Сочинение на тему воспитание молодого поколения

9 вариантов

  1. В человеческом мире воспитание детей не ограничивается базовыми навыками, такими как добывание пищи или защита от врагов. Это значительно более глубокий процесс, направленный на формирование личности, умение взаимодействовать с социумом, развитие мышления и прививание моральных и этический норм.
    С раннего детства ребенок начинает познавать мир. Важными составляющими этого процесса является родительское воспитание, обучение, копирование поведения окружающих, общение со сверстниками обоих полов. Все это формирует в нем необходимые знания, личностные качества, творческие способности и в результате получается полноценный человек.
    Недостаток воспитания не может не отразиться на личности в целом. Если растущему человеку не привили элементарных правил этикета и поведения в обществе, ему потом будет очень сложно в это самое общество вписаться и адаптироваться к жизни в нем. Это провоцирует в нем стремление отделить себя от социума, оградиться от него.
    Очевидно, что требования современной жизни необходимо учитывать в воспитании, но и о духовности забывать тоже нельзя. Потому что воспитанный только в духе материализма человек получается развитым односторонне и многое теряет.
    Хорошее воспитание открывает перед человеком многие двери. Он становится желанным гостем в любой компании, у него появляется много друзей. Если родители хотят, чтобы их ребенок вписался в общество, чтобы у него было достойное будущее, начать нужно с правильного воспитания.

  2. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССОРА И. М. ИЛЬИНСКОГО [1]
    К. К. КОЛИН
    Воспитание молодого поколения как глобальная проблема современности
    Одной из наиболее острых и стратегически важных проблем современности является проблема образования и воспитания молодого поколения в условиях стремительно изменяющегося мира. В последние годы эта проблема выдвигается на первый план, главным образом, в результате воздействия следующих основных факторов развития общества:
    Демографический фактор. По оценкам специалистов, весь мир сейчас переживает период смены поколений. При этом на смену поколению «шестидесятников», т.е. людей, достигших наиболее активного возраста в период 60-х годов минувшего века, приходит новое «поколение 90-х», представители которого в ближайшие десятилетия займут ключевые посты в политике, системе государственного управления, а также во многих других важных сферах социальной активности общества. От того, какими личными качествами будут обладать эти люди, зависит очень многое, практически все.
    Фактор глобального развития. Этот фактор связан с нарастанием комплекса глобальных проблем развития современного общества, многие из которых становятся глобальными угрозами дальнейшему безопасному развитию человечества. Ведь именно молодому поколению придется решать эти проблемы, масштабы и значимость которых являются беспрецедентными в истории человечества. И для того, чтобы решить эти проблемы, новому поколению потребуются не только знания и умения, но и высокие моральные качества.
    Геополитический фактор. Он связан с обострением геополитического противоборства между странами Востока и Запада, которое обусловлено борьбой не только за природные ресурсы, но во все большей степени – за человеческие ресурсы. При этом главными ценностями становятся интеллект и творческие способности человека.
    Информационный фактор. Он связан с проблемами становления глобального информационного общества, которое стремительно формируется и кардинальным образом изменяет среду обитания человека, его традиционные представления о качестве жизни, пространстве и времени, материальных и культурных ценностях. Молодое поколение оказалось наиболее чувствительным к этим изменениям. Мало того, оно само в значительной степени содействует их проявлению, так как является активным участником процессов развития информатизации общества.
    В контексте этой проблемы хотелось бы обратить внимание читателей на новое Собрание сочинений ректора Московского гуманитарного университета, доктора философских наук, профессора И.М. Ильинского, издание которого приурочено к его 80-летию [2].
    Игорь Михайлович Ильинский – известный российский ученый, педагог и общественный деятель, работы которого в области философии образования и социологии воспитания молодежи хорошо знают как российские, так и зарубежные специалисты [3]. Поэтому издание пятитомного собрания его сочинений, приуроченное к юбилею этого крупного ученого, безусловно, является важным событием в научной и образовательной жизни российского общества.
    Это издание вышло в свет в переломный период мировой истории, когда происходят кардинальные перемены в геополитике, экономике и культуре, во всей гуманитарной сфере общества. Мы видим, что в последние годы окружающий мир стремительно изменяется. Он становится более сложным, динамичным, непредсказуемым и опасным. Таких масштабных, глубоких  и социально значимых перемен еще не знала история цивилизации. И в этих условиях на первый план объективно выдвигается новая глобальная проблема современности – проблема человека в изменяющемся мире.
    На необходимость изучения этой проблемы впервые указал известный футуролог Элвин Тоффлер в своей статье, опубликованной в 1965 г. в журнале «Horizon» [4]. В этой работе он квалифицировал данную проблему как одну из важнейших гуманитарных проблем наступающего XXI века. А затем в своей известной монографии «Шок будущего» [5] более детально рассмотрел содержание этой проблемы и обосновал утверждение о ее стратегической значимости для будущего развития цивилизации.
    Сегодня мы видим, что этот прогноз оказался верным, и эта проблема начинает привлекать к себе внимание не только ученых, но и руководителей отдельных стран мира. Так, например, Президент Казахстана в одном из своих выступлений сформулировал 10 глобальных вызовов для своей страны в XXI веке. При этом на первое место он поставил проблему «ускорения социального времени», которая, с его точки зрения, сегодня становится определяющей и требует существенных перемен в сознании человека.
    Однако применительно к области образования и воспитания молодого поколения России и других стран проблема человека в изменяющемся мире ранее комплексно не рассматривалась. Поэтому очень важно, что в работах профессора И.М. Ильинского она получила достаточно целостное освещение. За последние 15 лет им опубликован целый ряд монографий и статей в научно-образовательных журналах, избранные фрагменты которых и составили содержание указанного выше Собрания сочинений этого автора.
    Современное философское осмысление проблемы образования и воспитания молодого поколения России
    Основной задачей, которая поставлена в первом томе Собрания сочинений И.М. Ильинского, является комплексное философское осмысление проблемы философии образования и социологии воспитания молодого поколения России в стремительно изменяющееся мире. Эта задача рассматривается автором последовательно, на основе глубокого анализа происходящих в мире и в нашей стране событий, а также проблем формирования нового мировоззрения, национальной идеологии, моральных и этических аспектов развития российского общества.
    С этой целью для первого тома Собрания сочинений автором были отобраны 19 работ, опубликованных в период 2000-2014 гг. Они распределены по следующим трем основным разделам данной монографии:
    Смыслы происходящего.
    Новое понимание мира.
    Философия и социология воспитания.
    Приведенная выше структура изложения материала позволила И.М. Ильинскому провести комплексный философский анализ проблемы воспитания молодого поколения России. Результаты этого анализа, безусловно, представляют интерес для ученых, педагогов, общественных и государственных деятелей не только нашей страны, но и многих других стран мира.
    Особого внимания заслуживают работы И.М. Ильинского, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 годов[6]. Эти работы представлены в 4-м томе Собрания его сочинений. О событиях этого периода мировой истории автор знает не понаслышке, так как его отец погиб на фронте, а сам он пережил блокаду Ленинграда. Поэтому в статьях и монографиях, посвященных этому историческому периоду, представлены не только результаты его глубокого научного анализа, но также и личные впечатления автора, его воспоминания о реальных событиях этого драматического периода в жизни нашего народа [7].
     На конкретных примерах этих событий он наглядно и убедительно показывает те лучшие качества русской души, которые всегда проявляются в России в годы суровых испытаний. Это и самоотверженный труд гражданского населения на благо Родины, и героизм ратного подвига юношей и девушек, и взаимная помощь, и великодушное милосердие наших воинов к побежденному противнику.
    Все эти качества особенно необходимы нашей молодежи сегодня, когда Россия вновь подвергается суровым испытаниям и может рассчитывать только на себя. Именно поэтому работы И.М. Ильинского исключительно актуальны и заслуживают самого серьезного внимания и изучения.
    Основные тенденции мирового развития и гуманитарные последствия современной социально-экономической стратегии России
    Современные проблемы образования и воспитания молодого поколения России рассматриваются в работах И.М. Ильинского с учетом тех основных тенденций мирового развития, которые наблюдаются в последние десятилетия. Ведь Россия является частью глобального мира, поэтому без учета этих тенденций понять смыслы и причины происходящих событий невозможно. А это крайне необходимо для того, чтобы определить стратегию будущего развития России и других стран.
    В первом томе Сочинений И.М. Ильинского на конкретных примерах показано, что принятая в 1991 г. либеральная капиталистическая модель социально-экономического развития России оказалась ошибочной. Она привела к тяжелейшим последствиям, как в экономической, так и в гуманитарной сфере. И причины этого не только в том, что данная модель противоречит культурному коду российской нации, но и в том, что сама капиталистическая модель себя исчерпала и не может дать адекватных ответов на новые глобальные вызовы XXI века, связанные с необходимостью решения проблем устойчивого развития цивилизации. Мало того, эта модель разрушает самого человека, деформирует его систему базовых ценностей, приводит к утрате цели и смысла жизни.
    В монографии отмечается, что «смертельный диагноз» капитализму был поставлен мировым сообществом еще в 1992 г. на Международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро. Именно тогда впервые было заявлено, что человечество должно встать на принципиально иной путь развития, основанный на иной системе духовно-нравственных ценностей. Однако мы видим, что до сих пор эта стратегия практически не осуществляется ни в России, ни и в других странах.
    В обществе по-прежнему доминирует потребительская ориентация общественного сознания, которая является губительной и для природной среды, и для самого человека. Именно это не позволяет предотвратить уже приближающуюся глобальную экологическую катастрофу, что практически не оставляет молодому поколению надежд на лучшее будущее [8].
    В неспособности современных международных институтов обеспечить консолидацию мирового сообщества в решении проблем устойчивого развития автор настоящих строк смог убедиться лично, будучи участником IV Международного научного конгресса «Глобалистика-2015: глобальное управление и дипломатия в нестабильном мире» (Москва, 25-30 октября 2015 года).
    На этом Конгрессе подробно рассматривалась новая стратегия ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Ее анализ показал, что эта Стратегия является половинчатой, и поэтому поставленные в ней глобальные цели устойчивого развития не смогут быть достигнуты без решения гуманитарных проблем, прежде всего, в сфере культуры и духовно-нравственных ценностей [9]. Тем более что этому препятствует нарастающая геополитическая нестабильность, источником которой является агрессивная геополитика США, которые всеми силами пытаются сохранить свою позицию мирового жандарма и гегемона [10].
    Глобализация по-американски и ее последствия для мировой культуры
    В своих исследованиях профессор И.М. Ильинский значительное внимание уделяет анализу роли США в мировой геополитике и ее воздействию на российское общество, в том числе – на молодое поколение. Во вводной статье к своей известной монографии «Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг.», которая была издана еще в 2006 г. [11], он убедительно показывает, что именно эта политика и стратегия и являются главными причинами той ситуации «управляемого хаоса», которую мы сегодня наблюдаем во многих странах и регионах мира.
    В первом томе Собрания сочинений И.М. Ильинского показано, что «глобализация по-американски» представляет собой не только экономическую, но также и культурную экспансию, которая разрушает  традиционные национальные культуры многих стран и народов мира, калечит души миллионов людей, навязывая им свою систему мировоззрения и духовных ценностей. Попытки отдельных стран противостоять этой экспансии решительно подавляются, причем не только экономическими методами, но также и с применением военной силы.
    Практическому осуществлению этой политики США в последние годы во многом способствуют достижения научно-технологической революции в области информационных коммуникаций. Для информационного зомбирования населения США и других стран мира сегодня широко используются средства глобального телевидения и социальные компьютерные сети, в которых для этого работают десятки тысяч специально подготовленных американских кибер-специалистов [12].
    О масштабах этой работы свидетельствует тот факт, что только в одной из наиболее распространенных социальных сетей «Фейсбук» сегодня работает целая бригада кибер-специалистов США. Они выступают в качестве модераторов организуемых в этой сети дискуссий по актуальным проблемам общества, которые интересуют молодых людей, и таким образом воздействуют на их сознание и подсознание [13].
    Результаты этого воздействия являются особенно опасными для молодого поколения России и других стран мира [14]. Ведь именно молодые люди сегодня составляют подавляющее большинство абонентов социальных сетей Интернета практически во всех странах. Опасность этого воздействия уже осознается в России не только учеными и педагогами, но и на государственном уровне. В частности, это нашло отражение в новом тексте Стратегии национальной безопасности РФ [15], в новой Военной доктрине России, принятой в конце 2014 г., а также в проекте новой Доктрины информационной безопасности РФ, который должен быть принят в 2016 г.
    Воспитание молодого поколения – приоритетная стратегическая задача для национальной безопасности России
    Задачу воспитания молодого поколения профессор И.М. Ильинский считает приоритетной в стратегии дальнейшего развития и обеспечения национальной безопасности России. Эту свою позицию в первом томе Собрания сочинений он аргументирует следующим образом:
    «Если говорить о «ближнем плане», о переломе в лучшую сторону нынешней ситуации, то объектом общественного внимания является, прежде всего, молодежь. Относясь к молодежи как скрытому, еще не проявившему себя ресурсу, мы должны понимать существо проблемы молодежи, которая присутствует в российском обществе в ряду с другими проблемами, но имеет приоритет перед ними с точки зрения именно стратегии развития».
    И далее: «Молодежь переживает глубокий кризис ценностей, остро нуждается в новой социальной философии и идеологии, которая бы объяснила ей смысл происходящих перемен. Пока же молодежь, все более отчуждаясь от общества, пытается приспособиться к текущей ситуации главным образом материально, но не духовно.
    Первейшая задача – положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему, прежде всего, молодежь. Материальное в ее сознании выше всякой меры возвысилось над духовным, и отсюда исходит главная угроза всему, в том числе и самому материальному. Динамическое общество не может обойтись без одухотворения своих целей, замыслов, стремлений. Скрытые возможности молодежи должны быть направлены на благо общества, на служение новому общественному идеалу. Идея добровольного служения России должна войти в национальное сознание молодежи в качестве его высшего элемента.
    На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, приходится говорить о служении самоотверженном. Нынешняя молодежь в абсолютном большинстве не готова к этому, но ее надо воспитывать в этом духе, понимая, что в принципе дети и молодежь не прогрессивны, не консервативны по своей природе. Изначально они – только потенция, готовая к любому повороту событий.
    Молодежь внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию – систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств – заложит в нее общество. Образование (обучение и воспитание) – вот главное направление в преодолении духовного, а в конечном счете, и экономического кризиса России».
    С этой аргументацией трудно не согласиться.                                          
    Заключение
    Анализ стратегических проблем развития современного общества показывает, что проблема воспитания нового поколения является в их числе одной из наиболее важных. Сегодня это, пожалуй, самая острая и критически значимая проблема, от решения которой зависит будущее, как нашей страны, так и многих других стран мира.
    В последние годы стало понятным, что решение этой проблемы будет особенно сложным, так как в мире есть мощные силы, которые этому препятствуют. Сегодня идет настоящая информационная война за умы и души людей нового поколения. В этой войне используются последние достижения психологической, информационной и военной науки и техники. Создана, щедро финансируется и эффективно работает целая система информационного воздействия на сознание и подсознание людей, в которой работают десятки тысяч журналистов, психологов и кибер-специалистов.
    И результаты деятельности этой системы налицо. Уже выросло целое поколение «активных потребителей», многие из которых не знают истории своей страны, ее традиций, культуры, научных и технических достижений и плохо владеют устной и письменной речью. Мало того, это поколение утрачивает чувство патриотизма и ответственности за судьбу страны, что в тексте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации отмечено в качестве прямой угрозы для национальной безопасности [16].
    Как можно в таких условиях организовать решение проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения России? Понятно, что основную роль здесь должны играть система образования и воспитания, с одной стороны, и культурная среда общества, – с другой. Но ведь решение задачи воспитания человека в современной доктрине российского образования не предусмотрено, и поэтому на практике оно не осуществляется. Да и сама система образования уже многие годы находится в глубоком кризисе [17].
    Остается сфера культуры. Но и здесь проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения России давно уже не является приоритетной. И ожидать существенных перемен в этом плане в ближайшие годы практически не приходится. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из анализа содержания новой стратегии государственной культурной политики России, текст которой утвержден в феврале 2016 г. Председателем правительства РФ [18]. Содержание этого документа ничего, кроме чувства глубокого разочарования, не вызывает, хотя его формирование осуществлялось более двух лет на фоне острой общественной дискуссии о целях и задачах государственной культурной политики России в современных условиях развития мирового сообщества, а концептуальные основы этой политики были утверждены Президентом РФ еще в декабре 2014 г. [19].
    Вполне естественно, что возникает вопрос о том, как теперь быть с решением проблемы воспитания российской молодежи. Нам представляется, что есть лишь один путь – привлечь к ней внимание общественности. Поэтому в контексте данной проблемы новое издание собрания научных трудов профессора И.М. Ильинского является очень важным и своевременным. И очень хорошо, что отобранные им публикации разных лет логически структурированы и изданы в виде отдельного Собрания сочинений.
    Этот труд может стать хорошей научной основой для решения задачи формирования комплексной системы образования и воспитания молодого поколения граждан России. Мы убеждены, что он будет полезен педагогам, общественным и государственным деятелям, как в России, так и в других странах.
    1. © Колин К.К., 2016
    2. Ильинский И.М. Собрание сочинений. В пяти томах. М.: Терра, 2016.
    3. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 694 с.;   Ильинский И.М. Прошлое в Настоящем. М.: Изд-во МосГУ, 2011. 840 с.
    4. Тоффлер Э. Шок будущего // Horizon, 1965.
    5. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: Изд-во АСТ, 2002. 557 с.
    6. Ильинский И.М. Великая Победа. М.: Изд-во МосГУ, 2005. 76 с.; Ильинский И.М. Великая Отечественная: Правда против мифов. М.: Изд-во МосГУ, 2015. 320 с.
    7. Ильинский И.М. Живу и помню. М.: Изд-во МосГУ, 2014. 232 с.
    8. Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. 2014.    № 1. С. 6-30.
    9. Колин К.К. Половинчатая стратегия: критический анализ новых глобальных целей ООН в области устойчивого развития // Партнерство цивилизаций. 2016. № 1-2. С. 33-41.
    10. Кошкин Р.П. Россия и мир: новые приоритеты геополитики. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 236 с.
    11. Ильинский И.М. Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. М.: Изд-во МосГУ, 2006. 504 с.
    12. Роговский Е.А. Кибер-Вашингтон: глобальные амбиции. М.: Изд-во Международные отношения, 2014. 848 с.
    13. Овчинский В.С. Стратегия кибербезопасности США // Стратегические приоритеты. 2015. № 4(8). С.15-32.
    14. Колин К.К. «Холодная война» против России и новые приоритеты национальной и глобальной безопасности / Труды Шестнадцатой Международной научной конференции «Цивилизация знаний: российские реалии» (Москва, 24-25 апреля 2015 г.). М.: РосНОУ, 2015. С. 25-34.
    15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Стратегические приоритеты. 2016. № 1(9). С. 140-159.
    16. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.
    17. Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. Гум.-соц. Ак., 2002. 592 с.
    18. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р.
    19. Основы государственной культурной политики Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808. См. также журнал «Стратегические приоритеты». 2015. № 1(5). С.147-158.

  3. Эссе на тему «Мой взгляд на воспитание»
    Воспитание детей – рекордно сложное занятие,                         самое запутанное из всех видов творчества.                                                                                            Это творение живых характеров, создание                                                                     необыкновенно сложных микромиров, а для                                                                             такого творчества нужна и глубокая интуиция,                                                                                и глубокие знания. К воспитанию детей стоило                                                                                бы относиться как к самой важной из всех                                                                                   земных профессий…
    Ю. Рюриков
    Всё начинается с семьи. Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка.  Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребёнка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки. Семья и ребенок – зеркальные отражения друг друга.
    Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят живых людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях.  «Я хочу!» – вот их лозунг.
    В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству, и представления детей по мере их взросления о «должном» русском человеке не становятся определеннее, а приобретают критически-циничный оттенок.
    Воспитание – это искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность и характер, его отношение к воспитанникам.
    Учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепости» окружающей жизни. Но, воспитывая личность, учитель дает шанс ученику состояться как человеку, как личности. Личность – изделие штучное. Задача воспитателей состоит в том, чтобы таких «изделий» было как можно больше.
    Какова же цель воспитания? На этот счёт существовало и существует много разных мнений. Цель воспитания определяется потребностями общества и зависит от темпов социального и научно–технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей учебных заведений, учителей и учеников.
    Уходит в историю двадцатый  век, этот век вместил в себя столько великого и низкого, мудрого и бездумного, столько крови и самоотверженности, высоких порывов и зла. Век со своими задачами и приоритетами, в том числе и в воспитании подрастающего поколения…
    Воспитание в третьем тысячелетии…
    Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
    В нашем современном обществе в условиях образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
    А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
    Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый. Один из героев знаменитого фильма “Доживем до понедельника” на вопрос, что такое счастье, ответил: “Это когда тебя понимают”. Что же такое способность к пониманию? Это может быть любовь, заинтересованность, оправдание, поддержка, сострадание, сопереживание, доверие. Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
    Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества – это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
    Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается — только бесстрашному общению.
    Каждый педагог и родитель должны запомнить, что передать миру наших детей нужно честными людьми. Это наша совместная простая забота, это наш социальный заказ. Ребенок приходит в жизнь как гость — он другой, неизвестный нам человек, мы рады ему, мы на все готовы ради него, мы любим его, мы счастливы видеть его таким, каков он есть. Дорогой, самый дорогой гость в доме. Но, вырастая, он становится равным нам, нашим сотрудником. И так в нашу педагогику входит, самое важное и самое сложное слово — педагогика сотрудничества. Сотрудничество в воспитании — то же, что дух в личности. Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. В последние годы мало говорят о сотрудничестве, хотя слова “педагогика сотрудничества” и стали привычными. Но при этом понимаются эти слова по-разному, и, зачастую, в совсем противоположном смысле, чем тот, который в этих словах присутствовал вначале.
    Я считаю, что вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться и развиваться, самому добывать знания.
    Сотрудничать с людьми — значить уважать их, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться в них и быть им нужным. Но ведь это то же самое, чего мы ждем от ребенка. С. Соловейчик пишет о своем понимании сотрудничества так: “Сотрудничество — это совместная работа равных. Сотрудника нельзя заставить отвечать или вызывать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать”. Если  разделять эту точку зрения, то приходим  к выводу о несовместимости классно-урочной системы и педагогики сотрудничества. В моем понимании сотрудничество это совместное творчество, совместная деятельность как на уроках, так и  в  внеклассное время. В совместном творчестве между детьми и взрослыми само собой устанавливается подлинное равенство, идет духовное общение.
    Сегодня педагогика безнадежно начинает отставать от современного, стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема и количества источников информации. Порождается драматическая ситуация, при которой знания устаревают, не успев стать по настоящему освоенными. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться не само знание, а умение его добывать. Однако сегодня никого не надо убеждать, что информация может быть как полезной, так и вредной.  В первую очередь волны мутных информационных потоков захлестывают детей. У них еще не выработалась система фильтрации, защита от негативной информации. Поэтому дети, даже из вполне благополучных семей, массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, подконтрольные власти, школа и семья. Сейчас спутниковые антенны и Скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится черным и наоборот., настоящее все труднее отличить от ложного.
    Классный руководитель принимает ребенка таким, каков он есть Надо не переделывать, а развивать то что уже  есть, выращивать то чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности  ученика оказывает та система отношений, которая его окружает.
    И как учитель – предметник я постоянно работаю над формированием у своих учеников бережного отношения к природе, так как человек, на мой взгляд, становится  способным видеть прекрасное только через любовь к своей природе. Мой любимый вопрос – почему? А природа предоставляет  для любопытства неограниченную свободу, так как сама не имеет границ. Знакомство с природой будет любознательность ребенка, она помогает понять многое, приучает видеть удивительный мир. Этот мир встречает человека тысячами разных загадок и тайн, морем звуков и запахов, заставляя останавливаться, чтобы видеть красоту, окружающую нас. Учитель не должен бояться говорить ученику, что у него все получается. Я часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница» и рада за учеников, когда успехи ученика более чем скромны.

  4. Воспитание «внутренней крепости»
    Если я говорю языками   человеческими
    и ангельскими, а любви не имею, то я –
    медь звенящая, или кимвал звучащий.
    Апостол Павел
    Мы живем в XXI веке, в котором произошли кардинальные изменения. Необычайно возросли уровень и качество жизни, изменились потребности, темпы технического развития. В современном обществе для большинства людей основой жизни постепенно становятся материальные блага, комфорт. Люди стремятся к успеху и независимости. Но вместе они ощущают неуверенность в завтрашнем дне, происходит падение нравственности.
    Общество – сложная система различных отношений между людьми, где противоречия, конфликты являются естественным состоянием. Точно так же семья испытывает на себе все эти противоречия. В устойчивых семейных отношениях стараются  решать проблемы, защищая интересы всех членов. Семья не только воспроизводит новое потомство, но и по-своему охраняет, помогает, дает уроки жизни, воспитывает. Поэтому индивид получает возможность духовного, нравственного развития.
    В современном мире проблема семейных отношений является наиболее острой. Глобальный цивилизационный кризис оказывает существенное влияние и на семейные отношения. Разрушаются  прежние устойчивые отношения внутри социальных групп, в том числе  семьи. Мы видим, как в наше время в России и у нас в Калмыкии растет количество гражданских браков, детей-сирот при живых биологических родителях. Мы часто сталкиваемся с фактами морального, физического насилия над детьми. Как отмечает Оксфордская энциклопедия « Народы и культуры»: «Образ поведения и мыслей ребенок с ранних лет воспринимает в семье, взаимоотношения между ее членами определяют его психологическое развитие, поэтому семейные конфликты могут привести к тяжелым психологическим последствиям. В странах Западной Европы в последние годы наблюдается рост количества семей с одним родителем (неполных семей)- либо замужней матерью, либо с отцом или с матерью, оставшимся без партнера после его смерти или развода. Так же, как и общество, семья проходит свой цикл жизни, и большинство индивидов испытывают множество изменений в семейных ролях».  Все  перечисленные явления характерны для российского и калмыцкого общества.
    Несмотря на существующие серьезные проблемы семейных отношений, есть уверенность в том, что семья будет продолжать выполнять ведущую роль в рождении, воспитании детей, оказании помощи всем своим членам.  В семье  по- прежнему человек получает первые сведения и мире, природе, человеке, о самом себе. С багажом этих знаний он идет в общество, к людям, которые тоже оказывают на него влияние. Ценности общества и семьи во многом совпадают и составляют основу существования социума.
    В философском словаре дано такое определение ценности: «Ценность – это, то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П.Менцер) Ценностями любого общества являются социальные, политические, экономические и духовные достижения, приумножающие условия для полноценного развития ее членов, их семей. Семейные ценности тоже включают общественные, только акценты делают на тех, которые более всего признаются важными для данной малой группы. Я думаю, основными семейными ценностями  являлись любовь друг к другу, детям и  счастье.
    Каждый человек приходит в этот мир, чтобы стать счастливым. Каждый прожитый день – это ступень к счастью, говорят мудрецы. Что же такое счастье? Еще в древние времена были свои взгляды на толкование настоящего человеческого счастья.
    Есть легенда о греческом царе Крезе, считавшим себя богатым и счастливым. Он пригласил к себе Солона, философа и законодателя, чтобы это подтвердить. На что Солон ответил: ни о ком нельзя сказать, что он счастлив, пока он жив. Крез, конечно, не ожидал такого ответа, потому что был уверен в вечности своего высокого и важного положения. Позже любимый сын Креза был убит, государство его разрушили, сам он попал в плен.
    …Все преходяще в этом мире, кроме истинных ценностей: любви, детей, семьи, созидательного творчества. Понимание этих ценностей приходят к каждому человеку по-разному. Кто-то осознает это, если повезёт,   рано, кто-то,  к сожалению, только к концу жизни.
    В послании апостола Павла говорится: «Любовь долготерпит,  милосердствует, не завидует, любовь не превозносится, не гордится».   Созвучна этим словам простая калмыцкая поговорка: «Дурн уга – кюн уга» т.е. если   нет любви, то нет и человека. Я думаю, что такое мировосприятие подчеркивает глубинные качества личности как  способность любить и творить.
    Я  на небольшом социальном  опыте хорошо усвоила, что «любовь долготерпит, милосердствует». В нашей большой семье  добрые слова, забота друг о друге заложено бабушкой. Бабушка   для всех нас, родных – маленький «пассионарий», который направляет будущее семьи по определенному руслу. Л.Гумилев, автор теории о пассинариях, указывал, что «эти люди могут быть добрыми и злыми, умными и глупыми, нежными или грубыми. Это не важно; главное, что они готовы жертвовать собой и другими людьми ради своих целей, которые часто бывают иллюзорными» Для нас, членов нашей малой социальной общности  эджа- это самый добрый и  умный , нежный человек, без которого невозможна жизнь в настоящем и будущем. Мы любим ее отношение к жизни, всегда  с интересом слушаем  рассказы о  довоенном, военном времени,  горестных годах ссылки калмыков  и волнующем возвращении на родную землю. Для нас, маленьких детей  эти рассказы  были  первым воспитанием  историей, определением добра и зла, истины.
    Почти в каждой семье хранят   фотографии прошлых времен как реликвии, ценности. Это понятно, если учесть, что много калмыков погибло во время войны, в Сибири, во время ссылки.  В нашем  семейном архиве есть довоенные реликвии, которыми дорожит бабушка. Это фотографии ее брата – Зургана Батаевича Баянова. В старинной калмыцкой песне говорится: «Красивее всех птиц утки, что плавают в нашем пруду. Братья среди других красивее всех». (Нур дунд ну?сн с??хн, нутг дунд ахнр с??хн). Так и бабушка считает брата самым  дорогим и идеальным человеком на свете. Он и на самом деле был очень интересным мужчиной. Играл на саратовской гармони, на калмыцкой домбре, любил читать. Друзья его любили за веселый и добрый нрав. В 1939 году Зурган был  призван в Красную Армию, стал офицером. В его письмах, в которых он обещал вернуться, просил помогать его жене и маленькому сыночку. Однако этому не суждено было сбыться. Он был тяжело ранен в бою под Новороссийском; скончался, не приходя в сознание в госпитале. Его молодая жена и ребёнок умерли во время  ссылки в Сибирь. Такова короткая и трагичная   история одной калмыцкой  семьи.
    Я часто думаю о дедушке Зургане, его родных. Война застала его совсем молодым, полным сил и здоровья. Я думаю о том, какие у него были планы, о чем он мечтал? Может, они вместе с женой мечтали о том, как будут  любить и воспитывать  не только своего сына, но и будущих детей, о том, какой счастливой и радостной будет завтрашняя жизнь. Но война изменила все. К сожалению, нам мало известно обо всем боевом пути дедушки. Похоронка  на погибшего и другие документы не сохранились во время ссылки в Сибирь. Времени на сборы давали очень мало. Необходимо было быстро собрать вещи и продукты для маленьких детей, помочь старикам. Эджа очень жалеет, что не смогли уберечь документы.    Очень трудное испытание выпало на долю старшего поколения: суровые военные будни, потеря близких, погибших на фронте,  холодные сибирские годы депортации, тяжелый труд спецпереселенцев, болезни, страдания и смерть родственников вдали от своей родной степи… Сама бабушка с болью рассказывает о  годах депортации. Она вспоминает, какие унижения пришлось испытывать оттого, что  калмыков называли предателями. Калмыки в массе были верны Родине, воевали на фронтах войны! так почему их  наказали так жестоко? Это было несправедливо. Надо всегда помнить  о невинных жертвах, погибших во время депортации. Нация потеряла свою элиту, молодежь. Некоторые из чувства страха потеряли естественную гордость за  принадлежность к калмыцкой национальности. Происходила потеря национальных ценностей, которые веками скрепляли этнос. Сегодня эджа  говорит нам, что мы должны  уметь защитить себя от произвола, не допустить того, что пришлось пережить им.
    Я считаю, что рассказы бабушки  о брате, его семье, бережное отношение к  тому, что осталось от него – фотографиям – помогли мне понять, что такое любить своих родных, нести ответственность перед родителями, сестрами и людьми. Любовь бабушки, радость передались и нам. Мне тепло от мысли, что этот человек – мой дедушка. Иногда я  задумываюсь о том, что  знают ли мои ровесники о своих родственниках, истории своей семьи в годы войны, депортации. Мы часто общаемся в контактах со своими одноклассниками, ровесниками из Англии или США, но не находим время для своих  дедушек и бабушек, которые много могут рассказать.
    Недавно мы обсуждали тему человеческого счастья. Какое оно, счастье? Чем оно соизмеряется?  Я сразу впоминаю   старинную калмыцкую легенду о каплях счастья, которую нам рассказывала наша эжа (бабушка) В ней говорится о горе родителей, потерявших  маленького сына. Мальчик, попав на небеса, не мог спокойно видеть страдание родителей, оставшихся на земле. Желая хоть как-то уменьшить их земные страдания, он  одарил их каплями: богатства, славы, любви. Но счастье не наступало. Где же оно? Моя маленькая сестра спросила: «Почему не стали счастливыми  родители мальчика? Он так старался для них!» Бабушка ответила, что каждый человек должен сам понять и осознать, какое это счастье. Измеряется ли оно чем-то? Для каждого из нас понимание того, что составляет цену счастья, приходит по-разному. Кто-то осознает в юности, а кто-то, к сожалению, только к концу жизни.
    На уроках обществознания мы изучали вопрос о духовных  ценностях современного человека. Насколько необходима ему семья, дети? В европейских странах семьи постепенно  отказываются от желания иметь детей. Воспитание детей, их обучение в школе, колледжах являются дорогостоящими расходами, требующие от родителей  моральных и физических, финансовых усилий. Удобнее жить для себя, пользоваться полноценно всеми благами, жить в комфорте, не тратя время на других.  Ученики разделились во мнениях. Одна группа считала, что главным в жизни человека являются материальный достаток, возможность удачно устроиться на работу, иметь высокий доход. Поэтому семья – не столь актуальна для современников.  Другие  же доказывали то, что каждый  человек, помимо успешной карьеры, стабильного дохода должен получать  любовь, внимание и признание ценностей его жизни, что помогает преодолевать трудности, барьеры в жизни. Сегодня известно, что если человек недополучил этого в жизни, то он будет во многом ограничен в способности понимать других, свободно выражать свои личностные качества, культуру.
    Я счастлива и благодарна, что мне в решении этой дилеммы помогают наставления эджи. Его святейшество Далай-лама 14, духовный лидер буддистов в своей книге « Этика для нового тысячелетия» подчеркивает, что мировосприятие  личности зависит от того, насколько полноценной его жизнь была в  семье, которая окружает ребенка  заботой и любовью. Такой человек способен иметь мировоззрение подобное «внутренней крепости», помогающей преодолевать жизненные барьеры. Я думаю, что такая гармония сердца и ума  способна будет останавливать зло и агрессивность, хитрость и коварство.

  5. План
    1. Что вкладывает человек в понятие «воспитание»?
    2. Можно ли воспитать человека?
    3. Нужно ли быть воспитанным?
    «Воспитание — сложнейший из всех процессов изменения личности в сторону совершенствования» М.П.Алпатов
    Что такое воспитание? И должен ли современный человек быть воспитанным? Нужно ли это сегодняшнему обществу? На все эти вопросы я постараюсь ответить в своем небольшом сочинение на тему «Воспитание». Хорошее определение «воспитания» мы читаем в эпиграфе. Воспитывают все: родители, школа, общество, т.е. окружающий человека мир. Но как мы понимаем, воспитан человек или нет?
    Современное общество хочет видеть честного, добропорядочного, умного, тактичного, уважающего окружающих, понимающего и умеющего сострадать другому, т.е. воспитанного человека. Оно оценивает высокие нравственные качества, чувство эмпатии, готовность помочь, умение любить. Именно эти понятия мы и вкладываем в определение «воспитание».
    А как воспитать такого человека? Семья – это основа воспитания. Родители часто влияют на определение ребенка в жизни, на его профессию, выбор друзей или супруга. Это влияние может быть и насильственным. Ребенок идет по велению отца или матери учиться на дипломата, хотя ему интересна фотография или уличные граффити. Не реализуется талант, творчество, желание быть полезным своим умением.
    Но ничто не действует сильнее, чем собственный пример. С детства ребенок видит поведение своих родителей, их поступки, слова, и это для него оказывается лучшим воспитателем, чем произнесенные слова «правильно», «красиво», «нужно». И если родители воспитаны, то и ребенок будет таким. Он примет у них это как естественное правило жизни. Несомненно, школа играет не последнюю роль в воспитании человека. Педагог передает ребенку не только свои знания, но и умение вести себя в обществе, общаться с людьми, жить честно и быть достойным гражданином своей Родины.
    Воспитанный человек всегда будет в цене. История еще не знает таких примеров, когда выбирали недостойных и невоспитанных. Уметь быть воспитанным – трудное дело, но жизнь оценит эти старания. Воспитание – это красота. Красота тела, сознания, ума. Красота души.

  6. Каждый ребенок нуждается в воспитании со стороны взрослых. Все дело в том, что дети одновременно со своей тягой к полезного знания, хотят также познавать мир и с другой стороны и интересоваться тем, чем в их возрасте интересоваться не следовало бы. Направление детской энергии в правильное русло, указывать молодому человеку, что такое хорошо и что такое плохо – это и есть воспитание. Обычно детей в большей степени воспитывают родители, но часто это приходится делать и учителям, а особенно их классному руководителю.
    Классный руководитель – действительно очень важная должность. В отличие от других учителей, классный руководитель выполняет особые функции по отношению к своих подопечных учеников. Он в целом за ними наблюдает, общается с их родителями и организует некоторые школьные и внешкольные мероприятия для учащихся. Конечно, все эти задачи требуют особых знаний и умений, поэтому классным руководителем может стать только тот специалист, имеющий достаточные знания и педагогический опыт.
    Важность и высокую роль классного руководителя для учеников можно особо понять, если представить, что классного руководителя у класса вдруг не станет. В таком случае ученики получат возможность вести себя практически так, как им захочется. Они смогут прогуливать уроки, не готовить домашние задания, демонстрировать худшие образцы поведения учащейся и быть абсолютно безнаказанными за эти дела. Вряд ли у других учителей, в сферу ответственности которых эти ученики не входят, появится свободное время, чтобы заниматься всеми этими проблемами. Это крайне негативно скажется на поведении школьников, на их успеваемости, и на всем их дальнейшей жизни, поскольку плохо образован и недисциплинированное человек вряд ли сможет добиться успеха после окончания школы.
    К счастью, должность классного руководителя сегодня все еще существует и вряд ли будет устранена в ближайшем обозримом будущем. Благодаря классным руководителям уровень дисциплины в классе возрастает в разы, успеваемость тоже растет, да и для самих учащихся это лучше – с большими знаниями и хорошей дисциплиной они смогут добиться успехов и после школы – в высшем или среднем учебном заведении или даже на работе.
    Дети очень много времени проводят в школе. И если дома за ними ухаживают родители, то и в школе должен быть кто-то, кто выполняет эту далеко не самую простую функцию. Хорошо, что такой человек есть – это классный руководитель. Благодаря ему школьники не остаются без присмотра во время обучения в школе, поддерживают хороший уровень дисциплины и успеваемости и становятся эффективными единицами нашего общества, действенно принося ему большую пользу.

  7. С самого детства всем нам неустанно повторяют, что очень важно вырасти воспитанным человеком, потому что это играет едва ли не ключевую роль в становлении нашей личности. Но, что означает словосочетание «быть воспитанным», и какими критериями определяется уровень воспитанности? К примеру, можно ли считать воспитанным юношу, который уступает места в транспорте пожилым людям, но при этом сквернословит в людных местах, или девушку, которая всегда забывает говорить слова благодарности, но при этом является добрейшим души человеком?
    Все дело в том, что воспитанием являются поведенческие навыки, привитые человеку его близким окружением в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общества. Нельзя утверждать, что воспитание является чем-то конкретным и определяется лишь вежливостью. Оно  также включает в себя толерантность, взаимоотношения с другими людьми, поведение в общественных местах, уважение к окружающим. Только проанализировав каждый конкретный аспект деятельности человека, и сопоставив его с остальными, можно делать конкретные выводы об уровне воспитанности.
    Следует отметить, что в воспитании каждого из нас принимает участие большое количество человек. В первую очередь, это родители, которым необходимо заложить в сознание ребенка понимание моральных ценностей и общепринятых норм, а также, осуществлять его воспитание. Помимо родителей и родственников, в процесс воспитания непременно вовлечено учебное заведение, в котором в разные периоды жизни пребывает человек – детские сады, школы, университеты. Все потому, что абсолютно каждый урок имеет не только образовательную цель, но также и воспитательную. Но, так как любой человек развивается на протяжении всей жизни, то отчасти наблюдается и процесс самовоспитания, когда осознание, как следует себя вести, как поступить будет правильнее, приходит на подсознательном уровне.
    От воспитания человека будет зависеть его внешний вид – умение правильно подбирать одежду в соответствии с мероприятием и учреждением, в котором он находится. Насколько человек образован, вежлив, грамотен, тактичен, спокоен и уравновешен – все это также определяется уровнем воспитанности.

  8. Больше всего на свете меня интересует, почему родители бросают своих детей. Я считаю, что если хотя бы один из родителей не готов воспитывать ребенка, то не стоит заводить детей. Может быть, позже родители решат, что готовы, тогда и нужно заводить ребенка. А если родители не готовы и не хотят, а ребенок родился, то он не вырастет счастливым. Скорее всего родители бросят малыша, будут воспитывать в лучшем случае няни или бабушка с дедушкой, а в худшем – детский дом. Тогда ребенок сам вырастет таким же как и родители.
    Подробнее…

    Сочинение “Нужна ли “Смертная казнь”

    Мое мнение о смертной казни неоднозначно, и я не могу определить его одним словом.
    С одной стороны, я выступаю за смертную казнь. Я понимаю, что она негуманна и жестока. И вообще, это не по-европейски.
    Да, жизнь дает Бог, поэтому люди не имеют права ее отнимать. Но есть случаи, когда именно так, собственной жизнью, люди должны отвечать за свои поступки. Это происходит в том случае, когда человек сам отнимает жизни других.
    Подробнее…

    Впервые в театре

    Недавно мы ездили в Театр кукол имени Сергея Образцова. Мы — это мама, я и мой младший брат Виталик. В театре нам очень понравилось. Я впервые был в настоящем театре. До этого я только посещал представления и концерты в нашем Доме культуры, ещё ходил на спектакли, которые давали артисты театра у нас в школе, в актовом зале. Уже только подойдя к зданию знаменитого театра, я понял, какая это большая разница — гастрольное выступление артистов и настоящий театр, хоть и кукольный.
    Подробнее…

    Сочинение на тему: Лисович. Произведение: Белая гвардия

    Василий Иванович Лисович – хозяин дома, в котором живут Турбины. Этого героя все называют Василисой. Случилось это потому, что в 1918 году, когда начали происходить перемены в стране, он “сменил свой четкий почерк и вместо определенного “В. Лисович”, из страха перед какой-то будущей ответственностью, начал в анкетах, справках, удостоверениях, ордерах и карточках писать “Вас. Лис.””.
    Подробнее…

    Любимое время года — зима

    Кто-то любит лето, кто-то без ума от весны, а мне нравится зима. Это потому, что я люблю хоккей и биатлон. Заниматься всерьёз этими видами спорта в тёплые времена года невозможно. Но спорт настолько важен для меня, что я даже летом нахожу возможность тренироваться: занимаюсь хоккеем на траве, стрельбой, тренируюсь на специальных тренажёрах, имитирующих ходьбу на лыжах.
    Но настоящее раздолье для меня и моих друзей по спортивной школе начинается зимой.
    Подробнее…

    Сочинение “Экологическая проблема города”

    Экология планеты – вопрос, касающийся всех и каждого. Нет такого человека на Земле, который бы не страдал от загрязнения окружающей среды, пусть даже многие этого не чувствуют и не осознают. Человек – удивительное существо, единственное, которое, не задумываясь, загрязняет собственный дом. Можно сказать, рубит сук, на котором сидит.
    Из года в год человечество делает свою жизнь все более комфортной, окружая себя полезными вещами, создавая технологии, механизмы, новые вещества и т. д.
    Подробнее…

  9. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

    Центральная проблема комедии Д. И. Фонви­зина «Недоросль» — проблема воспитания. Вос­питание рассматривается драматургом как сред­ство формирования гражданского сознания в дво­рянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.
    В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же «злонравные» и «добродетельные». Пробле­ма воспитания касается, в первую очередь, пер­сонажей отрицательных. По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Мит­рофан. Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом. Отноше­ния Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспиты­вать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной лю­бовью и заботой. В ее глазах ленивый Митрофа­нушка — самый лучший ребенок на свете. Одна­ко главная задача родителей состоит не в том, чтобы потакать любым капризам своего непос­лушного ребенка, но в том, чтобы на собственном достойном подражания примере показать, как ему следует противостоять зарождающимся по­рокам и заблуждениям. Простакова же, наобо­рот, взращивает, лелеет и холит уже наметивши­еся в характере Митрофана пороки. Очень точно по этому поводу высказался Стародум: «… наука в развращенном человеке есть любое оружие де­лать зло».
    Не совсем понятно, чем занимается Митрофан в свободное время, есть ли у него какие-либо ув­лечения. Домашних обязательств у него нет, он предоставлен сам себе. Перед его глазами яркий пример — деспотичная, неуравновешенная мать и слабый, бесхарактерный отец. Неудивительно, что в таких условиях воспитание давало очень мало положительных результатов. Впрочем, не­которые критики относились к образу Митрофа­на весьма снисходительно. В.О. Ключевский ут­верждал, что он размышляет по-своему находчи­во и умно, «только — недобросовестно и потому иногда невпопад, размышляет не с целью узнать истину или найти прямой путь для своих поступ­ков, а чтобы только вывернуться из одной непри­ятности, и потому попадает в другую, чем и на­казывает сам себя за софистическое коварство своей мысли». Такая точка зрения позволяет оп­равдать и ответы Митрофана на импровизирован­ном экзамене, устроенном Правдиным, с его ори­гинальной теорией грамматики, а также «очень бойко и сообразительно изобретенным учением о двери существительной и прилагательной». Та­ким образом, Митрофан совершенно не глуп, яр­лык «дурака» на него навесили добропорядочные взрослые. Чувства и поступки Митрофана вовсе не смешны, а только гадки.
    Мог ли получить Митрофан хорошее образо­вание? Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Ведь рос он в общей атмосфере невежества. Ветер свободы, вольнодумия был не знаком простаковской усадьбе. Пренебрежение к науке дети получают от отцов. Такой была судь­ба самой Простаковой, в семье которой было во­семнадцать человек, но в живых осталось только двое. Одних вытащили из бани мертвыми. Трое, «похлебав молочка из медного котлика, сконча­лись». Двое упали в праздничный день с коло­кольни. Остальные были просто больны. Эти ги­перболизированные художественным воображе­нием драматурга факты свидетельствуют только об одном: в семье Скотининых дети были обузой. Никто, ни батюшка Скотинин, ни матушка «по прозванию» Приплодина, не занимался воспита­нием подрастающего поколения. Образование Скотинин принимал в штыки: «Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажа­ют, чтобы хоть братца отдать в школу… Бывало, изволит закричать; прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Между тем новые обстоятельства заставляют Простакову пересмотреть убеждения, доставши­еся ей в наследство от батюшки. Свой родитель­ский долг она видит в том, чтобы найти учите­лей, которые бы выучили ее Митрофанушку. Только вот большие требования к учителям не предъявлялись: «Порядился учить, чему мы хо­тим, а по нас учи, чему сам умеешь». «Без наук люди живут и жили» — к этому сводится житей­ская философия Простаковой и других, подобных ей, представителей невежественного дворянства. В руках этого дворянства, далекого от понимания нужд государства, находится воспитание моло­дого поколения дворян. Раскрывая образ Митро­фана, Фонвизин углубляет тему молодого дворян­ства: недаром в композицию «Недоросля» вклю­чены сцены обучения и воспитания молодого дво­рянина.
    Проблема воспитания касается и другого об­раза — Скотинина. Рос он в тех же условиях, что и Простакова. Это сказалось на том, что у брата и сестры общие взгляды на жизнь. У Скотинина есть небольшое имение, которым он научился славно управлять. Иногда он жалуется на сосе­дей, которые его обижают, при этом гордо де­монстрируя, что он не «челобитчик»: «Сколько меня соседи ни обижали… я ни на кого не бил че­лом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Своей науке управления крестьянами Скотинин готов с радостью обучить и сестру, только при одном условии: она сосватает Софью. Женитьба Скотинина не связана с душевной привязанностью: он метит на недвижимое имущество избранницы, его интересуют ее деньги, которые позволят ку­пить крупных свиней. Отзыв о подобном поведе­нии драматург вложил в уста Стародума, кото­рый называет несчастным тот дом, «где жена не имеет никакой сердечной дружбы к мужу, ни он к жене доверенности, где каждый со своей сторо­ны своротил с пути добродетели». Дети в такой семье глубоко несчастны, поскольку отец, не имея почтения к своей жене, «едва смеет их об­нять, едва смеет отдаться нежнейшим чувствова­ниям человеческого сердца», а мать, потерявшая добродетель, не может обучить своих детей бла­гонравию, которого в ней нет. Как видим, про­блема семьи тесно связана с проблемой воспита­ния. Скотинин только мечтал о создании семьи по такому образцу, а Простаковы подобную се­мью создали: отец Простаков едва смел «отдать­ся нежнейшим чувствованиям человеческого сер­дца», в своем сыне он видел только безобидного забавника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *