Сочинение на тему война и мир отрицательные герои в романе

7 вариантов

  1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
    Все герои романа Л. Толстого «Война и мир» полу­чают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не спосо­бен проникнуться общим чувством с народом. Вот по­чему положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают родину от врага.
    Однако значительное место в романе «Война и мир» Л. Толстой отводит и отрицательным героям. Они обра­зуют целый лагерь, который противостоит героям поло­жительным. Это и князь Василий Курагин со своим се­мейством, и карьерист Борис Друбецкой, и алчный Берг, и иноземные генералы на русской службе, и московский губернатор Растопчин. Все они озабочены личными вы­годами и далеки от народа, а потому писатель лишает их почетного права защищать Отечество.
    Уже на первых страницах мы сталкиваемся с кня­зем Василием Курагиным и из его уст слышим далеко не лестную характеристику своих сыновей — Ипполи­та и Анатоля. В разговоре с мадам Шерер он говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles (идиоты). Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокой­ный. Вот одно различие». Князь Василий говорит, что его старший сын «глуп и очень глуп», но найдет свою дорогу, а младший — Анатоль — весьма умен, но из него «вышло совсем иное».
    В романе Анатоль Курагин представляет как бы тот полюс зла, те разрушительные силы, которые противо­стоят созидающей силе народа. Второй полюс зла пред­ставлен образом Наполеона. Есть соответствие между поведением Анатоля Курагина и историческим поведе­нием императора Наполеона. Как Анатоль, Наполеон лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Беседуя с посланником русского императора Балашевым, Напо­леон обращается к нему не как к послу врага, а как к человеку, который теперь вполне ему предан и дол­жен радоваться вместе с ним унижению своего бывшего господина, ибо Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государ­ства, не обожал его. Ему свойственна, как и Анатолю Курагину, даже наивность, проявляющаяся в его ис­креннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он. И в сущности разница между этими, на пер­вый взгляд, несоизмеримыми героями только в масшта­бах деятельности: Наполеон действует разрушительно в историческом плане, Анатоль — в плане семейно-бы­товом. Но мотивы деятельности и Анатоля, и Наполеона одни и те же: эгоистический произвол.
    Девочкой Наташа Ростова была влюблена в Бориса Друбецкого. Но ни она — обладательница редкой спо­собности разбираться в людях и «чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», сумевшая с удивительной точностью разгадать характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, — ни кто-либо другой не могли даже предпо­ложить, в какого эгоиста превратится Борис позже.
    Наиболее полно эгоистический характер Бориса раскрывается в истории его отношений с Жюли Карагиной. Ради богатого приданого он ведет тонкую игру, но долго не решается сделать предложение девушке, некрасивой, даже безобразной внешности. Л. Толстой говорит о Борисе, что «целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рас­суждая сам с собой, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпан­ный пудрой, на ее влажные глаза и выражение лица, изъявляющего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супру­жеского счастья, Борис не мог произнести решитель­ного слова, несмотря на то, что давно в воображении своем он считал себя обладателем пензенских имений И распределял употребление с них доходов».
    Жюли также достойна своего жениха. Когда Борис испугался ее заигрываний с Анатолем Курагиным и вы­давил из себя слова признания, девушка не удовлетво­рилась их краткостью и «заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он лю­бит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать то, что требовала».
    Так в поисках богатой невесты Борис Друбецкой по­рвал с Ростовыми. Но расчетливый карьерист Берг, на­оборот, нашел в этом доме себе пару — скучную, свар­ливую старшую дочь Веру. Л. Толстой говорит о нем: «Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и прият­ное место помощника начальника штаба помощника пер­вого отделения начальника штаба второго корпуса». Так, уже в самом названии той должности, которую занимал его герой, слышна неприкрытая ирония писателя.
    А вот объяснение причины, по которой Берг в пер­вый день сентября 1812 года уехал из армии в Москву: «Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву, и что-то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел».
    С язвительной иронией Л. Толстой показывает, как Берг подъехал к дому Ростовых: «Берг в своих аккурат­ных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно та­ких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завя­зал узел». Он плывущим, неторопливым шагом вошел в дом, обнял старого графа и стал рассказывать о собы­тиях. «Берг рассказал все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов». Во время разговора Берг произносит: «Мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы на­силу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой». И здесь же, без всякого перехода, он с удовольствием рассказы­вает о том, как приобрел шифоньерку и туалет. При этом «Берг перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет». Он просит старого графа Ростова дать ему одну из подвод, стоящих во дворе, чтобы отвезти свои покупки домой.
    Но планы Берга разрушает Наташа, которая застави­ла родителей сбросить имущество с подвод и отдать их для раненых. Она стыдит своих родителей, даже кричит на них: «Разве мы немцы какие-нибудь?» Этими словами Наташа морально уничтожает Берга, обнажает его истин­ную суть как глубоко равнодушного к бедам народа.
    Следуя правде жизни, Л. Толстой показывает, что ла­герь отрицательных героев нередко весьма организован и сплочен. Отрицательные герои собираются в светские салоны, обмениваются новостями, оказывают поддержку друг другу в продвижении по карьерной лестнице. Рас­крывая секрет их могущества, писатель подчеркивает, что сила отрицательных героев — мнимая, потому что ос­новывается на постоянном поиске личной выгоды, нажи­вы и большой власти. При столкновении личных интере­сов в этом лагере вчерашние друзья могут оказаться за­клятыми врагами, способными без всяких раздумий переступить через вчерашнюю дружбу.

  2. Все герои романа Л. Толстого «Война и мир» получают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не способен проникнуться общим чувством с народом. Вот почему положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают родину от врага.
    Однако значительное место в романе «Война и мир» Л. Толстой отводит и отрицательным героям. Они образуют целый лагерь, который противостоит героям положительным. Это и князь Василий Курагин со своим семейством, и карьерист Борис Друбецкой, и алчный Берг, и иноземные генералы на русской службе, и московский губернатор Растопчин. Все они озабочены личными выгодами и далеки от народа, а потому писатель лишает их почетного права защищать Отечество.
    Уже на первых страницах мы сталкиваемся с князем Василием Курагиным и из его уст слышим далеко не лестную характеристику своих сыновей — Ипполита и Анатоля. В разговоре с мадам Шерер он говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли des imbeciles (идиоты). Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокойный. Вот одно различие». Князь Василий говорит, что его старший сын «глуп и очень глуп», но найдет свою дорогу, а младший — Анатоль — весьма умен, но из него «вышло совсем иное».
    В романе Анатоль Курагин представляет как бы тот полюс зла, те разрушительные силы, которые противостоят созидающей силе народа. Второй полюс зла представлен образом Наполеона. Есть соответствие между поведением Анатоля Курагина и историческим поведением императора Наполеона. Как Анатоль, Наполеон лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Беседуя с посланником русского императора Балашевым, Наполеон обращается к нему не как к послу врага, а как к человеку, который теперь вполне ему предан и должен радоваться вместе с ним унижению своего бывшего господина, ибо Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государства, не обожал его. Ему свойственна, как и Анатолю Курагину, даже наивность, проявляющаяся в его искреннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он. И в сущности разница между этими, на первый взгляд, несоизмеримыми героями только в масштабах деятельности: Наполеон действует разрушительно в историческом плане, Анатоль — в плане семейно-бытовом. Но мотивы деятельности и Анатоля, и Наполеона одни и те же: эгоистический произвол.
    Девочкой Наташа Ростова была влюблена в Бориса Друбецкого. Но ни она — обладательница редкой способности разбираться в людях и «чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», сумевшая с удивительной точностью разгадать характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, — ни кто-либо другой не могли даже предположить, в какого эгоиста превратится Борис позже.
    Наиболее полно эгоистический характер Бориса раскрывается в истории его отношений с Жюли Карагиной. Ради богатого приданого он ведет тонкую игру, но долго не решается сделать предложение девушке, некрасивой, даже безобразной внешности. Л. Толстой говорит о Борисе, что «целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собой, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и выражение лица, изъявляющего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастья, Борис не мог произнести решительного слова, несмотря на то, что давно в воображении своем он считал себя обладателем пензенских имений И распределял употребление с них доходов».
    Жюли также достойна своего жениха. Когда Борис испугался ее заигрываний с Анатолем Курагиным и выдавил из себя слова признания, девушка не удовлетворилась их краткостью и «заставила Бориса сказать ей все, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать то, что требовала».
    Так в поисках богатой невесты Борис Друбецкой порвал с Ростовыми. Но расчетливый карьерист Берг, наоборот, нашел в этом доме себе пару — скучную, сварливую старшую дочь Веру. Л. Толстой говорит о нем: «Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса». Так, уже в самом названии той должности, которую занимал его герой, слышна неприкрытая ирония писателя.
    А вот объяснение причины, по которой Берг в первый день сентября 1812 года уехал из армии в Москву: «Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву, и что-то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел».
    С язвительной иронией Л. Толстой показывает, как Берг подъехал к дому Ростовых: «Берг в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел». Он плывущим, неторопливым шагом вошел в дом, обнял старого графа и стал рассказывать о событиях. «Берг рассказал все, что он запомнил из разных слышанных за это время рассказов». Во время разговора Берг произносит: «Мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти. . . да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой». И здесь же, без всякого перехода, он с удовольствием рассказывает о том, как приобрел шифоньерку и туалет. При этом «Берг перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет». Он просит старого графа Ростова дать ему одну из подвод, стоящих во дворе, чтобы отвезти свои покупки домой.
    «
    1
    2
    »

  3. Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

    Другие важные персонажи

    В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».
    Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
    Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.
    Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.
    Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.
    Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.
    Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.
    Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).
    Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.
    Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

    Заключение

    Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

  4. В основу оценки героев своей книги Л.Н.Толстой положил “мысль народную”. Кутузов, Багратион, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский и Пьер Безухов, Петя Ростов, Василий Денисов вместе с народом грудью встают на защиту родины. Всей душой любят родину и народ и героиня романа, чудесная “волшебница” Наташа Ростова. Отрицательные персонажи романа: князь Василий Курагин и его дети Анатоль, Ипполит и Элен, карьерист Борис Друбецкой, стяжатель Берг, иноземные генералы на русской службе — все они далеки от народа и заботятся только о своих личных выгодах.
    В романе увековечен беспримерный подвиг Москвы. Ее жители в отличие от жителей столиц других стран, покоренных Наполеоном, не захотели подчиниться завоевателям и покинули родной город. “Для русских людей, — говорит Толстой, — не могло быть вопроса, хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего”.
    Войдя в Москву, которая была похожа на опустевший улей. Наполеон почувствовал, что над ним и его армиями занесена рука сильнейшего духом противника. Он стал настойчиво домогаться перемирия и дважды направлял послов к Кутузову. От имени народа и армии Кутузов решительно отверг предложение Наполеона о мире и организовал контрнаступление своих войск, поддержанное партизанскими отрядами.
    Потерпев поражение в Тарутинском бою, Наполеон оставил Москву. Вскоре началось беспорядочное бегство его полков. Превратившись в толпы мародеров и грабителей, наполеоновские войска бежали обратно по той же дороге, которая привела их в русскую столицу.
    После сражения под Красным Кутузов обратился к своим солдатам с речью, в которой сердечно поздравил их с победой и поблагодарил за верную службу отечеству. В сцене под Красным с особой проникновенностью раскрывается глубочайшая народность великого полководца, его любовь к тем, кто спас родину от иноземного порабощения, его настоящий патриотизм.
    Однако следует заметить, что есть в “Войне и мире” сцены, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше. Писателю казалось, что и Кутузов думал так же и не считал нужным вмешиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели — разгромить врага.
    Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухов повстречался, и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает каратаевские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева. Когда французы гнали партию пленных по осенней грязной дороге, Каратаев упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели…
    К счастью, “каратаевские” черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю. Читая “Войну и мир”, мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с убедительной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной книгой людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера. И она всегда будет служить для свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления.
    Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухов и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое счастье. Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины. Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле.
    О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спросил Пьера: “Дядя Пьер… Ежели бы папа был жив… он бы согласен был с вами?” И Пьер ответил: “Я думаю, что да…”
    В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского. “Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска”, — снилось Николеньке. Они шли на трудный и славный подвиг. С Николенькой был отец, ободрявший и его и дядю Пьера. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. “Отец! Отец! — думает Николенька. — Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен”.
    Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года — декабристы.
    Так заканчивается произведение, которому Толстой, по его признанию, посвятил пять лет “непрестанного и исключительного труда”.

  5. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Все герои романа Л. Толстого «Война и мир» полу­чают нравственную оценку писателя в зависимости от того, насколько каждый из них способен или не спосо­бен проникнуться общим чувством с народом. Вот по­чему положительные герои (Кутузов, капитаны Тушин и Тимохин, Андрей Болконский, ПьерБезухов, Петя Ростов, Денисов и другие) вместе с народом защищают родину от врага. Однако значительное место в романе «Война и мир» Л. Толстой отводит и отрицательным героям. Они обра­зуют целый лагерь, который противостоит героям поло­жительным. Это и князь Василий Курагин со своим се­мейством, и карьерист Борис Друбецкой, и алчный Берг, и иноземные генералы на русской службе, и московскийгубернатор Растопчин. Все они озабочены личными вы­годами и далеки от народа, а потому писатель лишает их почетного права защищать Отечество. Уже на первых страницах мы сталкиваемся с кня­зем Василием Курагиным и из его уст слышим далеко не лестную характеристику своих сыновей — Ипполи­та и Анатоля. В разговоре с мадам Шерер он говорит: «Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что может отец, и оба вышли desimbeciles (идиоты). Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль — беспокой­ный. Вот одно различие». Князь Василий говорит, что его старший сын «глуп и очень глуп», но найдет свою дорогу, а младший — Анатоль — весьма умен, но из него «вышло совсем иное». В романе Анатоль Курагин представляет как бы тот полюс зла, те разрушительные силы, которые противо­стоят созидающей силе народа. Второй полюсзла пред­ставлен образом Наполеона. Есть соответствие между поведением Анатоля Курагина и историческим поведе­нием императора Наполеона. Как Анатоль, Наполеон лишен способности понимать, что мир существует не для того, чтобы удовлетворялись его желания. Беседуя с посланником русского императора Балашевым, Напо­леон обращается к нему не как к послу врага, а как к человеку, который теперь вполне емупредан и дол­жен радоваться вместе с ним унижению своего бывшего господина, ибо Наполеон не может представить себе, чтобы кто-то, в том числе и посол враждебного государ­ства, не обожал его. Ему свойственна, как и Анатолю Курагину, даже наивность, проявляющаяся в его ис­креннем убеждении, что все должны хотеть того, чего хочет он. И в сущности разница между этими, на пер­вый взгляд, несоизмеримымигероями только в масшта­бах деятельности: Наполеон действует разрушительно в историческом плане, Анатоль — в плане семейно-бы­товом. Но мотивы деятельности и Анатоля, и Наполеона одни и те же: эгоистический произвол. Девочкой Наташа Ростова была влюблена в Бориса Друбецкого. Но ни она — обладательница редкой спо­собности разбираться в людях и «чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц»,сумевшая с удивительной точностью разгадать характеры и своего брата Николая, и Пьера, и гусара Денисова, и дуэлянта Долохова, — ни кто-либо другой не могли даже предпо­ложить, в какого эгоиста превратится Борис позже. Наиболее полно эгоистический характер Бориса раскрывается в истории его отношений с Жюли Карагиной. Ради богатого приданого он ведет тонкую игру, но долго не решается сделать предложениедевушке, некрасивой, даже безобразной внешности. Л. Толстой говорит о Борисе, что «целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рас­суждая сам с собой, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпан­ный пудрой, на ее влажные глаза и выражение лица, изъявляющего всегдашнюю готовность измеланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супру­жеского счастья, Борис не мог произнести решитель­ного слова, несмотря на то, что давно в воображении своем он считал себя обладателем пензенских имений И распределял употребление с них доходов». Жюли также достойна своего жениха. Когда Борис испугался ее заигрываний с Анатолем Курагиным и вы­давил из себя…

  6. Анжелика
    В романе “Война и мир” четкое разделение героев на положительных и отрицательных. Основными чертами последних являются бедность внутреннего мира, отсутствие нравственных принципов, узость интересов и стремлений. В то время как положительные герои-это полноценные личности с богатейшим духовным миром, они находятся в постоянном поиске чего-то нового, стремятся к совершенствованию.
    Положительные герои в романе “Война и мир» ” показаны всесторонне и в развитии. Каждый положительный герой отмечен сложным сочетанием особенностей характера и восприятия мира. К положительным героям относятся Адрей Болконский, его отец Николай Адндреевич, Пьер Безухов, Николай Ростов, Наташа, княжна Марья, и некоторые другие второстепенные персонажи.
    Истинную красоту души человеческой Л. Толстой раскрывает на примере двух главных героинь-Наташи Ростовой и княжны Марьи, которые, по мнению писателя, являются идеалами женщин.
    В романе насчитывается более пятисот действующих лиц, и не менее половины из них являются отрицательными героями. Большинство таких персонажей сосредоточено в салонах Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой. Именно в этом обществе внутреннюю пустоту людей заполняют лишь лицемерие и эгоизм. Князь Василий, например, в погоне за деньгами ни перед чем не остановится: заискивание, ложь, интриги – он пойдёт на всё, чтобы обогатиться, хотя сам далеко не бедный человек. Малодушие и бездействие, проявленное во время Отечественной войны, показывают его истинное лицо.
    Коварство и низость в поступках передались и детям князя Василия, проявившись в ещё большей степени. Его дочь, княжну Элен, автор изображает как холодную красавицу без души и сердца, для которой ничто не свято.
    Но Анатоль, её брат, оказывается ещё циничнее своей сестры.
    Что же касается чувств и мнения окружающих, то они ему глубоко безразличны. Во многом так получилось благодаря излишнему покровительству со стороны его отца, который с помощью связей и влияния везде покрывает и оберегает сына. Этопозволяет Анатолю беспечно относиться к жизни. Ведь она представляется ему праздником, где всё создано для развлечения. Даже не задумываясь о смысле существования, он бесцельно проводит время в кутежах и пиршествах. А полагаясь на отца, считает, что ему уже уготовано самое лучшее.
    И всё-таки, даже низкие качества Курагиных не могут сравнить их с Наполеоном, виновным в смерти тысяч людей.
    Автор выражает своё мнение о нём словами князя Болконского, считавшего, что Наполеон велик только потому, что не нашлось достойных ему соперников. Но прав он лишь отчасти, так как Бонапарт всё же встретил равного по силе.
    Это русский народ.
    Во многом превосходя его, Наполеон не смог добиться успеха, так и не осознав, что любое оружие бессильно против человека, защищающего родину.
    Впрочем, Бонапарт никогда не брал во внимание личные чувства и настрой людей. Он относился с равнодушием даже к собственным солдатам, которые жертвовали ради императора жизнью там, где это было абсолютно не нужно. Но Наполеон слишком высокомерен, чтобы оценить такую самоотверженность, и к несчастью, ещё более жесток. Ведь единственное удовольствие ему доставляет вид поля битвы после сражения.

  7. В романе Л. Толстого «Война и мир» насчитывается более пятисот действующих лиц, и не менее половины из них являются отрицательными героями. Большинство таких персонажей сосредоточено в салонах АнныПавловны Шерер и Элен Безуховой. Именно в этом обществе внутреннюю пустоту людей заполняют лишь лицемерие и эгоизм. Особенно заметны эти черты в семействе Курагиных. Князь Василий, например, в погоне заденьгами ни перед чем не остановится: заискивание, ложь, интриги – он пойдёт на всё, чтобы обогатиться, хотя сам далеко не бедный человек. Но одна неуёмная жадность не может в полной мереохарактеризовать данного героя. Малодушие и бездействие, проявленное во время Отечественной войны, показывают его истинное лицо. Ведь пока в Москве разворачиваются военные события, князь Василий ведёт всё ту же размереннуюжизнь в Петербурге, лишь изредка осуждая русских полководцев за неумение командовать. Поначалу он возлагает все надежды на Кутузова и восхищается им, но после сдачи Москвы французам начинает презирать дажеего, лицемерно заявляя, что никогда не верил в этого «развратного старика».
    К сожалению, коварство и низость в поступках передались и детям князя Василия, проявившись в ещё большей степени. Его дочь,княжну Элен, автор изображает как холодную красавицу без души и сердца, для которой ничто не свято. В то время как всю страну захлестнуло патриотизмом, она готова сменить веру ради собственной выгоды. Но печаленне сам её поступок, а отношение к этому в обществе. Ведь большинство просто посочувствовали «бедной» Элен, которая при живом муже не могла решить, за кого ей выйти замуж.
    А вот самой большойценностью для Курагиных являются деньги. Именно о них беспокоится княжна при расставании с Пьером, желая получить после развода сумму как можно крупнее. Но Анатоль, её брат, оказывается ещё циничнее и мелочнее своейсестры, отказавшись отдать письма Наташи даром. Что же касается чувств и мнения окружающих, то они ему глубоко безразличны. Во многом так получилось благодаря…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *