Сочинение на тему внимание

6 вариантов

  1. Содержание.
    Введение
    1.Характеристика внимания
    2.Свойства внимания
    Ведение
    Проблема внимания имеет древнюю историю, уходящую к Арестотелю, который рассматривал этот феномен как сужение диапазона чувств.
    Первое и самое распространённое психологическое определение вниманиядал У.Джемс в 1890г. :«Каждый знает, что такое внимание.Это овладение разумом в чистой и яркой форме только одним из многих одновременно представленных обьектов или одной мыслью из целой череды мыслей.»
    В определениях Аристотеля и У.Джемса и всех последующих исследователей подчёркивается основная характеристика внимания-изберательность, или селективность, в активности организма.Одни учёные рассматривают внимание как самостоятельный психический процесс, а другие-как одну из характеристик взаимодействия психических процессов.Однако, несмотря на, казалось бы, полную очевидность феномена внимания, общепринятого научного определения внимания к настоящему времени нет.
    Проблемы внимания, которые возникли в общей и когнетивной психологии, возникают и в психофизиологии.Перед психофизиологами всаёт вопрос: что именно изучать в активности мозга, что могло бы быть связанно с внимание?
    1. Характеристика внимания
    Внимание – необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека. В отличие от познавательных процессов, внимание своего особого содержания не имеет, оно динамическая сторона всех познавательных процессов, их условие и способ регулирования.
    Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
    Направленность и сосредоточенность – это качества внимания. В зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: а) сенсорное; б) интеллектуальное; в) моторное (двигательное). В настоящее время наиболее изучено сенсорное внимание: зрительное и слуховое. Внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, потому что оно как бы проявляется изнутри них.
    Функции внимания.
    1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы.
    2. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
    3. Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
    Рассмотрим основные виды внимания.
    1. Природное дано человеку с рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы новизны. Основной механизм такого внимания – ориентировочный рефлекс.
    2. Социально–обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения.
    3. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
    4. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
    5. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств. В центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.
    6. Интеллектуальное, связано в основном с сосредоточенностью и направленностью мысли. Здесь объектом интереса является мысль.
    7. Непроизвольное.
    8. Произвольное.
    9. Послепроизвольное.
    Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. Основные условия его возникновения – качества раздражителей и главным образом их новизна для субъекта. Новизна заключается: в появлении какого-то раздражителя; в изменении его физических свойств, в ослаблении или прекращении их действий; в отсутствии знакомых раздражителей, их перемещении. Движущиеся предметы обычно привлекают внимание. Внимание вызывает все необычное. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. Значение имеет контраст. Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности (его интересами).
    Непроизвольное внимание возникает без каких-либо волевых усилий со стороны субъекта. Его основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды.
    Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут поэтому рассматриваться и как уровни внимания . Каждая из форм внимания может проявляться на различных уровнях.
    Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Здесь требуется усилия воли. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Благодаря ему человек способен извлекать из памяти нужные сведения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.
    Понятие «послепроизвольное внимание » ввел Н.Ф.Добрынин. Оно возникает, если в целенаправленной деятельности для личности интересным и значимым становятся не только результат, но и сам процесс деятельности, его содержание. Деятельность так захватывает человека, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания внимания.
    Его отличие от произвольного – появляется вслед за ним и не требует волевых усилий. Отличие от непроизвольного в том, что связано с сознательно поставленной целью и не вызывается непосредственно раздражителями.
    2. Свойства внимания
    1. Устойчивость внимания. Это временная характеристика внимания. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности. Важнейшее условие длительного сосредоточения – изменчивость, подвижность объектов внимания. Чем сложнее объект, тем устойчивее внимание, это вызвано включением активной мыслительной деятельности. Чем сильнее интерес или важность деятельности, тем длительнее сосредоточение.
    Устойчивость внимания связана с колебаниями (или флуктуации ) внимания, т.е. периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Чтобы сохранить внимание, необходима внутренняя и внешняя активность.
    2. Переключение внимания. Проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Причинами переключения внимания могут быть: 1) требования деятельности: переход от одного объекта или действия внутри одной деятельности; 2) необходимость включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями; 3) в целях отдыха.
    Показатели этого свойства внимания:
    1) время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой;
    2) продуктивность работы: ее объем или время выполнения в сравнении с деятельностью без переключения;
    3) качество, точность работы (наличие ошибок, обусловленных переключением).
    Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. Успешность переключения зависит от ряда условий: 1) особенности предыдущей и последующей деятельности, 2) их сложности, 3) отношение человека к каждой из них – если более интересна предыдущая, то переключение затрудняется. Трудно переключаться, если предыдущая деятельность не завершена.
    Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Связано с особенностями подвижности нервных процессов.
    Переключаемость внимания повышается с помощью упражнений. Для некоторых профессий это свойство входит в профессиональную пригодность.
    3. Распределение внимание. Это свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – обязательное условие многих профессий.
    Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Более эффективно распределение внимание при выполнении двигательной и умственной деятельности и очень трудно совмещать два вида умственной деятельности. Здесь важны навыки. Можно развить с помощью упражнений.
    4. Объем внимания. Определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. У взрослого человека он составляет 5–7 элементов. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, возраста, физического состояния.
    С возрастом объем внимания увеличивается. Основное условие расширения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.
    В деятельности человека переключение, распределение и объем внимания находятся в единстве.
    Выводы:
    1. Внимание своего особого содержания не имеет, оно динамическая сторона всех познавательных процессов.
    2. Основные виды внимания могут рассматриваться как уровни внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
    3. Свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.
    Литература:
    Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея и В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1974. 295 с.
    Психология внимания: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
    Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

  2. Современный мир наполнен одинокими людьми, которым приходится справляться со своими бедами самостоятельно. Человеку не с кем поделиться ни печалью, ни радостью, когда это так необходимо. Поэтому внимание к человеку так важно в современном обществе. В чем-то помочь человеку или просто дать ему высказать свои мысли и желания – эти вещи способны сделать человека счастливее, потому что тяжело справляться со своими эмоциями в одиночку. Важно дать понять человеку, что он необходим, что он не одинок в этом огромном мире.
    Многие писатели говорили о влиянии на человека внимания к нему, как без этого внимания люди находились в трагичной ситуации и как внимание помогало просто выживать в труднейших условиях.
    Так, главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» жила в одиночестве. Хотя Матрёна и помогала другим людям в деревне, она была по-настоящему одинока. Да, у Матрены было много гостей, однако все они приводили ради собственных целей, никому не было дела до жизни героини. Все приходили за ее помощью, но ни разу не спросили о ее жизни, о том, счастлива ли она. Никто не узнал, нужна ли помощь женщине, которая привыкла помогать другим. Близкие ей люди пользовались ее добротой и бескорыстием. Непонимание характера героини, равнодушие других людей повлекло за собой трагичную развязку судьбы Матрены: когда она перевозит горницу, она не успевает уйти с рельс, и ее сбивает поезд.

  3. Кочнев, как и многие писатели, хотел пробудить в читателях добрые и чистые чувства, сделать их жизнь полнее и ярче!
    В данном тексте автор рассматривает проблему о животворящем воздействии доброты на человеческую душу. Героиня данного текста была хмурой и несчастливой, пока «добрый волшебник» не подарил ей розу с открыткой.
    Автор рассказывает нам историю своей героини, и то, как добро повлияло на ее судьбу! Девушку окружало холодное безразличие одноклассников, что заставляло ее страдать и плакать, но все изменилось, как только она узнала, что нравится кому-то.
    Позиция автора ясна, он хочет показать нам, как важно для человека внимание, забота и любовь со стороны окружающих. Это главная мысль текста, которую Кочнев хочет донести до нас.
    И я полностью согласен с позицией автора. Ведь она справедлива, и подтверждается жизнью. Вряд ли бы Пушкин стал Пушкиным, если б в детстве няня ему не оказала заботу и ласку.
    Так же Некрасов после одобрительного отзыва Белинского поверил, что он сможет стать настоящим поэтом.
    В заключении я хочу сказать, что добрым словом, признанием, заботой и любовью можно в человеке раскрыть те чувства, которые он скрывает из-за недоверия к окружающим. Именно человеческой добротой можно раскрыть в человеке что-то новое, то, что может изменить его жизнь.
    Заметка: решили не писать курсач по литературе – diplomers вам поможет.
    Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

  4. РЕФЕРАТ
    Попсихологии
    «Внимание»

    Все процессы познания,будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект,который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем и чем-то,что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает невосприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек— воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученныхнами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру,субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражениево внимании. Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение —каждый из этих процессов имеет свое специфическое содержание; каждый процессесть единство образа и деятельности: восприятие — единство процессавосприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета и явлениядействительности; мышление — единство мышления как деятельности имысли, как содержания — понятия, общего представления, суждения.Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия,мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та ихсторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
    Мы внимательны, когда мыне только слышим, но и слушаем или даже прислушиваемся, не только видим, но исмотрим или даже всматриваемся, т. е. когда подчеркнута или повышена активностьнашей познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективнойреальности. Внимание — это в первую очередь динамическая характеристикапротекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связьпсихической деятельности с определенным объектом, на котором она как вфокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность натот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленностьв направленную на объект познавательную деятельность.
    За вниманием всегда стоятинтересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызываютизменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается вовнимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становитсяболее ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом,хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в другихпроцессах, однако и в нем выявляется специфическим образом взаимосвязьдеятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении ясности иотчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.
    Во внимании находит себезаостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательнаядеятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает всознании объект, тем интенсивнее и самое сознание. Внимание — проявление этойсвязи сознания и предмета, который в нем осознается.
    Поскольку вниманиевыражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида иобъекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны,внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание. Причинывнимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, идаже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самомпо себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте,взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении кобъекту.
    Генезис внимания связан сразвитием достаточно совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитиивнимания развитие тонической деятельности играет существенную роль: онаобеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя,необходимого для внимательного наблюдения за объектом.
    Внимание теснейшимобразом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступеняхфилогенетического развития, оно непосредственно включено в практическуюдеятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность, бдительность,готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на восприятиеэтого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих раннихстадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
    По мере того как учеловека из практической деятельности выделяется и приобретает относительнуюсамостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы:оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности исосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности напредмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижныйвнешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд,зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании,связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служитнеподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взорчеловека. Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой,а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание — это внутренняядеятельность под покровом внешнего покоя.
    Внимание к объекту,будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с теми результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудьдеятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на немсвоего внимания. Внимание — это связь сознания с объектом, более или менеетесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.
    Говорить о внимании, егоналичии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности —практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность егомыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления такимобразом совпадают.
    Это положениеоправдывается в самых различных областях деятельности. Его подтверждает нижеприводимое наблюдение Гельмгольца (см. дальше).
    На сценическом опыте этоправильно подметил Станиславский.
    «Внимание к объекту, —пишет он, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие жееще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание,сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
    Теория внимания
    Специфическое значениевнимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятиеособенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии —ассоционисты — вовсе не включали внимание в систему психологии, для них несуществовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации;поэтому для них не существовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в.понятие внимания начинает играть все большую роль. Оно служит для выраженияактивности сознания и используется как корректив к ассоциативной психологии,сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этомвнимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержаниюсила, которая извне формирует данный сознанию материал.
    Это идеалистическоепонимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.)отрицают вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки,совершенно устраняющие внимание из психологии, сделали представителиповеденческой психологии и гештальтпсихологи.
    Первая механистическаяпопытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Рибо иразвитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторнымустановкам. Вторая, связанная с теорией гештальтпсихологии, сводит явлениевнимания к структурности сенсорного поля (Рубин).
    Не подлежит сомнению, чторефлекторные установки играют существенную роль в начальных, наиболеепримитивных формах внимания. Хорошо известно, что при действии на организмкакого-нибудь раздражителя организм обычно рефлекторно приспособляется кнаилучшему его восприятию. Так, когда на периферическую часть сетчатки падаетсветовой раздражитель, глаз обычно поворачивается в его сторону, так что онпопадает в поле лучшей видимости. При действии на барабанную перепонку идущегосбоку звукового раздражителя следует рефлекторный поворот в сторону источниказвука. Значение этих установок заключается в том, что они приводят к усилениюодних процессов за счет торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакцииорганизма создают благоприятствующие условия для выделения некоторыхраздражителей. К этим рефлекторным реакциям установки и сводят рефлексологивнимание.
    Не подлежит такжесомнению, что объяснение внимания в отрыве от таких рефлекторных установок какотправного пункта в процессе развития было бы явно идеалистическим и ненаучным.Но объяснять внимание только этими рефлекторными установками так же неправильнои невозможно. В своих высших, специфически человеческих проявлениях внимание —сознательный процесс. Самые установки человека далеко не всегда являютсярефлекторными. Они часто образуются на основе сознательных процессов, в которыхучаствует внимание. Таким образом, рефлекторные установки могут быть ипричиной, и следствием внимания, и попросту его внешним выражением. Но вниманиев целом никак не сводимо к рефлекторным установкам.
    Так женеудовлетворительна, как эта попытка сведения внимания к рефлекторнойустановке, и попытка свести внимание к структурности восприятия.
    Попытка свести внимание кструктурности восприятия не выдерживает критики по ряду оснований. Во-первых,для внимания существенна возможность выделения частей, сторон, моментов, —словом, анализа, а не одностороннее господство структурного целого; во-вторых,хотя внимание бесспорно сначала проявляется в отношении чувственного содержанияи связано с его членением, однако существенная черта высших форм вниманиязаключается в отвлечении. Внимание связано с абстракцией, с возможностьюрасчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и сознательно направитьвзор в определенную сторону. С мыслительной операцией абстракции вниманиесвязано не менее тесно, чем со структурностью восприятия. Жане приводит случайс больной, для которой непреодолимые трудности представляло достать булавку изкоробки, в которой вперемешку находились булавки и пуговицы. Она брала коробкус тем, чтобы выполнить это задание, но, как она поясняла, она не могласосредоточиться мыслью на булавках, потому что ей попадались под руки иприковывали внимание пуговицы; точно так же она не могла сосредоточиться и напуговицах, поскольку в поле зрения постоянно попадали булавки; в результате оналишь беспомощно перебирала одни и другие. Мы не находимся в такой поглощающейвласти вещей.
    Сводить всю проблемувнимания к структурности чувственного поля — значит в конечном счете отрицатьсуществование субъекта, противопоставляющего себя предметам и активновоздействующего на них.
    Внимание, которое сплошьи рядом трактуется только как «функция» или механизм, есть по существу аспектбольшой основной проблемы о соотношении личности и мира. Наличие у человекавысших форм внимания в конечном счете означает, что он как личность выделяетсебя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность,мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать,выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание вэтих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметногосознания.
    Вместо раскрытия этогоосновного соотношения, связанного с общей направленностью личности, теориявнимания по большей части сосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциямего причислить. Сторонники волюнтаристической теории усматриваютсущность внимания исключительно в воле, хотя непроизвольное внимание явнопротиворечит такому пониманию. Другие сводили внимание к фиксации представленийпосредством чувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопрекичувству. Третьи, наконец, искали объяснения внимания исключительно в изменениисамого содержания представлений, не учитывая значения общей направленностиличности. Между тем специфическое ядро вопроса в другом: внимание существеннообусловлено взаимоотношением между направленностью деятельности, в которуювключен человек, и направленностью его внутренних психических процессов.Внимание налицо там, где направление деятельности ориентирует направлениемыслей, помыслов и т. д., где они совпадают. Отсутствие внимания означает ихрасхождение или разведение. Можно, пожалуй, сказать, что внимание выражаетспецифическую особенность процессов, направление которых регулируетсядеятельностью, в которую они включены.
    Поскольку во вниманиивыражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание,значимость этого объекта для личности имеет основное значение «дляпривлечения к нему внимания.
    Не подлежит сомнению, чтопривлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих отнего раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистическойтеории внимания. Сильный, резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивноераздражение — при прочих равных условиях — скорее привлечет к себе внимание,чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет в конечном счетене столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколькоотносительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта.Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания наочень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, — насильные посторонние шумы и т. п., между тем как малейшая деталь, имеющаяотношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечетнаше внимание. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратитвнимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнет от внимания другогочеловека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразуподметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут отвнимания постороннего безразличного наблюдателя.
    Относительная значимостьвпечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание являетсяв большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности,с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями,которые она себе ставит.
    В интересах,обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальныемоменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этойсвязи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями,с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Эмоциональные моментыоказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интересвсегда включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты. Именноединство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональныхмоментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоциональнопривлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладатьсоответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам ещенеизвестно. Интерес — это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтомувозбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач.Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, чтоеще не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас ещене исчерпан.
    Интересен предмет,который требует движения мысли и дальнейшего углубления в него. Нам интересното, о чем мы уже знаем, что мы этого еще не знаем.
    Всякий опытный педагогзнает, что заинтересовать учащихся можно, только давая им свежий, новый, ещенеизвестный материал, связывая его при этом обязательно с уже известным,прежним, усвоенным. Это не просто внешний тактический прием. Он укоренен всамой природе интереса. Возбуждает интерес и привлекает внимание только то, чтосвежо, ново, и только при том условии, если оно как-то связано с прежним,знакомым. Эта связь с прежним опытом личности, так же как связь с чувствами,означает связь интересов и зависимость внимания от личности в целом, ееконкретной направленностью, обусловленной всем ходом развития личности.
    Основные виды внимания
    При изучении вниманиянеобходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств илисторон. Основными видами внимания являются непроизвольное и такназываемое произвольное внимание. Непроизвольное внимание связано срефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо отсознательного намерения человека. Свойства действующих на него раздражителей,их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями,потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы,явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе.Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольнымпродуктом интереса.
    От непроизвольноговнимания отличают произвольное. Самый термин одиозен. Он как будто создан длятого, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий:индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческоговнимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и этипоследние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности этииные. Так называемое «произвольное внимание» — это сознательно направляемоеи регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, накоторый оно направляется. Этот термин служит для обозначения тогоцентрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность,поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишьсамотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.
    Так называемоепроизвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляетсявнимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носитвсегда опосредованный характер. Это первая его черта.
    Непроизвольное вниманиеобычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс).Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркаяокраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие,однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистуюпассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, ипроизвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешнимиусловиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.
    И, наконец, третья черта,завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция.Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном»внимании.
    Различая произвольное инепроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешнепротивопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольноевнимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольноевнимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловленонепосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такойнепосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляемнаше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями,которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и накоторую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственныйинтерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого переходанепроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеетцентральное значение для правильного теоретического отображения реальногопротекания процессов внимания и для практической правильной организации работы,в частности учебной.
    Нужно считаться с тем,что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способнылегко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание всилу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем онимогут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций,которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которыепо трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым онислужат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затемдлительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодарябогатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первомслучае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором— естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному.В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.
    При всем — оченьсущественном — различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать ивнешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальномтрудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это,нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольноевнимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, атакже делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное вниманиеучащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимостизадач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственныйинтерес учебного материала. И одно и другое необходимо.
    В психологическойлитературе Титченер отметил уже переход произвольного внимания внепроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным»произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания,которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичномувниманию.
    Геометрическая задача непроизводит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар громаовладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мытакже продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание,— это вторичное внимание. Но существует еще третья стадия развития: онаявляется, по Титченеру, возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем,например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею исовершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же властьнад нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании».«Трудности преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла».«Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным,именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокой степенисложности. Наконец он снова упрощается».
    Однако эта третья стадияне является возвращением к первой. Она представляет все же разновидностьпроизвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и нетребуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкойна определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия— является исходной, основной характеристикой так называемого произвольноговнимания человека, как внимания сознательно регулируемого.

  5. А вот в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна со всем вниманием отнеслась к своему ученику, пытаясь спасти его от голода, хотя непросто было накормить гордого мальчишку. Чтобы он не противился, она приняла его мальчишеские понятия: стала играть с ним на деньги. Спасение больного малокровием ребенка было для нее выше всяких условностей. Она поплатилась потерей работы за азартные игры с учеником, но мальчику помогла.
    Очень похожи «Девочка со спичками» Г.К. Андерсена и «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского. В обоих произведениях дети замерзают зимой от безучастности окружающих. Того и другого находят утром замерзшими. Неужели так непосильно было кому-нибудь впустить замерзающего ребенка в дом, отогреть, накормить? Прояви к ним внимание — и дети остались бы живы, устроены в жизни и благодарны. Отрадно, конечно, что Христос взял мальчика к себе на елку, а девочка встретится на небесах с бабушкой, только каково взрослым, виновным в равнодушии к этим детям, видеть их замерзшие трупики?
    Так что же значит внимательность к человеку в трудной для него ситуации? Может ли она спасти ему жизнь? На основании рассмотренных произведений ответ утвердительный. Конечно, может. Но в жизни часто приходится сожалеть о своем равнодушии, невнимательности к какому-то человеку, когда исправить уже ничего нельзя.

  6. Радиус окружности, вписанной в треугольник, равен 3 см, а периметр треугольника 20 см.
    Найдите площадь треугольника.
    решить цепочку переходов
    Zn->ZnCl2->Zn(OH2)->ZnO->ZnSO4->Zn
    По правилам номенклатуры написать структурную формулу углеводорода по его названию:  а) 2,2,3,3-тетраметилгептен   2) 6,6-дихлор-5-этилнонин-3
    Ребята умоляю подставьте любые предложения с прямой речью вместо многоточия из любого рассказа          по схемам
    1.”….?-сказал.-….”
    2″…..,-отвечал,-….”.
    3.”….!-закричал.-….”
    4.”….!-говорил.-…..!”
    5″……!-шептал.-…..”.
    6.”…?-сказала.-…..?!
    Число дорожно-транспортных происшествий в летний период составило 0,87 их числа в зимний период. На сколько процентов уменьшилось число дорожно-транспортных происшествий летом по сравнению с зимой?
    Какая страна считается родиной оперы?
    а)Италия
    б)Испания
    в)Франция
    помогите !!!1.виды синтаксической связи ,и средства синтаксической связи 2.оновные виды словосочетаний  3.что такое приложение 4.какие предложения называютя полными и неполными
    Ребят умоляю помогите!!!
    1.мои мысли о любом из герои(Аллые паруса)
    2.на выбор а)образ моря книги,б)придумайте рассказ дерева,цветка или жука ср встречей Ассоль
    Верхнюю точку моста радиусом 100 м автомобиль проходит со скоростью 20 м/с. Найдите центростремительное ускорение автомобиля.
    предложите не менее четырех способов классификации оксидов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *