Сочинение на тему высокая культура речи

9 вариантов

  1. Сочинение-рассуждение «Культура речи»
    Речь – это одно из важнейших средств общения. По тому, как человек разговаривает, сразу складывается впечатление о нем. Речь человека – это словно визитная карточка, благодаря ей мы легко понимаем, кто перед нами – ребенок или взрослый, человек с высшим образованием или безработный бродяга, вежливый или грубый. И если человек говорит с ошибками, ставит неправильные ударения, использует неуместные слова и слова-паразиты, то мы уже не считаем его приятным и культурным.
    Что такое культура речи? Это и соблюдения литературных норм языка, употребление определенных интонаций. Кроме того, культура речи тесно связана с культурой общения. Надо уметь понять и то, что сказать, и то, как сказать и когда. Чаще всего за культурой речи следит тот, кто получил соответствующее образование и воспитание, то есть тот, кого приучили быть учтивым при общении с другими, а также научили правилам языка, уважению к его красоте и богатству.
    И хотя все мы учим в школе русский язык (или любой другой), далеко не все используют эти знания в повседневной жизни. В быту мы пользуемся разговорным стилем и думаем, что нам не надо следить за тем, что мы говорим. Потому что здесь никто не поставит нам «двойку». Но стоит ли засорять свою речь нецензурными выражениями, жаргоном, вульгарными словами? Что красивого в безграмотности? Разве это делает общение более приятным? Мне кажется, наоборот, этим мы лишь унижаем и собеседника, и самих себя. К тому же, такая речь не всегда уместна и не всем будет понятна.
    Речь  – это отражение мыслей человека, его мировоззрения, с одной стороны, а с другой – это показатель его отношение к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения –  как говорить. Потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение – это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи – это доступно каждому.
    Оригинал http://ycilka.net/tvir.php?id=613#ixzz4tsjqCXjn

  2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова; «Высо­кая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Вариант 1
    Ожегов С.И. утверждал: «Высокая культура речи заклю­чается в умении найти не только точное средство для выра­жения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наи­более выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
    На самом деле, то, в какие слова и выражения мы обле­каем свои мысли, говорит о нашем воспитании, об уровне развития и даже нравственных качествах.
    В рассказе О. Павловой врач, рассказывающий Лукьяну и его матери о предстоящей операции, открывается читате­лю как человек, сочувствующий чужой боли, понимающий ее. Он находит понятные слова, чтобы просто и деликатно рассказать о тяжелом заболевании, и прибегает к олицетво­рению «при близорукости глаукома ведет себя очень ковар- 44 но» (предл. 50). Однородные наречия «сначала… потом» в предложении 53 помогают ему, не пугая своих слушателей, рассказать об избавлении от заболевания.
    Такая тактичность в выборе фраз демонстрирует чело­вечность хирурга.
    Слова С.И. Ожегова верны: уместность и доходчивость средств передачи своих мыслей представляет говорящего как человека, отличающегося высокой культурой речи.
    Вариант 2
    «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для дан­ного случая)». Это высказывание принадлежит лингвисту С.И. Ожегову.
    Смысл его заключается в том, что выразительность и точность изложения свойственны людям, имеющим большой словарный запас и широкий кругозор, умеющим тонко чув­ствовать ситуацию.
    Культура речи мамы Лукьяна в тексте О. Павловой про­является в том, какие она подбирает слова в разговоре с сы­ном. Обратимся к предложению 20. Уменьшительно- ласкательный суффикс в слове «глазкам» в олицетворении «глазкам пора отдыхать» — иллюстрация ее нежности и внимания. Она не говорит: «Тебе пора спать», а делает ак­цент именно на глазах любознательного сына, который стал очень много читать. Вообще она не навязывает своего мне­ния сыну, а в метафоричной форме (предл. 10) подсказыва­ет, как расширить свой кругозор.
    Итак, на примерах из этого рассказа мы убедились в справедливости утверждения лингвиста С.И. Ожегова: куль­турный человек всегда найдет точные, деликатные и добрые слова для выражения своих мыслей.
    Вариант 3
    С.И. Ожегов, известный лингвист, является автором ци­таты: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
    Обратимся за доказательствами этого утверждения к тек­сту О. Павловой.
    Главный герой Лукьян проявлял большой интерес к фи­зике и был более любознателен и усидчив, чем многие его сверстники. Автор помогает увидеть круг его интересов с помощью предложения, в котором в качестве однородных членов перечисляются имена ученых-физиков Ньютона, Гюйгенса, Максвелла, а научные термины («интерферен­ция», «каустика») свидетельствуют об осведомленности мальчика в этих вопросах. А вот умение самого Лукьяна просто, доходчиво излагать свои суждения можно увидеть в простых предложениях 18-19, когда он объясняет матери природу радуги и северного сияния.
    Таким образом, утверждение С.И. Ожегова верно, потому что духовная культура человека и уровень его общего раз­вития как личности проявляются прежде всего в культуре речи.
    Текст для работы
    (1)Лукьян был необычным мальчишкой. (2)В шестом классе у него диагностировали прогрессирующую близору­кость — заболевание, при котором запрещены активные иг­ры и занятия спортом. (З)Оно способно разом перечеркнуть всю радость жизни простого школьника. (4)Но этого, к сча­стью, не случилось. (5)«Неудачи, — услышал он однажды от мамы, — посылаются нам для того, чтобы заставить лучше понять себя и смысл происходящего». (б)Задачу «по­нять смысл происходящего» Лукьян понял буквально. (7)И когда, как приговор, очки с толстыми линзами плотно сели на его тонкую переносицу, он снял с полки маминых книг энциклопедический словарь и нашел в нем статью «Близо­рукость». (8)Десять строчек определения строились на шес­ти незнакомых ему словах. (9)Лукьян устроился в кресле поудобнее и погрузился в чтение. (10)«Любознательность открывает новые двери». (11)И тут мама была права.
    (12) Энциклопедия оказалась миром, полным открытий.
    (13) Строение   человеческого глаза, явления оптики поглоти­ли юного исследователя целиком. (14)Ньютон, Гюйгенс, Максвелл стали для него лучшими друзьями, мир физики казался ему интереснее любой художественной литературы. (15)И самым сложным и поразительным феноменом в этом мире оказался для Лукьяна свет.
    (16)’— Все вокруг заполнено им, — делился он знаниями с мамой, — все цвета, которые ты видишь, — это вибрация света разной частоты, а наши глаза — это сложные наборы светочувствительных палочек и колбочек… (17)Ты говорила мне, что радуга — это чудо природы. (18)А радуга — это просто дисперсия белого света. (19)И северное сияние — это не чудо, а люминесценция верхних слоев атмосферы…
    (20)— Твоим глазкам пора отдыхать, — улыбалась мама. (21)— Чудо мое, я выключаю свет!
    (22) Лукьян укладывался на подушку и строго замечал:
    (23) —  Мама, чудес вообще никаких на свете нет. (24)Просто мы принимаем за них то, что не можем объяс­нить.
    (25)Пространство небольшой квартиры стало для Лукья- на набором иллюстраций к полученным знаниям. (26)«Интерференция», — отмечал он, наблюдая за радужной игрой мыльных пузырей в раковине. (27)Разглядывая замы­словатые пересечения лучей, играющих на столе у прозрач­ного стакана с водой, радовался: «Каустика!»
    (28)Мама гордилась сыном. (29)И особенно ее радовало, что, в то время, как другие подростки входили в острый пе­риод постоянных ссор с родителями, прогулянных уроков и непослушания, Лукьян становился все более покладистым. (ЗО)Он начал послушно укладываться спать в назначенный час, почти перестал смотреть телевизор и даже стал больше помогать ей по дому, чаще оставляя в стороне учебники.
    (31) Но новое поведение мальчика было вызвано отнюдь не его желанием угодить маме.
    (32)Уже   несколько месяцев Лукьян замечал странные пугающие эффекты, причин которых он не мог найти в кни­гах: вокруг всех источников света — лампочек, свечей, ог­ней на улицах — он видел странное радужное свечение, пе­ред глазами все чаще начинали кружить неприятные «мушки», а по вечерам страницы энциклопедий словно за­стилала серая, мутная пелена. (ЗЗ)Все чаще болела голова, и боль отдавала в глаза, мешая сосредоточиться. (34)Обеспо- коенный мальчишка старался больше отдыхать. (35)Посте­пенно пелена перед глазами начала сходиться в кольцо, словно кто-то сужал диаметр объективов и без того неис­правного бинокля, через который Лукьян смотрел на мир.
    (36) Мальчишка ложился спать, но долго ворочался.
    (37) Мысли, которые он безуспешно пытался отогнать, не да­вали спать: «Что со мной?..»
    (38)Лукьян помнил, что все неизвестное пугает, и по ве­черам он накрывался одеялом с головой и всматривался в черное пространство перед собой, словно пытаясь узнать его получше. (39)«Но ведь на самом деле темноты не бывает, в физике нет такого понятия. (40)Ты, темнота, это просто от­сутствие света. (41)Тебя нет! (42)Нельзя бояться того, чего нет!..»
    (43)Но страх брал свое: Лукьян сбрасывал одеяло, нащу­пывал очки, надевал их и впивался глазами в полоску света под дверью спальни. (44)Ее рассеянное сияние слабо стели­лось по полу, словно придавленное тяжестью ночи. (45) «А что если однажды, — с ужасом подумал Лукьян, — тьма поглотит весь мой свет?..»
    (46) Эта мысль, сначала показавшаяся ему глупой, дет­ской, подняла мальчика с постели.
    (47) — Мама, я должен тебе сказать кое-что. (48)Мне ка­жется, я теряю зрение…
    (49) Результат  осмотра врач озвучил осторожно, словно извиняясь:
    (50) — Вы знаете, при близорукости глаукома ведет себя очень коварно, часто ничем себя не выдавая. (51)Ваш маль­чишка просто чудо, что сам настоял на приеме. (52)Нужна операция. (53)Сначала мы сделаем ее на одном глазу, потом на другом. (54)Она занимает немного времени…
    (55)Когда с левого глаза, прооперированного первым, сняли повязку, Лукьян осторожно открыл его. (56)Промор- гался, избавляясь от легкой рези, вызванной светом лампы. (56)3акрыл по очереди глаза ладошкой. (57)Кольца темной пелены, видимой правым глазом, левый уже не видел.

  3. На мой взгляд, речь – это один из самых важных способов общения. Каждый день мы говорим с разными людьми, и каждый выражает свои эмоции с помощью речи. По манере разговора человека мы можем сложить впечатление о нем. Давайте же с вами разберем, что на самом деле культура речи. Культура речи – это соблюдения правил литературного языка, использование правильных интонаций.
    Речь – это отражение внутреннего мира человека. Когда нам бывает плохо или хорошо, мы всегда пытаемся этим поделиться с ближним человеком. С помощью душевного настроения, мы передаем правильное настроение диалога. С одной стороны речь человека, не только отображение его внутреннего мира и мыслей, а с другой стороны – это показатель того как человек относится к окружающему миру. Так же я считаю что речь – это умение использовать богатство литературного языка.
    Во время диалога, не каждый следит за своей речью. Но, есть такие люди, для которых это очень важно. Люди, которые следят за своей культурой речи, чаще всего те, которые получили хорошее образование, начитаны, правильно воспитаны. Мне кажется, что культура речи еще поможет избежать конфликта с человеком. Во время диалог с человека, категорически запрещается перебивать его, даже в том случае если ваш собеседник не прав. Для того, чтобы не казаться глупым в диалогах с людьми стоит повысить свой уровень речи, читая книга. Так же, кроме того, что человек должен иметь хорошо поставленную речь, он еще и должен уметь слушать.
    Стоит обратить внимание на то, что стоит излагать свои мысли кратко и чётко. Если же вы не совсем понимаете, о чем тема, нужно попытаться перевести аккуратно тему или промолчать в том месте, где не знаете, что ответить. Стоит говорить правду, не всегда важно как сказано, важно, что сказано. Большинство людей привлекает правильно поставленная речь. Многократные повторения (тавтология) – все это оставляет не очень хорошие впечатления.
    Стоит запомнить золотое правильно – «Сначала подумай, потом скажи». Так же стоит очистить свой лексикон от «мусора», «слов паразитов». Можно долго говорить о магии приветствия, но понятие все разные, некоторые пришли к нам из старославянского быта… Если углубится в историю, то мы можем узнать, что на Украине дети называли своих родителей на «вы», что указывало на высокое уважение к близким людям. Запомните, уважение к вашему собеседнику, есть очень важным критерием.
    Сочинение рассуждение Культура речи
    Любой современный язык – это достояние народа. Чистота и ясность языка напрямую зависит от тех, кто на нем говорит. Если мы будем относиться равнодушно к нашему родному языку, не соблюдать его нормы, то каким образом мы сможем передать это достояние последующим поколениям. Язык постепенно начнет исчезать, а за ним уже целый народ. Поэтому очень важно обращать внимание на культуру речи.
    В современном мире начала набирать обороты тенденция разговаривать различными словами из разных иностранных языков. Англо-франко-русская речь чаще звучит из уст людей, которые как бы не отстают от моды, подобная речь – очень странная, некрасивая и порой бывает непонятная. Таких примеров огромное количество: сингл (single) – вместо «музыкальная композиция», чарт (chart) – вместо «рейтинг, популярность», плэй-оф (play-off) – вместо «вне игры», баттл (battle) – вместо «борьба, конкурс» и многое другое. Чаще всего взаимствование слов происходит в музыкальной и спортивной сфере. Казалось бы, что это не несет в себе какую-либо опасность. Но именно этими сферами больше всего увлечена молодежь, привыкнув так разговаривать, такая речь быстро распространиться и следующему поколению. Возможно, что бывают моменты, когда не находится более точного подходящего слова, но любой язык достаточно богат, чтобы найти слово для того или иного предмета, понятия и явления.
    Культура речи – это нее только чистота языка, но и правильное употребление слов, отсутствие различных жаргонизмов и нецензурных слов, правильная расстановка ударений в словах.

  4. 4
    Текст добавил: забыт всеми любимыми

    В древние века была так называемая культура души. Культура связана с теми ценностями, что ценит сама личность. Культура испокон веков является ценностями народов, предками. Культура может различать как личность, так и сам народ в целом. Ценности в каждой культуре свои. Во всех культурах есть свои предания и ценности, которые передаются испокон веков. Религия, как не как то же является культурой. Можно сделать вывод, что слово “культура” имеет множество значений, оно неординарно и многозначно для нас. Для каждого человека, это слово возможно будет означать совсем разное.
    Теперь посмотрим и разберём, что же такое речь? Во первых речь – это наш разговор. Это наше общение. С помощью речи мы общаемся, доказываем свою точку зрения, высказываем своё недовольство, передаём эмоции и, в общем и целом настроение происходящего. Речь бывает разной, агрессивной, спокойной, культурной, некультурной. Все люди разные. И все по разному владеют своей речью. Кто-то и два слова связать не может, а кто-то может без умолку разговаривать на разные темы и может поддержать грамотно любой разговор. У таких людей богатый словарный запас. Чтобы был большой словарный запас  нужно, конечно же, читать книги и развиваться каждый день.
    И так, подведём итоги, что же такое “культура речи”? Культура речи – это наш сам разговор. Наши слова и наша манера речи. Все разговаривают по разному, не правда ли? Так как у каждого разные манеры поведения, разный голос, разный словарный запас. Так что, если человек разговаривает грамотно, то можно сразу же понять культурный он или же нет. Владеет он культурой речи или же не владеет.

  5. Насколько была бы менее интересна наша жизнь, если бы мы не могли передать при помощи речи тысячи оттенков, мыслей, сотни различных интонации, вариантов высказываний.
    Я люблю тебя…
    На русском языке это высказывание имеет 12 вариантов, в то время как на английском всего один вариант. Об этом хорошо сказал писатель Сергей Кирсанов: «Слова торжественные, как пироги рождественские, слова, как медленные шаги, как лакированные сапоги – с царственными жестами, протягиваемые жезлами…
    Слова уважения, почитания, умиления, бракосочетания, благословения.
    Есть слова деловые, мастеровые, обстоятельные, самостоятельные.
    Есть слова разящие и щемящие, обрывающие и убывающие, ждущие и жгучие, пирующие и целующие, злобные и добрые., слова, как еще не открытые острова, как в пустыне приснившаяся листва…»
    Как прекрасно сказано.
    А слова известного поэта «Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки за собой повести, и беду от себя отвести» подтверждают силу и мощь нашей речи. Как же быть человеку с этим даром, который получили только потому, что родились в человеческом обществе. Его, этот дар, нужно беречь, лелеять, охранять, приумножать, заботиться о нем, как о самом дорогом существе.
    Ведь именно речь выделила человека из мира животных.
    Только человеческое дитя слышит «Родной, единственный, любимый…усни, солнышко, усни…». Мелодия материнской речи услаждает слух, рождает желание что-то сказать в ответ. Язык любого народа — это его историческая память, воплощенная в слове.
    Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа отразились в языке, в его устных и письменных формах, в памятниках различных жанров — от древнерусских летописей до произведений современной русской художественной литературы.
    Значит, культура языка предстает как связь многих и многих поколений.
    Константин Ушинский сказал: «В языке своем народ сложил свои мысли и свои чувства… Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось».
    Знать свой язык, уметь пользоваться им, его богатствами — к этому должен стремиться каждый.
    Мы сегодня много говорим о защите и охране природных богатств. Защита природы и здоровье народа — важное государственное дело. Но и наш язык тоже нуждается в таком же бережном подходе. Русский язык надо беречь от засорения вульгаризмами, жаргонизмами, сленга, от ненужных иноязычных заимствований, но еще и от многих других ошибок.
    Культура речи — это степень владения хорошим литературным языком. Культура речи сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменений. Приобщение широких масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры.
    Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение стилистических, грамматических, орфоэпических норм. Языковая норма — центральное понятие речевой культуры.
    Вообще культура речи состоит из трех аспектов: нормативной, коммуникативной, этической.
    Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике. Выбор необходимых языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
    Для каждой цели свои средства, свои слова. Этический аспект речи — это знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
    Этические нормы — это речевой этикет. Под речевым этикетом понимаем то, как люди приветствуют друг друга, провожают, какие слова при этом используют. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культуры человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого надо следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении норм слов.
    Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции. Русский язык под угрозой на сегодняшний день. Что делается у нас в стране? Принят закон о языке. Теперь надо выполнять его. На мой взгляд, начинать надо, в первую очередь, с телевидения, радио. Отрадно было слышать, как молодые люди в поездах санкт-петербургского метро развешивают красочные плакаты, на которых расположены слова и проставлены все ударения… на одной стороне слова с ошибками, на другой — правильный вариант. Ни на одном плакате слова не повторяются, нет одинаковых, пассажиры ходят по вагонам и читают. В Санкт-Петербурге издается серия словарей (17) под названием «Давайте говорить правильно».
    Владимир Соловьев, блестящий философ, но не менее талантливый филолог, говорил о том, что есть три стиля речи: высокий — для общения с Богом, средний — для общения с окружающими, и есть в запасе низкий стиль, который, впрочем, не должен использоваться в общении. Каждый носитель языка должен владеть тремя стилями.

  6. 1
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 21
    села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края
    Готовимся к ГИА 2013. Сочинение рассуждение на
    основе прочитанного текста (С2).
    Часть 10
    2
    1. Культура речи – это, в сущности, степень владения литературным языком, его нормами и
    правилами. Но культура речи – это ещё и умение пользоваться всеми выразительными,
    образными средствами языка в различных условиях общения.
    Л. И. Скворцов. Большой толковый словарь правильной русской речи
    2. Высокая Культура разговорной и письменной речи — самая лучшая опора, самое верное
    подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека…
    В. В. Виноградов
    3. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным
    условием сознательной любви к языку.
    Г. О. Винокур
    4. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
    И. С. Ильинская, М. В. Панов
    5. Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
    Д. С. Лихачёв
    6. …речь человека… всегда служит яркой и…безошибочной характеристикой культурного и
    интеллектуального уровня каждого из нас.
    И. П. Матвеева
    7. Высокая Культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои
    мысли средствами языка.
    С. И. Ожегов
    8. К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно
    отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые
    единицы?
    Б. Н. Головин
    9. Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде
    всего, требованием смысла.
    К. А. Федин
    10. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его
    характер – прислушаться к тому, как он говорит.
    3
    Д. С. Лихачёв
    11. Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя,
    автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи
    он характеризует свих героев.
    И. И. Постникова Литературная энциклопедия
    12. Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и
    образования каждого из нас.
    П. А. Вяземский.
    13. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не
    только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности
    К. Г. Паустовский
    14. Высокая культура разговорной и письмен­ной речи, хорошее знание и чутье родного языка,
    умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием —
    самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для
    каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности
    В. В. Виноградов
    Что такое культура речи
    Существует несколько определений культуры речи, данных авторитетными исследователями. Вот
    какое определение даёт профессор С. И. Ожегов: «Высокая культура речи – это умение
    правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
    Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного
    литературного языка.
    Нормы языка – это общепринятые в общественно-речевой практике (в речи образованных
    людей, в театре, на радио и т. п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления. Но
    высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается
    ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и выбрать
    наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое
    подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».
    МОЖНО ТАК…
    Культура речи – это осознанная речевая деятельность по созданию правильной, целесообразной,
    этически-корректной речи в заданных условиях общения.
    Культура речи – это уважение и любовь к языку.
    Культура речи – это сложившаяся в процессе длительного развития человеческого общества
    дисциплина, определяющая возможность и правила употребления языковых средств с учётом
    конкретной обстановки и в соответствии с задачей, поставленной говорящим.
    4
    Это может пригодится при написании сочинения
    Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем
    необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи
    заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно
    обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку
    зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
    Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения
    зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна
    притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное
    влияние на настроение нашего собеседника.
    Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого
    этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.
    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о
    языке, получится большая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи:
    ? «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ),
    ? «Слово, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами)
    ? «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры…» (К.
    Паустовский)
    ? «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность, складывается общее
    впечатление о нём.
    Культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Особенности
    культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к
    вульгарным выражениям.
    Культуре речи надо учиться.
    Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко
    излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому нас
    учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
    Прежде всего речь должна быть грамматически правильной.
    Неграмотная, несвязная, грубая речь, сквернословие стали нашим повседневным явлением, с
    которым, пожалуй, все уже свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний
    за подобное поведение в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Давно
    уже не краснеют девушки от скверных слов, сказанных в их присутствии и даже сами употребляют
    их.
    Надо помнить: мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и
    бестактное – приносит беду.
    5
    Культура речи – многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи , речевое
    мастерство, выразительность, грамотность. Культура речи предполагает высокую общую культуру
    человека.
    Культура речи – совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на
    адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К
    ним откосятся:
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    ?
    точность,
    понятность,
    чистота речи,
    богатство и разнообразие,
    выразительность,
    правильность.
    Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен:
    ? понимать, что такое национальный русский язык; в каких формах он существует; чем
    книжная речь отличается от разговорной; что собой представляют функциональные
    стили речи; почему в языке существуют фонетические, лексические, морфологические,
    синтаксические варианты; в чем заключается их различие; что такое языковая норма;
    ? усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевой
    деятельности;
    ? овладеть нормами литературного языка, его богатством.
    Пишем сочинение
    К сочинению № 1
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания С. И. Ожегова: «Высокая
    культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли
    средствами языка».
    Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на
    лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Ожегова.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный
    текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Текст
    Из варианта № 1108. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ . 2011

    6


















    7



    Сочинение № 1
    Когда мы говорим о высокой культуре речи, мы имеем в виду умение пользоваться
    русским литературным языком, языком, который удивительно богат и
    разнообразен. Велики лексические запасы нашего родного языка, стройна его
    грамматическая система, неисчерпаемы средства выразительности речи. Всё это
    необходимо, чтобы мы умели «правильно, точно и выразительно передавать свои
    мысли средствами языка».
    Литературному языку, культуре речи мы учимся, читая книги, причём книги
    хороших, талантливых писателей. В. П. Астафьев – один из тех писателей,
    который блестяще владеет языком. В этом легко убедиться, анализируя текст о
    человеке, потрясённом музыкой. С 4 по 15 предложения повествователь
    рассказывает о том, какие чувства испытывал он, когда впервые услышал скрипку.
    Здесь удивительные метафоры («музыка … пригвоздила меня к месту»; «сердце
    встрепенулось и подпрыгнуло»), сравнения (предложение 7), олицетворения (скрипка
    может сама потушить жар, она «на полуслове смолкла, смолкла, не выкрикнув, а
    выдохнув боль»; музыка не просто звучит, она рассказывает, жалуется, гневается).
    А как «правильно, точно и выразительно» передаёт свои мысли талантливый
    скрипач Вася. Он «думал вслух, не переставая играть» (предложения 34, 36 -42) .
    Речь характеризует его, как человека умного, тонко чувствующего, умеющего точно
    и выразительно высказать и мысли, и чувства…
    В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность,
    складывается общее впечатление о нём. Чтобы в этом зеркале был виден хороший,
    умный человек, культуре речи надо учиться всю жизнь.

    Текст для анализа
    (1) Он [Берсеньев] был уже не молод. (2) В волнистых волосах на голове и длинной бороде,
    ниспадавшей на грудь, пробивалась маленькая седина, что очень шло к их темно-каштановому
    цвету. (3) Он разговаривал с какой-то дамой, слегка наклонившись к ней; его тихий грудной
    голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной почтительности.
    8
    (4) Я знал, по слухам, его жизнь. (5) Он был много раз любим безумно, и много светских дам
    было связано с его именем. (6) О нем говорили как о пленительном человеке, перед обаянием
    которого устоять было невозможно. (7) Когда я расспрашивал о нем женщин, более других
    рассыпавшихся ему в похвалах, с целью узнать от них причину его притягательной силы, они мне
    отвечали всегда после некоторого раздумья:
    (8) – Как вам сказать… я не знаю… но он очарователен.
    (9) Между тем он совсем не был красив. (10) В нем, казалось, не было ни одного из тех качеств,
    которыми, по общему установившемуся мнению, должны обладать победители женских сердец.
    (11) Тогда я спрашивал себя, в чем же заключается это его обаяние? (12) В уме его?.. (13) Мне
    никогда не доводилось слышать повторенными его слова, и никто не восхвалял его ум или даже
    остроумие… (14) Во взгляде?.. (15) Может быть… (16) Или в его голосе?.. (17) Голоса иных людей
    звучат такой негой, такой притягательной прелестью, что слушать их доставляет истинное
    наслаждение.
    (18) Мимо меня прошел один из моих друзей. (19) Я окликнул его.
    (20) – Ты знаком с Берсеньевым?
    (21) – Да.
    (22) – Познакомь меня?
    (23) Через несколько минут мы уже обменялись пожатиями рук и беседовали в дверях
    танцевального зала.
    (24) Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами, но в ней ничего не было особенно
    выдающегося. (25) Голос, на самом деле, был прелестный: нежный, ласкающий, гармоничный; но
    я слыхал голоса более захватывающие, сильнее проникающие в душу, я внимал ему с
    удовольствием, как бы прислушиваясь к журчанию ручейка, совершенно спокойно, так как, чтобы
    следить за его речью, не требовалась ни малейшего напряжения мысли, ничего неожиданного не
    подстрекало любопытства слушателя и не возбуждало томительного интереса. (26) Его разговор
    скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни
    с увлечением согласиться с ним.
    (27) Отвечать ему было так же легко, как и слушать. (28) Ответ сам просился на язык, как только
    он умолкал, и слова лились, как будто то, что он сказал, само собой вызывало их.
    (29) Меня поражала одна мысль. (30) Я был знаком с ним всего каких-нибудь четверть часа, а
    между тем мне казалось, что мы старые друзья, что все в нем мне уже давно известно: его лицо,
    его жесты, его глаза, его мысли.
    (31) После нескольких минут разговора с ним я уже считал его настолько близким себе человеком,
    что готов был посвятить его во все сокровенные тайники моей души.
    (32) Положительно, в этом была какая-то тайна. (33) Тех преград, существующих вначале между
    всеми людьми, уничтожающихся одна за другой лишь с течением времени, при известной доле
    взаимной симпатии, при одинаковых вкусах и одинаковом развитии, совершенно не
    существовало между ним и мною и, весьма вероятно, между ним и всеми, как мужчинами, так и
    женщинами, которые сталкивались с ним в жизни.
    *(Н. Гейнце)
    *Николай Эдуардович Гейнце (1852—1913)— прозаик, журналист, драматург, адвокат.
    Сочинение № 2
    В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность,
    складывается общее впечатление о нём. Не случайно ещё древнегреческий учёный
    Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Об этой же особенности речи
    говорит И. П. Матвеева: «…речь человека… всегда служит яркой и … безошибочной
    характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас». В этом
    легко убедиться, анализируя текст Н. Э. Гейнце.
    9
    Самое удивительное, что в отрывке нет реплик Берсеньева, о котором «говорили
    как о пленительном человеке, перед обаянием которого устоять было невозможно»,
    зато очень обстоятельно описывается его манера говорить. В предложении № 25
    автор пишет: «Его речь была умная, меткая, с красивыми оборотами…»
    Мы помним, что культура общения складывается из умения слушать собеседника,
    речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона. Всеми этими
    качествами сполна обладает герой отрывка Н. Гейнца. В разговоре с дамами его
    «голос всецело гармонировал с его ласковым взглядом, полным изысканной
    почтительности» (предложение 3); «разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал
    их» (предложение26), «отвечать ему было так же легко, как и слушать»
    (предложение27).
    Я не знаю, каким на самом деле был герой Гейнца, что будет с ним и рассказчиком
    дальше, но, читая этот отрывок, видишь перед собой обаятельного, спокойного,
    умеющего говорить и слушать человека, убеждаешься, что культура речи имеет
    большое значение. Поэтому каждому из нас необходимо постоянно
    совершенствовать свои манеры общения и речь.











    (14)Лицо Таборки вспыхнуло. (15)Он заговорил сразу, без заминки:
    – (16)Женщину она не кусала, она просто играла и ухватила её за пальто. (17)Но женщина
    рванулась в сторону, и пальто порвалось. (18)Она, наверное, думала, что моя собака кусается, и
    закричала. (19)Меня повели в милицию, а собака бежала рядом.
    (20)Глаза директора, которые были устремлены на мальчика, прищурились, как будто он целился.
    (21)Он не видел ничего, кроме Таборки.
    10
    – (22)Давай дальше.
    (23)Мальчик говорил спокойно, почти монотонно, и слова, как круглые ровные шарики,
    катались одно за другим.
    – (24)В милиции нас продержали два часа. (25)Там один, с усами, даже погладил её и дал ей
    сахару…
    (26)Директор внимательно слушал Таборку, грудью навалившись на стол.
    – (27)Где ты нашёл её?
    – (28)В посёлке. (29)Хозяева переехали в город, а собаку бросили. (30)Мальчик неожиданно
    умолкал и также неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей оставлял при себе, а
    часть высказывал вслух.
    – (31)Когда я в первый раз привёл собаку домой, он был в отъезде. (32)Мама сказала: (33)«От
    собаки одна только грязь!» (34)Какая грязь может быть от собаки? (35)От собаки одна радость.
    (36)А потом приехал он и выгнал собаку.
    (37)Теперь слова мальчика уже не были круглыми шариками: они стали шершавыми и
    угловатыми и с трудом вырывались наружу.
    – (38)Чем ему помешала собака?.. (39)Я не мог выгнать собаку. (40)Её один раз уже выгоняли.
    (41)Я всё время думал о ней. (42)Даже ночью просыпался. (43)В школе я тоже думал о ней.
    (44)Ждал, когда кончатся уроки: её завтрак лежал у меня в портфеле… (45)Потом он заплатил
    штраф за порванное пальто и, когда меня не было дома… (46)Теперь у меня нет собаки.
    (47)В комнате стало тихо, и долгое время ни мальчик, ни директор не решались прервать
    молчание.
    (48)Неожиданно директор сказал:
    – (49)Слушай, Таборка! (50)Хочешь, я подарю тебе собаку? (51)Немецкую овчарку с чёрной
    полосой на хребте.
    (52)Мальчик покачал головой.
    (53)Директор встал со стула, подошёл к мальчику и наклонился к нему:
    – (54)Тебе надо помириться с отцом. (55)Обещай мне.
    – (56)Я буду отвечать на его вопросы… (57)Пока не вырасту.
    – (58)А что ты будешь делать, когда вырастешь?
    – (59)Я буду защищать собак.
    (По Ю. Яковлеву)*
    * Яковлев Юрий Яковлевич (1923 -1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и
    юношества.
    Сочинение №3
    Д. С. Лихачёв утверждает: «Вернейший способ узнать человека – его умственное
    развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он
    говорит». Не случайно одним из средств раскрытия образа литературных героев
    является речевая характеристика, то есть раскрытие отличительных черт и
    свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в
    описании её особенностей автором. Так, в тексте Ю. Я. Яковлева мы не находим
    прямой характеристики Таборки, но очень многое узнаём о нём из его речи и из того,
    как автор вводит реплики мальчика в повествование.
    Из диалога мальчика и директора школы мы понимаем, что у мальчика была
    собака, из-за которой он попал в милицию, а отцу пришлось заплатить штраф.
    После этого отец выгнал собаку… Из описания автором особенностей речи главного
    героя видно, что эти события стали для Таборки трагедией (предложение №15 –
    «заговорил сразу, без заминки, № 23 – «говорил спокойно, монотонно», № 30«неожиданно умолкал и также неожиданно начинал говорить, словно часть мыслей
    оставлял при себе, а часть высказывал вслух», № 37 – «слова мальчика уже не были
    11
    круглыми шариками: они стали шершавыми и угловатыми и с трудом вырывались
    наружу»).
    Реплики мальчика в диалоге с директором тоже говорят о многом: мы узнаём и о
    событиях, которые привели к трагедии, о том, какой это добрый, отзывчивый
    ребёнок, о том, что его отец надолго утратил доверие Таборки. Таборка ни разу не
    назвал этого человека отцом, для него это «он» (предложения 36,38, 45, 56).
    Таким образом, мы убедились, что о человеке многое можно узнать, понаблюдав за
    его речью. В художественной литературе писатель стремится к тому, чтобы
    подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей
    полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров.
    1.
    2.
    3.
    4.
    Интернет-ресурсы
    http://www.kakprosto.ru/kak-92316-dlya-chego-nuzhna-kultura-rechi
    http://webotvet.ru/articles/opredelenie-kultura-rechi.html
    http://www.knigge.ru/kultura_rechi.html
    http://lit100.ru/text.php?t=2203

  7. 7
    Текст добавил: автор твоей улыбки

    «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
    Толковый словарь русского языка С. Ожегова
    Я уверен, что без любви и уважения к родному языку не может быть и разговора о духовной культуре человека и культуры его речи. Эта культура является свидетельством общего развития личности и говорит о степени приобщения человека к духовным ценностям родного народа, его культурным достояниям. С уверенностью можно сказать, что основой культуры речи представителей любого народа является грамотность, то есть соблюдение общепринятых норм в использовании литературных, лексических, фонетических, морфологических, синтаксических и стилистических средств языка.
    Кроме того, я убежден, что культурная речь должна быть не только правильной, но и синтаксически разнообразной, а также лексически богатой. Чтобы добиться умения использовать все возможности своего родного языка, нужно внимательно вслушиваться в речь других людей, не лениться и пользоваться словарями, вдумчиво читать научную, художественную и другую литературу, обращая внимание на использование отдельных слов, замечая и запоминая особенно удачные выражения, принимая во внимание правильное построение предложений. Нужно активно развивать свою речь, учиться как можно лучше письменно и устно излагать свои собственные мысли, при необходимости исправлять себя, правильно строить свои высказывания и перестраивать сказанное, учиться искать нужные фразы и наилучшие варианты их использования.
    Грустно признавать, но единственной неизменной составляющей общения наших современников на сегодняшний день является так называемый сленг. Незаметно и прочно сленговые выражения вошли в язык повседневного общения миллионов людей, просочились в сообщения средств массовой информации выступления известных публичных людей, проникли в семьи и компании, на вечеринки и в трудовые коллективы. Это не может не беспокоить, такая ситуация должна волновать не только наше государство, но и его граждан.
    Я думаю, что сегодня только мы способны сохранить все духовные ценности, которые получены нами в наследство от множества предыдущих поколений. Только мы способны передать эти ценности своим потомкам и не позволить прерваться коду нации, который является основным…
    определением национальной самобытности и идентичности. И какие бы тревожные процессы не происходили в нашем обществе и в нашей культуре, я уверен, что они — обратимые.
    Как отмечают ведущие языковеды, одним из основных показателей благородства человека является культура его речи. Причем понятие это не только лингвистическое, но и психологическое, педагогическое, этическое и эстетическое. В этом отношении огромное значение имеет тон разговора, а также умение внимательно слушать своего собеседника, умение вовремя поддержать тему и проявить уважение к рассказчику. В любом случае, вежливое приветствие, пожатие руки с благородством и достоинством, непринужденность и навязчивость разговора — это обоюдный выигрыш.
    О культуре речи и магии слова много сказано, много говорится сейчас и будет много упоминаться в дальнейшем. Многие понятия, выражения и языковые традиции такие же древние, как и народ, владеющий этим языком. Это и родственные обращения, и словесные приветствия, и много других традиционных фраз, прочно вошедших в нашу жизнь. Однако наши предки были более осмотрительными и знакомые нам выражения использовали с большой аккуратностью, в полном соответствии с ситуацией и сложившимся положением. Например, утром, в обед или вечером употреблялись лишь те, которые отвечали определенному времени суток. Это же касалось и количества людей, их возраста, пола, и даже социального статуса. Так, когда один человек здоровался с несколькими, он обязательно употреблял множественную форму: «Доброго вам здоровья!» или «Здравствуйте!». Существует в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово «благодарю». Задумайтесь, часто ли мы дарим его другим? К большому сожалению — нет.
    Если мы сможем вернуть к жизни выращенные и закрепленные веками лучшие формы приветствий, обращений к другим людям и выражений, необходимых для нашего повседневного общения, мы сможем возродить культурные и духовные традиции нашего народа, научимся красиво и вежливо разговаривать. И это не пустое фразерство, не какая-то прихоть. Это наше повседневное общение, наш этикет, наша культура и наши взаимоотношения. Поэтому нужно учиться и нужно учить других, поскольку без уважения, без любви к родному языку не может существовать ни культуры речи, ни культуры духовной.

  8. КУЛЬТУРА РЕЧИ

    Культура речи — это умение выразить свои мысли четко и ясно. Если собрать все высказывания о языке, получится боль­шая и довольно поучительная книга. Вот некоторые мысли о культуре речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ), «Сло­во, идущее от сердца, проникает в сердце» (Низами), «Языко­вая малограмотность всегда является признаком низкой куль­туры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической» (К. Паустовский), «Речевая культура человека — это зеркало его духовной культуры» (В. Сухомлинский).
    А вот пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не пойма­ешь», «Грохочет, как пустая бочка», «Произнесенное слово наполовину принадлежит другим», «На словах города строит, а на деле ничего не стоит».
    Чтобы правильно и красиво говорить, следует, с моей точки зрения, обогащать свой словарный запас, правильно произно­сить слова, использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки, читать художественную литературу, слушать радио­передачи. Необходимо бороться со «словесным мусором». Вся­чески избегать слов жаргонной лексики, таких, как «шамать», «клево», «блеск», «мура», «кимарить» и др.
    Нужно излагать мысли кратко. Лучше промолчать, если хорошо не знаешь предмета разговора. «Молчи, — сказал Пи­фагор, — или говори, что было бы лучше молчания».
    Следует говорить правду. Имеет значение не только, что ска­зано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет», но только один спо­соб написать это.

  9. Культура речи – залог профессионального успеха
    Влияние культурное речи на профессиональную деятельность каждого человека – безусловно, ключевой фактор на сегодняшний день. От того, как говорит человек, зависит его социально-профессиональный статус в обществе, а также значимость, как ценного сотрудника на рабочем месте.
    Речь каждого человека, в первую, очередь демонстрирует наглядно развитость его умственных способностей. Также именно умение правильно и лаконично говорить, позволят человеку менее проблематично находить подход к каждому человеку, особенно ценным это умение становится для тех людей, которые становятся по своей профессии представителями и лицом компании, когда необходимо непосредственно на протяжении всего рабочего процесса поддерживать контакт с другими людьми. Еще один не менее важный фактор, который «сыграет на руку» человеку, умеющему правильно строить свою речь – возможность выбиться в лидеры, а в последствие удержать свои позиции. Именно тот человек, который может словесно, избегая конфликтных ситуаций, договориться с любым человеком, может брать на себя ответственность – руководство. Ведь, безусловно, все люди разные, кто-то может быть более вспыльчивым, нежели другие люди, а значит, именно к нему нужен особый подход, дабы коллективные действия были слаженными и максимально продуктивными.
    На состояние речи влияют, в первую очередь, процесс формирования речи человека. Здесь огромную роль играет общение и речь в семье, в учебных заведениях, ведь именно социум и окружающие нас люди прививают нам определенную манеру говорить. Во-вторых, на речь человека сильно влияет степень развитости и эрудированности человека. Если он много читает, общается с другими умными людьми, делясь своими впечатлениями и мыслями, то речь человека подвергается изменениям и дальнейшему формированию.
    Основными признаками культуры речи является правильность, точность, логичность, содержательность, уместность, богатство, выразительность, чистота, разнообразие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *