей. Старшего сына Ярополка он оставил княжить в Киеве, второго сына Олега отправил управлять древлянской землей, третьего сына – Владимира послал вместе с его дядей Добрыней руководить Новгородом. После  гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк. Но вскоре появились грозные признаки распада государства. Противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг 13- летнего князя Олега, брата Ярополка. Ярополк двинул войско в древлянскую землю, и древляне в очередной раз потерпели поражение. Погиб и юный князь Олег. Получив весть о гибели брата, младший сын Святослава Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Ярополк послал в этот город своего наместника. Русь была объединена, но только на время. Ярополк был воспитан Ольгой и тяготел к христианству. И поэтому Владимир выбирает путь борьбы за власть, опираясь на язычников. Два с лишним года Владимир был в чужих краях, а когда появился под стенами Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. Он быстро восстановил свою власть в городе и приступил к подготовке похода на юг. Совсем молодой человек в достижении цели проявляет завидное упорство и неистовство. Наконец Владимир двинул войска на Киев. По дороге он овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. Положение Ярополка в Киеве становится все более шатким. Да и сама дружина Великого князя недолюбливала его за покровительство христианам. Назревал заговор, Владимир воспользовался ситуацией. Изменники уговаривали  князя Ярополка оставить Киев под предлогом, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из Киева, а потом по совету тех же тайных доброжелателей явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами. Таким образом, в 980 году Владимир стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был обязан во многом язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще больше укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди. Казалось, что язычеству на Руси не будет конца.
    Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной жены супругу своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризовал Владимира в первые годы его правления как нравственно распущенного человека, «женолюбца». Впоследствии у Владимира было четыре законных жены и множество наложниц. Владимир резко пресекал попытки завоеванных народов прекратить единство Русской земли. Вятичи и радимичи, когда Владимир был занят междоусобицами, отказались подчиняться Киеву, за что жестоко поплатились. Чтобы укрепить свою власть, он, как и его отец, посылал своих сыновей в качестве наместников в разные племенные княжества. Продолжал Владимир и активную внешнюю политику. При нем обозначилось новое направление его интересов – западное. Во всех своих делах он был расчетлив и жесток. Но его сильная натура, преданность своей дружине, любовь к отечеству уже  и в эти годы воспевались во множестве легенд о нем. В легендах  мы видим  щедрого и заботливого охранителя русской дружины,  человека, преданного своим товарищам. Он часто совещался со своими соратниками и дружиной об устройстве страны, о ее законах, военных делах, давал дружинникам пиры. А однажды, услыхав, что дружинники недовольны своими деревянными ложками, приказал выковать для них ложки из серебра и заявил: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра».
    Одним из важнейших государственных решений Владимира стало решение о крещении Руси. К этому времени христианство уже широко распространилось на Руси. И хотя язычество еще было очень сильно, Владимир решается на этот шаг. Как дальновидный политик, он понимает, что новая религия  необходима по целому ряду исторических причин. Во-первых, единому государству с одним великим князем нужен один всемогущий Бог. Во-вторых, христианство распространилось по всей Европе, и Русь не должна была оставаться языческой окраиной. В-третьих, приобщение к христианству открывало возможность в развитии культуры, письменности и возможность взаимодействия с другими странами.
    Летопись рассказывает, что к князю Владимиру приходили разные проповедники, расхваливая каждый свою веру. Первыми прибыли послы от волжских болгар, принявших магометанство. Описание мусульманского рая с многочисленными женщинами пленило воображение князя, но обрезание показалось отвратительным, а запрещение пить вино – безрассудным. Немецким католикам он сказал: «Идите обратно; отцы наши не приняли веры от папы». Иудеев он спросил, где их Отечество. На что они ответили, что Бог расселил их по чужим землям, разгневавшись на них. Он возмутился со словами: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества». Наконец, безымянный греческий философ рассказал князю о содержании Ветхого и Нового Заветов и развернул полотно, на котором изображалась картина страшного суда, ужаснувшая князя. Вздохнув, он произнес: «Благо добродетельным, и горе злым!»
    В 987 году князь Владимир собрал бояр и городских старцев и объявил им обо всех предложениях послов, прося совета. Бояре и старцы отвечали: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если  хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу».  И отправил князь десять благоразумных мужей в разные страны. Вернувшись, послы говорили о скудных храмах, унылом молении и печальных лицах магометан, о лишенных величия службах католиков. Только по поводу греческой веры послы сказали, что «… ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали – на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…» Бояре же говорили: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была наимудрейшей из всех людей»
    Владимир решил принять веру греческую – православную, но обращаться к Византии гордый князь не хотел. Завоевав город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским императорам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной царевне Анне, а в случае отказа возьмет Константинополь. Императорам пришлось согласиться. Но христианка не могла стать женой язычника, даже если он – князь мощного и процветающего государства. Владимир должен был принять Таинство Крещения и отпустить своих прежних жен, что он и обещал сделать.
    Царевну Анну  отправили на корабле в Херсонес. В летописи говорится, что Владимир к тому времени разболелся глазами и ничего не видел. Анна убедила его в необходимости немедленно креститься. Как только святитель возложил на него руку, князь прозрел, а дружинники, пораженные чудом, крестились вместе с князем. Князь в  крещении принял имя Василий.  Женившись на Анне, Владимир возвращается на Русь, взяв с собой иереев и священные книги, вернув Херсонес Византии.  Теперь просветившись светом Святого Евангелия, князь спешил привести к вере свой народ. Сначала он приказал истребить всех кумиров и идолов. После разорения языческих святилищ Владимир приказал крестить весь народ в водах Днепра и других рек. На месте бывших капищ и треб стали строить христианские храмы. Великий князь Владимир построил  в Киеве церковь Святого Василия на том месте, где стоял знаменитый Перун. Он призвал из Константинополя зодчих для строительства храма в честь Пресвятой богородицы там, где в 983 году по его приказу были принесены в жертву Перуну варяг Федор и его юный сын Иоанн.
    Сам князь после крещения совершенно преобразился и внутренне и внешне, в жизни бывшего буйного князя – язычника произошли глубокие перемены. Он по-настоящему стал христианином, человеком глубоко верующим. Он теперь боялся причинить зло людям, поэтому брал оружие в руки только для защиты Отечества. На княжеском дворе он устраивал по праздникам угощение для всего народа. А больным велел развозить хлеб, мясо, мед по домам. Эти трапезы вводились и других городах княжества. Всю свою оставшуюся жизнь князь старался прожить так, как это достойно христианина. Он стал добрым и мудрым правителем и духовным вождем для своих подданных.
    Христианство на Руси способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры. При церквях и монастырях открывались школы и библиотеки, трудились летописцы, переписчики и переводчики. Создавались мастерские иконописи. Искренняя вера в Бога помогала укреплять семью на Руси. Стали уходить из жизни дикие законы многоженства. Вера в Бога воспитывала почитание родителей, почитание власти. Всем этим Русь была обязана князю Владимиру.
    Церковь причислила Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти равноапостольного князя Владимира отмечается всем православным  народом 28 июля.

  6. Сочинение
    Святой Равноапостольный великий князь Владимир
    Утром, когда просыпается солнце и, будто играя, стучится в мое окно, над Россией плывет Священный Благовест – колокольный звон тысячи златоглавых церквей. Эту дивную божественную песнь мы слышим и на вечерней заре. Кажется, что уносится эта песня к пламенеющему алыми красками небу, славя уходящий день, и даря надежду на новый… Как близки и понятны мне эти очищающие душу звуки! Как манит их мелодичность, проникающая в самое сердце, туда, где горят, потрескивая свечи, где запах воска и ладана отрывает человека от повседневной суеты и дарит необъяснимую душевную радость – в церковь… В такие моменты я с благодарностью думаюо своих родителях, которые, следую христианским традициям Православия, в младенчестве окрестили меня…
    Я и мои родители – только наследники христианской православной веры. Но жил на Руси человек на рубеже Х-ХI веков, который в числе первых сам принял обет крещения, а затем, в 988 году, сделал Православие государственной религией в Киевской Руси. Человек этот – Святой Равноапостольный Великий князь Владимир. 28 июля (15 июля по старому стилю) 2015 года исполнится 1000 лет со дня его смерти. В русской истории мы найдем не много личностей столь противоречивых, как князь Владимир, поэтому мне, как истинной христианке хочется разобраться в этих противоречиях и проследить путь преображения князя Владимира от язычества к святости; определить, какие черты его характера способствовали этому преображению и понять, какую роль в истории России сыграл этот человек.
    Робичич… Такое обидное прозвище слышал Владимир в детстве от окружающих. Причиной тому было происхождение: его отец – князь Святослав Игоревич прижил сына от ключницы. Это обстоятельство лишило князя Владимира любви бабушки – княгини Ольги – так как она ненавидела древлян и мстила им за убийство мужа – князя Игоря. Вместе с матерью мальчик был сослан из Киева в сельскую глушь, откуда вернувшись только в 986 году: князь Святослав, собираясь в военный поход в Болгарию, оставил сыновей управлять волостями. Ярополку достался Киев, Олегу – Овруч. «Робичичу» отец не собирался давать престол, но ходоки из Новгорода попросили назначить князя в их волости Владимира, куда и отправился последний вместе со своим дядей язычником Добрыней. Обидное «робичич» он услышал и тогда, когда став взрослым, пожелал жениться на дочери полоцкого варяга Рогволода – Рогнеде: «Нехочу за робичича. Хочу за Ярополка!..» – ответила ему заносчивая невеста.
    Я привела эти факты из биографии князя Владимира не случайно. На мой взгляд, именно обстоятельства рождения, заставлявшие его быть на второстепенном, приниженном положении среди княжеских сыновей, закалили его характер, сделали сильным волевым человеком, обладающим большим умом и решительностью, а порой, и самой откровенной жестокостью, сделали его воином завоевателем. За свою жизнь он совершил немало военных походов, в которых одержал неоспоримые победы. Вот хронология самых замечательных из них:
    981 – покорил вятичей;
    983 – разбил литовское племя явтягов;
    984 – завоевал приднепровское племя родимичей;
    985 –победа над волжскими болгарами;
    992 – захватил хорватов, живших в междуречье верхнего Днестра и Прута.
    В результате этих завоеваний он расширил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. В управлении страной князь Владимир использовал опыт отца: назначал своих сыновей наместниками в племенные княжества.
    Завоёванные земли надо было охранять, так как многочисленные орды кочевников-печенегов делали частые набеги на города и сёла, грабили их, захватывали русских в плен и продавали в рабство на невольничьих рынках. Как мудрый правитель князь Владимир придумал такую оборонительную систему, что в Киеве всегда знали, когда конница печенегов идёт на Русь. Для этого было использовано им световое оповещение киевлян о приближающемся враге.
    Развивающееся государство требовало не только бдительной охраны внешних границ, но и укрепление его изнутри. Могло ли помочь в этом Владимиру язычество, приверженцем которого он был, с его многобожием, безнравственностью, насилием, многожёнством, человеческим жертвоприношением и равенством всех людей перед силами природы? Конечно, нет! Но давайте оглянемся ещё раз на жизненный путь Владимира. Князь – ярый, убеждённый язычник, который, опираясь на языческие принципы, пришёл к власти, убив брата Ярополка. Он ввёл культ громовержца Перуна – бога войны – поклонение которому требовало человеческих жертв. Вспомним, как были растерзаны озверевшей толпой сын и отец – христиане Иоанн и Фёдор – после того, как по жребию выпало умереть в честь победы княжеской дружины над племенем явтягов красавцу Иоанну. Напрасно отец Фёдор пытался убедить народ, что языческие боги – не боги, а бездушные деревянные истуканы, творение рук человеческих, что есть только один, истинный Бог, творец неба и земли! Напрасно!.. взбешённые язычники подсекли сени дома, где стояли жертвы, и под развалинами погребли отца и сына…
    Вспомним, с каким жестоким насилием Владимир надругался над заартачившейся невестой Рагнедой, а потом женился на ней… Как пишут историки, опираясь на первые летописи, князь Владимир имел пять жён и восемьсот наложниц – и всё это оправдывалось язычеством. Зададимся вопросом:
    – Мог ли такой, в прошлом разгульный, жестокий, сластолюбивый человек, коварный князь сам стать на путь Православия?
    Мнение священнослужителей и учёных-историков в ответе на данный вопрос расходятся.
    – Как бы мог он сам перевоплотиться в нового человека?.. Но его достиг Христос. И он не стал советоваться со своей разнузданной плотью, но повернулся ко Христу и отдал ему свое сердце, и всех своих позвал за собой! – убеждает нас архимандрит Иоанн(Крестьянскин) в своей «Праздничной повести».
    – Дивный промысел определил, чтобы этот великий князь, так защищавший язычество, нанес ему сокрушительный удар, и, и пленившись святою верою, сам окончательно утвердил ее – рассуждает метрополитМакарий (Булгаков) в «Истории русской церкви».
    Как верующая христианка я согласна со священниками: во всём Божий Промысел, и Владимир под его воздействием шаг за шагом становится на путь христианства, тем более, к 988 году (год Крещения Руси) христианство уже проникло на Русь. Крестились бояре и купцы. Христианкой была бабка Владимира – княгиня Ольга, а также вдова брата Ярополка, с которой жил после гибели брата Владимир. Их влияние на князя нельзя отрицать.
    Историки сухо констатируют факты – предпосылки Крещения Руси:
    В одном государстве не может быть много богов (у каждого племени – свой), а только один правитель и один всемогущий Бог.
    Христианская Европа не хотела иметь дело с дикими идолопоклонниками и воспринимала языческую Русь как отсталую окраину.
    Христианство защищало крепкую семью – ячейку общества.
    Язычество, проповедовавшее равенство всех людей перед силами природы, не могло объяснить расслоение общества на богатых и бедных. Христианство же убеждало верующих в том, что всё от бога: и богатство, и бедность. Главным в христианстве было совершенствование души и достижение вечного блаженства в после земной жизни. Православие могло отпустить грехи, очистить душу…
    Христианство должно было дать толчок развитию письменности и культуре.
    Соглашаясь с историками в их рассуждениях о различных причинах Крещения Руси, я всё же спрашиваю себя: «А не Божий ли Промысел в этих предпосылках?..»
    Владимир, решив поменять религию, не сразу определился с выбором. Он расспрашивал мусульман, католиков, иудеев и православных о сущности каждой религии и принял решение в пользу христианства: крестить Русь по византийскому образцу. С Византией у Руси были добрые отношения, тем более, что эта империя была на тот момент самой развитой страной мира.
    Крещение он начал с себя. В исторических летописях существуют легенды о том, что перед самым крещением князь ослеп, но, покрестившись – снова прозрел. Вероятно, так и было: в литературе и в жизни немало примеров исцеления людей, совершивших обряд крещения. Владимир окрестил своих сыновей. На следующие утро он приказал явиться на берег Днепра всем киевлянам. Это было первым массовым крещением Руси. Далее пойдут Новгород, Ростов, Суздаль, Муром… Не везде это событие проходило спокойно: язычество было очень сильной верой, и люди восставали против новой. Но Владимир настойчиво продолжал начатое дело. В 990 году он приказал рубить деревянных идолов, сжигать их, а статую некогда всесильного бога Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в Днепр…
    Думается, что человеческая природа не может измениться сразу. Путь нравственного преображения князя Владимира происходит, как мы видим, постепенно, но неуклонно. На местах, где стояли деревянные идолы, он строит церкви. В 996 году было закончено строительство собора Святой Богородицы. Князь не жалеет сил и средств для бедных и больных. Он строит для них богадельни. Впервые на Руси была отменена смертная казнь из-за боязни Владимира совершить грех. (Христианская заповедь гласит: «Не убий!») Уходит в прошлое его безнравственность и жестокость.
    Изменяясь сам, он изменяет и Русь, так как христианство способствовало развитию культуры и грамотности. При церквях открывались первые библиотеки. Появлялись переписчики книг и иконописцы. Церковь сеяла доброе, вечное, призывая людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям, к милосердию…
    Церковь ратовала за единство Руси, выступая против междоусобиц. С приходом христианства оживились торговые связи с Европой, особенно с Византией…
    И всё это случилось на Руси тогда, когда Божий Промысел подарил ей Великого князя Владимира, человека сильного решительного, настойчивого, умного, который не смотря на свои противоречия (о них говорилось выше), больше всего радел за единение Руси и её экономическое и культурное развитие…
    … Вечереет. За окнами закат и звон колоколов. Я читаю слова метрополита Макария: «Сбылись молитвы равноапостольной Ольги: Господь помиловал ее род и все Царство Русское, и достойнейший внук ее, в сердце которого еще в детстве старалась она посадить семена благочестия, достигши лет зрелых, сделался не только истинным христианином, но и равно апостолом и просветителем России…».
    Воронкова Диана, ученица 11 А класса МОУ «СОШ № 32» города Саранск

  7. К тебе, о мой небесный покровитель,
    Я в мыслях обращаюсь и в стихах.
    Тебя, всея Руси родной креститель,
    Я чувствую во всех своих делах.
    Владимир Сорокин.
    В своей работе я расскажу о князе Владимире Красное Солнышко потому, что едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Кроме того, правнук Рюрика был выдающимся правителем древнерусского государства. Ему удалось объединить русские княжества и расширить границы государства.
    Существует много версий, почему князю Владимиру дали такое прозвище. До того как князь крестил Русь, он был верховным жрецом Даждьбога – бога солнца. Поэтому такое прозвище могло быть отголоском языческого прошлого. С другой стороны во многих культурах верховная власть связана с образом солнца, и это была просто традиционная метафора.
    Образ Владимира Красна Солнышка встречается, прежде всего, в былинах и является обобщающим. В нём объединены черты и Владимира Крестителя, и Владимира Мономаха, и многих других князей. К тому же былинный образ Владимира очень противоречив. Там он зачастую выступает трусливым и подлым, проигрывает свой город переодетой женщине. Об истории тех времён мы узнаём из летописей и памятников устного народного творчества, а они зачастую лишены объективности. Поэтому очень трудно определить, каким же на самом деле был князь Владимир. Тем не менее, в народной памяти сохранился и позитивный образ князя – человека, принесшего на Русь новую веру, боровшегося с неграмотностью и невежеством, совершавшего неведомые доселе благодеяния.
    Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.
    Владимир княжил в Киеве с 982 по 1015 год. Бабушка его, княгиня Ольга, стала христианкой, но отец, храбрый и воинственный князь Святослав, не захотел принять новой веры. Язычником вырос и Владимир. Править он начал с 17 лет….
    Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, – землю Древлянскую, а младший, Владимир, – Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси.
    Первые шесть лет своего княжества он провел в походах, предводительствуя дружиной лично и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и Немана и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое – Русскую Землю и называться русскими.
    Он осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами, и, таким образом распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов (мусульман) у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц. Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески старался упрочить на Руси язычество – многобожие, культ стихийных сил природы. Он установил на киевских холмах идолов, которым приносились жертвы.
    О могуществе князя Владимира узнали в соседних странах. К нему стали приходить проповедники, которые рассказывали о своих странах и хвалили свою веру. На Руси в то время продолжало господствовать язычество. Образ жизни князя тоже был “языческим”: он любил развлечения, войну и охоту, роскошь и удовольствия. Но как умный правитель Владимир вскоре понял, что для единства государства нужна новая религия. Поэтому он послал в разные страны людей, чтобы они поближе познакомились с верой разных народов. Наибольшее впечатление на русичей произвела христианская вера в Византии.
    Стремясь сблизиться с цивилизованной Византией, князь Владимир решил жениться на царевне Анне, сестре греческих царей. Греки согласились, но поставили условие: Владимир должен отказаться от язычества и принять христианскую веру. И вот в 988 году в городе Херсонесе, где стоял князь со своей дружиной, произошло торжественное крещение князя Владимира и его приближённых, а вскоре и венчание его с царевной Анной.
    В летописи рассказывается, что после этого крещения князь очень изменился. Он отказался от роскоши и удовольствий, стал удивлять всех своей добротой и милосердием. Князь велел обучать детей письму и чтению по-славянски и по-гречески.
    После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Русские летописи сообщают, что князь Владимир особенно заботился о духовном просвещении народа: “И повелел попам по городам и селам приводить людей к крещению и детей учить грамоте, ученью книжному…” В храмах, устрояемых по велению князя, богослужение совершалось по православному чинопоследованию на понятном народу родном словянском языке, по книгам, которые еще за столетие до того были переведены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, первоучителями Словенскими (память 11 мая). Благодаря этому храмы Божии становились всенародными училищами веры, а вера Христова мирно и сравнительно быстро распространилась по всей Руси. Святое Крещение приняли после Киева жители Новгорода, Смоленска, Полоцка, Турова, Пскова, Луцка, Владимира Волынского, Чернигова, Курска, Ростова Великого и других русских городов. Апостольская ревность великого князя Владимира простиралась так далеко, что он посылал христианских проповедников на берега Двины и Камы, в степи диких печенегов и половцев.
    Спустя некоторое время после крещения князя Владимира наступил день, когда князь велел всем киевлянам собраться утром па берегу Днепра. Туда же пришёл сам князь со своими приближёнными, а также священники. Мужчины и женщины вошли в реку, и священники крестили их в христианскую веру. После этого послал князь Владимир людей во все русские города крестить народ. С тех людей, которые не хотели креститься, князь брал большую дань. По всей стране стали строиться каменные и деревянные храмы.
    У князя Владимира было двенадцать сыновей, поэтому он разделил всю русскую землю на двенадцать частей и завещал сыновьям жить в любви и согласии. Сыновья выросли и разъехались, а сам Владимир остался в Киеве. До конца своей жизни делал князь добрые дела, раздавал всем бедным деньги и ежедневно устраивал в своём дворе обеды для нищих.
    Давно княжил на Руси князь Владимир, но люди до сих помнят и чтят его.
    Автор: Семенычева Л.Н.
    Тэги: жизнь князя владимира
    ОБСУЖДЕНИЕ
    Комментариев пока нет

    Прокомментируйте!

    Выскажите Ваше мнение:
    Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
    Зарегистрироваться

  8. Князь Владимир – наверное, одна из самых ярких фигур русской истории. Его правление определило развитие Руси на целое тысячелетие. Благодаря своим делам как правителя Древнерусского государства, он стал героем многих памятников летописания и персонажем былин. Однако, на мой взгляд нельзя рассматривать историческую фигуру князя Владимира только с точки зрения политического и культурного успеха. Давайте попробуем посмотреть на него с позиции духовно-нравственных принципов и понять, кто он – Великий князь Владимир.
    Жизнь Владимира, сына наложницы князя Святослава ключницы Малуши, подробно описана во многих исторических документах и работах современных историков. В них мы можем увидеть двух совершенно разных людей – лютого, жестокого и вероломного язычника-братоубийцу в молодости и дальновидного политика, грамотного стратега, милосердного и справедливого православного правителя в старости.
    Начнем с того, что известие о смерти князя Святослава, Владимир со своим дядей Добрыней встретил в Новгороде. На Руси уже тогда был силен раскол между языческой и христианской общиной. Так получилось, что сводный брат Владимира Ярополк, сидящий в Киеве, был символом христианской партии, а 15-летний Владимир – языческой. После похода Ярополка на своего брата Олега, Владимир бежал в Скандинавию. Вернулся Владимир в Новгород как приверженец «злых» балтийских богов. При поддержке варяжских дружин Владимир напал на Полоцк и убил князя Рогволода, его сыновей, которые даже не воевали с ним. Много бесчинств творил Владимир во время этого похода. Обесчещенная им дочь Рогволда Рогнеда даже хотела убить его, мстя за смерть отца и братьев. Затем последовал захват Смоленска, подлое убийство сводного брата Ярополка у крепости Родне и предательство своих боевых товарищей варягов, которым Владимир отказался платить за службу и отправил на ладьях без весел по течению Днепра, предупредив византийцев о том, что этим людям нельзя доверять.
    Значит ли все это, что светлая память о Владимире, сохраненная потомками, является незаслуженной? Вовсе нет. Историческая память связывает образ Владимира не с его личными качествами, а с политическими успехами и с выбором веры, сплотившей народ Руси. Последствия выбора веры были очень велики и важны. Русь приобрела не только сильного союзника в лице единоверцев в Византии, но и избавилась от внутриполитических разногласий. Да, иногда православие насаждалось силой и много крови пролилось до окончания этого процесса. Но, наверное, это стоило того. Добро и мудрость христианства в 988 году сразились с жестоким языческим богом Перуном и победили. Крещение дало нашим предкам свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю.

  9. Правнук Рюрика, князь Владимир, был выдающимся правителем древнерусского государства. Ему удалось объединить русские княжества и расширить границы государства.О могуществе князя Владимира узнали в соседних странах. К нему стали приходить проповедники, которые рассказывали о своих странах и хвалили свою веру. На Руси в то время продолжало господствовать язычество. Образ жизни князя тоже был “языческим”: он любил развлечения, войну и охоту, роскошь и удовольствия. Но как умный правитель Владимир вскоре понял, что для единства государства нужна новая религия. Поэтому он послал в разные страны людей, чтобы они поближе познакомились с верой разных народов. Наибольшее впечатление на русичей произвела христианская вера в Византии.Стремясь сблизиться с цивилизованной Византией, князь Владимир решил жениться на царевне Анне, сестре греческих царей. Греки согласились, но поставили условие: Владимир должен отказаться от язычества и принять христианскую веру. И вот в 988 году в городе Херсонесе, где стоял князь со своей дружиной, произошло торжественное крещение князя Владимира и его приближённых, а вскоре и венчание его с царевной Анной.В летописи рассказывается, что после этого крещения князь очень изменился. Он отказался от роскоши и удовольствий, стал удивлять всех своей добротой и милосердием. Князь велел обучать детей письму и чтению по-славянски и по-гречески.Спустя некоторое время после крещения князя Владимира наступил день, когда князь велел всем киевлянам собраться утром па берегу Днепра. Туда же пришёл сам князь со своими приближёнными, а также священники. Мужчины и женщины вошли в реку, и священники крестили их в христианскую веру. После этого послал князь Владимир людей во все русские города крестить народ. С тех людей, которые не хотели креститься, князь брал большую дань. По всей стране стали строиться каменные и деревянные храмы.У князя Владимира было двенадцать сыновей, поэтому он разделил всю русскую землю на двенадцать частей и завещал сыновьям жить в любви и согласии. Сыновья выросли и разъехались, а сам Владимир остался в Киеве. До конца своей жизни делал князь добрые дела, раздавал всем бедным деньги и ежедневно устраивал в своём дворе обеды для нищих. А для больных, которые сами не могли дойти до княжеского двора, велел развозить но домам всякую пищу и питье. Народ очень любил князя и дал ему прозвище Красное Солнышко.

  10. Князь Владимир был сыном Святослава от рабыни его матери Ольги по имени Малуша. Он сыграл в судьбе русского народа совершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христианство Древнюю Русь и сделать Православие государственной религией.    Сам Владимир пришел к христианству не сразу. Этот путь был для него очень долог и тяжел. Но вера после крещения совершенно преобразили этого человека. Народ прозвал своего великого правителя Владимиром Красное Солнышко.    Будучи сыном ключницы,  он был среди княжеских сыновей на второстепенном положении.  Находясь в Новгороде, среди языческого окружения, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как враг тех людей, которые постоянно принижали его в Киеве. Он обладал сильным характером, большим умом, неукротимой волей. Уходя в поход, его отец Святослав оставил в качестве наместников своих сыновей. Старшего сына Ярополка он оставил княжить в Киеве, второго сына Олега отправил управлять древлянской землей, третьего сына – Владимира послал вместе с его дядей Добрыней руководить Новгородом. После  гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк. Но вскоре появились грозные признаки распада государства. Противниками Киева выступили древляне. Они сплотились вокруг 13- летнего князя Олега, брата Ярополка. Ярополк двинул войско в древлянскую землю, и древляне в очередной раз потерпели поражение. Погиб и юный князь Олег. Получив весть о гибели брата, младший сын Святослава Владимир бежал из Новгорода «за море» к варягам. Ярополк послал в этот город своего наместника. Русь была объединена, но только на время. Ярополк был воспитан Ольгой и тяготел к христианству. И поэтому Владимир выбирает путь борьбы за власть, опираясь на язычников. Два с лишним года Владимир был в чужих краях, а когда появился под стенами Новгорода, то вел за собой сильную варяжскую дружину. Он быстро восстановил свою власть в городе и приступил к подготовке похода на юг. Совсем молодой человек в достижении цели проявляет завидное упорство и неистовство. Наконец Владимир двинул войска на Киев. По дороге он овладел Полоцком, где убил княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. Положение Ярополка в Киеве становится все более шатким. Да и сама дружина Великого князя недолюбливала его за покровительство христианам. Назревал заговор, Владимир воспользовался ситуацией. Изменники уговаривали  князя Ярополка оставить Киев под предлогом, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из Киева, а потом по совету тех же тайных доброжелателей явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами. Таким образом, в 980 году Владимир стал единоличным правителем Руси. Своей победе он был обязан во многом язычникам. Поэтому, захватив власть, он в первую очередь воздал благодарность языческим богам и тем самым еще больше укрепил язычество. Неподалеку от великокняжеского дворца Владимир приказал поставить новые статуи языческим богам во главе с Перуном. При Владимире в жертву Перуну, впервые за долгие годы, были принесены живые люди. Казалось, что язычеству на Руси не будет конца.    Сам Владимир вел себя как убежденный и жестокий язычник. Он взял себе в качестве еще одной жены супругу своего брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризовал Владимира в первые годы его правления как нравственно распущенного человека, «женолюбца». Впоследствии у Владимира было четыре законных жены и множество наложниц. Владимир резко пресекал попытки завоеванных народов прекратить единство Русской земли. Вятичи и радимичи, когда Владимир был занят междоусобицами, отказались подчиняться Киеву, за что жестоко поплатились.

  11. 980-1015 гг. — период правления в Киевской Руси великого князя Вла­димира Святославича, известного как Владимир Святой.
    Внутренняя политика Владимира была направлена на сохранение един­ства Руси. С этой целью Владимир предпринимал как силовые, так и ре­форматорские действия. Так, Владимир в 981-982 гг. совершил военный поход против вятичей, а в 984 г. — против радимичей, вновь подчинив их Киеву. Как и его отец, великий князь Свя­тослав, Владимир направлял в важ­нейшие районы Руси своих сыновей в качестве наместников. Новшеством в управлении государством стало приня­тие Владимиром важнейших решений при согласовании с особым советом, который состоял из оі о вооначпль- ников, старейшин, представителей городов. Большие города при Вла­димире были устроены по-военному, образовывая каждый организованный полк, называвшийся тысячей. При Владимире правовой системой Руси продолжал оставаться устный Закон Русский — свод норм, основанных на естественном праве. Владимир первым из русских правителей начал чеканить собственные монеты. Кардинальные перемены произошли при Владимире в религиозной жизни страны, когда в 988 г. для сплочения общества и укре­пления княжеской власти он крестился сам и начал крестить Русь. Крещение не всегда проходило мирно: на севере Руси дяде Владимира, Добрыне, при­шлось силой усмирять недовольство населения крещением.
    Владимир проводил активную внеш­нюю политику на всех направлениях. На северо-западе Владимир стремился обеспечить выход к Балтийскому морю. С этой целью он в 983 г. покорил пле­мя ятвягов. На западе целью внешней политики было присоединение новых земель. Для этого Владимир успешно воевал с Польшей за Червенские земли в 981 и 992 гг. На востоке Владимир стремился обеспечить безопасность Руси от набегов волжских булгар и печенегов. С этой целью он в 985, 994 и 997 гг. совершал походы против Булгарии, а для обороны от печенегов тогда же по южным и юго-восточным границам тогдашней Руси были воз­ведены ряды земляных окопов и сто­рожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. На юге Влади­мир стремился установить выгодные отношения с Византией. С этой целью он в 987-988 гг. совершил поход в Крым и заключил династический брак с византийской принцессой Анной.
    Период правления великого князя Владимира Святославича историками оценивается как успешный: было сохра­нено единство Киевской Руси и упоря­дочена система управления; к Киевской Руси были присоединены большие тер­ритории Владимиру удалось снизить опасность набегов печенегов на Русь. Принятие при Владимире Святославиче христианства в качестве государствен­ной религии значительно повысило ав­торитет Руси на международной арене и способствовало развитию ее культу­ры. Не случайно Русская православная церковь в XIV в. причислила великого князя Владимира к лику равноапостоль­ного, чего удостаиваются только люди, особо прославившиеся обращением народов в христианскую веру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *