Сочинение на тему восстание декабристов преступление или подвиг

5 вариантов

  1. Муниципальное образовательное учреждение
    Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1
    Творческий  конкурс
    «В потомках ваше племя оживет»
    Сочинение-рассуждение на тему:
    «Что совершили декабристы: подвиг или преступление?»
    Выполнила: ученица 11 «б»  класса                                                                                                      Сафонова Алина
    Руководитель: учитель русского языка и                                                                                                                                            литературы
    Дылыкова Дарима Дашиевна
    п. Могойтуй, 2011г.
    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремление…
    А. С. Пушкин
    14 декабря 1825 года… Сенатская площадь… Декабристы… Каторга… Сибирь…
    Невольно задумываешься над вопросами: «Что совершили декабристы: подвиг или преступление? Чем же дороги  и почему так близки нам эти люди?»
    Собирая материал о декабристах, я случайно наткнулась на статью, в которой утверждали, что  подвиг по большому счету совершили те, кто не позволил декабристам осуществить задуманное (и судя по всему  совершенно не продуманное). Тем самым Россия была спасена от развала и смогла просуществовать  крепкой державой еще много лет. Кстати, во время восстания было убито 1272 человека, но если бы декабристы все-таки добились своего, жертв было бы многократно больше впоследствии, потому что там наверняка  нашелся бы свой Сталин…
    Я   не согласна с этим мнением автора и считаю, что те люди, которые помешали декабристам  воплотить задуманное в реальность,  не совершили так такового подвига.
    Давайте вспомним из истории…
    Декабристы — это люди действия, которые в своих поступках руководствовались общественными интересами. Они стремились  преобразовать Российскую действительность (отменить крепостное право, ограничить или упразднить самодержавие, установить гражданское равноправие и многое другое).
    В общем, цель декабристов была преобразить Россию в лучшую сторону, России был нужен настоящий путь к свободе.
    Мы знаем, как велико значение декабристов для Сибири.
    Вся их деятельность  в Сибири была направлена  на ускорение социально-экономического, общественно-политического и культурного развития края. Союз декабристов  начал  создавать в школы, детские сады. Открылись женские школы, они фактически первыми в России положили начало вовлечения женщин в сферу умственного труда. Декабристы первыми приступили к созданию публичных библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.
    Посвятив свою жизнь борьбе за   новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры.
    Нет ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где  не сказывались бы их  борьба  против  консервативных норм, удушающих живую мысль  и творческую инициативу.
    Говоря об искусстве эпохи декабризма,  нельзя не вспомнить о том, что знаменитый художник-медальер Федор Толстой  был членом декабристского «Союза благоденствия».  Его  великолепная, тончайшей работы  серия классических медалей  в честь 1812 года была художественным выражением  патриотических чувств.
    Декабристы внесли свой вклад не только  в искусство, но и в науку.         Николай Тургенев  – ученый-экономист, автор большой работы «Опыт теории налогов»,  подробно рассмотрел налоговую систему, ознакомившись с западноевропейской теоретической мыслью.
    Также много  географических работ, в частности посвященных Америке, Канаде, оставил декабрист  Д. И. Завалишин.
    Автором работы о Сибири был  Батеньков. Декабрист  Н. А.Чижов, участник полярной экспедиции под начальством  Литке, составил и опубликовал  обстоятельное описание Новой Земли. Муравьев, Муханов, Штейнгель оставили ряд работ по военному делу и военной истории.
    Это были высокообразованные люди, они делали все возможное для процветания России.
    Неужели из всего вышесказанного можно утверждать, что  декабристы  совершили преступление, а не  подвиг?  Конечно, нет.
    Декабристы – это мужественные люди! Таких людей как они единицы, не каждый человек во имя процветания страны будет рисковать своей жизнью. Они сделали бы гораздо больше, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители  царских властей.          Декабристы – это альтруисты, патриоты своей Родины. Именно с них началось освободительное движение в России.  Несмотря на прошедшие 185 лет, мы не должны забывать о декабристах, ибо они совершили подвиг  достойный памяти и уважения.

  2. Восстание декабристов – подвиг или преступление? Каждый человек с довольного юного возраста начинает по чуть-чуть узнавать о таком историческом событии как восстание декабристов. Еще даже не осознавая значимость услышанного, мы жадно внимаем разговорам взрослых о каких-то дворянах, которые взяли и пошли против царя во имя всего русского народа, не жалея себя, чтобы всем, так сказать, жилось лучше. И, конечно, в нашем еще далеком от понимания сознании формируется некий героико-романтический образ таких смелых, полных самоотверженности людей. Позже, уже в школе, учителя проливают свет на эту непознанную, но приводящую в трепетное состояние наши сердца, историю. Тут мы уже узнаем и о том, что, оказывается, кто-то присягу нарушил, кто-то кровь пролил невинную, кто-то предал своих союзников, кто-то казнь учинил над возмутителями спокойствия, а кроме всего перечисленного, событие еще и не дало результатов. И тут уже наше ранее плененное восхищением сознание начинает искать ответы на вполне осмысленные и справедливые вопросы: а ради кого и чего они, собственно, пошли-то на эту Сенатскую площадь? Почему после смерти Александра I члены тайных обществ присягнули Константину и даже были готовы отказаться от своей деятельности, а Николаю в точно таком же ритуале отказали? … Почему такое большое количество хорошо живущих людей вдруг решили бороться с системой, которая им доход приносит? А может, результаты у восстания все же были? И чем тогда считать это восстание – преступлением или подвигом? Данный вопрос с момента далекого 1825 года и по сей день интересует многих людей. Свидетельством этому являются многочисленные литературные произведения о восстании и его участниках, опубликованные мемуары и записи самих декабристов, их окружения и современников. И все перечисленное выше отличается широкой неоднозначностью. Одни возводят декабристов в ранг героев Отечества, другие говорят, что они лишь жалкие изменники. Так кто же они? Отрицая все пессимистические настроения, замечу, что говорить о декабристском восстании, как об изначально обреченном на гибель, нельзя. Жизнь тайных обществ началась задолго до 1825 года. Они формировались, менялись, разделялись, соединялись, – в общем, в них шла активная деятельность умов, вошедших в состав обществ. Участники долго вынашивали идеи, работали над различными проектами по их осуществлению и, наконец, обозначили дату для выступления – лето 1826 года. Однако все приготовления были ускорены смертью Александра I и возникшим междуцарствием из-за неразберихи в присяге новому императору. В этот момент и возникла первая преграда на пути к успеху: все пришлось устраивать внезапно, а с исторической точки зрения, времени на подготовку вообще было ничтожно мало. Однако декабристы все же решили воспользоваться кризисом власти, вывести войска на Сенатскую площадь и потребовать у членов Сената и Государственного совета обнародовать “Манифест к русскому народу” об отмене крепостного права, политических и гражданских правах и свободах, о введении всеобщей воинской повинности и облегчении положения солдат. Сенат и большая часть Петербургского гарнизона уже присягнули Николаю I. Находящиеся на площади солдаты и офицеры были разогнаны артиллерийским огнем. Далее последовали всем известные события: восстание Черниговского полка на Украине и его разгром властями, ведение Николаем I расследование по делу о декабристов и тайных обществ, а также последовавшие аресты и наказания главных участников, людей, давно покинувших сообщества и даже никогда в них не вступавших… Декабристы были первыми русскими революционерами, принадлежавшими к дворянскому сословию, осмелившимися выступить против самодержавия. Вполне логично, что после такого шага со стороны интеллигенции сильно возросли противоречия между императором и элитой. Также и со стороны крестьян данное выступление осталось непонятым: в сознание низшего сословия настолько плотно въелась мысль о добропорядочности императора, который только и делает, что старается как можно сильнее улучшить им жизнь, что постигшую декабристов неудачу, впрочем, как и последовавшее наказание, крестьянство посчитало вполне справедливым и разумным. Кроме того, неприятие народными массами, значительной частью дворянства, а также и многими членами самих тайных обществ восстания декабристов, откровенные признания некоторых участников оказались весьма кстати в борьбе царизма с революционными идеями. Из таких настроений общества можно сделать вывод
    , что восстание декабристов ничто иное как преступление и что безнравственно это – выступать против императора. Однако, на самом же деле, все произошедшее было благородной попыткой уменьшения отсталости России от западных государств и приведения существующего строя к системе, хоть отдаленно походящей на давно функционирующую в Европе. Никто из исследователей данной эпохи не приписывал декабристам корысти, напротив, их описывали как патриотов, действующих единственно из любви к Отечеству.

  3. Министерство образования и науки российской федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»

    Кафедра «Истории искусства и гуманитарных наук»

    Эссе

    По предмету «История»

    На тему: «Восстание декабристов»

    Выполнил: студент 1 курса группы 1ХС

    Александров Тимофей Александрович
    Москва 2016
    Введение
    Восстание декабристов – одна из самых замечательных страниц русской истории первой половины XIX века. Это событие глубоко изучено историками, но есть ещё не до конца изученные страницы. Это было первое вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества, организованное лучшими представителями русского общества.
    14 декабря 1825 года в Петербурге революционно-настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавия и ликвидации крепостничества «чтобы пробудить спящих россиян», чтобы заявить «сколь вредно рабство для народа русского, рожденного быть свободным…». Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования. Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы. Тем не менее, декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На их примере воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х-начала 30-х годов, A. И. Герцен и Н. П. Огарев, петрашевцы видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Несмотря на свое поражение, декабристы не изменили своим благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И. Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов М.С. Луниным политических писем и серии публицистических статей, направленных против царизма.
    1. Причины движения декабристов
    Начало XIX века было временем больших надежд в жизни российского общества. Однако реформы не были осуществлены. Государственная власть оказалась фактически в руках А.А. Аракчеева. М.М. Сперанский был отправлен в ссылку. Такой отказ от реформ был связан с достаточно мощным сопротивлением большинства дворянского класса.
    Поспособствовал осознанию необходимости преобразований и ряд исторических событий:
    – Французская революция. Кроме общего импульса в борьбе против феодального строя со всей остротой она поставила вопрос о способах этой борьбы, соотношении усилий образованного меньшинства и действий народа. Устранить активное участие народа в грядущем перевороте казалось декабристам необходимым для того, чтобы избежать «ужасов народной революции» и сохранить за собой руководящие положение в революционных событиях.
    – Война 1812 г. Пробуждение национального самосознания и общественной активности (декабристы называли себя «детьми 1812 г.»). С одной стороны, гордость за свой народ, проявивший такой героизм, с другой стороны, особенно болезненное восприятие крепостнического произвола по отношению к такому народу. Отечественная война 1812, участниками которой оказались почти все основателями и многие активные члены будущего движения декабристов, последующие заграничные походы 1813-14 явились для них, в известной степени, политической школой. Заграничный поход русской армии: знакомство с передовыми порядками, плюс как сейчас отмечают многие авторы, немалое число будущих декабристов во время похода стали масонами.
    – Отказ правящих кругов от реформ подрывал реформистские ориентации части участников движения, усиливал стремление к крайним методам. Два основных момента отказа: перед войной под давлением консервативных кругом дворянства пресечены реформы Сперанского (а ведь он предлагал глубокое преобразование вплоть до созыва Государственной думы). После войны – новый тур либеральных начинаний, в т. ч. разработка «уставной грамоты» (проекта конституции), плюс конституция Царства Польского. Однако примерно с 1820 г. – окончательный поворот к реакции (в т. ч. 1822 – закрытие масонских лож).
    2. Восстание 14 декабря 1825 года в Петербурге
    Сами декабристы поначалу заявляли, что протест будет мирным и единственная его цель – под мирными лозунгами привлечь внимание будущего царя к проблеме “крепостного права”. Но как явствует из последовавших много лет спустя откровений выживших декабристов, они хотели поднять вооруженное восстание в войсках, свергнуть самодержавие, отменить крепостное право и всенародно принять новый государственный закон — революционную конституцию.
    Планировалось объявить «уничтожение бывшего правления» и учреждение Временного революционного правительства. Объявлялось о ликвидации крепостного права и об уравнении всех граждан перед законом; объявлялись свобода печати, вероисповедания, занятий, введение гласного суда присяжных, отмена всеобщей воинской повинности. Все правительственные чиновники должны были уступить место выборным лицам.
    Декабристы решили помешать войскам и сенату принести присягу новому царю. Затем хотели войти в сенат и потребовать опубликовать всенародный манифест, в котором будет объявлено об отмене крепостного права и 25-летнего срока солдатской службы, о даровании свободы слова и собрания.
    О плане восстания приходится судить гипотетически, потому что абсолютно ничего из указанного сделано не было:
    главные заговорщики (Рылеев, Трубецкой) фактически отказались от участия в восстании;
    вопреки плану восставшие дворцов и крепостей не занимали, а стояли на месте;
    на самом деле вместо отмены крепостного права и введения разных прав и свобод восставшие требовали только императора Константина Павловича и конституции;
    в ходе мятежа была масса возможностей арестовать или убить будущего царя Николая I, однако никаких попыток к этому не предпринималось. декабрист революция война восстание
    К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь 30 офицеров-декабристов вывели около 3020 человек: солдат Московского и Гренадерского полка и матросов гвардейского Морского экипажа. Однако за несколько дней до этого Николай был предупрежден о преступных намерениях тайных обществ начальником Главного штаба И. И. Дибичем и декабристом Я.И. Ростовцевым (последний счёл восстание против царя несовместимым с дворянской честью). Сенаторы уже в 7 часов утра принесли присягу Николаю и провозгласили его императором. Назначенный диктатором Трубецкой не появился. Восставшие полки продолжали стоять на Сенатской площади, пока заговорщики не могли прийти к единому решению о назначении нового руководителя.
    Войска, уже присягнувшие новому императору, окружили восставших. Их возглавил Николай I, оправившийся от первоначального замешательства. Со стороны Адмиралтейского бульвара появилась гвардейская артиллерия под командованием генерала Сухозанета. По каре был сделан залп холостыми зарядами, не произведший эффекта. После этого артиллерия ударила по восставшим картечью, ряды их рассыпались. В результате мятежа погибли 1 271 человек, в их числе 9 женщин и 19 малолетних детей.
    К ночи с восстанием было покончено. На площади и улицах остались сотни трупов. Большинство жертв были раздавлены бросившейся в панике от центра событий толпой.
    Сразу же были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость 371 солдат Московского полка, 277 — Гренадерского и 62 матроса Морского экипажа. В Зимний дворец начали свозить первых арестованных декабристов.
    Но дело декабристов «не пропало». Декабристы не только задумали, но и организовали первое в истории России выступление против самодержавия с оружием в руках. Они совершили его открыто, на площади русской столицы, перед лицом собравшегося народа. Они действовали во имя сокрушения отжившего феодального строя и движения своей родины вперёд по пути закономерного общественного развития. Идеи, во имя которых они восстали, – свержение самодержавия и ликвидация крепостничества и его остатков – оказались жизненными и долгие годы, в сущности, целое столетие, собирали под знамена революционной борьбы последующие поколения.
    3. Причины поражения и значение восстания декабристов
    Главной причиной поражения явилось то, что намеченный план осуществить не удалось. Утром 14 декабря Булатов, Каховский и Якубович отказались от своих действий. Декабристам удалось повести за собой только 3 тысячи солдат лейб-гвардии Московского, лейб-гвардии Гренадерского полков и гвардейского морского экипажа. Они собрались на Сенатской площади только к 11 часам. Диктатор Трубецкой не явился на площадь, что дезорганизовало восставших.
    Узость движения, боязнь сблизится с народом, утопизм идей, пренебрежение конспирацией – все это тоже явилось причинами подавления восстания декабристов.
    Потерпев поражение в социально-политической борьбе, декабристы одержали духовно-
    нравственную победу, показали пример истинного служения своему отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности.
    Опыт движения декабристов стал предметом для осмысления следующих за ними борцов с самодержавием и крепостничеством, повлиял на весь ход русского освободительного движения.
    Движение декабристов оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако, исходя из конкретно-исторической ситуации, поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам П.Я. Чаадаева, развитие России на 50 лет.
    До декабристов в России были либо стихийные восстания крестьян, без осознанной политической программы борьбы, либо выступления прогрессивных для своего времени одиночек-революционеров, из которых особенно выдающимися является А.Н.Радищев. Декабристы первыми в стране создали революционную организацию, разработали программу свержения царского самодержавия и отмены крепостного права и в соответствии с этим осуществили вооруженное выступление против крепостническо-абсолютистского строя.
    Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России.
    Разгром восстания декабристов был важнейшим уроком для последующих поколений революционеров. Декабристы завещали им свой революционный опыт, и опыт этот показал, что «протест ничтожной горсточки революционеров бессилен без поддержки народа».
    Эпоха декабристов притягивала к себе писателей. Она явилась темой крупнейших произведений русской художественной литературы, пользующихся всеобщей любовью и известностью. Сосланные декабристы оказали большое влияние и на культуру Сибири. Они основывали там школы, создавали библиотеки, лечили народ, вводили новые сельскохозяйственные усовершенствования.
    Заключение
    Восстание декабристов в 1825г. – кульминация и вместе с тем итог декабристского движения, которое имеет огромное историческое значение. Оно явилось серьезным экзаменом его руководителям и участникам, их революционным возможностям. Это было первое в истории России открытое политическое выступление.
    Выступление декабристов против царизма имело большое международное значение и получило широкий отклик в странах Западной Европы. Декабристы нанесли серьезный удар всему зданию реакционного Священного союза. Это был удар с той стороны, с какой менее всего ожидала его международная реакция, видя в России оплот абсолютистского порядка. Несомненно, победа декабристов сыграла бы громадную роль в крушении этого реакционного альянса монархов и победе демократических сил Европы.
    Великая историческая заслуга декабристов, их гражданский и нравственный подвиг заключались в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов, презреть свои сословные привилегии и пойти на «явную гибель» во имя высоких и благородных идеалов.
    Размещено на Allbest.ru

  4. Урок  – «Дебаты»

    по теме
    «Восстание декабристов – подвиг или
    преступление»

    Работа
    учителя

    МОУ
    СОШ № 9

    к.с.н. Саблиной А. Н.

    Нижний
    Новгород

    Тема урока: «Восстание декабристов:
    подвиг или преступление».
    Изучению 14 декабря 1825 года и событий, ему предшествовавших,
    в программе 11 класса отводится 1-2 урока.
    Между тем, эта проблематика крайне важна
    для осмысления процесса нарастания конфликта
    между властью и обществом, происходившего
    в течение XIX века.
    Беглое изучение темы не дает базы для понимания в дальнейшем
    последующих этапов революционного движения,
    а также некоторых особенностей царствования
    Николая I. Кроме того, тема затрагивает
    мировоззренческий уровень: ученик оказывается
    в позиции нравственного выбора: как оценить
    выступление, согласится или нет с его
    участниками. Естественно, такое возможно,
    когда ученики уже знакомы с основным
    материалом данной темы.
    Тип урока:
    урок обобщения и систематизации изученного.
    Цель урока:
    сформировать целостное восприятие события, эмоционально-нравственную оценку деятельности
    участников декабристского движения.
    Задачи урока:
    Образовательные –

    повторение и обобщение фактов, связанных
    с восстанием 14 декабря 1825г. (Программы
    П.Пестеля и Н.Муравьева, подготовка восстания, события
    на Сенатской площади, судьба восставших)
    формирование основ исторического
    мышления
    Воспитательные –


    формирование осознанного отношения
    к фактам отечественной истории и, соответственно,
    осознанного патриотизма и гражданской
    позиции
    формирование гуманистической
    системы ценностей
    развитие способности к рефлексии
    (путем оценивания поступков других людей;
    выработанные критерии переносятся, в
    конечном итоге, на собственное поведение)
    Развивающие

    развитие навыков ведения дискуссии:
    освоение правил построения
    выступления
    выработка навыков создания
    логически связного и непротиворечивого
    текста
    отработка четкости формулировок
    развитие речевой культуры
    умение слушать оппонента
    тренировка ощущения времени
    (регламент выступления)


    отработка взаимодействия в группе
    развитие навыков конспектирования
    на слух
    Обоснование технологии и методов (учителю для сведения)
    Поставленные
    цели и задачи эффективно достигаются
    при использовании одного из словесных
    методов – дискуссии. Дискуссия позволяет не
    только осуществлять обучающие, воспитательные,
    развивающие и контрольно-коррекционные
    функции урока, но и наилучшим образом
    стимулирует познавательную активность
    учащихся как касательно изучаемой темы,
    так и на будущее, помогает упорядочить
    и закрепить материал.
    Дискуссию
    по проблемной ситуации можно отнести
    к развивающим методам (по классификации
    И.Я. Лерненра и М.Н. Скаткина): для решения
    проблемной задачи учащиеся не только
    используют имеющиеся знания в новых условиях,
    но и «добывают» новое знание самостоятельно
    – в процессе предварительной подготовки
    и в ходе обсуждения. Эвристичность работы
    обеспечивает прочное, творческое усвоение
    знаний.
    Учителю
    дискуссия помогает получить информацию
    о глубине и систематичности знаний, об
    особенностях мышления учащихся, подсказывает
    дальнейшее направление работы.
    На уроке
    используется технология «Дебаты». Международная
    программа «Дебаты» Карла Поппера, основанная
    Институтом «Открытое общество», существует
    с 1993, в Н.Новгороде – с 1995г.
    В игре
    две команды по три человека обсуждают
    заданную тему. При этом одна команда утверждает
    тезис, другая – его опровергает. Победа
    присуждается той команде, которая набрала
    больше очков. Оцениваются глубина и разнообразие
    аргументации, логичность и структурированность
    выступления, культура речи. Каждый из
    игроков (спикеров) имеет свою задачу:
    первый
    – заявляет позицию своей стороны и выдвигает
    аргументацию;
    второй
    – опровергает точку зрения оппонентов,
    выдвигая контраргу
    менты и усиливает позицию
    своей команды;
    третий
    – подводит итоги, проводя сравнительный
    анализ аргументов
    сторон, доказывая свою
    правоту.
    Выступления
    спикеров строго регламентированы (6,5,5
    минут соответственно). Отдельно выделяется
    время на обмен вопросами. Особенностью
    игры является то, что команды не должны прийти к компромиссной
    позиции, они до конца отстаивают свою
    точку зрения.
    При
    всех своих достоинствах, в классическом
    виде игра мало подходит для использования
    на уроке. Главным недостатком является
    ограниченное число участников.
    Модифицированный
    вариант, используемый на уроке, позволяет
    охватить, фактически, всех желающих принять
    участие в дискуссии. Он включает в себя:
    · групповую работу (выработка единой
    линии защиты на основе домашних заготовок);
    выступление лидера;
    свободный обмен
    мнениями всех желающих высказаться.
    В игре
    на уроке не определяется победившая сторона.
    Оценивается личный вклад каждого в работу
    команды, положительными оценками отмечаются
    лучшие, максимально проявившие ораторские
    способности.
    Оборудование: доска, разделенная на две половины.
    На каждой из них будут фиксироваться
    аргументы соответствующей стороны.
    Литература, рекомендуемая
    ученикам для самостоятельного изучения:
    Гессен А. Во глубине сибирских руд…
    – Минск, 1978.
    Мироненко С.В. Как Россия в начале XIXв. Чуть не стала конституционной монархией //История Отечества: люди, идеи, решения.
    – М., 1991.
    Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1984.
    Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. –
    М., 1985.
    Эйдельман Н. Не ему их судить… //Наука
    и жизнь. – 1976. – №7. – с.109 – 112.
    Структура урока:
    Оргмомент – 0,5мин
    Работа по командам – 5мин
    Выступление представителей первой команды
    – «Восстание декабристов – подвиг» –
    5мин
    Выступление представителей второй команды
    – «Восстание декабристов – преступление»
    – 5мин
    Обмен вопросами
    Выступление 1 команды (коллективное)
    Выступление 2 команды (коллективное)
    Подведение итогов (1 команда) – 2мин
    Подведение итогов (2 команда) – 2мин
    Заключительное слово учителя – 0,5мин
    Ход урока
    Этап
    Деятельность учеников
    Деятельность
    учителя
    Примеры,
    методы
    1
    Занимают места в зависимости от того, какую позицию будут отстаивать
    Напоминает тему и регламент
    2
    Каждая команда на основе домашних заготовок
    формулирует линию защиты, составляет
    тезисы выступления лидера
    В течение всего урока следит за соблюдением
    регламента
    Групповая работа
    3
    Предполагаемые тезисы выступления лидера
    1 команды:
    Определение подвига (например:
    «самоотверженный поступок, совершенный
    в опасных условиях, с риском для жизни»)
    Причины выступления:
    а) самодержавие
    и крепостничество как безусловное
    зло
    б) бездействие власти
    в) провал реформ
    Александра I
    Требования
    восставших:
    а) отмена крепостного права
    б) смена формы правления
    в) демократические права и
    свободы
    Восстание декабристов – первое
    организованное выступление, которое
    ставило перед собой задачу, нерешенную властью – модернизацию
    общества.
    Жестокость подавления:
    а) разгон восстания артиллерией
    б) казнь и ссылка декабристов
    Бескорыстность действий декабристов:
    жертвовали собой ради народа
    4
    Предполагаемые тезисы выступления лидера
    2 команды:
    Определение преступления (например:
    «противозаконное, общественно опасное
    действие или бездействие»)
    Призыв к свержению государственного
    строя и законного правителя
    Нарушение воинской присяги
    Преступное и безответственное
    манипулирование людьми (использовали солдат)
    Выступление повлекло жертвы
    среди солдат и мирного населения.
    Убийство парламентера – М.А.
    Милорадовича
    Отдельные ученики конспектируют выступление
    лидера оппонентов (самостоятельно или
    с помощью записей учителя на доске)
    5.
    Участники команд обмениваются вопросами с целью
    уточнения позиций сторон.
    Например:
    – Можно ли считать подвигом
    неосознанные действия (а именно так действовали
    рядовые солдаты)?
    – Вы утверждаете, что жертвовать
    собой ради других людей это преступление?
    На 5–7 этапах регулирует порядок выступлений, следит,
    чтобы все желающие имели равную возможность
    высказаться, «подправляет» дискуссию,
    если она уходит в сторону
    Коллективная работа.
    6. – 7.
    Любой желающий из команды добавляет
    факты и размышления в поддержку своей
    позиции и в опровержение позиции оппонента
    8. – 9.
    По одному из участников команд (как правило,
    не те, кто выступал первыми) подводят
    итоги дебатов, обозначая области столкновений
    и подчеркивая сильные стороны своей аргументации.
    Выступление готовится в течение игры, фактически силами команды.
    10.
    Если на предыдущем этапе командам не
    удалось удовлетворительно справится
    с обозначением главных контрастов игры,
    то это делает учитель. Подчеркивает достоинства
    аргументов команд. Определяет лучших
    игроков.
    Обратная связь.
    Особенностью обратной связи на уроке
    – «Дебаты» является то, что учитель имеет
    много возможностей для наблюдения за
    поведением учеников без вмешательства
    в их деятельность.
    Наблюдение возможно в ходе группового
    обсуждения:
    кто является лидером, кто – аутсайдером,
    насколько дружная работа,
    в ходе коллективных выступлений:
    насколько ученики активны
    много ли участников дискуссии
    к кому обращаются при ответе – к учителю
    или к оппонентам
    характер выступлений : глубина, аргументированность, разнообразие подходов, знание фактов
    эмоциональный накал игры
    Результаты наблюдений позволяют определить:
    степень усвоения учебного материала
    степень заинтересованности учеников,
    насколько им интересен материал и формулировка
    темы
    степень овладения культурой ведения дискуссии
    Интересны для учителя и последние выступления
    команд. Они максимально показывают, насколько
    ученики могли понять позицию оппонентов,
    смогли ли не просто опровергать отдельные
    положения, а понять логику доказательств
    и увидеть коренные противоречия во взглядах сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *