Сочинение на тему взаимодействие человека с природой

6 вариантов

  1. Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.
    Стоить начать с самого главного. Это – воздух, кислород без которого живые существа не смогут жить. Самые насыщенные места кислородом там, где растет множество деревьев и растений. Только сохраняя леса, посадки и большую часть растительности, можно быть уверенным в том, что будут продлены жизни многих людей и животных. Но с растениями следует быть осторожным. Если на улице они не несут существенной угрозы, то в комнате дома они могут быть весьма небезопасными. Мало того, что они потребляют кислород так же, как и человек, но еще и с углекислым газом могут выпускать частички ядовитых элементов. Это не значит, что такие растения не нужно беречь, а значит то, что необходимо тщательно выбирать цветы для дома и правильно за ними ухаживать.
    Природа обеспечивает нам большую часть продуктов питания. Она создает, почти все, что можно употреблять в пищу. Когда люди ухаживают за землей, обрабатывают, сажают, то потом собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, разнообразное зерно. Взаимоотношение человека и природы, как нельзя лучше можно увидеть именно в этих процессах. Ведь, как люди относятся к природе, так она и благодарит результатами урожая.
    Начиная с младенческого возраста, людям прививают любовь и бережливость в природе. Множество занятий, в детском саду, посвящены защите природы. Потом, эти знания, продолжают вкладывать учителя в сознание детей. Но, как обычно, это бывает, всегда найдется тот, кто будет делать все с точностью до наоборот. Таких людей в обществе не уважают, ведь они понимают, что вредят природе, но все равно делают плохие вещи. Наверное, они так хотят завоевать авторитет, но придет время, и они поймут, что были не правы.
    Природа не может существовать без человека, как и человек без нее не проживет. Хорошее взаимоотношение нам необходимо, без него не будет плодотворного взаимодействия. Вывод можно сделать один – берегите природу, и она убережет нас.

  2. Красичкова Ольга
    МБОУ МПЛ г. Димитровграда
    Каковы взаимоотношения человека и природы? Как должен вести себя человек, увидев находящихся в опасности животных или птиц? Ответы на эти вопросы ищет автор и ставит важную экологическую проблему, переводя ее в план нравственный.
    В. Астафьев описывает стайку гусей, попавших в беду. Он напоминает, что они могли вслед за такими же несчастными птицами «мучительно погибнуть на морозе», если бы не дети, которые им помогли. В центре внимания автора действиям местного жителя  Мишки Коршунова, который организовал спасение гусей из полыньи. По мнению В. Астафьева, мальчишки совершили невероятное, поборов свой страх («я покорно расстёгивал пуговицы, мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти дальше»). Писатель отмечает, что дети проявили смелость и мужество, рискуя своими жизнями ради спасения птиц. На такой поступок отважился бы не каждый взрослый человек!
    В. Астафьев считает, что человек обязан чувствовать свою ответственность перед миром природы и приходить на помощь в минуту опасности к «братьям нашим меньшим».
    Я согласна с мнением автора. Действительно, мы должны заботиться о животных, помогать им в трудных ситуациях, ведь человек обладает всеми необходимыми средствами: техникой, знаниями в области медицины, лекарствами. Мы обязаны заботиться о животных, потому что они нуждаются в нашей помощи. Животных становится всё меньше и меньше, и людям необходимо сохранить их жизнь и не допустить, чтобы различные виды животных продолжали вымирать.
    Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой рассматривает русский писатель Ч. Айтматов в произведении «Плаха». Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы. Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека, который буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: «Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения…» В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары, а оставшихся в живых забирает себе Базарбай. Люди ради своих целей могли «выпотрошить земной шар, как тыкву», не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица идет к людям, чтобы отомстить, и  крадет маленького сына Бостона. Человек в порыве страха и ненависти к волчице стреляет в неё, но попадает в собственного сына. Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает, за которое людям придется отвечать. Ч. Айтматов уверен, что такие взаимоотношения человека и природы приводят людей на «плаху».
    Известный русский писатель С. Сальников, размышляя над проблемой взаимоотношений человека и природы в рассказе «Спасите китов!», приводит эпизод из жизни морских капитанов, которые спасают попавшие в беду корабли. Но в случае, описанном автором, им пришлось справиться с необычной задачей: они помогли погибающим китам выбраться на волю. Автор пишет: «Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу». С. Сальников отмечает, что капитанам было тяжело, они подвергали опасности собственную жизнь, ведь китов «не убедишь, что ты спасатель, а не китобой». Автор с гордостью пишет о том, что спасатели смогли помочь попавшим в беду животным: «Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море».
    Сальников считает, что человек непременно должен помогать животным. Автор приводит читателей к мысли, что помощь животным должна быть обычным, постоянным делом человека, и каждый день необходимо совершать такие «тихие» подвиги.
    Каждый человек должен бережно относиться ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвысится над ней, а помнить, что он её часть и в минуту опасности обязательно оказывать беззащитным нашим «братьям» помощь.

  3. Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.
    Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:
    С каждой избою и тучею,
    С громом, готовым упасть,
    Чувствую самую жгучую,
    Самую смертную связь.
    Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса…
    Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.
    Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.
    Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.
    Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.
    Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.
    А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…
    Автор сочинения — Сергей Большаков ©

  4. Содержание
    Введение
    1. Естественная основа жизни общества
    2. Географическая среда, окружающая среда, биосфера, ноосфера
    3. Компоненты биосферы
    4. Взаимоотношения человека и природы
    5. Противоречия во взаимоотношениях природы и общества
    6. Глобальные экологические проблемы и пути их решения
    Заключение
    Список литературы

    Введение
    Многие ученые рассматривают термин “окружающая среда” как синоним слову “природа”. Однако природа становится окружающей средой только тогда когда рассматривается в социальном контексте: человеческое общество зависит от природы и взаимодействует с ней, изменяет её в различных пространственно-временных масштабах.
    Среда обитания человека – окружающая среда – характеризуется совокупностью физических, химических и биологических фактов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность и здоровье человека. Именно потому сейчас стоит очень остро проблема взаимодействия человека с окружающей средой.
    В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.
    Цель представленной работы – изучить взаимодействие человека и природы и результаты этого взаимодействия.
    Задачи работы:
    изучить понятие «окружающая среда»;
    рассмотреть взаимоотношения человеческого общества с природой;
    выявить основные экологические проблемы;
    биосфера человек экологический проблема

    1. Естественная основа жизни общества
    Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы. В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности в интересах общества. Природные богатства (в первую очередь полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества. Выйдя из природы, человечество уже не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы». Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы. В свою очередь, природа и космос в целом вполне могут существовать без человека, обходиться без его присутствия и деятельности. Так происходило многие миллиарды лет. Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимость. Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди!» Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее.
    2. Географическая среда, окружающая среда, биосфера, ноосфера
    Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без раскрытия таких понятий, как «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера» и «ноосфера», а также их соотношения. Географическая среда — растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли — есть та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и прежде всего на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах. Важное значение в жизни человеческого общества играет окружающая среда. Это более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, также часть Солнечной системы, попадаемой или могущей попасть в сферу деятельности человека. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную среды обитания. Под естественной средой обитания подразумевают неживую и живую части природы — геосферу и биосферу. Биосфера есть сфера действия всего живого. Она включает в себя как сами живые организмы, так и сферу их обитания (верхняя часть земной коры, вода, атмосфера). Биосфера за время своего существования и развития произвела огромные изменения не только в преобразовании поверхности Земли, но и в самой структуре планеты. Она также тесно связана с космосом. Положительные для человека моменты освоения и преобразования естественных природных источников и богатств, составных частей естественной среды обитания, неоспоримы. Это, прежде всего, рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. И все это было взято человеком у природы — непосредственно или в преобразованном виде. В этом также отчетливо проявляется значение природы в жизни человека как основы его жизнедеятельности. Но человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать и нечто свое, то, чего нет в природе. Искусственная среда обитания это все то, что создано самим человеком: самые разнообразные предметы, а также выведенные им в результате селекции и одомашнивания животные и растения. С развитием общества роль и значение для человека искусственной среды обитания непрерывно возрастают. Однако динамика роста объемов искусственной среды обитания, ее влияния на окружающую природу не могут не беспокоить сегодня. Объем техномассы (вес всего созданного человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес всех живых организмов). Огромное, все увеличивающееся влияние общества и человека на природу получило свое отражение в учении В.И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека, Разума становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но одновременно — и ее сохранения. При этом общество выходит на уровень сознательного регулирования стихийного, слабо контролируемого ранее, развития производительных сил, неадекватного вмешательства в природу. На этапе ноосферы потребности общества должны быть соизмеримы с возможностями гео- и биосферы. Биосфера и цивилизация должны представлять собой не разнородные, противоречивые части, а составляющие единого целого, одного организма, дополняющие и помогающие друг другу.
    3. Компоненты биосферы
    Поскольку существует физическая зависимость человеческого организма от земных условий, все историческое развитие общества, человечества, его будущее необходимо рассматривать в неразрывном единстве с развитием, с будущим природы всей планеты, ее биосферы, поэтому целесообразно обратиться к компонентам биосферы, без которых невозможна жизнь человека, т.е. к природным ресурсам Земли.
    Природные ресурсы Земли делятся на неисчерпаемые и исчерпаемые. Последние, в свою очередь, делятся на возобновимые и невозобновимые.
    К неисчерпаемым природным ресурсам можно отнести солнечную радиацию, энергию морских волн, энергию ветра и энергию земных недр. С учетом огромных масс воздушной и водной сред планеты неисчерпаемыми считают атмосферный воздух и воду.
    Однако под влиянием антропогенного фактора химический состав и физическое состояние атмосферы и гидросферы начали изменяться. Качественное изменение воздуха и воды приводит к потере их биологической ценности и к ограничению возможности их технического использования.
    При современной технологии использования атмосферного воздуха и вод эти ресурсы правомочно считать неисчерпаемыми только при реализации крупномасштабных затрат на восстановление их качества. Восстановление или наращивание исчерпаемых возобновимых ресурсов (при этом они могут становиться практически неисчерпаемыми) является одной из важнейших задач рационального природопользования.

    4. Взаимоотношения человека и природы
    Вся история человеческого общества – это история его борьбы за выживание, история взаимодействия с окружающей средой. Ограниченному уровню развития производства в условиях первобытного общества соответствовал ограниченный радиус его воздействия на природу, главным образом охоты и собирательства. Природа полностью господствовала над человеком. С возникновением земледелия и животноводства произошел коренной перелом в отношении человека к окружающей природе. Человек перешел от полной зависимости от природы к ее использованию. Все виды воздействия человека на природу можно объединить в четыре типа: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное (опосредованное). Преднамеренное воздействие происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества. К ним относятся: добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов, ГЭС), вырубка лесов для расширения земледельческих площадей и для получения древесины и др. Непреднамеренное воздействие возникает побочно с первым типом воздействия, в частности, добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к понижению уровня грунтовых вод, к загрязнению воздушного бассейна, к образованию техногенных форм рельефа (карьеры, терриконы, хвостохранилища). Строительство ГЭС сопряжено с образованием искусственных водохранилищ, которые воздействуют на среду: вызывают повышение уровня грунтовых вод, меняют гидрологический режим рек и т. д. При получении энергии из традиционных источников (уголь, нефть, газ) происходит загрязнение атмосферы, поверхностных водотоков, подземных вод и пр. Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными. Прямые воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные с ней. Косвенные воздействия происходят опосредованно — через цепочки взаимосвязанных влияний. Так, преднамеренные косвенные воздействия — это применение удобрений и непосредственно влияние на урожайность культур, а непреднамеренные — влияние аэрозолей на количество солнечной радиации (в особенности в городах) и т. д. Создание цивилизации, “второй природы” все более отдаляло человека от “первой” дикой природы, укрепляло его защищенность от природных явлений, делало его относительно независимым от климата, размеров территории, наличия естественных биоресурсов. Одновременно, отторжение человека от природы ослабляло человека как биологический вид. Изменение образа жизни, пищи, а вместе с нею и биохимии организма, приводило к изменению наследственности и генетического кода человека. Каждый живой организм, в том числе и человек, в известном смысле несет в себе полный набор элементов периодической таблицы Менделеева, которые обеспечивают его здоровье, жизнедеятельность, нормальный обмен веществ. Выпадение из такого “набора” одного-двух элементов чревато самыми серьезными последствиями. Микроэлементы, легко попадающие в организм человека и также легко выводящиеся из него, оказываются жизненно необходимыми. Обращение микроэлементов в природе является долгим и сложным. Из почвы они вымываются водой, собираются растениями, с которыми они перерабатываются травоядными животными, оседая в их мышечных тканях и, уже оттуда, поступают в организм человека с животной пищей. Так через пищу человек “напрямую” связан с почвой, на которой живет, с подстилающими ее горными породами и образующими минералами. Почва – не что иное, как сложная система взаимодействия лежащих под ней пород, укоренившихся на них растительных сообществ, микроорганизмов и простейших животных. Растительность, несомненно, является началом и главным основным элементом органического мира, поскольку только растения обладают способностью превращать неорганические вещества в органические, вырабатывать живые ткани из таких неживых материалов как солнечный свет, углекислота, вода и минеральные соли. Поэтому, чем бы человек ни занимался, охотой, земледелием или животноводством, он прямо или косвенно зависит от растений, все равно, питается ли он их плодами или получает их в уже переработанном виде с мясом травоядных животных. Жизнь человека находится в самой тесной связи с геохимией и биохимией окружающей среды. Отсутствие в пище того или иного микроэлемента приводит к нарушению нормального обме
    на веществ, а в случае затянувшегося процесса – к развитию тяжелых наследственных заболеваний. Возникновение ряда эпидемических заболеваний происходит как результат обеднения почвы, истощенной непрерывной пахотой, и исчезновения в ней микроэлементов, жизненно необходимых для человеческого организма. Поэтому, чем интенсивнее земледельческая активность оседлого населения, тем сильнее изменяется окружение, характерная для каждой зоны совокупность растительных и животных сообществ. Комплекс происходящих изменений заставляет меняться самого человека, его орудия труда и охоты, образ жизни. Борьба за существование из плана физического оказывалась перенесенной в область знания, область мысли. Если прежде выживал более сильный и выносливый, то теперь человек уже не мог полагаться только на физическую силу. Его жизнь определялась тем, с какой из социальных групп он был связан. Важнее физического состояния стало состояние социальное, место, которое человек занимал в иерархическом сообществе. Человек, воздействуя на окружающую природу и изменяя ее, в результате, должен был изменяться сам. Человек, как и другие виды живых организмов, способен адаптироваться, то есть приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптацию человека к новым природным и производственным условиям можно охарактеризовать как совокупность социально-биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организма в конкретной экологической среде. Жизнь каждого человека можно рассматривать как постоянную адаптацию, но наши способности к этому имеют определенные границы. Если человек не мог приспособиться к изменившимся условиям, он погибал или оказывался в своеобразном эволюционном тупике, где с трудом поддерживал уровень жизни, некогда достигнутый. Отношение человека (субъекта) к природе (объекту) определяется двумя независимыми величинами: – Наличием необходимых природных ресурсов; – Уровнем вооруженности субъекта; Под субъектом может подразумеваться человек, производственный коллектив или сообщество в целом. Результат в любом случае будет зависеть от качественных характеристик указанных величин, находящихся в зависимости от географических условий и от уровня развития материальной и духовной культуры общества. Практически, начало всех изменений окружающей среды в результате деятельности человека заключается в самом человеке. В условиях научно-технической революции все более усложняются взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. Научно-техническая революция порождает невиданные ранее возможности для эксплуатации сил природы, но вместе с тем и для ее загрязнения, разрушения, уничтожения.
    Современный этап воздействия человека на природу является антропогенным и характеризуется следующими особенностями:
    1) в систему воздействия человека на природу включается новый элемент – его разум, позволяющий осуществлять целенаправленную эксплуатацию природы, вооружив людей орудиями труда, которые во много раз усиливают воздействие человека на окружающую среду;
    2) влияние антропогенного фактора на окружающую среду характеризуется постоянным ростом давления на природу в меру совершенствования средств труда и пространственного расширения деятельности человека: прямого (экстенсивного) и по растущему числу сфер (интенсивного);
    3) исключительную значимость в деятельности антропогенного фактора играет все большее ускорение развития человечества. В этих условиях природа не успевает восстановить равновесие экологических систем, нарушенное вмешательством человека;
    4) возрастает использование человеком ресурсов природы;
    5) происходит целенаправленное изменение человеком природы (ландшафтов, растений, животных) и биоценоза (совокупность живых компонентов) отдельных регионов;
    6) происходит нарастание все более масштабных побочных, часто непредвиденных и не предполагавшихся, последствий человеческой деятельности.
    5. Противоречия во взаимоотношениях природы и общества
    Во взаимоотношениях природы и общества неизбежны противоречия. История совместного существования человека и природы представляет собой единство двух тенденций. с развитием общества, и особенно его производительных сил, постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой. Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе; одновременно постоянно растет уровень противоречий, дисгармония отношений между человеком и природой. Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составных частей, есть единое целое. В силу данного обстоятельства направленное воздействие общества на отдельные части природы, даже независимо от воли людей, оказывает одновременное воздействие и на другие его участки. Игнорирование человеком целостного, диалектического характера природы часто приводит к отрицательным последствиям как для природы, так в конечном счете и для общества. Особенно отрицательными как для природы, так и для общества становится бесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибо последствия этого вмешательства из-за высокого уровня развития производительных сил весьма существенны, а зачастую просто непредсказуемы. Для ослабления противоречий любое вторжение в природу, даже в самых скромных масштабах, сегодня должно быть заранее всесторонне просчитано и обосновано. Кроме того, необходима постоянная забота со стороны человека о поддержании динамического равновесия между природой и обществом. Нужно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальных парков, заповедников и т.п.), т.е. переходить от потребительского отношения к природе к гармонии с ней.
    6. Глобальные экологические проблемы и пути их решения
    Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие: – уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных; – в значительной мере истреблен лесной покров; – стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых; – мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов; – атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом; – частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения; – загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов. Cтало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попытка такого международного объединения была осуществлена еще в начале XX века. Тогда в ноябре 1913 г. в Швейцарии состоялось первое международное совещание по вопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государств мира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественно новый уровень. Заключаются международные конвенции по охране окружающей среды (квоты по вылову рыб, запрет на промысел китов и др.), осуществляются самые различные совместные разработки и программы. Еще одним направлением для решения экологической проблемы, и может быть в перспективе — самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на одном из первых мест. Заключение В ходе работы были изучены понятия географической среды, окружающей среды, биосферы и ноосферы. Также были проанализированы компоненты биосферы и последствия их использования. Воздействие человека на природу можно подразделить на четыре типа: преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное. Любой вид нерационального воздействия на природу приводит к множеству экологических проблем, которые особенно остро встают в наше время. Эти проблемы и пути их решения освещены в пункте данной работы. Тесная взаимосвязь человека и природы очевидна и неоспорима, поэтому человек должен перейти от потребительского отношения к окружающей среде к рациональному, чтобы сохранить природу от гибели. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания – экологического сознания.

    Список литературы
    1. Андронова Б.В. Экология. – М: ИНФРА-М, 2001.
    2. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М.: ИНФРА-М, 1995.
    3. Петров В.В. Экология и право. – М.: Наука, 1981.
    4 Экология / Под ред. Банникова М.С. М.: ИНФРА-М, 2003.
    5. Экология / Под ред. Сычева К.М. – М.: ИНФРА-М, 2000
    6. “Большой энциклопедический словарь” – М.
    7. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ.Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. – М, Высшая школа. 2001 г.
    Размещено на Allbest.ru

  5. Взаимоотношения человека и природы всегда были объектом внимания русских писателей. Важно, что природа рассматривалась ими не как фон, не как что-то мертвое и лишенное души. Традиция русской литературы заключается в том, что природа считалась частью Вселенной, живой субстанцией, существующей по одним и тем же законам с человеком. Следовательно, она признавалась равной ему, а, может быть, и превосходящей его по разуму, чувствам, мудрости.
    Одним из ярких примеров в этом смысле является стихотворение А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира.
    В стихотворении Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени. Пушкин чувствует мудрость «общего закона» – вечного обновления и торжества жизни: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…». Этот закон воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
    Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения для лирического героя. Он с радостью приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
    В романтической поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья.
    Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри поистине слился с природой. Величественные картины Кавказа произвели на юношу неизгладимое впечатление: «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, груды темных скал, горные хребты, в снегах, горящих, как алмаз, Седой незыблемый Кавказ…» Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри.
    Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены. Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.
    Писатели 20 века переняли традицию русской классической литературы в восприятии и описании природы. М.А. Шолохов показывает, что его герои-казаки неразрывно связаны со своей землей. Любовь к родине прочно вошла в жизнь этих людей, в их систему ценностей, культуру, мировосприятие. А природа является непосредственным проявлением родной земли.
    Чтобы подчеркнуть эту нерасторжимую связь, Шолохов прибегает к параллелизму – приему, заимствованному им из фольклора. Различные состояние природы писатель мастерски соотносит с психологическим состоянием своих героев, что позволяет более точно и глубоко проникнуть во внутренний мир человека.
    Так, в главе 50 третьей книги «Тихого Дона» пейзаж обрамляет и сопровождает вспыхнувшие чувства и возрождающиеся отношения между Григорием и Аксиньей. Описание природы комментирует чувства героев (главным образом, Аксиньи), помогает проникнуть в их внутренний мир, понять их чувства и их сущность.
    В произведениях М. Пришвина – классика русской литературы 20 века – также огромную роль играет родная природа. Героями творений Пришвина становятся не только люди, но и птицы, животные. Читая рассказы этого писателя, удивляешься его наблюдательности, доброте, силе сердечного участия в мире всего живого.
    Книга рассказов Пришвина «Лесная капель», например, также погружает нас в мир природы, мир леса. Из нее мы узнаем о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, о том, как охотник устраивает облавы на волков, какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы, и что собой представляют большие торфяные болота и т.д.
    Читая книги Пришвина, начинаешь понимать, что жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. И если их нарушать, то будет нарушена вся жизнь, в том числе, и человека.
    Таким образом, в русской литературе природа и человек тесно взаимосвязаны. Писатели показывают, что они являются частью одного целого, живут по одним законам, взаимно влияют друг на друга. Самовлюбленные заблуждения человека, мнящего себя господином природы, приводят к настоящей трагедии – гибели всего живого и людей, в первую очередь. И лишь внимание, забота и уважение в законам природы, Вселенной могут привести к гармоничному существованию человека на этой Земле.

  6. Природа всегда была для человека источником полезных и жизненно необходимых ресурсов, а также сил и вдохновения. Несмотря на то, что мы привыкли жить в городах, где островки растительности почти так же редки, как оазисы в пустыне, все мы с удовольствием пользуемся дарами матушки-земли и при любой возможности стремимся быть к ней поближе.
    Сложно представить себе, что бы мы делали без сочных фруктов, свежих овощей, чистой ключевой воды, хлеба или крупы. Целебные травы и натуральная косметика лучше всего способны поддержать наше здоровье, сохранить молодость и красоту. Одежда из натуральных тканей также ценится во всем мире. А обо всех прелестях отдыха в живописном месте нет смысла даже и говорить, потому что это понятно без слов!
    Тем не менее, не все люди умеют ценить то, что дает нам природа. Многие из них пренебрежительно и потребительски относятся к ней: засоряют водоемы, оставляют мусор в неположенных местах, сжигают и вырубают леса или занимаются браконьерством.
    Все это приводит к тому, что естественные запасы натуральных ресурсов истончаются, и происходит загрязнение окружающей среды. К счастью, в настоящее время существуют организации, занимающиеся защитой того, что всем нам очень дорого: Международный союз охраны природы, «Гринпис», Всемирный фонд дикой природы и другие.
    Благодаря деятельности таких компаний, все мы до сих пор имеем возможность любоваться прекрасными пейзажами, слагать стихи, бродя по парку в густой тени деревьев, купаться в чистом море, вкусно и правильно питаться, красиво одеваться, да и просто жить счастливой полноценной жизнью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *