Сочинение на тему вольга и микула селянинович 7 класс

11 вариантов

  1. Трудолюбие испокон веков было отличительным качеством русского народа. Труд всегда был основой жизни людей, и это нашло свое отражение в устном народном творчестве.
    Микула Селянинович — крестьянин, былинный герой. Он здоров, могуч, обладает богатырской силой. Нелегок его труд:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да пометывает,
    А пенья-коренья вывертывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    И горе и радость дарила земля крестьянам. С одной стороны, это тяжелая, ежедневная, кропотливая работа, однако нет большего счастья для крестьянина, чем видеть, как всходит посев, наливаются золотистые колосья, поспевают плоды. Именно земля дает силу людям, заботящимся о ней. Вот почему Микула Селянинович так крепок и здоров — даже соху его не смогли оторвать от земли десять дружинников Вольги Святоставовича.
    Не прост крестьянин-богатырь, хотя и кажется бесхитростным. Он не дает в обиду ни себя, ни родную землю. Когда мужики-разбойники хотели обмануть Микулу Селяниновича в городе и отобрать у него деньги, он достойно ответил им:
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит.
    В образе Микулы Селяниновича также проявляется хозяйственность и бережливое отношение к своему имуществу. Вспомнив по дороге в город об оставленной на поле сохе, он решает вернуться:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего…
    Любя и умея работать, крестьянин-труженик на славу и отдыхает. Щедрый и добросердечный хозяин, Микула Селянинович с радостью угощает друзей и гостей:
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”

  2. 2
    Текст добавил: люби меня малышка

    В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

  3. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

    Похожие сочинения

    Пословицы и поговорки — древнейшее народное творчество
    Для Родины своей пи сил, пи жизни не жалей.
    Шила в мешке не утаишь.
    Народная мудрость
    Многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления, общественного сознания людей…смотреть целиком
    Следы древнейшей народной лирики и драмы
    Из всех видов народной поэзии, преломившихся в жонглерском творчестве, лучше всего сохранился героический эпос. От других жанров до нас дошли только небольшие обрывки. Все же, сопоставив их с намеками, которые мы встречаем в документах эпохи, можно приблизительно…смотреть целиком
    Частушки, нескладухи и небылицы
    Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.
    Было время, когда распространение…смотреть целиком
    Отражение общенародных представлений о героизме и народных героях в русских былинах
    Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления Русских людей о героизме и народных героях.
    Илья Муромец — главный герой…смотреть целиком
    Молодежный сленг и городской фольклор Новое!
    Сленг – это универсалия. Многие черты роднят русский молодежный сленг
    со всяким арго. Это, «во-первых, его депрециативность: он весьма
    критически, иронически относится ко всему, что связано с давлением
    государственной машины. Здесь ощущается резко…смотреть целиком
    Древнерусский эпос: былина-песнь «Лодка»
    Действие драмы происходит на раздолье Волги, по которому гуляют лихие разбойники под водительством своего Атамана. Все участники представления выходят с пением какой-нибудь песни. Чаще всего они поют: «Ты дозволь, дозволь, хозяин, В нову горенку войти!
    Припев:…смотреть целиком
    Исторические песни как жанр устного народного творчества
    Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.
    Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование,…смотреть целиком

  4. План
    Введение
    Былина — традиционно любимый народный жанр.
    Основная часть
    Микула Селянинович — простой русский пахарь, обладатель недюжинной силы, смелости, народной воли.
    Описание былинного героя.
    Микула не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя.
    Заключение
    Микула Селянинович как олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери-земле.
    Издавна былины — традиционно любимый народный жанр. Именно в былинах славятся подвиги русских богатырей, рассказывается о настоящих народных героях.
    Олицетворением недюжинной силы, смелости, народной воли является герой былины про князя Вольгу — Микула Селянинович, простой русский оратай (пахарь), который весь день обрабатывает родную матушку-землю. Внешность героя примечательная:
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    Данные сравнения делают образ оратая более выразительным. Для Микулы пахота — важное событие, поэтому
    У оратая сапожки зелен сафьян:
    Вот шилом пяты, носы востры….
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    В Древней Руси работа воспринималась как праздник, поэтому нарядная одежда пахаря говорит об особом отношении героя к своему труду. Микула обладает типичными чертами былинного героя: необыкновенной силой, ловкостью, поэтому Вольга со своей дружиной три дня не мог доскакать до пахаря, хотя слышал, как тот работал сохой. При описании своего любимца народ использует множество гипербол: «положил тут их я ведь до тысячи», «а пенье-коренья вывертывает, а большие-то каменья в борозду валит». Никогда не расстается пахарь со своей кобылой, которую «купил… жеребеночком», вырастил, постоянно ухаживает за ней:
    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее да шелковые…
    Отличительной чертой Микулы как былинного героя является его принадлежность к сельским жителям, недаром мужики называют его Селянинович.
    Русский мужик не только трудолюбив, но и настоящий помощник князя: Микула отправляется вместе с князем Воль- гою и его дружиной «к городам да за получкою».
    Трудна жизнь Микулы Селяниновича, но с Божьей помощью крестьянствует пахарь и поэтому он — олицетворение народного духа, отношения простых людей к труду на матери- земле.

  5. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    * Как орет в поле оратай, посвистывает.
    * Сошка у оратая поскрипывает,
    * Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    * У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    * На своей на кобыле соловенькой
    * Приехал ко сошке кленовенькой,
    * Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    * Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
    .

  6. –>
    В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви ктруду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    Как орет в поле оратай, посвистывает.
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    У оратая сапожки из зелена сафьяна — Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцевда ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    На своей на кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенькой,
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают. Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.
    Понравилось сочинение » Сочинение по былине «Вольга и Микула Селянинович», тогда жми кнопку

  7. Вольга и Микула Селянинович
    Микула Селянинович — один из самых попу­лярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырою зем­лею». Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
    Жил Святослав девяносто лет,
    Жил Святослав да переставился.
    Оставалось от него чадо милое,
    Молодой Вольга Святославович.
    Стал Вольга ростеть-матереть,
    Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих мо­рях,
    Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
    И вот подросший Вольга собирает «дружинушку хоробрую»:
    Тридцать молодцев без единого,
    Сам еще Вольга во тридцатыих.
    Далее в былине рассказывается о дяде Воль­ги, «славном князе Владимире стольно-киев­ском», который «жаловал» племянника тремя городами:
    Первыим городом Гурчовцом,
    Другим городом Ореховцем,
    Третьим городом Крестьяновцем.
    Однажды молодой Вольга отправился с дру­жиной в свои города «за получкою», то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
    Выехал Вольга во чисто поле,
    Он услышал во чистом поли ратоя.
    А орет в поли ратой, понукивает,
    А у ратоя-то сошка поскрипывает,
    Да по камешкам омешики прочиркивает.
    Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
    Ехал Вольга он до ратоя,
    День с утра ехал до вечера,
    Да не мог ратоя в поле наехати…
    Лишь к середине следующего дня Вольга до­стиг работающего в поле пахаря, который
    …С края в край бороздки пометываёт,
    В край он уедет — другого невидать.
    То коренья-каменья вывертываёт,
    Да великия он каменья вся в борозду валит.
    При этом Вольга видит, что и лошадь и снаря­жение у пахаря весьма скромное: «кобылка соловенька», «сошка кленовая».
    Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
    Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своею со дружинушкой хороброю?
    Вольга раскрывает пахарю цель своей поезд­ки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
    — Ай же Вольга Святославгович!
    Да недавно был я в городе, третьего дни,
    На своей кобылке соловою,
    А привез оттуль соли я два меха,
    Два меха-то соли привез по сороку пуд,
    А живут мужики там разбойники,
    Они просят грошев подорожныих.
    А я был с шалыгой подорожною,
    А платил им гроши я подорожный:
    А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
    А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
    Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним «к городам за получкою». Пахарь согла­шается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
    — Ай же Вольга Святославович!
    А оставил я сошку в бороздочке,
    Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
    Ради мужика-деревенщины:
    Они сошку с земельки повыдернут,
    Из омешиков земельку повытряхнут,
    Из сошки омешики повыколнут,
    Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
    А пошли ты дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку с земельки повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Вольга посылает в поле нескольких «молод­цев» из своей дружины, чтобы они спрятали со­ху — орудие труда пахаря — от других мужиков.
    Едут туды два да три добрых молодца
    Ко этой ко сошки кленовоей;
    Они сошку за обжи кругом вертят,
    А им сошки от земли поднять нельзя,
    Да не могут они сошку с земельки повыдернути,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросити сошки за ракитов куст.
    Вольга посылает в поле десятерых «молод­цев», но и те не могут справиться с «сошкой» па­харя. Тогда Вольга посылает всю свою «дружинушку хоробрую».
    Тридцать молодцов да без единаго.
    А подъехали ко сошке кленовенькой,
    Брали сошку за обжи, кружком вертят,
    Сошки от земельки поднять нельзя,
    Не могут они сошки с земельки повыдернути,
    Из омешиков земельки повытряхнути,
    Бросити сошки за ракитов куст.
    И сказал Микула князю:
    — Ай же Вольга Святославгович!
    То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
    А не могут оны сошки с земельки повыдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросити сошки за ракитов куст.
    Не дружинушка тут есть хоробрая,
    Столько одна есть хлебоясть.
    С этими словами пахарь
    …Подъехал на кобылке соловенькой
    А ко этой ко сошке кленовенькой,
    Брал эту сошку одной ручкой,
    Сошку с земельки повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.
    Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспо­коиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосход­ство героя былины над целой дружиной, состоя­щей из двадцати девяти крепких «молодцев».
    Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
    А у ратоя кобылка, она рысью идёт,
    А Вольгин-тот конь да поскакивает;
    А у ратоя кобылка грудью пошла,
    Так Вольгин-тот конь оставается.
    То есть, когда лошадь пахаря бежит неспеш­ной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
    Стал Вольга покрикивати,
    Стал колпаком Вольга помахивати,
    Говорил Вольга таковы слова:
    — Стой-ко, постой, да оратаюшко! —
    Говорил Вольга таковы слова:
    — Ай же оратай-оратаюшко,
    Эта кобылка конем бы была,
    За эту кобылку пятьсот бы дали.
    Однако пахарь отвечает, что если бы его ло­шадь была конем, то «этой бы кобылке и сметы нет». Восхищенный всем увиденным, Вольга об­ращается к пахарю:
    — Ай же ты, оратай-оратаюшко!
    Как-то тебя да именём зовут,
    Как величают по отечеству? —
    Говорил оратай таковы слова:
    — Ай же Вольга ты Святославович!
    Ржи напашу, в скирды складу,
    В скирды складу да домой выволочу,
    Домой выволочу, дома вымолочу.
    Драни надеру да то я пива наварю,
    Пива наварю, мужичков напою,
    Станут мужички меня покликивати:
    — Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
    ***
    Здесь, как и в былине «Святогор-богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз под­черкивает скромность богатыря-землепашца.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  8. Былины — произведения искусства, поэтому для них характерен вымысел (поэтическая правда) и преувеличение. Но главное — ив киевских, и в социально-бытовых былинах присутствует высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной земле.
    Одна из лучших русских былин — о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой и олицетворяющем трудовой русский народ.
    В образе этого былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре.
    Прославляются его могучая сила, стремление к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток, добытый этим трудом:
    У оратая сапожки зелен сафьян…
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    Народ любит и уважает труд пахаря:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики по камешкам почиркивают.
    Микула Селянинович пашет такое большое поле, что Вольге Святославовичу приходится ехать к нему целых три дня. У Микулы — огромная сила:
    А пеньё-коренъя вывертывает,
    А болъшие-то каменья в борозду валит.
    Микула Селянинович независим, он никого не боится — он «оставил сошку во бороздочке», потому что
    Маломощный-то наедет — взять нечего,
    А богатый-то наедет — не позарится, —
    А для-ради мужичка да деревенщины.
    Богатырь может справиться с целой тысячей мужичков, и ни пять, ни десять, ни даже целая дружина
    А не могут сошки из земли выдернуть,
    Из омешиков земельку повытряхнуть,
    Бросить сошки за ракитов куст.
    То, с чем не могли справиться столько дружинников, Микула Селянинович сделал всего-навсего одной рукой. Он знает цену себе и своему коню:
    Кабы, этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу цены не было бы!
    Но богатырь не хвастается и не кичится своей недюжинной силой, он живет просто: пашет рожь и складывает скирды, несет их домой, молотит и варит пиво для себя и своих друзей-мужичков. Ему, как настоящему мужчине, нравится, когда его (конечно же, за дело)хвалят:
    А тут станут мужички меня похваливати:
    «Молодой Микула Селянинович!»
    Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю и его труду.
    2 вариант
    В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе.
    Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду.
    Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей — выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» — простой мужик, оратай:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    У оратая сапожки из зелена сафьяна —
    Шилом пяты, носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда «пять молодцев да ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, то у них ничего не получается. А вот Микула Селянинович
    На своей на кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенькой,
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул.
    Любят его простые мужики за его труд, умелость. Микула рассказывает, как собирает он рожь, дома вымолачивает, пиво варит и мужиков угощает, а они его похваливают.
    Устное народное творчество — это кладезь мудрости, и мы много полезного можем почерпнуть из него.

  9. В устном поэтическом творчестве выражаются представления народа о нравственных ценностях, о личности, об обществе. Мы находим в фольклорных произведениях осуждение пьянства, лени, и, наоборот, воспевание любви к труду. Недаром все герои былин, песен и сказок про богатырей – выходцы из народа, крестьяне, которые с детства знают, что человек без работы не может вырасти здоровым, сильным и духом и телом. Микула из былины «Вольга и Микула Селянинович» – простой мужик, оратай:
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики по камешкам почиркивают…
    В былине дается подробное описание внешности и одежды Микулы. И мы легко можем представить себе этого удалого молодца, пышущего здоровьем и силой, красивого и веселого. Одежда у него хорошая, и «шляпа пуховая», и «кафтанчик у него черна бархата». Ведь Микула занимается честным трудом и может позволить себе добротное убранство:
    У оратая сапожки из зелена сафьяна
    Шилом пяты., носы остры…
    Сам себе Микула хозяин, ведь ремесло ему помогает и прокормиться, и одеться. А еще помогает сохранить его богатырскую силу (он зараз может положить до тысячи мужиков). С легкостью помахивает он своей сошкой кленовой, но когда « пять колодцев да ведь могучих» пытаются выдернуть ее из земли, го у них ничего не получается.
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение по былине «Вольга и Микула Селянинович» . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Сочинение-размышление (миниатюра) Почему я хочу стать учителем
    Сочинение на тему – Чему учат нас басни
    Отражение нравственных критериев в былине «Илья Муромец и Соловей разбойник»
    Рубрики сочинений
    Сочинение с описанием: Наш спортзал

  10. Доклад 7 класс.
    Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьян­скую силу, силу русского народа. Микула Селянинович встре­чается в двух былинах: о Вольге и Святогоре. В былине о Свя- тогоре он является носителем чудесной сумочки, в которой заключается тяга земная; в былине о Вольге он — чудесный пахарь, сошку которого не может сдвинуть с места вся дружи­на Вольги. У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и по­следняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин.
    Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с зада­нием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной ру­кой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», кото­рая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
    Интересно проследить возникновение образа Микулы Селя­ниновича в народном сознании. Народ представлял себе полет гуч паханием на небе — молния рассекает небо так, как плуг землю, то есть труд землепашца Микулы сравнивается с работой определенной божественной силы. Само имя Микула заимство­вано у святого Николая, но под ним скрывается древнее божест­во грома и молнии. Микула Селянинович (каким он предстает в былинах) сильно напоминает собою германского бога Тора, ко­торый тоже является покровителем земледельцев. Страшная сила Микулы, сопоставление со Святогором и другие черты, которы­ми он наделен, показывают, что тип его, как и тип Святогора, сложился под влиянием образа какого-нибудь титанического существа, бывшего, вероятно, олицетворением земли или бога — покровителя земледелия. На это указывает особенно сумочка с тягой земли, с которой изображается Микула и которая, очевид­но, есть не что иное, как образ земли. Но сам он уже представля­ет не землю как стихию, а идею оседлой земледельческой жизни, в которой он и предтавляет свою силу и значение.
    Толкование образа Микулы в науке очень различно. Из­вестный русский ученый Буслаев, занимавшийся изучением русского фольклора, считал, что Микула — представитель оседлой, земледельческой жизни, и в основе его образа лежит представление о титаническом существе: божестве земли или земледелия. Другой ученый-фольклорист Орест Миллер видит в Микуле грозовое божество и сопоставляет его со скандинав­ским богом Тором, который является покровителем земледе­лия. Кобыла Микулы по Оресту Миллеру — туча. Еще один русский ученый Владимиров сомневается в существовании в образе Микулы каких-нибудь заимствованных черт и считает его поэтической идеализацией паханья, полагая, что в основе былины о Микуле Селяниновиче лежит земледельческий миф о том, что труд пахаря является трудом человека-кормильца, наиболее близкого к земле, к природным корням.
    В самой известной из дошедших до нас былин «Вольга и Микула Селянинович» Микула в своем роскошном наряде представляется не мужиком-пахарем, а скорее каким-нибудь царевичем или боярином, взявшимся для виду за соху и разыг­рывающим из себя земледельца. Узнав от Вольги, что он едет за данью, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужи­кам и-ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбой­никами. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов. Больших результатов в науке достиг­ло изучение бытовой стороны былины, обнаружившее ее се­верно-русское (вероятно, новгородское) происхождение. К бы­товым чертам относятся: 1) картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Псковской, Олонецкой и других, где пашни иногда сплошь усеяны валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешики сохи, то крупными, которые приходится огибать при паханье (сравните описание пахоты Микулы Селяниновича); 2) употребление сохи, а не плуга;
    3) сеянье ржи, а не пшеницы; 4) езда Микулы Селяниновича за солью, объясняемая новгородскими бытовыми условиями;
    5)   столкновение его с ореховцами иногда из-за соли: Орехо- вец— древнее название нынешнего Шлиссельбурга на Неве, где новгородцам приходилось покупать привозную соль;
    6)   упоминание реки Волхов в одном варианте былины; 7) нако­нец, личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Изучение словарного состава былины показывает, что читаемый нами вариант фольк­лорного произведения появился не так давно, примерно в XV веке. Об этом ученые узнали, исходя из анализа такого эпи­зода: Микула покупает соль на серебряные гроши, а именно в XV веке у новгородцев на место старой денежной системы по­шли в ход иноземные деньги: артиги, лобки и гроши литовские.
    Вопросы по докладу:
    1)  Кем предстает в былинах Микула Селянинович?
    2)     Какие былинные сюжеты о Микуле Селяниновиче дош­ли до нас? Перескажи один из сюжетов.
    3)       С какими образами связывался в народном сознании образ Микулы?
    4)         Почему ученые-фольклористы считают, что былина «Вольга и Микула Селянинович» появилась на севере России, скорее всего в Новгороде?
    5)        Когда появился дошедший до нас вариант былины «Вольга и Микула Селянинович»? Свою точку зрения поясни.

  11. Когда воссияло солнце красное
    На тое ли на небушко на ясное,
    Тогда зарождался молодой Вольга,
    Молодой Вольга Святославович.
    Как стал тут Вольга растеть-матереть,
    Похотелося Вольге много мудрости:
    Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
    Птицей-соколом летать ему под оболока,
    Серым волком рыскать да по чыстыим полям.
    Уходили все рыбы во синии моря,
    Улетали все птицы за оболока,
    Ускакали все звери во темныи леса.
    Как стал тут Вольга растеть-матереть,
    Собирал себе дружинушку хоробрую:
    Тридцать молодцов да без единого,
    А сам-то был Вольга во тридцатыих.
    Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
    Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
    Вот посели на добрых коней, поехали,
    Поехали к городам да за получкою (1).
    Повыехали в раздольице чисто поле,
    Услыхали во чистом поле оратая (2).
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    Сошка у оратая поскрипывает,
    Омешики (3) по камешкам почиркивают.
    Ехали-то день ведь с утра до вечера,
    Не могли до оратая доехати
    Они ехали да ведь и другой день.
    Другой день ведь с утра до вечера,
    Не могли до оратая доехати.
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А омешики по камешкам почиркивают.
    Тут ехали они третий день,
    А третий день еще до пабедья (4).
    А наехали в чистом поле оратая.
    Как орет в поле оратай, посвистывает,
    А бороздочки он да помётывает,
    А пенье-коренья вывёртывает,
    А большие-то каменья в борозду валит.
    У оратая кобыла соловая (5),
    Гужики (6) у нее да шелковые,
    Сошка у оратая кленовая,
    Омешики на сошке булатные,
    Присошечек у сошки серебряный,
    А рогачик-то у сошки красна золота.
    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя.
    У оратая сапожки зелен сафьян
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
    Около носа хоть яйцо прокати.
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.
    Говорит-то Вольга таковы слова:
    – Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
    Орать, да пахать, да крестьянствовати,
    А бороздки тебе да помётывати,
    А пенья-коренья вывёртывати,
    А большие-то каменья в борозду валить!
    Говорит оратай таковы слова:
    – Поди-ка ты, Вольга Святославович!
    Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
    А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
    Тут проговорил Вольга Святославович:
    – Как пожаловал меня да родной дядюшка,
    Родной дядюшка да крестный батюшка,
    Ласковый Владимир стольно-киевский,
    Тремя ли городами со крестьянами:
    Первым городом Курцовцем,
    Другим городом Ореховцем,
    Третьим городом Крестьяновцем.
    Теперь еду к городам да за получкою.
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же ты, Вольга Святославович!
    Там живут-то мужички да все разбойнички,
    Они подрубят-то сляги (7) калиновы
    Да потопят тебя в речке да во Смородине!
    Я недавно там был в городе, третьего дни,
    Закупил я соли цело три меха (8),
    Каждый мех-то был ведь по сто пуд. . .
    А тут стали мужички с меня грошей просить,
    Я им стал-то ведь грошей делить,
    А грошей-то стало мало ставиться,
    Мужичков-то ведь больше ставится.
    Потом стал-то я их ведь отталкивать,
    Стал отталкивать да кулаком грозить.
    Положил тут их я ведь до тысячи:
    Который стоя стоит, тот сидя сидит,
    Который сидя сидит, тот лежа лежит. –
    Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
    – Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Ты поедем-ко со мною во товарищах.
    А тут ли оратай-оратаюшко
    Гужики шелковые повыстегнул,
    Кобылу из сошки повывернул.
    Они сели на добрых коней, поехали.
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у нее да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Говорит оратай таковы слова:
    – Я оставил сошку во бороздочке
    Не для-ради прохожего-проезжего:
    Маломощный-то наедет – взять нечего,
    А богатый-то наедет – не позарится,-
    А для-ради мужичка да деревенщины,
    Как бы сошку из земельки повыдернути,
    Из омешиков бы земельку повытряхнути
    Да бросить сошку за ракитов куст.
    Тут ведь Вольга Святославович
    Посылает он дружинушку хоробрую,
    Пять молодцов да ведь могучиих,
    Как бы сошку из земли да повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Приезжает дружинушка хоробрая,
    Пять молодцов да ведь могучиих,
    Ко той ли ко сошке кленовенькой.
    Они сошку за обжи (9) вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли поднять,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    Тут молодой Вольга Святославович
    Посылает-от дружинушку хоробрую
    Целым он ведь десяточком.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли выдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    И тут ведь Вольга Святославович
    Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
    Чтобы сошку из земли повыдернули,
    Из омешиков земельку повытряхнули,
    Бросили бы сошку за ракитов куст.
    Они сошку за обжи вокруг вертят,
    А не могут сошки из земли повыдернуть,
    Из омешиков земельки повытряхнуть,
    Бросить сошку за ракитов куст.
    Тут оратай-оратаюшко
    На своей ли кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенькой.
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли он повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.
    А тут сели на добрых коней, поехали,
    Как хвост-то у ней расстилается,
    А грива-то у ней да завивается.
    У оратая кобыла ступью пошла,
    А Вольгин конь да ведь поскакивает.
    У оратая кобыла грудью пошла,
    А Вольгин конь да оставается.
    Тут Вольга стал да он покрикивать,
    Колпаком он стал да ведь помахивать:
    – Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу пятьсот бы дали.
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
    Я купил эту кобылу жеребеночком,
    Жеребеночком да из-под матушки,
    Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
    Кабы этая кобыла коньком бы была,
    За эту кобылу цены не было бы!
    Тут проговорил Вольга Святославович:
    – Ай же ты, оратай-оратаюшко,
    Как-то тебя да именем зовут,
    Нарекают тебя да по отечеству?-
    Тут проговорил оратай-оратаюшко:
    – Ай же ты, Вольга Святославович!
    Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
    Я во скирды сложу да домой выволочу,
    Домой выволочу да дома вымолочу,
    А я пива наварю да мужичков напою,
    А тут станут мужички меня похваливати:
    “Молодой Микула Селянинович!”. .
    «
    1
    2
    »

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *